Роль учителя-логопеда в формировании готовности к обучению в школе детей с ТНР

Особенности подготовки к школе детей с ТНР.
консультация (подготовительная группа)

школьная готовность и школьная зрелость детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

Вложение Размер
vazhnye_aspekty_shkolnoy_zrelosti.docx 25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема готовности к школьному обучению становится актуальной для выпускных групп детского сада. Бывает так, что ребенок при поступлении в школу умеет считать, читать и писать, однако к школе может не готов. Зачастую обращая общее внимание на интеллектуальную готовность, родители забывают про другие очень важные аспекты школьной зрелости.

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать, быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться!

Итак, выделяют четыре аспекта готовности к школе:

  1. Физическая зрелость – физическое здоровье. Для оценки физического здоровья перед школой дети проходят медицинский осмотр. Если у ребенка есть значимые проблемы со здоровьем, то может быть выбрана специальная форма обучения или специальное учебное заведение.
  2. Интеллектуальная готовность включает в себя знания, умения, навыки. Такие как, например, умение сравнивать и обобщать, воспроизводить образец, развитие моторики, в том числе мелкой, концентрации внимания. Это не только умение читать и писать, это умение ответить на вопрос, задать вопрос, пересказать текст, умение рассуждать и мыслить логически.
  3. Социальная готовность – это потребность ребенка в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение правилам, умение выполнять роль ученика, понимать и принимать авторитет учителя.
  4. Психологическая готовность – это прежде всего мотивы. Это желание ребенка идти в школу, потому ему хочется занять определенную позицию в обществе, приблизиться к миру взрослых, а не потому что у него красивый ранец, интересные ручки и новые краски. У ребенка должна быть познавательная потребность, которую он может удовлетворить дома.

Привожу пример тестовой беседы на психосоциальную готовность к школе, разработанную С.А.Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

  1. Назови свои фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
  3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
  4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
  5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
  6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
  7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
  8. Что бывает раньше – обед или ужин?
  9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  10. Кем работает твой папа, твоя мама?
  11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
  12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
  13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  15. Что делает почтальон, врач, учитель?
  16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
  17. Ты хочешь пойти в школу?
  18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
  19. Каких животных ты знаешь?
  20. Каких птиц ты знаешь?
  21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
  22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
  23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов на тест готовности к школе

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

  • №5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
  • №8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.
  • № 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
  • № 22 – за правильный ответ – 2 балла.
  • № 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.

Однако это специальный тест, который обычно проводится специалистом.

Если вы хотите самостоятельно оценить направления, которые необходимо подтянуть, вам стоит честно ответить на вопросы да/нет:

  1. Может ли ребенок самостоятельно заниматься каким-либо делом в течение 25-30 минут?
  2. Говорит ли ребенок, что хочет идти в школу потому что узнает там много нового и найдет новых друзей?
  3. Может ли ребенок сам составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 связных предложений.
  4. Знает ли ребенок наизусть несколько стихотворений?
  5. Верно ли, что ребенок ведет себя непринужденно в присутствии незнакомых взрослых, не стесняется?
  6. Умеет ли ребенок изменять существительное по числам?
  7. Умеет ли читать по слогам?
  8. Считает ли до 20 и обратно?
  9. Решает ли примеры на сложение и вычитание в пределах 10?
  10. Любит ли лепить, раскрашивать?
  11. Умеет ли пользоваться клеем и ножницами?
  12. Может ли обобщать понятия? Стол, стул, диван, кресло
  13. Может ли сравнить два предмета? Ручку и карандаш? Дерево и кустарник?
  14. Знает ли название и последовательность времен года, месяцев и дней недели?
  15. Может ли точно повторить предложение из 6 слов? Например, перелетные стаями улетают на юг.
  16. Может ли точно выполнить словесную инструкцию?

Если вы ответили да на 15-16 вопросов, то ребенок готов к школе.

Если вы ответили да на 9-13 вопросов, то необходимо подтянуть ребенка, направления подскажут вопросы, на которые вы ответили нет.

Если вы ответили да на 8 и менее вопросов, то ребенок к школе не готов, необходимо почитать специальную литературу или обратиться к специалисту.

Подготовка к школе в группе компенсирующей направленности имеет некоторые особенности. Все дети, посещающие логопедические группы, имеют проблемы со здоровьем. Прежде всего они связаны с неврологическими нарушениями . Причины этих нарушений спрятаны очень глубоко в повреждениях центральной нервной системы, которые произошли на раннем этапе внутриутробного развития, во время родов и в первые годы жизни ребёнка. Это в основном травмы гипоксического характера, приведшие к повреждению нейронов головного и спинного мозга. Кроме того ,необходимо учитывать гендерность этих повреждений. Мальчиков в логопедических группах обычно больше, чем девочек. По данным медицинских исследований у мальчиков более слабая нервная система.

Нередко родители детей , посещающих логопедические группы, сами когда-то занимались с логопедом. А некоторые из них имеют речевые нарушения , будучи взрослыми людьми.

Именно поэтому при подготовке к школьному обучению необходим комплексный психолого-медико-педагогический подход.

Тщательное медицинское обследование играет очень важную роль, так как во время начатое лечение является залогом успеха.

Обязательно пройти тестирование у психолога, чтобы выявить недостатки коммуникативной и познавательной сферы. Если это необходимо, то заниматься с психологом.

Задача педагогов в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи обеспечить комплексную и эффективную коррекции всех компонентов речи . Устранить проблемы звукопроизношения, наладить правильное воспроизведение звуковой и слоговой структуры слова. Исправить ошибки лексико-грамматического строя речи , развить связную речь. Важным этапом в подготовке дошкольника является обучение грамоте и формирование фонематических функций. Умение различать на слух и воспроизводить все звуки родного языка. Дать навыки звукового анализа и синтеза слов и предложений. Обучить начальным навыкам чтения и печатания слов, совершенствовать графические навыки. Всё это необходимо для профилактики дисграфии и дислексии, с которыми ребёнок может столкнуться на уроках чтения и письма.

Учитель-логопед делает правильный прогноз адаптации ребёнка к школьному обучению , формулирует коррекционно-развивающие задачи.

Обязательно использование в работе здоровьесберегающих технологий : дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, логопедического массажа и логоритмических упражнений

Наряду с этим, пелагоги взаимодействует с семьями воспитанников, обучая и курируя родителей. Помогает овладеть всем методам и приёмам логопедического воздействия в домашних условиях.

Учитель-логопед обеспечивает координацию работы воспитателей группы и специалистов ДОУ : музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Учитель-логопед консультируется с врачом ДОУ и направляет детей к специалистам медикам, если это необходимо.

Поддерживает доброжелательную психологически комфортную атмосферу в коллективе детей .

Грамотный поход учителя-логопеда к коррекции речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи – залог успешного обучения ребёнка в школе .

Особенности подготовки к школе детей с тяжелыми нарушениями речи

Дедкова Светлана Ивановна
Особенности подготовки к школе детей с тяжелыми нарушениями речи

Особенности подготовки к обучению в школе детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Учитель-логопед Дедкова С. И.

ГБДОУ д/с № 111 Выборгского р-на Санкт-Петербурга

Подготовка к школе в дошкольном образовательном учреждении начинается с момента поступления в первую младшую группу, когда малышу ещё нет трёх лет. Программа детского сада продумана так, что всё ,чему учат маленького ребёнка,обязательно пригодится ему в будущей жизни. Принимать правила и требования воспитателя и коллектива сверстников, соблюдать режим дня, владеть культурно-гигиеническими навыками, усваивать правила поведения в группе, играть, заниматься, овладевать знаниями и умениями. Всё это -залог успешности будущего ученика.

Когда ребёнок достигает старшего дошкольного возраста (5-7 лет) перед родителями и педагогами встаёт задача -готовить ребёнка к обучению в школе. Все дети и их родители надеются на успешное обучение в школе. Родители уверены, что их сын или дочь -самые способные, сообразительные и талантливые дети на свете.

Родители детей логопедических групп с тяжёлыми нарушениями речи тоже так считают.Нередко логопеды и воспитатели слышат от них:” Мой ребёнок умеет читать и писать, поэтому мы идём в школу с шести лет. “

Что тут скажешь? Возражать бесполезно. Только разъяснения и личный опыт помогут таким родителям взглянуть на проблемы их детей реально.

Все дети, посещающие логопедические группы,имеют проблемы со здоровьем. Прежде всего они связаны с неврологическими нарушениями. Причины этих нарушений спрятаны очень глубоко в повреждениях центральной нервной системы, которые произошли на раннем этапе внутриутробного развития, во время родов и в первые годы жизни ребёнка. Это в основном травмы гипоксического характера, приведшие к повреждению нейронов головного и спинного мозга. Кроме того,необходимо учитывать гендерность этих повреждений. Мальчиков в логопедических группах обычно больше, чем девочек. По данным медицинских исследований у мальчиков более слабая нервная система.

Нередко родители детей, посещающих логопедические группы, сами когда-то занимались с логопедом. А некоторые из них имеют речевые нарушения, будучи взрослыми людьми.

Именно поэтому при подготовке к школьному обучению необходим комплексный психолого -медико -педагогический подход.

Логопед должен убедить родителей обязательно посетить всех специалистов, чтобы пройти тщательное медицинское обследование и начать лечение.

Обязательно пройти тестирование у психолога, чтобы выявить недостатки коммуникативной и познавательной сферы. Если это необходимо, то заниматься с психологом.

Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии Л. С. Выготского,Л. И. Божович, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.

В настоящее время разработаны новые современные методики диагностики готовности к обучению в школе. Наиболее популярны методики Михаила и Натальи Семаго, Нины Иосифовны Гуткиной, Леонида Абрамовича Венгера, методика Н. Л. Белопольской и др.

Выделяется три аспекта школьной зрелости.

Интеллектуальный : концентрация внимания, аналитическое мышление, логическое мышление, логическая память, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений пальцев рук и сенсомоторная координация

Эмоциональная зрелость: уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Социальная зрелость :потребность ребёнка в общении со сверстниками и взрослыми и умение подчинять своё поведение законам детских групп, владеть навыками учебной деятельности, иметь мотивацию к обучению.

Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению.

С каждым годом рождается всё больше детей с неврологической симптоматикой. Практически здоровых детей на сегодняшний день не существует.

Интерес к проблеме подогревается всем известным фактом инфантилизации детской популяции (об акселерации уже забыли даже ярые адепты этого феномена).

Проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения рассматривалась в течение последних десятилетий практически всеми авторами, работающими в «детстве». В качестве наиболее полных «обзорных» пособий можно предложить книгу Н. И. Гуткиной (1996) и «Справочник для практического психолога.» (1998).

Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость», т. е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И. В. Дубровина, 1995, 1998).

Проявления подобной незрелости можно сгруппировать следующим образом.

Низкий уровень развития отдельных функций или групп функций: от несформированности зрительно-моторных координаций, проблем развития мелкой моторики до незрелости логических форм мышления.

Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблем произвольного внимания и запоминания и кончая проблемами произвольной регуляции поведения.

Низкий уровень социальной зрелости, то есть несформированность «внутренней позиции школьника», наличие коммуникативных проблем (трудности общения) и т. п.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.

Задача учителей-логопедов в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи обеспечить комплексную и эффективную коррекции всех компонентов речи ребёнка -логопата. Устранить проблемы звукопроизношения, наладить правильное воспроизведение звуковой и слоговой структуры слова. Исправить ошибки лексико-грамматического строя речи, развить связную речь. Важным этапом в подготовке дошкольника является обучение грамоте и формирование фонематических функций. Умение различать на слух и воспроизводить все звуки родного языка. Дать навыки звукового анализа и синтеза слов и предложений. Обучить начальным навыкам чтения и печатания слов, совершенствовать графические навыки. Всё это необходимо для профилактики дисграфии и дислексии, с которыми ребёнок может столкнуться на уроках чтения и письма.

Учитель-логопед делает правильный прогноз адаптации ребёнка к школьному обучению, формулирует коррекционно-развивающие задачи.Обязательно использование в работе здоровьесберегающих технологий : дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, логопедического массажа и логоритмических упражнений

Наряду с этим,учитель-логопед взаимодействует с семьями воспитанников, обучая и курируя родителей. Помогает овладеть всем методам и приёмам логопедического воздействия в домашних условиях.

Учитель-логопед обеспечивает координацию работы воспитателей группы и специалистов ДОУ : музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Учитель-логопед консультируется с врачом ДОУ и направляет детей к специалистам медикам, если это необходимо.

Поддерживает доброжелательную психологически комфортную атмосферу в коллективе детей.

Грамотный поход учителя-логопеда к коррекции речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи -залог успешного обучения ребёнка в школе.

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: “Волшебный цветик-семицветик”. Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Общие рекомендации для учителей по работе с детьми ОВЗ ТНР в условиях общеобразовательного класса

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Петрозаводская средняя общеобразовательная школа № 34

с углубленным изучением финского языка,

ассоциированная школа ЮНЕСКО»

Общие рекомендациидля учителей по работе с детьми ОВЗ ТНР в условиях общеобразовательного класса


учитель-логопед
первой квалификационной категории
Васькова М.В.

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Общая характеристика.

Речь – очень сложная психическая деятельность, одна из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. С помощью речи осуществляется контакт, происходит общение между людьми. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут повлиять на умственное развитие ребенка.

У детей с тяжелыми речевыми нарушениями часто возникает вторичная задержка психического развития, которая выражается в следующем:

бедный запас сведений об окружающем;

замедленное формирование понятий о форме и величине предметов;

замедленное формирование счетных операций;

неспособность к пересказу прочитанного.

У детей преобладает конкретно-образный тип мышления, слабо выражена способность к речевым абстракциям. Т. о., они часто не успевают и по русскому языку, и по математике.

Для психических процессов (память, внимание и т.п.) характерны инертность, трудность переключения, выраженная истощаемость, нарушение активности.

Поведение характеризуется незрелостью, недостаточным пониманием социальных требований, повышенной тормозимостью при предъявлении речевых заданий.

Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывают у детей с ТНР затруднения в общении с окружающими людьми. Ребенок с ТНР, редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно.
Практика показывает, что целенаправленное воздействие на речь детей с ТНР приводит к ее совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания.

Нарушение интеллектуальной деятельности детей с ТНР приводит к неполноценности их речевой практики. В свою очередь, недоразвитие речи задерживает формирование логического мышления, затрудняет устранение недостатков наглядно-образной и наглядно-действенной его форм.

Разорвать этот замкнутый круг можно прежде всего в области речи. Как справедливо отмечал Н.И. Жинкин, “речь — это канал развития интеллекта” и, что особенно важно, канал, доступный для внешнего воздействия.
Формируя речь, мы работаем над обогащением, точностью, выразительностью на любом уровне — будь то слово, предложе­ние или текст. Развитие названных качеств речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся.

Во-первых, речь ребенка с ТНР формируется на основе наблюдений за предметами и явлениями окружающего мира и осмысления характерных для них связей.

В свое время К.Д. Ушинский предупреждал, что “развивать язык отдельно от мысли невозможно; но даже развивать его преимущественно пред мыслью положительно вредно”. Это предупреждение особенно важно помнить при обучении школьников данной категории в свете данных о разрыве между словом и мыслью.

Вот почему необходимо, чтобы на уроках темой беседы с детьми были предметы и явления, которые они или наблюдают в данный момент, или рассматривали ранее. Полученная таким образом информация и будет являться тем материалом, которым оперирует мышление и который одновременно используется как база для развития речи.

Таким образом, сочетание материализованного и речевого действий, овладение различными умственными операциями вследствие использования продуктивных методов обучения языку создают условия, при которых достигается единство формирования речи и развития мышления.

Рекомендации учителю.

Дети с речевыми нарушениями обязательно должны получать систематическую помощь логопеда.

Всем таким детям необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Он характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Прежде всего, они нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т.д. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции – носить дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения.

В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. При оценке письменных работ нужно отдельно учитывать специфические речевые ошибки и не снижать за них оценку.

При общении с учащимися, имеющими речевые нарушения, педагог должен обращать внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала ребенком. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. А главное, отношение учителя к ученику должно быть благожелательным; своими мимикой, жестами, интонацией он должен вызывать у ребенка желание сотрудничать.

При наличии в классе заикающихся детей рекомендуется не заменять устные ответы этих детей письменными; устные опросы следует проводить на месте, не вызывая к доске, а также не начиная опроса с заикающегося ребенка. В случае если у ребенка резко выражен страх речи, рекомендуется опрашивать его после урока. При этом мягкое, доброжелательное отношение учителя к ребенку будет способствовать улучшению качества его речи.

Проблема эффективного обучения русскому языку особенно остро встает при работе с учащимися с тяжелыми нарушениями речи. Такие ученики, как правило, не имеют достаточной базы знаний, не умеют применять уже имеющиеся знания на практике, не владеют необходимыми для учебной деятельности приемами анализа, отбора, сравнения, сопоставления. Данных учеников обычно отличает низкий темп усвоения знаний и формирования практических навыков их использования. Возникает необходимость индивидуальной коррекционной работы, использования таких форм деятельности, которые активизируют познавательную активность учащихся, помогают детям овладеть навыками правописания.

Русский язык.

Предлагается несколько видов словарных диктантов, с помощью которых учитель сможет организовать коррекционную работу с учащимися с тяжелыми нарушениями речи. Один из таких видов работы – это словарный диктант с подсказкой. Учащийся с тяжелыми нарушениями речи, даже зная правило, не может применить его на практике, так как не в состоянии установить последовательность мыслительных операций, выстроить алгоритм применения правила. Чтобы правило работало, действия учеников необходимо направлять. Такую функцию и выполняет подсказка при словарном диктанте. Проводя такой диктант, учитель сам объясняет учащимся условия действия орфографического правила, а ученики уже самостоятельно, руководствуясь инструкцией, выбирают нужную орфограмму и применяют правило. Учитель, называя слово, указывает на то, в какой значимой части слова находится орфограмма и разъясняет ученику условия орфографической задачи. Учащиеся записывают слово с пропущенной орфограммой, а затем, руководствуясь инструкцией учителя, вставляют в слово нужную букву. Такой вид деятельности возможен при изучении любого орфографического правила: правописание безударных чередующихся гласных в корне слова, правописание “не” с различными частями речи и т. д. Объем подсказки зависит от уровня подготовки учащихся.

Следующий вид словарного диктанта – словарный диктант с грамматическими заданиями. В связи с тем, что основным принципом русской орфографии является морфологический принцип, орфографическая грамотность учащихся зависит от их знаний в области грамматики. Поэтому формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков. Словарные диктанты с грамматическими заданиями содействуют формированию орфографических навыков на грамматической основе. Грамматическое задание, которое учащимся предлагается выполнить в процессе словарного диктанта, является для них основной направляющей силой, помогающей выбрать правильное написание. В качестве примера можно привести следующие правила: мягкий знак после шипящих у существительных (грамматическое задание – определить род и склонение существительного); правописание гласных в окончаниях существительных (грамматическое задание – определить падеж и склонение существительного); правописание “не” с глаголами (грамматическое задание – определить часть речи).

У учащихся с тяжелыми нарушениями речи очень плохо развиты внимание, память, мышление. Для развития внимания у учащихся с ТНР можно проводить словарный диктант, когда школьники из каждых трех диктуемых слов записывают только второе. Для развития внимания и мышления можно предложить следующий вид словарного диктанта. Учащийся из диктуемых слов выбирает и записывает в тетрадь только те слова, которые, например, относятся к теме “Спорт” (темы могут быть любые).

Интересен словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение такого диктанта – формирование у детей с ТНР навыков самоконтроля. В процессе самоконтроля школьники соотносят правила с конкретным написанием, учатся пользоваться своими знаниями, находить ошибки, обосновывать правильное написание. Работа над диктантом включает в себя следующие этапы. Сначала учащиеся пишут словарный диктант. Затем учитель дает ключи к проверке такого диктанта, то есть называет параграфы, к которым учащиеся могут обратиться для самопроверки в случае затруднения. Дети с помощью указанных параграфов проверяют диктант и обозначают орфограммы.

Существует многообразие форм словарных диктантов, которые способствуют перерастанию знаний в области орфографии в прочные практические навыки применения этих знаний. Такие виды словарных диктантов помогают эффективно организовать индивидуальную коррекционную работу с учащимися с ТНР, при этом предотвратить снижение интереса к русскому языку, внести в уроки элементы новизны.

Применительно ко всем разделам обучения русскому языку можно выделить следующие принципы:

1.Коммуникативная направленность обучения;

2.Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления;

3.Обязательная мотивация языковой и речевой деятельности учащихся;

4.Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей;

5.Взаимосвязь устной и письменной форм речи в процессе их развития.

Работа с текстом.

Отбор содержания материала по чтению в значительной степени влияет на повышение речевой активности школьников: эмоциональная напряженность произведений, созвучие опыту детей, психологические жизненно проблемные ситуации — все это вызывает интерес к теме, желание в той или иной степени участвовать в оценке поступков героя, рассказывать о своих личных переживаниях в связи с возникающими ассоциациями. Вот почему содержание книги для чтения, материала для вне­классного чтения должно соответствовать интересам детей.

Положительное влияние на речевую активность учащихся может иметь и структура урока.
Так, на уроке чтения важно устанавливать дозировку времени, по каждой его структурной еди­нице, чередовать устную речь (говорение) с письменной (чтение), четко соблюдать логику перехода от одного этапа урока к другому.

Выбор методов, приемов обучения, видов заданий тесно связан со структурой урока. Вместе с тем он имеет и самостоятельное значение для стимулирования речевой активности школьников. Организуя процесс деятельности учащихся над выполнением учебного задания, не следует допускать его однообразия, надо по возмож­ности разнообразить приемы рассмотрения и анализа изучаемого материала. Это способствует мотивации деятельности учащихся, возбуждает у них активные мыслительные процессы.

1.Чтение предложений, записанных на доске, с соответствующей интонацией, выбор среди них простых и сложных предложений, сравнение каждой группы по основным грамматическим признакам.

2.Работа с учебником. Составление из простых предложений сложных. Расстановка знаков препинания, выделение главных членов предложения.

3.Работа с карточками. Чтение предложений парами (простое и сложное) по смыслу. Установление порядка их следования, обоснование этой очередности с точки зрения содержания и языковой связи одного предложения с другим (наличие связующих местоимений, наречий, видо-временных форм глагола, порядок слов). Записывание в тетради, например: Вчера ученики нашей школы ходили на стадион. Там старшеклассники участовали в спортивной эстафете, а младшие школьники показывали вольные упражнения.

4. Ответы на вопросы: где вы были вчера? Что делали там ты и твой друг? Разные ответы определяют и различный схематический анализ составленных по вопросам предложений. В связи с этим следует отметить, что принятый в настоящее время способ подчеркивания всех второстепенных членов предложения волнистой линией (так же подчеркивается одна из частей речи — прилагательное) не только не помогает школьникам различать члены предложения и части речи, но и вносит еще большую путаницу. Наши наблюдения показали, что для выделения всех второстепенных членов предпочтительнее пользоваться особым знаком, например, пунктиром. При этом схематический анализ составленных ответов на вопросы будет выглядеть следующим образом:

5. Составление предложений по схеме с заданным содержани­ем, например, оценка поступков людей в различных ситуациях: один из одноклассников показывает высокие результаты в работе на заводе. Задание: скажите об этом и оцените его деятельность.

6. Составление текста по аналогии с данными и запись. Выде­ление сложных и простых предложений. Например: дано описание поведения Костылина в первой встрече с врагом. Задание: записать рассказ о Жилине, употребив те же конструкции, но с противоположным по смыслу содержанием. Провести анализ структуры предложений и дать его обоснование.

Большое значение для стимулирования речевой активности школьников имеет поведение учителя на уроке. Педагог вызывает и направляет интерес учеников, поддерживает его путем поощрения, с помощью отметки, посредством установления в классе доброжелательных отношений. Играя активную роль в организации урока, учитель не ограничивает при этом речевую активность детей.

Письменная речь формируется на базе устной и фактически кодирует ее. Однако, являясь достаточно сложным образованием, письменная речь обладает рядом таких особенностей, которые делают эту форму общения отличной от устной формы.

У учащихся с ТНР неполноценны обе формы речи. Но, как показали исследования Л.В. Занкова, М.Ф. Гнездилова, В.Г. Петровой, Р.К. Луцкиной, письменная форма речи у школьников с ТНР на определенном этапе ее развития оказывается более совершенной по сравнению с устной речью. Объясняя этот феномен, авторы указывают на такое качество реализации письменной речи, как продолжительность во времени, создающая условия для обдумывания мысли и более четкого ее оформления.

Предварительная устная подготовка к построению письмен­ных высказываний — одно из условий методически правильной организации работы над письменной формой речи. Школьники анализируют слова, отрабатывают содержание, грамматическое и стилистическое оформление предложений и частей текста пе­ред их фиксацией в тетрадях. Внимание детей должно быть также сосредоточено на отработке правильной мелодики речи, синтаксических пауз (пока это направление реализуется несистематически). Упражнение в точном интонировании устной речи способствует формированию умений делить речевой поток на предложения, определять их специфику на основе интонации. Приобретенные таким образом умения предупреждают появление в письменной речи ошибок типа нанизывания предложений друг на друга, неадекватного разрыва предложений, неправильного использования знаков препинания.

Не менее важно как можно чаще на уроках грамматики и правописания использовать творческие письменные задания в форме микросочинений, микроизложений, свободных диктантов. В этом случае более регламентированный и фиксированный грамматический строй письменной речи частично устраняет недостатки устной речи, позволяет целенаправленнее работать над исправлением стилистических и грамматических ошибок.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в подготовке детей с тяжёлыми нарушениями речи к школьному образованию

Автор: Степаненко Мария Павловна

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский

Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает дошкольное образование как первую ступень общего образования. ФГОС ДО обеспечивает преемственность дошкольного образования с начальным общим образованием.

Цель преемственности – обеспечить личностное развитие, психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного образования к школьному с опорой на его предыдущий опыт.

Основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования выступают целевые ориентиры адаптированной образовательной программы, как нормативные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, которые включают в себя следующие показатели:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность;
  • обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, адекватно проявляет свои чувства;
  • владеет разными видами игры, умеет подчиняться правилам и социальным нормам;
  • достаточно хорошо владеет устной речью для построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, обладает начальными знаниями о себе, о мире, в котором он живёт;
  • способен к принятию собственных решений.

При соблюдении требований к условиям реализации адаптированной образовательной программы настоящие ориентиры предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.

На дошкольной ступени осуществление преемственности требует соблюдения ряда педагогических условий:

  • личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком;
  • формирование игровой деятельности как важнейшего фактора его развития;
  • создание образовательной среды, способствующей личностному развитию ребёнка.

Невозможно проследить в каком из видов деятельности или НОД достигается тот или иной целевой ориентир, поэтому мы стараемся свою работу организовать так, чтобы каждый ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи мог свободно заниматься своим делом.

Основой для разностороннего развития каждого ребёнка является насыщенная предметно – развивающая среда. В начале учебного года с целью преемственности со школой мы совместно с родителями:

  • обновили подборку художественной литературы, репродукций и предметных картинок по теме «Школа»;
  • изготовили атрибуты для игр: «Детский сад», «Школа», «Магазин. Школьные товары», «Библиотека», обновили одежду кукол – школьниц;
  • пополнили школьный центр материалами и инструментами для конструирования, рисования, лепки, аппликации, художественного труда и экспериментирования;
  • пополнили и физкультурный центр пособиями и атрибутами для обогащения физического развития на этапе подготовки к школе.

Размещение оборудования в центрах активности позволяет нашим детям объединяться подгруппами по общим интересам. Дети выбирают себе род занятий, участников совместной деятельности, воплощают свои разнообразные замыслы. Развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно – поисковой работы активизируют познавательную деятельность и речевое развитие. Детям предлагаются также природные материалы для изучения, экспериментирования, составления коллекций, гербариев.

Одним из путей обеспечения преемственности со следующей ступенью образования являются беседы по темам: «Дети пошли в школу», «История возникновения школы», «Чем школа отличается от детского сада», «Что мы знаем о школе?», «Для чего нужно учиться?». С воспитанниками группы для создания положительной мотивации к обучению в школе были организованы экскурсии к лицею, в библиотеку и зооуголок школы.

После проведенных экскурсий, бесед дети составили фантазийные рассказы «Каким будет мой первый день в школе?» и «Почему я хочу учиться в школе», что способствует активному развитию монологической речи у детей с ТНР.

Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов) реализуются при чтении книг, рассматривании иллюстраций, в ходе НОД и культурных практик. Социальные интересы, познавательную и читательскую активность стимулирует наличие в группе познавательной литературы и энциклопедий. Каждый день в нашей группе организуются «минутки чтения». Таким образом мы подчеркиваем роль книги как источника знаний. Разгадываем с детьми загадки и ребусы, кроссворды.

В группе оформлена выставка в книжном уголке по теме «Школа». Цель выставки – вызвать у детей интерес к школе, желание учиться. Периодически с этой же целью проводятся просмотры и обсуждения с детьми мультфильмов: «Козлёнок, который умел считать до 10», «Остров ошибок», «Вовка в Тридесятом царстве», «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу».

Формирование творческого воображения, стимуляция интеллектуального и личностного развития детей с ТНР обеспечивается широким использованием различных видов игр: сюжетно-ролевых, режиссёрских, драматизаций, дидактических, подвижных, игр с правилами.

Одним из важнейших целевых ориентиров является создание условий для проявления инициативы и самостоятельности в общении, конструировании и игровой деятельности. «Детский сад», «Поиграем в школу», «Магазин. Школьные товары», «Библиотека» – эти игры особенно любимы нашими детьми. Содержание сюжетных игр обогащается на основе знакомства с отношениями людей в социальной действительности (магазин, больница, парикмахерская, путешествия), в ходе НОД и культурных практик. В игре отражаются сюжеты любимых сказок и мультипликационных фильмов.

Мы стараемся заинтересовать детей играми с готовым содержанием и правилами, так как они содержат в себе черты будущей учебной деятельности, формируют самоконтроль. В свободном пользовании детей находятся разнообразные игры с готовым содержанием: развивающие («Логические бусы», «Игровой квадрат», «Составь узор», «Поймай мышку», Будь внимателен»), настольно-печатные («Слоговые домики», «Числовые домики», «Кто быстрее дойдёт до цели»), лото («Соберись в школу», «Составим цифры из счётных палочек», «Найди клад по карте») и другие . В группе создана картотека словесных игр: «Радио», «Путешествие», «Цепочка», «Отгадай, кто мой друг?», «Я знаю…», «Телеграф», «Слова-перевёртыши», «Запомни слова», «Добавь букву» и др. Их использование стимулирует речевое развитие детей с ТНР на этапе подготовки к школе.
Особый интерес у наших детей вызывают игры – драматизации «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», игра – драматизация по рассказу Леонида Каминского «Для чего ходят в школу?», игры – драматизации по стихотворениям и рассказам детских писателей, обыгрываются и обсуждаются ситуации: «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Урок». В группе запланированы к проведению кукольный спектакль «Теремок» и режиссёрская игра «Красная Шапочка» (для малышей). Мы думаем, что это поможет сформировать чувство гордости, сознание важности взросления.

Пазлы, мозаики, шахматы, шашки способствуют развитию интеллектуальных способностей ребёнка. Подвижные игры: «Кто скорее соберёт портфель?», «Игровая переменка», коммуникативные игры «Пантомимические этюды», «Задуманное действие» дают возможность неуверенным детям преодолеть робость и раскрыться.

В группе постоянно появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это или новая игра, или детали каких – то устройств, «сломанные игрушки», «таинственные» письма, схемы. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, ребята испытывают радость открытия и познания, что непременно пригодится им в школе.

Творческие способности детей также проявляются в рисовании, лепке, аппликации, в придумывании сказок и новых окончаний старых сказок, танцах, пении. На занятиях и в свободной деятельности дети группы занимаются рисованием на разные темы (например, «Школа», «Букет для учительницы»); лепкой: «Буквы и цифры», аппликацией, конструируют из строительного материала. Нашими детьми изготовлены закладки для книг (подарки друзьям по выбору детей), тетради и учебники для игры в школу.

Воспитанниками группы также создан коллаж «Мой портфель»: дети самостоятельно выбирали и размещали картинки на листе, аккуратно наклеивали сопровождающие их стихотворения. На основе личных знаний детей, экскурсии к школе, изготовления коллажа в группе запланирована выставка детских рисунков «Что тебе понравилось в школе?».

У детей развита мелкая и крупная моторика. Они могут контролировать свои движения и управлять ими, обладают развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п. Этот целевой ориентир реализуется в такой деятельности, как: письмо в тетради, рисование, графические диктанты, штриховка в альбомах и тетрадях, росчерки, конструирование из крупного и мелкого строительного материала, физические упражнения.

В качестве оздоровительных мероприятий мы используем пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук, физические упражнения, игры с элементами соревнования: «Кто быстрее соберёт портфель», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто раньше дойдёт до середины», игры-эстафеты: «Весёлые соревнования», «Эстафета парами», «Дорожка препятствий» и т.д.

Мы обращаем внимание детей на соблюдение требований этикета в игровых и практических ситуациях: «Ласковое имя», «Комплименты», «Волшебные слова», в театрализованных этюдах. Мы знакомим детей со стихами, пословицами о вежливости, доброте, уважение к старшим, формируем эмоциональный и социальный интеллект.
Развиваем у детей чувство «единой семьи», интерес к сверстнику, желание выражать доброжелательность и сотрудничество по отношению к ним. С этой же целью проводятся игры: «Фоторобот», «Угадай о ком идет речь?», «Словесный портрет моего друга».

Выпускник нашей группы в основном способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может доводить до конца начатое дело. Они умеют отвечать за свои действия и поступки. Если совершил оплошность – разлил воду, насорил – убери, если нечаянно толкнул – извинись, не забудь выполнить обещание. Дети следуют социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, правилам безопасного поведения и личной гигиены.

Самообслуживание и детский труд требуют самостоятельности, добросовестности, качественного выполнения обязанностей: несложная починка игрушки, книг, наведение порядка и дежурство в группе, уход за комнатными растениями, уборка участка от опавших листьев. При этом дети включаются как в отдельные трудовые процессы, так и в целостные виды труда. Всё это ориентировано на развитие самостоятельности, инициативы, творчества, сотрудничества. Дети способны к волевым усилиям в разных видах деятельности, доводить начатое дело до конца, что, безусловно, пригодится им в школе.

Дети склоны наблюдать, экспериментировать, обладают начальными знаниями о себе, о предметном, социальном и культурном мире, в котором они живут, обладают элементарными представлениями из области живой природы. На ежедневных и целевых прогулках мы побуждаем детей к поиску прекрасного в природе, к высказыванию эстетических суждений. Здесь также развивается любознательность. Детьми задаются вопросы, касающихся природных явлений, каких-то предметов. Ребята интересуются причинно – следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

В условиях непрерывного образования взаимодействие воспитателей, учителя – логопеда, педагога – психолога, педагога по ИЗО и других специалистов детского сада содействует гармоничному психическому развитию ребёнка, сохранению его индивидуальности и развитию социально – коммуникативных навыков. Такая работа педагогов обеспечивает «безболезненную» адаптацию к изменяющейся социальной ситуации и воспитание готовности к активному взаимодействию детей с тяжёлыми нарушениями речи с окружающим миром.

Эффективность работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы в большой степени зависит от взаимодействия педагогов с семьёй. В нашей работе активное участие принимают родители, а также вовлекаются и другие члены семей наших воспитанников, особенно через использование проектной деятельности. Понимание родителями возрастных особенностей, задач предшкольного возраста делает возможным качественную реализацию принципа преемственности. Родители имеют возможность обогатить свой опыт в развитии детей, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

В начале учебного года родители вместе с детьми в рамках ориентировки в пространстве составили схемы – маршруты «Я иду в школу». Кроме этого, изготовили стенгазету «Папы и мамы – школьники». Вместе с детьми родители создали атрибуты для театрализованной деятельности. Запланировано проведение родительского собрания «Готовность детей к школе» с участием учителя начальных классов школы и педагога – психолога с сообщением родителям психологических аспектов готовности к школе каждого выпускника.
В уголке для родителей в течение года были размещены консультации: «Ваш ребёнок перешёл в подготовительную группу детского сада. Какие стороны готовности к школе особенно важны?», «Место и роль семьи в подготовке детей к школе», «Драматизировать – значит играть», «Развитие социально – коммуникативных навыков ребёнка через игру». Постоянно обновляются статьи в папке для родителей «Что должен знать ребенок, который собирается в школу». Оформлены памятки для родителей: «Шпаргалка для родителей будущих первоклассников», «Школьный портфель», «Десять правил для мамы и папы будущего первоклассника».

В течение этого предшкольного учебного года мы стараемся разнообразить обучение, создать условия для самореализации ребёнка с ТНР, стремимся сформировать выпускника творчески и физически развитого, инициативного, с высоким уровнем развития познавательных способностей, приобщённым к базовым ценностям и культуре мира. И, конечно, со сформированной волевой и мотивационной готовностью к школе. Мы вместе с детьми радуемся их успехам, чтобы сформировать чувство самоуважения для полноценного личностного становления и успешного обучения в школе.

Познание

Автор: Дедкова Светлана Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 111 Выборгского р-на
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности подготовки подготовки к школе детей с тяжёлыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование

Особенности подготовки к обучению в школе детей с тяжёлыми

нарушениями речи.

Учитель-логопед Дедкова С.И.

ГБДОУ д/с № 111 Выборгского р-на Санкт-Петербурга

Подготовка к школе в дошкольном образовательном учреждении начинается с

момента поступления в первую младшую группу, когда малышу ещё нет трёх

лет. Программа детского сада продумана так, что всё ,чему учат маленького

ребёнка ,обязательно пригодится ему в будущей жизни . Принимать правила

и требования воспитателя и коллектива сверстников, соблюдать режим дня,

владеть культурно-гигиеническими навыками, усваивать правила поведения в

группе, играть, заниматься, овладевать знаниями и умениями. Всё это -залог

успешности будущего ученика.

Когда ребёнок достигает старшего дошкольного возраста (5-7 лет) перед

родителями и педагогами встаёт задача -готовить ребёнка к обучению в

школе. Все дети и их родители надеются на успешное обучение в школе.

Родители уверены, что их сын или дочь -самые способные, сообразительные

и талантливые дети на свете.

Родители детей логопедических групп с тяжёлыми нарушениями речи тоже

так считают. Нередко логопеды и воспитатели слышат от них:” Мой ребёнок

умеет читать и писать, поэтому мы идём в школу с шести лет . “

Что тут скажешь? Возражать бесполезно. Только разъяснения и личный опыт

помогут таким родителям взглянуть на проблемы их детей реально .

Все дети, посещающие логопедические группы ,имеют проблемы со

здоровьем. Прежде всего они связаны с неврологическими нарушениями.

Причины этих нарушений спрятаны очень глубоко в повреждениях

центральной нервной системы, которые произошли на раннем этапе

внутриутробного развития , во время родов и в первые годы жизни

ребёнка .Это в основном травмы гипоксического характера , приведшие к

повреждению нейронов головного и спинного мозга. Кроме того

,необходимо учитывать гендерность этих повреждений. Мальчиков в

логопедических группах обычно больше, чем девочек. По данным

медицинских исследований у мальчиков более слабая нервная система.

Нередко родители детей , посещающих логопедические группы, сами когда-

то занимались с логопедом .А некоторые из них имеют речевые нарушения,

будучи взрослыми людьми.

Именно поэтому при подготовке к школьному обучению необходим

комплексный психолого -медико -педагогический подход.

Логопед должен убедить родителей обязательно посетить всех специалистов,

чтобы пройти тщательное медицинское обследование и начать лечение.

Обязательно пройти тестирование у психолога, чтобы выявить недостатки

коммуникативной и познавательной сферы. Если это необходимо, то

заниматься с психологом .

Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на

труды основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского ,Л.И.

Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.

В настоящее время разработаны новые современные методики диагностики

готовности к обучению в школе. Наиболее популярны методики Михаила и

Натальи Семаго, Нины Иосифовны Гуткиной , Леонида Абрамовича Венгера,

методика Н.Л. Белопольской и др.

Выделяется три аспекта школьной зрелости .

Интеллектуальный : концентрация внимания , аналитическое мышление ,

логическое мышление, логическая память, умение воспроизводить образец, а

также развитие тонких движений пальцев рук и сенсомоторная координация

Эмоциональная зрелость: уменьшение импульсивных реакций и

возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Социальная зрелость :потребность ребёнка в общении со сверстниками и

взрослыми и умение подчинять своё поведение законам детских групп,

владеть навыками учебной деятельности , иметь мотивацию к обучению.

Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в

конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с

7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры

не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному

С каждым годом рождается всё больше детей с неврологической

симптоматикой. Практически здоровых детей на сегодняшний день не

Интерес к проблеме подогревается всем известным фактом инфантилизации

детской популяции (об акселерации уже забыли даже ярые адепты этого

Проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу

школьного обучения рассматривалась в течение последних десятилетий

практически всеми авторами, работающими в «детстве». В качестве наиболее

полных «обзорных» пособий можно предложить книгу Н.И. Гуткиной (1996)

и «Справочник для практического психолога. » (1998).

Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной

так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень

функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е.

несоответствие степени созревания определенных мозговых структур,

нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И.В.

Дубровина, 1995, 1998).

Проявления подобной незрелости можно сгруппировать следующим образом.

Низкий уровень развития отдельных функций или групп функций: от

несформированности зрительно-моторных координаций, проблем развития

мелкой моторики до незрелости логических форм мышления.

Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе

недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблем

произвольного внимания и запоминания и кончая проблемами произвольной

Низкий уровень социальной зрелости, то есть несформированность

«внутренней позиции школьника», наличие коммуникативных проблем

(трудности общения) и т.п.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что

эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если

первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения

качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.

Задача учителей-логопедов в группах для детей с тяжёлыми нарушениями

речи обеспечить комплексную и эффективную коррекции всех компонентов

речи ребёнка -логопата. Устранить проблемы звукопроизношения , наладить

правильное воспроизведение звуковой и слоговой структуры слова.

Исправить ошибки лексико-грамматического строя речи, развить связную

речь. Важным этапом в подготовке дошкольника является обучение грамоте и

формирование фонематических функций. Умение различать на слух и

воспроизводить все звуки родного языка. Дать навыки звукового анализа и

синтеза слов и предложений. Обучить начальным навыкам чтения и

печатания слов, совершенствовать графические навыки. Всё это необходимо

для профилактики дисграфии и дислексии , с которыми ребёнок может

столкнуться на уроках чтения и письма.

Учитель-логопед делает правильный прогноз адаптации ребёнка к школьному

обучению, формулирует коррекционно-развивающие задачи .Обязательно

использование в работе здоровьесберегающих технологий : дыхательная,

артикуляционная , пальчиковая гимнастики, логопедического массажа и

Наряду с этим ,учитель-логопед взаимодействует с семьями воспитанников,

обучая и курируя родителей .Помогает овладеть всем методам и приёмам

логопедического воздействия в домашних условиях.

Учитель-логопед обеспечивает координацию работы воспитателей группы и

специалистов ДОУ : музыкального руководителя, инструктора по физической

Учитель-логопед консультируется с врачом ДОУ и направляет детей к

специалистам медикам, если это необходимо.

Поддерживает доброжелательную психологически комфортную атмосферу в

Грамотный поход учителя-логопеда к коррекции речевых нарушений у детей

с тяжёлыми нарушениями речи -залог успешного обучения ребёнка в школе.

Всероссийский педагогический журнал «ПОЗНАНИЕ». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65177.
ВЫДАНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

«Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников»
учебно-методический материал

Своевременная отработка технологии речи и коррекция нарушений письменной речи.

Скачать:

Вложение Размер
tema_samoobrazovaniya_logoped.docx 26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 22 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД»

«Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников»

Составила: Кузнецова Г.М.

«Школы-интерната № 22 ОАО «РЖД»

Цель логопедической работы по самообразованию:

своевременная отработка технологии речи и коррекция нарушений письменной речи.

Для достижения выбранной цели по самообразованию были поставлены следующие задачи:

– проведение логопедического обследования учащихся 1-4 х классов;

– преодоление нарушений звукопроизношения;

– коррекция нарушений письменной речи;

– развитие фонематического восприятия, фонематического слуха звукового анализа и синтеза;

– развитие лексико-грамматического строя речи;

– обогащение словарного запаса;

– развитие связной речи.

Помимо непосредственной коррекции речевого дефекта, необходимо развитие

психологической базы речи. Данная работа ведётся по следующим направлениям:

– развитие пространственных представлений;

– развитие временных представлений;

– формирование зрительного гнозиса;

– формирование психических процессов: памяти, внимания, логического мышления.

Основные этапы работы над темой, и какая работа соответственно этому этапу проведена:

1 этап. Поиск и составление списка литературы по теме самообразования:

А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».

2 этап. Изучение состояния выбранной проблемы с позиции теории и передовой педагогической практики:

Проблема нарушения письменной речи у младших школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащихся. Как показывают многолетние исследования, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальной школы, являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение чтением и грамотным письмом. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонетическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с ОНР, которое проявляется в нарушениях не только произносительных, но и лексико-грамматической стороны речи. Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками.

Основная задача учителя-логопеда — предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития устной и письменной речи, что повышает качество учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО. Именно поэтому основное внимание логопед должен уделять учащимся 1-2 х классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.

З этап. Проектирование собственного педагогического поиска (определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, консультации у коллег ).

Построить систему отработки технологии речи и коррекции нарушений письменной речи среди учащихся 1-4 х классов.

4 этап. Опытно-экспериментальная проверка своего самообразовательного проекта

– Приглашение коллег для анализа, проведение открытых уроков, срезов знаний по целям самообразования; фиксирование результатов в сравнительных таблицах, диаграммах; оформление вывода – то ли получено, что планировалось получить.

– Посещение открытых уроков учителей-логопедов

– Консультации с коллегами логопедами.

Для оказания коррекционной помощи учащимся были выделены основные направления логопедической работы:

1. Работа над звукопроизношением . Развитие звукопроизношения – это воспитание внимания к звуковой стороне речи. Необходимо научить детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. При нарушениях звукопроизношения больше внимание уделяется развитию подвижности артикуляционного аппарата.

Работая над звукопроизношением, на занятиях, всегда:

1. Развиваю мелкую моторику пальцев рук (пальчиковая гимнастика)

Поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание.

3. Мимические упражнения:

Выполнение действий по тексту.

Как хорошо, когда ты улыбаешься,

Как хорошо, когда ты удивляешься,

Но как же нам невесело,

Когда ты сердишься и огорчаешься.

4. Артикуляционная гимнастика.

В своей работе, использую артикуляционные профили, модели артикуляции звуков. Модели отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике. При работе с моделями у ребенка создается правильный образ артикуляционного уклада в момент произнесения звука.

Все отработанные звуки автоматизируются: в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, чистоговорках, в текстах, в самостоятельной речи.

2. Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Детям даётся задание определить наличие или отсутствие заданного звука в слове. Например: Есть ли звук «Р» в слове рак или покажи все картинки, в названии которых есть звук «Л». На фронтальных и индивидуальных занятиях использую игровые приёмы. Например: Игра «Поймай звук» а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [м]. Материал: ряд звуков: м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м. б) Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «м». Материал: ряд слогов: ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма. в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «м». Материал: ряд слов: мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох. Положи столько палочек, сколько раз я произнесу заданный звук.

Игра «Кто внимательный?» Выделение звуков в звуковом ряду. Называю звуки. Ребята должны поднять соответствующие символы. Например: называю звук С – поднимают синий кружок, называю звук Сь- поднимают зелёный кружок.

Игра «Угадай-ка » Угадать, какие слова получатся из первых звуков названий картинок. Рыба, арбуз, мак, апельсин- рама; редис, енот, кран, автобус – река.

Игра «Третий лишний » Дети должны убрать картинку без звука «П» (подушка, овощи пуговица; пальто, дом, пальма; санки, помидор, поезд).

Игра «Найди общий звук » лампа, лук, бал; река, ремень, фонарь.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. По данному направлению на занятиях проводится следующая работа: – Связь звука с буквой: дети рисуют букву в воздухе, выкладывают из палочек или шнурков заданную букву. Отыскивание в разрезной азбуке, записывают в тетрадях. – Автоматизацию звука в словах, слогах, предложениях, текстах. Проводим звуковой анализ слогов, слов, рисуем звуковые схемы слогов, слов. Делим слова на слоги, выделяем ударный звук. Составляем слова из заданного количества звуков. Например: звуки разбежались и нужно собрать их в слова или подружи звуки, составь слово.

Ученики объединяют эти звуки в слово, проговаривают слово и составляют его из букв разрезной азбуки.

[ л, у, к ] – лук, [ л, а, к ] – лак, [ л, о, с, и ] – лоси, [ л, и, с, а ] – лиса, [ л, у, н, а ] – луна, [ л, и, с, т ] – лист, [ ш,у,б,а ] – [ с, т, о, л ] – стол. .

Определяем наличие звука в начале, в середине и в конце слова. Например: Найди звук

– Посмотрите на картинки. Назовите слова и скажите, где вы услышите звук [с] в начале, середине или в конце слова

Игра «Весёлый поезд» Дети должны найти место звука «Н» в слове и поставить картинку (нож, носки, апельсин, телефон, зонтик, лимон) в вагончик (в начале, в середине и в конце слова).

Проводим звуковой анализ слов.

Игра « Играем в школу» – даю учащимся карточки, они читают предложения, находят ошибки или вставляют пропущенные буквы.

Игра «Собери слова» – раздаются слоги, дети составляют слова.

Составляем из слов предложения. Работаем над деформированной фразой. Проводим анализ предложений и записываем графические схемы.

4. Развитие лексико-грамматического строя речи. Основными задачами этого направления являются работа над пониманием и употреблением предлогов: например: даётся задание – положи книгу на стол, под книгу тетрадь и т.д. Раздаю карточки с сюжетными картинками, дети называют предлоги. Составление предложений по картинкам, сериям картинок. Так же по развитию лексико-грамматической стороны речи на занятиях проводим работу над: – изменением существительных по числам, по падежам (Называю один предмет, а дети должны назвать много предметов и наоборот. Нет кого? Коров, говорю о ком? О крове; – образованием прилагательных от существительных (Игра «Магазин соков» -сок из яблок (какой?)- яблочный, из груш, из слив и т. д. – образованием существительных с помощью суффиксов (нос –носище, кот –котище, дом –домик и т.д.) – согласованием существительных с числительными (один шарф, два шарфа и т. д.) – употребление глаголов – Игра «Подбери действие» (Солнце что делает? и т. д.) – подбором слов – антонимов (У лисы длинный хвост, а у зайца – короткий и т. д.)

– подбором родственных слов ( сад, садовник, садовый рассада и т. д.) – назови одним словом (яблоки, груши, сливы – фрукты; помидор, огурец, капуста – овощи); – назови «У кого кто» – у кошки – котёнок, у овцы – ягнёнок и т. д.)

5. Развитие связной речи.

Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Помимо непосредственной коррекции речевого дефекта, на занятиях занимаемся развитием психологической базы речи:

– развитие пространственных представлений;

например: «Справа – слева, спереди – сзади». Назвать предметы, которые находятся справа (слева), спереди (сзади). Раскрась машинки, которые едут направо, синим цветом, которые едут налево красным цветом и т. д.

-развитие временных представлений; например: соедини стрелкой название времени суток с картинкой.

-формирование зрительного гнозиса; например: найди спрятанные буквы и обведи их,

назови перечеркнутые буквы, определи букву в неправильном положении и т. д .

– формирование психических процессов: памяти, внимания, логического
мышления.

Благодаря коррекционной работе в школьном логопункте возможно достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у учащихся младших классов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В помощь учителю начальных классов.

«Предотвращение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников при оптической дисграфии»

С каждым днем проблема специфических нарушений письменной речи становится актуальнее. Эта проблема таит в себе ряд сложностей, не преодолев которые, невозможно исправить дефект. Сюда относится стойкий.

Комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи у младших школьников

Комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи умладших школьников.

Разнообразие форм и методов работы по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников.

Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и .

Статья ” Технологии коррекции нарушений письменной речи у младших школьников”
Презентация “Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников”

Данный материал помогает предупредить и корректировать нарушение речи у младших школьников.

Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников

Храмцова Наталья
Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников

Ребенок с дефектом не есть

непременно дефективный ребенок.

В настоящее время значительно увеличилось число детей, испытывающих трудности при подготовке к обучению и усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи (дисграфия, дислексия и дизорфография). Нарушения письма и чтения являются достаточно распространенными среди учащихся как коррекционных, так и массовых школ, они препятствуют полноценному освоению школьных знаний, поэтому интерес к проблеме коррекции дислексии, дисграфии не только у специалистов (логопедов, психологов, лингвистов, но и у учителей начальных классов и русского языка не случаен.

Следует отметить, что нарушения письменной речи сложны по своей структуре,в их симптоматике могут наблюдаться:

нарушения устной речи;

• недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов;

• оптико-пространственная дезорганизация деятельности письма;

• рассогласование в работе слухового, зрительного анализаторов и артикуляции;

• отставание в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышления).

Поэтому без специально организованной, систематической помощи специалистов, знающих причины и механизмы речевой патологии, эти нарушения не могут быть скомпенсированы.

В настоящее время коррекцией нарушений письменной речи занимаются логопеды школьных логопунктов, коррекционных школ.

Речевые нарушения, проявляющиеся в несформированности языковых средств,можно условно разделить на три большие группы:

• Первая группа — фонетические нарушения речи. Они выражаются в дефектах произношения отдельных звуков.

• Вторая группа — фонематические нарушения. Они выражаются

в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустически артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают новым составом слова и делают специфические ошибки при письме.

• Третья группа — общее недоразвитие речи. Оно выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую, так и на

смысловую сторону речи. Если такому ребенку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полноценно овладеть грамотой.

Как известно, для развития письменной речи, важное значение имеет сознательный анализ составляющих ее звуков. Однако, чтобы обозначить при письме тот или иной звук буквой, необходимо не только выделить его из слова, но и обобщить выделенный звук в устойчивую фонему на основе его слухопроизносительной дифференциации. Умение выделить фонемы из слова и правильно их дифференцировать является одним из необходимых условий развития звукового анализа.

Для правильного звукового анализа необходимо и другое условие — умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове. Звуковой анализ, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, есть не что иное, как овладение определенной учебной операцией, умственным действием “по установлению последовательности звуков в слове”.

Установлено,что недостатки произношения у детей часто сопровождаются затруднениями в звуковом анализе слова: они с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно четко дифференцируя на слух выделенный звук, смешивают его с акустически парным, не могут сравнить звуковой состав слов, отличающихся одним только звуком.

В письменной работе всех детей с фонематическим недоразвитием, независимо от степени овладения ими соответствующим навыком, имеются специфические ошибки на замену и смешение букв.

Примеры типичных ошибок: вошадь (лошадь, жубы (зубы, водка (лодка, рожка (ложка, синокл (шенок, тошта (кошка, луква (клюква.

Наряду со специфическими ошибками наблюдаются и такие, как пропуск букв, добавления, перестановки, замены букв по графическому сходству, так называемые антипации и персеверации.

Например: магазим, тезлевизор, девевья, бабабушка, жукчат жучейки.

Несмотря на знание заученного правила, дети не могут применить его на практике, так как не различают, какой согласный — звонкий или глухой — даже в тех случаях, когда звук стоит в сильной позиции, т. е. перед гласной.

Любой педагог должен помочь ребенку осознать его самоценность, полезность для общества, социальную востребованность. Ведь в каждом ребенке есть чувство прекрасного, и задача педагога найти и затронуть эту тонкую струну.

Во Всемирной декларации об обеспечении выживания,защиты развития детей говорится: «дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве.»

В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей необходимо:

• поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;

• правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;

• проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;

• на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;

• проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.

• ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком — одно из обязательных условий правильного речевого развития;

• выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;

• занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;

• занятие не должно продолжаться свыше 15 минут;

• занятие не следует перегружать заданиями;

• на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;

• к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.

Ребенку важно уметь:

• определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);

• делить слова на слоги;

• различать твердые и мягкие согласные;

• различать гласные и согласные звуки;

• различать слова, похожие по звучанию;

• различать слова, отличающиеся одним звуком;

• находить слова, в которых нет заданного звука;

• осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук.

Презентация «Графические ошибки в письменной речи детей 6–7 лет» На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное.

Читайте также:
Преодоление нарушений грамматического строя речи у пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени выраженности
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: