Ротацизм и параротацизм

Ротацизм

Ротацизм (картавость) – это дефектное произношение звуков [Р-Р′], не соответствующее фонетическим нормам русского языка. Наблюдается при дислалии, ринолалии, дизартрии. Вместо полноценного раскатистого [Р], образующегося при вибрации кончика языка, произносится искаженный (горловой, двугубный, щечный и т.д.) звук. Нарушение обнаруживается в ходе логопедической диагностики. Коррекция ротацизма предполагает выработку правильного артикуляционного уклада, развитие силы и направленности воздушного потока, автоматизацию нормативного звука и введение его в речь. Устранение причины звукоискажения может потребовать участия стоматологов, неврологов.

Ротацизм

К недостаткам произношения звуков [Р] и [Р′] относятся их отсутствие, искажение (ротацизм) и замена (параротацизм). Звук [Р] – самый сложный по способу артикуляции: требует дифференцированных движений артикуляционных мышц, активного участия кончика языка, достаточного по силе речевого выдоха. Обычно этот звук появляется в детской речи позже других, в 5-6 лет. Ротацизмы составляют 26% от всех нарушений звукопроизношения у дошкольников; при стертой дизартрии этот показатель еще выше – 43-53,5%.

Причины ротацизма

Наиболее частыми речевыми нарушениями, сопряженными с дефектным произношением [Р] и [Р′], являются артикуляторно-фонетическая и механическая дислалия, дизартрия, открытая ринолалия. Искажение звука встречается у детей с фонетическим, фонетико-фонематическим нарушением, общим недоразвитием речи. Самые распространенные причины ротацизма:

  1. Аномалии языка.Укороченная подъязычная связка препятствует подъему кончика языка, не позволяет ему занять правильное положение за верхними зубами. Проблему для нормативного произношения также могут представлять микроглоссия, макроглоссия, раздвоенный кончик языка.
  2. Аномалии зубочелюстной системы.Небные расщелины обусловливают носовой оттенок при произнесении всех ротовых звуков, в том числе [Р]. При открытом боковом прикусе утечка воздуха сквозь щель между коренными зубами способствует боковому произношению. Затрудняет правильную артикуляцию высокое твердое небо.
  3. Слабость артикуляционных мышц. Недостаточно сильные и дифференцированные движения мышц языка приводят к приблизительной артикуляции звуков и не обеспечивают их нормативное звучание. Причиной отсутствия достаточной вибрации языка выступает слабая струя выдыхаемого при фонации воздуха.
  4. Нарушение фонематического слуха. В этом случае ребенок попросту не отличает на слух правильного произношения от неправильного. Как причина ротацизма встречается редко, чаще приводит к звуковым заменам.
  5. Дизартрия. При спастичном состоянии артикуляторной мускулатуры отмечается увулярный и велярный ротацизм. Паретичность мышц языка, щек чаще вызывает боковое искажение.
  6. Подражание и двуязычие. Ребенок может принимать за норму дефектное звукопроизношение, если кто-то из членов семьи картавит, не следит за своей речью. При билингвизме происходит усвоение фонетических особенностей вариантов звука, заимствованных из других языков (увулярный [Р] – из французского, гортанный – из немецкого).

Фонетическая характеристика звука [Р]

Звук [Р] – согласный (по наличию преграды), сонорный (по участию голоса и шума), переднеязычный (по месту образования), дрожащий, или вибрант (по способу образования), ротовой (по месту выхода воздуха). Для правильной артикуляции изолированного твердого звука [Р] необходимо:

  • раскрыть губы;
  • разомкнуть зубы;
  • поднять язык в форме «чашечки» за верхние зубы на альвеолы;
  • с напором выдыхать воздух на кончик языка, вызывая его вибрацию.

Во время фонации мягкое небо поднимается и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки сомкнуты, колеблются – звук получается звонкий. При произнесение мягкого [Р′] кончик языка продвигается ближе к резцам, спинка языка выше поднимается к небу. Звук получается коротким, одноударным.

Виды ротацизма

Мнения исследователей относительно форм ротацизма и их количества в отечественной логопедии разнятся. Некоторые авторы выделяют свыше 30 вариантов нарушения звука. Наиболее частотными и признаваемыми большинством ученых видами ротацизма являются:

  • Увулярный. При фонации дрожит увулярный отросток (маленький язычок). Слышится «грасси­рующее» [Р], акустически наиболее близкое к нормальному звуку.
  • Велярный. Вибрирует мягкое небо, вследствие чего возникает грубый рокот. Велярный и увулярный ротацизм иногда называют горловым [Р], или картавостью.
  • Боковой. Отмечается вибрация боковых краев языка. Слышится звукосочетание «РЛЬ»
  • Щечный. Струя воздуха проходит между щеками и краями языка, вызывая колебания одной или обеих щек. При этом виде ротацизма к тону голоса примешивается шум.
  • Одноударный (проторный). Язык занимает правильное положение, однако вибрация не возникает. Получается звук, акустически близкий к английскому [D].
  • Двугубный (билабиальный, «кучерский»). Вибрируют губы, язык неподвижен. При двугубном ротацизме слышится «ПРР».
  • Носовой. Струя воздуха выходит через нос, кончик языка не задействован в артикуляции. Слышимый звук приближен к искаженному сочетанию «НГ».
  • Гортанный. Близок к велярному ротацизму, однако звук более приглушенный, похожий на щелевой звук [Г].

Диагностика

Ротацизм диагностируется в ходе оценки речевого статуса. В предварительной беседе с родителями ребенка или взрослым, страдающим данной речевой проблемой, специалист-логопед выясняет анамнестические сведения, языковой статус (монолингвальный, билингвальный). Затем последовательно осуществляется:

  1. Обследование органов артикуляции. В ходе осмотра оценивают строение губ, зубных рядов, языка, твердого и мягкого неба. Имеющиеся отклонения (отсутствие зубов, аномалии прикуса, короткая уздечка, лицевые расщелины и пр.) указывают на причину ротацизма. Затем определяют мышечный тонус: наличие спастики, парезов мышц оральной и мимической мускулатуры, дистонии.
  2. Исследование подвижности артикуляционного аппарата. Для артикуляции сонора [Р] важны точные движения языка, губ. В ходе выполнения специальных упражнений определяют объем, темп, точность, переключаемость движений, способность удерживать артикуляционную позу.
  3. Исследование фонематического слуха. Для правильного понимания причины ротацизма (моторной или сенсорной недостаточности), выявления вторичного нарушения слуховых дифференцировок выполняют проверку речевого слуха. Исследуют дифференциацию звуков изолированных, на уровне слогов, слов.
  4. Обследование звукопроизношения. Наличие и правильность произнесения звуков проверяют изолированно и в разных позициях в слове. В ходе диагностики необходимо точно определить вид ротацизма – от этого будет зависеть коррекционный маршрут.
Читайте также:
Технология работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников

В ряде случаев для выработки правильной стратегии устранения ротацизма требуется проведение дополнительного стоматологического обследования (телерентгенография, снятие диагностических слепков) или неврологической диагностики (ЭНМГ, МРТ головного мозга).

Коррекция

Исправление ротацизма осуществляется логопедическими средствами. В отдельных случаях может потребоваться медицинская помощь. Так, если с помощью специальных упражнений не удается растянуть уздечку языка, прибегают к ее хирургической пластике. При неправильном прикусе врачом-ортодонтом назначается ношение съемных аппаратов, брекетов или элайнеров. Коррекция дизартрического компонента в речи ребенка более эффективна на фоне медикаментозной терапии, назначаемой неврологом.

Основная работа по устранению ротацизма осуществляется в кабинете логопеда. Она включает в себя несколько периодов: подготовительный, постановку звука, его автоматизацию и введение в речь.

Подготовительный период

Ребенка или взрослого, страдающего ротацизмом, знакомят с правильной артикуляцией при произнесении звуков [Р] и [Р’]. Для этого используют наглядность (артикуляционные профили, муляжи полости рта). Логопед неоднократно произносит изолированный звук, проводит ассоциации с «рычанием мотора» или «рыком тигра».

Параллельно ведется работа над формированием правильного уклада органов артикуляции и развитием направленного выдоха. Основные задачи артикуляционной гимнастики:

  • выработка верхнего подъема языка (упражнения «Маляр» «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк»);
  • активизация кончика языка («Дятел», «Чистим зубки», «Утюжок»);
  • вызов вибрации языка («Комарик»);
  • растяжение подъязычной связки (упражнения «Грибок», «Парус», «Лошадка», «Гармошка»).

Параллельно выполняются дыхательные упражнения, при необходимости – логопедический массаж. Артикуляционные и дыхательные упражнения при ротацизме необходимо отрабатывать не только на логопедических занятиях, но и дома не реже 2-х раз в день. Подготовительный этап продолжается до тех пор, пока ребенок не научится удерживать нужную артикуляционную позу и выдыхать сильную направленную воздушную струю.

Постановка звука

При различных вариантах ротацизма целесообразно использовать дифференцированные приемы звукопостановки. Нормативного произношения можно добиться следующими способами:

  • по подражанию (изобразить карканье вороны, рев мотора, рычание тигра);
  • от опорных звуков [Д], [Ж], верхнеязычного [З];
  • от звукосочетаний «тд», «дж», слога «за»;
  • от артикуляционных упражнений («Грибок», «Парус», «Дятел», «Верблюд»);
  • с механическим пособием (чаще всего). Вибрация кончика языка вызывается с помощью постановочного зонда либо зондозаменителя.

Иногда (например, при щечном ротацизме) звук ставят в 2 этапа: вначале добиваются проторного звучания, затем переходят в выработке вибрационного компонента. В крайних случаях (при недостижимости нормативного звучания) прибегают к компенсаторной артикуляции. Мягкий звук [Р′] вызывается после автоматизации твердой фонемы путем ее соединения с йотированными гласными или [И].

Автоматизация

Закрепление правильного звукопроизношения осуществляют с постепенным усложнением речевого материала. Сначала используют слоги, слоговые ряды (прямые, обратные, со стечениями согласных). Далее переходят к словам, где звук находится в различных позициях (в начале в ударной позиции, конце и середине слова). Затем отрабатывают словосочетания и предложения, чистоговорки, насыщенные звуком [Р]. В заключении в работу берут стихи и рассказы.

Длительность полного цикла исправления ротацизма может варьировать в широком диапазоне (от 1,5 до 3 мес. и дольше). Это зависит от многих факторов: причины нарушения, функциональных возможностей ребенка, заинтересованности родителей, регулярности занятий, мастерства логопеда, необходимости сопутствующего лечения. Сложнее всего добиться устойчивого правильного звукопроизношения при дизартрии – в этих случаях коррекция ротацизма и других звуковых искажений может растянуться на месяцы и даже годы.

Что такое ротацизм и параротацизм: причины, методы исправления

Ротацизм в логопедии — это нарушение артикуляции звуков [р], [рь], точнее их искажение или пропуск. Этот недостаток в народе имеет еще одно название — картавость. Ребенок пытается рычать, но вместо четкой вибрации издает носовой, щелевой или другой типа звука, похожий на настоящую [р] только издали. Например, вместо “рыба” говорит “ыба”, вместо “ручка” – “нгучка” или одноударно без серии колебаний — “ндучка”.

Параротацизм — это разновидность ротацизма, но в процессе произношение звуков [р], [рь] происходит их замена на другие фонемы. Чаще всего на месте рычащей фонемы дети произносят [л], [ль], [йот]. Кончик языка при фонации не вибрирует, в артикуляции участвуют обе губы. При параротацизме слова проговариваются так: “ворона” — “волона”, “вогона”, “войона”, “водона”.

Ротацизм и параротацизм относятся к специфическим расстройствам речевой артикуляции, код МКБ (международной классификации болезней): F80.0. В логопедии встречается чаще других нарушений у детей до 5 лет.

Формы

Для определения типа речевого нарушения при фонации сонорных звуков [р], [рь] необходимо провести диагностику произношения артикуляционной единицы изолированно, в слогах, словах. На основе результатов исследования речи ставится точный диагноз, тип ротацизма и параротацизма.

Рассмотрим классификацию видов нарушений и причины их появления подробнее.

Форма Признаки Причины
Полное отсутствие звука Звуки [р],[рь] опускаются в речи полностью, заменяются на гласные Отсутствует нужное для сонорных звуков артикуляционное движение языком, губами
Велярный ротацизм Вибрация беспорядочная, вместо рычания слышен шум с примесью голоса. При фонации спинка, корень язычка отодвинуты к заднему небу, образуется смычка между органами и верхним небом. Воздух проходит между ними рывками, поэтому образуется шум, голоса почти нет Короткая подъязычная связка
Увулярный ротацизм Кончик языка вибрирует недостаточно, мешает прохождению воздушной струи. Рычание есть, но в нем мало шума Короткая подъязычная связка
Боковой ротацизм Вибрация есть, но она нечеткая из-за смещения места ее возникновения. Кончик языка или его бока смыкаются с боковыми частями неба, или во время артикуляции спинка язычка поднимается. В результате звук смягчается или проскальзывает Парезы, высокое и узкое небо, кроткая подъязычная связка, дефекта развития верхней челюсти
Носовой ротацизм Фонация происходит через нос, произносится не [р], а немецкий ng Короткое мягкое небо (врожденный дефект), неполный небно-глоточный затвор
Двугубный ротацизм Вибрируют только губы, язычок остается неподвижным Парезы, слабые мышцы речевого аппарата
Одноударный Полноценная вибрация заменяется на слабый рокот. Артикуляция дает английский d. При произношении язык соприкасается с альвеолами не серией вибрирующих ударов, а единожды. Парезы, другие артикуляционные нарушения
Щечный ротацизм Воздушная струя проходит не по телу языка и верхнему небу, а сбоку, вибрируют щеки Неверная постановка органов при артикуляции: язык опущен, кончик не прижат к небу

Параротацизм

Параротацизм в логопедии — это замена рокочущего [р] и мягкого [рь] на более простые для говорящего фонемы. Причиной затруднения артикуляции будут парезы, укороченная подъязычная уздечка, нарушения фонематического слуха, подражание взрослым. Может быть формой дислалии.

Среди видов параротацизма можно выделить следующие замены звука [р]:

  1. [в]: произносится без вибрации: рука-вука
  2. [д]: рыбка-дыбка
  3. [г]: паром- пагом
  4. [л]: крот-клот, [л] чаще проговаривается в мягком варианте — [ль]
  5. [ы]: ромашка – ымашка
  6. [й]: рот – йот.

Если говорить о предрасполагающих к ротацизму и параротацизму факторах, педиатры, неврологи и логопеды выделяют следующие врожденные и приобретенные причины:

  • Родовые травмы
  • Двуязычие в семье
  • Наследственность
  • Анатомические аномалии развития артикуляционного аппарата
  • Нарушения слуха
  • Неправильный прикус
  • Травмы языка, челюсти

Коррекция

Вне зависимости от вида ротацизма и параротацизма коррекционная работа по устранению речевого дефекта проводится поэтапно. На первых уроках нужно дать ребенку понятие о правильном произношении [р], [рь]. Это необходимо для осознания проблемы и концентрации на верном положении речевых органов для вибрации. Затем проводите постановку звука, автоматизация, дифференциацию и введение в повседневную речь.

Правильная артикуляция звуков [р], [рь]

С физиологической точки зрения, нормальная артикуляция [р] выглядит так:

  1. Губы не двигаются.
  2. Зубы раскрыты на 3-4 мм.
  3. Кончик языка поднимается к щели между зубами, замирает за верхней челюстью и дрожит.
  4. В момент прохождения воздушной струи напрягается, бьет кончиком по передней части верхнего неба.
  5. Средняя часть спинки язычка прогибается.
  6. Проход в нос закрыт мягким небом.
  7. Голос образует гудящий звук на выдохе.

Артикуляция мягкого [рь] происходит по тем же законам с небольшими отличиями:

  • В момент выдоха средняя часть спинки прогибается и поднимается к твердому небу.
  • Кончик находится ниже, чем при твердом произношении.
  • Задняя часть язычка и его корень продвинуты вперед.

Подготовительный этап

Необходим для подготовки органов речи к артикуляции сонорного. Ребенок должен овладеть язычком, контролировать и ощущать вибрацию. Для этого используются упражнения на развитие эластичности языка, растяжение подъязычной связки, раздражение лицевых, щечных нервов:

  • Лошадка
    Язык присасывается к верхнему небу, затем отрывается и громко щелкает. Звук нужно производить по заданию педагога: громко, быстро, медленно, тихо.
  • Кучер
    Развивает мышцы губ. Рот закрывается, губы вибрируют, ребенок проговаривает протяжное “тпру-у-у”, “тр-р-р”.
  • Маляр
    Необходим для растяжения подъязычной уздечки. Вытягиваем язык вверх и гладим кончиком верхнее небо.
  • Зубная щетка
    Нужно улыбнуться, высунуть кончик языка, почистить зубы снаружи и изнутри. Движения должны быть медленными, челюсти зафиксированы.
  • Качели
    Широкий язык поднимайте, заводите за верхние зубы, потом опускайте за нижние зубы. Рот открыт на несколько сантиметров.
  • Барабанщик
    Необходимо для тренировки кончика языка. Открываем ротик нешироко, заводим язычок за нижние зубы, стучим и проговариваем “д-д-д”. Постепенно увеличиваем темп ударов.



Комплекс артикуляционной гимнастики на звук р проводится не только на подготовительном этапе, но и для разогрева мышц речевого аппарата перед каждым занятием с логопедом. На начальном этапе уделяйте ей не менее 15-20 минут, взрослым и подросткам можно увеличить время до 30 минут.

Постановка

Самый длительный и сложный этап логопедической работы. Есть несколько методов постановки [р], [рь]:

  • Подражание звуковому образу и зрительному восприятия артикуляции.
    Это мало результативный метод, поэтому используется при незначительных речевых нарушениях без сопутствующих заболеваний.
  • Механический.
    Это логопедический массаж с помощью зондов, шпателя. В процессе работы органы обучаются принимать нужно для произношения вибрирующих звуков положение.
  • Постановка [р] с помощью ужу поставленных звуков.
    Некорректно произносимая фонема формируется из уже хорошо освоенных.
  • Смешанный метод.
    Сочетает в себе подражание артикуляции, зондовый массаж и постановку через уже автоматизированные звуки.

Исправление дефекта начинают с изучения типа болезни. Диагноз ставится на основание логопедического обследования.

Рассмотрим подробнее универсальный метод логопедических занятий по коррекции ротацизма и параротацизма — смешанный. Он состоит их нескольких этапов:

  1. Постановка фрикативного [р] от фонемы [ж]. Научите ребенка проговаривать шипящую без вытягивания губ вперед, поднимая язык к альвеолам. Пусть пробует рычать при таком положении органов. Звук получается глухой, толчок воздушной струи сильный. Закрепите полученный результат в простых открытых слогах.
  2. Переход к полноценной вибрации проводите с помощью зонда в виде шарика.
    Ребенок произносит фрикативный вариант фонемы, педагог в это время проводит шариком по нижней части языка вперед-назад и вызывает вибрацию кончика по верхнему небу. Движения должны быть быстрыми, а воздушная струя пускаться с силой и достаточным напором. Дома используйте шпатель или чайную ложку. Это технология постановки сонорного считается самой эффективной.

Если смешанный метод с использованием зонда-шарика не дал результат, используйте еще один вариант избавления от дефекта:

  • Отталкивайтесь от слога [за].
    Ребенок повторяет слог многократно, постепенно перемещает язык вверх, поднимает к альвеолам. Должен получиться фрикативный [р].
  • При произношении полученного [р] в сочетании с [а] удлиненным зондом массируйте и поднимайте кончик языка к небу, двигайте справа-налево. Получится чистый [р] без протяжности.
  • Пробуйте постановку с другими гласными. На начальном этапе не йотированными: [у], [о], [э], [ы].
  • Постановку [рь] начните со слога [зи] и действуйте по предыдущей схеме.

Еще один способ вызвать возникновение [р] в речи начать постановку от звука [л]:

  1. Закрепите артикуляцию твердого варианта [л].
  2. В игровой форме предложите ребенку “погулять” язычком по небу вперед-назад.
  3. Когда кончик языка дойдет до передней части неба, нужно задержать его на этом месте и пробовать вибрировать.
  4. Получится одноударный [р].
  5. Закрепляйте произношение в слогах с гласными.

Важно! Обращаться за помощью к логопеду с нарушениями произношения сонорного звука [р] и его мягкого варианта [рь] нужно после 4 лет. В норме здоровые дети начинают его произносить без посторонней помощи к 5 годам. До этого возраста малыш должен хотя бы пытаться рычать, проговаривать звук в начале слова.

Автоматизация

Начинайте после получения раскатистой вибрации. Начните с твердого варианта [р], постепенно подключайте мягкий [рь]. В работе с детьми важно использовать таблицы, картинки, стихотворения.

В слогах

Это механическое повторение слогов. Сначала предлагайте такие задания, в которых [р] стоит в начале, затем в конце, на заключительном этапе можно сочетать [р] с другими согласными.

Ра-ра-ра – хорошая пора
Ро-ро-ро – легкое перо
Ру-ру-ру – бублик я беру

Тра-тра-тра – выросла трава
Три-три-три – чужое не бери

Арь-арь-арь – купим мы фонарь
Дре-дре-дре – рыбки там в ведре

В словах

Подключайте чтение или произношение односложных слов:

Мир, дар, пар, шар, тир, сор, бор….

Затем из нескольких слогов с одной фонемой [р]:

Комар, базар, ковер, командир, офицер, пассажир…

Чтение слов с [р] в середине слова:

Бархат, фартук, зоркий, тормоз, пятерка, дергать, перчатки…
Произношение слов в несколькими [р], читать нужно по слогам:
Простор, разговор, кругозор, проворный, шаровары, разбирать, раскрывать, разворачивать…

Трудная работа, озорной воробей, дорогой подарок…

Для закрепления правильной артикуляции используйте игры:

  • Дополни предложение.
    Понадобятся сюжетные картинки. Например, на тему “Огород”, “Животные”.
    Я вижу на фото (говорит педагог)…рысь (заканчивает ребенок). Мама сажает в саду …редьку.
  • Назови по порядку.
    Пригодятся предметы, в названиях которых есть [р]. Это фонарь, букварь, робот, ручка и т.д. Разложите их нас толе и просите назвать по порядку.
  • Расскажи историю.
    Это рассказ по картинке. Ребенок составляет монолог сам. Это постепенный переход к дифференциации в свободной речи.

На заметку! Одновременно с обучением правильной артикуляции сонорных [р],[рь] проводите тренировку отличия звуков на слух.

В предложениях

На этом этапе вам пригодятся стихотворения, описание картинок, составление рассказа, скороговорки и пословицы. Обязательно подбирайте материал, где звук [р] смешивается с другими фонемами.

Используйте упражнения с сопряженным повторением, ответами на вопросы, чтение текстов.

Пришла Тамара.
Вырастут орехи.
В реке плавают ерши.
В огороде растут редиска, огурцы и редька.
Дружные ребята сварили кастрюлю борща.
Заучивайте наизусть стихи, загадки, поговорки.

Дифференциация

Это установка на безошибочное произношение в речи. Используйте свободные высказывания по определенной теме, можно дать набор слов для обязательного использования (рак, рыба, рыбак и другие) или задавайте наводящие вопросы:

Кто живет в реке? (карась, рыба, рак, ерш)
Кто красит стены? (маляр)
С помощью чего шофер управляет машиной? (руль)
Требуйте от ученика полного ответа.

Окончательное избавление от ротацизма и параротацизма возможно только при комплексной и систематической работе. Дополнительно развивайте у ребенка фонематический слух, память, внимание, кругозор.

Как избавиться от ротацизма и начать свободно общаться

Ротацизм и параротацизм (иначе говоря «картавость») довольно распространены среди взрослого и молодого поколения людей. Проблема данного дефекта речи заключается в том, что человек неправильно выполняет артикуляцию нужного звука «р». Из-за этого [р] произносится с различными шипениями, свистами или заменяется другим звуком.

Правильная артикуляция [р] заключается в задании губам и языку правильного состояния. Положение губ оставляет среднее расстояние между зубами, чтобы воздух мог свободно выходить. Язык образует форму ложечки и его боковые части касаются верхних коренных зубов. Кончик языка согнут, и касается нёба. При выдыхании он начинает вибрировать создает нужный звук. При этом мягкое небо находится в поднятом состоянии и не позволяет воздуху попадать в нос. Голосовые связки вибрируют в закрытом состоянии.

Для образования [рь] нужно поднять спинку (средняя часть) языка к нёбу и слегка сдвинуть ее вперед. После это на выдохе образуется смягченный звук.

Разновидности произношения

В современной логопедии определяют следующие виды ротацизма, их всего 12:

  1. Полное отсутствие нужного звука. Ребенок просто не использует [р] в словах, например, краб – каб, кучер – куче.
  2. Увулярный ротацизм. При данной форме у человека отмечается искажение в произношении из-за вибрации только мягкого язычка. Подобный дефект называют «французский р» или горловой формой. Слышится своеобразный рокот.
  3. Велярный ротацизм. При этом типе дефекта [р] корень языка находится близко к нёбу и при прохождении струи воздуха начинает вибрировать нёбо, образуя неправильное звучание с различными звуковыми дефектами. Ранее подобное звучание называли картавостью.
  4. Боковой. При данном типе произношение вибрация производится боковой частью языка. В большинстве случаев подобный дефект наблюдается при анатомических неполадках в ротовой полости. При боковом ротацизме человек сочетает р и ль и в итоге произносить [рль].
  5. Интердентальный. Ребенок произносит [р], помещая язык в межзубное пространство.
  6. Назальный. У человека вибрация образуется при помощи задней части неба и глотки. Может появляться при анатомическом нарушении в виде укорочения мягкого нёба.
  7. Щёчный. Произношение [р] производится при помощи боковых частей языка и щек.
  8. Билабиальный ротацизм. Иначе называется губным, возникает за счет колебания губ при выпускании струи воздуха. Звук напоминает [прр], таким способом наездники останавливают лошадей, поэтому данная форма еще называется кучерной
  9. Проторный или одноударный. У человека используется правильная артикуляция, за исключением, что вибрация образуется один раз или вовсе отсутствует. Звук напоминает [д], а также невозможно создать непрерывное рычание [рррр].
  10. Гортанный. При данном дефекте колебание происходит за счет сомкнутых голосовых складок.
  11. Гнусавый или носовой. Струя воздуха проходит через нос и происходит своеобразное хрипение.
  12. Глоточный или фарингальный. Происходит хриплое произношение [р] за счет прохождения струи воздуха через корень языка и задней стенки глотки.

Среди вышеперечисленных дефектов наиболее распространенными являются одноударный, щелевой, кучерский, носовой, боковой и горловой. Остальные виды ротацизма встречаются гораздо реже и скорее обусловлены генетической наследственностью и анатомическими проблемами.

Параротацизм разделяется 7 видов, разница между ними заключается в замене [р] на похожие ему по звучанию[д], [ы], [й], [г], [в], [л] , [ль]. Замена ‘р’ на ‘л’ или ‘ль’ называется термином ламбдацизм (замена какой либо согласного звука на [л] или [ль]).

Как правило, у людей нарушается одновременно, как твердая р, так и мягкая ее форма. В некоторых случаях наблюдается проблема только с произношением твердой [р] или мягкой [рь].

Среди наиболее распространенных причин возникновения речевого дефекта отмечаются различные анатомические проблемы в виде короткой подъязычной связи, высокого нёба, крупного языка. Кроме этого у детей может наблюдаться недостаточная пластичность языка. Подобный дефект постепенно исправляется логопедом при помощи специальных развивающих упражнений.

Упражнения логопеда

Наиболее эффективное исправление речевых недостатков производится в раннем возрасте. К пяти годам малыш выучивает почти все звуки, наиболее сложными для него являются [р] и [рь], если они получаются неправильными или не произносятся вовсе, то тогда нужно отвести ребенка к логопеду.

В некоторых случаях люди свободно живут с речевыми дефектами и обращаются за консультацией к логопеду только при крайней необходимости, например, для приема на работу или крайней невнятности речи. Взрослые люди предпочитают самостоятельно выполнять упражнения для постановки, не используя помощь логопеда.

Для специалиста ротацизм и его исправление изначальное заключается в формировании правильной артикуляции. Для этого используют специальные упражнения. Их можно разделить на два типа. Первый из них заключатся в создании правильного положении языка и развитию его гибкости. На данном этапе от человека пытаются добиться фрикативного р, то есть артикуляцию поставлена правильно, но с отсутствием вибрации.

Второй вид упражнений помогает подопечному правильно создавать вибрацию. К данному этапу приступают после создания правильной артикуляции. Если человек без проблем выговаривает звуки [ж] и [ш], то сформулировать правильное положение языка значительно легче, ведь [ж] и [ш] по артикуляции похожи на [р].

Упражнение 1

Данное упражнение позволяет подопечному создать правильную вибрацию. Для этого голову ребенка лицом вверх кладут на колени логопеда. Далее просят подопечного сильно прижать язык к нёбу, создав позицию «грибок». Уздечка при этом должна напрячься. При сильном выдохе должна создаться вибрация.

Если колебания не происходят, то логопед чистыми указательным и большим пальцами формирует правильную артикуляцию. Для этого боковые части языка прижимаются к зубам, создавая форму ложочки.

Теперь при выдохе у ребенка появится нужная вибрация и [р]. Подобное упражнение позволяет подопечному понять, как должен двигаться язык при произношении звука.

Упражнение 2

Чтобы создать нужное рычание ребенка просят сделать «широкий язык» и прижать его за верхние зубы. После этого подопечный должен произносить звук на подобии [зж], что-то среднее между [p] и [ж].

Если данный способ не помогает, то нужно попробовать создавать [д], но при этом язык занимает позицию на альвеолах. Из-за этого произносимый звук будет не четким.

Упражнение 3

В этом упражнении потребуется деревянный шпатель или какая-либо чистая ватная палочка. Ребенка просят сделать широкий язык и сильно его напрячь. После этого под него подкладывают палец или деревянную палку обмотанную носовым платком.

Нужно создать колебательные движения кончика языка, для этого палец или палочку начинают быстро двигать в стороны. Благодаря этому подготовительному упражнению тренируются нужные мышцы языка. Постепенно ребенок сможет самостоятельно создавать вибрацию, просто подставив свой палец.

Обязательным условием является напряженность языка, иначе вместо правильного колебания будет образовываться своеобразная смесь звуков [д] и [л]. Для стимулирования подопечного можно сравнить язык со струной, когда она напряжена, то производится хороший звук и мелодия. Если же она расслаблена, то никакой мелодии не получится. Для мальчиков можно сказать, что они заводят мотор. Дети лучше воспринимают информацию в сравнении.

После появления первых значимых результатов нужно постепенно увеличивать длительность создаваемой вибрации. Со временем ребенку будет достаточно подставить палец под язык и после этого колебания появятся самостоятельно.

Если малыш долгое время не может создавать вибрацию самостоятельно, то начинают отработку [р] в словах. Для раската используют механическую помощь.

Упражнение 4

Чтобы создать правильные колебания нужно попросить ребенка открыть рот и прислонить язык к небу. Далее подопечному надо под язык поперек подложить ватную палочку и попросить выдохнуть, направив струю воздуха через кончик языка. В результате появится кратковременное колебание и создастся рычание.

Благодаря этому методу у подопечного вырабатывается ощущение вибрации, чтобы он в дальнейшем смог его создавать самостоятельно.

Упражнение 5

Если классические способы постановки не помогают, то можно использовать несложную последовательность слогов с использованием [т] и [д]. Ее нужно проговаривать быстро, ритмично и точно.

Адыдоадыдо… Тыдыдытыдыды…. Дыдодыдодыдо…адыдытыдыты…

Можно использовать любые слога с гласными [а],[ы], [о] и согласными [т], [д]. Это позволяет размять языковую мышцу перед упражнениями.

Упражнение 6

Если подопечный уже умеет выговаривать [ж], то можно выполнить правильную постановку следующим способом. Ребенок создает протяжное [ж], затем постепенно отодвигает язык в глубь рта. После достижения нужной позиции происходит одноударный [р].

Чтобы в дальнейшем создать протяжное рычание нужно отрабатывать звук в слогах тр, нр, др и словах сданными слогами (трактор, друг, нравиться). Подобный метод еще хорошо применяется, если ребенок категорически отказывается использовать различные вспомогательные приборы на подобии палочек, ложочек и т. П.

Упражнение 7 «грибок»

Наиболее простой и действенный метод. Ребенку нужно сильно прижать язык к небу за зубами, образовав позицию «грибок». Далее при помощи сильного выдоха воздух проходит через кончик языка, заставляя его вибрировать, в итоге создается рычание.

Этот способ является основоположным и самым простым для ребенка. При помощи этого метода подопечный может понять, какое движение от него пытаются добиться. Эффективно позволяет исправить многие виды ротацизма при своевременном повторении и правильной технике исполнения.

Игровое упражнение 8

Этот метод позволяет заинтересовать ребенка. Нужно, чтобы подопечный произносил связку [тд], попросите малыша выдвинуть руку ладошкой вверх. Далее читайте стихотворение «дождик» и при попадании капель на что-либо просите малыша пальчиками постукивать по выдвинутой ручке и произносить [тд]

Дождик капал на ладошку -тд, тд…

А затем и на дорожку -тд, тд…

Застучал по крыше ….

И попал на домик …

Стих можно придумывать самостоятельно. Но главное, чтобы малыш четко произносил звуки при падении капелек на что-либо.

Упражнение 9 «лошадка»

Нужно сформировать позицию «грибок» и далее в быстром темпе произносить [дддддд]. Упражнение длится 10-30 секунд, оно укрепляет мышцы языка и при быстром темпе позволяет создать рычание.

Ротацизм и параротацизм является довольно распространенным речевым дефектом. Для его исправления нужно ежедневно выполнять определенные упражнения, направленные на создание правильной позиции языка и его вибрацию. От этой патологии можно полностью избавиться главное, чтобы упражнения проводились регулярно и с правильной техникой. Чем раньше вы обратитесь к логопеду и начнете коррекцию, тем больше шанс избавиться от этой патологии.

Ротацизм и методы его устранения

Михаил Баютин
Ротацизм и методы его устранения

Предлагаю вашему вниманию сообщение “Ротацизм и методы его устранения”.

План

1. Определение недостатков произношения звука «р»

2. Виды ротацизма и параротацизма.

3. Описание правильной артикуляции звука «р».

4. Методы устранения ротацизма.

5. Дифференциация звуков «р» «р’»

Среди недостатков речи, при которых страдает произношение отдельных звуков, звуковых сочетаний, наиболее часто встречаются дефекты звука «р». Недостатки произношения звука «р» «р’» называются ротацизмом. Замена звуков другими согласными звуками русского алфавита – параротацизмом. Приведем наиболее часто встречающиеся разновидности этих недостатков.

Ротацизм.

1. Звук «р» вовсе не произносится (рак – “ак”, корова – “коова”).

2. Звук «р» произносится картаво – это велярное «р», при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель. Проходя через щель, выдыхаемый воздух вызывает беспорядочную вибрацию мягкого неба, в результате этого происходит шум, который сообщает фонеме «р» специфическое звучание. Другая форма картавости (увулярная «р») происходит вследствие вибрации маленького язычка в углублении корня языка.

3. Звук «р» произносится не кончиком языка, а боковым краем (боковой ротацизм). Вместо «р» слышится звук состоящий из быстрого сочетания звуков «р» и «ль» (“ рль”) (сарай – “саляй”).

4. Звук «р» произносится как кучерское «прр» (вибрируют крепко сомкнутые губы).

5. Звук «р» произносится гнусаво как (“нг”, корень языка образует смычку с мягким небом и выдох происходит через нос.

6. Звук «р» произносится одноударно, т. е. вместо периодического колебания кончика языка производится только однократный удар кончиком об альвеолы. Получается звук «р», похожий на звук «д» (“ садай”).

Параротацизм.

1. Звук «р» заменяется звуком «в», который произносится обеими губами без вибрации (рука – “вука”, паровоз – “павовоз”).

2. Звук «р» заменяется звуком «ы» (рама – “ыама”, ворона – “ воыона”).

3. Звук «р» заменяется звуком «л» (рыба – “лыба”, сыр – “сыл”).

4. Звук «р» заменяется звуком «д» (рама-“дама”, трава – “тдава”).

5. Звук «р» заменяется звуком «г» (рука –“ гука”, паровоз –“ паговоз”)

6. Звук «р» заменяется звуком «й» или «ль» (рука –“ йука” или “люка”).

Описание правильной артикуляции звука «р».

Звук «р» (сонорный, вибрант) принадлежит группе переднеязычных и произносится при следующем положении частей артикуляционного аппарата: губы находятся в положении, свойственному им при произношении гласного, который следует за согласным; кончик языка в форме ‘чашечки’ поднят и вибрирует у альвеол (при твердом «р») или у щели верхних резцов (при смягченном «р’») корневая часть языка опущена, голосовые связки сомкнуты и вибрируют; небная занавеска поднята и, преграждает воздуху выход через нос, напряжение выдыхаемой струи воздуха сильные.

Методы устранения ротацизма.

Сложность артикуляционного уклада звука «р» и соответствующие многообразие дефектов его произношения породили различные методы по устранению различных видов ротацизма. Последовательность методов постановки звука «р» включает упражнения на поднятие языка, в форме “чашечки” с выдвиганием кончика языка к верху и на выработку вибрации кончика языка. Подготовительными упражнениями для языка являются:

1. Научить ребенка щелкать языком.

2. Присасывать язычок к твердому небу.

3. Удерживать язычок в положении “лопаточки” и “чашечки”

4. Переводить язычок из положения “лопаточки” в положение “чашечки” и наоборот.

5. Поглаживать твердое небо языком, постукивать кончиком языка верхние альвеолы.

6. Складывать язык в “трубочку”.

7. Упражнения – «болтушка» и «кормушка»

Все эти упражнения способствуют вызыванию звука «р». Звук «р» может ставиться по подражанию, но чаще всего звук «р» вызывают смешанным путем – по подражанию и механически.

Предложить ребенку поднять кончик языка за верхние резцы к альвеолам и длительно произносить звук «з». Шпателем, подложенным под кончик языка производить частые колебания, от чего получается рокот, характерный для произношения звука «р». Этот механический способ дает возможность ребенку ощутить вибрацию языка и в дальнейшем воспроизводить самостоятельно.

Звук «р», образованный механическим способом, соединяется с гласными в открытых и закрытых слогах, звуковых сочетаниях, словах, постепенно вводится в речь ребенка. Чтобы ребенок понял как получается смягченный звук «р’», следует показать ему, что этот звук приобретает мягкость в результате приближения кончика языка к верхним резцам вместо альвеол.

Одновременно с упражнениями по постановке звуков необходимо проводить упражнения по различению данной фонемы на слух: научить ребенка услышать звук в ряду других звуков, услышать слог в ряду других слогов, наличие звука в слове; слышать и отличать правильные и неправильные произношения. Необходимо вырабатывать у ребенка правильно различать звучание этой фонемы до того, как он научится самостоятельно произносить этот звук.

Дифференциация звука «р» и «р’».

Когда правильное произношение звуков «р» и «р’» будет достигнуто, необходимо обязательно прорабатывать упражнения на дифференциацию этих звуков (- ра, – ро,- ру,-ры); в словах с прямыми (-рад, -рот, -рис, -горю) и обратными слогами (- дар, -бор,- жир, в предложениях (Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов) при чтении и пересказывании.

Литература.

1. Филичева Т. Б., Чевилева Н. А, Чиркина Г. В. «Основы логопедии» М. Просвещение 1989г.

2. Правдина О. В «Логопедия» М. 1969г.

3. Рау Ф. Ф. «Приемы исправления недостатков произношения фонем», «Основы теории и практики логопедии» Под редакцией Левиной Р. Е. М. 1968г.

4. Синяк В. А, Рау Е. Ф «Логопедия» М. 1970г.

Инновационные методы работы с родителями в ДОУ Подготовила Шапочанская Наталья Сергеевна воспитатель МБДОУ детского сада №37 г. Новочеркасска В современном обществе постепенно устанавливается.

Формы и методы работы воспитателя ДОУ Провожу ежегодные, а так же промежуточные мониторинги, на основании которых стараюсь совершенствовать методы и формы организации учебного.

Формы и методы взаимодействия ДОО с семьей Формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями Цель: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых.

Инновационные методы обучения в ДОУ Ребенок-сама природа. Я имею дело с самым величайшим чудом Вселенной самой природой, самой сутью того, что вокруг меня. Ребенок – это начало.

Методы Альтернативной коммуникации Использование методов «Альтернативной коммуникации» на уроке «Альтернативное чтение» по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой.

Методы музыкального воспитания дошкольников В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Нет и единой, общепринятой.

Методы проектов Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Солнышко» ТЕМА: «Методы проектной деятельности.

Методы работы с неблагополучными семьями Проблема: Педагогическая безграмотность родителей Действия ДОУ: наблюдение и консультации воспитателя, психолога, координатора по работе.

Методы работы в ДОУ Актуальные задачи: • выявить уровень педагогического опыта каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и.

Современные методы и приемы обучения в ДОУ Современные методы и приемы обучения в ДОУ. Дошкольный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся.

Виды дислалии у детей

Дислалия – это дефект восприятия и произношения звуков речи.

  1. Фонетическая – искажение произношения (Когда ребенок неправильно говорит различные звуки – Р, Л и другие).
  2. Фонематическая – замена звуков (Замена букв, например С – Ш: пошёл-посол).
  3. Фонетико-фонематическая – артикуляторные нарушения.

Выделяют простые и сложные дислалии. Простые подразумевает нарушения, связанные с восприятием одного звука или одной фонетической группы. Сложные – когда не воспринимаются звуки из разных фонетических групп. Фонетические группы – это соноры (Р, Рь, Л, Ль, Н, Нь, М, Мь, Й), свистящие (С, Сь, З, Зь), шипящие (Ж, Ш), африкаты (Ч, Щ).

Простые дислалии имеют формы, куда включаются различные типы нарушений:

Сигматизм

Это нарушения, связанные с произношением свистящих и шипящих звуков: С, Сь, З, Зь, Ж, Ш, Ч, Ц, Щ

Парасигматизм

Это дефекты фонетические или фонетико-фонематические. Чистый сигматизм подразделяется на межзубный, боковой и иногда призубный. Парасигматизм подразделяется на губно-зубной (ш-ф, с-в), свистящий-шипящий (ш-с, с-ш)

Особенности сигматизма

  1. Дефект в речи выстраивается симметрично, то есть, если страдает твердый звук, то также искажается и мягкий.
  2. Если используются только мягкие свистящие, то шипящие будут произноситься смягченно.
  3. Определяют также носовой сигматизм, но его как такого не существует. Если есть носовое произношение свистящих и шипящих, то носовым окажется произношение всех звуков, а это уже ринолалия. Однако носовой сигматизм может быть у глухонемых, когда им ставят звуки.
  4. Шипящие и свистящие звуки резко противопоставлены по акустическим признакам, но менее контрастны по артикуляционным.

Ротацизм

Это нарушение произнесения звуков «Р» и «Рь». Ротацизм очень распространен в силу артикуляционной трудности произношения. В лепете у детей есть правильный звук «Р». Но настоящее, чистое «Р» дети начинают произносить после 2-х лет. Здесь играет роль артикуляционная подготовленность. В норме дыхательная струя идет по центру языка, кончик которого вибрирует, боковые края прижаты к верхним наружным зубам.

При отклонении от нормы выделяют:

  1. Боковой ротацизм – один край языка не пристает к верхним коренным зубам. Имеется хлюпающий оттенок – среднее между «р» и «л»
  2. Горловой ротацизм – нарушается активность корня языка
  3. Велярный ротацизм – вибрация происходит при сближении корневой части языка с границами твердого и мягкого неба
  4. Увулярный ротацизм – вибрирует маленький язычок увуля.
  5. Раскатистый – форсированное использование языка
  6. Одноударный или фрикатичный – произнесение английского звука «р»
  7. Кучерское «р» — заднеязычный звук наподобие английского «р».

Параротацизм

Замена звуком «л», в ряде случаев произносят «ль» вместо «р» или «р» заменяют на «рь» называется параротацизмом. Несколько реже встречаются случаи замен «р» на «д» и «р» на «г». Существует до 30 дефектов произнесения звука «р».

Ламбдацизм

Звук «л» почти не подвержен дефектам и появляется как один из наиболее ранних звуков. Чаще бывают параламбдацизмы: «л» заменяют на «ль», «л» и «ль» на «й», а иногда и «л» на «в».

Йотацизм

Замена буквы «й» на «ль». Выделяют три дефекта произношения заднеязычных звуков:

  1. Гамацизм – звук «г»
  2. Каппацизм – звук «к»
  3. Хитизм (х) – замена звуков «х» на «ф», особенно перед «в». Либо «хь» на «х». Например, хитрый – хытрый.

Гамацизм и каппацизм на практике обычно встречаются вместе. Они характеризуются:

  1. Отсутствием звуков «Г» и «К».
  2. Заменой «к» и «г» на «т» и «д». Например, кролик – тролик.
  3. Замена «к» на «кь».

Все эти дефекты возникают в силу некоторых систем деятельности. Большинство звуков – переднеязычные и эти звуки тоже произносятся как переднеязычные.

Дефекты противопоставления согласных по глухости-звонкости.

Часто вместо звонких произносятся глухие согласные. Это не связано с нарушением голоса, просто не усвоено фонематическое противопоставление. Этот дефект наблюдается у слабослышащих детей, у которых оглушаются не только парные звонкие, но и непарные. У тугоухих произносятся звонкие вместо глухих.

Сложные дислалии

К сложным дислалиям относятся такие случаи, при которых наблюдаются комбинации различных дефектов. Наиболее частые из них:

  1. Ротацизм и ламбдацизм
  2. Ротацизм и сигматизм

В случаях укороченной подъязычной уздечки наблюдается заднеязычный звук «р» или замена «р» на «д» и нижние смягченные шипящие. Например, рама – дама.

  1. Ротацизм, ламбдацизм и сигматизм
    • Фонетико-фонематические нарушения
    • Сочетание фонетических с фонематическими, то есть одни звуки заменяются, другие – искажаются.
  2. Дефект связан с противопоставлением звуков по твердости-мягкости, звоности-глухости с тем или другим видом дефекта произношения одного звука (сигматизм, ротацизм).
  3. Тотальная дислалия – когда в произношении ребенка из всех согласных звуков остаются только «т» и «д» и носовые, сонорные, а гласные – в порядке. Например: сам-дам, шапка – тапка и другие.

Иногда остается только один звук «т» — этот дефект носит название готтентатизм (от африканского племени «готтентоте» — в их речи только два согласных – «т» и «д»).

Особенности сложной дислалии

Чем сложнее по комбинации оказывается дислалия, тем более сложным оказывается фон, на котором она протекает: задержка общего и психического развития. В случаях сложной дислалии необходимо углубленное дополнительное изучение ребенка не только в плане особенностей его поведения, но и интеллектуальных возможностей, а также особенностей слуха и зрения. Сложная дислалия – сигнал, что у ребенка что-то не в порядке со слухом или зрением. У детей слабослышащих очень часто переднеязычные звуки либо резко искажаются, либо заменяются звуком «т».

Если у ребенка тугоухость 2-ой или 3-ей степени, то здесь вспомогательным критерием будет особенность голоса, в нем отсутствует необходимый металл, голос будто «ватный».

У детей с резко сниженным зрением, слепых также могут наблюдаться дефекты произношения по типу сложных дислалий.Это связано с тем, что у таких детей сигматизм встречается в 3-4 раза чаще, чем при норме. Это связано со зрительным контролем. Но если устанавливать связь между межзубным сигматизмом и дефектом зрения, то, следовательно, все слабослышащие люди должны быть с межзубным сигматизмом, а это не так. Ведь ребенок не видит звуки «к», «г», «н» — они не нарушены, а сложная дислалия у них есть.

Дефект зрения мешает речи вообще – слепые говорят не по подражанию, слабовидящие ничего не могут спросить, они пассивны. Инициативная речь развивается к 4 годам. Произносительная система формируется тогда, когда зубы начинают меняться, отсюда и появляется межзубный сигматизм. Сложная дислалия протекает на фоне задержки речевого общения, обусловленного дефектом зрения.

При дефектах слуха часто встречаются нарушения челюстно-мышечной системы: прогения, прогнатия, передний открытый прикус, боковой открытый прикус.

Методы устранения дислалии

  1. Работа по преодолению дислалий всегда связана с формированием новых умений и навыков, то есть логопед-дефектолог перестраивает сложившуюся у ребенка произносительную систему. Подробнее о том, когда ребенку нужен логопед.
  2. Занятия по преодолению дислалий имеет развивающую роль: логопедическое воздействие направлено на формирование умений и навыков. Эта работа является обучающей, а процесс обучения в отличии от процесса подражания является процессом сознательным.
  3. Ориентиром в логопедической работе являются нормы произношения, принятые в русском языке. Подробнее о постановке правильного произношения звуков Р и Л.
  4. Вся работа по исправлению произношения является педагогической. В случаях медицинского воздействия создается лишь благоприятный фон, однако дефекта оно не исправляет. В качестве педагогических путей используются тренировки, демонстрации (когда логопед показывает в зеркале правильную артикуляцию различных слов) и т.п.
  5. На занятиях отрабатывается психофизиологический механизм, обеспечивающий нормальное произношение, а также двигательно-артикуляционная, слуховая и речедвигательная система настолько, чтобы ребенок был способен к нормальному произношению.

Дата публикации: 04.02.2016. Последнее изменение: 05.05.2021.

Моторная алалия глазами нейропсихолога

Взгляды специалистов на моторную алалию речи различны. Есть мнение, что такой диагноз можно поставить только уже говорящему ребенку, так как это языковой уровень расстройства.

Я буду излагать информацию так, как понимаю ее я с точки зрения нейропсихологии, опираясь на работы различных исследователей по данной теме.

Когда мы обратились к неврологу по поводу ЗРР у моего сына Егора, врач нам написала интересную формулировку в заключении: «ЗРР по типу моторной алалии». Ему было 2 г. 9 мес. и он разговаривал первым слогом, фразы не было. Через месяц он заговорил сразу предложениями. Формально алалию ему не ставили. Ну задержка и задержка. Но алалический механизм нарушения я вижу, вижу и диспраксию.

Итак, алалия – термин из клинико-педагогической классификации. По психолого-педагогической классификации логопеды при данном нарушении пишут «ОНР» — общее недоразвитие речи. То есть в одном заключении через запятую может стоять и то, и другое. При этом не каждое ОНР является алалией. Мне понравилась мысль логопеда Ангелины Карташовой, что алалия – это механизм нарушения, а ОНР – это степень выраженности.

Первые случаи недоразвития речи у детей были описаны еще в XIX веке. На Западе есть термин-аналог алалии — «дисфазия развития».

Моторная алалия (термин из книги Корнева А.Н.) – это мультисиндромное состояние тотального недоразвития преимущественно экспрессивной речи, проявляющееся в первичном нарушении формирования языковых операций фонологического, лексического и синтактико-морфологического программирования высказываний.

При этом моторная алалия может встречаться у детей с разным уровнем интеллекта (даже у деток с УО) и моторного развития (бывает и у детей с ДЦП).

Происхождение моторной алалии носит комплексный характер. Как правило, сочетаются два ряда причин:

  • Генетические (наследственность)
  • Экзогенно-органические (очень часто в анамнезе – КС, гипоксия плода, нарушение кровоснабжения мозга, смещение позвонков в шейном отделе, сосудистые проблемы).

При этом чем больше вес резидуально-органических факторов, тем более тяжелым будет речевое недоразвитие. Также алалия может сопровождаться особенностями развития психики.

Распространенность алалии составляет в среднем 2.7 случаев на 1000 детей-дошкольников, при этом моторная алалия стоит на 2 месте по тесноте связи с мужским полом (на первом – аутизм). Интересный факт: при простой форме моторной алалии соотношение 1 девочка с МА к 14 мальчикам с МА. В то же время МА, осложненная психоорганической симптоматикой, нарушением интеллекта будет встречаться в соотношении 1 девочка на 2 мальчика. Иначе говоря, большинство девочек страдает осложненной формой моторной алалии.

Среди ученых есть мнение, что ткани мозга у мальчиков более уязвимы, поэтому даже легкие проблемы во время беременности и родов могут вызвать церебральные нарушения у плода. Мозг у девочек более устойчив к повреждениям, поэтому дисфункцию вызывают лишь серьезные и обширные церебральные повреждения. Поэтому речевые проблемы у девочек на практике часто сопровождаются также и нарушениями неречевых психических функций. Также есть теория о влиянии гормонального фона на созревание речевых центров в коре.

Симптомы моторной алалии

В простых случаях первые слова у детей появляются в рамках нормы около 9-14 мес. В более сложных – после 14-19 мес. Понимание речи в быту при этом достаточное. Экспрессивный словарь растет крайне медленно, в возрасте 3 лет это может быть около 10-40 слов. Длительное время речь состоит из отдельных слогов, лепетных слов, звукоподражаний. При этом ребенок хочет коммуницировать и делает это с помощью мимических, жестовых средств. А.Н. Корнев отмечает, что основная «единица» коммуникации на 2-3 году жизни у моторных алаликов – [слово+жест].

Наблюдается длительная задержка в появлении фраз: в 3 года у детей еще нет фразовой речи.

ЗРР, диспраксия или алалия?

Здесь есть разные мнения. Кто-то считает, что алалию можно распознать уже в возрасте 2 лет. И действительно, есть нехорошие «звоночки», которые видны специалистам. Но мозг ребенка пластичен, и в 2 года прогнозы будут иметь определенный % вероятности.

В то же время некоторые считают, что пока ребенок не заговорил, ему нельзя поставить диагноз «алалия».

Я придерживаюсь следующей точки зрения: если ребенок не говорит фразами до 3 лет, а словарь в несколько раз ниже нормативного, с 3 лет это уже не просто задержка и нужно ставить диагноз. Грамматический, языковой уровень будет страдать однозначно.

Синдромы, входящие в моторную алалию

Как уже говорилось выше, моторная алалия – мультисиндромное нарушение. Что же в него входит?

  1. Артикуляционная динамическая диспраксия. Дети с моторной алалией не способны быстро переключиться с одного артикуляционного действия на другое. Поэтому нарушается слоговая структура слов. Долгое время (часто до 4-5 лет) единственно возможной слоговой структурой остается повторение одинаковых слогов: би-би, ко-ко, му-му, либо называние первого слога. Даже при появлении фразы лепетные слова длительное время остаются в речи. С возрастом данный синдром остается, но проявляется уже в словах с более сложной структурой. Наблюдаются замены звуков, повторы слогов, пропуски, перестановки звуков и слогов. Ошибки нерегулярны, то есть, произнося одно и то же слово, ребенок может каждый раз произносить его по-разному. При этом количество ошибок возрастает по мере усложнения речевого материала (при этом изолированно ребенок может повторять звуки в рамках нормы).
  2. Вербальная диспраксия (это уже уровень языка). Фонологические матрицы (смысло-звуковой рисунок слова) долго не автоматизируются при моторной алалии. Нарушена фонологическая организация при порождении слов и словосочетаний (по сути это проблема планирования, то есть диспраксия более высокого уровня, нежели просто артикуляция). Каждый раз ребенок как бы учится «конструировать» слово заново, а не использует наработанный шаблон. Не зря речь моторных алаликов напоминает речь иностранцев, ведь и те, и другие испытывают трудности с тем, где сделать паузу, поставить ударение, как согласовать слова в предложении.
  3. Артикуляционная кинестетическая диспраксия. Здесь речь уже про нарушение звукопроизношения. Причем изолированно звуки ребенок часто может повторять без ошибок, но в потоке речи резко возрастает количество ошибок, замен. Этот синдром при моторной алалии может присутствовать не у всех детей и не относится к уровню языка.
  4. Оральная диспраксия. В первую очередь, страдает динамический оральный праксис, то есть нарушение возникает при воспроизведении серии движений языком.
  5. Синтаксические нарушения. Первые фразы у детей с моторной алалией появляются после 3 лет. При этом в дальнейшем длительное время в речи преобладают простые, нераспространенные предложения, предлоги часто пропускаются. Это хорошо заметно в пробах на составление рассказа по серии картинок, при этом ребенок может хорошо понимать причинно-следственные связи невербально. Данная тенденция сохраняется в школьном возрасте.
  6. Синдром морфологического дисграмматизма. Для алаликов характерны грубые аграмматизмы. Часто встречаются ошибки выбора падежных окончаний. При этом дети допускают больше ошибок в диалоге, чем в монологе (что может быть связано с уровнем самоконтроля).

У детей с моторной алалией даже после качественной коррекции высока вероятность аграмматической дисграфии как проявления языковых трудностей на письме.

Психоэмоциональные особенности детей с моторной алалией

Моторная алалия – это не только речевое, но и психоречевое нарушение развития.

Психическое развитие детей с моторной алалией происходит своеобразно. При этом наблюдаются особенности:

  • Личностной сферы – эмоционально-волевая незрелость;
  • Когнитивной сферы;
  • Эмоционально-вегетативной сферы (невротическая и неврозоподобная симптоматика).

Практически у всех детей в той или иной степени присутствует логофобия – избегание вербального общения, вплоть до элективного мутизма. В редких случаях можно наблюдать обратную ситуацию, когда ребенок сохраняет высокую речевую активность.

На практике у таких детей я часто наблюдаю патологическую привязанность к маме, негативизм, протесты, высокую тревожность, отказ от выполнения заданий даже в игровой форме. Часто дети отказываются выполнять задания не только речевые, но и связанные с пальцевым и кистевым праксисом.

Для детей с моторной алалией крайне высока вероятность социальной дезадаптации. Поэтому очень важно проводить не только логопедическую коррекцию, но и психологическую. В таком случае динамика в коррекции будет выше!

Если вам требуется консультация логопеда или нейропсихолога, звоните по тел.: (812) 642-47-02 или пишите нам в мессенджеры:

Сенсомоторная алалия у детей — признаки, диагностика и лечение

Время чтения – 13 минут

Опубликовано 7 мая 2020 г.

Сенсомоторная алалия у детей — грубое нарушение, при котором устная речь значительно затруднена или отсутствует. Причиной дефекта является поражение речевых центров головного мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. В статье мы рассмотрим причины, лечение и прогноз сенсорно-моторной алалии, расскажем, как вести себя родителям ребенка с такой патологией.

Причины болезни

Сенсомоторная алалия развивается вследствие поражений участков головного мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Повреждающий фактор может воздействовать в разные периоды развития ребенка:

  1. Во внутриутробном периоде негативно сказываются инфекционные болезни у женщины, угроза выкидыша, многоводие или маловодие, преждевременное излитие вод, обвитие пуповиной, вредные привычки, прием лекарств, сопутствующие заболевания, авитаминозы;
  2. Во время родов повышен риск родовых травм, гипоксии, при которых головной мозг испытывает дефицит кислорода или повреждается. Опасны применение щипцов, стремительные роды;
  3. После родов и первые годы жизни малыша поражение головного мозга может возникнуть в результате травм, энцефалитов и менингитов, тяжелых сопутствующих заболеваний.

Важную роль в развитии сенсомоторной алалии играет отношения с родителями. Доказано, что дети, родители которых относятся отстраненно к своему малышу, игнорируют его потребности в любви, общении, заботе, отстают в развитии от своих сверстников. Это касается и развития речи.

Симптомы сенсомоторной алалии у детей

Клиническая картина характеризуется тяжелым расстройством речи. Если при моторной алалии страдает произношение, сенсорной — понимание речи и его анализ, то при сенсомоторной алалии затрагиваются оба компонента. Нарушение может затрагивать также центр ассоциаций — участок мозга, который контролирует построение фраз и предложений.

Разберемся в этих нарушениях подробнее:

  1. Расстройство экспрессивной речи выражается в неспособности воспроизводить звуки. При этом нарушений слуха нет, патология органов артикуляции тоже отсутствует. Ребенок произносит первое слово только к 3 – 4 годам. В разговоре он использует звукоподражания, жесты, лепет. Заменяет звуки или пропускает их, бесконтрольно повторяет слова, но не может повторить слова по просьбе, целенаправленно. Использует в основном имена существительные;
  2. Нарушение импрессивной речи характеризуется непониманием обращенной к нему речи. Хотя ребенок прекрасно слышит звуки, слова, но не может их анализировать и адекватно реагировать. В некоторых случаях отсутствует реакция даже на собственное имя. При этом он бессознательно повторяет слова, слоги, но по просьбе взрослого сделать это не может. Характерна логорея — многословие, но речь нечленораздельная, состоит из отдельных междометий, лепетных слов.

В незнакомой обстановке сенсомоторная алалия становится более выраженной. Например, если дома ребенок реагирует на слова мамы, правильно отвечает на них или реагирует соответственно, то в другом месте он абсолютно ничего не понимает и не реагирует.

Словарный запас ограниченный. Малыш не умеет склонять слова, путает падежи, числа, роды. Страдает грамматика, письменная речь, чтение. Из-за сложности с восприятием речи им сложно усваивать школьный материал.

Такие дети отличаются импульсивностью, неустойчивым эмоциональным фоном. Из-за этого не могут общаться с другими людьми, у них нет друзей. Обычно они держатся обособленно от коллектива. В дальнейшем это приводит к психологическим проблемам.

При сенсомоторной алалии тяжелой степени присоединяются неврологические нарушения и симптомы:

  1. Трудности с координацией и мелкой моторикой;
  2. Неуклюжесть;
  3. Когнитивные расстройства — нарушение памяти, внимания, концентрации;
  4. Неусидчивость, суетливость или наоборот, заторможенность и замедленность;
  5. Заикание;
  6. Энурез;
  7. Нарушения сна и аппетита.

Степени тяжести

В зависимости от глубины поражения головного мозга признаки сенсомоторной алалии у детей могут быть разной степени выраженности:

  • легкая степень характеризуется незначительными нарушениями — изменением последовательности звуков в слове, применением только простых фраз из 2 – 3 слов. Понять, о чем говорит ребенок, можно;
  • при сенсомоторной алалии средней тяжести понимание речи крохи затруднено, есть проблемы с произнесением звуков, построением даже простых фраз;
  • тяжелая степень сопровождается отсутствием реакции на чужую речь и отсутствием или затруднением собственной речи.

Диагностика сенсомоторной алалии у детей

Диагноз сенсомоторная алалия ставится на основании обследования с участием невролога, логопеда, оториноларинголога, психолога, педиатра. При необходимости назначаются консультации других специалистов. Целью диагностики является выявление точной причины дефекта, исключение других проблем со здоровьем, которые могут сопровождаться речевыми нарушениями: аутизма, тугоухости, психических отклонений.

Для уточнения диагноза и выявления признаков повреждения головного мозга, исключения объемных образований, сосудистых проблем маленького пациента направляют на электроэнцефалографию, допплер сосудов, МРТ или КТ.

Лечение сенсомоторной алалии у детей

Терапия детей с диагнозом сенсомоторная алалия должна быть комплексной, основанной на индивидуальных особенностях болезни у конкретного малыша. Также необходимо соблюдать системность, и регулярно посещать занятия.

Лечение состоит из медицинской, логопедической, психологической помощи.

Медицинская составляющая терапии заключается в назначении лекарственных средств, которые стимулируют мозговой метаболизм, восстанавливают связи между нейронами. Используются ноотропы, поливитамины и другие группы препаратов по необходимости. В курс входят физиотерапевтические методики (лазеротерапия, иглорефлексотерапия, электрофонофорез, электростимуляция, магнитотерапия), массаж.

Коррекционные занятия по развитию речи у ребенка

Основой коррекции речевых нарушений при признаках сенсомоторной алалии у детей является работа с логопедом или дефектологом. Возможны групповые занятия, но на начальном этапе лучше заниматься индивидуально.

Специалист помогает поэтапно:

  • на первом этапе обучает правильно воспринимать и воспроизводить звуки и слова;
  • второй этап терапии направлен на построение слов и коротких фраз, выработку навыков ведения диалога. Одновременно обогащается набор слов в лексиконе;
  • третий этап коррекционных работ заключается в развитии монологовой речи, закреплении грамматики.

Занятия проводятся в игровой форме, с использованием игрушек и картинок. Обычно малыш проходит терапию в амбулаторных условиях. Но в более сложных случаях показана госпитализация в специализированные стационары.

Полезно развивать мелкую моторику. Для этих целей подходят рисование, занятия с конструкторами, мозаикой, лепка, аппликации. Как альтернативные методы используются водолечение (гидромассаж, бассейн, лечебные ванны), лечение с помощью животных (дельфинотерапия, иппотерапия).

С ребенком работает и психолог. Под его контролем малыш учится навыкам коммуникации, контроля эмоционально-волевой сферы.

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от возраста, когда диагностируется сенсомоторная алалия у детей и сроков начала терапии. Если диагноз ставят в дошкольном возрасте, малыш получает адекватное лечение, регулярно занимается с логопедом, психологом, то удается остановить прогрессирование заболевания и научить пациента навыкам общения. Артикуляция нормализуется. В последующем он социализируется, может обучаться в обычной школе.

Очень важно участие родителей в коррекции сенсомоторной алалии и понимание ими сложности ситуации. К сожалению, сами по себе такие нарушения не проходят. Для хорошего результата необходимы терпение, желание и усилия со стороны как родителей, так и малыша. Старайтесь мотивировать кроху, поощряйте, хвалите за успехи. Придерживайтесь рекомендаций вашего логопеда.

Если вы запустите сенсомоторную алалию, то возможно присоединение заикания, задержки умственного развития, нервного тика. Это усугубит и без того сложный прогноз и негативно повлияет на будущую жизнь ребенка.

Профилактика заключается в четком планировании беременности. Будущей маме следует сбалансированно питаться, достаточно отдыхать, регулярно наблюдаться у врача. Во время родов и первые годы жизни крохи следует внимательно следить за его развитием, не допускать травм и своевременно лечить инфекционные и другие заболевания.

Если обнаружите симптомы сенсомоторной алалии, обратитесь к специалистам, чтобы вам провели обследование и выявили причину такого состояния.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: