Сказкотерапия в коррекционной деятельности с детьми дошкольниками

Метод сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Знакомство с основными этапами коррекционной работы посредством метода сказкотерапии.

Скачать:

Вложение Размер
skazkoterapiya.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками

Что такое сказкотерапия? Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире. Сказкотерапия – это лечение сказками. Здесь имеется ввиду совместное открытие с ребенком тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой развивает личность педагога, создает невидимый мост между ребенком и взрослым, сближает родителей и детей.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не совсем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное.

Основные этапы работы

На этом этапе работы большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, в повседневной жизни играли в различные пальчиковые игры.

Конечно, дети еще и рисовали сказки. Мы просили детей нарисовать любимого сказочного героя, сказочную страну и так далее. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения.

В сказкотерапевтическом рисовании используются:

– проективное диагностическое рисование;

В первую группу могут войти такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев».

Под спонтанным сказкотерапевтическим рисованием подразумевается изготовление и рисование объемными «волшебными красками». Дети могут сами изготавливать краски и подбирать цвета по своему желанию и внутреннему состоянию.

Детские рисунки — это и звездное небо, и поляна с колокольчиками и ромашками, и сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, и пещера лесного человека. В своих работах дети находят много разных существ и придумывают о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.

Решение сказочных задач

Решение сказочных задач — это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения.

Чтобы попасть на Волшебную поляну, нужно пройти через железный лес. Он такой большой, что его не обойти, а когда подходишь к нему, то он встает стеной. Как попасть на Волшебную поляну?

Маша А. Можно перепрыгнуть!

Педагог. А у тебя хватит сил и смелости? Лес огромный, деревья высокие!

Маша А. Нет, но я могу перелететь его на метле!

Как сказочные задачи, так и ответы детей бывают разные. Задания могут быть направлены на то, чтобы не повторять ответы товарищей. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни.

Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Работа со страхами детей

В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяется страхам детей (по просьбе родителей). Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. При помощи этого вида сказок решаются проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.

На этом этапе даются такие задания, как придумывание новых эпизодов к сказкам, рассказы о любимых игрушках, дополнение неоконченных историй и сказок.

Психодинамические медитации и танцы

Психодинамические медитации — это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.

Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Этот прием был также использован во время проведения утренней зарядки или как физкультурная минутка. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными.

Танец — это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.

Педагог говорит: «Сегодня мы с вами попали в сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Они очень мало говорят и общаются друг с другом не словами, а лишь танцуя. А теперь мы превращаемся в жителей этой страны и начинаем танцевать».

Педагог включает музыку и дает детям различные задания:

  • Сейчас мы танцуем, потому что нам очень весело.
  • А сейчас мы танцуем так, как будто грустим.
  • А теперь мы на что-то сильно рассердились, злимся, топаем ногами и машем руками.
  • Но вот наша злость прошла, и мы танцуем радостно.

Наблюдая за тем, как дети танцуют, можно получить богатую информацию об их внутреннем мире. Дети все разные, и каждого надо понять. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним нужно постоянно двигаться, третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить множество ситуаций, значительно расширить его мировосприятие и усвоить способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Погружение в различные стихии

Здесь используются приемы, связанные с погружением в различные стихии.

Мы находимся в сказочном лесу. Здесь все меняется быстро, как в сказке: идет дождь, и земля стала мокрая, мы с вами идем по мокрой земле. А вот и солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам. Или: мы пришли к сказочному озеру. Всем хочется искупаться. Вода в озере теплая, приятная, мы отплываем от берега, и вода становится холоднее.

Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, описанные выше, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок и историй.

Самостоятельное сочинение сказок и историй

Составляя творческий рассказ или сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передавать свой замысел. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.

Групповое рассказывание сказок.

Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки.

Педагог говорит детям: «Вы находитесь у ворот волшебной страны Рас- сказии. Ее король очень любит слушать сказки. Давайте доставим ему удовольствие и расскажем одну из наших любимых сказок. »

Педагог берет куклу-марионетку короля, дети садятся в кружок и рассказывают сказку «Колобок» или любую другую по их желанию. Каждый из детей говорит 2—3 фразы. Все внимательно следят за тем, о чем рассказывают другие. Если кто-то из детей затрудняется, то помогают король или педагог, в зависимости от ситуации. Затем король приглашает детей к себе в гости, дети гуляют по волшебной стране, слушают пение птиц, превращаются в животных, плещутся в воде.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

Здесь последний ребенок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно.

Групповое придумывание сказки.

Педагог берет куклу-марионетку (ребенок испытывал огромную радость, когда брали именно его куклу) и начинает о ней рассказывать сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса Эвелина. » Дети продолжают, сказка обычно заканчивается после первого же круга.

Продумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки.

Педагог говорит: «Сегодня мы с вами превратимся в маленьких волшебников и нарисуем сказочную страну. Закройте глаза и представьте себе ту сказочную страну, которую будете рисовать. Правило всех волшебников: не толкаться и не ссориться».

Каждый ребенок рисует кусочек сказочной страны, затем придумывает общую сказку о том, что было в этой стране, что там происходит сейчас и что будет происходить.

Таким образом, разные формы рассказывания позволяют обогатить речь детей: она становится более образной, дети легче и свободнее выражают свои мысли, улучшается память, внимание становится более устойчивым, у детей развивается способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и уметь встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

Читая сказки, рассказывая, продумывая их, педагог объясняет детям, что каждая сказка нас чему-то учит.

Работа по сказкотерапии дает хорошие результаты. Дети учатся думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, кчатся вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованны, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Учатся фантазировать, сами организовывают игры по сказкам, их речь становится образной, выразительной.

Сказкотерапия: теория и практическое применение

Как работает сказкотерапия?

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказка не только учит, но и лечит.

Cказкотерапия в садике и дома

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.

Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.

Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»

Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.

Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Виды сказок в сказкотерапии:

Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».

Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.

Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.

Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).

Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.

Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для детей и взрослых

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.

Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь. Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».

«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.

Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.

Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:

формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);

развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;

тренировку употребления родительного падежа;

формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).

Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.

Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

Сказкотерапия в психологии

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.

Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.

Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.

Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.

Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.

Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.

Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:

Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.

Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.

Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.

Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.

Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:

Чтение (рассказывание) произведения.

Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации.

Диагностика.

Придумывание собственной истории.

Создание кукольных персонажей.

Театрализованная постановка.

Все методы применяются отдельно или комплексно, в соответствии с возрастными особенностями слушателей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу – так происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций.

Из сказочных образов черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помогает разговорить даже застенчивого ребенка, обнаружить и исправить внутренние психологические конфликты у детей и взрослых, увидеть скрытые страхи и понять, какая проблема нуждается в психокоррекции.

В этой статье мы расскажем об этом направлении, о его принципах, методах и проблемах, которые оно может решить.

Сказкотерапия – как работает этот метод?

Сказкотерапия – это метод, который помогает ребенку (или взрослому) сконцентрироваться на своей проблеме. При умелом применении сказкотерапия способна дать психологу ясные маршруты в коррекции поведения, при терапии депрессивных состояний у пациентов.

В каждой сказочной истории проигрывается конкретная ситуация, которая происходила в жизни пациента. Герои наделены характерами реальных людей, а у конфликтной ситуации всегда есть логическое решение. Такая терапия проводит связь между событиями, которые происходят в сказке, и реальностью, переносит волшебство в обычную жизнь.

Основная цель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Малыш встречается в сказочном рассказе с лучшей версией самого себя, учится у героя совершать добрые поступки, быть счастливым и справедливым.

С какими проблемами поможет справиться сказкотерапия?

Коллективное сочинение сказочных историй поможет дошкольникам освоиться в группе, научиться дружить со сверстниками, а подросткам – понять себя и своих одноклассников. Совместно созданная сказка выявит, кто из ребят какие роли исполняет в жизни, даст возможность посмотреть на свой характер и поведение со стороны.

Если родители сочиняют сказку вместе со своим ребенком, это дает возможность изъясняться на одном языке, узнать скрытые мысли, мечты и стремления малыша. И у взрослых, и у детей сказка разовьет творческие способности, чувство юмора.

Если попросить малыша нарисовать или слепить из пластилина волшебных героев, можно эффективно отработать навык письма, лепки, рисования, помочь юному сказочнику в развитии моторики, усидчивости и внимательности.

Сказкотерапия справляется с такими детскими проблемами, как сложности в общении и учебе, а также при одиночестве, низкой самооценке, лени, страхах, агрессии, излишней активности, психосоматических заболеваниях, поможет определить причину, по которой ребенок отказывается ходить в детский сад или школу.

Взрослые при помощи языка сказок постигают нюансы межличностных отношений, лучше узнают себя. Волшебная история помогает по-новому взглянуть на окружающий мир, повысить уровень качества жизни.

Сказки в психотерапии делятся на 4 основные группы в соответствии с проблемами, которые в них рассматриваются:

При трудностях в общении в сказке рассказывается о конфликтах, ссорах, обидах, которые возникли у малыша в детском саду, в школе, в семье, на прогулке.

При возрастных кризисах ребенок как бы привыкает к своей новой роли, к новому положению (например, к самостоятельности в детском саду), все эти моменты можно проиграть в сказочной истории.

При внутренних переживаниях в сказке показывается герой – сам малыш, рассматривается его внутренний мир, раскрываются комплексы и противоречия, чтобы ребенок мог ответить себе на вопрос: «Что со мной не так?».

При тревогах и страхах необходимо при помощи сказки определить, чего боится малыш, что мешает ему развиваться, что забирает энергию.

Виды психотерапевтических сказок

Существует пять основных видов сказок:

Дидактические сказки ставят перед собой задачу поделиться новыми знаниями, умениями, подсказывают возможные варианты поведения в определенной ситуации, дают ответы на вопросы. Психологи используют их при консультировании детей дошкольного и младшего школьного возраста, подростков и взрослых. Обычно после прочтения сказки предлагается выполнить несложное задание.

Психологические сказки – это авторские вымышленные истории, способные повлиять на развитие личности слушателей при помощи подачи ярких метафор.

Психотерапевтические сказки обладают наибольшей эффективностью, это мудрые и красивые истории с глубоким смыслом на темы отношения человека к себе, к другим, ко всему миру. Такие сказки имеют задачи скорректировать страхи и фобии, избавить от страданий, помочь пациентам пережить травму.

Психокоррекционные сказочные истории сочиняются с целью бережно скорректировать поведение и черты характера взрослого человека или ребенка. Обычно, такие рассказы могут перекликаться с обыденной реальностью или нести в себе множество абстрактных метафор, а потому нуждаются в разъяснении и обсуждении. Психокоррекционные сказки применяются в работе с агрессивными взрослыми и гиперактивными детьми и обязательно прорабатываются под конкретную личность.

Медитативные сказки не имеют ни яркого сюжета, ни отрицательного героя, они не рассказывают о явном конфликте, их задача – настроить пациента на психотерапевтический сеанс, активизировать бессознательный процесс мышления, мотивировать на решение или поступок, помочь успокоиться перед сном.

Сказкотерапия в коррекционной деятельности с детьми дошкольниками

Интерес к проблеме воображения как психическому процессу возник сравнительно недавно – на рубеже XIX–XX веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева, Э. Мейман, А.Л. Мищенко, Т. Рибо). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, делаются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. Необходимо отметить, что особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин), разработке принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский).

Выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и другие отмечали, что основой воображения являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Многие психологи отмечают, что благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Материальная и духовная культура, созданная человечеством к настоящему времени, является продуктом развития его воображения. Именно воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее. «Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире».

Одним из новых методов современной практической психологии является метод сказкотерапии. Данный метод использует сказочную форму «для интеграции личности, развития творческих способностей и воображения, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром» [1]. Данный метод позволяет организовать интегрированную деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активности, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Это перенос сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия вводит ребенка в мир тех героев, которые ему встречаются в сказках. Дети переживают за героев, входят в их образ и т.д. Занятия развивают творческое воображение, способствуют раскрытию творческого потенциала.

Целью данной работы являлось теоретически обосновать роль сказкотерапии в развитии воображения у детей дошкольного возраста.

Как указывают многие ученые работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника не только активный речевой запас, понимать эмоциональное состояние окружающих, но применение приема, такого как сочинение сказки и иллюстрации к ней развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей.

Итак, на основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме исследования нами были выделены три этапа работы с детьми старшего дошкольного возраста:

I этап – познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод – словесная режиссерская игра).

II этап – словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод – словесное комментирование).

III этап – выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод – совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

При использовании метода сказкотерапии в развитии воображения необходимо учитывать следующие принципы [2]:

1. Принцип осознанности. Основной акцент делается на осознании причинно – следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача психолога – показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.

2. Принцип множественности (понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов). В этом случае задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон;

3. Принцип реальности (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок). Здесь задачей выступает кропотливое и терпеливое прорабатывание сказочной ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях .

Сказки в литературных источниках классифицируются по разным основаниям. В сказкотерапевтическом процессе на данный момент выделяют пять видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич –Евстигнеевой): художественные, дидактические, медитативные, психотерапевтические, психокоррекционные.

Д.Д. Нагишин предложил пять законов, которые нужно учитывать при работе с методом сказкотерапией:

«1. Одушевление предметов и явлений природы.

2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы.

3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи.

4. Чудесные превращения и обращения.

5. Гиперболизация» [3].

Мы согласны с мнением автора, что благодаря этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка и является эффективным материалом для развития воссоздающего и творческого воображения ребенка как важных сторон его эмоциональной сферы.

На основе обобщения опыта практиков образования нами были выделены следующие направления работы со сказкой:

1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.

3. «Почему герой так поступил?» – то есть более активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо» – «плохо».

4. Проигрывание эпизодов сказки (элементы театрализации). Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

6. Переделка или творческая работа по мотивам сказки.

7. Элементы ТРИЗ (проблемные ситуации, вопросы, игровые задания, игры-экспериментирования).

Таким образом, при использовании метода сказкотерапии с целью развития воображения можно предложить следующий алгоритм работы:

Чтение сказки (Выразительное чтение. Чтение по ролям. Различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды. Сопоставление вариантов сказок и другие виды работ).

Упражнения на ритмизацию. Например, движение героев сказки. Психогимнастика.

Пантомические этюды. Театрализация. Постановка кукольных спектаклей. Имидж-терапия (мгновенное преображение).

Изотерапия (рисование по мотивам сказки наиболее значимого для них отрывка).

Творческое рассказывание по картинкам или составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Введение в сюжет сказки нового героя. Изменение сказочной развязки и т.д.

Также мы предлагаем в ходе практической работы с детьми опираться на методы Л.Б. Фесюковой:

Знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, а возможно они застряли в лифте многоэтажного дома).

Спасательные ситуации в сказках. Используя данный метод, педагог, придумывает экстремальные ситуации, требующие различных вариантов спасательных решений.

Сказки от фантастических явлений. Фантастические явления (то есть то, чего не бывает в реальной жизни) послужат важным отправным моментом для сочинения сказки. При применении данного метода следует дать детям понять, что они сейчас будут фантазировать; предложить им разнообразие фантастических явлений.

Сказка продолжается. На этом этапе можно предложить дошкольникам изменить концовку, предложить дальнейшее развитие событий и т.д.

Сказки, но по-новому. Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. То есть за основу берется старая сказка, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно отметить, что метод сказкотерапии – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития воображения, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка также учит ребенка ненавязчиво, не напрямую. Она в интересной форме рассказывает о приключениях других людей или сказочных героев, а выводы малыш уже делает сам, соотнося получаемую информацию со своим жизненным опытом.

Современная практика использования сказкотерапии в коррекционной работе специалистов ДОУ Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанова Лариса Анатольевна, Яковлева Наталья Михайловна

Этой технологией обычно интересуются не только психологи и логопеды, но также социальные работники, ответственные родители. Она формирует навыки практической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР. Раскрывает глубинные закономерности сказкотерапии .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Степанова Лариса Анатольевна, Яковлева Наталья Михайловна

Текст научной работы на тему «Современная практика использования сказкотерапии в коррекционной работе специалистов ДОУ»

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

1 2 Степанова Л.А. , Яковлева Н.М.

1Степанова Лариса Анатольевна – педагог-психолог;

2Яковлева Наталья Михайловна – учитель-логопед,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 «Кораблик»,

Аннотация: этой технологией обычно интересуются не только психологи и логопеды, но также социальные работники, ответственные родители. Она формирует навыки практической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР. Раскрывает глубинные закономерности сказкотерапии. Ключевые слова: сказкотерапия, технология, концепция, ученые, ребенок.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения [1]. Но, к сожалению, специалист не всегда может добраться до проблем ребёнка. и на помощь приходит сказка.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М.Л. фон Франц, Э. Фромм.

Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.

Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание и развитие ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. И задача специалистов — так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой – коррекцией.

Актуальность темы заключается в том, что сказкотерапия-эффективный, развивающий метод для развития связной речи у детей с ОНР, который позволяет вовлечь ребенка в активную коррекционную работу.

Связная речь относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Отличительными чертами диалогической речи являются: эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса; ситуативность.

Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.

Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания. Простейшие формы диалога (например, реплики-высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения логической последовательности.

Монологическая речь (монолог), понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной жизни) [2]. Монолог – наиболее сложная форма речи, служащая для целенаправленной передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

Основные свойства монологической речи: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи.

В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются: описание, повествование, элементарные рассуждения.

К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описание, повествование и др.) относятся: связность, последовательность, логико -смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей. Таким образом, связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Монолог более сложная форма речи.

В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Водовозовой В.М., Ушаковой О.С. и многие другие.[3] Все они свидетельствуют о возможности использования сказки для развития связности речи детей. Н. Погосова отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

• лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;

• активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;

• при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;

• развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

• развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Сказкотерапия в системе логопедических занятий несет следующие цели:

• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;

• совершенствование лексико-грамматических средств языка;

• совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

• развитие диалогической и монологической речи;

• эффективность игровой мотивации детской речи;

• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

• сотрудничество педагога с детьми и друг с другом;

• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка;

• приобщение детей народному фольклору.

Использование сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:

• активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

• самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

• творчество — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

• эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

• произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

• связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о сказочных образах.

Существуют этапы работы по сказкотерапии.

I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа (Ведущий метод – словесная игра) [4].

Цели: интонировать голоса героев сказки; использовать звукоподражательные слова, голоса животных для развития артикуляционного аппарата; знакомить детей с образными выражениями и смысловыми оттенками слов; обращать внимание детей на содержательную сторону слова; использовать игры, в которых малыши продолжают высказывания взрослого.

К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа.

II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка (Ведущий метод — словесное комментирование).

Цели: раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию; воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение, составлять совместно словесные описания; активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы.

III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Очень важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми логопедических групп, он получил сравнительно недавно, и сегодня является одним из наиболее перспективных.

Работая со сказкой, специалист ДОУ оказывает на ребенка определенное воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у детей не возникает ощущения давления. Педагог-психолог и учитель-логопед как будто просто рассказывают сказки, используют «сказочные» занятия, но, как показывает практика и наши наблюдения, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие, поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитию.

1. БыстроваГ.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. [Текст]: СПб.: Каро, 2005.

2. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. «Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые

подходы». [Текст]: Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2005.

3. Нищева Н.В. Развивающие сказки. [Текст]: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста – учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007.

4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. [Текст]: М.: Просвещение, 1989.

5. Шорохова О.А. Играем в сказку. [Текст]: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2008.

РЕБЕНОК – ЗЕРКАЛО СЕМЬИ Соколова С.А.

Соколова Светлана Анатольевна – учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Боголюбовская средняя общеобразовательная школа им. чемпионки мира по шахматам Е.И. Быковой, поселок Боголюбово, Владимирская область

Аннотация: в статье анализируются основы семейной жизни.

Ключевые слова: семья, основы семейной жизни, технологии, традиции, педагогический процесс, система образования.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

В XXI веке российская школа претерпевает процесс системных преобразований, предназначенных сформировать личность, способную к саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию. Одним из наиболее актуальных, был и остается вопрос о семейных отношениях.

Начиная с 90-х годов, в России наблюдается отрицательный прирост населения, поэтому демографический вопрос становится одним из самых главных. Огромное влияние на сокращение рождаемости в российском обществе играет разрушение престижа семьи.

С давних времен дом для человека – это то место, где живут все члены его семьи, где благополучие каждого зависит от проявления заботы, любви и сострадания друг к другу, а также от состояния эмоционального фона окружающей действительности.

Создание семьи – мечта любого человека. Ведь, как известно, семья – это основа (фундамент) становления личности человека, место, где осуществляется решение любых проблем. И, наконец, именно в семье решается важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения [5].

Связь семьи и школы – это тема была, есть и будет актуальной не только в системе образования, но и в российском обществе и во всем мире в целом. Вопрос стоит остро, поскольку сегодня наблюдается кризис семейных отношений, что может привести к катастрофе современную цивилизацию и культуру.

В условиях модернизации системы образования современная школа призвана не просто познакомить юношей и девушек с основами знаний о брачно-семейных отношениях, но и способствовать формированию у них идеала семьи, потребности в её создании, готовности к будущему вступлению в брак, умению выстраивать внутрисемейные отношения и растить будущих детей [1]. Не стоит забывать, что успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие. И главная роль здесь отводится именно школе [4].

Для достижения данной цели перед современным образованием ставятся следующие задачи:

Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

Одним из актуальных методов работы с детьми, испытывающими тревожность, является сказкотерапия. Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева под сказкотерапией понимает «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность». [1]

Сказктеорипия представляет собой метод психологического или педагогического воздействия на ребенка дошкольного возраста с целью обучения его адекватным моделям поведения, осуществления коррекции личностного развития, профилактики нарушений в эмоциональной, чувственной сферах.

Эффект сказкотерпии состоит в том, что слушатель постигает ее смыл, черпает мудрость, интерпретирует ее для себя, отождествляет себя с некоторыми героями, приписывает происходящие в сказке события себе.

В чем отличается простое рассказывание сказки от сказкотерапии?

Прежде всего, психотерапевт (педагог, родитель) наплавляет мысли ребенка на разрешение определенной проблемы, которую он выявил, помогает ему сделать определенные выводы на основе прослушанной сказки и изменить свое поведение или отношение к некоторым событиям, понятиям.

Значит, в сказкотерапии можно выделить несколько этапов:

– выявление и анализ проблем у ребенка;

– подбор для данной проблемы соответствующей сказки;

– помощь ребенку в самостоятельной интерпретации для разрешения личностной проблемы;

– наблюдение за изменением поведения и отношения ребенка после рассказывания сказки;

– оказание помощи в затруднительных ситуациях, напоминание о способах разрешения проблемы, открытых им посредством сказки.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева для примера показывает возможности использования сказки «Колобок» для коррекции поведения ребенка. О чем эта сказка? В каком случае ее можно рассказать ребенку? Если эта сказка о непослушании, то ее можно использовать как пример того, к чему могут привести необдуманные поступки. На первый взгляд, сказка имеет грустный конец. Но вспомнив о том, что колобок – это хлеб, мы придем к выводу о том, что Колобок исполнил свое предназначение. Каждый человек должен выполнить определенную миссию. Так о чем же эта сказка? Может быть о судьбе человека? А может это сказка о стеретипности поведения, которое не всегда бывает успешным. Ведь используя определенную стратегию, Колобку всегда удавалось избежать неприятностей. Возможно, он обладал хитростью. Но нашелся человек, который перехитрил его. В жизни часто бывает, что нам приходится менять наше поведение. Это означает, что человек должен учиться гибкости. Сказкотерапия позволяет выявить глубинные смыслы сказки через личную интерпретацию. Сделать это ребенку поможет педагог, психотерапевт или родитель, который обладает способностью анализировать, прогнозировать и интерпретировать.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что самое важное – «создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом». [2]

Психотерапевт постепенно выходит «на объяснение тех действий родителей, которые непонятны или обижают ребенка. И он получит возможность непросто проговорить свою обиду или гнев, но и осмыслить ситуацию по-новому, используя сказочные уроки».

Сказкотерапия — это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций». Если ребенок поймет, что испытания закаляют героя, делаю его сильным, он научится преодолевать жизненные трудности,

Рассказывая сказки ребенку, педагог подчеркивает идею о том, что испытания часто даются сильнейшему. В процессе борьбы герой становится сильнее мудрее и получает награду.

Сказкотерапия, как отмечает Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева – это «процесс активизации ресурсов, потенциала личности». Мысл рассказывания сказки состоит в том, чтобы ребенок нашел свои скрытые силы и ресурсы, чтобы помочь себе сам.

Сказкотерапия представляет собой «созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому своей особенной сказки».

Большие возможности таит в себе сказка для обучения детей состраданию и эмпатии. Ведь если мы расскажем ребенку, что в каждом цветке, дереве, траве живет душа, он научится понимать природу, сочувствовать ей.

Часто в сказках на помощь главному герою приходит волшебство. Означает ли это, что ребенок должен пассивно ждать и верить, что чудо позволит преодолеть ему трудности? Нет. Задача педагога состоит в том, чтобы активизировать творческие возможности ребенка и направить их на решение его проблемы. Педагог может спросить: «Какие еще существуют выходы из твоей ситуации?», «Придумай новые варианты развития событий», «Сочини для себя сказку с хорошим концом».

Сочинение собственной сказки – представляет собой творческий процесс поиска выода из затруднительной ситуации. Сказочный герой ребенка вначале разрешает проблему в воображении, а затем и в жизни.

Классификация видов сказок разработана Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Автором выделяются следующие виды сказок:

– художественные (к ним автор относит авторские и народные сказки),

– дидактические, предназначенные для обучения дошкольников (например, сказки о буквах и цифрах, сказки о микробах, живущих во рту и т.д.)

– медитативные (служащие для релаксации, восполнения недостатка родительской заботы, снятия тревожности, успокоения),

К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.

Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на продуктивный, а также объяснение ребенку смысла того, что происходит.

Например, ребенок не умеет забирать свои игрушки и обижается, когда другие дети у него отнимают их. При этом он не знает, как себя вести в такой ситуации и начинает плакать. С помощью психокорреионной сказки педагог показывает адекватную модель поведения. Или, ребенок может быть драчливым, обижать других, при этом считая, что обидели именно его. Задача педагога на примере героев сказки показать искаженное видение героем проблемы и необходимость конструктивного ее решения.

Психокоррекционные сказки используются для снятия детских страхов. Например, ребенку тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои сказки оказывают персонажу поддержку и предлагают способы преодоления страха.

Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они лечат, не давая прямых ответов на вопросы, заставляют задуматься о смысле человеческих поступков.

К функциям психотерапевтической сказки можно отнести следующие:

– восполнение пробелов в воспитании;

– несение общечеловеческой информации;

– формирование нового взгляда на ситуацию, позволяющего перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение;

– сказка показывает внутренний конфликт ребенка и дает возможность размышлять над ним;

– является символическим «буфером» между ребенком и педагогом или родителем. Благодаря этому сопротивление, негативизм часто сглаживается и энергия направляется на размышление.

Следует также отметить, что при соблюдении соответствующих условий, сказка формирует веру в позитивное разрешение проблемы, в собственные возможности.

Медитативные сказки используются для снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивного настроя. В ходе такой сказки осуществляется сообщение бессознательному позитивных моделей, создание установки на благоприятный исход событий. В этой сказке нет конфликтов. А положительные образы проникают в бессознательное и создают «энергетический фундамент личности», при этом осуществляется компенсируя эмоционального тепла.

Для того чтобы создать такую сказку, ребенка необходимо погрузить в радостную спокойную ситуацию, в которой он чувствует себя счастливым. Далее можно формировать положительные образы по всем пяти модальностям (создать положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестетические образы).

Можно выделить следующие принципы сказкотерапии.

Осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии понимание роли героев в развивающихся событиях.

Задача педагога – показать, что мир шире собственного восприятия. Если ребенок видит лишь свою обиду, ему трудно увидеть причинно-следственные связи и определить, что способствовало возникновению данного чувства. Ребенку также трудно увидеть себя со стороны. Поэтому педагог должен комментировать действия героя, проводить сравнения с жизненным опытом ребенка.

Множественность. Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок

Выделяют следующие этапы коррекционного занятия по сказкорепапии:

1. Ритуал «входа» в сказку, который позволяет создать настрой на совместную работу.

3. Расширение опыта ребенка, путем рассказывания сказки.

4. Закрепление новых знаний.

5. Интеграция, которая позволяет связать новый опыт с реальной жизнью.

6. Резюмирование, позволяющее обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

7. Ритуал «выхода» из сказки.

Для работы со сказкой автор предлагает следующие методы:

– постановка сказок в песочнице и многое другое.

Для коррекции страхов и тревожности большое значение имеет правильных подбор сказок. Как известно, многие волшебные русские народные сказки, такие как «Гуси-лебеди», в которой гуси гонятся за девочкой и мальчиком, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», в которой девушку бросают в реку с привязанным камнем, являются довольно страшными и не годятся для рассказывания детям с повышенной эмоциональностью. Даже если в сказке исход благоприятный, а Кощей, Баба Яга или Змей Горыныч побежден, сам сюжет погони, преследования или появления страшного злого персонажа может напугать ребенка, который и так испытывает повышенную тревожность. Поэтому для психотерапии данные сказки в большинстве случаев не годятся, они требуют интерпретации, переосмысления. Хотя, если ребенок начинает положительно реагировать на авторские психотерапевтические сказки, в которых герой испытывает страх, но преодолевает его, можно потом частично включать и русские народные сказки.

Очень важно правильно рассказывать сказки. Необходимо следить за реакцией ребенка. Если во время рассказывания сказки ребенок испытывает негативные эмоции, повышенную возбудимость или страх, следует прекратить рассказывание сказки, завершив ее максимально радостным или даже смешным событием.

Особенно показана сказкотерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно обеспечить ребенку психологический комфорт, радость, веру в себя и в людей.

Сказкотерапия оказывается незаменимой, когда ребенок болен или только что вышел после болезни. В таких случаях детям можно рассказывать сказки о том, как «Девочка Оля заболела», «Как Саше делали уколы», «Как Витя ходил к зубному» и другие. Ребенок, слушая сказку, переносит свои негативные эмоции на сказочных персонажей и тем самым понимает, что он не один испытывал подобные чувства. Сказка помогает ему снизить напряженность и нервозность по поводу недавно пережитых событий.

Детей также можно привлекать к рассказыванию сказки. Например, использовать такой прием, как рассказывание сказки по цепочке. Начинает педагог, а ребенок продолжает историю.

Однако, при рассказывании сказки, не следует драматизировать события. Иногда дети хотят, чтобы врач в сказке был особенно жесток, делал «болючие уколы», «разрезал живот» и т.д. Можно прямо сказать ребенку, что «это слишком страшная сказка».

Таким образом, с помощью различных средств сказкотерапии (рассказывание сказки, сочинение сказок, драматизация, рисование) можно мягко осуществлять коррекцию тревожности у дошкольников.

Итак, в процессе теоретического исследования было изучено понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста.

Тревожность представляет собой состояние психики ребенка, которое характеризуется беспокойством, неуверенностью, страхом по отношению к определенным вещам, событиям, людям.

В ходе исследования были раскрыты особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками.

В ходе исследования было выяснено, что сказкотерапия представляет собой метод коррекции детского поведения и профилактики различных проблем в личностной, эмоциональной сферах.

Полученные результаты позволяют перейти к экспериментальной части исследования по использованию метода сказкотерапии по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста.

Словарный запас у учащихся с нарушением интеллекта

Речь — средство общения, важнейший компонент познавательной деятельности, а также регулятор поведения. У всех учащихся с нарушением интеллекта наблюдается более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни из них относительно быстро поддаются коррекции, другие постоянно проявляются при осложненных условиях. Для таких детей характерна задержка становления речи, которая проявляется в более позднем, чем у нормально развивающихся детей, понимание обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею.

Нарушение речи у умственно отсталых детей отрицательно влияют на всю психическую деятельность, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов, то есть имеются существенные препятствия в формировании личности.

Е.И. Разуван отмечает, что у умственно отсталых детей недостаточно развита инициатива в общении, а это также является причиной замедленного развития речи. На успешность речевой деятельности существенное влияние оказывает недостаточное развитие умений применять приобретенные знания на практике, анализировать полученную информацию и использовать ее адекватно заданию.

Разговаривая между собой, ребята не стремятся сделать свою речь понятной для собеседника, часто прерывают общение, перестают слушать, забывают, о чем с ними говорили, не умеют актуализировать имеющиеся знания.

Рассматривая особенности речи умственно отсталых школьников, отечественные и зарубежные ученые отмечают системные расстройства речи: грубые дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, аграмматизмы. Формирование речевой деятельности детей необходимо рассматривать с учетом различных механизмов ее нарушения, связанных с грубыми психофизиологическими дефектами, проявляющимися в дисбалансе нервных основных процессов, нарушении взаимодействия сигнальных систем.

Недоразвитие речи у детей с нарушением интеллекта может быть обусловлено медленно формирующимися и нестойкими дифференцированными условными связями в области слухового анализатора.

У всех умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в развитии психических процессов: активного восприятия, произвольного внимания и памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи.

Для всех детей весьма характерны нарушения пространственного восприятия, работоспособности и разнообразные дефекты моторной сферы.

Особенности психического развития, нарушающие речевую деятельность, ограничивают представления ребенка об окружающем мире, не способствуют увеличению потребности в речевом общении, обуславливают замедленное речевое развитие. Темп развития речи умственно отсталых детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности, недостаточности речевых средств.

При умственной отсталости в различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторной уровни). Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные, сложные уровни (смысловой, языковой), требующие высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения (1).

Недостатками речи умственно отсталых школьников изучены очень основательно многими советскими учеными (А.Р.Лурия, М.Ф.Гнездилов, Г.М.Дульнев, М.П.Кононова, В.Г.Петрова).

Прежде всего, обнаруживается, как это и следовало ожидать, что общее речевое недоразвитие ярко проявляется в особенностях словаря. Малый словарный запас мешает детям с нарушением интеллекта пользоваться речью, как средством общения. Нечеткое употребление слов, использование слов в несвойственной им обобщающей функции, незнание конкретного значения слов является специфическими особенностями их словаря.

Разностороннее изучение всех компонентов языка у учащихся с нарушением интеллекта позволило выявить множество недостатков: бедность и примитивность словаря, в котором доминируют слова с конкретным значением, трудность актуализации пассивного строя языка, наличие штампов, лишенных реального содержания.

Наблюдается отчетливая взаимосвязь между тяжестью дефекта и формированием словаря. В.Г.Петрова подчеркивает, что развитие словаря умственно отсталого ребенка задерживается не только вследствие низкого интеллектуального уровня, но и в результате ограниченности социальных и речевых контактов, что, безусловно, снижает его коммуникативные функции, речевую активность в целом. Эту закономерность отмечают и зарубежные ученые.

Ограниченность словарного запаса обнаруживается при названии предметов и явлений окружающего мира, их внешних и функциональных свойств, выполняемых действий. В.Г.Петрова указывает на то, что дети не знают названий многих, постоянно встречающихся им объектов, таких как перчатки, подоконник и др., используют одно и то же слова для обозначения различных предметов, дополняют слово жестикуляцией.

В речи таких детей пассивный словарь преобладает над активным, а соотношение активного и пассивного словаря существенно отличается от подобного соотношения у нормальных детей того же возраста. Большая часть известных им слов входит в пассивный словарь и фактически не используется в речи. Своеобразие словаря отличается и суженностью круга употребляемых названий обыденных предметов, а также слов различной меры обобщенности. Одному и тому же слову дети с нарушениями интеллекта обычно придают либо слишком широкое, либо слишком узкое значение (особенно именам существительным и прилагательным).

В словаре умственно отсталых детей преобладают существительные с конкретным значением. Условие же слов абстрактного значения вызывают большие трудности. У детей выявляются довольно значительная корреляция между характером выполнения заданий с конкретными и абстрактными словами и уровнем речевого интеллекта. Так, повторение и узнавание простых слов конкретного значения умственно отсталых, как и у нормальных детей, не вызывают трудностей. В то же время абстрактный характер речевого материала оказывает большее, чем в норме, отрицательное влияние на процесс распознавания и воспроизведения слов умственно отсталыми детьми. Эти дети определяют слова с абстрактным значением более элементарно и примитивно, чем нормальные дети младшего возраста.

Дети затрудняются в расподоблении знаний усваиваемых ими сходных по смыслу слов, в установлении связей и отношений между ними. Неправильное и неточное понимание отдельных слов может являться причиной недопонимания целого высказывания, что ведет к нарушению общения, препятствует адекватному усвоению учебного материала.

У детей с нарушением интеллекта словарный запас по мере обучения и развития увеличивается количественно и изменяется качественно, но этот в целом положительный сдвиг отличается своеобразием. Активный словарь пополняется в общей мере за счет существительных, в меньшей — за счет других частей речи. Усвоенные слова с трудом переносятся в новые ситуации. Дефицит слов, обозначающих отвлеченные понятия, сохраняется, а связанные высказывания оформляются преимущественно примитивными простыми предложениями и во многих случаях отличаются структурными нарушениями и несоблюдением грамматических норм.

У многих детей с нарушением интеллекта отсутствует в речи слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, овощи, фрукты). Многочисленные ошибки наблюдаются в обозначении детенышей животных.

В активном словаре умственно отсталых детей отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползет, летают). В речи умственно отсталых детей имеется лишь незначительное количество глаголов с приставками, которые чаще всего заменяются бесприставочными глаголами (пришел — шел, перешел — шел).

Дети с интеллектуальной недостаточностью редко употребляют слова, обозначающие признаки предмета. Они называют лишь основные цвета, величину предметов, вкус. Противопастоновления же по признакам длинный — короткий, толстый — тонкий в речи детей почти не встречаются.

По данным Н.В.Тарасенко, умственно отсталые школьники младших классов чрезвычайно редко употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека.

Количество наречий в словаре умственно отсталых детей также весьма ограниченно, в основном употребляют: здесь, там, туда, потом.

В речи детей очень часто встречаются неточное употребление слов, парафазии. Неточности в употреблении слов объясняется трудностями дифференциации, как самих предметов, так и их обозначение. Вследствие слабости процесса дифференцировочного торможения умственно отсталые дети легче воспринимают сходство предметов, чем их различие. Поэтому они усваивают, прежде всего, общие и наиболее конкретные признаки сходных предметов.

Исследование семантических полей у умственно отсталых детей, проведенное А.Р.Лурией и О.С. Виноградовой, показало их недостаточную сформированности. У детей исследовались вербальные ассоциации. Известно, что в норме выбор слова-реакции осуществляется на основе смысловых ассоциаций, т.е. по смысловому сходству (высокий — низкий, яблоко — груша, скрипка — смычок). У умственно отсталых детей актуализируются часто случайные, иногда звуковые ассоциации (врач — грач), что свидетельствует о недостаточной сформированности семантических полей.

Следующей особенностью лексики умственно отсталых детей является замедленный темп развития слова и качественное своеобразие его структуры.

Даже тот словарный запас, который уже освоен учеником вспомогательной школы, длительное время остается неполноценным, так как значение употребляемых им слов большей частью не соответствует действительному значению слова. Этот факт имеет место и у всякого нормального ребенка.

По выражению И.М.Сеченова, слово остается для ребенка известное время не понятным, а лишь «кличкой», наименование нескольких предметов. Затем происходит постепенное уточнение его значения. У умственно отсталых детей переход от слов — «кличек» к словам — понятиям совершается очень долго и с большим трудом.

Общее речевое развитие занимает важное место в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта и в значительной мере зависит от объема словарного запаса и умения привлекать его в различных ситуациях. В связи с этим одной из ведущих задач специальных школ является формирование и расширение словарного запаса учащихся.

Овладением словарным запасом во многом определяется наличием и систематизацией знаний ребенка о материальной действительности, формирование словаря происходит в процессе общения с окружающими и в ходе овладения разными видами деятельности.

Халикова Фаузина Искандаровна,
учитель-логопед,
ГБОУ Зилаирская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат,
с. Зилаир

Читайте также:
Договор о сотрудничестве (типовой)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: