Родительское собрание и презентация на тему: Связная речь

Родительское собрание и презентация на тему «Связная речь»

При слове логопед сразу же вспоминается советская комедия «По семейным обстоятельствам». И первая мысль, которая приходит в голову, что сейчас речь пойдёт о коррекции (то есть, исправлении) звукопроизношения.

Действительно, это самый яркий компонент речи. Мы обращаем на него внимание сразу же, как только заслышим речь. И нам режет ухо, если человек неправильно выговаривает звуки.

Но само слово логопед переводится с греческого, как речевой педагог или педагог речи. А мы говорим не отдельными звуками. Они складываются в слова, слова во фразы, фразы в связное высказывание. Человек рождается, не умея говорить, но с готовностью этому научиться. Речь – это дар. Дар одного человека другому. С чем же можно сравнить этот дар? Пожалуй, только с цветком.

Что же питает этот цветок? Какие основные компоненты речи?

Конечно звукопроизношение, словарный запас, фонематический слух (умение различать звуки), слоговая структура речи, грамматическое оформление фразы. Венец – это связная речь. Умение логически последовательно построить высказывание. Оно может быть устным или письменным. Это умение необходимо нам не только пока мы учимся в школе, но ещё более во взрослой жизни.

Но как рождается связная речь? Наша мыслительная деятельность осуществляется благодаря внутренней речи. А что такое, уважаемые родители, внутренняя речь? Это речь про себя. Мы всю свою жизнь ведём диалог сами с собой. Научаемся этому к 4-5 годам. Мы обдумываем высказывание про себя. А затем внутренняя речь претворяется во внешнюю. Этот момент исключительно важен. Если речь – это цветок, то внутренняя речь – бутон, который должен раскрыться, превращаясь в цветок.

Красиво, правда? Но, к сожалению, может быть и так.

Почему так получилось? Почему наш бутон, который был такой красивый, крепкий не оправдал наших ожиданий? Не соблюдалось главное условие. Внутреннюю речь надо учить раскрываться. Само по себе это не происходит.

Уважаемые родители, а для чего нам речь? Этот вопрос мы себе никогда не задаём, потому, что речь для нас естественный процесс. Но это для нас, для взрослых, у которых функции речи уже все развиты. У некоторых не без помощи логопеда. А какие же есть функции речи?

Всю жизнь, с момента рождения мы сохраняем потребность в общении. С первых секунд жизни человек говорит миру: здравствуйте. Я пришел. Давайте общаться. Без общения человек не может существовать. Он испытывает дискомфорт. Общение необходимо нам как воздух.

Родился человек, и мы начинаем знакомить его с миром. Называть предметы, которые его окружают. Вот наш малыш подрос и идёт в детский сад. Мир расширяется. Затем он идёт в школу, мир становится ещё больше. И, наконец, он выходит во взрослую жизнь. Но, обучение не кончается на протяжении всей жизни. Постигаем ли мы науки или учимся житейским премудростям.

Мы планируем свои действия, даже этого не замечая. Вспомните, утро, мы проснулись. И сразу же мысленно начинаем составлять план действий: сейчас встану, умоюсь, приготовлю завтрак. Надо не забыть тото и тото. У каждого из нас есть знакомые, которые не умеют планировать. Эти люди постоянно что-то забывают сделать, всегда опаздывают. Они приносят беспокойство себе и окружающим.

Как мы научаемся планировать? Сначала ребёнок сопровождает свои действия речью вслух. Ни к кому не адресуясь, называет предметы, рассказывает, что он будет делать.

Мишка лежит. Сейчас буду кормить. Мишка кушай. Постепенно эта внешняя речь уходит во внутренний план, внутреннюю речь и мы делаем это про себя.

С помощью речи мы регулируем своё поведение и стараемся регулировать чужое. Как часто мы сетуем на детей, говоря: Я 100 раз сказала, сколько можно повторять? Речь не идёт о том моменте, когда ребёнок чем-то увлечён и нас не слышит. И нам приходится повышать голос, стучать рукой по столу. Лишь тогда слова возымеют действие. Почему же на это он реагирует. Рождаясь, человек не знает слов и реагирует на другие компоненты речи: силу голоса, повышение или понижение тона, его мелодику. И только развитая речь становится регулятором поведения.

Понимание ценности речи пришло к людям не сегодня. Еще древнегреческий философ Еврепид написал

Зачем, о смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому должны служить мы все!

Давайте, если не служить, то воспитывать нашу речь и речь наших детей.

Большое спасибо вам за внимание.

Презентация «Связная речь»

Авторы составители:
1) учитель-логопед высшей категории: Ямпольская Анна Борисовна МБОУ ДО УМОЦ г.Королёв,
2) учитель-логопед I категории: Уздемир Анна Николаевна МБОУ ДО УМОЦ г.Королёв
3) учитель-логопед II категории: Любимова Марина Николаевна МБОУ ДО УМОЦ г.Королёв

Родительское собрание в старшей группе с использованием ИКТ на тему «Развитие связной речи дошкольников»

Наталья Ельцова
Родительское собрание в старшей группе с использованием ИКТ на тему «Развитие связной речи дошкольников»

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

1. Раздать пригласительные на собрание.

2. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы.

Читайте также:
Планирование по теме 'Байкал жемчужина Сибири'

3. Подготовить памятки для родителей «Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников».

4. Подготовить презентацию «Развитие связной речи дошкольников. Советы неравнодушным родителям».

1. Вступительное слово педагога.

2. Презентация (просмотр и обсуждение).

3. Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений.

4. Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем!».

5. Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников. Обзор педагогической литературы по теме собрания.

6. Итог собрания.

Ход собрания:

Вступительное слово педагога.

– Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на сегодняшней встрече. Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль играет развитие связной речи в формировании речевой готовности детей к школе. Многие из вас задумывались, какие существуют показатели речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста? (Ответы родителей).

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка. Ведь шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как способствовать развитию связной речи и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков вы узнаете благодаря просмотру презентации.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников. Советы неравнодушным родителям».

Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Развитие связной речи дошкольников. Советы неравнодушным родителям» (см. приложение).

Обсуждение и анализ презентации. Ответы на вопросы родителей.

Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речидетей с помощью упражнений:

Воспитатель: Уважаемые родители, представьте, что вы дети, а я – ваша мама. Я буду предлагать вам задания и упражнения по развитию связной речи, а вы выполнять их. Итак, начнём!

Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову.Например: слон – … (большой, серый, толстый, добрый); мяч – … (круглый, футбольный, кожаный); торт – … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный) и т. д. (Ответы родителей).

Упражнение 2. Узнай по описанию.Например: косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый, кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.

Упражнение 3. «А если бы…».Предложить помечтать: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапка- невидимка…».

Упражнение 4. «Назови по-своему». Назови по-новому стихотворение, сказку, мультфильм.Например: как можно назвать сказку «Красная шапочка»? («Приключения маленькой девочки», «По дороге к бабушке», «Как отличить бабушку от волка» и т. д.).

Упражнение 5. «Другие персонажи». Расскажи сказку, изменив амплуа героев. Например, русская народная сказка «Три медведя»: девочка – злая, Михаил Иваныч; Настасья Петровна; Мишенька – добрые.

Упражнение 6. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?

Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем!»

1. Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы заняты делом на кухне, во время уборки квартиры?

2. Какие пальчиковые игры Вы знаете?

3. Какие артикуляционные упражнения Вы знаете?

4. Каких игрушек больше всего у Вашего ребёнка?

5. Чем Вы руководствуетесь, покупая игрушки?

6. Есть ли в Вашей семье игрушки, сделанные своими руками?

7. Назовите свою любимую детскую игрушку.

8. Как вы думаете, как разные игрушки могут способствовать развитию речи?

9. Какие игры по развитию речи можно организовать для большой группы детей?

10. Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т. д. ?

Обсуждение и анализ ответов родителей.

Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников. Обзор педагогической литературы по теме собрания, знакомство с пособиями-«помощниками», способствующими развитию связной речи ребёнка.

Итог собрания:

– Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

– Уважаемые родители, я предлагаю вам взять в руки эту свечу и, передавая его друг другу, поделиться мыслями и ощущениями, которые возникли у Вас в ходе нашей встречи.

– Спасибо всем, за Ваши открытые высказывания, дарим памятки «Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников» и приглашаем Вас на чаепитие.

Памятка для родителей

«Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников».

Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет) до зо минут (дети от 6 лет)в день.

Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка.

Читайте также:
Конспект: Автоматизация звука С в слогах и словах

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не

торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.

Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам,

подбадривайте его, если что-то не получается.

Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо,напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

Родительское собрание «Развитие связной речи детей в общении».

Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи детей в общении».

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Развитие связной речи детей в общении».»

Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи детей в общении».

Цель: осветить важность вопросов развития связной речи воспитанников в процессе общения со взрослыми, формирования у них умения связно излагать мысли, рассказывать, сочинять, доказывать, убеждать, спорить и т.д.

Предварительная работа: – оформление выставки дидактических игр и пособий по развитию речи;

– подготовка карточек для практической части собрания;

План проведения:

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

«Роль дидактических игр в развитии речи воспитанников»

Демонстрация игрового материала, рекомендации по его использованию.

3. Практикум «Факторы успешного речевого развития ребенка»

Ход собрания:

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Кроме того, необходимо стремиться, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Дошкольное детство – сензитивный период для активного усвоения родной речи. Чем раньше будет начато целенаправленное развитие речевого общения, обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем.

Центральное место в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста принадлежит формированию связной речи. Она вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством. Другими словами, мы взрослые должны научить ребенка не просто говорить, а связно излагать мысли, доказывать, убеждать, спорить, объяснять, описывать, рассказывать, пересказывать, сочинять.

Не случайно язык и речь рассматриваются как узел, в котором сходятся важнейшие линии психического развития ребенка: его мышления, воображения, памяти, эмоций. В связной речи отражается логика мышления ребенка, умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Высокий уровень развития связной речи старших дошкольников является не только необходимым условием для успешной учебы в школе, но и показателем общего развития.

Речь – уникальное и универсальное средство многих видов деятельности дошкольника (общение, игры, рисование, лепка, конструирование, решение практических задач, восприятие художественной литературы и др.) Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно, легко и непринужденно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонениям надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут привести к задержке умственного развития ребенка, травмировать его психику.

С раннего возраста речь ребенка формируется в процессе общения на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер, братьев, затем уже на ее формирование оказывает влияние речь взрослых и сверстников в дошкольном учреждении.

В последнее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с отставанием в развитии речи. Этому есть немало объяснений. Это и технический прогресс (как ни странно), и ритм современной жизни, и загруженность родителей, и наличие в большинстве семей только одного ребенка. Уставшие родители не могут, а иногда и не хотят общаться с детьми. Детям включают телевизор, компьютер, предлагается множество игрушек, но только не живое общение.

Уровень речевого развития детей, поступающих в школу, весьма неоднороден. Многие шестилетки испытывают трудности в создании связных высказываний. Причин тому множество. Развитие речи связано с различными факторами, как биологическими, так и социальными , психологическими, т.е. здоровьем ребенка, его наследственностью и эмоциональным благополучием, социальным окружением и речевой средой, особенностями общения, традициями воспитания.

Чтобы успешно развивать речь воспитанников, педагогу необходимо иметь глубокие знания об основных факторах речевого развития и его закономерностях, механизмах развития и саморазвития речи.

В нашем дошкольном учреждении осуществляется целенаправленная и систематическая работа по развитию речи детей в разных видах деятельности (повседневное общение, специально организованная деятельность по развитию речи, развивающие занятия по формированию речевых умений и навыков, развитию смысловой стороны слова, овладению монологической речью и др.)

Взрослым необходимо помнить о том, что для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка с взрослым. Особенно оно важным оно является в первые 7 лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.

Кроме того, гармоничное развитие речи в значительной степени зависит от качества общения, комфортности взаимоотношений с собеседниками. Поэтому очень важно правильно организовать речевую среду, создать условия для общения детей с взрослыми и другими детьми, поскольку речь – это один из главных показателей психического развития, в ней отражаются все достижения и проблемы ребенка.

Читайте также:
Конспект НОД в старшей/подготовительной группе на тему 'Осень'

Примерно к 5-6 годам речь детей в звукопроизношении и грамматическом строе фраз максимально приближается к нормативной речи взрослых. Однако стилистически в речи еще долго сохраняются особенности, свойственные детскому возрасту. Не стоит усердствовать в том, чтобы заставлять ребенка этого возраста обязательно пользоваться литературным, книжным языком, фразеологией взрослой речи. В свое время ребенок придет к этому. Но если навязывать это слишком рано, можно лишить его речь индивидуального своеобразия, обезличить ее. В то же время необходимо поощрять у детей старше 5 лет более полные ответы, использование распространенных предложений, развивать повествовательную речь, диалогическую и монологическую речь.

Развитие диалога.

Как уже было сказано выше, с самого начала развитие навыков речевого общения предполагает двусторонний характер этой деятельности, то есть представляет собой диалог. Имеется много свидетельств, доказывающих, что активное участие родителей в этой ранней, еще элементарной форме диалога, частота и регулярность подобных эпизодов в жизни ребенка чрезвычайно сильно стимулируют развитие активной речи. В широком смысле слова диалог предполагает не только обмен репликами двух собеседников, но и их готовность и способность понимать друг друга.

Ситуация естественного диалога возникает при желании что-то сообщить собеседнику. Поэтому, разговаривая с ребенком, родителям следует стараться показать свою искреннюю заинтересованность в беседе и вызвать ее у малыша. Нередко имеющие место быть односторонние расспросы взрослым ребенка, строго говоря, диалогом не являются. Коммуникация такого рода носит односторонний характер, и ее нельзя считать полноценным общением. Как известно, наиболее надежный способ вызвать интерес у собеседника – это разговор на интересующую и понятную ему тему. Поэтому беседа не должна содержать слишком много новой информации и незнакомой лексики. В подобной ситуации речевая активность ребенка подавляется.

Для понимания того, в чем нуждается ребенок для полноценного развития связной речи, важно вспомнить, какое место занимают в его речевом развитии образцы, задаваемые взрослыми. Большинству детей свойственна склонность к имитации и подражанию. Речевые обороты ( их еще называют «речевые клише») которые часто повторяют взрослые, включаются в речь ребенка и занимают а ней довольно большое, но различное у разных детей место. Часть детей склоны, подражая взрослым, включать в собственную речь услышанные словосочетания, фразы, понимая их лишь частично.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание: ребенок 4 – 5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школу, поликлинику, библиотеку. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парк, сквере, на озере привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советуем завести дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказываться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

«Роль дидактических игр в развитии речи воспитанников.

Демонстрация игрового материала, рекомендации по его использованию.

3. Практикум «Факторы успешного речевого развития ребенка»

Что такое речь? (вопрос к родителям)

« Речь – это что-либо выраженное словами, устно или на письме: предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл. Это разговор, беседа …» (Толковый словарь В. Даль).

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основная и первоначальная функция речи – это коммуникативная, т.е. назначение речи – быть средством общения.

Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.

Родителям предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор (на доске вывешены карточки с текстом).

Читайте также:
Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением картинок символов артикуляции звуков

Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.

Общение ребенка со сверстниками.

Строение артикуляционного аппарата.

Речь взрослых – образец.

Развитие мелкой моторики рук.

Чтение детям художественной литературы.

Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.

4.Подведение итогов собрания.

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности «Как научить ребенка говорить правильно?»

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности

«Как научить ребенка говорить правильно?»

Пояснительная записка.

Презентация предназначена для проведения родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности «Как научить ребенка говорить правильно?»

Актуальность использования презентации:

Преимущества презентации «Как научить ребенка говорить правильно?»

– повышает мотивацию родителей к процессу преодоления речевых нарушений;

– облегчает усвоение материала, доносимого до родителей;

– позволяет повысить качество наглядности во время родительского собрания (иллюстрации, видеоролики «Артикуляционная гимнастика»);

– даёт возможность реализовать принцип «обучение с увлечением».

Презентация помогает достичь поставленной цели родительского собрания: формирование у родителей мотивации к исправлению речевых нарушений у детей.

Материально-техническое обеспечение: Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, мультимедийная установка.

Редактор: Microsoft PowerPoint 2010; тип файла Презентация Microsoft PowerPoint; формат – pptx

Родительское собрание «Как научить ребенка говорить правильно?»

Цель: формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с логопедом и воспитателями.

Оборудование: столы и стулья, расставленные полукругом, зеркала индивидуальные, мультимедийная установка.

СЛАЙД 1. «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО?»

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей логопедической гостиной, потому что понимаем, что нашу общую цель без союза с вами, без вашей поддержки и помощи не достичь. Каким должен быть наш союз? Что мы, взрослые, можем сделать для детей с речевыми нарушениями, с целью преодоления речевого расстройства? На этот главный вопрос мы с вами сегодня и ответим.

Наша группа называется речевой или логопедической. Какие дети попадают в логопедическую группу? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. По результатам психолого-медико-педагогической комиссии у наших воспитанников стоит заключение общее недоразвитие речи. ОНР – это речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Поэтому, вся работа педагогов нашей группы отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих расстройств.

Программа по преодолению нарушений речи выстроена по лексической тематике. На каждую неделю обучения отводится определенная лексическая тема. (фрукты) . В раздевалке в уголке «учись говорить правильно» вы можете видеть тему. Данная тема проходит через все занятия : математика, лепка, рисование, развитие речи и познание.

Хочу обратить ваше внимание, что речь ребенка спонтанно не исправляется. Это длительный, систематический, целенаправленный и трудоемкий процесс, который требует как от логопеда, так и от семьи больших усилий и терпения. Только наше тесное сотрудничество и ваше желание помочь ребенку позволит нам достичь положительных результатов. Без вашей помощи и без заинтересованности -результатов не дождемся. Поэтому вы должны дома ежедневно, регулярно закреплять знания и умения, полученные ребенком в д/саду.

Сегодня я хочу познакомить вас с основными компонентами речевой системы, а также некоторыми приемами по исправлению речевых нарушений в домашних условиях.

Давайте представим речь наших детей в виде «волшебного сундучка»

СЛАЙД 2. РЕЧЬ. Речь состоит из компонентов, над которыми нам предстоит работать:

СЛАЙД 3 . Первый компонент речевой системы, над которым нам необходимо работать- « Развитие словаря».

Дети должны научиться понимать: 1. обобщающие значения слов (овощи, фрукты, мебель, посуда, животные и т.д.)

2.Правильно употреблять в речи предлоги.

3.Образовывать и использование в речи слова-синонимы, слова-антонимы.

А СЕЙЧАС ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ПОИГРАТЬ В ИГРУ, в которую вы можете поиграть с ребенком дома, что будет способствовать развитию словаря вашего ребенка.

СЛАЙД 4 . Игра на обогащение и активизацию речи антонимами

СЛАЙД 5 . …-ВЕСЕЛЫЙ

СЛАЙД 6 дорога – широкая, а тропинка – ….

СЛАЙД 7 …- ТРОПИНКА УЗКАЯ

СЛАЙД 8 МОРЕ ГЛУБОКОЕ, А ЛУЖА – …

СЛАЙД 9 ЛУЖА- МЕЛКАЯ

СЛАЙД 10 Следующий компонент речи, над которым нам необходимо работать –

«грамматический строй речи»

СЛАЙД 11 В данном разделе мы будем учиться :

§ Образовывать и употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково» (кукла-куколка)

§ Формировать умение согласовывать существительные с количественными числительными . Игра «Сосчитай до 5» (1 кот, 2 кота, 3…, 5 котов)

§ Формировать умение составлять простые и распространенные предложения (Маша ест. Маша ест яблоко. Маша ест красное, вкусное, сочное яблоко.)

§ Образовывать и использовать в речи относительные и притяжательные прилагательные

ЧТОБЫ ВАМ ЛЕГЧЕ БЫЛО РАЗОБРАТЬСЯ, ЧТО ТАКОЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ПОИГРАТЬ

СЛАЙД 12. ИГРА «ЧЕЙ ХВОСТ?»

СЛАЙД 13 – ОТВЕТЫ. Такая игра способствует развитию грамматического строя речи.

СЛАЙД 14 ПОСМОТРИМ еще раз в наш «волшебный сундучок» и увидим, что мы с ребятами будем изучать элементы грамоты.

Будем учиться отличать звуки от букв.

-Знакомиться с гласными, согласными звуками. – Знакомиться с буквами.

СЛАЙД 15 Следующий компонент, который нам необходимо развивать на логопедических занятиях, это «связная речь». Ребята должны научиться отвечать на вопросы полным предложением; составлять рассказы- описания предметов (описание фруктов- на этой неделе, животных , любимых игрушек)

Читайте также:
Фронтальное логопедическое занятие: Звук и буква Б

-Будем учиться пересказывать сказки и маленькие рассказы.

-Будем учиться составлять рассказы по картине, серии картин.

СЛЕДУЮЩИЙ СЕКРЕТИК НАШЕГО СУНДУЧКА –

СЛАЙД 16 РАЗВИТИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА .

– основное внимание уделяется Развитию речевого дыхания. – формированию движений органов речевого аппарата, и его подготовка к постановке звуков.

-Постановка звуков. Автоматизация звуков в слогах,словах, фразах, предложениях и связной речи .Дифференциация звуков.

-Формирование умения выделять заданный звук в начале, конце слова.

На данном направлении работы хочу остановиться и рассказать вам подробнее о формировании движений органов артикуляционного аппарата и их подготовка к постановке звуков.

Чтобы научиться правильно произносить звуки, ребенку нужны подвижные, четко работающие органы артикуляции. Пока ребенок не научится владеть язычком, подчинять себе губы и язык, правильно и четко произносить звуки он не научится. На данном этапе мы совместно с воспитателями, на всех занятиях выполняем гимнастику, язычки не слушаются, поэтому дома регулярно, ежедневно отрабатывайте упражнения артикуляционные.

Мы выполняем массаж логопедический, который воздействует на мышцы языка и тем самым подготавливает органы артикуляции к постановке звуков. В домашних условиях вы можете выполнять ребенку массаж языка с помощью зубной щетки или индивидуальной насадки на пальчик « зубная щетка». Раздам памятки с элементами массажа зубной щеткой.

СЛАЙД 17 что же представляет собой артикуляционная гимнастика-

– Это зарядка для органов артикуляции, направленная на исправление недостатков звукопроизношения.

Процесс формирования правильного звукопроизношения требует длительного времени. Гимнастику необходимо выполнять вместе с мамой (папой) перед зеркалом.

СЛАЙД 18 ПРИГЛАШАЮ ПОИГРАТЬСЯ – С ЯЗЫЧКОМ ПОУПРАЖНЯТЬСЯ

СЛАЙД 19 Предлагаю Вам выполнить упражнения – с помощью индивидуальных зеркал. Внимание на монитор:

СЛАЙД 20 Советы , которые помогут Вам в преодолении речевых расстройств

• Важно, чтобы дома ребенок слышал правильную грамотную речь. Дети перенимают опыт речевого общения у окружающих взрослых. Речь родителей – образец для подражания, поэтому речь родителей должна быть четкая, грамотная, выразительная, без слов «паразитов».

• Для развития разговорной речи, больше общайтесь с ребенком. Во время прогулок нужно обращать внимание на различные объекты: машины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку зачем нужны эти здания, объекты. Наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями, обсуждайте с детьми увиденное- таким образом Вы обогащаете у детей словарный запас, запас знаний об окружающем его мире.

• Дома чаще читайте ребенку книги, беседуйте с ним о прочитанном. Попросите ребенка пересказать текст.

НАМ С ВАМИ ПРЕДСТОИТ ДЛИТЕЛЬНАЯ И СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ РАБОТА, НО БЕЗ СОВМЕСТНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И БЕЗ ВАШЕЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ МЫ НЕ СМОЖЕМ ДОБИТЬСЯ ХОРОШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ. ТОЛЬКО С ВАШЕЙ ПОМОЩЬЮ МЫ ДОБЬЕМСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И СТАБИЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ.

СЛАЙД 21 ПОЭТОМУ: БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, ЛАСКОВЫ И СПОКОЙНЫ С РЕБЕНКОМ – И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

Презентация на тему Родительское собрание “Успешное речевое развитие ребенка”

Презентация на тему Презентация на тему Родительское собрание “Успешное речевое развитие ребенка” из раздела Педагогика . Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 26 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

  • Главная
  • Педагогика
  • Родительское собрание “Успешное речевое развитие ребенка”

Слайды и текст этой презентации

Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку «Родительское собрание-презентация»

Родительское собрание
« Успешное речевое развитие ребенка»
Выполнила: воспитатель МБДОУ ДСКВ № 21
« Елочка» ст. Батуринская Краснодарский край
Невгодовская Людмила Анатольевна

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития речи детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:
1)ПОЗНАКОМИТЬ РОДИТЕЛЕЙ С СОДЕРЖАНИЕМ РАБОТЫ В ДОУ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2)МОТИВИРОВАТЬ РОДИТЕЛЕЙ НА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ.

Проблемы при поступлении в школу

1) Односложная речь – состоящая из одних простых предложений;
2) Бедная речь – недостаточный словарный запас;
3) Слова – «паразиты» – употребление нелитературных слов и выражений;
4) Неправильное звукопроизношение;
5) Несвязность, сбивчивость, невыразительность речи.

основные задачи развития речи детей

1) Овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста.
2) Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе.

Факторы успешного развития речи ребёнка

эмоциональноЕ общениЕ родителей с ребёнком с младенческого возраста

общениЕ ребёнка со сверстниками

развитиЕ мелкой моторики

чтениЕ детям художественной литературы

Игра ребенка со взрослыми и сверстниками

Совместное пение или игра на музыкальных инструментах с ребенком

строениЕ артикуляционного аппарата

Ребенок 5-ти лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратиться к логопеду.

на занятиях в ДОУ по развитию речи:

Содержание программы по « развитию речи» в доу

Развитие речи ведется по нескольким направлениям:
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, обогащение активного словаря, воспитание звуковой культуры речи.

работА по воспитанию звуковой культуры речи

Читайте также:
План урока: Дифференциация (с)-(ц)

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, необходимо решать следующие задачи:
1. Воспитывать речевой слух детей.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Работать над речевым дыханием.
4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса .
5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
6. Вырабатывать четкое произношение каждого звука, дикцию.
7. Воспитывать интонационную выразительность речи.
8. Формировать нормальный темп речи.

Развитие речевого слуха

Воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение, голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и т. д.).

Развитие артикуляционного аппарата

1) Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т. д.);
2) развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);
3) развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.

Работа над развитием речевого дыхания

1) используя специальные игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох;
2) путем подражания речи воспитывать умение правильно, рационально использовать его (произносить небольшие фразы на одном выдохе).

Работа над голосом

развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса — силу и высоту;
приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо — громко).

Формирование правильного произношения всех звуков родного языка.

научить детей правильно произносить все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове).

Работа над интонационной выразительностью

Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Дети, слыша правильную, выразительную речь взрослого, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

Главным условием успешного речевого развития детей является создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда – это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.

Как развивать речь ребенка дома?

1) Разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
2) Как можно чаще общайтесь с ребёнком. И если вы заметили, что у ребёнка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу).
3) Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть чётким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Внимательно и заинтересованно выслушивать ребенка;
Много говорить с детьми самим;
Вовлекать детей в разговоры на разные темы;
Помогать малышу вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми.

Список использованных источников:

Урок.рф>library/rol semi v rechevom razvitii …

Родительское собрание Тема: «Развиваем речь ребенка»

Тема: «Развиваем речь ребенка»

Тема:«Развиваем речь ребенка»

Цель:

– Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;

– Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

– Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

– Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Формы проведения: Практикум с применением игротренинга.

Участники: Воспитатель, родители.

Оборудование для проведения мероприятия: Бейджики и фломастеры, запись спокойной музыки, платочки (по количеству участников), мяч.

План проведения.

1. Вступительная часть.

2. Игротренинг «Развиваем речь ребенка».

3. Заключительная часть.

Подготовительная работа:

– изготовление приглашений на собрание для родителей;

– разработка памяток для родителей.

Ход мероприятия.

1. Вступительная часть.

Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников. Речь – могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка – это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.

Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику. Как делать самомассаж. В какие словесные игры можно играть с ребенком дома.

Читайте также:
Экспресс-диагностика детей 4 - 5-летнего возраста с проблемами речевого развития

2. Игротренинг с родителями.

Воспитатель: почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться: назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.

Воспитатель проводит игру «Комплимент». Цель игры: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.

Воспитатель: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.

Давайте все вместе потренируемся.

Две сороконожки бежали по дорожке.

Бежали, бежали, друг друга повстречали.

Друг друга повстречали, крепко обнимали.

Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.

Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра называется «Проглот».

Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:

«У меня живет проглот,

Все подряд проглот жует,

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота».

Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.

В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.

Например, можно играть в «Золушку» – отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую – то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.

Можно поиграть в «строителей» – построить дома из счетных палочек или спичек без серы.

Можно поиграть в «швею» – смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу.

Можно придумывать свои игры – здесь большой простор для фантазии.

Для развития речи ребенка полезно знать элементарные приемы самомассажа. Он включает обычно поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование определенных точек. Можно проводить самомассаж лица, ушей, пальцев рук ладоней рук и стоп ног. Именно здесь находятся зоны, точки, связанные с работой мозга, речевых и двигательных центров.

Я вас познакомлю с фрагментом комплекса самомассажа лица «Времена года» Выполнение этого комплекса тонизирует мышцы лица, которые участвуют в артикуляции и мимике, активизирует работу речевых центров. Давайте выполним его вместе.

Если солнце пригревает, Пальцами обеих рук поглаживают лоб

В небе ласточка летает, от середины к верхней части ушей.

Стало сухо и тепло, Поглаживают щеки от середины к

Значит лето к нам пришло. мочкам ушей.

Если дождь стучит по крыше, Постукивают кончиками пальцев от

То сильней, то тише, тише, середины лба к верхней части ушей.

Землю всю листва укрыла, Постукивают кончиками пальцев от

Значит осень наступила. середины подбородка к мочкам ушей.

Самомассаж можно выполнять 1-2 раза в течение дня.

Также можно использовать различного вида массажеры.

Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.

Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.

Игра «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок , поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный – слабый, теплый – холодный, высокий – низкий, добрый – злой, веселый – грустный).

Игра «Цепочка слов». Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч – чемодан – нитки…).

Игра «Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна – деревья).

Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит – воробей, комар, жук, пчела; плачет – ребенок, человек, кошка; плавает – кораблик, рыба, утка).

Игра, «Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (мяч – резиновый, круглый, большой, красный).

В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте,

по дороге в детский сад и т. д.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: В заключение игротренинга я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. ( Участники передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить).

Читайте также:
План – конспект логоритмического занятия на тему Детский сад (старшая группа)

Воспитатель: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.

Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно эффективнее и интереснее, я вам дарю эти памятки – буклеты.

Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие – нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь. а с недостатками речи бороться очень трудно.

Поэтому мой совет – разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!

Познание

задачи и основные направления

  1. Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
  1. Создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
  1. Формирование основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Речь

  1. Словарь 2. Связная речь 3. Граммат. строй речи

Обобщ.слова, Повторяет рассказы согласован. в роде, числе,

части предметов, за педагогом, драматизация падеже; предлоги, сущ. в ед.

цвет,форма, сказок, отвечает на вопросы и мн. числе, однородн. сущ,

величина. по картине. согласов. слов в предлож.

“Путешествие в страну “Речевичок” Родительское собрание в средней группе

Белова Ирина Леонидовна,

МАДОУ детский сад №118 города Тюмени

Родительское собрание в средней группе в форме деловой игры

“Путешествие в страну “Речевичок”

1. Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

2. Включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.

Задачи: Формирование родительской компетентности в области речевого развития детей; закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий; овладение родителями игровыми приемами развития речи.

1 Вступительное слово (введение в проблему, создание игровой ситуации)

2. Деловая игра в форме” Путешествия на паровозике”

3 Подведение итогов.

Ход мероприятия.

добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.

Чтобы детство наших детей было счастливым главное место в их жизни должна занимать игра. И наша с вами задача удовлетворить потребность ребенка в игре, потому, что играя ребенок учиться и познаёт мир.

Дети четырех-пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что не остаётся времени на своего ребенка. И все же мы уверенны, что необходимо находить время и возможность для того чтобы пообщаться со своим ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня я предлагаю провести нашу встречу не совсем обычно. Я предлагаю Вам отправиться в путешествие по стране “Речевичок”

Но для начала хотелось бы Вам рассказать о том, как развивается речь наших детей на протяжении четвертого года жизни. Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе. Нарушения речи сказываются на формировании детского характера, так как неисправленный во время речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе. Ребенок становиться замкнутым, раздражительным.

Существует ряд факторов от которых зависит успешное развитие речи. Как вы думаете какие это факты?

* от эмоционального общение родителей с ребенком с младенческого возраста

* от общения ребенка со сверстниками

* от строения артикуляционного аппарата

* от речи взрослых – которая выступает, как образец для детей

* от развития мелкой моторики

* от регулярного чтения детям художественной литературы

* от игр ребенка со взрослыми и сверстниками.

Все эти факторы влияют на развитие речи ребенка.

Работая с детьми четырёх – пяти лет мы должны обратить внимание на формирование следующих сторон речи:

-формирование звуковой культуры речи

-обогащение словарного запаса

-формирование грамматического строя речи

– обучение рассказыванию, связной речи

– развитие выразительности речи.

Рассмотрим каждый из этих пунктов более подробно.

Формирование звуковой культуры речи.

Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).

Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи.

В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка – балка, мишка – малышка).

Формирование грамматического строя речи.

В возрасте от четырех до пяти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Употребляются предлоги в самых разнообразных значениях.

К пяти годам ребенок в своей речи ребенок пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Читайте также:
Словесные игры в работе логопеда

Обогащение словарного запаса.

Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложно-сочиненные и сложноподчиненные предложения.

Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье – одежда). Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, кода, во-первых, в их активном словаре достаточно слов – названий конкретных предметов, и, во-вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.

Обучение рассказыванию и связной речи

Дети умеют не только слушать и понимать пожелания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.

В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок должен уметь связано рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.

Развитие выразительности речи

Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Итоги пятого года жизни

1. Качественный скачок в овладении связанной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.

3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами – обобщениями.

4. Грубых аграмматизмов в речи нет, но возможны ошибки при построении сложных предложений.

5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.

6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов.

7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

На каждом возрастном этапе свои задачи и методы обучения. Работа по развитию речи в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а так же на всех других занятиях, вне занятий- в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с содержанием и приёмами, способствующими развитию речи детей среднего возраста, а так же познакомиться с дидактическими играми и пособиями, которые при желании вы можете изготовить дома самостоятельно.

Забудьте на время что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну “Речевичок”. (звучит фонограмма с записью стука колес, после остановки на каждой станции).

ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ – это артикуляционная гимнастика.

Сейчас я предлагаю вам послушать сказку о “Весёлом язычке” и выполнить несколько простых, но очень полезных упражнений.

Жил – был язычок в своем домике. И было у него в домике двое дверей: первые это губки (вытянуть губы вперед), вторые это зубки(показать зубы). Однажды нашему язычку надоело сидеть дома и он решил пойти в зоопарк.

Открылись одни двери (улыбнулись), вторые двери (открыть рот). Вышел язычок на улицу (показать язык). Посмотрел вправо, влево, вниз, вверх(сделать движения языком вправо, влево, вверх, вниз) потянулся к солнышку(поднять руки вверх), улыбнулся (улыбнуться). Сел на лошадку и поехал в зоопарк (выполнить упражнение лошадка). Приехав в зоопарк язычок остановил лошадку (упражнение остановить лошадку) слез и пошел смотреть на животных. Сначала он увидел слона

Идет на встречу добрый слон,

длинный хобот тянет он.

Я водичку набираю(вдох)

И ребяток поливаю(Выдох)

Подражаю я слону

губы хоботком тяну.(Упр. хоботок)

Потом лягушку – Тянем губки прямо к ушкам,

Но как будто мы лягушки. (улыбочка)

Затем наш язычок увидел индюка, ( упражнение индюк) поздоровался с ним и пошел дальше. Вдруг из пруда показался кто – то огромный и рот широко открывает. Это был бегемот. Широко разинув рот

кушать просит бегемот. (широко открыть рот)

Потом наш язычок подошел к клетке со змеёй: Подражаем мы змее

с ней мы будем наравне:

высунем язык и спрячем

только так и не иначе.

Вдруг змея зашипела (Ш Ш Ш Ш), наш язычок испугался побежал к лошадке сел и поехал домой(упражнение лошадка). приехав домой он остановил лошадку слез с неё, зашёл домой. Закрылись одни дверцы, вторые дверцы и язычок леё спать.

ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – пальчиковая гимнастика.

Мы с вами знаем что развитие мелкой моторики рук и развитие речи тесно связаны. К упражнениям на развитие мелкой моторики рук относятся не только игры с пазлами, крупой, шнуровками, но и игры в которых речь сочетается с движениями рук.

Читайте также:
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ХОЧЕТ СПАТЬ

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

СТАНЦИЯ ” Игровая”

Все игры проводятся с опорой на наглядный материал, а так же при проведение игр можно использовать массажный мяч

*Игра “Какой, какая, какие”

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

Родителям предлагается подобрать как можно больше слов к слову ЁЛКА, ЗИМА – передавая при это мяч

*Игра “Один – много”

Цель: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа

Одна шапка – много шапок и так далее

* “Чей хвост, чья голова”

Цель: закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные; отрабатывать навык правильного употребления в речи падежных окончаний

Ход: Попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Найти хозяина легко, а вот сказать правильно, ой как сложно. Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? – лисий, волчий, медвежий и т. д.

Цель: учить образовывать уменьшитель – ласкательные существительные.

Ход: показать ребенку большую картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко.») и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»).

* Игра “Весёлый счет”

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: Ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь».) . Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол – пять столов один слон — пять слонов

СТАНЦИЯ “Чистоговорок”

Ша – ша – ша – мама моет малыша

Арь – арь -арь – на стене висит фонарь

СА – са -са -укусила в нос оса

За – за за – у меня живет коза

Це – це- це – сидит кошка на крыльце

Каждому родителю предлагается проговорить чистоговорку

Станция “Конечная”

Наше путешествие закончилось, и я предлагаю вам посмотреть на своих детей (Включается презентация, в которой показано, как дети играют в предложенные игры в течение дня)

Сегодня мы с вами еще раз подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребенку.

При стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают высокого уровня. поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку. благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. таким образом, овладение родным языком необходимо для формирования личности ребенка.

Нам бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (логопед передаёт мяч и задает вопросы.)

-Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?

– Что нового Вы узнали?

-Чем полезна именно для вас данная встреча?

-Чему могу научить ребенка дидактические игры по развитию речи?

-Ваши пожелания на следующее собрание.

Я считаю, что цель собрания достигнута. Мы обратили Ваше внимание на то, что в детском саду и дома необходимо проводить с детьми дидактические и пальчиковые игры по развитию речи, цель которых помочь детям обогатить словарный запас, развивать связную речь и речевое творчество.

Спасибо за внимание.

«Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0004903

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: