Система занятий по развитию важных для письма двигательных навыков

Из опыта работы “Формирование двигательного навыка письма”

В нейропсихологии письменная речь рассматривается как сложная функциональная система, в которую входят следующие структурные компоненты, опирающиеся на работу различных участков мозга:

1 блок – энергетический – регуляция тонуса и бодрствования;
При слабости функционирования данного блока страдает активность внимания, быстрая истощение и утомление.

2 блок – прием, переработка и хранение информации.

  • переработка слухоречевой информации: фонемное распознавание, опознание лексем, слухоречевая память;
  • переработка кинестетической информации: дифференциация артикулем, кинестетический анализ графических движений;
  • переработка зрительной информации: актуализация зрительных образов букв и слов;
  • переработка полимодальной информации: – расположение элементов букв, ориентировка на листе, зрительно-моторная координация и т.д.

3 блок – операциональный – планирование, программирование, регуляция и контроль.

  • серийная организация движений;
  • регуляция психической деятельности;

Каждый из перечисленных компонентов может вызвать трудности письма, выступая как изолированно, так и сочетано.

Так, например, недостаточная сформированность серийной организации движений приводит к трудностям овладения двигательным навыком письма, в основе которого лежат

  • дефекты организации движений;
  • трудности переключения с одного элемента на другой, т.е. трудности формирования «плавной кинетической мелодии» (А.Р. Лурия),какой является каждое слово;
  • гипертонус мышц;

При обследовании у данных детей обнаруживается нарушения динамического праксиса, которые выявляются не только в сенсибилизированных условиях (при ускорении или при отсутствии зрительного контроля), но даже в простой пробе «кулак-ладонь», выполняемой в умеренном темпе. Кроме того, у таких детей отмечается «длительное становление почерка, замедленный темп», который отражается на письме:

  • В снижении качества письменных работ – неаккуратность, неровность почерка или увеличение количества специфических и орфографических ошибок;
  • В уменьшении объёма письменных работ;
  • Получая оценки «2» и «3», т.е в условиях постоянной «неуспешности», проблема только усугубляется снижением самооценки и учебной мотивации ребёнка.

Это тема меня заинтересовала, да и количество запросов от учителей и родителей учеников именно с этими трудностями увеличилось. Прочитав статью М.Г. Храковской «Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма при нарушениях динамического праксиса…», опубликованную в сборнике методических материалов научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», я начала заниматься с детьми младшего школьного возраста по тренинговой программе «Ритмический теппинг».

В основу программы входят 4 основных элемента письма.

  • Характер движения (прямые и округлые линии);
  • Направление движения;
  • Амплитуда;
  • Ведущим компонентом программы является ритмическое сопровождение движений руки при выполнении графического орнамента.

Методика включает 3 раздела:
1 раздел – подготовительный
Сюда включены упражнения, направленные на восстановление (формирование) способности удерживать в руке ручку или карандаш, манипулировать с ними пальцами вне процесса письма.
2 раздел – ритмический теппинг
Упражнения направлены на тренировку способности удерживать строку, регулировать направления, амплитуду движений на письме:

1 этап – Трёхэлементный такт.
Слитное написание 3 одинаковых элементов с паузой между тактами;
2 этап – два трёхэлементных такта .

Слитное написание без остановки и без интервала (слитное написание 6 элементов)
Написание орнамента в заданном ритме сопровождается:

  • синхронным счётом до трёх в такт каждому элементу;
  • зрительным восприятием образца орнамента, данного для копирования;
  • зрительным восприятием цифровой схемы программы.

При необходимости, подключается и пассивное ведение рукой в такт ритма.
В 3 разделе программы равномерный ритм движений сменяется комбинациями акцентированных ритмов. Этап нацелен на восстановление графических навыков с опорой на ритмическое программирование.

Приобретя первый опыт, я столкнулась и с трудностями – «подводными камнями» программы. Основной трудностью является задача – как замотивировать ребенка писать ежедневно страницу элементов (именно качественное прописывание). А если брать во внимание, что мы работаем с детьми, которые не любят писать, то эта задача трудна вдвойне. Для её решения необходимо затратить большое количество сил путем стимулирования, укрепления веры в свои силы. Для того, чтобы ребёнок сам видел свои, пускай хоть «маленькие успехи», был введен график темпа работы, на котором каждое занятие отмечается количество элементов, прописанных за минуту (количественное, качественное). Для поддержания интереса на занятиях я использую различные упражнения для развития моторики:

  • Пальчиковая гимнастика с учебными предметами;
  • Рисование пластилином, включая в работу все пальцы поочередно;
  • Работа с бисером и со спичками;

Для развития межполушарного взаимодействия и формирования серийной организации движений включены нейропсихологические пробы:

  • Кулак-ладонь;
  • Кулак-ребро-ладонь;
  • Кулак – колечко.

Количество занятий определяется запросом и зависит от тяжести нарушения. Например, для увеличения темпа письма и снятия напряжения мышц ведущей руки достаточно, как правило, 10 -15 занятий при обязательном условии – четко выполнять все рекомендации специалиста. Максимальное количество – 75 занятий.

Программа получила положительные отзывы и оказалась очень востребованной. После прохождения курса занятий родители, учителя и сами дети отмечают:

  • уменьшение напряжения мышц руки и усталости;
  • повышение скорости письма;
  • уменьшение количества ошибок;

Работа в течение 5-х лет по данной программе позволяет сделать выводы о том, что её успешность определяется не только прямым тренингом серийной организации движений, но и стимуляцией премоторных зон головного мозга, повышением уровня зрительного внимания за счёт включения всех анализаторов при координировании программированным ритмом.

  1. Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти проф.Н.Н. Трауготт/ Отв. ред. М.Г.Храковская.- СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2001.- 296 с.
  2. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой – М.: Московской психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 240 с. (серия «Библиотека педагога-практика»)
  3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов вузов/ Т.Г. Визель. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 384 с. – (Высшая школа)
  4. Узорова О.В. Игры с пальчиками/ О.В.Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: ООО «издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 124 с.

Статья «Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму»
статья по обучению грамоте на тему

Статья содержит рекомендации по развитию мелкой моторики играфических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Скачать:

Вложение Размер
statya_po_motorike_2014.docx 28.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму»

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…».

Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Что такое мелкая моторика? Это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук и ног. Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Малыш учится управлять своими ручками, хватать предметы сначала всей ладонью, а затем и двумя пальчиками – формируется пинцетный захват. Затем ребёнок учится правильно держать в руках ложку, а потом и карандаш. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система ребёнка. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции ребёнка на внешние раздражители.
Даже почерк каждого человека имеет свои особенности, связанные именно развитием мелкой моторики рук!
Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка . Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности воспитанников к школьному обучению. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является наиболее сложным. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

Такие авторы, как М.М.Безруких, Е.Н. Соколова, С.О.Филиппова, Л.В. Антакова-Фомина, С.П. Ефимова, М.М. Кольцова, выделяют следующие компоненты готовности к письму: зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие, слуховую память, слухо-моторную координацию, развитие мелкой моторики рук. Они считают, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, т.к. именно к шести – семи годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Мы понимаем, что в настоящее время многие дети в школе, на первом этапе обучения, испытывают затруднения с письмом. У дошкольников быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание элементов письма, нередко встречается «зеркальное» письмо. Дети не различают «лево», «право», «лист», «страница», «строка», они не укладывается в общий темп работы.

При поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты такие компоненты письма, и, прежде всего, двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими. Двигательный навык, по мнению В.А. Силивон, включает:

  • развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно-двигательные связи и координации, способствующие выполнению произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости, направленности и размаху;
  • развитие пространственно-ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение левой и правой сторон и т.д.;
  • сформированность зрительно-двигательных образов и представлений.
  • развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно-целостным способом.

Графический навык предполагает:

  • умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации – широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные).
  • легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;
  • устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
  • выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка. При оценке графических умений следует помнить, что графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать элементы письма четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма, правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. С возрастом упражнения становятся более сложными, требующими более четких движений, более высокой координации. Предлагаем вашему вниманию комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости , которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

– Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

– Занятия с пластилином.

– Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.

– Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.

– Рисование различными материалами – ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.

– Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации.

– Графические упражнения. Штриховка.

– Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. “Пальчиковые игры” очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

“Пальчиковые игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и др.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну “пальчиковую игру”, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с “пальчиковых игр”, чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 – 7 минут.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.

Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения “видеть” предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры “Угадай, что рисую?”, “Загадай, я отгадаю” (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – выполнении гигиенических правил письма.

Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).

Графические упражнения. Штриховка.

Выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка – одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

1. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст]: методическое пособие/С.Е. Гаврина, Н.Л Кутявина, И.Г. Топоркова. – Ярославль: Академия развития, 2001. 240 с.

2. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст]: пособие /М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – СПб.: Детство-пресс 1998. 160 с.

3. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектолог. фак. пед. Вузов/ ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 680 с.

4. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков [Текст]: учебное пособие/ С.О. Филиппова. – СПб.: Питер,1999. 287 с.

5. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]: методическое пособие/В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород, 1995.48 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая программа развития мелкой моторики и графических навыков “Умные ручки”

Программа «Умные ручки» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной.

Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что рече.

“Ловкие ладошки” Кружок по развитию мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелких движений пальцев рук зависит от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Выполняя пальчиками различные .

«Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков через различные виды деятельности, как способы развития речи и подготовки руки к письму»

План самообразования на 2017 – 2018 учебный год.

Консультация для воспитателей “Развитие мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста с целью подготовки к письму”

Опыт работы по использованию развивающих упражнений и заданий для развития мелкой моторики и графических навыков у старших дошкольников.

Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей

Материал по развитию мелкой моторики и развитию графических навыков у детей дошкольного возраста.

« Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно – моторной координации»

laquo; Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно – моторной координации&raquo.

Система занятий по развитию важных для письма двигательных навыков у старших дошкольников со стёртой дизартрией

Краткая аннотация: Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложнейшие механизмы координации регуляции движений. Двигательный состав письма весьма сложен и отличается своеобразием на каждой ступени овладения навыком.

Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.

Детское дошкольное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общего дошкольного воспитания. Детскому саду принадлежит ведущая роль в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школьному обучению.

Сегодня, основываясь на исследованиях Е. Ф. Архиповой, число дошкольников со стертой дизартрией в группах для детей с ОНР составляет до 50%, а в группах с ФФН – до 35 % детей имеют стёртую дизартрию.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к 6−7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Соответственно, работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу.

Дети со стертой дизартрией не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи и моторных функций, свойственный нормально развивающимся детям, так как их развитие протекает на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. У здорового ребёнка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук.

Дети со стертой дизартрией испытывают трудности при одевании, обувании, хуже сверстников бегают, прыгают, рисуют. Также эти дети отстают от сверстников в ловкости и точности движений, испытывают затруднения при овладении навыками письма. Задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.

Способность ребенка к рисованию и копированию является необходимым элементом определения готовности ребенка к школе. Поэтому важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма.

Письмо — сложный координированный навык, требующий сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений тела. Дело в том, что сложно координированные движения ребенка – это прежде всего произвольные движения, т.е. движения, которые имеют цель; движения, которые планируются, контролируются и оцениваются; движения, параметры которых могут изменяться при изменяющихся условиях деятельности. Выполнение таких движений обеспечивается совместной деятельностью различных мозговых структур, и нарушение этой деятельности может быть основой нарушения движений, трудностей их формирования и контроля.

Контроль выполнения, обратная связь происходит с помощью кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит «глаз».

Развитие функций рук и речевой функции идет параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функций рук, выполняющих все более и более тонкую и дифференцированную работу, увеличивается и площадь их представительства в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развивается и совершенствуется и речевая функция.

Включение в систему коррекционной работы для детей со стертой формы дизартрии упражнений по развитию ручной моторики является перспективной, так как уже давно доказана тесная связь функций речи и руки. А ведь это действительно важно, поскольку сформированность данных способностей является одним из важных показателей так называемой «школьной зрелости».

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по формированию моторных навыков и умений, как дальнейшее условие для формирования навыка письма, регулярной.

Основными направлениями нашей работы стали:

  • развитие зрительного и кинестетического восприятия;
  • развитие зрительно – двигательной координации;
  • развитие произвольности движений;
  • развитие плавности движений;
  • развитие ритмичности движений;
  • развитие точности движений;
  • развитие зрительной памяти;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие внимания.

Система занятий по развитию важных для письма двигательных навыков у старших дошкольников со стёртой дизартрией.

Предлагаемая система занятий по развитию важных для письма двигательных навыков у старших дошкольников со стёртой дизартрией включает в себя 62 занятия с коррекционно-развивающими упражнениями.

В основе работы лежит принцип копирования графических образцов разной степени сложности.

Задания на копирование рисунков решают одну из важнейших задач моторной коррекции – способствуют развитию ловкости, координации движений, что, в свою очередь приводит к развитию высших психических функций ребенка.

Обязательным условием для выполнения заданий является наличие «тактильной доски» (этот термин был введен Мариеллой Зейц). Тактильная доска представляет собой деревянный лоток с прозрачным дном, на которое насыпается песок.

Но на такой тактильной доске копирование невозможно, поэтому мы добавили в устройство тактильной доски верх лотка, из двойного пластикового прозрачного акрилового стекла, и добавили внутреннюю подсветку.

На поверхность доски насыпается либо песок, либо пищевая крупа. Между двойным стеклом вставляли рисунок – образец формата А3. Именно такие размеры листа позволяют проводить длинные линии, требующие долговременной и стабильной нагрузки на столь важные для письма группы мышц.

Мы рекомендуем предварительно обсудить с детьми порядок и правила работы с тактильной доской:

  • Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
  • Нельзя помещать тактильную доску в углу комнаты. К доске должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон.
  • Тактильную доску следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше доски, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать место для занятий с песком.
  • Все принадлежности для занятий (пластиковый шпатель и валик – для разравнивания песка, «гребёнки» для создания узоров, игольчатые маленькие шарики, мелкие предметы: пуговицы, фишки, пайетки и др.) следует размещать в маленьких ящичках или лоточках на уровне глаз ребенка.
  • Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать поверхность тактильной доски.
  • Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, педагог, проводящий занятия, должен немедленно вмешаться.
  • Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. Можно подстелить под тактильную доску большое полотенце (однотонное, без орнаментов и картинок). В конце занятий полотенце можно вытряхнуть или сменить.
  • Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.

Дети часто действуют с чрезмерными усилиями, но их можно научить контролировать себя посредством упражнений, в процессе которых нужно прикасаться к песку пальцами. Когда ребенок водит пальцами по песку, то зажатость и напряжение в его запястьях и плечах снимаются. Дети уверенно и с интересом выполняют задания. Для них тактильная доска для написания букв гораздо привлекательней, чем чистый лист бумаги.

Коррекционная направленность упражнений связана также и с положением, в котором ребенок их выполняет. Выполнение упражнений возможно в разных положениях:

  • ребенок копирует образец стоя;
  • ребенок копирует образец сидя.

Эти положения дают возможность совершенствовать работу разных групп мышц, принимающих участие при письме.

Работая, следует соблюдать следующую последовательность:

  1. Восприятие рисунка, узнавание изображения («Что это?»), разгадывание загадки, чтение стишка, или ассоциирование с реальными объектами («На что похоже?»).
  2. Проведение пальцем по контуру рисунка-образца с использованием тактильной доски для создания двигательного образа изображения.
  3. Воспроизведение рисунка-образца движением пальца над ним в воздухе, для того, чтобы почувствовать ритм движения – создать кинестетический образ рисунка, который лежит в основе выполнения графического изображения.
  4. Воспроизведение рисунка при помощи выкладывания на поверхность тактильной доски мелких предметов (пуговиц, пайеток, акриловых камешков и т.д.).

Также, мы считаем, что целесообразно использовать и другие виды работ, которые будут интересными и привлекательными для детей в свободной деятельности:

  • штриховка полученных изображений на песке;
  • самостоятельное рисование на тактильной доске простых рисунков по рисунку-образцу, элементов букв;
  • упражнение: когда педагог (ребенок) очерчивает какую-нибудь фигуру на руке (спине) ребенка, а он должен изобразить её на тактильной доске.

И на занятиях по развитию ручного труда мы использовали следующие виды работ:

  • перевод изображения на бумагу с последующим раскрашиванием, штриховкой или дорисовыванием;
  • создание (на занятиях по аппликации) картин из переведённых изображений на бумагу: на контур нанести клей и обсыпать цветным пшеном или манкой и т.д.;

В процессе выполнения копирования необходимо осуществлять контроль за действиями ребенка, обращать внимание на качество выполнения, оказать ребенку поддержку похвалой, советом, подсказкой, напоминанием, действием.

Необходимо обращать внимание ребенка на соблюдение правил выполнения задания (не нарушать направление рисования, точно соблюдать линию, не отрывать палец от поверхности тактильной доски, не спешить), что в определенной степени затрудняет выполнение упражнения, но имеет большое значение для совершенствования моторных умений.

В процессе выполнения упражнений необходимо четко соблюдать все условия их выполнения:

  • поза при копировании;
  • точность воспроизведения линий;
  • проведение линий, не отрывая пальца;
  • соблюдение выбранного направления копирования образца;
  • соблюдение ритма движения руки.

Это важно, т.к. упражнения имеют четко обозначенную направленность. Эффективность решения поставленных задач и достижение ожидаемых результатов полностью зависит от того, насколько эти условия будут выполняться.

Подобные занятия в дошкольном возрасте очень важны не только потому, что таким образом ребенок готовится к овладению навыка письма, но и потому, что при выполнении упражнений, игр, различных заданий на развитие мелкой моторики, можно решить ещё одну задачу: косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, а значит и на развитие речи.

Упражнения по формированию кинетической основы двигательного акта письма

НАТАЛИЯ ИСТОМИНА
Упражнения по формированию кинетической основы двигательного акта письма

1. «Блины». Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.

2. «Кошечка». Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.

3. «Шалтай – Болтай». Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.

4. «Кошка – мышка». Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.

5. «Пальчики – драгуны». Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно, начиная с большого, пальцами друг о друга.

6. «Молоточки». Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.

7. «Бинокль». 2, 3, 4, 5 пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.

8. «Человечки». Сжать кисть руки в кулак, выпрямить указательный и средний пальцы, поставить их на стол. Поочередно поднимая пальцы от стола, продвигать их вперед. Упражнение выполняется пальцами правой или левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук при аналогичной работе указательного и среднего пальцев.

9. «Раки».Положить на стол ладони рук: правая – с сомкнутыми пальцами, левая – с разомкнутыми. Одновременно поменять положение пальцев рук.

Дидактические игры и упражнения по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков измерительной деятельности Задание №1 Задачи: сформировать знания детей о мере измерения жидких веществ; учить детей пользоваться мерным стаканчиком. Материал: большой.

Картотека на тему «Игры и игровые упражнения по формированию представлений о геометрических фигурах» №1. Игра «Назови одним словом» Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом. Материал: Геометрические.

Картотека на тему «Игры и игровые упражнения по формированию представлений о геометрических фигурах в старшей группе» 1.«Что бывает такой формы?» Цель: учить различать фигуры, развивать мышление. Яблоко: какое? — Круглое. Окно: какое? — Квадратное. Что бывает.

Конспект занятия по формированию духовно-нравственной основы личности дошкольника Цель: формирование духовно-нравственной основы личности дошкольника. Задачи: 1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях.

ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. «ЛФК при заболеваниях опорно — двигательного аппарата» Кулагина С. И. МБДОУ «Детский сад» №421 2018 — 2019 учебный год.

Математика для дошкольников. Упражнения для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений Варианты игровых упражнений для решение образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Система мероприятий по оздоровлению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Как известно, период от рождения до поступления.

Развивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возраста В. А. Сухомлинский сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Упражнения и игры для родителей по профилактике нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей Ходьба • по массажной дорожке • по широкой дорожке ЛФК • по модулям (попеременным и приставным шагом) • по следам (при вальгусной постановке.

Подготовка руки к письму: занятия и упражнения

Если Вы родитель ребенка-дошкольника, то наверняка уже задумывались о начале школьного обучения. Как помочь адаптироваться в новых условиях, освоить письмо, счет и чтение.

В данном материале мы поможем разобраться в основных аспектах формирования навыка письма, узнать возможные ошибки и как их избежать. Расскажем про упражнения и развивающие игры, которые помогут подготовить руку к письму.

Содержание статьи:

Формирование навыка письма у детей

Письмо – это один из способов речи. Процесс формирования навыка длительный и сложный. Начинается с двух-трех лет и продолжается до семилетнего возраста, когда дети идут в первый класс. Многие родители начинают готовить детей к школе заранее. Покупают тетради с прописями букв, и не понимают, почему многодневные упорные тренировки не дают результата.

Важно знать разницу между подготовкой к письму и обучением писать. В дошкольном возрасте полноценное письмо невозможно в силу возрастных особенностей строения нервной системы. На этом этапе упор делается на общем физическом развитии и укреплении мышц кисти, на вырабатывание усидчивости, координации движений тела, концентрации внимания, зрительной ориентации.

Формируется письменный навык в три этапа:

  • аналитический – обдумывание каждого движения и его анализ, например, как удобнее взять ручку, с какой силой нажимать и т.д.
  • синтетический – соединение элементов в целостный процесс, осознанное обдумывание каждого шага, зрительный контроль каждого действия;
  • автоматизация – означает, что навык сформирован: ребенок, не задумываясь, выполняет письменные задания, движения руки плавные, без усилий.

В дошкольном возрасте малыш получает графический опыт, учится пользоваться письменными предметами и соблюдать гигиенические правила. Ребенок приобретает умения правильного наклона тетради, написания отдельных букв и слов необходимого размера и под нужным наклоном, правильному положению тела во время письма.

Что важно для подготовки

Для того чтобы облегчить процесс формирования навыка письма, уменьшить стресс и не вызвать негативного отношения к школе, необходимо тренировать руку с трехлетнего возраста.

Общее физическое развитие

Хорошая физическая подготовка играет важную роль в формировании красивого почерка. Укрепление мышечной системы способствует выносливости, позволяет высидеть за партой в течение урока. Крепкие мышцы спины предотвращают искривления позвоночника, сохраняют правильную осанку. Развитые мышцы плечевого пояса и руки избавляют от быстрой усталости, дрожи и мышечного спазма.

Ребенок развивается физически во время активных игр на улице, катания на велосипеде и самокате, прыжков на батуте или надувной горке и т.д.

Моторика

Это координированные движения, направленные на выполнение какого-то действия.

Моторика разделяется на:

  • крупную – это координация движений, удержание равновесия, осознание положения тела в пространстве: ходьба, бег, встать, сесть, лечь, повороты;
  • мелкую – точные движения пальцев рук.

Для формирования навыка письма одинаково важно уделять внимание развитию обоих видов моторики. Во время письма задействованы мелкие мышцы кисти и крупные мышцы тела для удержания корпуса в прямом положении.

Ориентация в пространстве

Ребенку легко будет ориентироваться в тетради или на листке, если он будет владеть такими понятиями как право-лево, верх-низ, сбоку, по центру, в углу. Для этого в разговоре с малышом во время одевания-раздевания, прогулки, купания, кормления обращать его внимание на то, что делает правая и левая ручки или ножки. Спрашивать, что видит впереди, а что осталось за спиной.

Графические навыки

В процессе рисования тренируются мышцы кисти. Штриховка, разукрашивание, рисование по клеткам вырабатывает навык соблюдения границ, гигиену письма, умение ориентироваться в пространстве.

«Умелые ручки»

Комплексный подход в развитии навыка, который включает в себя разного рода поделки, аппликации, лепку, конструирование, вязание и вышивание. Происходит совершенствование мелкой моторики, пространственной ориентации, усидчивости, концентрации внимания, аккуратности.

Занятия для подготовки руки к письму

Существует множество интересных занятий для дошкольника, которые способствуют подготовки к письму:

  • рисование карандашами на бумаге;
  • разукрашивание;
  • обведение рисунков по контуру;
  • использование специальных тетрадей с прописями петель, крючков, фигур, линий;
  • заштриховывание фигур;
  • рисование разноцветными мелками;
  • разные виды мозаики;
  • игры в конструктор с деталями разного размера;
  • вырезание ножницами;
  • сортировка бусин, пуговиц по цвету или размеру;
  • продевание шнурков в отверстия;
  • плетение косичек из разноцветных веревочек;
  • сматывание в клубок веревочек, вязальных ниток;
  • раскручивание игрушки «волчок», юлы;
  • нанизывание бусин на нитку;
  • простые элементы вышивания;
  • застегивание-расстегивание пуговиц, кнопок, молнии;
  • рисование пальчиками с помощью красок, сухих рассыпчатых круп мелкого помола, муки;
  • лепка из пластилина, теста;
  • игры в песочнице или с кинетическим песком;
  • приклеивание мелких деталей с использованием пинцета;
  • капельное рисование при помощи пипетки;
  • открывание-закрывание замка ключом;
  • откручивание-закручивание винтиков и гаек пальцами и с отверткой;
  • пришивание пуговицы;
  • изготовление аппликаций из цветной бумаги, макаронных изделий, природных материалов (фасоль, горох, листья, цветочки, палочки, соломины, спички и т.д.);
  • оригами;
  • рисование с использованием трафаретов;
  • игры в пальчиковый театр.

Упражнения

Укрепить мышцы кисти и добавить уверенности в письме помогут регулярные упражнения:

  1. «Распустившийся цветок».

Кисти сжаты в кулачки и соединены вместе. Большие пальцы прямые, соприкасаются боковыми поверхностями. Затем пальцы выпрямляются, ладони слегка отводят друг от друга, запястья соединены. Напоминает нераспустившийся бутон. Цветок начинает раскрываться – не разъединяя запястий, кисти отводят в стороны, пальчики растопыривают.

Ладонь раскрыта, пальцы растопырены. Указательный пальчик скручивают в ямку к основанию большого. Поочередно соприкасаются подушечки первого пальчика со средним, безымянным и мизинцем, как клюв уточки.

  1. «Крепкие объятия».

Пальцы обеих рук растопырены, упираются кончиками друг в друга с усилием в течение 5 секунд. Затем скрещиваются в замок, крепко прижимая ладони. Посчитать до 5. После упражнения кисти встряхнуть, чтобы расслабились мышцы.

Соединяют ладони, пальцы вместе, смотрят вверх. Правая кисть скользит по левой вниз. Когда подушечки пальцев опустились до верха левой ладони, нужно остановиться. Надавливая у основания пальцев левой руки, кисть сгибается в лучезапястном суставе. При этом пальцы остаются в вертикальном положении. Изогнутая ладонь напоминает стул со спинкой.

  1. «Приветственное рукопожатие».

Указательный, средний и безымянный пальчики правой руки прижимаются к ладони. Большим и мизинцем приветствуют каждый пальчик левой руки, как будто пожимают двумя руками во время приветствия.

Как научить ребенка правильно держать ручку

Важно, чтобы малыш до поступления в школу учился правильному удержанию ручки и карандаша. Исправлять ошибки, переучивать захват сложно. Неправильное положение пальцев, наклон ручки и поворот кисти делают почерк неровным и неразборчивым, вызывают быструю усталость руки, влияют на осанку.

Как выглядит правильный захват:

  • ручка лежит между большим и средним пальцами, сверху прижимается указательным;
  • расстояние до пишущего стержня около двух сантиметров;
  • через кисть, лучезапястный и локтевой суставы можно условно провести прямую линию;
  • верхушка ручки или карандаша указывает на плечо ребенка.

Самые распространенные ошибки

Дети дошкольного возраста, когда начинают осваивать работу с канцелярскими предметами допускают следующие ошибки:

  1. Ребенок держит карандаш или фломастер всей рукой, зажимая в кулак.
  2. При трехпальцевом захвате большой палец согнут и направлен перпендикулярно указательному к его средней фаланги.
  3. Ручка лежит на безымянном пальце и удерживается средним, указательным и большим.
  4. Кисть изгибается внутрь, при этом верхний край предмета направлен от себя.
  5. Ребенок удерживает ручку всеми пальчиками (по типу щепотки).
  6. Пальцы располагаются у самого грифеля, или далеко так, что рука нависает над столом.
  7. При движении давит на бумагу сильно, оставляя разрывы, или слишком слабо.

Методы, как избежать ошибок

Следующие методы помогут избежать ошибок в обучении удерживания письменных предметов:

  • Правильно захватить карандаш будет легче, если безымянным пальцем и мизинцем держать небольшой кусочек бумаги.
  • На среднем пальце нарисовать точку, которая будет указывать место размещения ручки.
  • Сориентирует на трехпальцевом держании пальчиковая игра «строим дом»: ручка зажата средним и большим пальцами; указательный свободно поднимается и может стучать по ручке, как молоток.
  • Обязательно акцентировать внимание на направлении верхушки карандаша на плечо ребенка.
  • Для вырабатывания умеренной силы надавливания использовать мягкие карандаши или фломастеры.
  • Для оптимального удаления пальцев от грифеля на пишущем предмете нанести черточку, где держать.

Вывод

Освоить навык письма и подготовить будущего ученика к школе, развивая при этом стремление учиться, помогут детские центры развития и сады «Бэби-клуб». Наш творческий подход к занятиям обеспечивает заинтересованность ребенка в обучении. Грамотно подобранные развивающие игры работают с мелкой моторикой, координацией движений, образным мышлением и зрительным восприятием.

Развитие графомоторных навыков у дошкольников и детей с ОВЗ, ЗПР и ТМНР

Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память.

Но в работе с дошкольниками приходиться сталкиваться с тем, что далеко не у всех детей хорошо развита моторика пальцев, при этом у многих есть проблемы с письмом. Техника письма предполагает слаженную работу мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и внимания.

У многих детей вызывают сложности действия, которые требуют точности и синхронности движений. Вырезание чего-либо, лепка, обведение по контуру, складывание, завязывание – все эти действия не вызывают проблем у взрослых, но вот среди дошкольников сложности с этими простыми, на первый взгляд, манипуляциями возникают не так редко.

Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, то при обучении у него возникнут проблемы с письмом, а его успеваемость снизится. Именно поэтому, развитием графомоторных навыков у детей нужно заниматься с самого раннего возраста.

Что такое графомоторика

Для начала нужно определиться с тем, что же такое графомоторика? Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.

В задачи графомоторики входит:

  • зрительное восприятие заданного материала;
  • сосредоточенность и внимание;
  • правильное удерживание карандаша или ручки;
  • соответствующий нажим ручки при письме;
  • ритмичность движений;
  • точность в обведении линий;
  • двигательные навыки.

Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.

Графомоторные навыки включают в себя:

  • Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
  • Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
  • Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
  • Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).

Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.

Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.

Основные стадии развития графомоторных навыков

Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.

Вот что должны уметь дети 1-2 лет:

  • умение держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);
  • переворачивать странице в книге (по одной);
  • держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке;
  • строить башню из кубиков и складывать пирамидки.

Навыки детей 2-3 лет:

  • ребенок должен уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;
  • лепить из пластилина;
  • складывать из бумаги простейшие фигурки;
  • нанизывать большие бусы;
  • правильно держать карандаш.

Навыки детей 3-4 лет:

  • умение вязать узелки;
  • самостоятельно заправлять постель;
  • рисовать фломастерами, мелками;
  • обводка фигур и штрихование (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
  • происходит латерализация (определение ведущей руки).

Навыки детей 4-6 лет:

  • застегивать молнии на куртке;
  • самостоятельно завязать шнурки;
  • уже может обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;
  • разукрашивает рисунки, не выходя за его контуры.

Нужно понимать, что 6-летний возраст пограничен, т.е. ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе. В школьной программе попросту не предусмотрены дополнительные часы на развитие графомоторных навыков, поэтому этим нужно заниматься в дошкольном возрасте. И делать это должны родители, предлагая детям различные задания на лепку, рисование, разрисовывание фигур и т.д.

Развитие графомоторных навыков у детей с ЗПР

Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия у детей с ЗПР, пространственных представлений, а также ручной моторики.

Дети с ЗПР с трудом овладевают навыками письма, что объясняется незрелостью уровня активации нервной системы. Тем не менее, развивать графомоторные навыки у таких детей очень важно, т.к. в процессе письма у ребенка активизируются физиологические процессы головного мозга.

Многие исследователи разработали различные пути развития этих навыков у детей с ЗПР, но проблема остается актуальной и по сей день. Связано это с особенностями развития детей с задержкой психического развития:

  • неразвитое зрительно-пространственное восприятие;
  • быстрая утомляемость;
  • отклонения в двигательной сфере;
  • скованность и напряженность мышц при движении;
  • гипо- или гипертонус мышц.

Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР включает в себя 3 этапа.

На 1 этапе проводится работа по развитию ручной моторики, а также развитию зрительно-двигательной координации. Для этого используются: рамки Монтессори, мозаики, доски Сегена, различные предметы для нанизывания и сортировки.

На 2 этапе важно совершенствовать у детей умение застегивать и расстегивать пуговицы, формирование у них умение составлять целый предмет из нескольких составляющих. Важно научить детей проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, обводить по контуру простые предметы и т.д.

На 3 этапе дети учатся всем видам расстегивания и застегивания, они должны уметь штриховать предметы в разных направлениях. Они учатся ориентироваться в тетради в клетку (обводка, подсчет клеток, проведение горизонтальных и вертикальных линий).

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) представляет собой определенную сложность, которая объясняется нарушениями моторики у детей этой группы. Это нарушение сказывается на физическом и познавательном развитии ребенка.

Работа с такими детьми ведется по нескольким направлениям:

  • Развитие мелкой моторики, а также функциональных возможностей кистей и пальцев рук:
  1. формирование дифференцированных движений кистями и пальцами, отведение в стороны пальцев, разгибание и сгибание (важно проводить пальчиковую гимнастику, в ходе которой каждый палец называется вслух);
  2. формирование согласованных действий обеими руками («камень-ножницы», «кулак-ладонь», затем можно усложнять до трех действий: «камень-ножницы-бумага»);
  3. развитие дифференцированных движений пальцев рук: детей учат нанизывать колечки или бусы на шнурок в определенной последовательности;
  4. обучение застегиванию и расстегиванию липучек, пуговиц, молний и т.д.;
  5. обучение шнуровке.
  • Развитие зрительного внимания и восприятия. Дети учатся собирать целое изображение из отдельных составляющих, соотносить геометрические формы с предметами («Выбери, что круглое? – мяч, колесо).
  • Развитие пространственного ориентирования. Дети учатся передавать пространственные отношения предметов в изображениях и конструкциях («Куда поехала машина?»). Они учатся ориентированию в разных плоскостях на тетрадном листе, учатся выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по речевой инструкции или показу.
  • Развитие графических навыков. Дети учатся проводить линии по образцу, обводить контуры различных предметов, дорисовывать недостающие части рисунка. Учатся первичным навыкам штриховки, умению проводить линии (прямые, диагональные и т.д.).
  • Совершенствование навыков закрашивания контуров и штриховки. Обучение умению срисовывать, копировать и закрашивать контуры предметов.
  • Совершенствование графических навыков.

Развитие графомоторных навыков у детей с ТМНР

Дети с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития) не в состоянии ориентироваться в пространстве листа бумаги, они не замечают ориентиров в виде строчек и клеток, неправильно держат ручку или карандаш.

Первый этап работы над развитием графомоторных навыков у детей с ТМНР заключается в обучении их правильному захвату карандаша (ручки). Важно развивать дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать средний, указательный и большой палец в «щепотку» и захватывать, таким образом, различные предметы.

Детей учат чертить вертикальные и горизонтальные линии, следя глазами за движениями своей руки. Методики обучения зависят от возраста ребенка, а также от его диагноза и степени испытываемых им трудностей.

Дети с нарушениями интеллекта нуждаются в соответствующих коррекционных мероприятиях, направленных на развитие интереса к данному виду деятельности, а также «готовности» руки к выполнению необходимых движений.

Упражнения и игры на развитие графомоторных навыков

Для развития графомоторных навыков используются различные методики: пальчиковая гимнастика (во время занятий можно проговаривать стишки, а сами пальцы можно сделать «героями» сказок), массаж ладоней при помощи шипованных мячиков, перебирание круп и других мелких предметов, вырезания из бумаги, аппликации и т.д.

Помимо этого, проводятся различные игры на развитие графомоторных навыков. Вот несколько примеров:

  • «Куда указывают стрелки». Цель: развитие пространственных представлений. На плакате нарисованы стрелки, педагог просит ребенка показать направление, которое указывает каждая стрелка.
  • «Вниз по реке». Цель: подготовить руку ребенка к письму. Необходимо нарисовать волнистые линии, которые расположены на близком расстоянии друг от друга – это извилистые берега реки, по которым ребенок должен провести корабль так, чтобы он не задел берега. Делать это нужно, не отрывая карандаш от бумаги, точно следуя изгибам импровизированной «реки».
  • «Раскрась правильно». Цель: развитие мелкой моторики и пространственных представлений. На листе бумаги нарисованы контуры 5 домиков, задача ребенка – раскрасить карандашом определенного цвета тот домик, который скажет педагог (красным – второй дом слева, синим – третий дом слева и т.д.).

Развитие графомоторных навыков играет огромное развитие в формировании личности ребенка. Эти умения позволят детям не сталкиваться с возможными сложностями при письме в школе, а также с общей успеваемостью.

В этом вопросе особая роль отводится родителям, которые должны полноценно заниматься со своим ребенком, уделяя внимание его комплексному развитию: мелкой и общей моторике, умению понимать условие задачи, пространственному представлению и т.д.

Развитие двигательных навыков

Работа по развитию двигательных навыков занимает достаточно важное место в процессе ритмического воспитания. Движение относительно музыки выступает мощным обучающим фактором, оказывая влияние на процесс музыкального восприятия и музыкального мышления. Через работу мышц, дыхания рождается ощущение музыки. Та или иная степень напряжения, скорость, амплитуда движений как базовые динамические состояния тела позволяют считывать на глубинном уровне скрытую, неявную информацию, которую несет с собой музыка. Именно движение способствует переходу от пассивного слушания в сферу активного действия. Курс ритмики, имея нацеленность на развитие чувства ритма и общей музыкальности, включает движение как важнейший и обязательный компонент.

На начальном этапе обучения дети имеют ограниченный запас двигательных навыков. Порой встречаются недостатки в движениях учащихся – скованность, несобранность, суетливость, либо медлительность, вялость. Педагог на учебных занятиях должен не только обращать внимание детей на правильное выполнение упражнений, но и следить, отмечать, правильна ли осанка, ходьба, постановка ног и рук. Подобранные специальные тренировочные упражнения для рук, ног, корпуса, головы, затрагивающие разнообразные группы мышц, способствуют правильному физическому развитию детей, во многом имеют оздоровительное значение, а также помогают исправить имеющиеся недостатки. Учащимся даются различные упражнения: ходьба, бег, прыжки, кружения, наклоны, подскоки. Именно эти элементарные движения, доступные детям, составляют основу первоначальных двигательных навыков, которые в дальнейшем будут совершенствоваться и расширяться.

Двигательный навык – одна из форм двигательных действий человека, при которой управление движениями происходит при минимальном контроле со стороны сознания. Двигательный навык формируется в процессе и в результате многократного выполнения какой-либо двигательной деятельности; и при наличии необходимых условий он совершенствуется.

К основным движениям относятся: ходьба, бег, прыжки, подскоки. Различают следующие виды ходьбы: бодрый шаг, спокойный шаг, высокий шаг, торжественный шаг, шаг на носках, тихий шаг, пружинистый шаг. Используются следующие виды бега: легкий бег, пружинистый бег, стремительный бег, широкий бег, высокий бег. Подскоки могут быть легкими либо сильными, а также прямой галоп. Г. Кеетмап в работе «Элементарное музыкальное воспитание» приводит большое количество заданий и упражнений, подготавливающих физический аппарат ребенка к выполнению основных движений, а также примерные образцы занятий, включающие их тренировку [22, с. 150-224]. В пособии И. В. Лифиц «Ритмика» представлена развернутая характеристика основных движений, которые активно используются в процессе ритмического воспитания.

Работа по совершенствованию двигательных навыков имеет свою логику последовательности упражнений. Необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения, так как одни движения составляют основу для других. Так, к примеру, подготовка двигательного аппарата к правильному выполнению подскоков начинается с отработки пружинящего шага, а также приставного шага.

Выполнение несложных гимнастических упражнений в начале занятия помогает организовать учащихся, задать необходимый настрой, привести в готовность к работе физический аппарат обучающихся, а также закладывает основы правильного выполнения элементов сложных движений. Упражнения во многом способствуют формированию правильной осанки (с прямой спиной, поднятой головой и развернутыми плечами), правильной ходьбе (с высоко поднятыми коленями и вытянутым носком). Гимнастические упражнения тренируют мышцы в напряжении и расслаблении отдельных частей тела или всего тела, готовят пластично отскакивать и приземляться при прыжках, выполнять пружинящие движения, необходимые при подскоках. При выполнении упражнений и заданий педагогу необходимо следить за правильной осанкой обучающихся. При движении следует обращать внимание на необходимость соблюдать правильную координацию рук и ног, следить за равномерным дыханием.

Одним из важных навыков выступает умение ориентироваться в пространстве. В данном процессе используются различные упражнения, направленные па освоение построений и перестроений: в круг, колонну, шеренгу, в несколько кругов и т. п., используя все имеющееся пространство аудитории. Умение расчленять имеющееся пространство и определенным способом его упорядочивать закладывает основы для развития временной упорядоченности, выступающей базовой в процессе ритмического воспитания.

В течение занятия упражнения, направленные на проявление двигательной активности, чередуются с заданиями аналитического характера, с выполнением упражнений в более статичных положениях.

Развитие двигательных навыков обучающихся происходит параллельно с работой по ознакомлению с содержанием музыки и освоению выразительных музыкальных средств. Следует обращать внимание детей на умение передать движением характер музыки, ее темп, динамические оттенки, регистровые особенности.

Педагогу важно помочь учащимся раскрыть содержание музыки, а также направить процесс отображения в движении характера звучащего произведения с различной степенью эмоциональной насыщенности и степенью напряжения. Так, певучий характер мелодии находит выражение в плавности и слитности движений, жестов. Веселая, радостная музыка потребует более энергичных движений.

Одной из первых двигательных задач выступает освоение темпа как скорости музыкального движения. Параллельно можно знакомить детей с темповыми обозначениями. Наиболее удобными для движения будут такие темпы, как: Allegro, Allegretto, Moderate, Andantino. На этом этапе работы необходимо научиться воспринимать и передавать в движениях различные темпы. При этом важно на уровне физических ощущений отработать необходимую амплитуду движений, степень мышечного напряжения, чтобы двигаться удобно и сообразно музыке. При этом ученик усваивает, что в быстром темпе удобнее двигаться, совершая легкие и мелкие движения, а в более медленных темпах возможно делать движения широкие, плавные либо более крупные.

Более легко и органично находит свое отражение в движении музыка маршеобразная и танцевальная. Именно под марши естественным образом учащимся проще освоить движение в заданном характере и темпе. Кроме того, маршевая музыка может стать основой для отработки одного из важных навыков – точного начала и остановки движения вместе с музыкой. На начальном этапе это совершается по указанию педагога, а по мере освоения музыкального материала учащиеся должны самостоятельно начинать и заканчивать свои движения с началом и концом музыкального произведения или его раздела.

Не менее полезными являются упражнения на выработку умения удерживать предложенный темп, используя прием организации движения с музыкальным сопровождением и без него. Нередко можно встретить у обучающихся тенденцию к ускорению темпа движений при отсутствии сопровождения. Возможно во время выполнения упражнений временно исключать звучание с последующим возобновлением. Также отвечает данной задаче выполнение ранее выученных под музыку упражнений без сопровождения.

Следующая важная задача – выработка умения переключаться из одного темпа в другой. При этом важно научиться изменять скорость движения, силу, объем движений, то есть интенсивность двигательной энергии в сторону ее нарастания или угасания. На различных упражнениях можно отрабатывать данный переход, который может быть как внезапным, так и постепенным.

Динамические изменения в музыке усиливают ее выразительность, помогают ярче воссоздать музыкальные образы. Передача в движении динамической линии музыки сопряжена с увеличением мускульной нагрузки, изменением объема и амплитуды движений, что требует достаточной тренировки мышц тела. Для освоения передачи различной динамики в движении лучше обращаться к музыкальным произведениям с яркими динамическими контрастами – f, р. Затем возможно обращение к произведениям, в которых встречается усиление, нарастание или ослабление, угасание силы звучания – crescendo и diminuendo.

Артикуляционные штрихи и различного рода акценты достаточно легко отобразить в движении. Штрихи legato и staccato осуществляются разными приемами: плавным пластичным движением рук, передачей мяча либо различными видами прыжков, резкими короткими движениями и отрывистым бегом на носках.

Освоение регистровых особенностей музыки также может сопровождаться двигательным откликом. Для упражнений подобного рода может использоваться программная музыка, легко и естественно рождающая отражения на основе образных представлений и ассоциативных связей. Возможно обращение к непрограммным сочинениям с ярко выраженной регистровой дифференциацией. В данном случае при восходящем движении пластические движения могут быть такими, как: подъем рук, подъем на носки, подъем головы и т. п. Нисходящее движение – напротив, сопровождается опусканием рук, приседанием, опусканием головы и т. п.

На занятиях ритмики учащимся даются задания, позволяющие освоить структуру музыкального произведения, познакомиться с такими понятиями, как: вступление, части произведения, фразы. Движение позволяст передавать особенности строения небольшого музыкального произведения, раздела, периода, предложения, музыкальной фразы. Среди упражнений возможно использовать такие, как: поочередное начало движения на каждую музыкальную фразу, изменение направления движения либо смена движения со сменой фразировки и др.

Освоение размера осуществляется чаще всего через ходьбу или бег под музыку, когда сильная доля приходится на каждый шаг. Вместе с тем, представляет определенную сложность освоение размера 3/4, так как на сильную долю будет приходиться шаг то левой, то правой ноги. Подобная несимметричность потребует повышенного внимания от учащихся.

Знакомство с простыми размерами также выполняется с помощью дирижирования. На занятиях ритмики необходимо учить правильному дирижерскому жесту. При этом важно обращать внимание па поиск дирижерского жеста, близкого звучащей музыке, с соответствующим объемом, амплитудой, напряжением.

Исполнение ритмического рисунка в движении является достаточно сложным заданием. Для этого необходим запас двигательных навыков. На начальных этапах следует давать музыкальные примеры с однообразными ритмическими фигурами. По мере усвоения возможно вводить моменты переключения с одного движения на другое. Исполнение шагами, бегом, прыжками, подскоками, кружением различных ритмических фигур закладывает основу для определения на слух ритмического строения музыкальных произведений.

Элемент движения, необходимый для освоения ритма и ощущения метроритмической составляющей музыки, вносят звучащие жесты. Используют четыре основных тембра – притопы, шлепки, хлопки и щелчки. Они могут применяться как все вместе, так и в различных сочетаниях. Звучащие жесты не только способствуют развитию двигательных навыков, но и могут использоваться в качестве особой формы темброворитмической работы.

Звучащие жесты – элементарные звуко-двигательные выразительные средства, широко используемые в методике музыкального воспитания по системе Карла Орфа. К ним относятся: хлопки, шлепки, притопы, щелчки пальцами и др.

Кроме того, звучащие жесты могут создать опору для движения и стимулировать его при помощи ритма. В данном случае звучащие жесты являются своего рода сопровождением движения. При этом следует добиваться проникновения в характер движения, находить тембровое и динамическое соответствие, а также развивать умение придать сопровождению ту или иную форму. Следует использовать простые последовательности движений и ритмического сопровождения, чтобы процесс оформления нс вызвал особого затруднения у обучающихся.

Упражнения и задания на совершенствование двигательных навыков способствуют развитию внимания, координации движения, воспитывают умение быстро и четко переключаться с одного движения на другое, с одного темпа па другой, умение вовремя начинать и останавливать движение. На начальном этапе с подобными задачами справляются не все дети и не всегда. Но в результате занятий появляется четкость в выполнении движений и быстрота реакции.

Основные движения (шаги, прыжки, покачивания, подскоки и т. п.) являются базовыми для различного рода танцевальных движений. Работа с танцевальными элементами способствует развитию целого комплекса музыкальных способностей: ощущение сильной доли, чувство метра, ритма, темпа, музыкальной фразы, чувство формы. Занятия танцами активизируют процесс музыкального восприятия и проявления адекватной моторно-двигательной реакции, развивают пространственное мышление. Как сценическая форма движения, танец даст возможность самовыражения и общения, позволяя решать достаточно важные педагогические задачи. Занятия танцами оказывают положительное влияние на процесс совершенствования движений – появляется легкость, грациозность, координированность, свобода и выразительность.

Благодаря танцевальным движениям дети достаточно легко осваивают базовые компоненты развития музыкального ритма. Так, покачивания, наклоны, хлопки помогают на уровне физиологических ощущений пробудить и закрепить равномерность пульсации, длительность во времени доли как счетной единицы, охватить ее наполнение. Танцы позволяют осваивать музыкальные размеры, причем не только простые -2/4, 3/4. Обращение к некоторым народным танцам помогает справиться с усвоением размеров 6/8, 5/4, 7/8 и т. п. Помимо этого, обращение к танцам способствует знакомству с основными ритмическими фигурами и их закреплению. Все разновидности темпа с ускорением и замедлением также достаточно легко усваиваются через танцевальные композиции.

Возможно усмотреть прямую связь между движением тела и фразировкой. Танец позволяет нарабатывать ощущение законченности фразы, понимать и предвосхищать логику ее развития.

Танцы, разучиваемые на занятиях, чаще всего имеют простую форму. Деятельное включение в процесс позволяет формировать у обучающихся познавание структуры целого. Все это закладывает важные основы для анализа элементов музыкального языка и осознания основных музыкальных понятий.

На сегодняшний день имеется ряд учебных пособий, в которых представлены музыкальные произведения зарубежных и отечественных композиторов, обработки народных танцев с детально проработанной партитурой движений, общим рисунком тайца [2, 19, 20, 21, 26, 27, 28, 30]. Данные пособия во многом помогают организовать учебный процесс, а разнообразие музыкального материала позволяет сделать обучение интересным, познавательным и продуктивным.

На учебных занятиях возможно обращение как к традиционным танцам, так и к спонтанному двигательному проявлению в пластических формах. Танцевальные элементы могут разучиваться в качестве двигательных упражнений, включаться в изобразительно-имитационные игры. В учебном пособии И. В. Лифиц приведены основные элементы народных, бальных танцев, а также даны основные положения методики их разучивания [30, с. 60-65]. На занятиях могут осваиваться современные или историко-бытовые танцы с фиксированными танцевальными движениями, подчиненные музыке либо драматургическому развитию в целом. Танцевальные импровизации, хореографические этюды или ритмопластические композиции нередко рождаются как «спонтанная танцевальная игра с музыкой» [24, с. 143]. Такие формы работы во многом способствуют развитию творческих способностей. Именно в них благодаря свободе выражения, как чуткому отклику на звучащее, рождаются новые движения, оригинальные композиции.

Ритмопластическая композиция – слитные по технике выполнения и непрерывные по содержанию двигательные упражнения, объединенные в комплекс. Основу ритмопластических композиции составляют простые, разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

Работа по развитию двигательных навыков на занятиях ритмикой позволяет обучающимся овладеть своим телом, добиваться выразительности, пластичности в исполнении, свободно выражать свои музыкальные ощущения. В данном процессе важно поддерживать инициативу учащихся в выборе форм движения, поощрять импровизирование движений под музыку. На первых этапах ритмического воспитания импровизация может быть общей, когда каждый обучающийся движется совершенно произвольно. Позднее возможно предлагать как-либо пластически реагировать на движения других, взаимодействовать с ними.

Элементарные движения могут стать основой для проявления естественной, спонтанной реакции на музыку. Они помогут закрепить взаимосвязь музыки и движения в ощущениях, подкрепить желание поиска индивидуального выражения. Дети очень отзывчивы, острее чувствуют внутреннюю взаимосвязь музыки и движения и с легкостью (и вместе с тем глубиной) ее выявляют.

Контрольные вопросы

  • 1. Какова взаимосвязь движений с музыкой (ее характером, темпом, динамикой, регистром)?
  • 2. Определите роль гимнастических упражнений в организации занятий ритмикой.
  • 3. Перечислите виды ходьбы, бега, подскоков. Охарактеризуйте их особенности.
  • 4. Каково значение танцевальных движений в развитии музыкального ритма?

Контрольные задания

1. Проанализируйте музыкальные произведения (2-3 на выбор) с точки зрения характера, темпа, динамических оттенков, тембра, тесситуры, строения и найдите им адекватное выражение в движениях.

2. Подберите музыкальное произведение для осуществления разбора и моделирования танцевальной композиции.

Читайте также:
Конспект занятия: Употребление простых и сложных предлогов в речи
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: