Русский фольклор в логопедической работе

Фольклор в работе логопеда. Использование малых фольклорных жанров

Виктория Глобина
Фольклор в работе логопеда. Использование малых фольклорных жанров

Фольклор в работе логопеда.

Использование малых фольклорных жанров.

Речь как высшая психическая функция является не только условием развития • логической памяти, мышления, но и средством общения, управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Поэтому любое недоразвитие речи влечет за собой большие или меньшие изменения, как в познавательной, так и в потребностно-мотивационной сфере личности.

Поиск новых форм логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, непосредственно связан с изменением требований к содержанию и характеру коррекционно-педагогического процесса. В современном обществе разработка содержания и способов коррекционно-логопедической работы должна осуществляться во взаимосвязи усвоения культурного наследия, диалогическим стилем коррекционно-педагогического воздействия в форме сотрудничества.

Материал таких наук, как языковедение, фольклористика, психолингвистика, в настоящее время активно перерабатывается в материал практического логопедического воздействия, которое направлено на развитие и перевод речи детей из одного качественного состояния в другое. Современная наука определяет малые фольклорные формы как продуктивные когнитивно-семантические категории, без освоения которых невозможно формирование языковой компетенции человека. В связи с этим, обоснованно использование в содержании коррекционно-логопедической работы фольклорных текстов, характеризующихся ярко выраженной продуктивностью, диалогической и когнитивной направленностью.

Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Простые русские люди, которым давным-давно спели песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели не читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов.

Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли.

Поэтичны и красивы наши народные песни: задушевные и нежные колыбельные, которыми женщины убаюкивают своих детей; веселые, шуточные песенки.Остроумны и разнообразны народные загадки: о природе, о доме, о людях, о животных, о предметах, которые окружают человека, одним словом, обо всем, что мы видим, слышим, знаем.

Совершенству в использовании изобразительных средств языка фольклорные произведения обязаны творческой работе сотен великих людей.

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык,но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонацией. Для этого можно обратиться к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.

Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной им среде.

Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики можно использовать народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик-дедушка», «У нашей бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил». Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедическиезанятия разных видов:

– занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, “Дикие животные”, “Домашние животные”, “Посуда”, “Дом”, “Инструменты” и т. д. ,

– занятия по формированию навыков связного рассказывания;

-занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации звуков в связной речи);

логоритмические занятия.

Воспитатели группы также в коррекционной работе используют фольклорв разных видах деятельности:

– при организации и проведении режимных моментов;

– в непосредственно образовательной деятельности;

– в приобщении детей к национальной культуре;

– в народных подвижных играх;

– в играх на развитие мелкой моторики;

– в театрализованной деятельности;

Использование в логопедической работе фольклорныхпроизведений позволяет:

• расширять детские представления об окружающем их мире;

• сформировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа;

• обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;

• речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;

• усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением;

улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Таким образом, фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста Развитие речи – одна из важнейших задач обучения и воспитания детей в детском саду. Практическую деятельность с детьми строю на следующих.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров «Развитие речи у детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров» Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница.

Использование интеллект-карт в работе логопеда .

Занятие по развитию всех сторон речи детей в детском саду в средней группе «Использование малых фольклорных форм» При обследовании речи детей в средней группе были выявлены недоста- точные речевые навыки, в том числе: бедный словарный запас, недоста.

Консультация для воспитателей «Использование малых форм фольклора — загадок в работе с детьми» Загадка — это один из малых жанров фольклора. В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для.

Читайте также:
Конспект занятия Автоматизация звука (З)

О роли малых фольклорных жанров в период адаптации детей младшего возраста к детскому саду Изучая исследования психологов Л. Н. Павловой и Н. Н. Палагиной на тему «Фольклор для маленьких», я сделала вывод, что использование фольклора.

План работы по самообразованию «Развитие речи и ознакомление детей с родным краем через использование малых фольклорных форм» «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.

Презентация для педагогов «Роль малых фольклорных форм в работе с детьми раннего возраста» Понятие “фольклор” в переводе с английского языка означает – народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное.

Роль малых фольклорных жанров в формировании речи дошкольников Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных.

Статья «Использование малых форм русского фольклора в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Оксана Евгеньевна Стрижевская учитель-логопед,

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» города Тамбова

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в самом положительном смысле для подрастающего поколения. А ведь в дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения его к языку своего народа, овладению этим языком. Нельзя сказать, что фольклор используется в обучении и воспитании дошкольников мало: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Но в коррекционной работе, на наш взгляд, произведения устного народного творчества используются бессистемно, на интуитивном уровне, что не позволяет добиться ожидаемых результатов.

Для дошкольников с ОНР характерны изначально бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи. Для преодоления имеющихся проблем считаем целесообразным использование в коррекционно-логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Поэтому мы считаем важным, познакомить детей с народным языком, детским фольклором и включить его во все направления коррекционной работы.

Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляем в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.

Основными формами организации коррекционного обучения детей, на которых мы используем фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

– занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации и дифференциации звуков в связной речи);

– занятия по развитию речевого слуха и фонематического восприятия;

– занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, «Дикие животные», «Домашние животные», «Посуда», «Дом», «Инструменты» и т.д.;

– занятия по формированию навыков связного рассказывания;

– занятия по развитию просодического компонента речи;

Фольклорные произведения мы используем на разных этапах занятия: в организационном моменте (так, при введении детей в тему занятия загадываем, отгадываем, придумываем загадки), в основной части (при изучении темы используем потешки, заклички, пословицы, поговорки, считалки, небылицы), во время физкультурных минуток и пальчиковой гимнастики (народные игры, потешки).

Дошкольники с ОНР, помимо речевых нарушений, имеют ряд психофизиологических особенностей: они недостаточно ориентируются в средствах языковой выразительности, имеют низкий самоконтроль, несовершенную регулирующую функцию речи, обычно не умеют применять полученный языковой опыт в аналогичных речевых ситуациях. Все это побуждает нас использовать специальные приемы и упражнения, направленные на формирование когнитивно-речевой деятельности в процессе поэтапного усвоения фольклорного материала:

1. Первичное понимание предъявляемого материала.

2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.

3. Сопоставление частных явлений (вариантов) теста по теме.

4. Дифференциация сходных явлений в текстах по нескольким темам.

5. Самостоятельное применение усвоенного фольклорного материала.

В моделируемом таким образом корреционно-логопедическом процессе малые фольклорные формы служат основой развития когнитивно-речевой деятельности.

На начальных этапах работы развивается интерес к потешкам, прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалкам, закличкам, приговоркам и загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности. Считаем, что большинство потешек, скороговорок – это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения. Игра, словом в скороговорках становится для ребенка источником познания. В одной фразе нарочно смешиваются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием. В процесс работы над автоматизацией и дифференциацией того или иного звука мы используем различные скороговорки, которые постепенно усложняем: «Кол около стола, стол около кола», «Свекла у Фёклы мокла и сохла. Сохла и мокла, пока не поблекла».

На логопедических занятиях учим детей анализировать средства лексической и интонационной выразительности – тавтологию (чудо-чудное, диво – дивное), синонимику (правда – истина, щука – рыба), уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных: «Коровушка, буренушка, подай молочка, покорми пастушка». Их значение для передачи характеров и эмоционального состояния героев, а также для создания общего настроения (ласковость, шутливость, грусть) раскрывается в процессе бесед и прослушивания фольклорных текстов. Активность детей повышаем за счет проблемных вопросов и заданий, например: «Почему героя называют по-разному: сначала просто котом, затем котиком, а в конце котенькой?».

Читайте также:
Рекомендации родителям по лексической теме Инструменты

Использование в работе с детьми пословиц, загадок помогает нам выстраивать базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создавать основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.

В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Загадки открывают во всем, что нас окружает, много чудесного и поэтического. «Не князь по породе, а ходит в короне» – князем оказывается петух: он важен, как князь, красив его яркий гребешок-корона. «Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел» – серп уподоблен месяцу: новому, только что родившемуся, тонкому, действительно очень похожему на серп, Этот месяц блестел днем, в руках работающей жнеи, а ночью вернулся на небо. Перед нами целая сказка! Эта загадка вызывает у ребенка много вопросов: что такое серп, кто это жнея, Так мы знакомим ребенка и с новыми для него понятиями и предметами, и открываем для него страницы прошлого нашего народа, и стимулируем познавательную активность, любознательность, воспитываем интерес к слову, родному языку.

Чтобы вызвать потребность в доказательстве, при отгадывании загадок ставим перед детьми конкретную цель: не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка верна. Чтобы разнообразить содержание и способы доказательства, используем разные загадки об одном и том же предмете, явлении, например: «Белые хоромы, красные упоры», «В воде искупается, а сух останется» – гусь. Это активизирует словарь детей, учит их понимать переносный смысл слов, образных выражений, искать новые способы доказательства.

Работая над пословицами и поговорками, мы учим детей пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок, формируем навыки подбора и использования сравнений, развиваем интонационную выразительность речи. Поговорка в русской речи – это общепринятое образное выражение, которое существует в речи для эмоциональных оценок. Одно дело сказать о ком-либо, что он пришел внезапно, другое – сказать: «Свалился как снег на голову». Это не простое определение внезапности, оно и выражение досады, удивления, недоумения. Поговорка отличается от пословицы тем, что она всегда часть суждения: «Он (она, оно, они) свалился (свалилась, свалились) как снег на голову». В отличие от поговорки пословица подкрепляет речь говорящего отдельным самостоятельным суждением. «Волков бояться – в лес не ходить». В этой пословице содержится отдельная мысль о том, что в деле не следует страшиться трудностей, а если бояться, то и браться не следует. Знакомя детей с пословицами, поговорками, мы развиваем у детей познавательный интерес, мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

В работе над устранением ОНР у детей большое внимание мы уделяем развитию просодической стороны речи, нормализации общей и мелкой моторики. Решению этих задач помогает народная считалка. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен. «Шла торговка мимо рынка …» – ритм следует за шагами. Торговка спотыкается и падает: «И упала в яму – бух. Раздавила сорок мух». Смена ритма с ударением на слова «бух» и «мух» передает падение незадачливой торговки. А ребенок незаметно для себя в игровой форме учится передавать мимикой, интонацией, движениями настроение и характер героя, овладевает средствами выразительности родного языка.

С целью повышения мотивации на занятиях часто используем прием присутствия игрового персонажа (образных игрушек: зайца Егорки, козы рогатой, Пети-петушка, Мишки-топтышки, Петрушки и т.д.). Посредством сюжетов, моделируемых с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, воспитываем в нём: ответственность, доброту; при необходимости данный прием помогает ребенку в преодолении робости или страха, раздражительности или пассивности, упрямства или замкнутости. В процессе игры у ребёнка возникает эмоциональный подъём и заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительная активность.

Большое значение уделяем организации предметно-развивающей среды: подбираем книги с фольклорными произведениями, в том числе книги-раскладушки и раскраски, кассеты, диски, а также костюмы, атрибуты для театрализации, наборы открыток, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам, образные игрушки-персонажи, куклы, предметы русского быта, детали народной одежды.

Итогом коррекцинно-логопедической работы в данном направлении являются следующие положительные результаты:

– расширились детские представления об окружающем их мире;

– сформировались первоначальные знания о национальной культуре нашего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами и выражениями;

– речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;

– усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением;

– улучшились разные виды связного высказывания, умение выразительно и образно излагать свои мысли.

Таким образом, мы считаем, что использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Кроме того, эта работа позволяет детям приобрести навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побуждает их к поискам образных речевых средств и к словотворчеству. Следовательно, работа с малыми фольклорными формами позволяет нам уменьшить у детей количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности и повышению эффективности коррекционно-логопедической работы.

Русский фольклор в логопедической работе

В ФГОС обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений – речевое развитие.

Бесплатные занятия с логопедом

В логопедической деятельности идёт активный поиск новых вариативных форм организации помощи дошкольникам, а также происходят процессы совершенствования традиционных форм, оптимизация методов и содержания коррекционной работы учителя–логопеда. С позиций постоянного обогащения логопедической науки и практики, поиска новых средств в устранении речевых нарушений у детей мой интерес к русскому фольклору закономерен. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой. Обращение к русскому фольклору, обладающему огромным креативным потенциалом, открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску и воспитания дошкольников.

Читайте также:
Родительское собрание в подготовительной группе на тему Готовность к школе

Приобщение детей к основам русской национальной культуры с раннего возраста, когда у них ещё только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способности. Главными хранителями фольклора, передававшими из поколения в поколение сказки, песенки, потешки, загадки, пословицы, поговорки и былины, были русские женщины: матери, бабушки, няни, кормилицы. В защиту фольклора для детей выступали М. Горький, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и другие русские писатели и поэты. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги Е.А. Флерина, А.П. Усова, Е.И. Тихеева.

В ФГОС обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений – речевое развитие. Стандарт объясняет, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико — синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Фольклор помогает овладеть речью как средством общения, и является носителем культурных традиций народа.

Логопедическая коррекция при недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико — грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук. Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:
1. Фольклорный материал для автоматизации звуков.

Звук «л».
Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Полежал немножко, распахнул окошко: — здравствуй, солнышко-колоколнышко!

Звук «л’».
Летели кукушки через три избушки. Как они летели, все люди глядели. Как они садились, все люди дивились.

Звук «р».
Марфушка весёлая, марфа чернобровая! Пройди, марфа, горенкой, топни, радость, ноженькой!

Звук «рь’».
Привяжу я козлика к кудрявой берёзке. Привяжу рогатого к кудрявой берёзке. — стой, мой козлик, не бодайся! А ты, берёзка белая, стой не качайся!

Звук «ш».
Потягушечки, порастушечки! Поперёк толстушечки, руки – хватушечки, ноги – бегушечки!

Звук «ж».
Ножки, ножки, куда вы бежите? — в лесок, по мошок, избушку им шить, чтоб не холодно жить!

Звук «ч».
Уж я танюшке пирог испеку, уж я внученьке румяненький. На нём корочка пшеничная, а начиночка яичная, а помадочка медовая, моя внученька бедовая!

Звук «с».
Сосна, сосна, отчего ты красна? Оттого я красна, что под солнышком росла.

Звук «ц».
Тынцы – брынцы — бубенцы- приезжали молодцы, раздавали бубенцы.

2. Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: звук «р».

Этап: автоматизация звука «р» в связной речи.

Цели:
1. Закрепить правильное произношение звука «р» в тексте.
2. Воспитывать самоконтроль за произношением звука «р» в связной речи.
3. Расширять словарный запас.
4. Работать над интонацией, выразительностью речи.
5. Развивать слуховое внимание, память.

Оборудование: фольклорный текст «коровушка», загадка про корову, картинка с изображением коровы, схема для характеристики звука, пособие для звукового анализа «звуковой домик».

Ход занятия:
1. Сюрпризный момент. Логопед загадывает загадку про корову: «голодна — мычит, сыта — жует, малым деткам молочка даёт».
2. Психогимнастика. Изобразить жующую корову, мычащую корову, спящую корову.
3. Артикуляционная гимнастика. «вкусное варенье», «чашечка», «грибок», «качели», «барабанщики».
4. Повторение правильной артикуляции, характеристика звука «р» по опорной схеме.
Что делают губы, язык при произнесении звука «р»? (губы округлены, широкий язык поднимается за верхние зубы и там вибрирует). Гласный или согласный звук? (согласный, так как мешает «петь» язык). Звонкий или глухой звук? (звонкий, так как в горле работает «голосовой моторчик»). Звук твёрдый или мягкий? (твёрдый). Каким цветом его обозначаем? (синим). Какую букву пишем? (р) обобщение ответа: звук «р» согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем синим цветом, буквой р.
5. Работа с текстом «коровушка».
1 вводная беседа по теме текста. – сегодня мы познакомимся с текстом, который написали давно русские люди или как говорят, по — другому «русский народ». На руси люди очень ценили корову. Как ты думаешь, почему? (она «давала» молоко, из которого получали разные продукты питания: масло, сыр, творог и т.д. получали мясо. Коровьи шкуры обрабатывали и шили из них одежду, сумки и т.д.). К каким животным можно отнести корову? ( к домашним, так как за ней ухаживает люди). Раньше корову держали в крестьянских избах, от них шло тепло, и люди так согревались.
2 выразительное чтение текста логопедом: «уж как я ль мою коровушку люблю! Уж как я ль — то ей крапивушки нарву. Кушай вволюшку, коровушка моя! Ешь ты досыта, бурёнушка моя! Уж как я ль мою коровушку люблю! Сытна пойла я коровушке налью, чтоб сыта была коровушка моя, чтобы сливочек бурёнушка дала!». — какие слова со звуком «р» запомнились из текста? (определение в них места звука).
3 беседа по содержанию текста. – как ласково называли корову? (коровушка, бурёнушка). — чем кормили корову? (крапивой, пойлом). — что даст корова людям? (сливки).
4 повторное воспроизведение текста логопедом.
5 воспроизведение текста ребёнком с помощью логопеда путём подсказки ключевых слов.
6 воспроизведение текста ребёнком.
7. Итог занятия. — о каком животном мы разучивали текст?

Читайте также:
Задания по коррекции акустической дисграфии: Дифференциация звуков Ф-В

3. Народные подвижные игры для автоматизации звуков. Игра «бараны» для автоматизации звука «р».
Несколько пар детей стоят друг против друга, образуя «ворота». Остальные дети – «бараны» подходят к воротам и топают ногами.
Бараны: тра – тра — тра, тра – тра — тра, открывайте ворота!
Ворота: рано, рано, вы бараны, застучали в ворота!
Бараны: тра – тра — тра, тра – тра — тра, пропустите в ворота!
Ворота: вам куда? Вам куда? Не откроем ворота!
Бараны: на луга, где трава, а на травушке роса!
Ворота: ещё рано вам туда, не откроем ворота!
Бараны: тра – тра — тра, тра — тра — тра, до свиданья, ворота. Мы придём сюда тогда. Когда высохнет трава!

Игра «бабка ёжка» на автоматизацию звуков «ш», «ж». Дети образуют круг. Водящий — бабка ёжка с метлой находится внутри круга. После слов детей водящий догоняет детей. Тот, кого задели метлой выходит из игры.
Бабка ёжка — костяная ножка,
на лягушку упала,
ножку сломала.
А потом и говорит:
– у меня живот болит.
Пошла с кошкой на базар,
раздавила самовар.
Пошла она на улицу,
раздавила курицу.

Игра «колосок» на дифференциацию звуков «с», «ш». Дети образуют круг. Водящий со скакалкой находится внутри круга. После слов детей водящий начинает крутить скакалку, а дети подпрыгивают вверх. Тот, кого задела скакалка выходит из игры.
Чтоб был долог колосок,
чтоб овёс наш был высок.
Прыгайте как можно выше,
прыгать нужно выше крыши.

4. Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора.
1. Идут четыре брата. Показать четыре пальца, большой прижат к ладони.
Навстречу им старшой. Показать большой палец.
– Здорово, большак!
– Здорово, Васька — указка, Большой палец соединяется с указательным в колечко.
Мишка — серёдка, Большой палец соединяется со средним пальцем.
Гришка – сиротка Большой палец соединяется с безымянным пальцем.
И крошка — Тимошка. Большой палец соединяется с мизинцем.

2. Пальчик — мальчик, где ты был? Все пальцы, кроме большого, сжаты в кулак.
– С этим братцем – в лес ходил. Показать указательный палец.
– С этим братцем — щи варил. Показать средний палец.
– С этим братцем — кашу ел. Показать безымянный палец.
– С этим братцем — песни пел! Показать мизинец.

3. Стала Маша гостей звать, Хлопать в ладоши.
На блиночки созывать:
– И, Иван, приди, поочередно загибать пальцы руки, начиная с большого.
И, Степан, приди,
Да, Андрей, приди,
Да, Матвей, приди,
А, Митрошечка, ну, пожалуйста!
Гости посидели, блиночков поели. Постучать кулачками друг об друга.
Стала Маша гостей провожать,
В путь — дорогу собирать: Поочерёдно разгибать пальцы руки, начиная с большого.
– Прощевай, Иван!
Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка, погладить мизинец другими пальцами.
Моя крошечка,
Побудь со мной ещё немножечко!

Фольклор успешно используется на занятиях по грамоте, чтобы научить детей различать звонкие и глухие согласные можно использовать русскую народную сказку «заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда. Выяснить, что дерево звучит глухо, а лёд при ударе звенит. Отсюда приём: «кто в какой избушке живёт?» дети расселяют звонкие согласные в ледяной домик, а глухие в лубяной. Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий. Фольклор – незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где как не в сказках, играх — драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?

Использование в логопедической работе фольклорных произведений позволяет: расширять детские представления об окружающем их мире; сформировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа; обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями; речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной; усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением; улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.
Таким образом, фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВиктор Тришечкин

Похожие презентации

Презентация по предмету “Дошкольные (подготовительная группа)” на тему: “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 8 «Аленушка» г. Лахденпохья Воспитатель логопедической Группы Воробьева Л.Н.

2 ФОЛЬКЛОР – ОБРАЗЕЦ РЕЧИ, ПОДРАЖАНИЕ КОТОРОМУ ПОЗВОЛЯЕТ РЕБЕНКУ УСПЕШНО ОВЛАДЕВАТЬ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ. Особенности восприятия, понимания и употребления произведений малых фольклорных форм детьми с ОНР: -трудности в установлении причинно – следственных связей, задержка в формировании семантических полей; -недостаточный уровень сформированности лексических средств языка. Результат: -приобщение к народной культуре, повышение познавательной и эмоциональной активности детей с ОНР; – обогащение речи детей; -понимание меткости и точности языка, прямого и -переносного смысла; -совершенствование внутреннего мира детей.

3 Устное народное творчество в коррекционной работе с детьми способствует: – развитию просодической стороны речи ( дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации; -автоматизации звуков речи, овладения всеми звуками речи; -развитию фонематического слуха; -развитию связной речи ( монологической и диалогической);

Читайте также:
Технологическая карта логопедического занятия по повторению и систематизации изученного материала

4 Задачи коррекционно – логопедической работы: 1. Формирование произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий: -формирование готовности к восприятию МФФ на основе организации предметно-развивающей среды; -знакомство с жанрами МФФ, формирование смыслового и художественного восприятия; 2. Формирование коммуникативных умений и навыков, связной речи: – формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений – заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи – Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения

5 Малые фольклорные формы: Виды: – потешки, прибаутки, небылицы; – пословицы и поговорки; – заклички; – докучные сказки; – скороговорки; – загадки; – фразеологизмы. – частушки.

6 Предметно-развивающая среда 1. Книги с фольклорными произведениями; 2. Кассеты, диски; 3. Костюмы, атрибуты для театрализации; 4. Иллюстрации к потешкам, прибауткам, фразеологизмам, пословицам, 5. Предметы быта; 6. Костюмы в народном стиле; 7. Сотрудничество с ЦДТ (посещение фольклорной избы, участие в различных фольклорных мероприятиях); 8. Сотрудничество с домом-музеем п. Куркиеки 9. Сотрудничество с детской музыкальной школой; 10. Сотрудничество с художественной школой

7 Формы, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы -словесные дидактические игры -словесные русские народные игры -пальчиковые игры -пение потешек, закличек, -народных песенок, -игры – имитации -народные подвижные игры -артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков на фольклорном материале -придумывание рифмованных строчек, стихов, частушек, песенок -использование потешек, закличек, приговорок, считалок, прибауток, небылиц -придумывание считалок, небылиц и дразнилок -использование скороговорок, чистоговорок -знакомство с докучными сказками, поговорками и пословицами, фразеологизмами -отгадывание и составление загадок -игры – драматизации и инсценировки Решение головоломок и кроссвордов

8 – Игровая деятельность; -Организованная образовательная деятельность; -Театрализованная деятельность; -Режимные моменты; -Самостоятельная деятельная деятельность; -Праздники развлечения; -Дополнительная образовательная -Деятельная (кружки, факультативы; Виды деятельности, через которые проходит знакомство с малыми фольклорными формами:

9 Организованная образовательная деятельность Использование малых фольклорных форм на занятиях: Упражнение: «Сравнилка» Цель: Обучение сравнению частей игрушки с предметными эталонами, образности речи. Этапы: 1. Предъявление игрушки, 2. Выразительное рассказывание малой фольклорной формы. 3. Первичное восприятие игрушки, рассматривание от целого к частному и наоборот. 4. Организация восприятия и управление диалогом с помощью вопросов и указаний взрослого. 5. Обобщающий описательный монолог педагога.

10 Упражнение : «Скороговорки» Цель: Автоматизация поставленных звуков Методика разучивания скороговорки На былинке пылинка, Пылинка на былинке. Прохлопать ритм скороговорки. Произнести скороговорку хором, индивидуально. Послушать, какие звуки выделил голосом логопед. Повторить эти звуки, четко артикулируя. Произнести звуки [п], [б] хором и по одному. В каких словах слышится звук [п], в каких звук [б]? Произнести скороговорку тихо, громко. Произнести скороговорку грустно, весело. Выделить голосом слова «пылинка» и «былинка» в следующей последовательности: На былинке пылинка, Пылинка на былинке. На былинке пылинка, Пылинка на былинке. Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом

11 Упражнение: «Пословицы и поговорки». Цель: Автоматизация звуков в речи, развитие грамматического и семантического компонентов языка Последовательность: 1. Знакомство с пословицей, объяснение смысла. 2. Обучение пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок. 3. Подбор пословиц к ситуации, картинке. 4. Составление предложений (пословиц) из набора слов. 5. Введение пословиц и поговорок в быт детей.

12 Упражнение: «Найди вторую половинку». Цель: Автоматизация звуков в речи, развитие грамматического и семантического компонентов языка Делу время – Что посеешь, Сделал дело – то и пожнешь. потехе час. гуляй смело.

13 Упражнение: «Фразеологизмы». Цель: Насыщение речи ребёнка выразительно- изобразительными средствами. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий. Виды работы: 1. Ответы на вопросы путём выбора из двух вариантов. 2. Объяснение значений выражений с подбором картинок, выполнением рисунка, изображением действия. 3. Замена фразеологического оборота одним словом.

14 Фольклорные праздники Обрядовые праздники. Праздники народного календаря. Тематические праздники. Досуги. Развлечения. В гостях у карельской сказки (совместное детско-родительское развлечение)

15 Сотрудничество с музеем п. Куркиеки, ЦДТ, Детской библиотекой, художественной школой Знакомство с карельской национальной одеждой ( сотрудница музея В.Коваленко у нас в гостях). Мы на выставке художников Лахденпохского района В ЦДТ, в карельской избе

16 ТВОРЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ СОВМЕСТНЫХ РАБОТ

17 Работа с родителями по приобщению их к истокам народного творчества 1. родительские собрания; 2. практикумы, тематические вечера; 3. круглые столы; 4. консультации, беседы; 5. совместные творческих работ; 6. составление мини – библиотечки; 7. информация в уголках;

18 Результативность коррекционной работы. 1. Обогащение словаря старинными понятиями, словами с противоположным значением 2. Развитие словообразования: Усвоение имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением, Усвоение относительных прилагательных, Усвоение притяжательных прилагательных, Усвоение глаголов прошедшего времени. 3. Формирование слоговой структуры слова. 4. Знание культурных традиций своей малой Родины Цель: Изучение словарного запаса и употребления грамматических форм у детей с ОНР

19 Мониторинг результативности коррекционной работы.

Работа “”Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений””. Автор: Душина Елизавета Алексеевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ КАК МЕТОДА КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Фольклор в переводе с английского означает народоведение, народознание . Это путь познания народа через народное творчество. Познание народа, а значит самого себя. Фольклор является основой не только эстетического, но и нравственного воспитания, так как основан на нравоучении. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Читайте также:
Ходилки-бродилки - авторская методика автоматизации звука

Знакомство детей с литературным наследием малых фольклорных форм включает все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи и нарушений звукопроизношения.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.

Малые формы фольклора могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для автоматизации звуков, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи.

Актуальной задачей речевого развития школьников с ОНР (общее недоразвитие речи) является и выработка дикции. Известно, что у детей еще недостаточно координировано и четко работают органы речедв игательного аппарата. Некоторым детям присуща излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимый материал для дикционных упражнений – пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

В потешках , прибаутках, закличках , загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, а неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок — перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.

Потешки – песенки-приговорки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. Потешки удобно использовать при проведении пальчиковой гимнастики.

Зайка, зайка, попляши,

Серый, серый, попляши.

Чистоговорки — малый жанр фольклора; народнопоэтические шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Они нам помогают вводить поставленные звуки в речь.

Ря-ря-ря : алая заря (накормим снегиря).

Рю-рю-рю : рисую я зарю (игрушки подарю).

Ри-ри-ри : чисто говори (на ветках снегири).

Ра- ра – ра : в школу мне пора (дети нашего двора).

Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).

Перевертыши – их установка создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств, их содержанием является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться.

Нелепицы, чепуха, небывальщина — прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Самоутверждение необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Естественное возникновение этого чувства в игре-перевертыше является одним из ценных педагогических достоинств этого жанра устного народного творчества. Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выр азительность, образность, юмор.

Как петух в печи пироги печет,

Кошка на окошке рубаху шьет,

Поросенок в ступе горох толчет,

Конь у крыльца в три копыта бьет,

Уточка в сапожках избу метет.

Пословицы – изречения, суждения о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы с рассказом, сказкой. А Васька слушает да ест.

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Дело мастера боится.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. В организации считалки очень важен ритм.

Он, в свою очередь, развивает темпо – ритмическую сторону речи.

Аты -баты – шли солдаты,

Аты -баты – на базар,

Аты -баты – что купили?

Аты -баты – самовар,

Аты -баты – сколько стоит?

Аты -баты – три рубля,

Аты -баты – кто выходит?

Аты -баты – это я!

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. С помощью загадок развиваем не только речь, но и мышление.

1. Загадки с точно названными признаками.

Всю ночь летает,

А станет светло,

Спать ляжет в дупло.

2. Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками. Такие з агадки труднее для отгадывания.

В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет.

3. Загадки с отрицательными сравнениями. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у за гаданного предмета или явления.

Жидко, а не вода, бело, а не снег.

(Молоко) (Т. е. жидкое и белое, но не вода и не снег.)

Читайте также:
Дифференциация звуков Щ — Ш

4. Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, т. е. содержа щие и отрицание, и иносказания.

Не украшения, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет.

5. Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными п ризнаками.

Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая.

Скороговорки — это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

1. На дворе – трава,

На траве – дрова,

2. Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

Народные сказки – вымысел, произведение народной фантазии — “складное”, яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Использование в логопедической работе фольклорных произведений позволяет: расширять детские представления об окружающем их мире; сформировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа; обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями; речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной; усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением; улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Таким образом, фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей младшего школьного возраста.

Преимущества нашего сервиса

1. По ФГОС

Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

2. Быстро

Результаты участия в творческом конкурсе будут оглашены в течение 2 часов с подачи заявки.

3. Честно

Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..

Педразвитие

Автор: Бекшаева Галина Михайловна
Должность: логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: г. Ленск, Р (СЯ)
Наименование материала: проект программы
Тема: “Внеурочная деятельность в логопедической работе”
Раздел: среднее профессиональное

Внеурочная деятельность учителя – логопеда

в общеобразовательной школе.

Бекшаева Галина Михайловна,

учитель-логопед высшей категории МБОУ СОШ № 3

с углубленным изучением английского языка

рассматривается значение внеурочной деятельности для развития и коррекции речи

ребенка-логопата. Разработана программы по научно – познавательному направлению

для обучающихся 1 – 4 классов.

Успешное овладение знаниями в начальной школе невозможно без интереса

детей к учебе. А отклонения в речевом развитии вообще препятствуют формированию

взаимодействие с окружающими людьми и нередко откладывает отпечаток на его

характер. Дети с речевыми недостатками становятся молчаливыми, застенчивыми,

раздражительными. Если такие школьники не получают комплексной коррекционной

помощи, они пополняют ряды отстающих школьников, окончательно теряя интерес к

учебной деятельности. В дальнейшем они не смогут успешно реализовать себя как

личность в современном обществе.

Основная цель коррекционно-образовательного процесса – развитие личности

путем создания равновесия в самосознании, деятельности и общении ребенка. Для ее

достижения следует, прежде всего, изменить условия, в которых у него проявились

проблемы; обеспечит индивидуально приемлемую среду развития и социализации,

адаптировать ее применительно к индивидуальным особенностям ребенка, создать в

Внеурочная познавательная деятельность обучающихся начальных классов с

викторин, занимательных проектов, творческих недель, дидактических игр, настольных

Учитель-логопед в общеобразовательной школе проводит большую внеклассную

работу. Организует и проводит школьные олимпиады по русскому языку и чтению,

предметные декады по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению.

Организует и проводит школьные конкурсы стихов, посвященные различным темам,

прогулка», «Суперчитатель года», «Логоматематика» и др. Дети готовят рефераты,

презентации, участвуют в НПК «Я – исследователь». Логопед готовит и проводит

Занятия и мероприятия, проектные логопедические недели проводятся во

внеурочное время в виде комплексно-тематических и развлекательно-игровых методик

Дети разучивают стихи, скороговорки, чистоговорки, отгадывают загадки. На таких

занятиях развивается память, формируется внимание и мышление.

В логопедической внеурочной деятельности можно выделить такие формы

работы, как присутствие педагогов и родителей на проводимом учителем-логопедом

мероприятии в качестве зрителей. Это дает им возможность оценить и обобщить

речевые возможности своего ребенка, продумать дальнейшие методы и активные

формы коррекционной работы. Учителя и родители могут также принимать участие в

подготовке таких мероприятий.

произносительные возможности детей-логопатов. Речевой материал отрабатывается на

логопедических занятиях, а родители закрепляют эти навыки дома. Таким образом,

влияют на эмоциональную окраску речи детей, раскрепощают школьников в общении,

преодоления речевых нарушений усвоению и закреплению полученных знаний.

Кроме массовых логопедических мероприятий проводятся занимательные игры,

радугу» для учащихся 1 классов. Для 2 – 4 классов проводятся игры посложнее:

«Орфография с секретом», компьютерные игры: «Рифмованные миниатюры», «Ребусы,

кроссворды», «Звуковые загадки» и др.

Большое значение во внеурочной логопедической работе имеет проведение

занимательной логопедии «Родное слово». Цель программы «Родное слово» – это

расширить, углубить и закрепить у младших школьников с недостатками в речевом

развитии знания по русскому языку на разных ступенях обучения. Развить интерес к

родного языка, развитие мотивации к изучению, развитие творчества, расширение

исследовательской работе. Учить организации личной и коллективной деятельности.

занимательности, научности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального

подхода к логопатам с учетом их способностей.

В отличии от коррекционных логопедических занятий, занимательная логопедия

позволяет меньше писать и много говорить.

Программа «Родное слово» предусматривает различные формы проведения

раздаточных речевых материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,

ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части познавательной деятельности:

игровая, теоретическая, практическая.

Программа предусматривает современные методы, приемы и технологии, такие как

сотрудничество, коммуникативная, работа в парах и группах, здоровьесберегающая,

системно – деятельностный подход. Выбор технологий обусловлен необходимостью

дифференциации и индивидуализации обучения в целях

Программа занятий «Родное слово».

Раздел: внеурочная деятельность по научно – познавательному направлению для

Читайте также:
Коррекционно-развивающее занятие для детей с НЧП, обусловленное НВОНР, ФФН, скачать презентацию на тему Весна

обучающихся 1 – 4 классов (логопедический аспект).

Пояснительная записка.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие

учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится

центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный

государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане

раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания и обучения детей в

звуковой стороны речи ребенка, то есть правильного произношения звуков, увеличения

Интеллектуальное воспитание детей с недостатками в речевом развитии неразрывно

связано с их правильно поставленной речью.

Современная система логопедической поддержки обучающихся начальной

Организация коррекционно-развивающей деятельности на логопедических занятиях,

как особой формы активности ребенка-логопата тесно связана с проблемой развития

грамматический строй), а так же умений и навыков свободно и адекватно пользоваться

этими средствами в целях общения.

Программа коррекционно – развивающей логопедической работы составлена

в соответствии с ФГОС и направлена на реализацию системы логопедической помощи

детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы

адаптацию. В данную программу включена и работа по внеурочной деятельности,

недостатков как устной, так и письменной речи.

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному

логопедия) разработана с целью:

Создания условий для формирования у детей мотивации к изучению русского

языка и литературного чтения, развития интеллектуальных и творческих

способностей, оказания помощи в освоении общеобразовательных программ,

коррекции дефектов устной и письменной речи.

Настоящая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с

Законом «Об образовании в РФ», законодательными нормативными документами:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2009 года № 373,

утверждении и введение в действие ФГОС НОО».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О

внесении изменений в ФГОС НОО (№ 373)»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 года № 2357 «О

внесении изменений в ФГОС НОО (№ 373)»;

Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ

от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при

введении ФГОС общего образования».

Инструктивное письмо МО РФ от 14 декабря 2000 года «Об организации работы

логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка и

формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей

знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых

средств для решения коммуникативных задач;

В данной программе особое внимание уделяется формированию языковым

нормам и развитию правильной выразительной речи у учащихся с недостатками в

Программа включает:

результаты освоения программы внеурочной деятельности;

основное содержание занятий (формы занятий и видыдеятельности);

календарно – тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых

на изучение каждого раздела.

«Родное слово» рассчитана на весь курс начального образования – 4 года:

Количество часов

Занятия проводятся 1 раз в неделю в соответствии с расписанием логопедических

занятий по 30 минут для 1 кл. и по 40 минут для 2 – 4 классов.

Общая характеристика программы.

«Родное слово» – внеурочный курс занимательной логопедии для учащихся 1 – 4

рассматриваются орфоэпические, лексические, грамматические разнообразия мира

интуиция и художественно – образное мышление младших школьников. Изучение

данного курса создает условия для формирования ценностного отношения детей к

языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного

компонента языковой культуры.

Место курса занимательной логопедии в учебном плане.

Изучение целесообразно начинать с 1 по 4 класс в объеме 34 ч в год (1 ч в неделю).

По учебному плану в 1 кл. 33 ч в год по 1 ч в неделю, во 2 – 4 кл. по 34 ч. в год.

Данная программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной

области «Филология» за счет углубления знаний лингвистического, речеведческого

характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания программы:

развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

формирование представлений о языке как универсальной ценности;

изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие

умений, связанных с изучением языкового пространства;

развитие устойчивого познавательного интереса к родному языку;

Программа внеурочной деятельности по логопедии «Говори правильно»

Данные статистики свидетельствуют, что с каждым годом увеличивается количество первоклассников, не усваивающих грамоту. Объясняется это слабой подготовкой и наличием различных заболеваний.

В настоящее время наблюдаются изменения в социальной сфере – законодательной области, в образовании и семейном воспитании. У общества имеется социальный заказ по подготовке детей 5,5– 6,5 лет к поступлению к школе. Обеспечиваются социальные гарантии семье на получение детьми базового дошкольного образования и перехода их к обучению на следующей ступени образования (в начальной школе) с учётом их потенциальных возможностей.

Разнообразные особенности речевого развития в период школьного обучения также приводят к возникновению трудностей во время овладения навыками чтения и письма. А это, в свою очередь, тормозит усвоение большинства других школьных предметов.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛОГОПЕДИИ «ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО».

1. Актуальность программы.

Разработка научно – обоснованных методов и содержания коррекционно – педагогической работы с дошкольниками рассматривается как одно из приоритетных направлений логопедии. Накоплен определённый опыт работы по организации коррекционно – логопедической помощи дошкольникам (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др). однако, по – прежнему, многие вопросы, касающиеся конкретного содержания работы, остаются недостаточно разработанными. Вышесказанное определяет актуальность и значимость вопроса детальной разработки практических рекомендаций и программ к организации коррекционно – логопедического процесса при задержке речевого развития, общем недоразвитии речи, недоразвитии речи при умственной отсталости и других речевых нарушениях в дошкольном детстве.

Читайте также:
Дидактический материал по теме Наш дом, наш город, наша страна

Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, проблемами в развитии и элементарной педагогической запущенностью. Это проявляется в стремлении специалистов к созданию вариативных программ.
Данная программа отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данного возраста. Оно основывается на закономерностях развития речи у дошкольников. В этот период закладывается основа для личностного становления ребёнка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.

Приоритеты данной программы:

• Единство диагностики и коррекции.
• Анализ социальной ситуации развития ребёнка в семье.
• Развивающий характер обучения.
• Включение родителей в коррекционно – педагогический процесс.
• Реализация личностно – ориентированного подхода к воспитанию и обучению.

2. Научная обоснованность.

Исходными теоретическими положениями представленной программы
являются общепризнанные закономерности развития ребёнка в норме и при патологии. Л.С. Выготский увидел и вывел на уровень аксиомы значение культурно – исторического развития личности ребёнка. В трудах Л.С. Выготского доказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития, в которой реализуются потенциальные возможности ребёнка.

Данная программа разработана в соответствии с современными представлениями о закономерностях становления звуков в онтогенезе и помогает комплексно решать задачи коррекции звукопроизношения, фонематических процессов и лексико – грамматической стороны речи.

В программе представлены современные логопедические технологии по обучению детей грамоте. Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике.

• Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, подготовка детей к школьному обучению, профилактика проявлений дисграфии и дислексии.

Совершенствовать все стороны речи.

• Добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, различать их на слух и в произношении.
• Совершенствовать фонематический слух.
• Расширять и активизировать словарь.
• Обучать простым формам монологической речи.

• Формирование устной речи через коррекцию фонетической стороны речи; развитие фонематического восприятия (различение и дифференциация близких по произношению звуков);
• Развивать фонематический анализ и синтез — развивать звукослоговой анализ и синтез;
• Формировать диалогические формы общения и связной речи через обогащение словарного запаса, обучение пересказу, составление рассказов, разучивание стихов;
• Развивать мелкую моторику;
• Формировать базовые графические навыки – копирование узоров, штриховки, печатание букв.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
• Развитие зрительного восприятия через различение форм, сравнение по форме и размеру предметов и букв.
• Развитие слухомоторной координации – отстукивание ритмов.
• Развитие словесно – логической памяти и слуховой памяти.
• Формирование и развитие пространственной ориентировки через развитие представлений о схеме собственного тела, уточнение представлений о пространственных признаках (слева, справа …).
• Развивать у детей способность к самоконтролю, самооценке.

• Воспитывать дружелюбные взаимоотношения между детьми в коллективе, желание помочь товарищу
• При обучении пересказу воспитывать нравственность, используя поучительные тексты. Учить слушать другого ребёнка.
• Формировать интерес к учебной деятельности.

II. АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ.

Программа предназначена для проведения коррекционно – педагогической работы по развитию всех речевых компонентов с детьми 5,5 – 6,5 лет, имеющими проблемы в развитии, речевое недоразвитие и педагогическую запущенность. Учитываются возрастные психофизиологические особенности детей данного возраста и этапы становления речи в онтогенезе. Это позволяет подготовить дошкольников к обучению в школе.

III. ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ ПРОГРАММЫ.

Логопедическая работа условно делится на три этапа: 1 этап — период обследования детей; 2 этап — период коррекционно – развивающих занятий; 3 этап — итоговая диагностика. продолжительность каждого занятия определяется в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

ЕДИНСТВО ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ

Соблюдение этого принципа предполагает постоянный контроль динамики психического и речевого развития детей, что позволяет внести необходимые коррективы в целенаправленную коррекционную работу.

Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития. При обследовании глубоко изучаются все стороны речи, особенности речевой среды. На диагностическом этапе выясняются следующие моменты:

• Какие языковые средства сформированы к моменту обследования;
• Какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
• Характер несформированности языковых средств.
Методы логопедического обследования.
• Педагогический эксперимент
• Беседа с ребёнком
• Наблюдение за ребёнком
• Игра.

Обследование начинается с изучения состояния связной речи ребёнка, которое может иметь диалогическую или монологическую форму. Предлагаются следующие виды заданий;

• Составление описательного рассказа по впечатлению;
• Составление описательного рассказа по картинке;
• Составление повествовательного рассказа по картинке;
• Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок;
• Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок;

Кроме обследования самостоятельной связной речи ребёнка, полезно обследовать понимание им связной речи при пересказе.

При обследовании лексики дети называют предметы по различным тематическим темам, части предметов, обобщающие слова, професссии, называние животных и их детёнышей, подбирают синонимы, антонимы. Смотрится также состояние предикативной лексики, объём и качество используемых прилагательных и глаголов. Если ребёнок не может назвать искомое слово, то тогда предлагается проверить наличие данного слова в пассивном словаре. Логопед должен обратить внимание на соотнесение объёма словаря существительных, глаголов и прилагательных. А также зафиксировать в протоколе обследования ошибки ребёнка в использовании лексических средств.

Читайте также:
Формирование русского языка в условиях двуязычия

Исследуя грамматический строй отмечается какой фразой владеет ребёнок, какова протяженность этой фразы и её структура. Кроме того, проверяется понимание одноступенчатых и многоступенчатых инструкций. Включаются специальные тексты по изучению состояния навыков согласования и управления. Исследование состояния предложного управления проводится в процессе игры или манипуляции с предметами « положи на, в, под…», и так далее. В ходе исследования синтаксиса логопед выясняет состояние навыка словоизменения и словообразования в целом, отмечая количество и качество аграмматизмов в речи ребёнка.

Обследование звукопроизношения проводится только в том случае, если у ребёнка в процессе беседы с ним, обследования связной речи обнаруживаются недостатки звукопроизношения. Для оценки качества звукопроизношения и определения направлений коррекции определяется уровень, на котором звукопроизношение сформировано недостаточно:

• В самостоятельной (спонтанной) речи;
• На специально отобранном материале (в словах, слогах);
• Изолированное произношение.

Если у дошкольника обнаруживаются проблемы с использованием в самостоятельной речи слов различной слоговой структуры, обследование проводится как при самостоятельном назывании предметов, в том числе, по картинкам, так и в отражённом проговаривании отдельных слов, словосочетаний или предложений. При обследовании отмечается:

• Какими слоговыми структурами владеет ребёнок.
• Какими слоговыми структурами он не владеет (многосложными, со стечением согласных).
• Отмечается характер типичных ошибок.

Фонематическое восприятие всегда обследуется как самостоятельный блок речи. Оно может страдать в совокупности с дефектами звукопроизношения, но в ряде случаев встречаются самостоятельные проявления фонематического недоразвития при благополучном формировании остальных сторон речи. В то же время недоразвитие фонематического восприятия является одним из ведущих факторов риска возникновения дислексии и дисграфии в процессе школьного обучения. Обследование начинается с того, что детям предъявляются для отражённого проговаривания ряды слогов, содержащие оппозиционные согласные.

В эти слоги включаются согласные, которые наиболее часто страдают на письме, противопоставленные по признакам:

• Звонкость – глухость.
• Мягкость – твёрдость.
• Место образования (б – д).
• Место и способ образования.

Смотрится так же, как ребёнок определяет наличие или отсутствие звука в слове, его местоположение.

• Давайте познакомимся.
• Времена года.
• Осенний лес.
• Мои друзья, мои подружки – развесёлые игрушки.
• Разноцветные одёжки.
• Птички – невелички.
• Открываем шире двери – в гости к нам приходят звери.
• Незнайкина грамота.
• День дружбы.
• Зимние забавы.
• Новогодняя сказка.
• Светлый праздник Рождества.
• Делу время – потехе час.
• Умники и умницы.
• Мамин и папин праздник.
• Город, в котором мы живём.
• Подводное царство.
• Здравствуй, Масленица!
• Пасхальные традиции.
• Весенняя мозаика.
• Моя весёлая семейка.
• Скоро в школу нам пора!
• Вот оно какое наше лето!
• Выпускной – здравствуй школа!

Грамматический строй речи.

• Образование слов при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов;
• Образование множественного числа существительных;
• Согласование прилагательных с существительными в числе, роде;
• Образование относительных прилагательных ;
• Образование приставочных глаголов;
• Договаривание предложений по картинке;
• Составление фраз с предлогами.
• Слово;
• Слова предметы, действия, признаки;
• Использовать в речи сложные предложения разных видов.

• Ответы на простые вопросы;
• Составление предложений по сюжетной картинке;
• Пересказы с опорой на картинку и литературных текстов;
• Составление рассказов по картине, по серии сюжетных картин, о предмете;
• Заучивание стихов;
• Воспитывать культуру речевого общения.

К концу года дети должны быть подготовлены к школьному обучению и должны уметь:

• Правильно произносить все звуки родного языка.
• Различать на слух и в произношении звуки русской речи
• Находить слова с определённым звуком
• Определять место звука в слове
• Уметь охарактеризовать звук по твёрдости, мягкости, звонкости – глухости.
• Находить слова с определённым звуком
• Соотносить звук с буквами.
• Проводить звуковой анализ слова в материальном и речевом плане;
• Членить слова на слоги
• Составлять сложные предложения разных видов
• Членить простые предложения на слова
• Составлять рассказы по картинке, по серии картинок
• Печатать слоги, простые слова и короткие фразы.
• Работать со схемами слов и предложений.
• Обобщать предметы и явления по существенным признакам (овощи, фрукты, посуда, игрушки, транспорт, одежда, обувь и др).
• Употреблять в речи слова, сходные (синонимы) и противоположные (антонимы) по смыслу;
• Правильно изменять слова по формам, согласовывать в речи существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, числительные с существительными и т.д.;
• Владеть некоторыми способами словообразования детенышей животных, предметов посуды, людей по роду деятельности и склонностям (шьет – швея, строит — строитель);

Количество детей в группе 3-4 человека. Длительность занятий 20 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие включает следующие разделы:

1. организационный раздел или приветствие;
2. развитие психических процессов (восприятие, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления).
3. развитие понимания речи;
4. формирование собственной речи;
5. активизация органов артикуляционного аппарата;
6. обучение правильной и чёткой артикуляции звуков;
7. работа над дыханием и просодической стороной речи;
8. развитие общей и мелкой моторики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: