Система формирования навыков и умений по развитию высших психических функций у дошкольников с ОНР

Система формирования навыков и умений по развитию высших психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Аннотация:

«Система формирования навыков и умений по развитию высших психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Логика, в виде простейших ее форм и приемах имеет высокое место в дошкольной системе образования. Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.

Методические разработки представляют собой систематизированный лексический и иллюстративный материал, который предназначен для работы с детьми, как логопеда, так воспитателей и родителей.

Данный материал используется: учителем-логопедом и воспитателями для формирования основных логических приемов; родителями — при выполнении домашних заданий по лексическим темам годового плана.

Цель и задачи методических разработок.

Овладение детьми основными приемами логического мышления является целью наших методических разработок.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 1. Учить: оперировать абстрактными понятиями; логически рассуждать; строго следовать законам неумолимой логики; безукоризненно выстраивать причинные связи; сравнивать; обобщать и классифицировать; соотносить предметы и явления по смыслу.

2. Развивать: познавательный интерес; творческое воображение; слуховое и зрительное внимание; умение рассуждать и доказывать; выдвигать гипотезы и делать простые логические умозаключения; активизировать работу тонких дифференцированных движений пальцев рук.

3. Воспитывать: коммуникативные навыки; стремление к преодолению трудностей; уверенность в себе; самостоятельность; усидчивость; находчивость и сообразительность.

Трудоемкость работы заключалась – в подборке и разработке игр, игровых упражнений, практических заданий, в составлении конспектов занятий с учетом всех лексических тем годового плана. А также в подборке картинного материала, как в цветном, так и в черно — белом исполнении.

«Система формирования навыков и умений по развитию высших психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Организация обучения и воспитания детей с ОНР предусматривает как коррекционную работу по преодолению речевых нарушений, так и работу по развитию высших психических функций.

В свое время Л.С. Выготский отметил то, что «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли».
Разработанный нами комплексный систематизированный лексический материал призван способствовать овладению детьми основными логическими операциями, развивающими умственные способности детей.

Овладение детьми основными приемами логического мышления является целью наших методических разработок. Психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическое руководство этим процессом является высокоэффективным.

Развитие мышления маленького ребенка начинается с процесса членения воспринимаемого им предмета — это одна из самых ранних форм синтеза.

Синтез – предусматривает собой мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их верного и последовательного расположения в предмете.

Это игры с разрезными картинками, кубиками, пазлами: «Соедини все части фигуры», «Составь картинку», «Сложи по образцу» и др.
Анализ — логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части.

Анализ проводится для того, чтобы выделить признаки, присущие данному предмету или группе предметов. Например, «Назови части предмета» (посуды, мебели, транспорта и т.д.), «Найди выделенный фрагмент», «Найди каждой картинке соответствующую половинку».

Сравнение — относительно простой логический прием, но требующий концентрации внимания. Он предусматривает установление сходства или различия предметов по признакам.

Игры: «Сравни картинки и найди отличия», «Сравни два предмета и покажи сходства», «Найди общее и покажи» и т.п.

Систематизация — приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. Для овладения приемом систематизации ребенок должен, прежде всего, уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения.

Игры: «Заполни пустые клеточки», «Закончи начатое» (чередуя предметы или фигуры), «Что сначала, что потом?», «Размести в пустых клеточках предметы так, чтобы не было одинаковых» и др.

Классификация — более сложная логическая операция, заключающаяся в группировке предметов, имеющих общие признаки. Этот навык очень полезен для развития памяти и внимания.

Игры: «Разложи верно», «Найди каждому нужный домик».

Обобщение – это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.

Игры: «Назови, одним словом», «Выдели общие понятия каждой группы».

Отрицание – это логическая операция, которая производится с помощью «не». Логическая связка «не» — очень важная для развития логического мышления и речи.

Задание: «Покажи шар Наташи. Он не круглый и не овальный, не голубой и не красный».

Ограничение — предусматривает вычленение предметов из множества разнообразных объектов по характерному общему признаку, качеству, свойству, например, «Покажи вначале насекомых, затем диких животных, а потом птиц», «Назови только то, что сделано из бумаги», «Четвертый лишний» и др.

Смысловые соотнесения – предполагают объединение предметов в пары при наличии общего признака, например, «У собаки шерсть, а у рыбы…», «Для чая нужен сахар, а для супа…» и др.

Умозаключения — логический прием, раскрывающий причинные связи между явлениями окружающей действительности. Игра «Договори фразу», «Закончи предложение», «Подумай и скажи». Задание: «Все птицы, имеют перья, петух – птица, значит…», «Какую из двух груш съедят раньше, а какую позже?» и др.

Работа по развитию логического мышления дает возможность формировать познавательные способности детей, творческое начало, развивать основные компоненты речевой деятельности: словарный запас, грамматические категории, фонематические процессы, связную речь, сенсомоторные навыки, умение слушать и говорить, способствует привитию навыков культуры речевого общения, развивает интерес к языку.

Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает
психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка.

Позитивная динамика в ходе совместной работы с родителями может быть достигнута в том случае, если родители осознают свою роль в коррекционной работе и создадут необходимые условия для выполнения и закрепления домашних заданий.

Логические приемы как средство формирования логического мышления дошкольников применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. Сейчас, ценность такого вида знания возрастает.

Свидетельство тому — растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и рассчитанный на учебно-игровую форму работы материал. На поиск его педагоги обычно затрачивают значительные усилия. Это и послужило стимулом к подбору и разработке игр, игровых упражнений, практических заданий в составлении конспектов занятий с учетом всех лексических тем годового плана. Подобранный материал поможет не только развивать логическое мышление, но и одновременно формировать основные компоненты речевой системы.

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Перелетные птицы’

Обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством для старших дошкольников выступает игра.

Известно, что все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными. Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. Исходя из этого разработки, по развитию логического мышления, предусматривают использование разнообразных игровых упражнений и дидактических игр.

Дидактическая игра способствует воспитанию умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к образовательной деятельности. Она побуждает детей к преодолению возникнувших трудностей. В ней развиваются способности и умения детей.

Она помогает сделать коррекционный процесс интересным и увлекательным, вызывая у ребенка глубокое удовлетворение и облегчая процесс усвоения знаний.

Наряду с этим разработали интересные и разнообразные практические задания по всем лексическим темам.

Организуя, самостоятельную работу детей с практическим материалом ставим перед собой задачи на закрепление и уточнение знаний, способов действий, которые осуществляются путем выполнения задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации.

Предлагаемы практические задания, направлены на умение рассуждать, сравнивать, анализировать, делать правильные выводы, логические умозаключения, совершенствовать сенсомоторные навыки.

Например, в практическом задании по теме «Грибы» предлагаются игровые упражнения:

– «Раскрась лишнее», где ребенку нужно вычленить предмет из множества объектов по характерному признаку и закрасить его.

– «Зачеркни ни ягоды и не листья, не цветы и не деревья», где ребенок выполняет логическую операцию – отрицание и др.

Учёт психологических особенностей детей, использование разнообразных словесных, дидактических игр, заданий и упражнений позволяет достичь эффективности в коррекционной работе по развитию, как логического мышления, так и основных компонентов речевой деятельности.

Четко поставленная цель помогает наметить конкретные задачи, дающие возможность целенаправленно построить всю работу по данной проблеме.

Планирование позволяет рационально распределить разработанный материал в течение года, своевременно закреплять знания по лексическим темам, избежать перегрузки.

При планировании учитывали взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивающую единство, систематичность и последовательность в работе.

Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками — один из основных залогов успешного обучения детей.

Известно, что наглядность активизирует детей и служит опорой произвольной памяти. В своих разработках большое внимание уделили иллюстративному и картинному материалу, который способствует привлечению внимания детей, увеличивает объём словаря, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

Разработанные пособия и развивающие игры по данной теме представлены иллюстратив­ными заданиями творческого характера, направленные на то, чтобы:

  • вооружить детей ключевыми компетенциями необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач;
  • воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей;
  • целенаправленно развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общее, отличать главное от второстепенного;
  • строить простейшие гипотезы и проверять их;
  • развивать способности к обобщению и умение эффективно применять полученные знания;
  • находить и выделять причинные связи между явлениями окружающей действительности;
  • развивать умение решать логические задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию, рассуждение и умозаключение;
  • развивать уметь описывать характерные свойства предмета, находить и объяснять сходство и различие предметов, обосновывая свой ответ;
  • развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность;
  • развивать наглядно — образную, словесно-логическую и эмоциональную память;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • формировать сенсомоторные навыки;
  • стимулировать познавательную активность детей.

Вывод: развитие логического мышления, умение систематизировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, делать простые умозаключения развивают как интеллектуальные способности ребенка, так и личностные качества и играют огромную роль для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

Диагностика развития логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи

Опираясь на пособие Соколовой Ю.А., был изготовлен диагностический инструментарий, охватывающий все аспекты логических приемов. Каждый прием представлен разнообразными заданиями, раскрывающими суть данного логического приема.

Например, во время диагностики логического приема — сравнение, детям предлагаются такие задания:

1. «Сравни предметы между собой (шкаф и холодильник, яблоко и мяч, птица и самолет)».

2.«На какие геометрически фигуры похожи эти предметы? (будильник, парусник, жук, книга, картина, юла)».

3. «Какая из этих теней – тень слоника, который нарисован в рамке?»

4. «Найди и назови отличия на двух картинках».

Диагностика проводится с целью:

  • определения уровня речевого развития ребенка;
  • проверки успешности усвоения программного материала;
  • вычленения возникшей проблемы;
  • выявления причины ее возникновения;
  • нахождения оптимальных путей решения проблемы;
  • определения резервных возможностей ребенка, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
  • определения активности родителей в коррекционной работе.

Диагностика проводится при помощи входных и выходных тестов, контрольно-учебных занятий в начале и в конце учебного года.

  • дети научились выстраивать причинные связи;
  • овладели приемами смысловых соотнесений и ограничений;
  • практически без ошибок научились сравнивать, обобщать и классифицировать предметы и явления;
  • сформировалось умение делать правильные умозаключения и рассуждения;
  • в значительной степени возросло слуховое и зрительное внимание;
  • сформировались условия для улучшения зрительного и слухового внимания;
  • повысилась мотивация к процессу обучения.

Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности логопеда ДОУ

Юлия Сиденко
Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности логопеда ДОУ

В процессе речевого развития дошкольников формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность, основная функция которой – создать способность к речевому общению.

Читайте также:
Презентация: Звук и буква, Гласные и согласные

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются в его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших психических функций, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако, в дальнейшем неизбежно отставание в усвоении школьной программы. Именно поэтому в работе с детьми с ОНР логопеду важно постоянно использовать серии специальных игр и упражнений для развития всех психических процессов. Они являются основой при формировании функционального базиса навыков чтения и письма, что при обучении в школе снижает риск неуспеваемости детей с речевыми нарушениями по основным предметам.

Таким образом, речь как одна из важнейших психических функций тесно связана с другими психическими функциями (восприятие, внимание, память, мышление) и на логопедических занятиях нужно проводить работу по развитию всех психических функций, не вырывая функцию речи из общей системы. Должен соблюдаться принцип взаимосвязи формирования речевых процессов с другими развивающимися психическими процессами (этот принцип в своих психологических работах выдвинула Р. Е. Левина).

Цель: коррекция психических процессов на логопедических занятиях.

1. Развивать элементы логического мышления на основе наглядно-образного.

2. Формировать способность к выполнению основных мыслительных операций.

3. Развивать логическую и образную память.

4. Развивать произвольность внимания.

5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, воображение.

6. Воспитывать навыки самооценки и саморегуляции.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова и другие авторы отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи характерен достаточно низкий уровень развития практически всех психических процессов.

Стартовая диагностика показала следующие результаты:

Низкий уровень развития психических процессов – 75%

Средний уровень развития психических процессов – 25%

Исходя из данных диагностического обследования, можно сделать выводы о некоторых чертах, характерных для мыслительной деятельности данной категории детей:

– недостаточно развитое наглядно-образное мышление, что в свою очередь говорит не о дефектах мышления (как при умственной отсталости, а о пробелах в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны служить базой для становления мышления;

– трудности в овладении мыслительными операциями: сравнения, анализа, синтеза, классификации. Детям требуется постоянная направляющая помощь взрослого при овладении данными операционными компонентами мышления.

– ригидность мышления, которая прослеживается в трудностях применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;

– низкий уровень обобщающей деятельности мышления, то есть способность обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира;

– низкий уровень ассоциативного мышления, что выражается в трудностях при подборе слов-синонимов, антонимов или однокоренных слов и понимании их значений;

– слабый уровень развития сукцессивных способностей, то есть способности к воспроизведению последовательности;

– неточное понимание логико-грамматических конструкций (характерны персеверации,

– отсутствие причинных связей в речи ребенка (причина часто меняется со следствием).

Восприятие детейс ОНР характеризуется следующими чертами:

-замедленность. Из-за повышенной отвлекаемости ребенку нужен более длительный период на восприятие чего-либо.

У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Процессу запоминания мешает импульсивность, расторможенность, излишняя двигательная активность или, наоборот, вялость детей.

Педагогическая технология опыта.

С целью решения поставленных задач я постоянно использую в своей работе различные виды заданий на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления дошкольников с ОНР, в частности, в процессе проведения организационных моментов коррекционных занятий:

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия:

• Откуда звучит сигнал сирены (пение птицы?

• Покажи направление звука дудочки (игра с закрытыми глазами).

«Чей голос звучит?» (магнитофонные записи)

«Что за звук?» (предметы, издающие звуки за ширмой)

Развитие зрительной памяти:

• Д/и «Посмотри, запомни и назови»

• Д/и «Чего (кого) не стало?

• Д/И «Что прибавилось, появилось?»

Развитие слуховой памяти:

• Запомни и повтори слова в том же порядке (работа с автоматизируемым звуком).

• Повтори слова в обратном порядке.

• Послушай слова и скажи, какое слово я пропустила при повторе? (упрощённый вариант: посмотри на картинки, запомни их, убери и послушай слова, какое слово потерялось) Какое слово новое появилось?

«Телеграф» (отбивание ритмов карандашом, музыкальным молоточком).

• Выполнение простых и многоступенчатых инструкций логопеда (сядет тот, кто выполнит моё задание в заданном порядке).

Развитие логической памяти и мышления:

• Подбор пары к картинке по смыслу (с ориентировкой на лексическую тему недели).

• Продолжи логический ряд (назвать третье, четвёртое слово с ориентировкой на общность признаков первых названных предметов).

• Работа по словесной инструкции (логические задачки типа «Маша бежит от медведя, кто вереди? кто позади? Волк догоняет зайца. Кто убегает?»).

• Д/и «Найди лишний предмет» (упражнение в классификации по различным признакам).

• Отгадывание загадок (загадки-складки, обманки, рифмовки).

Развитие внимания и зрительного восприятия:

• Д/у «Найди фрагмент или предмет на картинке?»

• Сосчитай предметы (наложенные или в зашумлённом пространстве).

• Д/у «Называем по цепочке» (в соответствии с темой занятия: дни недели, времена года, предлоги, «живые» слова, домашних животных и т. д. с ориентировкой на зрительные образы).

• Д/у «Узнай спрятанную букву» (игры на развитие константности восприятия – буквы разного шрифта, предметные изображения букв).

• Д/и «Что перепутал художник?»

Развитие пространственного восприятия

• Посмотри и скажи, где находится бабочка (кошка, гусь и др. игрушка, предмет) – перед тобой или за тобой? Посмотри, кто (что) находится за тобой? Какую птицу (другой предмет) ты видишь слева, справа?

• Поставь игрушку (предмет) справа, слева от белочки (тетради и пр.).

• «Куда пойдёшь – что найдёшь. Направо пойду – … подосиновик найду (фразы строить в соответствии с картинным материалом расположенным на столе перед ребёнком).

Читайте также:
Осень - план-конспект НОД

«Магический квадрат» и «Цветные квадратики» – выложить предмет, ориентируясь на тему занятия.

• Игра по типу пробы Хеда (покажи правой рукой левую коленку, закрой левой рукой правое ухо).

Для развития наглядно-образного и словесно-логического мышления на занятиях я использую загадки. Но для активизации речи детей я рекомендую использовать не столько отгадывание, сколько самостоятельное составление загадок. Для этого я использую основные правила составления загадок по технологии ТРИЗ.

Важным направлением в деятельности логопеда с детьми с ОНР является комплекс мероприятий по развитию сукцессивных способностей ребёнка.Работа строится в нескольких направлениях:

– последовательность действий и планирование (Д/и «Телефон»);

– последовательность в пространстве (Д/и «Живые цепочки», «Что изменилось?»);

– последовательность во времени (Д/и «Телеграфист»);

– перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно (Д/и «Картинки-невидимки»);

– последовательность в речи (последовательность в сказках «Репка», «Колобок» и др., игра «Повтори и добавь»).

На занятиях как фронтальных, так и индивидуальных большой интерес у детей вызывают игры и упражнения на развитие навыков мысленного перемещения. Достаточно развитые навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образов являются для ребенка основой в дальнейшем обучении при понимании строения букв и других знаков. При их недоразвитии ребенок испытывает затруднения в узнавании букв при чтении и начертании.

Во время объяснения новой темы и закрепления материала на занятиях я широко применяю наглядность, что положительно влияет на восприятие информации. При этом развивается зрительно-пространственное восприятие, память, внимание, наглядно-образное мышление и, естественно, повышается познавательная и речевая активность детей. Дети, неуверенные в своих речевых возможностях, активнее работают при наличии разного рода наглядности, которая для них становится помощником и опорой.

У детей встречаются как избирательные (только зрительного или только слухового внимания, так и общие модально-неспецифические расстройства внимания. В коррекционной работе с детьми с ОНР я предусматриваю упражнения, адресованные и к слуховой, и к зрительной модальностям. Для этого я организую с детьми упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

На индивидуальных занятиях логопеду представляются большие возможности для использования игр на развитие психических процессов.Это:

– Развитие зрительного восприятия при сосредоточении на артикуляционной позе перед зеркалом;

– Развитие произвольного внимания при выполнении артикуляционной гимнастики и упражнений по постановке и автоматизации звуков;

– Развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной, кинетической) при восстановлении правильного звучания определенного звука, при выполнении знакомых артикуляционных проб, при повторении слов, фраз с автоматизируемым звуком;

– Развитие сукцессивных способностей ребенка через использование игр на развитие фонематического слуха и восприятия.

Результаты и выводы.

Опыт отслеживался с сентября 2014 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе логопеда.

По результатам сравнительной диагностики уровень развития психических процессов увеличился на 55%.

Низкий уровень развития психических процессов – 20%

Средний уровень развития психических процессов – 80%.

Таким образом, систематическое использование игр и упражнений на развитие психических процессов позволяет повысить познавательный интерес ребенка с ОНР к занятиям, активизировать его речевую деятельность. Что, в свою очередь, положительно сказывается на результате работы, повышая эффективность коррекционных занятий логопеда.

Дидактическая игра как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Методическая рекомендация “Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР”.

«Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» (раннего возраста, дошкольного возраста) Ранний возраст:Память. С предметами: «Убери лишнее?» Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание,.

Развитие психических процессов у детей с ОНР через применение развивающих игр в совместной образовательной деятельности ВВЕДЕНИЕ В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию психических процессов для детей 5–6 лет Цель: развитие и коррекция психических процессов детей старшего дошкольного возраста Задачи: Образовательные: – продолжать развивать умение.

Конспект занятия для дошкольников по развитию психических процессов ЗАНЯТИЕ 23 1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов. Сегодня будем учиться запоминать стихи.

Конспект занятия педагога-психолога по развитию психических процессов в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в прошлое» Задачи: развитие произвольного внимания, целостности восприятия, наглядно-схематического и логического мышления,.

Подготовка и проведение прогулки в средней группе: развитие психических познавательных процессов В летний период время на проведение прогулки увеличивается и наполняется различными видами деятельности, которые проходят совместно с воспитателем.

Работа с родителями одаренных детей в процессе совместной практической деятельности. Работа с родителями одаренных детей в процессе совместной практической деятельности. Работа с одаренными детьми сегодня выделяется в разряд.

Семинар «Развивающие игры как средство формирования психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» Актуальность данной работы заключается в том, что у детей с задержкой психического развития при поступлении в школу обнаруживается недостаточность.

Технологии и методики практической профессиональной деятельности учителя-логопеда Технологии и методики, применяемые в практической профессиональной деятельности учителя – логопеда Современная логопедия находится в постоянном.

Система формирования навыков и умений по развитию высших психических функций у дошкольников с ОНР

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Коррекционная работа по развитию мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи
Развивающие занятия
Автор: Пелипенко Светлана Николаевна
21.08.2020 12:50

Коррекционная работа по развитию мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи

Пелипенко Светлана Николаевна –Воспитатель МАДОУ-д/с№14

Успешное обучение детей в начальной школе по современным программам (требования ФГОС) предполагает высокий уровень развития мыслительных операций ребёнка, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Поэтому уже в дошкольный период формированию у дошкольников мыслительных операций должно отводиться важное место.

Современная педагогическая теория и практика особым вниманием наделяет обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями и совершенствование содержания их обучения, чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия. В исследованиях ряда авторов учитываются возрастные закономерности и специфические особенности развития детей с различными отклонениями, как одно из условий осуществления этого процесса. К детям с особыми образовательными потребностями следует отнести большую группу детей с общим недоразвитием речи [1; 6; 9].

Для детей старшего дошкольного возраста характерно преобладание наглядно-образного мышления. У детей с ОНР данный познавательный процесс имеет свои специфические особенности развития. У детей данной категории присутствует познавательный интерес. Но для них характерно своеобразие отдельных сторон мышления: замедленность мыслительных процессов, несформированность некоторых понятий, снижение самоорганизации и пр. Дошкольники с ОНР овладевают предпосылками для развития мыслительных операций, но они отстают в развитии мышления. И без специального обучения данные дети с трудом овладевают анализом, синтезом, классификацией.

Вместе с тем, анализ литературных источников показал недостаточность научно-обоснованных методик по использованию современных психолого-педагогических технологий, направленных на формирование мыслительной деятельности этих детей.

Вышесказанное подчеркивает значимость и актуальность процесса коррекции мышления у дошкольников с ОНР и указывает на необходимость разработки и внедрения психолого-педагогических условий реализации данного процесса.

Выявлено противоречие между важностью процесса развития мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи и недостаточной практической разработанностью изучаемого вопроса в аспекте психолого- педагогических условий коррекции мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы психолого-педагогических условия развития мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Цель исследования – теоретически изучить и апробировать психолого-педагогические условия коррекции мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объектом исследования обозначен процесс коррекции мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи, предметом исследования – психолого-педагогические условия коррекции мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для реализации цели необходимо решить такие задачи, как: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи; выявить уровень сформированности мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи; определить содержание и выявить эффективность психолого- педагогических условий коррекции мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Мы предположили, что процесс коррекции мышления у дошкольников с ОНР будет эффективен при реализации следующих психолого- педагогических условий:

– организация работы с детьми, направленной на формирование у них умения осуществлять перенос практического опыта в наглядно-образный план, устанавливать связи, классифицировать и обобщать;

– формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями моделирования, выстраивания целостных сюжетов в наглядном и словесном плане;

– формирование умения мысленного оперирования образами, соотношения между словом и образом.

Теоретической основой исследования являются положения культурно-исторической теории развития высших психических функций Л. С. Выготского; учет общих закономерностей развития детей с нормальным развитием и детей, имеющих психофизические нарушения [2]; постулат Н. Н. Поддьякова о том, что мышление – это процесс, возникающий и развивающийся во взаимодействии определенных линий психического развития (развитие предметных действий, действий замещения, подражания, игровой деятельности, речи) [6].

Мышление является высшим познавательным процессом. Научные исследования содержат распространенную точку зрения на мышление как на особенно сложную форму психической деятельности, которая возникает в случаях, требующих для решения задачи осуществления предварительного анализа и синтеза ситуации, чтобы найти специальные вспомогательные операции для их разрешения. В исследованиях Н. Н. Поддьякова [6], С. Л. Рубинштейна [7], отмечается, что процесс мышления отличается сознательным отражением объективной действительности в её свойствах, связях и отношениях, включая объекты, недоступные непосредственному чувственному восприятию.

Мышление не может существовать в виде отдельного психического процесса, для него характерно незримое присутствие во всех других познавательных процессах, включая восприятие, внимание, воображение, память, речи. Высшие формы этих процессов отличаются обязательной связью с мышлением, а степенью его участия в этих познавательных процессах определяется их уровень развития.

Нормальное развитие ребенка предполагает уже на втором году жизни формирование умения к практическому анализу и синтезу предметов и использования орудий для достижения цели (наглядно-действенный уровень). Затем дети могут постепенно освоить процесс выполнения мыслительных операций, не только используя практические действия с предметами, но и не манипулируя с ними, применяя восприятие предметов в наглядной ситуации (наглядно-образный уровень). Этот уровень характеризуется активизацией включения речи взрослых и самого ребенка в процесс мышления. Ее организующая роль позволяет ребенку обрести способность абстрагировать различные признаки предметов и объединять их на основе общих свойств. Следующее достижение наглядно-образного мышления ребенка – умение понимать различные наглядно воспринимаемые зависимости, такие, как отношение целого и части, разная степень выраженности того или иного свойства в сериационном ряду.

Нормально развивающиеся дети обладают уже сформированным к началу школьного обучения наглядным мышлением, которое далее участвует в процессе дальнейшего развития их понятийного мышления [2].

Особым вниманием исследователей окружена проблема состояния мышления у детей с ОНР. Историческая ретроспектива этой проблемы показывает различные, часто противоположные теоретические позиции ученых к решению. Большинством авторов выделяется проблема недостаточности мышления у таких детей. Одним из центральных вопросов в этих исследованиях является проблема соотношения мышления и речи, если недоразвита последняя.

Проведение исследований под руководством Р. Е. Левиной с последовательным системным анализом речевого и психического недоразвития детей с патологией речи, показали, что недостаточности мышления и другим психическим процессам присущ закономерный характер вторичной задержки развития [5].

Дети с затронутой дефектом речевой сферой, испытывают большие затруднения, если сравнивать с нормой, по усвоению действий наглядно-образного и логического мышления [1].

Авторами этот факт связывается с возникновением у ребенка при переходе к наглядно образному мышлению необходимости осуществлять символизацию, позволяющий ему оторваться от конкретного действия с предметом и создать ряд определённых возможностей, чтобы решать мыслительные задачи не методом проб и ошибок, а в плане представления, используя в качестве главного средства решения символы-заместители, а позже знаки-заместители. Используя эти средства, ребёнок может предварительно ориентироваться в ситуации, еще не начав исполнять действия. Именно тогда умственное действие приобретает полный смысл этого слова. К важнейшим типам этих заместителей относятся речевые знаки. Поэтому исследователи приходят к выводу, что если нарушается образование системы речевых знаков и правил взаимодействия у детей с речевой патологией, то отсутствует вовлечение речи в процесс осуществления мыслительной деятельности, что в целом ведет к затруднению умственного развития ребенка.

Таким образом, мышление у детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. В связи с недостаточностью самоорганизации речевой деятельности страдают процесс и результат мыслительной деятельности. Такие дети затрудняются, когда классифицируют предметы, обобщают явления и признаки. Для их суждений характерны бедность умозаключений, отрывочность, отсутствие логических связей друг с другом.

При развитии мышления, с учетом основных этапов развития мышления у детей данной категории, ставятся следующие задачи: создать предпосылки к развитию мышления; формировать способы ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способы ее выполнения. Формировать методы проб, включать речь в процесс, когда решаются все познавательные задачи; обучать детей воспринимать ситуацию, которая изображена на картинке с опорой на свой практический и социальный опыт; развивать понимание временных и причинно-следственных связей; развивать умение осуществлять выполнение предметной классификации и группировки по образцу, слову и самостоятельно; решать логические задачи [6].

При помощи игры как ведущего вида деятельности дошкольного возраста развиваются необходимые ребенку в его дальнейшей жизни психические процессы и механизмы их осуществления [4]. Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма в развитии мышления дошкольников.

Дети с ОНР отличаются невысоким уровнем развития игровой деятельности, бедностью сюжета, процессуальным характером игры и низкой речевой активностью. Большинство таких детей крайне возбудимы, так как имеется различная неврологическая симптоматика, поэтому игры, если их не контролирует воспитатель, часто отличаются организованными формами. У таких детей часто недоразвита моторика, зрительно-моторная координация, что в целом свидетельствуют о недоразвитии тактильно-моторных ощущений, которые представляют собой организующий моментом любой деятельности. Недостаточно развиты пространственные представления и образная сфера.

Особенно важно использовать развивающие игры в познавательном развитии дошкольников, т.к. благодаря им дети учатся самостоятельному мышлению, используют полученные знания в мыслительных операциях: находят характерные признаки, сравнивают, группируют, классифицируют предметы, делают правильные выводы и обобщения [2].

Это содействует развитию познавательной активности, так как игра позволяет ребенку не просто выполнять требования взрослого, а осуществлять активные действия.

Целью исследования было: выявить уровень развития мышления у старших дошкольников с ОНР и проанализировать эту взаимосвязь. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 58 «Центр развития ребенка – детский сад», ст. Калининской. Контингент обследуемых представлен 10 дошкольниками старшего возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Для выявления особенностей мышления у детей с ОНР были использованы следующие методики: – «Расскажи (серия сюжетных картинок «Утро мальчика») [3], Е. А. Стребелева; «Сгруппируй картинки (по цвету и форме)» Е. А. Стребелевой [8], «Нарисуй целое» Л. А. Венгер [3], «Свободная классификация» Е. Л. Агаевой [1], «Заселение домика» [3].

Исследование проводилось в следующих этапах:

  1. обследование сформированности представлений об окружающей действительности
  2. изучение уровня развития восприятия и наглядно-образного мышления
  3. обследование уровня сформированности представлений о предмете и его целостности.
  4. определение уровень развития элементов логического мышления (обобщения и классификации).
  5. изучение умения детей планировать свою мыслительную деятельность и контролировать ее результат, изучения комбинаторных умений и навыков.

Результаты, которые были получены при изучении развития мышления у старших дошкольников с ОНР, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Уровень сформированности мышления у старших дошкольников с ОНР

Результаты исследования уровня развития мышления у детей с ОНР свидетельствуют о преимущественно среднем и низком уровне. Необходима целенаправленная психолого-педагогическая работа по развитию мышления у старших дошкольников с ОНР.

Для проведения экспериментального исследования группа детей была поделена на экспериментальную и контрольную группы.

Работа осуществлялась по трем основным направлениям:

Перенос практического опыта в наглядно-образный план. Работа направлена на формирование у детей умения в знакомых ситуациях мысленно оперировать образами-представлениями с опорой на свой реальный практический.

Развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования. Дети с ОНР обучаются навыкам ориентирования в пространстве и создания новых образов предметов и ситуаций, а также комбинированию отдельных образов, выстраиванию целостных сюжетов в наглядном и словесном плане.

Развитие соотношения между словом и образом. Необходимой предпосылкой развития образных форм мышления и речи ребенка является умение ребенка правильно представить ситуацию по ее словесному описанию, которое является основой формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения.

В обучающем эксперименте использовались в сочетании различные методы: наглядные (показ, образец, наблюдение, зрительное соотнесение); практические (практическое примеривание, наложение, прикладывание, дидактические игры и упражнения); словесные (инструкция, беседа, стихи, сказки, рассказы, загадки, сообщения, объяснения и др.). Всего было разработано 14 непосредственно образовательных деятельностей по развитию наглядно-образного мышления.

Сравнительные результаты уровня мышления у дошкольников с ОНР в экспериментальной группе представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика уровня сформированности мышления у старших дошкольников с ОНР в экспериментальной группе

Количество детей с высоким уровнем сформированности мышления достигло 20%, количество детей со средним уровнем осталось прежним. Количество детей с низким уровнем сформированности представлений об окружающей действительности у дошкольников с ОНР уменьшился в два раза. Значимые изменения произошли у 40% детей экспериментальной группы. В контрольной группе существенных изменений не выявлено.

Представленные данные свидетельствуют о положительной динамике в уровне сформированности мышления детей у экспериментальной группы после проведения работы.

Список использованных источников:

Детский сад №1

В России стартовала перепись населения.

Особенности высших психических функций при ОНР

Пинина Ольга Александровна

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это понятие, объединяющее разные сложные недостатки речевого развития, которые проявляются в системных нарушениях формирования всех компонентов речи – фонетико-фонематического, лексического и грамматического – при отсутствии недостатков слуха и нарушений умственного развития.

Первые слова с признаками общего недоразвития речи появляются в 3-4 года, иногда на пятом году жизни. Речевая активность очень низкая, речь нечеткая и поэтому неразборчивая, с аграмматизмами. Дети с ОНР относительно хорошо понимают речь, обращенную к ним. Согласно представлениям Р.Е.Левиной, которая ввела понятие «общее недоразвитие речи» в теорию и практику логопедии , интеллект при ОНР нормальный, однако исследования (1983) показывают, что общее недоразвитие речи неизбежно приводит к нарушению развития других психических процессов в соответствии с представлениями Л.С.Выготского ( о иерархическом системном строении высших психических функций).

Чем больше выражено недоразвитие речи, тем более значительны отклонения в развитии других психических функций. Недостатки речи выступают в качестве первичного дефекта в сложной специфической структуре нарушенного психического развития. Наиболее существенный вторичный недостаток – неизбежно наступающее нарушение развития словесно-логического мышления. В свою очередь, последнее обуславливает некоторые недостатки в развитии личности, которые отчасти могут и напрямую зависеть от первичного дефекта.

В исследовании речевых и неречевых функций у дошкольников с ОНР 5-6 летнего возраста, Н.И.Сухонина (2005) установила отсутствие недостатков динамического, тембрового и звуковысотного слуха. Вместе с тем отмечаются трудности воспроизведения ритмических структур, а также запоминания слов на слух. Не только словесная, но и зрительная память были ниже показателей нормы: дети не могли найти среди расположенных в ряду предметов 3-4-ранее предъявленных. Из- за недостатков восприятия выявились недостатки узнавания предметов по их частям, трудности дифференциации букв, имеющих сходные элементы. Недостатки познавательной деятельности отмечались и другими исследователями: Г.В.Чиркина и Т.Б. Филичева (1991) отмечают неустойчивость внимания и плохое распределение, низкую продуктивность вербальной памяти. В.И.Селиверстов и Т.Б. Филичева (1982) описывают недостатки в двигательной сфере детей с ОНР: плохую координацию движений, неуверенность при выполнении точных движений, их замедленность и неловкость. Наблюдается недоразвитие мелкой моторики. Дети нарушают последовательность при их воспроизведении по пространственно-временным параметрам. Малая потребность в общении, несформированность форм и средств коммуникации у дошкольников с ОНР замедляют и затрудняют формирование игровой деятельности ( Г.В.Чиркина и Л.Г. Соловьева, 1996). Это, в свою очередь проявляется в отставании развития произвольной регуляции поведения.

В специальном сравнительном исследовании Т.В.Розановой детей с ОНР старшего возраста и детей старшего возраста с нормальным развитием, предлагались задания наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического характера. При решении простых задач наглядно-действенного характера (построение из кубиков по чертежу, складывание круга из частей) были отдельные ошибки в виде неправильного выбора цвета кубиков и расположение отдельных элементов, связанных с недостатками внимания, а также более медленное по сравнению с нормально развивающимися сверстниками выполнение заданий. Сформированность наглядно-образного мышления оценивалась по результатам выполнения тестов (матриц) Равена. Дети с ОНР несколько уступали нормально развивающимся детям в выполнении тестов (допустили большее количество ошибок). Значительные различия между нормально развивающимися дошкольниками и детьми с ОНР обнаруживались в заданиях, требующих словесно-логического мышления. В качестве заданий использовались: осмысление и описание сюжетных картинок; подбор обобщающих понятий, выполнение несложных арифметических примеров и задач на предметном материале. Результаты детей с ОНР были на 26-28% ниже показателей нормально развивающихся сверстников. Различия проявлялись в описаниях сюжетов, у детей с ОНР короче по числу фраз и слов, содержали больше лексических неточностей при обозначении предметов и отдельных действий. Часть детей с ОНР только называли предметы, изображенные на картинке, а когда их стимулировали к более подробному описанию, отказывались вовсе. Отказы связаны с оформлением высказывания и трудностями построения внутреннего плана. Различий в математических знаниях и умениях не отмечено.

С.М.Валявко (2001-2005) делит дошкольников с ОНР на две группы. К первой она отнесла детей, которые хотят говорить правильно, с интересом относятся к занятиям с логопедом; активно участвуют в занятиях, им нравятся артикуляционные упражнения. Это свидетельствует о сформированной мотивации к исправлению дефекта. Вторая группа характеризовалась слабой мотивацией к исправлению речевого дефекта, коррекционная работа логопеда воспринимается как насилие над личностью. Они выполняют коррекционные упражнения под давлением родителей, либо избегают их в пассивной и активной форме. У детей этой группы проявляются речевой и поведенческий негативизм. Как показывают исследования Т.А.Болдыревой и А.А.Присадовой (1999), Н.Н.Матвеевой (2004), такие трудности сказываются на отношениях дошкольников с ОНР и их родителей.

Коррекционно-педагогическая работа по формированию функционального базиса чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Краткая аннотация: Правильно организованный коррекционно-педагогический процесс позволит определить направления коррекционной работы по формированию функционального базиса чтения. Для полноценного развития чтения является высокий уровень сформированности всех компонентов его функционального базиса, который включает в себя: речь, внимание, память, мышление, образное восприятие.

Ведущей тенденцией современного этапа образования является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Ранняя комплексная коррекция открывает возможности включения значительной части дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательный поток школы первой ступени.

В работах Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной основными критериями для определения начала обучения чтению детей с различными нарушениями речи аналитико-синтетическим методом стали не возрастные показатели, а структура речевого недоразвития и сформированность психических процессов, обеспечивающих функциональный базис чтения. Кроме того, профилактика нарушений чтения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования. Важность разработки этого направления обосновывается необходимостью оказания своевременной помощи детям, испытывающим трудности в процессе подготовки к школьному обучению после прохождения курса коррекционного воздействия. Все чаще возникает вопрос о создании оптимальных условий для раннего обучения чтению и специальных методических пособий для детей среднего дошкольного возраста.

Таким образом, для теории и практики дошкольной логопедии является актуальной проблема обеспечения дифференцированного подхода в процессе обучения чтению детей. Из этого следует, что проблема формирования функционального базиса чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи актуальна.

Необходимым условием для успешного формирования чтения является сформированность психических функций, входящих в «функциональный базис чтения», а именно речь, внимание, мышление, зрительная и слуховая память, восприятие.

Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют определенные отклонения в развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической), высших психических функций (памяти, восприятия, внимания, мышления). Теоретически обосновано взаимовлияние и взаимодействие всех этих компонентов на процесс овладения грамотой старшими дошкольниками с общим недоразвитие речи. Имея такое сложное нарушение, как общее недоразвитие речи, детям трудно будет справиться со школьной программой.

Теоретический анализ и данные констатирующего этапа эксперимента позволили нам определить направления коррекционной работы по формированию функционального базиса чтения и участников коррекционно-педагогического процесса. Совместная коррекционно-логопедическая работа осуществлялась следующим образом:

1) Психолог оценивал состояние психомоторных функций организма испытуемых.

2) Учитель-логопед формировал у детей первичные речевые навыки (три индивидуальных занятия в неделю с каждым ребенком по 20 мин.).

3) Воспитатель закреплял сформированные навыки в ежедневных занятиях в подгруппах и массовых играх.

4) Родители в домашних условиях в индивидуальном порядке следили за тем, чтобы ребенок закреплял навыки связной речи в общении, пересказывал содержание прочитанных книг, используя полные правильно построенные предложения.

Таким образом, нами проведен комплекс мероприятий по коррекции сенсомоторного и грамматического уровня речи, уровня ВПФ в тесном контакте со специалистами: психологом, логопедом, воспитателем и родителями. Проведенная коррекционно-педагогическая система осуществлялась систематически, последовательно. В результате проведенной специальной коррекционной работы по совершенствованию и формированию навыка чтения у старших дошкольников наблюдается положительная динамика.

Анализ литературных источников показал, что данная проблема у старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеет ряд спорных моментов. В литературе сведения и рекомендации по работе над навыком чтения у детей с ОНР малочисленны, в связи с чем проблема формирования функционального базиса чтения у старших дошкольников с ОНР приобретает особую актуальность.

Основная проблема исследования заключалась в совершенствовании коррекционно-педагогической работы по профилактике базиса чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Анализ результатов проведенной нами коррекционно-педагогической системы работы по формированию базиса чтения у старших дошкольников с ОНР дает нам основание полагать, что данная система работы при условии соблюдения поэтапности, последовательности, систематичности и дифференцированного подхода способствует росту положительной динамики в процессе формирования навыка чтения.

Из этого следует, что коррекционно-педагогическая работа по профилактике базиса чтения должна осуществляться в старшем дошкольном возрасте и будет успешнее при соблюдении следующих условий: комплексного подхода, дифференцированного подхода, активном включении родителей, подтвердилась.

  1. Алексеева, А.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие [Текст] / А.М. Алексеева, В.И. Яншина. – 3-е изд., – Москва: Академия, 1998. – 400 с.
  2. Алтухова, Т.А. Сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях реализации разных вариантов СФГОС в контексте подготовки учителей-логопедов [Текст] / Т.А. Алтухова, Е.Н. Российская // Логопедия сегодня. – №2. – 2013. – С. 22-35.
  3. Власенко, И.Т. Методы обследования речи у детей [Текст] /
  4. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. – Москва: Логос, 2001. – 224 с.
  5. Волкова, Л.С. Логопедия: учебное пособие для студентов [Текст] /
  6. Г.А. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред.
  7. Л.С. Волковой. – Москва: ВЛАДОС, 2009. – 530 с.
  8. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Санкт-Петербург: Союз, 2009. – 160 с.

Особенности неречевых психических функций у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Тесная связь между развитием речи и интеллекта делает часто дифференциальный диагноз между умственным и речевым недоразвитием весьма затруднительным, так как умственное недоразвитие (олигофрения) всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи, с другой стороны, при выраженном речевом недоразвитии у ребенка также часто отмечается задержанное и аномальное развитие его интеллекта. В некоторых случаях в целях дифференциальной диагностики бывает необходимо динамическое наблюдение ребенка в процессе проведения с ним логопедических и педагогических занятий.

Наблюдательный логопед всегда обратит внимание на соотношение речевого и психического развития каждого ребенка. Однако в процессе логопедического воздействия динамика развития речи и психической деятельности на разных возрастных ступенях могут находиться в разном соотношении друг с другом. Так, из наблюдений некоторых специалистов (Р.Е. Левина, 1968; Р.А. Белова-Давид, 1969; Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1999; А.П. Воронова, 1994 и др.) известно, что некоторые дети при оказании им эффективной логопедической помощи быстро продвигались в речевом развитии, оставаясь почти на одном и том же уровне психического развития. В дальнейшем на первый план у этих детей выступала задержка психического развития.

Современные исследования в области изучения нарушений речи рассматривают речевые отклонения как результат неполноценного интеллектуального развития ребенка.

Нарушения в интеллектуальной деятельности отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. В связи с этим Р.А. Белова-Давид (1969) говорит об особенном психическом статусе детей с общим недоразвитием речи, внешние проявления которого свидетельствуют о возможном наличии у детей с речевым недоразвитием психических расстройств».

В силу того, что психические нарушения имеют различное происхождение (генетическое, социальное, социально-психологическое), критерием для их подразделения в логопедической практике является наличие или отсутствие в структуре психического нарушения симптомов органического ряда. Как известно, практически любое длительное патологическое воздействие на мозговые системы приводит к отклонениям в психическом развитии, что действительно наблюдается у детей с общим недоразвитием речи.

Проявления такого рода различны по своей этиологии, очаговой локализации дисфункционирования регуляторных систем, объему поражения и степени его распространения, а также времени возникновения повреждения мозговых систем. «Наиболее вероятна опасность длительного патологического воздействия в том случае, если повреждение произошло в самом раннем периоде развития ребенка (во время беременности матери или в первые годы его жизни) и, кроме того, не исключается возможность задержки развития мозговых систем в результате неблагоприятного влияния социального окружения, в котором долгое время находится ребенок» (И.А. Исаев, 1982, с.43). Поэтому необходимо подробное изучение патогенеза мозговых структур, что позволит выявить дефективно функционирующую мозговую систему и уровень недоразвития речевой функции.

По данным исследований Р.Е. Левиной и Н.А.Никашиной, «патологии мозговых систем оформляют не только картину речевого недоразвития, но и всю психическую деятельность ребенка, что способствует затруднению его контакта с окружающими, возникновению частых реакций негативизма, склонности к образованию стереотипий, отрицательного отношения к новому, трудностей при переключении с одного вида деятельности на другой, медлительности всех психических процессов, скованности и неловкости моторики» (1968, с.119).

Как отмечают Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева (1999), при первичном общем недоразвитии речи у детей формирование речи и мышления имеет свои качественные особенности. Так, начальные этапы психического развития детей с недоразвитием речи (на первом году жизни) не нарушены, предречевое развитие также в ряде случаев протекает правильно.

У этих детей в более ранние сроки развивается первое понимание обращенной речи (обычно к 1-1,5 годам), к концу первого года жизни у них формируется дифференцированное отношение к окружающему, они выделяют близких, дифференцированно относятся к игрушкам. Обращает на себя внимание выраженный познавательный интерес этих детей, достаточное развитие предметной и игровой деятельности.

В младшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи прежде всего выявляется диссоциация речевого и психического развития. Психическое развитие этих детей опережает развитие речи. Находясь на первом уровне речевого развития и почти не владея словесными формами общения, эти дети отличаются эмоционально избирательным отношением к окружающему, у них рано формируется критичность к своей речевой недостаточности, проявляется выраженный интерес и стремление к познавательной деятельности.

Несмотря на несколько замедленный темп интеллектуального развития, в сравнении с возрастной нормой, у детей с ОНР постепенно формируется обобщенное мышление, функция сравнения, появляется возможность выделения предметов по их существенным признакам. Дети с общим недоразвитием речи хорошо используют элементы помощи, способны применять приобретенные знания в новой ситуации. Хотя для детей данной категории все же требуется помощь во время формирования у них обобщенного образа действия и обобщенного мышления.

Недостаточность обобщенного, абстрактного мышления выявляется прежде всего в неспособности ребенка с общим недоразвитием речи установить сходство и различие между предметами и явлениями по существенным признакам, в затруднениях при выполнении заданий на классификацию и выделение четвертой лишней картинки, в непонимании основного смысла рассказа, в больших трудностях формирования абстрактного счета.

Интеллектуальная деятельность детей с ОНР часто требует специальных побуждений и стимуляции, многие из них легко теряют конечную задачу, не могут составить внутреннего плана ее решения, т.е. в этих случаях можно предполагать недостаточное развитие динамики мыслительных процессов и внутренней речи. Их интеллектуальные возможности часто оказываются крайне неравномерными: отчетливо выявляется диссоциация в выполнении речевых и безречевых заданий. Для многих детей с ОНР требуется больше времени при овладении абстрактным счетом и решением арифметических задач (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1999).

О нарушении мышлении при ОНР говорят Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина (2004): связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Для некоторых детей характерна ригидность мышления.

И.Т. Власенко (1990) отмечает, что у детей с ОНР обнаруживается недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности как в области наглядно-образного, так и понятийного мышления. Дети затрудняются в решении наглядно-образных задач, не могут вычленить отдельные части сложного, многоэлементного комплекса. Еще большие затруднения наблюдаются при необходимости синтезировать определенные признаки объектов. Наиболее страдает у детей с ОНР абстрактное мышление, у них с трудом формируется обобщение. Дети с ОНР с трудом усваивают абстрактные, временные и пространственные понятия.

В целом, по данным И.Т. Власенко, мышление детей с ОНР является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным. При выполнении какого-либо задания дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, замедленностью.

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (2004) отмечают, что интеллектуальная деятельность детей с ОНР часто требует специальных побуждений и стимуляции, многие из них легко теряют конечную задачу, не могут составить внутреннего плана ее решения, т.е. в этих случаях можно предполагать недостаточное развитие динамики мыслительных процессов и внутренней речи.

А.Н. Корнев (1994) указывает, что для детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушением мышления характерна и недостаточная сформированность и других психических процессов и функций. Так, например, нарушение внимания проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки; не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Еще труднее сосредотачивается и удерживается их внимание на чисто словесно материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки деятельности. А.В. Ястребова указывает: «Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания» (1996, с.68).

О.Н. Усанова (1980) выделяет следующие особенности внимания детей с речевой патологией:

– нарушения концентрации внимания как следствие утомления;

– неадекватные колебания внимания;

– ограниченный объем внимания. Дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы; в связи с этим осуществление деятельности замедляется;

– «генерализованное и неселективное» внимание, что проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках. Ребенок не может сосредоточиться на существенных признаках из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности, у него наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий;

– персеверация («прилипание») внимания, выражающееся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Описанные нарушения внимания у детей с ОНР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.

В структуре дефекта познавательной деятельности детей с ОНР большое место занимают нарушения памяти. У детей с ОНР нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей непроизвольного запоминания является сниженная познавательная активность этих детей. Наглядный материал детьми запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени, чем произвольное.

У детей с общим недоразвитие в речи страдает как механическая, так и логическая память. Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации.

Отмечается и своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счет побочных факторов.

Как пишут Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева, «при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Нередки ошибки – привнесения, повторное называние предметов, картинок. Дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), элементы и последовательность предложенных для выполнения действий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности» (1990, с.136).

Характерно, что нарушение внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизировать и оно сохраняется в течение длительного времени. Или, например, ребенок значительно легче воспроизводит название шести-семи подарков на день рождение, чем четырех – пяти спрятанных на занятиях предметов.

Сенсорное развитие детей с нарушениями речи также имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении этих свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.

Слуховое восприятие детей с ОНР – слуховое внимание, тембровый, звукочастотный слух, ритмическое чувство, – также формируются у детей данной категории со значительной задержкой (А.П. Воронова, 1994).

Интересные экспериментальные данные о психическом состоянии детей от 5 до 8 лет с речевыми нарушениями приводят В.М. Шайтор, Л.А. Захирина и Е.А. Пономарева (2001). Результаты их психологического исследования показали, что у половины обследуемого контингента детей наблюдалось недостаточное развитие речемыслительной деятельности. Только у 37% из числа обследованных детей было выявлено удовлетворительное развитие речемыслительной деятельности. Произвольное внимание сформировано в достаточной степени у большинства детей (87%), развитие слуховой кратковременной памяти у 75% детей находится на среднем уровне, развитие зрительной кратковременной памяти у 50% обследованных детей – на низком уровне. Исследование психоэмоционального статуса, проведенное авторами, показало, что в 75% случаев у детей наблюдаются тревожность, внутреннее напряжение как личностные, внеситуативные характеристики. Такое же количество детей (75%) чувствуют в отношениях с окружающей средой отчуждение, нехватку эмоциональной теплоты. При исследовании особенностей внутрисемейных отношений с помощью проективных психологических методик оказалось, что большинство (86%) детей данного контингента не считают свою семью сплоченной, не видят в ней объединяющей общей деятельности. Половина обследованных детей занимают эгоцентрическую позицию в семье, ставят себя на первое место в семейных отношениях. 43% детей чувствуют тревожность, напряженность во внутрисемейных отношениях.

Наряду с общими психологическими особенностями детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, 1999).

Таким образом, в целом «можно сказать, что у детей с ОНР отмечается значительное замедление темпа развития неречевых психических функций, по сравнению с нормой» (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1990, с.134).

Список литературы:

1. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников: Сб. статей. / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. – М.: Просвещение, 1969. – С.32-81.
2. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1990. – 183с.
3. Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Методы изучения и преодоления речевых расстройств: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: Образование, 1994. – С.12-21.
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Литур, 1999. – 320с.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 238 с.
6. Корнев АН. Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией. // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. – СПб., 1994. – С.33-37.
7. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи у детей // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 367с.
8. Усанова О.Н., Таракуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией. // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1980. – С.16-19.
9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224с.
10. Шайтор В.М., Захирина Л.А., Пономарева Е.А. Комплексная клинико-неврологическая, логопедическая и психологическая оценка детей с речевыми расстройствами. // Сборник материалов X Конференции «Нейроиммунология». – СПб., 2001. – С.31-38.
11. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М.: АРКТИ, 1996. – 159с.

МБУ детский сад № 147 «СОСЕНКА»

Добро пожаловать

  • День за днем
    • Новости
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода)
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество

Приём воспитанников в детский сад № 147 «Сосенка»

  • Порядок приема воспитанников
  • Правила пребывания ребенка в детском саду

Скоро в школу

Реализация ФГОС ДО в детском саду

  • Реализация ФГОС ДО в детском саду
  • Наставничество

Актуально

  • Прием в первый класс в 2020-2021 учебном году
  • Наш профсоюз
  • Сейчас мы дома
  • Удовлетворенность качеством образовательных услуг
  • План мероприятий по устранению недостатков

Здоровое питание – здоровые дети!

Немного о нас

Муниципальная инновационная площадка. Проект “ИнженериУм”

“Pro-эмоции”

Спрашивали? Отвечаем.

  • Задать вопрос
  • Гостевая книга

Основы безопасности

  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Безопасность на льду
  • Действия при угрозе террористического акта
  • Пожарная безопасность
  • Безопасность дорожного движения
  • Безопасность на железнодорожном транспорте
  • Информационная безопасность в МБУ
  • Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними
  • Научись плавать
  • Основы электробезопасности
  • Видеоролики студии “Зеркало” (МБУ школа № 93)
  • Телефонная линия “Ребенок в опасности”
  • Электробезопасность

Техническое творчество

  • Развитие технического творчества у дошкольников
  • Наши достижения
  • “От Фребеля до робота”

Безопасное лето

Коррекционно-развивающее обучение

  • Речевое развитие
  • Развитие высших психических функций
  • Физическое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Педагогическая копилка

  • Страница педагога-психолога
  • Страница учителя-логопеда
  • Страница инструктора по физической культуре
  • Страница музыкального руководителя
  • Воспитатели рекомендуют
  • Страница инструктора по плаванию
  • Персональные сайты наших педагогов
  • Страница воспитателя Гаврилушкиной Т.Н.
  • Страница воспитателя Терентьевой О.В.

60-летие полета в космос Ю.А. Гагарина

Вниманию пользователей

Уважаемые пользователи нашего сайта!

Если вы хотите больше узнать о жизни нашего детского сада, вступайте в нашу группу в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/public190127940

Развитие высших психических функций

–> Категория: Коррекционно-развивающее обучение Обновлено 25.11.2021 14:18 Создано 14.11.2017 16:13 Автор: Администратор сайта Просмотров: 6910

Воспитание правильной речи у детей – одна из важнейших проблем общей и специальной педагогики.

Все психические процессы у ребёнка – восприятие, память, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи. Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Одним из важнейших условием организации мыслительной деятельности является внимание, которое направляет и регулирует процессы восприятия, памяти, мышления.
В силу дефекта речи дети мало общаются с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется.

В связи со всем вышеперечисленным целесообразным является постановка следующих задач коррекции:
– развитие у школьников психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
– совершенствование процесса произвольного внимания и улучшения его продуктивности;
– развитие способности детей к относительно длительной и целенаправленной деятельности, подкрепленной каким-либо значимым материалом или игровой ситуацией.

Консультации для родителей

Вниманию родителей предлагаются игры и упражнения, которые позволяют развивать у ребенка восприятие, внимание, мышление, память, мелкую моторику рук и ориентацию в пространстве.

Игры на развитие восприятия

Восприятие является ведущим познавательным процессом у детей дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию в новой обстановке. Незавершенность в развитии процесса восприятия ведет к задержке в развитии других познавательных процессов.

Индивидуальные особенности развития зрительного восприятия и зрительной памяти во многом определяют характер коррекционной работы с детьми. Наиболее доступными для восприятия детей являются реальные предметы и их изображения, более сложными — схематические изображения, знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным, «зашумленным», недорисованным изображением.

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие зрительного восприятия:

« Найди 4-5 отличий» для детей младшего и среднего дошкольного возраста
«Найди 7-10 отличий» для де тей старшего возраста
« Чья тень »
«Цвет, форма, величина»
«Дорисуй»

Игры для развития внимания

Внимание детей с общим недоразвитием речи характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, отмечаются периодические колебания, неравномерная работоспособность, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы.
Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми. Трудно собрать сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Игры на развитие внимания:

  • «Искалки»
  • «Лабиринт»
  • «Найди лишнее»
  • «Последовательность»
  • «Внимание и логика»

Задания на развитие мелкой моторики рук и графических навыков

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).
Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была установлена такая закономерность, что если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, т.е. устанавливается тесная связь функции руки и речи.
Поэтому в системе учебно-воспитательной, а также коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях необходимо уделять внимание развитию движения пальцев рук, путем тренировки движений пальцев рук.
Работу по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи желательно проводить систематически – 3-5 минут ежедневно.
С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения, способствующие коррекции движений как общей, так и мелкой моторики.

Игры и упражнения на развитие ориентации в пространстве

При общем недоразвитии речи формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела — формирование представлений о ведущей руке, и частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения.
Они затрудняются в понимании предлогов и наречии, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Дети с общим недоразвитием речи не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог «над». В устной речи дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к — у», «в — на» (к дому — дома, в столе — на столе). Нередко дети этой категории смешивают предлоги «перед» — «после» — «за», что является следствием несформированности пространственных отношений.
У многих их из них восприятие целостного образа предмета: не могут разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала
В дальнейшем у детей появляются сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей, письмо в два-три столбика, зеркальное написание букв).

Игры на развитие пространственных ориентаций:

«Ориентируемся в пространстве» игры для детей 3-4 лет

«Ориентировка в пространстве» папка с заданиями для дошкольников

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: