Родительское собрание на тему: Артикуляционная гимнастика

Сценарий родительского собрания на тему: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Первое родительское собрание с родителями. Подведение итогов диагностики. Родительское собрание с практическим применением артикуляционнной гимнастики. Помощь при выполнении домашнего задания.

Скачать:

Вложение Размер
Сценарий родительского собрания 24.88 КБ
Презентация к сценарию 1012.5 КБ
Приложение(сказки) 21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания на тему:

«Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»

Инюцина Кристина Александровна

«Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»

Цель: Повышение логопедической компетенции родителей в преодолении нарушений звукопроизношения у детей

  1. Ознакомить родителей с результатами диагностики речи детей;
  2. Познакомить с направлениями работы логопеда в детском саду;
  3. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, правилами проведения в домашних условиях;
  4. Закрепить практические навыки выполнения;
  5. Рассказать о способах прилечь ребенка к выполнению артикуляционной гимнастики.

Организация: сидя за столами, полукругом, перед логопедом

-памятки для родителей;

Здравствуйте, Уважаемые родители! Я учитель-логопед , и сегодня я хочу рассказать Вам о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей, о важности проведения артикуляционной гимнастики. Поучаствуем в семинаре-практикуме по проведению артикуляционной гимнастики. В конце нашей встречи я отвечу на все интересующие Вас вопросы.

Работа в логопедической группе делится на III периода в зависимости от времени и коррекционных задач. Главная задача I периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, данные занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с ними можно в индивидуальном порядке.

В логопедических группах будет проводиться специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
  • совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать

на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

  • совершенствование грамматического строя речи;
  • обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму;
  • развитие связной речи (умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы);
  • совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением.

Вся перечисленная работа будет проводиться в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели будут работать над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей. В игре может присутствовать элемент соревнования, использование наград за успешное выполнение упражнений. Для красочного оформления занятия могут использоваться картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.

Предлагаем родителям выполнить комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата совместно с логопедом.

Просмотр презентации «Артикуляционная гимнастика в картинках».

Также можно выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом, используя стихотворные тексты. Например, сказку «Приключение Язычка».

Сказка «Приключение Язычка»

В зоопарк пойдем теперь.

Открываем шире дверь. (Открывать широко рот и закрывать его)

Нас встречает добрый слон.

Длинный хобот тянет он. (Тянуть губы вперед «хоботком»)

Если очень захотеть,

Можно хоботом вертеть. (Вращать вытянутыми губами по кругу)

Улыбнулись нам подружки —

Большеротые лягушки. (Широко улыбаться, растягивая губы)

Жираф вытянул вверх шею.

Очень он гордится ею. (Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться

высунутым языком к носу)

Зебры — резвые лошадки –

Бойко скачут по площадке. (Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать

языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку)

Потянула зебра ножку,

Постояла так немножко. (Держать рот широко открытым, улыбаться.

Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку)

А у зебры есть полоски.

Их рисуем кистью плоской. (Рот открыть и не закрывать. Проводить

широким языком по нёбу вперед-назад)

Хвост закручивает он. (Рот широко открыть. Поднять язык за верхние

зубы и закрутить его наверх. Придержать его

Вот пантера. Зверь другой.

Спину выгнула дугой. (Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы.

Выгнуть спинку языка.)

Спину выгнула дугой.

Язычок, скорей домой! (Спрятать язык. Закрыть рот)

Какова роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка и придерживаться правилам:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.

Организация проведения артикуляционной гимнастики:

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата . Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Более детальные рекомендации по выполнению домашних заданий вы найдете в памятке.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Выражайтесь доступным ребенку языком. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телевизора, компьютерных игр. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

В заключение мне хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Конспект родительского собрания на тему :«Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения».

Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения.
.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующие качества у детей: точность, чистоту, плавность, силу, темп, переключаемость движений.
Постановка звуков – искусственный процесс, с физиологической точки зрения – это создание нового речевого рефлекса. Работу по автоматизации звука следует рассматривать как торможение старых стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для детской нервной системы, поэтому необходимо соблюдать следующие принципы:
– постепенность
– доступность
– систематичность
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.
4. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

2. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

1. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
2. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
3. Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения.
4. К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
5. В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №14 « Весёлые звоночки»

адрес:РФ,140563,Московская область,г .Озеры,

микрорайон имени маршала Катукова ,д 20.

Конспект родительского собрания.

«Артикуляционная гимнастика – залог правильного

звукопроизношения.».

МБДОУ ЦРР – детский сад № 14 « Весёлые звоночки»

Долганова Ольга Александровна

на 2017 – 2018 учебный год

Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующие качества у детей: точность, чистоту, плавность, силу, темп, переключаемость движений.

Постановка звуков – искусственный процесс, с физиологической точки зрения – это создание нового речевого рефлекса. Работу по автоматизации звука следует рассматривать как торможение старых стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для детской нервной системы, поэтому необходимо соблюдать следующие принципы:

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.

4. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения.

К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто – уважайте труд ребенка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка.

Артикуляционная гимнастика.

1. «Построить забор» – Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Надо про себя произносить звук и) Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

2. «Трубочка» – Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении губы под счет от1 до 5 – 10.

3. «Загони мяч в ворота» – Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

4. «Накажем непослушный язычок» – Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

5. «Лопатка» – Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10.

6. «Кто дальше загонит мяч?» – Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный конец стола.

7. «Почистим зубы» – Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх «выбросим мусор»; так же верхние.

8. «Приклей конфетку» – Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

9. «Грибок» – Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)

10. «Вкусное варенье» – Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.

11. «Гармошка» – Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

12. «Фокус» – Улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

13. «Пароход гудит» – Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

14. «Индюк» – Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл(как индюк болбочет).

15. «Качели» – Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык на верхнюю губу и удерживать под счет до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

16. «Лошадка» – Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

17. «Маляр» – Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

18. «Барабанщик» – Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстрять темп.

Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста-логопеда.

Методическая разработка родительского собрания в средней группе для детей с общим недоразвитием речи (1 год обучения). «Артикуляционная гимнастика».

автор: Статеева Ирина Алексеевна

Учитель-логопед муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города Чебоксары

Методическая разработка родительского собрания в средней группе для детей с общим недоразвитием речи (1 год обучения). «Артикуляционная гимнастика».

Статеева Ирина Алексеевна

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города Чебоксары Чувашской

Методическая разработка родительского собрания в средней группе для детей с общим недоразвитием речи (1 год обучения). «Артикуляционная гимнастика».

Цель: помочь родителям и детям в выполнении артикуляционной гимнастики в домашних условиях для закрепления правильной артикуляции звуков.

-познакомить родителей друг с другом,

— включение ребенка и родителя в целенаправленный логопедический процесс.

— совершенствование правильного артикуляционного уклада.

— произвести коррекцию звукопроизношения.

-определить эмоциональное состояние детей, адаптированы ли они.

Предполагаемый результат: правильное звуковое воспроизведение, формирование правильной речи.

Участники: родители и дети первого года обучения.

  • Знакомство.

Участники садятся в круг, каждый поочерёдно произносит своё имя и добавляет характерное качество на первую букву имени. Каждый последующий участник, называет имена и черты предыдущих, так, что последний называет всех присутствующих. Это позволяет хорошо запомнить имена всех родителей, вносит элемент игры, снимает напряжение и растерянность, иногда скованность.

  • Вступительное слово.

Вы осознали, что Вашим детям нужна помощь специалистов и привели своих детей в наш сад. Но хотелось бы подчеркнуть, что вы — первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа — Ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

«Годы чудес» — так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано.

Родители будут недоумевать: «Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!» Чтобы родители стали хорошими учителями для своих детей, они должны знать, что работа по исправлению недостатков произнесения звуков включает три основных этапа: подготовительные упражнения; постановка (вызов) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.

Подготовительные упражнения направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (воспроизведение правильных движений языка, губ, нижней челюсти), на выработку сильной воздушной струи (например, при произнесении звука [р] нужно уметь сильно выдувать воздух на кончик языка, чтобы привести его в колебательное состояние).

Чем лучше будет проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Трудно сказать, сколько понадобится времени для подготовительных упражнений. В одних случаях — три занятия, в других — несколько недель. Это зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, от состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей ребенка.

В работе с родителями

Мы готовы работать вместе с вами

Но не вместо вас.

  • Правила и принципы коррекционно-логопедической работы.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое.

Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.

А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?

Оказывается, язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

  • Презентация «Артикуляционная гимнастика».

Чтобы добиться желаемого результата, необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы:

— Следовать правилам проведения артикуляционной гимнастики (АГ).

Выполнять АГ подобранную логопедом.

-Упражнения выполняются перед зеркалом. После того как ребенок научится выполнять заданное движение зеркало убирают.

-Проводить АГ ежедневно, желательно 2 раза в день. 5-7 мин (опираясь на возможности ребенка).

-Удерживать заданную артикуляционную позицию 5-10с.

-Следить за качеством выполняемых упражнений, а не за количеством.

-Не допускать переутомления мышц артикул-го аппарата.

  • Соблюдать принципы работы.

-принцип системности:

Задания подобранные логопедом выполняются последовательно и систематически. !!

В случае несоблюдения данного принципа теряется сама цель коррекционно — логопедической работы. Специалист вооружает вас знанием и способом достижения результата, но он не может выполнять упражнения за ребенка, нуждающегося в логопедическом воздействии.

-Принцип контроля

Необходимо постоянно в течении всего дня во время общения с ребенком контролировать и закреплять приобретенные в процессе логопедической работы умения и навыки. В противном случае они могут утрачиваться. Что ощутимо тормозит коррекционный процесс.

Необходимо воспитывать у ребенка самоконтроль. Приучать его следить за своей речью и самому исправлять допущенные ошибки.

-Принцип взаимодействия родителей и логопеда.

Родители должны интересоваться успехами своего ребенка. Четко и своевременно выполнять требования и просьбы логопеда и воспитателя группы. Посещать консультации и родительские собрания.

  • Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми и родителями.

Памятки для родителей.

7.Выставка пособий на выработку целенаправленной воздушной струи.

  1. Дискуссия с родителями. Сегодня мы с вами поговорим на тему: «Как привлечь ребенка заниматься дома, если он не хочет заниматься».

-Как ваши дети относятся к занятиям дома?

— Какие приемы Вы используете?

-В какое время вы занимаетесь?

-Сколько по времени вы занимаетесь?

-Что вы делаете, если ребенок отказывается заниматься?…..

9.Тест «Знаете ли Вы своего ребенка?»

(Из книги одного из ведущих специалистов США в области детской психологии Алана Фромма “Азбука для родителей”, Лениздат, 1991. с.13)

Как определить, здоровы ли Ваши дети душевно? Адаптированы ли они? Вот ряд вопросов, которые сами по себе Вам могут быть полезны:

  • Легко ли рассмешить Вашего ребенка?
  • Как часто он капризничает: реже одного- двух раз в неделю?
  • Ложится ли спать спокойно, не выведя из терпения всех?
  • Все ли он ест, достаточно ли, не капризничает ли при этом?
  • Имеются ли у него друзья, которые хорошо относятся к нему и с которыми он охотно проводит время?
  • Часто ли он выходит из себя?
  • Всегда ли нужно присматривать за ним, быть в курсе его дел?
  • Удается пи ему ночью спать спокойно?
  • Нет ли у него вредных привычек, действий или навязчивых фантазий?
  • Можете ли Вы оставить его одного на время, не опасаясь, что он расстроится так, будто Вы покидаете его навсегда?
  • Хорошо ли он ведет себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре или контроле с Вашей стороны?
  • Нет ли у него каких-либо незначительных страхов?

-Если Вы ответили положительно на все вопросы — можете быть спокойны, Ваш ребенок хорошо адаптирован к жизни, хотя полной адаптации, конечно, не бывает. Во всяком случае, больше восьми “да” — это все-таки хорошая адаптация.

-Если у Вас оказалось много ответов “нет” (больше восьми), то это указывает на наличие сложностей адаптации у ребенка.

Вам стоит обратиться к детскому психологу или хотя бы самостоятельно понаблюдать за ребенком, поговорить с ним.

-Если у Вас приблизительно одинаковое количество отрицательных и положительных ответов, то это означает, что у Вашего ребенка есть какие-то конкретные проблемы, мешающие ему адаптироваться в некоторых жизненных ситуациях.

Что это за проблемы — попробуйте узнать, поговорив со своим ребенком.

Возможно, с Вашей помощью он с ними сможет справиться.

Родители анализируют результаты теста.

  • Итог: Семья дает ребенку главное-то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь, единство с родными, знания и опыт.

От всей души желаем вам всего, всего, хорошего.

Решение: выполнять артикуляционную гимнастику в домашних условиях для закрепления правильной артикуляции звуков.

Библиографический список.

  • Алана Фромма “Азбука для родителей”.
  • Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова « Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика».
  • В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко « Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения».

Семинар-практикум для родителей. «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Семинар-практикум для родителей. «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях

    • активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;
    • сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
    • обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;
    • познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;

o формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

o расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ. языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка
прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно
контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время
проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также
ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9×12 см), но тогда
взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны

выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

3. Покажите правильное выполнение упражнения.

4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Логопед: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети.

Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции и выполняют действия по тексту.

Игра «Сказочка-указочка» Крупенчук О.И. Воробьева Т.А.

Не устала ты пока.

Покажи, моя рука:

Это — правая щека,

Это — левая щека.

Ты сильна, а не слаба, Здравствуй, верхняя губа, Здравствуй, нижняя губа, Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта —

В них улыбка заперта:

Вправо — правый угол рта,

Влево — левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там — к прогулкам не привык — Робко прячется язык.

Нёбо вместо потолка

Есть во рту у языка.

А когда открылся рот, Язычок пошёл вперёд.

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края —

Всё про ротик знаю я!

Каждому из вас выданы описания артикуляционных упражнений, которые вы будете выполнять с ребенком дома. Сейчас мы попробуем их выполнить. Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение на слайде. (Родители выполняют упражнения “Улыбочка”, “Дудочка”, «Катание шарика», «Иголочка», «Зайчик смотрит в окошко», «Чашечка», «Язычок на прогулке», «Пароход гудит», «Маляр». “Красим потолок”, «Парус». «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Покусывание кончика языка», «Дятел». «Прогони комарика», “Красим верхний заборчик”, “Улыбка-трубочка-квадратик»”, «Утиный клювик», «Раскатай тесто», “Желобок”, “Красим нижний заборчик”, «Покусывание боковых краев языка», «Лопаточка», «Горка», «Катушка»).

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения с нетрадиционными приспособлениями, демонстрирует правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно.

Упражнения с шариком. Автор данной методики С.В. Коновалова (диаметр шарика 2 – 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел)

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо -влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Крутить шарик лакательными движениями языка.

5. Язык – “Чашечка”, цель – поймать шарик в “Чашечку”.

6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, “выплевывая” его.

7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

8. Р ассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой .

1. Язык – “Лопаточка”. Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

3. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

4. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие
движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов
растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Игры с ватными шариками и бутылочками,свечками

«Воздушный футбол»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

«Поющая бутылочка» Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание!

1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите

ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не

должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к

ребенку, затем постепенно удалять ее.

«Фокус» («Снежинка на носу»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

На кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной

воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).

Обратите внимание!

1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.

2. Не сжимать язы зубами.

3. Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков

«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом).

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс – отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху – вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, – это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

1 . “Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет” Издательство:

Карапуз Год издания: 2003

2 Костыгина В. “Бу-Бу-Бу». Артикуляционная гимнастика (2-4 года) Издательство: Карапуз

Год издания: 2007

3. Пожиленко Е. А. “Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию

моторики, дыхания и голоса у детей. ” Издательство: Каро Год издания: 2006

Всероссийские и международные дистанционные конкурсы для детей – дошкольников и школьников

детские творческие конкурсы с дипломом за 1 день без регистрации

Сценарий родительского собрания на тему: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения» Хугаева А.В.

Сценарий родительского собрания на тему: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»

24.12.2020 г. Автор: Учитель-логопед Хугаева Алана Вячеславовна, МБДОО «Детский сад №177 «Золотой ключик»

«Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»

Цель: Повышение логопедической компетенции родителей в преодолении нарушений звукопроизношения у детей

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с результатами диагностики речи детей;
  2. Познакомить с направлениями работы логопеда в детском саду;
  3. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, правилами проведения в домашних условиях;
  4. Закрепить практические навыки выполнения;
  5. Рассказать о способах как привлечь ребенка к выполнению артикуляционной гимнастики.

Организация: сидя за столами, полукругом, перед логопедом

Оборудование:

– бумага для записей, ручки;

– памятки для родителей;

Ход встречи:

Логопед:

Добрый день, Уважаемые родители! Я Ольга Владимировна (будущий учитель-логопед). Сегодня хочу рассказать Вам о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей, о важности проведения артикуляционной гимнастике. Поучаствуем в семинаре-практикуме по проведению артикуляционной гимнастики. В конце нашей встречи я отвечу на все интересующие Вас вопросы.

Работа в логопедической группе делится на III периода в зависимости от времени и коррекционных задач. Главная задача I периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводится с каждым ребенком отдельно, данные заносятся в речевые карты детей. Ознакомиться с ними можно в индивидуальном порядке.

II период – автоматизация звуков и III закрепление и повторение усвоенного.

В логопедических группах проводиться специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
  • совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать

на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

  • совершенствование грамматического строя речи;
  • обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму;
  • развитие связной речи (умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы);
  • совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением.

Вся перечисленная работа проводиться в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Необходимо вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей. В игре может присутствовать элемент соревнования, использование наград за успешное выполнение упражнений. Для красочного оформления занятия могут использоваться картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. («Сказка Приключение Язычка»). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.

Сказка «Приключение Язычка»

В зоопарк пойдем теперь.

Открываем шире дверь. (Открывать широко рот и закрывать его)

Нас встречает добрый слон.

Длинный хобот тянет он. (Тянуть губы вперед «хоботком»)

Если очень захотеть,

Можно хоботом вертеть. (Вращать вытянутыми губами по кругу)

Улыбнулись нам подружки —

Большеротые лягушки. (Широко улыбаться, растягивая губы)

Жираф вытянул вверх шею.

Очень он гордится ею. (Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться

высунутым языком к носу)

Зебры — резвые лошадки – Бойко скачут по площадке. (Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку)

Потянула зебра ножку,

Постояла так немножко. (Держать рот широко открытым, улыбаться.

Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку)

А у зебры есть полоски.

Их рисуем кистью плоской. (Рот открыть и не закрывать. Проводить

широким языком по нёбу вперед-назад)

Хвост закручивает он. (Рот широко открыть. Поднять язык за верхние

зубы и закрутить его наверх. Придержать его зубами)

Вот пантера. Зверь другой.

Спину выгнула дугой. (Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.)

Спину выгнула дугой.

Язычок, скорей домой! (Спрятать язык. Закрыть рот).

Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками – символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

Рекомендации к проведению упражнений:

– Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать.

Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

– Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

– Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

– Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

– К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

– В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

– Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.

– Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой получится хоботок, как у слоненка.

Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Вот такой заборчик!

Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.

Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.

Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.

Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху – вниз.

Рекомендации для родителей по формированию у детей правильного звукопроизношения:

Заметив, что малыш не произносит какой-либо звук, надо подобрать такую игру, в которой ему вместе с взрослым пришлось бы много раз слышать и произносить этот звук. Конечно, не следует ребёнку 3-4 летнего возраста говорить, что вы будите учить его этому звуку.

Например, ребёнку, плохо произносящему звук [з], можно рассказать сказку о медведе, забравшемся в улей. Хорошо при этом показать подходящую картинку: Когда медведь начал есть мёд, пчёлы зажужжали «з-з-з» и стали жалить его. Медведь побежал, отбиваясь от пчёл лапами, а пчёлы летели за ним и жужжали: «з-з-з». После рассказа надо предложить ребёнку перед зеркалом вместе с взрослым пожужжать, пусть ребёнок увидит артикуляцию звука [з], а потом поиграть с ним в медведя (взрослый) и пчелу (ребёнок).

При искажении звука [к] можно поиграть в «кукушку» – «ку-ку-ку»; звука [р] – в «аэроплан» – «р-р-р»; звука [ж] – в «жуки»; -«ж-ж-ж» и т.п.

Не следует приходить в чрезмерный восторг, если ребёнок начал очень рано говорить, притом довольно чисто, тем более принуждать его слишком много рассказывать, часто повторять стихи, сказки, так как ребёнок может «потерять»; из- за переутомления речевых аппаратов на довольно длительное время некоторые звуки, а то и вообще перестанет говорить, или начнёт заикаться.

Ещё до анализов звуков речи следует приучать ребёнка уже на 3 году жизни по слуху различать звуки (карканье вороны, пение петуха, вой ветра, шум поезда, гудки парохода, мычание коровы и т.д.). Можно проводить и такую игру: позвонить в колокольчик, дудочку, а затем, попросив отвернуться, повторить один из этих звуков и предложить ему отгадать, что звучит. Можно приучить, таким образом, различать стук по столу или шкафу, оконному стелу и т.п. Подобные игры одновременно развивают и слуховое внимание, что очень полезно как для речевого анализа, так и для развития слуха, а значит, и для выразительности речи.

Развитие дыхания и голоса

Родителям необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно (в зависимости от возраста от 2до 6 минут) следующие игры:

– Дуя на лёгкие шарики, карандаши, катать их по столу; пускать в тазу с водой уток, лебедей, лодки, кораблики; играть на детских духовых музыкальных инструментах (дудочках, губных гармошках);

– Дуть на привязанные к натянутой нитке комки ваты, на лёгких бумажных разноцветных птичек;

– Сдувать со стола, с руки снежные (бумажные), пушинки и т.п.

– Надувать резиновые игрушки (пузыри, уток, крокодилов и т.п.);

– Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, мыльному пузырю, и т.п.;

– Для развития плавного речевого выдоха произносить на одном выдохе «один», затем «один, два», далее «один, два, три» и т.д., не доводя число слов до перенапряжения (нельзя допускать одышки, багрового покраснения лица). В таком же роде говорить предложение с постепенным наращиванием числа слов в нём.

Читая детям сказку, стихи, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание: перед каждой фразой (она не должна быть длинной: 2-3 слова для самых маленьких, 3-5 для 3-4 лет, 4-6- для старших) не торопясь, вдыхать через рот. Ребёнок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием.

Ребёнок, подражая взрослым, вместе с ними поёт песенки, декламирует стихи с соблюдением правильного дыхания (перед фразой довольно быстрый вдох через рот и медленный спокойный выдох во время произнесения или пения).

Решающую роль в формировании правильной речи ребёнка играет речь окружающих его людей. Взрослые должны говорить с ребёнком простым, понятным языком, правильно, чётко произнося каждый звук, правильно ставя ударение. Следует подбирать простые по построению, немногословные предложения, делая между ними небольшие остановки: говорить не спеша, в умеренном темпе, выразительно (подчёркивая голосом более важные слова и ярко выражая в речи свои чувства), приятным, мелодичным, голосом.

Голос лучше всего звучит, когда человек находится в хорошем настроении. При дурном настроении, особенно при гневе, голос подчас становится визгливым, а звуки речи разорванными, жёсткими. Это, конечно, является вредным примером для ребёнка, не говоря уже о травмирующем действии такой речи на его психику.

Нельзя допускать, чтобы ребёнок прерывал говорящего. Это не только вредит воспитанию внимания и вежливого отношения к окружающим, но вредит чёткости и тону речи.

Надо избегать в разговоре с ребёнком или при нём употребление грубых слов, ненужного употребления уменьшительных и ласкательных суффиксов («ладненько», «чудьненько», «приветик»), а также некстати повторяемых звуков и слов («э-э», «значит», «понимаешь», «так сказать», «видите ли»), жаргонных выражений («железно», «мощно»).

С ребёнком надо говорить в меру громко, но не крикливо, отчётливее произносить трудные для него звуки, повторять, подсказывать слова с этими звуками. Впервые произнося незнакомые ребёнку слова, необходимо чётко повторять в разных комбинациях и с разными чувствами.

Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык ребёнок входит в жизнь окружающих его людей. Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей, служит активным, могучим средством всестороннего развития личности ребёнка.

В заключении хочу отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Всем спасибо за внимание!

Памятка родителей

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционнойпозы в одном положении).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастикинадо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастикидолжны находиться перед настенным зеркалом.
  8. Начинать гимнастикулучше с упражнений для губ.

Психомоторное развитие ребёнка в раннем детстве

Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем.

Бесплатные занятия с логопедом

Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ?

Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.

Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.

Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.

Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:

  1. с рождения до 1 месяца;
  2. с 1 до 3 месяцев;
  3. с 3 до 6 месяцев;
  4. с 6 до 9 месяцев;
  5. с 9 до 12 месяцев;
  6. с 1 года до 3 лет.

На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:

  • генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
  • наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
  • экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
  • сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
  • тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
  • социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
  • материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
  • недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.

НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  1. 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  2. 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  3. 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  4. 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  5. 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  6. 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  7. 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  8. 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  9. 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  10. 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  11. 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  12. 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).

НЕТ ЛИ ОТКЛОНЕНИЙ?

В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.

Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.

Психомоторное развитие ребёнка до года: календарь по месяцам, нормы

Главная / Статьи / Ранний возраст / Психомоторное развитие ребёнка до года: календарь по месяцам, нормы

Каждого родителя волнует правильное, гармоничное развитие его малыша, поэтому вопрос «Нормально ли развивается мой ребёнок?» актуален среди родителей всегда. Однако, более всего данным вопросом озадачены «новоиспечённые» мамочки и папы, которые только стали носить почётное звание «родителей». Первые 12 месяцев развития первенца – это всегда сложный период для всех близких и родственников малыша. Все и каждый стараются помочь советом, что-то подсказать и научить, чем доводят молодых мам и пап до истерик. «А вот у Машеньки доченька в вашем возрасте уже головку держала, а дочь Вовы уже два зубика имела» — подобные замечания, к несчастью, частный случай в жизни родителей первенца.

Как не поддаться тревоге и знать, своевременное ли развивается ваш ребёнок, поможет календарь психомоторного развития. Психомоторное развитие – что это? Для начала стоит ответить на простой вопрос, а что же это такое – психомоторное развитие ребенка? ПМР – это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной. Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности. С чем сравнивать и знакомство с ПМР-календарем Многие из молодых родителей часто отнекиваются от поучений и замечаний старших поколений, мол, пусть развивается так, как природе угодно или каждый индивидуален, у каждого по-своему.

Стоит осознать и принять, раз и навсегда: да, каждый из нас — это индивидуальная личность, которая развивается по-своему в зависимости от своих особенностей. Однако, есть стандартные этапы, которые проходят в своём развитие каждый. К таким относится и психомоторное развитие. На сегодняшний день высококвалифицированные специалисты ВОЗ на основе сравнения психомоторных календарей нескольких десятков здоровых детей, вывели так называемый общий календарь. В нём перечислены характеристики и требования к развитию ребёнка, его слуха, зрения, эмоциональных реакций, сенсорики, моторики и т.д. Благодаря календарю ПМР можно следить за развитием ребёнка с обеих сторон, как психической, так и моторной. В случае каких-либо отклонений – обратиться к врачу и решать проблему до того, как она станет ребром.

Частота сверки показателей
Если же вы решили все-таки следить за развитием своего чадо по календарю психомоторного развития, то стоит помнить, что каждая возрастная категория имеет свой показатель частоты сверки показателей. Так на первом году жизни психомоторное развитие сверяется с календарём раз в месяц, после 12 месяцев и до 3 годиков необходимо раз в три месяца, а после до шести лет – раз в полгода. Это обусловлено активным развитием всех процессов в организме до года и их замедлением до шести лет. К возрасту младшего школьника, психомоторное развитие заканчивается, а значит и нервные процессы уже закреплены.

Показатели психомоторного развития детей от первого месяца жизни до года

Первый месяц:
1. Кратковременная фиксация взгляда на блестящие и яркие предметы
2. Реакция на звук (вздрагивает при шуме)
3. Способен держать головку в лежачем положении
4. Улыбается близким родственникам, которых часто видит

Второй месяц:
1. Поворачивает головку в сторону источника шума
2. Следит за предметами
3. Способен держать головку в вертикальном положении
4. Реагирует на речь

Третий месяц:
1. Реагирует на речь улыбкой или первыми «агу»
2. Тянется к игрушкам
3. Длительно фокусирует взгляд на каком-то предмете
4. Хорошо держит голову
5. Опирается на локти и коленки в горизонтальном положении
6. Пропадают так называемые рефлексы «новорожденного»

Четвёртый месяц:
1. Пытается переворачиваться на спинку или на бок
2. Тянется за игрушкой
3. Смеётся
4. «Узнаёт» родных людей, активно реагируя на их появление и поведение

Пятый месяц:
1. Звуки выстраиваются в цепочку
2. Идёт более чёткое распознание родных людей и незнакомых (возможен страх перед новыми людьми)
3. Тянется к игрушкам, рассматривает их подолгу
4. Стоит при поддержке в подмышечной впадине на пальчиках ножек

Шестой месяц:
1. Играет с игрушкой, берёт её из одной руки в другую
2. Активно переворачивается со спины на животик
3. По-разному реагирует на родных и чужих
4. «Просится» на ручки

Седьмой месяц:
1. При поддержке в подмышечной впадине пританцовывает, стоит на полную ножку
2. Способен сам держать спинку
3. Активно двигает ножками, постоянно тянется к ним в положении на спине
4. Приходит понимание, что до предмета можно дотянуться, перевернувшись на живот или спину.
5. Требует внимания, из-за чего часто плачет, если такового не хватает.

Восьмой месяц:
1. Способен самостоятельно сесть или лечь
2. Может одновременно держать в обеих ручках по предмету, однако не долго
3. Более чётко произносит простейшие буквосочетания: «Ба», «Па», «Ма»
4. Смеётся и реагирует на речь, возможно кивает в знак согласия или протеста

Девятый месяц:
1. Стоит, если держать за ручку
2. Самостоятельно играется с игрушками
3. Специально кидает и следит за падением
4. Способен выполнять простые просьбы «Отдай игрушку», «Дай ручку».
5. Произношение звуков становится удвоенным

Десятый месяц:
1. Играет с другими детками
2. Повторяет за взрослыми простые действия. Например, «разговаривает по телефону»
3. Говорит первые слова
4. Способен сам ходить, держась за опору

Одиннадцатый месяц:
1. Проявляется так называемый «щиповый» захват: берёт все двумя пальчиками
2. Способен самостоятельно стоять
3. По разному реагирует на знакомых
4. Машет ручками в знак приветствия и прощания

Год:
1. Говорит от 5 и более слов
2. Знает слова «можно», «нельзя», «не трогай» и понимает их значение
3. Выполняет простые просьбы. Например, показать игрушку, что-то сказать, поцеловать или обнять
4. Способен долго играть с игрушками
5. Реагирует на изменения окружающей среды: понимает был он в данном месте или нет.

Благодаря постоянному наблюдению за развитием своего ребёнка, согласно психомоторному календарю, вы на ранних стадиях сможете выявить заторможенность, нормальность или ускорение развития. Помните, что в случае задержки более месяца психомоторного развития вашего ребёнка следует немедленно обратиться к врачу!

Читайте также:
Анкета-тест для родителей ребенка, посещающего логопункт
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: