Самоанализ индивидуального логопедического занятия
Петрова Светлана
Самоанализ индивидуального логопедического занятия
Самоанализ индивидуального логопедического занятия
учителя-логопеда МДОУ д/с №45 ф. 1 Петровой С. А.
Занятие проводилось с ребенком старшей группы c заключением ОНР III уровня. Девочка зачислена в группу компенсирующей направленности в сентябре 2019 года. За этот период была проведена подготовительная работа, направленная на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, фонематического восприятия, а также по постановке звука [Ш]. В настоящее время идет работа по автоматизации данного звука, продолжается работа по развитию фонематического восприятия. Данное индивидуальное занятие по автоматизации поставленного звука занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, составлено в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционном – развивающей работы.
Определение цели и задач занятия, планирование его содержания, методов и приемов логопеди-ческого воздействия осуществлялось с учетом возрастных, характерологических и речевых особенностей ребенка.
На занятиибыла поставлена следующая цель: формировать навык правильного произношения звука [Ш] изолированно, в слогах.
На занятиибыли поставлены следующие задачи:
– Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].
-Учить чётко произносить звук [Ш] изолированно, в слогах.
– Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш] по схеме.
– Развивать мимические мышцы,артикуляционную моторику через упражнения: «Бегемот», «Блинчики». «Чашечка», «Бублик», «Теплый ветерок».
– Формировать длительный ротовой выдох с использованием наглядного материала «Осенняя полянка».
– Развивать фонематический слух: узнавать звук [Ш] из ряда гласных и согласных звуков, слогов.
– Развивать мелкую моторику с помощью Су-Джок терапии.
– Развивать ориентировку на плоскости
– Воспитывать самоконтроль за речью.
– Воспитывать стремление говорить красиво и правильно.
Цель занятия была доведена до ребенка, была ему понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали его возрасту и были подобраны с учётом его индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко.Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение наглядных опор (слайдов презентации). Занятие было построено по технологии игрового обучения. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны. Соблюдался переход от одного этапа к другому.
Орг. момент помог сконцентрировать внимание и активизировать в памяти лексический материал темы. Использование сюрпризного момента (появление ежа в осеннем лесу) помогло вызвать желание у ребенка работать на этапе введения в тему занятия, повысить внутреннюю мотивацию воспитанника к коррекционно – образовательному процессу.
С целью развития мимических мышц, артикуляционной моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика. Особое внимание уделялось правильному дыханию, которое было необходимо для выработки длительной плавной воздушной ротовой струи. Также в процессе занятиябыли использованы следующие приемы: для развития мелкой моторики рук была проведена здоровьесберегающая технология – Су-Джок терапия; для развития фонематического слуха была использована аудиозапись; для обучения ребенка давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш] была использована схема анализа звука [Ш]; для автоматизации звука [Ш]были выполнены задания: изолированное произношение звука, проговаривание прямых и обратных слогов.
На протяжении всего занятия у ребенка поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, появление на экране ноутбука новых заданий, работа с наглядным материалом. На занятии старалась создать благоприятный эмоциональный фон, положительную мотивацию к выполнению задания дополняла поощрением. Ребенок проявил положительный эмоциональный настрой и достиг поставленных задач. Речь ребенка была правильной, чёткой, эмоциональной.
Проводя самооценку занятия после просмотра видео,были выделены следующие моменты:
1.После проведения артикуляционной гимнастики я забыла задать дополнительный вопрос: «Какой звук мы услышали?». Это возможно было сделать, так как звук ребенком был про-изнесен.
2. Не был до конца отработано умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш] по схеме. Необходимо было закрепить данное умение у ребенка посредством самостоятельного повторения, а также в конце занятия.
3. В речи услышала неправильно произнесенные мною слова (случилося – случилось; пододвигайся-подвинь стул; ручка, мизинчик, пальчик, ротик – рука, мизинец, палец, рот). Необходимо следить за качеством собственной речи.
4. Занятие в целом соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья, единственное, по длительности превысило 15минут (длительность занятия 18 минут). Необходимо ускорить темп занятия, по возможности сократить задава-емые вопросы.
Считаю, что в целом занятие прошло успешно, поставленные задачи были реализованы. Необходимо продолжить работу по умению давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш], по развитию фонематических процессов, по автоматизации звука [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях и самостоятельной речи, а также особое внимание уделить дифференциации звуков [Ш] и [С].
Положительный результат занятия подтвердил эффективность подобранных мною методов и приемов. Подводя итог, я положительно оценила деятельность ребенка на занятии.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [ш]» Тема: звук [ш]. Цель: автоматизация звука [ш] в слогах и словах. Задачи: закрепить изолированное произношение звука;.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Тема: «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильного изолированного произношения звука [л]. Задачи: Развитие фонематического восприятия.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков «[С] — [Ц]» Цели. • Коррекционно-образовательные: Уточнение и закрепление кинестетических образов звуков «с», «ц» Формирование навыков акустико – артикуляционной.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Цель. Постановка звука [Л]. Задачи. 1. Коррекционно – обучающие: – знакомство со звуком [Л], его артикуляционным укладом; – постановка звука.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильное произношения звука [л] в изолированной позиции. Задачи: Развитие фонематического восприятия и фонематического.
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдостимягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Транспорт» Конспект открытого индивидуального занятия с детьми 6-7 лет с ОВЗ по теме «Транспорт» разработала : учитель—логопед, Стасишена Елена Николаевна,.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [ш]» Цель: постановка звука [ш]. Задачи: Коррекционно-образовательные: постановка звука [ш] с механической помощью и по подражанию.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Р]» Тема: звук [Р]. Цель занятия: постановка звука [Р]. Задачи: – развитие артикуляционной моторики; – развитие фонематического восприятия;.
Самоанализ индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Данное индивидуальное занятие по автоматизации поставленного звука составлено в соответствии с индивидуальным планом коррекционной работы,.
Конспекты логопедических занятий.
- от 0 до 3 лет
- от 3 до 7 лет
- Готовимся к школе
- Логопед для школьников
Конспект и самоанализ учебного логопедического занятия для детей старшей группы детского сада “Путешествие в дальние страны”.
Корень А.А., учитель-логопед МБДОУ Д/с “Веточка”.
Тема: Путешествие в дальние страны. (Автоматизация и введение в самостоятельную речь звука [Ш]).
Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, обучение использованию звука [ш] в самостоятельной речи.
Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук [Ш]; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.
Интеграция областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.
Виды детской деятельности:
- Игровая,
- Двигательная,
- Коммуникативная.
Магнитофон, шарик для настольного тенниса, фланелеграф, изображение собаки и кошки, предметные картинки , игрушки, обручи, карта, картинки с символами, мяч, ребусы (шутка, шпион), шапочки-маски кошки и собаки.
Предварительная работа. Постановка звука, автоматизация в слогах, словах, коротких фразах. Работа с родителями (домашние задания в индивидуальных тетрадях).
Дети заходят, здороваются. Посмотрите ребята у нас тут какой-то беспорядок, картинки разбросаны. ( Собирают). Назовите. Какой звук живёт во всех этих словах? (Ш)
II Постановка цели. Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться красиво и правильно произносить этот звук.
Будем мы сейчас опять,
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Давайте с вами вспомним чтобы правильно произнести звук Ш, что должны делать губки? (. ) Зубки?(. ) Язычок? (. ) правильно: губки округляются, зубки закрываются, язычок за верхними зубами чашечкой. Давайте разомнём наш язычок, чтобы он говорил красиво. Арт. гимнастика “Сказка о весёлом язычке” (лопаточка, заборчик, индюк, чашечка, вкусное варенье, сдуй шарик)
Ребята, предлагаю сегодня, отправится в путешествие в дальние страны. Хотите?
А как туда можно попасть? (. ) Я совершенно случайно нашла карту. Смотрите. (смотрим: гимнастика для глаз). Мы с вами отправимся в волшебные далёкие страны, разгадаем все знаки на карте.
Попробуем отправиться в путь, чтобы было веселее идти “Головой мы покиваем. ”
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный откроются двери!
Вы туда без труда попадёте
На волшебном ковре-самолёте,
На летучем большом корабле
Или с Бабой-Ягой на метле,
На плоту по молочной реке
И верхом на Коньке – Горбунке,
Можно в сказку влететь на жар-птице,
Можно на колобке закатиться,
Можно въехать как Слон на Еже.
Ой! Мы, кажется в сказке уже.
1 а вот и первый знак игра “день – ночь” (садимся)
Картинки на доске: ромашка, букашка,
шишка, мышка, кукушка, лягушка, камыши, шалаши
Ночь настала – сразу всё пропало:
Белая ромашка, смелая букашка,
спелая шишка, серая мышка,
скользкая лягушка, звонкая кукушка,
на болоте камыши, возле речки шалаши.
День пришёл – сразу всё нашёл:
Ночь настала – и опять не стало:
День придёт – красоту вернёт. (чему?)
2 идём дальше: шагаем на месте и говорим все вместе
ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш – боится кошки мышь второй знак “Мяч”
игра с мячом “Договори- шка”, какое слово получится? (стоим)
3 идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе
Ша-ша-ша, ша-ша-ша – мама моет малыша
Знак “вопрос” отгадаем ребусы (садимся)
4 идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе
Шу-шу-шу, шу-шу-шу – я письмо пишу
Знак “Кочки” переберёмся через болото. Но только по тем кочкам где есть предмет со звуком Ш проговариваем, решаем, идём
5 идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе
Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши
Кажется, мы пришли в далёкую страну кто же здесь живёт? Бездомная кошка и собака Что значит, почему так получается, что делать?
Покажем кошке: (Психогимнастика).
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
Сердимся мы иногда.
Не кричим мы никогда!
Слушаем, запоминаем. Драматизация стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка” – пальчиковая игра и маски.
6 Кошка предлагает нам сыграть в игру “лото” согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мои) с существительными ([ш]). (На ковре)
Молодцы, но кажется, нам пора домой. Давайте ляжем на наш волшебный ковёр, закроем глазки и он нас перенесёт обратно домой.
Длинное было путешествие что вам понравилось? Мы с вами ещё поиграем на других занятиях.
Самоанализ подгруппового занятия по развитию речи и автоматизации звука [Ш]
На занятии присутствовали дети старшеё группы (6), посещающие логопункт, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуком Ш. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.
Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии были использованы авторские игры Лебедевой, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно- образовательному процессу.
На занятии были поставлена следующая цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, которая достигалась путём решения следующих задач:
Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук Ш; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.
С интеграцией областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.
Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована игровая гимнастика “Сказка о весёлом язычке”. Для закрепления правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук, а также для работы над выразительностью речи и речевым дыханием – заучивание и обыгрывание стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка”. Для обучения детей согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах использовалась игра “День – ночь”, для обучению согласовывать существительные с притяжательными прилагательными использовалась игра “лото”.
На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент – появление героев стихотворения бездомной кошки и домашней собаки (картинки на фланелеграфе). Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья
Самоанализ фронтального логопедического занятия на тему «Зимние виды спорта» для детей подготовительной группы с ОНР
Самоанализ фронтального логопедического занятия на тему «Зимние виды спорта» для детей подготовительной группы с ОНР
Тема логопедического занятия соответствовала плану коррекционной работы и требованиям программы.
На занятии были поставлена следующая цель: закрепить и систематизировать знания и представления детей о зиме, зимних видах спорта; которая достигалась путём решения следующих задач:
Коррекционно-образовательные: расширять представления о зимних видах спорта; закреплять умение выделять нужный звук в словах, определять позицию звука в слове, составлять слово из букв, данных вразбивку; активизировать и обогащать словарь детей по данной теме (словарная работа: сноуборд, сноубордист, зимние виды спорта); закреплять умение составлять распространённые предложения, образовывать однокоренные слова, подбирать слова-синонимы, антонимы.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать психические процессы: мышление, внимание, фантазию; познавательную мотивацию; развивать умение детей взаимодействовать в группе сверстников; развивать координацию движений, глазомер, силу голоса, мелкую моторику; вырабатывать направленную воздушную струю. укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес и любовь к зимним видам спорта, прививать навыки здорового образа жизни; воспитывать любознательность, инициативу, доброжелательность, патриотизм.
Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. На различных этапах занятия были использованы элементы здоровьесберегающих технологий, таких как: – упражнение на развитие общей моторики – на тропинке здоровья; – ароматерапия, гимнастика для глаз, развитие силы голоса и речевого дыхания, психогимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика – в лесу; – релаксационные упражнения – импровизированный танец «Олимпийский огонь»; полёт на воздушном шаре, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно-образовательному процессу.
Вводно-организационный этап содержал сюрпризный момент – приглашение для участия в олимпийских логопедических играх , которое заинтриговало детей и организовало их произвольное, направленное внимание.
Содержанием мотивационно-побудительного этапа стало путешествие в зимнем лесу, где дети развивали умение осмысливать предметы и явления окружающей действительности, непринуждённо в естественной ситуации выполняли различные виды гимнастик и коррекционных игр.
Этап актуализации содержал сюрпризный момент – встречу с героями: мишкой Полюсом, леопардом Барсиком и зайкой Стрелкой.
На этапе получения новых знаний дети просмотрели видеопрезентацию об Олимпийских играх, ознакомились с символикой, талисманами, традициями, были проинформированы о проведении Зимней Олимпиады в Сочи.
Во время динамической паузы, которая включала в себя элемент релаксации, дети представили себя огоньками и под соответствующую музыку смогли исполнить импровизированный танец олимпийского огня.
На этапе практического применения полученных знаний и умений дети отгадывали загадки о зимних видах спорта, закрепляли умение составлять распространённые предложения, образовывать однокоренные слова, подбирать слова-синонимы, антонимы, упражнялись в словообразовании, в обобщении слов, учились выделять нужный звук в словах, определять позицию звука в слове, составлять слово из букв, данных вразбивку; также на данном этапе активизировался и обогащался словарь детей по спортивной тематике: сноуборд, сноубордист, зимние виды спорта.
На заключительном этапе занятия детей ожидал сюрприз-подарок от олимпийских символов, затем прощались с героями, вспоминали и обсуждали прошедшее мероприятие, высказывали свои мысли, эмоции.
Развитию любознательности и активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовали яркая и обширная наглядность, сюрпризные моменты, встреча с героями, быстрая смена заданий и упражнений, что не давало детям возможности отвлекаться и уставать.
Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту дошкольников и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
В результате цель занятия была достигнута, задачи решены.
САМОАНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Примерный самоанализ фронтального логопедического занятия по теме “Фразеологизмы”.
Важным элементом педагогической деятельности являются анализ и самоанализ своего занятия. Это – одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.
САМОАНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Логопедическое занятие, проведенное мною в четвертом классе, было направлено на формирова ние знаний о фразеологизмах и особенностях употребления их в речи.
Коррекционно-образовательные:
Закреплять знание о понятии «фразеологизмы».
Продолжать учить определять лексическое значение фразеологизмов.
Совершенствовать умение отличать фразеологизмы от других речевых единиц.
Обогащать пассивный и активный словарь обучающихся фразеологизмами.
Коррекционно-развивающие:
Развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.
Развивать словесно – логическое мышление.
Развивать слуховое внимание.
Развивать навык правильного подбора фразеологизмов – синонимов к фразеологизмам.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Поставленные тема, задачи занятия, подбор речевого материала соответствовали возрасту обучающихся и тематике рабочей программы. Цель и задачи занятия сформулированы логично и последовательно.
К началу занятия мною были подготовлены оборудование, наглядный и дидактический материал.
Обучение строилось как увлекательная проблемно-игровая деятельность. Путешествуя по станциям, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
Каждые последующие части занятия были направлены на развитие речевых и неречевых функций. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности. Переход от одной части к другой осуществлялся четко и последовательно.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.
Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость. В занятие была также включена физкультминутка, которая отражала тематику занятия. Длительность занятия составила 40 минут.
Занятие соответствовало тематическому планированию курса «Курс развития устной и письменной речи» в 4 классе. Различные виды заданий способствовали поддержанию интереса и активизации мыслительной деятельности обучающихся.
В ходе занятия обучающимся оказывался дифференциальный и индивидуальный подход. Это проявлялось в том, что разные по степени трудности задания адресовались разным обучающимся, сопровождались комментариями, а иногда «авансовой» похвалой и поддержкой. На всех этапах занятия я старалась контролировать произношение, словарный запас и грамматический строй речи каждого ребенка, систематически выявлять ошибки и трудности, оказывать своевременную помощь в разных формах – подсказки, наводящие вопросы. Практиковала групповые ответы – они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Занятие было насыщенным, проделан большой объем работы, коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме. Р ефлексия показала, что цель была достигнута.
АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Самоанализ урока учителем-логопедом в начальной школе
- Краткая характеристика группы (интеллектуальные и психологические особенности). Осуществление на уроке индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей.
- Цель и задачи урока (образовательные, коррекционные, воспитывающие). Какой урок по счёту по данной теме. Тип урока.
- Этапы урока. Используемые методы, приёмы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приёмов. Как используемые методы и приёмы работали на решение главной цели урока и поставленных к ней задач. Межпредметные связи и связь материала урока с жизнью.
- Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).
Предмет: русский язык.
Класс: 3 система «Занкова Л.В.»
Тема урока: «Второстепенный член предложения — дополнение. Грамматический разбор предложения по членам предложения».
Место данного урока в теме: данный урок является 31 «Как из слов образуется предложение». Всего на данный раздел отводится 78 уроков.
Цели: Формировать умения делать полный грамматический разбор предложения, устанавливая связь слов в предложениях через словосочетания при помощи вопросов.
— Закреплять представления учащихся о видах предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию грамматических основ, по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.
— Формировать умение на слух и на письме видеть главные члены предложения.
— Упражнять учащихся в определении подлежащего и сказуемого.
— Упражнять учащихся в нахождении второстепенного члена предложения – дополнения.
Формирование умения делать полный грамматический разбор предложения, устанавливая связь слов в предложениях через словосочетания при помощи вопросов.
— Закреплять представления учащихся о видах предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию грамматических основ, по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.
— Формировать умение на слух и на письме видеть главные члены предложения.
— Упражнять учащихся в определении подлежащего и сказуемого.
— Упражнять учащихся в нахождении второстепенного члена предложения – дополнения.
— Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, память, внимание, мышление, устную и письменную речь.
— Формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
— Видеть в словах изученные орфограммы и доказывать их написание; совершенствовать каллиграфические навыки написания.
Самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема,); осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; уметь осознавать и определять свои эмоции и эмоции других людей; чувствовать интерес к чтению, письму, к изучению языка, уважение к языку, культуре; осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.
Тип урока: Комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
— умение осознавать и определять эмоции других людей;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметнымирезультатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; иллюстрация, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Необходимое оборудование: рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация, схемы, карточки со словами, карточки с текстом, план разбора предложения.
В 3 Б классе 26 учеников: 7 высокого уровня развития; 14среднего уровня, 5ниже среднего. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Учитывая уровень развития учащихся, попыталась организовать работу так, чтобы каждый учащийся был вовлечен в активную познавательную деятельность. Исходя из этого, выбрала формуучебной исследовательской деятельности. Были использованы следующие образовательные технологии: групповая технология, проблемное обучение, информационно-коммуникативное обучение.. Моими позициями на занятии были: организатор и консультант.
Для отбора содержания были использованы:
— Справочное пособие по русскому языку,
— Материалы из методических рекомендаций.
— наблюдение, фронтальная беседа, сравнительно-сопоставительный анализ, конструирование предложений.
Использованы наглядные методы (схемы, иллюстрации, карточки со словами), традиционные словесные методы: рассказ, беседа, диалог.
Виды активности на уроке: 1
— познавательная активность: учащиеся работают с информацией, узнают новые сведения о грамматическом разборе предложения, где второстепенными членами предложения является дополнение.
-социальная активность: учащиеся взаимодействуют, общаются с учителем и друг с другом, учатся договариваться, готовят выступления.
— физическая активность: учащиеся говорят, слушают, встают при ответах, вовлечены в минутку отдыха.
Все учащиеся выступили в позиции: мыслителя, творца, слушателя, чтеца, информатора. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему, цели урока определяли сами ученики, исходя из опорных слов.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-познавательной.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность познавательного характера, обучающимся надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и сформулировать новый вывод о грамматическом разборе предложения, в котором присутствует дополнение.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на достижение целей.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
В процессе обучения школьники отрабатывали грамматический разбор предложения, находили в предложении дополнение. Закрепляли знания о видах предложения по цели высказывания, интонации, составу.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников данного класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Порядок и дисциплина учащихся на уроке поддерживалась умелой организацией, интересным материалом, высокой степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.
Перегрузки учащихся на уроке не было, так как:
— чередование письменных и устных заданий;
Учебное время на уроке старалась использовать эффективно, был выполнен запланированный объём учебного материала. На этапе рефлексии был подведен общий результат работы на уроке.Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей обучающихся. Для себя сделала следующие выводы:
— продолжать работу по организации познавательной деятельности на уроках;
— работать над развитием речи у учащихся;
— учить адекватной самооценке и оценке своих сверстников.
Логопедический самомассаж мышц лица, губ
К нетрадиционным логопедическим технологиям относится самомассаж. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. Самомассаж в логопедической коррекции – это часть комплексной работы. А также может использоваться в целях профилактики дизартрических расстройств в раннем дошкольном возрасте.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств. А так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным.
Основные приемы массажа:
поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
– Для снижения тонуса мышц– основные движения поглаживание, растирание, движения выполняются в медленном темпе.
– Для активизации работы мышц – основные движения растирание, разминание, движения выполняются в быстром темпе.
Требования к выполнению упражнений:
- Болевые воздействия во время самомассажа не допускаются, потому что массируемые ткани при этом рефлекторно напрягаются, резко снижая тем самым эффект процедуры.
- В процессе выполнения упражнений обращать внимание на объем движений, скорость, точность, координированность. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество.
- По мере знакомства детей с приемами движения рук, пальцев станут более координированным и точными.
- Дети обучаются приемам самомассажа под руководством педагога, логопеда. Обучая детей самомассажу, учитель – логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало ), а затем и без него.
- Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна).
- Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин.
- Каждое движение рекомендуется выполнять не более 4—6 раз.
- Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную музыку (быструю – для активизации, медленную – для расслабления).
Форма проведения может быть как индивидуальная, так и подгрупповая (4-5 человек).
Самомассаж может проводиться с детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации, дневного сна. Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.
Противопоказания к самомассажу: Это любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез, резко выраженная пульсация сонных артерий. Противопоказание может быть и обычный синяк на лице, аллергия или солнечный ожог.
Схематичное изображение действия
Стихотворные строчки
Выполняемые действия ребенком
Самомасаж мышц лица
Лоб погладили мы нежно
И расслабились прилежно.
Расположить ладони обеих рук
на области головы, на лбу,
соединить пальцы в корзиночку, и затем
погладить ладонями по лбу, волосам,
опускаясь вниз через уши и
боковые поверхности шеи к плечам.
Умываюсь я всегда,
Вот какая чистота!
Исходное положение рук то же. Погладить лоб от центра лба в стороны,
к
ушам, а затем по переднебоковой
части шеи к яремной ямке
Чтоб он хмуриться не мог
Поглаживание лба от центра к вискам.
Как погладить лобик нам
Не сдвигая кожу там.
Круговые растирание от середины
лба к вискам.
Как на барабанчике.
Легкое постукивание или похлопывание
кончиками пальцев по лбу.
Мы по складочкам пройдем,
Движения: поглаживание, а затем круговое растирание пальцами по трем лицевым
линиям.
Щечки крепко разомнем –
Рисовать там круг начнем.
Круговое разминание щек,
начиная от жевательных мышц к
уголкам рта.
Гусь пришел, и гусь гогочет.
Пощипать за щечки хочет.
Легко пощипывать щеки указательным
и большим пальцами.
Поглажу их любя.
Легкое круговое поглаживание щек.
Язык рисует большие круги,
а ладонью щечку сильнее
прижми.
Круговые движения языка с внутренней
стороны щёк и губ: а ладошкой снаружи
прижимать щеку. «Нарисовать» 5-6 кругов
в одну и другую стороны.
Погладим сверху вниз,
сверху вниз – это мой такой каприз.
Указательными пальцами поглаживать
от скуловой кости вниз, затем растирать по тем же линиям, начиная
от жевательных мышц.
Самовар пыхтит: «Пых-пых!» –
Надо сделать перерыв.
Сжать губы, надуть щёки,
удержать воздух 2-3 секунды и
выпустить через губы, произнося: «Пых!»
Схематичное изображение действия
Стихотворные строчки
Выполняемые действия
Чтоб расслабилась губа –
Рисовать усы пора.
Движение указательными пальцами
от середины верхней губы к углам
рта, чтобы активизировать и
от углов рта к середине,
чтобы расслабить.
В уголках я рта кручу –
Расслабить мышцы я хочу.
Круговое разминание в углах рта
Да-да-да есть у деда борода.
Ду – ду – ду – расчешу я бороду.
Да – да – да – надоела борода.
Ды – ды – ды – больше нет бороды.
Сначала поглаживать подушечками пальцев от середины
подбородка к ушам. Затем растирать,
далее разминать круговыми движениями,
потом легко пощипать. Закончить легким
поглаживанием.
С губами я играю,
Всасывать верхнюю и нижнюю губы
попеременно. Внутри языком облизывать
губы.
Зажму я верхнюю
и нижнюю губу,
Птичий клювик получу,
Влево-вправо покручу.
Зажимать между пальцами верхнюю и
нижнюю губы, двигать ими вправо-влево,
вверх-вниз.
Побегу по лесенке
и спою я песенку.
Указательным и средним пальцем
перебирать по губам, движением
сверху вниз
Зубы как расческа,
гладят губы ловко.
Поглаживать губ зубами.
У индейцев клич такой,
Постучи вот так рукой.
Длительно говорить «а» и
похлопывать по рту ладонью.
Самомассаж мышц лица
учебно-методический материал по логопедии по теме
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств.
А так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samomassazh_myshts_litsa.docx | 13.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Самомассаж мышц лица
1. «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.
2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
3. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
4. «Пальцевой душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
5. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
6. «Надеваем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по бровям к вискам.
7.«Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3 – 5 секунд.
8.«Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к уголкам рта.
9.«Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к уголкам рта, а затем вверх к скуловой кости.
10.«Грустный клоун». Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к уголкам рта, а затем к углам нижней челюсти.
11.«Клювик». Движение указательными и средними пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
12.«Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
13.«Расческа». Поглаживание губ зубами.
14.«Молоточек». Постукивание губ зубами.
15. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.
16. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
17.«Пальцевой душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
18. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
19.«Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
20.«Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
21.«Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произношением: «Чух, чух, чух».
22.«Пальцевой душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.
23.«Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.
24.«Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Процедуру массажа лица можно сопровождать чтением стихотворного текста (читает взрослый), например:
Если солнце жарко греет,
Если легкий ветер веет,
Стало сухо и тепло –
Это лето к нам пришло.
Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам.
Если дождь стучит по крыше,
Листья падают неслышно,
Птицам улетать пора –
Это осень к нам пришла.
Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку.
Если вьюга кружит, злится,
Всюду белый снег кружится,
В снежных шапках все дома, –
Это к нам пришла зима.
Круговые движения в области лба, щек, подбородка.
Если тает снег и лед,
Звонкий ручеек течет,
Это к нам пришла весна.
Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи.