Скоро в школу – готова ли речь вашего ребенка к школе

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей

Ирина Гурова
Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей

Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний.

Ребёнку очень важно иметь такой уровень развития речи, при котором он сможет успешно усвоить школьную программу. Ведь от того, насколько хорошо развита речь ребёнка, будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов.

Итак, что же входит в понятие «Речевая готовность к школе»? Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой?

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Умение слушать и слышать других.

Слушание – это один из видов речевой деятельности. При несформированности умений слушать и слышать у детей могут возникнуть трудности в понимании и усвоении материала, предъявляемого учителем устно. Ребёнку очень важно вникать в содержание того, что говорит учитель. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

2. Звуковая сторона речи.

Сформированность звуковой (фонетической) стороны речи предусматривает:

– умение правильно произносить все звуки речи;

– чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (мотоциклист, регулировщик, термометр, температура);

– говорить громко или тихо, шёпотом, в зависимости от ситуации;

– изменять темп, интонацию речи с учётом содержания высказывания.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

3. Умение различать звуки речи на слух (фонематический слух).

Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (то есть, «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих букв во время письма. Например, если ребёнок плохо различает глухие-звонкие звуки, то напишет «панан» вместо «банан», «бочка» вместо «почка» и т. д. Важно отметить, что при нормальном ходе речевого развития различение всех звуков доступно ребёнку, начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что отсутствие умения различать звуки на слух является основной причиной их замен в устной речи, а в дальнейшем – и в письме. Так что трудности слуховой дифференциации звуков должны быть преодолены. Вот почему так важно развивать фонематический слух ребёнка.

4. Функции языкового анализа и синтеза.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения.

Звуковой анализ и син тез

Для записи любого слова ребёнку нужно не только уметь отличать друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, то есть, он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте. Формами звукового анализа являются следующие.

– Выделение звука на фоне слова: «Есть ли в слове «санки» звук [с]?» Ребёнок здесь должен определить лишь наличие звука в слове.

– Выделение звука из начала и конца слова: «С какого звука начинается слово «астра?» или «Какой первый звук в слове «астра»? «Какой последний звук в слове «лук»? или «Какой звук стоит в конце слова «лук»?

– Позиционный анализ, т. е. определение места звука в слове: «В каком месте в слове «лес» стоит звук [с] – в начале, середине или в конце?»

– Количественный анализ: «Сколько звуков в слове «сыр»?

– Последовательный анализ: «Назови все звуки по порядку в слове «сыр».

– Фонематический синтез: «Составь слово из звуков [ш], [а], [р]». Звуки могут предъявляться как в правильной, так и в нарушенной последовательности.

Слоговой анализ и син тез

Слоговой анализ предполагает умение определять количество слогов в слове, делить слова на слоги. Также важно умение составлять слова из предложенных слогов, которые можно назвать ребёнку, как по порядку, так и в нарушенной последовательности.

При недостаточном развитии функций звукового и слогового анализа и синтеза наиболее распространёнными являются следующие ошибки, возникающие при письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв, слогов (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); перестановки букв, слогов (комната – «конмата»).

Синтаксический анализ и син тез

Синтаксический анализ предполагает определение количества и последовательности слов в предложении, как без предлогов, так и с предлогами: «Сколько слов в этом предложении? Какое первое слово? Какое второе слово? Есть ли ещё слова в предложении? Сколько всего слов?». Синтез предполагает умение составлять предложение из предъявленных слов, как в правильной, так и в нарушенной последовательности. Если ребёнок плохо владеет анализом предложения, то на письме может проявиться слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (в доме – «вдоме», и, наоборот, раздельное написание слов, особенно приставок и корней (наступила – «на ступила»).

Читайте также:
Что делать, чтобы ребенок заговорил?

5. Лексическая сторона речи (словарный запас).

В школе ребёнку понадобится отвечать на вопросы учителя, излагать изученный материал, передавать содержание событий, картин, пересказывать художественные произведения, грамотно писать сочинения и изложения и многое другое.

Недостаточность словаря проявляется в том, что ребёнок затрудняется в назывании предметов, долго подбирает слова при построении высказывания, активно жестикулирует. Причиной использования слов-паразитов: «ну…», «это», «ну, в общем…», «так сказать», «это самое» часто тоже является бедность словарного запаса.

О недостаточном словарном запасе свидетельствует и неточное употребление имеющихся в словаре слов: в речи детей может присутствовать большое количество слов-заменителей. Это значит, что дети часто путают слова, обозначающие сходные по внешнему виду или функциональному назначению предметы (рукавицы – «перчатки», сапоги – «ботинки» и т. д.). Иногда дети вместо конкретного названия предмета употребляют обобщающее слово (туфли – «обувь», куртка – «одежда» и т. д.). То же самое происходит и с глаголами. Например, из-за отсутствия в словаре ребёнка глагола «ползает», о змее говорится, что она «ходит» и др.

При пересказе рассказов, сказок, ребёнок упрощает слова (крошечный – «маленький», громадный – «большой», т. е. практически не использует авторские средства выразительности.

Всё это ограничивает речевые возможности.

Чем больше слов ребёнок будет иметь в запасе, тем более точно и легко сможет выражать свои мысли в речи.

Словарный запас каждого человека делится на пассивный (слова, которые он знает, но не употребляет) и активный (слова, которые он используем в разговорной речи). Причем пассивный словарный запас значительно превышает активный.

Прежде всего, нужно понимать, что количество слов зависит от уровня осведомлённости ребёнка об окружающем. Ведущая роль в этом процессе принадлежит, конечно же, семье. Родители должны понимать: чтобы речь малыша стала действительно яркой, богатой и выразительной, необходимо помогать малышу обогащать свой словарный запас каждый день.

Развитию словаря способствует ознакомление ребёнка с окружающим миром дома, на прогулках, при посещении разных мероприятий; чтение художественной литературы – сказок, рассказов, стихотворений, рассматривание иллюстраций…

Что должны уметь дети, поступающие в школу?

– Точно подбирать слова при назывании предметов, признаков и действий;

– употреблять слова с обобщающим значением;

– подбирать признаки к определённому предмету (яблоко круглое, красное, гладкое, твёрдое, сочное, сладкое);

– подбирать возможные действия к предмету (собака лает, бегает, охраняет, грызёт);

– подбирать предметы к заданному признаку, действию (спортивный зал, костюм, снаряд, судья);

– подбирать противоположные по смыслу слова – антонимы (сильный – слабый, трудолюбивый – ленивый);

– подбирать близкие по значению слова – синонимы (боец храбрый, смелый, отважный);

– понимать и использовать многозначные слова (ручка шариковая, ручка дверная);

– использовать в речи сравнения, метафоры (туча комаров);

– понимать и использовать слова и фразы с переносным значением (сломя голову, острый сыр, золотые руки);

– подбирать однокоренные (родственные) слова (лес, лесок, лесник, лесовик).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. Также возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

5. Грамматический строй речи.

Ребёнок, поступающий в школу должен владеть на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т. п.) без изменения при этом основного значения слова. При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, – образуются так называемые однокоренные слова.

Грамматической системой словоизменения ребёнок обычно овладевает к 4 годам, системой словообразования – к 7-8 годам. Эти сроки довольно условны.

Проверка сформированности у ребёнка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно ещё умение пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой. Большинство этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь наблюдаются определённые трудности.

Итак, ребёнку нужно владеть следующими умениями.

– Изменять число существительных (стул – стулья – много стульев);

– согласовывать числительные с существительными (один медведь, два медведя, пять медведей);

– согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (красная крыша, красный шарф, красное кресло, красные носки);

– понимать значения предлогов и употреблять их в составе предложений;

– образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (большой ключ, а маленький ключик; у мышки хвост, а у волка хвостище);

– образовывать глаголы с помощью приставок (пришёл, ушёл, подошёл, отошёл, обошёл, вышел);

– образовывать относительные прилагательные (деревянный стол, шёлковое платье);

– образовывать притяжательные прилагательные (волчий хвост, медвежья берлога);

– образовывать сложные слова (длинноногий, голубоглазый);

– уметь составлять и использовать в речи предложения разных типов.

Все трудности, связанные с усвоением ребёнком грамматической системы языка, неизбежно проявятся на письме, поэтому их нужно постараться преодолеть к началу школьного обучения.

6. Связная речь.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о её развитии необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Читайте также:
Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет

Детям нужно уметь:

– свободно общаться со взрослыми и сверстниками;

– поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

– рассказывать о пережитых событиях;

– пересказывать содержание сказки, рассказа;

– описывать окружающие предметы;

– раскрывать содержание картины, некоторых явлений окружающей действительности;

– составлять рассказ по серии сюжетных картин;

– включать элементы творчества в рассказы.

Нарушение самостоятельной связной речи в школе может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения в школе.

Без целенаправленной работы по развитию речи, а, при необходимости, по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, и другим предметам, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.

– Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе. – М. : Знание, 1994, 192 с.

– Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. – СПб. : Дельта, 1996, 384 с.

– Тесты для детей. Готов ли ваш ребёнок к школе? Сост. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева – СПб. : Дельта, 384 с.

Речевая готовность детей к школе

Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков.

Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и преподавателями.

Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребенка в освоении школьных дисциплин и его социализация.

От чего зависит успеваемость ребенка в школе?

Успеваемость будет зависеть от того, насколько хорошо были сформированы определенные предпосылки в дошкольном возрасте:

  • развитый физический слух;
  • нормальное физического развитие будущего школьника;
  • развитая общая и мелкая моторика;
  • нормальная работа центральной нервной системы;
  • любознательность, тяга к знаниям, познавательная активность;
  • правильные представления об окружающем мире (понимание времени, пространства, умение считать);
  • готовность ребенка обучаться в коллективе, коммуницировать со своими сверстниками и т.д.

Все эти предпосылки формируются задолго до обучения в школе, где он будет получать новые знания и навыки, необходимые для полноценного обучения. При этом сама готовность ребенка к школе не завершается в первом классе, т.к. она подразумевает не только определенный запас представлений и знаний, но и развитие обобщающей деятельности мышления.

Значение речевого развития при подготовке к школе

Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.

Примерно в возрасте 5-6 лет, которые предшествуют началу обучающего процесса, ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно обширным (порядка 3500 слов), он должен ясно излагать свои мысли и желания, используя ту лексику, которая есть в его арсенале.

К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов.

Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам.

Что означает речевая готовность к школе

Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи, о которых далее пойдет речь.

1. Умение слушать и слышать других

Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.

2. Сформированность звуковой стороны речи

Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:

  • умение четко и внятно произносить все звуки речи;
  • возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;
  • умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).

Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

3. Умение различать звуки речи на слух

В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».

4. Функции языкового анализа и синтеза

Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:

  • Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове.
  • Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).
  • Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).
  • Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).
  • Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).
Читайте также:
В каком возрасте следует обращаться к логопеду

Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.

Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.

Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.

5. Словарный запас

Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.

В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д.

Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.

Часто у детей формируется ошибочное понимание слов, которое происходит тогда, когда он слышит новые для себя слова в образных высказываниях, но понимает их по-своему. Примеров может быть масса: ребенок услышал выражение «потерять смысл» и теперь воспринимает слово «смысл» как потерянную вещь; кто-то думает, что «конфетти» – это конфеты и т.д.

На бедность словарного запаса также указывает упрощение слов. К примеру, вместо «массивный» – «большой, «крошечный» – «маленький» и т.д. Особенно это заметно при пересказе сказок, рассказов, когда ребенок заменяет слова, используемые автором, на те, которые ему знакомы.

В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому среди рекомендаций, которые даются родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества сложных слов, сравнений, метафор. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они означают.

Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:

  • умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;
  • употребление в связной речи слов с обобщающим значением;
  • умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зеленая);
  • умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.);
  • умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта, учебники, коридор);
  • понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький);
  • понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный);
  • понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба);
  • понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»);
  • понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей», «сломя голову»);
  • умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).

Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.

Как понять, готов ли ваш ребёнок к школе. И нужно ли вообще готовиться

Подготовиться к школе — это научиться читать и писать. Или важнее, чтобы ребёнок умел сам одеваться и не боялся задавать вопросы? Нейропсихолог Wunderpark Дарья Бородина рассказывает, на что обращать внимание родителям будущих первоклашек и как понять, что ребёнок к школе пока не готов.

Не только прописи

Есть несколько блоков, по которым можно оценивать готовность будущего первоклассника. Среди них:

Педагогическая готовность

Это те самые учебные навыки, о которых вспоминают в первую очередь, когда говорят о готовности к школе: чтение, письмо, память. Но только чтения и письма для готовности мало, важны и другие — во многом даже более значимые — факторы.

Физиологическая готовность

В первую очередь обращаем внимание на развитие крупной и мелкой моторики — это основа всех высших психических функций и когнитивного развития. Обращаем внимание, насколько ваш ребенок:

  • Уверенно владеет всеми бытовыми действиями (ест вилкой и ложкой, сам чистит зубы, одевается, расстегивает и застегивает пуговицы, завязывает шнурки);
  • Хорошо ориентируется в пространстве, бегает, прыгает, сохраняет равновесие, стоя на одной ноге, катается на велосипеде, коньках, лыжах, прыгает на скакалке, уверенно ловит и бросает мяч, может отбить от земли мяч до 5 счетов;
  • Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, мелкими деталями. Хорошо вырезает ножницами;
  • Не испытывает трудностей при рисовании, выполняет координированные графические движения: умеет чертить вертикальные и горизонтальные, наклонные линии, штрихует с разным наклоном, рисует ломаные линии, круги, полукруги.
Социально-психологическая готовность

Усвоение социальных норм, правил, выстраивание отношений со сверстниками, взрослыми, регуляция поведения, деятельности.

Личностно-мотивационная готовность

Определяется уровнем эмоционально-волевой зрелости — это про умение справляться со своими «хочу». Что помогает развитию познавательной и мотивационной сфер дошкольника:

  • Ощущение безопасности, хороший контакт и включенность родителей;
  • Понимание задач возрастного периода. Положительное подкрепление и поддержка;
  • Режим сна, интеллектуальных и физических нагрузок, ежедневные прогулки, полноценное питание. Спонтанная физическая активность и игра;
  • Поручение посильных домашних обязанностей;
  • Опыт позитивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Накопление и расширение опыта различных видов деятельности (творческие занятия, продуктивные виды деятельности, конструирование).
Читайте также:
Если ребенок не хочет читать

Нейропсихологическая готовность

Своевременное созревание структур мозга помогает успешной адаптации к школьной среде, к деятельности, которой будет заниматься ребенок в школе. Готовность к школе формируется к 6–7 годам. Но у каждого ребенка индивидуальный темп развития. То, что ребенку исполнилось 7 лет, не значит, что он готов к школе. Мало просто обладать знаниями, уметь себя обслуживать в бытовом плане, быть физически развитым и бойко коммуницировать. Для успешной учебы важно нейропсихическое созревание.

Если не уделить пристальное внимание готовности нейропсихической сферы, получится умный ребенок, который плохо учится. Он может знать буквы, цифры, писать, считать, но делать это непоследовательно, через силу. И причина тут не в интеллектуальных способностях, а в нарушении динамической организации и системном строении высших психических функций, а именно произвольного внимания, восприятия, памяти, развитой речи и логического мышления. И это, на самом деле, главное, на что надо обращать внимание при подготовке к школе.

  • Произвольное внимание — способность сосредоточиться, удерживать позу во время урока, работоспособность, координированность движений. Если функция не созрела, ребёнок будет отвлекаться, быстро уставать, ему сложно будет высидеть весь урок за партой, он будет постоянно ёрзать на стуле, ложиться на парту, болтать ногами. Для ребёнка с неразвитым произвольным вниманием характерны эмоциональная реактивность, раздражительность, плаксивость, избыточная чувствительность. Колебание темпа деятельности (то быстрее, то медленнее). Чтобы развивать этот навык, надо следить за режимом сна и бодрствования, физических и интеллектуальных нагрузок. Не забывайте про ежедневные прогулки на свежем воздухе и полноценное питание.
  • Зрительное восприятие — переработка зрительной информации: распознавание цвета, света, контуров, величины, формы предметов, изображений; целостность зрительного образа; выделение фигуры из фона. Если функция не созрела, ребёнку сложно распознавать элементы букв и слов, могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. Зрительная память необходима, чтобы списать с доски или с книги. Ребенок к школе обычно способен к непосредственному запоминанию 5–6 не связанных между собой образов при 3–4-кратном повторении. Чтобы развивать навык, надо больше читать, ходить в художественные галереи.
  • Слуховое восприятие — переработка слуховой информации: распознание бытовых шумов, распознание интонации, высоты и ритма звучания; фонем языка и понимание речи. Если фонематический слух не сформирован, будет сложно со звукобуквенным анализом, восприятием и воспроизведением звука, слога, слова. Слухоречевая память нужна, чтобы удерживать в памяти инструкции. Подготовленный к школе ребенок, как правило, произвольно запоминает 8–10 слов при подкреплении запоминания наглядными или словесными образами. Развить слухоречевую память помогают песни с последующим разбором слов, аудирование и изучение элементарных слов из другого языка.
  • Логико-пространственное восприятие — освоение «схемы тела», (если не ориентируется в схеме тела — не ориентируется в пространстве), освоение внешнего пространства, ориентировка в схематичном пространстве (на бумаге). Пространственное восприятие важно и для логико-грамматического чутья — понимания базовых конструкций языка (форм слова, времен, предлогов на соотношение в пространстве: дальше — ближе, больше на, меньше на). Если проблемы возникли с пространственным восприятием, ученик может не понимать задачи, «зеркалить» буквы и цифры или путать похожие по написанию буквы, не видеть «поля». Тут помогут занятия спортом, игры на ловкость, скорость, координацию, задания по дому с поиском предметов в пространстве.
  • Логическое мышление — переход от наглядно-образного к словесно-логическому. Словесно-логическое мышление развивается на протяжении всей учебы. В него входят: способность к систематизации и классификации, сравнению (ребенок находит общее, различие предметов, явлений и процессов), способность к анализу простых причинно-следственных связей, может самостоятельно сделать простой логический вывод, способность понимать смысл и последовательность на картинках, в рассказе и в жизни. Чтобы развивать, можно решать ребусы и головоломки, тренировать рассуждения.
  • Развитая речь — базовая функция, на основе которой строится чтение и письмо. К 5,5 годам ребенок в норме полностью дифференцирует звуки родного языка и правильно их произносит. К первому классу желательно, чтобы ребёнок умел задавать вопросы, давать полные ответы, строить развернутые фразы, сложносочиненные предложения, составлять самостоятельный монологический рассказ или пересказать мультик, сказку, придумывать связный рассказ по последовательным картинкам, а не описывать, что нарисовано. Бедный словарный запас, трудности звукопроизношения, трудности фонематического восприятия ведут к сложностям в учебе. Детям сложно различать смыслы похожих по произношению слов («дочка» — «точка»), возникают проблемы с правильным грамматическим построением фразы, трудности словоизменения и словообразования («клубни» — «клубниковый», «у меня много печеньев», «2 зайцев»). Развивать просто: читать, читать и еще раз читать!

Чек-лист НЕготовности к школе

Сложность оценки нейропсихической готовности к школе не только в том, что этот аспект в принципе не учитывается в стандартных тестах. Проблема еще и в том, что заметить нейропсихические отклонения часто можно только в процессе учебы, а не путем анкетирования/тестирования. Мы составили чек-лист для родителей и педагогов дошкольных заведений, который поможет увидеть, что ребенку перед школой, возможно, необходима нейропсихическая диагностика.

Проблемы, которые могут возникать на этом уровне:

  • Регуляция уровня общей активности. Ребёнок быстро устаёт, всё время вялый, часто болеет. Ему свойственна двигательная неловкость, вычурные позы, синкинезии (движения, присоединяющиеся к основным, — движение языком во время письма).
  • Моторика: отставание в развитии крупной и особенно мелкой моторики (завязывание шнурков, рисование, вырезание, лепка); отставание в развитии речевой моторики.
  • Артикуляция: смешение или нечеткое произнесение звуков, в анамнезе длительные занятия с логопедом из-за трудностей автоматизации произнесения звуков.
  • Письмо: смешение на письме звуков, близких по произношению, или букв, близких по написанию (т-п, б-д, т-к, т-н, ж-х, и-у).
  • Фонематический слух: замена звуков, близких по звучанию, в устной и письменной речи.
  • Словарь: трудности называния, поиски слов, вербальные замены, частое использование местоимений и обобщающих слов.
  • Снижение слухоречевой памяти: переспрашивают учителя, пропускают слова, куски фраз, целые фразы из диктанта; трудности пересказа; ошибки в математике из-за трудностей запоминания (устный счет и задачи).
  • Зрительное восприятие: трудности опознания изображений предметов, особенно если рисунок стилизован или перенасыщен.
  • Зрительные представления: рисунки очень обобщенные, при повторении рисунка не закрепление, а утеря формы.
  • Письмо: трудности усвоения графического образа буквы и цифры (путает зрительно похожие знаки, особенно заглавные или редкие буквы Н-К, ц-ч, п-к-н, цифры 1-7, 3-5).
  • Чтение: замедленное или угадывающее чтение из-за трудностей опознания букв.
  • Общая ориентация в пространстве: трудности запоминания маршрута; трудности дифференцировки право-лево.
  • Речь: трудности понимания логико-грамматических конструкций (в частности, в условиях задачи).
  • Счет: зеркальное написание цифр; зеркальное чтение примеров (вместо 23—5=… читает 32—5=27); трудности усвоения разрядного строения числа; трудности решения примеров с переходом через десяток.
  • Письмо (и ведение тетрадей): с трудом ориентируется на письме, не может удерживать строку; колебания наклона, ширины и высоты букв, раздельное написание букв внутри слова; устойчивая зеркальность при написании букв; трудности актуализации графического/двигательного образа буквы (замена на зрительно похожие или близкие по написанию буквы), замена рукописных букв печатными, необычный способ написания букв; трудности овладения идеограммами, словарными словами («клосная радота», «Масква», собственное имя); пропуск и замена гласных, в том числе ударных («были» — «бАла»); тенденция к фонетическому письму («шесе», «ручйи»); нарушение порядка букв в словах; слитное написание двух и более слов («шликдеревне»).
  • Программирование, планирование, регуляция и контроль: признаки слабости при выполнении всех заданий; трудности вхождения в задания (замедленное по сравнению с другими детьми включение в работу); трудности ориентировки в условиях задачи или требованиях задания; трудности построения программы, ее упрощение, проявляющееся в пропусках частей программы; повторение программы или тех частей, то есть инертность; импульсивность, легкая отвлекаемость; трудности контроля за выполнением задания; трудности переключения на новое задание.
  • Ошибки в математике: персеверации (повторы) при написании цифр, знаков действия; персеверации действия (5+2=7; 6-2=8); импульсивность в устном счете (15-7=2); стереотипное, механическое решение задач, трудности решения задач с конфликтными условиями.
  • Ошибки на письме: пропуск элементов букв, букв, слогов, слов; персеверации (повторы) элементов букв, букв, слогов, слов («ледоходох»; «появлявляются»); антиципации («знездо», «холхозные», «рябята»); контаминация двух слов в одно («все еще» — «всеще»); трудности выделения предложений и слов (замена заглавных букв строчными в начале предложения, пропуск точек, слитное написание слов с предлогами); обилие орфографических ошибок при знании соответствующих правил.
  • Особенности устной и письменной речи: стереотипные простые предложения, отсутствие сложных предложений; вопросов для построения, развернутых предложений; неразвернутость, краткость текста; необходимость вопросов для построения текста; пропуск существенных смысловых кусков текста; отсутствие или стереотипия связующих элементов в тексте.
Читайте также:
Психомоторное развитие ребёнка в раннем детстве

Все эти признаки внимательный учитель заметит на уроке, но без правильной интерпретации такое поведение будет расценено как школьная неуспешность. Начальный период учебы в школе, как лакмусовая бумажка, выявляет скрытые ранее сложности. Чтобы этого избежать, лучше заранее, в возрасте 5–6 лет, провести нейропсихологическую диагностику и последующую коррекцию.

Скоро в школу – готова ли речь вашего ребенка к школе

Совсем скоро относительно беззаботный малыш станет первоклассником.

Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма. В силах родителей и педагогов добиться того, чтобы этот процесс стал доступным и интересным для детей. Существует целый ряд критериев оценки готовности ребенка к школе. Это общее состояние его здоровья, достаточный уровень мотивации и произвольности, умение общаться со сверстниками и взрослыми, хорошее умственное развитие: внимание, память, восприятие, мышление и речь должны соответствовать возрастным нормам, хорошее состояние общей и мелкой моторики, соответствующий возрасту уровень сформированности пространственных и латеральных представлений, достаточная познавательная активность. Сегодня мы поговорим о «речевой готовности» ребенка к школе.

Говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть именно уровень речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи родного языка будет происходить усвоение всего курса школьной программы.
Поэтому давайте уточним, а что, собственно, подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению»

Речевая готовность включает в себя целый комплекс речевых компонентов – это правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.

Это краткое описание того, чем должен владеть ребенок в области развития речи при поступлении в школу, чтобы беспрепятственно начать обучение грамоте.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Читайте также:
Играем пальчиками – развиваем речь

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка – звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные, гласные и согласные звуки. Ребенок должен на слух определять тонкие различия в звучании звуков. Хорошо развитый речевой слух ребёнка является необходимым условием при обучении грамоте.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умения работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки слогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (у лисы – хвост, а у лисёнка – хвостик), умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: голубая, голубой; образовывать прилагательные от существительных: «Стол сделан из дерева. Значит он какой? (Деревянный.)»

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Мы в силах вместе помочь вашему ребенку, если у него есть речевые проблемы.

Итак, ребёнок приходит в школу. Давайте вместе посмотрим, всё ли в порядке с развитием речи у будущего ученика. Первое, на что надо обратить внимание, как ребенок произносит звуки родного языка.

Попросите ребенка повторить ряд слов с группой свистящих звуков: [С]- собака, маска, нос; [С`]- сено, василёк, высь; [З]-замок, коза; [З`]-зима, магазин; [Ц]- цапля, овца, палец; затем ряд слов с шипящими звуками: [Ш]-шуба, кошка, камыш; [Ж]- жук, ножи; [Щ]- щука, вещи, лещ; [Ч]- чайка, очки, ночь; затем ряд слов с сонорными звуками: [Р]- рыба, корова, топор; [Р`]- река, варенье, дверь; [Л]- лампа, молоко, пол; [Л`]- лето, колесо, соль.

Остро встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро).

Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Если ребёнок нечетко произносит звуки, искажает их, заменяет или опускает, то необходимо заняться коррекцией произношения. Иногда процесс работы над звуком занимает много времени. Поэтому необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду и начать занятия. Определить характер нарушений у ребенка может только специалист. После знакомства с ребенком логопед подберет комплекс индивидуальных заданий, которые помогут скорректировать произношение.

Сейчас же можно дать только общие рекомендации по развитию артикуляционной моторики с помощью упражнений для губ и языка.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Её можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений. Лучше выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом, чтобы можно было проконтролировать движение органов артикуляции. На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Следующий речевой компонент, который играет очень важную роль при обучении письму и чтению, фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие предполагает умение на слух определять фонемы, близкие по звучанию, производить простейший звуковой анализ и синтез слов. Предложите вашему сыну или дочери повторить вслед за вами цепочки слогов: ба – па – ба, са – ша – са, ша – жа – ша, ца – са – ца, ра – ла – ра. Если вы заметили, что ребёнок при повторах слоговых цепочек допускал ошибки в виде пропусков, перестановок и замен слогов, необходимо провести коррекционную работу в этом направлении. Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию иле артикуляции (шипящих — свистящих; звонких — глухих: твердых — мягких, р — л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка — почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

Читайте также:
Как закрепить правильное произношение в домашних условиях

Наличие у первоклассника даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам. Если их не решить в дошкольном возрасте, то впоследствии возникают трудности в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Вашему ребенку всего 6 лет, но как много они дают для будущей жизни. Помните это, и не теряйте драгоценного времени.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Такие советы можно дать родителям, пока ребенок находится в дошкольном и младшем школьном возрасте:

Развивайте мелкую моторику ребенка: надо больше рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина и глины. Поиграйте с массажными мячиками, соберите бусы, покатайте в руках мелкие камешки, заплетите косы кукле, зашнуруйте ботиночки.

Работайте над развитием познавательных способностей ребенка (внимание, мышление, память) Упражнения: «Исправь ошибку в предложении», «Придумай сказку, рассказ». Разучивайте маленькие стихи.

Дома чаще играйте с детьми в «Дочки – матери», «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Стройку» и др., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции. Прививайте аккуратность, усидчивость, терпение. Приучайте ребенка к самообслуживанию.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми, как бы они не были вам симпатичны или наоборот.

Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием относитесь к тому, что многое не будет получаться сразу, даже если это кажется элементарным. Запаситесь терпением и помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе нужно повторять? Что же ты такой неумелый, глупый?». Кроме раздражения с обеих сторон ничего не вызовут.

Литература:

Бургуменко, Е.А. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: метод. разработки для школьного психолога / Е.А. Бургуменко – М., 1990.

Венедиктова. Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у мл. школьников». «Союз» Санкт-Петербург. 2001

Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, – 1995, – №8, стр. 66-74.

Власова, Т.А. Методы обследования нарушений речи у детей: сб. научн. тр. / Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. – М., 1982.

Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития / И.А.Шаповал.-М., 2005.– 287–290 С.

Скоро в школу!

Еще совсем недавно ваш малыш учился ходить, забавно лепетал на загадочном языке и играл в песочнице – а совсем скоро он станет первоклашкой. Будет старательно выводить крючки и петельки в прописи, складывать буквы в слова, считать яблоки и груши. Это же так здорово – учиться в школе! Подготовить ребенка к учебе, сделать так, чтобы он с удовольствием и интересом получал новые знания и хорошие отметки, – вот домашнее задание для мам и пап. В этом выпуске ИКЕА предлагает Вам посмотреть на свой дом с необычной стороны и увидеть, как можно использовать пространство, мебель и предметы интерьера для развития способностей Вашего малыша.

Я знаю!

Каждый ребенок, впервые пришедший в школу – это не чистый лист. Вместе с портфелем и букварем первоклассник приносит в школу определенный багаж знаний и умений, который ему помогли собрать родители. От того, насколько будет велик этот запас, зависит готовность ребенка к школьному обучению.

  • Многие родители стремятся научить будущего ученика главным образом чтению, письму и счету. Но ведь готовность к школе – это вовсе не набор учебных умений, а сложный комплекс разнообразных качеств: внимание, память, мышление, воображение и др. Развиваются эти качества в движении, другого пути просто нет. А значит, чем больше ребенок играет, бегает, прыгает и кувыркается, тем легче ему будет учиться в школе. Не всегда это можно делать на улице, поэтому задача родителей – создать условия для подвижных игр дома.
  • Важная составляющая умственного развития – это аналитическое мышление. Развивать его хорошо помогают ситуативные игры. “Дочки-матери”, “гости”, “школа” учат детей понимать основные признаки и связи между предметами и явлениями, находить новые стороны у привычных вещей.
  • В школе ребенку потребуется удерживать в памяти большой объем информации, а затем воспроизводить ее. Основа успешной учебы – развитие логического запоминания. В этом тоже помогут игры. Например, попросите ребенка назвать как можно больше предметов в комнате. Но только чтобы не повторяться! Или предложите ему найти десять отличий между столом на кухне и в детской. Если тренировать память каждый день понемножку, успехи в школе не заставят себя ждать!
  • Очень важный фактор развития ребенка – чтение книг. Когда мама или папа читают малышу сказку, у него повышается активность познания, острота восприятия. В идеале следует посвящать этому занятию не менее получаса каждый день. Лучше всего, если в это время ребенок будет находиться в расслабленном и удобном положении, например, лежать в кроватке или гамаке.
Читайте также:
Формы работы по развитию мелкой моторики рук

Школа – это здорово!

Очень важно, чтобы в новой ситуации – за партой в классе – ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно и мог в полной мере проявить свои способности. Часто родители, уделяя большое внимание умственному развитию ребенка, забывают о психологической готовности ребенка к школе.

  • Лучше, если уже до школы у ребенка будет сформирована положительная мотивация к учебе. Старайтесь давать ему несложные задания, обязательно такие, выполнять которые было бы интересно. Ведь интерес должен стать основным мотивом к получению новых знаний, умений и навыков в школе. Поиграйте – например, попросите малыша провести маленькую экскурсию по квартире, назвать комнаты и объяснить их назначение. Он сделает это с огромным удовольствием, и задание не будет казаться сложным. Не забывайте похвалить ребенка, создавая тем самым ситуацию успеха.
  • Чтобы начать успешно учиться, необходимо обладать определенной стрессоустойчивостью. В школе ребенку придется столкнуться с самыми разными ситуациями, и он должен быть готов к трудностям. Помогут в этом ролевые игры – очень полезно в спокойной домашней обстановке моделировать разнообразные ситуации, а потом анализировать с ребенком поведение его и других участников игры. Можно также обсуждать поведение героев мультфильмов, сказок.
  • Замечено, что у детей, которые мало играют, высокая потребность в игре сохраняется и в школе, мешая развитию новых потребностей – в овладении знаниями, в приобщении к миру взрослых. И наоборот, если дошкольнику предоставляется достаточно времени для игры, она постепенно уступает место другим видам деятельности. Так что чем больше дома у ребенка простора для игр, тем с большей готовностью он будет взрослеть.

Не просто ребенок – ученик!

Практически все дети идут в школу с радостью. Важно, чтобы и сама учеба стала приятным занятием, чтобы не возникло разочарования. И непременным условием этого является социальная готовность ребенка к обучению в школе. Не так уж это и просто – из сына или дочки вдруг превратиться в ученика!

  • Чтобы успешно адаптироваться в школьном коллективе, ребенку с самого раннего возраста нужно быть среди детей, видеть, как ведут себя другие, сравнивать себя с ними. Поэтому чаще бывайте с детьми в общественных местах, ходите в гости. Пусть друзья малыша собираются у него не только раз в год на его Дне рождения, а чаще приходят в ваш дом. Поэтому хорошо, если в квартире есть условия для веселых ребячьих игр.
  • Принятие новой социальной позиции – это и принятие новых обязанностей. Важно, чтобы еще до поступления в школу ребенок нес за что-то ответственность. Дома он может заботиться о кормлении рыбок в аквариуме, поливать цветы, помогать мыть посуду или убирать игрушки. Практика показывает, что если ребенок имел какие-то обязанности дома, он без особого труда сможет переключаться с интересной игры на менее увлекательные уроки, не будет отвлекаться в классе, не забудет, придя из школы, выполнить домашнюю работу. Он в достаточной мере сможет управлять своим поведением, чтобы выполнять те требования, которые поставит перед ним школа.
  • Очень полезны игры по правилам. Лучше, если в них будет несколько участников, которые должны действовать согласованно. Тогда ребенок быстро научится действовать в соответствии с элементарными требованиями, которые предполагают коллективные действия.
  • Позвольте ребенку немножко побыть на вашем месте, “делегируйте полномочия”. Например, назначьте его “начальником на кухне”, “ответственным за зубную пасту”. Уходя в магазин, оставьте его за главного, пусть почувствует свою значимость, полезность для семьи. Это будет отличной мотивацией к выполнению школьных заданий и правил поведения.

Тренируемся учиться!

Чтобы получать новые знания и умения, слушать и запоминать, анализировать и сравнивать, нужно немало сил. Даже просто усидеть на месте и не вертеться детям поначалу бывает трудно. Поэтому физическое развитие ребенка имеет особое значение в подготовке к школе.

  • Будущему школьнику просто необходима ежедневная физическая нагрузка. Заставить ребенка быть усидчивым и внимательным практически невозможно – ведь у него столько энергии! Но вот если дома есть возможность активно двигаться, то в школе будет легко усидеть на месте и сконцентрировать внимание на нужных вещах.
  • Поначалу первоклашке понадобится сильно напрягать руку, ведь буквы не сразу будут получаться красивыми и правильными. Поэтому для дошкольника очень важны упражнения, помогающие развитию мелких мышц руки. Это может быть рисование, аппликация, штриховка в различных направлениях. Почаще предлагайте мальчикам мастерить что-нибудь с помощью нехитрых инструментов, а девочкам – вышивать или плести макраме. Тогда овладение навыком письма не вызовет затруднений.
  • Учиться в школе – значит каждый день просыпаться в одно и то же время. Лучше, если ребенок уже до школы привыкнет вовремя ложиться спать и вовремя вставать. Продолжительность его сна должна составлять 10-11 часов. Важно создать и оптимальные условия для сна: температура в спальне должна быть около 180С, матрас для ребенка лучше выбрать не слишком мягкий, но и не жесткий.

Фактически, вся жизнь ребенка с рождения – это подготовка к его первому и самому главному шагу во взрослую жизнь. Поэтому дома так важно создать ребенку все условия, помогающие успешно развиваться – интеллектуально и физически, социально и эмоционально. Только тогда учеба в школе станет приятной и интересной, а хорошие отметки будут радовать школьников и их родителей.

Читайте также:
Если ребенок не хочет читать

О дыхании

«О дыхании»

(материал для консультации и размещения в родительском уголке)

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Правила выполнения дыхательных упражнений

  • Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).
  • Вдох надо делать через нос, плечи не поднимать.
  • Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)
  • Выдох должен быть длительным, плавным.
  • Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
  • Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
  • После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!

Примеры дыхательных упражнений

Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы.

Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).
2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.
3. Сделай вдох через нос.
4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Ветер дул на одуванчик —
Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрался мы в кружок,
Завертелись как снежок.

Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

Дуют дети на вертушку
Очень славная игрушка!
Крутится, вращается,
Детишкам очень нравится!

Длительно произносить звукосочетание «ФУУУУУУ».

По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик опускай.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш…» или «ффф…».

Взял соломку Игорёк,
Надул мыльный пузырёк.

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке!

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка.

В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем:
Шарик лопнул — выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).

Долго дятел дуб долбит
(руки вперед вверх).
Клювом дятел дуб долбит
(руки вниз назад):
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
(руки вперед, вверх).
Пауков найдет он тут
(руки вниз назад).

Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот — вдох, вправо — выдох.

Боком-боком, боком-боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко
(руки поднять вверх, встать на носки, подуть),
Я подую низко
(руки перед собой, присесть и подуть),
Я подую далеко
(руки перед собой, наклон вперед, подуть),
Я подую близко
(руки положить на грудь и подуть на них).

Материал разработан
учителем-логопедом
Порядиной А. И.

Список литературы:
1. Анищенкова Е.С. Учимся говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная система развития речи. – М., 2009. – 159.
2. Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения. – М., 2005. – 120с.
3. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб, 2004. – 80с.
4. Леонова С.В. Веселая разминка // Логопед, 2004, № 6.

Читайте также:
Как развивать фонематический слух - советы логопеда

–>Логорина –>

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормаль­ной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием об­щей ослабленности, аденоидных разращений, различных сер­дечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как прави­ло, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены доби­рать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укорочен­ный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).

Вдох надо делать через нос, плечи не под­нимать.

Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)

Выдох должен быть длительным, плавным.

Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеян­ная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.

Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Мно­гократное выполнение дыхательных упражнений может при­вести к головокружению.

После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!

Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы.

Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный ша­рик на столе, стараясь за­гнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).

2.Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.

3.Сделай вдох через нос.

4.Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Ветер дул на одуванчик —

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись как снежок.

Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю гу­бу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ват­ный шарик — «снежинку» с ладо­ни. Повтори три-четыре раза, сле­дя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произно­сил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

Дуют дети на вертушку

Очень славная игрушка!

Детишкам очень нравится!

Длительно произносить звукосочетание «ФУУУУУУ».

По волнам корабль плывёт.

Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай

И кораблик опускай.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и нето­ропливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш. » или «ффф. ».

Взял соломку Игорёк,

Надул мыльный пузырёк.

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно наду­вать мыльные пузыри.

Полети на облачко,

На березовой ветке!

Вырежьте из бумаги не­сколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка.

Комплекс дыхательных и физических упражнений

В данном комплексе использует­ся сочетание дыхательных и фи­зических упражнений, при выпол­нении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и вынос­ливость дыхательных мышц, ко­ординируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функцио­нальная деятельность всех орга­нов и систем организма.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем:

Шарик лопнул — выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на жи­вот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глу­бокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается впе­ред, а нижняя часть грудной клет­ки расширяется, что контролиру­ется одной или другой рукой). Пос­ле вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки впе­ред вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отве­дя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).

Долго дятел дуб долбит

(руки вперед вверх).

Клювом дятел дуб долбит

(руки вниз назад):

(руки вперед, вверх).

Пауков найдет он тут

(руки вниз назад).

Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в сто­роны, влево поворот — вдох, вправо — выдох.

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

(руки поднять вверх, встать на носки, подуть),

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: