Родственные слова – конспект

Конспект урока русского языка во 2 классе “Родственные слова”
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока русского языка во 2 классе “Родственные слова” УМК “Школа России”

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka_2klass_umk_shkola_rossii_rodstvennye_slova.docx 22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 2 класс. УМК «Школа России»

Тема: Что такое родственные слова?

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

I. Организационный момент

С улыбкой встретим мы гостей

И скажем хором: «Добрый день!»

Друг другу улыбнемся

И делом мы займемся.
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи урока.

1.-Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

-К нам пришел Лесовичок и загадывает загадку:

-«Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший друг.

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек» (Лес.)

-Сегодня мы совершим прогулку в лес.

По дорожке мы пойдем

В лес зеленый мы придем.

2. Беседа о правилах поведения в лесу.

ЛлЛлЛлЛллели ло ля ел ил ол ял

Лиса, лисица, лисонька, лисий, лист

4. Орфографическая минутка (Учитель дает детям карточки с текстом.)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто Яблоко Висело.

Только Конь сказал,

А Мышонок — Высоко.

Воробей сказал, Что близко,

А Улитка — далеко.

А Теленок озабочен

Тем, что яблоко Мало.

А Цыпленок — тем,

Что очень Велико и тяжело.

А Котенку все равно: — Кислое — зачем оно?

– Что вы? -Шепчет Червячок,

— Сладкий у него бочок.

— Выпишите из стихотворения слова-антонимы

. (Низко — высоко, близко — далеко, мало — велико, кислое — сладкое.)

(Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью смайлика)

III. Самоопределение к деятельности (Учитель читает текст.)

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница-

– О! Здравствуйте! Вы кто?

— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

— А я ваша родственница — гусеница.

— Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто вместе, одна семья, имеет одну фамилию.) Родственники — это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи

— Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считаюшая себя родственницей гусей? Почему? Кого можно здесь назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят.) Среди слов тоже есть «родственники».

VI. Работа по теме урока

__ Откройте учебники на с. 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? ( Что такое родственные слова?)

-Какая тема нашего урока?

-Назовите родственные слова в минутке чистописания.

Мы колени поднимаем

— Шаг на месте выполняем.

Выше ноги! Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

Упр. 77 (с. 58). – Прочитайте текст.

(Читает ученик с хорошим навыком чтения.)

_ Чем похожи выделенные слова? (Предположения детей.)

– Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

– Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение.)

Значение слова «корень»:

– подземная часть растения,

– часть волоса, зуба, ногтя,

-начало, источник чего-либо.

« Так же как и у кустов, корень слова есть у слов».

  • Что же такое корень? Послушайте сказку:

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютныйи округлый.

Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть ( корень ) и общее значение, называются родственными ( однокоренными )»

  • Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.

Закрепление изученного материала

-А сейчас мы подошли к лесной речке.

-Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: « Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить».

-Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

-Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

-Почему гости не сразу приметили чужака?

-Не поможете ли вы ему найти родственников?

(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

-Запишите список родственников Воды: « Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».

– Беседа о поведении на речке.

– Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.)

(Аналогично разбирают остальные слова.)

– Выполните письменное задание.

Найти семью родственных слов.

Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо.
Жили-были серый еж
И его ежиха.

Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них –
Очень тихий ежик.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

  • «Какое слово лишнее?»

Списать однокоренные слова, выделить корень. (Задание по группам)

Лес, лесной, лестница, лесник.

Гора, гореть, горный, пригорок.

Тепло, теплица, тёплый, жаркий.

(Учащиеся зачеркивают слова . (Самопроверка.

Понравился ли вам урок?

Что нового узнали на уроке?

Были ли трудности?

VIII. Подведение итогов урока

— Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными? Что общее у синонимов и родственных слов? (Общее значение.)

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 28. Что такое родственные слова?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Что такое родственные слова.
  2. Как отличить родственные слова от других слов.

Глоссарий по теме:

Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 58–60.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С57.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

  1. Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

У каждого на этой планете есть своя семья, родные и близкие люди- родственники! У родственников обязательно есть что-то общее. Общие родители, бабушки, дедушки или сёстры и братья. Часто родственники друг на друга похожи внешне или по характеру. У слов тоже есть родственники. Они так и называются: родственные слова!

Однажды в землю посадили корешок. И этим корешком было слово «ДОМ».

Корешок рос, набирался сил, пока не превратился в огромное дерево.

И вместо листочков на нем стали появляться новые слова.

Все эти слова являются родственниками. Все из одной семьи. Выросли из одного корешка, из одного слова ДОМ.

Благодарные родственники придумали для своего корешка уютный домик.

Значит и во всех родственных словах домик будет одинаковый. Корень –ДОМ.

А на соседнем дереве выросли родственники слова «ВОДА»

А слово «водитель» сможет вырасти на этом дереве?

Слова ВОДА и ВОДИТЕЛЬ имеют совершенно разное значение. Вода – это жидкость, а водитель – это человек, который ВОДИТ автомобиль.. Корни у них одинаково звучат и пишутся, но значение у них разное. Значит эти слова НЕ РОДСТВЕННЫЕ.

А слово ЖИДКОСТЬ будет ли родственным к слову ВОДА?

С одной стороны, у них есть общее значение. Но мы знаем, что этого мало. Нужна еще общая часть.

Родственные слова имеют похожее значение и общую часть.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Лес.

Отметьте слова, которые являются родственными слову ЛЕС.

Подсказка: обратите внимание на обще значение.

Задание. Родственные слова.

Соедините родственные слова.

Подсказка: обратите внимание на общую часть слов.

вода

домик

цвет

зимушка

Урок русского языка по теме “Родственные слова”. 2-й класс

Класс: 2

Цель урока: целенаправленное формирование умения по отбору информации для формирования корректных выводов на примере изучения темы “родственные слова”

Обучающая задача:
познакомить с терминологией – “родственные слова”, знать признаки родственных слов;

Развивающая задача:
обогатить словарный запас учащихся и состав их речевой деятельности;
учиться делать выводы из наблюдений;

Воспитательная задача: воспитывать любовь к родному языку, строить собственные высказывания; воспитывать самостоятельность, организованность.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы организации работы учащихся:

  • индивидуальная работа,
  • работа в парах,
  • фронтальная.

Ход урока

Начинается урок
Он пойдет, ребятам, впрок.
Постарайтесь всё понять,
И про слова что-то новое узнать.

Пропишите узор

– Какая буква составляет узор? Что вы о ней знаете?

Л_сной л_сник л_с л_сок

Какая буква пропущена? Какое слово будет проверочным? Докажите.

– Пропишите слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите общую часть в каждом слове.

– Придумайте еще одно слово, для которого слово “лес” будет проверочным.

(лесоруб, лесовик, лесоповал)

3. Работа по теме урока

– Давайте сегодня опять заглянем в лесную школу. А там шум, гам. Что же случилось?

На лесной полянке
Летом
Собрался лесной народ
Все водили хоровод.
Перепуталась родня,
Не поймут, где, чья семья.
Долго велся разговор,
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: “Я, друзья,
Расскажу, где, чья семья.
Ёж, ежонок и ежиха.
Слон, слонёнок и слониха.
Тигр, тигрята и тигрица.
Вот так умница сова
Не ошиблась голова.

– Кто внимательно слушал? Какие семьи собрались на лесной полянке?

– Перечислите членов каждой семьи

– Давайте запишем членов семьи в тетрадь

Еж, ежонок, ежиха

Слон, слоненок, слониха

Тигр, тигрята, тигрица

– Назовите одним словом, кто они между собой? (родственники)

– Ребята, а у кого из вас есть родственники, поднимите руку.

– А кто счастливый, у кого много родственников?

– Ребята, в русском языке тоже есть слова – “родственники”

– Прочитаем об этом правило в учебнике на стр. 58

– Итак, что же мы узнали из правила?

– Какие слова в русском языке будут являться родственными?

– Вернемся к нашим героям. Можем ли мы их назвать родственниками?

– Слова каждой группы, близки по смыслу? (Да)

– Есть ли у них общая часть? (Да)

– Давайте выделим общую часть слов каждой группы.

Слон, слоненок, слониха

Тигр, тигрята, тигрица

– Как будут называться слова каждой группы? (родственные)

– Ребята, пока мы выполняли это задание, на лесной полянке произошла такая встреча.

– Давайте внимательно послушаем

– Гусеница: Здравствуйте! Вы кто?
– Гусь: Я – Гусь, это – Гусыня, а это наш сынок Гусёнок. А вы кто?
– Гусеница: А я ваша родственница – тётка-гусеница.

– Ребята, как вы думаете, выскажите своё мнение, действительно ли гусеница

является родственницей гусям?

(Нет, гусеница не является родственницей гусям.)

– Ребята, мы сейчас с вами выдвинули предположение. В науке это называется – гипотеза.

– Слово “гипотеза” пришло к нам с греческого языка (от др.-греч. — “основание”, “предположение”) — недоказанное утверждение, предположение или догадка.

– Сегодня на уроке мы попробуем доказать, верно или нет наше предположение, или, по-научному, верна ли наша “гипотеза”

– Давайте подумаем, какие полученные сегодня знания могут помочь доказать верность нашей гипотезы? Нашего предположения? (Знания о родственных словах)

– Что самое главное мы узнали о родственных словах?

– Рассмотрим наших героев с точки зрения полученных знаний.

– Выпишем героев в два столбика (как они встретились)

– Прочитайте еще раз определение родственных слов.

Какое главное условие вы нашли?

– Есть ли в этих словах общая часть? Выделим ее.

– Что же у нас получилось? В этих словах есть общая часть, значит эти слова родственные.

Все согласны с этим?

– Давайте прочитаем еще раз правило. Может в нем есть еще одно условие, по которому определяются родственные слова?

– Близки ли эти слова по смыслу, одно ли лексическое значение у этих слов?

(Нет, эти слова не близки по смыслу)

– Ребята, доказали ли мы верность нашей гипотезы, что гусь, гусыня, гусёнок и гусеница не родственники? (да)

– Кто еще раз может всем нам объяснить почему? (Гусь, гусыня и гусёнок не родственники гусенице, потому что они не близки по смыслу, а в общей части не заключено общее лексическое значение)

4. Продолжение работы по теме урока

– Итак, какие условия должны выполняться для родственных слов?

  • Работа в парах

Найдите на карточках родственные слова и соедините их.

Докажите своё мнение.

– Докажите, что слова “вода” и “жидкость” не родственные.

– Докажите, что “вода” и “водитель” не родственные.

  • Самостоятельная работа – упражнение 82.

– Выберите ту строчку, которая вам больше нравится.

Выпишите только родственные слова. Обозначьте общую часть.

Проверка: Поднимите руку, кому понравились слова 1 строчки?

Какие слова выписали? Почему вы считаете, что они родственные?

Какое слово оказалось лишнее? Почему?

Итог урока: Какие новые знания помогли нам доказать верность нашей гипотезы?

Какие слова являются родственными?

Дом/задание: с. 60, упр. 83.

Сегодня на уроке мы говорили с вами о родственных словах русского языка.

А как вы думаете, во франц. языке есть родственные слова?

А родственные слова франц. языка тоже должны иметь общую часть и быть близки по смыслу?

Поднимите руку, кому интересно, кто хочет узнать об этом?

Для вас будет особое задание: попробуйте узнать, есть родственные слова во французском языке и если да, то по каким законам они ими являются, совпадают ли они с нашими законами? На следующем уроке вы нам расскажите о результатах своего исследования.

Оценка деятельности на уроке

– Вспомним весь наш урок. На полях оцените свою работу на уроке.

Конспект урока по русскому языку ” Родственные слова. Общая часть родственных слов”

Урок русского языка во 2 А классе . Тема урока ” Родственные слова. Общая часть родственных слов” Программа ” Перспективная начальная школа” На уроке обучающиеся продолжают знакомиться с составом слова, подбирают родственные слова, повторяют их признаки и выделяют корень.Урок состоит из 2 этапов: открытие нового знания и отработка изученного материала. На первом этапе работа идет в виде эвристической беседы. На втором этапе показана парная, групповая, самостоятельная работа.Запланирована дискуссия в ходе урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку ” Родственные слова. Общая часть родственных слов” »

Тема: Родственные слова. Общая часть родственных слов.

Цель: изучение состава родственных слов, формирование умения подбирать родственные слова и выделять корень слова

• Совершенствовать умение подбирать родственные слова, выделять корень в слове;
• Практически знакомить с механизмом образования слов;
• Развивать умение находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
• Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
• Воспитывать умение общаться и работать в группах.

Межпредметные связи: русский язык, литература

Оборудование: опорные слова, карточки для парной и групповой работы, куклы Миша и Маша, ИКТоборудование

Деятельность учеников:

– Наблюдать над однокоренными словами.

– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

– Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

К нам пришли сегодня гости. Мы им очень рады. Повернитесь к ним и улыбнитесь-поделитесь своей радостью. Гости нам тоже улыбнутся. Мне очень приятно видеть улыбки на ваших лицах и думаю, что сегодняшний урок нам принесет только положительные эмоции.

– Откройте тетрадь. Запишите число. Классная работа. (запишем заранее)

Прочитайте пословицу « Ум да разум надоумят сразу»

– Как вы понимаете смысл этой пословицы

-Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.

Назовите родственные слова из пословицы.

Докажите, что это родственные слова

(Называют признак родственных слов): общее значение, разная основа, общая часть. Запишите пословицу. Выделите общую часть слова.

– А как называется общая часть слова ( молчок, или какие то комментарии)

Вывод : не знаем

-А хотите узнать как она называется?

О чем мы будем говорить на уроке?

Тема урока: Родственные слова. Общая часть родственных слов

Цель урока: изучение состава родственных слов, формирование умения подбирать родственные слова и выделять корень слова

Строим план урока:

Закрепление пройденного (работа в парах, группах, индивидуально)

А какие умения будем оценивать? Обсуждение (на доске появляются критерии)

Умение подбирать родственные слова

Умение выделять общую часть слова

Что мы сейчас делали?

-Планировали свою деятельность

А для чего мы изучаем родственные слова?

А что вам хотелось бы узнать сегодня на уроке?

III.Открытие новых знаний:

На слайде Маша и Миша и корень растения

– Чему удивились Маша и Миша?

– огромному корню дерева

Что такое корень?

-подземная часть растения

А ещё знаете значение корня?

-корень зуба, ногтя и т. д.

А кто знает, как называются такие слова, которые имеют много значений

Ребята, а растение может жить без корня? А как вы думаете, может ли жить слово без общей части?

Давайте вернемся к нашим словам, проведем эксперимент. Закройте общую часть слова и попытайтесь прочитать. Что- то понятно?

Может жить слово без общей части. А кто догадался, как называется общая часть слова?Как растение не может жить без корня, так и слово не может жить без…..

Сделаем вывод: Общая часть родственных слов называется корнем.

Сравним свой вывод с выводом учебника. стр 96

Скажите, как вы поняли, что такое корень?

IV. Работа в парах

-Давайте вспомним строчки из стихотворения В. Берестова, которые вы недавно учили. (читает наизусть один человек)

Валентин Берестов

День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли. Глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.
Отчего же так темно?

– Посмотрите, ребята, что натворила зима. Снегом запорошила части слов, а оставила один корень. (зим)
– Давайте поможем одолеть зиму, улыбнёмся и растопим снега. Подберём родственные слова к корню зим. Какой вид работы выберем (Работа в парах)

Физминутка (музыкальная )

Продолжаем работать. (вспомнить тему урока)

Помогите Мише и Маше справиться с заданием учебника упр 68 (самостоятельно) Один работает у доски

Выписать род. слова, выделить корень. Какие слова лишние.

Работа в группе:? (Разноуровневая)

Вспоминаем правила работы в группе

Для этого организуем работу в группах.

Взять пакет с заданием.

Прочитать задание.

Выполнить задание.

Подготовить отчёт по плану.

Представить отчёт группы.

Прочитайте текст.

Найдите родственные слова.

Докажите правильность своего ответа

Подготовьте отчёт о работе по плану.

Осенью ребята часто ходят в лес за грибами. Иногда они соревнуются, кто больше найдёт грибочков. В наших лесах много опят, лисичек, подосиновиков. С полными корзинами грибники возвращаются домой. Ох, и вкусный будет грибной суп!

План отчёта группы

Мы работали с текстом и нашли слова, имеющие схожее значение и общую часть (назвать слова).

У этих слов схожее _____________________.

Во всех словах есть общая часть ____________.

Эта общая часть называется – ____________. Мы выделили её- ______.

_ Вывод: общая часть родственных слов слова называется__________

В группе мы работали_________________ уровне, так как

2. Отгадай загадку, к отгадке подбери родственные слова, выдели корень

Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут её.

План отчёта группы № 2.

Мы работали с загадкой , отгадка_________________

Подобрали ещё родственные слова_________________

У этих слов схожее _____________________.

В словах есть общая часть ____________.

Эта общая часть называется – ____________. Мы выделили её- ______.

Вывод: общая часть родственных слов слова называется______________

В группе мы работали_________________ уровне, так как

Проверка, оценивание работы в группе.

V. Итог урока: Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?

Что такое корень слова.

– Найдите правильное определение корня.

Миша: «Корень – это общая часть всех слов».

Маша: «Корень – это общая часть родственных слов».

– Как вы думаете, почему общую часть родственных слов назвали корнем?

Д.– Корень – это главная часть слова. В нём заключено значение слова. Чем больше мы будем знать таких родственных слов, тем ярче будет наша речь.

Оценивание по критериям

V. Домашнее задание.

Придумать сказку про корень

Резерв.
1. Игра «Верно ли что…?»
Верно ли что…
1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными, т.к. имеют общую часть?
2. Корень – общая часть родственных слов?
3. Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?
– Если верно – хлопните в ладоши, а если нет – помашите головой. Выбери ту карточку, которую сможешь выполнить.

Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас – это родственные слова) Проверьте, правильно ли они заселились .

Лиса, лист, лисонька, лисий.

Морской, моряк, море, мороз.

Вода, водичка, водный, водитель.

План отчёта группы № 1.

Мы работали с группой слов________________

Лишнее слово ____________________________

У этих слов схожее _____________________.

Во всех словах есть общая часть ____________.

Эта общая часть называется – ____________. Мы выделили её- ______.

Вывод: общая часть родственных слов называется

_________________________________.

В группе мы работали_________________ уровне, так как

Слово педагога

Автор: Ильющенкова Светлана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Развилковская СОШ
Населённый пункт: Ленинский район Московской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект урока по теме:Что такое родственные слова?
Раздел: начальное образование

Конспект урока

Ильющенковой Светланы Алексеевны

Учебный предмет Русский язык

Тема. Что такое родственные слова?

: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов;

развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Задачи:1) образовательная: научить определять родственные слова, выделять общую

2) Развивающая: развивать умение находить и выделять общую часть в словах,

развивать мышление, речь;

3) воспитательная: воспитывать культуру общения, аккуратность .

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать

родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое

мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Формирование УУД:

– Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

Регулятивные: Организовать своё рабочее место, оценивать правильность выполнения

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, выслушивать друг друга,

договариваться , работая в паре, в группе

Познавательные: Формирование логических умений: анализа и синтеза,

доказательства, сравнение с образцом, понимать информацию, представленную в виде

I Организационный момент

С улыбкой встретим мы гостей

И скажем хором: «Добрый день!»

Друг другу улыбнемся

И делом мы займемся.

II. Актуализация знаний

1. Чистописание.

ЛлЛлЛлЛллели ло ля ел ил ол ял

Лиса, лисица, лисонька, лисий, лист

2. Орфографическая минутка

– Написание какого словарного слова из стихотворения вы знаете? <Яблоко.)

– Составьте предложение со словом яблоко. Подчеркни в нем основу.

– Какие еще словарные слова вам встретились в этом тексте (Воробей,

Самоопределение к деятельности

(Учитель читает текст.)

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

О! Здравствуйте! Вы кто?

Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

А я ваша родственница — гусеница.

-Ребята, кого называют родственниками?

(Тех, кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию.)

Родственники — это родные люди, у них есть много общего: общие родители,

бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

-Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей

-Почему? Кого можно здесь назвать родственниками?

(Гуся, гусыню, гусят.)

Среди слов тоже есть «родственники».

Работа по теме урока

-Откройте учебники на с. 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое

– Прочитайте текст. (Читает ученик с хорошим навыком чтения.)

– Чем похожи выделенные слова? (Предположения детей.)

– Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы

высказали предположения? Назовите два признака родственных слов. (Общая

часть и близкое значение.)

– Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными?

(Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.)

(Аналогично разбирают остальные слова.)

– Выполните письменное задание.

Физкультминутка

Мы колени поднимаем

— Шаг на месте выполняем.

Выше ноги! Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно,

выше, скачем дружно!

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

Закрепление изученного материала

– Послушайте текст и запомните однокоренные слова.

Лошадь — это обычное название хорошо знакомого всем домашнего

животного. Если же хотят сказать о лошади ласково, с любовью говорят:

лошадушка. Невзрачная, низкорослая, слабая — это всего-навсего

лошадёнка. А игрушка у маленького мальчика — лошадка.

– Какие однокоренные слова вы услышали в тексте? (Лошадь, лошадушка,

– Какие еще однокоренные слова вы можете назвать? (Лошадиные.)

Выделите корень в словах.

Работа в парах. Взаимопроверка

(На доске записаны слова.)

Жарко, жарится, печется.

Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

Чайка, чайник, чайный.

Лес, лестница, лесничий.

– В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные

слова. (Учащиеся зачеркивают слова печется, сосна, чайка, лестны.

– (Самопроверка. Самооценка с помощью «светофора».)

Подведение итогов урока

– Что нового узнали на уроке?

-Какие два условия должны выполняться, чтобы слова mожно было назвать

родственными? Что общее у синонимов и родственных слов? (Общее значение.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 79 (с. 59).

Записать еще 2 группы родственных cлов.

Анализ приведенного урока

Урок усвоения новых знаний.

Конспект урока составлен грамотно с учетом

полностью соответствует теме и целям урока. Все задания направлены на отработку

постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает

задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.

задания на повторение и закрепление знаний. Все этапы урока логически выстроены и

взаимосвязаны друг с другом. Учитель организует работу индивидуальную, в парах,

консультирует учеников. Ученики сами оценивают результаты своей деятельности и

Конспект подгруппового занятия «Предлоги»

Конспект подгруппового занятия «Предлоги»

Цель: Систематизировать знания у детей о предлогах, их значении

1. Активизировать и расширять знания у детей о предлогах, их значении, схеме.
2. Учить детей правильно употреблять предлоги в, на, под, у, над и др., с существительными.
3. Упражнять детей в составлении предложений, используя предложно-падежные конструкции, по картинке.
4. Упражнять детей в составлении схемы предложений.
5. Развивать фонематический слух.
6. Развивать словесно-логическое мышление, произвольную память.
7. Воспитывать у детей самостоятельность, творческие способности.

Оборудование: набор картинок, лесной почтальон, письмо, набор схем для составления предложений, схемы предлогов, изображение куста, ромашки, букашки, пташки, рубашки, шифровки, загадки, изображение леса.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята, сегодня к нам в гости прилетел лесной почтальон с письмом. А письмо не простое, в нем задания от лесных жителей.

– Вот задание от лесного почтальона: «Это правда или нет?»

Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепешки.
Овечки в речки, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет

Дети произносят предложения правильно.

– Какие слова перепутались? Какие маленькие слова вы знаете? Какое значение имеют маленькие слова? Дети отвечают на вопросы

– Отгадайте от кого следующее задание:

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? … (Зайка)

2. Вот задание от зайки:

– Я прочитаю Вам стихотворение от зайки, а Вы разложите картинки, так как говориться в тексте.

У куста растет ромашка.
Под кустом сидит букашка.
Над кустом летает пташка.
На кусте висит рубашка.
Потому что за кустом
(Возле речки за мостом)
Сохнет мокрый рыболов

Дети расставляют предметы возле куста.

– Чье следующее задание:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это?…(Лиса)

3. Задание от лисы:

– Лиса прислала нам очень хитрое задание, зашифрованное (схемы предлогов и картинки наклеены на полотно). Давайте расшифруем, что же написано, превратим схемы и картинки в слова и узнаем кто, где находится.

Медведь спит в берлоге. Белка прыгает с ветки.
Заяц убегает от волка. Птицы летают над лесом.

– От кого следующее задание:

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной …(медведь)

4. Задание от медведя (физминутка):

Движения выполняются по тексту:

Эй, ребята, что вы спите!?
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все в весёлый круг!
Под весёлые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова поклонись!
(И.Лопухина)

– Чье следующее задание:

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу. (Белка)

5. Задание от белочки: «Прятки» (по картинкам)

Лесные жители решили поиграть в прятки, но не знают куда кому спрятаться, так , чтобы их не было видно. Помогите им ребята.

Куда спрячется лиса? Белочка? Волк? Медведь? Птичка? Мышка? Заяц?

Каждый ребенок называет в своем предложении маленькое слово

– От кого это задание?

Без тропинки, без дорог
Серый катится клубок.
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это ….(Еж)

6. Задание от ежа: «Составь предложение».

На доске выставляются картинки, по которым дети составляют предложения с маленьким словом.

Затем каждый ребенок составляет схему своего предложения.

7. Итог занятия:

Логопед: С каким маленькими словами мы сегодня работали? (Дети отвечают).

– Молодцы! Вам понравилось сегодняшнее занятие? Чье задание было самым интересным? Дети отвечают

– Лесной почтальон улетает в лес, чтобы рассказать, как вы выполняли задания зверят.

Логопедическое занятие по теме “Предлоги”

Презентация к уроку

Цели:

  • совершенствование лексико-грамматического строя речи;
  • сформировать представление о смысловом значении предлогов, предлог как отдельное слово, навык предложного управления
  • образовательные:

  • отработать понимание пространственного значения предлогов В, НА, ИЗ, ПОД, К, ЗА;
  • работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;
  • сформировать умение правильно членить предложения на отдельные слова;
  • дифференцировать предлоги противоположного значения;
  • подводить к практическому усвоению правильного написания предлогов со словами.
  • развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление;
  • расширять словарный запас;
  • совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
  • развивать монологическую речь;
  • учить детей правильно и логично излагать свои мысли;
  • развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов.
  • воспитательные:

  • воспитывать культуру коммуникации;
  • формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.
  • коррекционная:

  • устранение и предупреждение ошибок на письме, при написании предлогов со словами.
  • Оборудование:

    • таблица символов-предлогов;
    • предметные картинки;
    • карточки для фронтальной работы;
    • сюжетные картинки;
    • наборы предлогов;
    • карточки с текстом;
    • мяч.

    I. Организационный момент.

    Логопед предлагает ученикам взять карточки лежащие на , в, под, перед коробкой, прочитать написанные на них слова и ответить на вопросы используя слова карточек

    (На столе, под столом, в столе, над столом). Слайд №2.

    – Я задам вам вопросы, ответить на которые помогут слова на карточках и картинка на доске.

    – Где стоит клетка?

    Дети отвечают полным предложением. Клетка стоит на столе.

    – Где лежат карандаши?

    – Где сидит мышка?

    – Где порхает бабочка?

    Параллельно логопед уточняет сколько слов сказал каждый ученик, какой предлог использовал в своём ответе.

    – Какие предлоги вы использовали в своих ответах?

    – Как предлоги пишутся со словами?

    II. Сообщение темы занятия.

    – Сегодня мы совершим прогулку по городу ПРЕДЛОГОВ. На нашем пути будет много интересных остановок. Подготовимся к дороге. Откроем тетради запишем дату и тему урока – ПРЕДЛОГИ.

    – Перед отправлением я хочу проверить все ли готовы к прогулке.

    Внимательно послушайте стихотворение и запишите все предлоги, которые вы услышите в нём.

    Логопед читает стихотворение, ребята записывают встретившиеся предлоги.

    Из калитки вышел,
    Постучал в окошко,
    Пробежал по крыше,
    Поиграл немного
    Ветками черёмух,
    Пожурил за что-то
    Воробьёв знакомых.

    – Ребята какие предлоги вы записали? Проверка выполнения задания. Слайд №3.

    III. Работа по теме занятия.

    Мы знаем, что каждый предлог можно зашифровать символом.

    Посмотрите на доску, расшифруйте символы. Слайд № 4.

    – Хорошо. А сейчас прочитаем предложения, записанные с помощью символов. Скажите с каким словом, связан по смыслу предлог.

    Дети самостоятельно делают выводы.

    – Запишите эту пару слов в тетрадь. Выделите предлог значком о.

    Учащиеся записывают в тетрадь словосочетания: в шкафу, по мосту, к морю, в лес, за ягодами.

    – Следующая остановка на улице СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

    – Прочитай слова, написанные на карточках. Слайд № 7.

    Река, мост, под; cтол, лампа, на; cтул, стол, у; едет, автобус, в; ползёт, по, лист.

    – Ребята, вам понятен смысл? Составь понятное по смыслу словосочетание. Сколько слов в словосочетании? Какое слово изменило своё окончание? Какой предлог?

    – Запишите словосочетание в тетрадь. Слайд № 8.

    – Ребята, со словосочетанием ползёт по листу составьте предложение.

    – Сколько слов в предложении? На каком месте стоит предлог?

    – Запишите предложение в тетрадь.

    – Вот мы с вами подъехали к самой длинной улице – улице ПРЕДЛОЖЕНИЙ, на которой будет несколько остановок.

    – Первая остановка покажет кто самый внимательный.

    – Ребята, послушайте предложения и скажите сколько в нём слов. Под дубом лежат жёлуди.

    – Какой предлог? На каком по счёту месте он стоит в предложении.

    Аналогичная работа проводится со следующими предложениями.

    Хитрая лиса подкралась к норе.
    Ученики ходили на экскурсию в музей.
    Пироги вынули из печи.
    На двери повесили замок.

    Мы продолжаем движение по улице предложений. Нас ждёт остановка Пропущенных предлогов.

    Ребята, прочитайте предлоги.

    Вы каждый предлог должны вернут “в своё” предложение “на своё место”.

    Ученики получают конверты с предлогами: в, за, из, с, к, у, на и карточку с предложениями.

    Вынул О портфеля книги и положил

    Юра сидит О Катей.

    Учитель вызвал Юру О доске.

    Ученики самостоятельно выполняют задание, после чего выполняется проверка задания. Слайд №10, слайд № 11.

    – Ребята, найдите предложение в котором есть два предлога и запишите его в тетрадь, выделив предлоги.

    Остановка на улице “АКТИВНАЯ”.

    Игра “Наоборот” с перекидыванием мяча. Логопед начинает фразу, а ученики заканчивают.

    Над окном – под окном
    Под землёй – над землёй
    К двери – от двери
    Перед уроком – после урока
    От дома – к дому
    В портфель – из портфеля
    Из школы – в школу
    На ветку – с ветки.
    Перед домом – за домом.

    – Продолжаем путь. ОСТАНОВКА СХЕМАТИЧЕСКАЯ.

    – Прочитайте слова, записанные на доске. Из данных слов вы должны составить предложения по вопросам и схемам.

    – Дайте ответ на вопрос: “Кто кружит над старым деревом?”

    Работа проводится с опорой на слайд № 12.

    – Внимательно послушайте мой второй вопрос.

    – Где кружит грач? Каким предложением мы ответим?

    Над старым деревом кружит грач. Работа по слайду № 13.

    – На каком месте стоит предлог в предложении? Запишите предложение в тетрадь, выделив предлог.

    – Последняя остановка нашего пути называется “Я САМ”.

    – Вы должны самостоятельно составить предложение используя слова, записанные на доске, правильно выбрав предлог из скобок. В помощь вам будет сюжетная картинка.

    Скала, поднимается, (в, с, на, из), альпинист.

    V. Подведение итогов занятия. Оценивание работы детей.

    1. Чему мы учились на занятии?
    2. Что такое предлоги?
    3. Какие бывают предлоги?
    4. Для чего они нужны?
    5. Что показалось трудным
    6. Какие задания были интересны?

    Логопед оценивает работу детей и делает итоговый вывод самое главное не забывайте, что предлог маленькое слово, которое не только связывает слова и объединяет их в предложении, но и указывает на место нахождение предметов. Слайд №15.

    Читайте также:
    Использование сенсорных коробок в работе логопеда
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: