Роль школьного логопеда в реализации Государственной программы ‘Доступная среда’

Роль школьного логопеда в реализации Государственной программы ‘Доступная среда’

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

“Богородская школа №8”

Единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122

Государственная программа “Доступная среда”

В соответствии с федеральным перечнем образовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья муниципальное казенное общеобразовательное учреждение в 2016году включено в реализацию государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы.

Программа «Доступная среда» в Г КОУ «Богородская школа №8» правлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.

СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ /2016 -2017 учебный год/

Всего учащихся с ОВЗ ОУО

В т.ч. по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости

Обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательной организации

Обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по индивидуальному учебному плану на дому

В ГКОУ «Богородская школа №8» Нижегородской области созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

Учреждение осуществляет образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется Учреждением с созданием специальных условий для получения образования. Под специальными условиями для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития учащихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Учреждение обеспечивает учащихся бесплатно двухразовым питанием, специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой.

В учреждение принимаются дети, проживающие на территории г. Богородска и Богородского района, только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению районной или областной психолого – медико- педагогической комиссии.

Информация о созданных для детей-инвалидов условиях в рамках программы «Доступная среда»

Установка пандуса к основному входу

Установка пандуса в столовую.

Ремонт и оборудование санузла на 1 этаже.

Ремонт в здании школы с целью безбарьерного доступа обучающеготся в учебные кабинеты .

Ремонт в учебном кабинете социально-бытовой ориентировки.

Приобретена специализированная учебная парта.

Оснащение мультимедийной техникой и современным специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием.

Приобретено оборудования для занятий физической культуры, лечебной физической культуры, коррекционных занятий, занятий эмоционально-волевого развития.

Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС

Ольга Королькова
Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

«Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС»

учитель – логопед

Радужный 2017 г.

«Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС»

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума школы. Учитель-логопед является членом команды специалистов, реализующих психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной

деятельности учителя-логопедарешаются следующие задачи:

1. Проведение логопедического обследования с целью определения

структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление

логопедического заключения.

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической

работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в

логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической

помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов

логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического

состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых

занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся

(с использованием программного материала учебных дисциплин

5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ,

Читайте также:
Неделя психологии в дошкольном образовательном учреждении на тему 'Калейдоскоп общения'

методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение

разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках

государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития

ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

7. сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

8. Разработка предложений по повышению эффективности

диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение

наиболее эффективного опыта логопедической работы.

9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих

условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной

организации. Совместное с учителем (дефектологом, тьютором)

проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима,

по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в

соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных

10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической

компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.

11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Исходя из задач, определяются основные направления деятельности учителя-логопеда:

Диагностическое направление работы

• Первичное логопедическое обследование (проводится с 1 по 15 сентября) позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ.

• Промежуточное логопедическое обследование предусматривается в процессе оказания логопедической помощи, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как в устной, так и в письменной речи).

• Итоговая диагностика представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.

Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

В содержание данного направления входят следующие аспекты:

1. Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных

программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми

2. Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по

коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию

коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается:

1. В разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.

2. В помощи в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.

3. В подборе дидактических и методических материалов.

4. В ведении документации.

Консультативно-просветительское направление работы включает:

• Консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования

психолого-педагогической компетентности родителей (или законных

представителей) детей с ОВЗ, задействованных в образовательном процессе,

по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений

речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по

коррекции речевых нарушений у детей;

• консультирование педагогов и других участников образовательного

процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания

речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с

развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ

Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Характеристика речи детей с ОВЗ.

При ОВЗ у детей отмечается более позднее развитие фразовой речи.

Нарушения устной речи проявляются в нарушении произношения. У некоторых детей нарушается только одна группа звуков. У других одновременно две или несколько групп звуков.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Одним из факторов, вызывающих нарушения звукопроизношения у детей с ОВЗ, в частности, смешения звуков, является недостаточная сформированность фонематического восприятия. Нарушения проявляются как в трудностях дифференциации звуков, так и в несформированности фонематического анализа и синтеза. Нарушения звукового анализа и синтеза очень стойкие. Они сохраняются в течение нескольких лет, вызывая нарушения чтения и письма.

Словарный запас школьниковс отличается бедностью и неточностью: Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

Так, большинство детей с ОВЗ имеют очень приблизительное, неточное представление о профессии своих родителей. Во многих случаях на вопрос «Кем работает (мама или папа?» вспоминают несущественные,второстепенные сведения: Она пишет. Рядом с ней строят дом. Лишь немногие дети точно знают свою фамилию, имя, отчество, имя и отчество родителей.

Читайте также:
Методическое пособие по дифференциации звуков Д-Т

Часто наблюдается неточность употребления слов, их замены по семантическим признакам (вместо рама — окно, конверт — письмо, вышивает — шьет). В словаре детей преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности.

В активном словаре детей с ОВЗ преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большие затруднения. Также дети с испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов.

В речи детей недостаточно представлены местоимения, наречия. Они замедленно включают в свою речь новые слова, понятия, полученные в процессе обучения.

Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей

У детей с ОВЗ не сформирована система предлогов языка. Дети часто опускают предлоги в, из, не используют предлоги из-под, около, перед, за, смешивают предлоги из и в, на и в,заменяют предлог перед предлогом на, предлог под предлогом в, предлог около предлогом на, предлог за — предлогом на и т. д.

Изменение существительных по падежам часто сопровождается большим количеством ошибок. Еще большие трудности наблюдаются при согласовании прилагательных с существительными в роде

Более трудным для данной категории детей является образование названий детенышей животных и птиц (свиненок, лошаденок, гусик).

Дети используют ограниченный набор синтаксических конструкций, преимущественно простые предложения.Частыми ошибками бывают нарушения порядка слов в предложении:постановка сказуемого в конец предложения: Девочка книгу убрала;постановка прилагательного в конец предложения: Девочка платье надевает красное.

У детей с ОВЗ отмечается и своеобразие связной речи. Для них сложен пересказ произведений (особенно повествовательного характера, составление рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке и составление творческого рассказа, рассказа-описания. Они не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними суждениями.

Наиболее трудными для детей с ОВЗ самостоятельные рассказы на заданную тему.Многие отказываются от выполнения этого задания: не знают, о чем говорить или ограничиваются лишь одной фразой.

Таким образом, у детей обнаруживаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации.

На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных инструкций.

Прохождение ступеней формирования навыка чтения и письма у детей с ОВЗ осуществляется замедленными темпами.

Затруднение вызывает овладение не только технической стороной процесса чтения, но и понимание прочитанного. Процесс чтения сопровождается большим количеством разнообразных ошибок.

К нарушения письма относятся: замены букв, пропуски гласных и согласных; добавление букв; перестановки букв; пропуск слогов, слитное написание слов, предложений, орфографические ошибки. У детей с ОВЗ в процессе письма отмечаются и нарушения моторного акта письма, страдает плавность, ритмичность, наблюдается соскальзывание со строки.

Указанные особенности в развитии детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют от учителей-логопедов специально организованной коррекционной работы.

Особенности в развитии слишком разные

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы,которые обозначаются такими аббревиатурами:

ДЦП – детский церебральный паралич;

ЗПР – задержка психического развития;

ЗРР – задержка речевого развития;

ММД – минимальная мозговая дисфункция;

ОДА – опорно-двигательный аппарат;

ОНР – общее недоразвитие речи;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

На основании материалов обследования осуществляется группировка учащихся по схожему дефекту речи.

Опираясь на материалы обследования и мониторинг, логопед составляет календарно-тематическое планирование на каждую группу учащихся. Цель такого планирования — распределить намеченные темы в течение учебного года, определить объем изучаемого материала по каждой теме, лексический материал, выбрать и применить наиболее эффективные средства коррекции речи в зависимости от речевого дефекта и возрастных особенностей детей. Составляя календарно-тематический план, логопед должен учитывать все направления работы для устранения имеющегося речевого дефекта.

Групповые логопедические занятия проводятся во 2 половине дня 3 раза в неделю по 40 минут. Групповые логопедические занятия направлены на восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к овладению учебного материала. На занятиях широко применяются разнообразные наглядные опоры и игровые приемы.

Обобщенная структура группового логопедического занятия:

развитие фонематического анализа и синтеза,

развитие связной речи,

неречевых процессов, мелкой моторики

коррекция нарушений письменной речи

Специфика логопедическойработы с учащимися с ОВЗ:

• Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)

Читайте также:
Мониторинг речевого развития детей с ОНР

• Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)

• Частый повтор упражнений с элементами новизны

• Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)

• Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)

• Конкретность и доступность заданий

• Умеренный темп работы

Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т. д.)

С введением ФГОС обучающиеся с ОВЗ наряду со всеми имеют право на получение

общего образования Согласно статье 42 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» No273-ФЗ, обучающийся, испытывающий трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации «вправе получать психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь». Одним из требований образовательных стандартов является сопровождение учащихся, испытывающих трудности в обучении. Важным условием реализации программы сопровождениядетей начальных классов является сотрудничество учителей со всеми специалистами: учителями-предметниками, социальными педагогами, психологами, дефектологами, логопедами, учителями ГПД, медиками, родителями (законными представителями).

Введение ФГОС НОО предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что, как мы видим, является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе. С введением нового стандарта общего образования обучающихся с ОВЗ, деятельность школьного учителя-логопеда как полноценного участника образовательного процесса должна стать более значимой. Программа сопровождения обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основных учебных программ начального общего образования, коррекционных недостатков в физическом и психическом развитии, их социальной адаптации.

СПЕЦИАЛИСТЫ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Служба сопровождения в нашей школе работает по личностно – ориентированной модели. Цель усилий всей команды – не только ребёнка адаптировать к образовательному процессу, но и процесс «приспособить» к ребёнку, его образовательным потребностям и способностям, сделать его более экологичным. Основной задачей учреждения является подготовка детей к самостоятельной жизни и их успешной адаптации в обществе. Обучение воспитанников строится на принципах защиты прав и интересов детей.

Имашева Анжела Владимировна – учитель – логопед

Боякова Виктория Николаевна – учитель – логопед

Королькова Ольга Ивановна – учитель – логопед

Резанова Елена Николаевна – педагог – психолог

Иванова Наталья Александровна – учитель – дефектолог

Роль школьного логопеда в реализации Государственной программы «Доступная среда»

Статья об инклюзивном образовании в России и роли школьного логопеда в процессе сопровождения ребёнка с ОВЗ. В нашем государстве принята программа «Доступная среда» и все специалисты гимназии были направлены на соответствующие курсы. В процессе обучения у меня возник вопрос: «Как сочетается возрастающий запрос на специалистов в ОУ и одновременное сокращение их же (в нашем городе, например, только в одной школе из семи есть логопед)?» Руководители курсов только руками смогли развести. Может быть, коллеги из других школ поделятся опытом успешного сопровождения детей с ОВЗ.

Идею инклюзивного обучения поддерживают родители и родительские организации «особенных детей»; остальная часть общества (педагогическая общественность, родители нормально развивающихся детей) относятся к данному процессу чрезвычайно осторожно.

Кроме того, реализация концепции интегрированного обучения изначально содержит в себе ряд противоречий и проблем, которые достаточно сложно разрешить с организационной точки зрения. Это касается не только источников финансирования общего и специального образования, но и подготовки, переподготовки специалистов и их трудоустройства; установления образовательного ценза для «особенных» детей и подростков в условиях массового обучения, академическая составляющая методического обеспечения процесса обучения; целесообразности введения дифференциации внутри общеобразовательной школы и т.д.

Инклюзивные тенденции закрепились в отечественном образовании и приобрели статус официальной государственной политики. Это отражено в новом законе Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года).

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия: Звуки и буквы Р, Л, автоматизация в слогах, словах

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В гимназии г. Фрязино создана служба, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги. Работа ведется в тесном контакте с медицинскими работниками школы. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуально-психологических и физических особенностей детей осуществляется на школьном медико-психолого-педагогическом консилиуме.

Организация обучения основывается на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития. Поэтому построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики всех специалистов. Одну из проблем специалисты выделяют более четко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевают: соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты. Таким образом, диагностирование каждым специалистом приводит к ведению индивидуальной характеристики ребенка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.

Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ — выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме в тесном контакте с другими специалистами сопровождения.

Государственная программа “Доступная среда”

О реализации Государственной программы «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»

в МБОУ «Гвардейская школа-гимназия № 2»

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

В настоящее время в России для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений. Она включает в себя специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (школы, школы-интернаты).

Основные направления организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и сверстников, не имеющих нарушений развития, отражены в рекомендациях Минобрнауки России по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации, которые были направлены руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, в апреле 2008 года (письмо от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06).

Региональные программы, направленные на развитие образования детей этой категории, включая их интеграцию в обычную образовательную среду, разрабатываются и реализуются с учетом указанных рекомендаций.

В рамках государственной программы Российской Федерации “Доступная среда” на 2011 – 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р (далее – Программа), реализованы мероприятия по оснащению обычных образовательных учреждений специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Реализация мероприятий Программы позволила в течение 5 лет (в 2011 – 2015 годах) создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов, совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, лишь в 20 процентах от общей численности общеобразовательных школ.

В связи с этим Правительство Российской Федерации продлило действие Программы и издало новое Постановление №1297 от 01 декабря 2015 года «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы». Настоящее постановление вступило в силу с 1 января 2016 г.

С 2015-2016 учебного года МБОУ «Гвардейская школа-гимназия № 2» участвует в реализации мероприятий Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы». С целью создания в школе-гимназии условий для инклюзивного образования детей-инвалидов Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым в 2015 году было поставлено специальное учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование и программное обеспечение для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которое размещено в кабинетах педагога-психолога и учителя–логопеда. Индивидуальные и групповые логопедические занятия теперь проводятся в достаточно оснащенном логопедическом кабинете, имеющем учебные дидактические и демонстрационные материалы, навесные магнитные и демонстрационные доски, логопедический тренажер для коррекции устной и письменной речи, столом с зеркалом для логопедических индивидуальных занятий, специализированным программно-техническим комплексом с МФУ.

Читайте также:
Рабочая программа учителя-логопеда по развитию речи детей с ФФНР для детей в возрасте от 5 до 6 лет

Кабинет психолога также оснащен комплектами диагностических методик, многофункциональным устройством с функцией принтера, сканера, копира, специализированным программно-техническим комплексом (портативным компьютером с предустановленным программным обеспечением). Благодаря участию школы в реализации данной программы значительно облегчилась процедура проведения диагностики, есть возможность пользоваться готовым комплектом методик, подготовка бланков регистрации теперь не требует затраты большого количества времени. В связи с тем, что появился программно-технический комплекс и многофункциональное устройство, появилась возможность самостоятельно готовить материальную базу (картинки, лабиринты, памятки и т. д.) хорошего качества, для проведения коррекционный занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, что придает занятию большую наглядность и позволяет заинтересовать ребенка процессом.

В связи с реализацией Государственной программы «Доступная среда» в штатное расписание школы были введены должности учителя-дефектолога, учителя-логопеда, тьютора.

Тьютор, ассистент (помощник) вводится в штатное расписание образовательных организаций в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Тьютор обеспечивает личностно-ориентированную направленность учебно-воспитательного процесса, оказывает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечивает доступ в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Тьютор, ассистент (помощник) принимает участие в разработке и выполнении индивидуальных учебных планов и программ, адаптирует учебные материалы с учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся данной категории.

Необходимое кадровое обеспечение, специальное учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование и программное обеспечение для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья позволило качественно реализовывать адаптированные образовательные программы школы.

ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ

В МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» специально оборудованных учебных кабинетов для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» специально оборудованных учебных кабинетов для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.

ИНФОРМАЦИЯ О БИБЛИОТЕКАХ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствует.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ СПОРТА, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА В ЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Вход в здание МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» оборудован пандусом и тактильной табличкой Брайля, имеется подъемный механизм для перемещения лиц с ОВЗ по лестницам.

ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПИТАНИЯ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

В МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» инвалиды и лица с ОВЗ ежедневно обеспечиваются двухразовым бесплатным горячим питанием. Инвалиды и лица с ОВЗ получают горячий завтрак и горячий обед в оборудованной столовой. Питание организовано в соответствии с десятидневным меню по графику, утверждённому директором школы. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.

В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.

ДОСТУП К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ СЕТЯМ, ПРИСПОСОБЛЕННЫМ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Доля обучающихся, обеспеченных учебниками из библиотечного фонда школы, составляет 100%, в том числе дети с ОВЗ и инвалиды. Учебники снабжены электронными приложениями (на дисках).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСАХ, К КОТОРЫМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ДОСТУП ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

На основании федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера. Электронный журнал и платформа “Учи.ру” – основные формы реализации дистанционно образовательных технологий, они включают в себя как ресурсы для самостоятельного изучения (учебные материалы) так и интерактивные элементы (тесты, задания и прочее).

НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования по адаптированной образовательной программе не предусмотрено, так как в школе отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные технические средства обучения. Во время проведения занятий в классах, где могут обучаться инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины учителями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации.

Читайте также:
Использование основ экологической культуры в коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ

НАЛИЧИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА В ОБЩЕЖИТИЕ, ИНТЕРНАТ

В МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» общежитие и интернат отсутствуют.

ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ОБЩЕЖИТИИ, ИНТЕРНАТЕ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» общежитие и интернат отсутствуют, поэтому отсутствуют и жилые помещения в общежитии, интернате, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Государственная программа “Доступная среда”

высшей квалификационной категории

Лобойко Галина Александровна

Приказ от 20.04.2016г. №8-104 “Об обеспечении условий доступности для инвалидов и маломобильных групп”

Приказ от 20.04.2016г.№8-106 “Об утверждении паспорта доступности и “Дорожной карты”

Приказ от 20.04.2016г. №8-105 “О создании комиссии по проведению обследования и паспортизации учреждения”

Акт обследования ОСИ к паспорту доступности ОСИ

14 октября 2016 года в МБОУ №86 г.Новосибирска состоялся ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ «Организация и формирование основ сотрудничества участников образовательного процесса: актуальные вопросы и технологические решения инклюзивного образования»

Цель образовательного Форума – конструктивное обсуждение педагогическим сообществом актуальных вопросов профессиональной деятельности учителя в реализации инклюзивной практики . ПОДРОБНЕЕ.

Всем известно, что Доступная среда в учреждениях образования – это организация совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений.

Также все мы знаем, что до недавнего времени у нас был некий стереотип в отношении детей с ОВЗ и их обучения.

Сегодня к счастью, всё меняется. Дети с ОВЗ и их нормально развивающиеся сверстники в едином образовательном пространстве.

Сегодня я хочу сделать некий промежуточный анализ нашей работы по реализации программы ” Доступная среда” в нашей школе.

20 января в школе состоялся СЕМИНАР «Реализация программы «Доступная среда»

В семинаре приняли участие главный специалист управления образования администрации Коченевского района Эбель Ольга Сергеевна,

представители образовательных учреждений, ответственные за работу с детьми ОВЗ, представители учреждений дошкольного образования, представители ТПМПК.

В ходе семинара были рассмотрены следующие вопросы:

· О роли школьного психолого-медико-педагогического консилиума в реализации программы «Доступная среда» (Лобойко Г.А., координатор проекта)

· Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями с использованием оборудования комнаты психофизиологической разгрузки (Лобойко Е.А., педагог-психолог)

· Приёмы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии, способствующие социализации личности (Хван И.В., учитель биологии)

· Программное обеспечение «Мультикид», как средство коррекционно – развивающей работы учителя дефектолога (Щенёва О.В., учитель-дефектолог, аспирантка НГПУ)

· Роль предметно-развивающей среды в коррекционно- логопедической работе (Бочкарёва Татьяна Николаевна, логопед)

· Уникальная система EduTouch для обучения детей с особыми потребностями ( Гузиенко О.С., учитель русского языка и литературы)

В практической части наши гости посетили занятие по биологии «Мир клеток», корекционно-развивающее занятие с использованием светодинамических тактильных панелей «Времена года» и фиброоптического душа, урок рисования на EduTouch и коррекционно- логопедическое занятие.

В ходе семинара получился активный диалог, обмен опытом по

вопросу всестороннего развития и сохранения здоровья детей с ОВЗ». Участники семинара оставили замечательные отзывы как о работе специалистов, так и об увиденных возможностях оборудования.

В Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №761 «О Национальной стратегии в интересах детей на 2012 – 2017 годы» выделена одна из важнейших задач – обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка

Государственная программа «Доступная среда», реализуемая в МКОУ Чикская СОШ №6 Коченевского района с 2014 года, призвана повысить уровень и качество жизни людей с ограниченными возможностями за счет обеспечения равного доступа к физическому окружению, к транс­порту, к информации и связи, а также к объектам и образовательным услугам.

Коллектив школы необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья видит создание среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию в обществе, социальную адаптацию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

В рамках проекта «Доступная среда» реализуется комплексный подход к созданию доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход предполагает:

1. Создание универсальной безбарьерной среды в общеобразовательном учреждении для инклюзивного образования детей-инвалидов с точки зрения его доступности.

2. Реализацию принципов инклюзивного образования и осуществление эффективного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

3. Повышение квалификации специалистов и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

4. Организацию разъяснительной и просветительской работы с родителями (законными представителями) и педагогами по организации развития и образования детей-инвалидов.

Читайте также:
Занятие по развитию речи 'В гости к гномам'

1. В целях создания безбарьерной образовательной среды для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии, выполнены следующие мероприятия:

– идет ремонт кабинета для установки полученного оборудования по Государственной программе «Доступная среда»;

– уточняется и анализируется список обучающихся со статусом «ОВЗ» и детей-инвалидов;

– школьный автобус может обеспечить доставку таких детей до ОУ.

2. На создание универсальной безбарьерной среды в учреждении израсходовано 30 тыс. руб., выделенных из районного бюджета Коченевского района Новосибирской области.

3. Перечень полученного оборудования:

– Образовательный комплекс для формирования деятельностно-коммуникативной компетентности обучающихся на ступени начального общего образования. Система M ultikid (2 шт.) – 447750,0 рублей.

– Интерактивная доска MimioBoard ME / MP 78 (1шт.) – 18000,0 рублей

– Мультимедийный проектор Acer X113 – 21909, 09 рублей

– Мультимедийная образовательная система Edu Touch. Комплектация системы: Мультимедийное программное обеспечение (50 видов деятельности): Интерактивная библиотека программного обеспечения состоит из 9 модулей. В процессе изучения каждого предмета, дети развивают важные когнитивные, психологические и двигательные навыки по их индивидуальным способностям. П-образный стол: Внешние размеры стола составляют 125*150 см, внутренние – 74*81см. Кубики (49 шт): В комплекте системы входит 49 красочных кубиков, при работе с которыми формируются оптико-пространственные, слухо-зрительно-моторные, слухо-кинестетические и функции, необходимые для овладения чтением и письмом. Ребенок может выполнять действия как в свободной форме, так и по задачам программного обеспечения. Объемные аксессуары системы интегрируются с компонентами системы, поддерживая и углубляя процесс обучения в классах. В комплект системы входит семь наборов «одноцветных кубиков». Пазлы (4 шт). – 447750,0 рублей.

– Многофункциональный цифровой микроскоп Schoolgear VIZIO Basik (3 шт.) – 112365,0 рублей.

– Аппаратно-программный комплекс Dell Inspirion 5348 для детей с нарушением опорно- двигательной системы и моторных функций в комплекте с клавиатурой Clever Toys адаптированной с крупными кнопками и крупными буквами, выносной компьютерной кнопкой (3 шт.) – 235800,0 рублей.

– Опорный комплекс Опора для сидения «Наташа» со столиком (2 шт.) – 112000,0 рублей

– Кабинет психофизиологической разгрузки и проведения коррекционных занятий «Морфей-01» – 411107,40 рублей.

4. Общая сумма, израсходованная на оборудование составляет 1806681,49 рублей. Финансирование произведено через Министерство образования, науки и инновационной политики.

Сопровождение детей с тяжелым недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования

В последние годы контингент детей общеобразовательных школ значительно изменился. В современной России наблюдается рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В ситуации модернизации системы образования для таких детей с особыми образовательными потребностями (с ООП), как нельзя лучше, подходит инклюзивное образование, развивающееся в рамках государственной программы “Наша новая школа” (подпрограммы “Доступная среда”), которая должна обеспечить успешную реабилитацию детей с ОВЗ.

Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии (подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссии), препятствующие получению образования без создания специальных условий.

“Каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий” – это одна из основных установок специалистов, реализующих инклюзивную практику.

Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных школах регулируется ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС ООО, ФГОС СОО.

Согласно Российскому законодательству: “Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Категории детей с ОВЗ, подлежащие “включению” в общеобразовательные школы.

  • дети с нарушениями слуха (пр. 1-2 вида)
  • дети с нарушениями зрения (пр. 3-4 вида)
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в зависимости от степени интеллектуального развития по пр. 6-8 вида)
  • дети с задержкой психического развития (ЗПР) (пр. на основе программы специальных (коррекционных) школ и классов 7-го вида)
  • дети с нарушением интеллекта (У/О)(пр. 7-8-го вида )
  • дети с расстройствами аутистического спектра
  • дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) к тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия).

Традиционно детям с тяжелыми нарушениями речи оказывалась комплексная психолого-педагогическая помощь в системе специального образования (в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V-го вида).

Строгое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи.

Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь).

Оптико-пространственный гнозис – на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию), нарушения счета (акалькулию).

Читайте также:
Тема: Одежда (согласование числительных с существительными в родительном падеже множественного числа)

Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.

Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления.

Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти, отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации.

Несформированность языковых и коммуникативных навыков у учащихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации.

Очень важно при инклюзивном обучении обратить внимание на создание условий для получения образования детьми с ОВЗ. (Министерство образования Исх. N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г).

Для реализации цели и задач ребёнка с ОВЗ в школе разрабатывается адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП), которая включает в себя программу коррекционной работы.

Программа коррекционной работы поддерживает реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы.

Адаптированная образовательная программа(АОП) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц”.

Адаптированная образовательная программа обучения составляется на основе рекомендаций ПМПК.

Структура АОП для детей с ОВЗ соответствует основной цели их образования – включения детей с ОВЗ в образовательное пространство, ориентированное на нормальное развитие.

Программа коррекционной работы (составляется при участии родителей).

В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Коррекционная программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса. Реализация программы осуществляется через непосредственное взаимодействие специалистов: учителя, педагога – психолога, учителя – логопеда, социального педагога, специалистов ПМПК.

Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования как к учителю, так и учителю-логопеду, работающему на школьном логопункте общеобразовательной организации, т.к. наиболее распространенными отклонениями развития являются речевые расстройства.

Учитель-логопед – это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза), позволяющего судить об уровне речевого и коммуникативного развития ребенка с ОВЗ.

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ, включает в себя разработку и реализацию коррекционно-развивающих, индивидуально-ориентированных программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития, подбор дидактических и методических материалов.

4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся.

5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, по каждому предмету начальной школы, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

6. Проведение систематического 2-3 раза в год изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы позволяет скорректировать имеющуюся индивидуальную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития .

7. Осуществление итоговой диагностики, охватывающей все компоненты речевой системы и выявляющей сформированность всех видов универсальных учебных действий.

8. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ его семьей.

9. Совершенствование научно-методического потенциала. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы. Разработка и внедрение новых технологий обучения, позволяющих при инклюзивной практике осуществлять коррекцию детей с ОВЗ.

Читайте также:
Конспект открытого психологического занятия по теме Радость

10. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.

11. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику. Консультирование педагогических работников, администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ, по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

12. Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Особые образовательные потребности детей с ТНР:

  • Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным); в формировании социальной компетентности.
  • Развитие всех компонентов речи, языковой компетентности.
  • Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий создают потребности в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи; дети с ТНР нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодики.
  • Формирование навыков чтения и письма.
  • Развитие пространственной ориентировки, внимания, восприятия, памяти, мыслительных процессов.

Логопедическое сопровождение занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

Нарушения речи у детей с ОВЗ являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи ребенка с ОВЗ способствует развитию его познавательной деятельности, лучшему усвоению школьной программы, дальнейшей социальной адаптации.

Специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР:

  • раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи;
  • систематическая коррекционно-логопедическая помощь в раннем, дошкольном возрасте;
  • взаимосвязь и преемственность содержания и методов логопедической работы в условиях дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию (полное преодоление) или сглаживание отклонений речевого и личностного развития;
  • получение обязательной систематической логопедической помощи в условиях учреждения массового или специального типа;
  • возможность обучаться на дому и/или дистанционно (в случае тяжелых форм речевой патологии при сочетанных нарушениях развития);
  • взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей;
  • наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
  • возможность модификации и адаптации учебной программы при изучении филологического и лингвистического курса;
  • реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР (учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.);
  • применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии;
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения и коррекционно-логопедической работы, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию “обходных путей” коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью, тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства сохранных анализаторов; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);
  • выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве;
  • особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более подробными инструкциями;
  • объективная оценка результатов освоения ООП обучающимися;
  • щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.

Работа логопедом в условиях ФГОС

Федеральный государственный стандарт образования содержит требования не только к учебному процессу, но и к специалистам, которые его осуществляют. В этой статье мы расскажем вам про работу логопеда в условиях реализации ФГОС.

Требования к компетенции логопеда по ФГОС

Вопрос образования логопеда ФГОС не освещает, а профстандарт для этой специальности еще не принят. Так что пока требования нужно искать в ЕКС. В этом документе сказано, что логопед должен иметь высшее дефектологическое образование. Но в большинстве случаев директора школ и заведующие детских садов рассматривают логопедов как педагогических работников и применяют к ним соответствующий профстандарт. Так что при наличии любого среднего профессионального или высшего образования можно пройти профпереподготовку по логопедическому профилю и устроиться в ДОУ или школу. Подробнее об этом мы писали здесь.

Читайте также:
Звук и буква П - конспект группового логопедического занятия

Но все же ФГОС предъявляет к компетенции логопедов определенные требования. Они связаны с целевыми ориентирами, то есть с примерными результатами дошкольного и начального школьного образования. Чтобы сформировать их у детей, специалист должен:

  • организовывать мероприятия по укреплению здоровья и физическому развитию обучающихся;
  • организовывать образовательную деятельность по реализации основной общеобразовательной программы ДО или НОО;
  • изучать нормативные документы, касающиеся образовательной деятельности;
  • владеть информационно-коммуникационными технологиями и использовать их в процессе воспитания и образования детей;
  • анализировать свою работу и при необходимости вносить в нее коррективы;
  • непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию.

Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО

Согласно ФГОС ДО, развитие речи – важнейший компонент дошкольного образования. Поэтому и работе логопеда в ДОО отводится особое место. Помогая дошкольникам освоить универсальные учебные действия в сфере общения, специалист формирует у них способности к познанию окружающего мира и самоконтролю, диалогу со сверстниками и взрослыми, отстаиванию своего мнения. А все это облегчает решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, образовательный процесс в целом.

По ФГОС, работа учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях направлена на коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на индивидуально-ориентированную педагогическую помощь воспитанникам с учетом особенностей их психологического и физического развития. Она включает следующие компоненты:

  • профилактику речевых дефектов;
  • мониторинг детей, диагностику проблем с речью;
  • коррекцию речевых нарушений;
  • формирование всех компонентов детской речи;
  • развитие невербальных психических функций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • формирование нравственных установок.

Логопедический мониторинг детей в ДОО проводится для проектирования и изменения индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи, повышения эффективности коррекционной работы.

ФГОС рассматривает работу логопедию с точки зрения деятельностного подхода. В соответствии с этим специалист должен:

  • придавать результатам образования социально и личностно значимый характер;
  • обеспечивать условия для прочного усвоения знаний;
  • стремиться повышать мотивацию и интерес детей к учебе;
  • обеспечивать условия для личностного и общекультурного развития детей в процессе обучения универсальным учебным действиям.

Учитель-логопед в системе дошкольного образования тесно взаимодействует с педагогами и воспитателями, дефектологами, медицинскими работниками.

Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС НОО

Логопедическая работа в начальной школе направлена, в первую очередь, на помощь детям, у которых есть трудности в освоении навыков письма, чтения. Своевременная и эффективная коррекционная работа предупреждает или сводит к минимуму сложности в учебе и жизни в целом, ведь, не владея устной и письменной речью, невозможно освоить ни один предмет школьной программы, успешно социализироваться.

Согласно ФГОС НОО, работа логопеда в школе должна включать профилактические мероприятия для детей из группы риска с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических особенностей. Специалист участвует в разработке и реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ, создании специальных условий для их воспитания и обучения, составлении коррекционной части основной образовательной программы.

В условиях реализации ФГОС логопед должен организовывать свою работу с учетом самоменеджмента. Это значит, что специалист сам управляет своей профессионально-педагогической деятельностью, процессом личностного, профессионального развития и совершенствования, в том числе выбирает логопедические методы, позволяющие оптимизировать рабочее время.

Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

Особенно важную роль логопед играет в детских садах и школах, где реализуется модель инклюзивного образования. Специалист вместе с коллегами ведет психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта работа направлена на достижение целого ряда целей:

  • преодоление речевых проблем;
  • устранение или минимизацию трудностей, связанных с усвоением академического компонента образовательной программы;
  • социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Логопед в инклюзивном образовании активно взаимодействует с коллегами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, тьютором, социальным педагогом и др.

Где логопеду научиться работать по требованиям ФГОС?

В АНО «НИИДПО» вы можете пройти дистанционные* курсы для логопедов, которые подробно рассматривают вопросы профилактики, диагностики, коррекции речи в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: