Семинар-практикум: Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка. Конспект семинара-практикума “Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе”
методическая разработка

Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе»

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka._konspekt_seminara-praktikuma_auktsion_innovatsionnyh_tehnologiy.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе»

/форма проведения: аукцион педагогических идей /

Цель: познакомить педагогов с опытом работы коллег по использованию инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе:

  • Арт-терапия в коррекционно-развивающей работе ДОУ
  • Музыкальная терапия как технология развития и коррекции эмоциональной сферы ребенка
  • Сказка как технология познавательно-речевого развития ребенка в логопедической группе
  • Куклотерапия как метод комплексного воздействия на ребенка с целью коррекции личностных проблем и недостатков речевого развития.

Вступительное слово старшего воспитателя

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технология исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя;
  • игровые технологии;
  • коррекционные технологии.

Предлагаю познакомиться с опытом коллег нашего учреждения, которые используют в инновационные методы коррекционно-развивающей работы.

Наше семинар-практикум будет проходить в нетрадиционной форме – в форме аукциона педагогических идей по обмену опытом.

Аукцион – это публичная продажа товара с использованием торгов. Цена товара определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар. Ведущим аукциона будет старший воспитатель, аукционистом – директор, а аукционеры – это вы, уважаемые педагоги.

Правила, которые мы будем соблюдать: аукционеры имеют право ознакомится с предложенной на продажу педагогической технологией, которая достанется тому, кто назовет самую высокую цену. Обратите внимание на купоны, которые лежат на столах. У каждого по 5 купонов. Оценка товара по значимости для каждого педагога. Итак, внимание! Аукцион открыт. Объявляются торги педагогическими идеями».

Лот 1. «Арт-терапия в коррекционно-развивающей работе ДОУ», его представляет педагог-психолог Кочетова И.Б.

Ведущий: «Кто заинтересовался этим лотом. Стартовая цена –1 купон. Вместе с лотом прилагаются практические материалы «Инновационные техники и приемы, используемые в арттерапии».

Лот 2. «Музыкальная терапия как технология развития и коррекции эмоциональной сферы ребенка», его представляет музыкальный руководитель Захарова А.Я.

Ведущий: «Стартовая цена педагогической идеи–1 купон. Вместе с лотом прилагаются практические материалы «Использование музыкальных композиций в работе педагогов».

Лот 3. «Сказка как технология познавательно-речевого развития ребенка в логопедической группе. Материал представляет воспитатель Киселева Н.Б.

Ведущий: «Кто заинтересовался этим лотом. Стартовая цена –1 купон. Вместе с лотом продается прилагаемый список литературы и методическая разработка «Приемы работы над сказкой».

Лот 4. «Куклотерапия как метод комплексного воздействия на ребенка с целью коррекции личностных проблем и недостатков речевого развития». Его представляет учитель-логопед Нужная А.Н.

Ведущий: «Итак, на продажу выставлен лот 4. Стартовая цена –1 купон. Вместе с лотом прилагаются практические материалы «Картотека игр-диалогов по развитию речи».и список используемой литературы».

После выступлений ведущий объявляет: «Лотов сегодня больше нет. Подведем итоги. (подсчет лотов).

Ведущий: Поздравляем участников обладателей покупок с удачной покупками. Аукцион закрыт». Предлагаю вам обсудить наше мероприятие:

  • Какие методы коррекционной хотели бы использовать в своей работе?
  • Какие методы из увиденного применяете на практике?

Заключительное слово: «Вы сегодня познакомились с опытом коллег нашего учреждения, которые используют в инновационные методы коррекционно-развивающей работы. Спасибо коллеги. Надеюсь, что все увиденное и услышанное педагоги Вы будете активно применять в работе с детьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта.

Как же бывают необходимы инновации! Как же любят дети любые новинки. Эта информация послужит большой помощью для работы учителя-логопеда, как обычного детского сада, так и логопедического.

Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога c детьми ЗПР (система EduPlay)

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что .

Современные методы, инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ.

Муниципальное казенное дошкольное учреждениеДетский сад №28 «Сар-Герел» Современные методы, инновационные технологии в коррекционно-развивающ.

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

Под эмоциональной сферой личности ребенка – мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе – страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра.

Методическая разработка конспекта с использованием МИМИО – технологии в средней группе по познавательному развитию.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием программного обеспечения MimioStudio для использования в образовательной деятельности с детьми.

Методическая разработка с использованием игровой инновационной технологии Лэпбук «Огонь – друг, огонь – враг!»

Методическая разработка с использованием игровой инновационной технологииЛэпбук «Огонь – друг, огонь – враг!&raquo.

Методическая разработка для педсовета «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

В презентации раскрываются задачи речевого развития в контексте ФГОС ДО; рассматриваются условные группы инновационных технологий; приводятся примеры использования технологий на практике.

Семинар-практикум: «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»

План мероприятия:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть:

А) Обмен опытом педагогов и специалистов МКДОУ.

Б) Психотехника « Рисование волшебными красками».

3. Подведение итогов: Притча о морских звёздах.

Материал: игрушки, гуашь, мука, клей ПВА, вода, соль, дощечки, памятки для педагогов.

Ход семинара-практикума

– Уважаемые коллеги, тема сегодняшнего мероприятия — «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста».

К ним относятся:

  • игротерапия,
  • сказкотерапия,
  • куклотерапия
  • музыкотерапия,
  • арттерапия,
  • пескотерапия,
  • анималотерапия и т. д.

1. Игротерапия – это метод коррекции эмоционального состояния и поведенческих расстройств у детей через игру. Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемой (практическая часть — обмен опытом между педагогами и специалистами, показ коротких игровых сюжетов и так далее).

2. Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в коррекции психо-эмоциональной сферы ребёнка. Музыка- это лекарство, которое слушают (информация музыкального руководителя «Значение музыки для развития дошкольников», подборка музыкальных произведений, влияющих на психофизическое состояние детей.)

3. Анималотерапия – терапия различных отклонений при помощи животных (практическая часть — обмен опытом среди воспитателей по использованию игрушек — животных для развивающей работы с детьми и т. д.)

4. Куклотерапия — метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра) для профилактики и коррекции проблем у ребёнка (практическая часть — показ инсценировок, подготовленных воспитателями разных возрастных групп).

5. Терапия песком – использование песка для профилактики различных проблем у детей (практическая часть — показ фрагментов занятий с использованием элементов песочной терапии педагогом- психологом и учителем- логопедом ,в роли детей- педагоги МКДОУ).

6. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром (примеры сказок, которые используются педагогами в работе с дошкольниками).

– А сегодня мы хотели бы более подробно остановиться на арттерапии.

Она делится на: хромотерапию и изотерапию.

а) Хромотерапия изучает свойства цвета. Цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение является самым важным из всех видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативное влияние на человека, и детей в том числе.

– Предлагаем вам тест на выбор цветовых предпочтений. Выберите по одной фишке с наиболее привлекательным для вас цветом (педагогам предлагается 8 цветов).

Интерпретация цвета:
  • Синий цвет — оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает напряжение;
  • Зелёный цвет – успокаивает, создаёт хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением;
  • Розовый цвет – тонизирует при подавленном состоянии;
  • Жёлтый цвет – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия;
  • Красный цвет – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызывать раздражение;
  • Фиолетовый цвет – оказывает угнетающее действие, снижает настроение;
  • Коричневый цвет – вызывает чувство вины;
  • Чёрный цвет – оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

– Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно-образовательном процессе. Поэтому мы раздаём вам эти памятки (со значением каждого цвета).

б) Изотерапия — метод коррекционного воздействия на ребёнка с использованием разнообразных средств, где дети имеют возможность отразить своё настроение и реализовать свои возможности.

Рисование само по себе несёт множество развивающих функций: совершенствует чувственно-двигательную координацию, образное мышление, выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения различного рода эмоций.

Этапы работы с использованием изотерапии:

I. Выбор материала: используются карандаши, гуашь, уголь, штампики, клей, нити, свечи и т. д.

II. Процесс творческой работы — создание образов, выражение своих впечатлений.

III. Процесс рассматривания.

IV. Анализ работы — педагог просит описать картинку так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова «Я». Затем выделяются специфические предметы на картинке для того, чтобы ребёнок их сравнил с чем-нибудь («будь красным кругом») и описал себя. Обращается внимание на цвет, который был использован и просит объяснить, почему был выбран именно он. (Можно вносить изменения).

Детям нравится всё необычное, нетрадиционное, они любят рисовать по-новому. Такое рисование снимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей, обеспечивает эмоционально-положительное состояние, вызывает радость.

Так, при рисовании пальчиками или ладошками дети преодолевают чувство неуверенности, боязни, неприятные ощущения (не каждый ребёнок может сразу решиться обмакнуть палец в краску или раскрасить свою ладошку). Хорошо расслабляет занятие со свечой, когда при наложении цвета появляется придуманный образ (педагоги рассказывают о применении элементов ТРИЗа в своей работе с детьми).

Психотехника рисования «Волшебные краски»

– И вот сегодня мы вам предлагаем психотехнику рисования «Волшебные краски». Её можно использовать в коррекционно- развивающей и профилактической работе, как с детьми, так и с родителями.

Обратите внимание на предметы, находящиеся перед вами и послушайте нас. Мы с вами будем волшебниками, создадим нечто новое – необычные краски. Состав красок несёт символическое значение. Именно с помощью чудесных красок можно рассказать миру о том, что чувствуешь, о чём думаешь, к чему стремишься.

Однако мысленно думая о высоком, уносясь в своём воображении в заоблачные дали, необходимо помнить о том мире, в котором мы появились на свет! Помнить о «хлебе насущном», «соли жизни», «умасливании дел» и «склеивании ситуаций».

Поэтому, положив в сосуд для смешивания красок муку и перетирая её пальцами, мы будем думать о хлебе, зерне, дающих жизнь, о наших корнях. Добавив соль и перемешивая её с мукой, вспомним про «соль земли». Капая подсолнечное масло, важно думать о том, что дела, связанные с нашим созидательными устремлениями должны идти как «по маслу». Постепенно насыщая тесто водой, будем помнить о том, что из воды возникла жизнь, об «энергии текучести», гибкости, творчества. Добавляя в чудесное тесто клей ПВА, полезно думать о том, как «склеиваются» люди, средства и события, приводя ситуацию нашей жизни к созидательному результату.

Мир, который мы творим внутри себя, и вокруг себя не может быть чёрно- белым. Он цветной, многократный, искрящийся. Будем помнить об этом, добавляя в чуденое тесто краски.

Такими красками приятно рисовать, выражать себя и свои чувства, оставлять след.

Эта техника помогает ребёнку понять свои мысли и чувства, стремление быть самим собой. В дальнейшем, получившиеся картины используются в качестве декораций или тем для сочинения рассказов и сказок.

(Выполнение работы педагогами).

Заключительная часть — «Притча о морских звёздах»

– И в конце нашей встречи хотелось бы рассказать вам притчу о морских звёздах, которая по своему смыслу очень близка нам с вами — педагогам.

Человек шёл по берегу, и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морских звёзд. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звёзд, берег буквально усеян ими на много километров.

– Зачем ты бросаешь этих морских звёзд в воду? — спросил человек, подходя ближе.

– Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнётся отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

– Но это просто глупо! – закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими! Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:

– Нет, мои попытки иззменят очень многое… именно для этой звезды.

– Давайте же стремиться помочь как можно большему количеству детей. Ведь это так важно каждому из них. Удачи вам, уважаемые коллеги в нелёгком, порой не всегда заметном, но таком необходимом труде!

1) Паршина Елена Анатольевна,
педагог-психолог I категории.

2) Денисова Наталья Владимировна,
учитель-логопед I категории

Семинар-практикум: Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

-Уважаемые коллеги, тема сегодняшнего мероприятия «Инновационные технологии

в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста».

К ним относятся: – игротерапия,

– анималотерапия и т. д.

1 .Игротерапия – это метод коррекции эмоционального состояния и поведенческих расстройств у детей через игру. Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемой (практическая часть- обмен опытом между педагогами и специалистами , показ коротких игровых сюжетов и т. д.)

2 . Музыкотерапия- это контролируемое использование музыки в коррекции психо – эмоциональной сферы ребёнка. Музыка- это лекарство, которое слушают (информация музыкального руководителя «Значение музыки для развития дошкольников»,подборка музыкальных произведений, влияющих на психофизическое состояние детей.)

3 . Анималотерапия – терапия различных отклонений при помощи животных (практическая часть- обмен опытом среди воспитателей по использованию игрушек- животных для развивающей работы с детьми и т. д.)

4 .Куклотерапия – метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра) для профилактики и коррекции проблем у ребёнка (практическая часть- показ инсценировок, подготовленных воспитателями разных возрастных групп).

5 . Терапия песком – использование песка для профилактики различных проблем у детей (практическая часть- показ фрагментов занятий с использованием элементов песочной терапии педагогом- психологом и учителем- логопедом ,в роли детей- педагоги МКДОУ).

6. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром (примеры сказок, которые используются педагогами в работе с дошкольниками)

– А сегодня мы хотели бы более подробно остановиться на арттерапии.

Она делится на: хромотерапию и изотерапию.

а) Хромотерапия – изучает свойства цвета. Цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение является самым важным из всех видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативное влияние на человека, и детей в том числе.

– Предлагаем вам тест на выбор цветовых предпочтений. Выберите по одной фишке с наиболее привлекательным для вас цветом (педагогам предлагается 8 цветов).

– синий цвет – оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает напряжение;

– зелёный цвет – успокаивает, создаёт хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением;

– розовый цвет – тонизирует при подавленном состоянии;

– жёлтый цвет – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия;

– красный цвет – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызывать раздражение;

– фиолетовый цвет – оказывает угнетающее действие, снижает настроение;

– коричневый цвет – вызывает чувство вины;

– чёрный цвет – оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

– Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно – образовательном процессе. Поэтому мы раздаём вам эти памятки (со значением каждого цвета).

б) Изотерапия- метод коррекционного воздействия на ребёнка с использованием разнообразных средств, где дети имеют возможность отразить своё настроение и реализовать свои возможности.

Рисование само по себе несёт множество развивающих функций: совершенствует чувственно- двигательную координацию, образное мышление, выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения различного рода эмоций.

Этапы работы с использованием изотерапии:

Выбор материала : используются карандаши, гуашь, уголь, штампики, клей, нити, свечи и т. д.

Процесс творческой работы – создание образов, выражение своих впечатлений.

Анализ работы – педагог просит описать картинку так, как будто картинкой является он сам , с использованием слова «Я».Затем выделяются специфические предметы на картинке для того, чтобы ребёнок их сравнил с чем- нибудь («будь красным кругом») и описал себя. Обращается внимание на цвет, который был использован и просит объяснить, почему был выбран именно он.( Можно вносить изменения).

Детям нравится всё необычное, нетрадиционное, они любят рисовать по-новому. Такое рисование снимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей, обеспечивает эмоционально- положительное состояние, вызывает радость.

Так, при рисовании пальчиками или ладошками дети преодолевают чувство неуверенности, боязни, неприятные ощущения ( не каждый ребёнок может сразу решиться обмакнуть палец в краску или раскрасить свою ладошку). Хорошо расслабляет занятие со свечой, когда при наложении цвета появляется придуманный образ (педагоги рассказывают о применении элементов ТРИЗа в своей работе с детьми).

– И вот сегодня мы вам предлагаем психотехнику рисования «Волшебные краски». Её можно использовать в коррекционно – развивающей и профилактической работе, как с детьми, так и с родителями.

Обратите внимание на предметы, находящиеся перед вами и послушайте нас. Мы с вами будем волшебниками, создадим нечто новое – необычные краски. Состав красок несёт символическое значение. Именно с помощью чудесных красок можно рассказать миру о том, что чувствуешь, о чём думаешь, к чему стремишься. Однако мысленно думая о высоком, уносясь в своём воображении в заоблачные дали, необходимо помнить о том мире, в котором мы появились на свет! Помнить о «хлебе насущном», «соли жизни», «умасливании дел» и «склеивании ситуаций». Поэтому, положив в сосуд для смешивания красок муку и перетирая её пальцами, мы будем думать о хлебе, зерне, дающих жизнь, о наших корнях. Добавив соль и перемешивая её с мукой, вспомним про «соль земли». Капая подсолнечное масло, важно думать о том, что дела, связанные с нашим созидательными устремлениями должны идти как «по маслу». Постепенно насыщая тесто водой, будем помнить о том, что из воды возникла жизнь, об «энергии текучести», гибкости, творчества. Добавляя в чудесное тесто клей ПВА, полезно думать о том, как «склеиваются» люди, средства и события, приводя ситуацию нашей жизни к созидательному результату.

Мир, который мы творим внутри себя, и вокруг себя не может быть чёрно- белым. Он цветной, многократный, искрящийся. Будем помнить об этом, добавляя в чуденое тесто краски.

Такими красками приятно рисовать, выражать себя и свои чувства, оставлять след.

Эта техника помогает ребёнку понять свои мысли и чувства, стремление быть самим собой. В дальнейшем, получившиеся картины используются в качестве декораций или тем для сочинения рассказов и сказок.

( Выполнение работы педагогами).

– И в конце нашей встречи хотелось бы рассказать вам притчу о морских звёздах, которая по своему смыслу очень близка нам с вами- педагогам.

( Человек шёл по берегу, и вдруг увидел мальчика, который поднимал что- то с песка и бросал в море. Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морских звёзд. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звёзд, берег буквально усеян ими на много километров.

– Зачем ты бросаешь этих морских звёзд в воду?- спросил человек, подходя ближе.

– Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнётся отлив, то

погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

– Но это просто глупо! – закричал человек.- Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд,

берег просто усеян ими! Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал: – Нет, мои попытки иззменят очень многое… именно для этой звезды.)

– Давайте же стремиться помочь как можно большему количеству детей. Ведь это так важно каждому из них. Удачи вам, уважаемые коллеги в нелёгком, порой не всегда заметном, но таком необходимом труде!

Детский сад «Калинка», Волгодонск

ул. Ленина 118, тел. 22-32-82

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ

Начиная с раннего возраста, любой ребёнок с умственными и физическими недостатками может посещать общеобразовательную дошкольную организацию. Ребёнок может получать квалифицированную помощь специалистов в различной форме и объёме, исходя из его индивидуальных особенностей. Инклюзивный подход в дошкольном образовании предусматривает изменение педагогических методов, чтобы образовательная организация могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников, посещающих её.

Одно из правил инклюзивного образования — все педагоги и сотрудники образовательной организации, вовлечённые в процесс обучения, должны быть обучены разным стратегиям и новым педагогическим технологиям. В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Основной проблемой для ДОУ, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи. В рамках введения ФГОС ДО, приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных моделей.

Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособностьи быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Практические методы (упражнения игры и моделирование).

Наглядные методы — формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В своей работе использую инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ.

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе»современной педагогики. Что мы подразумеваем под понятием «инновационные технологии»?

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Использование в логопедической практике инновационных служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в конце XX века. И относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую и служит для создания благоприятного эмоционального фона.

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем, применение инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным.

Инновационные технологии, применяемые мной в логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО. Подробно изучая новинки методической литературы, выбрала, на мой взгляд, наиболее актуальные и практичные инновационные методы, которые помогут сделать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, эффективной и результативной.

Инновационные технологии в логопедической практике это всего лишь дополнение к общепринятым, проверенных временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики рук и т.д.)

Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:

  • сделать обучение осознанным;
  • интересным;
  • оптимизировать процесс обучения;

содействовать оздоровлению детей.

Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:

  1. Информационно-коммуникационные технологии;
  2. Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия и т.д.;
  3. Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн,интеллектуальная карта, кластер);
  4. Здоровьесберегающие технологии:

5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии использованием нововведений(сенсомоторное воспитание детей, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности,

6. Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями( квест –технология-представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи )

Преимущество использования инновационных моделей в логопедической практике (см.слайд) Направления коррекционной работы с использованием инновационных моделей(см.слайд.

ИКТ технологии:

Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

— Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

— Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук, развитие и координация психических процессов;

— Задачи творческого цикла: развитие воображения, развитие познавательной активности, развитие потребности к познанию.

Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого я использую сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей по средствам игр В.В. Воскобовича.

Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Особенности этих игр таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.

В условиях реализации ФГОС особые требования предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде, а именно: оптимальность, целостность, многофункциональность, трасформируемость, вариативность (в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности ребёнка) , разнообразность игр. учителя-логопеды, проводя каждый год мониторинг и сталкиваемся ежедневно с трудностями усвоения речевого материала, бедного предметного, предикативного и атрибутивного словарного запаса, нарушениями в развитии лексико-грамматического строя речи, несформированностью фонетико-фонематических процессов, отставанием в развитии связной речи, нарушении смысловой и произносительной сторон речи, выраженным аграмматизмом, дефектами звукопроизношения, специфическими нарушениями слоговой структуры слов у детей-логопатов. Поэтому учитывая всё это, я воспитатели группы внедрили в свою работу маркеры игрового пространства.

Технология «Интеллектуальная карта»

уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;

помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Технология «Кластер» аппробирую в своей работе

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность
  • Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
  • Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевоеразвитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает — задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки.
  • Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
  • Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи-тать еще одной речевой зоной мозга.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су » – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно сказывается на развитии детей.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга». Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развитиядвижений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь к нам приходят кинезеологическиеупражнения или как еще называют «гимнастика мозга». Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционнообразовательного процесса в целом.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»

Светлана Литвинова
Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение образовательных технологий. Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление процессом обучения и гарантированный успех поставленных учебных целей.

Технология (от греч. «techne» – искусство, мастерство, умения и «логос» –наука) – совокупность приёмов и способов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Образовательная технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Ведущими признаками технологии являются:

– совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов;

– логика, последовательность компонентов;

– методы, приёмы, действия, операции;

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность – опора на определённую научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

– взаимосвязью его частей

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как психолого-педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего её, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии.

Структура образовательной технологии состоит из трёх частей:

Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в её фундамент.

Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Технологии проектной деятельности

Технологии исследовательской деятельности

Технология портфолио дошкольника и воспитателя

Технология «Триз» и др.

В последнее время часто называют технологиями следующие методы:

• Анималотерапия и т. д.

Музыкотерапия– это контролируемое использование музыки в коррекции психо – эмоциональной сферы ребёнка. Музыка- это лекарство, которое слушают (информация музыкального руководителя «Значение музыки для развития дошкольников»,подборка музыкальных произведений, влияющих на психофизическое состояние детей.)

Анималотерапия – терапия различных отклонений при помощи животных (практическая часть- обмен опытом среди воспитателей по использованию игрушек- животных для развивающей работы с детьми и т. д.)

Куклотерапия – метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра) для профилактики и коррекции проблем у ребёнка (практическая часть- показ инсценировок, подготовленных воспитателями разных возрастных групп).

Терапия песком – использование песка для профилактики различных проблем у детей (практическая часть- показ фрагментов занятий с использованием элементов песочной терапии педагогом- психологом и учителем- логопедом,в роли детей- педагоги МКДОУ).

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром (примеры сказок, которые используются педагогами в работе с дошкольниками)

Игротерапия – это метод коррекции эмоционального состояния и поведенческих расстройств у детей через игру. Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемой (практическая часть- обмен опытом между педагогами и специалистами, показ коротких игровых сюжетов и т. д.).

Описание слайдов презентации:

1 слайд – Понятие технологии, образовательной технологии.

2 слайд – Ведущие признаки технологии.

3 слайд – Основные требования (критерии) педагогической технологии.

4 слайд – Структура образовательной технологии.

5 слайд – Перечень современных образовательных технологий

6 слайд – Современные образовательные технологии, приобретающие форму технологий.

7 слайд – Игровая технология (понятие игротерапии и что в неё включается).

8 слайд – Основные задачи игровой терапии.

9 слайд – Возможности игровой терапии.

10 – 11 слайды – Основные виды и формы игротерапии (виды, по функциям взрослого в игре, по организации деятельности, по структуре используемого материала).

12 – 13 слайды – А. А. Захаров. (Последовательность коррекционных методик. Функции игры в организации терапевтического процесса. Правила, соблюдение которых необходимо в игротерапии. Этапы процесса игровой психотерапии).

14 16 слайды – Директивная и недирективная игротерапия. (Коррекционные задачи, решаемые в недирективной игротерапии. Цель игры. Уровни участия игротерапевта в коррекционном процессе. Основные функции психологов в ненаправленной игротерапии.)

17 слайд. – Структура занятия.

18 слайд – Игровая комната и её оснащение.

21-22 слайды – Список литературы, используемой при подготовке к семинару.

«Использование инновационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками»

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯКОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Просмотр содержимого документа
««Использование инновационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками»»

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Березка»

р.п. Чишмы муниципального района Чишминский район

Республики Башкортостан

Мастер – класс
«Использование инновационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками»

Подготовили:

учитель – логопед:

Лебедева Е.С.

педагог-психолог:

Шатохина О.В.

Цель мастер-класса: создание информационного пространства для повышения уровня компетентности педагогов об инновационных технологиях в коррекционной работе с дошкольниками.

показать участникам мастер – класса инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками.

организовать профессиональный диалог по вопросам использования инновационных технологий педагогами.

создать условия для профессионального общения, самореализации и творческого потенциала участников мастер – класса.

Мастер – класс адресован:

– воспитателям ДОУ и специалистам.

А) Обмен опытом педагогов и специалистов.

Б) Инновационная игровая технология «Мозартикотерапия».

Материал: раздаточный материал: набор карточек: по 9 штук для каждого со словами: («карась», «орел», «овца», «бегать», «плавать», «летать», «шерсть», «перья», «чешуя»), по листу белой бумаги и по 2 простых карандаша для каждого участника; памятки с кинезиологическими упражнениями; игровой набор мозарттерапии.

Ход мероприятия:

Уважаемые педагоги! Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от педагога умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределённости, уметь налаживать эффективные коммуникации с детьми и родителями и при этом оставаться нравственным.

Задача ФГОС ДО – обеспечить каждого воспитанника качественным современным

образованием, закрепить и повсеместно ввести в практику лучшие образовательные

модели, придать позитивный импульс модернизации образования. И для решения этой задачи, эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Проходя через разные формы методической работы, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научиться делать то, что они еще не умеют.

Одной из современных и эффективных форм методической работы, позволяющей отработать практические навыки по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания, является мастер – класс.

Уважаемые коллеги, тема сегодняшнего мероприятия «Использование инновационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками».

Словесная игра «Я»

Я вопросы хочу вам задать,
Ваше дело — отвечать,
Выше руки поднимайте
И кричите громко: «Я»,
Чтоб услышали друзья.
Вопросы:
Кто у нас хороший, красивый и пригожий?
Кто с утра детей встречает и с улыбкой провожает?
Кто не кричит, не срывается, лишь добрым словом управляется?
Кто с родителями в контакте, обладает чувством такта?
Кто из нас, людей приличных, меньше всех был на больничном?
Кто на празднике задорен, чудно исполняет роли?
Кто начальство обожает, а коллег всех уважает?
А какой пенсионер молодежи даст пример?
Кто со мной будет играть, настроенье улучшать?

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения этих задач, который нас заинтересовал, является метод кинезиологии. Сегодня нам бы хотелось более подробно остановиться на нем

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. И именно эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушариев. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.

Мы предлагаем вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас.

Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».

То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».

То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое.

Существует ряд кинезиологических упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление.

Мы предлагаем Вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений вместе с нами.

1 упражнение – «Кулак – ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия – разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

2 упражнение называется «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.

Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем – и опять играть начнем.

3 упражнение – «Кулак – ребро – ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь), произнося их вслух или про себя.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

4 упражнениеупражнение «Здравствуй» (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

5 упражнение«Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

Таких простых, но очень действенных упражнений очень много.

Мы подготовили для вас небольшие комплексы, в которых вы найдете некоторые кинезиологические упражнения, они помогут вам в вашей работе и пригодятся для вас самих.

4. Еще одной формой кенизиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно.

Над травой порхает . бантик?
Нет, наверно это фантик
разноцветный от конфет?
Знает кто из вас ответ?
Ой, есть крылышки у чуда!
Прилетело ты откуда?
Тихо бабочка присела,
отдохнула и взлетела.
Так с цветочка на цветок
я порхаю весь денёк. М. Блинникова

Обратите внимание на ваши рисунки. Надеемся, вы лишний раз убедились, что одно из полушарий у вас, все – таки, доминирует, так как вам не удалось добиться полной симметрии в рисунке. Постоянные занятия симметричным рисованием помогут вам. Рисуем обеими руками одновременно симметричные зеркальные рисунки – и у вас работают оба полушария гармонично!

Если Ваш ребенок отказывается писать, читать, заниматься рисованием, лепкой, обожают сидеть с планшетом, компьютером или перед телевизором – это не его вина. Просто когда нет энергии творчества, энергии самореализации, очень сложно что-то требовать от ребенка. Именно для получения этой энергии и нужны кинезиологические упражнения.

– И вот сегодня мы вам предлагаем новую игровую технологию «Мозартика».

5. Инновационная игровая технология «Мозартика» (автор П.Э. Руссавская) –это не просто развивающая игра, это очень простой и эффективный способ достичь через ведущий вид деятельности дошкольников, гармоничного развития личности ребенка.

«Мозартика» помогает ребенку узнать и освоить цвет, величину, форму, счет, анализ и синтез, моделирование. Данная методика последовательно развивает когнитивные процессы: восприятие, ощущение, память, речь, мышление и воображение. Дети с большим удовольствием создают совместные картины и сочиняют сказки и рассказы. Методика является диагностическим инструментарием, пособием для коррекционно-развивающей и психотерапевтической деятельностей. С помощью специально разработанной методологии, игровой процесс, с заложенными методами игротерапии, арт-терапии и психоанализа, позволяет определить эмоциональное состояние ребенка, выявить внутри-личностный конфликт, истинные причины возникающих проблем, получить представление о межличностных взаимоотношениях и вовремя оказать помощь.

Этапы терапии включают в себя ознакомление ребенка с игровым материалом, включение ребенка в игровой процесс, создание сюжета на игровом поле и наблюдение за сюжетом, рассказ ребенка о созданном сюжете и осмысление его по завершении игры, моделирование позитивных образов, проектирование новой жизненной ситуации на

основе созданного игрового сюжета.

Из-за того, что очень часто в наше работе нам приходится сталкиваться с детьми у которых низкий уровень развития вербального интеллекта, бедный словарный запас, слаборазвита рефлексия, им сложно формулировать свои мысли, часто они не могут описать ситуацию и затрудняются рассказать о себе, отказываются рисовать ссылаясь на не умение и не желание, боясь что-то сделать “не так”. Мозартика позволяет создать точный образ, не прибегая к словам, независимо от художественных способностей и интереса к изобразительному искусству. Как говорится, часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно.

Увлекательное пособие представляет собой набор разноцветных игровых полей разного размера, карточек с изображением геометрических фигур, картинок. Состоит из серии игр – «Витраж», «Усадьба», «Город», «Острова в океане», «Пустыня», «Космос».

Игровое пособие по методике «Мозарт-развитие» несложно подготовить педагогам вместе со своими детьми, необходимо только желание, интерес к процессу и… цветной картон, открытки, старые журналы, книги, ножницы.

Практическая значимость использования «Мозартики» заключается в повышении социально-коммуникативных навыков у дошкольников. Игра может быть использована любым педагогом и специалистом в ДОУ.

Предлагаем Вам познакомиться с этим замечательным творческим инструментом и надеемся, что мозартика станет вам помощником в вашей работе. (работа с педагогами)

6. И в конце нашей встречи хотелось бы рассказать вам притчу о морских звёздах, которая по своему смыслу очень близка нам с вами- педагогам.

(Человек шёл по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что- то с песка и бросал в море. Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морских звёзд. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звёзд, берег буквально усеян ими на много километров.

– Зачем ты бросаешь этих морских звёзд в воду?- спросил человек, подходя ближе.

– Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнётся отлив, то погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

– Но это просто глупо! – закричал человек.- Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими! Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал: – Нет, мои попытки изменят очень многое… именно для этой звезды).

Давайте же стремиться помочь как можно большему количеству детей. Ведь это так важно каждому из них.

7. Подведение итога мастер – класса. Упражнение «Прощание»
Инструкция:
Мы (руки к груди) славно (руки в стороны), потрудились (кулак на кулак)
Мы (руки к груди) многое (руки в стороны) узнали (руки к голове),
Чуть-чуть (руки «щепоткой») добрее стали (руки к груди)
И дружно (руки в замок) поиграли (хлопки руками).

8. Рефлексивное упражнение «Звезды»
Если содержание мастер-класса было для вас полезным, поднимите свои звезды вверх, если нет — бросьте на пол.

Удачи вам, уважаемые коллеги в нелёгком, порой не всегда заметном, но таком необходимом труде!

Список использованной литературы

1. Болотова Н.П. Инновационные направления работы в педагогической деятельности. Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации. Материалы Международной конференции. М. 2015.

2. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. А.Л. Сиротюк. — М.: ТЦ Сфера, 2001

3. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2014

Семинар-практикум “Инновационные технологии – эффективное средство развития связной речи у дошкольников”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 9» города Бийска

Семинар-практикум

«Инновационные технологии – эффективное средство развития связной речи у дошкольников»

Автор составитель:

Старший воспитатель

Бийск, октябрь 2019

Цель: повышение уровня педагогической компетентности по использованию инновационных технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

1. Раскрыть значимость используемых методов.

2. Познакомить педагогов с основными инновационными технологиями речевого развития дошкольников и их практическим применением.

1. Сегодня я приглашаю Вас отправиться в необычное путешествие по неизведанным островам.

2. Установление эмоционального контакта

Я предлагаю вам поприветствовать друг друга и вместе с тем преодолеть застенчивость и нерешительность.

Сейчас я попрошу вас встать и здороваться со всеми кто встречается на пути, но здороваться надо определенным образом

– на хлопок – здороваемся за руки и произносим любое приветствие;

– на звук колокольчика – здороваемся плечиками и произносим «добрый день».

Замечательно, а теперь предлагаю занять свои места, но прежде чем мы отправимся в наше путешествие, хочу предложить вам ненадолго остановиться в бухте «Ожидания» (Появляется карта с островами без надписей) и задать вам вопрос «Чего вы ждете от сегодняшнего семинара?». Выполнять задание по очереди, передавать друг другу морской узел. Отвечает тот, у кого в руке окажется морской узел.

Принятие ФГОС ДО требует от педагога более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей . Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов .

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях . Они сочетают прогрессивные креативные технологии , доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. В современных образовательных технологиях передача знаний идёт в форме постоянного решения проблем. Педагог должен знать и помнить о том, что ребёнок не сосуд, а факел, который надо зажечь!

А теперь мы приехали на остров «Синквейн» .

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи , является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн используется как метод развития образной речи , позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности , способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец. Можно сказать, что синквейн – это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения. (Педагогам предлагается составить синквейн по теме встречи. Например, первая строка синквейна-«игровые технологии». Участники практикума продолжают составление нерифмованного стихотворения).

Пример синквейна для педагогов.

Ромашка.
2. Белая, ароматная.
3. Растет, завораживает, манит.
4. Как я люблю собирать ромашки!
5. Любовь!

Чем выше уровень речевого развития ребенка , тем интереснее получают-ся синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей : нарисовать предмет и соста-вить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные) . Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Виды работы над синквейном.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего) .

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполно-го синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

4. Можно использовать синквейн :

– на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование : «кто назовет больше нужных слов» .

Скажите, пожалуйста, для закрепления, то такое синквейн? синквейн – это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Практическая работа:

1 команда: синквейн животные жарких стран

2 команда: синквейн средней полосы

1 команда: Составление синквейна по сказке «Заюшкина избушка».

2 команда: Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса».

Станция «Рассказово» , где мы будем говорить о мнемотехнике.

1. Одним из методов развития связной речи у детей является использование мнемотехники .

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному.: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи .

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемодорожек, затем к мнемоквадратам, последовательно переходить к, и позже – к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей для :

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при отгадывании и загадывании загадок,

• при заучивании стихов.

Существуют мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

По возрастам

Структура таких занятий включает:

– введение в тему (рассказ педагога, лексико-грамматические задания (подбор признаков и действий к предметам, отгадывание загадок описаний, дополнение предложений однородными членами и др.)

-знакомство со схемой описания (мнемотехнической таблицей, всем её символами);

– составление рассказа описания педагогом;

– подготовка детей к составлению рассказов;

– составление рассказов-описаний детьми;

– анализ и оценка детских рассказов;

Одним из приёмов, которые значительно облегчают ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем, где опорные схемы выступают в роли плана-подсказки.

Работу по опорным схемам необходимо проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, картинным материалом подобранных в соответствии с лексической темой.

Важно, на протяжении всего учебного года учить детей составлять рассказы по единой схеме.

Схема модели описания овоща или фрукта

План рассказа

1. Название овоща.

2. Где растёт (в огороде)?

5. Форма (круглая, овальная, треугольная).

6. Растёт (на земле, под землёй).

7. Каким является на ощупь и на вкус?

8. Способ употребления (варят или жарят; употребляют сырым).

Рассказ по схеме:

1. Это – морковка.

2. Морковь растёт на огороде.

3. Это большая морковь.

4. Морковь оранжевого цвета.

5. Морковь треугольной формы.

6. Морковь растёт под землёй.

7. На ощупь морковь твёрдая, на вкус сладкая и сочная.

8. Морковь едят сырой и варят. Из неё так же готовят соки. Она очень полезная.

Схема модели описания предмета

Схема модели описания предмета

Назначение (что с ним можно делать)

С хема модели описательного рассказа по произведению

Практическая работа

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Под лежачий камень вода не бежит

Яблоко от яблони не далеко падает

Не имей 100 рублей а имей 100 друзей

1.У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу,
В них забьется до весны
И всю зиму смотрит сны

Из ветвей, камней, коры
Хатки делают бобры –
Строят домик у пруда,
Вход туда – из-подо льда!

К дому своему стремится
Издалека аист-птица,
Прилетает каждый год
И в родном гнезде живет.

Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем!

2.Мишка косолапый, по лесу идёт,
Шишки собирает, песенки поёт.

Вдруг, упала шишка. Прямо мишке в лоб.
Оступился Мишка и об землю — хлоп!

Засвистел на ветке, пересмешник дрозд:
Мишка косолапый, наступил на хвост!

А за ним вдогонку пятеро зайчат:
Мишка косолапый! Из кустов кричат.

Подхватил дразнилку весь лесной народ.
Мишка косолапый по лесу идет!

Бросился к берлоге маленький медведь:
Чем такие ноги, лучше умереть!

Спрятался за шкапом и ревёт ревмя:
Мишкой косолапым, дразнят все меня!

Мама удивилась: глупенький сынок,
Я всегда гордилась формой твоих ног.

Я ведь косолапа и папа косолап,
Косолапил славно и дедушка Потап!

Мишка косолапый стал ужасно горд.
Вымыл с мылом лапы, съел медовый торт.

Вышел из берлоги и как заорёт:
Мишка косолапый по лесу идёт!

Читайте также:
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: