Школьный логопед: Методическая разработка урока в первом классе. Тема звуки Б-Бь

Методическая разработка урока в первом классе для группы учащихся с ФФНР. Тема: звуки Б-Бь

Тема урока: ЗВУКИ Б-Бь

1) Образовательная: формирование полноценных представлений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками б-бь, учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.

2) Коррекционно-развивающая: уточнение имеющихся у детей в словаре слов, дальнейшее обогащение словарного запаса, развитие мелкой моторики.

3) Воспитательная: развитие внимания, памяти.

Оборудование: картинка белки, изображение дупла в дереве, корзинка, картинки грибов, красные, синие и зеленые кружки, картинка саней.

1. Сообщение темы урока.
Сегодня будем знакомиться с новым звуком, но сначала…

2. Развитие мелкой моторики пальцев …

Поиграем мы немножко.
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем.
Их сжимаем разжимаем.

3. Теперь догадайтесь какой звук мы будем учиться слушать.
Для этого послушай стихотворение и скажи, какой звук чаще всего повторяется.

Бык бодается с быком
Убегают все кругом
Береги бегун бока
От бодливого быка.

Назови слова с -б-, которые услышал.
Придумай еще слова с этим звуком.

4. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

– Произнеси звук.
– Что работает, когда говорим -б-?
– Какой он, гласный или согласный, почему?
– Поиграем в игру слоники- лягушки .

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам.

– Закрой ушки и послушай, звонкий он или глухой.

5. Сегодня мы отправимся в лес.

Какое сейчас время года?
Мы с вами были уже в осеннем и летнем лесу, а сейчас отправимся в какой Лес? (зимний)

В лес мы поедем на чем? Догадайтесь сами.

Взял дубовых два бруска.
Два железных полозка.
На бруски набил я планки
Дайте снег готовы…(санки)

На одни санки сядут те дети, у кого на рисунке предмет с —б- вначале слова, на другие те, у кого — б- в середине слова.

Вывод: где мы не слышали -б- ? (в конце)

6. Пока едем на санках, отгадай загадку.

Встал он прямо у дорожки.
Не идут от страха ножки.
И мычит бедняга — му, му, му.
Шаг я сделать не могу. (это бычок)

Корова -теленок -бычок- бык.

Звуковой анализ слова -бык- .
Сколько в слове гласных, согласных, слогов?
Назови звуки по порядку.

Игра со словом -бык- бак- бок- бук-..

7. Вот мы и в лесу.

Отгадайте, что за зверюшка встречает нас в лесу..
Поиграем в рифму.

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну конечно это (белка)

Как догадались, что это белка? Дикое или домашнее это животное?

а) замените в слове белка второй звук на звук (у)
какое слово получилось? (булка)

б) замените второй звук на звук (а)
какое слово получилось? (балка)

в) как назвать детенышей белки?
(бельчата, бельчонок)

г) как сказать, если белок много?
БЕЛКИ

поставь ударение на гласную и
что такое белки (яичные белки)?

8. Дифференциация (Б)-(Бь) по твердости-мягкости

Что любит белка? (грибы, орехи)
Давайте накормим белку. Срываем шишки и отдаем ей те, на которых картинка с (бь), а остальные про запас.

9. Работа над предложением

Где живёт белка? (В дупле)
А медведь? А собака? А белка? А заяц?
Составь предложение о том, что больше всего любит белка?
Белка любит грибы.
В каких словах услышал звук –б- ?

10. А сейчас мы возвращаемся в школу.

Поиграем в игру «Детёныши животных»

Жил — был маленький щенок,
он подрос, однако,
и теперь он не щенок-
взрослая …(собака)

Читайте также:
Использование метода БОС в коррекционно-логопедической работе с детьми школы V вида

Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал…(конем)

Бык-могучий великан,
В детстве был… (теленком)

Толстый увалень баран-
Тоненьким (ягненком).

Этот важный кот Пушок-
Маленьким… (котенком),
А отважный петушок
Кро-о-о-хотным… (цыпленком)

А из маленьких гусят
Вырастают… (утки)

Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
А.Шибаев

10. Итог занятия.
Какой звук слушали? Расскажи о нём.

Дунаева Надежда Николаевна.
Учитель-логопед 1-ой категории
МОУСОШ №19 г. Камышина,
Волгоградской обл.

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Звуки Б, Бь. Буква Б».

Светлана Катина
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Звуки Б, Бь. Буква Б».

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: “Звуки Б, Бь. Буква Б“.

Составила: учитель – логопед Катина Светлана Викторовна

• научить детей различать звуки Б – Бь по акустическим и артикуляционным признакам.

• развивать у детей фонематические процессы;

• дифференциация звуков на слух и в произношении;

• упражнять в выделении звуков [б], [б’] в начале и середине слов;

• упражнять детей в делении слов на слоги;

• развивать пространственное восприятие, внимание и память;

• воспитывать у детей интерес к родному языку, умение работать в коллективе, аккуратность.

Оборудование: зеркала, картинки для звукоподражания; предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки Б и Бь; презентация; буква Б, карандаши.

Ход занятия:

1.Организационный момент: Дети стоят вокруг логопеда.

Логопед: Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк.

Раздаётся звонок телефона. Логопедимитирует разговор и в конце диалога говорит: – Конечно, мы постараемся помочь (кладёт трубку). Ребята, в зоопарке случилась беда. Все звери сбежали, нас попросили помочь. Чтобы наши животные вернулись в зоопарк нам нужно выполнить правильно все задания.

2. Знакомство со звуками Б, Бь.

Логопед вскрывает конверт. Логопед: А вот и первое задание.Зачитывает загадки: Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

Он идёт неторопливо,

Зацепил хвостом он сук.

Полосатый он, красивый.

Зверь хозяйственный. (Барсук)

Колючка вкуснее, чем множество блюд.

Её обожает горбатый. (Верблюд)

От банана до банана,

Ловко скачет. (Обезьяна)

Широк, приземист, мускулист,

Силён и крепок, как штангист.

Красавцем, правда, не слывёт

Большеротый. (Бегемот)

Под водою целый склад!

Плот из веток мастерят.

Зубы так у них остры!

Точат дерево. (Бобры)

Походу отгадывания загадок, на доске появляются картинки.

Логопед вместе с детьми произносит названия животных, интонационно выделяя звук Б и Бь.

Логопед: А кто из вас самый внимательный? Какие звуки чаще всего повторяются в этих словах?

Дети: Звуки Б и Бь.

Логопед: Эти два звука мы сегодня будем учиться различать.

3. Характеристика звуков Б, Бь. по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите внимательно на картинку!Баран играет на барабане:

Б-Б-Б. Давайте произнесем звук Б перед зеркалом. Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ). Твёрдый, обозначать будем фишкой синего цвета, звонкий (тактильно – вибрационный контроль.)

А теперь посмотрите на эту картинку.Белка играет на бубне: Бь-Бь-Бь. Произнесите звук Бь все вместе. Скажите, воздушная струя выходит свободно или встречает преграду?

Дети: Встречает преграду.

Логопед: Что мешает воздушной струе свободно выходить изо рта?

Логопед: Значит звук Бь какой?

Логопед: Ещё раз произнесите звук Бь.Какой он: твёрдый или мягкий?

Логопед: Фишкой какого цвета мы его будем обозначать?

Логопед: А ещё какой звук Бь?

Читайте также:
Диагностическая карта и приложение к обследованию речевого развития детей младшего возраста

Логопед: Чем похожи звуки Б и Бь?

Дети: Оба согласные и звонкие.

Логопед: А чем отличаются?

Дети: Б – твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета. Бь – мягкий, обозначаем фишкой зелёного цвета.

4. Игра для развития фонематического слуха «Поймай звук». Дифференциация звуков [Б] [Б`].

* Логопед: Я буду произносить различные звуки, когда услышите звук [б] или [б`] хлопните в ладоши (б, т, к, в, м, бь, н, б, кь, п, вь, б, бь).

*В слогах: Я буду произносить слоги, если услышите звук [б] хлопните в ладоши, если услышите звук [б`] – руки вперёд: ба, ко, бя, бу, та, бю, бы, би, мо, бё, бо, та.

Логопед: Молодцы!

*В словах: (На столах лежат конверты с картинками животных.) Логопед: Нашим животным нужно вернуться в зоопарк. Давайте поможем им всем найти себе нужный вагончик. В синем вагончике поедут те животные, в названиях которых есть твёрдый звук Б, а в зелёном – где есть мягкий звук Бь. Дети подходят к вагончикам и ставят свои картинки.

Пример: В слове “зебра” есть твёрдый звук Б, поэтому она поедет в синем вагоне. В слове “бизон” есть мягкий звук Бь, поэтому он поедет в зелёном вагоне.

Логопед: Все животные теперь могут вернуться в зоопарк.

5. Деление слов на слоги. Просмотр презентации.

Дети делят слова на слоги (Бегемот, верблюд, баран, барс, бобер, барсук, кабан, белка, бык, бизон, зубр, буйвол, зебра, белуха.)

Мы пришли в наш зоопарк.

Посмотрите кто нам рад?

Всех попробуем назвать.

И на слоги разбивать.

Бегемот, верблюд, баран,

Барс, бобер, барсук, кабан.

Белка, бык, бизон и зубр,

Буйвол, зебра и белуха. (С. Катина)

6. Физкультминутка «Зоопарк».

По зоопарку мы шагаем (маршируем на месте)

Бегемота там встречаем (раскачиваем туловищ из стороны в сторону)

Вот огромный бегемот

Широко открыл он рот (имитирующие движение руками)

А теперь посмотри (бег, колени поднять высоко, носок ноги оттянуть)

Зебра скачет впереди.

Зебру мы перехитрим –

На носочках пробежим (бег на носочках)

Кобра, как лента по земле скользит,

И её движение нам надо повторить. (волнообразное движение рукой)

Обезьянка к нам спустилась с ветки.

Поиграть решила с вами детки (прыжки вправо и влево)

Но закончилась игра

Возвращаться нам пора. (вернуться на свои места)

7. Знакомство с буквой.

Логопед: Звуки Б и Бь живут в домике под названием “Буква Б(Демонстрация буквы Б.)

Буква Б – смешной Барашек

Спрятался среди ромашек.

Он за буквой А стоит,

Из кудряшек состоит (К. Зелёная)

Напишите эту букву пальчиком на столе, в воздухе.

8. Закрепление образа буквы.

Каждый барашек скажет тебе,

Очень уж любят они букву (Б)

Помогите барашку найти и обвести все правильные буквы Б.

Б Ь Р Б Ъ Б Б В Ъ Ь Б Р

9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед: С какими звуками мы познакомились? Назовите животных в названиях которых есть звук Б, а теперь назовите животных со звуком Бь.

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М» Тема: Звуки М-Мь, буква М Цель: Познакомить детей с буквой М. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков М-Мь в слогах,.

Конспект фронтального логопедического занятия во 2 классе «Согласные звуки [В], [В’], буква В» Тема: Согласные звуки В, Вь, буква В. Цель: Закреплять правильное произношение согласных звуков В, Вь в словах. Задачи: Обучающие: -уточнить.

Читайте также:
План-конспект речевого праздника: Путешествие в весенний лес

Конспект группового логопедического занятия с детьми второго класса «Буква Ь: смягчающий и разделительный» Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 2 – го класса при артикуляционно – акустической дисграфии на тему: «Буква «ь»: смягчающий.

Конспект логопедического занятия для детей дошкольного возраста с ОНР по теме: «Транспорт» Интеграция образовательных областей: • Речевое развитие • Познавательное развитие • Физическое развитие Цель: – активизировать словарь.

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста по теме «Животные жарких стран» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран» (животное, хищник, джунгли,.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для подготовительной группы (дизартрия) по теме «Осень. Звуки [к][к’]» Образовательные задачи: Закрепить представления детей об осени и ее приметах Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень».

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Родственные слова» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Родственные слова» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Цель: Познакомить.

Конспект занятия в средней логопедической группе по теме «Звуки [П]-[П’], буква П» Конспект занятия в средней логопедической группе Тема занятия: Звуки П- ПЬ, буква П. Коррекционно-образовательные задачи. Закрепить навыки.

«Звуки [с]-[с’]. Буква с». Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста ЗВУКИ С – Сь БУКВА С Цель:автоматизация и диференциация звуков С и СЬ в словах, фразах, чистоговорках. 1. Коррекционно – образовательные.

Тема занятия: «Звук [б] – [бь]»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Тема занятия: “Звук [ б ] – [бь].

Цель занятия: познакомить детей со звуками [б] – [бь].

Скачать:

Вложение Размер
log.zanyatie.docx 366.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Звук [Б] и [Б’]»

Цель: познакомить детей со звуками [б] – [бь]

  • Учить характеризовать звуки [б], [бь].
  • Учить выделять изучаемый звук на фоне слова.
  • Учить звуковому анализу слов.
  • Учить выделять звук в слове.
  • Учить четко, произносить изучаемые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении.
  • Расширять и уточнять словарный запас по теме «Дикие животные» и «Домашние животные»
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать внимание и память.
  • Развития артикуляционной моторики.
  • Содействовать воспитанию интереса к занятиям, умения контролировать себя, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

1. Организационный момент.

Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)

2. Сообщение темы.

Сегодня на занятие к нам придут два гостя, а кто они, вы должны отгадать.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. ( Белка )

-А кто ещё, отгадываем.

Носит он крутые рожки.

У него копытца-ножки.

Тёплый шерстяной кафтан.

“Бе-е” нам скажет кто? ( баран )

-Баран и белка это кто?

– Белка – это, какое животное?

-Давайте с вами, определим, с какого звука начинаются эти слова?

– Вы догадались какие звуки мы с вами сегодня будем изучать? – познакомимся со звуками [б] и [бь]

3. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

– Какой орган участвует в произнесении звука –[б]?- губы

Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

– Какой он, гласный или согласный, почему?

– Закрой ушки и послушай, звонкий он или глухой.

Звук [б]: согласный; твердый, звонкий.

Звук [бь]: согласный, мягкий, звонкий.

4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши»

-Хлопните в ладоши, если услышите звук [б-бь].

б, т, в, б, к; да, ба, ду, ка, би, ру; баран, корова, бык, забор, сорока…

5. Физминутка

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

6. Поиск слов, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь] .

– На листочке изображены картинки, вам нужно определить на какой звук начинаются эти предметы, если на [б], то мы обводим их синим карандашом, а если на [бь], то зеленым карандашом.

-Молодцы! Вы, всё правильно определили.

7.Звукобуквенный анализ слова.

  • Давайте с вами разберем слова (белка и баран).
  • Делим на слоги.
  • Считаем сколько букв в слоге.
  • Определяем буквы.

-Определяем позицию звука в слове.

С каким звуком мы сегодня познакомились и работали на занятии?

Что мы узнали про звуки [б]-[бь]?

Что общего у них?

Кому было трудно?

Что больше всего получалось на занятии?

Вам понравилось занятие?

Вы очень постарались. Спасибо вам большое за занятие.

Конспект логопедического занятия “Звуки [б], [б’]. Буквы Бб

Разделы: Логопедия

Цели:

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • уточнить артикуляцию звука [б];
  • уметь соотносить его с буквой;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • совершенствовать звуковой анализ слов.

Задачи:

  • Образовательная:
    • формировать полноценные представления в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками [б-бь];
    • учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.
  • Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, просодическую сторону речи.
  • Воспитательная: развитие внимания, памяти, формировать “ситуацию успеха”.

Оборудование: красные, синие и зеленые кружки, предметные картинки, раздаточный материал: слоги, буквы, пособие “Развивайте ум детей”.

Ход урока

1. Организационный момент

– Вы у меня какие?

(- Умные, старательные, любознательные)

(- Не только смотреть, но и видеть
Не только слушать, но и слышать.
Не только говорить, но и думать.
Дружно и плодотворно работать).

– Замечательно. Начинаем плодотворно работать.

Сегодня будем знакомиться с новыми звуками и буквами, но сначала.

2. Развитие мелкой моторики пальцев .

Поиграем мы немножко.
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем.
Их сжимаем, разжимаем.

Ребята, давайте вспомним, какому правилу нас научил наш друг Звукознайкин.

(Звуки мы слышим, и говорим, а буквы видим и пишем).

3. Артикуляционная гимнастика

Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)

Физкультура получилась хороша.

4. Сообщение темы

Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).

Сегодня мы познакомимся со звуками [Б] и [Бь] и буквамиБб.

Назови слова с этим звуком.

5. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

– Что работает, когда говорим -б-?Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

– Какой он, гласный или согласный, почему?

– Поиграем в игру слоники – лягушки.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам.

– Закрой ушки и послушай, звонкий он или глухой.

Звук [Б]: согласный; твердый, звонкий.

Звук [Бь]: согласный, мягкий, звонкий, губной.

6. Произношение звуков [Б], [Бь] в слогах. Развитие координации движений

Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на барабане, трубе и балалайке. Давайте поиграем вместе с ними. На барабане: бам-бом-бум-бим;

  • На трубе: би-ба-бо-би-ба-бо;
  • На балалайке: ба-бо-бу-ба-бо-бу.

7. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом

Бим спрашивает, зачем вам эти цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)

А что это за замки и почему они разноцветные?

(В этих замках живут звуки.

В красном замке живут гласные звуки, в синем – твердые согласные, а в зеленом – мягкие согласные.)

Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую – красный.

Даю вам звуки [б], [а]. Какой слог получился? (ба).

А теперь Бом дает вам звуки [б],[о].

Верните ему слог. (бо).

Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука [м]).

Бим дает вам кружочками слог би.

Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим.

Кто сможет на доске составить схему слов Бим и Бом?

8. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки [Б],[Бь]. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.

Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Б]).

Где вы произносили звук [Б]? (В начале слова).

А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Бь]).

Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).

А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).

9. Развитие фонематических представлений.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками [Б]и[Бь].

(Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

10. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти.

Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”

На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.

Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать, какого предмета не стало. (Не стало булавки).

Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога).

11. Физминутка.

– Самое время отдохнуть.

Спал цветок (дети присели на корточки)
И вдруг проснулся (встали, руки на пояс)
Больше спать он не хотел (наклоны в стороны)
Встрепенулся, отряхнулся (встряхивают руками)
Взвился вверх (руки вверх)
И полетел (машут руками, садясь за парты).

12. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

– Чтобы гномикам не было так грустно, мы подарим им песенку.

13. Знакомство с буквой Б. Чтение слогов

Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь).

А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки?

Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научилЗвукознайкин? (Буквы мы видим и пишем).

Что вам напоминает эта буква?

Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

Найдите эту букву у себя в Звуко-буквенном замке.

Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее.

Бим и Бом хотят, чтобы мы научили их читать.

Прочитайте, что Бим хочет сказать Бому? (Ба, бо, би, бу, бы).

А кто сможет из букв составить их имена? (Бим, Бом).

14. Фонематическое восприятие. Выделение звука [Б]

– из ряда звуков: П, Б, В, Т, Б, П, Ф, Б

– из ряда слогов: ПА, БА, БЫ, ПЭ, БУ, ПО

– из ряда слов (отобрать картинки со звуком [Б])

– определить позицию звука [Б] в слове.

15. Печатание буквыБ и слов с буквой Б.

16. Организация окончания занятия

Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками [Б] и [Бь].

Давайте вспомним слова со звуками [Б] и [Бь].

(Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).

Звуки Б-Бь. Буква Б.

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

(4 уровень ОНР)

«Звуки Б – БЬ. Буква Б.»

Цель: Формировать звуко-буквенную связь между фонетическими характеристиками звуков Б – БЬ и зрительным образом буквы Б.

Закрепить умение давать характеристику звука «Б».

Закреплять умение слышать и вычленять звуки «Б-БЬ» из звукового ряда, слогов и двухсложных слов.

Образовательные результаты:

Умеют давать характеристику звуку «Б».

Умеют вычленять звуки «Б-БЬ» из звукового ряда, слогов, двухсложных слов.

Оборудование: картинки: ухо и рот; глаз и ручка; таблицы корректурных проб; символы для обозначения звуков; зеркала; сигналы светофора – синий, зеленый; буква Бб печатная, письменная; «слоговое дерево – сосна»; карточки со слогами; предметные картинки; набор слов; текст; слоговая таблица; компьютер, экран, проектор, презентация .

Лингвистический материал:

Звуки: Б, Н, Т, Б, Б’, В, Л, З, С, Б, Б’;

Слоги: ба, то, не, бу, бя, са, би, бы, бё, аб, баб, бо, бё, об, боб, бы, буб, бу, бю, уб, бу, ыб, быб, биб;

Слова: бусы, бил, буквы, бал, балет, билет, бег, бор рубанок, кубик, береза, бусы, голубика, воробей, голуби, шуба, рыба, бумага, бегемот, дубы, зубы, губы.

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед: Сядет тот, кто назовёт месяца.

Основной этап:

а) Сообщение темы занятия:

Логопед: Сегодня мы будем работать с новой буквой и ее звуками. Чтобы догадаться с какой – надо отгадать загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотела,

Он вспорхнул и улетел.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Логопед: С какого звука начинается слово « бабочка », « белочка »? (Ответы детей).

Логопед: Кто догадался о каких звуках и какой букве будем говорить? (О звуках Б-БЬ и букве Б).

б) Характеристика звука:

Логопед: Возьмите зеркала, произнесите звук [Б].

– Дайте характеристику звуку «Б».

Работаем по алгоритму:

– Губы сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются;

– Расстояние между зубами и положением языка зависит от следующего за звуком [Б] гласного;

– Воздушная струя встречает преграды: мешают губы, зубы, язык. Значит звук согласный;

– Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются в результате чего образуется голос. Значит он звонкий.

– В слове бабочка первый звук [Б] – он согласный, звонкий, твердый. Символ – синий цвет.

– В слове белка первый звук [Б’] – он согласный, звонкий, мягкий. Символ – зеленый цвет.

в) отработка умения узнавать отрабатываемый звук среди других:

Игра «Два светофора». Звуки [Б] –[Б’] хотят перейти дорогу, помогите им.

– Возьмите на парте две сигнальные карточки. Если услышите звук БЬ – поднимите зелёный сигнал светофора, если звук Б – синий сигнал.

– Б, Н, Т, Б, Б’, В, Л, З, С, Б, Б’,

– Ба, то, не, бу, бя, са, би, бы, бё,

– бусы, бил, буквы, бал, балет, билет, бег, бор.

– Каким звукам помогали переходить дорогу? Чем отличаются звуки?

– Что обозначает слово «бор»? (сосновый лес)

г) развитие фонематических процессов:

Логопед: В бору щенок Бимка и большая собака Барбос искали слова со звуками [Б] – [Б’]. Помогите им, соотнесите схему с местом звука в слове (начало, середина, конец).

Схемы на доске с позицией звука и картинки: рубанок, кубик, береза, бусы, голубика, воробей, голуби, шуба, рыба, бумага, бегемот.

– Какие слова помогли найти Бимке (Со звуком [Б])

– А Барбосу? (Со звуком [Б’]). Что общего у этих звуков, чем отличаются?

Логопед: Звуки Б – БЬ на письме мы будем обозначать буквой Б.

Показ печатной и письменной буквы.

Логопед: Чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).

д) Работа над зрительным образом буквы:

Логопед: Посмотрите, на что похожа буква Б? (Ответы детей).

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

– В каком ряду на ленте букв стоит буква Б? (В первом ряду).

Логопед: Из каких элементов состоит буква Б?

– Какой первый элемент у буквы?

– Дальше полукруг пишется внизу, вправо.

– Следующий элемент палочка сверху, вправо.

Логопед: Попробуем напечатать эту букву в воздухе.

И – раз, и – два, и три.

– Теперь выложите эту букву из поволоки, которая лежит у вас на парте.

е) Динамическая пауза:

Гимнастика для глаз:

Вдаль посмотрим и под ноги

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро

Словно стрелочка часов,

Проведем глазами дружно

Ну а дальше – будь здоров!

Пальчиковая гимнастика:

Собирайтесь звери в стаю,

Я вас всех пересчитаю:

Серый волк, лиса, барсук,

Куцых зайцев сорок штук.

И другой народец верный:

Галок, соек и ворон.

Ровным счетом миллион.

Логопед: Напечатаем в тетрадь заглавную и строчную букву, чередуя их. (Печатаем до конца рабочей строчки).

ж) Корректурная проба:

Логопед: На столе у вас карточки, зачеркните в ряду букв букву Б.

П Б В Д Б Г Б Т Б

з) Развивать зрительно-пространственную ориентировку:

Логопед: Читаем слоговую таблицу. Начинаем читать со слога БА в верхнем левом углу.

Логопедическое занятие по обучению грамоте «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б» в 1 классе

Управление образования администрации города Трёхгорного

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 110»

Логопедическое занятие по обучению грамоте «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б»

в 1 классе

МБОУ «СОШ № 110» г. Трёхгорный

Логопедическое занятие по обучению грамоте «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Образовательные:
Познакомить с буквой Б, вспомнить звуки [Б] и [Б’]. Формировать умение выделять звуки в слогах, словах, предложениях; навык звукового анализа и синтеза.

Развивающие:
Учить дифференцировать звуки [Б] и [Б’].
Развивать фонематическое восприятие, логическое мышление, связную речь, формировать навыки работы с деформированным предложением

Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность.

Проектор, экран, индивидуальные зеркала, мяч, картон, пластилин, дощечки, демонстрационные карточки, угощение – бублики (баранки).

Ожидаемые результаты:

– различают звуки «гласные» и «согласные»;

– называют слова со звуком [Б] и [Б’], определяют позицию звука в слове;

– определяют «твердость – мягкость» согласного звука;

– запоминание графического образа буквы;

– уметь соотносить морфемы с графемой.

Ход занятия

– Здравствуйте, ребята! Начинаем наше интересное занятие.

– К Вам из сказочного леса пришла Белоснежка. Она пришла к Вам с просьбой, два гномика совсем перестали ее слушаться, не хотели заниматься и убежали далеко от нее. Ходили, бродили гномики по лесу да и не заметили, как заблудились.

Поможем Белоснежке найти ее гномиков?

Мимические упражнения

– Белоснежка сначала рассердилась на них (покажите мимикой как).

Потом испугалась (покажите мимикой), но, а затем решила, что обязательно их найдет и улыбнулась (радость – покажите мимикой).

– На пути Белоснежки будут встречаться разные препятствия, дикие звери, Вас это не испугает? Тогда отправляемся в путь на поиски двух гномиков.

А чтобы мы сегодня с вами четко, правильно говорили, нам нужно сделать гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

Лопаточка (под счет до 10)

Иголочка (под счет до 10)

На пути Белоснежки будут встречаться разные препятствия, дикие звери, вас это не испугает? Тогда отправляемся в путь на поиски двух гномиков.

Давайте, вспомним какие бывают звуки? – Гласные и согласные

На какие группы делятся согласные звуки? – Твердые и мягкие
И первый на пути встречается нам зайка. Он хочет, чтобы вы отгадали загадки, тогда он вас пропустит дальше.

Он тугой и толстокожий

Стукни палочкой. – бам, бам!

Загремит. Смолчать не сможет

Какой первый звук в слове БББББарабан?

Звук [Б], согласный. Почему согласный? Твердый, звонкий (как можно проверить, что звук звонкий?).

Это кто с большим хвостом

Прячется за тем кустом?

Уж зима не за горами.

Погрызет орешки мелко,

Кто, ребята, это? БЕЛКА

Какой первый звук в слове БьБьБелка?

Звук [Б’]. Согласный. Почему согласный? Мягкий, звонкий (как можно проверить, что звук звонкий?).

Правильно. Ребята, как Вы думаете, какая сегодня у нас тема занятия? Сегодня на занятии мы будем с вами повторять звуки [Б] и [Б’] и выучим букву Б.

Выделение звуков [Б] и [Б’] из ряда других согласных звуков

Хитрая лиса – плутовка, совсем запутать Вас хочет, она хочет с Вами поиграть в игру «Поймай звук».

Дидактическое упражнение «Поймай звук». Когда услышите звук [Б] – хлопните в ладоши один раз, а когда услышите звук [Б’] – топните ногой.

Т Г Б П В К БЬ Н М Д ББЬБ П Х БЬ Г БП В К БЬ Н М Д ББЬБ П Х БЬ

Молодцы. Отправляемся дальше.

Произношение звуков [Б] и ]Б’] в слогах. Развитие координации движений.

А на пути нам встречается большой камень, и чтобы его сдвинуть попробуйте повторить за мной слоги сначала с твердым звуком [Б], затем с мягким [Б’].

/ / – БА // // – БО / // // – БЕ // / // – БИ

Молодцы. Идем дальше.

Уже стемнело, нужно поторапливаться!

А кто же нас теперь поджидает на пне? Да это же волк!

Определи место звука в слове

Я приглашаю вас вместе с белочкой поиграть.

Видишь белочка скакала

В лесу ягоды считала. (пальчиком считают)

Ох, считать не сосчитать! ( шагают)

За день, за два и за месяц!

Даже мудрая пчела (пальцем показывают)

Сосчитать бы не смогла.

А теперь белочкапредлагает вам поиграть в игру «Скажи наоборот». Игра с мячом.

Я кидаю вам мяч, Вы его ловите, и при этом я называю слова с твердым звуком [Б]. Вы меняете твердый звук [Б] на мягкий [Б’] и возвращаете мне мяч.

были — забили

побыть —побить

Ребята, помним, что бить кого-нибудь это очень плохо.

Молодцы. А нам нужно отправляться дальше.

Ребята, звуки [Б] и [Б’] мы повторили, теперь познакомимся с буквой Б.

Что вам напоминает эта буква?

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Прописывание буквы Б пальцем в воздухе, лепим из пластилина.

Перед вами лежат кусочки пластилина, попробуйте правильно и красиво вылепить букву Б. (во время лепки звучит музыка)

Вылепленные буквы дарят гостям.

Чтение закрытых и открытых слогов

Посмотрите гном приготовился на старт, он будет бежать, а мы читать слоги.

На экране слоги-слияния.(читаем по стрелочке)(гномик бежит к букве)

А теперь гномик побежал в обратную сторону, читаем обратные слоги.

Логопедическое занятие “Звуки [Б], [Б’]. Буква Б”; 1 класс

Конспект логопедического занятия для подготовительного, 1 класса,

с использованием интерактивной доски

(с пояснениями к использованию).

Звуки [Б], [Б’]. Буква Б.

ГКОУ ЛО «Назийский центр

социальной адаптации и профориентации»,

учитель-логопед Торгашева

Татьяна Владимировна,

Образовательные:

Учить характеризовать звуки [Б], [Б’].

Закрепить зрительный образ буквы Б .

Учить подбирать слова на заданный звук, слог.

Коррекционные:

Учить выделять изучаемый звук на фоне слова.

Учить четко произносить изучаемые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении.

Учить выделять звук в начале, в конце, в середине слова.

Учить звуковому анализу слов.

Расширять и уточнять словарный запас по теме «Мебель».

Развивать процесс чтения.

Развивать мелкую моторику.

Развивать внимание и память.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к мебели.

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, SMART Notebook File – «Звук и буква Г», рабочие тетради, ручки, карандаши, индивидуальные зеркала, предметные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Страница 1. – Здравствуйте! Отгадайте загадки:

Лоб крутой, рога кольцом –

удалец из удальцов.

Он противник очень строгий,

не свернёшь его с дороги:

Без разбору на – таран,

а зовут его …(баран) («Клик» на спрятанной картинке напротив загадки, появляется изображение ответа.)

Знают этот фрукт детишки,

Любят этот фрукт мартышки.

Родом он из жарких стран,

В тропиках растёт …(банан) («Клик» на спрятанной картинке напротив загадки, появляется изображение ответа.)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) («Клик» на спрятанной картинке напротив загадки, появляется изображение ответа.)

– На какой звук начинаются отгадки? (Отвечают)

– Правильно, тема нашего занятия «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б».

2. Ход занятия.

1) Страница 2. – Назовите картинки:

белка, бык, бочка, бобёр

– Что общего у этих разных слов? (Отвечают)

– Конечно, они все начинаются на звук [Б]. Придумайте, пожалуйста, новые слова, которые начинаются на звук [Б].

2) Страница 4. – Возьмите зеркала и произнесите звук [Б]:

– губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выходом воздуха;

– горлышко «работает». Значит звук, какой? (звонкий).

(Во время характеристики звука интерактивным пластиковым маркером красного цвета педагог рисует поднятие спинки языка к нёбу и путь воздуха, сталкивающегося с этой преградой.)

– Послушайте внимательно ( педагог произносит твёрдый звук, затем мягкий). – Одинаково ли звучат звуки? (отвечают). Правильно, есть твёрдый звук [Б], обозначаем его синим кружком (справа от картинки кликнуть рядом с верхней чёрной точкой, появится синий кружок) и мягкий звук [Б’], обозначаем его зелёным кружком (справа от картинки кликнуть рядом с нижней чёрной точкой, появится зелёный кружок).

3) Страница 5. – Перед вами картинки и звуковые домики. Вам нужно определить есть ли в слове звуки [Б], [Б’] и поставить кружок в нужное окошко (звуковые домики, кружки синего и зелёного цвета, предметные картинки). (Выполняют дети: пластиковым маркером или рукой передвигают кружки соответствующего звуку цвета (мягкий или твёрдый) в нужное окошко.)

– Помним, ребята, что первое окошко – это…(начало слова), второе – это – …(середина слова), третье – это …(конец слова). (Работа с домиками и кружками).

Устно: кабан, труба, баня, губы.

4) Страница 6. – На уроках обучения грамоте вы уже познакомились с буквой Б . Давайте выполним несколько упражнений с буквой Б .

На что похожа буква Б ? (Ассоциативные картинки).

Буква Б проснётся рано.

Буква Б бочёнок с краном.

Умывайся! Будь здоров,

Богатырь Борис Бобров.

Разыгралась буква Б

И бараном блеет: – Бэ-э.

Буква Б с большим брюшком,

в кепке с длинным козырьком.

5) Страница 7. – Прочитайте слоги и расставьте их к картинкам:

ба, бы, бу, бо ( бобёр, бабочка, букет, бык ).

(Выполняют дети, интерактивным маркером или рукой расставляют слоги в нужные ячейки. Нажатием на надпись Check делается проверка правильности.)

6) Страница 8. Физкультминутка.

– Давайте немного передохнём. Встаньте около парт:

Под весёлые напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова поклонись! ( Выполняют упражнения вместе с педагогом).

Игра «Доскажи словечко»:

Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян,

Я звонкий круглый …(барабан)

Из кармана у Аркашки

Вечно сыплются …. (бумажки)

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну конечно, это … (белка)

7) Страница 9. – Продолжаем работать с буквой Б . Нужно нажать на мелькающие картинки и, когда картинка остановится, прочитать все слова под ней, подобрать правильное слово и кликнуть на него рукой или интерактивным маркером (если ответ неправильный, можно сделать несколько попыток).

8) Страница 10. Игры с буквой, работа в тетради.

– Откройте ваши тетради! (В тетрадях заранее вклеены распечатанные задания.)

– Закрасить детали с буквой Б, печатной и письменной. (Получится бабочка.)

– Пропечатать в тетради заглавную и строчную букву Б . (С помощью интерактивного маркера и функции «цветные перья» показать на примере выполнение задания.)

9) Страница 11. Обогащение и активизация словаря.

– Ответьте на вопросы (употребление предлогов):

Где хранят одежду? (В шкафу).

Где люди обедают? Где сидят? (За столом).

На чём вы сидите? (На стуле).

Где ещё можно сидеть? (на кресле, на диване).

(При правильных ответах кликать на место справа от синей точки, появляется картинка с изображением предмета.)

– Как назвать все эти предметы, одним словом? (Мебель.)

– Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о мебели.

Страница 12.

«Один – много» (употребление существительных в единственном и множественном числе).

«Назови ласково» (так же можно использовать страницу 12):

«Из чего сделана мебель?» (образование относительных прилагательных):

Мебель из кожи – кожаная

Мебель из дерева – …

Мебель из пластмассы – …

Мебель из металла – … и т.д.

«Для чего это нужно?» (употребление сложных предложений с союзом «для того, чтобы»):

– Для чего нужен стул?

– Для чего нужна кровать?

– Для чего нужен диван?

– Для чего нужен шкаф?

– Для чего нужен комод?

– Для чего нужен сервант? … и т.д.

«Как нужно ухаживать за мебелью?» (беседа).

– Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: