Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического синквейна в логопедической практике»
Наталья Иванова
Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического синквейна в логопедической практике»
Мастер-класс «Использование дидактического синквейна в логопедической практике»
1. Синквейн-технология:
В любой педагогической системе «Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения.
•Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
•Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: технос – искусство, мастерство, логос – учение.
2. Почему именно синквейн?
Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного с ОНР значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
– Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
– Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
– Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.
Так же для детей с ОНР характерны:
– низкая активность познавательной деятельности,
-быстрая утомляемость, недостаточные работоспособность на занятиях,
-неустойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности,
-ограниченные возможности распределения внимания,
-при относительно сохранной логической сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания.
Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения,уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.
3. Что же такое синквейн?
Синквейн представляет из себя стихотворную форму из пяти строк. Возникла эта форма в Америке в начале 20-го века и сформировалась под влиянием популярной в то время японской поэзии. Впервые эта форма была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, вдохновившейся японскими слоговыми миниатюрами танка и хайку. Синквейны были включены в 1914 году в её посмертный сборник стихов. Впоследствии по всему миру, в том числе и в России, её стали использовать и в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.
Существует два вида синквейна: традиционный и дидактический. Традиционный синквейн основывается на слоговой зависимости,имеет ряд вариаций:
• Зеркальный синквейн
• Синквейн-бабочка
• Корона синквейнов
• Гирлянда синквейнов (Garlandcinquain) — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. В России синквейн начал применяться с 1993 года.
4. Правила составления дидактического синквейна:
В первой строке – должна находиться сама тема синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное,и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные,отвечающие на вопросы: Какой? Какая?
В третьей строке – содержатся уже 3 слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта.По части речи это глаголы и деепричастия отвечающие на вопрос: Что делает?
В четвертой строке — автор пишет уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов, но это не так принципиально 3-5 слов считается также отлично, но встречаются и более длинные варианты для объяснения своей позиции по теме.
Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в синквейне, и мнение автора об этом.Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что? (Синоним, антоним, чувство, эмоция). И часто являет неплохой темой для составления нового синквейна.
При этом правила составления синквейна считаются больше рекомендацией, автор, если считает нужным может иногда и немного от них отступать, если это нужно для более красивого и содержательного стихотворения. Иногда целью развития речи у детей в 5-той строке синквейна можно встретить 2-3 и даже 4 слова связанных с темой синквейна и сутью стихотворения, это также не является отступлением от правил.
5. Достоинства синквейна.
• Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
• Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.
• Составление синквейна полезно для выработки способности к анализу.
• Задействованы при написании все личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).
• Процедура составления синквейнапозволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
6. Практическая часть: предлагается составить синквейн.
(практика: дать синквейн, по нему составить рассказ; дать рассказ, по нему составить синквейн)
7. Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Чтобы правильно составить синквейн,важно:
-иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
-владеть:анализом, обобщением,понятиями: слово-предмет (живой—неживой, слово-действие, слово-признак;
-уметь подбирать синонимы;
-научиться правильно понимать и задавать вопросы;
– согласовывать слова в предложении;
– правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Что нужно для точного и полного выражения мысли?
Работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя, то логопед может спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина). Логопед требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет,работу можно построить по определенному плану:
• предлагается называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, далее – называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос;
• логопед добивается от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево – растет, цветет, качается, засыхает, скрипит);
• дети называют действия (смотрит, плачет, улыбается, кричит);
• называют то, что изображено на картинках (чайник кипит, девочка прыгает). Нельзя объединять два слова в предложение;
• логопед называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий)дети называет предмет: это огурец;
• нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце – горит, светит, яркий, жаркий).
После того, как у детей сформировалось представление о словах,обозначающих предмет и его действия (грамматическое значение слова, их подводим к понятию о предложении и начинаем работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее, а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнением, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах, их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна – мини-сочетания, где сконцентрированы знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на ту или иное событие, предмет.
Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с родителями. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов.
Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованытакие варианты работы как:
– составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
– коррекция и совершенствование готового синквейна;
– анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
– полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
Сочинение синквейновявляется своеобразным инструментом для синтезирования полученной информации и позволяет решать множество важнейших задач:
– синквейн передает эмоции и чувства, что способствует более глубокому усвоению материала, темы;
– отрабатываются знания о частях речи;
– знания о предложении;
– умение соблюдать интонацию;
– значительно активизируется словарный запас ребёнка;
– совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
– активизируется и развивается высшие психические функции (мышление, память, внимание);
– совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Эффективность и значимость синквейна:
– Простота. Синквейн могут составить все.
– Каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
– Синквейн как игровой приемом.
– Заключительное задание по пройденному материалу.
– Формирует анализ и синтез полученной информации.
– Пополняет словарный запас.
– Синквейн учит краткому пересказу.
– Синквейн помогает развить речь и мышление.
– Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
– Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
– Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
– Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
10. Составить синквейн к словосочетанию мастер-класс.
Смотрю, как засыпает он заброшенный сад,
Чем больше живу на этом свете,
Тем больше познаю его печаль…
Не слышен рёв вод,
Бьющихся в скалы.
Ещё не проник в моё сердце,
Но посмотришь вокруг-
И, право, каждая малость
Подвергает в такую тоску…
Красит в зелень.
Использованнаялитература и интернет ресурсы:
1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учебно-метод. пособие. Ростов –на -Дону, 2008.
2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов –на-Дону., 2011.
3. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. Ростов-на Дону, 2008.
4. Баннов А.Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. М., 2007.
5. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии.Школа: день за днем. [Электронный ресурс]. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410 (Дата обращения: 03.08.2012).
6. Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2003.
7. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005)
8. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).
Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
Педагогический словарь
Активизация речи детей с ОНР посредством дидактического синквейна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11, муниципального образования Успенский.
Использование «Азбуки в стихах» в логопедической практике В детской поэзии десятки различных азбук, которые написаны прекрасными поэтами – С. Маршаком, С. Михалковым, Б. Заходером, В. Берестовым и многими.
Использование компьютерных технологий в логопедической практике Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Модернизация системы образования предъявляет новые.
Использование элементов литотерапии в логопедической практике Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование мотивационных приемов в песочной терапии» Цель: освоение новых педагогических приемов работы с детьми в практической деятельности, сплочение педагогического коллектива. Задачи: Познакомить.
Мастер-класс для педагогов «Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников» Мастер-класс для педагогов «Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников» Цель мастер-класса: – развитие.
Мастер-класс для педагогов «Использование социоигровых технологий» Цель: Обучение использованию социоигровой технологии для реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Оборудование:.
Мастер-класс для педагогов «Использование занимательной математики в образовательной деятельности ДОУ» Математика – наука, Хороша, и всем нужна Без нее прожить нам трудно Без нее нам жизнь сложна. Математику недаром называют «царицей наук!».
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая.
Использование инновационной игровой технологии «Дидактический синквейн» в логопедической работе как средство развития детей с ОНР
Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.
Известно, что термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи». Сегодня логопедия находится на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, поэтому использует в своей практике для достижения результатов, наиболее эффективные, инновационные, не традиционные для неё методы смежных наук, помогающие улучшить работу учителя-логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общеизвестным, проверенным временем технологиям.
Предлагаю вам ознакомится с одной из таких новых технологий как дидактический синквейн, она органично вписывается в работу по совершенствованию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников. Ведь, как правило, речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи, в также фонетико-фонематическим недоразвитием речи ограничена, она характеризуется бедностью словарного запаса, нарушением лексико – грамматических категорий, а также низким уровнем развития связной речи.
«Песня не равна поэзии, но она не выше и не ниже ее». Вот так многозначно принято говорить у японцев. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк, попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по событию или предмету, который и является темой синквейна, можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Актуальность использования синквейна в коррекционной работе заключается в том, что:
- новая технология открывает новые возможности, а значит новые достижения;
- составление синквейна проводится в рамках прохождения заданной лексической темы;
- синквейн в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи совершенствует словарную работу;
- позволяет активизировать познавательную деятельность детей и способствует развитию критического мышления;
- способствует развитию активного словаря детей, а также формированию фразовой речи;
- синквейн можно использовать также при диагностическом исследовании дошкольников.
Дидактический синквейн основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
- Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
- Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
- Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий,
описывающих действия предмета. - Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
- Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Примеры, составленные ребенком синквейнов по лексическим темам:
Лиса
Рыжая, хитрая, пушистый.
Охотится, крадется, ловит.
Рыжая лиса мне нравится.
Дикие животные.
Лексическая тема «Детский сад»
Лексическая тема «Детский сад»
Наша группа
Весёлая, дружная.
Учимся, играем, танцуем.
Наш любимый детский сад.
Мы — дружные ребята!
Лексическая тема «Игрушки»:
Кукла.
Нарядная, красивая.
Стоит, сидит, улыбается.
Моя кукла самая любимая.
Игрушка.
Коррекционно-педагогическая работа над синквейном по лексической теме начинается в конце недели. На первых порах при составлении синквейна работа с детьми проводится в подгруппах, затем в парах и только потом индивидуально. Свои синквейны дошкольники оформляют в виде устных сочинений с опорой на схему.
Учитывая, что ведущая деятельность у детей— игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре, а составление дидактического синквейна — это и есть увлекательная игра, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.
Важно отметить, что технология синквейн не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР, способствуя успешной коррекции всей речевой системы в целом.
Автор: Гирюк Екатерина Ивановна, учитель-логопед МДОУ «Ясли-сад № 281 города Донецка», Донецкая Народная Республика.
Статья размещена в авторской редакции
ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Автор: Букаева Татьяна Ивановна
ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Современные технологии в логопедии синквейн.
Букаева Татьяна Ивановна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Сказка» г.Поронайск Сахалинская область
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
В статье описывается опыт работы логопеда об актуальности и целесообразности использования дидактического синквейна в логопедической практике для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста и объясняется тем, что новая технология открывает новые возможности в развитии речи.
Именно через современные технологии в логопедии, дидактический синквейн помогает:
– оптимизировать работу учителя – логопеда;
– гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;
– не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;
– способствует обогащению и актуализации словаря;
– уточняет содержание понятий;
– является диагностическим инструментом;
– даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;
– носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказывать свои мысли, общаться со сверстниками, а значит и адаптироваться в социуме. На своих занятиях решили использовать дидактический синквейн. Синквейн переводится с французского как «пять строк»:
1. первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2. вторая строка – два слова, прилагательные;
3. третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4. четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5. пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Известно, что у дошкольников с общим недоразвитием речи страдают все стороны речи, а также высшие психические функции: память, внимание, мышление. Логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста с ОНР группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Сказка» г. Поронайска подтверждает данные. У детей низкий уровень сформированности словаря. Дети плохо запоминают лексическую терминологию. Неверное употребление предложных конструкций, неадекватно её используют. Низкий уровень сформированности связного высказывания. Не могут грамматически правильно оформить предложение. Не умеют составлять рассказы по картинкам. В качестве примера мы приводим рассказ, составленный ребенком 5 лет: «Зайчик. Ушки. Бегать. Боится мишку».
Цель дидактического синквейна – совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.
Использование дидактического синквейна позволяет в непосредственно образовательной деятельности с детьми решить следующие задачи:
– расширять и актуализировать словарный запас;
– развивать лексико-грамматические категории;
– обучать умению выражать свои мысли, вырабатывать способности к анализу;
– облегчать процесс усвоения понятий и их содержание;
– согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
Коррекционно-образовательная работа строится на основе интеграции способов и методов дидактического синквейна, развивают и совершенствуют мыслительные способности дошкольников с нарушением речи, позволяют мыслить более продуктивно. Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Лексический принцип построения непосредственно образовательной деятельности играет важную роль в активизации и расширении словаря, получении знаний об окружающем мире, облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, закрепляет знания по изученным лексическим темам, способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Самым сложным типом речи является мыслительная деятельность, рассуждение. Дидактический синквейн имеет несколько иное построение и не основывается на слоговой зависимости. Его характеризует смысловая и синтаксическая заданность каждой строки.
Дидактический синквейн – технология, не требующая особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников.
В заключение мы хотим сказать, что технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем:
Эффективность нашей работы в данном направлении подтверждается данными итогового исследования связной речи. Оценивая использование с овременной технологии в логопедии синквейн , мы отметили, что у детей улучшились показатели в лексико-грамматическом оформлении высказывания с адекватным использованием лексических средств. В меньшей степени наблюдается стереотипность грамматического оформления и нарушение порядка слов. Грамматические конструкции употребляются детьми в виде сложных, распространенных предложений, обеспечивается её логическая завершенность.
Таким образом, использование современной технологии «Дидактический синквейн» как средства коррекции связной речи позволяет значительно улучшить качество речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003
6. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005).
7. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).
Синквейн в работе учителя-логопеда
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Дидактический синквейн — это инновационная методика, которая помогает развивать детскую речь.
Бесплатные занятия с логопедом
В педагогике используют разные технологии обучения. Дидактический синквейн — это инновационная методика, которая помогает развивать детскую речь.
Инновационные логопедические технологии
Любые новшества используются только в качестве дополнительных мер. Су-джок терапия, пальцевой массаж, сенсорное воспитание и другие методы могут усиливать эффективность традиционных технологий.
Дидактический синквейн в работе с дошкольниками
Педагог должен ясно представлять, как использовать нетрадиционные формы обучения. Только тогда они принесут пользу детям.
Особенно эффективно такая технология показала себя в коррекции общего недоразвития речи.
Актуальность технологии «дидактический синквейн»
Нарушения речи тяжело поддаются коррекции. Даже после нескольких лет работы с логопедом у детей наблюдаются проблемы с построением устных высказываний. В отличие от дошкольников с нормой, малыши с ОНР нуждаются в большем количестве времени для формулирования ответа.
Дидактический синквейн помогает развивать речь. Подобная технология была придумана в начале XX века. Под ней понимали особое пятистрочное стихотворение, которое не рифмовалось.
Задачи
Технологии в логопедии применяются разные и конкретный метод подбирается с учетом индивидуальных особенностей развития детей. В дошкольном возрасте лучше всего корректировать устную речь, так как она является базой для письма и чтения.
Важно! Не стоит откладывать решение проблемы на потом, так как чем раньше выявлено нарушений, тем быстрее оно будет устранено.
Дидактический синквейн в работе с дошкольниками решает главную задачу — обучением емкому мышлению. Дети учатся мыслить кратко и красочно. После подобного обучения они легко выделяют главные характеристики предмета.
Алгоритм составления
В детском саду с малышами занимаются разные педагоги. Воспитатель может учить дошкольников правильно составлять синквейны. Для этого ему нужно придерживаться простого алгоритма.
Для подобного занятия достаточно выделять 10-15 минут в день.
Синквейн всегда состоит из пяти строк. Первая — это одно слово, которое является примером. Вторая — два прилагательных, которые описывают предмет. Третья — три глагола или деепричастия. Четвертая — небольшое словосочетания, которое выражает отношение автора. Пятая — одно слово, которое является ассоциацией.
Подобная тренировка играет большую роль в речевом развитии. Работа может проводиться в разных вариантах. Детям можно предложить составить рассказ по готовому синквейну, улучшить предложенный вариант или провести анализ неполного стиха.
Задания по логопедии
В детском саду дети активно занимаются весь день. Поэтому каждый урок должен был насыщен разными играми, которые помогают достигать нужных целей.
Синквейн в логопедии для дошкольников применяется для коррекции ОНР. Для начала малышам предлагают потренироваться в составлении. Для этого специалист показывает картинку яблока и спрашивает: «Что это?».
Важно! Чтобы дети смогли составить синквейн — педагогу нужно строго следовать алгоритму.
Следующее упражнение — к яблоку нужно подобрать два признака. Не стоит ограничивать креатив детей. Например, можно остановиться на «красное» и «блестящее». Дальше сложнее: необходимо назвать три действия, которое делает фрукт.
Подойдут: «висит», «зреет», «растет». Потом детей просят сформулировать личное отношение к яблоку. Например: «Я люблю есть яблоки». Последний этап — слово, которое четко характеризует предмет — фрукт.
Еще один вариант работы — это когда на занятиях в детском саду малышам дают готовый синквейн. Они должны найти в нем ошибки.
Бегает, кусает, воет.
Синквейн благоприятно влияет не только на речевое развитие, но и на мыслительное. Можно давать детям карточки для индивидуальной работы. Еще один вариант упражнения — заполнение пропусков.
Белые лепестки, желтая середина, гадания.
Мне нравится букеты из _____
Важно! В случае затруднений педагог помогает. Все синквейны подбирают в соответствии с возрастом ребенком.
Мнемотехника
Задания по логопедии для дошкольников бывают очень разными. Каждое решает определенную проблему. Новые приемы позволяют делать процесс обучения увлекательным.
Мнемотехника — это система, которая обеспечивает эффективное запоминание текста.
В детском саду малыши часто учат стихи и загадки, но не всем это легко дается
Для этой техники составляется рисуночная таблица, где один рисунок — это слово. Такая зрительная опора позволяет легко учить текст. Подобное средство можно использовать в любом возрасте, в том числе и в начальной школе.
Воспитатель берет простое четверостишие, выразительно читает его, а потом разбирает с ребенком. После с ним проговаривают каждый символ. Постепенно малыш сформирует связь между таблицей и предложениями.
Математика
Логопедические дидактические игры могут решать разные задачи. Например, дошкольник может считать изображенные предметы и это будет развивать не только речь, но и мышление.
Такие задания как «один-много», «много-один», «посчитай» и т. п. способствуют формированию представлений о математике. Не менее важны темы «больше-меньше», «ближе-дальше» и т. п.
Специалист может использовать большое количество логопедических приемов. Многим дошкольникам нравится конструкторская деятельность и развивать ее помогает «Лего».
Важно! С помощью игры можно развивать лексику, грамматику и учить детей связно говорить.
Особенно такие задания хорошо воспринимают в младшем дошкольном возрасте. Из деталек малыши могут собирать разные фигурки и описывать их. По готовым проектам легче составлять рассказ.
Лего можно использовать на подгрупповых занятиях. Для этого у каждого ребенка должен быть свой комплект деталек. Их применяют для усвоения звукового анализа (тогда выбирать зеленые, синие и красные части), развития мелкой моторики и т. п.
Примеры логопедических дидактических игр
Развитием ребенка нужно заниматься с раннего возраста. Для этого используют специальные игры для тренировки высших психических функций.
Логопедическое домино
Такая игра легко делается своими руками или ее можно купить в магазине. Она состоит из разрезных карточек, которые нужно соединять по совпадающему рисунку.
Логопедическое домино используют для автоматизации звука. Для этого подбирают соответствующие комплекты карточек. Подобная игра делает закрепление нового звука интересным.
Связка двух схожих картинок позволяет ребенку научиться выстраивать логические связи.
Как составить логопедическое панно
На деревянной или крепкой картонной основе крепят съемные материалы — листы с извилистыми дорожками, дерево с подвижными листочками, бусы на нитке и многое другое.
Логопедическое панно используют на индивидуальных занятиях со старшими дошкольниками.
Квест
Увлекательная игра, где нужно решать разные задачи, очень нравится детям. Для нее разрабатывают специальный сценарий.
Важно! Для начала педагогу нужно продумать ход занятия, после — подготовить весь необходимый реквизит.
Детей в средней группе можно разделить на две команды. Им задают разные загадки, дают задания и следят за качеством выполнения. Соревновательный момент позволяет их мотивировать.
Сказки
С помощью таких текстов проводят артикуляционную гимнастику или знакомство со звуком. В таком облике ребенку проще воспринимать тему. На фронтальном занятии детям логопед рассказывает сказку о язычке и других органах речевого аппарата.
Подвижные игру в ДОУ
Не только в детском саду, но и в начальных классах дети отличаются высокой подвижностью. Поэтому для них проводят специальные игры с мячом или другим предметом. Можно передавать его и называть определенные характеристики предметы, вспоминать слова на определённый звук и т. п.
Программа для подготовительной группы
Педагог в своей работе обязан опираться на конспекты, которые отражают основные этапы занятия. Написание их позволяет правильно выстраивать процесс обучения.
Поэтому специалист может воспользоваться рабочей программой воспитателя логопедической подготовительной группы под авторством Нищевой. В ней рассматривается учебный план, методы и приемы работы, необходимые пособия. Обязательно указываются детали взаимодействия воспитателя и логопеда.
Конкурсы для дошкольников
Не только подвижные логопедические игры помогают развивать интерес к учебе. Разные соревнования тоже этому способствуют. Например, в детском саду можно провести логопедические конкурсы для дошкольников.
Важно! Дети могут участвовать в эстафетах и других подобных мероприятиях.
Можно провести соревнование в лесу, например, кто больше соберет шишек или найдет спрятанные вещи. В саду для конкурсов делают специальные загадки, задачи — «найди 4 лишнего», «исключи предмет» и т. п.
Подгрупповое логопедическое занятие
Для проведения урока логопед использует определенные формы организации дошкольников. Эффективно делить их на небольшие группы, так как это позволяет малышам лучше трудится.
Тема «Весна»
Логопедическое занятие по теме «Весна» направлено на расширение словаря и усвоение основных представлений об этом времени года. Для его проведения можно использовать презентацию.
Для начала логопед задает тематическую загадку, после чего детям задают наводящие вопросы о том, что они знаю о времени года: какая погода бывает весенней, что происходит в этот период и т. п.
Специальные распевки способствуют развитию речевого слуха и интонации. Тексты подбирают в соответствии с уровнем развития детей. Желательно петь их по нотам.
Обязательно подбираются тематические задания — «какие птицы прилетают весной», «что происходит в это время года, а что нет» и т. п. Логопедическое занятие «Весна» в старшей группе может проводить в форме праздника.
В логопедии используют разные методы и приемы. Каждый из них помогает решать определенные проблемы.
«Методическое пособие по использованию технологии синквейн в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи»
Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется сухостью, лишена образности, яркости. Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии.
Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет довольно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Просмотр содержимого документа
««Методическое пособие по использованию технологии синквейн в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи»»
Государственное казенное коммунальное предприятие «Детский сад № 14» города Павлодара коррекционного типа для детей с нарушениями речи» отдела образования города Павлодара акимата города Павлодара
«Методическое пособие по использованию технологии синквейн в коррекционной работе
с детьми с общим недоразвитием речи»
Г.Павлодар, 2017 г./ж.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется сухостью, лишена образности, яркости. Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии.
Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет довольно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Итак что же такое синквейн??
Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его в начале 20 века американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на японскую поэзию. Традиционный синквейн состоит из пяти строк. Нас, учителей-предметников, интересует дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.
Итак, мы с вами сегодня познакомимся с методическим приемом, который называется синквейн
СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Для чего используется:
обогащает словарный запас;
подготавливает к краткому пересказу;
учит формулировать идею (ключевую фразу);
позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
получается у всех.
Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово-резюме, слово-ассоциация, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Цель применения синквейна в коррекционной работе с детьми с ОНР – совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом, формирование у детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Подготовительным этапом при работе над синквейном являются дидактические игры на уточнение, расширение и совершенствование словаря по разным лексическим группам и темам и составление детьми загадок (с помощью воспитателя). Игры включаются в разные виды деятельности детей, в режимные моменты и непосредственную образовательную деятельность. Например, игры по лексической теме наиболее близкой детям «Игрушки»:«Узнай игрушку», «Чудесный мешочек», «Назови ласково», «Один- много», «Чего не стало?», «Разрезные картинки», «Чего не хватает?», «Кто что делает?», «Назови часть целого» и др. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок:
• Какой? – Что бывает таким же?
• Что делает? – Что (кто) делает так же?
• На что похоже? – Чем отличается?
Актуальность выбранной темы
Актуальность технологии «синквейн» заключается в следующем:
Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.
Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.
Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу.
Учит определять грамматическую основу предложений.
Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас.
Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.
Технология синквейн – открывает новые возможности; современная практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу воспитателя.
– гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.
– способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
– является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
– носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
Теоретическая база исследования
В логопедической практике присутствуют трудности в обучении связной речи, так как неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (память, внимание, мышление). Данная технология не только развивает и обучает детей но и заинтересовывает их, что положительно влияет на мышление, память, внимание.
История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли.
Дидактический синквейн нельзя рассматривать как самостоятельную технологию – она лишь часть, включаемая в логопедические технологии, отметила В.М. Акименко «Новые педагогические технологии», способствующая внести в работу новые способы взаимодействия педагога и ребёнка.
Н.Терентьева указывает, что слово синквейн происходит от французского “пять”. Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна: первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею, вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль, третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы, четвертая строка -предложение из нескольких слов, показывающая отношение к теме, пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Н.Д.Душка в своей работе «Синквейн в работе по развитию речи»,основной чертой синквейна выделяет его вариативность. Могут быть использованы такие варианты работы как: краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы – без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить); полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексики.
Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями коррекционной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат, Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии».
Практический этап работы над синквейном начинается в старшем дошкольной возрасте в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Для детей, не владеющих чтением, предлагается алгоритм с графическими схемами, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют совместно с родителями и«читают их» в поэтическом кресле под музыку для всех детей.
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
К примеру: Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Это уже элемент синквейна. Проанализировав полученные результаты,корректируем представления детей о данном понятии. Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Изучение темы завершено. Синквейн – достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.
На следующем этапе задания усложняются:
• составление краткого рассказа по готовому синквейну;
• коррекция и совершенствование готового синквейна;
• анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части – синквейн –загадка(например, дан синквейн без указания темы, но так чтобы другие догадались, о чем идет речь) и т. п.
Пример синквейна. Лексическая тема «Игрушки»
2. Круглый, гладкий
3. Прыгает, катится, сдувается
4. у меня есть круглый, гладкий мяч.
Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра.
Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.
Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.
На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.
При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
составление синквейна по прослушанному рассказу;
коррекция и совершенствование готового синквейна;
анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее определить).
Сказка о Веселом Язычке – веселая логопедическая игра.
Сказка о Веселом Язычке.
В небольшом, но очень красивом домике жил-был Веселый Язычок. Вот такой.
показываем и прячем язык, открывая и закрывая рот.
Он был маленький и очень веселый.
Ему обычно не сиделось на месте. То он выходил во двор и там бегал высунуть язык, приоткрыв рот и подвигать им из стороны в сторону.
То поднимался в гору поднять кончик языка вверх, пытаясь дотянуться до носа.
Или скатывался с горки вниз. Высунуть язык, опустив его кончик вниз, проведя от нижней губы по направлению к подбородку.
А еще Веселый Язычок умел менять свой внешний вид.
Он мог стать то узеньким и длинным показать узенький язык. А то становился широким как лопатка. Расслабить мышцы языка, положить его на нижнюю губу, приоткрыв рот. Или вообще сворачивался трубочкой. Показать как.
Веселый язычок был аккуратным хозяином
и часто убирал в своем домике. Он подметал пол из стороны в сторону и из глубины к дверям. Провести кончиком языка по нижнему небу справа налево, а потом с внутренней части по направлению к челюстям.
Потом принимался обметать и потолок. Те же движения языком делать по верхнему небу. Справа налево. И из глубины неба к зубам, по центру, а потом по бокам.
Не забывал и о стенах дома. Те же движения по внутренней части щек.
Но особенно Язычку нравилось красить забор, который стоял вокруг его домика. Сначала он красил внутреннюю часть забора провести языком по внутренней части верхних зубов сначала справа налево, а потом последовательно по зубкам от их корня к краю. И то же по нижним зубкам.
Вот какой теперь красивый забор. А что же наш Язычок забыл покрасить забор с внешней его стороны? Давай ему поможем. Движения языком по внешней стороне зубов от края до края, а потом вертикальные движения. Сначала верхние зубы, потом нижние.
Когда Веселый Язычок хотел повеселиться,
он принимался за расширение границ своего домика. Не знаешь, как он это делал? А вот так. При закрытом рте проводить языком по верхней челюсти, между губой и зубами. Натягивая и выпячивая кожу верхней губы как бы надувая ее. Аналогичные движения и с нижней губой.
Больше всего Язычок, бесспорно, любил надувать свой домик как шарик, а потом исправлять стенки дома, чтобы они не растянулись. Надуть воздухом пузырь в щеках и руками разбить его. Ох, и весело же тогда было Веселому Язычку! Вот так, вот так. Особенно он любил наблюдать, какой смешной звук при этом вырывается изо рта.
Чтобы стенки домика оставались гибкими и эластичными, он тренировал, их как спортсмен. Надувал воздухом, а потом втягивал стенки вовнутрь. Вот так. Надуть пузырем щеки на выдохе, а на вдохе втянуть их внутрь, чтобы видны были ямки или очертания челюстей.
Ох, и любил же Веселый Язычок побаловаться!
Знаешь, как он играл с дверью домика? Он просто хлопал ею, открывая и закрывая по много раз. Вот так. Раз, два, три, четыре..
Открывать и закрывать рот медленно или быстро, вытягивая губы вверх-вниз, или вправо-влево, открывая рот широко или чуть-чуть. Он делал это по-разному. Мог резко открыть, громко хлопнув дверью, особенно когда закрывал ее. Открывать и закрывать рот со звуком
А в другой раз любил лишь тихонько приоткрыть дверцу, чтобы никто не видел, что он выглядывает во двор. Иногда делал щелочку высокой, а иногда – широкой и узенькой. А когда ждал гостей, то широко распахивал двери домика, приглашая в гости: «Заходите, пожалуйста. Жду».
А как ты думаешь, Кто приходил в гости к Веселому Язычку?
Что они делали и как играли?
Чем угощал Язычок своих гостей? –
Дайте малышу проявить фантазию и продолжить сочинять сказку.
Вы можете эту сказку менять на свой лад.
Можно не все упражнения выполнять за один раз, разделить логопедические занятия с ребенком на несколько сессий. Главное – интерес.
Как только вы видите, что ваш проказник отвлекается, медленнее или не так старательно выполнет движения, «сворачивайте» сказку и заканчивайте занятие.
Играя с малышом 2-3 лет, вообще не акцентируйте внимание на качестве выполнения движений. На этом этапе важно, чтобы он научился сознательно руководить движениями языка, губ, щек.
Занимаясь с ребенком 4-5 лет, уже добивайтесь тщательности выполнения движений.
Обратите внимание на то, что эту сказку замечательно можно использовать и для многих других обучающих задач.
— Обучению счету – сколько раз сделать одно упражнение
— Ориентировке в пространстве – право — лево, вверх-вниз, внешняя и внутренняя сторона.
— Ориентировке во времени – быстро медленно, сильно — легко.
— Развитие фантазии, творчества, расширение словарного запаса. Если ваш сын или дочка проявляют инициативу и придумывают другой сюжет и другие движения — поддержите их начинания.
С точки зрения взрослого цель этой сказки — развитие мышц речевого аппарата. Дифференцирование и осознанность движений. Все остальное — игровой сюжет.
Сказу можно проигрывать
— сидя друг против друга. Посматривая друг на друга, и копируя движения.
— А можно уютно усевшись, все эти баловства проделывать у зеркала.
Очень весело будет и взрослым и детям!
Будьте готовы к тому, что малышу захочется заняться такой гимнастикой и в общественном транспорте, и при ваших гостях. Одна девочка жаловалась мне, что папа наказал ее, когда она стала показывать ему в троллейбусе, как в садике училась красиво говорить. Ей было важно уточнить кто прав – папа, который говорит, что кривляться и облизывать губы нельзя. Или я, которая учу детей этому.
Так что нам, взрослым, нужно всегда быть начеку, готовыми к самым неожиданным вопросам наших юных вундеркиндов.
логопедические занятия с детьми мы только официально так серьезно называем. А фактически это прекрасное веселое времяпрепровождение с нашими любимцами. Причем, с большой пользой и удовольствием для всех участников.
Артикуляционная гимнастика «Сказка о весёлом Язычке»
Неструева Оксана
Артикуляционная гимнастика «Сказка о весёлом Язычке»
Для того, чтобы ребёнок научился правильно говорить такие сложные звуки, как С,, З, Ш, Ж, Л, Р, его губы и язык должны обладать силой, гибкостью, уметь долго удерживать нужное положение, а также легко совершать переходы от одного движения к другому. Научиться этому поможет артикуляционная гимнастика, положительный эффект которой возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно. Чтобы упражнения не казались скучными, я адаптировала артикуляционную гимнастику для детей-дошкольников в виде «Сказки о весёлом Язычке».
Сказка о весёлом Язычке
Жил-был Язычок в ротике-домике. (показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)
Вокруг домика стоял красивый заборчик! (губы в улыбке, зубы обнажены-повторить 3-5 раз)
А на крыше домика была высокая труба. (губы в трубочку-повторить 3 раза)
Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко. (широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза)
Посмотрел язычок на солнышко (язык поднять вверх к носу,
потом на травку (язык опустить вниз, понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).
Гулял, гулял Язычок, увидел качели, решил покачаться на них (язычок тянуть вверх к носу, затем вниз к подбородку-по 5 раз)
Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против)
Потом захотелось ему пить (язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5 раз).
А потом он стал чистить зубки (рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам-по 3 повтора).
Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес (цокать).
А в лесу он увидел грибы и стал их собирать (язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-5 раз).
А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки (рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую-по 5 раз).
Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены,язык за нижними зубами:С-С-С-С,
И Язычок услышал,как зашелестели листочки на деревьях :Ш-Ш-Ш (язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).
А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д… (рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)
Как хорошо в лесу!
«Сказочная» артикуляционная гимнастика Развивать речевую моторику детей помогает необычная сказочная артикуляционная гимнастика. Для её проведения необходим красочный демонстрационный.
Артикуляционная гимнастика Артикуляциооная гимнастика залог хорошей речи ребенка. При произношении различных звуков каждый орган занимает определенное положение.
Артикуляционная гимнастика Консультация логопеда для родителей «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» Своевременное овладение правильной,.
Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения у детей закреплялись, становились более прочными.
Артикуляционная гимнастика Упражнения артикуляционной гимнастики[/b] УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА 1. Поднимание и опускание плеч. При поднимании – вдох через нос,.
Артикуляционная гимнастика Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №272» Г. Ижевск ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ Составитель:.
Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той.
Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика 1. «Распевка» пропеваем гласные звуки Аааааа, оооооо, уууууу, ыыыыыы, ээээээ А – как можно широко раскрыть.
Конспект НОД по ЗКР во второй младшей группе «Сказка о весёлом язычке» Тема: «Звуковая культура речи: звуки Б и Б’». Цель: формирование у детей чёткого произношения звуков Б и Б’ (в звукосочетаниях, словах,.
Артикуляционная гимнастика в младшей группе Младшая группа Артикуляционная гимнастика Работа над развитием артикуляционного аппарата, является одной из первостепенных задач, в работе.