Семинар для учителей начальных классов по коррекции дисграфии

«Учимся, играя!» — cеминар для учителей начальных классов

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.А. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова и др.), предлагают различные методики коррекционной работы.

«Учимся, играя!»

Количество детей с трудностями овладения письмом увеличивается год от года. Многие педагоги сталкиваются с часто встречающимися ошибками в письменной речи учеников, которые носят стойкий характер. В связи с этим наш семинар посвящен как преодолению таких ошибок, так и их предупреждению (слайд 1).

Цель нашего семинара :

  • Ознакомление педагогов с упражнениями, направленными на коррекцию дисграфических ошибок.
  1. Понятие дисграфии. Причины возникновения.
  2. Классификация дисграфии.
  3. Рекомендации по предупреждению и преодолению нарушений письменной речи. Практическая часть.
  4. Итоги.
  5. Рефлексия (слайд 2)

Дисграфия — нарушение письменной речи.

  • несформированность фонетико-фонематических процессов;
  • несформированность лексико-грамматической стороны речи;
  • биологические причины (нарушения головного мозга ребенка).

Различают следующие виды дисграфии :

  • акустическая,
  • оптическая,
  • аграмматическая,
  • дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом пишет неграмотно из-за незрелости некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентировку.

Правое полушарие отвечает за целостный образ предмета или слова. Левое полушарие – за правильное называние или написание в соответствии с правилами орфографии.

У детей, делающих дисграфические ошибки, как правило, снижение активности мозговой коры, сочетающееся с дефектами моторики, речевого внимания, пространственной ориентировки, зрительного восприятия, логического мышления (слайды 3, 4, 5).

Вот наиболее часто встречающиеся ошибки в письменных работах детей, которые свидетельствуют о том, что ребёнку нужна помощь:

  • Пропуск букв и слогов (моко – молоко, комата, всят).
  • Не дописывание слов (сосн-сосна).
  • Перестановка букв, слогов (мотолок).
  • Слитное написание слов в предложении (Мыкупались вморе).
  • Орфографические ошибки при знании правил (снига, лыжы).
  • Замена букв (сапка, шираф).

Данные ошибки могут иметь как стойкий, так и временный характер (слайд 6).

Надо отметить, что педагоги, которые используют в своей практике такой вид работы с обучающимися как «работа над ошибками» после выполнения домашней и классной работ, а не только после выполнения контрольных работ, добиваются положительных результатов.

А сейчас переходим к практической части.

Вашему вниманию предлагаются работы учеников, с дисграфическими ошибками.

Цель такая: необходимо ознакомиться с работами, найти и исправить допущенные ошибки. Предлагаем Вам определить виды обнаруженных ошибок (слайды 7, 8, 9, 10).

Как заниматься с детьми, допускающими такие ошибки? Какой подход к ним искать? Что делать?

ИГРАТЬ! Ведь именно в поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учёбы, в частности для грамотного письма. В играх представленных нами предусматривается развитие всех необходимых функций и особенно произвольности. У детей развивается речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкая моторика, восприятие, внимание, память, логическое мышление.

Игры делают уроки привлекательными, интересными для ребёнка, что существенно повышает эффективность обучения (слайд 11).

Каждая предложенная игра направлена на развитие нескольких функций. Одно и тоже игровое упражнение можно применять при разных нарушениях письменной речи.

Пропуск букв и слогов, их перестановка

«Магазин».

Продаем определённые предметы, представленные на картинках, рекламируя их по каждой букве. Эффективно при пропуске букв, при несформированности семантического образа слова, при речевом недоразвитии. Прорекламируйте слово ЖУК (жёлтый, устрашающий, крылатый)

«Наборщик».

Из букв предлагаемого слова надо составить новые слова. Развивается зрительное восприятие, формируется навык грамотного письма.

«Шифровальщики» или «Письмо по-древнерусски».

Слова записываются только согласными, обозначая гласные точками наверху, или только гласными. Через некоторое время таким образом можно записывать небольшие тексты. При выполнении отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме.

«Рассыпушки».

Из предлагаемых букв нужно собрать слово. Или, как вариант, слово составляют из рассыпавшихся слогов. Игра эффективна при пропуске букв, слогов, при их перестановке.

«Волшебный домик».

На доску прикрепляется домик с окошками (рисуется). В окошки вписываются в произвольном порядке наборы букв. Ученики отгадывают, какие слова живут в этом домике. Развивается умение определять последовательность букв в слове (слайд 12).

Недописывание слов, слитное написание слов

«Кузовок».

Задача: собрать кузовок. Складывать можно все слова, которые, например, оканчиваются на –ок- : подарок, платок, грибок… Можно собирать корзину, коробку, ящик. Игра начинается словами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!» Либо: «Вот перед вами корзина, туда отправляется балерина, картина… » «Вот коробка, посмотри, что же там у нас внутри?» Игра эффективна, когда ребенок не дописывает слова. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания.

«Неудачный робот».

Робот запрограммирован так, что пишет слова не полностью, а какую-то определённую часть, а остальное отмечает чёрточками. Упражнение используют при пропуске букв и слогов и не дописывании слов. Давать задания здесь нужно исходя из проблемы: если ребёнок не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова — записывать две средние.

Читайте также:
Логопедическое обследование больных в остром периоде инсульта
«Слова зовут на помощь».

На доске представлена лента склеенных между собой слов. Надо помочь словам «освободиться». Развивается логическое мышление, совершенствуются навыки чтения, обогащение словарного запаса, использование слов, относящихся к различным частям речи.

«Хвостоглав».

Необходимо прочитать написанное «слово». Оно содержит в себе несколько слов. Их необходимо найти. Конец первого слова является началом для другого. Развивается внимание, совершенствуется навык чтения, формируется избирательность при письме (слайд 13).

Орфографические ошибки при знании правил, замены букв звонкий →глухой

«Много и один».

Учитель называет один предмет, ученик – много, объясняя при этом какая гласная пишется в корне слова. В ходе игры происходит активизация словаря,

выработка умения слышать ударный гласный в слове, отработка способа проверки безударных гласных.

«Зоркий глаз, чёткое ухо».

Орфографический диктант. Учитель диктует слова, ученики записывают только орфограммы, которые встречаются в них. Как вариант: учитель показывает предметные картинки, ученики получают задание запомнить только те, в которых есть сочетания гласных с шипящими, а затем записать эти названия.

«Не соглашайся».

Учитель произносит слова, ученик повторяет его с употреблением отрицания «нет». При ответе акцент делается на согласную перед конечной гласной. Отрабатываем проверку слов со звонкими и глухими согласными на конце, пропедевтика работы с падежными вопросами.

«Назови много предметов».

Учитель называет предмет или показывает его изображение на картинке. Ученик называет много таких предметов и указывает при этом какую согласную букву нужно писать на конце первого слова. Отработка способов проверки написания слов со звонкими и глухими согласными на конце (слайд 14).

Приближаясь к завершению нашего семинара, хочется дать несколько советов учителям.

  • Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает со всеми, дайте задание на карточке.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы он не демонстрировал свою несостоятельность при детях.
  • Такие дети обязательно должны побывать в «ситуации успеха».
  • Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу: положительные эмоции – важный стимул для «питания» функций.
  • Попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке (слайд 15).

Так как Вы являетесь не только учителями, но и родителями, предлагаем вашему вниманию несколько советов. …Эти же советы вы можете предложить родителям ваших учеников.

  • Научите ребёнка «собирать умные мысли» (искать цитаты в книгах).
  • Играйте в «рифмы», сочиняйте стихи, записывайте их в тетрадь.
  • Бананы, орехи, мёд и лимоны – полезная пища «для ума».
  • Свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности. Сопровождайте их словесными играми (слайд 16).

Далее мы просим вас ответить на некоторые предложенные вопросы (раздача листов обратной связи).

В заключении нашего семинара предлагаем Вашему вниманию небольшие буклеты, где мы собрали для вас представленные игры.

Презентация к семинару по дисграфии:

Львова Любовь Станиславовна,
учитель-логопед,
МБОУ НШ «Перспектива»,
г.Сургут

семинар – практикум для учителей начальных классов “Дисграфия. Приёмы и методы её коррекции. Игры и упражнения”
презентация по логопедии по теме

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Многие педагоги сталкиваются с часто встречающимися ошибками в письменной речи учеников, которые носят стойкий характер. В связи семинар посвящен как преодолению таких ошибок, так и их предупреждению.

Ø Цель семинара: Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения.

Скачать:

Вложение Размер
семинар 420.31 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Учимся играя !»

Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения. Теоретическая часть Понятие дисграфия Речевая и неречевая симптоматика дисграфии . Причины возникновения дисграфии . Классификация дисграфии и её характеристики. Игры и упражнения по предупреждению и преодолению стойких нарушений письменной речи. Практическая часть .( анализ диктанта учеников 2-го класса) Заключительная часть Итоги . Рефлексия Цель семинара: План семинара:

Неречевые симптомы Неврологические нарушения Н арушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно- пространственных ориентировок и.т.д . Ошибки на уровне буквы Ошибки на уровне слова Ошибки на уровне предложения Речевые симптомы Симптомы дисграфии Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессах письма .

несформированность фонетико-фонематических процессов несформированность лексико-грамматической стороны речи биологические причины (нарушения головного мозга ребенка). Причины:

Формы дисграфии : Артикуляторно -акустическая Акустическая оптическая аграмматическая дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. Артикуляторно -акустическая дисграфия

Отражает дефектное произношение на письме: « салф » вместо «шарф», « колова », « коова », « кохова » – «корова», « ченок » – щенок, « сыплёнок » – цыплёнок, « вось » – «лось». Характерные ошибки:

Причиной возникновения этого является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи, при этом произношение звуков является нормальным. Акустическая дисграфия

Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие-шипящие (САПКА – ШАПКА) з вонкие- глухие ( ТЫМ – ДЫМ ) аффрикаты ( Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д .). лабиализованные гласные( О – У; Е -Ю ) (« тОча » – туча) cоноры ( Р – Л; й – Ль) Неправильное обозначении мягкости согласных на письме: ” писмо “, ” лубит “, ” больит ” и т.д. Характерные ошибки:

1 . Записать только гласные из слова, предложения. 2 . Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком ( слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-). 3 . Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками . 4 . Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са , ла-ля-ла, ба-ба-па-па. 5 . Прочитай слова, найди в них букву «ю» , скажи, где она стоит: в начале слова или в конце (юрта, каюта, убираю). 6 . Прочитай слова, найди в них букву «е» , скажи, где она стоит: в начале слова, в середине или в конце (поездка, ежевика, учение). 7 . Придумай слова с твердыми и мягкими звуками [ т ] [ д ]. (Такие же упражнения применяются для всех пар согласных). 8 . Прочитай слова: поезд, самолет, самокат, пароход. Скажи, какое лишнее по смыслу? (Правильно, «самокат»). А теперь скажи, в каком слове есть мягкий звук? (Правильно, это слово «самолет»). Упражнения для профилактики и устранения акустической дисграфии :

Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса , зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений Оптическая дисграфия

замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов: – не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш» ; «ш» – «щ»; «л»- «м»; «х» – «ж», «и» – «у» – добавление лишних элементов «ш» вместо «и»; четыре палочки у «ш» или «щ ». Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В – Д, Б – Д, Ш – Т и т.д .); « зеркальное» изображение букв. (З-Е). Характерные ошибки:

1 . Складывание букв из составляющих их элементов; «переделка» одной буквы в другую (например, «И» в «Ш», «Ц»; «В» в «Д»; «П» в «Т» и т.д.); 2 . Лепка смешиваемых букв из пластилина; 3 . Письмо смешиваемых букв в воздухе; 4 . Вырезание букв из картона или бумаги; 5 . Обводка контуров букв; 6 . Узнавание букв, наложенных друг на друга; 7 . Узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные); Упражнения для профилактики и устранения оптической дисграфии

8 . Узнавание букв по их верхней или нижней половине («домысливание»); 9 . Письмо смешиваемых или неправильно изображаемых ребёнком букв под диктовку (на заключительных этапах работы). 10 . Дополнение недостающего элемента в букве (по образцу и без). 11 . Нахождение правильно изображённой буквы среди других. 12 . Определение количества указанной буквы в различных пространственных положениях. 13 . Нахождение букв, перечёркнутых дополнительными линиями. 14 . Выделить буквы, наложенные друг на друга.

Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза .

пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго “поет звук”; повторение букв и (или) слогов; контоминация – в одном слове слоги разных слов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок (” настоле “, “на ступила”). Характерные ошибки:

Детям предлагается прочитать слова и найти другие слова, которые «прячутся» в них (бусы, гроза, чайник, снегирь) . Заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: ли с т (лифт), к орона (ворона), горо д (горох). 3 . Вставка букв в слова. Вставить разные гласные, чтобы слова не повторялись : Л_ПА, Л_ПА, Л_ПА . Вставить разные согласные , чтобы слова не повторялись: _ОДА, О_ДА, О_ДА . Добавить букву, чтобы получилось новое слово: кот(р ) – крот, стол(в) – ствол. Игры и игровые упражнения на формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза

5 . Прочитать 4 слова (столбик ). Назвать буквы, которые пропущены в каждом из них . __руг д __ озд __ венит __ стреча д__ уг др __ зд з __ енит вс __ реча др __ г дро __д звен __т вст __ еча дру __ дроз __ звени __ встр __ ча 6. Восстановить слово, добавив одну или несколько гласных: лст , грз , грд , брбн . 7. Работа со слогами Последовательная запись слогов. Определение пропущенного слога (– буз , лод –, ка- — даш ). Составление слова из слогов, данных в беспорядке (па, кру ) . Нахождение лишнего слога в слове ( ли-гав- са ).

8 . Составление слов из букв Задание , развивающее навыки звукобуквенного синтеза. Может предлагаться как со зрительными опорами, так и без них . Использование кроссвордов или их элементов позволит ребенку проверить: не пропустил ли он букву ( в этом случае останется пустая клетка). Можно выполнить, подобное задание отгадав загадку. Слово-отгадка составляется из букв. Например: Не видна на грядке, играет с нами в прятки. (п, р, е, а, к)

Причина возникновения – недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Несформированность морфологических и синтаксических обобщений. Это выражается в неправильном согласовании и управлении Аграмматическая дисграфия .

Проявляются – в виде аграмматизмов . неправильное употреблении предлогов, рода, числа; пропуск членов предложения; нарушение последовательности слов в предложении; нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями; нарушение согласования («бела дом») (“красивый сумка”, “веселые день”); Характерные ошибки:

на уровне слова: замена префиксов, суффиксов (захлестнула -«нахлестнула»), (козлята – « козлёнки »); нарушение падежных окончаний («много деревов »); нарушение предложных конструкций (под столом – «на столом »); изменение падежа местоимений (около него – «около ним »); числа существительных («дети бежит »). персеверации ( застревание ). « За зомом росла мамина». (За домом росла малина).

Развитие лексико-грамматического строя речи. 1.Уточнение и обогащение словаря : -подобрать синонимы, антонимы; -подобрать глагол, прилагательное к существительному; -образовывать прилагательное от существительного; -образовывать глаголы с различными приставками. Пути коррекции аграмматической дисграфии :

2 . Словообразование и словоизменение. Согласование различных частей речи в роде, числе и падеже. -добавить существительное к глаголу, к прилагательному , к числительному; -вставить пропущенное слово или предлог в предложение; -найди общую часть в однокоренных словах; -впиши приставку, окончание; -изменить часть слова (приставку, суффикс, окончание);

3. Формирование структуры предложения: -составление графической схемы предложения; -изменение порядка слов в предложении; -изменить одно слово в предложении; -дополнить предложение /распространить второстепенными членами/; -увеличивать предложение по одному слову; -считать слова в предложении. Назвать 2, 3, 5 и т.д. слово в предложении ; – сократить предложение по одному слову; -составить из данных слов предложение.

– это несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма. Смешанная форма дисграфии

Упражнение « Короткие диктанты карандашом» Ошибки не исправляйте в тексте, а только пометьте на полях. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Упражнение “Пропущенные буквы” Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Упражнение “Пишем вслух” Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых долей». (под “слабыми долями” здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание) Пример: “НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком ” . Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии

Упражнение “Корректурная правка« Нужна книга, с достаточно крупным (не мелким) шрифтом или газета. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: Зачеркивает, подчеркивает , обводит в сплошном тексте заданные буквы, начиная с одной буквы гласной, с переходом на согласные и продолжая с различными заданиями (давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.) Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан и будет непонятен ребенку. Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

Упражнение «Лабиринт» Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги

«Соедини зверушек со своим любимым лакомством

«Помоги Деду Морозу добраться до дому» «Помоги Деду Морозу добраться до дому»

Н аиболее часто встречающиеся ошибки в письменных работах детей, которые свидетельствуют о том, что ребёнку нужна помощь: Пропуск букв и слогов ( моко – молоко, комата , всят ). Не дописывание слов ( сосн -сосна). Перестановка букв, слогов ( мотолок ). Слитное написание слов в предложении ( Мыкупались вморе ). Орфографические ошибки при знании правил ( снига , лыжы ). Замена букв (сапка, шираф ). Зеркальное написание букв

Списывание «В лагере». Это наш лагерь. Около него большая роща. Мы часто ходим в рощу. В роще много грибов. Мы очень любим собирать белые грибы. Диктант «Осень». Серая и холодная осень. Чаще льёт дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу.

Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает со всеми, дайте задание на карточке. Постарайтесь сделать так, чтобы он не демонстрировал свою несостоятельность при детях. Такие дети обязательно должны побывать в «ситуации успеха». Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу: положительные эмоции – важный стимул для «питания» функций. Попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке Рекомендации:

Выходы : натаскивание отправить к репетитору проигнорировать поиск и изучение специальной литературы овладение логопедическими приемами Какую помощь Вы можете оказать ребенку, допускающему логопедические ошибки?

Дмитриев С.Д, Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005. Дорофеева Г. В.Пишем без ошибок. Издательство « Эксмо -Пресс», 2013 г. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М. «Просвещение», 2001 г. Ильин М.И. Учимся писать грамотно. Издательство. «Литера», 2010 г. Иншакова О.Б.Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М. – Воронеж, 2001. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д « МиМ », 1997 г. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г. Парамонова Л.Г.Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПБ, Лен. Изд-во «Союз». 2001г. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. Владос.1997. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007. Список использованной литературы :

Семинар – практикум для учителей начальных классов «Как помочь детям с нарушением письма и чтения?»

Семинар – практикум для учителей начальных классов

«Как помочь детям с нарушением письма и чтения?»

Проблема нарушений письменной речи у школьников – является актуальной, потому что письменная речь служит основным проводником человека в информационной среде, во многом определяя его образовательные возможности и успешность дальнейшей социальной адаптации. Письменная речь включает в себя письмо и чтение. Разнообразные расстройства чтения и письма носят названия дисграфия и дислексия.

Дислексия и дисграфия у детей – специфические затруднения в овладении навыками письменной речи, которые часто сопутствуют недоразвитию устной речи, но могут возникнуть и проявляться самостоятельно. Дислексические и дисграфические расстройства проявляются по-разному: от отдельных затруднений при чтении и письме до полной невозможности овладеть этими навыками. При дислексии у детей с трудом формируется навык чтения. Дети плохо удерживают в памяти графический образ букв и не могут их сливать в слоги и слова. При нарушении чтения наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки букв, смешение букв, сходных по начертанию, пропуск строчек и другие. Чтение протекает медленно и часто носит угадывающий характер. Переходя к характеристике нарушения письма надо отметить большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием фонетической, лексико-грамматической сторон речи: это как правило замены букв, смешение, пропуски букв……. . Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо иметь представление, что управляет процессами чтения и письма. Акт чтения и письма осуществляется слаженной работой целого ряда физиологических компонентов, которые участвуют в организации этого процесса. В процессах чтения и письма принимают участие различные анализаторы: слуховой, зрительный и двигательный. Регуляция и согласование работы этих анализаторов осуществляется в теменно-затылочно-височной областях головного мозга. В норме на 10-11 годах жизни заканчивается формирование данного процесса. В лобных отделах головного мозга зарождается побуждение к действию, то есть мотив письма и чтения, а также осуществляется контроль над работой всех структур, которые участвуют в этих процессах. Только при согласованной работе всех анализаторов и при сохранности определенных структур головного мозга возможно успешное овладение навыками письма и чтения. Какие же причины лежат в основе нарушений письменной речи?

· Нарушение чтения и письма рассматривают как результат недостаточной подготовленности ранних ступеней языкового развития, т. е. недоразвитие устной речи

· Детские инфекции, травмы

· Длительные соматические заболевания

· Двуязычие в семье

По мнению нейропсихологов источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). К моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности. Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие. Также причинами развития у младших школьников нарушений речи могут быть несформированность произвольных форм деятельности, недостаточность развития высших психических процессов, а также неустойчивость эмоциональной сферы. При изучении письменных работ учащихся и наблюдении за чтением надо помнить, что все ошибки, которые можно отнести к дисграфическим и дислексическим, специфичные, стойкие и имеют повторяющийся характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности.

Письменная речь – многоуровневый процесс, в котором принимают участие разные анализаторы, поэтому работа по предупреждению и коррекции дислексиии и дисграфии направлена не только на развитие и коррекцию всех сторон речи, но и на развитие внимания, памяти, мышления. В работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи упражнения на расширения поля зрения позволяют увеличить объём воспринимаемой информации.

Упражнения на расширения поля зрения:

1.«Числовые и буквенные пирамиды»Инструкция. Посмотреть в центр первой строки, не отводя взгляд от центра, сказать какие цифры, слоги находятся слева и справа от центра. Постепенно спускаться вниз, остановиться на строке, на которой ребенок затрудняется называть числа или слоги.

12 29 МЫ—1—ЛО

45 72 МУ—–2——ХА

37 29 РЕ———3——-КА

68 86 ВО———-4———-ДА

29 43 ОЧ————5————КИ

2. Словесные лесенки» Инструкция. Прочитать слова сверху вниз, объяснить значение непонятных слов, поделить трудные слова на слоги. Прочитать слова сверху вниз, снизу вверх.

Используемые упражнения на развитие внимания помогают удерживать и концентрировать внимание, тренировать распределение и избирательность внимания.

1. Переписать без ошибок строчки.

а) АММДАМА РЕБЕРГЕ ППРООПРОП

2. «Найди спрятанные слова»

бстранаеитранвдомрюдыметтзаборггщшщатмашина

3.Прочитай в таблице сначала все слоги, составленные из строчных букв, а потом все слоги, составленные из заглавных букв. Читать нужно по строкам слева направо.

Рекомендации для учителей. Как помочь ребенку с дисграфией.

Содержимое публикации

Рекомендации для учителей.

Как помочь ребенку с дисграфией.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких “умненьких”, но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем правильно. Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.

Речевая симптоматика дисграфии.

При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.

Неречевая симптоматика дисграфии.

У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы.

Выделяют пять форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

2. Акустическая форма дисграфии.

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).

Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: “писмо”, “лубит”, “больит” и т.д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

пропуски букв и слогов;

перестановка букв и (или) слогов;

написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго “поет звук”;

повторение букв и (или) слогов;

контоминация – в одном слове слоги разных слов;

слитное написание предлогов, раздельное написание приставок (“настоле”, “на ступила”).

4. Аграмматическая дисграфия.

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики (“красивый сумка”, “веселые день”). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, “вплотную” приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов (“палочки”, “овалы”) и нескольких “специфичных” элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у.

Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

– недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;

– добавление лишних элементов;

– пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

– зеркальное написание букв.

Профилактика дисграфии.

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Почерк дисграфика – выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и “красивый”; другой – огромный, корявый, неуклюжий, “уродливый”. Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок.

В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!

Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям. При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям “из-под палки”, результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель – не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место “хватки” пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.

Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным (фирма Staedtler,).

К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба “удобства”: и треугольник, и пупырышки. Так что купите “пупырчатую” ручку и треугольный карандаш.

Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи.

Несколько упражнений для преодоления дисграфии

1) Упражнение “Корректурная правка”.

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, “а”. Затем “о”, дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть “парными”, “похожими” в сознании ученика.

2) Упражнение “Пишем вслух”.

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

Под “слабыми долями” здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа “зу*п”, или перед глухим согласным, типа “ло*шка”. Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка “ставить палочки”, т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы.

3) “Вглядись и разберись” (пунктуация для дисграфиков и не только).

Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, “фотографируя” текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух.

4) “Пропущенные буквы”.

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__.

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом.

Нарушения письма у младших школьников (дисграфия и дизорфография): выявление и технологии устранения (108ч)

Новые знания со скидкой 28%!

  • Удостоверение московского института с государственной лицензией.
  • Практические задания и вебинары с экспертами.
  • Доступ к учебным материалам остается навсегда!

Удостоверение АНО «НИИДПО» принимают и работодатели, и аттестационная комиссия.

Программа разработана в соответствии с ФГОС (приказ Минобрнауки РФ от 1 октября 2015 г. № 1087), профстандартом (приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н, ред. 05.08.2016).

Где вы сможете применить свои навыки

  • в образовательных организациях;
  • в реабилитационных центрах;
  • в стационарах;
  • в логопедических кабинетах поликлиник;
  • в частной практике.

Ваш результат после обучения

Вы научитесь:

Проводить обследование школьников с нарушениями письма:

  • выявлять предпосылки возникновения дисграфии и дизорфографии;
  • проводить дифференциальную диагностику дизорфографии и дисграфии;
  • оценивать результаты логопедического обследования.

Проводить коррекционно-логопедическую работу:

  • применять современные и традиционные логопедические методы по устранению нарушений письменной речи у школьников;
  • формировать оптико-моторные функции у школьников;
  • проводить коррекцию дисграфии у детей с нарушением звукопроизношения;
  • совершенствовать навыки фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза речи у школьников с нарушением письма;
  • развивать когнитивные функции и лингвистические способности у школьников с нарушением письма.

Организовывать работу с родителями воспитанников, имеющих нарушения письма.

Документы

  • Удостоверение о повышении квалификации.
  • Сертификат компетенций с указанием трудовых функций.
  • Также вы сможете получить сертификаты за каждый посещенный вебинар.

Что входит в стоимость программы

  • Лекции от преподавателей (текстовые и видеолекции).
  • Тестирование после каждой дисциплины.
  • 11 практических заданий.
  • Общение с преподавателями.
  • Удостоверение о повышении квалификации после успешного прохождения итогового тестирования.

11 практических заданий, в том числе:

  • Заполнение таблицы «Предпосылки формирования письменной речи и ее составляющие компоненты».
  • Заполнение таблицы «Этапы овладения чтением и письмом».
  • Анализ содержания схем обследования школьников с нарушениями письменной речи разных авторов и заполнение таблицы «Особенности авторских схем обследования нарушений письменной речи».
  • Формулирование принципов, целей и задач коррекционно-педагогического воздействия по преодолению нарушений письменной речи у школьников (на основе материала лекций и рекомендованной литературы).
  • Составление конспекта занятия, направленного на преодоление нарушений письменной речи по одному из двух перечисленных в задании направлений.

Бонус

  • Вебинары с преподавателями.
  • Доступ к архиву из 5000+ вебинаров в течение 90 дней после окончания курса, в том числе к вебинарам по темам:
  • Дисграфия: связь с расстройствами устной речи, механизм возникновения, классификация.
  • Письменная речь: определение, формы, связь с устной речью, предпосылки формирование.
  • Диагностика нарушений письма у младших школьников.
  • Комплексная диагностика дизорфографий: организация и содержание обследования школьников с дизорфографией на предварительном и основном этапах.
  • Предупреждение и коррекция дизорфографии, в структуре которой преобладает недостаточность когнитивных функций.
  • Профилактика и коррекция дизорфографии, в структуре дефекта которой преобладает недостаточность регуляторных компонентов учебной деятельности.
  • Профилактика и коррекция дизорфографии, в структуре которой преобладает недостаточность развития речи и языковых способностей школьников.
  • Содержание логопедической работы по коррекции нарушения письменной речи (дисграфии) у младших школьников.
  • Коррекционно-логопедическое обучение каллиграфии школьников с дизорфографией.
  • Характеристика процесса овладения детьми орфографическим навыком письма. Определение, терминология, распространенность, симптоматика и механизмы дизорфографий.
  • Сертификаты за каждый посещенный вебинар.
  • Бессрочный доступ к лекциям и пособиям.

Требования к Слушателям:

Обратите внимание!

Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.

Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.

Внимание! Принимаются лица от 18 лет, имеющие/получающие СПО или ВО.

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о среднем профессиональном или высшем образовании*.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учебы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию.

Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся. Подробнее Вы можете узнать по телефону или через форму обратной связи.

© 2016-2022, АНО «НИИДПО»
Использование, воспроизведение и распространение данного объекта интеллектуальной собственности (учебного плана и описания программы) без согласия правообладателя преследуется по закону. Объекты интеллектуальной собственности задепонированы, имеется охранный документ.

Учебный план программы повышения квалификации «Нарушения письма у младших школьников (дисграфия и дизорфография): выявление и технологии устранения»

Срок обучения: 3 недели

Наименование модулей и тем

Общая трудоемкость, в акад. час.

Работа обучающегося в СДО, в акад. час.

Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Практи-ческие занятия и тести-рование

Модуль I. Теоретические основы работы по коррекции нарушений процесса письма

Семинар для учителей начальных классов по коррекции дисграфии

Автор: Чепурко Екатерина Валериевна

Организация: ЛГ МАДОУ ДСОВ №2 «Брусничка»

Населенный пункт: ХМАО-Югра, Тюменская область, г. Лангепас

Цель: Оказание помощи педагогам в овладении практическими приемами и игровыми упражнениями по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить воспитателей с базовыми направлениями в работе по профилактике нарушений письменной речи в дошкольном возрасте.
  • Обучить практическими приемами и игровым упражнениям по профилактике нарушений письменной речи.
  • Популяризировать знания в области логопедии по профилактике нарушений письменной речи у детей в дошкольном возрасте.

Оборудование: столы, стулья по количеству участников, конспект, буклеты с методическими рекомендациями.

Основная часть

Ход семинара – практикума:

  • Организационный момент. Приветствие.
  • Сообщение темы и цели семинара- практикума

Логопед. Уважаемые воспитатели, разрешите приветствовать вас на семинаре – практикуме. Сегодня вы узнаете «Что такое нарушение письма?», познакомитесь с видами нарушений письма и причинами их возникновения, а также вы познакомитесь с приемами и игровыми упражнениями по профилактике нарушений письма, которые мы покажем с детьми.

  • Вступительная беседа.

Логопед. В последние годы значительно возросло количество детей, испытывающих трудности в обучении на этапе начальной школы. Неослабевающий интерес к проблеме преодоления дисграфии связан с неуклонным ростом численности детей с данным нарушением письма, с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, с усложнением симптоматики этого нарушения, а также со сложностью самого процесса письма, требующего участия различных структурно-функциональных компонентов и психических функций.

Целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое применение дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ способствует предупреждению дисграфии.

Определение.

Что такое «специфическое нарушение письма»?

Специфическое нарушение письма или дисграфия – это стойкое нарушение процесса реализации письма на этапе школьного обучения.

Классификация дисграфии проводится с учётом несформированности письменных навыков и психических функций. Различают следующие формы дисграфии в зависимости от нарушения той или иной операции письменной речи:

Акустическая

Данный вид нарушения сопровождается нарушением фонемного распознавания. Ребёнок может не различать близкие по звучанию гласные, например: о-у (голоби — голуби), мягкие и твёрдые согласные (шлапа — шляпа, клуква — клюква, лёстра — люстра, албом — альбом), путать звонкие и глухие (диктанд — диктант, назтупила — наступила), шипящие и свистящие звуки (масина — машина, баклазан — баклажан), сложные звуки (аффрикаты) с их составляющими, например: ц-с, ц-т, ч-т, ч-щ. При акустическойдисграфии сами звуки ребёнок произносит правильно и слух у него сохранен.

Оптическая

Оптическаядисграфия у младших школьников связана с несформированностью зрительных и пространственных представлений. Обычно её отмечают во втором классе, когда уже ребёнок знаком с написанием всех букв русского алфавита.

  • Дети начинают добавлять какие-то лишние элементы к буквам: петельки, палочки, крючочки или отнимать их, например: п-т, л-м, б-д, и-у, о-а, и-ш, а-д;
  • Путают буквы, которые различно расположены в пространстве (в-д, т-ш);
  • Пишут буквы в зеркальном отражении (в другую сторону) — данное письмо характерно для детей, которые пишут левой рукой, так как они могут писать буквы, цифры и знаки в любом направлении.

Аграмматическая

Аграмматическаядисграфия определяется несовершенством лексико-грамматической стороны речи. В этом случае дети не могут правильно употреблять многие слова. Например, они знакомы с земляникой, кушали её, но в речи нечасто называли данное слово, в отличие от слова клубника, поэтому слово земляника стало заменяться на клубнику. Этим детям сложно подбирать антонимы и синонимы к словам, описывать предметы, называть более пяти действий, которые может выполнять предмет.

В письменных работах мы наблюдаем несовершенство устной речи, если ребёнок образует форму множественного числа с ошибками (ухи, дерева, пени, рукавы), то и писать он будет точно также.

У детей с данным видом дисграфии будут возникать проблемы в образовании уменьшительной формы существительных (гнёздочки, козлёнки), приставочных глаголов (напереть — запереть, выглянул — заглянул), относительных прилагательных (металлический, кожаный, меховая, а не ментальный, кожевый и мехный), в согласовании различных частей речи (красивый чашка, синие море, собирались мальчик), в правильном использовании предложно-падежных конструкций.

Например, «мальчик выглядывал из дерева», «машина ехала на дороге», «на столом висела лампа». При этом виде дисграфии имеют место трудности в построении сложных по структуре предложений, пропуск членов предложения, нарушение последовательности слов в нём. Часто такие отклонения встречаются в двуязычных семьях, где родители говорят на разных языках, ребёнку приходится параллельно русскому языку говорить на иностранном языке.

Артикуляторно-акустическая

Она возникает тогда, когда у ребёнка в устной речи отмечаются нарушения звукопроизношения. Ребёнок как говорит, так и проговаривает себе слова, когда их пишет. Например, он нечётко произносит звуки с, з, ц, значит он спокойно может написать не «забавный заяц», а «сабавныйзаяс».

Если в устной речи ученик заменяет звук р на л, то при письме он тоже может это делать, так как у детей с данным нарушением помимо проблем со звукопроизношением отмечается несовершенство фонематического распознавания как при акустической дисграфии.

Несколько живых примеров описанных выше ошибок из моей практики:

Дисграфия на почве недоразвития языкового анализа и синтеза

Данный вид дисграфии очень распространён в детских работах, он связан с несовершенством таких процессов, как восприятие, анализ и синтез. Ученику сложно определить есть определённый звук в слоге, слове или нет, назвать его место в слове, указать его цифрой, назвать последовательно все звуки в слове. Например, не [г, р, у, ш, а], а [г, р, ш]. Таким детям сложно придумывать слова на заданный звук или определённое количество звуков. Часто им сложно собрать слово из звуков, тем более, если они даны в неправильном порядке (к, а, з, е, р, л, о — зеркало).

Для данных детей вызывает сложность различения таких понятий, как звук, буква, слог, слово, предложение, текст. На письме мы можем наблюдать пропуски букв, слогов, слов (стана — страна, клон — клоун), добавления букв, слогов (весена — весна, соборище — сборище), перестановки букв, слогов (кулбок — клубок, мотолок — молоток), застревания на букве или слоге (вододопровод — водопровод, беерёза — берёза), недописания слов (магази — магазин, красива—красивая), слитное или раздельное написание слов (на ступила — наступила, вскочил — вскочил, под берёзовик — подберёзовик, удома — у дома). Проблемы в оформлении границ предложения.

Наряду с вышеуказанной классификацией видов дисграфии, выделяют ещё неспецифические нарушения письма, связанные с задержкой психического развития у ребёнка, умственной отсталостью и т. д. Причиной неспецифической дисграфии может стать педагогическая запущенность.

Предпосылки возникновения нарушений письма .

Почему некоторые дети в период школьного обучения испытывают трудности в усвоении письма? Как отмечает Т.Г. Визель, уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.

Признаки:

  • вредности в период внутриутробного развития и родов;
  • низкий уровень языковых способностей детей, которому предшествуют нарушения речи или задержка речевого развития;
  • нарушения внимания, памяти, работоспособности;
  • низкий уровень графо изобразительных способностей;
  • нарушение ориентировки в пространстве и во времени.

Наличие этих признаков говорит о том, что «Ребенку нужна помощь!» Таким образом, необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения нарушений письма (дисграфии) у детей путем устранения ее предпосылок. Проблема очень серьезная. Что делать? Ответ один – Играть! Согласно клинической психологии в поэтапном игровом развитии формируются механизмы необходимые для успешной учебы.

Практическая часть.

Логопед. Сейчас я предлагаю вам отправиться в страну детства, а помогут нам в этом наш воспитанники.

Логопед. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти и фонематического восприятия – это важная ступенька к приобретению необходимых в будущем умений и навыков. Эти игры существенно облегчат первые школьные годы ребенка.

Логопед. Игра “Услышишь — стой!” Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.

Назначается запретный звук [С]. Дети становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 5-6 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.

Логопед. ( называет слова)- Кошка, стол, лодка, слон, зубы, шапка, стакан, ворота.

Логопед. Скажите пожалуйста, встречались ли вам подобные игры в вашем детстве? Расскажите о играх вашего детства? (Воспитатели делятся опытом собственных игр).

Мы с вами вспомнили многие игры нашего детства такие как «Да» и «нет» не говорить; Съедобное – несъедобное; Эти игры направлены на развитие внимания, восприятия, но к сожалению современные дети мало играют в игры такого вида.

Логопед. Для того чтобы ребенок научился бегло читать, он должен научиться удерживать взглядом порядок букв в слове, затем — строке, абзаце. Для грамотного письма ребёнок должен научиться четко, различать графический образ букв. Для этого и нужно развивать устойчивое произвольное зрительное внимание.

Логопед.

  • «Бусы» . Вам нужно проследить глазами по ниточке и собрать слова из бусинок. Дети выполняют упражнение и называют получившиеся слова.

Логопед. Как вы думаете, какие возникнут трудности при выполнении этих заданий детьми? Воспитатели высказывают свое мнение.

Логопед. Я согласна с мнением многих воспитателей, что основное затруднение у детей вызовет припоминание образа буквы.

Предлагаю вашему вниманию советы по организации запоминания образа букв

  • написать букву в воздухе, на столе;
  • выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д.;
  • вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
  • вылепить из пластилина, теста;
  • написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
  • выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Так же для формирования навыка правильного письма, прежде всего нужно научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку (ручку держим тремя пальцами – большим, указательным и средним – щепоть, ориентироваться в пространстве (уметь различать правую и левую руку)

Логопед. В процессе устной речи у нас нет необходимости специально задумываться над звуко – слоговой структурой слов, поскольку все слова усваиваются нами с детства целиком. Это можно хорошо понять при восприятии на слух незнакомой нам иностранной речи – она звучит для нас как бы сплошным потоком, и мы не можем уловить границ между отдельными словами. Примерно в таком же положении находится ребенок, начинающий обучение грамоте.

Если анализ речевого потока ребенку недоступен это приведет к появлению следующих ошибок:

  • пропуск букв в словах («лто» вместо «лето»);
  • вставка лишних букв («стлол» вместо «стол»);
  • перестановка букв («вебра» вместо «верба»);
  • пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»);
  • вставка лишних слогов («гололова» вместо «голова»);
  • перестановака слогов («мотолок» вместо «молоток»);
  • слияние нескольких слов в одно слово («детиигралиналугу »);
  • разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).

Некоторые дети оказываются не в состоянии овладеть навыками анализа в рамках дошкольной программы. Им требуется дополнительное количество тренировочных упражнений.

Игра «Сколько звуков слове?» Детям нужно определить количество звуков и их последовательность в слове «кран».

Игра «Образуй слово»

Детям нужно образовать слово с помощью наращивания звуков. Какие новые имена можно получить, если добавить один звук к имени Оля? Какие новые слова можно получить из слова «дом», если поменять в нем первый звук.

Эти упражнения помогут ребенку понять, что ни один звук не является в слове случайным добавление или исчезновение одного звука может полностью изменить смысл слова.

  • детям предлагается выбрать на картинке фрукты в названии, которых два слога,а затем выбрать на картинке овощи в названии, которых три слога.

Воспитателям предлагается слово экскаваторщик.

Это упражнение научат ребенка ориентироваться в слоговом составе слов. Поможет избежать затруднений при переносе слов.

Рефлексия .(проводиться в форме игры «Незаконченная фраза»)

Логопед. Уважаемые воспитатели, я прошу вас поделиться своими впечатлениями о сегодняшнем семинаре-практикуме. Закончите начатое мною предложение (воспитатели зачитывают напечатанные предложения:

«Сегодня я впервые узнал, что:»

«Мне кажется, такие семинары нужны, потому что:»

«Я думаю, гораздо полезнее для нас, воспитателей, будут такие формы работы, как:»

«Хотелось бы еще узнать о:»

Логопед спрашивает у воспитателей, признаки какой дисграфии они больше всего замечают у своих воспитанников.

Заключение. Работа по предупреждению дисграфии очень полезна для детей 5-7 летнего возраста, так как прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.

Логопед. Огромное спасибо за активное участие в семинаре и совместную работу. (Логопед раздает воспитателям рекомендации по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте» )

Список литературы:

  1. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их преодоления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л.С. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 208с.
  2. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной – М.: Просвещение, 1968. – 367с.
  3. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей – СПб.: Союз, 2001. – 240с

Семинар для учителей начальных классов на тему: Коррекция речи учащихся на уроках

Для учителей начальных классов. Использование логопедических приемов на разных этапах урока, при наличии в классе детей с проблемами в речевом развитии.

Содержимое разработки

Управление образования Курчалоевского района ЧР

Логопедическая

коррекция речи

у младших школьников

Логопед: Бредихина

Екатерина Сергеевна

Логопе́дия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального

обучения и воспитания.

Является одним из

разделов специальной

Биллингвизм

начального общего образования

Для чего об этом знать

При обследовании учащихся в школах ежегодно оказывается очень много детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи, поэтому охватить специализированной логопедической помощью всех детей невозможно.

Кроме того, в большинстве случаев правильно направленная ​​ работа учителя начальных классов позволяет на самых первых стадиях обучения исправить эти недостатки. Поэтому, чтобы избежать и не допустить серьезных недоработок в процессе развития чтения, письма и речи учащихся, учителю начальных классов надо овладеть новейшими методами такой работы, знать методы и приемы работы над устранением у учащихся недостатков произношения и речи.

На каком этапе

Виды речевых нарушений

у младших школьников:

Фонетика фонематическое

недоразвитие речи (ФФНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Нарушение чтения и письма

(дисграфия и дислексия)

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Фонетика фонематическое

недоразвитие речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

Нарушение чтения и письма

(дисграфия и дислексия)

это расстройство высшей психики , которое проявляется в трудностях во время обучения чтению и письму при сохранении общей способности обучаться

Практическая

Артикуляционная гимнастика

Зарядка для языка

Развитие правильного

речевого дыхания

Координация движений

с проговариванием

Задачки для учителей.

Для развития чего?

На каких уроках использовать?

На каком этапе урока?

Составь рассказ

Какого цвета?

Какой формы?

Какой на вкус?

Что можно приготовить?

Спасибо за внимание

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: