Самоанализ логопедического занятия во 2 классе: Звуки (Ж) и (Ш) и буквы Ж, Ш

Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв Ш-Ж» во 2 классе

Никанорова Светлана
Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв Ш-Ж» во 2 классе

Конспект группового

логопедического занятия во 2 классе

на тему: «Дифференциация звуков и букв Ш-Ж»

Цель занятия:

развивать слуховую дифференциацию звуков [Ж]-[Ш] в словах, предложениях и тексте;

развивать умение соотносить звуки Ж-Ш с буквами Ж-Ш;

развивать фонематический слух;

расширять словарный запас;

развивать внимание, логическое мышление;

совершенствовать оптико-пространственные представления;

закреплять умение правильно оформлять и записывать предложения;

работать над согласованием слов в предложении;

закреплять навык чтения.

Оборудование:

картинки с изображением мальчика и девочки;

предметные картинки, в названии которых есть звуки [Ж] и [Ш];

карточки для игры «Филлворд»;

записи на доске: буквы Ж и Ш; игра «Паутинка»; текст с пропущенными буквами;

запись в тетради.

Ход занятия

1. Определение темы занятия.

Здравствуйте, ребята! Послушайте пожалуйста внимательно стихотворение и скажите сколько раз встретился звук [Ж]?

Жизнь природы интересна,

Много в ней нам не известно.

Почему у рыбы жабры?

Почему в болоте жабы?

Почему цветет жасмин?

В небе – журавлиный клин?

И зачем желток с белком!

Буква Ж – для нас легка,

Ее вид напоминает

Кто же этого не знает!

А сейчас прослушайте еще одно стихотворение и скажите сколько раз встретился звук [Ш]?

Над шитьем швея склонилась,

Шаль с ее плеча спустилась,

Взмах иглы и снова – взмах,

Шелк шуршит в ее руках.

Щедр к шипящим наш язык:

Шоколад, щебет, шашлык,

Шея, шарф, щека и шест,

Шапка, шубка, цифра шесть.

Сегодня мы будем говорить с вами о звуках [Ж] и [Ш].

Ребята, давайте пошипим, как змея. Поднесите руку к горлышку.

А теперь пожужжим, как жук.

Звук [Ш] – глухой звук, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

[Ж] – звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют.

2. Знакомство с героями занятия.

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости девочка и мальчик. Давайте с ними познакомимся, составим их имена по первым буквам слов-картинок.

На доску выставляются предметные картинки. Дети называют картинку, выделяют первый звук. Затем из первых звуков составляют слово. Имена записываются на доске, подчеркиваются буквы Ж и Ш.

КАРТИНКИ: жаба, ежевика, ноты, яблоко – Женя

машина, аист, шарф, автобус – Маша

Значит, сегодня к нам в гости пришли Женя и Маша. И они просят нас им помочь.

3. Работа над дифференциацией Ж-Ш в словах.

Ребята, давайте поможем Жене и Маше разобраться в паутинке, которая написана на доске.

Из слогов мы с вами должны составить слова и записать их в 2 столбика. Женя собирает слова со звуком [Ж], а Маша – со звуком [Ш].

(Дети по очереди выполняют задание на доске и в тетрадях)

Слова: шахматы, жаба, мыши, шапка, одежда, ежевика.

4. Игра «Филлворд»

Теперь давайте поможем

Жене и Маше в следующем задании. Разделимся на 2 команды – команда Жени и команда Маши. На карточках, которые я вам раздала, команда Жени ищет и записывает слова со звуком [Ж], а команда Маши – слова со звуком [Ш]. Посмотрим, кто справится быстрее.

(Дети выполняют задание, подводят итоги.)

Стриж, журналист, корж, нож.

Камыш, карандаш, ерш, лаваш.

Речь с движениями.

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг!

Жил на свете добрый жук,

Старый, добрый друг.

Никогда он не ворчал,

Не кричал, не пищал,

Громко крыльями трещал,

Строго ссоры запрещал!

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг!

Ты мой друг и я твой друг,

Старый верный друг!

Полюбили мы жука,

Очень уж душа легка

У него весельчака!

Развитие мелкой моторики.

Ладони выпрямлены, напряжены, большой палец отведен немного в сторону. Пальцы, начиная с указательного, друг за другом тянутся к основанию ладони. Последним сгибается мизинец.

Дети сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. У ведущего в руках ключ. Он «заводит» машины тремя поворотами ключа. Вдох – машины трогаются с места со звуком «ж-ж-ж». Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Та машина, чей завод закончится позднее всех, выигрывает.

6. Работа над дифференциацией Ж-Ш в предложении

Какие вы молодцы, ребята! Но давайте поможем Жене и Маше еще в одном задание. Надо вставить пропущенную букву. На доске написан текст с пропущенными буквами:

На блюде лежат лава… и кор…. На стол влезла мы…ь. Леонид прогнал ее. Мы…ь начала грызть каранда… и папин черте…. Нет у! не трожь черте! (26 слов)

Давайте запишем этот рассказ в свои тетради. Напоминаю! Записывая, проговариваем слова шепотом. Подчеркните буквы Ш и Ж.

Ж – синим, потому что звук [Ж] – звонкий, сильный, а Ш – голубым, потому что звук [Ш] – глухой, слабый.

7. Игра «Кто больше»

Ребята необходимо придумать и записать как можно больше слов6 начинающихся на буквы Ж, Ш.

Женя и Маша благодарят вас за то, что вы помогли им справится с заданиями.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект группового логопедического занятия с обучающимися 1 класса с презентацией «Домашние и дикие животные» Конспект группового логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР III уровня. Темы: Коррекционная- «Работа над словом. Слова, обозначающие.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдостимягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» – «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: – уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» – «Л»;.

Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) «Предлоги «НА» и «ПОД» Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) Тема: Предлоги НА и ПОД. Цели: учить детей.

Конспект логопедического группового занятия «Беседа по картине «Зимние забавы» для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Конспект логопедического группового занятия для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Тема: Беседа по картине «Зимние забавы» Цель: Учить составлять.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Логопедическое занятие по коррекции нарушений письма во 2-м классе по теме “Дифференциация звуков [ж], [ш]”

Разделы: Логопедия

Тема: Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]. (Логопедическое занятие по коррекции нарушений письма, обусловленных НВ ОНР. 2 класс)

Занятие сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

Слайд 1

Цели

1) Коррекционные:

– уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [Ш – Ж];
– установить различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;
– совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление);
– обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей: подбора родственных слов (парадигматические связи);
– совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи);
– развивать высшие психические процессы.

2) Обучающие:

– вспомнить правило правописания жи – ши.

3) Здоровьесберегающие:

– содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

4) Воспитательные:

– формировать положительную учебную мотивацию;
– воспитывать чувство эмпатии (сопереживания).

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А девиз у нас каков?
(Больше дела, меньше слов.)

Эмоциональный настрой

– Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.

Пожелайте друг другу успехов на занятии.

Игра-пожелание «Удачи тебе!»

Учащиеся поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

– Желаю (соприкасаются большими пальцами)
– успеха (указательными)
– большого (средними)
– во всём (безымянными)
– и везде (мизинцами).
– Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями.)

II. Сообщение темы занятия

Слайд 2

Жу-жу-жу,
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я твержу весной и летом.

– Кто это жужжит на ветке? Сколько звуков в слове ЖУК? Назовите звуки по порядку.

Назовите 1-й звук.

Мохнатенький гудит,
За сладеньким летит.
Работник садовый –
Поясок медовый.

– Сколько звуков в слове-отгадке? Назовите звуки по порядку.

Назовите 1-й звук.

Кто догадался, как будет звучать тема нашего занятия? (Звуки [ш] и [ж] и буквы ш и ж.)

III. Уточнение артикуляции и характеристика звуков Ж – Ш

Слайд 3

– Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

  • Губы округлены, слегка вытянуты вперед.
  • Кончик широкого языка поднят вверх.
  • Язык принимает форму «чашечки».
  • Голосовые складки не работают, голоса нет.

Звук [ш] согласный, твердый, глухой.

Слайд 4

  • Губы округлены, слегка вытянуты вперед.
  • Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки».
  • Голосовые складки вибрируют, голос есть.

Звук [ж] согласный, твердый, звонкий.

Слайд 5

Оба они согласные, твердые. Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.

Звонкость – глухость проверяем двумя способами. (1-й – руку на горло, 2-й – закрыть уши.)

Слайд 6

IV. Связь звука с буквой

– Какими буквами обозначаются звуки на письме?

На что похожа буква «ша»? (На шарф.)

На что похожа буква «же» (На жука.)

Посмотри на букву Ш.
Буква очень хороша!
Потому, что из неё
Можно сделать Е и Ё.

Ж похожа на жука,
Только не жужжит пока.

V. Гимнастика для глаз

В противоположных углах класса находятся рисунки насекомых.

– Ребята, не поворачивая головы, глазами отыщите бабочку. А теперь посмотрите направо и глазами найдите муху. Поднимите взгляд вверх, заметили стрекозу? Каких еще насекомых вы знаете?

VI. Развитие мелкой моторики

Прилетела к нам вчера Дети машут ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
На каждое название насекомого загибают один пальчик.
Как фонарики глаза. Делают кружочки пальцами, подносят к глазам.
Пожужжали, полетали, Машут ладошками.
От усталости упали. Роняют ладони на стол.

VII. Звуковой синтез

– С первых солнечных дней начинает трудиться мохнатый, будто одетый в теплое меховое пальто, шмель. Он неторопливо и внимательно обследует каждый цветок.

Слайд 7

«Помоги шмелю собрать урожай».

Задание

– Шмель летает по буквенному полю и собирает буквы. Если шмель соберет буквы правильно, у него получится целое слово.

VIII. Динамическая пауза

Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Жужжат над лугом в жаркий день
Кружащиеся пчелы, шмель мохнатый, и слепень,
И майский жук тяжелый.

Тише, тише, жуки, жужжите,
Не тревожьте теперь камыши!
Тише, тише за парты летите,
Не будите жужжаньем тиши!

IX. Закрепление

– Если внимательно присмотреться, можно увидеть великое множество жуков. У них есть много общего, но, в то же время, они отличаются друг от друга. И называются они по-разному.

Слайд 8

– Кто догадается, почему жуков называют: плавунец, усач, щелкун? Что общего заметили в названиях: листоед, короед, мертвоед.

Мертвоеды и могильщики – самые главные санитары леса. Они обладают совершенно необыкновенным чутьем, находят и поедают трупики зверушек и птиц.

Как вы думаете, в природе существует жук – БУКВОЕД?

Слайд 9

– А вот у нас побывал такой жук, ему очень понравились буквы Ж и Ш. Помогите мне восстановить слова. Сначала перечислим все картинки, в названии которых пропали буквы, а потом вы выполните понравившееся задание.

Слайд 10

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

Дети самостоятельно, по выбранным ими карточкам, выполняют задания.

Слайд 11, 12

X. Итог занятия

– Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш»

Самоанализ логопедического занятия:

Занятие построено как форма коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса. При разработке данного занятия учитывались возрастные особенности детей младших классов, возможности учащихся 2 класса. Особое внимание уделялось логической связи между этапами занятия.

Данное логопедическое занятие разработано для группы детей по исправлению смешанной дисграфии (акустической, на почве нарушения языкового анализа и синтеза). Структура занятия соответствует типу и особенностям занятия по смешанной дисграфии. Задания соответствуют последовательности цели и задач занятия.

Цель занятия: исправление специфических ошибок на письме.

Задачи включают в себя основные коррекционно-развивающие, образовательные, воспитательные соответствуют стандартным требованиям коррекционной программы и связаны с предыдущими занятиями.

На этапе организационного момента занятия был использован мотивирующий приём, который позволил актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности, и создал условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в данный процесс.

На этапе актуализации и постановки проблемы ученикам предлагалось отгадать загадки и выделить звуки и буквы занятия. Использовался приём активизации внимания. Это способствовало созданию мотива для включения в коррекционный процесс.

На основном этапе занятия детям напомнили, что скоро в России будет проводиться зимняя Олимпиада. И на данном этапе все задания предлагались от Снежного барса — символа Сочи 2014. Дети на занятии были участниками маленьких олимпийских игр. За правильно выполненное задание они получали олимпийское кольцо – собирали символ всех Олимпийских игр. На этом этапе занятия были использованы приёмы звуковой дифференциации, звукобуквенной дифференциации, игривой прием, активизации внимания, задания с недостатком данных.

Это способствовало развитию зрительно слуховой дифференциации, развитию словаря, развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций. На основном этапе занятия использовалась индивидуальная, фронтальная работа.

Высокая работоспособность на данном этапе обеспечивалась сменой видов деятельности, различными формами организации работы, а также применением здоровьесберегающих технологий (динамическая пауза). Учащиеся использовали приёмы самоконтроля, осознанно отвечали на вопросы и комментировали ответы своих товарищей.

Завершающим этапом занятия была рефлексия, которая позволила подвести итог работы по данной теме. Этот этап был проведён с использованием «цифрового квадрата», позволивший ученикам оценить собственную деятельность по предложенной схеме.

Занятие сопровождалось слайдами мультимедийной презентации, содержащими материал для зрительного восприятия в соответствии с принципом наглядности.

Я считаю, что на данном занятии были реализованы все поставленные задачи. Выбранные методы, формы и средства обучения способствовали созданию на занятии положительной психологической атмосферы, ситуации успеха. По моему мнению, занятие прошло на высоком эмоциональном уровне.

Тема: «Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш»

Скачать конспект занятия

Задачи:

  • закреплять знания детей о согласных звуках и буквах Ш-Ж;
  • познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков [Ш] [Ж], нормами их артикуляции;
  • учить выделять звуки [ж], [ш] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами, и символами;
  • развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
  • формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;
  • развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: « Зимние виды спорта».
  • развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;
  • формировать грамматические стереотипы словообразования в экспрессивной речи;
  • развивать навыка самоконтроля;
  • воспитывать чувство гордости за свою Родину;
  • совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;
  • воспитывать умение слушать и слышать друг друга, работать в команде;
  • воспитывать вежливое отношение к товарищу.

Основные понятия: зимние олимпийские игры, зимние виды спорта, Снежный барс – символ, символ олимпиады — олимпийские кольца.

Методы и методические приемы:

Методы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности, постановки проблемы, поиска решения, подводящий диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез, метод контроля и самоконтроля.

Приёмы: активизации внимания, мотивирующий прием, игра.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Оборудование: доска, видеопроектор, компьютер, мультимедийная презентация, рабочие тетради, карандаши, ручки, индивидуальные карточки.

Презентация к занятию «Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш»

Скачать презентацию

Сметанина Галина Валентиновна,
учитель-логопед,
МБОУ начальная школа-детский сад №37,
г. Сургут

Конспект группового логопедического занятия “Дифференциация звуков и букв Ш – Ж”.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Конспект группового логопедического занятия “Дифференциация звуков и букв Ш – Ж” (коррекция акустической дисграфии).

Скачать:

Вложение Размер
konspekty_zanyatiy_2_klass.doc 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков и букв Ж – Ш.

Цель: Учить детей дифференцировать Ж – Ш в словах, предложениях и тексте .

1.Познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков Ж и Ш, нормами их артикуляции.

2.Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.

3.Развивать фонематический и слоговой анализ и синтез.

4.Совершенствовать оптико-пространственные представления.

5.Учить работать с деформированным текстом.

6.Закреплять умение правильно оформлять и записывать предложения.

7.Закреплять знания норм орфографии.

8.Работать над согласованием слов в предложении.

9.Закреплять навык чтения .

1.Картинки с изображением мальчика и девочки.

2.Предметные картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш.

3.Карточки для игры «Филлворд».

4.Записи на доске:

5.Запись в тетради (домашнее задание).

1 . Организационный момент.

1. Определение темы занятия.

Л: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие мы начнем с небольшого стихотворения. Послушайте его внимательно.

Камышам шуршала мышь:

Ветер нам нарушил тишь!

Шепчут тихо камыши:

Тихо, мышка, не шурши!

Л: Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?

Л: Назовите парный согласный для звука Ш.

Л: Сегодня мы будем говорить с вами о звуках Ш и Ж.

2. Сравнение звуков Ш и Ж по артикуляции.

Л: Ребята, давайте пошипим ,как змея. Поднесите руку к горлышку.

Л: А теперь пожужжим, как жук.

Л: Что общего вы заметили при произношении этих звуков?

Дети: Язык в виде «чашечки» поднимается за верхние зубы, зубы сомкнуты, губы трубочкой.

Л: А чем они отличаются?

Дети: Звук Ш – глухой, произносится без голоса, а звук Ж -звонкий, произносится с голосом.

2. Основная часть занятия.

1. Знакомство с героями занятия.

Л: Ребята, сегодня к нам в гости пришли девочка и мальчик. Давайте составим их имена по первым буквам слов-картинок.

На доску выставляются предметные картинки. Дети называют картинку, выделяют первый звук. Затем из первых звуков составляют слово. Имена записываются на доске, подчеркиваются буквы Ж и Ш.

КАРТИНКИ: 1. ж ук, о блако, р ак, а ист – Жора

2. м ашина, а рбуз, ш ар, а втобус – Маша

Л: Значит, сегодня к нам в гости пришли Жора и Маша. И они просят нас о помощи.

2.Работа над дифференциацией Ж-Ш в словах.

1. Игра «Паутинка»

Л: Ребята, давайте поможем Жоре и Маше разобраться в паутинке, которая написана на доске.

Из слогов мы с вами должны составить слова и записать их в 2 столбика. Жора собирает слова со звуком Ж, а Маша – со звуком Ш.

(Дети по очереди выполняют задание на доске и в тетрадях)

Слова: шапка, кожа, шорты, шуба, жираф, жаба

2. Игра «Филлворд»

Л: Теперь давайте поможем Жоре и Маше в следующем задании. Разделимся на 2 команды – команда Жоры и команда Маши. На карточках, которые я вам раздала, команда Жоры ищет и записывает слова со звуком Ж, а команда Маши – слова со звуком Ш. Слова ищем только по горизонталям. Посмотрим, кто справится быстрее.

(Дети выполняют задание, подводят итоги.)

жук, ежик, жираф, ножик шуба, камыш, шутка, мыши

Упражнение на развитие общей моторики « Божья коровка».

Божьей коровки папа идёт,

Следом за папой мама идёт,

Следом за ними детишки идут,

А за ними следом ребятишки бегут.

Крылышки расправили, на цветочек сели,

Лапочки почистили и дальше полетели.

4.Работа над дифференциацией Ж-Ш в предложении.

Л: Какие вы молодцы, ребята! Но давайте поможем Жоре и Маше в последнем задании. На доске написан деформированный текст:

Ната. а по. ла на лу…ок она увидела … ука … ук ле…ал . ивотом вверх он не мог улететь Ната…а перевернула …ука он замахал крыльями и улетел

Л: Они написали нам небольшой рассказ, но мне кажется, что что-то здесь не так. а вы как думаете?

Дети: Они не выделили предложения.

Л: А как их надо выделить?

Дети: Начало предложения пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.

Л: Правильно, ребята! Давайте разделим текст на предложения и вставим пропущенные буквы Ш и Ж.

Задание выполняется на доске: с помощью черточек дети отделяют предложения друг от друга и вставляют пропущенные буквы.

Л: О чём говорится в рассказе?

Л: А как можно озаглавить этот рассказ?

Л: Давайте запишем этот рассказ в свои тетради. Только не делайте таких ошибок, которые сделали Жора и Маша. Подчеркните буквы Ш и Ж. Каким цветом мы их подчеркнём?

Дети: Ж-синим, потому что звук Ж – звонкий, сильный, а Ш –голубым, потому что звук Ш – глухой, слабый.

Л: Жора и Маша благодарят вас, ребята, за то, что вы помогли им справится с заданиями.

Дома вам надо будет найти ошибки в предложениях, записать их верно и подчеркнуть буквы Ж-Ш.

Миша мазать хлеб масло.

Бабушка вязать пушистые варежки.

Маша жарить рыба на сковорода.

Кошка ловить шустрая мышка .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов “Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях”

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием.

“Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов “Буква С, звуки [с – с‘]”

представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием.

“Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов ” Дифференциация звуков [в – в’, ф – ф’] в словосочетаниях, предложениях, тексте”

конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико – фонематическим недоразвитием.

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе.

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [С]

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе.

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно.

Конспект группового логопедического занятия для 1 класса “Звук [щ], буквы Щ щ”.

Конспект группового логопедического занятия для 1 класса “Звук [щ], буквы Щ щ”. .

Дифференциация звуков и букв Ж – Ш

Описание разработки

Цели:

Коррекционные: уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [ш] – [ж], установить различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции, учить дифференцировать звуки и буквы [ж] – [ш] по звонкости-глухости изолированно, в слогах и словах;

Развивающие: развивать фонематические процессы (слух, восприятие, представление), уточнять и обогащать словарь, развивать навыки образования существительных при помощи суффиксов – ОНОК -, -ЁНОК -; развивать звуковой анализ.

Воспитательные: формировать положительную мотивацию к учению.

Оборудование: плакат парные согласные звуки, символы твердости, звонкости – глухости, предметные картинки, «загадочная таблица», схемы анализа артикуляции звуков Ж, Ш, карточки с заданием по количеству учеников.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок, Начинается урок.

А девиз у нас каков? (Больше дела, меньше слов).

Пожелайте друг другу успехов на занятии.

Игра – пожелание «Удачи тебе!»

Учащиеся поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

-Желаю (соприкасаются большими пальцами)

– во всём (безымянными)

-и везде (мизинцами)

-Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями)

2. Введение в тему. Повторение.

Парные согласные в гости к нам пришли

Чётко их по парам ты произнеси: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж- ш, з-с.

Ладошку к горлу подставляй,

Глухой и звонкий различай.

-Приложите ладонь к горлышку и произнесите сначала согласные звуки, у которых есть голос, потом согласные без голоса.

3. Объявление темы.

На доске: Зс, Бп, Вф, Гк, Дт

-Какая здесь закономерность? (Буквы, которые обозначают парные согласные).

-Какой пары не хватает? (Ж-Ш)

-Сегодня на занятии мы будем учится различать звуки и буквы [Ж]- [Ш] среди звуков, в слогах и словах.

Кто будет выполнять задания верно, красиво и правильно писать в тетради, то в конце урока получит наклейку-оценку в тетрадь (отлично, хорошо, старайся).

Откройте тетради, запишите число, и тему: Различай Ж – Ш.

4. Сравнение звуков по артикуляции и по характеристикам.

Ребята, давайте сравним произношение звуков [Ж] и [Ш]. Произнесите эти звуки. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково).

В каком положении находятся зубы? (Зубы сближены, но не соприкасаются).

Где находится кончик языка? (Кончик широкого языка поднят вверх, язык принимает форму «чашечки»).

Какая воздушная струя? (Тёплая).

Положите руку на горлышко, дрожит ли горлышко при произнесении звука [Ж]? (Дрожит).

С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

А теперь произнесите звук [Ш] и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении этого звука? (Не дрожит).

Звук [Ж] произносится с голосом, он звонкий. А звук [Ш] произносится без голоса, он глухой.

Вывод (по схемам артикуляции): два звука, одинаковые по артикуляции, но отличающиеся наличием или отсутствием голоса называются парными.

Дайте характеристику звуку [ш].

Дайте характеристику звуку [ж].

Что общего у этих звуков? (Оба они согласные, всегда твёрдые, одинаковые по артикуляции)

Чем отличаются? (Звук [ш] – глухой, а звук [ж] – звонкий).

5. Связь звука с буквой.

-Какими буквами обозначаются звуки на письме? (Ша, ЖЕ)

На что они похожи?

Весь материал – в документе.

Содержимое разработки

Конспект фронтального группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Ж – Ш»

Коррекционные: уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [ш] – [ж], установить различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции, учить дифференцировать звуки и буквы [ж] – [ш] по звонкости-глухости изолированно, в слогах и словах;

Развивающие: развивать фонематические процессы (слух, восприятие, представление), уточнять и обогащать словарь, развивать навыки образования существительных при помощи суффиксов – ОНОК -, -ЁНОК -; развивать звуковой анализ.

Воспитательные: формировать положительную мотивацию к учению.

Оборудование: плакат парные согласные звуки, символы твердости, звонкости – глухости, предметные картинки, «загадочная таблица», схемы анализа артикуляции звуков Ж, Ш, карточки с заданием по количеству учеников.

Долгожданный дан звонок, Начинается урок.

А девиз у нас каков? (Больше дела, меньше слов).

Пожелайте друг другу успехов на занятии.

Игра – пожелание «Удачи тебе!»

Учащиеся поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

-Желаю (соприкасаются большими пальцами)

– во всём (безымянными)

-и везде (мизинцами)

-Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями)

2. Введение в тему. Повторение.

Парные согласные в гости к нам пришли

Чётко их по парам ты произнеси: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж- ш, з-с.

Ладошку к горлу подставляй,

Глухой и звонкий различай.

-Приложите ладонь к горлышку и произнесите сначала согласные звуки, у которых есть голос, потом согласные без голоса.

3. Объявление темы.

На доске: Зс, Бп, Вф, Гк, Дт

-Какая здесь закономерность? (Буквы, которые обозначают парные согласные).

-Какой пары не хватает? (Ж-Ш)

-Сегодня на занятии мы будем учится различать звуки и буквы [Ж]- [Ш] среди звуков, в слогах и словах.

Кто будет выполнять задания верно, красиво и правильно писать в тетради, то в конце урока получит наклейку-оценку в тетрадь (отлично, хорошо, старайся).

Откройте тетради, запишите число, и тему: Различай Ж – Ш.

4. Сравнение звуков по артикуляции и по характеристикам.

Ребята, давайте сравним произношение звуков [Ж] и [Ш]. Произнесите эти звуки. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково).

В каком положении находятся зубы? (Зубы сближены, но не соприкасаются).

Где находится кончик языка? (Кончик широкого языка поднят вверх, язык принимает форму «чашечки»).

Какая воздушная струя? (Тёплая).

Положите руку на горлышко, дрожит ли горлышко при произнесении звука [Ж]? (Дрожит).

С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

А теперь произнесите звук [Ш] и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении этого звука? (Не дрожит).

Звук [Ж] произносится с голосом, он звонкий. А звук [Ш] произносится без голоса, он глухой.

Вывод (по схемам артикуляции): два звука, одинаковые по артикуляции, но отличающиеся наличием или отсутствием голоса называются парными.

Дайте характеристику звуку [ш].

Дайте характеристику звуку [ж].

Что общего у этих звуков? (Оба они согласные, всегда твёрдые, одинаковые по артикуляции)

Чем отличаются? (Звук [ш] – глухой, а звук [ж] – звонкий).

5. Связь звука с буквой.

-Какими буквами обозначаются звуки на письме? (Ша, ЖЕ)

На что они похожи?

6. Развитие фонематических процессов.

Послушайте звуки, слоги и слова, поднимите карточки, если услышите звуки [Ш] или [Ж].

Звуки: ж, н, г, ш, щ, л, т, ж, ш, ф, з, с.

Слоги: жо, то, зы, жа, ша, жа, ща, жи, ши, уж, иш, еж.

В словах: шапка, жук, щенок, школа, кошка, жаба, карандаш, усы.

Придумайте слово на звук [Ш].

Придумайте слова на звук [Ж].

Звуковой диктант, записываем слова в тетрадь : шуба, кошка, жук, школа, лыжи, карандаш.

8. Динамическая пауза.

9. Знакомство с героями занятия.

-Отгадайте имена героев занятия по предложенным слогам: – ЖО -, -ШО – и описанию. Первый гость – косолапый, бурый, неуклюжий, питается грибами, ягодами, особенно любит полакомиться мёдом. Второй – маленький, серенький, любит сыр… (Медвежонок, мышонок).

-Медвежонок и мышонок нарисовали для вас дорожки из звуков [Ш] и [Ж]. Пройдите по ней. Произнесите эти звуки, включая и выключая голос. Молодцы!

– Медвежонок и мышонок много времени проводили вместе. Однажды, гуляя в лесу, друзья наткнулись на загадочную табличку. Друзья долго пытались разобраться, что на ней написано, но так и не смогли ничего прочитать. Они принесли табличку нам. Прочитайте запись на табличке и объясните свой ответ. (Замените символы буквами Ж и Ш). Прочитайте и запишите слова

Дифференциация [ж] – [ш] в словах. Развитие навыка образования существительных при помощи суффиксов –ОНОК-, -ЕНОК-.

-Медвежонок и мышонок благодарят вас за помощь. Они приглашают вас на день рождения. У них много знакомых детёнышей животных и птиц. Но гостей всегда собирается так много, что в этом году друзья решили поступить так: если в названии птенца или детёныша животного есть звук [ш], то он идёт к медвежонку. А если в его названии звук [ш] – к мышонку.

Проводите каждого малыша в «свой» домик (домики закреплены на доске.

Картинки: жеребёнок, кукушонок, мышонок, ужонок, верблюжонок, медвежонок, лягушонок.

Образец ответа: Это жеребёнок. В слове звук [ж] стоит в начале слова. Звук [ж] звонкий. Значит, он идёт на день рождение к медвежонку.

10. Работа с паронимами. Сравнение слов по плану.

Прочитайте слова. Сходство. Различие.

Одинаковые буквы. (Назвать их). Разные буквы (прочитать их, указать среди них звонкие и глухие согласные).

Значение слова (Объяснить).

Лужа – 1)углубление со скопившейся водой (После дождя на улице лужи); «) пролитая на поверхность жидкость (Лужа на столе); 3) сесть в лужу (прост.) – оказаться в глупом положении.

Луша – женское имя.

Задание: Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

После дождя большая…

11. Самостоятельная работа (по карточкам). Проверка.

Вставьте пропущенную букву. Запишите слова в два столбика.

Слова: …орты, …уба, …илет, …еребёнок, мы…онок, …ук.

12. Итог занятия.

-Какие звуки мы сравнивали на занятии?

-Чем они похожи и чем отличаются?

Что особенно запомнилось на занятии?

Выставление оценок-наклеек за работу на занятии (на поля в тетрадь).

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса с НВОНР по теме «Дифференциация согласных звуков [Ш] – [Ж] в словах, предложениях, тексте»

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса с НВОНР

Логопедическая тема: Дифференциация согласных звуков [Ш] – [Ж] в словах, предложениях и тексте.

Грамматическая тема: Парные звонкие – глухие согласные в середине слова в слабой позиции. Образование существительных уменьшительно-ласкательной формы.

Лексическая тема: Детёныши животных и птиц.

Вид занятия: групповое занятие, 2 класс.

Цель: Научить различать звуки [Ш] – [Ж] в словах, предложениях и тексте.

– формировать навык дифференциации звуков [Ш] – [Ж] в словах, предложениях и тексте;

– учить проводить сравнительный анализ артикуляции звуков и давать им сравнительную характеристику.

– закрепить образ букв Ш-Ж.

– развивать чёткость артикуляции;

– развивать слуховое и зрительное внимание;

– развивать фонематический слух и восприятие;

– развивать навык словообразования существительных уменьшительно-ласкательной формы;

– развивать и активизировать словарный запас.

– развивать мелкую, общую моторику и координацию движений.

– воспитывать желание говорить правильно и красиво;

– воспитывать интерес к учёбе;

– воспитывать чувство товарищества и сотрудничества.

Планируемые результаты:

– самостоятельно различать по звучанию звуки [ш]-[ж] в словах, предложениях и тексте;

– осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

– самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.

– положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

– фонетически и интонационно правильно оформлять своё высказывание.

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать свои действия для выполнения задания.

– самостоятельное выделение и формулирование целей занятия;

– поиск и выделение необходимой информации;

– расширение и актуализация словарного запаса.

Методы организации работы:

— Наглядный (пособие, картинки);

— Словесный (совместная речевая деятельность);

— Игровой (герои занятия);

— Практический (выполнение заданий, упражнений);

— Стимулирование и мотивация (создание ситуации успеха);

— Беседа, самооценка, формирование рефлексивности, организация самопроверки.

Оборудование и материалы: смайлики, символы «синий колокольчик» и «синие наушники», слоги «ШО» и «ЖО», картинки «Ежонок» и «Мышонок», предметные картинки детёнышей животных и птиц, пластиковые конверты, рабочая тетрадь на печатной основе, простая тетрадь, тренажёр Базарного.

Ход занятия

Организационный момент

Цель для учителя-логопеда: создать условия для положительного настроя ребёнка, подготовить ребёнка к продуктивной работе на занятии.

Цель для ребёнка: подготовиться к продуктивной работе на занятии, позитивно настроиться на занятие.

Основные задачи этапа:

создать положительный эмоциональный настрой.

подготовить учащихся к сознательной целенаправленной учебной деятельности;

включить учащихся в процесс целеполагания, когда предъявляемые учителем требования к учебной деятельности становятся личностно значимыми.

Методы: словесный.

– Я вас приветствую и желаю вам хорошего дня!

– Какое сегодня число?

– Давайте запишем в тетрадь сегодняшнюю дату!

– Ребята, давайте вместе подумаем чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

(на основе задаваемой логопедом мотивации, ученики включаются в процесс целеполагания, понимают и принимают требования учителя, определяются со смысловой основой предстоящей учебной деятельности)

– Дети записывают в тетради «Пятнадцатое января»

– Будем изучать новую тему. Слушать учителя и стараться на уроке!

Изучение нового учебного материала

Цель для учителя-логопеда: Научить различать звуки [Ш] – [Ж] в словах, предложениях и тексте.

Цель для детей: Научиться различать звуки [Ш] – [Ж] в словах, предложениях и тексте.

— Наглядный (пособие, картинки);

— Словесный (совместная речевая деятельность);

— Игровой (герои занятия ежонок, лягушонок);

— Практический (выполнение заданий, упражнений);

— Стимулирование и мотивация (создание ситуации успеха);

1. Развитие чёткости артикуляции.

Основные задачи этапа:

– развивать фонематический слух.

-Послушайте скороговорку и повторите её за мной:

Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.

Ученики по одному повторяют вслед за логопедом скороговорку.

2. Работа по развитию навыка сравнительного звукового анализа.

Основные задачи этапа:

– мотивирование учащихся к активной учебной деятельности;

– развитие умения различать близкие по произношению звуки на слух;

– актуализация личностного опыта учащихся.

– Какие два парных согласных звука часто повторяются в скороговорке?

3. Сообщение темы.

Основные задачи этапа:

– организация восприятия, внимания учащихся;

– формирование целевой установки предстоящей деятельности.

– Сегодня мы продолжим работать с этими звуками и буквами, их обозначающими: будем учиться различать их в словах, предложениях и тексте.

– А для чего нам это нужно?

– чтобы не допускать ошибок в устной и письменной речи.

4. Сравнительная характеристика звуков.

Основные задачи этапа:

– актуализация знаний учащихся;

– дифференциация парных согласных звуков.

– Ребята, дайте характеристику звукам [ш] и [ж].

– Чем отличаются эти звуки?

– звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый.

– звук [ж] – согласный, звонкий, всегда твёрдый.

– звук [ш] глухой, а [ж] звонкий.

5. Связь звуков с буквами.

Основные задачи этапа:

– постановка перед учащимися учебной задачи;

– организация самостоятельной деятельности.

– Какими буквами обозначаются на письме данные звуки?

– Ребята, откройте свои тетради и пропишите буквы Ш и Ж.

– дети прописывают буквы в тетрадях.

6. Работа по развитию фонематического восприятия и анализа.

Основные задачи этапа:

– активизация внимания учащихся

– К нам на прошлое занятие приходил жук Жора, которому мы помогали выполнять разные задания, с которыми он не мог справиться. Он ушёл, но напоследок попросил нас помочь его друзьям девочке Жене и мальчику Мише выполнить упражнение (рабочая тетрадь на печатной основе стр.7 упр. 15)

-дети выполняют упражнение в тетради на печатной основе.

7. Сюрпризный момент.

Основные задачи этапа:

– Знакомство с героями сегодняшнего занятия.

– Ребята, отгадайте имена героев сегодняшнего занятия по предложенным слогам (ЖО и ШО) и описанию:

Первый гость – колю­чий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы.

Второй – зеленый, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух. (Ежонок, лягушонок.)

Основные задачи этапа:

– переключение деятельности, «гимнастика».

– Ребята, возьмите в руки Су-джок и повторяйте за мной слова и движения:

Катился ёжик по дорожке

По левой ладошке,

По правой ладошке.

Девочки и мальчики.

– Посмотрите на плакат и выполняйте движения глазами по указанным мной направлениям (тренажёр Базарного)

Учащиеся вместе с учителем-логопедом повторяют стих и выполняют движения.

9. Дифференциация в словах (работа по закреплению норм орфографии).

Основные задачи этапа:

– организация работы в парах;

– активизация восприятия, осознания и осмысления, обобщения и систематизации нового материала.

– Ежонок и Лягушонок увидели задание в печатных тетрадях и не знают, как его выполнить. Поможем им?

– Ежонок и Лягушонок много времени проводили вместе. Они играли на берегу реки, плавали наперегонки, гуляли по лесу. Однажды, гуляя в лесу, друзья наткнулись на загадочную табличку. Друзья долго пытались разобрать­ся, что на ней написано, но так и не смогли ничего прочи­тать. Они принесли табличку нам.

– Откройте простые тетради и посмотрите на таблицу. Подумайте, какие буквы нужно вставить вместо точек и напишите их.

– Как вы будете проверять написание парных согласных в слабой позиции?

Дети выполняют задание 16 на стр.7-8.

– Нужно изменить слово так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная или сонорная буква.

10.Определение места заданного звука в слове

Основные задачи этапа:

– развитие фонематического слуха и восприятия.

-Молодцы! Вы справились с непростым заданием! А теперь я буду говорить вам слова, а вы должны определить на слух место звуков [ш] и [ж] – т.е. какой звук по счёту в слове (сразу оговорюсь: заданных звуков в слове по два) и зачеркнуть соответствующие цифры в строке. Каждая строка соответствует одному слову.

ШАЛАШ, КИШМИШ, ЖЕЛТОКОЖИЙ, ЖУЖЕЛИЦА.

– Дети работают с карточками.

11. Формирование навыка словообразования существительных уменьшительно – ласкательной формы (работа в парах). Дифференциация [ш] и [ж] в словах.

– Лягушонок и Ежонок благодарят вас за помощь. Они приглашают вас на День рождения. У малышей много знакомых детенышей животных и птиц. Но гостей всегда собирается так много, что в этом году друзья решили поступить так: если в названии птенца или детеныша жи­вотного есть звук Ж, то он идет к Ежонку. А если в его назва­нии звук Ш – к Лягушонку.

Проводите каждого малыша в «свой» домик – разложите картинки по конвертам.

-Дети раскладывают предметные картинки по конвертам с наклеенными рисунками Ежонка и Лягушонка. Наперегонки!

12. Дифференциация Ж-Ш на уровне предложения.

– Гости, веселясь на празднике, придумали инте­ресную игру. Они стали разбирать предложения на слова, менять слова местами. Прочитайте эти предложения, ис­правьте ошибки, запишите предложения верно и укажите звуки занятия. Работаем в печатной тетради стр.8 упр.17.

– Теперь по цепочке читаем предложения, которые у вас получились.

-Дети работают самостоятельно.

После по цепочке прочитывают получившиеся предложения.

Закрепление учебного материала

Цель для учителя-логопеда:

определить степень усвоения изученного материала.

Цель для ребёнка:

продемонстрировать степень усвоения полученных знаний.

— организовать беседу, направленную на оценку деятельности на занятии.

Методы: беседа, самооценка, формирование рефлексивности, организация самопроверки.

– Ну что ж, друзья прощаются с нами и благодарят за помощь. Что мы должны сказать им в ответ?

– И я хочу вас, ребята, поблагодарить за интересное и увлекательное занятие! Давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня работали?

– Что можно о них сказать?

– Ребята, оцените себя, как вы думаете, как вы работали на занятии. Всё ли у вас получилось, а в каких заданиях вам было сложно?

– У каждого на парте лежат смайлики. Кому было интересно на уроке, тот выбирает улыбающийся смайлик; кому понравилось кое-что – смайлик без улыбки; а кому всё не понравилось – грустный смайлик.

– До свидания, Ежонок и Лягушонок! Мы были рады вам помочь!

– Со звуками [ш] и [ж].

– Это твёрдые согласные звуки, которые отличаются тем, что [ж] – звонкий, а [ш] – глухой.

Дети выбирают себе смайлик и кладут перед собой.

Задание на дом

Цель для учителя-логопеда: Закрепление знаний и умений, полученных на логопедическом занятии.

Цель для ребёнка: Закрепить изученный материал.

– Записываем домашнее задание: стр.8 упр. 18.

«Звуки [Ж] и [Ш]. Звукобуквенный анализ слов» с обучающимися 2 класса по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза.

Логопедическое занятие с обучающимися 2 классов. Цель – помочь обучающимся осознать практическую и личностную значимость знаний о согласных звуках и способе их обозначения на письме.

Просмотр содержимого документа
««Звуки [Ж] и [Ш]. Звукобуквенный анализ слов» с обучающимися 2 класса по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза.»

Логопедическое занятие по теме

«Звуки [Ж] и [Ш]. Звукобуквенный анализ слов» с обучающимися 2 класса

по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза.

Форма обучения: подгрупповое занятие

Наполняемость группы: 3 человек

Контингент обучающихся: подгруппа обучающихся 2 класса, имеющих нарушения на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Тип занятия: занятие практического применения знаний и умений

Продолжительность: 40 минут

Цель – помочь обучающимся осознать практическую и личностную значимость знаний о согласных звуках и способе их обозначения на письме.

Задачи:

коррекционно – образовательные:

– учить выделять звуки [Ж] и [Ш]. в словах, словосочетаниях и предложениях;

– закрепить знания норм орфографии;

– ознакомить детей со сравнительной характеристикой звуков [Ж] и [Ш].

коррекционно – развивающие:

– развивать зрительное восприятие;

– развивать мелкую моторику и артикуляционную моторику;

-развивать фонематическое восприятие;

– развивать слуховое внимание;

– развивать навыки слогового анализа и синтеза на уровне слога, слова, словосочетания и на уровне текста;

-развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, употребления существительных в косвенных падежах;

– развивать память и внимание;

коррекционно – воспитательные:

– воспитывать трудолюбие, аккуратность;

– сформировать интерес к занятиям;

– воспитывать доброжелательность и дружелюбность.

Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, презентация к занятию, интерактивная доска, бланки с заданиями.

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, игровое и личностно-ориентированное обучение. Также использовались методы креативного речевого развития (лингвистическая задача).

Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы:

– совершенствование умения различать на слух согласные звуки [Ж] и [Ш] и учиться выделять звуки [Ж] и [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях;

– совершенствование фонематического слуха; произвольного внимания и самоконтроля.

Личностные результаты:

– представление о русском языке как языке нашей страны;

– понимание значимости хорошего владения русским языком;

– преодоление психологической инерции и боязни отвечать, высказывать идеи из-за боязни их критики.

Регулятивные:

– понимание и сохранение учебной задачи;

– постановка (в сотрудничестве с учителем-логопедом) цели и осуществление действий для реализации замысла;

– адекватное оценивание своих достижений, осознание трудностей, поиск причин и способов их преодоления.

Познавательные:

– применение разных способов фиксации информации (словесный, схематичный) и использование в процессе решения проблемной ситуации;

– формирование лингвистического мышления;

– построение несложных рассуждений, умение делать выводы и формулировать их.

Коммуникативные:

– совершенствование умения сотрудничать в коллективе: слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, выполняя принятые правила речевого поведения;

– построение небольших монологических высказываний с учётом ситуации общения;

– формирование толерантности в общении, умения ориентироваться на собеседника.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап.

Организационный этап (2 мин)

Цель – настроить детей в работу с первых минут занятия.

Здравствуйте, ребята!(6слайд).

-Поделитесь, пожалуйста, со мной своими мыслями: для чего вы пришли на занятие?

Я желаю Вам удачи. Пожелайте удачи друг другу.

Хлопают соседа по ладони для того, чтобы пожелать удачи.

– Ребята, за каждое правильно выполненное задание, вам будет нужно оценить себя на лесенке успеха. Сейчас вы в начале пути. Если вы справились с заданием, поднимитесь на одну ступеньку вверх. А если вы посчитаете, что не справились с заданием, то оставайтесь на той ступени, где вы были ранее. В конце занятия мы должны оказаться на самой высокой лесенке. (7слайд)

Делятся своими мыслями.

Желают удачи друг другу.

Результаты деятельности учащихся

Включение обучающихся в учебную деятельность через активизацию внимания, мышления и речи. Мотивация на активную и качественную работу на занятии.

II этап. Воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся, актуализация знаний

(4 мин)

Актуализация знаний, необходимых для открытия нового знания, их обобщение.

Артикуляционная гимнастика. (8слайд)

– Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и помогайте мне.

запел рогатый жук;

Вот так громко я жужжу!

Ж-Ж-Ж-Ж…(дети повторяют звук)

Учитель обращает внимание на постановку произношения звука [Ж]. Прикрепляет к доске картинку с изображением жука.

-Какой звук, ребята встретился вам в стихотворении чаще всего?

– Какой буквой на письме обозначается этот звук?

Послушайте ещё одно стихотворение.

Мы увидели букашку

ш-ш-ш-ш, (дети повторяют звук)

В середине на ромашке.

ш-ш-ш-ш. (дети повторяют звук)

Что букашка делала?

Может быть обедала?

Учитель обращает внимание на постановку произношения звука [Ш]. Прикрепляет к доске картинку с изображением букашки.

-Какой звук, ребята встретился вам в стихотворении чаще всего?

– Какой буквой на письме обозначается этот звук?

Сравнительная характеристика звуков [Ж] и [Ш]. (9слайд)

– Что вы знаете про звук [Ж]?

-Этот звук согласный, твердый, звонкий.

– Что вы знаете про звук [Ш]?

-Этот звук согласный, твердый, глухой.

Молодцы, ребята! Не забывайте оценивать себя на лесенке успеха.

Ребята выполняют артикуляционную гимнастику. Прикрепляют к доске картинку с изображением жука.

Ребята выполняют артикуляционную гимнастику. Прикрепляют к доске картинку с изображением жука.

Делают сравнительную характеристику со звуком [Ж] и [Ш].

Оценивают себя на лесенке успеха.

Результаты деятельности учащихся

Привлечение внимания к звуковой стороне речи, воображения, монологической речи.

III. Постановка цели и задач занятия

Цель и тему занятия обучающиеся формулируют самостоятельно.

– Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (10слайд)

– Зачем нам нужны знания о звуках [Ж] и [Ш]?

– Что значит правильно говорить, писать и читать?

Цель нашего занятия – применение знаний и умений о согласных звуках [Ж] и [Ш]; способе их обозначения на письме в словах, словосочетаниях и в предложениях, в различных ситуациях (то есть на практике).

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя-логопеда, подводящие к формулированию темы и цели занятия.

Ответы обучающихся:

– Знания о согласных звуках [Ж] и [Ш].нужны нам, чтобы правильно говорить, писать и читать.

– Правильно – это значит без ошибок.

Результаты деятельности учащихся

Самоопределение, мотивация учения, целеполагание.

IV. Первичное закрепление

Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач.

4.1 Решение лингвистической задачи «Необычные насекомые». (11слайд)

Учитель-логопед создаёт ситуацию интриги, предлагая выполнить необычное задание:

Ребята, вы уже обратили внимание, что сегодня вместе с нами на занятии жук и букашка.

Как вы думаете, эти насекомые больно кусаются?

Но наши насекомые добрые и хотят с нами подружиться.

Составить имена героев занятия по первым буквам слов-картинок. Запишите эти имена и подчеркните буквы [Ж] и [Ш].

Ряды картинок: (12слайд)

– жук, оса, ракушка, аист (Жора);

– мак, арбуз, шар, абрикос (Маша).

-Вам удалось узнать, как зовут наших героев?

Молодцы, ребята! Не забывайте оценивать себя на лесенке успеха.

Обучающиеся слушают, наблюдают за словами, воображают, как выглядят необычные насекомые, делают выводы. Ответы обучающихся:

– Это насекомые, которых мы видели, просто имена у них интересные и необычные.

– Насекомые больно кусаются.

Составляют имена героев по первым буквам слов-картинок.

Оценивают себя на лесенке успеха.

4.2 Послушайте сказку и запомните слова со звуками [Ж] и [Ш]. Игра называется «Хлопни, топни». Если услышите звук [Ж], то топните, если услышите звук [Ш], то хлопните. (15слайд)

«Жили – были Жук Жора и букашка Маша. Один раз Жора упал с дерева – ушиб лапку и повредил крылышко. Маша полетела за доктором – желтокрылой жужелицей. Жужелица прожужжала, что на крылышко нужно делать примочки из листьев шиповника и жасмина. Маша выполнила все указания доктора. Она нежно ухаживала за Жорой. Через некоторое время жуку Жоре стало лучше».

Учитель-логопед: Перечислите по памяти 5 слов со звуком Ж для Жоры и со звуком Ш для Маши. (16слайд)

Учитель-логопед вместе с детьми проговаривает слова и обращает внимание на произношение звуков [Ж] и [Ш], которые запомнили дети.

4.3 Учитель-логопед: Вскоре жук почувствовал себя лучше. Но больное крылышко все ещё напоминало о себе. Букашка решила слетать за новыми листочками. Помогите букашке добраться до кустов шиповника и жасмина. Пройдите по дорожкам – составьте и запишите слоги со звуками [Ж] и [Ш]. (16слайд)

Дети составляют слоги с гласными А, У, И, О, Е. (17слайд)

Мы с ребятами выполняем логоритмические упражнения и повторяем слоги под музыку (Видео) (18слайд)

Внимательно слушают сказку и стараются запомнить слова со звуками [Ж] и [Ш]. А потом хлопают, если услышат звук [Ж] и топают, если услышат звук [Ш].

Перечисляют по памяти 5 слов со звуком [Ж] и 5 слов со звуком [Ш].

Ребята проходят по дорожкам, составляют и записывают слоги со звуками [Ж] и [Ш].

Потом мы с ребятами выполняем логоритмические упражнения, которые направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности и творчески проявлять себя.

Результаты деятельности учащихся

Привлечение внимания к звуковой стороне речи, развитие лингвистического мышления, воображения, монологической речи. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания.

V. Творческое применение знаний в новой ситуации.

Применение знаний в новой для детей ситуации.

5. 5 Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слова. (18слайд)

А теперь помогите Маше сорвать листочки с кустов. Прочитанные записанные на листочках слоги. Составьте из них слова. Ребята выкладывают на доске слова в два столбика.

На листочках по слогам записаны следующие слова: кры-лыш-ко, бу-каш-ка, до-рож-ка, лу-жок.

Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания.

Маша и Жора захотели навестить своих друзей муравьев. Они побежали по дорожке. Навстречу им спешат муравьи. Они несут к муравейнику длинные соломинки. Помогите муравьям: составьте словосочетания из слов левого и правого столбиков. Запишите их, выделите буквы Ж-Ш. (21слайд)

грубый цветные тихий короткие

Физминутка «Далёкий путь». (22слайд)

Учитель-логопед: после тяжёлой работы насекомые решили немного отдохнуть и выполнить несколько упражнений.

По дороге мы идём

Путь далёк, далек наш дом

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим.

Мы под дубом полежим,

А потом дальше пойдем.

Ну что ребята, отдохнули. А теперь снова за работу.

Учитель-логопед: Маша и Жора побежали дальше и увидели на полянке много красивых цветов, на лепестках которых были написаны предложения.

Прочитайте предложения. Можно ли назвать прочитанное связным текстом? Почему? Составьте из данных предложений связанный рассказ. (23слайд)

Жора и Маша.

Ползла Маша на лужок. Она увидела на дороге Жору. Он лежал животом вверх и не мог улететь. Ей стало жалко жука. Букашка Маша помогла Жоре улететь.

Составляют связанный рассказ. Обнаруживают, что он не закончен. Придумывают последнее предложение и записывают его в тетради.

Вам нужно снова себя оценить на лесенке успеха.

Составляют и выкладывают на доске слова из слогов в два столбика.

Ребята составляют из слов левого и правого столбиков словосочетания. Записывают и выделяют буквы Ж и Ш.

Мы с ребятами решили передохнуть и выполнить несколько упражнений.

Ребятам нужно прочитать предложения, составить из данных предложений связный текст. Потом придумывают последнее предложение и записывают его в тетради. И все вместе его проверяем.

Результаты деятельности обучающихся

Развитие психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности: устойчивости внимания, наблюдательности, познавательной активности, способности к переключению. Применение разных способов фиксации информации (словесный, схематичный). Обучение умению формулировать проблему и искать пути её решения, делать выводы. Осознанность выполнения заданий. Умение общаться с ровесниками, высказывать своё мнение, а также слушать и уважать мнение других. Преодоление психологической инерции и боязни отвечать, высказывать идеи из-за боязни их критики. Преобладание положительных эмоций в учении. Умение слушать и различать согласные звуки [Ж] и [Ш], видеть и исправлять ошибки на письме с данными звуками и буквами.

VI этап. Рефлексивная деятельность (5 мин)

Полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению заданий в рамках изучаемой темы.

Наш урок подошёл к концу. Ребята, чему мы учились сегодня на занятии?

– Как вы думаете, у Вас всё получилось? Посмотрите на лесенку успеха.

Продолжите предложение, выбрав начало словами:

Я научился …

Я узнал…

Мне понравилось…(24слайд)

В конце занятия учитель-логопед обращается к обучающимся: (26слайд)

Мы много вспомнили, друзья,

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили

Задачи, находя решенье,

Память и внимание,

А теперь, внимание,

Дети соотносят результаты с поставленной целью, оценивают результаты своей деятельности.

Самостоятельно оценивают свою активность на занятии, правильность ответов.

Ответы ребят: учились слышать и различать согласные звуки [Ж] и [Ш], правильно обозначать согласные звуки на письме, исправлять ошибки.

Домашнее задание.

Вставить пропущенные буквы ж и ш в предложениях. (27слайд)

Ребяти…ки побе…али к ма…ине. …еня вя…ет деду…ке …акет. Ко…ка ле…ит на ле…анке. В …ивом уголке …ивут мыши. …ура …ивёт около …колы. По…арные поту…или по…ар. Ма…ина бабу…ка …ивёт на втором эта…е. Ребяти…ки бегали по лу…айке.

Спасибо за работу!

Выполняют домашнее задание.

Результаты деятельности учащихся

Умение самостоятельно анализировать и оценивать успешность своей деятельности, овладевать критериями оценивания.

Использованная литература: Развивающие технологии в логопедии /Акименко А.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2011; Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – Издательство «Гном и Д», 2006; Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфии, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. – М., Аквариум, 2006.

Читайте также:
Дифференциация звуков С-Ц, Весна в природе - конспект логопедического занятия
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: