Роль игры в процессе речевого развития дошкольников

Роль игры в развитии речи дошкольника Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широченко Ю. И.

Дошкольный возраст – уникальный период развития ребенка, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребенка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию ребенка в дошкольном возрасте, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Широченко Ю. И.

Текст научной работы на тему «Роль игры в развитии речи дошкольника»

лых должно беспокоить проявление детьми самомнения, тщеславия, эгоизма -черт характера, в основе которых лежит равнодушие к другому человеку.

1. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – С. 68.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателей детского сада / Под ред. А.М. Виноградовой. – 1989. – С. 4-5.

3. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. – 1985. -С. 16.

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА

Детский сад общеразвивающего вида «Снежинка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей, ХМАО-Югра, Тюменская область, Сургутский район, п. Нижнесортымский

Дошкольный возраст – уникальный период развития ребенка, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребенка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию ребенка в дошкольном возрасте, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Игра – ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».

Отношение современных дошкольников к игре существенно изменилось. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения. А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения – бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения. Однако, эти правила исходят из вне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте.

Большую роль в развитии языка детей играют взрослые. Участие воспитательницы в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Она должна проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, воспитательница должна содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть и в языке, своих положительных, лучших сторон.

Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему:

1. Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.

Читайте также:
Положение о родительском клубе

2. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

3. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

4. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих. Очень рекомендуем включать в игру малышей старших детей.

5. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него – живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин.

Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы.

Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла – человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь – игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства.

Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка.

Для развития продуктивного общения, способности к сопереживанию, взаимопомощи необходима система комплексной работы с детьми:

1. Оборудование в группе игрового уголка, где можно развернуть сюжетно – ролевые игры «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Ателье», «Почта» и др. Для совместных игр мальчиков создать условия для конструктивных игр (со строителем, модулями) и ролевых – «Водители», «Строители» и другие.

2. Создание условий для театрализованной деятельности способствует тому, что дети в роли проживают различные эмоциональные состояния персонажей, способны раскрыться эмоционально, могут

проявить не свойственные для них личностные качества. Поэтому в течение года пополняется театрально-игровая среда костюмами, разными атрибутами и видами театра. Также сюда включается работу перед зеркалом (мимические этюды, передача настроения, обыгрывание ситуаций и сказок.

3. Для создания интереса к решению умственных задач, развитию произвольного внимания, выработке выдержки, самообладания используются различные дидактические игры. (Например: «Чем можем – поможем», «Хорошо – плохо» на развитие представлений о добрых и недобрых делах и поступках).

4. Игры «Профессии», «Кукольный детский сад», «Куда едут машины», «Музыка для кукол», «Распутай путаницу», «Что из чего сделано», «Кем быть?» и др. помогают углублять представления о труде взрослых, представлениях детей о различных материалах, из которых сделаны предметы, свободно пользоваться предметами по назначению в сюжетно-ролевых играх.

5. Для ознакомления детей с эмоциональными состояниями и настроениями персонажей вводятся игры «Театр настроений», «И весело и грустно», «Собери настроение».

6. Развитая игра – это коллектив в деятельности. В ней нужны контакты. Но словесные формы общения у некоторых детей ограничены для того, чтобы обсудить сюжет, разыграть ситуацию. Для развития формы речевых высказываний используются речевые игры: «Кукла сломалась», «Что делает? », «Жадина», «Чьи вещи? », «Скажи наоборот», «Как появляется одежда» и др. Они упражняют детей в обращении с просьбой о помощи, согласовании слов в роде и падеже, умении составлять сложное предложение.

7. Работа по развитию доброжелательности.

Роль игр в развитии речи колоссальна – с их помощью пополняется и формируется словарный запас. К таким можно отнести игру, в которой дети по очереди называют слова. Причем каждый последующий игрок называет слово на ту букву, на которую у предыдущего закончилось слово.

По моему мнению роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1988.

2. Голецыова О. Игры в детском саду. – М., 1966.

3. Комарова С.В. Речь. Общение. Система творчества.

4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.

Развитие речи дошкольников в игре

Бучнева Елена Александровна , воспитатель
Воронежская обл.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Доклад на тему: «Развитие речи дошкольников в игре».

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи; обогащения, закрепления и активации словаря; совершенствование грамматической правильности речи; формирования разговорной (диалогической)речи; развития связной речи; воспитания интереса к художественному слову; подготовки к обучению грамоте.

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят.

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста можно разделить на три основные группы:

Первая группа – это подвижные игры.

Вторая группа – это дидактические игры.

Третья группа – это сюжетно – ролевые игры, игры драматизации.

Читайте также:
Логопедический досуг по теме Транспорт

У всех видов игр есть единая задача – умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, выполнять установленные правила игры. Здесь развитие речи играет главную, основную роль.

Многолетние педагогические наблюдения показали, что разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания. С этой целью на практике применяют следующие подвижные игры:

1. Подвижные игры на развитие мелкой моторики

Игра большой подвижности «Ловишка»

Считалкой выбирается ловишка, который встает в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. Со словами все двигаются по кругу:

Свет, тепло принесла!

Весну встречаем, в ловишки играем!

Раз, два, три, лови!

После слов, все разбегаются по залу. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные садятся на скамейку.

2. Подвижные игры с речевым сопровождением

Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы»

Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.

Хлопают в ладоши

Новый год приходи!

Поступательные зовущие движения к себе.

Пружинка, руки на поясе.

Шагают на месте.

Нас, мороз, не пугай,

С нами ты поиграй.

В прятки ты поиграй

Да подарки нам дай…

Два приседания, руки на колени.

Постукивают кулачками друг о друга.

Прыжки на двух ногах.

3. Игры на развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра – апельсин, замок, гости.

4.Подвижные речевые игры

На закрепление пройденного материала.

В центре круг стоит инструктор – он бросает ребенку мяч и называет животного (кошка), ребенок ловит мяч. Бросает инструктору и называет детеныша (котенок).

5. Подвижные игры на развитие внимания

Внимание – один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. А подвижные игры способствуют тренировке более быстрой и правильной реакции на различного вида команд.

Все встают в одну колонну и начинают движение в обход по залу, выполняя команды:

«дерево» – остановка руки вверх;

«ручей» – прыгают на месте

«тропинка» – встают парами.

Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.

Совы и ватрушки.

6. Подвижные игры на развитие звукопроизношения

Игра «Придумай слова на определенный звук»

Педагог по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определенный звук, например – П

Пух, пальто, песня, помидор, плита, перо, пряжа, пенал, повар, пастух, портной , пар.

7. Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве

Все дети с речевой патологией – имеют нарушение функции правильного письма. Поэтому у детей необходимо формировать пространственное представление. В спортивном зале используются предлоги: в, на, за, перед, около.

По залу разложены предметы и спортивное оборудование. Играющие выполняют команды:

Встаньте на скамейку

положите мяч в обруч

перепрыгните через канат

встать за скамейку

остановиться около лестницы

сесть на модули.

8. Игры на развитие коммуникативных функций

Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества.

Подвижная игра «Чижик»

Играющие образуют круг. «Чижик» становиться по середине. Играющие идут по кругу и произносят слова:

Ходит чижик у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму.

Чижик выбирает себе пару, остальные игроки тоже встают парами. Кто остался без пары становиться чижиком.

Во всех возрастных группах подвижные игры, организуемые воспитателем со всей группой или с небольшой подгруппой, должны быть интересными для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно.

Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия , направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?»,«Что сначала, что потом?»,«Что кому нужно?», «Лото».«Логический поезд», «Где это я видел?» и др.

Игры с предметами или игрушкаминаправлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?» ,«Найди и назови», «Магазин»,«Чьи это детки»,«Кто скорее соберет?» и др.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.

«Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож», »Кто больше заметит небылиц». А что потом?», «Так бывает или нет?» и др.

Дидактические игры играют большую роль в развитии речи дошкольников – это пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения; развитие связной речи. Среди всего многообразия дидактических игр особое внимание надо уделить словесным играм.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя их характерные признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, рассуждать.

С помощью словесных игр у детей улучшается речь и речевое общение, так как в каждой словесной игре одной из первых задач является развитие связной речи.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. Так как в ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

Таким образом, если мы выбираем развитие речи через сюжетно-ролевую игру, то мы должны строить сюжет игры таким образом, чтобы в нее были включены элементы и игры-драматизации, хороводной и дидактической игры.

Сюжетно – ролевые игры (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:

1. соблюдение правил,

Читайте также:
Памятка: Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

2. социальный мотив игр,

3. в сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие,

4. в ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника,

5. в сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество,

Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих. Обучение детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия и обязательно проговаривает. Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование игрушками или предметами-заместителями самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая взрослого, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая ему.

В ходе игры взрослый должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать. Воспитатель или родитель, взяв на себя игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи.

Одним из важным условием развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них; наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. Также наряду с сюжетными игрушками, нужно использовать предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики, кирпичики, цилиндрики и т. д.).

По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Поэтому, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика,

жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а так же развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

«В пустых стенах ребенок не заговорит…»

Поэтому предметно- развивающая среда должна быть оснащена современным игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

Между речью и игрой существует связь: речь развивается и активизируется в игре, а игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, осмысливая их; словом он выражает свои мысли и чувства.

Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве взрослого, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка- дошкольника.

Роль игры в речевом развитии дошкольника

Любовь Голубева
Роль игры в речевом развитии дошкольника

Речь – это важный элемент человеческой деятельности. Овладение род-ным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве [1, с. 18].

Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.

Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению и закреплению знаний. Использование игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

Основой для научного изучения данного вопроса будут служить исследования психологов, педагогов, методистов, которые прямо или косвенно затрагивают тему игры как средства обогащения словаря (Е. А. Аркин, П. А. Рудик, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, В. А. Сухомлинский, В. И. Яшина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Д. Б. Эльконин, Т. А. Репина и другие авторы).

Игра – основной вид деятельности ребёнка и способ переработки полу-ченных из окружающего мира впечатлений. Можно считать, что игра это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях разностороннего воспитания и речевого развития детей [3, с. 3].

Основными задачами развитияречи в детском саду являются:

Воспитание звуковой культуры речи.Работа по данному разделу включает: формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия; развитие артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

Формирование грамматического строя речи. Проводится работа по обучению правильному образованию форм слов, словообразованию, совершенствованию синтаксического строя речи дошкольников.

Словарная работа включает в себя работу над правильным пониманием слов и употреблением их в контексте, обогащением словаря новыми словами, активизацией словаря, устранением из речи детей нелитературных слов.

Развитие связной речи направлено на овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение; формирование умения употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц; обучение пересказу готового литературного текста без помощи взрослого.

Можно сказать, что все вышеперечисленные речевые задачи в той или иной степени могут быть решены в игровой деятельности.

С целью развития речи ребёнка следует подбирать игры,позволяющие реализовать ряд функций: развлекательную, коммуникативную, диагностиче-скую, коррекционную и функцию социализации. При организации игры педагог должен выбрать в качестве основной цели одну-две функции, которые будут для него наиболее важными.

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация дет-ских игр, базирующаяся по степени самостоятельности и творчества детей в игре. Наиболее популярной является классификация Н. К. Крупской, которая разделила детские игры на две группы [2, с. 259]:

I. Творческие игры:

4) игры со строительным материалом.

Читайте также:
Использование технологии синквейна в обучении рассказыванию детей с ОНР

II. Игры с правилами:

1) подвижные игры,

2) дидактические игры.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, формируются умения связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности ведут к интенсивному овладению языком, его словарным богатством и грамматическим строем, в результате чего речь ребенка становится более ясной и связной [4, с. 7].

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, выразительности речи, вкуса и интереса к художественному слову, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, развивают навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь [1, с. 69].

Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Например, ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре,анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей [1, с. 68]. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец правильной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

Внимательно изучив и проанализировав литературу по теме исследова-ния, мы осознали, что игры являются ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В каждой игре заложен потенциал развития речи детей. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время для организации игры, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать содержание игровой деятельности.

Систематическое применение игр в детском саду и вне его может послу-жить созданию благоприятных условий для развития всех сторон речи дошкольников и успешной подготовки детей к обучению в школе.

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений – 3-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия». – 2000. – 400 с.

2. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. /Под ред. Маркова Т. А. – М. : Просвещение. – 2002. – 42 с.

3. Мудрик А. В. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия. – 2002. – 200 с.

4. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. М. : АПН РСФСР. – 1958. – 116 с.

Роль наглядно-дидактических игр в познавательном и речевом развитии младших дошкольников По словам В. А. Сухомлинского: «Игра – это искра, разжигающая огонёк пытливости и любознательности». Роль наглядно- дидактических игр в.

Деловая игра с родителями «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет» Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры.

Памятка для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» Роль семьи в речевом развитии ребёнка (памятка для родителей) Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет» (средняя группа) Родительское собрание в средней группе. Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет Цель: создание условий для речевого развития дошкольников;.

Родительское собрание «Роль детской сказки в нравственном и речевом развитии дошкольников» Родительское собрание Провела : Воспитатель МДОУ «Детский сад №8 г. Пугачева Саратовской области” Погожева Ольга Вадимовна Тема: «Роль детской.

Роль книги в речевом развитии ребенка То, чему мы привыкли в детстве удивляться и сочувствовать, оставляет в нем глубокие следы, и не для одного человека любимый герой детства.

Роль семьи в речевом развитии ребенка Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Многие навыки ребенка приобретаются.

Роль учителя-логопеда в речевом развитии детей с кохлеарными имплантами В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры дошкольного образования, среди.

Семинар-практикум для педагогов «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка» Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня я бы хотела провести с вами семинар-практикум «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии.

Семинар-практикум «Родительское собрание «Роль книги в речевом развитии» Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, – это предпосылка грамотности и «чутья».

Из опыта работы:Роль дидактических игр в развитии речи детей

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Статья на тему «Влияние дидактических игр на развитие речевой деятельности старших дошкольников»

Авторы:

  • Пашкова Анастасия Ивановна
  • Котляр Олеся Викторовна

Воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» Республика Хакасия город Абакан

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия - Дифференциация звуков (К) - (Х)

В своей работе особое внимание мы уделяем дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Основная цель нашей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры. Ведь дошкольный возраст – возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка. Своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.

Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

В своей работе мы используем различные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.

Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты мы включаем речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т.д.

Некоторые игры и занятия с детьми мы начинаем с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.

Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи проводим такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.

Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. Нам важно, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека.

Одно из направлений нашей работы является расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого мы используем лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Кто кем хочет стать?» (употребление трудных форм глагола), «Что вы видите вокруг?» (употребление названия предметов), «Скажи, какое?» (подбор прилагательных).

Для детей старшего возраста чаще отбираем игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручаю кому-либо из участвующих, кто более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.

Словесные игры как «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому мы предлагаем детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что — либо, формируют быструю реакцию на слово.

Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас воспитателей это главная и первоначальная задача.

Речевые игры, их значение в коррекционной работе с детьми

(из опыта работы)

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление происходит успешнее в игре, чем на учебных занятиях. Как загораются глаза детей, когда вы скажете: «А сейчас будем играть».

Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.

Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает того, что он учится. Он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

В работе с детьми, имеющими общие нарушения речи, речевым играм отводится очень большая роль. Эти игры проводятся в течение всего дня: до завтрака, перед занятиями, как физминутка во время занятий, во время коррекционного часа, на прогулках.

Читайте также:
Круглый стол для родителей на тему Ребёнок идёт в школу

Речевые или логопедические игры направлены на развитие всех сторон речи.

Речевые игры в зависимости от цели воздействия, этапа работы делятся примерно на 4 основных раздела.

I. Подготовительные игры.

Подготовительные игры служат для развития слуха, органов речи и дыхания. Они готовят ребенка к восприятию звуков и правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения.

Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха (речевого слуха). Подбор игр осуществляется в строгой последовательности: сначала игры для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки (шумы, звуковые игрушки, стуки, шуршание), затем определение направления звука.

Пример: «Где звенит?», «Где постучали?», «Жмурки с колокольчиком», «Кто что услышал?», «Скажи, что ты слышишь?».

Затем идут игры для развития речевого слуха, т.е. умение ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Следующим этапом будут игры для развития фонематического слуха, т.е. умению слышать и различать речевые звуки. Для правильного произношения звуков требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. К подготовительным играм относятся также игры на развитие голоса и дыхания.

II. Игры на формирование правильного звукопроизношения.

по мере исправления звуков – закреплять правильное звукопроизношение. Это могут быть игры — звукоподрожания, предложения, небольшие стихи.

Эти игры часто сочетаются с развитием движений, т.е. во время произнесения слов совершаются определенные движения – по смыслу, сочетаются также с развитием слухового внимания, когда на определенные слова дети должны отреагировать каким-либо движением. И, конечно, правильно произносить закрепляемые звуки во время игры.

Эти игры часто многоцелевые.

III. Дидактические настольные игры.

Эти игры предназначены для закрепления звуков в словах, предложениях, в связном тексте, для совершенствования словаря, фразовой речи. Могут выступать и как основное занятие и как начало или конец занятия. Дидактические игры проводятся и в целях умственного воспитания.

IV. Потешки, считалки, загадки.

Потешки, считалки, загадки предназначены для закрепления правильного звукопроизношения. Они развивают слуховую память, выразительность речи.

V. Игры — диалоги.

Вырабатывается выразительность речи, мимика, жест, движения, имитирующие персонажей, закрепляются поставленные звуки.

При проведении речевых игр нужно перед игрой настроить детей, рассказать о персонажах игр, создать эмоциональный настрой, использовать атрибуты или костюмы. Соблюдать правила игры, постоянно напоминая об этом детям. После игры сказать, кто как играл, почему что-то не получилось. Пусть старшие дети сами делают выводы, находят причину неудач. А после того, как игры будут усвоены, сделать ведущими детей (подготовительная, старшая группы).

Мультфильмы, игры на компьютере, смартфонах, планшетах. Влияние на речь ребенка.

Ныне довольно часто можно встретить детей 2-3 лет, которые не то что не говорят, а и на собственное имя не отзываются, но при этом за 20 секунд могут подключить интернет в чужом телефоне, чтобы играть в игрушки. Как это восхищает взрослых: «Он такой умный! Он играет в развивающие игры!»

Какого развития ждут родители ребенка от планшетных игр? Понимание речи, развитие словаря, функций мышления (сравнения, обобщения, исключения), внимания, памяти – т.е того, чему обычно учат в детских садах.

Я наблюдала, как играют дети в эти планшетные игры и чему они научаются. Я выяснила. Они научаются хорошо двигать пальцем и запоминать нужные изображения. Посмотрите сами. Ребенок не может прочитать задание игры, он не может даже понять задачу, которую озвучивает закадровый голос. Он пытается решить задачу «методом тыка», т.е. сдвигает один элемент, если тот не встает на место – выбирает другой элемент, третий, пятый… Наконец – попал. Пробуем следующий. Повтор тех же действий. Если он еще раз будет играть в эту же игру – он снова начнет совершать те же действия. Со временем ребенок просто запомнит последовательность действий, приводящих к правильному результату. Обратите внимание – ребенок ни разу не думал, он запомнил правильную последовательность действий. Что в результате развил ребенок? — Двигательную функцию пальца.

Игры на планшетах и смартфонах не развивают и эмоционально-волевую сферу ребенка. Хотя смысл любой игры выиграть или не проиграть – достичь цели оговоренными в правилах средствами. У детей мало опыта успеха и разочарований, поэтому они не стремятся к победе и не радуются ей, а просто тычут в кнопки. Мы думаем, что со временем ребенок начнет понимать смысл игры, но происходит обратный процесс. Сначала он пытается играть в одну игру, потом все меньше в нее играет и все чаще скачивает другие игры. Через некоторое время вы заметите, что за неделю ребенок скачал десятки игр, в каждую из которых поиграл всего несколько минут. И в конце концов зависимые от гаджетов дети начинают смотреть стримы, то есть видеозаписи того, как играют другие игроки. Результат – время потрачено, мозг пуст.

В мультфильмах и гаджетах есть еще одна особенность – это массовость вовлеченных в этот процесс. И мы часто думаем – все дети смотрят, значит это полезно. Более того, многие специалисты поддаются влиянию массового мнения. Хотя в логопедии в университетах – нет ни слова ни в одном предмете о пользе компьютерных игр и мультфильмов.

Польза картинок, чтения книг, реальных игр для развития речи огромна, и изучается в логопедии и педагогике подробно (один из основных принципов педагогики – принцип наглядности), существуют четкие нормативы и требования, предъявляемые к качеству дидактического наглядного материала.

При этом еще в старой логопедии уделялось внимание обучению с использованием новых технологий. Например в приказах (более 30 лет назад) об оборудовании логопедического кабинета были требования о телевизоре, видео и аудио магнитофонах. Но цель была не в том, чтобы показывать это детям – цель была показать родителям и другим специалистам – как проводились занятия.

Читайте также:
Части тела - конспект НОД

Если отвлечься от того вреда, который наносит просмотр мультфильмов и бесконтрольные игры на планшетах физиологии ребенка, остается вопрос – почему же эти «развивающие» штуки не развивают ребенка? Дело в отсутствии обратной связи «человек-человек» или даже «человек-машина». Здесь от ребенка не требуется осознаваемых действий, он не получает эмоциональной реакции или оценки своих действий. А от живого общения (или общения через средства видеосвязи) – ребенок получает сразу же эмоциональную реакцию на свои действия взрослого (родителя или педагога), находящегося с другой стороны, независимо в реале или через скайп.

Что же делать? Отказаться от современных технологий совсем? Нет. Просто нужно ими пользоваться с умом.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Дошкольное образование. Разное
  • Роль игры и игрушки в развитии речи детей

Роль игры и игрушки в развитии речи детей

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Статья

Роль игры и игрушки в развитии речи детей

Милованова Елена Павловна

Изучение возникновения и развития речи ребенка было и остается актуально не только с точки зрения психологии, но и носит личностный и социальный характер. Большой вклад в изучение развития речи внесли известные психологи и исследователи: Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, А.Н. Гвоздев, Ж. Пиаже. Процесс становления речи отражает психическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка, и в наше время ей должно уделяться огромное внимание.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Значение речи, помимо психологической, имеет и социальную актуальность. Она является совершенным, емким, точным и быстродействующим средством общения между людьми. Речь рассматривается как составной элемент в структуре коммуникативной деятельности, которая в свою очередь играет решающую роль в становлении познавательной активности ребенка. Посредством общения и речи ребенок учится получать информацию из сокровищницы общечеловеческого социально-исторического опыта. Речь и язык служат основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а так же необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Одна из главных игровых задач по развитию речи дошкольника состоит в обогащении словаря ребенка, в усвоении им понятий, в понимании многозначности употребляемых слов и их смысловых оттенков. В играх развивается речевая активность, воспитывается интерес и внимание к родному языку.

Разработкой теории игры и роли игрушки в развитии личности ребенка, в том числе и их участие в развитии его речи в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Игрушка оказывает большое влияние на развитие речи ребенка: первые слова, которые ребенок запоминает, обычно связаны с игрушками. В своих ежедневных играх с игрушками ребенок учится называть не только сами предметы, которыми пользуется, но их особенности, величину, форму, цвет и пр. Он включает игрушки в соответствии со своими представлениями в игру и определяет их отношение к остальным предметам и лицам, участвующим в игре. Все свои действия в игре ребенок сопровождает речью

Включение игры и игрушки в процесс развития речи детей

Для начала уточним возрастные границы ребенка-дошкольника

Например, Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи. А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: подготовительный – до одного года; преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет; дошкольный – до 7 лет; школьный – после 7 лет. В нашей статье за основу определения возрастной границы дошкольного периода ребенка, возьмем классификацию А.Н.Леонтьева, то есть возраст от 4 до 7 лет.

К 5–6 годам дошкольник уже оперирует солидным словарным запасом: порядка 3 тысяч слов. Ребенок начинает задумываться над тем, что именно и как он произносит, какими словами можно заменить привычные и всем известные названия. Благодаря такому детскому стремлению разнообразить свою речь появляются смешные и забавные словечки, придуманные детьми: вместо «я съел макароны» малыш говорит: «я намакаронился». Ребенок пытается создавать новые словообразования, но по незнанию законов языка делает это не вполне удачно.

Пятый год жизни ребенка – период, когда его речь развивается семимильными шагами. Именно сейчас происходит интенсивное умственное развитие. Ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать знакомые предметы, подобрать подходящие по смыслу прилагательные и наречия. В этом возрасте большинство детей начинают точно выражать свою мысль, начинают внимательнее относиться к словам взрослых. Задав вопрос, он уже не отвлекается через минуту, а внимательно выслушивает ответ взрослого, стараясь понять его и запомнить.Пятилетние дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»). Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ.

Речь ребенка к 6-7 годам становится чистой и отчетливой, младенческое косноязычие пропадает. Ребенку уже доступно произношение монологов, хотя и не вполне совершенных в структурном отношении. Теперь ребенок буквально с каждым днем совершенствует свой словарный запас, учится более точным выражениям, развернутым предложениям. Обладая прекрасной памятью и смекалкой, ребенок прилагает все усилия для того, чтобы высказаться как можно понятнее, стремится быть понятым взрослыми. Кроме описательных моментов, присутствует эмоциональная окраска речи: ребенок, рассказывая о каком-либо событии, старается передать свое личное отношение к произошедшему.

Таким образом, мы видим, что речь ребенка-дошкольникаимеет свои особенности.

Предлагаю в следующем параграфе рассмотреть виды занятий с игрушками, которые способствуют развитию монологической речи дошкольника, обогащению его словарного запаса.

Читайте также:
Демонстрационный материал к упражнениям по развитию зрительно-пространственного восприятия

Виды занятий с игрушками

Огромное значение в развитие речи ребенка, обогащении его словарного запаса, имеют занятия с использованием игрушки.

Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, и может служить источником новых слов. Игрушка вызывает у ребенка только положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию, пополнения словаря дошкольника.

Виды занятий по игрушкам:

1. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке существа. Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Кто это?» и др.). Дидактические игры на описания, как правило, проводятся после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, определенный словарный запас и соответствующие представления. Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составления загадок детьми. Сначала дети учатся отгадывать загадки, а затем составляют загадки-описания. Например, вниманию детей предлагается 5-6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала. Затем об одной из игрушек дается загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь). Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.

2. Сюжетные рассказы (повествования):

а) рассказ по набору игрушек и по отдельной игрушке – связный последовательный рассказ про игрушку, или группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игрыдраматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам;

На занятиях с игрушками следует обучать детей речевым умениям, необходимым для составления описательных и повествовательных монологов: сформировать элементарное представление о структуре текста и научить связывать предложения и части высказывания.

На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта; две кошки разного цвета. Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель прячет игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша черную, а Соня куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»).

В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост». Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагается повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).

Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей. На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать загадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов.

В дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них. Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряется их рассматриванием, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существа, пополняется словарный запас ребенка новыми словами-сравнениями, определениями. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.

Таким образом, эффективность занятий с использованием игрушки, как средства обучения в развитие монологической связной речи ребенка и обогащении его словарного запаса, не вызывает сомнений. Игрушка создает ребенку возможность закрепить и активизировать словарь, может служить источником новых слов. Игрушка вызывает у ребенка только положительные эмоции, желание высказаться, и поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. (Программа развития).

3. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.

4. Биткова О. Игра как фактор развития диалога. //Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Спб.: Питер, 2009. – 400с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2005. – 215 с.

Развитие речи в игровой деятельности детей

Содержимое публикации

Развитие речи в игровой деятельности детей

Исследования ученых доказали, что лишь посредством речи происходит развитие: памяти, внимания, воображения и логических способностей.Основополагающим успешного обучения в школе является правильно развитая речь.

Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас воспитателей это главная и первоначальная задача.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире. Игра – это не только развлечение, но и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь. Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место.

Читайте также:
Методическая разработка по обучению детей с ОНР 5 летнего возраста навыкам звукового анализа

В своей работе для развития речи детей мы используем игры. Благодаря их использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Посредством игры мы развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Кроме того игра на НОД и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.

Основная цель нашей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью игры. Ведь дошкольный возраст – возраст активного освоения речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка.

Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

В своей работе мы используем различные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, пальчиковые.

Особую роль отводим дидактическим играм, которые подразделяются: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.

Мы подбираем такие варианты игр, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все НОД и режимные моменты мы включаем речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре, обращаем внимание на то, как закончить игру. Мы разыгрываем фанты, чествуем победителей, сообщаем о новом варианте знакомой игры и т.д.

Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи мы проводим такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.

Одно из направлений нашей работы – расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого мы используем лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Кто кем хочет стать?» (употребление трудных форм глагола), «Что вы видите вокруг?» (употребление названия предметов), «Скажи, какое» (подбор прилагательных).

Словесные игры как «Зоопарк», «Это правда или нет?»,«Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому мы предлагаем детям игры, где требуется отгадать различныезагадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо, формируют быструю реакцию на слово.

В своей практике мы используемпальчиковые игры, которые помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта « глаза в глаза». Эти игры имеют развивающее значение, так как дают детям возможность « прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Для системы в работе, мы классифицировали пальчиковые игры:

— игры с пальчиками

— игры с мелкими предметами

— игры с речевым сопровождением

На помощь в становлении речи нам приходят традиционные игры – потешки,скороговорки, веселые стишки, песенки. Благодаря своей напевности и мелодичности развивают у детей чувство языка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по-своему дидактическому наполнению.

Используемхороводные игры и игры с пением, которые способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобными играми формируем также произвольное запоминание текстов и движений.

Проводимигры – драматизации. Они доступны и привлекательны для них, доставляют им радость и удовольствие. Вызывают нравственно – эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышаем познавательную активность детей и в частности способствуем развитию речи, т.к. возникает в игровой обстановке потребность говорить.

Показываем вместе с детьми театрализованную деятельность, которая оказывает огромное значение на развитие речи детей. В театрализованной игре формируем диалогическую, эмоционально насыщенную речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Большое внимание уделяем сюжетно-ролевым играм, потому что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развиваем речевую активность детей. В ходе игры мы искренне должны перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать.

Для успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т.д.). По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой мы показываем, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Читайте также:
Развитие речи у детей с расстройством аутистического спектра

На прогулке используем разнообразныеподвижные игры. Например – при помощи считалки дети выбирают водящего или несколько раз повторяют четверостишия. Именно благодаря лингвистическим играм у детей происходит формирование культуры общения и речи: правильность постановки ударений в словах, чёткость произношения, способность правильно формулировать предложения и свою мысль в целом.

Игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие развития речи и всестороннего развития их личности, интеллекта. Но с другой стороны, недостатки звукопроизношения, ограниченность, словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Поэтому, наша задача заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у ребенка возможностей. Полнота развития игры, а, следовательно, и ее коррекционная ценность повышаются при условии планирования игры. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.

Консультация для родителей на тему: «Фантазируем, играем и звук «Л» мы закрепляем!»

Тесное взаимодействие учителя-логопеда с семьей определяет успех коррекционного обучения воспитанников логопедической группы. Особенно это актуально в процессе становления у детей правильного звукопроизношения.

Коррекционно-развивающие занятия не принесут должного результата, если ребенок, выходя из кабинета логопеда, не использует в самостоятельной речи поставленные звуки, поэтому долг родителей – помочь малышу следить за своим произношением вне стен детского сада, выполнять различные задания с целью закрепления изученного материала, а так же следовать всем советам и рекомендациям специалиста.

Консультация для родителей на тему:

«Фантазируем, играем и звук «Л» мы закрепляем!»

У Вашего ребенка, наконец-то, появился «непослушный» звук «Л»! Теперь, необходимо его автоматизировать, как говорят профессионалы, чтобы ребенок смог использовать звук в собственной активной речи, а не только в кабинете у логопеда!

На этом ответственном этапе коррекционной работы, на первый план в качестве главных помощников выходите Вы, уважаемые родители! Специалист отбирает подходящий речевой материал, который понятен и интересен ребенку, а самое главное насыщен «трудным» звуком. Родители же помогают малышу освоить этот материал, разучивая стихи, потешки, отгадывая загадки, и составляя рассказы.

На самом деле, уделять этим играм и упражнениям достаточно 10-15 минут в день, и вы заметите, как ребенок будет делать все новые и новые успехи!

Сначала, это будут простые игры: «Пароход гудит», «Поем песенку самолета», «Повтори звук «Л» 5 раз!» Ребенок без труда справляется с этим заданием? Переходим к произнесению слогов: АЛ – АЛ – АЛ, ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ, АЛ – ОЛ – УЛ, ЛО – ЛО – ЛА, ЛУ – ЛЫ – ЛА.

Чтобы не превратить это упражнение в мучение, проводите его в виде игры.

Можно поиграть так: «Сколько раз я щелкну пальцами, столько раз ты скажешь «ЛО»! Или поднимаясь по ступенькам лестницы, произносить по очереди разные слоги! Ребенок легко и с интересом будет говорить нужные слоги.

Пора переходить к словам. Сколько слов с «непослушным» звуком «Л» знаете Вы? А ребенок? Можно нарисовать или найти в различных настольных играх (пазлы, лото, домино) картинки предметов, животных, насекомых, птиц, в названии которых есть звук «Л». Вы идете на прогулку, в магазин, на почту? Поиграйте в «сыщиков»! Отыщите предметы, в которых спрятался этот звук – лук, лампа, молоко, колбаса, посылка и др.

Справились со словами? Учим чистоговорки, потешки и шуточные стихотворения!

  • Ал-ал-ал – мяч на пол упал.
  • Ол – ол – ол – пенал упал на стол.
  • Ил – ил – ил – Павел гол забил.
  • Ул – ул – ул – Павел сел на стул.
  • Ыл – ыл – ыл – у нас суп остыл.
  • Ёл – ёл – ёл – Павел пол подмел.

Мила в лодке плыла,
«Кока-колу» пила,
Колокольчик вышивала.
— Ла-ла-ла-ла, — напевала.
Н.В. Нищева

Клоун-чудак делал все не так:
Ломом копал,
Лопатой ломал,
Долотом шил,
Иглой долбил,
Колуном пилил,
Пилой колол,
Метлой белил,
А кистью мёл!
Т. Графчикова

Вновь усложняем задание: пересказываем или сами составляем рассказ по сюжетной картинке.

Не забудьте после прочтения текста задать малышу несколько вопросов по содержанию рассказа. С чего все началось? Какое событие было самым главным в рассказе? Чем закончилась эта история?

Ниже приведены некоторые тексты, которые можно использовать, отрабатывая произношение «непослушного» звука «Л».

Мила принесла спелые яблоки и положила на стол. Одно яблоко скатилось со стола и упало на пол. Кошка стала катать яблоко. Мила подняла яблоко, а кошке дала клубок.

Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

Дальше, самостоятельно составляем небольшой рассказ по картинке. Можете сами найти скороговорки и загадки со звуком «Л», а еще лучше, если в процессе выбора примет участие ваш ребенок! Тогда занятия будут еще интересней и эффективней!

Прочитали интересную сказку, посмотрели новый мультфильм? Спросите у ребенка, что ему запомнилось больше всего. Он произнес все слова правильно? Обязательно похвалите его!

Выполняя эти простые советы. Вы обязательно закрепите правильное произношение звука «Л», а также улучшите внимание, память, мышление и обогатите воображение своего ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: