Система работы учителя-логопеда, направленная на коррекцию недостатков в развитии обучающихся с нарушениями в развитии

Программа коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопедическом пункте
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Программа коррекционной работы учителя-логопеда направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающимся с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа обеспечивает логопедическое сопровождение младших школьников с первичным недоразвитием компонетов устной речи, обучающихся на школьном логопедическом пункте. В приложениях к программе представлено тематическое планирование, составленное в соответствии с нормативными актами Министерства просвещения РФ.

Скачать:

Вложение Размер
programma_korr._raboty.docx 56.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».

В настоящее время значительно увеличилось количество учащихся, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации детей являются специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия и дизорфография). Диагностическое обследование контингента младших школьников показывает, что трудности в усвоении программы по русскому языку и чтению у детей обусловлены в значительной мере первичным недоразвитием устной речи, несформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, нарушением оптико-пространственной и моторной (окуломоторной) организации деятельности письма и чтения, отставанием в развитии психических процессов (памяти, восприятия, мышления).

Вместе с тем, в определенной коррекционной работе нуждаются и «сильные» дети. Изолированные фонетические нарушения, заикание, к примеру, могут вызывать чувство неловкости при общении с учителем и одноклассниками, и, тем самым, значительно снижать познавательную активность учащегося.

1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Программа коррекционной работы направлена на реализацию следующих общих целей :

Диагностика трудностей обучения, межличностного взаимодействия, отдельных индивидуальных психо-физиологических особенностей младших школьников (мышление, речь, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в данном учебном заведении.

Формирование речевой, языковой и коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста, создание условий для преодоления нарушений чтения и письма и оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям, испытывающим трудности в обучении.

Задачи программы коррекционной работы.

  • Развитие восприятия метрического анализа и синтеза;
  • Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
  • Формирование способности к анализу и принятию автономного решения;
  • Формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;
  • Формирование оптико-конструктивной деятельности.
  • Развитие зрительно-предметного и пространственного восприятия;
  • Развитие зрительной памяти;
  • Развитие произвольного внимания, концентрации, переключаемости;
  • Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;
  • Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;
  • Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;
  • Развитие избирательности слухоречевой памяти;
  • Развитие и формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • Формирование и совершенствование связной речи (работа над составлением повествовательного и описательного рассказов).

1.3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОСНОО. Она учитывает особенности и структуру речевого дефекта и отражает современные подходы к исправлению нарушений устной и письменной речи. В программе нашли отражение работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корнева, И.В.Прищеповой.

1.4 ПРИНЦИПЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями базируется на принципе ранней диагностики, принципе деятельностного подхода к обучению (согласно концепции Л.С. Выготского о ведущей деятельности), а также строится с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей детей.

Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми является принцип единства диагностики и коррекции. (У. В. Ульенкова). Наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у школьников основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

  • Принцип учета современных научно-теоретических представлений о психофизиологической структуре процесса письма, об операциях данного процесса (по А.Р. Лурии).
  • Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности нарушений чтения и письма.
  • Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
  • Взаимосвязи развития письменной речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
  • Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).
  • Принцип дифференцированного подхода.
  • Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
  • Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций. Кроме того, в коррекционной работе по преодолению нарушений письменной речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и другие.

1.5 МЕТОДЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.

  • специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический);
  • дидактические:

– словесные методы с опорой на наглядность;

– словесные методы без опоры на наглядность;

– практические методы, которые должны носить игровой характер.

Основные направления коррекционной деятельности

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения

— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

1.6. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Данная программа коррекционной работы рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 до 11 лет.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮИ ПИСЬМУ

Трудности обучения письму и чтению с нарушениями устной речи проявляются в стойких типичных специфических ошибках:

– заменах букв, обозначающих сходные в произношении и/или восприятии звуки, а также заменах букв по внешнему сходству (по механизму движения руки);

– пропусках или добавлениях гласных и согласных букв, слогов;

– персеверациях и контаминациях букв и слогов;

– неправильной постановке ударения в слове;

– аграмматизмах при письме и симультанном чтении;

– затруднениях при определении грамматических признаков различных частей речи,

– трудностях при установлении синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении главного и зависимого слова;

– неумении обобщить информацию, содержащуюся в разных частях

– неумении привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение;

– неумении на основании прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст.

– нарушениях понимания написанного и прочитанного.

2.2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Программа реализуется при групповой и индивидуальной формах работы. Программа включает в себя курс занятий, которые проводятся один, два или три раза в неделю. Коррекционный курс состоит из нескольких блоков.

Диагностический блок . Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. В течение учебного года проводится три диагностики: первичная диагностика (по результатам обследования планируется дальнейшая коррекционная работа), промежуточная диагностика (проводится по окончании первой половины курса коррекции) и итоговая диагностика (по итогам обследования состояния письменной и устной речи даются рекомендации школьнику и родителям, решается вопрос о целесообразности дальнейшей коррекционной работы).

Подготовительный блок. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками, органами артикуляции, звукообразованием.

Коррекционный блок включает в себя несколько разделов. Учитель-логопед вправе менять очередность подачи коррекционного материала, исключать или добавлять (по необходимости) темы логопедических занятий и количество часов для повторения и закрепления учебного материала.

I раздел . Восполнение пробелов в развитии фонетико-фонематической стороны речи.

Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова. Совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слого-ритмической структуры слова.

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

  • Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
  • Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
  • Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.

II раздел . Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматической стороны речи.

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

III раздел . Восполнение пробелов в развитии связной речи.

Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств для построения высказывания. Развитие связной диалогической и монологической речи.

В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности, уровень речевого развития каждого ребенка. Время освоения содержания каждого блока программы сугубо индивидуально. Тематическое планирование и количество часов может варьироваться в зависимости от возраста детей, структуры дефекта и степени его выраженности. Для установления количества коррекционных часов на одного ребенка, из таблицы «Тематическое планирование логопедических занятий» выбираются темы занятий, необходимых для коррекции тех или иных нарушений в каждом конкретном случае.

2.3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения , обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий специалистов в области психологии, логопедии, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.

2.4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

  1. Кабинет, оборудованный ученическими столами, стульями, доской.
  2. Логопедическое зеркало с дополнительным освещением.
  3. Методические пособия (муляжи, игровые пособия, раздаточный материал, карточки пр.)
  4. Демонстрационный наглядный материал (фото, видео, наглядные пособия, реальные образцы) в соответствии с изучаемой темой.

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

К концу коррекционно-логопедического обучения дети должны знать :

-термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, звук, слог, слово, буква, предложение и т.д.;

-все буквы и звуки родного языка;

-отличительные признаки гласных и согласных звуков;

-гласные и согласные звуки;

– твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

-пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости – мягкости, по звонкости – глухости;

К концу обучения дети должны уметь :

– узнавать и различать гласные и согласные звуки;

-обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

-использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

-различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

-производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

-записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

-подбирать слова на заданный звук;

-сравнивать слова со сходными звуками;

-строить звуковые схемы слогов и слов;

-составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

-восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

-самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании. Для этого при первичном и заключительном обследовании детям предлагается написать под диктовку незнакомые аналогичные по сложности тексты. Состояние навыка письма осуществляется по критериям: количество и качество ошибок, осознанность письма.

Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма учащегося, замеченное учителем-логопедом, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких свойств личности, как: способности к самостоятельной организации своей деятельности; способности осуществлять контроль за собственным письмом; умения использовать полученные навыки в новых условиях.

IV. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

При оценке эффективности коррекционной работы учитываются требования Федерального государственного образовательного стандарта НОО, примерных учебных программ по литературному чтению и русскому языку, ООПНОО лицея.

Результаты первичной, промежуточной и итоговой диагностики фиксируются в речевой карте установленного образца.

Тематическое планирование групповых логопедических занятий для учащихся 1 классов «Предупреждение нарушений чтения и письма»

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений

Автор: Тураева Оксана Александровна

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений в условиях

МБОУ «Центр диагностики и консультирования»

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих речевую патологию. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Формирование правильного звукопроизношения – это сложный процесс. Поэтому комплексное , целенаправленное воздействие всех специалистов Центра способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов.

Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушенных звуков у детей проводится с сентября по май (в зависимости от сложности речевых дефектов). Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми с речевыми нарушениями, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно- педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Поэтому в нашем Центре для детей с речевой патологией работаютневролог, логопед, психолог, психиатр. Эта работа носит согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги и врачи строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных медицинских и педагогических областей, каждый педагог и врач осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка.

Комплексный подход по коррекции нарушения звукопроизношения обозначен двумя аспектами:

1. Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы , которая направлена на нормализацию всех сторон речи, артикуляционной моторики и оздоровление организма в целом.

2. Совместная работа невролога, учителя-логопеда, педагога- психолога, врача – психиатра и родителей.

В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста используются разнообразные системы работы. И практически каждая система использует дидактический принцип от простого к сложному.

Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:

1. Медицинское воздействие (работа невролога и психиатра) (медикаментозное укрепление нервной системы) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы.

2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей, воспитателей.

3. Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков).

4. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения.

Таким образом , взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей с речевыми патологиями.

Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 05.02.2017 2017-02-05

Статья просмотрена: 2336 раз

Библиографическое описание:

Таштандинова, Ю. П. Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО / Ю. П. Таштандинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 535-538. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39217/ (дата обращения: 18.01.2022).

Статья содержит материал, позволяющий педагогам организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС. Автором выделяются основные условия, требования и принципы, необходимые для повышения качества коррекционной работы. Актуальность выбранной темы заключается в необходимости поиска новых путей и эффективных методов организации деятельности учителя-логопеда в условиях введения ФГОС.

Цель: Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушениями речи посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

В статье рассматривается организация коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающее всестороннее развитие и коррекцию воспитанников с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Ключевые слова: коррекционная работа, ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование детей, коррекция обучающихся с ОВЗ

Keywords: remedial work, disabilities, inclusive education of children, correction of students with disabilities

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто жить, готовясь, в детстве не живет.

Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам.

Дошкольное детство проходит быстро и педагогам совместно с родителями необходимо сделать это время более счастливым и ярким.

Стандарт дошкольного образования — это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития ребенка, а не его обучения. Дошкольное образование является первым уровнем образования. Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. В нем прописаны условия и программы развития, которые учитывают разнообразие дошкольников.

Стандарт ДО даёт возможность всем детям проявить свою индивидуальность. Каждый ребенок может развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом. Поэтому, стандарт определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда.

Готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений — это характеристики деятельности успешного учителя-логопеда.

Владение этими важными качествами невозможно без знания нормативной базы. Учителю-логопеду необходимо изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения.

Введены такие понятия, как: дети с ОВЗ — это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым ПМПК и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование — равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность педагогов, родителей, детей.

Важно отметить, что речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Необходимо подчеркнуть следующий факт: в данной образовательной области появился шестой пункт, говорящий о формировании звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Появились целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Поменялась целевая установка мониторинга. Его результаты могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образовательного процесса (создание индивидуального маршрута ребенка);
  2. повышение эффективности коррекционной работы с детьми.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

Во ФГОС написано, что «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» (п. 21). Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

Учитель-логопед строит свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п. 13). Содержание работы учителя-логопеда направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития.

Учителю-логопеду необходимо работать во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками.

Главная цель работы учителя — логопеда — развитие речи детей дошкольного возраста. Работа учителя-логопеда включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:

– создания развивающей образовательной среды;

– учитель-логопед должен обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО; работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;

– непрерывность профессионального роста учителя-логопеда;

– формирование взаимодействия учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;

– осознание того, что игровая деятельность — ведущая в дошкольном возрасте;

– единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;

– разработка преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

В своей профессиональной деятельности учителю — логопеду необходимо использовать иную систему взаимодействия составляющих основных общеобразовательных программ.

Этот способ основан на интеграции образовательных областей.

Таким образом, работа учителя-логопеда видоизменилась, как по форме, так и по содержанию. Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором главное развитие личности воспитанника. С введением ФГОС свою практическую работу с детьми организую, используя деятельностный и проблемно-поисковыйподход.

Организую образовательную деятельность посредством создания разнообразных образовательных ситуаций, побуждающих детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Стараюсь не давать информацию в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети самостоятельно “открывали” новое знание, смело высказывали свои мнения или предположения. В ходе образовательной деятельности создаю ситуации выбора (практического и морального). Предоставление детям права практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для проявления ребенком активности, личного самовыражения и самостоятельности.

Такой подход обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности, воспитание активной личности.

Для создания проблемных ситуаций использую противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. В организованной образовательной деятельности создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.

Работая в этом направлении, разработала систему занятий по лексическим темам, содержащих проблемные ситуации. Оформила и систематизировала картотеку речевых игр, включающих проблемные вопросы или сюжеты. Вот примеры некоторых игр, которые я использую в работе: Игра «Угадай кто я», «Хорошо-плохо», «Кто кем был, и кто кем станет?», «Закрытый стакан», «Диалог Зимы и Весны», «Диалог Белого и Бурого Медведей», Сценки «Сапожник», «У врача», Упражнения «Без чего не бывает зимы», игра «Что было бы, если бы …?» и т. д. Ситуативные игры-истории с элементами театрализации «Котик и Ежик». Активно использую разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, изографы, предметные и условно-графические модели.

В созданных реально-практических ситуациях дети приобретают опыт познания мира и учатся проявлять чувства заботливого, участливого отношения друг к другу, к другим людям, бережного отношения к природе, любви и уважения к Родине.

Образовательные ситуации «запускают» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, близкой детям, в разрешении которой они принимают непосредственное участие, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

Для проявления ребенком активности, личного самовыражения, творческих способностей организую работу «Творческой мастерской» с 2014 года — реализую педагогические проекты («Когда я вырасту я буду…», «Здравствуй сказка», «Мастерская Деда Мороза», «Игрушки для развития речи своими руками», «Пальчиковый театр»), а также развлечения, конкурсы, выставки. Начинаем работу обычно с задания вокруг слова, рисунка или предмета, воспоминаний детей. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. Результатом работы в творческой мастерской является создание продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми — оформляем альбомы, книжки-малышки, дидактические игры, коллекции, разыгрываем игры-драматизации, сценки, игры-диалоги, просматриваем познавательные фильмы о жизни животных, оформляем книжный уголок.

Система воспитательной работы дает положительные результаты: приобретённые навыки дети используют в повседневной жизни — при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности, другими людьми. У воспитанников проявляются такие качества как инициативность, общительность, отзывчивость, дружелюбие, умение вести диалог. Очевидно, чтобы процесс введения новых образовательных стандартов проходил максимально успешно, учитель-логопед должен систематически повышать свой профессиональный уровень.

Оптимизация коррекционной работы учителя-логопеда в соответствии с ФГОС до

Вера Федоровна Жесткова
Оптимизация коррекционной работы учителя-логопеда в соответствии с ФГОС до

С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, регламентирующих организацию образовательного процесса, актуален новый подход в организации коррекционно – образовательного процесса для детей с ОВЗ, разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы всех участников коррекционно – образовательного процесса. Являясь структурным компонентом образовательной программы, коррекционная работа по преодолению речевых нарушений, направлена не только на коррекцию имеющихся речевых нарушений, но и на формирование целевых ориентиров, общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности.

Одним из основных способов оптимизации комплексного взаимодействия является комплексное планирование и конкретизация задач образования, воспитания и развития личности ребенка. Смысл комплексного подхода заключается, прежде всего, в том, что воспитательно-образовательные и коррекционные действия педагога направлены, во-первых, на формирование личности ребенка в целом, во-вторых, на интеграцию его в целостную систему коррекционного воздействия с целью формирования и развития коммуникативных возможностей детей с ОНР.

Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта, формирование целевых ориентиров и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Тактическая задача коррекционно-педагогической работы в ДОУ с учетом ФГОС к основной образовательной программе – обеспечение эмоционального благополучия ребенка с ОВЗ в дошкольном общеобразовательном учреждении посредством интеграции содержания общего дошкольного образования и коррекционной деятельности, организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физической культуре, родители воспитанников) на каждом этапе возрастного развития ребенка с ОВЗ. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, построением модели непосредственной образовательной деятельности с учетом акцента на интеграцию в другие виды детской деятельности, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, родителя, музыкального руководителя, психолога, инструктора по физкультуре, воспитателя и родителей. В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность не должна сводиться к обучению и выработке определенных умений и навыков. Необходимо учитывать интересы ребенка, его желание и возможности. Профессионализм педагога позволяет найти такие формы и методы, которые позволяют самому ребенку искать пути решения предложенной проблемы. Это формирует у ребенка чувство уверенности в себе, позволяет развивать умение ориентироваться в жизненных ситуациях. Организация коррекционной работыдолжна быть направлена:

• на обеспечение коррекции недостатков различных категорий детей с ОНР;

• на формирование целевых ориентиров и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования;

• на осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;

• на введение ребенка с ОНР в образовательную среду ДОУ;

• на установление преемственных устойчивых связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР.

• включение родителей в коррекционно- образовательный процесс

В современных условиях, а так же в соответствии с ФГОС ДО, необходим новый подход к организации непосредственно – образовательной и коррекционной деятельности. Вокруг ребенка с общим недоразвитием речи совместными действиями различных специалистов необходимо создать единое коррекционное пространство. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по физ. воспитанию оказалась возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса. Другим необходимым условием успешного взаимодействия всех участников образовательного процесса является отход от стереотипной подачи материала. Создание развивающих ситуаций должно стать нормой и приоритетной формой организации коррекционно – образовательной деятельности. Развивающие ситуации способствуют развитию ребёнка, где ему предоставляются материалы для анализа, исследования, понимания причин, использования правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. У каждого ребёнка проявляются возможности обсуждать, действовать, отображать и дополнять. Ситуация может наполняться разным содержанием и продолжаться на протяжении дня, недели и даже месяца. Исходная ситуация может быть похожа на знакомство с каким-то объектом, а может создаваться на основе каких-то событий, праздника, рассматривания иллюстраций и чтения книги. В каждой ситуации интегрируются разные задачи в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей и виды деятельности с включением самостоятельной деятельности детей. Социальные ситуации могут возникать спонтанно, а взрослые (педагог и родитель) подхватывают её и насыщают развивающим содержанием в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей. Участники коррекционнообразовательного процесса могут взять инициативу в свои руки и заранее спланировать развивающую ситуацию: продумать вопросы, подготовить заранее предметно-развивающую среду, которая обеспечивает наиболее успешную реализацию учебно-воспитательных целей дошкольного образования согласно возрасту и индивидуальным условиям.

Структура ситуации может иметь форму дидактической игры,которая включает следующие компоненты:

1. Введение в игровую ситуацию. Детям предлагается ситуация, мотивирующая их к дидактической игре.

2. Актуализация и возникновение трудностей в игровой ситуации. Актуализируется опыт, педагог организует предметную деятельность детей.

3. «Открытие» ребёнком (детьми) новых способов действий. Педагог использует проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог, организует построение нового знания, которое фиксируется детьми в речи и знаках.

4. Включение нового материала. Педагог предлагает игры, в которых новый материал используется совместно с освоенным ранее. (Для развития мотивации детей к учебной деятельности в подготовительной к школе группе можно поиграть «в школу».)

5. Осмысление содержания игровой ситуации.Педагог совместно с детьми фиксируют новый материал и задает вопросы такого типа: «Чем вы сегодня занимались? Что узнали нового?»

Продолжительность каждой части зависит от того, на какой ступеньки обучения находятся дети (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).

В соответствии с требованиями ФГОС ДО роль родителей в коррекционно – образовательном процессе значительно возросла. Привлечение родителей к участию в проектировании коррекционно – образовательной деятельности, к совместной выработке стратегических и тактических планов по коррекции выявленных речевых нарушений – один из эффективных способов совместной работы педагогов с родителями. Важно изменить родительскую воспитательную позицию таким образом, чтобы родители понимали ценность воспитания в детях качеств, способствующих гармонизации отношений со старшим поколением семьи; пробуждать интерес детей к знаниям и жизненному опыту бабушек и дедушек, формируя доброе и уважительное отношение к старшему поколению; вовлечь бабушек и дедушек в воспитательный процесс не только в семье, но и в детском саду путём участия их в различных мероприятиях, специально посвящённых формированию уважения к старшему поколению, проводимых на базе дошкольной образовательной организации. Педагог изучает интересы и склонности детей, даёт советы, поощряет общение друг с другом, создаёт условия для саморазвития. И в то же время сам педагог включается в социальную ситуацию, стремясь обогатить её содержанием.

Необходимо отметить роль предметно – развивающей среды в коррекционно – образовательной работе учителя – логопеда, а так же всех участников коррекционно – образовательного процесса. Предметно – развивающая среда должна максимально обеспечивать реализацию образовательного потенциала пространства кабинета, группы, спортивного и музыкального залов, реализацию коррекционно – образовательной программы для детей с ОВЗ. В соответствие с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. (приказ МО РФ от 17.10.2013 г. № 1155 пункт 3.3.4.) Одна из таких форм – создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствиис Программой должны обеспечивать:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствовала возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.

В рамках реализации программы в соответствии с ФГОС важен личностный результат, т. е на сколько он инициативен, самостоятелен, уверен в себе, физически развит и любознателен. Кроме всего важна социализация ребёнка с ОВЗ в современном мире, поэтому ему необходимо помочь овладеть самостоятельной, связной, грамматически правильной устной речью и коммуникативными навыками.

Обязательным условием освоения стандарта является создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, в которых каждый ребенок сможет удовлетворить свою потребность в развитии и использование специальных методов обучения, специальных пособий и дидактических материалов, использование инновационных средств коррекционного обучения. И, конечно же, среди них хочется отметить информационно-компьютерные технологии, которые являются для ребёнка яркой, привлекательной, динамической и звуковой картинкой. Благодаря использованию данных технологий в работес детьми с нарушением речи достигаются высокие результаты: у детей повышается мотивация к логопедическим занятиям; формируется активная позиция субъекта обучения.

Способность решать нестандартные ситуации реализуя Стандарт, принимать ответственные решения, создавать те самые условия – может только знающий педагог. Поэтому учитель – логопед должен постоянно совершенствовать, повышать свой профессиональный уровень, постоянно пересматривая свои подходы к работе и тем самым шагать в ногу со временем.

Введение ФГОС ДО открывает перед нами новые, неизведанные методические компоненты реализации программы дошкольного учреждения, которые не загоняют нас в строгие рамки при устранении речевого дефекта, а предлагают поиск рациональных решений, что делает этот процесс более творческим и интересным.

Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда. Сегодня совершенно определенно можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования.

Опыт работы логопеда «Применение компьютерной программы и Су-Джок терапии в коррекционной работе логопеда» «Опыт в работе логопеда. «Применение компьютерной программы и Су-Джок терапии в коррекционной работе логопеда» Подготовила учитель – логопед.

Канистерапия как одна из современных форм работы учителя-логопеда. Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение №34 г. Мурманска Учитель-логопед Гриценко Светлана Эдуардовна Учитель-логопед Суходольская.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: “Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Отчет по самообразованию «Оптимизация работы педагогических кадров дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС до» Отчет о работе по самообразованию воспитателя МКДОУ детский сад №2 старшая группа Скляренко З. В. Тема: «Оптимизация работы педагогических.

Отчёт о коррекционной работе учителя-логопеда Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Отчёт о коррекционной.

Реализация основных требований ФГОС в коррекционной работе ДОУ Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда Одной из современных и приоритетных задач дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,.

Реализация основных требований ФГОС в коррекционной работе музыкального руководителя и логопеда ДОУ Одной из современных и приоритетных задач дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,.

Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми в коррекционной группе «Животные наших лесов» Тема:Животные наших лесов. Цель: способствовать расширению, активизации и обобщению словаря детей (названиями диких животных наших лесов.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС ДО. Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного.

Описание системы работы учителя-логопеда

Описание системы работы

Малаховой Галины Алексеевны, учителя-логопеда Тамбовского областного государственного автономного общеобразовательного учреждения «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (высшая категория, 41 год педагогического стажа, в должности учителя-логопеда – 21 год)

Наш педагогический коллектив работает над методической темой «Реализация компетентностного подхода в условиях современной образовательной среды». Являясь автором и исполнителем программы развития школы-интерната, свою работу в должности учителя-логопеда осуществляю в соответствии с должностной инструкцией, Уставом школы-интерната, Программой развития ОУ, стремлюсь развивать свои общепедагогические и профессионально-специализированные компетенции, уделяя особое внимание инструментальной и интегральной компетенциям.

Исходя из этого, я выбрала свою методическую тему «Коррекционно-логопедическая компетентность родителей – часть комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению речевых нарушений школьников с ОВЗ». Необходимость работы в данном направлении вызвана заботой об индивидуальном речевом развитии каждого ребенка с ОВЗ с целью создания единого пространства коррекции и развития.

Имея большой опыт работы с обучающимися, имеющими интеллектуальную недостаточность разной степени, выработала свою методическую систему, направленную на максимальную коррекцию нарушений в развитии и социализацию детей данной категории. Свою профессиональную деятельность реализую в проектировании и развитии индивидуальности ребенка на основе комплексной диагностики, создании и апробации личностно ориентированных коррекционно-развивающих программ, укреплении здоровья, социальной абилитации. Многолетний опыт работы сложился в индивидуальную систему.

Компоненты индивидуальной

методической системы

Характеристика индивидуально-авторской методической системы

1. Модель обучения

Занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-сказка, ролевые игры

Формы организации учебной работы детей-логопатов

Индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия

Педагогические технологии и их элементы

Технологии системно-деятельностного обучения, технология дифференцированного и индивидуального обучения, коррекционно-развивающие технологии, элементы проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии проектного обучения, здоровьесберегающие

Объяснительно-иллюстративный, программированный, репродуктивный,проблемно-поисковый, проектный

Информационные (вербальные, наглядные, практические)

Методические (рабочие программы, планы)

Технические (зонды, компьютер и др.)

Упражнения, имитация, прием сравнения, дидактические игры

2. Методы мотивации и

стимулирования детей-логопатов

Чередование видов учебной деятельности, разноуровневые задания, новизна, актуальность содержания, эффект занятий, создание ситуации успеха, поощрение, эмоции, разрядка, выразительность речи. Организация само-, взаимопроверки и самоконтроля

3.Индивидуальный стиль коррекционно-педагогической деятельности

Свою работу строю на основе нормативно-правовой базы:

– Программа логопедических занятий в начальных классах школ для детей с последствиями полиомелита и церебральными параличами», разработанная М.В. Ипполитовой и Е.М. Мастюковой (Министерство просвещения СССР, НИИ дефектологии АПН, М., 1979)

– Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида (письмо МО РФ от 20.06.2002г. №29/2194-6).

Для коррекции речевых нарушений, коррекции нарушений чтения и письма использую в качестве рекомендаций методический материал:

Работа логопедом в условиях ФГОС

Федеральный государственный стандарт образования содержит требования не только к учебному процессу, но и к специалистам, которые его осуществляют. В этой статье мы расскажем вам про работу логопеда в условиях реализации ФГОС.

Требования к компетенции логопеда по ФГОС

Вопрос образования логопеда ФГОС не освещает, а профстандарт для этой специальности еще не принят. Так что пока требования нужно искать в ЕКС. В этом документе сказано, что логопед должен иметь высшее дефектологическое образование. Но в большинстве случаев директора школ и заведующие детских садов рассматривают логопедов как педагогических работников и применяют к ним соответствующий профстандарт. Так что при наличии любого среднего профессионального или высшего образования можно пройти профпереподготовку по логопедическому профилю и устроиться в ДОУ или школу. Подробнее об этом мы писали здесь.

Но все же ФГОС предъявляет к компетенции логопедов определенные требования. Они связаны с целевыми ориентирами, то есть с примерными результатами дошкольного и начального школьного образования. Чтобы сформировать их у детей, специалист должен:

  • организовывать мероприятия по укреплению здоровья и физическому развитию обучающихся;
  • организовывать образовательную деятельность по реализации основной общеобразовательной программы ДО или НОО;
  • изучать нормативные документы, касающиеся образовательной деятельности;
  • владеть информационно-коммуникационными технологиями и использовать их в процессе воспитания и образования детей;
  • анализировать свою работу и при необходимости вносить в нее коррективы;
  • непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию.

Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО

Согласно ФГОС ДО, развитие речи – важнейший компонент дошкольного образования. Поэтому и работе логопеда в ДОО отводится особое место. Помогая дошкольникам освоить универсальные учебные действия в сфере общения, специалист формирует у них способности к познанию окружающего мира и самоконтролю, диалогу со сверстниками и взрослыми, отстаиванию своего мнения. А все это облегчает решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, образовательный процесс в целом.

По ФГОС, работа учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях направлена на коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на индивидуально-ориентированную педагогическую помощь воспитанникам с учетом особенностей их психологического и физического развития. Она включает следующие компоненты:

  • профилактику речевых дефектов;
  • мониторинг детей, диагностику проблем с речью;
  • коррекцию речевых нарушений;
  • формирование всех компонентов детской речи;
  • развитие невербальных психических функций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • формирование нравственных установок.

Логопедический мониторинг детей в ДОО проводится для проектирования и изменения индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи, повышения эффективности коррекционной работы.

ФГОС рассматривает работу логопедию с точки зрения деятельностного подхода. В соответствии с этим специалист должен:

  • придавать результатам образования социально и личностно значимый характер;
  • обеспечивать условия для прочного усвоения знаний;
  • стремиться повышать мотивацию и интерес детей к учебе;
  • обеспечивать условия для личностного и общекультурного развития детей в процессе обучения универсальным учебным действиям.

Учитель-логопед в системе дошкольного образования тесно взаимодействует с педагогами и воспитателями, дефектологами, медицинскими работниками.

Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС НОО

Логопедическая работа в начальной школе направлена, в первую очередь, на помощь детям, у которых есть трудности в освоении навыков письма, чтения. Своевременная и эффективная коррекционная работа предупреждает или сводит к минимуму сложности в учебе и жизни в целом, ведь, не владея устной и письменной речью, невозможно освоить ни один предмет школьной программы, успешно социализироваться.

Согласно ФГОС НОО, работа логопеда в школе должна включать профилактические мероприятия для детей из группы риска с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических особенностей. Специалист участвует в разработке и реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ, создании специальных условий для их воспитания и обучения, составлении коррекционной части основной образовательной программы.

В условиях реализации ФГОС логопед должен организовывать свою работу с учетом самоменеджмента. Это значит, что специалист сам управляет своей профессионально-педагогической деятельностью, процессом личностного, профессионального развития и совершенствования, в том числе выбирает логопедические методы, позволяющие оптимизировать рабочее время.

Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

Особенно важную роль логопед играет в детских садах и школах, где реализуется модель инклюзивного образования. Специалист вместе с коллегами ведет психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта работа направлена на достижение целого ряда целей:

  • преодоление речевых проблем;
  • устранение или минимизацию трудностей, связанных с усвоением академического компонента образовательной программы;
  • социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Логопед в инклюзивном образовании активно взаимодействует с коллегами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, тьютором, социальным педагогом и др.

Где логопеду научиться работать по требованиям ФГОС?

В АНО «НИИДПО» вы можете пройти дистанционные* курсы для логопедов, которые подробно рассматривают вопросы профилактики, диагностики, коррекции речи в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Коррекционные технологии в работе учителя – логопеда

Для решения следующих педагогических задач: – своевременное выявление обучающихся и воспитанников с речевыми нарушениями, изучение уровня их речевого развития, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них; – предупреждение и устранение нарушений устной и письменной речи методами, средствами профилактической и коррекционно-педагогической работы, соответствующими потребностям и возможностям ребенка; – организация методической деятельности, направленной на оптимизацию логопедической работы в рамках образовательного процесса; – содействие распространению и внедрению в практику достижений в области отечественной и зарубежной логопедии; – консультирование родителей (лиц, их заменяющих), имеющих детей с нарушениями речевого развития, и педагогов в целях обеспечения необходимого уровня их осведомленности о задачах и специфике логопедической работы; в профессиональной деятельности учителя-логопеда используются следующие технологии.

Технологии дифференцированного обучения.В группу педагогических технологий на основе эффективности управления и организации учебного процесса входит дифференцированное обучение. Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, т. к. именно он предполагает ранее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Основная цель использования уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает возможность каждому ученику получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Коррекционные группы учащихся формируются с учетом общего речевого нарушения. Для каждой группы разрабатывается отдельный план коррекционно-развивающей работы на год. Групповые занятия сочетаются с индивидуальными, направленными на коррекцию дефектов звукопроизношения. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным, увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Технологии логопедического обследования. Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Задачи обследования: – выявление объема речевых навыков; – сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;

– определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности; – анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, лексического запаса и грамматического строя; – определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи. Обследование проводится в несколько этапов: а) изучение анамнестических данных ребенка (дает объективный материал для выявления причин нарушений, определение педагогической стратегии); б) изучение речевого и психического уровня развития ребенка; в) анализ полученных результатов. Виды диагностики, применяемые в работе: – входная диагностика – проводится в начале учебного года с целью выявления исходных параметров развития детей; – промежуточная диагностика – используется в середине учебного года для отслеживания динамики развития наиболее сложных дефектов обучающихся; -итоговая диагностика – проводиться в конце учебного года с целью определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей. Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет провести качественную функциональную диагностику и выявить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, а с другой стороны, комплексная диагностика помогает разработать стратегию эффективной, направленной коррекции, определить специальные коррекционные методы обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. При обследовании учащихся используются следующие методики: Р. И. Лалаевой, О.Е. Грибовой, С. Е. Большаковой, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.

Технологии коррекции звукопроизношения.Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. В ходе индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения решаются следующие задачи:

ü уточнение произношения звуков;

ü постановка и закрепление отсутствующих звуков;

ü развитие фонематического восприятия;

ü преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;

ü закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.

Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь. При коррекции недостатков звукопроизношения используются методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой.

Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.Развитие дыхания один из первых и очень важных видов коррекционной работы. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания у учащихся используются методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой.Применение данной технологии позволяет детям с заиканием усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интоннационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

Технологии развития лексико-грамматической стороны речи. Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет овладение учащимися правильной речью. Работа по развитию и обогащению словарного запаса проводится на каждом занятии, индивидуальном или групповом. В работе используются методики Л. Г. Парамоновой, Л. Г. Кобзаревой, Н. С. Костючек.

Технологии развития связной речи.Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей учащихся. Формированию связной речи отводится одно из центральных мест в коррекционной работе, т.к. владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Работа по развитию связной речи проводится методом устного опережения, т. к. необходимо учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Такая работа готовит детей к свободному учебному высказыванию в классе. Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения, задания с устной и письменной формами помогают в формировании у них практических речевых умений и навыков, развивают внимание, память и мышление. Используются методики Р. И. Лалаевой, Н. Г. Андреевой.

Технологии коррекции нарушений письма.Нарушение письменной речи у детей являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Логопедическая работа по коррекции письма, которую я провожу, имеет дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структурудефекта, психологические особенности ребенка. Данная технология способствует:

  • формированию слоговой структуры слова;
  • развитию языкового анализа и синтеза;
  • развитию фонематического восприятия;
  • развитию фонематического и слогового анализа и синтеза;
  • обогащению и систематизации словарного запаса;
  • формированию и закреплению правил словоизменения и словообразования;
  • устранению аграмматизмов в устной и письменной речи.

Результатом работы по коррекции письменной речи можно считать повышение качества письма и, как следствие, – улучшение успеваемости по основным предметам и психоэмоционального состояния учащихся. В работе используются методики А. В. Ястребовой, З. Е. Агранович, Л. Г. Парамоновой, Р. И. Лалаевой, Л. В. Венедиктовой, Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, Т, П. Бессоновой.

Информационные технологии. Применение современных ИТ на занятиях по коррекции речи способствует развитию самоконтроля у детей, повышает мотивацию учащихся к учебной деятельности, значительно сокращает время формирования произносительных навыков.

Для более успешной социализации, формирования социально-активной личности и психологической коррекции я применяю игровые технологии, которые стимулируют детей к учебной деятельности, расширяют кругозор, развивают познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы.

Здоровьесберегающие технологии.Контингент групп составляют дети с различными психофизиологическими особенностями и для них просто необходимо применение здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые направлены на сохранение и стимулирование здоровья учащихся.Цельздоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Основной показатель, отличающий здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс – диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья.

Освоение образовательных технологий и методов педагогической деятельности способствует повышению эффективности и качества логопедической помощи обучащимся с ОВЗ. Использование всех вышеперечисленных технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы.

Читайте также:
Педагогическое обследование слуха у детей
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: