Российская ассоциация дислексии

За что гении получали двойки

– Это дисграфия, – говорит мне учредитель первой в России Ассоциации родителей и детей с дислексией Мария Пиотровская. – Дислексия же – это специфическое расстройство чтения и письма.

И открывает передо мною книгу. Нормального размера буквы на белой странице “плывут” и “смазываются”. И “закручиваются”, образуя какое-то странное сферическое пространство: в середине листа еще что-то можно разобрать, по краям – практически ничего. “Так ребенок с дислексией видит для нас с вами обычный текст, – говорит Мария. – Он будет тормозить, “зависать” над текстом, у него будет болеть голова. И не потому, что ленив или не умеет концентрировать внимание, а потому что он дислекс. Между тем учителя, видящие текст “нормальным”, будут делать все, что привыкли делать: торопить, шикать на ребенка. Родители часто следуют их примеру.”

“Когда ребенок говорит: “Мама у меня болит голова” и на градуснике 39, вы же не отвечаете ему: возьми себя в руки и иди в школу, – объясняет Мария. – Вы его ведете к врачам или укладываете в постель. Почему же дислексию мы воспринимаем как повод для волевого преодоления?”. Мария Пиотровская, выслушивая замечания в адрес своей дочери от учителей хорошей частной школы в Подмосковье, и наблюдая, как та мучается над страницей учебника, решила понять, ЧТО ей трудно. И первое, что обнаружила: диагностов этой “трудности” в России почти нет – в поликлиниках сократили, а в вузах почти перестали готовить логопедов, а именно они первыми “ловят” дислексию.

Мария Пиотровская – не однофамилица, дочь директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского, и, как мне показалось, похожа на него упорством характера и силой личности. Она “включилась” в ситуацию на полную катушку и нашла лучших в стране ученых, занимающихся дислексией. Ими оказались Татьяна Черниговская, специалист в области нейронауки и психолингвистики, профессор Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии,автор книг “Дислексия и дисграфия у детей” Александр Корнев и доктор психологических наук, один из лучших специалистов нейропсихологического обследования детей Татьяна Ахутина. Теперь они партнеры и научные попечители проекта Марии.

Потом стало кристаллизоваться уникальное родительское сообщество. Заикнувшаяся в интернете об идее родительской ассоциации Мария начала получать письма от родителей детей с дислексией и познакомилась с огромным количеством родителей-героев. Особенно ее поразили отцы из Перми, по шесть-семь лет решающие трудности письма и чтения – по непонятной для них причине – родных детей, и героически вытаскивающие их из двоек-троек и презрительных приговоров школьного и взрослого сообщества.
“Я что-то должна сделать, – не только для себя, но и для них”, – сказала себе Мария. И погрузилась в изучение мирового опыта.

Ей открылась невероятная картина – 10 процентов детей на Земле – дислексы. При отсутствии диагностики и помощи им они автоматически записываются в лодыри и бездарности. Между тем дислексия – не заболевание, а особенность человека. Причем не понижающая интеллект и уровень развития личности. Среди людей с дислексией – на минуточку! – Стив Джобс, Джон Леннон, Уинстон Черчилль, Джон Кеннеди, Кира Найтли.

В рекламных проспектах ассоциации представлен целый иконостас гениальных дислексов. Случаи Стива Джобса с Кирой Найтли, конечно, из серии научно установленных истин, но вот имена великих Бетховена, Моцарта и Леонардо да Винчи поначалу показались мне “припиской” в рекламных целях. Пока не проснулась мысль, а так и неразгаданные до конца загадки “Джоконды” – не следствие ли зрения дислекса, чей глаз непроизвольно закручивает любое изображение вихрем? Интересно, не дислексом ли был Ван Гог? И “закрученный как пламя, кипарис” не признак ли дислексии? Трудности Пикассо в освоении чтения и письма сейчас объясняют “скорее всего – дислексия”. Получается, что дислексия чуть ли не признак гениальности? Но тому же Джобсу нелегко было стать гением. В школе ему все давалось трудно. Но повезло с учителем, понявшим, что ребенок способный, и стал уделять ему особое внимание.

Читайте также:
Уровни построения движений по Н. А. Бернштейну

Чтобы везло всем дислексам, Мария решила перевернуть восприятие дислексии: вместо насаждаемого детям чувства ущербности – чувство особого дара. “Дислексия – это подарок” – теперь их слоган. Когда она повторила его учительнице своей дочери, умной девочки с дислексией, та ответила “мамочки себе вечно что-нибудь придумывают”.

Но зато Марии повезло встретиться с министром просвещения, и вместе с лучшими специалистами по дислексии подготовить ей 20 страниц предложений. После вмешательства Ольги Васильевой появился приказ Рособрнадзора и было принято около 10 важных решений по этому вопросу.

Созданной Марией родительской ассоциации уже два года. Но если учесть, что Международной – 69, а Европейской – около 30, то станет ясно, что Мария Пиотровская создает по сути “импортозамещающий” проект. Его цель – “дать детям с дислексией возможность получить качественное фундаментальное образование в России, поддержать и развить их творческий потенциал и таланты”. Только “замещаются” в данном случае не сыры или томаты, а “гуманное отношение” и “гуманитарное развитие”. Если раньше за хорошим образованием для ребенка-дислекса надо было ехать в Европу или Америку, то скоро его можно будет получить и в России. Выявить у ребенка дислексию, и добиться для него адекватных условий обучения – безусловно, социально значимое дело.

Дети с невыявленной дислексией, но обвешанные плохими оценками, заканчивают либо нервными расстройствами, либо девиантным поведением, с сожалением комментирует Мария. И выдвигает свои предложения – в каждой школе нужны логопеды (профессиональные стандарты для которых в России пока не разработаны), родители должны иметь возможность обратиться к нейропсихологу и неврологу. Хорошо бы иметь специальные “речевые” детсады. В клинике МЕДСИ уже создан, а в ЦКБ создается медико-педагогический центр, который Пиотровская готова всем рекомендовать (весь остальной опыт разбросан по разным центрам и не проверен экспертами). И для логопедов, и для родителей детей с дислексией нужны онлайн-курсы с обратной связью, чтобы в любом регионе к ним мог подключиться родитель или местный специалист.

Она мечтает, чтобы в отчетность школьных достижений – количество победителей олимпиад, отличников и хорошистов – был добавлен новый критерий: выявление детей с дислексией и программа особой работы с ними.

Она планирует решить проблему сначала хотя бы на уровне Москвы. Но вообще, если учитывать, что в Англии около 50 специальных школ, где могут учиться дети с дислексией, а в США около 250, то тут поле непаханое. Но Мария уверена, что когда-то и у нас на сайтах школ и университетов будет висеть пометка для школьников и студентов с дислексией “Позвоните тьютору” с номером его телефона.

В ассоциацию постоянно звонят родители, списываются через “Фейсбук” и “Инстаграм”.

В этом году в России впервые собралась первая серьезная международная научная конференция по проблемам дислексии.

Прошли мастер-классы в школах Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Чечни, Ингушетии. Ассоциация дислексии совместно с Институтом русского языка имени А.С. Пушкина затеяли большой социологический опрос на эту тему. Готовятся методические пособия, начата разработка профстандартов для логопедов для минтруда… Сейчас ассоциация занимается не только проблемой дислексии, но и такими трудностями обучения как дисграфия, дискалькулия и т.д., а этим – по данным мировых статистических исследований, отличаются порядка 25 процентов школьников – с сохраненным интеллектом.

Я говорю Марии: “Вы – воин” – она кивает, и с улыбкой рассказывает, что дочка Ксения из-за этого в последнее время предпочитает рассказывать о школьных проблемах сначала отцу: “А то мама тут же пойдет разбираться”… И уже интересуется психологией. И может быть, будет талантливым психологом, ведь дислексия это одаренность…

Этой осенью Мария с дочерью ездили в Эрмитаж смотреть выставку Лейденской коллекции, музей снабдил ее табличками с текстом, понятным для людей с дислексией.

Если ваш ребенок испытывает трудности с чтением и письмом, у него плохой почерк или он путает буквы и пишет их зеркально

  • – Сводите его к логопеду.
  • – Побывайте на приеме у невролога и нейропсихолога.
  • – Поскольку у дислексов есть звуки, которые они не слышат, поэтому их лучше не заставлять на уроках читать вслух.
  • – За логопедические ошибки и некрасивое письмо ребенку с дислексией не стоит снижать оценки.
  • – При сдаче экзаменов ребенку с дислексией нужно добавить дополнительное время, а также в особых случаях возможность использовать девайсы.
  • – Ребенку с дислексией правильнее давать звуковые, а не письменные задания – и лучше через наушники.
Читайте также:
Словесные головоломки при афазии

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере “РГ”

Мировая статистика дислексии и связанных с ней трудностей обучения: цифры и факты

Когда человек сталкивается с какими-либо трудностями в своей жизни, одна из вполне закономерных реакций – а) понять, что он не один и b) узнать опыт других людей по преодолению этих трудностей.

Дислексия и связанные с ней трудности обучения не исключение.

Так, в мире действует целая Международная Ассоциация дислексии (International Dyslexia Association, IDA), которая, являясь некоммерческой организацией, курирует вопросы, связанные с дислексией и связанными с ней трудностями обучения. Головной офис базируется в США, тогда как всего насчитывает более 9 000 членов, имеет свыше 40 филиалов в Америке и Канаде, а также официальных партнёров в 21 стране.

Международная Ассоциация дислексии помогает людям, у которых есть дислексия и связанные с ней трудности обучения, их семьям, а также консультирует специалистов в данной области.

По данным Ассоциации, в настоящее время порядка 17-23% всего населения Земли имеют отдельные симптомы дислексии и связанных с ней трудностей. Это, как правило, медленное чтение, плохое письмо, плохая грамматика.

Америка

В Америке в настоящее время более 40 миллионов взрослых американцевимеют дислексию и связанные с ней трудности обучения. И только 2 миллиона знают об этом. Что же делают остальные 38 миллионов? Пожалуй, что и все: ходят на работу, берут кредиты, создают семьи.

Во всемирно известной организации NASA, например, более 50% от общего числа сотрудников имеют дислексию, что никоим образом не отвлекает их от главной задачи – изучению космоса.

Среди этих миллионов есть как и бедные, так и богатые люди, что ещё раз подтверждает тот факт, что ни этническое происхождение, ни социально-экономический уровень не влияют на предрасположенность к появлению особенностей.

Что касается детей школьного возраста во всем мире, то около 20% из них имеют дислексию или связанные с ней трудности обучения.

Россия

Даже если учесть, что на постсовестком пространстве существуют очень серьезные исследования на тему дислексии и связанных с ней трудностей обучения, осведомлённость простого населения, а также рядовых учителей о проблеме, увы, не велика.

Нейропсихолог и доктор психологических наук Татьяна Ахутина, заявляет, что две трети россиян (около 61%) не знают о проблеме ничего. Вместе с тем, трудности в обучении испытывают 7–15% российских школьников.

Европа

Согласно данным статьи Европейской ассоциации дислексии (The European Dyslexia Association), во всём мире дислексия встречается у 9-12% населения вне зависимости от языка, культуры, уровня жизни и иных факторов.

Британская ассоциация дислексии заявляет, что около 7,3 миллионовбританцев имеют дислексию и связанные с ней трудности обучения, что составляет порядка 10% от всего населения Соединённого Королевства.

По данной группе населения Ассоциация приводит следующие наблюдения:

  • 20-40% людей с дислексией имеют дискалькулию;
  • 20-55% людей с нарушением языкового развития страдают дислексией;
  • 10-20% людей с дислексией страдают тревожным расстройством;
  • 2-14% людей с дислексией страдают от депрессии;
  • 8-18% людей с дислексией имеют синдром дефицита внимания и/или гиперактивности.

В Европейской ассоции убеждены, что «нет никакой связи между уровнем интеллекта человека, индивидуальными усилиями или социально-экономическим положением и наличием дислексии и связанных с ней трудностями обучения».

Вместе с тем, грамотность, навыки письма и чтения, знание иностранных языков в современном социуме являются важными предпосылками для достижения успеха. Поэтому только информированность окружающих, повышение уровня осведомлённости о дислексии и связанных с ней трудностях, а также создание благоприятной среды может гарантировать полноценное развитие и реализацию своего потенциала для тех, кто попал в вышеупомянутые 9-12%.

Читайте также:
Восстановление лексического состава речи у больных с разными формами афазий

Где в мире занимаются вопросами дислексии и связанными с ней трудностями обучения?

“АССОЦИАЦИЯ ДИСЛЕКСИИ”

Для получения полной информации
выберите вариант подключения Премиум доступа

Премиум доступ

Онлайн оплата

Частный 24 часа

ПРЕМИУМ 24 ЧАСА

ПРЕМИУМ 1 МЕС

ПРЕМИУМ 12 МЕС

Тарифы рассчитаны на одно рабочее место
При оплате Вы соглашаетесь с офертой
Посмотреть все тарифы

Выставить счет
на организацию

QR-код карточки компании

Вы можете скопировать QR-код и использовать:
• при составлении любого договора в разделе “Реквизиты”, для быстрого получения актуальной информации о компании (Вашей или Вашего Контрагента);
• на визитках, презентациях или рекламных буклетах (для быстрого получения информации о Вашей компании);
• в любых других случаях, где нужно предоставить актуальную официальную информацию о Вашей компании.

АССОЦИАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ С ДИСЛЕКСИЕЙ “АССОЦИАЦИЯ ДИСЛЕКСИИ” 7722379736

Дата регистрации

Юридический адрес

119454, г Москва, улица Удальцова, дом 81, ЭТ/ПОМ/КОМ ЦОК/V/83
получен 16.07.2020
Зарегистрирована 1 организация по этому адресу

Руководитель Юридического Лица

Блокировка счетов

Проверить (рекомендуем проверять перед платежом на расчетный счет организации)

Наличие обеспечительных мер

Проверить (рекомендуем проверять перед заключением договора с организацией)

Банкротство

Проверить (проверка наличия сведений в реестре о банкротстве (ЕФРСБ)

Основной вид деятельности

94.12 Деятельность профессиональных членских организаций

Дополнительные ОКВЭД

Специальный налоговый режим

Коды статистики
ОКАТО

Реестр недобросовестных поставщиков

Реестр террористов и экстремистов (new)

▒▒▒▒▒▒▒▒ (по данным РОСФИНМОНИТОРИНГ)

Цель обработки персональных данных:

Отзывы об организации

Aффилированность
(связанные компании)

Нажмите, чтобы посмотреть.

Связи по руководителю

Руков. Учредитель ИП
1

Предложения от партнёров

Товарные знаки

Данные не найдены.

Конкуренты (3 009)

В регионе Москва
с ОКВЭД 94.12.

Об организации

“АССОЦИАЦИЯ ДИСЛЕКСИИ” ИНН 7722379736, ОГРН 1167700069393 зарегистрировано 24.10.2016 в регионе Москва по адресу: 119454, г Москва, улица Удальцова, дом 81, ЭТ/ПОМ/КОМ ЦОК/V/83. Статус: Действующее. Размер Уставного Капитала – руб.

Руководителем организации является: Директор – Ходакова Марина Александровна, ИНН 772904825690. У организации 2 Учредителя. Основным направлением деятельности является “деятельность профессиональных членских организаций”.

В Реестре недобросовестных поставщиков: не числится. За 2020 год доход организации составил: 818 000,00 руб., расход 407 000,00 руб.. У “АССОЦИАЦИЯ ДИСЛЕКСИИ” зарегистрировано судебных процессов: 1 (в качестве “Ответчика”), 0 (в качестве “Истца”). Официальный сайт “АССОЦИАЦИЯ ДИСЛЕКСИИ” – добавить данные. E-mail “АССОЦИАЦИЯ ДИСЛЕКСИИ” – добавить данные. Контакты (телефон) “АССОЦИАЦИЯ ДИСЛЕКСИИ” – +▒ ▒▒▒ ▒▒▒-▒▒-▒▒ .

ВНИМАНИЕ! Для оценки рисков необходимо:

о рисках, с рекомендациями по сбору документов
– Изучить важные факты об организации

6 видео о дислексии: родители и эксперты вместе ищут способы помочь детям

04 октября 2019

Но сначала важно распознать те трудности с чтением и письмом, которые объясняются особенностями работы мозга

Октябрь — месяц осведомленности о дислексии во всем мире. В России пока лишь 17% жителей могут объяснить смысл этого термина. 61% россиян вообще ни разу не слышал о проблеме, хотя дислексия осложняет жизнь многих семей. Ребенок с трудом читает и пишет с ошибками, несмотря на старания? Возможно, ему мешает дислексия или дисграфия. Эти нарушения требуют иного подхода в обучении.

С 5 по 12 октября в Петербурге, в Главном штабе Государственного Эрмитажа, впервые в России пройдет Неделя осведомленности о дислексии, которую подготовила Ассоциация родителей детей и взрослых с дислексией. Семинары, встречи, презентации будут интересны родителям, врачам и учителям, которые хотят больше знать о проблеме и способах ее решения. Мы выбрали несколько видео, из которых можно узнать больше о проявлениях дислексии, о трудностях детей-дислексиков и их близких и о том, как им можно помочь.

Распознать дислексию у ребенка. История матери, которая создала общественную организацию

Что такое дислексия? Как ее распознать? Что делать дальше родителям и учителям? Как поддержать ребенка, который чувствует себя не таким, как все? Что в России есть для таких детей и что будет делаться еще? Обо всем этом рассказывает Мария Пиотровская, основательница Ассоциации родителей детей и взрослых с дислексией.

Читайте также:
Комплекс упражнений по профилактике дисграфии у младших школьников

Мария по собственному опыту знает, каково это — когда у твоего ребенка обнаружена дислексия. Собственно, именно это и подтолкнуло ее вместе с единомышленниками больше двух лет назад основать Ассоциацию, чтобы начать масштабную работу по информированию россиян.

Дети с дислексией могут учиться не хуже сверстников. Подтверждение тому — гении прошлого и талантливые люди, живущие с нами в одно время. Многие известные писатели, ученые, актеры сейчас во всеуслышание говорят о том, что испытывали трудности в учебе из-за дислексии. Это, однако, не помешало им стать профессионалами своего дела, найти свой путь в жизни. И помогла им поддержка взрослых.

Мария Пиотровская в качестве гостя на радио «Медиаметрикс» заостряет на этом разговор, объясняя, почему дислексия — это не проявление «лени» ребенка, а история, которая требует внимания родителей. При своевременном вмешательстве и грамотной работе со специалистами дети с дислексией могут развиваться так же, как и их сверстники, приобретать необходимые навыки, учиться в вузах и выбирать профессию, к которой лежит душа.

Со мной что-то не так. Опыт ребенка с дислексией

О том, что у нее дислексия, Мария Парфенова узнала только в 17 лет, когда начала учиться за рубежом. До этого она считала, что семья известных журналистов ее удочерила. Ей было трудно учиться: долгое время ни родители, ни учителя не понимали, что происходит с девочкой. Сейчас Мария — успешный профессионал в области организации социальных проектов и соучредитель Ассоциации родителей детей и взрослых с дислексией. Она рассказывает о своем опыте и не устает повторять: дислексия — особенность восприятия информации, которая не затрагивает интеллект. Она не лишает человека возможностей, а дает другие, не менее богатые, чем у людей без такой особенности.

Реабилитация детей с дислексией. Взгляд логопедов

Эксперты говорят: точно установить, что у ребенка дислексия, можно на второй год его обучения в школе. Почему не раньше? Ведь чем раньше, еще до школы, начнется устранение проблемы, тем легче будет и ребенку, и родителям. На Youtube-канале издания «Правмир» об особенностях проявлений дислексии рассуждает Ольга Азова, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз».

Специалист отмечает индивидуальность каждого случая дислексии, при этом описывая общие типологические черты, по которым можно узнать проявление этого нарушения у ребенка.

Дислексия мешает ребенку читать привычным большинству людей способом. Родители, которые об этом не знают, мучаются от того, что дети у них тугодумы или лентяи. Часто ребенок в ситуации непонимания своей проблемы со стороны взрослых и сам начинает относится к себе негативно. К чему это приводит? К низкой самооценке, плохому поведению, невозможности найти свой путь в жизни.

Ольга Величенкова, преподаватель Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, в эфире радио «Маяк» рассказывает не только об особенностях дислексии у детей, но и о результатах социологических опросов специалистов и родителей и о том, куда обратиться за бесплатной помощью.

Другие трудности обучения. Вебинар нейропсихолога

Кроме дислексии есть и другие трудности восприятия визуальной информации и, как следствие, обучения, с которыми сталкиваются младшеклассники, например, дисграфия (нарушения письма). Об этом рассказывает нейропсихолог Татьяна Ахутина, ведущий отечественный специалист по предупреждению и преодолению трудностей обучения, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Вебинар, который прошел при поддержке Ассоциации родителей детей и взрослых с дислексией, дает представление о действенных методах исправления ситуации, когда ребенку трудно учиться из-за особенностей развития его мозга.

Мария Пиотровская — о том, как помочь детям с дислексией

От бывшего банкира ожидаешь открытия галереи современного искусства, а не борьбу за изменение государственной системы здравоохранения и образования. Но дочь директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского всю жизнь поступала наперекор шаблонам — с момента, когда студенткой ЛГУ на год уехала одна на стажировку в Тунис. Из востоковеда-арабиста она позднее переквалифицировалась в банкира, а несколько лет назад из финансиста — в общественного деятеля, учредив Ассоциацию родителей и детей с дислексией. Деловой подход и умение видеть главное остаются с ней во всех ипостасях.

Читайте также:
Средства и методы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР

— Вы входили в десятку самых влиятельных женщин-банкиров страны, а теперь работаете над изменением системы образования для детей с дислексией. С чем связана такая резкая смена деятельности?

— Я закончила свою банковскую карьеру в 2015 году в должности председателя совета директоров «Ренессанс Кредита». Одновременно с этим возникли проблемы с обучением дочери. Мы меняли школы, искали педагогов, кто-то однажды упомянул про дислексию. Мы отреагировали так же, как реагируют все родители — удивились незнакомому слову и продолжали искать проблему в другом месте. Но, поскольку никакого иного решения так и не находилось, повезли дочь в Америку, где исторически сильно развита помощь людям с дислексией и другими трудностями обучения. В США дислексию научились диагностировать раньше других стран, да и правительство и частный сектор выделяют значительные бюджеты на исследования в этой области и развитие систем обучения для таких учеников.

Вообще-то первые сведения о дислексии появились еще в конце XIX века, но только в 70-х годах прошлого века это нарушение было выделено Всемирной неврологической федерацией в самостоятельную клиническую единицу.

— Женщина-банкир и женщина-руководитель просветительской организации — это два разных стиля жизни. С запуском Ассоциации вы перешли к образу учительницы?

— В прошлой банковской жизни стиль формировался только по одному принципу — не отличаться от мужчин. Когда ты приходишь работать в инвестиционный банк, где женщина, в принципе, явление редкое, то начинаешь одеваться в мужском стиле. Чтобы женщине в мужской среде быть услышанной и получить признание даже в очень толерантном мужском коллективе, надо в десять раз громче или более аргументированно что-то сказать. Любые женские шарфики отвлекают внимание, поэтому автоматически, на подсознательном уровне, начинаешь одеваться по-мужски: белая рубашка, темный костюм, причем, желательно, брючный.

А сегодня формат общения совершенно другой, хотя круг общения сильно не изменился: люди, которые были тогда коллегами, партнерами и контрагентами, тоже плавно перешли в благотворительность и социальное предпринимательство. Поэтому на деловых встречах я опять в белой рубашке, хотя пиджак уже не обязателен.

— Вы родились в одной из самых известных в академической среде семей России. Какие правила, привитые с детства, стали частью вашей личности?

— Я не умею опаздывать — мне надо прийти вовремя. Вы вот смеетесь, а это реально проблема, какой-то постоянный внутренний стресс. Я считала, что это связано с тревожностью, а мне сегодня сказали, что это хорошее воспитание. Сегодня тоже пришла на полчаса раньше.

Если у нас общий обед, то детям нельзя сесть за стол раньше, чем взрослым. И взрослые тоже садятся за стол в определенной очередности. Нельзя выйти из-за стола, даже спрашивать об этом не стоит. Все эти правила нарастают одно за другим.

— А детей своих вы так же воспитываете или уже мягче?

— По-моему, значительно мягче. Мы же сейчас живем по правилам «Любите ребенка, услышьте своего ребенка». Но дети смотрят, как все себя ведут, как родители мои себя ведут, как папа. Поэтому все эти лекции получасовые «как надо» бессмысленны, если нет внешнего примера.

— В чем ваш отец (Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. — «РБК Стиль») всегда считал важным вам помочь, а в чем предпочитал, чтобы вы справлялись сами?

— Его любимой фразой всегда было: «Постарайся сама, потом, может, что-то тебе подскажу». Это касалось, в основном, образовательной части и любой карьерной направленности. Особенно это было заметно в вузе при изучении арабского языка. Моя просьба помочь понять, что там имелось в виду, предполагала всегда один и тот же ответ: «Ты сначала принеси варианты предложений, как ты сама перевела, потом разберемся».

Читайте также:
Работа воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

И так же это работает во всем остальном. Сейчас я советуюсь дома по поводу нашего проекта, связанного с дислексией. И то же самое: сначала сформулируйте ваше видение, и мы сможем оценить и дать совет.

— Мало кто раньше слышал про дислексию, а теперь благодаря деятельности вашей Ассоциации только о ней и говорят. Так что же это такое?

— Дислексия — это распространенная нейробиологическая особенность развития мозга, прежде всего вызывающая проблемы в обработке языка, в освоении чтения. Но ведь это не единственная проблема, которая возникает при обучении. Есть дисграфия, при которой дети имеют трудности в освоении письменной речи, дискалькулия, связанная со сложностями в счетных операциях. Путают цифры, правильно записав формулу и получив в ответе, например, 385. Человек пишет правильные цифры, но в неправильном порядке. Это из серии 5+5=01. Такие нейробиологические особенности могут сопровождаться синдромами дефицита внимания (и гиперактивности) — это расстройства, вызывающие импульсивность, стабильную невнимательность и разные степени гиперактивности. Миссия нашей Ассоциации — повышать осведомленность и развивать систему помощи при любом виде трудностей обучения, learning disabilities (сложности в обучении, возникающие несмотря на нормальный или повышенный интеллект и сохранность мотивации. — «РБК Стиль»).

— И у какого ребенка могут обнаружиться дислексия, дисграфия и другие трудности обучения?

— У абсолютно любого. Даже самый эрудированный, способный и неординарный ребенок может не справляться с освоением чтения, письма или числовых представлений. Кроме того, трудности обучения индивидуальны, как отпечатки пальцев, и у каждого проявляются по-разному и в разной степени. У дис-учеников в силу нейрологических особенностей могут также возникать проблемы с ориентацией в пространстве, планированием, определением времени и расстояния. У них возможны пониженная работоспособность и повышенная утомляемость в связи с повышенной нагрузкой на мозг во время обучения, нарушение речеслуховой памяти, трудности в поведении и общении. Бывает, что такие дети неуклюжи, у них плохая координация. Значительной группе учеников свойственны такие проблемы, поэтому диагностика крайне важна для здорового развития.

Существует и психологический аспект проблемы: ребенок с дислексией и другими трудностями обучения осознает, что не может справиться с тем, что его сверстникам дается с легкостью. Тут может пострадать самооценка, человек станет нерешительным, застенчивым. Или ребенка качнет в другую крайность — обиду на всех и вся, он может стать склонным к девиантному поведению, раздражительным, несдержанным, со вспышками гнева и немотивированной агрессией, может постоянно конфликтовать со старшими, особенно с учителями.

— Каково происхождение дислексии?

— Чаще всего генетическое. Это значит, что предрасположенность к дислексии может быть наследственной, передаваться напрямую от родителей к детям и по более сложным схемам. Еще один важный фактор — особенности протекания беременности у мамы такого ребенка. Стрессы, сильные переживания, осложнения во время беременности, болезни — все это может отразиться на здоровье ребенка. Могут оказать негативное влияние болезни и черепно-мозговые травмы, перенесенные ребенком, а также стрессовые ситуации. Усугубляет ситуацию неправильное обучение, при котором не учитываются особенности ребенка. Происхождение дислексии — это совокупность факторов.

Есть важный исторический аспект. Люди эволюционировали с неврологическим разнообразием, которое стало «мешать» в мире с необходимым знанием письменности и математики, проявляясь в виде трудностей в освоении отдельных навыков. Неврологическое разнообразие ­— фундаментальная часть эволюции нашего вида, потому что чем больше различий между тем, как устроен мозг у каждого человека, тем лучше для решения групповых задач. Это означает, что в группе есть люди, чей мозг устроен по-другому, предоставляя потенциальные преимущества в творческом подходе и в зрительно-пространственных решениях. По иронии судьбы эти преимущества могут даваться вместе со сложностями в освоении наиболее нужных в современной жизни навыков, таких как чтение и письмо.

Читайте также:
Оценка состояния некоторых двигательных функций у младших школьников с ОНР

— А почему все-таки трудно читать, писать или считать?

— Человек с дислексией или другими трудностями воспринимает мир иначе — через образы. Поэтому испытывает сложности, сталкиваясь с разными символьными системами — буквами, цифрами, знаками, нотами. Отсюда возникает необходимость другого подхода к обучению. Детям с дислексией может не подходить система обучения чтению по слогам, принятая в нашей системе образования — медико-педагогические специалисты учат их воспринимать слово целиком. Но кто этим будет заниматься? Ни школа, ни детский сад сегодня не диагностируют таких детей — их просто списывают, как отстающих… А родители недоумевают — что происходит? Смышленый и талантливый ребенок вдруг не может писать и читать, как все.

Зато креатив, например, хлещет: ребенок может легко собрать любую модель или с необычным подходом решает задачи. При этом надо сказать, что умение мыслить образами и другие преимущества нестандартного мышления — это редкий дар, который помогает людям с дислексией достигать успеха в предпринимательстве, творческих и даже технических профессиях. Среди знаменитостей с дислексией — и предприниматели, построившие империи, такие как Ричард Брэнсон и Джейми Оливер, и выдающиеся режиссеры, такие как Скорсезе, Спилберг и Тарантино, и архитектор-революционер Заха Хадид, и Стив Джобс — люди, изменившие наш с вами мир.

Чтобы женщине в мужской среде быть услышанной и получить признание даже в очень толерантном мужском коллективе, надо в десять раз громче или более аргументированно что-то сказать.

Ротацизм и параротацизм

РОТАЦИЗМ (лат. rhotacismus, от греческой буквы «ро») — нарушение произношения звуков (фонем) [р] и [рь].

Нарушение может выражаться в искажении звуков, отсутствии их или замене другими звуками.

Замена [р] или [рь] другими звуками также называется ПАРАРОТАЦИЗМ (от греч. приставки para, означающей отклонение или нахождение вблизи чего-либо, иными словами, нечто, похожее на ротацизм).

Ранее ротацизм называли картавостью, в настоящее время термин картавость не употребляется, вместо него часто используют выражение «недостатки, дефекты или нарушение произношения [р]».

Типичные формы ротацизма и параротацизма:

  • отсутствие звука [р] (корова — коова, рука — ука)
  • ротацизм велярный (лат. velum — мягкое нёбо) (корень языка сближается с нижним краем мягкого нёба, проходя через щель между языком и мягким нёбом, струя выдыхаемого воздуха вызывает вибрацию нёба, вызывая дополнительный шум и дефектное звучание [р] и [рь], т.н. велярное [р]. Данную форму дефекта, а также увулярный ротацизм ранее часто называли картавостью);
  • ротацизм увулярный (лат. uvula — язычок) (произношение [р] и [рь] искажается за счет вибрации только маленького язычка, т.н. увулярное [р]. Данная форма дефекта также называется горловым [р]);
  • ротацизм боковой (искаженное произношение [р] или [рь], (боковое [р]), когда при артикуляции звуков вибрирует не кончик языка, а его боковой край. Боковой ротацизм часто возникает по причинам органического характера, т.е. из-за анатомических особенностей или дефектов артикуляционного аппарата (языка, подъязычной уздечки, нёба, зубов… При боковом ротацизме вместо [р] может произноситься сочетание звуков [р] и [ль] — [рль].);
  • ротацизм билабиальный (синонимы: лабиальный, губной, двугубный) (искажение [р] и [рь], при котором звук образуется за счет вибрации губ. При билабиальном ротацизме получается звук, похожий на [прр], так называемое кучерское [р]);
  • ротацизм одноударный (проторный) (дефект, связанный с тем, что при правильном месте образования звуков [р] и [рь] передний край языка только однократно касается альвеол, переодические же его колебания отсутствуют. При одноударном ротацизме звук [р] может быть похож на [д], также не удается произнесение длинного рокочущего [ррррррр]);
  • ротацизм щёчный (нарушение [р] и [рь] (щёчное [р]), при котором струя выдыхаемого воздуха проходит между щеками и краями языка, вызывая вибрацию одной или обеих щёк);
  • ротацизм интердентальный (межзубный) (нарушение [р] и [рь], вызванное положением языка между зубами);
  • ротацизм лабиодентальный (искажение [р] и [рь], вызванное образованием звука между нижней губой и верхними зубами (резцами) или верхней губой и нижними зубами);
  • ротацизм ларингеальный (гортанный) (проявляется при экстрапирамидных заболеванияих или вызывается расщелиной нёба, звуки [р] и [рь] возникают за счет колебания сжатых ложных складок или сильно сомкнутых голосовых складок);
  • ротацизм назальный (дефектное произнесение [р] и [рь] обусловлено колебаниями между задней плоскостью мягкого нёба и задней стенкой глотки. Назальный ротацизм возникает при неполном нёбно-глоточном затворе (при врожденном укорочении мягкого нёба));
  • ротацизм фарингеальный (глоточный) (дефектное произнесение [р] и [рь] обусловлено образованием похожего на [р] хриплого звука между корнем языка и задней стенкой глотки);
  • гнусавое произношение [р] (корень языка образует смычку с мягким нёбом и выдох происходит через нос);
  • замена твердого [р] мягким [рь] (корова — корёва, рука — рюка);
  • параротацизм, замена [р] на [в] ([в] произносится губами без вибрации, рука — вука, паровоз — павовоз);
  • параротацизм, замена [р] на [д] (рука — дука, рама — дама);
  • параротацизм, замена [р] на [ы] (рука — ыука, рыба — ыыба);
  • параротацизм, замена [р] на [г] (рука — гука, паровоз — паговоз);
  • параротацизм, замена [р] на [л] (рука — лука, рыба — лыба);
  • параротацизм, замена [р] на [ль] (рука — люка);
  • параротацизм, замена [р] на [й] (рука — йюка, рыба — йиба).
Читайте также:
Уровни построения движений по Н. А. Бернштейну

Иногда ротацизм отождествляется с формой простой дислалии, когда единственным нарушением речи является неправильное произнесение хотя бы одного из этих двух звуков.

Вместе с тем, ротацизм может быть составной частью сложной дислалии, когда наряду со звуками [р] и [рь] нарушено произношение и других групп звуков.

Также ротацизм может наблюдаться или быть следствием других более сложных нарушений, например: дизартрии, алалии, ринолалии…

Этапы коррекции ротацизма такие же, как и при коррекции любых других звуков:

  • постановка звука,
  • автоматизация звука в слогах,
  • словах и предложениях,
  • дифференциация звука при необходимости и, затем,
  • введение звука в речь.

Специфика коррекции ротацизма обусловлена нарушением, на фоне которого проявляется ротацизм, особенностями строения артикуляционного аппарата, интеллектуальным развитием логопата (логопат — человек с дефектной речью), его целеустремленностью, психологическими особенностями личности.

На фоне умственной отсталости звуки [р] и [рь] ставятся, как правило, быстро, но долго автоматизируются.

Когда при дизартрии наблюдается вялость языка, то значительное время занимает именно постановка звука.

При алалии же звуки [р] и [рь] могут появиться спонтанно, например: ребенок не говорит, нет простых звуков, таких как [м] или [б], а звук [р] уже есть.

В возрасте до 5-ти лет чистые звуки [р] и [рь], как и все остальные звуки, появляются у большинства нормально развивающихся детей по подражанию, т.е. ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно, ориентируясь на речь окружающих его людей.

Чаще всего звуки [р] и [рь] появляются у ребенка последними, если же до 5-ти лет этого не произошло или звуки сформировались искаженными, то для правильной постановки или исправления звукопроизношения требуется помощь логопеда.

Для исправления произношения [р] и/или [рь], а также для контроля за формированием этих звуков к логопеду можно обращаться в любом возрасте, начиная с 4-х лет!

Ротацизм и параротацизм

Ротацизм − дефектное произношение [Р] и [Рь]. Проявляется в виде искажения звуков, их пропусков, либо замены другими фонемами.

Бесплатные занятия с логопедом

[Р] и [Рь] сложнейшие звуки по образованию, их артикуляция предполагает выполнение точных движений всеми органами речевого аппарата, вследствие чего дефекты их произношения очень распространены. При верном артикулировании [Р] губы приоткрываются либо пребывают в положении, требуемом для следующего гласного, зубы приоткрыты, передний край языка приподнимается, задевает верхние зубные альвеолы. Боковые края упираются в верхние моляры. Мощность выдыхаемого воздуха очень высокая. Под его воздействием появляются вибрирующие движения кончика языка. Голос задействован, горло дрожит.

Звук [Р] согласный, звонкий, твердый, сонорный, вибрант, небно-зубной, язычно-альвеолярный. Артикуляция [Рь] характеризуется добавочным подъемом середины язычной спинки к нёбу и несильным выдвижением переднего края (он колеблется у основания верхних зубов).

Ротацизм − дефектное произношение [Р] и [Рь]. Проявляется в виде искажения звуков, их пропусков, либо замены другими фонемами. Для определения замены [Р] или [Рь] применяется термин параротацизм.

Формы ротацизма и параротацизма

Выделяют отдельные самостоятельные формы ротацизма. Они отличаются местом и механизмом создания фонемы:

  • Проторный (одноударный). При верной локализации передний край языка единожды затрагивает альвеолы, продолжительная его вибрация не создается. Раздается звучание [Д], невозможно воспроизведение продолжительного рычания.
  • Боковой. При возникновении фонем колеблется боковая сторона языка. Прорывается смычка между ним и молярами. Вместо правильного [Р], раздается звучание [Рль].
  • Щёчный. Воздух выходит между боковым краем языка и верхними молярами, происходит колебательное движение одной либо двух щек. Щечный вид ротацизма является самым редким в логопедии.
  • Интердентальный (межзубный). При воспроизведении фонем передняя часть языка расположена между резцами.
  • Лабиодентальный. Дефект [Р] и [Рь], образовавшийся при возникновении колебательных движений между губой и резцами.
  • Ларингеальный (гортанный). Наблюдается при экстрапирамидных расстройствах, а также при ринолалии. Звучание создается благодаря вибрации соединенных голосовых связок.
  • Назальный. Колебательные движения появляются между задней частью небной занавески и глоточной стенкой. Отмечается в случае частичного нёбно-глоточного затвора из-за врожденной аномалии в виде укороченного мягкого нёба.
  • Фарингеальный (глоточный). Возникновение хрипящего звука между коренной частью языка и задней глоточной стенкой.
  • Двугубный (билабиальный). Дефектная фонема создается благодаря вибрированию губ. При данном ротацизме возникает звучание [Прр] или кучерское [Р].
  • Горловой. Выделяют два подвида – велярный и увулярный. При велярном ротацизме корень языка формирует щель с нижней частью мягкого нёба. Выходящая струя воздуха дает неконтролируемое дрожание мягкого нёба, провоцирующее возникновение шума, он совместно с голосом обуславливает своеобразное рычание. Увулярное произношение звука [Р] предполагает дрожание небного язычка. Раздается четкий рокот. Горловой ротацизм в просторечии может называться картавость.
  • Гнусавое произношение [Р]. Корень языка прижимается к мягкому нёбу, воздух выдыхается носом.
    Помимо этого, выделяют отдельные виды параротацизма. Наиболее распространены замены [Р] на [Рь], [Л], [Д], [В], [Ы], [Й], [Г], [Ль].
Читайте также:
Пример практической работы по преодолению когнитивных нарушений при сочетанной форме афазии

Помимо вышеперечисленных видов, возможно отсутствие [Р] и [Рь], это происходит, если артикуляционный уклад звука совершенно не сформирован.

Обычно каждая форма ротацизма затрагивает помимо твердого [Р] парный [Рь]. Иногда при дефекте твердого звука мягкая пара не страдает. Реже наблюдается противоположное явление.

Причины ротацизма и параротацизма

Главные причины возникновения дефектного произношения [Р] и [Рь]:

  • Короткая подъязычная уздечка.
  • Узкий, высокий нёбный свод.
  • Суженный, либо массивный язык.
  • Пониженный тонус язычной мышцы, ее низкая пластичность.
  • Отсутствие навыка совершать целенаправленные точные манипуляции языком.
  • Нарушенный фонематический слух.

Нередко ротацизм появляется при простой дислалии, когда единственное речевое нарушение − неверное произношение одного звука. Часто он входит в состав сложной дислалии, если одновременно нарушается произношение нескольких групп звуков, к примеру, сочетается с ламбдацизмом или параламбдацизмом. Ротацизм может появиться одновременно с тяжелыми дефектами речи: дизартрией, алалией, ринолалией.

Логопедическая работа при ротацизме

Самый продуктивный прием постановки звука [Р] − механический. Вибрация вырабатывается на долгом воспроизведении фрикативного [Р]. В подъязычное пространство подкладывается специальный зонд. Ритмичными горизонтальными движениями зонда провоцируют механические вибрирующие движения язычного кончика. Если зонд отсутствует, можно спровоцировать вибрацию собственным пальцем ребенка.

Коррекция горлового произношения

Горловой [Р] − распространенный дефект даже у взрослых. Его устранение без коррекционного вмешательства практически невозможно. Горловой [Р] отличается от нормального особенностью вибрации − она возникает при дрожании небного язычка. Данное произношение является верным в определенных иностранных языках, в частности, во французском. Различение горлового произношения от верного возможно самостоятельно. Задача ребенка − долго протянуть [Р]. Воспроизвести правильный звук протяжно невозможно.

Устранение горлового ротацизма включает несколько этапов. На подготовительном выполняется логопедическая гимнастика, служащая для отработки точной позиции и пластичности языка.

Вторым этапом является постановочный. При ненарушенном произношении фонем [Ш] и [Ж] нужно заняться вызыванием проторного [Р], а после провоцировать вибрирующие движения кончика языка механически. Проторный [Р] служит для активизации кончика языка и устранения дрожания небного язычка. При постановке важен зрительный самоконтроль у зеркала.

Завершающий этап − закрепление. Автоматизировать и исправлять звук в связной речи нужно крайне осторожно. После привычной горловой артикуляции, ребенок затрудняется в контроле своей артикуляции. Поэтому долгий период важно наблюдение и исправление родителями.

Читайте также:
Оценка состояния некоторых двигательных функций у младших школьников с ОНР

Коррекция бокового произношения

При боковом дефекте вместо верного звучания раздается [Рль]. Кончик языка не выполняет вибрирующих движений, язык поворачивается, одним боковым краем примыкает к верхним молярам, а второй свисает и дрожит на выдохе. Данный дефект часто встречается в сочетании с боковым сигматизмом, но может существовать отдельно.

Протягивание [Р] невозможно, либо раздается нечеткий [Ль]. Визуально видны колебания бокового края. При очень сильной вибрации снаружи можно увидеть дрожание одной щеки.

На начальном этапе проводится артикуляционная гимнастика. По причине слабых мышц одной половины языка логопедическую гимнастику нельзя убирать из структуры занятия на протяжении всей коррекционной работы.

Постановка начинается с выработки и автоматизации проторного звучания. Только после отработки в связной речи можно приступать к стимуляции колебательных движений кончика языка. Ранее это делать не рекомендуется из-за привычного вибрирования одной из боковых сторон.

Коррекция носового произношения

Звучание напоминает сочетание [НГ]. Это возникает из-за выхода выдыхаемого потока через нос, а не рот, а еще из-за оттягивания переднего края языка назад, отсутствия его участия в произношении. Подготовка начинается с дыхательных упражнений. Нужно наглядно объяснить ребенку отличия ротового и носового выдоха, научить выдыхать ртом. Постановку и закрепление проводят по стандартной схеме.

Коррекционная работа при параротацизме

Подготовительный этап содержит следующие моменты: различение на слух [Р] со смешиваемой фонемой, анализ артикуляционных укладов, становление верных движений языка. Постановочный этап с этапом закрепления звука выполняются по стандартной схеме.

Важно учесть следующие нюансы: при замене [Р] на заднеязычный [Г] контролируется, чтобы не создавалось колебание небного язычка вместо края языка; при замене [Р] на [В] нельзя добиваться проторного звучания, напоминающего [В] механизмом возникновения, не исключено смешение этих фонем. Заключительным шагом становится дифференциация смешиваемых фонем.

Профилактика ротацизма при короткой подъязычной связке

Подъязычная уздечка выглядит как тонкая перепонка, которая связывает подъязычную область полости рта с языком. При нормальном строении она прикреплена к середине внутренней поверхности языка, ее длина около 8 мм.

Чтобы проверить длину уздечки ребенка, нужно попросить его дотронуться языком до неба с широко открытым ртом: беспроблемное совершение манипуляции свидетельствует о нормальной длине уздечки. Если при выполнении действия ребенок не смог достать до неба либо испытывает дискомфорт, нужно в обязательном порядке проконсультироваться у логопеда. Если уздечка расположена чрезмерно близко к кончику языка, нужна ее коррекция. Она производится во избежание речевых проблем, в том числе возникновения ротацизма.

Если рассечение уздечки не было сделано в младенчестве, ее подрезают в дошкольный период. Подрезание дошкольникам делают под местным наркозом. Уздечку рассекают и накладывают саморассасывающиеся швы. Новейшие технологии позволяют проводить данную операцию с использованием лазера. Лазерный метод минимизирует болевые ощущения, уменьшает отек после операции, позволяет обойтись без наложения швов. Послеоперационная реабилитация включает в себя специальную диету и гимнастику для разработки уздечки.

Альтернативным способом коррекции укороченной подъязычной связки является артикуляционная гимнастика. Это не менее эффективный, и вместе с тем безболезненный метод. Суть заключается в выполнении логопедических упражнений для языка.

Обычно они очень утомляют ребенка, зачастую провоцируют неприятные ощущения. По причине этого недостатка выполнять их следует под контролем логопеда, постепенно увеличивая нагрузку. Для растягивания укороченной уздечки безоперационным способом необходимо продолжительное количество времени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: