Сказка про язычок

“Сказка о язычке” (артикуляционная гимнастика для малышей)

Артикуляционная гимнастика для активизации мышц языка и губ для малышей.

Часто родители задают вопросы, что можно самостоятельно делать дома, если ребенок плохо говорит те или иные звуки? Чёткость нашей речи напрямую зависит от подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Артикуляционный аппарат ребенка ещё несовершенен, развивается постепенно, в процессе речевой деятельности. Но этот процесс можно немного активизировать с помощью артикуляционной гимнастики.

Работа над дикцией должна начинаться с артикуляционной гимнастики — зарядки для языка. Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для чёткого произношения звуков.

Существует определенный алгоритм действий, присущий всем артикуляционным упражнениям для разных групп звуков.

1. Прежде чем предложить малышу выполнить то или иное упражнение, несмотря на кажущуюся простоту, попробуем сами. Возможно, для этого потребуются определенные усилия с нашей стороны.

2. Проводим артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

3. Частота занятий, конечно, зависит от Вашей занятости, но желательно делать гимнастику не менее двух раз в день по 3-5 минут.

4. Предлагаем малышу не больше 3 упражнений за одно занятие.

5. Начинаем гимнастику с более простых упражнений и заканчиваем сложным. Если ребенку трудно даётся какое-то упражнение, или движения недостаточно четкие, то мы выполняем его до тех пор, пока оно не станет для него легким. Только преодолев эту трудность, целесообразно переходить к выполнению нового упражнения.

6. Делаем гимнастику перед зеркалом. Идеальный вариант — сидя перед большим зеркалом, так что бы малыш одновременно мог видеть и себя и Вас. Если такой возможности нет, подойдёт обычное настольное зеркало. Только в этом случае Вы уже сидите напротив малыша.

7. Не забываем поощрять малыша добрым словом. Даже если ему пока очень тяжело и видимых успехов нет.

8. Обыгрываем каждое упражнение, чтобы малышу было интересно.

«Сказка о язычке»

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:

Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов
Ты в часы играть готов?
(М.Синицына)

Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.

Проснулся язычок и пошел чистить зубки . Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов . Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов ! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
(О.Петрова)

Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье . Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.

Блин мы ели с наслажденьем —
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
(М.Синицына)

А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку ! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…

Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(М.Синицына)

Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине ? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.

По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
«Дын-дын-дын» — гудит мотор!
(М.Синицына)

Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится ? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.

А теперь успоко й киску — погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.

Читайте также:
Речевые игры и упражнения в логопункте ДОУ и дома для детей с ОНР III- IV уровня

Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук —
Раздается громкий звук.
(М.Синицына)

Навстречу язычку скакала лошадка . Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко —
Стук копыт услышишь звонкий.
(М.Синицына)

А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков !

Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.
(О.Перова)

Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея . И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
(М.Синицына)

Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!

Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — Молодец!

Красным цветом выделены названия упражнений.

Предлагаю ознакомиться с другими полезными статьями для родителей по развитию речи на моем сайте logoped-lapteva.ucoz.ru

Узнать нуждается ли Ваш ребенок в логопеде

Советы логопеда по развитию речи ребенка

Скачать бесплатно компьютерные игры и материалы по развитию речи

Получить бесплатную он-лайн консультацию логопеда

Какие нарушения речи бывают у детей

Какие нарушения речи бывают у взрослых

Список пособий для занятий по развитию речи

Проверка готовности ребенка к школе

Сказка о Веселом язычке

Презентация к уроку

Цели.

    Дать детям представление о частях и функциях артикуляционного аппарата на материале “ Сказки о Весёлом язычке”.
  1. Развивать внимание, память, фонематический слух, подвижность артикуляционного аппарата, речевое дыхание, связную речь.
  2. Расширение активного словарного запаса с опорой на знания, полученные в школе.
  3. Пропаганда логопедических занятий через проведение занятия с детьми, не посещающими логопеда.

Оборудование: cюжетные и предметные картинки, стихотворные тексты в мультимедийном варианте.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к необычному герою. А к кому вы сейчас сами мне скажите:

Если б не было его
Не сказал бы ничего!

– Конечно, вы сразу догадались, это – язык. Это самый главный орган речи.

– Ребята, а как вы думаете, а какие еще органы помогают нам разговаривать?

1 слайд: “Кто в домике живёт?”

– Правильно, еще нам помогают губы, зубы.

2 слайд: Знакомство с органами речи. “В гостях у Весёлого Язычка”

– Еще к органам речи относятся: нёбо, альвеолы (бугорочки за зубами), маленький язычок, верхняя и нижняя челюсти, голосовые связки. (Показ на схеме)

– Сегодня Весёлый Язычок вас познакомит со своим уютным домиком.

А Весёлый он, потому что будет вам показывать интересные упражнения. А помогать ему будут ребята, которые посещают логопедические занятия. И этих ребят вы все очень хорошо знаете, потому что они ваши одноклассники!

– Жил-был Весёлый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы).

(Дети улыбаются, обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.)

Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать.

3 слайд: Упражнение “Лопаточка”

Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два. Три, четыре, пять!
Язык можно убирать.

– Разогрелся Язычок на солнышке, ручки-ножки вытянул и стал похож на струнку или на Иголочку.

4 слайд: Упражнение “Иголочка”

Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать.

– Позагорал и опять спрятался в домик.

Снова выглянул из домика Язычок.

Посмотрел направо, потом налево.

Ему это очень понравилось и закачался он словно маятник на старинных часах.

5 слайд: Упражнение “Часики”

Влево-вправо, влево-вправо
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.

– Ребята, а кто знает, сколько времени на часах в домике у Язычка? (8 минут одиннадцатого)

– Покачался. Покачался и в домик спрятался. Посмотрел дома на потолок, а там паутина висит. Решил он ее убрать. Взял веник и стал им двигать вперед-назад, как маляр кистью, когда красит что-то.

6 слайд: Упражнение “Маляр”

Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Поведём вперёд-назад –
Наш маляр работе рад!

– Хорошо потрудился, устал Язычок, сел чай попить. Выбрал самую красивую чашку.

Язык широкий положи,
Его в чашку преврати,
Чашку на губе держи,
Осторожно в рот вноси.

– А чай Язычок пил с вареньем.

8 слайд: Упражнение “Вкусное варенье”

Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.

– Посмотрите на картинку и подумайте, с каким вареньем пил чай Язычок? (С яблочным, сливовым, клубничным, грушевым)

– А почему вы не все предметы назвали? (Потому что из овощей, которые изображены на картинке – картофеля, помидора и капусты варенье не варят)

– Отдохнул язычок и опять решил порезвиться. Выглянул в окошко и увидел там девочку, которая качалась на качелях. И он тоже покачался.

9 слайд: Упражнение “Качели”

На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз,
До крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.

– Потом он поиграл в футбол.

10 слайд: Упражнение “Футбол”

Будет языку веселье,
Будем с ним сейчас играть –
Мяч в ворота забивать!

– Потом решил скатиться с горки.

11 слайд: Упражнение “Горочка”

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются.

– Опять устал наш Язычок. Посмотрел за забор, а там проходил строй Солдатов. Решил он поиграть в Защитника Родины. Встал ровненько, как солдатик.

12 слайд: Упражнение “Солдатик”

В руках сжимает автомат,
На рубежах страны солдат!
Кверху подними язык свой,
Как можно шире рот открой!

– Играя в солдата, Язычок придумал, что попал в засаду.

13 слайд: Упражнение “Катушка”

Солдат так ровненько стоял,
Потом в засаду он попал…
Язычок сожмём зубами –
Сделаем катушку сами!

– Домик Язычка стоял на опушке леса. Отправился Непоседа туда. На полянке росли грибы.

14 слайд: Упражнение “Грибок”

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,Шляпка есть – нет головы?

– Обрадовался Язычок, что нажарит на ужин грибов. Но он не знает, какие грибы можно собирать, а какие нет. Давайте, ребята, ему поможем. Ребята, назовите съедобные и несъедобные грибы, которые вы знаете.

– Устал Язычок и отправился домой. Идти не может. Увидел на лугу лошадку. Попросил ее. Чтобы она его довезла до домика.

15 слайд: Упражнение “Лошадка”

Я лошадка Серый Бок!
Цок – цок – цок – цок.
Я копытцем постучу,
Цок – цок – цок – цок.
Если хочешь – прокачу!
Цок – цок – цок – цок!

– Вот наш Язычок и дома! Решил он на прощание всем вам поиграть на гармошке, чтобы у вас всегда было хорошее настроение!

16 слайд: Упражнение “Гармошка”

К нёбу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой,
Гармонист ты неплохой.

– Ну вот, ребята, сказка закончилась! Молодцы! Все очень хорошо повторяли упражнения.

– А следующим этапом будет экзамен для ваших одноклассников.

Экзамен по звукам.

– Сегодня, ребята, которые посещают логопедические занятия будут сдавать экзамены. А вы, кто хорошо и чисто разговаривает, будете экзаменаторами, т.е. теми людьми, кто будет принимать эти экзамены.

Вручение Наградных медалей от Звукознайкина после “сдачи экзамена” – прочтения стихотворения с заданным звуком.

(Медали вручают Халявин Витя и Уразаева Лида – самые старшие ребята нашей группы)

Упражнения для звука “Р” (“Дятел”, “Пулеметик”, “Лошадка”, “Грибок”, “Гармошка”) – показывают Боков Миша, Чебаненко Сергей, Клейменов Вадим – 2 класс.

Иванова Маша, 1 класс

У моей сестРы МаРины
Щеки словно мандаРины,
А сама сестРа МаРина
Чуть побольше мандаРина. (С. Коган)

Маше вручается медаль, на которой изображена картинка, название которой начинается на звук “Р”. Вручает медаль Дятел (ребенок с эмблемкой с изображением птицы или на презентации)

– Как вы думаете, ребята, а почему Дятел вручает медаль? (Потому упражнение под названием “Дятел” помогает научиться произносить звук “Р”)

Истомин Сергей, 1 класс

Чуть побольше рукавиЧки
Подарили мне Щенка,
Он пока что с непривыЧки
Не лакает молока.

Я позвал на помоЩь кошку,
Я придвинул ближе плошку,
Хорошо пошел урок,
Лижет плошку мой Щенок. (А. Шлыгин)

Денисова Наташа, Кадецкая Нина, 3 класс

Он ударил в медный таз
И вскриЧал: “Кара барас!”
И сейчас же Щетки, Щетки
ЗатреЩали как треЩотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
– Моем, моем трубоЧиста
Чисто, Чисто, Чисто, Чисто!
Будет, будет трубоЧист
Чист, Чист, Чист, Чист! (К. Чуковский)

Сереже, Наташе и Нине вручает медаль Кузнечик. У него песенка: ч-ч-ч. И Щетка, у которой своя песенка: щ-щ-щ. (Показ)

Денежкин Коля, 1 класс

На дворе стоит коЗа
Хмурит серые глаЗа.

Клейменов Вадим, 2 класс

Зайку бросила хоЗяйка –
Под дождём остался Зайка. (А. Барто)

Вадиму и Коле вручает медаль Комарик, у которого песенка: зззззззззззззззз (Показ)

Андрюков Вадим, 2 класс

Мышка кошку угостиЛа,
Кошка мышь не проглотиЛа.
ПоЧему не проглотиЛа?
УгоЩения хватиЛо. (В. Берестов)

Хлебко Миша, 1 класс

БегаЛ заяц по боЛоту,
Он искаЛ себе работу,
А работы не нашеЛ,
Сам заплакаЛ и пошеЛ.

Пчелкина Саша, 1 класс

Няня на ночь МиЛу мыЛа,
МиЛа мыЛа не ЛюбиЛа,
Но не ныЛа МиЛа,
МиЛа-моЛодчина!

А Мише, Саше и Вадиму вручает медали Индюк, потому что с помощью этого упражнения можно научится произносить звук “Л”.

– Давайте поздравим ребят за их достижения! Поаплодируем им. И будем помогать им закрепить эти звуки в речи. Следите за ними, исправляйте звуки, за которые они получили медали, если они будут говорить их, как прежде.

Спасибо вам за помощь!

На этом наше мероприятие окончено. Спасибо за внимание и активное участие!

Литература и адреса ссылок:

1) Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии, «Литур», 1999;

2) Интернет-ресурсы:
Картинки- Яндекс :

http://zyrenne.wordpress.com/
http://www.uk.all.biz/ru/buy/goods/?group=1008618
http://cheboksary.tiu.ru/Shpaklevka.html
http://www.mapket.net/chashki_krugki_flyagi.html?currency_code=EUR
http://freemin.ru/kto-varit-varene-v-iyune/

http://gokekin.com/e/anne/
http://www.lobnya.biz/news/sport/
http://logopsi.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/kartinki_simvoly/gorka/53-0-342
http://forum.materinstvo.ru/lofiversion/index.php/t1367626-600.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/n/nit.html

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/n/nit.html
http://blogs.mail.ru/mail/wa-81/772DEAE1F156840A.html
http://eziedi.ucoz.ru/_ph/3/326146567.jpg
http://motopenza.pnz.ru/forum/viewtopic.php?p=74576&sid=c4eca021ae5d4d7363630c6542aa1dd4

3) Стихи для упражнений «Солдат» и «Катушка» автора разработки.

Сказки про язычок

Как язычок пил чай с друзьями.

Логопед. Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие. Язычок взял глубокую тарелку (открыть широко рот и удерживать под счет до 5) и стал замешивать тесто (протискивать язык между зубами вперед-назад). Когда тесто было готово, Язычок поставил его на окошко (открыть широко рот и удерживать под счет до 5). Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы, послышится глухой звук (п)). Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась свернутая трубочка). Внутрь каждого пирожка Язычок малиновое варенье (облизать губы слева направо и справа налево) и поставил их в печь (открыть широко рот и удерживать под счет до 5).

Потом Язычок достал 5 красивых чашек (рот открыть, поднять язык вверх и загнуть боковые края, чтобы получилась чашечка), налил воды в чайник (улыбнуться и произнести: «с-с-с») и поставил на огонь. Быстро закипела вода (улыбнуться и произнести: «ш-ш-ш»). Скоро подрумянились и пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась свернутая трубочка).

Вдруг кто-то постучал в дверь (произнести: «т-т-т»). Это пришли гости: Мишутка (надуть щеки и удерживать под счет до 5), лисичка-пушистый хвостик (положить широкий язык на нижнюю губу и 5 раз загнуть кончик вверх), Белочка-прыгунья (улыбнуться и произнести: «ц-ц-ц»), Зайка-побегайка (закусить нижнюю губу, верхнюю губу поднять вверх, обнажив передние верхние зубы). Усадив Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (рот открыть, поднять язык вверх и загнуть боковые края, «Чашечка»; затем высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась свернутая «Трубочка»)

Просмотр содержимого документа
«Сказки про язычок »

Как язычок пил чай с друзьями.

Логопед. Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие. Язычок взял глубокую тарелку (открыть широко рот и удерживать под счет до 5) и стал замешивать тесто (протискивать язык между зубами вперед-назад). Когда тесто было готово, Язычок поставил его на окошко (открыть широко рот и удерживать под счет до 5). Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы, послышится глухой звук (п)). Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась свернутая трубочка). Внутрь каждого пирожка Язычок малиновое варенье (облизать губы слева направо и справа налево) и поставил их в печь (открыть широко рот и удерживать под счет до 5).

Потом Язычок достал 5 красивых чашек (рот открыть, поднять язык вверх и загнуть боковые края, чтобы получилась чашечка), налил воды в чайник (улыбнуться и произнести: «с-с-с») и поставил на огонь. Быстро закипела вода (улыбнуться и произнести: «ш-ш-ш»). Скоро подрумянились и пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась свернутая трубочка).

Вдруг кто-то постучал в дверь (произнести: «т-т-т»). Это пришли гости: Мишутка (надуть щеки и удерживать под счет до 5), лисичка-пушистый хвостик (положить широкий язык на нижнюю губу и 5 раз загнуть кончик вверх), Белочка-прыгунья (улыбнуться и произнести: «ц-ц-ц»), Зайка-побегайка (закусить нижнюю губу, верхнюю губу поднять вверх, обнажив передние верхние зубы). Усадив Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (рот открыть, поднять язык вверх и загнуть боковые края, «Чашечка»; затем высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась свернутая «Трубочка»)

Как язычок день рождение отмечал.

Логопед. Сегодня у Язычка был день рождения, и родные решили устроить ему настоящий праздник. Сначала нужно было хорошенько убраться в доме. Папа достал пылесос и начал чистить ковры (произносить «ж-ж-ж»). Старшая сестренка стала вытирать пыль со шкафов (двигать языком вправо-влево по верхней губе). Кот Тимофей ходил по дому и вилял пушистым хвостом, будто помогал готовиться к празднику (улыбнуться, язык дотрагивается сначала до верхних зубов, потом до нижних). Вскоре папа свернул ковры в трубочку (боковые края загнуты, образуя трубочку) и начал мыть полы (облизать губы сначала слева направо, потом справа налево).

Когда все в доме заблестело, из магазина вернулась мама. Она купила муку, яйца, сахар и молоко. Вся семья стала помогать готовить торт к празднику. Замесили тесто (упираться языком в левую и правую щеки). Из крема сделали маленькие розочки (5 раз втянуть щеки между зубами и в конце удерживать под счет до 10). Поставили торт в печь выпекаться (вдохнуть носом, открыть рот и произнести «Ха», повторить 10 раз). Через несколько минут получился большой, красивый торт (рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 10).

Мама и дочка украсили комнату разноцветными шарами (надувать поочередно сначала левую, потом правую щеку). Скоро вернулся Язычок из школы. Он привел с собой друзей. Все сели за стол. Внесли торт. Язычок набрал побольше воздуха и надул все свечи (вдохнуть носом и сильно подуть, повторить 5 раз). Весело и шумно было в тот день. Все смеялись, улыбались, поздравляли Язычка с днем рождения.

Как Язычок ходил в гости к Белочке.

Логопед. Однажды Язычок решил навестить Белочку. Он собрал целую корзинку орехов, ягод и грибов. Вот таких (упражнение «Грибок»). И отправился в гости. Язычок шел по тропинке и прислушивался к лесным звукам. «Ку-ку, ку-ку». Кто это?(Кукушка) Как кукует кукушка? (Ку-ку) Что делает кукушка? (Кукует) «Д-т, д-т». Кто это? (Дятел) Как стучит дятел? («д-т, д-т») Что делает дятел? (Стучит) «уф-уф,уф-уф» Кто это? (Сова) Как ухает сова? («уф-уф») Что делает сова? (ухает).

Долго шел Язычок. Он слышал, как шумит в лесной чаще медведь («о-о-о»), как воет голодный волк («у-у-у»), как фыркает ежик («ф-ф-ф»). Около самой высокой сосны Язычок остановился. Он 5 раз постучал по дереву (имитация звука) и из дупла выглянула Белочка. Она быстро спустилась вниз и поприветствовала Язычка своим пушистым хвостом. Вот так (упражнение «Качели»). Язычок подарил Белочке корзинку с орехами, ягодами и грибами. Вот такими (упражнение «Грибок»). Белочка очень обрадовалась (упражнение «Улыбочка»). Она проводила Язычка в свой домик и угостила вкусными блинами с вареньем (упражнение «Варенье»). Когда Язычок все съел, Белочка налила ему в чашечку горячего чая из душистых трав (упражнение «Чашечка»). Поужинав, Язычок умылся (упражнение «Варенье») и стал рассказывать белочке веселые истории (упражнение «Улыбочка»).

Как Язычок варил грибной суп

Логопед. Язычок проснулся рано. Он встал с постельки и начал потягиваться сначала вверх, а потом вниз (упражнение «Качели»). Размял бока (упражнение «Часики»). Потом вычистил зубки: сначала верхние, а потом нижние (упражнение «Почистим зубки»). Позавтракал. Надел теплую курточку, шапку, повязал шарфик. Взял с собой зонтик и корзинку. Сел на лошадку и поехал в лес (упражнение «Лошадка»).

В лесу он нашел много разных грибов. Вот такие («упражнение «Грибок»). Вскоре набежали тучки и пошел дождик. Язычок раскрыл зонтик, сел на лошадку и поехал домой (упражнение «лошадка»). Дома он сварил грибной суп и за обедом съел целую тарелку (упражнение «Варенье»). Лег на кроватку и заснул крепким сном. Вот как устал Язычок.

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке»

Артикуляционная гимнастика – важный этап исправления дефектов произношения у детей. Задача упражнений – формирование правильных движений органов артикуляции, укрепление языковых, лицевых, небных мышц. Существуют разнообразные методики проведения коррекции. Популярным и эффективным методом считается сказка о веселом язычке.

Сказка о веселом язычке

Сказка про веселый язычок популярна тем, что интересна для дошкольника, делает процесс коррекции увлекательным занятием. Сюжет можно менять, дополнять по своему усмотрению, разделить на несколько сеансов, чтобы ребенок не утомился.

Выполняя упражнения с малышом до 4 лет, не стоит делать акцент на правильности и четкости выполняемых движений. Важно, чтобы пациент этой возрастной категории научился контролировать движения языковых и лицевых мышц. А вот с 4-летнего возраста ребенок уже должен учиться правильному движению артикуляционных органов и четкому произношению.

Проводимая методом сказки о веселом язычке артикуляционная гимнастика хороша тем, что дополнительно позволяет выполнять обучающие задачи:

  • учить считать;
  • ориентироваться в пространстве (право-лево, низ-верх);
  • ориентироваться во времени (быстро или медленно);
  • развивать фантазию (хорошо, если ребенок самостоятельно начинает придумывать сюжет);
  • расширять словарный запас.

Далее приводится примерный сюжет артикуляционной гимнастики сказки о веселом язычке.

  1. В маленьком домике живет веселый язычок. Покажи его.

Домик – это рот. Пациент открывает его, показывает язык.

  1. Язычок – непоседа. Он выбежал во двор, и бегает там.

Ребенок высовывает язык из ротовой полости, двигает им в разные стороны.

  1. Он поднимается на гору и скатывается вниз.

Язык нужно тянуть вверх, стараясь дотронуться кончиком до носа, затем опустить, дотягиваясь к подбородку.

  1. Язычок-непоседа любит крутиться перед зеркалом, становится то широким, то узким, то скручивается в трубочку.

Пациент сжимает мышцы языка, делая его узким, затем расслабляет, делая широким. Пытается скрутить орган в трубочку.

  1. Он любит наводить порядок в домике, чистит стены и потолок, подметает пол.

Кончиком языка нужно двигать по внутренней поверхности щек, затем по небу и подъязычной стенке влево и вправо, вперед и назад.

  1. Однажды он увидел, что забор возле дома нужно покрасить. Покрасил сначала снаружи, затем изнутри. Получился красивый забор.

Логопед просит пройтись языком по внутренней стороне верхнего и нижнего зубного ряда вправо и влево, затем от десен к краям зубов. Аналогичные движения сделать по наружной стороне зубных рядов.

  1. Язычок решил, что в домике тесно, принялся его расширять.

Необходимо, не открывая рот, пройтись языком по верхнему зубному ряду между зубами и верхней губой, надувая ее. Такие же движения сделать по нижней челюсти.

  1. Он подумал, что дом нужно сделать еще шире. Надул его, как воздушный шарик. Только домик лопнул, да с таким смешным звуком, что язычок рассмеялся.

Пациент набирает в ротовую полость воздух, раздувает щеки, затем бьет по ним кулаками, чтобы воздух вылетел с хлопающим звуком.

  1. Тогда он решил, что домик нужно надувать осторожно, чтобы он не лопнул.

Нужно надувать щеки на выдохе, а втягивать на вдохе.

  1. В гости к язычку-весельчаку часто ходят гости. Дверь домика постоянно открывается и закрывается. Одни гости закрывают дверь медленно и тихо, другие резко и громко.

Ребенок открывает и закрывает рот сначала медленно, затем быстро, сначала несильно, затем широко, с произношением звуков и без.

  1. На завтрак язычок любит пить чай с вареньем. Чай горячий, на него нужно подуть. А варенье вкусное, густое, так и липнет к губам.

Пациент дует на кончик языка, находящийся в межзубном пространстве. Так образуется тонкая и сильная воздушная струя. Затем широким расслабленным органом водит в обе стороны по губам, растянутым в неширокой улыбке, облизывает их от основания к краю.

  1. Наш непоседа устал за день, лег в кроватку и заснул. Пусть он отдохнет, не нужно его будить.

Язык в расслабленном и неподвижном состоянии лежит на нижней поверхности ротовой полости. В таком положении удерживается 5 секунд.

Артикуляционная гимнастика общая

Дошкольники младшего возраста посредством сказки про веселого язычка с интересом знакомятся с артикуляционными органами. Помимо артикуляционной гимнастики Веселый язычок, рекомендуются разнообразные статические и динамические упражнения для повышения тонуса мышц артикуляционного аппарата. Статические упражнения, при которых органы артикуляции неподвижно удерживаются в течение определенного времени, укрепляют мускулатуру. Посредством динамических упражнений дети обретают способность контролировать мышечные движения.

В старшем дошкольном возрасте дети выполняют, помимо сказки про язычок, артикуляционную гимнастику с более сложными движениями. Занятия проводятся методом подражания взрослому и контроля через отражение в зеркале.

Рекомендуются следующие упражнения:

  1. Трубочка. Нешироко улыбнуться с обнажением верхних и нижних зубных рядов. Сомкнуть губы, вытянуть их в форме трубы. Повторять в течение 10 секунд.
  2. Обезьянка. Нешироко открыть рот. Всунуть язык в пространство между нижней губой и нижним зубным рядом. Удерживать 5 секунд.
  3. Бульдожка. Нешироко открыть рот. Всунуть язык в пространство между верхней губой и верхним зубным рядом. Удерживать 5 секунд.
  4. Хомячок. Язык упирать то в правую, то в левую щеку. Удерживать на каждой стороне 5 секунд.
  5. Здравствуй, подбородок. Нешироко улыбнуться, открыв рот. Расслабленным языком тянуться к подбородку. Повторить 10 раз.
  6. Здравствуй, нос. Нешироко улыбнуться, открыв рот. Расслабленный речевой орган положить на верхнюю губу, изогнуть в сторону носа. Держать 5 секунд.
  7. Кружок. Закрыв рот, круговым движением в разные стороны водить языком в пространстве между губами и челюстями.
  8. Нешироко улыбнуться, открыв рот. Положить язык на нижнюю губу. Шлепать по нему губами, говоря «па-па-па-па».

Логопедическая сказка о веселом язычке – эффективный метод знакомства ребенка с речевыми органами, с их работой. Желательно, чтобы для каждого занятия составлялась новая сказка веселого язычка. Так малышу будет интереснее, а значит, быстрее получится достигнуть результатов коррекции.

Сказочные сюжеты в артикуляционной гимнастике

Артикуляционная гимнас­тика — совокупность специ­альных упражнений, направ­ленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движе­ний, участвующих в речевом процессе органов. Цели арти­куляционной гимнастики — выработка полноценных дви­жений и определенных поло­жений органов артикуляцион­ного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.

К этому хочется добавить, что артикуляционная гимна­стика — это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения этих целей используют сказочные сюжеты. Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют моторику языка и губ, способствуют вызыванию звукоподражания. Артикуляционную гимнастику проводят перед завтраком, прогулкой или после сна, и также при чтении детской художественной литературы. Даже дети 2-х лет, слушая сказки, с удовольствием выполняют упражнения.

(постановка звука [р])

Высоко на крыше живет Карлсон.

Дети тянутся кончиком языка к носу.

Он веселый, толстый.

Улыбаются, надувают щеки.

Утром просыпается, потя­гивается. Делает зарядку: на­клоны в стороны.

Выполняют упражнения «Каче­ли», «Часики».

Потом он умывается.

Облизывают губы по часовой стрелке и против нее.

Наводит чистоту в своем доме на крыше.

Имитируют чистку верхних и нижних зубов.

Завтракает плюшками, пьет чай с вареньем.

Выполняют упражнения «Лопа­точка», «Чашечка», «Вкусное варе­нье».

После завтрака Карлсон за­водит моторчик.

«Стучат» молоточком- язычком за верхние зубки: д-д-д.

Он сломался — не заво­дится.

«Смазывают» моторчик мёдом.

Поглаживание язычка губами.

Проверяет, крепкий ли мо­тор.

Выполняют упражнение «Гри­бок».

Отталкивается от края кры­ши и перелетает с крыши на крышу.

Произносят: др-р-р-р. (язычок прыгает, дрожит)

(постановка звука [р], автоматизация звука [л] в слогах)

Жил-был в домике папа Карло.

Дети открывают рот.

Однажды достал он большое полено и решил из него смас­терить себе сыночка.

Постучал топором, пожуж­жал пилой.

Произносят: д-д-д, дж-дж-дж.

Получился мальчик весе­лый, с длинным носом.

Улыбаются, имитируют движе­ния иглой .

Папа Карло назвал его Бу­ратино, потому что мальчик получился любопытный и шустрый.

Выполняют упражнение «Часи­ки».

Однажды папа Карло ушел по делам, а Буратино дома ос­тался.

Выполняют упражнение «Мед­ленная лошадка».

Стало ему скучно. Начал он бегать.

Выполняют упражнение «Быст­рая лошадка».

И вдруг Буратино увидел в углу нарисованные на холсте очаг с большим котлом.

Выполняют упражнения «Лопат­ка», «Чашечка».

«Там, наверное, варится горячий суп, — подумал Буратино, — или каша, или кар­тошка».

Произносят: ш-ш-ш, ша-шо-ши- шу.

Ткнул Буратино носом в холст и проткнул его.

Произносят: др-р-р. Выполняют упражнение «Футбол» (язык упирается в одну щеку, затем в другую).

Смотрит Буратино в дыроч­ку, а там дверь.

Выполняют упражнение «Забор­чик».

В это время вернулся папа Карло. Увидел, что Буратино холст испортил, и решил его наказать.

Покусывают кончик языка.

Буратино плачет, просит прощения.

Произносят: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы.

Простил его папа Карло. Тут крыса прибежала. Бура­тино поймал ее за хвост.

Произносят: ал-ал-ал, ол-ол-ол, ул-ул-ул, ыл-ыл-ыл.

Произносят: ла-ла, ло-ло, лу-лу, лы-лы.

Буратино ее передразнивает.

Выполняют упражнение «Индюк (движение широким язычком по верхней губе бл-бл…)».

Крыса показала ему свои острые зубы.

Выполняют упражнения «Забор».

Буратино задрожал и больше крысу не обижал.

Муха по полю пошла,

Дети выполняют упражнение «Лошадка».

Муха денежку нашла.

Выполняют упражнение «Гри бок».

Пошла Муха на базар

Выполняют упражнение «Ло­шадка».

И купила самовар.

Я вас чаем угощу».

Произносят: с-с-с, выполняют упражнение «Чашечка».

Все стаканы выпивали.

Произносят: ша-ша-ша, шо-шо шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.

Приходила к Мухе бабушка-пчела,

Выполняют упражнение «Ло­шадка».

Мухе-цокотухе меду принесла.

Выполняют упражнение «Ча­шечка».

Бабочка-красавица, кушайте варенье,

Или вам не нравится наше угощенье?

Выполняют упражнение «Вкус­ное варенье».

Вдруг какой-то старичок- паучок

Нашу Муху в уголок поволок.

Выполняют упражнение «Часи­ки».

Хочет бедную убить,

Покусывают кончик языка .

Выполняют упражнение «Грибок».

Вдруг откуда-то летит

А в руке его горит

«Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!»

Подлетает к пауку,

И ему на всем скаку голову срубает.

Муху за руку берёт

И к окошечку ведет.

Прижимают широкий язык к верхним зубам .

Я злодея погубил,

Я тебя освободил.

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться».

Сказка о Весёлом Язычке

Жил-был Весёлый Язычок. Он любил иг­рать, путешествовать. Захотелось Язычку по­резвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы).

(Дети улыбаются , обнажая нижние и верхние пере­дние зубы, приоткрывая рот, раз­двигают зубы.)

Выглянул он из домика, уви­дел ласковое солнышко и ре­шил погреться, позагорать. ( Уп­ражнение «Лопаточка».)

Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из до­мика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смот­реть по сторонам и зака­чался он, как маятник в старинных часах: впра­ во-влево. ( Упражнение «Часики».) Покачался-покачался и в домик спрятался.

Через минутку непосе­да выглянул снова. Уви­дел, как девочка на ка­челях качается: вверх- вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быст­рее. ( Упражнение «Качели».) И он так же пока­чался.

Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказоч­ный домик с тремя сту­пеньками.

Язычок пошел гулять,

По ступенькам шагать.

Прыгнул он сначала на первую ступеньку, затем на вторую и на третьей весело попры­гал: Д-Д-Д. .(Упражнение «Ступеньки».)

Любопытный Язы­ чок заглянул в окош­ко и увидел там. Де­вочка собралась чис­тить зубы! Решил Язы­чок вместе с девочкой и свои зубы почистить. (Упражнение «Чищу зу­бы».) Чистил он их старательно, вычистил добела.

В это время девочка умылась и ушла. За­грустил Язычок, но не­надолго. Огляделся вок­руг и увидел, как воз­водится новый много­этажный дом.

Интересно стало Язычку, что делают внут­ри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать. (Упражнение «Маляр»)

Хорошо потрудился Язычок, устал и спря­тался в домик поспать .Спит Язычок, и снится ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснул­ся он и запел: «Ла-ла- ла, ла-ла-ла-ла. »

Вдруг услышал Язы­чок весёлую дробь бара­бана. Это Буратино сту­чит своими барабанны­ми палочками по крас­ному барабану. Д-д-д — слышалось вокруг. «Д-д-д», — повторял за барабаном Язычок. (Упражнение «Барабанщик».)

Увидел Весёлый Язы­чок лошадку и вспом­нил, что давно не катал­ся. А лошадка хороша!

С головы до копыта.

И снова за дело.

(После каждой строчки дети «цокают».)

Вот какая сказка про путешествия Весёло­го Язычка у нас получилась. Но ведь на этом его приключения не заканчиваются.

Приду­майте новую сказку про то, что случилось даль­ше с Весёлым Язычком!

1. Буйко В.И., Репина З.А. «Уроки логопедии», Екатеринбург, 1999г.

2. Найденко Н.Е. «Использование сказочных сюжетов в артикуляционной гимнастике», журнал «Логопед№5-2012

3. Школьник Ю.К. Логопедия, изд. «Эксмо», 2006г.

Наш адрес:163044, Архангельская область, г. Архангельск, Цигломенский территориальный округ,ул. Лочехина, д.7, корп.1

Слоговой синтез: упражнения

Упражнения по развитию звукобуквенного анализа и синтеза

(рекомендации для родителей учащихся 1-2 классов)

Существует группа специфических ошибок письма, связанная с анализом ребенком речевого потока. Этот анализ необходим в процессе записи слов и предложений. С этой проблемой ребенок сталкивается в начале школьного обучения.

В процессе устной речи у нас нет необходимости специально задумываться над звуко­слоговой структурой слов, поскольку все слова усваиваются нами с детства «целиком», то есть как нечто неделимое. К тому же все слова в потоке устной речи произносятся как бы «заодно, без интервалов между ними, что затрудняет определение границ между отдельными словами. Это можно хорошо понять при восприятии на слух незнакомой нам иностранной речи – она звучит для нас как бы сплошным потоком, и мы не можем уловить границ между отдельными словами. Примерно в таком же положении находится и ребенок, начинающий обучаться грамоте.

Обучение письму на русском языке осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу. Поэтому овладевающий грамотой ребенок еще до начала записи предложения должен уметь выделить в нем отдельные слова, уловив границы между ними, и определить звук о-слоговой состав каждого слова. Если же такой анализ речевого потока ребенку недоступен, то это приводит к ошибкам звукового и слогового анализа.

Ошибки могут проявляться в следующем:

· пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»);

· вставка лишних букв («стлол» вместо «стол);

· перестановка букв («вебра» вместо «верба»;

· пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»;

· вставка лишних слогов («гололова» );

· перестановка слогов («мотолок» вместо «молоток»);

· слияние нескольких слов в одно слово («детиигралиналугу»);

· разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).

У каждого ребенка преобладает свой тип ошибок: либо затруднения в определении звукового состава слова, либо определении слогового состава слова, либо затруднения в определении количества и порядка слов в предложении. В зависимости от этого и выбирать тип и количество рекомендуемых упражнений.

Ребенок, который не владеет анализом речевого потока, вынужден записывать лишь те его фрагменты, которые ему удалось уловить, не всегда сохраняя при этом их порядок. Слова в этом случае часто искажаются до полной неузнаваемости («деи игал в яч» вместо «Дети играли в мяч»

Часто такие дети не могут определить количество слов в переложении, путают понятия «слог» и «слово», «звук», не выделяют предлоги в самостоятельное слово. Ребенок затрудняется определении количества слогов в слове и порядка слогов.

Как же можно при таких условиях правильно записать это слово, сохранив в нем нужное количество соответствующих звукам букв и их последовательность? Ведь для записи, к примеру, слова «стол» ребенок должен отчетливо себе представлять, что на первом месте здесь стоит звук С, на втором – Т, далее – О и, наконец, Л. Именно в такой последовательности нужно записывать и соответствующие буквы. Поэтому вполне естественно, что ребенок, не владеющий навыком звукового анализа слов, чаще всего записывает буквы в случайном порядке, меняя их местами, опуская некоторые из них или добавляя лишние.

Приемам анализа речевого потока детей специально учат в школе в период обучения грамоте. Однако некоторые из них оказываются не в состоянии овладеть этим навыком в отведенные школьной программой сроки. Такие дети нуждаются в дополнительной, однотипной по содержанию, но гораздо более углубленной работе по анализу речевого потока. Эта работа должна вестись со значительно большим числом разъяснений и повторных упражнений, с более широким использованием наглядных пособий и в течение более продолжительного времени.

С такой задачей часто удается справиться самому педагогу при помощи родителей, которые обеспечивают ома необходимое количество тренировочных упражнений. Если же ребенок и при этих условиях окажется не в состоянии овладеть анализом речевого потока, то нужно безотлагательно обратиться за помощью к школьному логопеду.

Для работы в домашних условиях можно рекомендовать следующие виды упражнений в анализе и синтезе речевого потока, проведение которых доступно каждому из родителей.

Упражнения в анализе предложения на слова

1. Определение количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в предложении «Мама мыла раму?» Какое первое слово? Второе? Третье? А в предложении «Птица сидит на дереве»? Какое первое слово? Второе? Третье? Четвертое?).

2. Придумывание ребенком предложений, состоящих из определенного количества слов. (придумать предложение, состоящее из трех, четырех, пяти слов).

з. Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом. (Слова «потеряли» свое место, нужно помочь им найти его: «дети, мяч, в, играли»; «высокие, растут, лесу, сосны, в»).

Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой слог первый? Второй? Третий?)

2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов. (Придумать слово, состоящее из одного, двух, трех 11 более слогов).

З. Составление ребенком слов из слогов, данных вразбивку. (Слоги «потеряли» свое место, надо «помочь» им его найти: на-ро-во ; ток-ло-ма, ка-сум – во­рона, молоток, сумка и т.д.).

4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из этих слогов: «го-ло-ва»?).

5.. Образование новых слов путем добавления («наращивания») ребенком слогов к данному слову. (Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово ?).

6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое слово, поменяв слоги местами):

7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов в одно место, а названия которых состоят двухсложных или трех-, четырехсложных слов – в другое).

Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой первый звук? Второй? Третий? Четвертый?)

2. Придумывание слов с определенным количеством звуков. (Придумать слово, состоящее из трех, четырех, пяти звуков).

З. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а”).

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? – Звук К (крот) или Г (грот). А к слову «пар»? – Звук К (парк). А какие новые имена можно получить), если добавить один звук к имени «Оля»? (Толя, Коля, Поля).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Какие новые слова можно получить из слова «дом», если поменять в нем первый звук? – Сом, лом, ком, Том, ром).

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества Новых слов. (Какие новые слова можно образовать из звуков, составляющих слово «трактор»?), Примерные ответы:

Развитие языкового синтеза на уровне слогов. Виды упражнений по слоговому синтезу в коррекции и предупреждении дисграфии у школьников

Развитие языкового синтеза на уровне слогов. Виды упражнений по слоговому синтезу в коррекции и предупреждении дисграфии у школьников

К концу дошкольного возраста активно развивается аналитико-синтетическая функция речи ребенка, словесно-логического мышление, происходит формирование образно-схематических представлений. В начальной школе уже совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, классификация.

Развитие языкового синтеза как и анализа актуально в концепции современного логопедического уроке в школе. Одним из преобладающих видов дисграфии является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Искажение структуры предложения и слова проявляется на письме у многих детей, принятых в речевые классы.

Характерной ошибкой является пропуск гласных, которые при шёпотном или внутреннем проговаривании, воспринимаются оттенками согласных звуков.
На первом этапе работы целесообразно заняться слоговым анализом. При слоговом анализе расставляют акцент на гласные звуки (они – основа слога). Выделению гласных способствует деление на слоги.

В качестве предварительной работы можно предложить подключить двигательный (кинестетический) компонент. Логопед предлагает ладонью, придерживая нижнюю челюсть, прочувствовать и сосчитать количество открытий рта на гласных (т. к их произнесение сопровождается большим опусканием челюсти).

Следующий способ – прохлопать или простучать слово по слогам (можно сопровождать произнесение каждого слога касанием руки колен). Этими способами ученики определяют количество слогов; могут соотнести и поднять соответствующую цифру.
Языковые представления на уровне слога отрабатываются в упражнениях, где предлагается разложить картинки в два-три ряда в зависимости от числа слогов в их названии; придумать и назвать предметы и понятия, состоящие из заданного количества слогов.
Развития слогового синтеза на уровне слов способствует зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи.

1. Половинки
Найди части слов, соедини слоги и запиши

По заданному шифру составь слова, прочти и запиши предложение.

Б1 В2 А2 Б2 А3 В3 Б2 В1 А1

В каждом слове переставь местами слоги так, чтобы получились предложения. Запиши
ришПли ныесиль зырозы. чкиПти летеули в ётлыеп ракя. Ревьяде лиряпоте чтипо всю твулист.

Из слогов, записанных в разном порядке составь слова
та, во, ро -……… ты, бе, ге -……. ве, ка, шал – ……….
лод, хо-…………. ту, ар, тро-……. ша, та, мы-………..
мо, гра, та – ……… би, рать, за-……. пи, кра, ва-……………
чик, бор, за-……… до, про, во, вод-…… лен, дарь, ка-………….

5. Найди слог Вставь недостающие слоги

Са__ги………. ко __ со………. до__га……… ма__на………

Сделай из двух слов одно (дан картинный материал вол, осы, пол, схема предлога ПОД, ушки, корм, мак): корм + ушки; мак + ушки; вол + осы; пол + осы; под + ушки

Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение.
Пропо-про+это-о
Сок-к+ночи-но+ня+ет
Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се

8. Слоговой зигзаг

Прочти по стрелкам предложение.

9. Сложи по заданным слогам.

Сложи 1ые слоги

Дорога машина
Богатый лопата топить
Листик товары падчерица
Клевать ночевать выйди
Думать ботинок выйду

еда свеча
намочил горе
попона огород удача
догонял получил глубина
узоры кололи пустой

петухи этажи седина
талия непогода парады
брусника саранча лечили

Звуко-слоговой анализ и синтез

После того как ребёнок усвоил звуко-буквенный анализ слов и написание букв, переходим к играм, подготавливающим к звуко-слоговому анализу и синтезу, умению делить слова на слоги и составлять из слогов слова. Тренируем навык послогового (по слогам) чтения, учим соединять буквы в слоги, слоги — в слова.

Графические упражнения развивают мелкую моторику, зрительное внимание, память, учат самоконтролю.

Вставь буквы

Найди закономерность и вставь буквы.

Скачайте картинки на компьютер и распечатайте для ребёнка

Напиши и прочитай

Напиши буквы С и Л (начинаем всегда с отмеченных точками клеток). После каждой напиши слог КА.

Напиши буквы О и Б, перед каждой напиши слог БА.

Напиши буквы П и Н, перед каждой напиши слог КА.

Напиши букву С, перед нею напиши два раза слог КО.

Напиши букву Я, перед нею напиши два раза слог ЛИ.

Напиши букву Б, после неё напиши два раза слог АН.

Напиши буквы А и С, между ними напиши два раза слог НА.

Характер и причины акустической дисграфии учащихся младших классов

Как известно, что письменная речь выступает вторичной и более поздней по времени формой, существования языка. Она формируется только при условиях целенаправленного обучения грамоте, а затем совершенствуется. Само письмо представляет собой достаточно сложную форму речевой деятельности и многоуровневый процесс.

Для овладения письменной речью необходимо установление связей слышимым и произносимым словом, поскольку сам процесс письма осуществляется работой четырёх анализаторов:

Речедвигательного Речеслухового Зрительного Двигательного.

Процесс письма тесно связан с процессом устной речи и может осуществляется только при достаточно высоком уровне её развития.
По определению , чтение – это особая форма импрессивной речи, а письмо – особая форма экспрессивной речи.

Компоненты протекания процесса письма:

мотивация; замысел; анализ слова (определить в слове последовательность звуков, перевод воспринятых звуков в чёткие и обобщённые речевые звуки – фонемы).
Акустический (фонематический) анализ и синтез письменной речи протекают при близком участии артикуляции; пишущая – перевод фонемы в графемы; моторная операция процесса письма. Это воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы.

Несформированность какой–либо из выше указанных функций вызывает нарушение овладением процесса письма, дисграфию.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное недоразвитием или распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма.

Нарушения письменной речи изучаются уже более ста лет. В настоящее время вопросы устранения данных нарушений письма являются актуальными и достаточно сложными. Нарушения письма (дисграфии) продолжают оставаться самими распространёнными формами речевой патологии школьников младших классов общеобразовательной и специальных школ.
У большинства учащихся, посещающих занятия на школьном логопункте общеобразовательной школы, чаще всего встречается акустическая (фонематическая) дисграфия, связанная с недоразвитием фонематической системы.

Использование рабочих тетрадей «Узнаю буквы» для коррекции оптической дисграфии

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письма у младших школьников не только коррекционных классов, но и массовых школ в настоящее время является одной из основных проблем учителей-логопедов, нейропсихологов, психологов и учителей начальных классов.

Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. В 1950 – 1960-е годы статистика стойких нарушений чтения и письма у младших школьников составляла всего 6%. К 1990 году выросла до 13,7%, а к 2000 г составила около 30%. По исследованиям дошкольников 6 – 7 лет в Санкт-Петербурге 2010г выявили предпосылки к появлению дисграфии в школьном возрасте 55,5% (в зависимости от вида нарушений).

Опираясь на исследования ведущих специалистов (, , ) нарушения письма у младших школьников могут быть обусловлены рядами причин: задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредоностных факторов, действовавших в различные периоды развития ребенка, органических нарушений, а также наследственной предрасположенностью к нарушениям письма (Б. Хальгрен, М. Руданеско), когда передается качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи. Наиболее распространенную причину трудностей в школе у детей начальных классов называют «задержку психического развития». В силу своих особенностей дети с ЗПР оказываются неготовыми к обучению в школе. В связи с этим создаются предпосылки для поиска более новых методов коррекции нарушений устной и письменной речи.

Анализируя исследования известных ученых практиков (, , и др.) и свои собственные, можно сказать, что среди нарушений письменной речи первое место занимает дисграфия смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико-пространственных представлений и оптико-кинетическая дисграфия, осложненная акустическим недоразвитием. Причем ошибки пространственно-временного и оптического характера носят почти преобладающий характер.

Вниманию специалистов я предлагаю собственную авторскую разработку: рабочие тетради по коррекции оптической дисграфии. В данной разработке я попыталась объединить и систематизировать уже имеющие материалы и свои наработки в компактную рабочую пропись. Данная система и структура заданий соответствует любой школьной программе, что делает её универсальной. В комплект входят две рабочие тетради: в первой даны занятия от буквы А до буквы П, во второй от Р до конца алфавита и методические рекомендации. Весь материал представлен в черно-белом цвете и каждый отдельный лист (разворот) посвящен одной букве, что делает удобным для работы.

Данные задания сопровождаются мультимедийными презентациями на каждую букву. Фон презентаций соответствует характеристикам соответствующих звуков: у гласных – красный фон, у согласных – синий. Используя презентации к прописям, достигается максимально наглядность, которая является основной формой работы с младшими школьниками с нарушениями речи.

Данное пособие направлено на: уточнение и расширение объема зрительной памяти; формирование и развитие зрительного и пространственного восприятия и представлений; развитие зрительно-моторной координации; формирование речевых средств, выражающих зрительно-пространственные отношения; развитие зрительного анализа и синтеза; дифференциацию смешиваемых по оптико-кинетическим признакам букв на письме. Кратко опишу методику и задачи работы предлагаемых занятий на примере некоторых занятий.

1 задание. Сформировать зрительное восприятие буквы в различных шрифтах. Проводится ознакомительная и познавательная работа по распознаванию начертаний букв, нахождению сходства и различия. Эффективным является показ стилизованных букв. В своей работе большое внимание уделяю восприятию буквы в различных шрифтах и возможности их использования.

2 задание. Сформировать зрительный гнозис и праксис. Игра «Путаница». Надо найти спрятанную новую букву занятия и обвести по контуру. Проводится работа по разъяснению понятий: «обвести в круг » и «по контуру».

3 задание. Выявить образ буквы в зашумленном, заштрихованном варианте.

4 задание. Сформировать зрительное восприятие образа буквы. Определить букву в неправильном положении. На данном этапе проводится работа по развитию пространственного восприятия, формированию понятий: «наклон», «лево» и «право». Проводится работа над формированием речевых обозначений пространственных отношений.

5 задание. Научить дифференцировать оптически смешиваемые буквы. Выделение знакомой буквы по контуру. На данном этапе проводится работа по определению пространственного расположения предметов.

6 задание. Развивать зрительный анализ и синтез. Раскрашивание и выделение только знакомой буквы. На данном этапе уделяется внимание упражнениям на развитие фонематического анализа и синтеза соответствующего звука.

7 задание. Развивать пространственные отношения. Добавить недостающий элемент. Игра «Буква сломалась». На данном этапе проводятся задания по развитию восприятия определяющих пространственные предлоги.

8 задание. Сформировать зрительное узнавание буквы. На данном этапе целесообразно проводить занятия по лепке, рисованию, штриховке, графические диктанты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: