Сензитивные периоды развития речи

Консультация для родителей «Сензитивные периоды развития ребенка»

ксения мартынова
Консультация для родителей «Сензитивные периоды развития ребенка»

Сензитивные периоды развития ребёнка.

Вы наверняка не раз замечали: ребенку никак не удавалось овладеть каким-то уменьем, но вот, проходит месяц, другой, вы снова возвращаетесь к этой теме и вдруг обнаруживаете, что кроха схватывает все, буквально, на лету.

Оказывается, в разные периоды жизни ребенок бывает особенно восприимчив к определенным влияниям окружающего мира. Такие периоды называются «сензитивными»

Сензитивный период — это период в жизни ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий, делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно

Мария Монтессори отмечала: «Если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением» (например, учиться читать, писать, «то к результату они приходят позже или не приходят совсем».

Почти все сензитивные периоды протекают до 6 лет. Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере,следующие возможности:

– знать эти периоды, их особенности наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания определенного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки уровня развития ребенка в настоящий момент;

– предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент

Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и тоже время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

Ребенок от рождения до трех лет. (Мария Монтессори характеризовала его как «духовный эмбрион») представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор эмоций родителей – в основном матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в их мире.

В возрасте от трех до шести лет ребенок, согласно Марии Монтессори, является «строителем самого себя». Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сензитивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного.

Основные сензитивные периоды:

период развития речи (0-6 лет);

период восприятия порядка (0-3);

период сенсорного развития (0-5,5);

период восприятия маленьких предметов (1,5-3,5);

период развития движений и действий (0-4);

период развития социальных навыков (2,5-6).

Сензитивный период развития речи.

Наиболее важные этапы внутри данного периодас указанием приблизительного возраста их наступления:

– В возрасте от 0 до 4.5 месяцев: ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное, поэтому дети способны поворачивать голову к источнику звучания речи;они учатся подражать звукам: ребенок делает первые попытки самостоятельно располагать произносимые звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.

Отсюда вывод: запрет на «сюсюканье», на придумывание родителями упрощенного «детского» языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Он нуждается в том, чтобы ему рассказывали, как можно больше историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка, историй – образцов хорошего стиля, разных жанров.

– В возрасте около 1 года: ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли, но одновременно ребенокпопадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, однако, воспользоваться этим “знанием” из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.

– В возрасте около 1.5 лет: ребенок начинает выражать свои чувства, желания, он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.

– В возрасте 2.5 – 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику.

– В возрасте 3.5 – 4 лет: ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно, живо интересуется символическим обозначением звуков – буквами, может работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов.

– В возрасте 4 – 4.5 лет: ребенок начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики.

-В возрасте около 5 лет: ребенокбез принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития.

Сензитивный период восприятия порядка.

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори.

Нужно иметь в виду, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом.

Читайте также:
Русский фольклор в логопедической работе

Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведения в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.

М. Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 – 2,5 лет ребенок испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2,5-летнего ребенка как капризного, непонятно чего требующего существа. А ему насущно необходим порядок,и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении, во времени и в поведении взрослых по отношению к нему.

Порядок в окружающей среде. Его соблюдение позволяет ребенку разобраться в соотношении между предметами. Речь идет о том, чтобы структурировать окружающую ребенка среду (чаще всего – предметы в квартире) таким образом,чтобы она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами: посуда – на кухне, обувь – в прихожей, одежда – в шкафу, игрушки – всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и т. д.

Ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте. И поэтому необходимо, чтобы каждое утро он видел, например, свои игрушки аккуратно уложенными и в одном и том же месте – даже если вечером они были разбросаны. В этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще формирует собственный образ порядка. И помочь ему в это могут родители, поддерживая внешний порядок вокруг него.

Порядок в отношении людей к предметам. Желательно,чтобы это отношение было культурно обусловлено: обычно принято на стуле сидеть; за столом – есть, обращаясь со столовыми приборами соответствующим образом; дверь открывать рукой, а не ногой; кофе или чай пить на кухне, а не в постели и т. д. Для соблюдения этого родителям приходится наступить на горло собственной креативности, перестать вольно обращаться с различными вещами, предметами домашнего обихода и освоить общепринятые способы действия с ними, постепенно становясь «профессионалами» в воспитании собственного ребенка.

Порядок во времени. Временные представления у маленьких детей еще не сформированы, поэтому порядок во времени заключается для них в последовательной смене событий. Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой, и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон – со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех.

После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот индивидуальный режим. Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во времени – точнее, порядка в последовательности событий. Например, последовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок. Многие из нас замечали, что в этом возрасте часто ребенок выказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, или если что-то придумывается заново. Малыш не против творчества взрослых вообще – ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя, как всегда, – значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне!

Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку. Для ребенкатакого возраста наиболее важно прочувствовать порядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему:

• Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от сегодняшнего настроения. Желательно, что они были обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать). Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале образовывать поведенческий алгоритм. В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например,связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и др.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название («Готовимся ко сну?») для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше) мог действовать самостоятельно.

• Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми. Поскольку все равно ребенок научится тому, что видит, этот тезис можно оставить без каких-либо психологических комментариев.

Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом. Это же касается уровня «внутреннего порядка» (порядка в мыслях, поступках и т. п.).

Читайте также:
Звук Р - конспект логопедического занятия

Сензитивный период сенсорного развития.

Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и проч. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке. Содержание этого длительного сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.

Сензитивный период интереса к мелким предметам.

Этот период трудно не заметить,и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т. п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.

А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей. В развитии ребенка анализ – разделение целого на части, предшествует синтезу – объединению частей.

Поэтому при игре с конструктором дети с большим удовольствием разрушают построенные родителями конструкции, и лишь спустя некоторое время, начинают строить сами. Второй важный аспект этого периода заключается в том, что этот интерес совпадает с потребностью ребенка совершенствовать свою речь. Сегодня уже практически всем родителям известно о связи речи с развитием мелкой моторики. Упражняясь с мелкими предметами, ребенок тренирует пальчики и, следовательно, речь.

Сензитивный период развития движений и действий.

Длится в среднем от 1 года до 4 лет и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все методы образования, которые ограничивают свободу движения ребенка в этом возрасте, являются препятствующими его естественному развитию. Отсюда и вывод о вреде для него и малоактивного образа жизни.

В течение этого периода имеются моменты, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения, то впоследствии его интересуют все более сложные действия, требующие определенный уровень координации, свободы и выразительности движений.

Сензитивный период развития социальных навыков.

В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т. д.

Анкета для родителей по изучению социальной ситуации развития ребенка в семье Анкета Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью изучения социальной ситуации развития ребенка в семье. 1. Считаете.

Консультация «Чем полезны пазлы для развития ребенка» Практически все родители в поисках занятий для ребенка чаще всего отдают предпочтение развивающим играм. И не зря, ведь занятия в форме.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: – осведомленность в целях,.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» “Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца” В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Дидактическая игра «Волшебные мешочки» для грамотного сенсомоторного развития ребенка» Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому.

Консультация для родителей «Периоды развития способностей детей» Часто родители задают нам, педагогам вопросы : «Когда нужно отдавать ребенка в музыкальную школу?», «Когда начинать изучать языки?», «Когда.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Читайте также:
Звуки и буквы З-Ж - конспект НОД

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей “Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка” «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Педагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенка Самая важная работа воспитателя – это работа не только с детьми, но и их родителям. Я думаю, что всем родителям бывает интересно узнать.

Сензитивные Периоды развития: Что это такое?

Обучение в благоприятный момент принесет самый большой результат.

Когда мы помогаем ребенку учиться ходить, разговаривать, читать, писать, учим его хорошим манерам, и нам, и ребенку будет намного легче, если мы будем действовать заодно с природой, заодно с заложенным ритмом и темпом. Обучение в благоприятный момент принесет самый большой результат. Один и тот же ребенок в одном возрасте будет впитывать, как губка, а в другом – выталкивать из себя знания и умения. Почему? Знакомимся с сензитивными периодами развития.

Сензитивный (или сенситивный) означает «чувствительный». Что такое сензитивные периоды развития ребенка ? Это периоды, наиболее благоприятные для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески восприимчивости. Для того, чтобы получить максимально высокий урожай моркови в огороде, мы будем учитывать сроки посева, прореживания и подкормки. Так же и в воспитании ребенка необходимо учитывать границы и особенности сензитивных периодов развития. Лучше не бороться с природой, а действовать с ней заодно, и тогда мы повышаем шанс на наиболее продуктивное развитие малыша.

« Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период,» – говорила Мария Монтессори.

Очень важно именно в сензитивный период обучать ребенка тем или иным умениям. Если он останется без влияния внешней среды, то благоприятный для обучения период пройдет без пользы для ребенка.

Сензитивные периоды также называются окнами. Окна постепенно закрываются, и после какого-то возраста человеку (и вообще живому организму) практически невозможно овладеть тем или иным умением или психической функцией.

Сам термин принадлежит известному советскому психологу Льву Семеновичу Выготскому. Сензитивный период развития по Выготскому означает, что в этот период «определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития».

Вообще сензитивные периоды развития характерны для любого живого организма.

  1. Пополнение словарного запаса: 1,5-3 года.
    Этот же период характерен развитием моторики.
  2. Знакомство с буквами: 3-4 года.
    Начало осознанной речи.
  3. Интерес к занятиям музыкой, математикой: 4-5 лет.
    Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.
  4. Развитие социальных навыков, интерес к общению: 5-6 лет.
    Письмо и чтение.
  5. Повторный всплеск языковых способностей: 8-9 лет.
    Развитие воображения. Восприятие культуры.

Таким образом, можно отметить, что сензитивным периодом для способности к чтению является период 5-6 лет. В это время ребенок быстрее всего овладеет умением читать.

Понятие сензитивных периодов более глубоко разработано итальянским педагогом Марией Монтессори. Границы сензитивных периодов даны приблизительно, и важно учитывать, что у каждого ребенка они индивидуальны. Периоды не имеют четких границ, а наслаиваются один на другой, при этом некоторые периоды постепенно заканчиваются, а некоторые продолжаются в течение длительного времени.

0-4 месяцев: Ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам .

1-1,5 года: Вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.

2-2,5 года: Лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.

2,5-3 года: Ребенок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли.

3,5-4 года: Осознанное употребление речи.

4-4,5 года: Ребенок использует речь для решения своих проблем.

5 лет: Интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать – т.е. понимать чужие мысли.

Ребенку необходим порядок в окружающей среде, во времени, в поведении взрослых . Мария Монтессори была уверена: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает». У ребенка есть своя кроватка, свое место для игрушек. Он знает, что обувь лежит в прихожей, а посуда на кухне. Малыш возмущается, если мама надела папины тапочки или если бабушка пьет из маминой чашки – из-за того, что нарушен порядок.

Порядок во времени не менее важен. Режим дня устанавливается у ребенка, как правило, в первый год жизни. Он знает, что после завтрака следует прогулка, а перед сном его купают. Ребенок буквально помешан на последовательности, и, слушая одну и ту же сказку, не терпит перестановки слов и любых изменений. На этом этапе он не оценит творческую переработку любимых стихов, а требует точного их повторения. Чувство порядка рождает в нем чувство защищенности и неизменности.

Читайте также:
Педагогический проект: Игрушка, Игра, Социальный опыт

Далее мы переходим к порядку в отношениях . Требования взрослых должны быть постоянными и конкретными. Взрослым важно быть последовательными. Почему сегодня нельзя есть сладкое, пока не закончишь суп, а завтра, когда придут гости, можно? Порядок дальнейшей жизни ребенка будет обусловлен порядком в окружающей его среде в возрасте до 3-х лет.

Согласно Монтессори, сенсорное воспитание является основой мышления, служит базой словарного запаса, математического восприятия, письма, эстетического развития. Познавание окружающего мира наощупь, утончение чувственного восприятия. Большое значение придается накоплению опыта работы ребенка с материалами самых разных форм, цветов и фактуры, чтобы развивать зрительные, слуховые и особенно тактильные ощущения.

Манипуляция мелкими предметами. После года ребенок буквально заворожен крошками, пуговицами, крупинками риса, горошинами. Очень полезно предоставить ему такие занятия, как нанизывание пуговиц или каштанов на нитку, сбор конструктора. Понятие целого и части. Сбор пирамидки, листание книги, мозаика. Известно, что речь живет на кончиках пальцев, и малыша необходимо поощрять к видам деятельности, стимулирующим чувствительность маленьких пальчиков (перебирание круп, игра с бусами, лепка маленьких деталей из теста).

Мозг развивается вместе с телом. В раннем возрасте умственное развитие идет параллельно с физическим и сенсорным. «Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий». Если сковывать естественную подвижность ребенка, это пагубно отразится не только на физическом здоровье, но и на умственном развитии, и грозит психологической скованностью.

Ребенок постепенно овладевает новыми умениями и способен к году держать стакан, когда пьет, в 1,5-2 года самостоятельно есть, к трем годам самостоятельно одеваться. Родителям очень важно позволить ребенку делать самому все, что он способен делать сам. К сожалению, мы часто торопимся и одеваем малыша, потому что так быстрее, продолжаем кормить ребенка с ложки, хотя он уже сам умеет есть. Очень важно не пропустить время стремления к самостоятельности. Если постоянно перехватывать инициативу у ребенка до пяти лет, то он не станет предприимчивым и самостоятельным.

Ребенок учится вежливости, приобщается к культуре, учится взаимодействовать с разными людьми. Усвоение форм общения. Важность общения со сверстниками, развитие умения договориться. Показательно, что в среде Монтессори материалы существовали в единственном экземпляре, чтобы дети учились ждать, просить, благодарить и сотрудничать.

Помимо сензитивных периодов, выделяют критические периоды , характеризующиеся бурными скачками. Если в критический период организм не подвергается воздействию среды, то последствия для развития определенных функций становятся необратимыми. Например, если ребенок первого года жизни не подвергается речевому воздействию, т.е. с ним не говорят, он никогда не сможет полноценно говорить. Это подтверждают так называемые дети-маугли.

Сензитивные и критические периоды наблюдаются и в развитии эмоциональной сферы . Например, для ребенка очень важно узнать любовь, ласку, внимание и прикосновение взрослого с самых первых минут жизни. С первых дней от рождения он учится доверять взрослому. Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым. Если с раннего возраста малыш не знает привязанности и любви, то сколько усилий нужно будет потом приложить, сколько любви нужно будет проявить, чтобы он поверил, оттаял и начал выражать ответные чувства.

Новое видео:

Новое видео:

Сензитивные периоды развития речи

Составитель: учитель-дефектолог

Иванова А. Т.

«Сензитивные периоды развития речи»

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Это период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начи­нается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную потребность мате­рей разговаривать со своим еще не родив­шимся ребенком, петь ему песни).

Наиболее важные этапы внутри данного периода с указанием приблизитель-ного возраста их наступления:

В возрасте от 0 до 4,5 месяца:

ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. В этом воз­расте сознание ребенка еще не может выде­лить в отдельные картины образ мира, образ себя и образ своего взаимодействия с миром. Все впечатления ребенка об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, однако, ярко выделяется красная нить – речь;

поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи. Если этого не происходит, су­ществует вероятность того, что у младенца есть проблемы со слухом, и этот симптом – весьма веская причина для обращения к врачу;

дети учатся подражать звукам, в это вре­мя они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала трени­ровки мышц речевого аппарата;

Читайте также:
Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация»

ребенок самостоятельно начинает рас­полагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные по­следовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.

В возрасте около 1 года:

ребенок сознательно выговаривает пер­вое слово, впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли;

но одновременно ребенок попадает в си­туацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может вос­пользоваться этим «знанием» из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.

Выход из данной ситуации выглядит ес­тественным – с указанного возраста и при­мерно до 2-2,5 лет происходит лавинообраз­ное нарастание словаря ребенка.

В возрасте около 1,5 лет:

ребенок начинает выражать свои чувст­ва, желания. Это прекрасный возраст, когда он непосредственно говорит о том, чего хочет и чего не желает; говорит на языке чувств, используя ориентационную механику «приятно – неприятно» вместо «правильно – неправильно». Первый способ ориентации в мире является естественным для человека, второй навязывается ребенку в ходе «воспитания»;

ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать пред­ложение. Лишь из-за нехватки некоторых слов создается ложное впечатление о нали­чии специфического «детского» языка с осо­быми грамматическими нормами.

Отсюда следуют два важных вывода. Первый связан с категорическим запретом на «сюсюканье» взрослого с ребенком, на при­думывание родителями для общения специ­ального упрощенного «детского» языка. На­оборот, в этом возрасте, когда ребенок наибо­лее чувствителен к нормам языка, речь взрос­лого должна быть грамотной, ясной и четкой. Как никогда более ребенок нуждается в том, чтобы ему как можно больше рассказывали ис­торий, содержащих все богатство и разнообра­зие слов и грамматических конструкций родного языка; историй, являющихся образцами хорошего стиля и различных по жанру.

Второй вывод связан с принципиальной возможностью дальнейшего речевого разви­тия ребенка в двуязычной среде, когда он имеет возможность осваивать сразу два язы­ка. Причем можно быть уверенным, что вну­тренней путаницы с языками не произойдет и русские слова в немецких грамматических конструкциях использоваться не будут.

В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто раз­говаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь – прекрасная и единст­венная возможность услышать в громкой ре­чи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сра­зу же проговаривается. Это не слишком дли­тельный этап в речевом развитии: постепен­но монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в даль­нейшем можно будет судить лишь косвен­ным образом.

В возрасте 3,5-4 лет:

ребенок начинает употреблять речь це­ленаправленно и осознанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои пробле­мы и может, например, попросить закрыть окно. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим;

дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков – буквами, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т. д.;

они могут работать с подвижным алфа­витом, выкладывая друг рядом с другом бук­вы, обозначающие отдельные звуки, их соче­тания – вплоть до простых слов.

Наконец, в возрасте около 5 лет ребе­нок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика ре­чевого развития. Поскольку процесс пись­ма – это выражение особым образом собст­венных мыслей, а процесс чтения предпо­лагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за эти­ми словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Нужно отметить основную мысль М. Монтессори, которую необходимо постоянно иметь в виду: если детям приходится де­лать что-то вне рамок соответствующе­го сензитивного периода, т. е. под принуж­дением (учиться читать, писать и пр.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

Сензитивные периоды развития

Время на чтение: 4 мин

В российской психологии не так уж много сказано о сензитивных периодах развития ребёнка. Определение гласит, что возрастная сензитивность – это «присущее конкретному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов». При этом подчёркивается, что «преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики».

Согласитесь, ничего непонятно. Обратимся к дополнительным источникам, а именно к тому, что писала об этом Мария Монтессори.

Итак, сензитивными называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности и к способам эмоционального реагирования, поведения и т. д. То есть, по сути, ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий этому навыку сензитивный период. Главная задача родителей – наблюдать за своим чадом, поскольку сензитивные периоды одновременно и универсальны, и индивидуальны. Важно поймать правильный момент.

Зачем нужны знания о сензитивных периодах развития малыша?

Все просто: чтобы подготовить соответствующую среду и дать ребенку возможность своевременно упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д. Все дело в том, что сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вернуть их нельзя.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Р в словах и стихотворном тексте

Родители не могут никак повлиять на сам сензитивный период, зато они в состоянии:

  • знать особенности каждого периода, дабы не бороться с естественной природой ребенка;
  • предвидеть наступление следующего сензитивного периода и успевать подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается именно в данный конкретный момент.

Сензитивные периоды развития универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.

Сензитивные периоды развития индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Биологический возраст может не соответствовать психологическому.

Сензитивный период развития речи

Длится в среднем от 0 до 6 лет.

В возрасте до года: Дети учатся подражать звукам.

В возрасте около 1 года: Кроха сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.

В возрасте около 1.5 лет: Малыш начинает выражать свои чувства, желания. Важно понимать, что ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.

Что это значит?

В возрасте 2.5 – 3 лет кроха часто разговаривает сам с собой. Это возможность подслушать его мысли, увидеть в них логику или нелогичность мышления.

В возрасте 3.5 – 4 лет: ребенок активно пополняет словарный запас, с удовольствием разговаривает, сочиняет и рассказывает истории.

Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков – буквами, увлечённо обводят буквы из шершавой бумаги и т. д.

Поэтому в возрасте 4.5 – 5 лет выглядит совершенно естественным, что ребенок начинает по собственной воле писать отдельные слова и цифры, старается написать своё имя.

Наконец, в возрасте около 6 лет ребенок готов и хочет учиться читать.

Если ребенку приходится делать что-либо вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату он приходит позже или не приходит вовсе.

Сензитивный период восприятия порядка.

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори: «Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира».

Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей его интенсивности наступает около 2 – 2.5 лет.

«Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром», – писала Мария Монтессори.

Очень важно, чтобы в жизни ребенка в возрасте от 0 до 3 лет сопутствовал внешний распорядок. От того, насколько упорядочена окружающая среда в этот период, зависит его внутреннее спокойствие в дальнейшей жизни – порядок в его мыслях, поступках.

Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 – 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее – настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Ему необходимо, чтобы всё повторялось и было предсказуемо в его доме, в режиме дня и в поведении взрослых по отношению к нему.

Сензитивный период сенсорного развития

Он длится примерно от 0 до 5.5 лет.

В разные периоды времени наиболее эффективно развивается то или иное чувство. У ребенка должна быть свобода выбора, чтобы он мог сам решить, чем он хочет заниматься, что ему нужно именно сейчас.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов

Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет.

Ребенок так и тянется к мелким предметам, ему нравится играть с пуговицами, горошинами, крупами. Почему? Потому что он начинает осознавать, что мир состоит из мелких частей. Вот была чашка и вот она разбилась на маленькие кусочки, а те могут разбиться на еще более мелкие. Задача родителей в этот период направить деятельность ребенка в правильное русло и предоставить ему безопасную возможность (под наблюдением) оперировать с мелкими предметами: нанизать бусины на нитки и шнурки, перебирать крупы, делать аппликации из пуговиц и т.д.

Сензитивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет.

Задача родителей удовлетворять потребность ребенка в движении. Малоактивный образ жизни попросту вредит развитию ребенка. Затормаживает его.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте от 2.5 до 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя уверенным, находясь в обществе самых разных людей.

Сензитивный период — это ограниченный промежуток времени, в течение которого человек отличается большей восприимчивостью конкретных сигналов, чем в другие периоды жизни.

Читайте также:
Планшет для логопеда - логопедическое пособие Звуковички

Как видите, на самом деле ничего сложного. Вы все это и сами интуитивно чувствовали и знали. Просто теперь у вас есть подтверждение того, что вы все делаете правильно, ведь вы наблюдаете за своим ребенком и даете ему развиваться согласно его природе.

От 0 до 6: сензитивные периоды в развитии ребенка

Красивое слово «сензитивный» в переводе с латыни означает всего лишь «чувствительный».

Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.

Повлиять на сроки и длительность этих периодов нельзя, но знать о них очень полезно, чтобы не идти против природы. Более того, зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой. Воспитание, как известно, на 90% состоит из предусмотрительности.

Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого педагога Марии Монтессори и ее последователей. В их исследованиях описывается природа развития любого малыша, независимо от места его проживания, национальности, культурных различий.

С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. Поэтому ориентируйтесь только на собственного малыша.

Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.

Сензитивный период развития речи: от 0 до 6 лет

От 0 до года

Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в Домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.

От года до трех лет

В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.

Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам. Именно поэтому Монтессори не советует взрослым сюсюкать с крохой, с ним нужно говорить четко и ясно – сейчас это самый яркий образец для подражания.

От трех до шести

После трех лет у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. С большим энтузиазмом он пытается написать ту или иную букву. И, кстати, необязательно ручкой на бумаге. Дети с удовольствием выкладывают буквы из палочек и проволоки, лепят их из пластилина или пишут пальцем на песке. В возрасте около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, в пять лет научить ребенка читать легче всего, он словно ждет этого.

Как ни странно, учиться читать сложнее, чем писать. Поэтому Монтессори советует подходить к чтению через письмо. Ведь письмо – это выражение своих мыслей и желаний, а чтение – это понимание чужих мыслей, решение некой «чужой» задачки.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Порядок для ребенка – это не совсем то, что порядок для взрослого. В том, что вещи лежат на своих местах, что каждое утро его ждет одежда, аккуратно сложенная на стульчике, что каждый день проходит по определенному распорядку – малыш видит стабильность мира. Внешний порядок таким образом обращается во внутренний.

Порой взрослые считают, что дети в два – два с половиной года бывают несносно капризны (некоторые даже говорят о кризисе двух лет). Но, похоже, что это не столько капризы, сколько требование сохранять порядок вещей. И если этот порядок нарушается, это выбивает маленького человечка из колеи.

Порядок должен быть во всем: в окружающей обстановке, во времени (каждый день проходит в определенном ритме), в поведении взрослых (они действуют по определенным правилам, которые не меняются в зависимости от настроения и погоды).

Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

В этом возрасте тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д. Это, конечно, происходит естественным путем, однако для более интенсивного сенсорного развития М.Монтессори рекомендует специальные упражнения: например, с закрытыми глазами определить вкус, запах, размер.

Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше. И для этого совсем не обязательно каждый день водить кроху в театр или на концерт симфонической музыки. Можно, например, угадывать, как звучат различные предметы домашнего обихода (прислушаться, например, как звенит стакан, если по нему слегка стукнуть палочкой или ложкой, а как поведет себя в той же ситуации железная кастрюля или деревянный стол).

Читайте также:
Применение дидактических игр, как средства развития фонематического слуха и восприятия дошкольников

Детям в этом возрасте (да и взрослым тоже) очень нравится игра «Волшебный мешочек». В мешочек из непрозрачной ткани кладут самые разные небольшие предметы: лоскутки различных тканей (от шифона до брезента), фигурки из дерева, пластмассы, металла, кусочки бумаги (от папиросной до наждачной) и т.д., а потом на ощупь определяем, что удалось найти в мешочке.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют горошинами или мелкими пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли означенные предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых.

Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими предметами безопасной. Например, пуговицы можно нанизать на прочную нитку – получатся оригинальные бусы, которые надолго займут малыша. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями. Это занятие помогает разрешить для крохи проблему целого и части.

М.Монтессори советовала даже создавать специальные коллекции маленьких предметов.

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Чрезвычайно важное занятие для малыша. Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. И посему любая классно-урочная система, продолжительные занятия за партами для детей в этом возрасте – просто преступление против их природы.

С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.

До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.

Инесса Смык

По материалам книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому», М., 2000

Синквейн в работе учителя-логопеда

КАБАЧЕНКО Е.И., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Открытый мир», ГБОУ д/с № 2444;

КАБАЧЕНКО Н.А., учитель-логопед ГБОУ ЦО № 1446, ГБОУ д/с № 2444, Москва


Л
огопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на свое­временную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, современная логопедия использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. В логопедической практике их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем логопедических технологий, привнося в них новые способы взаимодействия педагога и ребенка, новые стимулы; служат для создания благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

К таким технологиям относятся:

  • · нейропсихологические;
  • · кинезитерапия;
  • · различные виды логопедического массажа;
  • · суджок-терапия;
  • · гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Развитие лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня) значительно отстает от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях выражаются у таких детей в неумении правильно подобрать окончания слов. Для них характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточные работоспособность на занятиях, устойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности, ограниченные возможности распределения внимания, при относительно сохранной логической сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания.

Обладая в целом полноценными предпосылками к овладению мыслительными операциями, дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.

Читайте также:
Конспект занятия по теме: Звуки (Л)-(Ль), Буква Л

Развить эти способности еще в дошкольном возрасте поможет использование в логопедической практике дидактического синквейна (синквейн — в переводе с фр. —«пять строк», пятистрочная строфа стихотворения). Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

В настоящее время составление синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей-предметников в школе как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейна.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

  • · первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;
  • · вторая строка — два слова, слова-признаки, характеризующие предмет;
  • · третья строка — три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы;
  • · четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме;
  • · пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Современная технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.

Современная технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми.

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова,
но и множество понятий, мыслей, чувств,
художественных образов…»
К. Д. Ушинский

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.

Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу коррекционной деятельности.

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе.

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, нового и привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»
И задача взрослых четко и правильно отвечать на вопросы ребенка, помочь понять смысл каждого слова, запомнить его и правильно употреблять в речи.

Для решения этой задачи, в своей работе с детьми я использую образовательную технологию «Дидактический синквейн«. Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыcлить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать.

Актуальность технологии «дидактический синквейн» заключается в следующем:

  • Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.
  • Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.
  • Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу.
  • Учит определять грамматическую основу предложений.
  • Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
  • Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:

  • Уточнение, расширение, активизация словаря;
  • Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;
  • Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
  • Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
  • Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.
Читайте также:
Дидактические пособия, как средства развития фонематических процессов у дошкольников

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас.

Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.

Алгоритм составления синквейна:

Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ёлочку:

  1. 1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  2. 2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  3. 3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  4. 4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
  5. 5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).

На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников.

Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.

Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему.

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра.

Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
  • составление синквейна по прослушанному рассказу;
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее определить).

Большое значение на данном этапе отводится работе с родителями. После проведения консультации «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», мастер-класса «Учимся составлять синквейн» родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения — синквейн» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании.

А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн — записывая печатными буквами на листе бумаги.

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.

Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: