Самомассаж в логопедической практике

Приёмы самомассажа в логопедической работе.
статья на тему

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

Скачать:

Вложение Размер
samomassazh.docx 21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы самомассажа в логопедической работе.

В коррекционной работе широко используется элементы самомассажа, которому можно обучать как детей, так и их родителей.

Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребёнком.

Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование приемов самомассажа полезно по многим причинам:

– это стимуляция кинестетических ощущений мышц для активизации речи;

– развития межполушарных связей;

– развития мелкой моторики;

– нормализации мышечного тонуса мышц и эмоциональной сферы детей.

Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях детского сада. Самомассаж можно включить в совместную деятельность учителя-логопеда и дошкольников.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста составляет 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 3 – 4 раза. Необходимо обратить внимание на соблюдение гигиенических правил: перед проведением самомассажа ребёнок должен вымыть руки и лицо.

Дети выполняют приёмы самомассажа под руководством логопеда. Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его. Перед выполнением приёмов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу (дети могут сидеть на стульчиках или находятся в положении лёжа).

Вначале массажные приёмы дети выполняют при наличии зрительного контроля, а затем и без него.

Одним из действенных способов является использование на занятиях элементов самомассажа ушных раковин.

Самомассаж ушных раковин способствует:

нормализации кровотока во всём организме;

улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности;

это – один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека.

Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин:

самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук;

используются такие приёмы массажа: поглаживание, растирание, разминание;

должны быть учтены гигиенические основы массажа;

дозировка по времени – не более 2 минут;

частота проведения самомассажа ушных раковин 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия;

дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным.

Немаловажным является то, что такой вид массажа дети могут выполнять самостоятельно. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия.

Самомассаж рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки. На занятиях детей знакомят с приемами классического массажа пальцев, ладоней, предплечий и плеч. Помимо приёмов классического самомассажа можно включить использование различных предметов (прищепки, орехи, карандаши, сухие мини-бассейны с фасолью, горохом).

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

массаж большого пальца – повышает активность мозга,

массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу,

массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника,

массаж безымянного пальца – стимулирует печень,

массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно – вертеть в руках, – щелкать по ним пальцами, – «стрелять», – направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания

3. Массаж грецкими орехами: – катать два ореха между ладонями, – один орех прокатывать между пальцами – удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук

4. Массаж шестигранными карандашами: – пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами – удерживать в определенном положении в правой и левой руке

5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

Самомассаж стоп дошкольники проводят в положении сидя, закинув одну ножку на колено другой ноги. Вначале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливание), растирают подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживают всю стопу и проводят вращательные движения пальцев и голеностопного сустава.
Массаж большого пальца требует более длительного воздействия, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа. Массаж стоп целесообразно проводить утром и в течение дня, но не перед тихим часом.

Самомассаж мышц языка это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка.

Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по

рекомендуемой схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений

дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Самомассаж мышц головы и шеи

1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих

ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица

1. «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.

2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

3. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

4. «Пальцевой душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками

5. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым

пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

6. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по

краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

7. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3—5 секунд.

8. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

9. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

10. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

11. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов

верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

12. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать

от середины подбородка к ушам.

13. «Расческа». Поглаживание губ зубами.

14. «Молоточек». Постукивание губ зубами.

15. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

16. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

17. «Пальцевой душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.

18. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушами, от середины носа к ушам.

19. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

20. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

21. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы век сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».

22. «Пальцевой душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

23. «Испечем блины». Похлопать ладошками по щекам.

24. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж мышц языка

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть

1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь зубы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно также убирать язык внутрь рта.

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые

края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

5. «Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку №1. Сложить ее в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи. Предложить пожевать. Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и для активизации движений жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.

Самомассаж ушных раковин

1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за мочки ушей и потянуть их

3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать

их в таком положении 2—3 секунды.

1. Губы в трубочку и расслабить.

2. Углы рта в стороны и расслабить.

3. Выдувание воздуха из уголков рта, поочерёдно.

4. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и расслабить.

6. Показать зубы верхней челюсти.

7. Показать зубы нижней челюсти.

8. Облизывание верхней и нижней губы.

9. Надуть щёки и расслабить.

10. Втянуть щёки и расслабить.

11. Набрать воздух под верхнюю губу.

12. Набрать воздух под нижнюю губу.

13. «Перегонять» воздух из одной щеки в другую.

14. Беззвучное произнесение губных звуков: м, б, п, а также о, у, я.

15. Беззвучное произнесение слов: боб, бип, бон, ком, ром, ком, Тим.

1.Шафеева А.А. Логопедический массаж. – М., 2009

2.Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. СПб, 2013

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самомассаж в логопедической работе.

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж предста.

ПРОЕКТ «Метод самомассажа в логопедической работе с детьми дошкольного возраста, как здоровьесберегающая технология»

Целью данного проекта является организация работы учителя-логопеда, педагогов и родителей детей дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» в обеспечении условий комплексного подхода в коррекции речевых нар.

Обучение детей приемам самомассажа в логопедической работе.

Материалы данной статьи полезны воспитателям, учителям и родителям, которые хотят улучшить состояние произношения детей за счет использования разнобразных приемов самомассажа.

Мастер-класс. Презентация “Использование приемов самомассажа в логопедической работе”

Данная презентация может предназначена для проведения мастер-класса по использованию приемов самомассажа. Применима в работе логопеда, дефектолога, а также воспитателя.

Обучение детей приемам самомассажа в логопедической работе

Развивая пальцы рук ребенка, можно стимулировать его речевое развитие. Это давно известно нашим предкам. В каждом народе есть схожие по своему назначению игры для детских пальчиков, при которых сначал.

МАСТЕР КЛАСС Приемы самомассажа в логопедической работе.

МАСТЕР КЛАСС Приемы самомассажа в логопедической работе.

Приемы самомассажа в логопедической работе

В коррекционной работе широко используется элементы самомассажа, которому можно обучать как детей, так и их родителей.Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребён.

Логопедический массаж при дизартрии

Современные логопеды имеют в своем арсенале много различных способов постановки звуков и нормализации речи. Один из наиболее эффективных и весомых в глазах родителей – логопедический массаж. Это весьма эффективный современный метод логопедического воздействия, в результате которого удается изменить состояние кровеносных сосудов, мышц и нервов, тканей периферического речевого аппарата.

Логопедический массаж проводится при наличии определенных показаний. Полезен будет он при ринолалии, механической дислалии, заикании и дизартрии. Массаж при дизартрии позволяет подготовить речевой аппарат детей к дальнейшим логопедическим занятиям.

Что такое дизартрия

Так называют речевое расстройство, возникающее при недостаточной иннервации органов речи. В таком состоянии подвижность речевого аппарата ограничена. Дизартрики говорят невнятно, про таких людей говорят: «каша во рту».

Дизартрия может развиться у детей в результате травм, опухолей, нейроинфекций и других патологий головного мозга и ЦНС. В детском возрасте кроме произносительной стороны также часто страдают и другие составляющие речевой системы. Малыш может иметь нарушения восприятия речи на слух, допускать ошибки при чтении или письме. Во взрослом возрасте дизартрия развивается после инсультов или травм. В этом случае страдает только произношение.

Существует много форм дизартрий. Сегодня в мире большинство специалистов используют классификацию, подразумевающую наличие семь видов этого речевого расстройства:

  1. Вялой называют дизартрию, возникающую в результате повреждения подъязычного, языкоглоточного и блуждающего нервов. Сбой нервно-мышечной передачи приводит к периферическому параличу артикуляционных мышц. Такой вид может сопровождаться расстройствами глотания и является частью бульбарного синдрома.
  2. Спастическая дизартрия наблюдается при двухстороннем параличе мускулатуры, развивающемся при двухстороннем поражении передних центральных извилин. Эта форма включена в псевдобульбарный синдром.
  3. Односторонняя верхнемотонейронная дизартрия наблюдается при одностороннем поражении центральных передних извилин.
  4. Атактическая дизартрия развивается в том случае, если поражение затронуло мозжечок или его проводящие пути. При таком виде расстройства речь становится скандированной, нарушается модуляция, постоянно меняется громкость.
  5. Гиперкинетическая дизартрия является разновидностью экстрапирамидной формой расстройства. Причиной ее формирования является нарушение работы подкорковых узлов, а также их нервных связей. Такая дизартрия представляет собой гиперкинез – состояние, когда движения мышц бывают непроизвольными и внезапно возникающими. Может сочетаться с гиперкинезами различной локации.
  6. Гипокинетическая форма также относится к экстрапирамидной дизартрии, возникающей после поражения подкорковых узлов. Большинство случаев наблюдаются при паркинсонизме. Речь невыразительная и замедленная.
  7. Смешанной называют дизартрию, которая развивается на фоне многоочагового поражения нервной системы. Часто возникает в результате травм. В этом случае наблюдается сочетание различных механизмов возникновения дизартрии.

Диагностируется дизартрия в пятилетнем возрасте. После логопедического обследования ребенок с симптоматикой дизартрии направляется к невропатологу. Врач, после тщательного обследования, опровергнет или подтвердит диагноз, а также назначит адекватное лечение. Кроме медицинского воздействия дизартрикам необходима психолого-педагогическая и логопедическая помощь.

Дизартрия является расстройством речи, которое сложно поддается коррекции. Прогноз во многом зависит от состояния дизартрика и степени поражения его ЦНС.

Лечение дизартрии

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием. Это расстройство речи возникает на фоне различных патологий нервной системы. Хотя в ряде случаев, именно оно становится наиболее ярким проявлением заболевания. Именно поэтому диагноз должен быть подтвержден врачом-неврологом, который учитывает мнения логопеда.

Лечение дизартрии должно быть комплексным, включающим в себя следующие методы:

  1. Медикаментозная терапия. Усилия врачей будут направлены на устранение неврологического дефекта. Если повреждения ЦНС не обратимы, то лекарственные препараты назначаются для стабилизации состояния пациента.
  2. Процедуры, направленные на общее укрепление организма.
  3. Физиотерапия. При дизартрии будет полезна лечебная физкультура, рефлексотерапия и иглоукалывание. Все это позволяет нормализовать тонус мышц и двигательную способность органов артикуляции.
  4. Логопедические занятия. Сделать речь идеальной при дизартрии вряд ли получится. В большинстве случаев целью работы логопеда является достижение речи, которая была бы понятна окружающим.

Воздействие логопеда заключается в выполнении артикуляционной гимнастики, исправлении произношения звуков, правильной организации речевого дыхания, повышении выразительности речи. Проводится также массаж органов артикуляции – логопедический

Роль логопедического массажа при лечении дизартрии

Массаж, как способ воздействия на определенные участки тела, давно применяется в медицине при лечении различных заболеваний. В логопедической практике его стали использовать относительно недавно. С его помощью можно нормализовать тонус артикуляционных мышц и улучшить моторику органов речи. В результате удается сделать произношение более выразительным.

Логопедический массаж является частью комплексного логопедического занятия. Он предшествует дыхательной, артикуляционной и голосовой гимнастике. У детей такое воздействие может проводиться при наличии показаний.

Этот метод логопедического воздействия весьма эффективен при коррекции произношения, но если у ребенка нет речи вообще, то массаж будет малоэффективен.

Проблемой коррекции тяжелых расстройств речи при помощи логопедического массажа занимались многие исследователи. Сегодня наиболее распространенной методикой является тот, который предложила в своей книге Е. Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии». Сеанс массажа должен состоять несколько этапов:

  • расслабляющиймассаж. Его проводят для каждой из групп мышц, участвующих в речи. Логопед выполняет движения обеими руками, легкие, поглаживающие. На этом этапе важно добиться полного расслабления мышц лица. Все движения выполняются по 5–7 раз, а на расслабляющий массаж отводится не более трех минут для каждой зоны. Завершает этот этап расслабление языка и коррекции его патологической формы;
  • укрепляющиймассаж проводится при ярко выраженной вялости мышц. Существуют разные методики проведения укрепляющего массажа, их подбор зависит от особенностей патологии ребенка. Логопед может использовать поглаживания, надавливания, вибрацию, точечный массаж и т.д. Используемые приемы помогают устранить как гипотонус оральной мускулатуры, так и гиперкинез языка.

Логопедический массаж может производиться вручную или с использованием специального вибромассажера. Аппарат имеет несколько разных насадок, использование которых проводится в строгом соответствии с инструкцией. Могут применяться также специальные зонды и другие приспособления.

Противопоказания

Хоть логопедический массаж и абсолютно безопасная процедура, но все же существует ряд противопоказаний к такому воздействию. Категорически запрещено осуществлять механическое воздействие на оральную мускулатуру в таких случаях:

  1. Лихорадка и острые воспалительные процессы.
  2. Инфекционные заболевания кожи, грибок.
  3. Болезни крови, кровоточивость и кровотечение.
  4. Трофические расширения вен.
  5. Гнойные процессы на различных участках тела.
  6. Патологические состояния сосудов.
  7. Туберкулез в активной форме.
  8. Аллергии.
  9. Опухолевые образования (злокачественные и доброкачественные).
  10. 10. Заболевания органов брюшной полости.
  11. 11. Реабилитационный период после хирургических операций.

Нельзя также применять такой массаж при работе с пациентами, имеющими психические расстройства. Особенное если для них характерно чрезмерное возбуждение.

Приступать к логопедическим занятиям можно будет после полного выздоровления или перехода хронического заболевания в вялотекущую фазу.

Инструменты

В ходе массажа могут быть использованы особые приспособления – специальные логопедические зонды. Поскольку наиболее эффективными они являются при работе с дизартриками, то их часто называют дизартрическими зондами.

Впервые такие приспособления стали использовать в школе глухонемых, расположенной в Берлине, в начале прошлого века. Их разработчиком стал директор этой школы, врач и сурдопедагог А. Гутцман. В то время царила мода на всевозможные технические приспособления и лечение при помощи механических устройств. Позднее зонды Гутцмана модернизировал и использовал в своей практике отечественный сурдопедагог и логопед Ф.А. Рау. С небольшими изменениями эта модификация дошла до наших дней.

Сейчас существует несколько типов зондов, но наиболее известными являются:

  • дизартрические зонды Скляренко. Были разработаны в 1992 году. В набор входит пятнадцать приспособлений, выполненных из пластмассы или металла. Каждый из зондов предназначен для воздействия на определенную зону;
  • набор логопедических зондов Е.В. Новиковой входит восемь специальных приспособлений. Их необходимо применять согласно авторской методике, разработанной логопедом в 2000 году.

Широкое применение в логопедической практике зонды приобрели лишь недавно. В ХХ веке общественность была плохо информирована о подобных приспособлениях, да и изготавливались они практически вручную в единственном экземпляре.

Несмотря на то, что сегодня у логопедов есть больше возможностей по использованию таких инструментов, логопедические зонды применяют немногие специалисты и лишь в особо тяжелых случаях. Связано это с тем, что дети пугаются странных металлических предметов, которые им пытаются засунуть в рот. Из-за этого логопеды при работе с дизартриками по-прежнему пользуются медицинскими шпателями, ватными палочками, резиновыми сосками и другими подручными средствами.

Что делать в домашних условиях

Чтобы лечение было непрерывным, специалисты рекомендуют проводить массаж органов речи и лица в домашних условиях. Дома заниматься можно в любое удобное время, да и детям проще довериться близким людям.

Самостоятельно можно использовать такие приемы массажа:

  1. Пальцевый массаж. Проводится при помощи носового платка или тканевой салфетки. Можно также использовать напальчники, продающиеся в обычных аптеках.
  2. Массаж чайными ложками. Их можно использовать для лица и разминания языка. В данном случае ложка будет выполнять функцию логопедического зонда. Перед массажем ее нужно хорошо вымыть и обдать кипятком.
  3. Использование зубной щетки. Ворсинки помогут хорошо размять язык. Щеткой можно делать круговые движения по всей площади языка, имитировать чистку, обрабатывать нижнюю часть, я также подъязычную ямку. Следует помнить, что для массажа нужно использовать новую щетку, специально купленную для занятий.

Дома массаж можно выполнять один или два раза в день по 15 минут. В зависимости от формы дизартрии, курс массажа может длиться две или три недели.

Освоить приемы массажа достаточно легко. Поможет в этом вам логопед. Он подберет комплекс упражнений в зависимости от диагноза, возраста и выраженности нарушений.

Что нужно знать

Несмотря на то, что логопедический массаж при дизартрии можно выполнять в домашних условиях, все же не следует это делать без предварительной консультации с логопедом и неврологом. Если использовать приемы механического воздействия неправильно, то можно навредить ребенку, страдающему дизартрией.

Чтобы логопедический массаж принес пользу, необходимо следовать таким рекомендациям:

  • лечение дизартрии проводится врачом. Все этапы должны контролироваться специалистами;
  • во время занятий должна царить доброжелательная атмосфера;
  • ребенок во время логопедического массажа должен лежать. Но в некоторых случаях допускается выполнение упражнений сидя;
  • логопедический массаж будет результативен лишь при комплексном подходе. Следует понимать, что механическое воздействие на речевую мускулатуру должно обязательно сочетаться с работой по постановке звуков и речевого дыхания, развитием мелкой моторики.

Как правило, речевые расстройства у детей диагностируются в пятилетнем возрасте. Но если ваш ребенок в группе риска или вы заметили у него проблемы с произношением, то стоит сразу обратиться к специалисту. Ведь чем раньше начать сеансы логопедического массажа при дизартрии, тем успешнее будет лечение.

Найти хорошего логопеда сегодня достаточно просто. Но важно оценить не только профессионализм выбранного специалиста. Очень важно, чтобы он нашел контакт с вашим ребенком. Малыш должен с радостью идти на занятия, тогда эффект от проделанной работы будет более заметным. Это правило работает также и в отношении врачей.

Чуткие, грамотные специалисты ведут прием в Московском Городском Психоэндокринологическом Центре. Здесь можно получить консультации врачей различных специальностей.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике

Ткаченко Мария Александровна,

Логопед,Центр развития личности «Мега интеллект»

Республика Казахстан, город Павлодар

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции [2, с. 4].

Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:

игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);

занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;

развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);

упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.

пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;

массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.

Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.

Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа – улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].

Дети любят всех зверей: (большой)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)

Пеликанов, журавлей, (средний)

Бегемотов, соболей, (безымянный)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей; (большой)

Любят горного козла, (указательный)

Обезьянку и осла, (средний)

Дикобраза и ежа, (безымянный)

Черепаху и ужа. (мизинец)

Пальчиковая гимнастика.

Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Коготки» – сильное полусгибание и разгибание пальцев.

Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.

Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» – вернуться в исходное положение [3, с. 17].

Игры с использованием нестандартного оборудования.

Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.

Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

– Но я же играю с тобою, малыш!

– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Упражнения с эспандерами. Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее!

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Массаж шариками Су-Джок.

Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Игрушки Катины сидят:

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Зайчик, мишка, Буратино,

Да веселый Чиполлино,

Пара сереньких мышат.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы поможем нашей Кате

Все игрушки сосчитать.

(дети катают Су-Джок между ладоней).

Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.

Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.

Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.

Использование приёмов самомассажа в практике учителя-логопеда

Червякова Наталья Алексеевна ,

учитель-логопед МБДОУ № 18,

При всех видах дизартрии одним из методов коррекционно-педагогического воздействия является логопедический массаж . Но многие из нас не имеют специального медицинского образования для его проведения, и основной принцип нашей работы – не навреди. Поэтому предлагаю вам приёмы самомассажа, которые можно использовать в работе учителя-логопеда.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:

  1. Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
  2. Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
  3. Можно использовать без специального медицинского образования.

Правила:

  1. Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.
  2. Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.
  3. В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.
  4. Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.
  5. Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.

Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме.

1. Общий самомассаж мышц головы, шеи, туловища (можно включать как физминутка ).

Чтобы не зевать от скуки взяли и потёрли руки,

А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп…,

Чтобы щёчки не дремали ,

Мы пощиплем их немножко.

Носик мы погладим, пусть он дышит хорошо….

2. Самомассаж пальцев рук.

Проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

  • Схема руки.
  • Упражнения на развитие тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшают тактильную чувствительность артикуляционного аппарата – это сухие бассейны, мячики – ёжики, горошины, сорока-ворона…
  • Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки».
  • Массаж указательных пальцев – активизация речевых зон.
  • Мизинец левой руки – прямой массаж сердца, укрепление сердечной мускулатуры.

3. Самомассаж мышц лица (щёк, губ), укрепляем мышцы щёк, губ, круговую мышцу рта. При повышенном тонусе мышц – спастическая форма дизартрии, язык напряжён, оттянут кзади, спинка языка изогнута, кончик языка не выражен, губы плотно сомкнуты, напряжены, активные движения языка и губ затруднены, то при массировании мышц щёк рефлекторно расслабляются мышцы языка.

При «щечном» произношении шипящих (раздувание щёк), при вялости мышц щёк производится массаж на их укрепление.

  • Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз).

Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями).

Смышлёные (слегка пощипать щёки)

Учёные (пальцевой душ)

Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).

  • Самомассаж с помощью мячиков, бигудей (сопровождать стихотворным текстом).
  • Артикуляционные упражнения – как приёмы самомассажа:

Толстячок – худышка,

Шарики – гоняем воздух из одной щеки в другую,

Футбол – плюс выполняем движения языком вверх-вниз,

Хлопушка – надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.

Самовар – сжать губы, надуть щёки. Затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П».

Рыбка – несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки. В результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.

4. Губы:

Упражнения для укрепления губ:

Смешная песенка – указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б…

Индейцы – широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.

Помада – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У» ,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»

Кисточка – проводим кисточкой с мягким ворсом по губам малыша.

Расчёска – слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.

Прятки – втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам – предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.

Проговаривание слогов – амма, абба, аппа…

Скороговорка – От топота копыт пыль по полю летит …

Упражнение с присоской – при слабых губах.

Упражнения с бинтом – первое – сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт, пытаемся вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Второе – бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Третье – зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого – в правый и т.д.

Упражнение с пуговицей – 2 пуговицы размером 25-30 мм. Соединить шнуром и расположить на расстоянии 15-18 см. Одну пуговицу ребёнок захватывает губами, другую берёт правой рукой, натягивает шнур 2-3 раза в день по 10 раз.

5. Самомассаж мышц языка.

При полиморфном нарушении звукопроизношения производится массаж на укрепление мышц языка. Массаж языка выполняется не более чем 1-1,5 минуты 3-4 раза в день. Будьте внимательны – синюшный цвет кончика языка говорит о сердечной недостаточности, а усиленный массаж спинки языка может привести к гастриту.

  • Схема языка.
  • Простой приём самомассажа: Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.
  • Упражнения по картотеке – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами, …..
  • Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)
  • Массаж горошинами – переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом) языке.
  • Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить её.
  • Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).
  • Массаж через салфетку
  • Массаж грушей, используется для массажирования языка (особенно когда ребёнок смягчает согласные и для профилактики инфантильного глотания, т.е. активизация движений жевательных мышц и стимуляция кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта). Используем детскую спринцовку № 1. Сложить её в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребёнка так, чтобы кончик остался с наружи. Предложить пожевать на большой амплитуде. Усложнение – спринцовку сложить в четыре раза.

6. Вывод: использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.

Самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации, дневного сна. Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Процедура самомассажа проводится по схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.

Использованная литература:

  1. Е.А. Дьякова «Логопедический массаж» – М.: Издат. центр «Академия», 2005 г.
  2. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие» – М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  3. Е.Н. Краузе «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» – СПб.: КОРОНА принт; М.: Бином Пресс, 2005 г.
  4. О.А Новиковская «Весёлая зарядка для язычка» – М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010 г.
  5. Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 г.

Рекомендую прочесть:

  • Специфика коррекционно-развивающей работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних детей
  • Комплекс пальчиковой гимнастики №2
  • Комплекс пальчиковой гимнастики №3
  • Комплекс пальчиковой гимнастики №1
  • Л.С.Выготский и дефектология

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Самомассаж в логопедической практике

Проблема нарушения речи у детей волнует многих родителей. Пока малыши трогательно лопочут, дефекты их речи умиляют взрослых, но к трем годам становится понятно, какие звуки у них не получаются. А ведь речь является основным средством общения маленького человечка со всем миром. У большинства малышей с годами и с практикой это может пройти само собой, а у некоторых такие расстройства речи обусловлены нарушениями нормальной работы артикуляционных мышц, и носят физиологический характер.

Этим деткам нужна помощь. На своих занятиях логопеды используют респираторные и произносительные упражнения. Если их недостаточно, специалисты обычно предлагают специфический, довольно действенный метод – логопедический массаж для детей в домашних условиях. Воздействие любого массирования благоприятно для организма, особенно для обменных процессов, кровообращения и нервной системы. Лечебные и профилактические качества логопедического массажа способствуют нормализации речи и улучшению эмоционального состояния малыша.

Логопедический массаж

Мастерство исцеления людей, разминая особые точки их тел, существует несколько тысячелетий. Уже в древности эскулапы постигли достоинства массажа, позволяющего побеждать серьезные недуги. Логопедический массаж возник гораздо позже, но основан тоже на практических знаниях.

Источниками появления вербальных сбоев является множество причин. Расстройства звукопроизношения бывают обусловлены наследственными факторами, аномальной беременностью, замедленным психическим развитием, нарушением речевого аппарата. Диагноз может определить только специалист. Исходя из специфики расстройства, логопед устанавливает тип сбоя и назначает лечение.

Нарушения привычной работы артикуляционных мышц мешают ребенку точно произносить звуки и слова. В состав речевого аппарата входят язык, губы и лицевые нервы. Все это играет важную роль в речевом развитии малышей. Лого массаж детский относится к местным видам массажа, так как он проводится исключительно на артикуляционных мышцах.

Проведение полного курса поможет ребенку овладеть всем звуковым комплексом речи и усилит его артикуляционный аппарат. Обычно в результате наступают положительные изменения. При наличии явных речевых погрешностей следует выполнять рекомендации специалиста, который, прежде чем выбрать тактику и вид манипуляции, исследует методом пальпации состояние всех мышц, задействованных в формировании речи.

Показания к проведению логопедического массажа

Логопед выбирает нужный вид массирования, способного активизировать те участки вербального аппарата, которые не работали, что помогает поэтапно наладить тонус всех мышц, ответственных за речевую деятельность. Такие возможности позволяют применять методику логопедического массажа при лечении дизартрии, дислалии, ринолалии и других недугов. Эти манипуляции допускается осуществлять с 2 месяцев, хотя в такие сроки они являются профилактическими мероприятиями, просто препятствуют появлению нарушений.

В серьезных случаях расстройств используется логопедический массаж, восстанавливающий голосовые возможности, тонизирующий мускулы речевой системы, сокращающий срок становления произношения. Даже явные неврологические симптомы поддаются этой методике и дают неплохие результаты.

Воздействие на значимые центры речи – язык, губы, мочки ушей, шею – назначается детям со следующими врожденными и приобретенными сбоями:

  • c частичной потерей или неполным расстройством голоса;
  • c различными речевыми аномалиями;
  • c излишней интенсивностью лицевых мышц;
  • c избыточным рефлективным слюнотечением;
  • со сбоем всей произносительной стороны речи;
  • с детским церебральным параличом;
  • с дефектами формирования артикуляционной мускулатуры;
  • со всеми разновидностями логопатии.

Все эти недостатки нуждаются в непременном и срочном исправлении, длительном и трудоемком, но необходимом, потому что в перспективе некачественная дикция воспрепятствует многим видам деятельности, которыми захочет заниматься выросший ребенок. Серьезные нарушения даже могут привести к инвалидности. Поэтому следует знать, как делать логопедический массаж лица ребенку-инвалиду.

Цели логопедического массажа

Основными задачами, которые ставит перед собой логопедический массаж лица для детей и с которыми он умеет справляться, можно назвать:

  • исправление точной артикуляции звуков;
  • совершенствование ситуации с голосовыми связками;
  • упорядочение респирации в момент разговора;
  • предотвращение душевного напряжения в результате речевых дефектов;
  • суммарное повышение качества всего речевого аппарата и самой речи.

Подобная процедура служит и для снижения, часто встречающегося у детей избыточного количества вырабатываемой слюны, что также мешает правильной дикции.

Категорическими противопоказаниями для проведения манипуляций являются недуги и инфекции различных областей лица:

  • простудные и респираторные болезни;
  • воспаление слизистой оболочки десен и глаз;
  • стоматиты;
  • увеличенные лимфоузлы;
  • герпес.

Очень бережно осуществляется массаж у детей с судорожными диагнозами, при дцп, аутизме, синдроме Дауна. При проведении процедуры массажа необходима серьезная концентрация внимания, аккуратность и профессионализм.

Специфика логомассажа в условиях дома

В момент выполнения массажа малыш должен испытывать комфорт и доверие, не ощущать тревогу, поэтому всегда следует найти к нему подход, поговорить с ним, отвлечь чем-нибудь. Малышам проводят сеанс в коляске или на коленях у мамы. Позднее дети привыкают к манипуляциям специалиста и успокаиваются.

Время проведения сеанса – через 2 часа после еды. Детский рот рекомендуется тщательно прополоскать.

Виды логопедического воздействия

Есть несколько типов манипуляций со сферой речевых мышц.

  • Классический массаж включает обычные массажные приемы: поглаживание, растирание, разминание и вибрацию. Он служит для активизации и стимуляции мышечного тонуса.
  • Точечный массаж занимается биологически активными точками со скоплением сосудов и нервных окончаний.
  • В аппаратном массаже используются вакуумные или вибрационные приспособления. Особый его вид – зондовый – разработан по авторскому методу Е.В. Новиковой. Одну из признанных методик – массаж Дьяковой – применяют многие логопеды.

Самомассаж ребенком выполняется собственноручно. Он представляет собой занятия, предусматривающие массирование лица и языка, например, проталкивание языка через соединенные зубы.

Предварительная разминка

Логопедическое воздействие начинается с общего массажа лица, которое продолжается несколько минут. Главные приемы – приятные ребенку легкие поглаживания и вибрирующие движения. Направления самые разнообразные:

  • лоб массируют снизу вверх и от середины в сторону висков;
  • нижнее веко – начиная с наружного угла к носу, верхнее – наоборот;
  • от носа до височной области и от углов рта до ушей;
  • от подбородка до мочки уха.

Для расслабления шейной мускулатуры и корня языка следует произвести раскачивание детской головки, плавно поворачивая ее с одной стороны в другую. Теперь желательно переходить к массированию губ и языка.

Методика массажа

Сниженный мышечный тонус, вызванный рахитом, синдромом Дауна и другими заболеваниями, требует активизации мускульных групп. Начинают манипуляции с обработки мускулов лица, переходя затем к остальным. Применяют классические приемы с постепенно увеличивающейся силой надавливания, стараясь не причинять ребенку неприятных ощущений. Актуальны поглаживания лба, растирания щек. Заканчивается все легким постукиванием и пощипыванием. Губную мускулатуру разминают от центра до уголков губ – каждую губу особо, затем носогубную складку.

При увеличенном мускульном возбуждении, вызванном травмой мозга в процессе родов или в период внутриутробного развития, а также гипоксии, краснухи, родовых травмах, применяется расслабляющая техника. Она состоит из классического поглаживания и вибраций. Начинается сеанс в воротниковом и плечевом отделах, продолжается обработкой лица, губ и языка. Релаксация осуществляется замедленными, плавными и слегка давящими передвижениями, повторяющимися 8-10 раз.

Массирование язычка профессионал выполняет, применяя специальные приспособления. В условиях дома используют ложку или просто указательный палец, которым поглаживают, начиная с кончика язычка по направлению к корню. В процессе выполнения массажа чайными ложками, выпуклой стороной инструмента проводятся поглаживания и растирания лба, висков, щек, области рта и шеи, подбородка и скул.

Избавить малыша от речевого расстройства и научить безупречно разговаривать могут родители, для этого они должны вовремя заметить проблему и приложить все силы для ее устранения. Поможет им в этом логопедический массаж, который должен быть назначен педиатром при наличии определенного диагноза. Проводить его можно со специалистом, а также в домашних условиях, предварительно познакомившись с правилами и техникой выполнения.

Программа дополнительного образования детей по развитию фонематического восприятия в устной речи «В мире звуков и слов»

ольга куропаткина
Программа дополнительного образования детей по развитию фонематического восприятия в устной речи «В мире звуков и слов»

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе,залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия. Хорошо развитый фонематический слух – необходимое условие для своевременного и правильного овладения звуками. Дети, хорошо слышащие, правильно воспринимающие

речевые звуки (фонемы) и имеющие при этом достаточно подвижный артикуляционный аппарат, как правило, не испытывают трудностей в усвоении звуков. Сформированность фонематического восприятия имеет большое значение не только для правильного овладения звуками, дикцией, но и для подготовки детей к усвоению грамоты.

Актуальной становится профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Правильно спланированная работа с детьми поможет развитию фонематического восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза слов, формированию устной речи и поможет в профилактике дисграфии и дислексии.

В связи с этим разработана программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия в устной речи «В мире звуков и слов».

На занятиях по данной программе дети развивают фонематический слух, речевое внимание, представление о звуках, слогах, словах, предложениях. Работают над дикцией.

Программа строится по схеме от простого к сложному. Используются различные формы и методы обучения, развиваются творческие способности и интерес к общению. Занятия проводятся в игровой форме и интегрируются с курсом окружающего мира, литературного чтения и музыки.

Дети занимаются различными видами деятельности: играют, разучивают чистоговорки и стихи, драматизируют диалоги.

-развитие фонематического восприятия

– формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

-улучшение внятности и четкости произнесения слов и фраз

– умение правильно пользоваться ударением в словах и произносить их согласно нормам литературного произношения

воспитание у всех детей умения пользоваться нужной громкостью голоса, произносить слова и фразы в нужном темпе с учетом интонационных средств выразительности

1. Развивать речевой слух детей, постепенно развиваяего основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление, фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.

4. Воспитать умения регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.

5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.

7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Адресат программы: дети 5-7 лет.

Программаможет использоваться:

– в группах ДОУ общеразвивающего вида,

– в группах ДОУ для детей с нарушениями речи (ОНР, ФФНР).

Форма проводимой работы: групповая.

Программа рассчитана на 1 год

Занятия продолжительностью по 20 минут, один раз в неделю. Всего 36 занятий.

Содержание программы

Занятия включают в себя:

Артикуляционную и дыхательную гимнастику

Развитие фонематического восприятия:

1) Различение неречевых звуков:

развитие слухового восприятия, внимания, памяти

– различение высоты, силы и тембра голоса

восприятие темпа и ритма речи.

2) Различение речевых звуков:

– формирование фонематического восприятия

– различение слов, близких по звучанию

– различение звуков

– формирование фонематического анализа и синтеза

– формирование фонематических представлений.

Ведётся работа над звуко-слоговой структурой слова, звуко-буквенным анализом и синтезом слов

Формирование представления о слоге, слове, предложении.

Уточнение и обогащение словарного запаса

Повторение чистоговорок и скороговорок, стихотворений.

Упражнения и дидактические игры на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, внимания, памяти.

К концу курса у детей улучшается фонематический слух. Они дифференцируют звуки в слогах и в словах. Речь более чёткая. Развивается навык звуко-слогового анализа и синтеза слов. Увеличивается словарный запас. Детям будет проще понимать и воспринимать устную речь. Это поможет лучше подготовить ребёнка к школе и предупредить нарушения письменной речи (дисграфию и дислексию).

Тематический план занятий

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Развитие речевого дыхания.

3. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

4. Работа над ритмом. Постановка ударения в словах.

5. Работа над темпом.

6. Работа над чёткостью дикции и над интонацией.

7. Различение слов, близких по своему звуковому составу.

8. Дифференциация фонем. Гласные звуки.

9. Дифференциация фонем. Твёрдые – мягкие согласные звуки.

10. Дифференциация фонем. Звонкие –глухие согласные звуки.

11. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. («с-ш», «з-ж»)

12. Дифференциация сонорных звуков. («л-р», «л`-р`»)

13. Дифференциация слогов.

14. Слоговая структура слова.

15. Деление слов на слоги.

16. Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов.

17. Слова сложной звуко-слоговой структуры.

18. Развитие интонационной выразительности. Чтение стихов.

19. Развитие интонационной выразительности. Чтение по ролям.

Горчакова А. М. «Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи» //Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» – Самара, СГПУ, 2003 – с. 70-83.

Каше Г. А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи М., 1985.

Казанская В. Л., Шматко Н. Д. «Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия» // Дефектология, 2002, №6- с. 67.

Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН» – в 3 ч. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.

Курицына А. М. «Формирование связной речи у детей 5-6 летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» // Дефектология, 1998, №6-с. 42.

Лукина Н. А., Никкинен И. И. «Научи меня слышать.»– СПб. : «Паритет», 2003.

Оскольская Н. А. «Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи» // Дефектология, 2001, №2-с. 49.

«Основы теории и практики логопедии» / Под ред. Левиной Р. Е. – М. ; 1968 – с. 7-30.

Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999-224 с.

Селивёрстов В. И. «Речевые игры с детьми.»– М. : ВЛАДОС, 1994 – 344 с.

Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. «Нарушения речи у детей» // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М. : ГИЦ ВЛАДОС, 1997г. – с. 96-102.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада).»- М. : МГОПИ, 1993 –72 с.

Консультация для родителей. Тема: «Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе» Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения.

Взаимодействие логопеда с учителем Является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Звуковые ступеньки»

Департамент образования администрации г. Дзержинска

Муниципальное бюджетное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №97».

на заседании Заведующий МБДОУ «Детский сад №97»

педагогического совета _____________/Леонтьева М.В./

МБДОУ «Детский сад №97» « 14 » апреля 2020 г.

от “14 ” апреля 2020г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Звуковые ступеньки».

Возраст детей: 5–7 лет.

Срок реализации программы: от 3 до 9 месяцев.

Зинкевич Мария Александровна,

учитель-логопед.

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ.

1.1.Пояснительная записка. 3

1.2. Цель и задачи программы. 5

1.3. Содержание программы. 6

1.4. Планируемые результаты. 15

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

2.1. Календарный учебный график. 16

2.2. Условия реализации программы. 16

2.3. Формы аттестации. 20

2.4. Оценочные материалы. 21

2.5. Методические материалы. 22

2.6. Список литературы. 24

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ.

1.1. Пояснительная записка.

В настоящее время возросло количество случаев когда у ребенка в процессе обучения возникают трудности,связанные с различными нарушениями речи разной сложности.

Данная программа представляет собой систему профилактики и коррекции речевых нарушений. Включает в себя методы, направленные на развитие и совершенствование артикуляторных функций и слухоречедвигательного взаимодейтствия, формирование коммуникативной способности, развитию психических процессов,формированию адекватной самооценки, выполнением контроля за правильным артикуляционным укладом, развитию языкового чутья, четкости и разборчивости речи.

Обучение детей по данной Программе позволяет не только полностью устранить речевые нарушения,но и сформировать устно-речевую базу еще в дошкольном периоде. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольниковс нарушениями звукопроизношения в среду сверстников с полноценным речевым развитием.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа) «Звуковые ступеньки» разработанна в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №237-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации».

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» от 18.11.2015г. №09-3242.

Письмом Министерства образования Нижегородской области «Методические рекомендации по разработке образовательной программы» №316-01-100-1674/14 от 30 мая 2014г.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении

СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Лицензией на осуществление образовательной деятельности серия 52Л01 №0001847 от 15.01.2015г. №1, выданной министерством образования Нижегородской области.

Адресат программы – дети 5-7 лет с фонетическими нарушениями речевого развития(дислалия).

Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи,не связанное с органическим повреждение ЦНС или органов слуха,которая является наиболее распространненым в логопедии речевым нарушеинем. В зависимости от несформированности тех или иных признаков звука (акустических или артикуляторных) и характер дефекта (фонетического или фонематического) выделяют акустико-фонематическую,артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую дислалию.

С учетом количества нарушенных звуков мложет быть простой вариант (при правильном произношении 1-4 звуков) или сложный (при дефектном произношении более 4-х звуков).Если нарушается ппроизношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только штипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии,если из разных артикуляционных групп (например, свистящие и шипящие одновременно) – о полиморфной дислалии.

У ребенка может наблюдаться выпадеине звука в той или иной позиции ( в начале, в середине либо в конце слова), искажение или замена звука.Если ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке(т.е. употребляет их то уместно,то неуместно), говорят о смешении звуков.

Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков,отсутствующих в фонетической системе русского языка. Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируетсся в соответствии с возрастом:имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова,правильно используются падежные окончания,единственное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ФНР строится с учетом особенностей психической деятельности детей, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания,памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Программа представляет систему логопедической работы, направленную на полноценное овладение фонетическим строем русского языка, а так же в социализации ребенка, этим обуславливается ее современность и актуальность.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Форма обучения очная.

Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.

Продолжительность одного занятия составляет один академический час:25 минут для детей 5-6 летнего возраста и 30 минут для детей 6-7 лет.

Форма проведения занятий – индивидуальная с детьми,имеющими фонетические нарушения звукопроизношения.

Срок освоения программы при фонетическом недоразвитии речи составляет от 3 до 9 месяцев, в зависимости от количества нарушенных звуков.

Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами.

1.2.Цель и задачи программы.

Цель программы – коррекция нарушений звукопроизношения и профилактика недостатков в формировании фонематической стороны речи .

-раннее выявление речевых нарушений;

– формирование полноценных произносительных навыков и артикуляционных навыков звукопроизношения;

– развитие фонематического восприятия,фонематических представлений,доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

– предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников (подготовка к обучению грамоте,формирование навыков учебной деятельности).

Читайте также:
Использование элементов танцевально-двигательной терапии в коррекции заикания
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: