Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Саввиди Марина Исаковна,студентка 3 курса кафедры дефектологии ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет» г. Ставропольm.savvidi96@mail.ru
Научный руководитель –Черепкова Наталья Викторовна,доцент кафедры дефектологии ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет» г. Ставропольkostin072008@ya.ru
Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Аннотация.В статьи рассмотрены задачи, цели, а также особенности использования сказкотерапии в логопедической работе. Ключевые слова:сказка, сказкотерапия, логопедическая работа, этапы применения сказкотерапии.
В настоящее время актуальной является проблема развития речи детей. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается число детей имеющих речевые нарушения. В связи с тем, что характер нарушений речи становится сложнее у детей дошкольного возраста, возникла потребность в поиске новых способов и методов работы, применение инновационных технологий в процессе коррекционноразвивающего обучения и воспитания[5]. Одним из методов активно разрабатываемым в последнее время и применяемым в коррекционной работе с дошкольниками является сказка. Этот метод является наиболее универсальным методом воздействия[2].Как известно, сказка для любого ребенка является маленькой жизнью полной ярких красок и приключений. В процессе восприятия сказки ребенок осваивает реальность через переживания героев.
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными
О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм[3].По мнению Шороховой Ольги Алеексеевны сказкотерапия —интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний[3].Сказкотерапия оказывает положительное влияние не только на развитие личности ребенка, но и на его речевое развитие, поэтому большинство логопедов применяют данный метод в своей практической деятельности. Следует отметить, что сказкотерапия относится к числу здоровьесберегающих технологий, которое не требует особых усилий, оптимизирует процесс коррекционной работы, а также способствует улучшению состояния всего организма. Целесообразным считается выделить элементы сказкотерапии используемые в логопедической работе:превращение занятия в сказочный сюжет;привлечение к занятию сказочного героя;употребление фрагментов из сказок;придумывание сказокВ процессе работы над сказками происходит обогащение словарного запаса, автоматизация звуков, а также введение этих звуков в самостоятельную речь. В работе над текстом сказки ребенок учится пересказывать, придумывать, осуществлять поиск ответов на вопросы,что в свою очередь способствует развитию связной речи[2]. Развитию таких компонентов просодической стороны речи как: темп, тембр, сила, интонация, выразительность, способствует драматизация сказки. Формированию положительных черт характера способствует введение сказочного героя в логопедическое занятие. В логопедической работе применение элементов сказкотерапии даёт возможность решать следующие задачи:1.Коррекционнообразовательные: развитие всех компонентов речи, фонематическое восприятие, проводить работу над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией, а также введение звуков в свободную речь, развитие слоговой структуры слова.2.Коррекционноразвивающие: развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, просодической стороны речи.3.Коррекционновоспитательные: развитие чувства доброты, любви к природе, ответственности, сопереживания.ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д.предложила ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. предложила структуру коррекционноразвивающего сказкотерапевтическогозанятия. В которой выделила следующие этапы[1]: 1.Ритуал «входа» в сказку. Целью данного этапа является создание настроя на совместную деятельность. 2.Повторение. Его цель состоит в том, чтобы вспомнить то, что делали в прошлый раз, чему научились и какой опыт приобрели. 3.Расширение. Цель заключается в том, чтобы расширить представления ребенка о чемлибо.4.Закрепление. Приобретение нового опыта.5.Интеграция. Цель состоит в том, чтобы связать полученный опыт с реальной жизнью. 6.Резюмирование. Состоит в обобщении полученного опыта и связи его с уже имеющимся.7.Ритуал «выхода» из сказки. Заключается в том, чтобы закрепить полученный опыт и подготовить ребенка к взаимодействию в социуме. Следует подчеркнуть особенности выбора сказки:используются простые, уже знакомые детям сказки, например такие как: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» и т.д.сюжет сказок должен вызывать интерес и эмоциональный отклик у ребенка;можно использовать фрагмент сказкиОчевидно также, что в атмосфере сказки ребенок раскрепощается, становится более уверенным и заинтересованным в выполнении различных заданий[3].
Шороховой О.А. были выделены этапы применения сказкотерапии:1этап познавательноэффективная ориентировка. Данный этап направлен на понимание сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное исполнение сказочного образа, где ведущим методом является словесная режиссерская игра[4].Цели:
догадаться по настроению музыки о действиях и эмоциональном состоянии героев,а такжеприродных явлений;
выразительно интонировать голоса героев;
для формирования артикуляционного аппарата использовать звукоподражательные слова и голоса животных;
знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слова так же обращать внимание детей на содержательную сторону слова. 2 этап словесное комментирование эмоциональноаффективных ситуаций. На данном этапе ребенок учится управлять своим поведениемс помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. Целиданного этапа:
раскрытие замысла сказки, побуждение ребенкак высказываниюпо содержанию;
воспроизведениеосновныхэпизодов и фактов, выразить словом свое отношение;
совместно составлять словесные описания, активизировать в речи ребенкаобразные выражения,а такжесказочные повторы. В процессе игрна разгадываниеэмоциональных состояний героев сказки ребенокучатся отбирать слова, которые выразительно описываютмимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации, комментировать выполненные сверстником действия, составлять самостоятельные взгляды, анализировать и замечать неточности, ошибки. 3 этап выражение замещающей потребности.На данном этапе ведущим методом считается совместная импровизация, где предлагается разыграть отдельные фрагменты сказки, при этом главными героями становятся сами дети. Они стремятсяпривнестиновые элементы в сказку, при этом сохранив сюжет. Существеннаяроль отводится в занятиях на этом этапе специальным играм и упражнениям, которые направленына развитие воображения, формирование дыхания, четкой дикции, интонации, а также артикуляции. Эти игры группируютсяв соответствии с тематическим планом работы и применяютсяв процессе проведения физкультминуток и организационных моментов[4]. Дидактическим сказкам на занятиях отводится особое внимание, в форме которых подаются учебные задания, при этом абстрактные символы, такие как: цифры, буквы, звуки и арифметические действия одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития[3].Ведь сказка для ребёнка —это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько само поддержание игровой, необходимой для ребёнка, понастоящему сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и перед вами счастливыйи здоровый ребенок.В заключении, хотелось бы отметить, что применение сказкотерапии в логопедической работе способствует тому, что у ребенка устраняютсяболезненные переживания, связанные с дефектами речи, улучшается его психическое состояние, что, в свою очередь, положительного влияет на его социальную адаптацию. Использование комплексной системы коррекционновоспитательной работы приводит к положительной динамике в
речевом развитии и эмоциональноволевой сфере; улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарный запас, лексикограмматические отношения,а такжесвязная речь[5].
Ссылки на источники1.ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. —СПб.: ООО «Речь»,2000. –310 с.2.Никитинская С. В.Сказкотерапия в системе коррекционнологопедической работы с заикающимися дошкольниками / С.В. Никитинская // Известия Самарского научного центра Российской академии наук № 46 / том 11 / 2009. 14961499 с.3.Соколов Д. Сказки исказкотерапия / М; Класс / 19994.Шорохова О.А.Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. —М.: ТЦ Сфера, 2006. —208 с. 5.Черепкова Н.В., Гурина А. А. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении // Science Time. 2015.№11(23). С. 182187.
Сказкотерапия в коррекции нарушений речи
В современном мире в силу различных негативных факторов, которые наносят ущерб психическому здоровью человека, значительная доля населения мира имеет различные нарушения психического здоровья (ПЗ), что обусловливает необходимость профилактики и выявление нарушений ПЗ на ранних стадиях [1]. В психологии и психотерапии известны множество интересных подходов к лечению и профилактике психосоматических проявлений. В Северном государственном медицинском университете выступали с лекциями специалисты по позитивной психотерапии [2]. Данный подход имеет свои преимущества, т.к. не оказывает негативного воздействия. Такая трактовка профилактики и лечения в психологии дает возможность рассматривать спектр наиболее мягких и интересных методов лечения.
Нами рассмотрен одни из перспективных, на наш взгляд, методов в психотерапии – сказкотерапия. Цель работы – оценить спектр применения сказкотерапии как метода профилактики и лечения психических нарушений.
По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапию нельзя квалифицироать просто как метод, т.к. это «совокупность достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур» [3]. Основной терапевтической силой сказки, как считает Корнеева Т.П., является наличие в ней метафоры. Она указывает: «Механизм действия» сказкотерапии заключается в воздействии на уровни психики человека (неосознаваемый, осознаваемый, поведенческий), что позволяет обозначить переживания человека и в дальнейшем, за счет обеспечения оптимальных условий найти пути решения данных проблем [4,5]. Сказкотерапия – один из наиболее безопасных методов, что значительно расширяет границы ее применения. Метод может использоваться в целях развития детей и профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи [6, 7, 8].
Существует несколько подходов к классификации этого метода работы. Во-первых, по количеству людей, участвующих в сказкотерапии, можно выделить как индивидуальную, так и групповую. Во-вторых, по способу осуществления в методике представлено 4 группы: сочинение новой сказки (разновидность способа – изменение концовки сказки); обсуждение уже существующей сказки; инсценирование сказки; связанная со сказкой творческая терапия. В третьих, возможна классификация по возрасту участников. Данное разделение обусловлено тем, что для каждого возраста характерен собственный перечень проблем, которые необходимо решать различными подходами. [4].
Несмотря на востребованность данного метода, его нельзя применять при острых психотических состояниях, высоком риске развития судорожного синдрома, значительных поражениях головного мозга, декомпенсации соматической патологии [9].
Сказкотерапия в педагогической практике может применяться для всех детей, но с учетом противопоказаний. Она способствует развитию творческих способностей, социализации, воспитанию детей, формированию лексики, формированию культуры [8]. Одним из примеров применения сказкотерапии в педагогических целях может послужить её использование на уроках чтения и литературы. В результате улучшается поведение детей и развивается их тяга к прекрасному. Сказкотерапия, проводимая путём индивидуального или группового сочинения сказки, вносит весомый вклад в развитие креативности [10]. Сказка есть способ ухода от обыденности в жизни с помощью воображения, причем для ребёнка более важным является непосредственно процесс фантазирования, чем его результат [11]. Стоит отметить, что сказкотерапия способствует формированию так называемого «нравственного иммунитета», который осуществляет проверку всей информации, которая поступает в сознание человека. Только полезная и позитивная информация проходит «цензуру» и встраивается в систему ценностей и мировоззрение. При этом важно, чтобы не только педагоги и воспитатели, но и родители рассказывали сказки, сочиняли их вместе с ребёнком, помогали переместить положительную информацию в реальную жизнь для воспитания «нравственного иммунитета» [12]. Прорабатывая некоторые жизненные ситуации путём перевода их на «язык сказки», ребенок в будущем, сможет разобраться и принять правильные решения, устранив проблемы [11].
Сказкотерапия также используется для терапии и профилактики различных форм девиантного поведения (агрессия, употребление алкоголя, наркомании и др.), тревоги, фобий, неуверенности в себе и других нарушениях ПЗ [6, 7, 8].
По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия может быть использована как метод, направленный на «детское» начало в человеке, при этом может применяться как у детей, так и у взрослых. Использование метода Сказкотерапии наиболее эффективно в детском возрасте, поэтому чаще применяется в данной возрастной группе. Тем не менее, сказкотерапия может быть полезна взрослым, которые имеют актуальные для себя «подростковые» проблемы, например, неприятие себя, агрессивность, одиночество, сложность в понимании своих чувств, осмыслении своей жизни, безответственность, и др. [2], а также при различных формах зависимостей. Кроме того, если обучить родителей методически правильно работать со сказкотерапией, можно добиться хороших результатов не только в воспитании ребенка с психическими отклонениями в развитии, но и избежать эмоционально-психологических и поведенческих проблем [13].
С учётом детских психологических проблем Р. М. Ткач выделяет следующие группы сказок: сказки для детей, имеющих фобии; сказки для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); сказки для работы с агрессивными детьми; сказки для детей с расстройствами поведения с физическими проявлениями; сказки при сложностях отношений в семье (развод родителей, появление нового члена семьи и т.д.), сказки в случае потери ребенком близких людей [14].
В исследовании Пустовойтовой О.В. и ее коллег рассматривается применение сказкотерапии у дошкольников с различными уровнями агрессивного поведения (от высокого до низкого) показало свою эффективность. Использовались сказки «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», П. Бажова; «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Лекарство от непослушности» К. Драгунской, и другие. В результате были продемонстрированы улучшения в характере детей: уменьшение уровня агрессии, внимательное отношение к себе и окружающим. При этом дети в большей степени обращали внимание на свое эмоциональное состояние, что привело к повышению социальной адаптации [15].
Сказкотерапия может быть использована в целях профилактики употребления психоактивных веществ. Данный метод может применяться как в профилактических целях, так и для реабилитации наркозависимых больных. За счет положительного влияния сказки создается благоприятное воздействие на поведение и моральные ценности ребенка, что [15].
Следует выделить проблему работы коррекционных учреждений закрытого типа для малолетних правонарушителей с девиантным поведением. Коррекционная работа в данном случае направлена на исправление, то есть на подавление личности. При этом существует необходимость в наиболее полном развитии личности и осознании разрушающих факторов, препятствующих этому. Сказкотерапия очень важна в процессе духовно-нравственного воспитания и повышения самосознания, способствует переоценке жизненных ценностей и становлению на правильный путь [17].
В случае поздней и малоэффективной терапии СДВГ происходит усиление проблем поведения и социальной дезадаптации, что требует психиатрического лечения. Сказкотерапия достаточна эффективна при работе с детьми дошкольного возраста, имеющими СДВГ. Изменение состояний активности и покоя при выполнении упражнений по мотивам сказок приводит к увеличению гибкости и подвижность нервной деятельности, движения ребенка становятся более координированными, а эмоционально-психическое и двигательное напряжение снижаются, тем самым, увеличивается способность к более длительному выполнению различных видов деятельности [18].
Групповая образно-игровая сказкотерапия показала свою эффективность при заикании у детей (возраст 7 – 13 лет). Специалистами были выявлены улучшения речевого статуса и повышение коммуникативных возможностей, нормализацией эмоционально-психологического состояния детей, что привело к их социальной адаптации [19].
Сказкотерапия помогает в реабилитации детей с нарушением слуха, в частности, при проведении логоритмики после кохлеарной имплантации. Работа со сказкой (после подготовительных занятий) проходила в форме инсценировки. В результате у части детей произошло улучшение слухоречевой памяти, навыков коммуникации и других показателей, что говорит об эффективности данного коррекционного метода, о чем свидетельствует работа коллектива авторов (Султанова Г.М., Смакова А.С., Истакеева А.А.)[20].
Таким образом, исследования специалистов, применяющих метод сказкотерапии, является весьма эффективным вкладом в практику работы и профилактику психических расстройств. Тем не менее, польза от сказкотерапии будет выше при сочетании с известным классическим лечением, а также с учетом индивидуальных особенностей личности.
Сказкотерапия в коррекции нарушений речи
-
- На заглавную
Cтатьи. Работа с контентом
Поиск
Оценка эффективности применения сказкотерапии у детей с заиканием
УДК 376.37
В.А. МИТКЕВИЧ, О.А. ХАРЬКОВА, А.Г. СОЛОВЬЕВ, А.В. ПАРНЯКОВ
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Контактная информация:
Миткевич Владимир Анатольевич – кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и клинической психологии
Адрес: 163061, пр. Троицкий, д. 51, г. Архангельск, тел.: +7 (8921) 679-69-38, e-mail: [email protected]
Цель исследования – обоснование использования сказкотерапии в оценке динамики личностных и психоэмоциональных показателей детей с заиканием.
Материал и методы. Обследованы 166 детей в возрасте от 7 до 13 лет, наблюдавшихся у детских психиатров и неврологов г. Архангельска с диагнозом заикание (F 98.5), разделенные на две группы в соответствии с различными методами лечения: в первой (93 чел.) использовалась преимущественно групповая психотерапия и сказкотерапия, занятия с логопедом, во второй (73 чел.) – медикаментозная терапия и физиотерапевтические методы, занятия с логопедом.
Результаты. Показано, что использование групповой образно-игровой сказкотерапии способствует нормализации и улучшению психического, социального и семейного функционирования детей с заиканием, что приводит к улучшению речевого статуса, ликвидации признаков девиации личности, расширению коммуникативных возможностей. Изменения личностных особенностей детей связаны с появлением уверенности, повышением показателя социальной приспособленности, уменьшением тревожности на фоне положительной динамики психоэмоционального состояния. Показана возможность использования методики сказкотерапии в качестве перспективной методологической основы для разработки новых моделей групповой психотерапии у детей и подростков с нервно-психической патологией.
Ключевые слова: заикание, дети, групповая психотерапия, сказкотерапия, эффективность терапии.
V.A. MITKEVICH, O.A. KHARKOVA, A.G. SOLOVIEV, A.V. PARNYAKOV
Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russian Federation
Evaluation of the effectiveness of fairy-tale therapy in children with stuttering
Contact details:
Mitkevich V.A. – Ph. D (medicine), Associate Professor, Department of Psychiatry and Clinical Psychology
Address: 51 Troitsky Ave, Arkhangelsk, Russian Federation, 163061, tel.: +7 (921) 679-69-38, e-mail: [email protected]
Purpose – is to substantiate the use of fairy tale therapy in assessing the dynamics of personal and psycho-emotional indicators of children with stuttering.
Materials and methods. We examined 166 children aged from 7 to 13 y.o. observed by pediatric psychiatrists and neurologists of Arkhangelsk with a diagnosis of stuttering (F 98.5). The children were divided into two groups according to different methods of treatment: group I (93 people) – mainly group psychotherapy and fairy tale therapy, classes with a speech therapist, group II (73 people) – medical therapy and physiotherapy, classes with a speech therapist.
Results. It is shown that the use of group figurative-game fairy-tale therapy contributes to the normalization and improvement of mental, social and family functioning of children with stuttering, which leads to improved speech status, elimination of signs of personality deviation, and expansion of communication capabilities. Changes in the children’s personality characteristics are associated with the emergence of confidence, an increase in the indicator of social fitness, a decrease in anxiety against the background of positive dynamics of the psycho-emotional state. The possibility is shown to use fairy-tale therapy as a promising methodological framework for developing new models of group psychotherapy in children and adolescents with neuropsychiatric pathologies.
Key words: stuttering, children, group psychotherapy, fairy-tale therapy, therapy effectiveness.
Заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи. Клинические его проявления сводятся к расстройствам плавности, слитности речи, темпо-ритмической организации, имеющие форму специфических запинок, обусловленных судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Как и в случаях других психоречевых расстройств у детей, в возникновении заикания играют роль экзогенные, эндогенные и социальные факторы риска, а также личностная предрасположенность индивидуума [1]. Важным является и нарушение коммуникации, что приводит к психогенному изменению личности больного с раннего возраста; отмечается общее напряжение, скованность движений, двигательное беспокойство. В дальнейшем у заикающихся формируются психические особенности, проявляющиеся в страхе речи, логофобии.
Логофобия является индивидуальной патологической эмоциональной реакцией пациента на дефект речи, приводящей к еще большей дезорганизации системы межличностных отношений. При этом сначала нарушение общения выявляется в самих семьях заикающихся детей [2] Отмечаются особенности детско-родительских отношений с выделением преимущественно тенденции к подавлению самостоятельности и речевой активности детей и психической неуравновешенности родителей. Не случайно врачи все чаще при заикании ставят диагноз логоневроза, справедливо относя тем самым этот недуг к более широкому кругу расстройств – пограничному расстройству психики [3].
С учетом того, что заикание – это сложный комплекс, в первую очередь личностных, поведенческих и речевых проблем, для их решения необходим междисциплинарный подход, совмещающий логопедическое и психотерапевтическое воздействие в ходе использования одних и тех же методов и приемов [4]. Лечение заикания – это вопрос не только врачебного вмешательства, но и активного социального воздействия, включающего интенсивные речевые занятия и общение с социальным окружением больного (в семье, в школе и т. п.). Лечебные мероприятия включают следующие моменты: медикаментозное лечение, которое проводится дифференцированно и включает общеукрепляющую, седативную и посиндромную терапию, физиотерапевтические процедуры (электрофорез), массаж, ЛФК и т. д. В комплексной реабилитационной работе с детьми, страдающими заиканием, наиболее эффективными зарекомендовали себя поведенческие, когнитивно-поведенческие, суггестивные методы в условиях групповой и индивидуальной психотерапии. В процессе групповой личностно-ориентированной психотерапии заикания решается главная задача – изменение системы отношений личности, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что, в конечном счете, приводит к восстановлению полноценного социального функционирования личности [5].
Одним из вариантов групповой психотерапии являлся сказкотерапия, использующая творческий потенциал личности и направленная на устранение болезненной симптоматики, восстановление внутрисемейных отношений, социально-психологическую адаптацию, а также формирование психологической устойчивости к психотравмирующим ситуациям у детей с заиканием [6]. Психотерапевтический процесс при этом построен так, что в нем интегрируются как игровой, так и сказкотерапевтический групповые методы лечения с элементами арт-терапии и психодрамы.
Цель исследования – обоснование использования сказкотерапии в оценке динамики личностных и психоэмоциональных показателей детей и подростков с заиканием.
Материал и методы
Обследовано 166 детей в возрасте от 7 до 13 лет, наблюдавшихся у детских психиатров и неврологов г. Архангельска с диагнозом заикание (F 98.5), из них 103 мальчика (62,0%) и 63 девочки (38,0%). Все пациенты с учетом личностных предпочтений были разделены на две группы в соответствии с различными методами лечения выявленной патологии. В первой группе (93 чел.) использовалась преимущественно групповая сказкотерапия и логопедические занятия, во второй (73 чел.) – проводимое лечение включало в себя общеукрепляющую, седативную и посиндромную терапию и физиотерапевтические методы (электрофорез, электросон), массаж, ЛФК, занятия с логопедом.
В группе с использованием сказкотерапии применялся междисциплинарный подход с привлечением к работе психотерапевтов, психологов, художников, артистов, социальных и музейных педагогов [7]. Число детей в группе составляло 10–12 чел., продолжительность одного занятия – 45–60 мин, частота занятий – 1 раз в неделю, длительность всего лечебно-реабилитационного процесса в среднем 3 месяца.
Клинико-психологические методы включали методику «САН» Ч. Осгуда – адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела [8] Для оценки эффективности результатов психотерапевтической работы с детьми нами использовалась методика, основанная на выделении наиболее важных позиций гармонических и дизгармонических изменений и их количественной объективизации [9], включающая критерии: симптоматического улучшения состояния ребенка в ходе лечения; степени изменений взаимоотношений в семье; степени социальных изменений функционирования детей в детском дошкольном учреждении, школе, отношениях со сверстниками.
Статистические методы. Динамика количественного признака оценивалась с помощью парного критерия Стьюдента. Для изучения взаимосвязи между типом терапии и личностными / психо-эмоциональными характеристиками пациентов с учетом влияния пола и возраста применялся множественный линейный регрессионный анализ. Зависимая переменная в каждом случае (обозначена значком ∆) была получена путем вычитания из значения «после» значения «до». Поиск взаимосвязи между двумя качественными переменными осуществлялся с помощью с помощью Хи-квадрат Пирсона. Критический уровень статистической значимости составил р≤0,05. Для статистического анализ данных применялась программа STATA, version 15.
Результаты исследования
С помощью методики Кеттелл (детский вариант) нами выстроен профиль личности пациента с заиканием до и после прохождения соответствующего вида терапии. При применении сказкотерапии мы наблюдали изменения в следующих шкалах: А (открытость – замкнутость), С (эмоциональная устойчивость – неустойчивость), D (нетерпеливость – сдержанность), O (безмятежность – тревожность), Q3 (низкий самоконтроль – высокий самоконтроль), Q4 (невозмутимость – напряженность) (р≤0,001); в случае медикаментозной терапии – A, C, D, F (озабоченность – беспечность), H (застенчивость – решительность), O, Q3 (р≤0,001). Таким образом, терапия способствовала тому, что пациенты с заиканием стали более открытыми, уверенными в себе, сдержанными, исполнительными, ответственными, повысился показатель социальной приспособленности, а также менее тревожными и раздраженными.
Для того чтобы оценить влияние типа терапии на изменения, произошедшие в профиле личности и в психоэмоциональном состоянии пациентов с заиканием, мы ввели новую переменную «разница» (∆) для каждого признака. Оказалось, что при медикаментозном лечении показатели ∆ шкалы А, C, G, Q3 были ниже на 0,762; 1,281; 0,327, 1,144 стены, чем при сказкотерапии, с учетом возрастных особенностей, а показатели Е, I, O, Q4 были выше на 0,368; 0,497; 2,231; 2,411 стены соответственно.. Таким образом, сказкотерапия по сравнению с медикаментозной терапией лучше корректирует многие черты личности пациента с заиканием.
Сказкотерапия более активно влияла и на психоэмоциональное состояние пациентов с заиканием (табл. 1).
Таблица 1. Влияние типа лечения на самочувствие, настроение и активность детей с заиканием с учетом возрастной принадлежности
Table 1. Impact of the type of therapy on the feeling, mood and activity of children with stuttering of various ages
Примечание: * – коэффициент регрессии, скорректированный с учетом возраста ребенка при множественном линейном регрессионном анализе; зависимая переменная – в баллах, независимая переменная – «тип лечения».
Note: * – regression coefficient adjusted by the child’s age under multiple regression analysis; dependent variable – score; independent variable – type of treatment.
Так, при медикаментозном лечении положительные изменения в настроении, самочувствии и активности были ниже в среднем на 6,437; 3,813 и 5,607 баллов, чем при сказкотерапии, с учетом возрастных особенностей (р˂0,001). Кроме того, сказкотерапия оказала влияние и на симптоматическое улучшение у пациентов с заиканием (табл. 2).
Таблица 2. Особенности симптоматического улучшения у детей с заиканием в зависимости от типа лечения, N (%)
Table 2. Degree of symptomatic changes in children with stuttering after various types of therapy, N (%)
Примечание: * – р рассчитывалось с помощью Хи-квадрат Пирсона.
Note: * – p was calculated with Pearson’s Chi-squared test.
При использовании сказкотерапии нами отмечены более выраженные изменения взаимоотношений в семье (р˂0,001), включая осознание проблем ребенка и полную реконструкцию нарушенных эмоциональных отношений (табл. 3).
Таблица 3. Особенности изменений взаимоотношений в семье у детей с заиканием в ходе различных типов лечения, N (%)
Table 3. Degree of changes in family relations in children with stuttering after various types of therapy, N (%)
Примечание: * – р рассчитывалось с помощью Хи-квадрат Пирсона.
Note: * – p was calculated with Pearson’s Chi-squared test.
Социальные изменения в сторону восстановления социального функционирования чаще также отмечались у пациентов, лечившихся методом сказкотерапии, по сравнению с детьми, проходившими медикаментозную терапию (р˂0,001) (табл. 4).
Таблица 4. Особенности степени социальных изменений у детей с заиканием в ходе различных типов лечения, N (%)
Table 4. Degree of social changes in children with stuttering after various types of therapy, N (%)
Примечание: * – р рассчитывалось с помощью Хи-квадрат Пирсона.
Note: * – p was calculated with Pearson’s Chi-squared test.
Выводы
Таким образом, использование групповой образно-игровой сказкотерапии способствует нормализации и улучшению психического, социального и семейного функционирования детей и подростков с заиканием, что приводит к улучшению речевого статуса, ликвидации признаков девиации личности, расширению коммуникативных возможностей [10] Изменения личностных особенностей детей связаны с появлением уверенности в себе, повышением показателя социальной приспособленности, уменьшением тревожности на фоне положительной динамики психоэмоционального состояния пациентов (улучшение самочувствия, активности, настроения). Апробированная нами методика сказкотерапии может служить перспективной методологической основой для разработки новых моделей групповой психотерапии у детей с нервно-психической патологией.
Соловьев А.Г. http://orcid.org/0000-0002-0350-1359
ЛИТЕРАТУРА
- Бочарова Е.А., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Медико-социальные факторы риска в формировании отклонений в психическом и речевом развитии в детском возрасте // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2002. – Т. 47, № 4. – С. 39–42.
- Дьякова Е.А. Особенности речевого воспитания в семьях детей, страдающих заиканием // Материалы конференции с межд. участием «Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития», МГПУ. – М., 2005. – Т. 2. – С. 110–124.
- Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубина А.П. Основные подходы к лечению заикания и логоневроза в контексте общей терапии моносимтоматических пограничных психических расстройств детского возраста // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – 2005. – №1. – С 10–12.
- Садовникова Е.Н. К вопросу о роли нарушения общения в генезе заикания // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2007. – № 6 (24). – С. 48–54.
- Ретюнский К.Ю. Современные принципы комплексной реабилитации детей и подростков с затяжными формами системных расстройств // Практическая психология и логопедия . – 2004. – № 1 (8). – С. 27–34.
- Миткевич В.А., Соловьев А.Г. Групповая образно-игровая сказкотерапия // Вестник психотерапии. – 2011. – № 37 (42). – С. 19–29.
- Миткевич В.А., Соловьев А.Г. Междисциплинарно-интегративный подход в психотерапевтической помощи детям и подросткам с невротическими расстройствами // Вестник психотерапии. – 2017. – № 62 (67). – С. 27–35.
- Рабочая книга практического психолога / под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 640 с.
- Миткевич В.А., Соловьев А.Г. К вопросу оценки эффективности терапии нервно-психических заболеваний у детей и подростков // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2010. – № 4. – С. 52–53.
- Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств: клиническое руководство / под ред. В.Н. Краснова, И.Я. Гуровича. – М., 2000. – 224 с.
Cказкотерапия, как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников
автор: Кириллова Наталия Анатольевна
учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 144» города Чебоксары Чувашской Республики
Cказкотерапия, как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников
СКАЗКА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В последнее время наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло нас к поиску методов и форм в коррекционной работе.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Целью сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. На первый взгляд использование сказкотерапии в коррекционной деятельности, малозаметно. Но именно сказка снимает эмоциональное напряжение для последующей коррекции речевых расстройств.
Игры и упражнения, которые используются в нашей логопедической деятельности с детьми:
- Активизация познавательных способностей детей: используются игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модальности восприятия.
- Игра:« Накорми медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).
Цель, которая озвучивается для детей: нужно принести угощения и накормить трёх медведей, чтобы помирить их с Машей.
Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены наши сладости.
- Игра:«Дома для наших животных» (по сказке «Теремок»)
Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие дома для всех, кто жил в теремочке.
Каждый ребёнок «строит» свой дом из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.
- Развитие общих речевых навыков:
Сила голоса
- Игра:«Зайчик услышит наше «ау» — быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).
Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему.
- «Лиса и петух». Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок? (дети демонстрируют), а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос петушка? Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-СА-СА-СА»: дети поют, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают тон голоса, спускаясь – понижают тон.
Речевое дыхание.
- Игра:«Произнеси фразы» (по сказке: «Репка»).
Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова: «Пусть будет репка большая-пребольшая», «Пусть репка будет вкусная, сладкая».
Также используются игры и упражнения по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциации носового и ротового дыхания. Игра: «Катится колобок по дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».
Слуховое внимание.
Игры: «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу), «Михаил Иванович сердится» (топни, если услышишь ошибки), «Угадай, кто идет», «Узнай нас».
Цель, которая озвучивается для детей: «Расколдуй сказку»: «Красная Тапочка» — «Красная Шапочка», «Коробок» — «Колобок», «Кепка» — «Репка», «Жарозко»- «Морозко», «Серебряный замочек» — «Золотой ключик».
III. Развитие лексико-грамматических категорий.
Для данного раздела хорошо использовать ковролин, магнитную доску, тем самым, обеспечивая мобильность проведения игр и упражнений.
- Игра:« Кого встретил в лесу колобок» (по сказке «Колобок»).
Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревьями прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, лапы лисы, пасть волка, уши медведя).
- Игра:« Где прячется Маша? » (по сказке: «Маша и медведь»).
Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, на печке, под стулом, в шкафу, под кроватью).
- Игра:«Только ласковые слова»
Цель, которая озвучивается для детей: дети по кругу называют слова из сказок: репка, лисичка, рукавичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка и т.д.
- Игра:«Длинные слова»
Цель, которая озвучивается для детей: У Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой он? (одноногий), и т.д.
- Игра:«Всё наоборот»
Цель, которая озвучивается для детей: по сказке «Баба Яга» (У дочки была добрая матушка, а мачеха — наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-…(умна), и т.д.
- Упражнение «Если бы, да кабы…»
Цель, которая озвучивается для детей: вы должны закончить предложение: «Если бы я был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…». «Если бы я был бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили».
- Развитие связной речи.
— договаривание отдельных слов во фразе;
— произнесение отдельных фраз сказочных героев;
— повторение, составление простых фраз;
- «Назови сказки, где есть дедушка, бабушка, внучка…..»
- «Из какой сказки фраза?»
- «Назови сказку по предмету» (например, внучка: «Репка», «Маша и медведь»).
- «Отгадай сказку по отрывку»
Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:
— осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, желания;
— развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;
— активизировать и обогащать словарный запас детей;
— развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы/
Именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.
Логосказки в коррекционной работе логопеда
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе.
Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной забавой», достойная нижних слоёв общества. Позднее на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была построена современная концепция работы над сказкой.
На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии.
К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари, «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.
Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.
Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы:
– систематичность и последовательность,
– учет возрастных особенностей,
– учет индивидуальных особенностей,
– учет структуры дефекта,
– поэтапность коррекции речи.
Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка.
Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать коррекционные задачи:
– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;
– развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.Существуют следующие виды логосказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный за¬пас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).Также выделяют:
1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева):
– Артикуляционные.
– Фонетические.– Сказки по обучению грамоте.
2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко):
– Пальчиковые.
3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская)
– Лексико-грамматические.
4. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко).
– Сказки, способствующие формированию связной речи.Постановка сказок осуществляется разными видами театров:
– Пальчиковый театр. Куклы сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.Пальчиковые сказки
Пальчиковые сказки:
– стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
– совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;
– повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.
Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.Сказка о маленьком котенке
Однажды маленький котенок вышел во двор (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). На небе ярко светило солнце (Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики»). На заборе сидел петух и громко кукарекал (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы растопырить в стороны). По двору гуляла курица с цыплятами (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы согнуть). Вдруг котенок увидел большую собаку (Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается). Она громко стала рычать (произнести: р-р-р) и котенок убежал. В пруду плавала утка с утятами (Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде). Рядом важно шагал гусь (Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»). На полянке гулял козленок (Указательный палец и мизинец выставлены вперед и двигаются в разные стороны. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим). У него были маленькие рожки (козленок «бодается»), но котенок не испугался. Вдруг на небе появились тучи и закапал дождик: кап-кап-кап (Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино). Котенок быстро побежал домой (Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии).
Артикуляционные сказки
Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом.
Игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является лягушонок Кваки. Куклу надевает взрослый на руку и предлагает выполнить артикуляционные упражнения. Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этой замечательной игрушкой.В «Театре пальчиков и язычка» движения язычка сопровождаются синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.
Сказка о котенке (для шипящих звуков)
У девочки Маши жил пушистый котенок (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). Каждое утро Маша месила тесто (Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки “пя-пя-пя…”. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. Пальцы сжимать в кулак и разводить в стороны) и пекла блины (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Ладони обеих рук класть на стол и переворачивать тыльной стороной). Котенок очень любил блины со сметаной (Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Ладони сложить «ковшиком»). А Маша смазывала каждый блинчик вареньем (Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз). В красивые глубокие чашки Маша налила чай (Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу. Сложить ладони «чашечкой»). Чай был горячий, поэтому котенок на него дул и остужал (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх). После завтрака котенок выходил гулять на улицу.Фонетические сказки
Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками.
У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи).Сказки по обучению грамоте
Логосказки:
– знакомят детей с гласными и согласными звуками,
– формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
– развивают слуховое внимание;
– развивают фонематический слух;
– знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;
– формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».
Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).Лексико-грамматические сказки
Лексико-грамматические сказки (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.Сказки, способствующие формированию связной речи
Виды работ со сказками:
1. Ребенок разыгрывает знакомые сказки.
2. Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку.
3. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.
4. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания – составление творческих рассказов.
5. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие), творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте.
Использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.Литература:
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.
3. Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008.Игры со «звучащим» словом
В своей статье я привожу некоторые примеры игр со «звучащими» словами.
Игры со «звучащим» словом
«Заговори, чтобы я тебя увидел»
СократНаша жизнь с каждым годом предъявляет все более высокие требования не только ко взрослым людям, но и к детям: увеличивается объем знаний, который необходимо усвоить ребенку.
Для того, чтобы помочь ребенку справиться с возрастающим объемом необходимых умений и знаний, важно вовремя позаботиться о правильном формировании речи. Так как это послужит фундаментом для дальнейшего обучения.
Важно понимать, что грамотная, чистая и четкая речь — это не одаренность, а результат планомерной и комплексной работы.
Давно известно, что мышление и речь взаимосвязаны. Словами мы излагаем свои мысли. А для того, чтобы правильно и точно выражать свои мысли, необходим большой словарный запас.
На первых этапах усвоения ребенком смысла слова, он пользуется чувственными образами, в дальнейшем переходя к мысленным обобщениям.
Например, когда ребенок видит розу, которую папа подарил маме, он понимает, воспринимает ее органами чувств: он видит, какая она красивая и нежная, он нюхает ее и ощущает ее аромат. Все эти ощущения связаны у него со словом «роза».
В дальнейшем ребенок узнает, что розу называют еще и цветком, а также этим словом «цветок» называется и ромашка, и кактус и т. д. И вот на этом этапе ребенок переходит от чувственных ощущений к мыслительным обобщениям. Это важно учитывать в процессе обучения детей.
Развитием речи занимается логопед. Неотъемлемой частью в развитии речи является работа над словарным запасом ребенка. Логопеду, развивая речь, необходимо не просто дать ребенку определенный набор слов, но и помочь ему понять смысл этих слов.
Для более точного понимания значения слова недостаточно пользоваться только словесным описанием слова, необходима опора на картинку, объекты из повседневной жизни. Чем ярче будут ощущения, тем лучше ребенок поймет и запомнит значение данного слова.
Также в работе логопеду необходимо учитывать многоаспектность слова и предусматривать различные направления над ним:
– необходимо формировать предметную отнесенность слов (т.е. связь наименования с предметом);
– формировать обобщающую функцию слова (т. е. отнесенность слова не только к отдельному предмету, но и к группе подобных предметов);
– формировать понятийно-обобщающую функцию слова ( т.е. отнесенность слова к классу предметов: мебель, посуда и т.д.)
Для формирования восприятия переносного смысла слова можно использовать загадки. Но глубина понимания переносного употребления слов зависит от жизненного опыта ребенка — запаса его предоставлений.
Загадки всегда радуют детей. Включая их в работу, они дают возможность детям свободнее и легче справиться с речевыми заданиями логопеда.
Поддержите интерес ребенка к слову, это поможет ему сформировать полноценную речь и даст ему чувство уверенности в себе.
В своей работе я использую игры со словами – Словесные игры.
Применяя их в работе, дети открывают для себя удивительный мир слов, задумываются над значениями слов.
Вот некоторые из них, которые можно использовать с детьми (1 класс):
1. «Что за словом?»
Цель: учить понимать значение слов; формировать у детей практическое представление о многозначных словах.
Игровой материал: большие картинки многозначных слов; маленькие картинки , обозначающими другие значения многозначных слов. Варианты
использования многозначных слов.У колокола — язык. Колокол без языка нем.
Солдаты были в разведке. Они привели языка.
Вот ботинок. У ботинка — язык.
Маша аккуратная девочка. У нее чистые ручки.
Мы на уроке. У учеников ручки.
У двери две ручки.
Много разных есть ключей:
Ключ — родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный
Ключ дверной.Вот шофер — какой чудак:
Он поесть не мог никак.
Потому, что спозаранку
Он крутил-вертел баранку.
А зачем крутил-вертел?
Лучше взял бы да и съел!…
А. ШибаевМожно продолжить игру, предложив вспомнить многозначные слова и составлять с ними предложениями. За каждое правильное слово и удачно
составленное предложение с ним, ребенок получает фишку. В конце игры подсчитать фишки и выигрывает тот, у кого фишек больше.2. «Сравни и опиши»
Цель: учить детей в рассказах использовать сравнительные слова и обороты.
Послушайте стихотворение В. Лифшица. Расскажите, чем отличаются эти коты. Используйте слова — «в отличие от…, по сравнению с …»
Я шерстки не видывал
Тоньше и глаже, глаза же
И мордочка
Словно бы в саже.
Он гордый,
Он на руки к вам не пойдет,
Тот серо-жемчужный
Таинственный кот.Сибирский кот
Кот сибирский,
Кот пушистый,
Нежен мех его душистый,
Сам он важен и спесив-
Видно знает, что красив.Выигрывает тот, кто правильно построит свой рассказ.
3. «Слова родственники»
Цель : научить детей подбирать однокоренные слова; научить понимать смысл родственных слов.
Ход игры и задача:
К данным словам подбираются «родственники». У этих слов есть общая часть (корень). Выигрывает тот, кто набирает наибольшее количество очков.
Лес ( лесной, лесок, лесник и т.д.)
Дерево (деревянный, деревце и т.д.)
Чувство (чувствовать, чувствительный, сочувствие и т.д.)
Учение (учитель, учить, учеба и др.)
Прочитайте детям стихотворение Э. Мошковской о прогульщике.
Попросить детей найти в нем все родственные слова к слову «прогульщик».
Шел прогульщик на прогулку,
Шел и песенку свистел.
Захотел прогульщик булку
И баранку захотел.
Захотел он шоколадку,
Пососал бы леденцов…
Но прогуливал буфетчик,
И не видно продавцов.
И гулял киномеханик –
Не показывал кино,
Футболисты и артисты
Прогуляли за одно…
И обиделся Прогульщик!
И прогульщик не смолчал!
И прогульщикам гуляка
«Вы — прогульщики»! — кричал.4. «Волшебные слова»
Цель: развивать речевой слух ребенка, развивать представление о звуковом составе слова.
Игровой материал: карточки со словами, магнитная азбука и доска, разрезная азбука у детей.
Ребята, послушайте стихотворение. Составьте из названия этого стихотворения другие слова.
Если взять большое слово,
Вынуть буквы, раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами,
А потом садитесь сами.Вот из слова ГАСТРОНОМ
Вышел важный АСТРОНОМ.
Вышел МАГ и вышел ГНОМ.
А за ними АГРОНОМ.
Мост построен на реке,
ГРОМ грохочет вдалеке,
С нижней палубы МАТРОС
От причала тянет ТРОС…
Сверху летчику видна
Вся родная СТОРОНА.Ребята, попробуйте составить из слова ЗДОРОВЬЕ как можно больше слов.
ЗДОРОВЬЕ — зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, вред.
Выигрывает тот, кто быстрее и больше составит слов.
5. Слова — двойняшки
Цель: учить детей понятию «слова-синонимы»; формировать у детей практическое представление о синонимах; развитие словарного запаса.
Игровой материал: цветные карандаши, карточки со словами по числу детей.
Предварительно рассказать детям, что в русском языке есть такие слова, которые звучат по-разному, но называют одно и то же. Например, «храбрый — смелый». Такие слова называются синонимами.
Логопед: «слова потеряли своих братьев. Помоги им найти друг друга, для этого на карточках, которые лежат перед вами разноцветными карандашами соедините слова, похожие по значению, одной линией.»
Друг Красный
Путь Гигант
Алый Жадный
Смелый Приятель
Скупой Храбрый
Великан Дорога
Ограда Кидать
Размышлять ДуматьКозлова Марина Сергеевна,
учитель-логопед МДОУ ЦРР д/с 34,
МО г. СерпуховДидактические игры в работе учителя-логопеда с детьми 5-7 лет
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка.Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста как один из важнейших этапов в развитии личности ребенка.
Американский психолог Эдвард Ли Торндайк о социальном интеллекте говорил, как о способности добиваться успеха в межличностных ситуациях, вести себя мудро во взаимоотношениях, иными словами, способности, определяющей успешность социального взаимодействия.
Значимость развития социального интеллекта в детском возрасте обусловлена тем, что он обеспечивает оптимальную адаптацию личности в обществе, а его результатом является целостное представление об окружающей действительности, ориентировка в человеческих взаимоотношениях.
Считается, что для полноценной и успешной жизни, для интеграции в современном обществе социальный интеллект очень важен, потому что позволяет более эффективнее взаимодействовать с окружающими людьми.
В дошкольном возрасте социальный интеллект активно развивается при общении с другими людьми (со сверстниками).У детей, с которыми я работаю (с общим недоразвитием речи), наблюдается не только отсутствие или недоразвитие речевых средств, но имеются такие специфические черты:
• пассивность в общении со взрослыми и сверстниками;
• неспособность поддерживать диалог;
• неумение воспринимать невербальные средства общения;
• неспособность к эмпатии, то есть отсутствие умения воспринимать эмоциональное состояние собеседника;
• наличие враждебного межличностного общения, проявляющегося в необоснованных конфликтах, драках, грубости по отношению друг другу;
• повышенная обидчивость, выражающаяся в болезненном переживании собственной отверженности или игнорирования и коллектива.Ведущей педагогической идеей является использование таких методов, которые позволяют решать не только специфические коррекционно – развивающие задачи, но и будут направлены на социально-коммуникативное развитие.
Этим методом является дидактическая игра, с помощью которой можно научить детей проявлять интерес и внимание ко всему, что их окружает. Она благоприятствует тому, чтобы дети устанавливали доброжелательные отношения и имели только положительные эмоции от общения.
В своей работе использую:
Словесная игра «Ласковое эхо»
Эта игра направлена на формирование позитивных отношений в группе сверстников, формирование умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Каждый ребёнок по очереди произносит и прохлопывает свое имя, а остальные называют и прохлопывают ласковый вариант имени.Словесная игра «Подарки»
Игра направлена насоздание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости; на активизацию словарного запаса и распространение предложения однородными прилагательными.
Дети, глядя в глаза друг другу, говорят, какой подарок хотят подарить соседу, передают закрытую красивую пустую коробочку. (Я хочу подарить тебе красивый, красный цветок).
Повторять название подарка нельзя. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно».Словесная игра «Садоводы»
Эта игра направлена на формирование умения проявлять внимание к собеседнику; активизацию словарного запаса.
Дети стоят в кругу. Взрослый просит их представить себя садоводами и собрать урожай (фрукты и ягоды) для компота. Первый «садовод» называет любой фрукт или ягоду, который он отправит на компот, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой. Третий припоминает, что сказал второй «садовод» и добавляет свой продукт и так далее. Повторяться нельзя. Игру можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.Игра «Рассказываем по кругу»
Игра формирует умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения; развивает связную речь.
Дети садятся в круг и обсуждают тему рассказа. Логопед начинает рассказ: “Сегодня выходной день и . ” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.Игра «Всезнайки»
Игра развивает внимание и наблюдательность, необходимые для эффективного общения; активизирует словарный запас.
Дети стоят в кругу. Логопед дает им цветочек и просит передавать его друг другу до тех пор, пока они не услышат звуковой сигнал ведущего (педагога). Тот, у кого в руках остается цветок, называет по три слова, относящиеся к одной категории, например, три овоща (фрукта, домашнего животного, птицы, вида транспорта и т.д.).