Семинар для воспитателей: Развитие речи детей с помощью логопедических игр

Семинар – практикум учителя – логопеда для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
материал по логопедии ( группа) на тему

В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие словаря, фонематического слуха и звукового анализа, коммуникативных умений и связной речи, формирование грамматического строя, осознание речевой деятельности. Требования Стандарта к результатам освоения программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К целевым ориентирам в области «Речевое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
seminar_bentyukova_e.v.docx 66.57 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум учителя – логопеда для педагогов ДОУ

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила учитель – логопед

МДОУ д/с № 17 «Искорка»

Бентюкова Елена Владимировна

В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие словаря, фонематического слуха и звукового анализа, коммуникативных умений и связной речи, формирование грамматического строя, осознание речевой деятельности. Требования Стандарта к результатам освоения программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К целевым ориентирам в области «Речевое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

В младенческом и раннем возрасте: «владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает название окружающих предметов и игрушек» (ФГОС ДО 4.6), а на этапе завершения дошкольного образования: «достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности »(ФГОС ДО 4.6).

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей и неблагоприятными социальными процессами. По данным доктора медицинских наук И.С.Скворцовой, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены разного рода перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Речь при этом страдает одной из первых, так как напрямую зависит от созревания головного мозга.

Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Гимнастику выполняют ежедневно в течение 7-10 минут, перед зеркалом (под зрительным контролем), постепенно темп упражнений увеличивается.

Во всех возрастных группах могут быть использованы практически одни и те же комплексы артикуляционных упражнений, но требования к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными.

С детьми младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Необходимо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно дальше развивать движения артикуляционного аппарата.

В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приёмы, совершенствуются и развиваются дальше приобретённые простейшие навыки движений.

В старшей и подготовительной группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движений, за умением плавно и быстро переключаться с одного движения на другое. Дети этого возраста могут выполнять упражнения в любом темпе.

Задание : перед вами картинки к артикуляционным упражнениям, нужно назвать артикуляционные упражнения по картинкам, показать, как они выполняются, и для каких групп звуков используются.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитатели выполняют с детьми ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Пальчиковую гимнастику рекомендуется выполнять ежедневно (5-10 минут), сначала упражнения выполняют медленно, одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе

Задание : предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики.

Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с 4-х лет детей знакомят с понятиями «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слов. Формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.

Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приемов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребенка в увлекательную игру.

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

К автоматизации изолированных звуков нужно приступать тогда, когда ребенок продолжительно произносит звуки правильно и четко.

Автоматизацию звука в словах следует проводить в сочетании с обогащением грамматических категорий языка – словообразования и словоизменения. Развитию навыка словообразования способствуют задания: «Скажи ласково», «Придумай новое слово». Кроме существительных следует как можно чаще включать в занятия и другие части речи – прилагательные, наречия, глаголы.

Автоматизация звука в предложении – стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи. Работу необходимо сочетать с введением в речь разных типов предложений, постепенно усложняя для овладения детьми предложно-падежным управлением, навыками употребления в речи простых и сложных предложений.

Автоматизация звука в чистоговорках – закрепление звука в рифмованной речи, формирование навыка правильного употребления падежных окончаний; развитие воображения, просодических компонентов речи, чувство ритма. Наиболее результативно сочинение чистоговорок детьми.

Автоматизация звука в загадках и стихотворениях – развитие просодических компонентов речи и формирование правильного дыхания. При заучивании стихотворений желательно присутствие диалогов. Можно совмещать эту работу с заданиями на звукослоговой анализ и синтез, выделение слов с заданным звуком, подбор рифм, самостоятельное придумывание стихов, отгадывание ребусов и кроссвордов.

Автоматизация звука в самостоятельной речи – обучение пересказу рассказа и рассказыванию, способствующих развитию воображения и творческих способностей дошкольника.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

А чтобы коррекционная работа проходила легко и увлекательно мы используем дидактические игры, которые проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: “Отгадай-ка?”, “Магазин”, “Да – нет” и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: “Похож – не похож”, “Кто больше заметит небылиц?”. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: “Кому что нужно?”, “Назови три предмета”, “Назови одним словом”, и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: “Испорченный телефон”, “Краски”, “Летает – не летает” и др.

Теперь предлагаю поиграть в речевые игры, которые активизируют речь и мышление. Но сначала: «Закончите предложения, подобрав нужные слова»:
1. Звуки мы (что делаем?)… (слышим и произносим)

2. Буквы мы (что делаем?)… (видим и пишем)

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

«Японская печатная машинка»

Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон).

«Поиграем в сказку»

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

– Кто сидел на моем стуле?

– Кто ел из моей чашки?

– Кто спал в моей постели?

– Кто же был в нашем доме? И т.п.

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:

Семинар для воспитателей «Развитие речи детей с помощью логопедических игр»

Аннотация: Логопедические игры по развитию речи сегодня являются очень значимой частью в образовательном процессе как будущих первоклассников, так и младших школьников. Они восполняют, тренируют, обогащают и стабилизируют речь ребенка.

Семинар для воспитателей: «Развитие речи детей с помощью логопедических игр»

Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам.

Заметим, что часто наши дети испытывают затруднения у доски, понимая материал, не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, неправильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо , невнятно, поспешно.

Очень важно научить будущего школьника самостоятельно высказываться на различные темы. Слайд № 1, 2, 3;

Связная речь является главным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем.

Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

Связная речь – это развернутое, связное , самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время.

Чтобы дошкольник имел значительную осведомленность об окружающем его мире, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Слайд № 5;

Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи для наших детей. Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим в активный словарь через логопедические (словесные) игры и упражнения.

Стараемся упражнять его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложй.

Учим детей четко, правильно называть предметы, предметные картинки «что это?» .

При правильном ответе ребенок картинку забирает себе. Слайд № 6, 1.

1. «Объяснялки» — объясни, что это такое? (Водопад — вода падает с горы. Самосвал — сам сваливает груз. Белоствольная — с белым стволом. Длиннохвостая — с длинным хвостом), т. е. идет работа с освоением сложных слов.

2. «Скажи наоборот!»

(вверху – внизу, мягкий – твердый).

3. «Подберем красивые слова о нашей кошечке, какая она?»

(пушистая, веселая, быстрая, умная).

4. «Что летает, ползает, идет, едет?»

Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать – мчаться; пахучая – ароматная.

5. Игра – соревнование «Кто больше запомнит и придумает «родных» слов?»

(хлеб — хлебушек — хлебный – хлебопек).

6. «Кто где живет?» , «Чьи детки?»

7. «Узнай предмет по описанию»

(рыжая, быстрая, маленькая ловкая).

8. Игра «Один — много»

(дерево – деревья, стол – столы).

9. «Назови 4 -5 картинок на определенную тему ( мебель, посуда, одежда, обувь и т. д.), начав так: «Я знаю 5 названий мебели ….»

Обязательно надо тренировать детей в словоизменении и словообразовании:

– как называется суп из фасоли? (фасолевый),

– чья голова? чей хвост? (коровья, коровий).

Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме. Они проводятся в кругу семьи, в детском саду, в свободное время как отдых, как развлечение.

В лексических играх мы учим детей классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, учим устанавливать простые связи, сравнивать простые предметы, явления природы, действия.

В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любо- знательность, слуховое внимание, сообразительность. Слайд № 5;

Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений.

Грамматический строй речи также является показателем умственного развития ребенка и средством формирования связной речи.

Дети, у которых не сформирован грамм.строй, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении.

Чтобы ребята в будущем хорошо учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и свободной речи.

Мы учим детей отвечать на наши вопросы полными предложениями с 3 -4 лет.

1. «Скажи правильно!», «Повтори за мной!» (Автобус едет по дороге).

2. «Какое слово убежало ?» или « Договори словечко!» (Алеша ел …. .)

3. «Закончи мое предложение!» (Сейчас мы поедем ……)

4. «Исправь Незнайку!» (Машина едет по реке .)

5. «Из чего сделаны предметы?» (расскажи о деревянных).

6. «Почемучка». (Почему нужно чистить зубы каждый день? Почему самолет назвали самолетом? потому что сам летает.)

Дошкольники должны уметь отвечать на разные вопросы (куда? зачем? когда? с кем? какой? почему?) и сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях.

«Спроси меня!» (про погоду, спроси меня про папу).

Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи (в, на, под, возле, около, из-за ).

Дети любят играть в игру «Где спрятался предмет?» (Ответы даются детьми с использованием подходящего по смыслу предлога).

Для того, чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его, много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы.

Надо научить пользоваться простыми и распространенными предложениями. Слайд № 7, 8;

Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов.

Здесь могут помочь схемы по составлению рассказов В. К. Воробьевой (описательный о каком-либо предмете или составленный по конкретному литературному тексту.

Например (описательный р-з о фрукте или мебели — схема ; предметно-графическая схема к рассказу «Как птицы саду помогают» и к рассказу «Отважный петух».

Ребенку также можно предложить и другие полезные и интересные виды работ:

1.»Сравним два предмета!» чем похоже, чем отличаются? (огурец – помидор., самолет – ласточка и т.д.)

2.»Что ты увидел за три секунды?» ребенку приходится запомнить или вспомнить и рассказать об увиденном.

3.»Придумай рассказ по серии картинок!» (картинки надо разложить по порядку, соблюдая последовательность событий и причинные связи.

4.»Убери лишнюю картинку и назови рассказ».

5.»Составление рассказа по сюжетной картинке или серии картин с использованием данного плана».

6.»Смешинки» Придумать смешное предложение или рассказ о звездочке, о листочке и др.

7.»Доскажи…. » Взрослый начинает — ребенок заканчивает (с элементами сочинения.

8. Игра «Исправь меня!» Взрослый неправильно рассказывает, а ребенок исправляет.

9. Взрослый и ребенок составляют рассказ на определенную тему.

10. Придумывание совместных рассказов на фантазийные темы («Если бы ты был цветком, самолетом?» «Что было бы, если бы все время шел дождь?»)

11. Придумывание своей сказки на заданную тему или свободную по желанию ребенка. Полезные игры, развивающие описательную речь.

1. «Что может рассказать о себе малина, книга, автобус?»

(Я – малина, вкусная ягода. Я расту на кустах. Я сочная, сладкая, из меня делают сок и варят варенье.)

2. «Угадай предмет по описанию!»

4. «Мое любимое животное».

5. «Наши добрые дела»

6. «Как передвигаются животные?»

При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов.

Необходимо включать в развитие речи детей материалы на этические темы с оценкой событий, поведения детей.

Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с летьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий.

Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)

В нашей работе главная цель – развитие речи детей,
В ногу со временем следуем ей!

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.

Цель семинара-практикума: Оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях.

Задачи:

  • Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
  • Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
  • Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
  • Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.

Интеграция образовательных областей:

  • речевое развитие
  • познавательное развитие
  • физическое развитие.

Структура проведения семинара-практикума

1. Организационный момент

2. Речевые игры на развитие зрительного восприятия, памяти, активизации речи и мышления

  • артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики);
  • игра «Похожие слова»;
  • игра «Кошка» (обогащение словаря);
  • «Скороговорки» (развитие дыхания и голоса);
  • Физкультурная минутка «Толя – альпинист»;
  • «Чудесный мешочек» (развитие общей моторики, мелкой моторики);
  • игры-перевёртыши;
  • игры на развитие фонематического слуха;
  • игры на развитие фонематического восприятия.

3. Заключительная часть. Итог

Организационная часть

Учитель – логопед встречает педагогов в зале.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Внимание! Внимание!
Сегодня на повестке дня гениальная идея одна:
Всем предлагаю активное участие принять!
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!

Основная часть

Задание № 1. Как называется гимнастика для языка? (артикуляционная)

С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:

В недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили – старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку.
(открываем широко рот)

В деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
А с ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех пытались (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись – в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили все свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик! (втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим (покусываем распластанный язык, затем заворачиваем за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем – малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – варенье мы слижем! (кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!

На улице ждёт интересного и весёлого много!
Дед для внучат приспособил качели (широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже… (щёлкаем языком),

Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),
Что же мы видим? Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!

Вот из сарая индюшка пришла,
Проболботала: «Бл-бл-бл-ла» и ушла! (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом)
Вот и сказке нашей подошёл конец,
Кто слушал «Молодец!»

Предлагаю поиграть в интерактивные речевые игры – активизируем речь и мышление.

Речевые игры (для активизации речи и мышления).

Задание № 2. Игра «Похожие слова»

Звучит логопедическая распевка:

Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон! .

Задание:

Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!

Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел)

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)

Задание № 3. Игра «Кошка»

Отгадайте загадку:

Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная (кошка).

Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.

Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

Кошка бывает какая?

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.

Задание № 4. Cкороговорки

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звукову воспитанников.

«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:

На «Мячике» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку.

  • Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
    В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка (раздраженно).
  • На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
  • Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
  • Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
  • Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).
  • Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
    Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (спокойно)

Задание № 5. Физкультурная минутка

«Толя – альпинист»

Задание № 6. «Чудесный мешочек»

Педагоги достают из «чудесного мешочка» предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.

Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.

Задание № 7. «Игры-перевёртыши»

Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.

Пословицы и поговорки:

  • Счастье перемещается кучами – «беда не ходит одна».
  • Уйти от новой стиральной машины – «остаться у разбитого корыта».
  • От смелости затылок мал – «У страха глаза велики».

Строчки из стихотворений:

  • Во поле берёзку срубили – «В лесу родилась ёлочка».
  • Ты ненавидишь мою коровку – «Ялюблю свою лошадку».
  • Ваша Маша тихо смеётся «Наша Таня громко плачет».

Названия сказок и книг:

  • Лиса и шестеро цыплят – «Волк и семеро козлят».
  • Утки – индюшки «Гуси – лебеди».
  • Бледненький кустик «Аленький цветочек».
  • Пёс без босоножек – «Кот в сапогах».
  • Квадратик – «Колобок».

А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.

Задание для педагогов – отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

  • Василий Иванович остается на работе –«Иван Васильевич меняет профессию».
  • Грустные взрослые – «Веселые ребята».
  • Громче стоишь – ближе не будешь –«Тише едешь – дальше будешь».
  • Крик баранов – «Молчание ягнят».
  • Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».
  • С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
  • Холодные ноги – «Горячие головы».
  • Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».
  • В симфоническом оркестре не только мальчики –«В джазе только девушки».
  • Ручной кактус «Дикая орхидея».

Задание № 8. «Объявление» (для активизации речи, мышления)

Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук

Например: на звук [К]

Куплю красивую кошечку.

Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.

Например: на звук [П]

Петя подарил Павлику пирамидку.

Задание № 9. «Фонематический слух»

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: “коза-коса”, “дом-том”, “бочка-почка”. И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».

  • Портфель я выронил из рук,
    Такой большой на ветке … (жук)
  • Шел по лесу шустрый мишка,
    На него свалилась … (шишка)
  • Здесь в лесу есть злые звери,
    Запирайте на ночь … (двери)
  • Тише, Танечка, не плачь,
    Не утонет в речке … (мяч)
  • Как-то вечером две мышки
    Унесли у Пети … (книжки)
  • Не полезет Влад на ель
    У него в руках … (портфель)
  • «Я трудиться не привык!»
    Отвечает … (грузовик)
  • Cобирали васильки
    у нас на голове … (венки)

Задание № 10. «Фонематическое восприятие»

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Игра: «Отвечай – не торопясь»

Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?

(рот, ром, рог, ров, род, рок).

3. Заключительная часть

Вот и закончилась деловая игра,
Подвести итог пора!

Итог семинара-практикума

– Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).

Спасибоза внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!

Приложение

Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани
Часто мылся Ванечка

На реке поймали рака,
Из-за рака вышла драка!
Это Ромка – забияка,
Снова в реку бросил рака.

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убегал от Поли в поле.

Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

Семинар-практикум для воспитателей и специалистов ДОУ: «Логопедическое ассорти»

Татьяна Геннадьевна Серегина
Семинар-практикум для воспитателей и специалистов ДОУ: «Логопедическое ассорти»

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно – образовательный процесс необходимо строить на основе такой коррекционно-развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.

Поэтому, сегодня я предлагаю вашему вниманию семинар-практикум «Логопедическое ассорти», целью которого является – помочь воспитателям и специалистам в организации коррекционной работы на занятиях.

1. Практические рекомендации по использованию методов и приемов театрально-творческой деятельности в работе с дошкольниками различных возрастных групп;

2. Использование театральных игр, упражнений, этюдов в различных видах деятельности;

3. Вооружить участников семинара логопедическими знаниями в области логопедии;

4. Активизировать обмен информацией практическими знаниями;

5. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей и специалистов по проблеме;

6. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у дошкольников.

1. Организационная часть

Сегодня на нашем семинаре работают эксперты:

Предлагаю разделиться на две команды:

Участники команды № 1:

Участники команды № 2:

Ваша задача сегодня – наблюдать, оценивать, делать выводы. Вашей целью в данном задании является выявление общего уровня знаний аудитории.

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой команды, за присвоенный высший балл участвующие получают солнышко, за средний – цветок, за низкий – голубую тучку.

Команда экспертов оценивает работу участников.

Методика экспертного анализа: оценка по общему количеству вопросов,

П – правильные ответы;

Ч – частично правильные ответы;

Н – неправильные ответы;

Вывод экспертов: оценка общего уровня знаний.

Девиз нашего семинара: Хорошее настроение сегодня – это залог нашего успеха!

2. Практическая часть

Итак, начнем наш семинар-практикум:

Далее логопед проводит практикум по ознакомлению с органами артикуляции. На нем участники перед зеркалами пытаются выполнить несколько основных упражнений для языка, убеждаясь, что и взрослым это не легко. Ведь, по мнению взрослых, гимнастика для рук и ног – дело нам привычное и знакомое, а вот зачем язык тренировать, если он и так «без костей» – неясно.

Поэтому логопед объясняет, что язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Конкурс № 1 «Артикуляционная гимнастика»

Я предлагаю всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки (с демонстрацией картинок и показом артикуляционных движений).

Жили были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,

С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ – ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы,

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком,

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки,

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом). И УШЛА.

Вот и закончился день пора спать. Завтра опять будем гулять.

Подведение итогов конкурса № 1

Комиссия оценивает четкость и правильность выполнения артикуляционной гимнастики

Конкурс № 2 «Знание артикуляционных упражнений»

Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям.

Члены команд должны, показать как они выполняются.

Подведение итогов конкурса № 2

Учитель-логопед: – А теперь, давайте поиграем в интерактивные речевые игры – активизируем нашу речь и мышление.

Конкурс № 3: игра «Словарный штурм»

Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия, прилагательные (показ картинки «БАНАН»)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет. банан.

Расскажи обо мне

Вопрос команде 1: – Как я попал в дом? (купили, подарили, угостили, привезли, принесли).

Вопрос команде 2: – Какой я? (желтый, зеленый, длинный, мягкий, сладкий, ароматный, вкусный, спелый).

Вопрос команде 1: Что я могу делать? (расти, созревать, желтеть, падать, лежать, гнить).

Вопрос команде 2: Что со мной можно делать? (сорвать, купить, мыть, чистить, резать, сушить, есть, упаковывать, взвешивать, дарить).

Вопрос команде 1: Кто меня больше всего любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи, осы).

Вопрос команде 2: Что я больше всего люблю? (солнце, ветерок, дождик).

Вопрос команде 1: С какими предметами я дружу? (с водой, ножом, тарелкой, вазой, теркой, кастрюлей, соковыжималкой, йогуртом, мороженым, тортом, пирожным, конфетами, джемом, соком, мармеладом, напитком).

Вопрос команде 2: Как я выгляжу? (аппетитно, прекрасно, замечательно, волшебно).

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой команды, за присвоенный высший балл команда получает солнышко, за средний – цветок, за низкий – тучку.

Подведение итогов конкурса № 3

ФИЗМИНУТКА

– Определите место звука в слове.

Логопед: предлагаю выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова, поднимите руки вверх. В середине—руки на пояс, в конце—на колени». (Лапа, кулак, пол, лыжи, колба, полка, молоко, волосы, осел, лопата, футбол).

Конкурс № 4 «Фонематический слух».

Логопед: Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, это – способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: “коза-коса”, “дом-том”, “бочка-почка”. И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Игра «Гонки слонов».

Описание игры: логопед предлагает участникам «превратить руки в слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя).

Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает участников, что они должны замереть, услышав слово «стоп».

Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп.

Подведение итогов конкурса № 4

Комиссия оценивает участников, чей слон был самым внимательным.

Конкурс № 5 «Фонематическое восприятие».

Логопед: Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Игра: «Отвечай – не торопясь».

Предлагаю несколько заданий на сообразительность, проверить, как участники умеют слышать и выделять определённые звуки в словах.

Команда № 1: Придумайте слово, которое начинается на последний звук слова «палас». (Придумывает каждый участник команды)

Команда № 2: Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог, ров, род, рок)

Команда № 1: Составьте такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)

Команда № 2: Подберите слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха, мама, майка, Мурка)

Команда № 1: Логопед просит подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке … (жук)

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась … (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь … (двери)

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке … (мяч)

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети … (книжки)

Не ползет Влад на ель

У него в руках … (портфель)

«Я трудиться не привык!»

Мы собирали васильки

На головах у нас … (венки)

Команда № 2: Логопед читает стихотворение. Участники находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

-Закричал охотник: «Ой,

Двери гонятся за мной!» (звери)

Раки выросли на грядке. (маки)

-Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

– Там ползёт зелёный лук (жук)

С длинными ушами. (усами)

-Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (сом)

-Мы собрали васильки,

На голове у нас щенки. (венки)

Подведение итогов конкурса № 5

Конкурс № 6 «Почему хорошо, почему плохо».

Логопед: В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем.

Участникам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо, а вторая – отрицательные (почему плохо).

Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность.

1) Старший воспитатель предложила провести семинар-практикум для воспитателей, который состоится завтра…

2) Заведующий сообщила, что на следующей неделе в ДОУ ожидается проверка документации воспитателей …

Подведение итогов конкурса № 6

Проведем последний конкурс № 7 «Блиц»

Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1. Что такое фонематический слух (это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.) 2. С какого возраста необходимо исправлять речь детей? (5 лет) 3. Как называются инструменты логопеда? (зонды)

4. Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, корень).

5. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).

6. Сбор родителей для решения педагогических проблем? (Родительское собрание)

7. Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)

8. Повторите скороговорку: Три сороки — тараторки тараторили на горке.

9. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково).

10. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).

11. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).

12. Какие наказания недопустимы? (телесные)

13. Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)

14. Человек, занимающийся исправлением речи? (логопед)

1. Какие звуки чаще всего нуждаются в исправлении? (Р, Л)

2. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)

3. Зачем логопеду спирт? (вытирать инструменты)

4. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).

5. Для чего нужна артикуляционная гимнастика? (это упражнения для тренировки органов артикуляции

(губ, языка, нижней челюсти)

6. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).

7. Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.

8. Что такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи).

9. Каким цветом обозначаем согласные звуки (синий).

11. Чем отличается звук от буквы. (Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим)

12. Как можно еще назвать исправление речи? (коррекця) 13. Орган, участвующий в артикуляции звуков? (язык)

14. Что такое фонема? (звук).

3. Заключительная часть

Подведение итогов работы

Схематический «портрет» работы каждой команды.

– Уважаемые коллеги, вот и закончился наш семинар, и я предлагаю вам с помощью набранных оценочных символов, составить картину и посмотреть, как вы работали сегодня.

Команды составляют «портрет» из набранных оценочных картинок – солнышек, тучек, цветов и по полученной картине сами оценивают свою работу.

Все участники семинара получают бумажных птиц, на которых предлагается написать, чем была полезна для них эта встреча, высказать свои пожелания и предложения логопеду.

Логопед : Я хочу поблагодарить Вас за активное участие в семинаре, надеюсь, что вам было интересно и вы узнали для себя что-то новое, и будете применять свои «логопедические знания» на занятиях с детьми. А сейчас я хочу наградить Вас медалями «ЗНАЮ основы логопедии»

Выводы ученого совета.

• Эксперты подводят итоги работы команд, дают оценку знаниям, владению родным языком, проявлению творческого подхода, активности, оригинальности, быстроты реакции, оценивают смелые решения, нетрадиционные подходы.

• Эксперты дают оценку содержания семинара, методов проведения, работы логопеда.

Критерии оценки: полезность, разнообразие, практичность, инициативность, перспективы.

Семинар-практикум для воспитателей «Народная кукла» Цель: Повышать профессиональное мастерство педагогов. Задачи: 1. Формировать у педагогов представления о традиционной народной игровой.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Физическое воспитание в ДОУ» Цель: • Уточнить знания педагогов по разделу формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста. • Активизировать мыслительную деятельность.

Семинар-практикум для воспитателей «Аспекты формирования звуковой культуры речи» Семинар-практикум для воспитателей”Аспекты формирования звуковой культуры речи” Цель: систематизация знаний педагогов по развитию звуковой.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание» Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: знакомство с понятием эмоционального.

Семинар — практикум для воспитателей: «Игры на дифференциацию звуков» Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Игры на дифференциацию звуков» Задачи: 1) Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей.

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду” Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного.

Семинар-практикум для воспитателей «Организация и проведение режимных моментов в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Ход семинара-практикума. Цель: Познакомить педагогов с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие звуковой культуры речи дошкольников» Семинар-практикум “Развитие звуковой культуры речи дошкольников” Цель: помочь воспитателям в организации коррекционной работы на занятиях.

Семинар — практикум «Профилактика плоскостопия у дошкольников» для педагогов и специалистов ДОУ В начале семинара сообщение инструктора по физической культуре о проблеме плоскостопия у детей. Ухудшение состояния здоровья детского населения.

Семинар-практикум «Самообслуживание» для начинающих воспитателей 1. Обсуждение вопросов. В чем отличие труда по самообслуживанию от других видов труда? В каком возрасте начинают формироваться элементарные.

Семинар-практикум “Игровые технологии для развития связной речи дошкольников”

Семинар -практикум для педагогов

«Игровые технологии как эффективное средство

развития связной речи у дошкольников»

Цель : повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах эффективного использования интерактивных технологий в развитии связной речи дошкольников. Обеспечение условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в использовании ими современных интерактивных методов и приёмов активизации речи детей в игровой деятельности.

Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности.

«Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребенка» – Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев.

Наиболее эффективной формой развития связной речи является использование игровых технологий, которые включают в себя множество интерактивных методов и приёмов.

Цель игровых технологий в развитии связной речи – «разговорить» детей, насытить познавательной информацией, развить психологические процессы растущего дошкольника , это получение удовольствия и максимальной пользы.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребёнка. Только при этих условиях игра будет полезна для детей и атмосферы сотрудничества с взрослым.
– Сегодня предлагаю закрепить наши знания в форме игры по применению с детьми игровых технологий для развития связной речи.

Для этого нам понадобятся 2 команды по 5 участников. Приглашаю желающих к столу. Придумываем название команды.

Для начала отгадайте загадку:

Зелёная, но не трава.

Холодная, но не лёд.

Поёт, но не птица-

Вот такая небылица.

Живет на болоте

В зеленом капоте,

Глаза — как плошки:

«Изготовление лягушки»

Верно, это герой нашей игры. Предлагаю каждой команде изготовить лягушку из бумаги, используя шаблоны.

ü Известно, что ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Какие симпатичные лягушки у вас получились! Молодцы!

Дыхательная гимнастика

Эта лягушка не простая, она Царевна! Но превратиться в Царевну она сможет только в том случае, если мы с вами ей в этом поможем. Для этого нам надо расколдовать ее, выполнив задания. Для начала подуем так, чтобы лягушка ускакала, как можно дальше. Посмотрим, чья Лягушка быстрее?

Дуть можно один раз. Делаем глубокий вдох носом, чтобы произвести глубокий выдох. Приготовились! И дуем: раз, два, три!

У какой команды Лягушка быстрее?

ü Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения и речи в целом.

1. Метод «Синквейн»

Посмотрите, а вот и наша Лягушка. Первое задание. Она предлагает использовать метод «Синквейн».

(Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Но важно, чтобы стихотворение было написано по определенным правилам:

1 строка – одно слово – существительное, это предмет – тема.

2 строка – два прилагательных по теме.

3 строка – три глагола по теме.

4 строка – предложение по теме.

5 строка – одно слово предмет: ассоциация по теме.)

Нам необходимо составить синквейн на примере басни Крылова «Ворона и Лисица».

Ø а) У каждой команды лежит алгоритм составления синквейна.

Для 1 команды дается слово «Ворона», для 2 команды слово «Лисица».

Доверчивая, глупая.

Сидела, держала, закаркала.

Ворона глупая.

Проворная, хитрая.

Крала, говорила, обманула.

Лисица съела сыр.

Ø б) Отгадайте синквейн – загадку.

1 команда: про какого героя сказки идет речь?

3.Заботится, учит, воспитывает.

4.Смастерил деревянную куклу.

5. Мастер на все руки.

Из какой сказки? (папа Карло из сказки «Золотой ключик»)

2. Ласковый, добрый.

3.Поймал, отпустил, поклонился.

4.Старик выполняет приказы старухи.

Кто это? Из какой сказки? (Старик из сказки «Золотая рыбка»)

2. Метод противоречий

(- наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность других.)

Наша Лягушка особа милая, но довольно противоречивая.

Предлагаю Вам поиграть в игру «Хорошо – плохо». 1 команда называет положительные качества Лягушки, а 2 команда отрицательные качества.

(Например, хорошо, что Лягушка маленькая, ей удобно прыгать – но плохо, что Лягушка маленькая, ее может съесть цапля.)

3. Метод фокальных объектов

(- придумать новое, видоизменить, улучшить привычный вид реального объекта, рассмотреть предмет с необычной стороны, составить рассказ, сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения.)

Наша Лягушка умеет превращаться в необычных животных, но для этого нам необходимо применить метод фокальных объектов. Возьмем как вариант:

«Фантастическое животное»

(Цель: научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.)

К примеру, я взяла случайное слово «варежка». Выделяю 5 свойств данного слова:

Варежка – мягкая, пушистая, теплая, связана из шерстяных ниток, одевают зимой.

Свойства варежки присоединяю к живому объекту и создаю «Лягуварежку».

Лягуварежка – она мягкая пушистая и зеленая, любит прыгать и спать в теплом месте, питается мухами, комарами и шерстяными нитками. А еще любит зимой сидеть на руках у девочек.

Каждая команда берет свое случайное слово и называет 5 свойств.

Теперь присоединяем свойства случайного слова к Лягушке и создаем свое «Фантастическое животное».

Нашей Лягушке трудно усидеть на месте, она предлагает провести физминутку:

На болоте две подружки –

Две зеленые лягушки.

Утром рано умывались

Ручками хлопали, ножками топали.

Вправо, влево наклонялись –

И обратно возвращались.

Игра «Похожие слова»

А еще Лягушка очень любит поиграть со словами. Давайте вместе поиграем в игру «Похожие слова».

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком – вагон.

Есть кислое слово – лимон!

Надо подобрать к прилагательным по 4 существительные по ассоциации.

1 команда: Яркие слова – (солнце, лето, картинка, звезда)

2 команда: Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

1 команда: Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

2 команда: Кислые слова – (яблоко, сок, лимон, борщ, кефир)

1 команда: Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)

2 команда: Легкие слова – (шар, пух, снег, вата)

Последний метод, который сегодня предлагает нам применить Лягушка, это

4. «Мнемотехника»

(- это система методов и приемов , обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи .)

Ø а) Используя мнемодорожку, определите какое стихотворение здесь зашифровано. Какая команда быстрее ответит?

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Ø б) Используя мнемотаблицу, определите, про какую загадку идет речь и назовите отгадку.

1 команда: Круглая, а не мяч.

Желтая, а не солнце.

С хвостиком, а не мышь (репа).

2 команда: Сидит дед

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает –

Тот слезы проливает (лук).

Ø в) Составьте мнемодорожку для разучивания стихотворений:

1. Кошка в окошке

Мышка в сапожках

2. Белочка – умелочка

Хлопочет у дупла,

На зиму хозяюшка

Посмотрите, Лягушка превратилась в Царевну! А это значит, что все задания сегодня мы выполнили – помогли Лягушке, расколдовали ее.

Подводя итоги нашего практикума хочется отметить, что полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, а использование интерактивных методов – это одно из эффективнейших средств развития связной речи детей.

В завершении хочется познакомить вас с правилами для смелых и упорных педагогов.

«Правила для смелых и упорных педагогов»

Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!

Семинар-практикум для воспитателей «Логопедическая радуга»

Семинар-практикум для воспитателей «Логопедическая радуга»

Подведение итогов совместной работы воспитателей и учителя – логопеда по проблеме коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста.

Задачи: 1. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме.

2. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у дошкольников.

Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрывает профессиональные знания и умения участников. В целях повышения творческой активности воспитателей дошкольных учреждений, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми

Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга»«Имена прилагательные» Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса). Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.

Участники семинара-практикума делятся на две команды. Затем проводятся

1. Конкурс «Артикуляционная гимнастика»

Ведущий предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки.

Жили были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,

С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух,

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ – ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Подведение итогов конкурса

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы,

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу,

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык – под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком,

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки,

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).И УШЛА.

Вот и закончился день пора спать. Завтра опять будем гулять.

Знание артикуляционных упражнений. Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям («Маляр», «Футбол», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Чашечка», «Кошка сердится», «Вкусное варенье»). Члены команд должны назвать упражнения, показать как они выполняются и для каких звуков они используются.

Конкурс «Блиц».

Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1. Назовите интеллектуальные функции (мышление, память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве и во времени).

2. С какого возраста необходимо исправлять речь детей? (5 лет)

3. Как называются инструменты логопеда? (зонды)

4. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).

5. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).

6. Сбор родителей для решения педагогических проблем? (Родительское собрание)

7. Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)

8. Сколько звуков в слове — деньги (пять).

9. Повторите скороговорку: Три сороки — тараторки тараторили на горке.

10. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково).

11. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).

12. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный).

13. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).

14. Какие наказания недопустимы? (телесные)

15.. Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)

16. Человек, занимающийся исправлением речи?. (логопед)

1. Какие звуки чаще всего нуждаются в исправлении? (Р,Л)

2. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)

3. Зачем логопеду спирт? (вытирать инструменты)

4. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).

5. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).

6. Назовите признаки звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).

7. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).

8. Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.

9. Что такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи).

10. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).

11. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).

12. Исправление речи? (коррекця)

13. Чем отличается звук от буквы.

14. Что такое фонема? (звук).

15. Орган, участвующий в артикуляции звуков? (язык)

16. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Конкурс «Добавлялки».

Задание: воспитатели должны продолжить чистоговорку.

• Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора).

• Ло – ло – ло — греет …. (солнышко тепло).

• Ры – ры – ры — летят… (синие шары).

• Ор – ор – ор — спеет…. (красный помидор).

• Ши – ши – ши — гуляют (наши малыши).

• За – за – за — в поле… (бегает коза).

• Ла – ла – ла — на пути ….(у нас скала).

• Ор – ор – ор —. острый …. (топор).

• Лы – лы – лы — наши девочки… (милы).

• Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы).

Конкурс «Закончи предложение». Задание. Командам необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает команда, выполнившая задание за более короткое время.

1. Земля покрыта снегом, как…. 2. Лед блестит у берега, как … 3. Волны вздымаются, как… 4. Солнце нещадно палит, как… 5. Заря полыхает, как…. 6. Дверь в комнате скрипит, как … 7. Дети в группе галдят, как … 8. Девушка на обложке выглядит, как … 9. Мальчик плывет, как … 10. Мокрое платье выглядит, как …

1. Туман стелется над озером, как … 2. Дождинки текут по лицу, как … 3. Малыши прыгают по траве, как … 4. Машина, едущая по дороге грохочет, как … 5. Балерина на сцене кружится, как … 6. Мысль в моей голове засела, как … 7. Человек подошел тихо, как … 8. Ветер завывает за окном, как … 9. На улице темно, как … 10. Девчонки порхают по группе, как …

Конкурс «Конкурс эрудитов» Задание: Проанализируйте фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем. Какие нарушения профессиональной речи были допущены логопедами? Время на подготовку ответа – 3 минуты. Оцениваются: – правильность педагогического решения; – четкость объяснения.

Фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем.

Логопед: Здравствуйте!

Родитель: Здравствуйте! У нас проблема, мы не умеем правильно говорить. Логопед: Сейчас посмотрим. Садись (ребенку). Как тебя зовут? Ребенок. Фиёда.

Логопед: Как?

Логопед: Ой, как у вас тут все запущено! Плохо дело у вас. А у кого вы занимались раньше?

Родитель: В садике, со Светланой Ивановной.

Логопед: Да уж… Родитель: А как же нам быть?

Логопед: Будем работать, но обещать ничего не могу. Что-то он у вас какой-то заторможенный. Ведет себя нормально?

Родитель: Да. А что вы имеете в виду?

Логопед: Ладно, не важно.

2 вариант. Логопед: Перестань прижиматься к маме! Садитесь. Ребенок сюда, мама сюда. Какие у вас проблемы?

Родитель: Мы волнуемся, нашему мальчику уже четыре года, а он разговаривает хуже, чем его друзья. Логопед: Сейчас посмотрим. Двигайся сюда поближе (ребенку). Ребенок: Мама, я не хочу! Пойдем домой. Родитель: Ну, Максим, подожди, сейчас тетя тебя посмотрит, а потом пойдем домой. Логопед: (к родителю) Что вы так его нянчите? Он уже большой и должен уметь себя вести. Родитель: Он не ходит в садик, дома с бабушкой сидит. Ребенок плачет. Логопед: Выйдите, успокойте ребенка, а потом зайдите.

Конкурс «Пантомима» Ведущая: Я знаю, воспитатели любят – В утренниках играть Сегодня сложное задание – Вам нужно пантомиму показать! С помощью мимики, жестов вам необходимо показать сказочно героя.

Игра «Угадай героя сказки». Ведущий: на столиках разложены карточки с именами сказочных персонажей. Участники по очереди с помощью мимики и жестов изображают персонажей. Выигрывает тот, кто наиболее удачно покажет персонажа, а зрители правильно назовут его при наименьшем количестве попыток. (Карлсон, Баба-яга, Золушка, Буратино, Кощей, Дед мороз, Дюймовочка, Крокодил Гена, Золотая рыбка и др.).

Ведущая: Конкурс весёлый удался на славу!

Я думаю, всем он пришёлся по нраву! Отдохнули? Посмеялись?

Ведущая: Очень трудное было задание, Но воспитатели справляются, Из всех сил стараются. Я думаю, пора размяться, Включить смекалку, подумать, И, может быть, немного посмеяться.

Конкурс «Почему хорошо, почему плохо».

Ведущий: В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем.

Участникам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо, а вторая – отрицательные (почему плохо). Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность.

Старший воспитатель предложил провести семинар-практикум для воспитателей, который состоится завтра…

Заведующий сообщила, что на следующей неделе в ДОУ ожидается проверка документации воспитателей …

Рефлексия «Закончи фразу»

Участникам команд предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад к №4 «Солнышко»

г. Белореченск муниципального образования Белореченский район

Практический семинар для воспитателей ДОУ. Развитие речи дошкольников

Цель семинара:
• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Задачи:
1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности.
2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.

Педагоги сидят на стульях в кругу, по очереди представляются и называют личное качество, начинающееся на первую букву своего имени, например, «Я – Лена и я – легкая».

К. Д.Ушинский – основоположник научной педагогики:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?
Мнемотехника– это «техника запоминания». Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

1 задание составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения:
1 Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки
Ромашки, ромашки, будто луговые
Ромашки, ромашки словно как живые.
2. В огороде много гряд. Тут и репа и салат
Тут и свёкла и горох, а картофель разве плох?
Наш зеленый огород нас покормит круглый год
3.
Мы купили кошке,
К празднику – сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать,
Хвостик некуда девать.
Ира просит: «Ёжик, ёж,
Ты мне платьице сошьешь?
Ёж ответил из-под елки:
– Ниток нет, одни иголки!

На базаре ёжик накупил сапожек.
Сапожки на ножки себе,
Поменьше немножко – жене,
С пряжками сыну,
С застежками дочке.
Вывод: Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
2. Задание: Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон.
Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).
Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми.

Игра «Волшебная палочка»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.
Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.
Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;
Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.
Игра «Шкатулка со сказками»
В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.
Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.
Игра «Придумай необычное существо»
Нарисовать и рассказать о выдуманном персонаже
Игра «Нелепицы»
Раздать черно-белые картинки и цветные карандаши. Задание найти и закрасить нелепицы. Кто быстрее и больше их назовет.
Ответы к тесту
Картинка к тесту «Нелепицы».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Еще одно направление по развитию речи – устное народное творчество. В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
• Задание: показать по одной пальчиковой гимнастике .
Предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением) .
•Задание: Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Рассказать о методике рассказывания скороговорки. Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую – быстро произнести с определённой интонацией.

В образовательном процессе по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу уже со 2 младшей группы, воспитателям рекомендую, использовать различные игровые методы и приемы, дидактические упражнения в работе с детьми. Например: При рассматривании картины можно использовать игровые приемы, которые помогают выделять объект, внимательно рассматривать его: «ОКОШКИ»
Пособие. Картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм. Картины, схожие по сюжету.
1 вариант. Одно окошко (любой формы).
2 вариант. Число окошек по количеству объектов.
Ход игры.
– Кого (что) мы видим в окошках? Какая картина спряталась?
«ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА»
Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.
Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.
«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ?» Цели. Учить выделять объект на «зашумленном» фоне.
Пособие. Картина, реальные изображения объектов картины. Назови, кого ты видишь на картине.
Ход игры По ходу называния объектов задаются уточняющие вопросы на уточнение цвета,
• пространственного расположения, принадлежности и т.п.) «ПОЧЕМУ?»
Цель: развивать логическое мышление, устанавливать связи между объектами,
• строить предложения несложной конструкции. «ЧТО НУЖНО?»
• Цель: Развивать инициативность речи, активизировать и расширять словарный• запас. В средней группе уже используем символы, знаки для составления графического плана как своеобразной зрительной опоры, отражающей последовательность рассказа.

Читайте также:
Конспект логопедического развлечения для детей с ОНР
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: