Роль групповых занятий в нейрореабилитации пациентов с дизартрией в суточном стационаре

Роль групповых занятий в нейрореабилитации пациентов с дизартрией в суточном стационаре

Перова Маргарита Сергеевна, логопед в Центре патологии речи и нейрореабилитации, г. Москва.

Я, Перова Маргарита Сергеевна, в 2004 году поступила и в 2009 году с отличием окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный областной университет по специальности логопедия с дополнительной специальностью олигофренопедагогика с присвоением квалификации «учитель-логопед и учитель-олигофренопедагог». Выполнила дипломный проект на тему «Анализ эффективности восстановительного обучения при различных формах моторной афазии у больных с последствиями ишемического и геморрагического инсульта».

Роль групповых занятий в нейрореабилитации пациентов с дизартрией в суточном стационаре.

Чрезвычайно важную роль в восстановительно-коррекционном обучении пациентов с дизартрией играет проведение групповых нейродефектологических и музыкальных занятий наряду с индивидуальными нейродефектологическими занятиями, что возможно реализовать только в условиях дневного и суточного стационаров.

Данный комплекс занятий предназначен для пациентов, имеющих нарушения дыхания, мышечного тонуса речевого аппарата, голоса, просодической стороны речи.

  1. преодоление произносительных трудностей, нарушений просодической стороны речи и дальнейшее закрепление и совершенствование речевых навыков, приобретённых на индивидуальных нейродефектологических занятиях, в рамках групповых занятий;
  2. преодоление психологического барьера в коммуникации в социуме;
  3. формирование и закрепление навыков самоконтроля за собственной речевой продукцией.
  1. формирование синхронной деятельности отделов дыхания, голосообразования, звукопроизношения;
  2. нормализация речевого дыхания и фонетической окраски звуков;
  3. восстановление мелодико-интонационной стороны речи;
  4. нормализация тонуса в мышцах речевого аппарата (снижение степени проявления спастического пареза, ригидности, атаксии в мышцах речевой моторики).

В структуру индивидуальных, групповых нейродефектологических и музыкальных занятий входят упражнения для мышц плечевого пояса и воротниковой зоны; дыхательная гимнастика; голосовые упражнения.

Отличительным моментом индивидуальных нейродефектологических занятий в достижении наших целей является возможность учитывать индивидуальные особенности больного, использовать время занятий более продуктивно, психологически подготовить пациента к общению в социуме. Очень важно, что во время индивидуального занятия специалист имеет возможность проведения логопедического массажа, способствующего нормализации мышечного тонуса воротниковой зоны и речевого аппарата, а также проведения артикуляционной гимнастики, учитывая особенности речевого нарушения.

В структуру индивидуальных, также как и групповых нейродефектологических занятий, после подготовки речевого аппарата входит упражнения, направленные на отработку звуков, слоговых сочетаний, слов, фраз, чистоговорок; усложнение синтаксической и семантической структуры предложений; диалоги, драматизация.

Положительным аспектом групповых нейродефектологических занятий является возможность формирования навыков межличностного общения в различных ситуациях и воздействия на эмоционально-волевую сферу. Например, пациенты имеют возможность проявлять свои положительные качества и контролировать негативные эмоции, бороться со страхом коммуникации.

Работа над эмоционально-волевой сферой продолжается на групповых музыкальных занятиях, где пациент в непринуждённой атмосфере закрепляет полученные на нейродефектологических занятиях навыки. На музыкальных занятиях основной упор делается на совершенствование речевого дыхания, развитие голоса, мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи.

Наполняемость нейродефектологической группы составляет 8-10 человек. Наполняемость музыкальной группы 15-20 человек.

Была проведена работа по выявлению результативности комплексного подхода. За 12 месяцев курс коррекционно-восстановительного обучения в экспериментальной группе прошли 60 пациентов с дизартрией. В первую экспериментальную группу вошли 30 пациентов, посещавших только индивидуальные нейродефектологические занятия. Во вторую экспериментальную группу вошли 30 пациентов, посещавших, помимо индивидуальных, групповые и музыкальные занятия.

В результате проведённой работы у 95% пациентов обеих экспериментальных групп улучшилось неречевое и речевое дыхание, синхронность процессов дыхания и голосообразования, снизились проявления нарушений тонуса в мышцах речевого аппарата, плавность звуко-высотных переходов, интонационная сторона, речь стала более понятной и чёткой. Однако больший процент пациентов второй группы выписался со значительным улучшением всех показателей речевой функции. Больные второй группы научились выносить приобретённые речевые навыки за пределы индивидуальных занятий со специалистом, так как значительно повысилась уверенность, раскрепощённость, исчез страх речевой коммуникации (95%), в отличие от первой группы, где этот показатель снижается до 17%.

Данные результата показывают, что эффективность коррекционно-восстановительного обучения пациентов с дизартрией значительно возрастает при проведении наряду с индивидуальными нейродефектологическими занятиями, групповых и музыкальных занятий.

Перова Маргарита Сергеевна,
Милова Е.А.,
Шмелева Е.С.

Принципы логопедической работы при дизартрии

Дизартрия – это нарушение произношения, которое обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. В Юсуповской больнице проводят комплексное лечение этого сложного и тяжёлого расстройства звуковой стороны речи. Оно включает:

  • Медикаментозную терапию заболевания, которое является причиной дизартрии;
  • Физиотерапевтические методы воздействия;
  • Артикуляционную гимнастику;
  • Психотерапевтическую поддержку;
  • Логопедическую работу.

Все сложные случаи дизартрий рассматриваются на заседании Экспертного Совета. В его работе принимают участие кандидаты и доктора медицинских наук, врачи высшей категории. Ведущие специалисты в области речевых дефектов вырабатывают и реализуют индивидуальную программу программа занятий при дизартрии. Афазиологи соблюдают основные принципы логопедической работы при дизартрии.

Артикуляционная моторика

Различают следующие виды дизартрий:

  • Бульбарная – обусловленная местным параличом мышц, которые участвуют в артикуляции, ей сопутствуют трудности глотания;
  • Мозжечковая – возникает при наличии патологического процесса в мозжечке, характеризующееся растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью;
  • Корковая – является следствием поражения отделов коры головного мозга, которые отвечают за мышцы, участвующие в артикуляции, сопровождается неправильным произношением слогов, но общая структура слова ребёнком сохраняется;
  • Экстрапирамидная (подкорковая, гиперкинетическая) – развивается при нарушениях в подкорковых узлах, отличается невнятной, связанной речью с носовым оттенком;
  • Псевдобульбарная – диагностируется при центральном параличе мышц, её основным симптомом является монотонность речи;
  • Стёртая форма – характеризуется нарушением произношения шипящих и свистящих звуков.
Читайте также:
Экспертный лист по оценке профессиональной деятельности учителя-логопеда

При дизартрии нарушается моторику артикуляционного аппарата. Появляются медленные, недостаточно точные движения языка, губ. Имеет место расстройство жевания и глотания. Произношение нарушено вследствие недостаточно чёткой артикуляционной моторики. Речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

Некоторые пациенты с дизартрией не могут надуть щёки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны, больной не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Мягкое нёбо часто бывает малоподвижным, голос приобретает назальный оттенок.

Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжёлый дефект произношения. Речь становится невнятной, смазанной, тихой. Из-за малоподвижности губ, языка становится нечётким произношение гласных, они произносят с сильным носовым выдохом.

При тяжёлой степени дизартрии наблюдается глубокое поражение артикулярных мышц и полная бездеятельность речевого аппарата. У пациента полностью отсутствует речь. Иногда он произносит нечленораздельные звуки.

Логопедическая программа

Дизартрия – патология, которая требует настойчивой, длительной работы логопеда, пациента, его родственников и лиц, осуществляющих уход. Составляется речевая карта логопедического обследования при дизартрии. Программу логопедического сопровождения утверждают после получения логопедического заключения при дизартрии, рекомендаций невролога, который занимается лечением заболевания, вызвавшего нарушение речевой функции. Логопедические занятия при дизартрии начинают как можно раньше.

Различают следующие основные направления логопедической работы при дизартрии:

  • Нормализация моторики артикуляционного аппарата;
  • Развитие артикуляционных движений;
  • Формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе;
  • Преодоление монотонии и нарушений темпа речи;
  • Полноценное развитие фонематического восприятия.

Нельзя переоценить значение раннего начала логопедической работы при дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы начинают работать над восстановлением речи у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму в остром периоде, сразу же после восстановления у больного сознания. При демиелинизирующих заболеваниях нервной системы логопедическая работа входит в программу реабилитации.

При проведении коррекционно-логопедической работы используют следующие методы логопедического воздействия:

  • Голосовые и дыхательные упражнения;
  • Активную и пассивную артикуляционную гимнастику;
  • Дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий);
  • Точечный, зондовый, щёточный, мануальный массаж;
  • Искусственную локальную контрастотермию (сочетание воздействия низких и высоких температур).

Логопедическое воздействие при дизартрии базируется на соблюдении следующих принципов:

  • Системного подхода к анализу речевого дефекта;
  • Поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;
  • Регуляции психической деятельности детей посредством развития обобщающей и коммуникативной функций речи.

В процессе систематических длительных занятий осуществляются постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе. Преодолевается монотонность и нарушения темпа речи, развивается полноценное фонематическое восприятие. Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи.

Этапы логопедической работы

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно. Основной целю первого, подготовительного этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, коррекция дыхания и голоса. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма. Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного и физиотерапевтического лечения, массажа и лечебной физкультуры.

На втором этапе формируются первичные коммуникативные произносительные навыки. Его основная цель – развитие речевого общения и звукового анализа. Логопед проводит работу по коррекции артикуляционных нарушений. При спастичности работают над расслаблением мышц артикуляционного аппарата. Вырабатывается контроль над положением рта, развиваются артикуляционные движения, проводится коррекция речевого дыхания, развивается голос, ощущения артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Формирование звукопроизношения при дизартрии включает в себя постановку и закреплении в речи звуков. Первая группа звуков включает в себя фонемы, наиболее лёгкие в артикуляционном отношении и далекие друг от друга акустически. Это звуки а, у, п, м, н, к, ы, х, в, о, л, т, с. Данные звуки как наиболее простые отрабатывают до нормы. Попутно на этих фонемах ведут работу по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа (выделяют звука из ряда других, из слогов, в простых словах).

Скороговорки при дизартрии являются фонетическим средством развития подвижности артикуляционного аппарата. При использовании скороговорок придерживаются следующих рекомендаций:

  • Работу начинают с простых, коротких, рифмованных фраз («Белые бараны били в барабаны»);
  • Соблюдают принцип отбора дидактического материала (в скороговорке не должно быть слов с дефектно произносимыми пациентом звуками;
  • Скороговорки лучше использовать в играх.
Читайте также:
Дидактические игры для развития звукового восприятия

Индивидуальный подход к выбору средств и методов логопедической работы на каждом этапе лечения дизартрии позволяет специалистам Юсуповской больницы добиться восстановления речи у пациентов, от которых отказались в других реабилитационных центрах.

Логоритмическое воздействие

Логоритмическая работа с пациентами, страдающими дизартрией, включает в занятия лечебную гимнастику. Она строится в зависимости от логопедического коррекционного курса. Её разделяют на 3 периода.

Задачи первого периода следующие:

  • Воспитание статики движений;
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • Развитие общих движений верхних и нижних конечностей, туловища с постепенным введением упражнений с предметами;
  • Развитие мышц, обеспечивающих миммику лица;
  • Развитие различных видов памяти, слухового и зрительного внимания;
  • Постепенное формирование нормального диафрагментального навыка;
  • Преодоление просодических нарушений при дизартрии.

Для активизации просодических компонентов речи используют, прежде всего, пение. Развитие просодической стороны речи при дизартрии проводится с помощью инсценировок песен, при исполнении которых надо менять силу, тембр, высоту голоса. Для нормализации голосовой функции проводят артикуляторные, дыхательные упражнения, движения для мышц шеи и головы.

В комплексе медико-логопедического воздействия логоритмические занятия способствуют:

  • Развитию артикуляционного аппарата;
  • Воспитанию голоса (высоты, тембра, силы, диапазона, силы);
  • Развитию дыхания (глубины вдоха, продолжительности речевого вдоха и выдоха).

Своевременно начатая систематическая работа способствует быстрому восстановлению речевой функции.

Логопедическая работа при отдельных видах заболевания

Одним из важных элементов лечения является логопедическая работа при ДЦП. Дизартрия у детей, страдающих детским церебральным параличом, вызвана нарушением моторного развития ребёнка. Оно обусловлено аномальным состоянием мышечного тонуса и нарушением координации движений. Двигательные нарушения часто сочетаются с нарушениями чувствительности, недостатками познавательной и эмоционально-волевой сфер, патологией речи.

С учётом уровня локализации поражения двигательного аппарата речи выделяют следующие формы дизартрии:

  • Бульбарную;
  • Псевдобульбарную;
  • Экстрапирамидную.
  • Мозжечковую;
  • Корковую.

У детей, страдающих ДЦП, чаще всего возникает псевдобульбарная дизартрия, реже – экстрапирамидная, мозжечковая и стёртая. В большинстве случаев дизартрии носят смешанный характер, поэтому логопедический диагноз ставится по ведущей форме. Форма дизартрии соотносится с формой ДЦП:

  • При гемиплегической форме чаще возникает псевдобульбарная дизартрия;
  • При атонически-астатической – мозжечковая;
  • При гиперкинетической – экстрапирамидная.

При дизартрии возникают вторичные нарушения в виде расстройств формирования всех компонентов речевой системы. Нарушается формирование фонематических процессов, лексического и грамматического строя речи. Эти вторичные нарушения вместе с расстройствами моторики речевого аппарата указывают на возникновение при дизартрии общего недоразвития речи. Все дети с церебральным параличом и дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, которые направлены на развитие произносительной стороны речи и фонематических процессов, формирование грамматического и лексического строя речи.

Спецификой логопедической работы с детьми, страдающими ДЦП, является её сочетание с медикаментозным лечением, физиотерапией, массажем, общей лечебной физкультурой. На логопедических уроках используются следующие элементы:

  • Общая моторная разминка;
  • Дыхательная, голосовая, артикуляционная гимнастика;
  • Дифференцированный артикуляционный массаж с применением вибромассажера;

При мозжечковой дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей. У пациентов, страдающим этим видом речевого расстройства, речь замедленная, скандированная, толчкообразная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы речь. Тонус мышц языка и губ пониженный, язык тонкий, распластанный в полости рта. Его подвижность ограничена, темп движений замедлен. Отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений. Жевание ослаблено, мягкое нёбо провисает, мимика вялая. Движения языка неточные, объём избыточный или недостаточный. При более тонких целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Большинство звуков имеют назальный оттенок.

Успешная коррекция речевого дефекта при мозжечковой дизартрии неразрывно связана с эффективной терапией основного заболевания и активным проведением комплексной реабилитации. Специалисты Юсуповской больницы индивидуально подбирают методы лечения в зависимости от причины заболевания, обширности и локализации поражения, общесоматического статуса пациента. Этиопатогенетическое лечение направлено на ликвидацию причины патологии, её последствий. Оно может включать следующие варианты:

  • Нейрохирургическую операцию по удалению новообразования или гематомы;
  • Антикоагулянтную или тромболитическую терапию инсульта;
  • Противовирусное, антибактериальное лечение инфекционных поражений;
  • Дезинтоксикационную терапию.

Логопедическая работа при мозжечковой дизартрии направлена на восстановление плавности речи. Осуществляется тренировка артикуляционного аппарата посредством специальной гимнастики. В занятия включается логопедический массаж. По мере восстановления речи логопед переходит к работе над её выразительностью.

Реабилитационные мероприятия производятся комплексно под наблюдением невролога, реабилитолога. Они состоят из лечебной физкультуры с упражнениями на восстановление координации, массажа, психологического консультирования. Параллельно проводится медикаментозная поддержка нейропротекторными и нейрометаболическими лекарственными средствами. Для того чтобы получить логопедическую помощь при дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Роль групповых занятий в нейрореабилитации пациентов с дизартрией в суточном стационаре

Увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями является одной из важнейших проблем последних лет. Дизартрия выделяется как одна из распространенных патологий среди нарушений речи.

Читайте также:
НОД по теме ‘Знакомство с республикой Чувашия’

Чаще всего у детей дошкольного возраста наблюдаются нарушения произносительной стороны речи. Недостаточно развито фонематическое восприятие, нарушено звукопроизношение, речевое дыхание, просодика.

Дети с дизартрией плохо разговаривают, их речь невнятная, смазанная, большинство звуков искажены. В связи с этим дети становятся молчаливыми, агрессивными, нерешительными, что также приводит к нарушению интонационной выразительности речи.

В современной логопедии вопросы диагностики дизартрии до сих пор остаются дискуссионными. При этом дефекте речи отмечаются как речевые и неречевые симптомы. К речевой симптоматики дизартрии относятся нарушения звукопроизношения, просодической стороны речи и дыхания. Для достижения лучших результатов в преодолении дизартрии у детей дошкольного возраста необходимо совершенствовать существующие традиционные методы и приемы, что приводит нас к внедрению комплексного подхода.

Теоретической основой исследования послужили труды А. Н. Гвоздева, Г. В. Чиркиной, В. П. Глухова, в которых рассматривается развитие речи в онтогенезе. Работы Е. Н. Винарской, Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной о теоретических представлениях о дизартрии и представленные авторами методические подходы по преодолению дизартрии. А также представление и содержание комплексного подхода в логопедической работе Н. В. Нищевой, О. Н. Костеньковой.

Цель исследования состоит в описании подходов к реализации комплексного подхода к преодолению речевой симптоматики дизартрии у детей 5-6 лет в логопедической работе.

В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом плане, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях.

В логопедической литературе обозначены три ведущих синдрома дизартрии:

  1. Синдром артикуляционных расстройств, который имеет специфические особенности при различных формах дизартрии.
  2. Синдром нарушений речевого дыхания.
  3. Нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства.

Рассмотрим подробно каждый из этих синдромов.

Первый синдром – синдром артикуляционных расстройств. Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков. Е. Ф. Архиповой описаны следующие его формы в артикуляционной мускулатуре: спастичность артикуляционных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка губ, в лицевой и шейной мускулатуре. Повышение мышечного тонуса может быть более локальным и распространяться только на отдельные мышцы языка [1]. Л. В. Лопатина и Н. В. Серебрякова, проведя исследование артикуляторной моторики, показали, что у всех детей с дизартрией имеются нарушения функции мышц, которые иннервируются нижней ветвью троичного, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами [5].

Л. В. Лопатина и Н. В. Серебрякова считают, что произвольные движения языка, динамической координации – воспроизведение одновременных движений являются наиболее сложными для выполнения среди движений, отражающих состояние статической координации [6].

Синдром нарушений речевого дыхания является вторым синдромом дизартрии.

Нарушение речевого дыхания при дизартрии возникает в результате нарушения иннервации дыхательной мускулатуры. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот, отмечает О. Г. Приходько [8]. Несогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к появлению тенденции говорить на вдохе.

По данным Р. И. Лалаевой, недостатки речевого дыхания у дошкольников с дизартрией имеют следующий характер [4]:

  1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой речи;
  2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, в результате чего ребенок периодически выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы;
  3. Неумелое распределение дыхания по словам, ребенок вдыхает в середине слова;
  4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»;
  5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно;
  6. Слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

Третий синдром – нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства.

Л. В. Лопатина и Н. В. Серебрякова отмечают, что у детей с дизартрией наряду с дефектами звукопроизношения имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения, которые проявляются в следующем:

  • В отсутствии или трудностях дифференциации интонационных различий на практическом, неосознанном уровне;
  • В переносе логического ударения на другое слово в предложении;
  • В попытке необоснованного и неоднократного повышения и понижения голоса внутри фразы [6].

Имитация вопросительной и повествовательной интонации является наиболее сохранной. Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры, которое предполагает в данном случае слухопроизносительную дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации, вызывает значительные трудности у детей. При этом процесс слуховой дифференциации интонационных структур оказывается более нарушенным, чем процесс их самостоятельной реализации.

Комплексный подход при устранении дизартрии, описанный И. В. Блыскиной, включает в себя три блока [3].

Первый блок – медицинский. Данный блок реализуется под руководством врача-невролога.

Второй блок – психолого-педагогический. Работа в данном блоке отводится развитию сенсорных функций.

Читайте также:
Конспект занятия в старшей группе по автоматизации звука (Л)

Третий блок – логопедическая работа. Логопедическое воздействие осуществляется преимущественно в индивидуальной форме.

Осуществление комплексного подхода предполагает совместную деятельность учителя-логопеда, воспитателя и музыкального руководителя, отмечает О. Ю. Федосова [7].

Логопед осуществляет коррекционную деятельность поэтапно:

1-й этап – подготовительный.

Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:

  • Нормализация мышечного тонуса.

Нормализация мышечного тонуса производится путем логопедического массажа, а также артикуляционной гимнастики.

  • Нормализация моторики артикуляционного аппарата.

Для нормализации моторики артикуляционного аппарата используются различные методики:

Упражнения для жевательных мышц, гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек по методике, пассивная гимнастика для мышц языка.

Все эти упражнения реализуются не только на занятиях с логопедом, а также с воспитателем на общих групповых занятиях и на музыкальных занятиях с музыкальным руководителем.

  • Нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха.
  • Нормализация голоса.
  • Нормализация просодики.

Нормализация просодической стороны речи может происходить не только во время занятий с логопедом, а так же с помощью музыкального руководителя: восприятие и воспроизведение ритма, «пропевки» повествовательной, восклицательной и вопросительной интонацией, разучивание стихотворений с воспитателем, разыгрывание сценических диалогов.

  • Нормализация мелкой моторики рук.

Работу над этим направлением ведут вышеперечисленные специалисты: на занятиях с логопедом дети выполняют массаж и самомассаж пальцев и кистей рук, комплексы пальчиковых гимнастик, на занятиях с воспитателем учатся навыкам самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, нанизывать бусины, лепить из пластилина, проведение с музыкальным руководителем пальчикового театра.

2-й этап – выработка новых произносительных умений и навыков. Направления:

  • Выработка основных артикуляционных укладов;
  • Определение последовательности работы над звуками;
  • Развитие фонематического слуха.

Развитие фонематического слуха проводится в 6 этапов.

1 этап – узнавание неречевых звуков: дети отгадывают шум ветра, моря, слушают звук в емкостях и отгадывают, какая крупа лежит и так далее.

2 этап – различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голос: игры по типу «близка-далеко», «громко-тихо», подражание животным и их детенышам.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу: выбор правильного слова из ряда неправильных, выбор картинок, близких по звучанию.

4 этап – дифференциация слогов: определение лишнего слога в ряде слогов.

5 этап – дифференциация фонем: игры по типу «поймай звук», «отгадай, кто это»

6 этап – развитие навыков звукового анализа: нахождение места звука в слове, придумывание слов с заданным звуком.

Работу над развитием фонематического слуха ведут логопед, воспитатель и музыкальный руководитель на своих занятиях.

  • Постановка звука.

Постановка звука производится логопедом на индивидуальных занятиях с ребенком, звук можно поставить тремя способами: по подражанию, механическим способом и смешанным.

Автоматизация звуков проводится изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках и стихотворениях. Работа ведется не только логопедом, но и воспитателем и музыкальным руководителем во время игровых упражнений.

  • Дифференциация.

Дифференциация на слух, артикуляции изолированных звуков, произносительная дифференциация на уровне слогов, слов.

3-й этап – выработка коммуникативных умений и навыков.

  • Выработка самоконтроля.

Для выработки коммуникативных навыков ребенка нужно раскрепостить, замотивировать к улучшению речи. На данном направлении логопед работает в роли психолога и в индивидуальном порядке. Немаловажно и участие воспитателя, он должен помогать логопеду, также работать с каждым ребенком.

  • Тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

На данном направлении работа заключается в заучивании стихотворений, составлении рассказов, пересказов. В лексический материал включаются просодические средства: интонации, модуляции голоса по высоте и силе и другие.

4-й этап – преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

Имея в виду профилактику вторичных нарушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, определение группы риска по дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную работу.

5-й этап – подготовка к обучению в школе.

  • Формирование графомоторных навыков.

Формирование возможностей самостоятельного рисования: рисование предметов с прорисовыванием деталей в геометрических фигурах, рисование каракулей, заполнение пространства, рисование вертикальных линий, рисование фигур, графические диктанты, дорисовка, продолжение орнамента и так далее.

Формирование умений обводки и штриховки: проведение линий от точки, проведение волнистой линии, проведение линий по точкам, вырисовывание спиралей, рисование по точкам, обведение по пунктирам, контуру, обведение своей ладони, штрихование сверху вниз, слева направо и другие.

Формирование репродуктивных возможностей в процессе графической деятельности: обводка и копирование рисунков, лабиринты, продолжи узор и так далее.

  • Развитие связной речи.

На данном направлении ведется работа по обучении детей составлению рассказа по серии картин, по картине, рассказов-описаний, пересказов.

  • Развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Формирование пространственных и временных представлений у детей:

  1. Конкретизация понятий об основных единицах времени (части суток, времена года, месяцы, год).
  2. Становление и детализация понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье.
  3. Формирование представлений о схеме собственного тела.
  4. Разграничение правой и левой частей тела.
  5. Дифференцировка основных пространственных направлений при активном передвижении в пространстве.
  6. Ориентировка в окружающем пространстве.
  7. Ориентировка в двухмерном пространстве, то есть на плоскости.
Читайте также:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

В процессе формирования произносительных умений и навыков в обязанности воспитателя входит:

  • Подготовка детей к логопедических занятиям.
  • Автоматизация поставленных звуков на общеобразовательных занятиях, на индивидуальных занятиях по заданию логопеда, в процессе режимных моментов.
  • Осуществление систематического контроля над фонетической правильностью речи детей.
  • Планирование каждого занятия с учетом звукопроизносительных возможностей детей, а также конкретных задач логопедических занятий.

Весь процесс проведения режимных моментов должен организовываться так, чтобы он способствовал закреплению приобретенных навыков правильного произношения на практическом уровне. Воспитатель проводит эту работу под четким руководством учителя-логопеда и только после того, как звуки были изучены на логопедических занятиях, отмечает Е А. Борисова [2].

Музыкальный руководитель осуществляет работу по развитию и формированию:

  • Темпо-ритмической организации речи
  • Фонематического слуха.
  • Речевого дыхания

В коррекционной работе с использованием логоритмики можно выделить следующие направления:

  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие чувства ритма.
  • Развитие умения произносить слова со сложной слоговой структурой.

Таким образом, все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Важным условием при работе является то, что нельзя переходить к следующему этапу, если не сформированы навыки, развитие которых заявлено на предыдущем этапе. Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь ребёнка (игровую, трудовую и учебную). Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений. На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи.

Особенности логопедической работы при дизартрии

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

Из-за недостаточной иннервации мышц артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата нарушается не только звукопроизношение, но и голос и речевое дыхание.

При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счёт органического поражения центральной нервной системы. Структуру речевого дефекта составляет нарушение всей произносительной стороны речи.

Комплексный подход при устранении дизартрии включает в себя три блока.

Первый блок – медицинский, который определяет врач – невролог. Кроме медикаментозных средств, назначается ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия и другие.

Вт орой блок – психолого-педагогический. Основными направлениями этого воздействия будут: развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие, дифференцировки и зрительный гнозис, тем самым предупреждаем графические ошибки на письме. Реализуя это направление развивают и стереогноз. Кроме развития сенсорных функций психолого – педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти, мышления.

Третий блок – логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном плане.

Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу рекомендуется планировать по следующим этапам.

Первый этап работы – подготовительный.

  1. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Проводится логопедический массаж.
  2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью проводим дифференцированные приёмы артикуляционной гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом, направлены на вызывание кинестезий. Активная артикуляционная гимнастика, постепенно усложняется, и добавляются функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий и на улучшение качеств артикуляционных движений.
  3. Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе.
  4. Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха.
  5. Нормализация просодики. Это направление на первом этапе является менее всего разработанным. В специальной литературе встречаются описания просодической стороны речи у детей с дизартрией: это такие нарушения, как тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедные интонации, плохая разборчивость речи, отсутствие пауз и логических ударений и др. симптомы просодики.
  6. Нормализация мелкой моторики рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика, направленная на выработку тонких, дифференцированных движений в пальцах обеих рук.

Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.

Вторым этапом логопедической работы при дизартрии является выработка новых произносительных умений и навыков.

Направления второго этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных.

  1. Выработка основных артикуляционных укладов, (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёбного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Овладев в первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к серии последовательных движений, выполняемых чётко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.
  2. Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения. При дизартрии у детей, в зависимости от наличия патологической симптоматики в артикуляционной области, от степени её выраженности, индивидуально определяют последовательность работы над звуками. В ряде случаев придерживаются традиционного порядка, рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков.Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточнять или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. И это могут быть даже более трудные звуки, например: альвеолярной позиции – р , р, а свистящие корригировать будут позже, после «созревания» дорсальной позиции (являющейся для детей одной из сложных).
  3. Развитие фонематического слуха. Работа проводится по классической схеме. Под фонематическим слухом подразумевается способность ребёнка выделять и различать фонемы родного языка.
  4. Вызывание конкретного звука. Эта работа при дизартрии проводится так – же, как и при любом другом нарушении, в том числе и при дислалии. Это значит, что логопед использует классические приёмы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами).
  5. Автоматизация звука, является самым сложным направлением работы на втором этапе. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искажённо.
  6. Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного звука. Только предлагается, например: 2 слога (са – ша, ас – аш, ста – шта, тса – тша, и т.п.). Затем пары слов, разных по слоговой структуре и т.д.
Читайте также:
Макет артикуляционного аппарата

Третий этап логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков.

  1. Одним из наиболее сложных направлений работы, является формирование у ребёнка навыков самоконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок в условиях кабинета, в контакте с логопедом демонстрирует в речи приобретённые навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребёнок возвращается к прежнему стереотипному произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребёнка, его мотивация к улучшению речи. В данном направлении логопедической работы логопед должен выступить в роли психолога и в индивидуальном порядке, определить пути выработки у ребёнка навыка самоконтроля.
  2. Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т. п.).
  3. Специфическим направлением этапа является включение в лексический материал просодических средств: различных интонаций , модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз, и др.

Четвёртый этап логопедической работы носит название – предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии.

Имея в виду профилактику вторичных нарушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную работу. Выработаны технологии коррекционной работы с детьми группы риска по дизартрии в разные возрастные периоды.

Однако реализация профилактической работы проводится с детьми, имеющими тяжёлую органическую патологию в условиях стационара. Большинство же детей группы риска по дизартрии (лёгкой степени), имеющих в анамнезе в первый год жизни диагноз невропатолога ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лишены возможности получать адекватную коррекционную пропедевтическую помощь, так как им не показано лечение в стационаре.

К концу первого года жизни диагноз ПЭП невропатолог снимает. И только при диспансерном обследовании логопед поликлиники, при тщательном обследовании видит симптомы МДР (минимальных дизартрических расстройств). Эти симптомы влекут за собой вторичные нарушения в формировании языковых средств (лексики, грамматики). Следствием недостаточной профилактики вторичных нарушений, является большое число детей с дизартрией, осложнённой либо ОНР, либо ФФН.

Пятый этап логопедической работы – подготовка ребёнка с дизартрией к обучению в школе.

Основными направлениями логопедической работы являются: формирование графомоторных навыков, психологической готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок.

Роль групповых занятий в нейрореабилитации пациентов с дизартрией в суточном стационаре

В основе неврологических нарушений в постковидном периоде лежит широкий спектр как иммунологических, так и неиммунологических эффектов. Своим видением механизмов повреждения нервной системы поделился заместитель директора по научной работе НМИЦ реабилитации и курортологии Минздрава России, доктор мед. наук, профессор Андрей Рачин.

Механизмы — предпосылки неврологических последствий

Андрей Рачин, заместитель директора по научной работе НМИЦ реабилитации и курортологии Минздрава России, доктор мед. наук, профессор. Непосредственное поражение ЦНС, когда буквально через несколько дней после начала заболевания у пациента развиваются коронавирусные энтерит, менингит, энцефалит. Такие случаи описаны, но важно понять, какие особенности возникают в клинической картине после перенесенного COVID-19.

Постинфекционный иммуноопосредованный механизм: спустя некоторое время у пациента возникает демиелинизирующая полинейропатия, различные варианты синдрома Гийена — Барре.

Это опосредованное поражение периферической нервной системы и мышечной ткани. Подобные варианты и полинейропатических, и миопатических синдромов хорошо описаны. В таком случае проводится и терапия новой коронавирусной инфекции, и лечение по базовым схемам, которые используются именно у этой категории (лечебный плазмаферез, гаммаглобулинотерапия).

Читайте также:
Звуки Х – Х’, буква Х - конспект логопедического занятия

Развитие системной воспалительной реакции, коагулопатии, что обусловливает появление в дальнейшем мышечно-скелетных болей.

Постинфекционный иммуноопосредованный механизм.

Long-COVID vs постковидный синдром

Есть разница между понятиями Long-COVID и «постковидный синдром». Если симптомы появились во время или после инфекции, сохраняются более 12 недель и не объясняются альтернативным диагнозом, то можно говорить о наличии постковидного синдрома.

Постковидный синдром входит в понятие Long-COVID, которое включает затяжное течение острого периода до 12 недель и проявление последствий, в том числе неврологических, спустя 12 недель. К сожалению, сложно определить, сколько времени этот постковидный синдром (а сейчас появился отдельный термин «постковидный неврологический синдром») будет продолжаться. Изначально предполагалось, что речь пойдет о годе. Сейчас обсуждается вероятность затяжного течения — те или иные симптомы у пациента могут сохраняться до 2–3 лет.

К слову, возможны разнообразные проявления. Ни пациенты, ни врачи до конца не способны предсказать, какие симптомы могут возникнуть на 14-й, 15-й, 16-й неделе после начала заболевания. Long-COVID рассматривается как мультисистемное заболевание, иногда возникающее даже после легкого течения. Постковидный синдром получил еще и название «синдром дальнобойщика»: по аналогии с водителем большегруза, который едет по длинному незнакомому пути и не всегда знает, что будет за поворотом.

Основные Проявления Проявления постковидного синдрома достаточно многообразны:

  • приступы патологической слабости,
  • одышка,
  • нарушения обоняния и вкуса,
  • резкое снижение толерантности к физической нагрузке,
  • нарушение артериального давления,
  • нарушение терморегуляции,
  • астения,
  • нарушение цикла сон/бодрствование,
  • головокружения и головные боли,
  • неустойчивое эмоциональное состояние,
  • скованность в груди,
  • нарушение стула,
  • нарушение сердечного ритма,
  • ухудшение аппетита,
  • боли в мышцах и др.

Среди основных проявлений большой блок занимают болевые синдромы (мышечные, суставные, головные), а также когнитивные нарушения (неспособность концентрации внимания, нарушения памяти). Последние в научной литературе получили название «мозговой туман» (brain fog). Здесь применяется отдельный вид медицинской когнитивной реабилитации.

Сейчас в научных кругах идет большая дискуссия: вызывает ли специфические нарушения в нервной системе новая коронавирусная инфекция? Есть мнение, что многие неспецифические вирусы в конечном итоге провоцируют синдром хронической усталости, при котором встречаются и все проявления постковидного синдрома: боль в груди, одышка, мышечная боль, боль в суставах, головные боли, патологическая усталость (астения), расстройство обоняния и вкуса, расстройство сна, когнитивные нарушения — «мозговой туман», неспособность к концентрации внимания и нарушение памяти.

«Мозговой туман» встречается в 47–64 % случаев, в группу риска входят пациенты с тяжелым течением COVID-19, люди старше 50 лет, имеющие коморбидные заболевания, особенно АГ, СД и ожирение. По данным итальянских ученых, диабет при коронавирусной инфекции встречается в 34 % случаев.

Виды реабилитации

Среди разных подходов выделяется The Stanford Hall Consensus, который включает следующие виды медреабилитации, не основанные на каком-то конкретном принципе: системная (общая), легочная, кардиальная, неврологическая. А также физическая, психологическая, когнитивная, мышечно-скелетная, неврологическая, амбулаторная/дистанционная.

Общая. Важный аспект — соблюдение мер профилактики COVID-19. В первую очередь это касается прививок. Крайне важно проводить профилактическую работу и в коллективах, и среди пациентов, объясняя целесообразность вакцинации. Планы реабилитационного лечения должны быть индивидуальными в соответствии с потребностями пациента и с учетом сопутствующих заболеваний.

Реабилитацию необходимо направить на облегчение симптомов одышки, уменьшение психологического стресса и улучшение качества жизни.

Пациентам важно регулярно получать информацию о состоянии своего здоровья, чтобы у них были сформированы позитивные копинг-стратегии по управлению восстановлением.

Основная стратегия при общей реабилитации включает важный принцип: чем раньше, тем лучше. Первый шаг — повышение мотивации пациента.

Пациенты после кислородной терапии или выраженной острой лимфопении должны быть проверены на наличие изменений в легких и нарушений легочной функции.

Пациенты, которых беспокоили сильная боль в горле, боли в теле, одышка, общая усталость, боль в груди, кашель или лихорадка, должны избегать интенсивных физических упражнений (> 3 МЕТ) в течение 2–3 недель после прекращения этих симптомов.

При легких симптомах сразу назначается легкая физическая активность (≤ 3 МЕТ) с ограничением малоподвижного образа жизни. Если симптомы нарастают, нужно увеличить периоды отдыха. Следует избегать длительных или высокоинтенсивных тренировок.

При легких/умеренных симптомах рекомендуется с первой недели начинать низкоинтенсивную растяжку и легкую мышечную укрепляющую активность, затем кардиальные тренировки. При тяжелых симптомах начинают с легочной реабилитации.

В острой фазе — эффективная коммуникация, социальные контакты (дистанционно) и психологическое анкетирование.

Осмотр на этапе восстановления для выявления тех, кто может иметь неблагоприятные психологические последствия. Медицинские работники — группа высокого риска. Если некоторое время назад психологическую реабилитацию направляли на борьбу с тревожными расстройствами, в первую очередь с паническими, то сейчас актуальны проблемы депрессии, катастрофизации своего состояния, синдрома эмоционального выгорания.

У лиц с подпороговыми психологическими симптомами следует проводить активный мониторинг.

Люди с умеренными или тяжелыми симптомами острого стрессового расстройства направляются к психологу для проведения когнитивно-поведенческой терапии или десенсибилизации.

Читайте также:
Синонимы, их использование в речи - конспект логопедического занятия

Когнитивная. Бывает двух видов — восстановительная и компенсаторная.

Восстановительная (цель — приближение когнитивных функций максимально близко к предшествующему уровню) предполагает следующие методы: тренировка с улучшением воспроизведения информации и удлинением времени; компьютеризированные тренировки с повторяющимися подсказками для улучшения памяти и внимания; реминисцентная терапия (опосредованное воспроизведение).

Компенсаторная (цель — улучшение воспроизведения и обучения с составлением программы для самостоятельной работы) включает методы: мультисенсорные (на нескольких уровнях одновременно); процедурное обучение с использованием усложненных внешних стимулов (тетрадей, календарей и др.).

В группе пациентов с затяжным течением COVID (до 12 недель) реабилитация должна быть направлена на улучшение внимания и стимулирование сетей, ответственных за сознательное восприятие и взаимодействие с окружающей средой. Когнитивная реабилитация после 12 недель должна быть сосредоточена на вмешательствах, направленных на восстановление повседневной активности человека.

К пациентам следует напрямую применять компенсаторные виды когнитивной реабилитации к функциональным контекстам при одновременном рассмотрении соответствующих мер инфекционного контроля. Может потребоваться использование удаленных служб поддержки, таких как телереабилитация, платформы виртуального ухода и устройства мобильной связи.

Когнитивная реабилитация включает в себя такие важные аспекты, как тренировка внимания и восстановление кратковременной памяти, восстановление целеполагания (игнорирование или неспособность придерживаться цели), тренинг в условиях повседневной активности, эмоциональная и внешняя поддержка. Стоит отметить: нарушение памяти и внимания, а также депрессия, катастрофизация своего состояния свойственны в первую очередь одиноким пациентам, поэтому эмоциональная поддержка играет важную роль.

Мышечно-скелетная. Следует обратить внимание на то, что и коронавирусная инфекция с цитокиновым штормом, и боли в суставах протекают по общим патофизиологическим механизмам. В основе лежит системная воспалительная реакция, и те методы, которые используются в терапии остеоартрита, болей в области спины, в том числе специфических, оправданы для применения у этой категории пациентов.

У всех пациентов, нуждающихся в реабилитации после COVID-19, необходимо провести оценку остаточных нарушений опорно-двигательного аппарата с целью определения соответствующей стратегии восстановления.

У поступивших в отделение интенсивной терапии необходимо применять мультидисциплинарный реабилитационный подход. Пациенты с синдромом последствий интенсивной терапии (ПИТ-синдромом) нуждаются в реабилитационных мероприятиях, ориентированных на психологические, физические и когнитивные нарушения.

Мышечно-скелетная реабилитация после перенесенной коронавирусной инфекции может проводиться в любых условиях: стационарно, амбулаторно, с использованием домашней телемедицины или это могут быть занятия под руководством врача в соответствии с потребностями пациента.

Решая вопрос фармакологической коррекции , нужно понимать степень когнитивных нарушений.

Селективные ингибиторы ацетилхолинэстеразы головного мозга будут препаратами выбора при тяжелых последствиях, возникших в рамках перенесенного коронавирусного менингита, менингоэнцефалита, энцефалита.

Модуляторы нейромедиаторов применяются при синдроме умеренных когнитивных нарушений.

Митохондриальные нейроцитопротекторы — большое количество исследований показывает целесообразность применения препаратов с содержанием никотинамида.

Блокаторы рецепторов серотонина (типа 5НТ2-рецепторов).

Модуляторы белка S100 и нейроваскулярной единицы.

Активаторы фактора, индуцируемого гипоксией (HIF-1а). Последние исследования показали, что у пациентов старше 50 лет именно фактор, индуцируемый гипоксией, снижает функцию концентрации внимания, поэтому нужно использовать препараты, которые будут ее восстанавливать.

Неврологическая. Все пациенты должны быть обследованы на наличие неврологических симптомов, которые могут быть острыми (во время активной фазы) или отсроченными (в течение нескольких недель после COVID-19). Это касается и когнитивных расстройств, и поражения периферических нервов, особенно у тех, кто находится в группе риска.

Необходимо просвещать пациентов в отношении того, что неврологические симптомы легкой и умеренной степени тяжести (головная боль, головокружение, потеря обоняния или вкуса, сенсорные нарушения) купируются при минимальном вмешательстве.

Тяжелые симптомы потенциально могут привести к значительным последствиям, поэтому для максимального выздоровления этой категории рекомендуется стационарная мультидисциплинарная реабилитация.

Динамика физических, когнитивных и функциональных показателей — стимул возвращения к профессиональной деятельности.

Амбулаторная/дистанционная. Медицинские последствия после COVID-19 нужно учитывать у всех пациентов. Осмотр в подострой фазе должен включать сбор полного анамнеза заболевания. При наличии патологии нескольких систем рекомендуются консультации разных специалистов, включая диетолога (возможно, необходимы добавки и микронутриенты).

При выявлении ведущей медицинской проблемы пациент направляется к соответствующему специалисту для дальнейшей курации.

Одышка или боль в груди, впервые возникшие после перенесенного COVID-19, могут свидетельствовать об опасных для жизни осложнениях.

Задача медработников стационара — постараться вернуть пациенту те функции, которые у него были до заболевания, и дать ему самостоятельную программу действий (под медицинским контролем), создать все условия для поддержания мотивации.

Детям

Навигация

  • Главная
  • О нас
    • Администрация
    • История Центра
    • Наша команда
    • Новости
    • Вопрос — ответ
    • Вакансии
    • Отзывы
  • Взрослым
  • Детям
    • Заявка на консультацию в детское КДО
  • Специалистам
    • Вебинары
    • Глоссарий
    • Образовательный центр
  • Платные услуги
    • Восстановление после инсульта и ЧМТ
    • Сомнологическая лаборатория
    • Ботулинотерапия
    • Консультации ведущих специалистов
    • Лечение заикания у взрослых
    • Лечение нарушений голоса
    • Check-Up здоровья
    • Прейскурант
    • Запись на платные услуги
  • Контакты
    • Форма обращения
    • Заявка на пропуск для автотранспорта
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • Общественный совет
  • Вышестоящие организации
  • Виды медицинской помощи
  • Нормативно-правовые документы
  • Коронавирус COVID-19
  • ПОДВИГ МЕДИКОВ
  • Правила нахождения на территории и правила парковки
  • Траурная церемония прощания с В. М. Шкловским
  • Волонтерам
  • Памятки МЧС России
  • Отечественная нейрореабилитация: вызовы и тренды
Читайте также:
План работы с молодым специалистом

В нашем Центре оказывается комплексная специализированная помощь детям и подросткам с различными видами речевой патологии.

doneНаши преимущества:

  • уникальные авторские методики реабилитации детей с речевой патологией
  • оказание помощи мультидисциплинарной бригадой: логопед, психиатр, невролог, психотерапевт, нейропсихолог, врач лечебной физкультуры, физиотерапевт, педиатр
  • современные методы лечебной, восстановительной и коррекционно-развивающей работы
  • персонифицированный подход к каждому пациенту
  • вариативность форм оказания помощи: амбулаторный режим, дневной стационар, круглосуточное пребывание

Стандартный маршрут пациента от обращения в Центр
до направления на лечение

Подать заявку на консультацию специалистов детского консультативно-диагностического отделения

Пройти консультации всех специалистов (логопед, психиатр, невролог) детского консультативно-диагностическогоотделения

Дождаться решения Отборочной комиссии

Получить талон на госпитализацию

Подготовить необходимый перечень документов для госпитализации

Пройти необходимый курс лечения

У моего ребенка проблемы с речью

doneДети 2-18 лет, имеющие постоянную московскую регистрацию. Получают помощь в Центре бесплатно на основании Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

doneИногородние и иностранные граждане от 2 до 18 лет. Получают помощь в Центре платно на основании договора о предоставлении платных услуг согласно Постановлению Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006.

Как осуществляется приём на лечение

Для решения вопроса о возможности и целесообразности лечения ребенка в Центре необходимо пройти комплексное обследование специалистов (логопеда, психиатра, невролога,) в детском Консультативно-диагностическом отделении.

Куда направляют на лечение

После прохождения первичной консультации у специалистов Центра, на основании решения Отборочной комиссии дети направляются:

  • На лечение в Консультативно-диагностическое отделение Центра
  • На лечение в Дневной стационар Центра
  • На лечение в Стационарное отделение с круглосуточным пребыванием Центра
  • В иную медицинскую или медико-социальную организацию
  • Дети, имеющие постоянную или временную московскую регистрацию.
    Заявки принимаются через он-лайн сервис приёма заявок на консультацию в детское консультативно-диагностическое отделение.

Ребенок прошел консультации у специалистов Центра. Что дальше?

История болезни пациента направляется на Отборочную комиссию после прохождения консультации у всех специалистов консультативно-диагностического отделения (логопед, психиатр, невролог).
На основании комплексной оценки заключений всех специалистов – Отборочной комиссией может быть принято решение как с рекомендацией о лечении в нашем Центре, так и с рекомендацией обратиться в иную медицинскую или медико-социальную организацию.

Наиболее частой причиной направления в другую медицинскую организацию является необходимость проведения индивидуальных занятий с ребенком. Основной организационной формой логопедической помощи детям в Центре является групповая форма.

Узнать решение комиссии

На основании заключений специалистов Центра (логопеда, психиатра, невролога) Отборочная комиссия выносит решение о возможности и целесообразности лечения ребенка в Центре.

Порядок формирования Детских групп

Если решением Комиссии Вашему ребенку рекомендовано лечение в нашем Центре, просим принять во внимание, что сроки зачисления на курс занятий зависят не только от очерёдности обращения в Центр.

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП:

  • При первичном обращении однократным правом внеочередного получения помощи пользуются инвалиды детства, дети из многодетных семей.
  • Скорость набора в группы зависит от:
    • возраста ребенка
    • уровня его речевого развития
    • вида нарушения речи
    • степени тяжести расстройств и наличия сопутствующих факторов (особенностей внимания, работоспособности, поведения и эмоциональной сферы)
    • класса обучения и образовательного маршрута (для школьников).
  • Детям, которые поступают в 1 класс в текущем году, курс занятий не назначается в адаптационный период (1-3 четверти учебного года).

Когда
вызывают на лечение?

За месяц до планируемой даты госпитализации по указанному Вами телефону с Вами свяжется сотрудник Центра для выдачи направления (талона) на госпитализацию.

В случае отказа от госпитализации в предложенную дату или неявки на госпитализацию пациенты могут быть вновь зачислены только после повторного обследования у специалистов КДО и прохождения Отборочной комиссии.
— Заявление об отказе от госпитализации

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами и документами регламентирующими Ваше пребывание в Центре при прохождении лечения:

  • Дневной стационар для детей
    • Перечень документов, необходимых для госпитализации
    • Правила госпитализации
    • Правила для лиц, осуществляющих уход за пациентом
  • Стационарное отделение с круглосуточным пребыванием
    • Перечень документов, необходимых для госпитализации
    • Правила госпитализации
    • Правила для лиц, осуществляющих уход за пациентом
  • Консультативно-диагностическое отделение. Краткосрочный диагностическо-терапевтический курс.

Отделение нейрореабилитации и физиотерапии

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

В Центре реализована передовая система поэтапного лечения и реабилитации неврологических больных, основанная на успешном сочетании инноваций и классической школы восстановительной медицины. Сотрудниками отделения разработана методология оценки индивидуального реабилитационного потенциала путем анализа функциональной реорганизации коры больших полушарий (функциональная МРТ, ТМС-картирование и другие подходы), с последующим подбором адресного комплекса восстановительных процедур и мероприятий. Получен уникальный опыт разработки (совместно с Институтом медико-биологических проблем и другими партнерами)инновационных реабилитационных комплексов, основанных на использовании компьютерных и авиакосмических технологий. Предложены и апробированы оригинальные протоколы нейромодуляции, направленные на рекрутирование имеющихся резервных возможностей головного мозга. Разработан оригинальный комплекс реабилитационных мероприятий при нейрогенных расстройствах глотания.

Читайте также:
Экспертный лист по оценке профессиональной деятельности учителя-логопеда

НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • изучение фундаментальных основ нейропластичности, картирование функционально значимых зон головного мозга
  • разработка методов реабилитации при нарушениях сознания
  • исследование эффективности роботизированных систем, биологической обратной связи, функциональной электростимуляции и других специальных технологий в восстановлении нарушенных функций после инсульта и других заболеваний нервной системы
  • разработка и испытания интерфейсов мозг-компьютер и экзоскелетов, оценка их возможностей в реабилитационном процессе
  • исследование эффективности неинвазивной стимуляции мозга при двигательных нарушениях и спастичности, болевых синдромах, депрессии
  • анализ организации двигательной сферы в норме и при патологии
  • диагностика и реабилитация нейрогенной дисфагии

Основным направлением лечебной работы является реабилитация больных со следующими заболеваниями нервной системы:

  • острые и хронические сосудистые заболевания нервной системы (инсульт, инфаркт мозга, кровоизлияние в мозг, дисциркуляторная энцефалопатия, последствия перенесенного инсульта)
  • начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения
  • вегето-сосудистая дистония
  • дегенеративные и наследственные заболевания нервной системы (болезнь Паркинсона, торсионная дистония, болезнь Фридрейха, эссенциальный тремор и др.)
  • рассеянный склероз
  • заболевания периферической нервной системы (острые и хронические полиневропатии, невриты, невропатии, невралгии, туннельные синдромы, плексопатии, неврологические проявления остеохондроза)
  • восстановительное лечение после нейрохирургических операций​

На курс нейрореабилитации принимаются больные со следующими проявлениями заболеваний нервной системы:

  • слабость в конечностях: парез, монопарез, гемипарез, парапарез
  • нарушение мышечного тонуса: повышение тонуса (спастика, гипертонус, спастический парез), снижение тонуса (гипотония, вялый или периферический парез), пластический (экстрапирамидный) тонус
  • вестибулярный и вестибулоатактический синдром: нарушение координации (статическое и динамическое), нарушение устойчивости при ходьбе, головокружение
  • болевые синдромы: нейропатическая боль (боль при невропатиях), боль в области позвоночника, поясницы, головная боль, центральная постинсультная боль
  • ​нарушение походки вследствие неврологического заболевания

Для реабилитации и лечения используются:

  • роботизированные системы механотерапии – Lokomat, Amadeo, RT 300 Arm & Leg, Armeo Spring, Erigo.
  • лечебная физкультура (индивидуальные и групповые занятия с опытными инструкторами-методистами)
  • метод функционального биоуправления с обратной связью по статокинезиграмме (для повышения устойчивости вертикальной позы, улучшения функции равновесия)
  • постизометрическая релаксация при болевых синдромах различной локализации (ПИР-кушетка)
  • нервно-мышечная электростимуляция при центральных и периферических парезах
  • внутриглоточная электростимуляция при дисфагиях (нарушении глотания) различной этиологии
  • электрофорез различных лекарственных веществ
  • низкочастотная обезболивающая электротерапия (СМТ, ДДТ, интерференционные токи, СКЭНАР-терапия)
  • транскраниальная магнитная стимуляция
  • “ИНФИТА”-терапия
  • бегущее магнитное поле
  • теплолечение (парафиновые и озокеритовые аппликации)
  • ручной массаж (классический, сегментарный, точечный)
  • виртуальная реальность (VR-терапия)

Основные направления научных исследований:

  • разработка и внедрение новых реабилитационных технологий (методов биоуправления с обратной связью по различным физиологическим параметрам; методов нервно-мышечной электростимуляции, в том числе внутриглоточной)
  • изучение центральной организации позы и движения и их нарушений при заболеваниях центральной нервной системы
  • изучение механизмов двигательного обучения
  • механизмы нейропластичности при заболеваниях центральной и периферической нервной системы
  • валидация международных неврологических шкал и опросников

На базе отделения функционирует группа специалистов по системе навигационной транскраниальной магнитной стимуляции мозга.

Научные исследования проводятся совместно с:

  • Институтом высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, г. Москва
  • Институтом медико-биологических проблем РАН, г. Москва
  • Институтом проблем передачи информации РАН, г. Москва
  • ЗАО ОКБ “РИТМ”, отдел “Компьютерная стабилография”, г. Таганрог
  • НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН, г. Новосибирск

ВНИМАНИЕ!

Проводится набор пациентов с умеренными и выраженными гемипарезами после инсульта (ОНМК) разной давности (с сохранением функции самостоятельной ходьбы – с или без опоры)!
Нейрореабилитация проводится в амбулаторных и стационарных условиях пациентам, находящимся на обследовании и лечении в ФГБНУ НЦН. Рассматриваются пациенты с любыми заболевания центральной и периферической нервной системы (см.перечень выше).

В настоящее время идет набор на следующие исследования:

  • Ишемический или геморрагический инсульт (срок – более 3 месяцев)
  • Хроническая воспалительная демиелинизирующая поли(радикуло)невропатия (ХВДП) в активной фазе
  • Карпальный туннельный синдром
  • Хронические нарушения сознания (вегетативное состояние, состояние минимального сознания) без металлических пластин, кардиостимулятора, вентрикуло-перитонеальныхого шунта, эпилептиформной активности, в стабильном соматическом состоянии

Порядок направления больных на реабилитацию:

  1. Осмотр пациента в поликлинике Центра – предпочтительнее.
    1.1. Для записи через регистратуру на первичную консультацию невролога необходимо при себе иметь: паспорт, копию страхового медицинского полиса, всю медицинскую документацию, касающуюся здоровья пациента (выписки, консультации, результаты обследования, амбулаторные карты).
    1.2. Возможна первичная консультация врача невролога и/или физиотерапевта (реабилитолога) в день обращения, в том числе на платной основе.
    При себе иметь: паспорт, всю медицинскую документацию касающуюся здоровья пациента (выписки, консультации, результаты обследования, амбулаторные карты).
  2. Объём проводимых нейрореабилитационных мероприятий определяется врачом-физиотерапевтом (реабилитологом) на основании:
    1. показаний и противопоказаний
    2. возможностей отделения по предоставлению тех или иных услуг на момент осмотра (загруженность сотрудников и аппаратуры)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: