Шипящие звуки – Картотека индивидуальных логопедических занятий

Картотека индивидуальных логопедических занятий [Шипящие звуки]

Картотека индивидуальных логопедических занятий для автоматизации и дифференциации шипящих звуков

Предлагаю вниманию логопедов картотеку индивидуальных занятий с детьми с ОНР. Картотека предназначается для автоматизации и дифференциации шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста. Занятия комплексные и охватывают все разделы логопедической работы с детьми.

Звук [Ш]

1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ш]

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

2. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

3. Постановка звука [Ш]

4. Игра «4 лишний» ( по теме недели)

5. Игра «Один – много» (существ. ед и мн. числа)

Утка — , утюг — , улитка — , улица — ;
Антенна — , арбуз — , аптека — , ананас — ;
Ива — , индюк — , иволга — , игрушка — ;
Обруч — , Оля — , ослик — ,

6. Слоговая структура слов (игры)

7. Игра «Внимательные ушки» — выделение гласных звуков: А,У,И,О,Ы из ряда звуков:

8. Связная речь : составление рассказа – описания по схеме (по теме недели)

9. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».

Звук [Ш]

1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ш]

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка», «Грибок», «Лошадки».

2. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

3. Развитие воздушной струи – упражнение «Послушный ветерок».

4. Постановка звука [Ш]

5. Игра «4 лишний» ( по теме недели).

6. Игра «Найди звук» (А,У,И,О) в начале и конце слов

7. Развитие связной речи — пересказ рассказа «Овощи»

8. Слоговая структура (игры)

9. Игра «Найди отличия»

Звук [Ш]

1. Звук [Ш] –рассматривание положения артикуляционных органов, губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком со щелью», язык поднят вверх, воздух теплый, струя направлена вверх.

2. Слоги и слова:

Ша-ша-ша – шапка шо-шо-шо – шов
Ша-ша-ша – шаль шо-шо-шо – шёпот
Ша-ша-ша— — шахматы шо-шо-шо – шок
Ши –ши-ши – шина шу-шу-шу – шуба
Ши-ши-ши – шипы шу-шу-шу – шутка
Ши-ши-ши – шиповник шу-шу-шу – шум

3. Слоговые ряды:

Ша-шо-шу-ши шу-ши-ша-шо
Шо-шу-ши-ша ши-ша-шо-шу

4. Слова и предложения

а) Маша наши
Даша ваши
наша уши
каша шея

б) Маша под душем моет шею и уши.
Наша Маша под душем моет шею и уши.
Даша под душем моет шею и уши.

5. Игра в мяч – припоминание слов со звуком Ш.

6. Игра «Запомни, повтори»
Шапка – шуба – шиповник – шёпот

7. Игра «Назови ласково»: Маша — , Саша — , Даша — ,

Звук [Ш]

1. Звук [Ш] (длительное и многократное произнесение)

2. Слоги и слова:

Аш-аш-аш – ваш уш-уш-уш – мушка
Аш-аш-аш – наш уш-уш-уш – ушки
Аш-аш-аш – башня уш-уш-уш – пушка
Аш-аш-аш – кашка иш-иш-иш – мишка
Ош-ош-ош – кошка ыш-ыш-ыш – мышка
Ош-ош-ош – мошка ыш-ыш-ыш – пышка

3. Слоговые ряды:

Аш-ош-уш-ыш уш-ыш-аш-ош
Ош-уш-ыш-аш ыш-аш-ош-уш

4. Выбор слов со звуком [Ш] из рассказа «Кошка и мышка».

Все ушли из дома. Одна кошка сидит на окошке. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе пышка. Мышка ест пышку. А кошка – с окошка и за мышкой.

5. Слоговая структура слов (игры)

6. Звуковой анализ: АШ, ОШ, УШ, ЫШ

7. Игра «Один и много» (слова со звуком [Ш])

8. Игра «Назови ласково»: машина — …, шишка — …,

9. Игра «Телеграф» (деление слов на слоги): шапка, шарф, шина, машина, шары, шиповник.

Звук [Ш]

1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ш]

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Звук [Ш] (длительное и многократное произнесение)

4. Слоговые ряды:

Шка-шко-шку-шки ашк-ошк-ушк-ишк
Шко-шку-шки-шка ошк-ушк-ишк-ашк
Шку-шки-шка-шко ушк-ишк-ашк-ошк
Шки-шка-шко-шку ишк-ашк-ошк-ушк

5. Заучивание скороговорки:

«Тише, мыши, тише, мыши,
Кот сидит и еле дышит»

6. Подбор предметов к признакам:

Плюшевый плюшевая плюшевое
Пушистый пушистая пушистое

7. Связная речь: составление рассказа по опорным словам с использованием сюжетной картинки «Мишка» (Алёша, машина, шесть, бабушка,дедушка, мишка, плюшевый)

8. Звуко-слоговой анализ (Маша, душ)

9. Слоговая структура (игры)

10. Игра «Запомни-повтори)

Каша – машина – шишка – кукушка
Мышка – кошка – шапка – пушка
Мошка – уши – Даша – Саша

Дифференциация [С]-[Ш]

1. Звуки [С]-[Ш] (попеременное произнесение)

2. Повторение звука С, слоговых рядов, слов, чистоговорок.

3. Повторение звука Ш, слоговых рядов, слов, чистоговорок.

4. Слоговые ряды:

са-ша ша-са са-са-ша ша-ша-са
со-шо шо-со са-ша-ша ша-са-са
су-шу шу-са са -ша-са ша-са-ша
сы-ши ши-сы

5. Игра «Подарим картинки Сане и Маше»

(носки, аист, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки, мешок, стакан, шишки, космонавт, подушка, кувшин, кукушка, сосна, пылесос)

6. Игры на развитие памяти и внимания с этими картинками «Что изменилось?», «Отгадай указанную картинку».

7. Упражнение в согласовании – игра «1-2-5» с этими картинками.

8. Звуковой анализ слов: сам, шум (схема)

9. Слоговая структура слов (игры)

10. Связная речь – составление предложений из з-х слов
(схема предложений)

Дифференциация [С]-[Ш]

1. Звуки [С]-[Ш] (попеременное произнесение)

2. Игра «Наоборот»

а) слоги: са-са-са — ша-ша-ша аш-аш-аш – ас-ас-ас
со-со-со – ош-ош-ош –
су-су-су – уш-уш-уш –
сы-сы-сы – иш-иш-иш –
б) слова: уши – усы вас – ваш
шутки – посол –
кашка – масса –
Машка – Сашка –
Мишка – саман –
шины – басня –
наш – мыс –

Читайте также:
Творческое рассказывание по картине В дельфинарии

3. Заучивание чистоговорки:

«Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,
А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка»

4. Подбор признаков и действий на звуки [С]-[Ш] к предмету:

Кошка
Большая спешит
Пушистая дышит
Смешная шалит
Ушастая спит
Плюшевая ест

5. Звуковой анализ: шуба, сады

6. Игры «Один-много».

Дифференциация [С]-[Ш]

1. Звуки [С]-[Ш] (попеременное произнесение).

2. Слоговые ряды:

Сна-сно-сну-сны асн-осн-усн-ысн
Сно-сну-сны-сна осн-усн-ысн-асн
Сну-сны-сна-сно усн-ысн-асн-осн
Сны-сна-сно-сну ысн-асн-осн-усн

Шна-шно-шну-шны ашн-ошн-ушн-ышн
Шно-шну-шны-шна ошн-ушн-ышн-ашн
Шну-шны-шна-шно ушн-ышн-ашн-ошн
Шны-шна-шно-шну ышн-ашн-ошн-ушн

3. Рассказ «Сосна» (заучивание или пересказ)

Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке,- большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой. А сзади доносится шум соснового леса.

4. Выделение из рассказа слов

– со звуком С;
– со звуком Ш.

5. Отгадывание загадок — описаний о перелетных птицах.

6. Игра «Телеграф» (деление слов на слоги):

сам, шуба, сок, шары, сапоги, салют, шапка, шины, самокат, шиповник, шум, сын, сани.

Звук [Ж]

1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ж]

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

2. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

3. Постановка звука [Ж]

4. Игра «4 лишний» ( по теме недели)

5. Игра «Один – много» (существ. ед и мн. числа)
Стол — …, диван — …, кровать — …, шкаф — … и т.д.

6. Слоговая структура слов (игры)

7. Игра «Внимательные ушки» — выделение звука [Ж] из ряда звуков, из начала слов (шум, жук, чай, живот, кот , Женя, Галя, животные …)

8. Связная речь : игра «Собери цветок»

9. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».

Звук [Ж]

1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ж]

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

2. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

3. Постановка звука [Ж]

4. Игра «4 лишний» ( по теме недели)

5. Игра «Назови ласково»

Стакан — …, ложка — , чашка -…

6. Слоговая структура слов (игры)

7. Игра «Внимательные ушки» — выделение звука [Ж] из слов (шум, жук, чай, живот, кот , Женя, Галя, животные …)

8. Связная речь : составление рассказа – описания по схеме (по теме недели)

9. Звуковой анализ слов (схема): жук, жаба

10. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».

Звук [Ж]

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»

4. Звук Ж –Ж – Ж (длительное произнесение)

5. Слоговые ряды:

Жа-жа – жа-жа-жа жа-жо-жу-жи
Жо-жо – жо-жо-жо жо-жу-жи-жа
Жу-жу – жу-жу-жу жу-жи-жа-жо
Жи-жи – жи-жи-жи жи-жа-жо-жу

Жаба жёлудь жук
Кожа жёлтый ежи
Лужа флажок ужи
Лежать снежок лыжи
Ножи лужок скажи

7. Игра «Длинные и короткие слова» (жук, жираф)

8. Договаривание предложений (добавляется словосочетание ежиха с ежатами в разных падежах)

– Женя побежал к лесу и увидел …
– Он подбежал поближе к …
– От Жени убежали в глубь леса …
– Женя обежал всю опушку и не нашел …
Женя очень жалел, что не может показать , где живут …

9. Игра «Логопедическое лото» (звук [Ж])

10. Игра «Запомни – повтори»

Жить – ужинать – жевать, жук – жаба – жираф и т.д.

Звук [Ж]

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Самомассаж кистей и пальцев рук

3. Длительная воздушная струя – «Вертушка»

4. Звук Ж – Ж – Ж (длительное произнесение).

5. Слоговые ряды:

Жма – жмо – жму – жмы ажм – ожм – ужм – ыжм
Жмо – жму – жмы – жма ожм – ужм – ыжм – ажм
Жму – жмы – жма – жмо ужм – ыжм – ажм – ожм
Жмы – жма – жмо – жму ыжм – ажм – ожм – ужм

6. Слова – игра «Логопедическое лото» (на зв. [Ж])

7. Заучивание – «Жук»

Жук упал и встать не может:
Ждет он, кто ему поможет.

8. Фонематическое восприятие – выделение слов на звук Ж из чистоговорки о жуке.

9. Подбор признаков и действий к предмету

Жук
Маленький летит
Жужжащий сидит
Живой жужжит

10. Звуковой анализ (схема) — жук .

11. Игра «Телеграф» — деление слов (по теме недели) на слоги.

Звук [Ч]

1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ч]

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

2. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

3. Постановка звука [Ч]

4. Игра «4 лишний» ( по теме недели)

5. Игра «Посчитай» (согласование числительных с существительными в роде и падеже) (словарь по теме недели)

6. Слоговая структура слов (игры)

7. Игра «Внимательные ушки» — выделение звука Ч из ряда звуков, из начала слов (чашка, жук, чай, живот, чемодан, Женя, Галя, черный, чайник…)

Читайте также:
Применение ИКТ в коррекционном сопровождении образовательного процесса (из опыта работы логопеда)

8. Связная речь : распространение предложений путем введения в них однородных членов предложения.

9. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».

Звук [Ч]

1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ч]

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

2. Пальчиковая гимнастика: игра с пальчиками.

3. Постановка звука [Ч].

как чикают ножницы: чик-чик-чик
паровоз: ч-ч-ч-ч-ч
вагоны: ч-ч-ч-ч-ч

5. Повтори за мной:

Слоги – ач-оч-уч-ич, уч-оч-ач, ич-оч-уч-яч.
Слова: плач, ткач, калач, дочь, ночь, печь, ключ, меч, мяч, колючка.

6. Слоговая структура слов (игры)

7. Связная речь – выучить диалог: «В магазине»

-Сколько стоит кабачок? – Кабачок? Пятачок.
-Дайте два кабачка. – Дайте два пятачка.
-Пятачок и пятачок… — Нате, гривенничек.

8. Звуковой анализ слов (схема): чум, чижи

9. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».

Звук [Ч]

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»

3. Звук Ч-Ч-Ч-Ч (длительное произнесение)

4. Повтори чистоговорки

Ча-ча-ча в комнате свеча
Чу-чу-чу молоточком я стучу
Чо-чо- чо у меня болит плечо
Чи-чи-чи у меня ключи
Чок-чок-чок у нас пятачок
Ач-ач-ач дайте мне калач
Оч-оч-оч наступила ночь и т.д.

5. Игра «Раздели слова на слоги» — тачка, бочка, водичка, ночка, печь, мяч и т.д.

6. Игра «Скажи ласково»

Цветок -… сундук — … бок — … шапка — … каблук — … замок — … подушка

7. Игра «Логопедическое лото» (звук [Ч])

8. Игра «Составь предложения» со словами: дочка, чай, почта, часы.

9. Буква Ч. Читать слоги.

Звук [Ч]

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»

3. Звук и буква Ч. Чтение слогов, печатанье.

4. Ответить на вопросы полным предложением:

-Чем отпирают замок?
-Что пьют из чашки?
-Когда светит луна?
-Кто учит учеников в школе?
-Кто приносит газеты и письма?

5. Объясни значение пословицы: «хочешь есть калачи, не сиди на печи».

6. Игра «Скажи ласково»

Цветок -… сундук — … бок — … шапка — … каблук — … замок — … подушка — …

7. Запомни и назови ряды слов:

Ночь-ночка-ночной
Почта-почтальон-почтовый
Печь-печи-выпечка

8. Выучить загадку:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу
(поезд)

Звук [Ч]

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов, печатанье в тетради.

3. Д/игра «Звук заблудился»

На болоте нет дорог
Я по кошкам (кочкам)
Скок да скок.
Синее море пере нами
Летают майки (чайки) над волнами.

4. Звуковой анализ слов: мяч, часы

5. Запомни и назови ряды слов:

Ночь-ночка-ночной
Почта-почтальон-почтовый
Печь-печи-выпечка

6. Составить предложение по картинке с предлогами: из-за, из-под. Определить количество слов в предложении. Составить схему предложения.

7. Пересказ рассказа «Бабочка» с добавлением нового эпизода. Совершенствовать навык употребления сложных предлогов.
(поезд)

Звук [Щ]

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук Щ (многократное произнесение)

3. Слоги и слова

Ащ-ащ-ащ – плащ
Ощ-ощ-ощ – хвощ, овощ, помощь
Ещ-ещ-ещ – вещь, лещ
Ящ-ящ-ящ – хрящ
Ющ-ющ-ющ- плющ

4. Слоговые ряды

Ащ-ощ-ущ-ищ ущ-ищ-ащ-ощ
Ощ-ущ-ищ-ащ ищ-ащ-ощ-ущ

Борщ, клещ, прыщ, мощь
Хищный, хищник, товарищ
Мощный, овощной, сведущ

Ащ-ащ-ащ – у Тани новый плащ
Ещ-ещ-ещ – в реке плывет лещ
Ощ-ощ-ощ – у нас вкусный борщ

7. Звуковой анализ слов: щука, щит

8. Игра «Запомни , повтори»(см. п. 2,4)

9. Подбор предметов к признакам:

Хищный хищная хищное
Мощный мощная мощное
Овощной овощная овощное

10. Печатание буквы Щ, слогов, слов.

Звук [Щ]

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук Щ (многократное произнесение)

3. Слоги и слова

Ща-ща-ща – щавель, роща, пищать
Щи-щи-щи — щит, ищи
Щу-щу-щу – щука, щупальцы
Щё-щё-щё – щётка, щёки, ещё
Ще- ще-ще – щель, щепка, щенок

4. Слоговые ряды

Ща-що-щу-щи
Що-щу-щи-ща
Щу-щи-ща-що
Щи-ща-що-щу

Площадь роща ущелье пещера ящерица щеколда площадка щипцы ящик угощать прощать сварщик защитник пища прищепка

6. Счет «1 – 10» (см. п. 3,5 выборочно)

7. Звуковой анализ слов: щука, щит

8. Заучивание скороговорки:

«Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке».
«Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу»

9. Печатание по следам анализа: роща., пища, щука, чаща. Правописание ЩА, ЩУ.

10. Игра «Измени слово»: кулак – кулачище, сила -…, рука — …, сапог -…, карман -…, топор -…, нога-…, нос -…, усы -…

Кривошеева Ирина Владимировна
учитель-логопед МБДОУ №1
г. Курганинска Краснодарского края

Шипящие звуки – Картотека индивидуальных логопедических занятий

Разработала учитель – логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ш]:

Губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются, язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Подражание сдувающемуся колесу, шарику и т.п.

Читайте также:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

2. Автоматизация в слогах:

При произнесении слогов выделяем звук [Ш], произносим его более длительно

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

При произнесении выделяем звук [Ш], произносим его более длительно.

Ша – шо – шу – ши – ше
Ши – ша – шо – шу – ше
Шо – ша – шу – ши – ше
Ше – ша – шо – ши – шу
Шу – ша – шо – ши – ше

4. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]:

Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон.

Шо, Шё: шов, шёпот.

Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь.

Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник.

Ше: шея, шесть, шелест; шептать.

Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.

5. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш] :

Ша: ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать.

Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой , тушёнка, нашёл, ушёл.

Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина.

Ше: мишень, ошейник; бушевать.

Пшено, пшённый, ковшик, кувшин, кувшинка.

6. Произносить слова со стечением согласных, выделяя звук [Ш]:

Башня, букашка, пашня, кашка, пташка, башмак, каштан; кошка, окошко, мошка, Тимошка; пушка, подушка, избушка, мушка, кукушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка; пышка, мышка, донышко, пятнышко; вишня, мишка.

7. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:

Ваш, наш, гуашь, душ, тушь, тишь, мякиш, финиш, мышь, камыш, детёныш, ешь, пьёшь, поёшь, идёшь, ландыш; ковш.

8. Заменить в словах первый звук на звук Ш:

9. Заменить в словах последний звук на звук Ш:

10. Игра на автоматизацию звука [Ш] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ш; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо. какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ш].

11. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

12. Ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш:

Каша из пшена какая?

Сок из вишни какой?

Слон не маленький, а какой?

Компот из груш какой?

Конфеты из шоколада какие?

Шоссе не узкое, а какое?

Шапка из шерсти какая?

13. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.

14. Проговаривать слова с двумя звуками [Ш]:

Шишки, штанишки, шашки, шипишь, шутишь, пишешь, шьёшь, шумишь.

15. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ш].

16. Образовать родственные слова:

мышь – (мышонок, мышата, мышиный, мышка…)

лягушка – (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник…)

17. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ш]:

Дедушкины шахматы вишнёвый компот

новая подушка тихий шаг

швейная машинка пшённая каша

шумные пташки двойной шов

дубовый шкаф бабушкина шуба

пуховая шапка новая ушанка

18. ДИ «Сосчитай до 5»:

19. Проговаривать предложения:

Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено – второй абзац и т. д.)

У Маши шуба. У Яши машина. У Антоши шапка. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью. У Яши пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.

У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка – вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке. Мама-мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки – мышата, у кошки – котята.

Шахматы и шашки у Даши в шкафу. Наша Даша под душем моет шею и уши. Дедушка и Яша едят пшённую кашу. У Антоши – машинка, а у папы – машина. Бабушка и мама готовят пышки. Наши шапки и шубы в дубовом шкафу. Паша едет на машине к дедушке и бабушке.

20. Послушать предложение, найти и исправить ошибки:

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашел Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

21. Проговаривать тексты:

Ландыши.

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей – и домой. Хороши ландыши.

22. Проговаривать чистоговорки:

Кот Шалун сидит на шторе,

Потому что Маша в школе.

Будет Маша после школы

Штопать шелковые шторы.

Петя, Петя, петушок,

Дам тебе пшена мешок,

Дам воды немножко,

Подойди к окошку.

Мышонку шепчет мышь:

– Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

Читайте также:
Применение дидактических игр, как средства развития фонематического слуха и восприятия дошкольников

– Шуметь я буду тише.

Кукушка кукушонку шьет капюшон,

Наденет кукушонок капюшон –

Как в капюшоне он смешон!

Кошка с кошелкой по улице шла.

Что же в кошелке кошка несла?

Чтоб бегать по лужам

23. Проговаривать скороговорки:

У нашего Мишки в мешке шишки.

Кукушка кукушонку купит капюшон.

Пышная подушка у Мишки под ушком.

На окошке кот Тимошка.

  1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М., 1999.
  2. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.
  3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.
  5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. – М., 2008.
  6. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. – М., 1999.
  7. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
  8. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М., 2011.
  9. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.
  10. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. – М., 1995.

Постановка и автоматизация звука Ш: речевой материал, комплекс артикуляционной гимнастики

Есть дети, которые не могут произносить слова со звуком “ш”. О таких детках говорят, что они шепелявят. Этот дефект речи может стать причиной насмешек со стороны других детей, ведь при таком звучании слова похожи на шипение, искажается их смысл.

Причины нарушения произношения звука ш

Отсутствие, искажение звука “ш” в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука “ш”:

  • Межзубной сигматизм, при котором слова со звуком “ш” получаются с оттенком шепелявости. Объясняется это укороченной подъязыковой уздечкой из-за чего язык не достаёт неба или узостью этого самого нёба.
  • Боковой сигматизм: вместо твердого звука “ш” получается хлопающий. Трудности с произношением возникают из-за открытого бокового прикуса, слабости одной стороны языковой мышц, что возникает при дизартрии у детей.
  • Носовой сигматизм: ребёнку трудно произнести его из-за напряжения в задней спинке языковой мышцы, поэтому получается “х” с носовым произношением.
  • Губно-зубной парасизматизм: “ш” заменяется на “ф”. Малышам с неправильным прикусом трудно выговаривать звук “ш”. Также искажение возникает из-за нарушения фонематического слуха сниженного тонуса языка.
  • Призубной парасигматизм: подмена буквы “ш” на “т”. Причины те же, что и при губно-зубном парасигматизме.
  • Шипящий и свистящий парасигматизм — твёрдые звуки меняются на мягкие или вместо “ш” проговаривается “с”, “з”.

Постановка звука ш

Постановка звука “ш”, а именно — коррекция профиля звука “ш”, зависит от того, по каким причинам это происходит. Иногда правильная артикуляция звука Ш наступает после визита к ортодонту, который с помощью ортодонтических конструкций расширяет верхнее нёбо, исправляет прикус. Если с зубами норма или улучшение произношения не произошло после вмешательства стоматолога, нужны логопедические упражнения. В их основе лежит выработка правильного артикуляционного уклада звука “ш”.

Правильная артикуляция

Для постановки звука Ш важно понять, как должен размещаться язык:

  • он должен быть широким с приподнятым переднем краем к верху;
  • между языком и нёбом должна образоваться щель у верхних резцов;
  • в это же время боковые края тесно соприкасаются с коренными зубами верхней челюсти.

Важное условие — абсолютная симметричность языка. Также важно положение губ: они должны складываться воронкой.

Артикуляционная гимнастика

Индивидуальное логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики для звука “ш”. Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:

  • «Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.

  • «Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.

  • «Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.

  • «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

  • “Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.

  • “Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.

Дыхательная гимнастика

Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:

  • «Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.

  • “Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.

Автоматизация звука ш

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.

Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.

Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях

Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.

  • Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где “ш” стоит сначала: ша, шо, шу.

  • После освоения идут обратные слоги — аш, уш и т. д.
Читайте также:
Практический материал (методические разработки) для проведения занятий с детьми первого года жизни

  • Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.

  • Слова на букву “ш” — следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком “ш” в конце и в середине.

  • Звук ш в словосочетаниях.

  • Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.

Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно — его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.

Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках

Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.

Игры на закрепление звука

У логопедов есть особая тактика в подходе к занятиям: ребёнку предлагают те задания, которые ему нравятся. Играющих детей в разы проще обучить, чем тех, которым скучно.

Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:

  • «Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.
  • «Помоги мышонку»: сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.
  • «Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.

Структура индивидуального логопедического занятия

  1. Артикуляционная гимнастика должна начинать каждое занятие. Это поможет подготовить мышцы языка, щёк, губ. Длительность этой части — около 5 минут.
  2. Повторение пройденного на предыдущем занятии. Если у ребёнка возникли трудности, стоит остановится на этом этапе и пройти его ещё раз.
  3. Если малыш выполняет задания легко, можно переходить к освоению более сложных этапов.
  4. Игры на закрепление материала.

Общая длительность занятий не должна превышать 20-25 минут, чтобы малыш не потерял интереса к ним.

Логопедические тетради

Дополните занятия работой в логопедических тетрадях. Используйте материал на уроках и в качестве домашних заданий. Скачайте и распечатайте задания.

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

Постановка звука Ш

Звук Ш формируется на 3 – 5-ом году жизни. Сначала ребенок произносит шипящую фонему нечетко, может заменять ее на свистящую. Произношение быстро нормализуется. Но оно остается неправильным при низкой подвижности нижней челюсти, патологическом строении речевого аппарата. При искаженном произношении твердой формы шипящего почти всегда искажается и мягкая форма. Речевой дефект требует исправления. Постановка звука Ш осуществляется в несколько этапов, включает артикуляционную и дыхательную гимнастику, занятия на автоматизацию произношения.

Причины нарушения произношения звука Ш

Если ребенок здоров, не имеет проблем со слухом и интеллектуальным развитием, то причинами искажения произношения звука Ш могут быть следующие факторы:

  1. Дефектное речевое дыхание. Ребенок говорит тихо, часто прерывается, окончание фраз сжевывается из-за недостатка воздуха в легких. Звукопроизношение искажается из-за затрудненного дыхания при разговоре. Проблему можно выявить по тому признаку, что пациент, разговаривая, выдыхает воздух через нос резко, с шумом, также на половине фразы добирает воздух короткими вдохами. При указанной проблеме возможны занятия дома. При ежедневных упражнениях, длящихся около 5 минут, положительного результата можно добиться через месяц.
  2. Дефектный речевой слух. В этом случае пациент не различает сходные по звучанию слова. Причем он полагает, что говорит правильно, так, как говорят окружающие люди. Из-за нарушенного фонематического слуха возникают трудности во время учебы в школе. Чтение и письмо даются школьнику с трудом, нередко развивается заболевание дислексия. Развитие фонематического слуха начинается еще на этапе внутриутробного развития, поэтому беременным женщинам рекомендуется беседовать с находящимся в животе плодом. Завершается развитие слуха к 4 годам, и если ребенок к этому возрасту все еще искажает произносимые звуки, то нужно вести его к педиатру и логопеду.
  3. Слабость артикуляционного аппарата. Четкость звукопроизношения определяется уровнем функциональности артикуляционной системы и качеством работы органов полости рта. При дефектном расположении и слабости органов ротовой полости произношение звуков искажается. Речь идет об аномальном прикусе, неправильном строении неба, кривом росте зубов. Все это факторы, приводящие к дизартрии. Для нормализации произношения требуется развитие языковых и лицевых мышц.
  4. Аномальное строение уздечки. У каждого человека длина уздечки – перепончатой полоски ткани под языком, индивидуальна. Но ребенок может столкнуться с дефектами речи, если уздечка слишком короткая, из-за чего язык не дотягивается до неба, не вытягивается изо рта на достаточную длину. У детей младшего возраста проблема проявляется нарушением сосательной функции, у детей постарше – формированием неправильного прикуса. Исправление проблемы сначала хирургическое (подрезание в стоматологической клинике), затем логопедическое. Обычно на операцию отправляют маленьких пациентов, у которых уздечка такая короткая, что язык практически не может подняться. Если же проблема не такая серьезная, то бывает достаточно логопедических занятий по разработке подъязычной связки.

Постановка звука Ш поэтапно

При произношении каждого звука части артикуляционного аппарата принимают определенное положение. Если органы артикуляции в момент проговаривания ставятся неправильно, то получается искаженный звук.

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме Мебель

Артикуляция звука Ш правильная, когда речевые органы располагаются следующим образом:

  1. Губы незначительно выдвинуты вперед, сложены в форме открытой трубы.
  2. Кончик языка поднимается к небу, но не упирается в него. Должна остаться щель.
  3. Язык чашеобразно выгибается, боковыми краями прижимается к внутренним сторонам верхних зубов.
  4. Голосовые связки остаются расслабленными. Воздушная струя свободно выходит изо рта.

Упражнения проводятся как у логопеда, так и дома. Но родителям, изучающим, как ребенку поставить звук Ш в домашних условиях, нужно учитывать, что занятия должны быть регулярными. Только так можно добиться быстрого положительного результата.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Ш

Первый и обязательный этап логопедического занятия – артикуляционная гимнастика. Она необходима для возвращения тонуса мышцам речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика на звук Ш может включать следующие упражнения:

  1. «Бегемотик». Пациент широко раскрывает рот на 5 секунд, затем закрывает.
  2. «Лягушонок». Необходимо широко улыбнуться, оставив зубы сомкнутыми.
  3. «Трубочка». Ребенок вытягивает губы трубой, удерживает несколько секунд.
  4. «Вкуснятина». Нужно расслабить язык, чтобы он принял плоскую форму, облизывать им верхнюю губу.
  5. «Блинчик». Плоский расслабленный язык необходимо положить на несколько секунд на нижнюю губу.
  6. «Рисование». Ребенок водит кончиком языка, как кисточкой, по небу от зубов к небному язычку.

Мимическая гимнастика

Это особая часть артикуляционной гимнастики для звука Ш, тонизирующая лицевые мышцы, подготавливающая их к работе.

Мимическая гимнастика состоит из комплекса упражнений:

  1. Движение губами вправо и влево. По 5 раз в одну и другую сторону. После небольшой паузы повтор еще 4 раза.
  2. Надувание то правой, то левой щеки. Повторы 5 раз с небольшими паузами.
  3. Сдвигание бровей и надувание щек, чтобы получилось сердитое выражение лица. Повтор 4 – 5 раз.
  4. Подъем бровей, чтобы получилось удивленное лицо. Повтор 4 – 5 раз.
  5. Чередование частого моргания и медленного открывания и закрывания глаз.
  6. Изображение любых смешных рожиц.

Чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно для сопровождения упражнений использовать стишки и рассказы. В этом будет двойная польза – развитие мимики и тренировка памяти.

Дыхательная гимнастика

Выполняется после артикуляционной гимнастики. Рекомендуются следующие игровые логопедические упражнения для постановки звука Ш:

  1. «Футбол». Логопед кладет на горизонтальную поверхность ватный шарик, предлагает пациенту забить гол в импровизированные ворота струей воздуха. Но щеки раздувать нельзя, воздух выдувается только при участии сложенных трубой губ. Желательно, чтобы логопед держал ладонями щеки ребенка во время упражнения. Выдох должен быть таким, чтобы изо рта шел цельный ровный воздушный поток.
  2. «Бабочка» на цветке. Из цветного картона вырезаются бабочка и цветок, соединяются. Логопед просит пациента сдуть бабочку с цветка способом, аналогичным вышеприведенному.

Упражнения постановки Ш от звуков Т, С, Р и гласных

Такие способы, как поставить звук Ш, распространены в логопедической практике, дают быстрый положительный результат. Осуществляются следующим образом:

  1. От звука С. Этот вариант постановки применяется, когда у пациента отсутствуют дефекты функциональности речевого аппарата. Ребенок поднимает язык к небу, расслабленно проговаривает С. Затем выпускает воздух, продолжая произносить. Выходит шипящий звук. Воздушная струя должна идти без напряжения лицевых мышц, искажения мимики. Такое упражнение помогает ребенку понять, чем свистящие звуки отличаются от шипящих. Нередко у детей проблема со звуком Ш возникает из-за смешения верхнего свистящего с нижним шипящим.
  2. От звука Т. Такой способ коррекции применяется, когда у ребенка диагностирован межзубный сигматизм. На первом этапе пациент учится дотрагиваться кончиком языка до верхних зубов, чуть выдвигая его. Так отрабатывается звук Т. Далее мягкая форма Т несколько раз проговаривается в медленном темпе. При произношении выдыхаемый воздушный поток удлиняется, кончик языка не нужно дотягивать до зубов. В результате формируется Ш.
  3. От звука Р. Такой прием практикуется, когда у ребенка нет проблем с произношением Р. Упражнение проводится перед зеркалом методом подражания: пациент следит за движениями логопеда, повторяет их. Звук Р проговаривается шепотом, воздушная струя постепенно ослабевает, прекращает вибрировать. Появляется оттенок шипения. Достаточно несколько занятий, чтобы пациент начал шипеть без предварительного проговаривания Р.
  4. От гласных А, Э, Ы. Если постановка от вышеперечисленных согласных вызывает затруднения, то можно использовать гласные. В данном случае занятия дома не проводятся, так как требуют точной и грамотной работы логопедическим зондом. Пациент проговаривает гласные, а логопед в это время посредством зонда поднимает его язык к небу.

Постановка звука Ш механическим способом

Один из эффективных способов постановки звука Ш, при котором применяется логопедический зонд. Схема действий следующая:

  1. Ребенок произносит длинный звук С в высоком положении языка. Губы должны быть растянуты в улыбке так, чтобы виднелись резцы верхнего и нижнего ряда. Между зубами должно быть небольшое расстояние.
  2. При произношении С логопед погружает в рот пациента зонд, давит им на кончик языка. Старается продвинуть язык вглубь так, чтобы сформировался шипящий оттенок.
  3. Ребенок сжимает зонд зубами, не прекращая шипения.
  4. Специалист формирует трубку из губ ребенка, сжимая пальцами уголки рта. В результате получается четкий звук Ш.

Дальше маленький пациент может тренироваться самостоятельно перед зеркалом.

Постепенно тренировки с применением зонда нужно усложнять, переходить от простого шипения к проговариванию шипящих слогов и слов.

Постановка звука ШЬ

Он же звук Щ, глухой и мягкий.

  • язык поднимается к верхней челюсти, его боковые края прижимаются к внутренней стороне зубов;
  • языковые мышцы напряжены;
  • при выдохе кончик языка давит на небо;
  • губы вытянуты трубкой;
  • между верхними и нижними зубами щель не больше 5 мм.
Читайте также:
Коррекционная работа по формированию понятий и образов мира у детей с ДЦП

Изо рта выходит более сильный теплый поток воздуха, чем при проговаривании Ш. Звучание более тягучее, напряженное. Воздух не вибрирует.

Звук ШЬ ставят после полноценного формирования Ш. Пациента просят произносить долгий звук Ш, вытягивая губы в улыбке и направляя язык вперед, пока не послышится Щ. Иногда Щ формируется самостоятельно, когда пройдена постановка всех других шипящих.

Хороший результат дают упражнения на подражание, игровые методы.

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Занятия по автоматизации звука Ш проводятся поэтапно:

  • звук ставится изолированно;
  • закрепляется в слогах;
  • проговаривается в словах и фразах;
  • закрепляется в стихотворениях, скороговорках, чистоговорках.

Дошкольники и младшие школьники проявляют больший интерес к занятиям, проводимым в игровой форме. Желательно, чтобы игры сопровождались богатым иллюстративным и текстовым материалом.

Схема автоматизации звука Ш в слогах следующая:

  • сначала проговариваются слоги, где звук Ш начальный («шо», «ша», «ше»);
  • разрабатываются слоги с начальными гласными («аш», «еш», «уш»);
  • закрепляются слоги с несколькими согласными («штора», «шут», «швея»).

Автоматизация звука Ш в словах проводится следующим образом:

  • проговариваются слова с Ш в начале, конце и середине;
  • завершаются занятия фразами и предложениями с Ш, сначала простыми, затем сложными.

Вариантов игр на автоматизацию множество. Ниже предлагаются самые популярные:

  1. «Помоги змейке попасть домой». Рисуется лабиринт. На одном его конце изображается змейка, на другом – нора. Ребенка нужно попросить провести пальцем по лабиринту от змейки к норе, при этом издавая шипение.
  2. «Помоги мышке убежать от кошки». Логопед предлагает ребенку читать слоги и слова с Ш, при этом постепенно увеличивая скорость чтения и стараясь не сбиться. По мере ускорения чтения, мышка все быстрее убегает от кошки.
  3. Логопед может составить самостоятельно или найти в интернете логопедический рассказ или сказку, где много раз повторяется звук Ш. Ребенок должен прочитать предложенный текст, не ошибаясь в произношении.

Способствование развитию речи у детей

Чтобы речь у ребенка развивалась правильно, в соответствии с возрастом, родители, консультируясь с логопедом, должны проводить следующую работу:

  • сформировать благоприятную среду общения, говорить четко и грамотно, не коверкать слова;
  • объяснять ребенку все свои действия (это важно для быстрого усвоения понятий);
  • постепенно обобщать понятия, формировать смысловые связи;
  • показывать манипуляции с различными предметами, просить их повторить с проговариванием своих действий;
  • играть с ребенком, читать с ним.

Постановка звука Ш осуществляется поэтапно, необходима для формирования красивой и четкой речи. Занятия проводятся не только у логопеда, но и дома. Для быстрого достижения положительного результата рекомендуется работать с ребенком 2 – 3 раза в день.

20 упражнений для автоматизации шипящих звуков у детей

Буква «Ш» считается одной из наиболее сложных в произношении. Чтобы добиться ясной речи у детей, проводят логопедические занятия – сначала по постановке, а затем по автоматизации шипящих звуков. Отработка – завершающий, но очень важный этап. Она нужна для формирования условно-рефлекторных связей в коре головного мозга. Когда процесс завершен, ребенок начинает говорить правильно бессознательно, без какого-либо контроля и энергозатрат.

Что нужно знать об автоматизации звуков?

Особенности развития речи таковы, что сначала ребенок начинает произносить изолированный звук. Правильное произношение в словах и предложениях детям дается сложнее и требует некоторых усилий. Например, часто можно встретить ситуацию, когда малыш ясно и четко шипит «Шшш», но вместо «шапки» продолжает говорить «сапка». Или в спокойном состоянии произносит слова правильно, а при эмоциональном возбуждении начинает «проглатывать» или заменять звуки. Это значит, что в коре головного мозга условно-рефлекторные связи сформированы не до конца. Для завершения процесса и доведения правильного произношения до автоматизма нужны тренировки.

Автоматизация шипящих звуков проводится поэтапно в определенной последовательности. Сначала делается постановка [ш], детали которой можно узнать здесь. После того как ребенок произносит отдельный звук верно, проводится его отработка:

  • в слогах;
  • в словах;
  • в предложениях;
  • в стихах;
  • в рассказах;
  • в самостоятельной речи.

Важно соблюдать именно такую последовательность. Нельзя переходить на следующий уровень сложности, если на предыдущем звук еще не отработан. Ребенок будет делать ошибки, и это может привести к формированию неправильных условно-рефлекторных связей.

Примеры упражнений

Логопедические занятия с дошкольниками проводятся в форме игры, со стишками, песнями, интересными заданиями и красочными картинками. Второй важный момент – родителям нужно мотивировать малыша на правильную речь, объяснить, почему это важно. Например, чтобы разговаривать наравне со взрослыми, читать длинные красивые стихи на празднике и т. д.

Шипящие в слогах

Начинают отработку звука [ш] в слогах с протяжных «шша», «шше», «шшо», «шшу». Затем проводится автоматизация в прямых, обратных слогах и в интервокальной позиции.

Примеры:

  • ШаШаШа, ШиШиШи, ШеШеШе, ШуШуШу;
  • ШиШаШеШу, ШуШаШоШи, ШеШаШуШо;
  • аШаШаШ, иШиШиШ, еШеШеШ, уШуШуШ;
  • иШаШеШуШ, уШаШоШиШ, еШаШуШоШ;
  • аШааШа, иШииШи, еШееШе, уШууШу;
  • иШааШоуШе, оШоеШеуШи, еШаоШуеШо.

Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных не проводится. Слоги «шта», «што», «шка» и другие отрабатывают сразу в упражнениях со словами.

Игры с шипящими в слогах:

  • Закончи слова, добавляя слоги: ка…(ша), Ната…(ша), ча…(ша), лап…(ша).
  • Повтори последние слоги в предложениях: Что-то шепчут камыши (ши-ши-ши). Это утка в камыше (ше-ше-ше). Выходи из камыша (ша-ша-ша). Нет уж утки в камыше (ше-ше-ше). Что же шепчут камыши (ши-ши-ши)?
  • Помаши руками, когда услышишь слог со звуком [ш]: па-ро-ми-ка-шу-ел-ша-ле-иш.
Читайте также:
Автоматизация звука (С) в слогах, словах, словосочетаниях - индивидуальное логопедическое занятие

Шипящие в словах

Отработка звуков в словах вызывает у детей куда больший интерес. Для начала нужно назвать малышу несколько слов на букву «Ш», намеренно говоря ее громче, и попросить повторить: шум, шар, шоколад, шило, шаль. Затем приводятся примеры слов со звуком «Ш» в конце и в середине: камыш, малыш, карандаш и каша, кошка, лягушка.

Для закрепления материала полезно использовать игры:

  1. Вместо первого звука в слове произнеси [ш]: пар (шар), губы (шубы), мышка (шишка).
  2. Добавь звук [ш] к слову: лак (шлак), утка (шутка), пион (шпион).
  3. Назови 5 слов, которые начинаются на «Ш». Можно подсказывать ребенку, указывая на предметы, которые его окружают (к примеру, шкаф).
  4. Покажи слова на картинке, в которых есть «Ш».
  5. Хлопни в ладоши или топни ногой, если услышишь звук [ш] в слове: кошка, дым, мост, шар, куст, штаны, шторы, земля, шампунь.

Шипящие в словосочетаниях и предложениях

На следующем этапе логопедического занятия ребенку предлагают повторить сложные сочетания слов, где много шипящих звуков. Сначала фразы произносят в медленном темпе, а затем в быстром. Можно также попросить ребенка запомнить от 3 до 5 словосочетаний, а затем их назвать.

Примеры:

  • петушиное перышко;
  • шерстяной шарф;
  • букашка на ромашке;
  • шелушить шишки;
  • шуршит мышка;
  • пушистая шиншилла;
  • мишка-шалунишка;
  • малышка с пышкой.

Автоматизация звука [ш] у детей в предложениях:

  1. Наш Мишутка любит шутки.
  2. Хорошо Маша готовит манную кашу.
  3. Наташа и Паша шагают к лошадке.
  4. Мама не спеша шьет шубку для малыша.
  5. Пушистая кошка на окошке слушает шорох мышей.

Шипящие в стихах и рассказах

Для закрепления «Ш» в повседневной речи ребенку полезно читать стихи и небольшие рассказы. Важно чтобы взрослый сам не допускал ошибок в произношении, говорил все слова членораздельно, четко и ясно.

«Шубу, шапку и штанишки

Сшила мышка для сынишки,

Шерстяной связала шарф

И, шурша, сложила в шкаф»

Стишки можно учить наизусть. Не обязательно это делать дома – полезно будет провести урок на улице, например по дороге в детский сад.

«Облепили лампу мошки,

Греют тоненькие ножки.

«Я нашел мешок мышей,

Улыбнулся до ушей,

Взял тишком и с тем мешком

По тропе пошел пешком»

«Кормит малышей Наташа

Из широкой плошки кашей:

— Ешь, малышка, жуй, Антошка!

Вот тебе большая ложка!»

Также малышу будет интересно задание, где нужно придумать рассказ:

  • «Чтобы Миша научился шипеть «Шшш», бабушка пообещала мальчишке купить игрушки, в которых есть этот звук. Это шахматы, шашки, машинки, петушок, конструктор с башенкой, пушка. Расскажи, как бабушка с Мишей выбирали игрушки».
  • «У дедушки Миши в доме жила пушистая кошка Маришка. Однажды на окошко к дедушке прилетел воробушек. Маришка услышала его и прошмыгнула на окошко, которое было открыто. Как ты думаешь, чем закончилась история? Что случилось с Маришкой потом?»

Шипящие в свободной речи

В течение примерно 1–1,5 месяца после начала логопедических занятий родителям нужно будет обращать внимание на речь ребенка. Важно поправлять его непринужденно и ласково. Например, ребенок говорит «масина» вместо «машина». Правильно будет обратить его внимание на ошибку фразой: «Ты хотел сказать маШШШина?» При этом не следует перебивать малыша, если он что-то рассказывает эмоционально и в спешке теряет или заменяет звуки. В первую очередь нужно удовлетворять потребность ребенка в общении и тесном контакте с родителями.

Иллюстрированные упражнения

Дополнительно можно найти интересные задания в логопедических пособиях. Так, в «Рабочей тетради по развитию речи на звуки [ш], [ж]» Н. В. Новоторцевой приведены следующие упражнения в картинках для автоматизации шипящих:

Другие интересные упражнения на тему:

При выборе речевого материала для отработки шипящих звуков нужно учитывать все имеющиеся дефекты речи у ребенка. Если он заменяет [ш] на [с] или [ж], то нельзя для автоматизации использовать слова, где они одновременно встречаются. Например, шелест, шажок, сушилка. Оптимально каждому малышу делать индивидуальную подборку с логопедом.

Картотека индивидуальных занятий с детьми (ОНР) ( ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике по теме

Данный систематизированный материал поможет начинающим логопедам организовать индивидуальную работу с детьми в логопедической группе детского сада. Этот материал я использую в своей работе с детьми уже на протяжении многих лет. Динамика развития речи детей меня радует. Думаю, что многим начинающим логопедам этот материал поможет организовать свою работу с детьми с учетом специфики речевого дефекта.

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_sh.docx 881.7 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека индивидуальных занятий логопеда с детьми с ОНР

Данный систематизированный материал поможет начинающим логопедам организовать индивидуальную работу с детьми в логопедической группе детского сада. Этот материал я использую в своей работе с детьми уже на протяжении многих лет. Динамика развития речи детей меня радует. Думаю, что многим начинающим логопедам этот материал поможет организовать свою работу с детьми с учетом специфики речевого дефекта.

Картотека индивидуальных занятий с детьми (ОНР)

  1. Артикуляционная гимнастика для звука Ш.

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

  1. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

  1. Постановка звука Ш .
  2. Игра «4 лишний» ( по теме недели)
  1. Игра «Один – много» (существ. ед и мн. числа) Утка – , утюг – , улитка – , улица – ;

Антенна – , арбуз – , аптека – , ананас – ; Ива – , индюк – , иволга – , игрушка – ; Обруч – , Оля – , ослик – ,

  1. Слоговая структура слов (игры)
  1. Игра «Внимательные ушки» – выделение гласных звуков: А,У,И,О,Ы из ряда звуков:
  1. Связная речь : составление рассказа – описания по схеме (по теме недели)
  1. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».
  1. Артикуляционная гимнастика для звука Ш.

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка», «Грибок», «Лошадки».

  1. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

  1. Развитие воздушной струи – упражнение «Послушный ветерок».
  1. Постановка звука Ш .
  1. Игра «4 лишний» ( по теме недели).
  1. Игра «Найди звук» ( А,У,И,О ) в начале и конце слов
  1. Развитие связной речи – пересказ рассказа «Овощи»
  1. Слоговая структура (игры)
  1. Игра «Найди отличия»
  1. Звук Ш –рассматривание положения артикуляционных органов, губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком со щелью» , язык поднят вверх, воздух теплый, струя направлена вверх
  1. Слоги и слова:

Ша-ша-ша – шапка шо-шо-шо – шов

Ша-ша-ша – шаль шо-шо-шо – шѐпот

Ша-ша-ша– – шахматы шо-шо-шо – шок

Ши –ши-ши – шина шу-шу-шу – шуба

Ши-ши-ши – шипы шу-шу-шу – шутка

Ши-ши-ши – шиповник шу-шу-шу – шум

3. Слоговые ряды:

  1. Слова и предложения

б) Маша под душем моет шею и уши.

Наша Маша под душем моет шею и уши.

Даша под душем моет шею и уши.

  1. Игра в мяч – припоминание слов со звуком Ш.
  2. Игра «Запомни, повтори»

Шапка – шуба – шиповник – шѐпот

7. Игра «Назови ласково»: Маша – , Саша – , Даша – ,

  1. Звук Ш (длительное и многократное произнесение)
  2. Слоги и слова:

Аш-аш-аш – ваш уш-уш-уш – мушка

  1. Слоговые ряды:
  1. Выбор слов со звуком Ш из рассказа «Кошка и мышка». Все ушли из дома. Одна кошка сидит на окошке. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе пышка. Мышка ест пышку. А кошка – с окошка и за мышкой.
  1. Слоговая структура слов (игры)
  2. Звуковой анализ: АШ,ОШ, УШ,ЫШ
  3. Игра «Один и много» (слова со звуком Ш )
  4. Игра «Назови ласково»: машина – …, шишка – …,
  1. Игра «Телеграф» (деление слов на слоги): шапка, шарф, шина, машина, шары, шиповник.

Картотека дидактических игр по коррекции произношения шипящих звуков

автор: Чариева Альбина Аманжуловна

учитель-логопед ГБУ СО «Центр ППМС» г.Саратова

Картотека дидактических игр по коррекции произношения шипящих звуков

Картотека дидактических игр по коррекции произношения шипящих звуков

Игры подготовительного этапа

1.«Веселый язычок»

Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.

Ход: ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков

2.«Как Буратино за грибами ходил»

Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков.

Ход: воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел за грабами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения.

«Футбол»

Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.

«Светофор»

Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.

Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом воспитателем ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично про водится игра со словами.

«Где звук?»

Цель: учить определять место звука в слове.

Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.

«Волшебные кубики»

Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.

«Мяч в воздухе»

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается — выходит из игры.

«Оркестр»

Цель: развивать длительный, плавный выдох.

Ход: по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки).

Игры на формирование правильного произношения шипящих звуков

Цель: формировать правильное произношение звука Ш.

Ход: водящий стоит у стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом громком движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего,

сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным произношением звука Ш.

«Лес шумит»

Цель: формировать правильное произношение звука Ш.

Ход: воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев. Деревья качаются и шумят: ш-ш-ш. воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, как деревья, когда на них дует ветер.

«Гуси»

Цель: формировать правильное произношение звука Ш.

Ход: ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к цыпленку, котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным шипением.

«Пчелы и медвежата»

Цель: формировать правильное произношение звука Ж.

Ход: дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая – медвежата. Пчелы собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав сигнал «пчелы, за медом!», дети разбегаются, перелетая с цветка на цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал «медведи идут» пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж. при повторении игры дети меняются ролями.

«Мухи в паутине»

Цель: формировать правильное произношение звука Ж.

Ход: часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж, влетая и вылетая с круга. По сигналу логопеда дети, изображающие паутину берутся за руки. Те которые не успели выбежать из круга попадают в паутину и выбывают из игры. Воспитатель следит за правильным произношением звука.

«Пчелы собирают мед»

Цель: формировать правильное произношение звука Ж.

Ход: одна группа детей изображает цветы. На головы им одевают веночки. Другая группа детей – пчелы, которые собирают мед. Пчелы летаю т вокруг цветка и жужжат. По сигналу воспитателя они летят в улей. За тем дети меняются ролями.

«Поезд»

Цель: формировать правильное произношение звука Ч.

Ход: дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз. Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ч-ч-ч. Дав поезду немного проехать ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход. На красный – поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается.

«Воробушки»

Цель: формировать правильное произношение звука Ч.

Ход: дети (воробушки) сидят на стульчиках (гнездышках) и спят. На слова логопеда: в гнезде воробушки живут и утром рано все встают дети раскрывают слова и громко повторяют: чирик-чик-чик, чирик-чик-чик. После этих слов дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя

«кошка близко» возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько раз.

«Договори словечко»

Цель: формировать правильное произношение звука Ч.

Ход: воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кирпи…, цирка…, скрипа…., и т.д.).

Игры на закрепление правильного произношения шипящих звуков

«Поймай рыбку»

Цель: автоматизация шипящих звуков в словах.

Оборудование: металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом.

Ход: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

«Помоги Маше»

Цель: автоматизация звука Ш в словах.

Ход: воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.).

«Одень ребятишек»

Цель: автоматизация звука Ш в словах.

Ход: на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.).

«Назови ласково»

Цель: автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах.

Ход: воспитатель говорит:

Захотелось ласковых нам слов. Кто из звуков нам помочь готов? Ч (Ш) – наш самый нежный звук Не откажемся мы от его услуг.

Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно ласкательным суффиксом (Юля-Юлечка, Соня-Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух- петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т.д.).

«Родители и детки»

Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах.

Ход: воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок, медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.).

«Большущие слова»

Цель: автоматизация звука Ч в словах.

Ход: воспитатель бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени:

у кошки – усы, а у тигра — ….

у птички – глаза, у дракона — …. у гномика – дом, а у великана ….

«Колечко-колечко»

Цель: закрепить правильное произношение звука Ч во фразах.

Ход: дети встают в круг, сложив ладони лодочкой. В ладонях водящего колечко. Обходят детей, водящий незаметно оставляет колечко из одного из играющих, затем выкрикивает: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Играющий с колечком, если его не успеют удержать выбегает из круга и становится водящим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: