Секреты успешной автоматизации звуков у детей

Автоматизация звукопроизношения – когда уже можно перестать заниматься?

Наша жизнь состоит из ежедневного общения. Но бывает, что беседа с окружающими вызывает неловкость, стеснение. Чаще всего это бывает, если в вашей речи есть какие-то дефекты (картавость, шепелявость и т.д.), которые не получилось исправить в детстве. Маленьких детей можно отвести на занятия к логопеду, а вот взрослые люди зачастую не обращаются за помощью, думая, что уже поздно. Однако это совсем не так. Давайте разберемся, чем может помочь логопед, какие этапы надо пройти детям и взрослым на пути к красивой речи.

Логопед – это специалист по коррекции устной и письменной речи.

На первой встрече специалист проведет диагностику, выявит нарушения, их причины и расскажет о планах исправления дефекта.

С какого звука начнется работа по исправлению речи, каким планируется закончить. Во время процесса обучения, намемеченный маршрут может изменяться с учетом особенностей и возможностей вашего речевого аппарата. О точных сроках сказать сложно: у одних людей звук можно поставить за одно занятие, другим – требуется месяц и больше.

Традиционная работа по коррекции звукопроизношения состоит из четырех этапов:

1) Подготовительная работа (развитие подвижности органов артикуляции, речевого выдоха);

2) Непосредственно постановка звука;

3) Автоматизация поставленного звука (закрепление звука в речи от простого к сложному);

4) Дифференциация звуков (различение на слух похожих по артикуляции звуков, смешиваемых звуков. Этот этап поможет избежать в будущем ошибок на письме, дисграфии).

Поговорим о каждом этапе подробнее.

Подготовительная работа.

Работа над постановкой звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Язык – это мышца. И эту мышцу нужно развить и, самое главное, научится ей управлять. Определенные артикуляционные упражнения активизируют отдельные области языка, которые участвуют в произнесении звуков. Такая гимнастика полезна детям и взрослым даже без нарушений речи. Она помогает говорить четче, а элементы такой гимнастики используются на занятиях по ораторскому искусству. При сложных речевых нарушениях (например, при дизартии, которая в последнее время часто встречается) некоторые части языка не двигаются, напряжены, в других случаях – очень расслабленные. Данные особенности связаны с нарушением мышечной иннервации, в определенные участки языка нервные импульсы просто не доходят и языком становится очень сложно управлять. Безусловно, это мешает говорить звуки правильно.

На этом же этапе идет работа над дыханием. Оно нам тоже необходимо для постановки многих звуков. Так при произнесении звуков [С], [Ш] выдыхаемый воздух идет по середине языка, при звуке [Р] он «ударяет» в его кончик, при звуке [Л] словно «огибает» язык.

Постановка звука.

Когда подготовительная работа проведена, логопед приступает к постановке звука. То есть пробует вызвать правильный звук. Существуют разные варианты как это сделать: по подражанию, когда человек повторяет за логопедом, механически при помощи специальных логопедических зондов, от опорных звуков и т.д. Как быстро встанет звук зависит от готовности артикуляционного аппарата: от способности человека управлять своим языком, губами. Важен навык речевого выдоха. Иногда звук ставится за одно занятие, в других случаях требуется больше времени и использования разных методов постановки.

Автоматизация звука.

Когда у вас получилось произнести звук правильно, начинается следующий этап – этап автоматизации звука. Автоматизация – это умение произносить звук, не задумываясь, как это происходит. Автоматизация начинается с произнесения изолированного звука, длительного, короткого.

Как только получилось усвоить изолированное произнесение звука, задача усложняется. Теперь необходимо научится произносить его в слогах. Например, звук [С] учимся произносить в прямых слогах Са, со, су, сы и т.п., в обратных слогах ас, ос, ус, ыс и др.

Слова состоят из слогов, поэтому следующий этап автоматизации звука – это автоматизация в словах. Причем слова подбираются с учетом сложности (Пример: сначала мы произносим короткие слова из 3-4 звуков, затем более сложные, с разными слоговыми сочетаниями).

Наши слова складываются в словосочетания и предложения. Это следующий этап автоматизации. В этот период ученик и логопед составляют и повторяют словосочетания, предложения. Множество интересных способов знает логопед, что сделает автоматизацию интересной и полезной.

Читайте также:
Игры, способствующие развитию речи

Заключительными этапами автоматизации являются закрепление навыка в текстах и самостоятельной речи. Работа по автоматизации в тексте строится аналогично, а базой являются уже не единичные слова, а предложения и тексты. Это могут быть рассказы, сказки, загадки, стихи. Логопед старается подбирать те тексты, в которых концентрация закрепляемого звука высока. Тексты можно просто повторять, но лучше пересказывать и отвечать на вопросы.

И последний этап – это автоматизация в самостоятельной речи. Это время, когда человек в собственной речи использует правильный звук, может заметить свои ошибки, исправить себя сам. Часто требуется особая помощь близких людей. Нужно аккуратно указывать, если допущена ошибка, и, главное, поддерживать. Ведь так трудно себя постоянно контролировать.

Работа по автоматизации считается законченной, когда старый звук исчез из речи.

Автоматизация звука в речи, так же как и процесс постановки звуков, занимает у разных людей разное время. Вот два жизненных примера.

Сережа, 6 лет, нарушение произношения звуков [С], [Ш], [Л], [Р]. С мальчиком была проведена подготовительная работа: развитие подвижности органов артикуляции и тренировка речевого выдоха. Поставить звук [Л] удалось за два занятия методом подражания. Логопед дал пошаговую инструкцию, а ребенок повторил. Автоматизация изолированного звука и звука в слогах трудностей не вызвали. А при автоматизации в словах столкнулись с проблемой. Язык в никакую не хотел вставать правильно, дома родители не выполняли рекомендации логопеда. Поэтому на этот этап потребовалась больше времени. Весь период автоматизации, до конечного самостоятельного использования в речи занял около трёх месяцев.

Аня, 25 лет, нарушение произношения звука [Р]. Девушка решила исправить свое неправильное произношение, так как готовилась стать мамой. На первом же занятии с логопедом выяснилось, что звук поставлен еще в детском возрасте, но не был автоматизирован. Удалось «зарычать» через несколько подготовительных упражнений, а период автоматизации занял долгое время – год. Автоматизация звуков у взрослых занимает больше времени. Не смотря на то, что человек взрослый, работа по автоматизации строится точно так же: изолированно, слоги, слова, предложения, тексты и самостоятельная речь. Девушка каждый день выполняла домашние задания, поэтому достаточно быстро приблизилась к автоматизации в самостоятельной речи. Здесь и возникли трудности. Кроме тотального контроля за своей речью приходилось испытывать психологический дискомфорт, так как новый звук звучал утрированно. Поэтому автоматизация в самостоятельной речи началась с общения в кругу семьи и только потом за пределами дома: на работе, в обществе. С того времени прошло уже несколько лет исправленный звук звучит обычно и сама Аня говорит, что не понимает, как раньше могла картавить, ведь это неудобно.

Таким образом, автоматизация звука – это важный этап в «приобретении» нового правильного звука. Главная задача логопеда – это введение звука в обыкновенную повседневную речь. Автоматизация считается завершенной, если человек уже не хочет говорить по-старому и использует только новый навык в повседневном общении.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

Консультация «Приёмы успешной автоматизации звуков»

Елена Марычева
Консультация «Приёмы успешной автоматизации звуков»

Приёмы успешной автоматизации зву ков

Этап автоматизации звуков можно считать законченным, лишь когда ребёнок владеет навыком правильного произнесения поставленного звука в обычной разговорной речи, быту. Процесс автоматизации звуков у детей бывает длительным и утомительным. Сколько нужно труда и терпения, каким разнообразным должен быть речевой материал, чтобы увлечь детей.

Закрепление звука происходит поэтапно:

-во фразах, предложениях;

-в повседневной жизни ребёнка.

ПРИЕМЫ УСПЕШНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

«Зрительный»– для разгрузки аудиоканала ребёнка используют картинки, схемы, предметы, мнемотаблицы, таблицы, игрушки.

«Тактильно-мышечн ый»– письмо, моделирование буквы, пальчиковые игры, использование стихов в сочетании с движениями.

«Биоэнергопласти ка»– произнесение словесного материала с использованием движений обеих рук одновременно.

«Закрытые гла за»-произношение словесного материала с закрытыми глазами, концентрация внимания на артикуляции, фонематическом слухе.

«Театральн ый»– интонирование слогов, слов, фраз (их произнесение с удивлением, грустью, восклицанием, вопросительно, стесняясь).

Читайте также:
Домашние задания логопеда по автоматизации звука (С)

Необходимо максимально привлекать анализаторы к автоматизации звуков. Чем больше анализаторов участвуют в процессе обучения, коррекции, тем успешнее будет результат. Ребёнок видит, слышит, чувствует, осязает.

Главный секрет успешной автоматизации звуков-позитивные эмоции и неподдельный интерес к занятиям у взрослого и ребёнка. Если есть интерес, появляется огромное желание добиться хорошего результата, который не заставит себя ждать.

Дидактическая игра для автоматизации звуков «Дружелюбный хомяк» Дидактическая игра “Дружелюбный хомяк” Данная игра предназначена для автоматизации звуков в словах и предложениях; формирования множественного.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука – это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Картотека «Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков». Часть 1 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 1. Б БЬ Бы бы бы идет дым из трубы. У Вовы были бобы. Бегемот.

Конспект ОД по автоматизации звуков [Л ]— [Л`], [Р] — [Р`] и обучению грамоте «Поможем Золушке» Цель: закрепление правильного произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ и умения дифференцировать данные звуки в речи; Задачи: -закрепление навыка.

Логопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.

Материалы для автоматизации сонорных звуков. Конспект занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [Р]» Конспект занятия по звукопроизношению Тема: “Автоматизация звука [Р]” Цели: Коррекционно-образовательные: – Дать детям понятие о механизме.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.

Загадки-добавлялки для автоматизации звуков Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены карточки на загадки Куликовской Т. А. для автоматизации звуков С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р в словах.

Практикум для родителей и детей «Автоматизация звуков в домашних условиях»

Дорогие мамы и папы! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.
Читайте также:
Общение воспитателя с детьми

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Автоматизация звука в слогах.

Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

Например, при автоматизации звука «С» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка):

сто, ста, спа, сма, сны, ско.

На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: сá — са, са — сá, сá – са — са,

са — сá — са, са – са — сá .

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

  • Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, суп, сух.
  • Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.
  • Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.
  • Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо.
  • Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): оса, косы, весы, овёс и др.
  • Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свёкла, стакан, стайка, каска.
  • Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолёт.
  • Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста.
  • Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах без стечения согласных: сороковой, сыроватый.
  • Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах со стечением согласных: сковорода.

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

Читайте также:
Консультация логопеда для воспитателей: Подготовка к школе детей с ЗПР

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

В саду жужжат осы. У Сани длинные усы. Саня катается на самокате.
У Сони новые осенние сапоги. Оксана спускается с горки на санках.

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

Ас – ас – ас – у нас дома ананас. Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос.
Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус. ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.
В саду темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит.

Советы

Общеизвестно, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы сами делаете не так.

Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

Многие, начиная заниматься с логопедом исправлением звукопроизношения, быстро сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже поэтому увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач – «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно, основная цель ваших занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.

А пока вы придумываете свои игры, предлагаем вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове. Этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах должен проходить под контролем логопеда.

«Загадки»

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Читайте также:
Сценарий логопедического праздника в школе 8 вида

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету»-потому что неживая, затем «ворону»-потому что птица, потом «корову»-потому что домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.

«Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру — вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в школу, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем — родным и знакомым.

«Найди ошибку»

Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ребенком и стихотворные варианты нелепиц.

В литературе вы найдете много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но, наверное, не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.

Литература.

  1. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  2. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  3. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи. На звуки [с], [сь]. (Логопедическая тетрадь). – Ярославль: Академия развития, 1996

Тихонова Надежда Александровна
учитель-логопед, Филиал МОУ Салмановской СШ-детский сад «Колобок»
Ульяновская область, Ульяновский район, д.Салмановка

Как быстро автоматизировать звуки

Ускоряем процесс автоматизации звуков

Автор статьи:

учитель-логопед

Головченко Антонина Витальевна

Работа на логопункте требует от логопеда интенсивного использования времени для автоматизации поставленных звуков. Это обусловлено в первую очередь большим количеством детей (25 человек) и сложными диагнозами (ФФН), при которых необходимо помимо постановки и автоматизации звуков, ещё и проводить работу по развитию фонематических процессов. Времени на всё катастрофически не хватает, как ускорить процесс автоматизации? Как быстро автоматизировать звуки? Предлагаю простое и эффективное решение: можно объединить нужные звуки в одном слове, подобрав необходимые слова.

Практикующие логопеды могут оформить данный материал в удобном формате для распечатывания и вклеивания в домашние тетради для работы с родителями.

Чаще всего у детей бывают нарушены шипящие звуки и соноры. Предлагаю вашему вниманию подборку слов для быстрой автоматизации звуков «Л», «Р» и шипящих звуков в одном слове, словосочетаниях и предложениях.

Проговаривать «Л» и «Ш» в словах:

Ложь, шлак, шёлк, Луша, шило, шпалы, лошадь, малыш, ландыш, шакал, лапша, Глаша, шалаш, клуша, башлык, шалфей, ложка, шашлык, шомпол, шалун, малыш, плошка, вкладыш, флешка, слушать, стеллаж, шоколад, галоши, ладошка, хлопушка, ладушки, вешалка, кошёлка, гнилушка, клавиши, милашка, лодыжка, прошлое, галушки, солнышко, толстушка, хохлушка, шлагбаум, волнушка, лукошко, шиншиллы, крылышко, Золушка, горлышко, оладушки, Белоснежка, соловушка, раскладушка, сладкоежка.

Читайте также:
Конспект занятия для детей старшей логопедической группы по развитию лексико-грамматических категорий

Проговаривать «Л» и «Ж» в словах:

Жезл, лужа, лыжи, жало, ложа, жилы, жалость, лужок, жёлтый, жёлудь, поклажа, служить, доложить, положить, лыжник, должность, флажок, служба, баклажан, лужайка, положить, ложечка, булыжник, заложник, желтуха, жимолость, пожалуйста, наложница, положение, одолжение, предложение.

Проговаривать «Л» и «Ш», «Ж» в словосочетаниях:

Большая лужа, шалаш из соломы, спелый баклажан, столовая ложка, кушать лапшу, холодный шашлык, белый шарфик, бежевое платье, на ужин салат, сладкое пирожное, шоколадные конфеты, большой слон, золотые серёжки, молодой жираф, голодный шакал, пушистая белочка, душистое мыло, шёлковое платье, полосатая пижама, глубокая лужа, смешной клоун.

Проговаривать «Л» и «Ш», «Ж» в предложениях:

На небе взошла луна. На берег набежала волна. У Маши велосипед. На лужайке ландыши. Слава пошёл в школу. Миша плывёт на лодке. Лыжник едет по лыжне. Паша на ёлке увидел белочку. Наташа купила куклу. Бабушка сделала молочную лапшу. Луша положила масло в кашу. У Клавы большое яблоко. Саша положил пижаму в шкаф на полку. Гриша служит на флоте. Малыш хлопает в ладоши.

Проговаривать «Р» и «Ш» в словах:

Шар, шнур, шарф, шифр, Шрек, шрам, брошь, ёрш, марш, грош, рожь, морж, шторм, Шура, шуруп, шары, шорты, шарфы, сторож, страшно, Гриша, ширма, крыша, груша, гроши, крошки, стрижка, стружка, кружка, горшок, гараж, мираж, крышка, коршун, страшно, маршрут, хорошо, старушка, гармошка, ватрушка, сторожка, горошек, ромашка, рубашка, картошка, ракушка, фуршет, окрошка, подружка, варежки, барышня, мартышка, боярышник, кириешки, горошина, замарашка, раскладушка, украшение.

Проговаривать «Р» и «Ж» в словах:

Жар, жир, ружьё, жираф, Жора, пожар, кружок, баржа, жара, прыжок, рожок, дружок, коржик, кража, биржа, грыжа, стража, моржи, журнал, журавль, вражда, кружево, крыжовник, жаровня, пирожок, творожок, миражи, гаражи, инженер, пожарный, жаворонок, пирожное, мороженое.

Проговаривать «Р» и «Ш», «Ж» в словосочетаниях:

Широкая дорога, жёлтая груша, шерстяной шарф, большая кружка, красивые шары, играть на гармошке, рвать ромашки, собирать крыжовник, в огороде картошка, шоколадное мороженое, красная пижама, пирожок с картошкой, чёрные варежки, заварное пирожное, бежевый сарафан, жестяная крыша, хорошая подружка, у сторожа ружьё, огромная башня.

Проговаривать «Р» и «Ш», «Ж» в предложениях:

Пожарные тушат пожар из шлангов. В Африке живут разные животные: жирафы, носороги, крокодилы. Бабушка связала красивый шарф и варежки для Антошки. На базаре продают разные фрукты: груши, персики, инжир. У Гриши отвёртка и шурупы. У Жоры красивая стрижка. Женя раскрашивает картинки в журнале. У Шуры три воздушных шара — оранжевый, красный и розовый. Мама сшила Маше кружевной сарафан.

Памятка для родителей (автоматизация звуков)

Уважаемые родители!

Мы достаточно долгое время плодотворно работаем и вместе помогаем вашему ребенку.

Наконец ребенок научился произносить звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его. Эта работа не столько логопеда, сколько родителей. Теперь логопед лишь отбирает необходимый речевой материал, который доступен и понятен ребенку, а главное насыщен «трудным» звуком.

Кому же, как не родителям разучивать чистоговорки, загадки, стихи, читать и рассказывать сказки? Кому как не вам приучить ребенка следить за своим произношением?

Помните! Навык закрепляется только тогда, когда он востребован. Ребёнок должен осознать необходимость правильного, чёткого произношения всех звуков, чувствовать вашу заинтересованность и поддержку. Только в этом случае мы добьёмся устойчивых результатов.

Закреплять звук не сложно, главное не терять внимания к его правильному произношению, а для этого:

* Заученные чистоговорки, стишки на отрабатываемый звук повторяйте с ребёнком при любом удобном случае, даже вне занятия. Это поможет быстрее добиться более устойчивых результатов в исправлении звукопроизношения.

* Старайтесь чаще стимулировать речевую активность ребенка. Окружающая обстановка даёт много тем для разговоров с ним: по дороге в детский сад (названия улиц, деревья, цветы, погода, транспорт, правила поведения в общественных местах, дорожные знаки и многое другое).

Читайте также:
Социализация детей с ОВЗ

* Читайте детям книги, обязательно беседуйте по содержанию, предложите пересказать рассказ, понравившийся эпизод.

* Активизируйте речь детей в любой момент, когда ребёнок с вами рядом (помогает на кухне, в уборке квартиры, во время прогулок и т. п.)

Но главное, необходимо постоянно следить за правильным произношением поставленного звука в обычном разговоре. Исправляя ошибки ребенка, делайте это тактично. Пусть недостатки выглядят легко исправимыми, а разговоры со взрослыми — доступными и интересными.

Если родители не остаются безучастными, интересуются успехами своих детей, помогают им формировать правильную красивую речь, то и положительный результат не заставит себя долго ждать.

Желаю успехов!

Не жалейте времени и внимания своему ребенку, и он будет постоянно радовать Вас все новыми и новыми успехами. Ведь от вас он знает, как это важно: правильно и красиво говорить.

Очень важно, чтобы родители не упускали ни одной возможности, мягко и тактично исправляя те ошибки, которые ребёнок уже может не допускать

Хвалите ребенка за его скромные успехи

Очень важно, чтобы родители не упускали ни одной возможности стимулировать речевую активность детей, мягко и тактично исправляя те ошибки, которые ребёнок уже может не допускать

Памятка родителям для организации занятий

по заданию логопеда

* Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

* Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

* Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

* Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

* При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

* Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

* Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Как работать со звуком:

  • Проговорите звук совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
  • Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
  • В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
  • Проговорите речевой материал на этот звук.

Автоматизация звуков в речи. Консультация для родителей

Когда «поставлен» звук, то есть сформирован навык правильной артикуляции и ребёнок может изолированно правильно произнести звук (например, [с], [л] или [р]), наступает этап автоматизации.

Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Нужно последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь.

Здесь перед Вами – родителями – стоит непростая задача: ребёнку надо помочь закрепить новый навык в речи и скорее «затормозить», «забыть» дефектное произношение. В детском саду и логопед, и воспитатели бесконечно «поправляют» речь ребёнка и очень важно, чтобы дома требования к речи ваших детей были такие же.

Читайте также:
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Необходимо соблюдать следующие этапы по автоматизации звуков.
Последовательность автоматизации звуков: автоматизация изолированного звука, автоматизация звука в слогах, автоматизация звука в словах, автоматизация звука в словосочетаниях, фразах, автоматизация звука в стихах, автоматизация звука в текстах, рассказах, автоматизация звука в самостоятельной речи.
1) Сначала звук необходимо закрепить изолированно, т.е. отдельно от всех других звуков. Нередко нормально слышащие дети неправильно произносят некоторые звуки потому, что не различают их на слух. Тогда на первых порах преимущественно пользуются зрительным анализатором, т.е. показывают ребенку артикуляцию звука и одновременно произносят звук. Сидя перед зеркалом, чтобы ребенок видел лицо взрослого и свое лицо, и контролируя правильность артикуляции. Разумеется, автоматизировать звук изолированно нужно в игровой форме: «Как шипит змея? А чья змея шипит дольше – твоя или моя? ШШШШШ».

2) Потом закрепляем произношение звуков в слогах. При автоматизации в слогах, мы соединяем согласный звук с гласными. Например, звук [c]:
– сначала в прямые слоги: са, со, су, сы;
– затем в обратные: ас, ыс, ос, ус;
– далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асо, асы, ысы, ыса, и, наконец,
– в слоги со стечением согласных (берутся те согласные, которые не нарушены у ребёнка): ста, спа, смы, смо, сну, ско и т.п.
Автоматизацию звука в слогах проводим в форме игровых упражнений. Приведу примеры:
«Здравствуй, пальчик!»
Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными пальчиками, при этом ребёнок каждый раз произносит одинаковые или различные приветствия: слоги су, сы, са или другие.
«Закончи слово»
Взрослый заранее подбирает и раскладывает 6 – 8 картинок, названия которых заканчиваются су, сы, са, со. Он произносит начало слова, а ребёнок договаривает последний слог и берёт картинку себе. Если он ошибается, картинку забирает взрослый. Примерные картинки для игры: ли – са, ве – сы, ча – сы, о – са, бу – сы, коле – со, колба – са и др. Можно обойтись и без картинок, в таком случае взрослый начинает слово, а ребёнок договаривает.

3) Автоматизация звуков в словах – принцип тот же, что и в слогах: берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). Чтобы автоматизация звука в словах прошла успешно, ребёнку должно быть предложено не менее 60 – 90 картинок, т.е. за занятие он должен произнести столько слов с автоматизируемым звуком. Здесь можно применять следующие игры:
«Посчитай предметы»
Нужно сосчитать до 10 (или больше, в зависимости от возможностей ребёнка) предметы, изображённые на картинках (если показываются картинки) или названные слова (если картинок нет), например: одна рубашка, две рубашки, три рубашки… и так далее.
«Собираем бусы»
Перебирать бусы, нанизывать бусы, при этом одновременно произносить слова с автоматизируемым звуком.

4) Автоматизация звуков в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности, в какой автоматизировались слова. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребёнком звуки.

Сначала взрослый придумывает предложение, а ребёнок повторяет его. Затем ребёнок по предложенной картинке самостоятельно составляет предложение. Если ребёнок затрудняется в составлении предложений, то задаются наводящие вопросы. Необходимо приучать ребёнка точно выражать свои мысли, составлять полные, распространённые предложения, разнообразные по содержанию и структуре. Так одновременно с автоматизацией звука в предложениях производится работа над их структурой, над преодолением аграмматизмов.

5) Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях подбирается соответствующий материал. Придумывать чистоговорки можно вместе с ребёнком. Например: «Са-са-са – у Сони длинная коса» – говорит взрослый. Потом он только называет слоги (са-са-са), а ребёнок в рифму придумывает свое предложение («Под сосной сидит лиса»).

6) Вся эта работа способствует развитию речи, а также памяти, мышления. Некоторые дети уже после введения звука в потешки, стихотворения начинают правильно употреблять его в собственной речи. Другим же необходима автоматизация звука в рассказах. Из различных сборников подбираются небольшие по объёму рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Взрослый читает рассказ, потом задаёт ребёнку вопросы, требуя полных ответов. Затем ребёнок пересказывает текст. Постепенно у него формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии последовательных картинок, из личного опыта.

Читайте также:
Приемы развития фонематического восприятиятия

Использование мультисенсорной среды для коррекции речи

Аннотация: В условиях нового стандарта дети больше времени проводят в школе, поэтому необходимы условия для отдыха, расслабления. В связи с тем, что в последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, в адаптации, для профилактики школьных трудностей, улучшения результатов обучения в школе, укрепления психического и соматического здоровья, необходимо проведение комплексной развивающей и психокоррекционной работы. Сенсорная комната позволяет решить эти проблемы. Она предоставляет условия для психологической разгрузки младших школьников и одновременно содержит богатую среду для исследования, дает пищу различным каналам восприятия.

Эта статья позволит вам узнать, что такое сенсорная комната, какие задачи можно решить с ее помощью; научиться организовывать работу по сохранению и укреплению психофизического и эмоционального здоровья учащихся, создавать условия для коррекции речевых недостатков посредством использования мультисенсорной среды.

Использование мультисенсорной среды для коррекции речи

Нейрофизиологами давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Чем большее количество информации получит мозг ребенка через анализаторы, тем лучше будет он функционировать, тем богаче будет его опыт. У детей с различными речевыми расстройствами помимо собственно речевого недоразвития исследователи отмечают недостаточную сформированность внимания, памяти, восприятия, низкий запас знаний и представлений об окружающем, а также моторную неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук.

Нынешние дети, пришедшие в школу, уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, имеют хронические заболевания, низкий иммунитет. А учебная нагрузка приводит к умственному переутомлению, что сопровождается ухудшением здоровья, что, в свою очередь, становится проблемой для ребенка и сказывается на его учебной деятельности.

Сохранить и укрепить психофизическое и эмоциональное здоровье учащихся, улучшить память, внимание, восприятие, включить сенсомоторные механизмы, способствующие развитию речи, поможет организация сенсорной комнаты в логопедическом кабинете, группе.

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению.

Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

Организация работы сенсорной комнаты

Цель : сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся, создать условия для коррекции речевых недостатков посредством использования мультисенсорной среды.

  1. Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
  2. Создание положительного эмоционального состояния;
  3. Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кистей и пальцев рук;
  4. Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;
  5. Развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления;
  6. Решать образовательные задачи с помощью мультисенсорной среды.
  1. цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);
  2. звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
  3. развитие тактильно-зрительного восприятия.

Оборудование сенсорной комнаты

Условно оборудование сенсорной комнаты (СК) можно разделить на два функциональных блока:

I. Релаксационный — в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, сухие бассейны, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, библиотека релаксационной музыки.

II. Активационный — в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и т.д. Дополнительно в него можно включить сухой бассейн.

Оборудование сенсорной комнаты (сенсорного уголка):

1. Кресла-пуфики с гранулами.

2. Настенные зеркала «Отражение».

Настенное небьющееся зеркало «Отражение» — безопасное акриловое зеркало для создания оптического эффекта расширения пространства и усиления воздействия световых установок.

Читайте также:
Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе (Предлог ИЗ-ЗА)

3. Музыкальный центр с набором СD-дисков. Музыка является неотъемлемой частью СК. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в СК целесообразно использовать специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пением птиц и т.п.

4. Зеркальный шар.

Луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное множество “зайчиков”, которые, словно маленькие звездочки, плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки, героем которой вы стали.

5. Оптико-волоконный пучок «Звездный дождь».

Безопасный оптико-волоконный пучок «Звездный дождь» — водопад огромного числа тонких волокон (можно использовать мишуру). Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.

6. Проектор мультимедийный со светоотражающим экраном — прибор, проецирующий на противоположной стене картинки движущихся форм различной тематики (животные, растения, природа, облака, подводный мир, далекий космос и т. д.)

7. Сенсорные дорожки – мягкие из пряжи, гладкие из бумаги, ребристые из деревянной соломки. Используются для массажа кистей рук, развития тактильных ощущений. Способствуют снятию напряжения и агрессии.

8. Губки шершавые – для массажа кистей рук, активизации мышечного тонуса.

9. Сосновые шишки – для массажа, тактильных ощущений.

10. Мячи – гладкие пластмассовые (для сухого бассейна), резиновые с шипами и без – для развития ловкости, в дидактических играх.

11. Тазы – емкости для сухого бассейна.

12. Мелкие игрушки от киндер-сюрпризов – для развития тонких дифференциальных движений пальцев рук.

13. Пробки от пластиковых бутылок разного цвета в качестве материала для мозаики, поделок, как счетный материал.

14. Различные по форме подушечки с нашитыми пуговицами для тренировки навыка застегивания и расстегивания.

15. “Волшебный мешочек”. В зависимости от темы занятия в непрозрачный мешочек кладут разнообразные по форме, материалу предметы. Ребёнок находит предмет по названию. Например, в мешочек можно положить письменные принадлежности и попросить ребёнка не глядя достать резинку, карандаш, ручку.

При невозможности оборудования отдельной сенсорной комнаты рекомендуется организовать «сенсорные уголки» в логопедическом кабинете. Их можно оборудовать при помощи подручных средств.

Например, угол в комнате отгораживается занавеской или ширмой для создания ощущения изолированности и безопасности; в качестве сидения используется мягкая банкетка, мат или кресло; живые или искусственные цветы, аквариум с подсветкой, окно, при помощи цветной пленки превращенное в витраж, магнитофон или проигрыватель с медленной музыкой успокаивают и способствуют расслаблению. В этом уголке можно проводить занятия по развитию восприятия с использованием наборов Монтессори, «волшебного мешочка» и других средств.

Сенсорная комната — это важное лечебное средство для людей, чьи возможности осязать мир ограничены болезнью. Сеансы в сенсорной комнате можно включать в комплексную систему реабилитации пациентов с опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, нарушениями зрения, слуха, речи, что значительно повышает эффективность проводимого лечения.

Мозг и центральная нервная система определяет развитие многих заболеваний. В сенсорной комнате возможно, осуществлять немедикаментозное воздействие, направленное на снятие нервного и психического напряжения, восстановление работоспособности.

Отрицательные эмоции оставляют неприятные ощущения и, накапливаясь, могут стать причиной болезни (психосоматика). Но эмоциональное напряжение даже самое сильное не будет опасным для человека, если они завершаются расслаблением, отдыхом и положительными эмоциями.

Львова Любовь Станиславовна,
учитель-логопед,
МБОУ НШ-ДС №43,
г.Сургут, Тюменская область

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: