Сказки о Веселом Язычке

Сказка о Веселом язычке

Презентация к уроку

Цели.

    Дать детям представление о частях и функциях артикуляционного аппарата на материале “ Сказки о Весёлом язычке”.
  1. Развивать внимание, память, фонематический слух, подвижность артикуляционного аппарата, речевое дыхание, связную речь.
  2. Расширение активного словарного запаса с опорой на знания, полученные в школе.
  3. Пропаганда логопедических занятий через проведение занятия с детьми, не посещающими логопеда.

Оборудование: cюжетные и предметные картинки, стихотворные тексты в мультимедийном варианте.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к необычному герою. А к кому вы сейчас сами мне скажите:

Если б не было его
Не сказал бы ничего!

– Конечно, вы сразу догадались, это – язык. Это самый главный орган речи.

– Ребята, а как вы думаете, а какие еще органы помогают нам разговаривать?

1 слайд: “Кто в домике живёт?”

– Правильно, еще нам помогают губы, зубы.

2 слайд: Знакомство с органами речи. “В гостях у Весёлого Язычка”

– Еще к органам речи относятся: нёбо, альвеолы (бугорочки за зубами), маленький язычок, верхняя и нижняя челюсти, голосовые связки. (Показ на схеме)

– Сегодня Весёлый Язычок вас познакомит со своим уютным домиком.

А Весёлый он, потому что будет вам показывать интересные упражнения. А помогать ему будут ребята, которые посещают логопедические занятия. И этих ребят вы все очень хорошо знаете, потому что они ваши одноклассники!

– Жил-был Весёлый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы).

(Дети улыбаются, обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.)

Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать.

3 слайд: Упражнение “Лопаточка”

Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два. Три, четыре, пять!
Язык можно убирать.

– Разогрелся Язычок на солнышке, ручки-ножки вытянул и стал похож на струнку или на Иголочку.

4 слайд: Упражнение “Иголочка”

Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать.

– Позагорал и опять спрятался в домик.

Снова выглянул из домика Язычок.

Посмотрел направо, потом налево.

Ему это очень понравилось и закачался он словно маятник на старинных часах.

5 слайд: Упражнение “Часики”

Влево-вправо, влево-вправо
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.

– Ребята, а кто знает, сколько времени на часах в домике у Язычка? (8 минут одиннадцатого)

– Покачался. Покачался и в домик спрятался. Посмотрел дома на потолок, а там паутина висит. Решил он ее убрать. Взял веник и стал им двигать вперед-назад, как маляр кистью, когда красит что-то.

6 слайд: Упражнение “Маляр”

Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Поведём вперёд-назад –
Наш маляр работе рад!

– Хорошо потрудился, устал Язычок, сел чай попить. Выбрал самую красивую чашку.

Язык широкий положи,
Его в чашку преврати,
Чашку на губе держи,
Осторожно в рот вноси.

– А чай Язычок пил с вареньем.

8 слайд: Упражнение “Вкусное варенье”

Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.

– Посмотрите на картинку и подумайте, с каким вареньем пил чай Язычок? (С яблочным, сливовым, клубничным, грушевым)

– А почему вы не все предметы назвали? (Потому что из овощей, которые изображены на картинке – картофеля, помидора и капусты варенье не варят)

– Отдохнул язычок и опять решил порезвиться. Выглянул в окошко и увидел там девочку, которая качалась на качелях. И он тоже покачался.

9 слайд: Упражнение “Качели”

На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз,
До крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.

– Потом он поиграл в футбол.

10 слайд: Упражнение “Футбол”

Будет языку веселье,
Будем с ним сейчас играть –
Мяч в ворота забивать!

– Потом решил скатиться с горки.

11 слайд: Упражнение “Горочка”

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются.

– Опять устал наш Язычок. Посмотрел за забор, а там проходил строй Солдатов. Решил он поиграть в Защитника Родины. Встал ровненько, как солдатик.

12 слайд: Упражнение “Солдатик”

В руках сжимает автомат,
На рубежах страны солдат!
Кверху подними язык свой,
Как можно шире рот открой!

– Играя в солдата, Язычок придумал, что попал в засаду.

13 слайд: Упражнение “Катушка”

Солдат так ровненько стоял,
Потом в засаду он попал…
Язычок сожмём зубами –
Сделаем катушку сами!

– Домик Язычка стоял на опушке леса. Отправился Непоседа туда. На полянке росли грибы.

14 слайд: Упражнение “Грибок”

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,Шляпка есть – нет головы?

– Обрадовался Язычок, что нажарит на ужин грибов. Но он не знает, какие грибы можно собирать, а какие нет. Давайте, ребята, ему поможем. Ребята, назовите съедобные и несъедобные грибы, которые вы знаете.

– Устал Язычок и отправился домой. Идти не может. Увидел на лугу лошадку. Попросил ее. Чтобы она его довезла до домика.

Читайте также:
Тематическое планирование логопедической работы в старшей группе (ОНР)

15 слайд: Упражнение “Лошадка”

Я лошадка Серый Бок!
Цок – цок – цок – цок.
Я копытцем постучу,
Цок – цок – цок – цок.
Если хочешь – прокачу!
Цок – цок – цок – цок!

– Вот наш Язычок и дома! Решил он на прощание всем вам поиграть на гармошке, чтобы у вас всегда было хорошее настроение!

16 слайд: Упражнение “Гармошка”

К нёбу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой,
Гармонист ты неплохой.

– Ну вот, ребята, сказка закончилась! Молодцы! Все очень хорошо повторяли упражнения.

– А следующим этапом будет экзамен для ваших одноклассников.

Экзамен по звукам.

– Сегодня, ребята, которые посещают логопедические занятия будут сдавать экзамены. А вы, кто хорошо и чисто разговаривает, будете экзаменаторами, т.е. теми людьми, кто будет принимать эти экзамены.

Вручение Наградных медалей от Звукознайкина после “сдачи экзамена” – прочтения стихотворения с заданным звуком.

(Медали вручают Халявин Витя и Уразаева Лида – самые старшие ребята нашей группы)

Упражнения для звука “Р” (“Дятел”, “Пулеметик”, “Лошадка”, “Грибок”, “Гармошка”) – показывают Боков Миша, Чебаненко Сергей, Клейменов Вадим – 2 класс.

Иванова Маша, 1 класс

У моей сестРы МаРины
Щеки словно мандаРины,
А сама сестРа МаРина
Чуть побольше мандаРина. (С. Коган)

Маше вручается медаль, на которой изображена картинка, название которой начинается на звук “Р”. Вручает медаль Дятел (ребенок с эмблемкой с изображением птицы или на презентации)

– Как вы думаете, ребята, а почему Дятел вручает медаль? (Потому упражнение под названием “Дятел” помогает научиться произносить звук “Р”)

Истомин Сергей, 1 класс

Чуть побольше рукавиЧки
Подарили мне Щенка,
Он пока что с непривыЧки
Не лакает молока.

Я позвал на помоЩь кошку,
Я придвинул ближе плошку,
Хорошо пошел урок,
Лижет плошку мой Щенок. (А. Шлыгин)

Денисова Наташа, Кадецкая Нина, 3 класс

Он ударил в медный таз
И вскриЧал: “Кара барас!”
И сейчас же Щетки, Щетки
ЗатреЩали как треЩотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
– Моем, моем трубоЧиста
Чисто, Чисто, Чисто, Чисто!
Будет, будет трубоЧист
Чист, Чист, Чист, Чист! (К. Чуковский)

Сереже, Наташе и Нине вручает медаль Кузнечик. У него песенка: ч-ч-ч. И Щетка, у которой своя песенка: щ-щ-щ. (Показ)

Денежкин Коля, 1 класс

На дворе стоит коЗа
Хмурит серые глаЗа.

Клейменов Вадим, 2 класс

Зайку бросила хоЗяйка –
Под дождём остался Зайка. (А. Барто)

Вадиму и Коле вручает медаль Комарик, у которого песенка: зззззззззззззззз (Показ)

Андрюков Вадим, 2 класс

Мышка кошку угостиЛа,
Кошка мышь не проглотиЛа.
ПоЧему не проглотиЛа?
УгоЩения хватиЛо. (В. Берестов)

Хлебко Миша, 1 класс

БегаЛ заяц по боЛоту,
Он искаЛ себе работу,
А работы не нашеЛ,
Сам заплакаЛ и пошеЛ.

Пчелкина Саша, 1 класс

Няня на ночь МиЛу мыЛа,
МиЛа мыЛа не ЛюбиЛа,
Но не ныЛа МиЛа,
МиЛа-моЛодчина!

А Мише, Саше и Вадиму вручает медали Индюк, потому что с помощью этого упражнения можно научится произносить звук “Л”.

– Давайте поздравим ребят за их достижения! Поаплодируем им. И будем помогать им закрепить эти звуки в речи. Следите за ними, исправляйте звуки, за которые они получили медали, если они будут говорить их, как прежде.

Спасибо вам за помощь!

На этом наше мероприятие окончено. Спасибо за внимание и активное участие!

Литература и адреса ссылок:

1) Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии, «Литур», 1999;

2) Интернет-ресурсы:
Картинки- Яндекс :

http://zyrenne.wordpress.com/
http://www.uk.all.biz/ru/buy/goods/?group=1008618
http://cheboksary.tiu.ru/Shpaklevka.html
http://www.mapket.net/chashki_krugki_flyagi.html?currency_code=EUR
http://freemin.ru/kto-varit-varene-v-iyune/

http://gokekin.com/e/anne/
http://www.lobnya.biz/news/sport/
http://logopsi.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/kartinki_simvoly/gorka/53-0-342
http://forum.materinstvo.ru/lofiversion/index.php/t1367626-600.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/n/nit.html

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/n/nit.html
http://blogs.mail.ru/mail/wa-81/772DEAE1F156840A.html
http://eziedi.ucoz.ru/_ph/3/326146567.jpg
http://motopenza.pnz.ru/forum/viewtopic.php?p=74576&sid=c4eca021ae5d4d7363630c6542aa1dd4

3) Стихи для упражнений «Солдат» и «Катушка» автора разработки.

Сказки о веселом язычке
картотека по логопедии на тему

С помощью сказок о весёлом язычке можно:

• Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.

• Познакомить с основными движениями языка.

Скачать:

Вложение Размер
skazki_o_veselom_yazychke.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

С помощью сказок о весёлом язычке можно:

• Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.

• Познакомить с основными движениями языка.

Сказка Н.В.Новоторцевой “О Веселом Язычке”.

“Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

Рядом с дверями

Конфеты и плюшки.

Этот домик – рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке ( язык “лопаткой” на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д-д”). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали : “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. “Пора и мне спать”, – подумал Язычок”.

Сказка М.Г.Генинг и Н.А.Герман “О Веселом Язычке”

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Поваляева М.А. Справочник логопеда.

“Сказка о весёлом язычке”:

За алыми губами за белыми зубами жил-был Веселый Язычок. Его домиком был рот. Он крепко спал, укрывшись белым одеялом (язычок лежит на нижней губе, губы улыбаются так, чтобы хорошо были видны верхние зубы).

Спят усталые игрушки, куклы спят.

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы детям всем присниться.

Глазки закрывай, баю-бай (учить удерживать язычок под счет до 10).

Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрел на небо, ярко светит солнышко (поднять кончик языка к верхней губе). — Здравствуй, солнышко-колоколнышко! Посмотрел на землю — травушка-муравушка растет, ручеек течет (содержание видоизменяется в зависимости от состояния погоды, времени года. Предложить по картинке на каждое время года).

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Белый снег, пушистый.

По ветру кружится

И на землю тихо

Ласточка с весною

В гости к нам летит.

Посмотрел направо, налево (повторить несколько раз, передвигая кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал делать зарядку: лег на коврик (широко распластанный язычок лежит на нижней губе так, чтобы край губы был хорошо виден) и поднимает свой хвостик вверх, опускает вниз, вверх-вниз (повторить от 4 до 8 раз, в зависимости от возраста и физического состояния детей).

Посмотрел на часы: который час (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой). Пора умываться:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам.

(Улыбнуться, подставить ладони, сложенные лодочкой, открыть водичку и спеть ее песенку — С-С-С):

Умой мое личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Теперь нужно почистить зубки.

Этой щеткой чистим зубы,

Этой щеткой — башмаки,

Этой щеткой чистим брюки —

Все три щетки нам нужны.

Привел Язычок себя в порядок и сел завтракать.

Самовар кипит, просит чай всех пить.

Чай горячий, подуем на него.

(Предлагаем подуть на кончик широкого язычка, в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).

Для постановки диафрагмально-речевого дыхания, используется фраза и тактильно-вибрационный контроль. Глубокий вдох, на выдохе произносим: Ах, какой душистый, ароматный (словарь подбирается с учетом произносительных возможностей каждого ребенка в отдельности).

Наелся блинов, напился чаю. Спасибо. Все было очень вкусно! Посмотрел Язычок на себя в зеркало и увидел, что губы выпачканы вареньем.

При этом можно закрепить навыки словообразования: Ты с каким вареньем ел блины? Из слив — сливовое, яблок — яблочное, груш — грушовое, клубники — клубничное, малины — малиновое и т. д.

«Оближи варенье ». (Широким язычком закрываем верхнюю губу и облизываем ее сверху вниз, при этом губы улыбаются, зубы видны.) Дозировка от 4 до 8 раз.

Пора на прогулку:

Вышел Язычок. Видит, стоит его любимая лошадка. Подошел он к ней и говорит:

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

Улыбнуться, присосать спинку язычка к твердому небу — поехали (имитируем езду на лошадке).

Если ребенок маленький, то желательно усадить его на колени лицом к себе и, взяв его за руки, отправляться в путешествие вместе, имитируя скачку не только язычком, но и коленями, что повышает эмоциональный настрой ребенка, сближает со взрослым. Стихотворение используем более легкое, простое:

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня.

«Останови лошадку». (Сильно подуть на плотно сомкнутые губы, вызывая их вибрацию.)

ВСЁ! (Это уже от меня: обратно язычок может поехать на поезде “У-У-У”, уплыть на пароходе “Л-Л-Л”, уехать на мотоцикле “ДР-Р-Р”, снова поскакать на лошадке. )

Артикуляционная гимнастика. Сказка о веселом язычке

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей правильные артикуляционные уклады.
2. Развивать подвижность языка.
Описание: Уважаемые коллеги позвольте представить вашему вниманию еще один комплекс артикуляционной гимнастики. Данный материал будет полезен логопедам, педагогам дошкольного образования, родителям.

Содержание
Давно проснулся наш Язычок. Сидит дома, смотрит телевизор. Давайте постучим ему в окошко. (Стучим в окошки-щечки указательными пальцами.)
Не слышит он нас, громко работает у него телевизор. Давайте позвоним (нажимать указательными пальцами на щеки и втягивать их внутрь): “Дилинь-дилинь!”
Выглянул Язычок в одно окно, в другое. (Поочередно тыкать языком в щеки изнутри.)
Увидел нас, обежал замок в дверях открывать. (Круговые движения языком под плотно сомкнутыми губами.)
Распахнулись двери. (Открыть широко рот.)
Выскочил Язычок к нам навстречу и запрыгал от радости. (Быстро, с мелкой амплитудой двигать языком вверх и вниз.)
Стал Язычок рассказывать нам свои новости(Упражнение “Болтушка”)
Мы ушли, а Язычок решил отправиться в путешествие. В Африку ему захотелось. Он поднимался в горы, спускался в долины, сплавлялся по рекам. (Упражнение “Качели”, “Часики”.)
Прибыл в Африку и встретил Мартышку. Она была грустная – вот такая . (Рот закрыть и засунуть язык под верхнюю губу.)
Решил Язычок ее развеселить. Он сделал так (упражнение “Болтушка”), а потом так (приставить большие пальцы к вискам, а ладонями изобразить большие подвижные уши) и вот так (вибрировать губами на выдохе).
Мартышка сразу стала веселой. Вот такой. (Рот открыт. Засунуть язык под нижнюю губу.)
Стали Язычок и Мартышка знакомиться и общаться на африканском языке. (Хаотичная артикуляция языком и губами, сопровождаемая звукопроизношением.)
А потом побежали играть в африканский футбол. (Рот открыт. Быстро двигать языком вправо, влево.) Вместо мяча у них был кокос, и они забивали им друг другу голы. (Рот закрыт. Упираться языком в щеки изнутри.)
Потом они зашли в африканский магазин (рот открыт, быстро двигать языком вправо, влево), купили по африканскому мороженному (сжать свободную руку в кулак), залезли на пальму (язык высунуть и поднять вверх) и стали его лизать (соответствующие движения языком).
Остатки мороженного на губах друзья облизали: сначала верхнюю губу (двигать зыком по верхней губе в одну сторону, в другую), потом нижнюю (двигать языком по нижней губе в одну сторону, в другую), затем целиком (круговые движения языком по губам в одну сторону, в другую).
Хорошо и радостно стало друзьям. Залезли они на пальму и запели песенку: “Ля-ля-ля” Вдруг они заметили странное животное. (Показать фото хамелеона.) Оно сидело, притаившись, на веточке и смотрело на расположившегося рядом кузнечика. (Показать фото кузнечика.) Кузнечик ничего не замечал, так как хамелеон – именно так называлось это животное – был такого же цвета, как и веточка, он сливался с ней. Это одно из интереснейших свойств хамелеонов – они умеют менять свою окраску, маскируясь под окружающую их среду. Если хамелеон сидит на зеленом стебле, он становится зеленого цвета. Если переполз на серый камешек, он станет . (дети заканчивают: “Серым!”), если притаился на коричневой веточке, он . (дети: “Коричневый!”). Вдруг неожиданно для кузнечика хамелеон резко выбросил вперед язык. (Резко открыть рот, быстро высунуть далеко вперед острый язык и также быстро спрятать язык обратно.) Кузнечик прилип к этому длинному липкому языку и оказался съеден. Так охотится хамелеон – один из видов ящериц. Он не может быстро передвигаться, зато умеет долго сидеть в засаде, слившись с окружающей средой, и поджидать свою добычу. Когда какое-нибудь насекомое сядет неподалеку хамелеон пускает в ход свой необыкновенный язык. (Несколько раз повторит маневры с языком.)
А потом Язычок с Мартышкой на поляне увидели львицу с детенышем. Львица старательно лизала своего детеныша. (Соответствующие движения языком.) “Караул! – закричал Язычок. – Она его сейчас съест, как мы только что съели мороженное!” “Не волнуйся, – ответила Мартышка, – это она его так моет. А еще это для львенка полезный массаж. Поверь, ему это очень нравится”. (Повторить лизательные движения с языком с максимальной амплитудой.)
Друзья спустились с пальмы и увидели одиноко стоявший квадрацикл. Квадрацикл скучал имечтал, чтоб на нем кто-нибудь покатался. Язычок и Мартышка уселись на квадрацикл, и он стал их катать по саванне. (Выдыхая воздух и издавая звук, вибрировать губами.)
Долго катались друзья. Уморились, запылились и решили искупаться. Нашли небольшое озеро (округлить губы) и стали в него нырять (резко выбрасывать язык из рта вниз), а затем плавать (водить языком по подбородку вправо, влево).
Рядом с ними плавали рыбки и пытались что-то рассказать. (Открывать и закрывать сложенные “бутончиком” губы.) Но Язычок с Мартышкой не понимали рыбьего языка .
и только когда из глубины озера выскочил крокодил и сказал: “Ам!” (широко открывать и резко закрывать рот), друзья поспешили на берег (очень быстро двигать высунутым наружу языком вправо, влево).
На берегу они сделали шалашик и уснули в нем. (Складывая губы трубочкой, выдыхать сквозь нее воздух.)

Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?

Воспитатель Богданова Н.И.

Консультация для родителей

Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?

Если у Вашего ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких), вероятно у него возрастная, временная задержка нарушения произношения. Скорее всего, она пройдет сама собой, с возрастом, но иногда можно чуть-чуть помочь Вашему малышу. Для этого важно знать причины таких задержек.

Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь Ваш малыш слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов… Очень важно также следить за тем, чтобы при общении с ребенком Вы избегали «сюсюканья», «детской речи». Часто этого бывает вполне достаточно, чтобы преодолеть речевые ошибки, да и ребенку гораздо приятнее, когда с ним разговаривают, как со взрослым.

Причинами нарушения произношения могут быть также слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения). Чтобы проверить, не это ли является причиной Ваших проблем, расскажите ребенку «Сказку о веселом Язычке» и понаблюдайте за тем, как он будет выполнять упражнения. Хорошо, если во время сказки ребенок будет видеть себя в зеркале.

Сказка о Веселом Язычке.

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Причиной того, что Ваш ребенок неправильно произносит некоторые звуки может быть также недостаточное развитие у него так называемого фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух очень тонкие различия между звуками русского языка, например, между с и ц , р и л . Как проверить состояние фонематического слуха у ребенка? Поиграйте с ним в игру, которая называется «Эхо» .

– Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в Эхо. Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной!

Па-пя-па.
Ди-ди-ды… и т.п.
Мама мыла Милу мылом.

Проверяется способность различать твердые и мягкие согласные.

Проверяется способность различать звонкие и глухие согласные.

Проверяется способность различать свистящие и шипящие согласные.

Проверяется способность различать звуки р и л .

Если ребенок не может повторить правильно, из-за того, что не выговаривает какой-то звук, воспользуйтесь таким приемом: подберите соответствующие картинки, игрушки или предметы и попросите малыша показать Вам, где Мила, а где мыло, где лак, а где рак.

Итак, Вы протестировали ребенка и определили причины нарушения звуков. Возможно даже, у него оказался своеобразный «букет» из всех трех. Что делать дальше? Если Вашему ребенку уже исполнилось пять лет, быстренько хватайте его под мышку и бегите к ближайшему логопеду. Если ему нет еще четырех – не торопитесь, скорее всего, с возрастом все придет в норму. А если Вашему чаду от четырех до пяти, ему помогут справиться с «неправильными» звуками специальные упражнения.

Сказки о Веселом Язычке

Сказка о весёлом язычке. Каждое упражнение повторяем 3 – 5 раз. Наш язычок живет в домике ротике, вокруг дома высокий забор.

– улыбнись так, чтобы были видны зубы, открой рот, удержи под счёт до 5 (1,2,3,4,5,), закрой. Повтори несколько раз. Когда калитка открыта, язычок выходит гулять. Язычок гуляет. (Иголочка)

– улыбнись так, чтобы были видны зубы, открой рот, вытащи язык из рта, удержи под счёт до 5 (1,2,3,4,5,), спрячь язычок в рот. Повтори несколько раз. (Когда язык выбегает и прячется – рот не закрывать).

Выглянул язычок в окошко и посмотрел по сторонам: направо – налево. (Часики) – улыбнись так, чтобы были видны зубы, открой рот, высунь язык из рта, кончиком языка касайся уголков рта. Повтори 5-10 раз. Язычок качается на качелях. Качели. 1) вариант – улыбнись так, чтобы были видны зубы, открой рот, язык подними к верхней губе, удержи, опусти к нижней губе. Повтори несколько раз. (старайся рот не закрывать – качается только язык). 2) Вариант – улыбнись так, чтобы были видны зубы, открой рот, язык подними и спрячь за верхние зубы, удержи, опусти язык за нижние зубы. Повтори несколько раз. (старайся рот не закрывать – качается только язык). Сел язычок на лошадку и поскакал в «Зоопарк». Лошадка. – улыбнись так, чтобы были видны зубы, пощёлкай языком. (следите, чтобы губы были в улыбке). И встретил там своих друзей: Слоненок – лягушонок. – губы трубочкой, как при звуке «у», удержи под счёт до 5 (1,2,3,4,5,- улыбнись так, чтобы были видны зубы, удержи под счёт до 5 (1,2,3,4,5,). Повтори 5-10 раз. Встретил маленького котёнка, который лакает молоко. Котенок. – и митировать, как котенок лакает. Индюк песенку поёт. – широким языком поводить по верхней губе вперёд – назад несколько раз (бллллл). Дятел по дереву стучит: – губы в улыбке, зубы заборчиком Д– Д – Д (язык стучит в верхние зубы из рта не выглядывает). Лошадка – поскакал язычок домой. Увидел мальчишек, которые играют в футбол и стал сними гонять мяч по полю – рот закрыт, оближи языком верхние и нижние зубы по кругу, сначала в правую сторону, потом в левую. Забили в ворота гол. – кончиком языка упирайся то в правую щёку (удержи), то в левую (удержи). Повтори несколько раз. (видны шишечки).

З ашёл язычок домой голодный и сал печь Блинчики. – широкий язык между губами, пошлёпай язык губами пя – пя – пя. Удержи широкий язык на нижней губе (1,2,3,4,5 – блинчик можно убирать). Повтори несколько раз. Блинчик горячий. – широкий язык между губами, пошлёпай язык губами пя – пя – пя и длительно подуй на кончик языка. Блинчик остудили, можно его съесть. Покусай край блинчика. – губы в улыбке, зубы заборчиком, покусай широкий кончик языка – несколько раз. Песенка «А». – губы в улыбке, зубы заборчиком, открой рот, тяни воображаемую ниточку и длительно пой ааааааааааааааа.

– Пой песенку аааа на улыбке и кусай кончик языка (ла-ла-ла). Сверни блинчик в трубочку Налей в чашечку чай.

«Язычок делает ремонт».

Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего, он проветривал свой дом, для чего сначала открывал первую дверь – губы

з атем вторую дверь – зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети выполняют соответствующие движения языком.) Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребёнок двигает языком 5-10 раз вперёд-назад и из стороны в сторону по нёбу – упражнение “Маляр”.) Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щёк обоями. Делал он это очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка сверху-вниз по внутренней стороне обеих щёк.)

После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону рот открыт.)

Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы – упражнение “Забор”.)

«Язычок месит тесто» . Тесто мы будем месить необычным способом, а будет помогать нам в этом язычок.

1.«Месим тесто» Сначала тесто надо замесить. Посмотрите как я толкаю язычком то в одну щёку, то в другую. Теперь попробуйте вы. ( в зеркало смотрите. Язычком тесто месите). 2 . «Вымешиваем тесто». Чтобы тесто было мягким будем его хорошо вымешивать. Посмотрите как я вымешиваю тесто–(облизывают зубы с наружной стороны по кругу, то в одну сторону, то в другую) Теперь ваша очередь. ( упражнение конфетка, водим языком по кругу) 3. «Мягкое тесто». Давайте проверим м ягкое ли тесто получилось, широкий язык между губами, произносим пя-пя-пя.

4 «Раскатываем тесто». Теперь тесто надо раскатать. Между зубами маленькая щелочка. Язычок с силой проталкиваем через зубы и втягиваем обратно в рот. Вот так. 5. Покажите как тонко раскатано тесто – лежит широкий язык на нижней губе, удержать.

7. «Печем пирожки». Пирожки у нас готовы надо их испечь. Вот так пыхтит печка. Я надуваю щёки и медленно выпускаю воздух через расслабленные губы, пх-х-х.

8. «Вкусные пирожки». До чего вкусные пирожки у вас получились , даже губки оближем (Облизать губы языком). И как принято по этикету вытираем губки салфеткой (вытереть губы).

Сказка о Веселом Язычке

Еомплекс № 4 Сказка о Веселом язычке ЗООПАРК

Сказка о веселом ЯЗЫЧКЕ – Зоопарк
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.
Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.


(Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.)
Я — весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.
(Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.) С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне причёска.
А зовут меня… (расчёска).
Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!
(Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.)
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?

Скороговорки для детей

Сборник детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая».

Скороговорки для детей на этой страничке разбиты на несколько категорий. Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это конечно «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.

Скороговорки на букву р

Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.

На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека – цап!

В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!

Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками – самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Смешные скороговорки

Простые смешные скороговорки – рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.

Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то значит земляничное варенье вам привычное
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное,
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
и ежели вы жили возле земляничника
и ежели вы времени на лес не пожалели,
то значит, преотличное варенье ежевичное,
варенье земляничное вы ежедневно ели.

Английские скороговорки с переводом

Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.

How much wood would a woodchuck chuck
if a woodchuck could chuck wood?

Сколько дров бросил бы сурок,
если бы сурок мог бросать дрова?

Can you imagine an imaginary menagerie manager
managing an imaginary menagerie?

Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка,
который руководит воображаемым зоопарком?

Any noise annoys an oyster
but a noisier noise annoys an oyster most.

Любой шум раздражает устрицу,
но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.

She sells sea shells at the sea shore,
the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.

Она продаёт морские ракушки на берегу моря,
ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.

Современные скороговорки

Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.

Другие известные скороговорки

Короткие скороговорки, читать и запоминать которые смогут даже самые маленькие дети.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

От топота копыт пыль по полю летит.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Однажды галок поп пугая,
в кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай,
но галок поп в кустах пугая,
пугать не смей ты попугая».

200 скороговорок для тренинга дикции

( из инета)
1) Интервьюер интервента интервьюировал.

2) Жили были три китайца: Як, Як — цедрак, Як — цедрак — цедрак — цедрони.
Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа — дрыпа, Цыпа — дрипа — дрыпа — дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як — цедрак на Цыпе- дрыпе, Як — цедрак — цедрак — цедрони на Цыпе — дрыпе — дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як — цедрака с Цыпой — дрипой: Шай — шарах, у Як — цедрак — цедрак — цедрони с Цыпой — дрыпой — дрымпампони: Шах — Шарах — Шарах — Широни.

3) Расскажите про покупки! – Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

4) Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

5) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, Но заскороговошившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

6) Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.

7) У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.

8) Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!

9) Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.

10) Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.

11) Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.

12) Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!

13) Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум! Блеск!

14) Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.

15) Пакет под попкорн

16) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

19) В Каннах львы только ленивым венки не вили.

20) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

21) Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

22)Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.

23) Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

25) Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да не выприватизировали.

26) Сиреневенькая зубовыковыривательница.

27) Флюрографист флюрографировал флюрографистку.

28) Я – вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.

29) Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

30) Это колониализм? – Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

31) Волховал волхв в хлеву с волхвам.

32) Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

33) На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

34) Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

35) Павел Павлушку пеленовал, пеленовал и распелёновывал.

36) Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.

37) Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

38) У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

39) У Сени и Сани в сенях сом с усами.

40) У осы не усы, не усища, а усики.

41) Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

42) Осип охрип, Архип осип.

43) Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

44) Сачок зацепился за сучок.

45) По семеро в сани уселись сами.

46) Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

47) Свиристель свиристит свирелью.

48) Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

49)Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

50) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

51) Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

52) Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

53) Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

54) Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

55) Четверть четверика гороха, без червоточинки.

56) Инцидент с интендантом.

57) Прецедент с претендентом.

58) Константин констатировал.

59) Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.

60) Ценит цеп косец по косовице.

61) Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.

62) У ежа ежата, у ужа ужата.

63) Жутко жуку жить на суку.

64) Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

65) Течет речка, печет печка.

66) Щипцы да клещи – вот наши вещи.

67) Тщетно тщится щука ущемить леща.

68) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

69) Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

70) Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

71) Около колодца кольцо не найдется.

72) Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

73) Разнервничавшегося конституционалиста Пропроколокропенко нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

74) Яшма в замше замшела.

75) Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.

76) В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

77) Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

78) Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

79) Ест Федька с водкой редьку

80) Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап!

81) Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

82) Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат – бородат.

83) К Габсбургам из Страсбурга.

84) Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

85) Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

86) У ёлки иголки колки.

87) В один клин, Клим, колоти.

88) Говорил командир при полковнике про подпоручицу, А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.

89) Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

90) Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

91) Водовоз вёз воду из-под водопровода.

92) Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

93) Подал грабли крабу краб.

94) От топота копыт пыль по полю летит.

94) Текст этот взят с группы Science ВКонаткте

95)Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

96) У осы не усы, и не усищ-ща, а у-у-сики.

97) Ткёт ткач ткани на платки Тане.

98) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

99) Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

100) Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат, А без домкрату ну не поднять на тракте трактор.

101) Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

102) Рододендроны из дендрария.

103) Сорока со скоросоковыжималкой.

104) На горе Арарат рвала Варвара виноград.

105) Во дворе-подворье погода размокропогодилась.

106) Два дровосека говорили про Ларьку да про Варьку

107) Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.

108) Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

109) Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.

110) Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
“Пугать ты галок, поп, пугай.
Но только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая!

111) Королева кавалеру подарила каравеллу.

112) На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня

113) На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.

114) Невелик бицепс у эксгибициониста.

116) Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

117) Саша шапкой шишку сшиб.

118) Футляр для дрели

119) Сняли с Надежды цветные одежды, Без одежд Надежда не манит как прежде.

120) Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

121) Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин
и скажет: (начинай сначала).

122)Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

123) На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильшик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильшик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных, за каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильшик получит шишкосушилкой по голове.
Технология шишкосушения:
После шишкосбора все шишкособранные шишки, пригодные для шишкосушения отправляются на шишкосушильную фабрику на шишковозе. Шишковоз при помощи шишкосвального аппарата сваливает шишки в шишкосортировочный отдел. Шишкосортировшики с использованием шишкосортировочной машины шишкосортируют шишки, пригодные для шишкосушения, от непригодных для шишкосушения. Шишки пригодные для шишкосушения поступают в шишкошлифовальный отдел. В шишкошлифовальном отделе шишкошлифовщики на щищкошлифовальных аппаратах шишкошлифуют шишки от нешишкосушительных шишкоотростков. Шишки, прошедшие шишкошлифование, попадают в шишкодробительный отдел. Шишкодробильщики на шишкодробилках дробят шишки до шишкодробильного состояния, выбрасывая не шишкодробные шишки на шишкосвалку, где шишкосвальщики сжигают нешишкодробные шишки в шишкопечи. Шишкодробные шишки высушиваются в шишкосушилках.

125) Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.

126) Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.

127) Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».

128) Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

129) Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.

130) Кубра на кубру щи варила, пришедши букара, да выхлебала.

131) Ткет ткач ткани на платье Тане.

132) У перепелa и перепелки пять перепелят.

133) Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.

134) Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти.

135) Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.

136) Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.

137) Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.

138) Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.

139) Около кола колокола, около ворот коловорот.

140) Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.

141) А мне не до недомогания.

142) Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.

143) Забыл Панкрат Кондратьев под кроватью домкрат, а Панкрату Кондратьеву без домкрата не поднять на тракте трактор.

144) Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

145) Коваль ковал коня,
Конь – копытом коваля,
Коваль – кнутом коня.

146) Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала.

147) Петя был мал и мяту мял.
Увидала мать – не велела мять.

148) О любви не меня ли
Вы мило молили
И в туманы лимана
Манили меня?

149) Слава у Власа съел все сало.

150) Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

151) Только у молодца и золотца,
Что пуговка оловца.

152) Съел Слава солено сало,
Да сала Славе мало.

153) Козёл-мукомол,
Кому муку молол,
Кому не молол?

154) У Фили были,
У Фили пили,
Да Филю ж побили.

155) Феофан – болван
Молоко взболтал
Да не выболтал.

156) Милая Мила
Мылилась мылом,
Намылилась, смыла –
Так мылилась Мила.

157) Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.

158) Разнервнечавшегося конституцианолиста Константинова ,нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе,занимавшимся изобретением пылепневмомешковыколачевателя.

159) Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

160) Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

161) Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры,
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры, до времени.

162) Ходит квочка около дворочка,
Водит деток около клеток.

163) Встретил в чаще еж ежа,
– Как погода, еж?
– Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорьбясь, съежась, два ежа.

164) У нас на дворе, подворье,
Погода размокропогодилась.

165) Лошадь с седоком,
Да без седла и узды, без подпруги и удил.

166) Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.

167) Ты, молодец, скажи молодцу,
Пуст молодец молодцу скажет,
Пусть молодец теленка привяжет.

168) На дуб не дуй губ,
Не дуй губ на дуб.

169) В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

170) Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

171) С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши – и во ржи не души.

172) Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин.

173) Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами.

174) Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.

175) Баран – буян залез в бурьян.

176) Огурцы – молодцы зеленобелогубы.

177) Столы белодубовые гладкотёсовыструганные.

178) Был баран белокрыл,
Всех баранов перебелокрылил.

179) Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.

180) Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.

181) Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.

182) Бобры храбры идут в боры,
Бобры для бобрят добры.

183) Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

184) Вместо рубахи не носите брюк вы,
Вместо арбуза не просите брюквы,
Цифру всегда отличите от буквы,
И различите ли ясень и бук вы?

185) Купила бабуся бусы Марусе.

186) Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.

187) Возьми у белобородого мужика
Полкринки кислого молока.

188) Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.

189) Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу О Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу o Георгии Григорьевиче.

190) Съел Валерик варенник,
А Валюшка – ватрушку.

191) Проворонила ворона вороненка.

192) Верзила Вавила весело ворочал вилы.

193) Соломы воз возница вез.

194) Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.

195) Валя на проталинке промочила валенки.

196) Валин валенок провалился в проталинок.

197) Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

198) А мне не до недомагания.
На меду медовик ,а мне не до медовика.

199) Командир говорил про полковника и про полковницу
Про подполковника и подполковницу
Про поручика и про поручицу
Про подпоручика и подпоручицу
Про прапорщика и про прапорщицу
Про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.

200) В целлофане целовались цепелины с пацанами, циберфиллер цыкнул числам целочисленнный процесс, а цианистые цыпки зацепились за цунами.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.08.2014. из инета
  • 14.08.2014. 200 скороговорок для тренинга дикции
  • 10.08.2014. ***
  • 03.08.2014. из инета

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: