Система ранней помощи ребенку с отклонениями речевого развития

СИСТЕМА РАННЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
статья (логопедия) по теме

В статье раскрывается актуальность логопедической работы с детьми раннего возраста.

Скачать:

Вложение Размер
ran.log_._pom._aktualnost.docx 23.85 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАННЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

Шаповалова Е. В., магистрант.

Российская Е. Н., научный руководитель.

Возраст с рождения и до трех лет, который принято называть ранним, является одним из важнейших этапов в развитии ребенка: этот период является сензетивным для развития многих функций. Наиболее активно развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Именно поэтому вопросы ранней диагностики и абилитации младенцев, форм и методов работы с детьми раннего возраста приобретают особую актуальность. По данным медицинских исследований, с каждым годом уменьшается количество рождения здоровых детей: в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированную родовую энцефалопатию, которая при отсутствии своевременной коррекции приводит к развитию в будущем стойких нарушений.

Нормальное развитие отмечается у 15—20% детей. Но длительные наблюдения специалистов (Л. Ю. Александрова, Л. Н. Михайловна , А. Е. Филипповна, Н. Ю. Григоренко и др.) показывают, что и эти дети в возрасте 4—5 лет характеризуются различными речевыми нарушениями: ОНР, ФФН, стертые дизартрии — минимальные дизартрические расстройства (МДР) и другие.

Наиболее частыми являются речевые расстройства — 50,5%, расстройства эмоционально-волевой сферы — 29,2%. Все чаще встречается диагноз «ранний детский аутизм» — 12,3%; нарушения поведения и внимания — 7,7 %; повышенная утомляемость, истощаемость нервных процессов — 9,2%.

Целью данной работы станет показать, насколько важны ранняя диагностика, коррекция и профилактика речевых нарушений.

Проанализировав ряд статей, посвященных теме нашего исследования, мы обнаружили, что авторы, на основе изученного в методической литературе, выделяют основные особенности организма ребенка раннего возраста. Выяснилось, что, в этот период развития ребенка, идет наиболее интенсивное развитие процессов. По мнению педагогов – психологов (М.Д. Ковригиной, Борисенко М.Г, Камышниковой О.Е. и др.) [1;2] период раннего детства имеют ряд психофизиологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных периодов:

  • Наиболее быстрый темп развития.
  • Неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков.
  • Большая физическая и психическая ранимость детей, лабильность их состояния.
  • Взаимозависимость и единство физического и психического развития. Высокая пластичность и лёгкая обучаемость.
  • Богатый потенциал развития.
  • Скачкообразность и неравномерность процесса развития.
  • Зависимость реакций детей от характера их эмоционального состояния.
  • Потребность в получении сенсорных раздражений и в движениях.
  • Потребность в общении с взрослыми.

В последнее десятилетие проблемы ранней помощи раннего возраста все сильнее привлекают внимание специалистов в области педагогики, психологии, медицины и других смежных наук (М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, Ю.А. Разенкова, Е.С. Стребелева). Коррекционно-развивающая помощь детям от 0 до 3 лет признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в их развитии. Организации коррекционно-педагогической помощи нуждающимся детям уделяется большое внимание.

Работая в службе ранней помощи, логопеду важно помнить, что его деятельность не может сводиться лишь к исправлению звукопроизношения, а также понимать, что начало работы по формированию звукопроизношения еще до трехлетнего возраста предполагает построение работы с учетом принципа семейноориентированности [5;10] .

Изучение ребенка должно начинаться с анализа социальной ситуации его развития. При этом выделяют три области, которые нуждаются в системном подходе при организации педагогического процесса:

  • характер взаимодействия взрослого и ребенка;
  • предметно-развивающая среда;
  • организация системной и комплексной педагогической работы с ребенком в среде его сверстников.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Именно поэтому очень важно помнить, что речь взрослого в общении с малышом должна быть грамотной, логичной и последовательной. Так же стоит избегать сюсюканья и искаженных слов.

То есть, можно сделать вывод, что основным направлением ранней логопедической помощи будет являться профилактика и обучение грамотной речи.

Анализ литературы по теме исследования свидетельствуют о необходимости комплексного профилактического развивающего воздействия на соматическую, психомоторную сферы и речь детей раннего возраста. Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики параллельно с развитием речи будет способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка раннего возраста.

Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста следует строить с учетом основных положений специальной педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических методик, приемов, средств обучения; более глубокая дифференциация и индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий процесс (А.А. Семенович, 2002).

Кроме того в основу работы должны быть положены следующие принципы:

– принцип комплексности, заключающийся в медицинском и психолого-педагогическом воздействии на весь комплекс речевых и неречевых отклонений ребенка, основанном на согласованной деятельности всех специалистов (невропатолога, психолога, логопеда) и родителей;

– принцип опоры на различные анализаторы, предполагающий участие в формировании высших психических функций зрительной, слуховой, кинестетической и двигательной функциональных систем;

– принцип поэтапности, обеспечивающий преемственность и непрерывность этапов профилактической работы;

– принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), предполагающий предоставление ребенку заданий определенного уровня, выполнение которых возможно с дозированной помощью со стороны взрослого. При этом следует учитывать уровень психомоторного и речевого развития ребенка;

– принцип усложнения материала, предполагающий постепенное включение трудностей в развивающую работу;

– принцип наглядности, предполагающий использование наглядных средств на занятиях с детьми, что обеспечивает усвоение содержания задания и достижение конкретного результата;

– принцип онтогенетический, требующий учета последовательности формирования психомоторной сферы и видов деятельности ребенка (в том числе речевой деятельности) в онтогенезе;

– принцип реализации деятельностного подхода, предполагающий в раннем возрасте опору на ведущий вид деятельности – предметную деятельность, способствующую психическому развитию ребенка в целом: развитию моторики, восприятия, мышления, речи и т.д. (А.А. Венгер, Ю.С. Шевченко, 2004).

Таким образом, по результатам, теоретического анализа литературы можно определить основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.

1. Формирование моторной сферы .

2. Развитие высших психических функций .

3. Развитие импрессивной речи.

4. Развитие экспрессивной речи .

5. Работа с родителями . (Т.Н. Гирилюк, 2007).

Коррекционно – логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Начальным этапом в работе с детьми раннего возраста считается комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика ребенка и изучение социальной ситуации его развития. Однако отсутствие официального заключения о состоянии здоровья ребенка, невозможность проведения его обследования профильными специалистами не может служить поводом для отказа от осуществления комплекса педагогических мероприятий. Самое большое место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности.

  1. Актуальные проблемы развития логопедической науки //Г. В. Чиркина, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
  2. Борисенко М.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова Т.Ф., Рачковская Н.Н. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего возраста. – СПБ., 2002.
  3. Коррекция моторных предпосылок артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Диагностика и основные направления.//Е.В. Шереметьева, Челябинский государственный педагогический университет// Дефектология №4 2008
  4. Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с отклонениями развития (на базе службы ранней помощи)// Н. Ю. Григоренко; Москва, Россия// Специальное образование 2011. № 1 34-41
  5. Организация работы логопеда с детьми 1—3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта Самойлова И.М., учитель-логопед ДОУ № 33 «Дюймовочка», г. Каменск-Уральский, Свердловская обл.
  6. Основные направления совершенствования системы дошкольной логопедической помощи // Г.В. Чиркина, Е.Л. Черкасова , Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
  7. Особенности неречевого ритма у детей в норме и при заикании// Ю. О. Филатова. Московский государственный педагогический университет
  8. Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов / под ред. М.Д. Ковригиной. – М. 1977.
  9. Система дифференцированной логопедической помощи детям раннего возраста в условиях материнской депривации различной степени выраженности / /Л. Ю. Александрова, Новгородский государственный университет имени Я. Мудрого

Консультация для педагогов «Комплексная помощь детям с ОВЗ раннего возраста с нарушениями в речевом развитии»

Светлана Виноградова
Консультация для педагогов «Комплексная помощь детям с ОВЗ раннего возраста с нарушениями в речевом развитии»

Возраст ребенка от рождения до трех лет является наиболее важным в становлении его социального, познавательного, речевого и двигательного развития. Возникающие в этот возрастной период различные отклонения в развитии, которые проявляются даже в минимальной степени, могут привести к выраженным расстройствам двигательной, психической и речевой функций в последующем возрасте.

С другой стороны, ранний возраст характеризуется пластичностью и значительными возможностями в целом всего организма и нервной системы в частности. Это создает возможность снизить проявление последствий отрицательного воздействия различных патогенных факторов. Следовательно, пластичность мозга определяет большие потенциальные возможности в коррекции нарушенных или отстающих в своём развитии функций.

Ранняя медикопсихолого-педагогическая помощь позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии ребенка и тем самым смягчить или предупредить вторичные отклонения.

Одним из наиболее важных течений современной специальной педагогики и психологии, как в России, так и за рубежом является ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Раннее вмешательство – система различных мероприятий, направленных на развитие детей раннего возраста (от рождения до трех лет) с нарушениями развития или риском появления таких нарушений, и мероприятий, ориентированных на поддержку родителей таких детей.

Возраст с рождения до 3 лет является наиболее важным периодом в жизни ребенка. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить уже имеющиеся отклонения, значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь более высокого их уровня развития, а также более успешной интеграции в общество.

Что такое ранняя помощь?

Ранняя помощь – комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых детям и их семьям, направленных на раннее выявление детей, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей. При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7 – 8 лет;

Кого можно отнести к группе для оказания ранней помощи?

Группой для оказания ранней помощи являются семьи с детьми в возрасте от 0 до 3 лет, у которых имеются отставание в физическом или умственном развитии, нарушения здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития.

Основные критерии отнесения ребенка к категории нуждающихся в ранней помощи:

возраст ребенка от рождения до 3-х лет;

• наличие интеллектуальных, сенсорных, эмоциональных, двигательных, речевых недостатков развития, их сочетаний или риска их возникновения;

• наличие потребности в специальном комплексном сопровождении;

• семьи, осуществляющие воспитание и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми группы риска раннего возраста.

Какие факторы актуализируют необходимость развития вариативных форм психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям?

• низкое качество репродуктивного здоровья родителей;

• снижение уровня здоровья детей от рождения до младшего школьного возраста;

• дефицит учреждений для детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями;

• накопленный в образовательной практике опыт сопровождения детей раннего возраста;

• высокая эффективность комплексной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска.

В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей. Это связано с ростом числа новорождённых с различными патологиями. В структуре причин инвалидности отмечаются психические расстройства и расстройства поведения, врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, болезни нервной системы.

Направления работы службы ранней помощи в ДОУ

1. Диагностическое направление.

Осуществление деятельности по обследованию ребенка, выявлению его особенностей развития и потребностей в ранней помощи, а также изучение потребностей и ресурсов семьи.

2. Коррекционно-развивающее направление.

Обеспечение помощи в выборе индивидуального образовательного маршрута; разработку и реализацию коррекционно-развивающих программ в работе с детьми раннего возраста.

3. Консультативное направление.

Реализация специальных программ обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс.

4. Информационно-просветительское направление.

Обеспечение поддержки общественных инициатив, направленных на совершенствование гарантий свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями.

Услуги ранней помощи оказываемые детям и их семьям.

1. Услуги на этапе выявления ребенка, нуждающегося в ранней помощи, и включения в программу ранней помощи:

• Информирование о ребенке организаций или служб, отвечающих за предоставление ранней помощи ребенку и его семье.

2. Услуги на этапе вхождения ребенка и семьи в группу получателей ранней помощи:

• установление нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи, информирование родителей (законных представителей) о программе ранней помощи;

• обследование (оценка) развития ребенка и среды (семьи) для последующего составления индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи;

• разработка индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи;

3. Услуги на этапе реализация индивидуальной программы ранней помощии сопровождения ребенка и семьи:

• координация и сопровождение реализации индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи;

консультирование и обучение членов семьи;

• социально-психологические услуги, психологическая помощь ребенку и семье;

• формирование и развитие социально-бытовых навыков ребенка;

• формирование и развитие речи, навыков общения ребенка;

Актуальность создания системы ранней помощи

Актуальность реализации данного направления обусловлена:

• расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и неготовности детей с ОВЗ и инвалидностью к интеграции в ДОУ,

• с наличием региональных различий в положении детей с ОВЗ, инвалидностью, их семей, отсутствием вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи,

• потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточная эффективность использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей,

• значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей с ОВЗ и инвалидностью и отсутствием целостной системы их комплексного сопровождения,

• необходимостью разрыва между временем определения первичного нарушения в развития ребенка и началом целенаправленной коррекционной работы,

• необходимостью снижения временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребёнка).

В работе с детьми раннего возрастаследует учитывать следующие моменты:

• Ребенок познает мир с помощью взрослого человека, путем подражания.Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным. Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения.

• Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми.У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже – в старшем дошкольном возрасте. А пока, если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет. Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

• Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение. Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова.Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется. Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр. Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

• Содержание материала должно соответствовать детскому опыту. Материал для игр с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации.Например: игра с машинкой – дети видели машины на улице; игра «Киса, киса – брысь!» – дети видели и гладили кошку. Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления.Например: игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки – курочку и цыплят – или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть. Основные темы занятий – быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно. Содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора.

Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу. Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания. Материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).

• Необходимо контролировать длительность игры. Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать игру таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию.При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать. На занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

• Чтобы информация лучше усваивалась малышами,необходима четкая структура: каждая игра имеет начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры. Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и цыплята».Варианты начала игры: «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или «Сейчас мы поиграем в «Курочку и цыплят» и т. п.Варианты окончания игры: «Курочка с цыплятами пошли домой» (курочка и цыплята уходят). «Курочка и цыплята прощаются»«До свидания!» и т. п. А вот продолжение может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.

• Необходима смена видов деятельности. Смена видов деятельности, когда игра состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались с малоподвижными, так как смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у детей, и у взрослых.

• Гибкость. Описанные игры следует подбирать и использовать с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Необходимо чутко реагировать на отношение детей, улавливать их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета. Необходимо сочетать четкое планирование игры с гибкостью ее проведения – отдельные части игры можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего раза или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.

• Перенос знаний. Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время игр, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий – они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом. Надо побуждать, поощрять, а иногда и требовать, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится. Чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.

• Малышам необходима положительная оценка их деятельности. В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите,например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!». Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их чаще.

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: – ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

«Значение ранней диагностики, профилактики и ранней коррекционной помощи детям с нарушениями психического и речевого развития.»

Бузычкина О.В.
логопед
Департамент труда и социальной защиты населения
города Москвы
Государственное казенное учреждение города Москвы
Центр содействия семейному воспитанию «Соколёнок»

Для предупреждения тяжелых форм общего недоразвития речи в дошкольном возрасту важное значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и своевременно оказанная им медико-педагогическая помощь. К группе риска относятся дети первых двух лет жизнь, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, в связи с чем они нуждаются в специальном логопедическом, а часто и медицинском воздействии. Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.
Поскольку, как это было показано выше, тяжелые формы общего недоразвития речи обычно возникают на фоне органического поражения центральной нервной системы, то первой важной задачей врача является диагностика не только тяжелых, но и более легких форм повреждений мозга. Особое внимание обращается на детей, родившихся
от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом, перенесших асфиксию, родовую травму, длительную желтуху, а также на недоношенных, маловесных и незрелых при рождении детей. При осмотре детей группы риска уже в первые месяцы жизни. У них можно обнаружить признаки отставания психомоторного развития, общее беспокойство, нарушения сна, соматическую ослабленность. В настоящее время разработаны критерии диагностики нарушений психомоторного развития детей первого года жизни.
В целях предупреждения общего недоразвития речи необходимо. Разработать рекомендации для родителей детей, относящихся к группе риска, а также детей с различными отклонениями в физическом или психическом развитии. Матери следует знать о влиянии эмоционального общения с ребенком на становление его речи. Кроме
того, логопед и психолог должны обучить мать основным приемам работы по стимулированию психического развития ребенка.
Ранняя диагностика отклонений довербального и вербального поведения проводится в рамках комплексного обследования ребенка. Для диагностики необходимо хорошо представлять основные закономерности довербального и раннего вербального развития. Выделяют следующие стадии развития ребенка от рождения до 18 месяцев.
I стадия, длящаяся от рождения до 8 недель (2 месяца) — характеризуется рефлекторным криком и рефлекторными звуками. Звуки сопровождают в основном соматические реакции ребенка. В крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Иногда звуки крика как бы очень приближенно напоминают согласные г, к, н, но, так как эти звуки носят рефлекторный характер, они не рассматриваются как предшественники фонем.
Оценка крика ребенка имеет важное диагностическое значение. У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. У детей с органическим поражением центральной нервной системы, у которых в дальнейшем выявляются расстройства речи, крик может быть пронзительным или очень тихим, в виде отдельных всхлипываний или вскрикиваний, которые ребенок обычно производит на вдохе, или может отсутствовать вообще.
II стадия характеризуется качественным изменением крика, появлением гуления и смеха. Ее продолжительность от 8 до 20 недель начинается развитие интонационной характеристики крика: крик видоизменяется в зависимости от состояния ребенка. Ребенок по-разному сигнализирует матери о болевом ощущении, чувстве голода, дискомфорте в связи с мокрыми пеленками и т.д. У детей с органическим поражением центральной нервной системы крик обычно остается однообразным, без интонационной выразительности. Начиная с 12 недель у большинства здоровых детей частота крика снижается, исчезают примитивные звуки кряхтения и т. п., появляется начальное гуление («гуканье»). Звуки гуления возникают на улыбку и разговор взрослого с ребенком, т. е. на этой стадии осуществляется переход от рефлекторных звуков к коммуникативным. Подтверждением этому является то, что ребенок активнее гулит в присутствии взрослых. К неделям появляется «социальная» улыбка, которая пока еще недифференцирована и адресована всем лицам, общающимся с ребенком. В гулении преобладают гласные звуки, но к концу II стадии появляются и редуцированные согласные. Звуки гуления произносятся на выдохе, т. е. гуление представляет собой своеобразную тренировку речевого дыхания. Гуление обычно выступает в качестве составляющего элемента комплекса оживления.
В период гуления интенсивно развивается интонационная система языка, звуки, в него входящие, начинают постепенно приближаться к стандартным фонемам. На этой же стадии появляется и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, к 16 неделям смех становится продолжительным.
Симптомами риска речевых нарушений у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы на этой стадии являются отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления; однообразные, редкие и тихие звуки гуления, сопровождаемые хаотическими движениями в конечностях; отсутствие смеха; преобладание назализованных звуков крика. Основным приемом коррекционной работы, направленной на предупреждение нарушений речевого развития на первых двух стадиях, является нормализация процесса кормления. Несмотря на трудности кормления грудью некоторых детей с органическим поражением мозга, рекомендуется не отрывать их от груди, а помогать им в захватывании соска и тем самым тренировать у них функцию сосания. В этих условиях создаются необходимые артикуляционные предпосылки для произнесения звуков. Наряду с нормализацией кормления следует развивать у ребенка потребность в общении со взрослыми, формировать зрительную фиксацию и способность следить за движущимся предметом, слуховое внимание и умение локализовать звук в пространстве.
Особая роль отводится занятиям по активизации голосовых реакций, которые следует проводить через минут после пробуждения. Перед занятиями необходимо создать у ребенка эмоционально-положительный настрой. При проведении занятий большое значение имеет разговор с ребенком. Например, можно несколько раз эмоционально, с изменением громкости и высоты голоса, повторить имя ребенка или короткие рифмованные строки.
III стадия характеризуется появлением лепета. Ее длительность от до 30 недель На этой стадии отмечается постепенное исчезновение цепочек гласных звуков и возвращение к произношению однослоговых сегментов, в которых постепенно удлиняются звуки, похожие на гласные или согласные. Согласные звуки начинают все больше продуцироваться в передних отделах полости рта. Ротовая полость к этому времени увеличивается в объеме, что создает благоприятные условия для более разнообразных движений языка. К концу этой стадии ребенку доступны разнообразные Звуковые комплексы с длительным произнесением отдельных их сегментов, в которых постепенно появляются еще нечетко артикулируемые слоги с окончаниями на гласных звуках.
К месяцам здоровый ребенок начинает произносить сочетания губных и язычных согласных с гласными (бааа, мааа, тааа, лааа]. К этому возрасту появляется первый слог ба или лад, это Начало лепета, представляющего собой повторное произнесение Необходимо подчеркнуть, что все мероприятия по предупреждению отставания речевого развития носят комплексный характер и обязательно включают в себя общую стимуляцию психомоторного развития, а при необходимости — и специальное лечение.
Ранняя диагностика нарушений речевого развития — основа эффективности лечебно-педагогических профилактических мероприятий. При оценке доречевого развития с выявлением симптомов риска на каждом этапе важное значение имеет определение степени отставания в овладении речью.

Список литературы

  1. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.- М., 2003.
  2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.- СПб., 2000.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. — М.: Просвещение, 1973.
  4. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формировании детской личности. Принцип развитии в психологии. -М., 1978.
  5. Козлова Е.В. Стимуляция и коррекция психомоторного развития детей первого-второго года жизни. — М., 2003.
  6. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений. /Дефектология. — 1994.

Система ранней помощи ребенку с отклонениями речевого развития и его семье

Цель этой работы — обратить внимание педагогов, медработников и родителей на необходимость ранней диагностики нарушений речи и личностно-ориентированного подхода при коррекции и профилактике этих нарушений, и на тесную взаимосвязь в работе родителей и специалистов.

Система ранней помощи ребенку можно изобразить в виде круга специалистов: женской консультации, детской поликлиники, детских садов и конечно же родителей. Причем родители должны стоять на одном уровне со специалистами. А это можно добиться только через просветительскую деятельность о развитии ребенка в норме и возможные патологии.

Взаимодействие специалистов и родителей:

1. Просветительский блок
2. Практический блок

Просветительский блок

  • Выступление на родительских собраниях всех возрастных групп с ознакомлением родителей с нормами речевого развития и логопедической литературой
  • Проведение родительских собраний с родителями детей, нуждающихся в логопедической помощи
  • Создание памяток для родителей с играми, упражнениями
  • Оформление стендов с общими рекомендациями

Практический блок

  • Демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях и занятиях (индивидуальных и групповых)
  • Открытые занятия и мероприятия для родителей, с участием родителей
  • Проведение тематических семинаров-пратикумов, гостиных и т.д.

Цель этой работы — обратить внимание педагогов, медработников и родителей на необходимость ранней диагностики нарушений речи и личностно-ориентированного подхода при коррекции и профилактике этих нарушений, и на тесную взаимосвязь в работе родителей и специалистов.

Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или степени тяжести.

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;

б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.

Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса — определения этих понятий смотрите ниже) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

Об особенностях психо-речевого развития всегда можно судить, сравнив достижения малыша с показателями развития детей этого возраста. Важно понять, на сколько эпикризных сроков отстает малыш в развитии. Эпикризный срок у детей до года — каждый месяц, от года до 3 лет — каждый квартал.

Нормальное развитие и группа внимания (отставание на один эпикризный срок) — развитие в пределах физиологической нормы. Развитие с отставанием на два эпикризных срока — состояние, пограничное с патологией, нижняя граница физиологической нормы — группа риска, так как ребенок рискует ухудшить свое развитие. Отставание на три эпикризных срока — состояние, пограничное с патологией; и патология, когда отстование на четыре — пять эпикризных сроков. Отставание на пять и более эпикризных сроков всегда коррелирует с патологией центральной нервной системы. Эти дети отнесены к диспансерной группе, которая сигнализирует о вероятности сочетанного неблагополучия. Эти дети должны быть взяты на диспансерный учет даже в том случае, если, кроме глубокого отставания в развитии, врачам пока не удалось выявить каких-либо отклонений в состоянии здоровья детей. Чрезмерное опережение выделено в группу внимания, поскольку оно может быть прогнозом психического заболевания.

Специалисты (которых слишком мало!) в области раннего выявления и ранней медико – психолого – педагогической помощи детям с выявленными отклонениями в развитии указывают на то, что в этом возрасте «диагностическая работа логопедов, коррекционных педагогов и специальных психологов … требует чрезвычайной профессиональной корректности и внимания, чтобы избежать, с одной стороны, гипердиагностики, и, с другой стороны, не пропустить, вовремя выявить и скорректировать ранние признаки» особенностей развития.

Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития непросто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с детским неврологом. Ведь существует много различных причин, которые влияют на нарушение речевого развития. А следовательно способы коррекции и лечения в разных случаях существенно отличаются.

Такие дети (группы риска) должны наблюдаться в детской поликлинике у невропатолога, для родителей должны проведены консультативные беседы по пролечиванию ребенка.

Детская речь, особенно речь детишек первых трех лет жизни из-за несовершенства артикуляционных способностей, имеет много особенностей: малыши искажают и пропускают некоторые звуки, какие-то звуки не произносят вообще. Нередко только мама может понять детское бормотание, когда малыш, захлебываясь, очень быстро, проглатывая слоги, делится с ней своими впечатлениями о чем-то для него очень важном или же, наоборот, растягивает слова так, что утрачивается смысл произносимого. Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста, что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам.

Что необходимо в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?

Понаблюдать за ребенком и обратить внимание на его поведение. Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми?

Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?

Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды.

Выясняется, нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком.

Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.

Изучение медицинских карт, которые, по договоренности, родители приносят на встречу, индивидуальная беседа с мамой позволяют собрать подробный анамнез, что способствует уточнению диагноза, дает возможность отдифференцировать функциональные причины речевых нарушений речи от органических и с учетом компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности сориентировать родителей на оказание посильной, а главное — своевременной помощи нуждающимся детям.

Потребуется достаточно детальная диагностика для выявления причин патологии развития речи.

Детям с задержкой речевого развития (ЗРР) показана оценка слуха (обследование у сурдолога)

Для оценки развития используют соответствующие возрасту тесты: денверский тест психомоторного развития, шкалу раннего речевого развития (Early Language Milestone Scale), шкалу Бейли для оценки развития грудных детей (Bayley Scales of Infant Development).

Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга.

Так, с помощью нейросонографии и электроэнцефалографии можно выявить степень зрелости мозга, диффузные нарушения его биоэлектрической активности, измерить внутричерепное давление.

Транскраниальное доплеровское обследование (допплерография головного мозга) позволяет определить скорость и объем кровотока в сосудах шеи, головного мозга, а также оценить степень влияния родовых повреждений позвоночника, костей черепа, головного и спинного мозга на состояние нервной системы ребенка, его психическое развитие.

Спондиллографическое исследование шейного отдела позвоночника (спондиллография) позволяет выявить нарушения в шейном отделе, являющиеся следствием родовой травмы или травмы, полученной в раннем возрасте и являющейся причиной нарушений мозгового кровотока.

Электромиография помогает определить снижение или повышение мышечного тонуса.

Практически 100 % детей с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение.

Занятия надо начинать как можно раньше.

Необходимо подчеркнуть, что речь идет о детях с сохранными двигательными функциями и нормальным физическим слухом, у которых отмечается задержка темпов речевого развития.

Если ребенок, имеющий сохранный физический слух, к З годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.

К сожалению, в соответствии со сложившейся у нас традицией, родители и педагоги не используют возможности организации ранней помощи детям с речевыми проблемами и ждут, пока ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное можно наверстать позже, но сделать это несколько сложнее.

Как правило, отсутствие речи или ее недоразвитие сказываются в школьном возрасте, когда недостатки речевого развития не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.

Необходимо отметить, что еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования зачатков речи и избежать вторичных наслоений.

Чем раньше обратить внимание на уровень развития речи ребенка, чем раньше оказать ему помощь, тем эффективнее она будет. И в этом в первую очередь должны заинтересованы родители.

Методы коррекционной работы

Немного о методах коррекционной работы.

– В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.

– Необходимо активно используются пальчиковые игры.

Рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.

Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки.

– Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.

– Использовать подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.

Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.

– Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.

Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Как правило, малышу 3 лет достаточно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы в полном объёме проделывать дома заданное специалистом.

Дети со значительной задержкой речевого развития должны посещать не общее дошкольное заведение, а специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад.

Ранняя диагностика и коррекция речевого развития

Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии речи детей от рождения до 3-х лет.

Проблема ранней помощи детям в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля рождения здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась до 35%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% — имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы (минимальная мозговая дисфункция, перинатальная энцефалопатия, синдромы двигательных нарушений, гипервозбудимость и др.). В дальнейшем, у детей с показателями дизонтогенеза, наблюдаются отставания в психофизическом и речевом развитии. Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на развитие речи. Диагноз ПЭП к концу первого года жизни снимается, т.к. выраженных нарушений не выявляется. В последствие, нормальное развитие отмечается у 15-20 % детей. Но наши длительные наблюдения показывают, что и эти дети в возрасте 4-5 лет имеют различные речевые нарушения: ОНР, ФФН, стертые дизартрии и другие. Симптомы этих нарушений были с рождения, т.к. причины нарушений относятся к внутриутробному или младенческому периоду.

Задержка в речевом развитии определяется с первых недель и месяцев жизни. У новорожденных в этом возрасте может отмечаться целый ряд патологических изменений:
— двигательная сфера (нарушения зрительно-моторной координации, общего мышечного тонуса и манипуляторной деятельности),
— строение и функционирование артикуляционного аппарата (неправильная форма твёрдого нёба, недоразвитие нижней челюсти, массивный язык, укороченная подъязычная связка, нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры и мышц языка, губ),
— состояние голоса (монотонный, истощаемый, лишённый интонационной выразительности),
— состояние дыхания (неглубокое, аритмичное),
— эмоциональная сфера (затруднение в установлении эмоционального контакта, позднее появление положительных эмоций, отсутствие интереса к окружающему и потребностей в общении с взрослыми людьми).

Современные научные исследования доказывают, что определяющими для развития ребенка являются первые два-три года жизни. Раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых лет или даже месяцев жизни ребенка, позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в его развитии, скоррегировать уже имеющиеся нарушения, значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь более высокого их уровня развития, а также более успешной интеграции в общество. В связи с этим создаются и внедряются в практику новые педагогические технологии раннего выявления и коррекции отклонений в сенсомоторном, речевом развитии детей. Проводится консультирование родителей по вопросам раннего развития, разработана комплексная система диагностики для выявления отклонений и раннего начала систематической коррекционной работы.

В нашем центре, проводится целенаправленная подготовка специалистов для комплексной коррекционной работы с детьми раннего возраста, создана программа « Здоровый малыш»

Программа «Здоровый малыш», создана для детей от рождения до трех лет, с отставанием и риском в отставании, где отводится большая роль семейному воспитанию. Разработаны методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей в младенческом и раннем возрасте, которые адресованы родителям с целью активизации участия их в процессе воспитания ребенка.

Особенность психолого-логопедической работы заключается в том, что программа направлена на выявление отклонений в раннем развитии ребенка, точность диагностики, своевременную, качественную коррекцию, с учетом компенсаторных возможностей малыша, позволяющие родителям надеяться на благоприятный прогноз и свести к минимуму рецидивы.

Система занятий включает в себя следующие основные направления коррекционной работы:
• Развитие эмоциональных реакций;
• Развитие зрительного и слухового восприятия;
• Развитие движений руки и действий с предметами;
• Формирование подготовительных этапов развития понимания речи;
• Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;
• Развитие подготовительных этапов формирования активной речи.

Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и возможностей. При этом предполагается постепенное усложнение приёмов, направленных на развитие речи и формирование всех психических функций ребёнка. Интересные мотивационные приемы, использование эмоционального, музыкального, четкого речевого оформления и логически обусловленная смена детской деятельности составляют новизну подхода к проведению занятий с малышами, имеющими системные нарушения.

Программа «Здоровый малыш» содержит несколько блоков, соответствующих возрастным потребностям ребёнка от 8 мес. до 3л. Программа включает 10 занятий с психологом и 10 занятий с логопедом-дефектологом.

Записаться на программу занятий можно по т.939-26-56 с 10 до 21ч.

К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей

Проблема ранней диагностики и коррекции развития детей с нарушениями речи в современной логопедии представлена недостаточно. Большое распространение получили традиционные представления о том, что логопедическое воздействие целесообразно применять в случаях выраженного отставания речевого развития от возрастных нормативов. Исключение составляют лишь категории детей с врожденными дефектами артикуляционного аппарата, с детским церебральным параличом и другими рано диагностируемыми отклонениями психомоторного развития. Для этой группы нарушений имеются соответствующие методические рекомендации.

Недостаточно разработаны вопросы выявления и диагностики отклонений в развитии речевой деятельности у детей с сохранными предпосылками интеллектуального развития и нормальным слухом, большая часть которых квалифицируется как группа риска по речевой патологии в возрасте 4-5 лет. Развитие и функционирование логопедических учреждений также ориентировано на этот возраст.

В настоящее время наметилась тенденция к более раннему и углубленному обследованию психомоторного и коммуникативного развития ребенка, позволяющему своевременно выявить и скорректировать ранние признаки речевого недоразвития.

В последние годы осуществляется экспериментальная работа по изучению особенностей раннего речевого развития детей и разработке методических рекомендаций по нормализации и коррекции речи в я/садах г. Москвы № 815 и 1901.

Установлены наиболее значимые показатели лингвистического развития детей, позволяющие рано определить отставание или нарушение анатомо- физиологических предпосылок речевой деятельности. К ним относятся:

  • понимание речи в сенсомоторном периоде развития и характер последовательных стадий овладения импрессивной речью;
  • долингвистическая вокальная продукция (возраст и этапы вокализации, репертуар согласных звуков, организация лепетных звуков по типу итерации, структура слогов, просодия);
  • первые комбинации жеста и слова; речевые акты утверждения и просьбы (отдельными словами; двусловные высказывания); появление коммуникативных намерений;
  • начало активной речи (объем словаря и особенности детских номинаций; ранний синтаксис; аккомпанирующая речь; мотивированность речи действием или ситуацией);
  • овладение фонемным строем речи (последовательное образование дифференциации фонем по акустическим и артикуляционным признакам; характер фонетических трансформаций).

Эти характеристики сопоставляются с данными клинико-психологического обследования и особенностями микросоциальных и педагогических условий формирования речи ребенка в каждом отдельном случае.

Решить однозначно вопрос, является ли отсутствие нормативных для данного возраста языковых единиц показателем речевой патологии в форме общего недоразвития речи или темповым отставанием, в младшем дошкольном возрасте достаточно трудно. Необходимо динамическое наблюдение за характером и темпом развития различных компонентов речевой деятельности не только в процессе неоднократного обследования, но и акцентуация логопеда на положительных изменениях под влиянием коррекционной работы, которое возможно осуществить в условиях ясли/сада.

Обоснование коррекционной работы с данной категорией детей предполагает тщательно собранный анамнез с углубленным анализом периода доречевого развития (“непосредственного зачатка речи”); многоаспектное логопедическое обследования; неврологическое и нейропсихологические обследование: оценку возрастной нормативности выявленных симптомокомплексов (Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова); наблюдения логопеда и воспитателя за процессом коммуникации детей со взрослыми и между собой; постоянную фиксацию положительных сдвигов в общении.

Методическая схема психолого-педагогического наблюдения за ребенком в процессе его обучения и воспитания разработана в ИКП РАО в соответствии с принципами нейропсихологического метода анализа нарушений психических функций с учетом входящих в состав психической деятельности ребенка основных психофизиологических факторов: регуляции психической активности; зрительно- пространственного; слухо-речевого; речедвигательного с артикуляционным и динамическим (кинетическим) компонентами.

Данные психолого-педагогического наблюдения сопоставлялись с результатами целенаправленного нейропсихологического обследования ВПФ – различных видов праксиса, слухомоторной координации, зрительного гнозиса, слухоречевой и зрительной памяти и др. по схеме, адаптированной в соответствии с возрастом детей (Алле А.Г.).

Результаты исследования детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии, проведенного в ходе экспериментальной работы в детских садах NN 1901, 815 г. Москвы свидетельствуют об адекватности применения предлагаемого подхода к постановке речевого диагноза.

На основе обобщения полученных данных разработаны основные направления раннего коррекционного воздействия и проект программы по коррекции речевого недоразвития младших дошкольников.

Определены содержание и методы развития импрессивной стороны речи, фонетического строя русской речи, словарного запаса, элементарных форм долингвистической и монологической речи. Особое внимание обращено на формирование коммуникативной функции с использованием накопленного словарного материала. По основным разделам программы подготовлены конспекты логопедических занятий (А.В. Сенчило).

Полученные данные могут быть использованы для рекомендации по структурной перестройке системы раннего выявления и коррекции детей с отставанием в развитии речевой и коммуникативной способности различной этиопатогенетической обусловленности.

Мы полагаем, что в настоящее время целесообразно выделить особую область превентивного логопедического воздействия и профессиональную активность логопеда направить на более ранний возраст. Необходимо также более широко распространить опыт коррекционной работы с детьми раннего возраста путем создания ясельных диагностических групп с соответствующим методическим обеспечением.

Розмовляйка

Записаться на прием

  • На главную
  • Статьи
  • Реабилитация
  • Реабилитация детей
  • Реабилитация детей с нарушениями развития речи

Реабилитация детей с нарушениями развития речи

Речевые нарушения у детей могут быть весьма разнообразны и требуют диагностики и специальной коррекции в раннем возрасте. Реабилитация детей с нарушениями развития речи проводится в специальных заведениях с привлечением специалистов в разных направлениях: педагогов, врачей, реабилитологов, логопедов, психологов, социальных работников.

Реабилитацией детей с нарушениями развития речи называется комплекс мероприятий, направленных на помощь в адаптации людей с хроническими заболеваниями и физическими дефектами (речевыми, психическими, соматическими и др.) к требованиям обучения, общественной и профессиональной жизни.

Согласно современному определению Всемирной Организации Здравоохранения, «реабилитация – это координированное применение медицинских, социальных, педагогических и профессиональных мероприятий в целях подготовки (переподготовки) индивидуума на оптимум трудоспособности».

Реабилитация детей подразумевает восстановление поврежденных или недоразвитых функций организма. В данном случае – речевых функциональных систем.

Мероприятия, в ходе реабилитации, проводятся для восстановления состояний дефекта. Дефектом принято называть ограничение функций, обусловленное поражением, и нарушения социального функционирования, как следствие этого ограничения.

Дефекты делятся на три уровня:

  • поражение (или недоразвитие),
  • функциональное ограничение,
  • нарушение социального функционирования.

В случае нарушения функциональной системы речи, поражение проявляется в разных формах речевой патологии (дефекты произношения, недоразвитие или задержка речи, алалии, заикание и т.д.).

Какое-либо, связанное с поражением, ограничение способностей или деятельности ребенка или их отсутствие, называется функциональным ограничением.

Если дефект ребенка оказывает негативное влияние на его поведение по отношению к нормальному, согласно его полу, социально-культурной принадлежности и возрастной категории, то – это называется нарушением социального функционирования.

Целью реабилитации является улучшение качества жизни ребенка с речевыми и психическими ограничениями, вследствие болезни либо врожденных дефектов. И помощь в адаптации ребенка к окружающему его миру. Для этого нужно прибегнуть к помощи мероприятий психологического, медицинского, педагогического, логопедического характера.

Существуют следующие реабилитационные направления:

  • развитие функциональных систем, которыми обладает ребенок;
  • развитие способностей и функций, которыми можно заменить утраченные;
  • компенсация функциональных ограничений при помощи реабилитационных мероприятий.

Все мероприятия, используемые в процессе реабилитации, направленны на ликвидацию ограничений в функциональной системе, хотя и имеют разносторонний и разнопрофильный характер.

Задачи разнопрофильных реабилитационных мероприятий

Медицинская реабилитация представляет собой раннюю диагностику и раннюю терапию.

Логопедическая реабилитация – это своевременная ранняя диагностика дефектов речи и их ранняя коррекция, а также обучение родителей, которым предстоит помогать ребенку преодолевать его речевые ограничений.

Психологическая реабилитация подразумевает реабилитацию личности ребенка, а именно, консультирование состояния функций психики и психологическая поддержка семьи.

Педагогическая реабилитация – это специальное обучение призванное развить и скорректировать психические и речевые отклонения, и привить навыки социализации ребенка.

Этапы реабилитации

На этапе профилактики выявляется группы риска и проводятся консультации родителей по наблюдению за ребенком.

Этап диагностики подразумевает раннюю диагностику и раннюю терапию.

В процессе реабилитационного этапа, создается и выполняется индивидуальная интеграционная программа реабилитации (ранняя и продолженная).

Этап диагностирования ребенка состоит из:

  • первичного осмотра врачом, который проводится для того, чтобы специалист установил состояние речи, психики и нервной системы;
  • логопедической диагностики, в процессе которой, определяется структура и уровень развития речи;
  • психологической диагностики, которая призвана выявить отклонения в развитии психики;
  • педагогической диагностики, чтобы определить уровень знаний, навыков и умений;
  • постановки окончательного диагноза, согласно суммированию полученных данных, и направления на реабилитацию.

На этапе реабилитации ребенка проводятся следующие мероприятия:

  1. учитывая программы реабилитации всех специалистов, составляется индивидуальная реабилитационная программа для ребенка;
  2. реабилитационная программа и режим проведения оной согласовывается с родителями ребенка;
  3. далее, проводятся коррекционные занятия с специалистами;
  4. затем следуют домашние задания, – специалисты проводят обучение и контроль работы родителей с речью ребенка;
  5. по результатам вышеперечисленных мероприятий, проводятся обсуждения всеми специалистами результатов реабилитации и составление дальнейшего прогноза;
  6. напоследок, совместно вырабатывается список советов родителям для их самостоятельной работы с ребенком в домашних условиях, направленной на развития речи и психики ребенка.
Читайте также:
Обучение технике чтения учащихся, имеющих особенности в развитии
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: