Сказки в развитии связной монологической речи

«Сказка как средство развития связной речи у дошкольников»
консультация по логопедии на тему

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников»

Скачать:

Вложение Размер
skazka.docx 36.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников»

«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение». Д. Родари

Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «баять», «рассказывать» Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений. Однако уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

Ярким собирателем русских сказок был А.Н.Афанасьев. С 1857-1862 годы им создаются уже сборники русских народных сказок. В словаре В.И.Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: «Либо дело делать, либо сказки сказывать», «Сказка складка, а песня быль». Уже из этих пословиц ясно: сказка- вымысел, произведение народной фантазии- «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов, и дети их очень любят. Из сказок они черпают множество познаний: первое представление о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность (“сказка ложь, да в ней намек”). Русская сказка- один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Существует несколько классификаций сказок:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. (психолог, директор института сказкотерапии) предложила типологию сказок, которая включила в себя:

– художественные (народные и авторские) сказки;

– психотерапевтические сказки ( обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Эти сказки должны оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму) ;

– дидактические (Цель дидактической сказки скромна- передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения);

– медитативные ( самые сложные, т.к. требуют создание насыщенного эмоционального состояния у слушателей, ярких сказочных образов, которые без труда смогут визуализировать слушатели, глубокое погружение слушающего в сказочный процесс).

2. В фольклористике принята классификация сказок Проппа В.Я. (русский филолог-фольклорист), в которой выделяются:

– сказки о животных ;

– сказки о людях (волшебные, новеллистические, анекдоты);

– кумулятивные (многократное повторение одних и тех же действий или элементов).

3. В педагогике на сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

– Сказки о животных ( человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая, отсюда очеловечивание животных и птиц…)

– Волшебные сказки (с казки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические сюжеты, в их основе лежит чудесный мир-это предметный, фантастический, неограниченный мир).

– Бытовые сказки (характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы).

Строение сказки одинаково во всех типах:

  1. Зачин ( эта часть сказки всегда обозначает место и время действия и знакомит с некоторыми героями, зачину иногда предшествует присказка , обычно шутливая, она украшает сказку. Она обычно ритмична и рифмована. Цель её- привлечь внимание слушателей к тому, о чем далее пойдет речь).
  2. Основное повествование (развитие сюжета, события и приключения)
  3. Концовка ( любая сказка имеет счастливый конец, кроме концовки может быть конечная присказка , которая иногда соединяется с концовкой: «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мед-вино пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил ложку; кто легок на ножку, тот сбегай по ложку!»)

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников – это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

«Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства- регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение»,- Жан Пиаже.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителями-логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп . Сказки для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это- сказка. И постепенно малыши запоминают, что “Курочка Ряба”, “Теремок” – это сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои (необходимо вспомнить их основные черты и поступки) сказки.

В средней группе каждый месяц следует знакомить дошкольников с новой сказкой. Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка- знакомство с новыми словами (лавочка- деревянная длинная скамейка, скалочка- деревянная каталочка, которой раскатывают тесто и др.). Во втором полугодии с помощью упражнений необходимо выяснить, как дети понимают те или иные обороты речи, могут ли заменить слово синонимом. Например: сдуру- не подумав, бранится- ругается, насилу нашел- долго искал (сказка “Лиса и козел”; кинулась туда- сюда – в разные стороны; кликала- звала (“Гуси-лебеди”). После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Можно задать несколько вопросов. Чтобы ещё раз подчеркнуть идею сказки, можно вторично рассказать сюжет, содержащий данную идею. В средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику.

В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую нагрузку несут вопросы: ” О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?”. С помощью вопросов можно выяснить, какие средства выразительности используются в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов.

Работая со сказкой в области развития связной речи преследуются такие цели, как:

-создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

-совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

-развитие диалогической и монологической речи;

-приобщение детей к истокам народной культуры.

Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму:

Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа , цель которой- организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

Каждая организованная образовательная деятельность, в том числе работа со сказкой, сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Самостоятельное сочинение сказок, сказочных историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связанной, логической речи. На решение этих проблем направлен раздел речевая зарядка . Кроме спонтанного формирование устной речи требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеют конструирование слов, словосочетаний и предложений. Нужно обратить внимание на важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности, а и спользование нетрадиционных методов и приёмов в работе со сказкой помогут поддержать интерес ребёнка к книге и чтению.

Предлагаю Вашему вниманию некоторые игры и игровые приемы с использованием сказок:

  1. Определение лишнего слова.

Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное. Например: из ряда слов Лиса, заяц, избушка, собака, петух- ребенок определяет лишнее слово- избушка.

  1. Составление словаря по сказке.

Воспитатель знакомит детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с детьми наклеивают картинки с их изображением, например: амбар, сусек (сказка «Колобок») и т.д.

В последующей работе со сказкой, дети, рассматривая картинки, пытаются уже сами объяснить их значение.

  1. Поможем герою.

Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.

Воспитатель предлагает детям, поставить себя на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации?

  1. Шагаем в сказку.

Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления.

Воспитатель говорит название сказки, а ребёнок, шагает по группе и на каждый шаг называет героя из этой сказки.

  1. Помоги герою найти свою сказку.

Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания.

На столах сюжеты из 2-3 сказок. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев, и дети к каждому сюжету приносят своего сказочного героя.

  1. Действия героя.

Цель. Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Например, сказка «Колобок». Воспитатель предлагает детям назвать все действия колобка, говорить только глаголы: пел, ушёл, покатился и т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

  1. Отправим письмо или смс-сообщение.

Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.

Воспитатель предлагает детям «написать» в письме или смс-сообщении пожелание герою сказки.

  1. Диалог со сказочным героем.

Цель. Развитие связной речи, творческих способностей, мышления.

Воспитатель предлагает детям представить, что они встретились с героем сказки. – Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой?

Цель. Учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, развивать воображение, наблюдательность.

Воспитатель предлагает детям продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жестов.

  1. Сказочные слова.

Цель. Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.

Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают из сказок (Сим-сим, открой дверь, Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д.).

Цель. Развитие речи, памяти, мышления.

Воспитатель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё качества характера, пожелания и т.д. Например: Соберите в шкатулку все, что необходимо герою с вашей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем.

  1. Что было бы, если бы…

Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи.

Воспитатель предлагает детям придумать и продолжить предложение, например: Что было бы, если бы колобок укатился от лисы?

  1. Верно – неверно.

Цель. Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга.

Воспитатель читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут… Позвала внучка мышку… Снесла курочка яичко, не простое, а фарфоровое.

Цель. Формировать умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации.

Например: Мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо. Почему? (Мышка помогла вытянуть репку.) Это плохо. Почему? (Кошка могла съесть мышку).

Цель. Развитие связной речи, мышления, интерес к сказке.

Воспитатель предлагает детям прорекламировать (рассказать), чем понравилась сказка.

  1. Ложная альтернатива.

Цель. Развитие внимания, связной речи.

Воспитатель задаёт вопросы с помощью слов “или-или”, но ни один из предлагаемых ответов не является правильным. Например: Кто снёс золотое яйцо – утёнок или цыплёнок? Кто раздавил теремок – заяц или волк? Кто помог вытянуть репку – дедка или бабка?

  1. Собери цепочку.

Цель. Активизировать словарь, учить правильно, воспринимать содержание сказки, развивать внимание и память.

Воспитатель предлагает детям выбрать сказку, из которой они будут собирать цепочку. Затем дети пересказывают собранную сказку. Затем все дети участвуют в пересказе сказки, по цепочке продолжая сюжет.

  1. Что сначала, что потом.

Цель. Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью карточек из мнемотаблицы.

Ребенку предлагается разложить карточки и составить рассказ. Карточки позволяют точно передать сюжет, от начала до конца.

Сказка для ребёнка- это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

В заключении хотелось бы сказать: читайте и анализируйте с детьми сказки, применяйте методы и приёмы в работе со сказкой, тем самым Вы поможете ребёнку осознать, что добро побеждает зло, научите преодолевать трудности, воспитаете любовь к книге и чтению. С помощью сказки Вы повысите уровень речевого развития и творческих способностей ребёнка, что очень важно при подготовке к школе. И самое главное вы оставите у ребёнка неизгладимые впечатления от общения с вами.

Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Николаева Надежда Никитична

В статье представлен анализ логопедической, психолого педагогической литературы. Описан результат сформированности развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы, пути их развития.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Николаева Надежда Никитична

DEVELOPMENT OF COHERENT MONOLOGUE SPEECH OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE BY MEANS OF FOLK TALES

The article presents an analysis of speech therapy, psychological and pedagogical literature. The result of the formation of the monologic speech of children of senior preschool age of the experimental group of them, their development paths is described. Keywords: monologue speech , coherent speech , folk tales .

Текст научной работы на тему «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок»

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск);

студент 4 курса Николаева Надежда Никитична

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Аннотация. В статье представлен анализ логопедической, психолого – педагогической литературы. Описан результат сформированности развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы, пути их развития.

Ключевые слова: монологическая речь, связная речь, народные сказки.

Annotation. The article presents an analysis of speech therapy, psychological and pedagogical literature. The result of the formation of the monologic speech of children of senior preschool age of the experimental group of them, their development paths is described.

Keywords: monologue speech, coherent speech, folk tales.

Введение. В современное время речевое развитие становится все более актуальной проблемой нашего общества, связана она с проблемой коммуникативной деятельностью – общением, ведь в процессе общения именно общения раскрываются у ребенка возможности в умении выражать свои мысли и высказывать их. Не все современные дети, поступившие в дошкольное образовательное учреждение, могут правильно излагать свои мысли, не все могут правильно произносить слова. Не следует винить в этом родителей, ведь развитие речи у кого – то происходит раньше, а у кого – то позже, зависит это от природы [1, С. 191.

Изложение основного материала статьи. Развитие связной речи – это осмысленное pазвернутое высказывание (логически сочетающихся предложений), которое обеспечивает общение и понимание людей. Она одна из главных задач детского сада.

Монологическая речь – это связная речь, логически последовательное высказывание, протекающее долго по времени, не связанное с немедленной реакцией. Имеет сложное строение, выражает мысль одного лица, которая неизвестна слушателям. В монологе человеку необходима внутренняя подготовка, обдумывание высказывания, азсредоточение мыслей o главном. Здесь также важны неречевые средства (мимика, жесты), умение говорить выразительно, живо, эмоционально [7, С. 351.

Исследователи Т.А. Ладыженской, Л.А. Пеньевской, Л.П. Федоренко отмечают, что элементы монологической речи проявляются в высказываниях уже в возрасте двух трех лет. Ребенок пяти лет начинает уже интенсивно овладевать монологической речью, потому что к этому времени завешается процесс фонематического развития речи, и ребенок начинает усваивать морфологический и синтаксический строй родного языка (Г.А. Фомичева, О.С. Ушакова и др.) [7, С. 551.

У детей старшего дошкольного возраста снижается ситуативность речи, к этому возрасту детям уже доступны такие виды монологической речи как например: повествование и описание (простые описания предмета), а ближе к подготовительной группе – короткие рассуждения.

Благовременное освоение правильной речью имеет важное значение для сформированности полноценной личности ребенка, для его успешного обучения и трудовой деятельности в дальнейшем. Как уже известно, развитие речи ребенка происходит и развивается в процессе общения с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками).

Поэтому очень важна чистая грамотная речь тех, среди кого находится ребенок и также контроль и правильное руководство формированием его речи.

Если ребенок к пяти годам не может правильно произносить слова, не может последовательно излагать свои мысли, например, если ребенок хорошо слышит, но говорит мало и не совсем внятно, может оказаться, что у малыша начинаются проявляться общее недоразвитие речи.

Русские народные сказки – это неоценимая помощь в формировании словесных и речевых навыков ребенка. Выражения и слова из сказок с их древними и глубокими смыслами закладываются у нас по подсознании, не зависимо сколько нам лет и где находимся мы сами. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают детям положительные образцы литературного языка [4, С. 581.

Ушинский К.Д. великий русский педагог о сказках был высокого мнения, поэтому включил их в педагогическую систему. Успешность сказок у детей видел в том, что народное творчество соответствует простоте и непосредственности свойствам детской психологии [3, С. 751.

Сказки дают нам возможность расширить наш словарный запас на любую тему (например, будь то сказки о волшебстве, животных или бытовых). Сгазки способствуют не только в необходимых нам знаниях, умениях, навыков, но и способствуют развитию как личности. В процессе работы со сказками раскрываются и развиваются творческие сущности малыша [5, С. 351.

Сказка и дети созданы друг для друга и неотделимы и значит должно входить в курсы образования каждого ребенка. Во всех сказках, которые есть в нашем мире содержать фантастические, правдивые (на реальных событиях), сверхъестественные и естественные принципы.

Таким образом, овладением связной монологической речью происходит шаг за шагом в дошкольном детстве. Именно к пяти годам ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью. Сказки являются неоценимым источником развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический эксперимент проводили на базе МБДОУ ЦРР №5 «Радуга» г. Якутска. Для выявления уровня сформированности связной монологической речи нами был проведен констатирующий эксперимент, который проходил в группе детей 5 лет в количестве 24 человек. Показатели сформированности связной монологической речи у детей 5 лет на основе исследований Т.А. Ткаченко, О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, а также подобраны соответствующие диагностические задания [6, С. 341.

Диагностическое задания 1 – «Пробы на понимание речи», где цель была на выявления способности понимать логико – грамматические конструкции;

Диагностическое задание 2 – «Пересказ», где цель была на выявления умения составлять повествовательный рассказ (по серии картинок);

Диагностическое задания 3 – «Составление рассказа по серии картинок», где цель была на выявления умения составлять повествовательный рассказ (по серии картинок);

Диагностическое задания 4 – «Опиши по картинке», где цель была на выявления умения составлять описательный рассказ;

Диагностическое задание 5 – «Составь рассказ «Мой день в детском саду», где цель была на выявления умения составлять рассказ из личного опыта.

Для проведения заданий были подобраны оборудования: текст рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» с сериями сюжетных картинок, текст рассказа «Лиса и журавль», серия сюжетных картинок «Неудачная прогулка». Задания проводились с каждым ребенком – индивидуально.

По результатам диагностики на констатирующем этапе исследования мы выявили итоговый уровень сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста и на основании полученных данных распределили детей по уровням. В количественном и процентном соотношении мы получили следующие результаты:

– высокий уровень отсутствует в данной группе;

– средний уровень составил 25 % (бдетей);

– низкий уровень составил 75% (18 детей).

Как видно по результатам констатирующего эксперимента у детей старшего дошкольного возраста формирование связной монологической речи находится на низком уровне, потребность есть в развитии всех умений, но в большей степени – это умение составлять описательный рассказ самостоятельно, располагать свои мысли в правильной последовательности (начало – средина – конец), пользоваться выразительными средствами языка, избегать пауз в процессе своего высказывания.

После проведения нами констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы. У детей старшего дошкольного возраста отмечаются значительное отставание в развитии навыков связной монологической речи.

На основе констатирующего эксперимента выявлены пути развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок. Мы разработали систему работ по формированию связной монологической речи у детей дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

Система работы по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

посредствам народных сказок

№ Сказка Цель Деятельность

1 «Зайкина избушка» Побудить детей к поиску самостоятельного решения; к определению своего мнения; Сюжетно – ролевая игра (дети сами распределяют роли, придумывают свое решение проблемы)

2 «Колобок» Развивать у детей умение представлять образность сюжета произведений Представление сказки (детям предлагается закрыв глаза представить описательно сюжет произведения)

3 «Машенька и медведь » Развивать обучению пересказу; активизировать устную речь. Подвижная сюжетно-ролевая игра «Маша и медведь» (дети имитируют персонажей)

4 «Заяц – хваста» Развивать умение говорить свои высказывания Осваивать новые слова Придумывание слов (детям предлагается самим придумать слова, которые характеризуют крупные предметы)

5 «Теремок» Развивать умение правильно излагать свои мысли развивается мелкая моторика Конструирование (после прочтения сказки дети при помощи иллюстраций дома из данной сказки строили дома из конструкторов)

6 «Три медведя» Развивать умению длительному речевому выказыванию Придумывание концовки произведения (детям предлагается самим придумать концовку данного произведения)

7 «Иван царевич и серый волк» Развивать умение создавать связные монологические тексты с творческим заданием Актуализация знаний о сказках (детям предлагалось охарактеризовать героев произведения и научится сравнивать их с персонажами других сказок)

8 «Зимовье зверей» Развивать умение создавать связные монологические высказывания с использованием образных средств Рисование (дети воображают себя художниками – иллюстраторами, придумывают и рассказывают о своей картине к сказке)

9 «Гуси – лебеди» Развивать умение придумывать сказочные монологи с использованием образных средств языка развивать словесное высказывание в работе с лего Лего – занятие (дети выбирают героев из сказки, придумывают начало, середину, конец сказки; строят героев сказки из лего)

10 «Волк и семеро козлят» Развивать умение словесного творчества в работе над сказкой Рисование после прочтения сказки (после прочтения сказки дети рисовали, чтобы восстановить в памяти ее эпизоды)

Выводы. В окончании работая над проблемой развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что использование планомерного, систематического применения русских народных сказок станет эффективным средством развития связной монологической речи. сказки помогают детям излагать свои собственные мнения к прослушанному.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – М.: Перспектива, 2013. – 32 С.

2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, – М.: изд. Центр «Академия», 2000. – 400 С.

3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика Синтез, 2002. – 272 С.

4. Гриценко, З.А. Методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – М.: Линка – Пресс. 2003.

5. Лебедев, Ю.А. Сказка как источник творчества детей. / Ю.А. Лебедев – Владос, 2001.

6. Ушакова, О.С. Диагностика речевого развития дошкольников [Текст].: научно – метод. Пособие / О.С. Ушакова. – М.: РАО, 1997. – 136 С.

7. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 С.

старший преподаватель Джанкезов Рашид Хамидбиевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева” (г. Карачаевск); старший преподаватель Джанкезова Светлана Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева” (г. Карачаевск)

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКТЫ ПРОЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы проектирования образовательных программ. Раскрыта сущность понятия «образовательная программа» как документа, определяющего содержание и направленность (профиль) конкретного образовательного учреждения, а также описываются принципы и критерии её построения. Проанализированы нормативные документы, определяющие проектирование образовательных программ. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению составляющих элементов структуры образовательной программы.

Ключевые слова: образовательная программа, проектирование образовательных программ, образование, федеральный государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа, структура образовательной программы.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the problem of designing educational programs. The essence of the concept of “educational program” as a document defining the content and direction (profile) of a particular educational institution is disclosed, and the principles and criteria for its construction are described. Analyzed regulatory documents defining the design of educational programs. Particular attention is paid to the consideration of the constituent elements of the structure of the educational program.

Keywords: educational program, design of educational programs, education, federal state educational standard, basic educational program, structure of educational program.

Введение. Проблема проектирования образовательных программ в последние десятилетия занимает существенное место в педагогическом процессе, так как реализация образовательных услуг образовательным учреждением детерминирована ее образовательной программой.

Изложение основного материала статьи. Целью нашей работы является раскрытие сущности понятия «образовательная программа», а также описание принципов и критериев её построения.

Программа в переводе от греческого слова «programma» означает «объявление, распоряжение». В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «программа» трактуется по-разному, как «1. План деятельности, работ. 2. Изложение содержания и цели деятельности . организации или отдельного деятеля. 3. Краткое изложение содержания учебного предмета. 4. Описание алгоритма решения задачи на языке ЭВМ» [3, с. 597]. Второй пункт трактовки слова «программа» наиболее полно раскрывает ее значение, как содержания и цели деятельности. Если рассматривать программу образовательного учреждения, то следует рассматривать ее исходя из данного значения.

В современной науке понятие «образование» рассматривают с разных позиций. «Понятие «образование» (аналогичное немецкому «bildung») происходит от слова «образ». Под образованием понимается «единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны» [5, с. 78]. Если рассматривать образование с этих позиций, то оно выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения людей.

Следующая позиция – это определение образования как социального явления. Образование как социальное явление – это, прежде всего, объективная общественная ценность. «Образование как социальное явление – это относительно самостоятельна система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития» [5, c. 83].

Пересказ сказок как средство овладения связной монологической речью

Елена Иванова
Пересказ сказок как средство овладения связной монологической речью

Владение связной монологической речью – одна из центральных задач развития дошкольников. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики. Она представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значимые части, связные между собой.

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, узловое образование, которое влияет на организацию речевого высказывания и соотносится с развитием связной речи.

В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу. На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, предполагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребёнка чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают его речевые умения.

Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, А. М. Бородич и других. Все авторы подчёркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат описания, которые вызывают интерес детей, формируют умения описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Подлинно художественные произведения развивают у детей эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей. Начиная со средней группы, программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию. Большое значение имеют индивидуальные и подгрупповые занятия, в процессе которых создаются условия для активного участия каждого ребёнка в пересказе.

На пятом году жизни ребенка уже достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата, что позволяет осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков. В высказываниях пятилеток существенно меняется содержание, на которое влияет общее развитие детей, развитие их способности наблюдать, сравнивать, обобщать, увеличение словаря и тому подобное. Высказывания пятилеток становятся более связными, объемными, информативными, они тематически завершены, есть все структурные компоненты, устанавливаются связи между отдельными предложениями.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение силы голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым,дети могут и сами достаточно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально волевое отношение к высказанному. Дети уже умеют не только говорить достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Они способны менять громкость голоса с учетом содержания высказывания.

Таким образом, возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяется. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире использовать интонационные средства выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно пересказывать тексты.

E.И. Тихеева не отрицала перефразировки литературного произведения как фактора, развивающего речевую речь детей, но придавала ему второстепенное место, на первый план выходила независимая история о ребенке, давая указания о том, как проводить пересказ, для которого она предложила, чтобы выбрать идеальные образы художественной литературы.И еще одно важное качество истории: должно быть четкое соотношение частей с четким определением начала, середины и конца. Если между частями существует четкое логическое соединение, одна часть ведет к другой и объясняет это. Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что пересказывание формирует представление ребенка о структуре связанного утверждения.

Ушакова раскрыла особенности построения пересказывания готового литературного текста и независимого заявления – на картинке, на игрушке, по теме, предложенной учителем. Всесторонний анализ словесных высказываний позволил сделать следующий вывод.

При пересказе текст известен как взрослым, так и ребенку. Передребенком ставится задача обучения: воспроизводить, пересказывать текст, чтобы научиться правильно говорить, хорошо рассказывать. Ребенок знает, что он не сообщает ничего нового для взрослого. Поэтому часто высказываниядетей носят чисто информационный характер: дети передают основное содержание сказки или истории и вообще не думают о форме выражения этого содержания.

С независимой историей педагог также ставит задачу, выполнение которой ребенком способствует развитию его речи, формированию его согласованности.Однако коммуникативная ситуация значительно меняется: содержание истории, которая является ребенком, неизвестно слушателю, они заинтересованы в прослушивании, и интересно рассказать оратору. Анализ детских рассказов, составленный независимо, показал, что связность высказывания в целом существенно зависит от уровня владения построением отдельного предложения, от формирования «программирования» речевых высказываний самой разнообразной сложности.

Эти выводы коррелируют с теми требованиями, которые привели к пересказу и самопознанию E.И. Tихеева. И ее предложение использовать окончание детей как историю, начало которой придумано учителем, по-прежнему широко используется в формировании представлений ребенка о структуре последовательного высказывания – описания или повествования.

Большое значение в работе с живым словом было приложено E.A. Флериной, полагая, что история самих детей развивает навыки мышления и речи ребенка. Успешный прием истории ребенка – его запись в качестве наставника и последующее чтение другим детям.

Е. А. Флерина дала довольно четкие инструкции о том,как учить историю и выбирать репертуар: определение предмета и основного ядра истории, проведение одной линии развития истории, т. е. должна быть четкая структура истории, и изображение должно быть ярко раскрыто и использовать язык простой, но звучный, ритмичный, красочный. Многие преподаватели по-прежнему руководствуются методологическими рекомендациями E.A. Флерина по художественному рассказу, использованию иллюстраций и пошаговому обучению в независимой компиляции согласованных утверждений.

В исследованиях О. С. Ушакова обнаружила, что наибольшая эффективность в преподавании когерентной речи достигается при условии, что работа выполняется не фронтально, а подгруппами и индивидуально. Индивидуальная работа направлена на развитие речевых способностей каждого ребенка. Руководство взрослого человека проводится в атмосфере естественного общения.

В детском саду дети преподают различные виды пересказа: подробные, близкие к тексту, избирательные, сгущенные, креативные.

В дошкольных учреждениях, начиная с младшего возраста, чаще всего используется парафраз, близкий к тексту. Это объясняется не только тем, что оно проще и проще, но и потому, что оно служит средством для исправления содержания чтения во всех деталях в памяти ребенка, а также для усвоения логики выборки и его язык.

Чтобы начать обучение детей дошкольного возраста с таким пересказом, следует из нормативного текста, имеющего четкий развлекательный сюжет, четкую композицию с четко определенной последовательностью действий со знакомыми персонажами с ярко выраженными чертами характера и понятными мотивами поведения и диалогов, доступным языком (без сложных грамматических форм, но с использованием ярких образных средств). Затем вы можете включить в обучающие элементы описания и рассуждения. Для пересказки выбраны народные сказки, истории КД. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Бьянки, Е. Чарушина, В. Сутеева, В. Осеева и другие.

Не рекомендуется пересказывать рассказы в стихах, лирических произведениях, поэтических баснях.

Селективный пересказ включает в себя работу над темой, выбирая из текста ту часть, которая соответствует узкой проблеме, конкретную тему. Отбор проб может выполняться из разных частей текста. Например, вы можете предложить пересказывать все, что относится к акту героя, или которое характеризует картины природы и т. д.

Можно использовать выборочный пересказ, начиная с более старой группы.

В работе с дошкольниками могут использоваться следующие типы выборочного пересказывания:

пересказывание по указанию учителя – пересказ эпизода, сцены, пейзажного эскиза;

пересказывание иллюстрации – воспроизведение только той части истории (сказки, которая изображена на картинке. В пересказе иллюстрация – это не только поддержка воспроизведения содержимого обычно небольшого текста, но и возбудителя эмоций, стимулятора творчества;

– парафраз в параллелях, когда, например, один ребенок пересказывает все, что связано Морозом красным носом, а другое – все о «Морозе голубом носе» (сказка «Два мороза»). Это создает проблемную ситуацию, оживляет оккупацию.

Для пересказки таких рассказов (сказок, в которых сюжетные линии (сказка «Морозко», рассказ Л. Пантелеева «Честное слово» и т. д.) сравнительно легко подбираются.

Сжатый пересказ предполагает передачу только основного содержания текста без подробностей, деталей. Итак, в рассказе Л. Н. В «Птичке» Толстого можно опустить описание ловушки-ловушки устройства для птиц.

Этот пересказ порождает у детей способность вычислять главное, использовать необходимые языковые инструменты. Поскольку это представляет сложность для детей дошкольного возраста, элементы сжатого пересказывания вводятся только в подготовительную группу для школы.

Для сжатого пересказывания не рекомендуется использовать тексты, содержащие диалог. Лучше всего использовать когнитивные тексты, где действие легко прослеживается.

Сжатый пересказ является необходимым этапом в развитии речи. Однако чрезмерное увлечение разрезами может привести к сухости языка и отучить детей от художественных деталей. Поэтому необходимо провести четкую линию между подробными и краткими пересказами.

Творческий пересказ связан с обработкой литературного текста, когда детям специально поручено повторять или дополнять текст. Это творческий процесс мышления.

Работа мысли в пересказе заключается в анализе и обобщении фактов, в понимании связей и отношений семантического содержания, в формировании визуальных образов на основе словесного содержания.

В детских садах старших групп в пересказеиспользуются следующие варианты креативной реструктуризации и добавления:

пересказывание от имени одного из героев;

пересказ с «творческими дополнениями».

По словам Л. М. Гуровича, пересказ от имени героя активно ставит ребенка на место героя, помогает ему войти в изображенные события, поймать истинные отношения между персонажами, глубже проникнуть в смысл их действий и тем самым в смысл работы.

Этот пересказ предполагает интерпретацию всех событий с определенной точки зрения – с точки зрения этого героя. Например, русская народная сказка «Фокс и волк» дети могут проходить от имени лисы, волка или старика, и каждый раз контент будет реконструирован в соответствии с точкой зрения персонажа.

Позиция героя побуждает ребенка изолировать, «вытащить» монолитный авторский сюжет сюжета этого героя, изложить только те обстоятельства и события, свидетелем которых он может быть.

Одной из характерных особенностей пересказки детей от имени героя является явное участие в этих событиях, откровенный опыт ребенка для героя.

Таким образом, пересказ, как своего рода монологическое высказывание, занимает важное место в системе речевой работы в детском саду.

Его роль была высоко оценена многими исследователями, которые подчеркнули важность пересказывания психического, морального, эстетического развития ребенка. Художественный текст выводит ребенка из непосредственно видимого, знакомит с окружающим миром, явлениями, человеческими отношениями, расширяет горизонты детей.

При пересказе развивается способность слушать и понимать литературный текст как произведение искусства, обогащается речь детей, улучшается его структура, выражаются выразительные качества речи, ясность произношения. Однако эти возможности будут реализованы только в том случае, если пересказ систематически изучается.

При описании приобретения старшего дошкольного ребенка в отношении связной речи исследователи также указывают на типичные недостатки. В устной речи старшего дошкольного ребенка присутствует множество неуместных слов, фраз, принудительных необоснованных пауз; в неспособности сформировать и выразить мнение, придерживаться его во время разговора, сосредоточиться на теме выражения. Большинство детей не знают, как планировать свой монолог, организовывать его содержание, ориентироваться в контексте общения, находить необходимое для точного и выразительного выражения мысли и лингвистических средств, контролировать его. Таким образом, речь детей старшего дошкольного возраста довольно бедна, примитивна. Проблема развития когерентной речи у детей старшего дошкольного возраста недостаточно изучена и требует технологического развития.

В перспективе перспектива исследований проявляется в совершенствовании методологии для разработки согласованной речи для детей старшего дошкольного возраста, в частности его культурного уровня.

Пересказ, как своего рода монологическое высказывание, занимает важное место в системе речевой работы в детском саду.

Его роль была высоко оценена многими исследователями, которые подчеркнули важность пересказывания психического, морального, эстетического развития ребенка. Художественный текст выводит ребенка из непосредственно видимого, знакомит с окружающим миром, явлениями, человеческими отношениями, расширяет горизонты детей.

При пересказе развивается способность слушать и понимать литературный текст как произведение искусства, обогащается речь детей, улучшается его структура, выражаются выразительные качества речи, ясность произношения. Однако эти возможности будут реализованы только в том случае, если пересказ систематически изучается.

Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи» «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей» «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Ушинский К. Д.

Мастер-класс «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники» Подготовила: Езжалова Н. Н., учитель –логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области» г.

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3–4 лет Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3-4 лет[/b] Актуальность Массовое явление, связанное с низким уровнем.

Речевое общение со сверстниками как средство развития связной речи дошкольника Владение родным языком и невербальными средствами общения – это суть коммуникативной компетенции человека, которая включает знание языка.

Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников Воспитатель МБДОУ д/с № 7 Гущина И. Н. Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников «Сказки могут помочь воспитать ум,.

Консультация «Сказкотерапия, как средство развития связной речи» Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует.

Традиционные и нетрадиционные методы обучения детей с ОНР монологической речи. Пересказ Ситуация, сложившаяся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих.

Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников Обучение детей творческому рассказыванию начинается в старшем возрасте. У детей уже развиты речевые навыки, умение самостоятельно выбирать.

Владение связной речью Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью,.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через сказку

Название: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через сказку.
Цель: Создание благоприятных условий для организации коррекционно-образовательного процесса по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
– развивать связную речь у детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
– обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми;
– способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СКАЗКУ.
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна маленькому ребенку. В мир сказок ребенок вступает уже в самом раннем детстве, как только начинает говорить.
В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка расширяет жизненный опыт ребенка, воспитывает нравственные уроки сострадания, самоотверженности, любви ко всему живому, сочувствия, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом.

Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, диалогами, ритмической напевностью.

Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией.Маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей дошкольного возраста.

Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

Каждая организованная образовательная деятельность, в том числе работа со сказкой, сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Игра в сказку – способствует активизации разных сторон речи детей:
– словаря;
– грамматического строя;
– диалогической и монологической речи;
– совершенствованию звуковой стороны речи.

Дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать сказки и небылицы. Занятия по ознакомлению с художественной литературой вырабатывают у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.

Возможности русской народной сказки в развитии речи детей. Благодаря юмору, живым насыщенным выражениям, передающим яркие красочные образы, русские сказки помогают развивать связную речь. Произведения достаточно просты в изложении.Дети с лёгкостью анализируют и составляют своё мнение в отношении героев и их поступков.

Прочитав сказку, спросите, какое отношение возникло к героям, почему герои именно такие, почему они так себя ведут. Отвечая на эти вопросы, ребята будут формулировать свои мысли, произносить предложения, тем самым тренировать свою речь.

Театральная постановка очень эффективна в развитии речи. Настольный театр или пальчиковыйтеатр. Участвуя в таких постановках, ребёнок станет более раскрепощенным, проработает свою интонацию, мимику, силу голоса.

Используя сказочные истории можно получить большие результаты в развитии речи, улучшается структура слога, фонематическое восприятие, развивается артикуляционный аппарат, лексические и грамматические категории, дифференциация звука.

Роль сказки в развитии устной речи. Сказочные истории помогают развитию правильной устной речи, прочтение позволяет увеличить словарный запас, правильно выстроить диалог. Выразительность языка и его меткость сразу становятся очевидными, это юмор и живые образные выражения.

В сказаниях очень ярко проявляется вся мощь словесного творчества русского народа, яркость, великолепные образы, необходимость проговаривать одни и те же речевые формы все это ставит сказки на первые места по развитию устной речи.

Через сказку ребенок узнает много новых слов, образных выражений.Его речь становится богатой эмоционально.

И так, чтобы пересказ имел эффект на развитие речи необходимо соблюдение следующих правил:
– ребёнку нужно полностью понимать прочитанный текст;
– как можно полнее передавать художественный текст,
– избегать нарушения логики рассказа;
– использование слов и оборотов в оригинальном исполнении автора;
– использование правильных синонимов;
– использовать правильный ритм;
– соблюдать последовательность.

Чем ближе к источнику произведения, тем качественнее считается пересказ. В процессе пересказа ребёнка необходимо остановить, если он слишком увлекается и добавляет придуманные детали, а о важных моментах забывает. Для начала пересказа необходимо выразительно прочитать сказку.Эмоциональная подача позволит лучше понять и воспринять текст.Соответственно пересказ пройдет легче и эффективнее.

«Шагаем в сказку»
Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления.
Педагог говорит название сказки, а ребёнок, шагает и на каждый шаг называет героя из этой сказки.

«Помоги герою найти свою сказку»
Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания.

На столах разложены сюжеты из 2-3 сказок. Педагог раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев, и дети сопоставляют каждому сюжету своего сказочного героя.

«Действия героя»
Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.
Например, сказка «Колобок». Педагог предлагает детям назвать все действия колобка, говорить только глаголы: покатился, пел, ушёл и т.д. Далее педагог предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

«Верно – неверно»
Цель: Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга.
Педагог читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка мышку. Снесла курочка яичко, не простое, а фарфоровое.

«Хорошо-плохо»
Цель: Формировать умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации.
Например: Мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо. Почему? (Мышка помогла вытянуть репку.) Это плохо. Почему? (Кошка могла съесть мышку).

«Сказочные слова»
Цель: Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.
Педагог предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают из сказок (Сим-сим, открой дверь; Сивка-бурка, вещая каурка. и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена. и т.д.).

«Ложная альтернатива»
Цель: Развитие внимания, связной речи.
Педагог задаёт вопросы с помощью слов “или-или”, но ни один из предлагаемых ответов не является правильным.
Например: Кто снёс золотое яйцо – утёнок или цыплёнок? Кто раздавил теремок – заяц или волк? Кто помог вытянуть репку – дедка или бабка?

«Что сначала, что потом»
Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью карточек из мнемотаблицы.
Ребенку предлагается разложить карточки и составить рассказ. Карточки позволяют точно передать сюжет, от начала до конца.

Сказка для ребёнка – это игра, волшебство, поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы.
Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого малыша.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 12.04.2020 2020-04-12

Статья просмотрена: 126 раз

Библиографическое описание:

Галич, Т. Н. Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста / Т. Н. Галич, Г. И. Миляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 40-41. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68724/ (дата обращения: 18.01.2022).

В данной статье рассмотрены проблемы, проявляющиеся непосредственно в процессе развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста. Для решения этих проблем предпринята попытка использования пересказа сказок.

Ключевые слова: связная речь, речевое развитие, воспитатели, дошкольники, сказка, пересказ.

Овладение связной речью становится в настоящее время важнейшей задачей познавательного развития детей дошкольного возраста. Многие молодые родители часто разговаривают друг с другом и с детьми в стиле сообщений в социальных сетях. Признаками небрежного отношения взрослых к собственной речи являются: употребление ненормативной лексики и интернет–сленга, искажение произношения звуков, незаконченные фразы, неправильные ударения в словах [1]. Исследователи и воспитатели детских садов отмечают, что частым становится явление, когда даже в диалогической речи люди могут не отвечать на обращенные к ним вопросы, отвечают невпопад [1; 2; 3]. Многие родители, приходя в детский сад, не здороваются и не учат здороваться своих детей. Создается впечатление, что люди общаются все время с каким-то внутренним собеседником, а не с реальным человеком. В поведении молодых людей становится частым явлением скольжение взгляда по лицу собеседника, как будто человек хочет побыстрее закончить разговор и обратиться к экрану сотового телефона, где находится какая-то значимая для него информация.

Самое сложное в такой социокультурной ситуации — это то, что косноязычие, невнимательное отношение к сообщениям и вопросам других людей, формулам речевого этикета передается детям от родителей как образец. Поэтому традиционно стоящие перед дошкольным образованием задачи речевого развития дошкольников на современном этапе необходимо усилить именно задачей развития связной, осмысленной речи детей.

Для решения этих задач бесценным помощником являются сказки [4]. Народные сказки в литературной обработке всегда были образцом красивой, интересной связной речи. Сказка — это повествование, в котором легко угадывается структура: а) зачин — введение в повествование, информирование слушателей о том, что было до того, как начались события; б) завязка — какое-то затруднение, препятствие, задание или конфликт, из-за которых нарушается привычный порядок вещей, и героям приходится изменять свою жизнь, чтобы справиться с новыми обстоятельствами; в) изложение основных событий — несколько фактов из жизни героев, показывающих, как именно они справляются с трудностями; г) кульминация — момент наивысшего напряжения, обострения в повествовании, когда ситуация конфликта «взрывается»; д) развязка — последствия «взрывных» событий кульминации, итог усилий героев к разрешению конфликта [5].

Так как в сказке события всегда происходят в соответствии со структурой повествования, то понимание этой структурности ребенком оказывает большое влияние на развитие его логического мышления [3].Пересказывая сказки, ребенок учится строить фразы по правилам грамматики и синтаксиса родного языка. Для того чтобы его пересказ получился таким же сильным по влиянию на слушателя, как оригинал, ребенок использует художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры и крылатые выражения, которые подчас полностью отсутствуют в его бытовой речи.

Сказки несут в себе несравнимый ни с каким другим способом организации мысли потенциал воздействия художественного образа и на интеллектуальную, и на эмоциональную, и на нравственную сферу ребенка. Основатели направления сказкотерапии Т. Д. Зинкевич–Евстигнеева [5] и И. В. Вачков [6] убедительно доказали, что психологическое упражнение, житейская или учебная задачи становятся привлекательными, интересными, если превратить их в сказочное повествование.

Пересказ сказок в детском саду помогает развивать осмысленную связную речь детей в том случае, если воспитатель четко различает пересказ, основанный на механическом повторении, и логическую трансформацию текста с выделением смысловых частей [3]. Многие дети обладают хорошей механической памятью, и у взрослых часто создается иллюзия, что если ребенок хорошо запомнил и по памяти воспроизвел текст, то это значит, что он все понял. На самом деле именно эта иллюзия может стать серьезным препятствием к развитию мышления ребенка, потому что его не стимулируют на осмысление текста. Навыки осмысленного пересказа сказок в дошкольном возрасте могут стать базой для усвоения текстов в процессе учебной деятельности в школе, основой для формирования универсального учебного действия «смысловое чтение» [2].

Итак, при использовании пересказа сказок в процессе развития связной речи, ребенок учится строить грамматически и синтаксически правильные предложения, использует в своей речи эпитеты и сравнения, обогащает пассивный и активный словарь, развивают память, мышление. Таким образом, можно сделать вывод, что данный прием эффективен.

  1. Колосова, И. В. Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /И. В. Колосова. — Челябинск: Изд-во ЧГМА, 2011. — 64с.
  2. Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений /О. А. Бизикова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 235 с.
  3. Обучение дошкольников пересказу [Текст]/ Под ред. Л. В. Лебедевой. -М.: ЦПО, 2014. — 80 с.
  4. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощь мнемотехники [Текст] /Т. В. Большева. — СПб.: Детство — Пресс, 2001. — 128 с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Н. Мастерская сказок для детей. Уникальная методика развития [Текст] /Т. Н. Зинкевич — Евстигнеева — М.: Малыш, 2019. — 320 с.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2016

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Монологическая речь представляет речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства.

Монологическая речь может носить репродуктивный и продуктивный характер. Репродуктивная речь дошкольников не предполагает речевого творчества. Она характеризуется отсутствием самостоятельности в выборе языкового оформления высказывания, в построении логического плана изложения, в определении содержания высказываний.

Продуктивная речь – устная и письменная речь, направленная на порождение творческого продукта в форме устного высказывания или в форме письменного текста, с наличием самостоятельности в выборе языковых средств и определении содержания высказывания

К одним из основных видов репродуктивной речи детей является пересказ. Пересказ – это связное последовательное изложение художественного текста, передача содержания с использованием готовых, данных автором речевых форм.

Одним из средств развития связной речи является сказкoтерапия. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли советские психологи Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н.А. Погосова, М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.

Развитие связной речи дошкольников должна быть организовано с учетом различных коммуникативных ситуаций, использования разных видов наглядности.

Регулярность проведения коррекционной работы с использованием данного метода способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. При организации сказочно-игровых ситуаций идет постепенный переход от невербальных форм взаимодействия к вербальным. При этом наращивается словарный запас ребёнка.

Сказкa является одним из основных жанров устного народно-поэтического творчества. Она является эпическим, преимущественно прозаическим художественным произведением волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира. Oсмысляя сюжеты творчества, дети учатся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих на страницах сказки. У дошкольников формируется определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характера. Образы героев приглашают их принять участие в процессе самопознания.

Сказка представляет собой мощное средство психокоррекции. Ребенок учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации их изменения. Психокоррекциoнные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, рассказывают о проблемах человека, и каждый может узнать себя. К таким сказкам относят сказки, сочиненные самим ребенком и сложенные совместно с ребенком.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Этот жанр не только повышает познавательный интерес и мотивацию к разным видам деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.

Использование сказкoтерапии в качестве средства развития связной речи способствуют созданию коммуникативной направленности речевых высказываний; совершенствованию лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи; развитию диалогической и монологической речи; приобщениею детей к истокам народной культуры.

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для детей это упражнение на взаимодействие. Полезно сoчинять вместе с ребенком, потому что в такие моменты взрослый начинает говорить на доступном ребенку языке, может узнать мысли и желания дошкольника. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается. Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у ребенка. Изображая героев сказки на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательнoсть.

Метод работы со сказкoй имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, он получил только около десяти лет назад. Сегодня этот метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных.

Достоинство и роль этого метода в работе с детьми неоспоримы: это образность языкa, его метафоричнoсть, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалoги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

«Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно».
консультация на тему

Сегодня я хотела бы поговорить о значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников.

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения определённых звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.

Артикуляционные упражнения выполняют перед зеркалом. В случае, если с ребёнком занимается мама, ей лучше всего накрасить губы яркой помадой – это привлечёт внимание малыша. Мама садится рядом с ребёнком перед зеркалом,и, глядя на свои отражения, они вместе играют в лягушат, обезьянок или котят, которые лакают молоко.

Для детей более старшего возраста артикуляционные упражнения объединены в комплексы. Дети постепенно вырабатывают арикуляционные уклады, необходимые для произношения определённых групп звуков (свистящих “С”, “З”, “Ц”, шипящих “Ш”, “Ж”, “Ч”, “Щ”, сонорных “Л”, “Р”)

После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т. д. Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения.

Из выполняемых трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.

Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

Артикуляционная гимнастика проводится:

– в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;

– в детском саду с воспитателем и самостоятельно;

– с родителями дома.

При выполнении упражнений можно использовать игрушки, для которых язычок показывает упражнения, и различные сказки о язычке.

Логопедическая сказка

“ У Язычка появился новый друг ”

Однажды после традиционной утренней пробежки Язычок присел на крылечке.

(Положить широкий спокойный язык на нижнюю губу; рот полуоткрыт; губы не напряжены.)

Ярко светило солнышко, дул ветерок (подуть на широкий язык), и Язычок задремал.

Вдруг он услышал, что под крыльцом кто-то тихо мяукает. Язычок наклонился (опустить язык) и увидел маленького пушистого котенка.

Язычок погладил его. (Дети кистью правой руки имитируют поглаживание головы и спинки котенка.) Но котенку это не понравилось, и он выгнул

спинку. (Кончик языка упирается в нижние зубы; широкий язык круто выгнут — упражнение “Киска сердится”.)

Язычок, отдернув руку, удивленно посмотрел на котенка: тот оказался худым и голодным. “Его надо накормить!” — решил Язычок и пошел в дом за едой.

В своей любимой чашке (упражнение “Чашечка”)

Язычок принес котенку теплое молоко. Котенок стал с жадностью его лакать (соответствующие движения языка). Когда молока не осталось, котенок облизнулся (упражнение “Вкусное варенье”, 5—10 раз) и начал умываться. (Дети правой рукой имитируют движения умывающегося котенка.)

Язычок решил снова погладить котенка. На этот раз тот не сердился и выгнул спинку от удовольствия (движение языка), а потом потерся о ноги (верхними зубами как бы погладить круто изогнутый язык) и замурлыкал.

С тех пор котенок стал жить вместе с Язычком.

Читайте также:
Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: