Родительское собрание ‘Дети с ОНР 3 уровня’

Материал к родительскому собранию “Что такое ОНР?”

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)?

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключение ОНР – общее недоразвитие речи.

Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Для речи таких детей характерны следующие признаки:

-более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);

-экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);

-дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;

-у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;

-речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.

Выделяют четыре уровня ОНР

1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;

2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;

3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;

4 уровень — остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Причины общего недоразвития речи

Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Коррекция речи у детей с ОНР

Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические группы, в которые дети зачисляются на два года. Коррекционная работа проводится комплексно. В зависимости от периода обучения, учитель-логопед ежедневно проводит групповые или подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Три раза в неделю с каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. В вечернее время воспитатели проводят коррекционную работу по заданию логопеда, с целью закрепления новых знаний, умений, навыков. При необходимости, наблюдение осуществляет врач-невропатолог, так как у некоторых детей для активизации речевых зон головного мозга и улучшения кровоснабжения применяется медикаментозное лечение.

Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность. К сожалению, в нашем детском саду нет специальных логопедических групп для детей с ОНР. А в условиях логопункта (который функционирует на базе нашего детского сада) обще недоразвитие речи не исправляется. Поэтому родители должны понимать, что нельзя перекладывать свои проблемы и ответственность за исправление речи на плечи специалистов! Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи предполагает актив­ное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые на­выки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем – логопедом закрепить в процес­се повседневной жизни.

Поэтому помните, что успех коррекционной работы зависит не только от самих занятий, но и от Вашей работы с ребенком дома.

Конспект родительского собрания в старшей группе с ОНР

Юлия Таразанова
Конспект родительского собрания в старшей группе с ОНР

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:

«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в коррекции речевых нарушений»

Цель: Познакомить родителей со спецификой обучения и воспитания детей в логопедической группе.

Проинформировать родителей об особенностях и средствах развития речи в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи.

– Установление доброжелательных взаимоотношений с родителями воспитанников;

– Вовлечение родителей в коррекционный процесс;

-Познакомить родителей с основными задачами коррекционного обучения;

– Продемонстрировать доступные приемы коррекционного логопедического воздействия.

– познакомить родителей с методами и способами развития мелкой моторики провести мастер — класс по развитию мелкой моторики.

• анкетирование родителей по теме собрания;

• чаепитие с родителями «Чай с вареньем»;

• заучивание стихов об осени, съемка их прочтения;

• съемка части занятия учителя-логопеда по проведению с детьми артикуляционной гимнастики;

• изготовление учителем-логопедом лэпбука «Формируем правильное звукопроизношение».

Плакаты с высказываниями:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский

«Рука – это своего рода внешний мозг» (Э. Кант)

«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. Павлов)

Листы бумаги с контурами; нитки, акварель, клей ПВА с носиком дозатором, салфетки, ножницы, ёмкости с водой, кисти.

-Описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;

-Мультимедийная установка для показа слайдов;

Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители.

Форма проведения: собрание-практикум.

План собрания:

I. Релаксация Упражнение «Волшебный цветок добра».

II. Совместная работа с родителями составление схемы «Что помогает развивать речь ребёнка?»

Читайте также:
Годовой план работы учителя-логопеда в коррекционной школе VIII вида

III. Выступление учителя логопеда. Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых нарушений.

IV. Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики.

V Разминка рук и пальцев.

VI. Творческая мастерская.

VIII. Подведение итогов собрания – рефлексия.

Ход родительского собрания.

I.Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.

Все вы пришли с работы и немножечко устали, а чтобы снять усталость настроится на восприятие информации я предлагаю вам сделать упражнение и немножечко расслабиться.

Упражнение «Волшебный цветок»

Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте,как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И нам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, сохранили у себя. Тёплое чувства и хорошее настроение будут по – прежнему с вами.

Посмотрите по сторонам.

Пошлите другу другу добрые мысли.

Всего вам доброго.

Речь – основная форма общения.В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

– речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

– речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

II Совместная работа с родителями составление схемы «Что помогает развивать речь ребёнка?»

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Существует ряд факторов, от которых зависит успешное развитие речи. Как вы думаете какие это факторы? Составление схемы.

– эмоциональное общения родителей с ребёнком с младенческого возраста

– общение ребёнка со сверстниками

– строение артикуляционного аппарата

– речь взрослых (как образец для детей)

– развитие мелкой моторики

– чтение детям художественной литературы

– речевые игры ребёнка со взрослыми и сверстниками

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.Итак основными целями развития речи детей дошкольного возраста являются следующие:

• Формирование звуковой культуры речи.

• Обогащение словарного запаса.

• Формирование грамматического строя речи.

• Обучение рассказыванию, связной речи.

• Развитие выразительности речи.

Об этом мы сегодня и будем говорить на нашем собрании.

Ш.Выступление учителя – логопеда:

1. Показ съемки прочтения коротких стихов об осени детьми.

2. Беседа с родителями о нарушениях речи при ОНР Ш уровня у детей.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Мастер-класс по проведению артикуляционной гимнастики вместе с родителями. Показ съемки части логопедического занятия – проведение артикуляционной гимнастики.

Беседа с родителями о значении артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения

Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи

У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита моторика артикуляционного аппарата. Без её развития невозможно сформировать навыки правильного звукопроизношения.

Чтобы говорить правильно, ребёнку необходимо уметь управлять органами артикуляции: нижней челюстью, губами, языком, щеками.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Читайте также:
К вопросу проектирования логопедического сопровождения детей с ЗПР

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

– улучшить подвижность артикуляционных органов;

– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

– научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

– подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков;

– увеличить амплитуду движений;

– уменьшить спастичность артикуляционных органов.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.

Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Специальные игры и упражнения направлены на совершенствование движений, снятие мышечной напряженности органов артикуляционного аппарата, формирование умения чувствовать и контролировать их движения.

IV. Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики.

Развивать мелкую моторику можно также с помощью нетрадиционных техник рисования. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, а так же рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, даёт полную свободу для самовыражения. Известно, что ребёнок хочет видеть результаты своего труда как можно быстрее, поэтому ему будет интересно, например, поставить кляксы на бумагу и обнаружить забавный рисунок, получить рисунок из собственной ладони и т. д. Существует много нетрадиционных способов рисования. С одним из них – рисованием пластилином в технике «Пуантилизм» – я знакомила вас на одном из родительских собраний.

Сегодня я познакомлю вас с ещё одним нетрадиционным методом рисования – рисование верёвочкой. Рисунки с помощью верёвочки отличаются мягкостью получаемых форм. Ваши дети с удовольствием рисую верёвочкой, так как полученный рисунок можно не только увидеть, но и потрогать руками, потому что наша волшебная верёвочка придаёт ему объём.

Такие занятия успокаивают детей, развивают чувство прекрасного, совершенствуют зрительное восприятие, развивают зрительно-моторную координацию; формируют плавность, ритмичность и точность движений; закрепляют навыки рисования; готовят руки к письму; развивают мелкую моторику и воображение. В дальнейшем ребёнок сможет выкладывать большие картины из нескольких верёвочек разного цвета.

Если вы захотите со своим ребёнком порисовать верёвочкой дома, то контур вы можете нарисовать сами, перенести нужный образец с помощью копировальной бумаги, взять любую раскраску или скачать чёрно- белый рисунок с интернета.

Перед вами лежат рисунки с контурным изображением предметов. У каждого контура есть начало и конец. Поставьте указательный палец правой руки на начало рисунка и проведите пальцем по контуру. А сейчас мы с вами проведём пальчиковую гимнастику.

Пальцы – дружная семья. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и

Друг без друга им нельзя. разжимаем их).

Вот большой! А это – средний. (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук

Безымяный и последний – кверху)

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять (Каждый палец руки соединяем

и движенья выполнять. поочередно к большому).

Теперь возьмём клей ПВА с носиком-дозатором и нанесём тонкой линией на контур. Затем наложим верёвочку на полоску клея без натяжения, аккуратно выкладывая все петельки и повороты, прижимая её лёгким движением пальцев. Лишний кусочек верёвочки отрезать.

Пока сохнет клей на ваших рисунках, я предлагаю вам провести разминку – упражнение на координацию речи с движением. Предлагаю вам выйти из-за столов и встать в круг.

Жарким днём лесной тропой (спокойно идут друг за другом)

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут громко топая)

За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)

За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)

За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)

За мамою белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком

Сейчас я приглашаю вас снова занять места за столами и раскрасить получившиеся рисунки красками. Чтобы работа получилась завершённой, вокруг нужно сделать фон.

А теперь давайте порадуем наших деток и устроим для них выставку.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

Просим оценить нашу встречу. На ватмане нарисовано дерево пожеланий ки цветные листочки если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите зелёный листочек, если частично – желтый, а если не удовлетворены – красный. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.

Фотоотчёт о проведении родительского собрания в старшей группе «Растим любознательных» Не так давно мы собрали родителей нашей группы на встречу за круглым столом. Темой родительского собрания стала – “Растим любознательных”.

Конспект итогового родительского собрания в старшей группе №7 Конспект итогового родительского собрания в старшей группе №7 Цель:подвести итоги образовательной работы за учебный год. Задачи:способствовать.

Конспект итогового родительского собрания в старшей группе Задачи: 1. Способствовать формированию коллектива группы; 2. Поддерживать дружеские отношения между воспитанниками группы, между родителями.

Читайте также:
Динамические паузы на уроках

Конспект родительского собрания в старшей группе «Старшая группа: что это значит?» Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Старшая группа, что это значит?» «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста».

Конспект родительского собрания в старшей группе «Что я знаю о своем ребенке» Сценарий родительского собрания в ДОУ Родительское собрание на тему «Что я знаю о своём ребёнке?» Время проведения: 30 марта 2016г. Форма.

Конспект родительского собрания в старшей группе детского сада «Вот и стали мы на год взрослее» Родительское собрание в старшей группе детского сада. Автор: Жаркова Наталья Николаевна, воспитатель I квалификационная категория. Тема:.

Конспект родительского собрания в старшей группе о возрастных особенностях детей 5–6 лет «Старший дошкольник, какой он?» Конспект родительского собрания в старшей группе о возрастных особенностях детей 5-6 лет. Тема: «Старший дошкольник – какой он?» Задачи:.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Знаете ли вы своего ребёнка?» Цель собрания: • подвести итоги совместной деятельности детей, родителей и воспитателя за прошедший год. • определить перспективы на будущее.

Протокол №3 родительского собрания в старшей группе Присутствуют: 12 родителей Отсутствуют: 8 чел. Тема: «Поощрения и наказания ребенка в семье» Повестка дня: 1. Доклад Хакимовой Р. Р. на.

Протокол родительского собрания в старшей группе ДОУ Протокол №1 родительского собрания в старшей группе №10 «Задачи воспитания и обучения на 2016-2017 учебный год» от 30.09.2016 г. Присутствовало:.

Выступление на родительском собрании в начале учебного года в старшей группе общего недоразвития речи III уровня
консультация (старшая группа) по теме

Представленное выступление предлагает родителям ознакомиться с особенностями функционирования группы компенсирующей направленности для детей с ОНР III уровня. Требованиями к родителям. Даны рекомендации по выполнению домашнего задания, внимательному отношению к потребностям детей с данным речевым нарушением. кроме этого, предлагается памятка, В которой предложены артикуляционные упражения, речевые игры по развитию связной речи, пополнению активного словаря детей.

Скачать:

Вложение Размер
dlya_rod_sobraniya.docx 27.42 КБ
pamyatka_dlya_roditeley_dlya_rod_sobrdocx.docx 362.61 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности № 9 (ОНР)

Наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания называется л огопедия .

В нашем детском саду логопедическую помощь начинают оказывать детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет в течение 2 лет. Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям с общим недоразвитием речи. Кроме логопеда сопровождение детей осуществляют различные специалисты (музыкальные работники, преподаватель фикультуры, психолог, тренеры), а также наши высокопрофессиональные воспитатели Наталья Владимировна, Анна Александровна и чуткий младший воспитатель Людмила Николаевна. Они не равнодушны к детям, каждый старается содействовать социализации и адаптации ребенка в группе, его успешному обучению.

К 5 годам дети должны свободно пользоваться развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Иметь достаточный словарный запас, владеть навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. В нашей группе в основном преобладают дети с III уровнем речевого развития.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения. Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном с, с̕, з, з̕ ш, щ, ч, ц, р, р̕, л, л̕), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Улучшаются произносительные возможности ребенка (можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки, характер их нарушения), воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ .

Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.

Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений.

Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, специальное обследование лексических значений позволяет выявить ряд специфических недочетов: полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, ступня, беседка, веранда, подъезд и др.), неточное понимание и употребление ряда слов (подшивать – зашивать, вышивать – вязать – кроить, подрезать – вырезать).

Среди лексических ошибок выделяются следующие:

а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат – «часы», донышко – «чайник»);

б) подмена названий профессий названиями действия (балерина – «тетя танцует», певец – «дядя поет» и т.п.);

в) замена видовых понятий родовыми и наоборот, (воробей – « птичка»; деревья – «елочки»);

г) взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный – «большой», короткий – «маленький»).

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способами действий.

Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.

Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненормативные («столенок» – столик, «кувшинка» – кувшинчик, «вазка» – вазочка). Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т.д. («пухный», «пухавый», «пуховный» – платок; «клюкин», «клюкный», «клюконный» – кисель; «стекляшкин», «стекловый» – стакан и т.п.).

Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими (большие) столах» – Книги лежат на больших столах);

б) неправильное согласование числительных с существительными («три медведем» – три медведя, «пять пальцем» – пять пальцев; «двух карандаши» – двух карандашей и т.п.);

в) ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, недоговаривание («Ездили магазин мамой и братиком» – Ездили в магазин с мамой и братиком; «Мяч упал из полки» – Мяч упал с полки);

г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («Летом я был в деревне у бабушки. Там речка, много деревов, гуси»).

Фонетическое оформление речи у детей с III уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжают наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения).

Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах («Гинасты выступают в цирке» – Гимнасты выступают в цирке; «Топовотик чинит водовот» – Водопроводчит чинит водопровод; «Такиха тет тань» – Ткачиха ткет ткань).

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Таким образом наша работа состоит из нескольких этапов системного воздействия на речь ребенка.

Деятельность логопедической группы предполагает системное воздействие, где каждый из этапов взаимосвязан. Перечислим их: диагностический, коррекционный и оценочно-контрольный.

Во время диагностического этапа (2 недели) каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.

Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения и группой. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизация может быть различной, и зависит от сложности нарушения.

По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап , во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.

Какую же работу выполняет логопед? Это:

  • коррекция звукопроизношения;
  • формирование фонематического восприятия;
  • расширение лексического запаса;
  • развитие грамматической стороны речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • индивидуальный подход к ребенку;
  • совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей .

Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка. В семье ребёнка понимают с полуслова, он не испытывает неудобств, если его речь несовершенна.

Но расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром – важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

Чтобы добиться хороших результатов в преодолении речевых нарушений, нужно понять, что одному логопеду, постороннему для малыша взрослому, в условиях 20–25 минутного жестко регламентированного взаимодействия, сложнее справиться с детским речевым недостатком. Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребёнка наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних логопедических заданий. (Подробнее об этом расскажет Наталья Владимировна)

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных продвижений может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи.

Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Важно, что звучит вокруг ребёнка: какие слова произносятся, каким голосом, с какой интонацией. Важно, как общаются взрослые не только с ребёнком, но и между собой, – ведь это их речь воспринимается, как норма.

Дома чаще читайте. У ваших детей должна быть детская библиотека.

В неё входят произведения К. Чуковского, С. Маршака, Н. Носова, произведения Д. Мамина-Сибиряка, М. Пришвина, Е. Чарушина о животных, стихи Агнии Барто, сказки Братьев Гримм и т.д.

На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.

Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой и эмоциональный контакт.

Конспект родительского собрания. Что такое ОНР?
Учитель – логопед: Носовская М.Г.

  1. Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) 3 уровня.

ОНР – у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Для детей с ОНР характерно наличие развернутой фразовой речи, но с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Отмечаются существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в падежах (взяла с (из) ящика, три ведры (ведра) и т. п.).

Недостаточно умеют образовать слово, особенно, если это выходит за рамки повседневной речевой практики (если хвост – хвостик – просто, то велосипедист – который едет на велосипеде). Для таких детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий (фрукты – овощи, обувь – ботинки), незнание слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: не знают некоторых частей тела, названий профессий и действий, связанных с ними, животных, птиц и др. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам (посуда – миска, окно – стекло, зеркало – стекло). Особенностями связной речи являются нарушения связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжета, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте, бедность и однообразие. Дети испытывают трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры (самолет, снеговик, автобус, пуговица). Нарушено звукопроизношение. Может быть нарушено произношение нескольких групп звуков (до 13-17 звуков).

  1. Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми ОНР -3 ур.

Организация логопедической работы. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня является развитие: понимания речи и лексико-грамматических средств языка; произносительной стороны речи; самостоятельной развернутой фразовой речи; овладения элементарными навыками письма и чтения. Основываясь на «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, предполагается следующая организация логопедической работы.

  1. С 1 сентября по 15 сентября проводится логопедическое обследование детей по параметрам: состояние неречевых процессов: особенности коммуникативной сферы, исследование слухового восприятия, исследование зрительного восприятия, исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.Исследование состояния моторной сферы: состояние общей моторики, состояние мелкой моторики, состояние речевого аппарата, голосовой функции. Состояние мимической и артикуляционной мускулатуры. Состояние звукопроизношения. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза. Обследование звукослоговой структуры слова. Обследование лексического строя языка. Состояние грамматического строя языка. Состояние связной речи. Результаты обследования заносятся в индивидуальную речевую карту ребенка, разработанную в соответствии с программой, с целью определения дальнейшего индивидуального маршрута сопровождения (демонстрация карты).
  1. В программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. В первую половину дня. Индивидуальные занятия. Проводится работа по овладению комплексом артикуляционной гимнастики, направленным на устранение нарушений звуковой стороны речи, по постановке звуков и их автоматизации, а также проводится работа по развитию психических функций (внимание, память и др.). Подгрупповые занятия проводятся с детьми одного уровня речевого развития, для полноценного овладения учебным материалом. Фронтальные (со всей группой) занятия проводятся по формированию фонетической стороны речи, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (знакомство родителей с темами занятий на год). Во вторую половину дня воспитатель 30 минут занимается с детьми по заданию логопеда.
  1. Планируется ведение индивидуальных тетрадей дошкольников для домашних заданий. В них кратко отражается характеристика ребенка, фиксируется комплекс упражнений для речевого аппарата на длительный период. Рекомендуются различные упражнения для коррекции речи в целом.

Родительское собрание в старшей группе для детей с ОНР «Будем знакомы» 21.09.2016г

Родительское собрание в старшей группе для детей с ОНР

«Будем знакомы» 21.09.2016г.

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.

Форма проведения: встреча.

Участники: воспитатель, родители, учитель-логопед.

Вступительная часть. (Поздравление родителей с началом учебного года). Особенности образовательного процесса в старшей логопедической группе (сообщение воспитателя). Ознакомление родителей с целями и задачами МБДОУ на 2016 – 2017 учебный год. Выступление учителя-логопеда «Специфические особенности детей с ОНР». Разное. Выборы состава родительского комитета.

I. Подготовительный этап

Приглашение учителя-логопеда. Подготовка анкет для родителей. Разработка проекта решения родительского собрания.

II. Организационный этап

Родители заходят, рассаживаются произвольно. Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу.

III. Вступительная часть

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе! Ваши детки перешли в старшую логопедическую группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания.

Игровое упражнение «Пожелание»

Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.

Ты катись, веселый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот пожелание скажет нам.

Воспитатель. Для того, что бы нам лучше узнать друг друга, давайте познакомимся. Каждый из нас сейчас назовет свое имя и придумает прилагательное, на первую букву своего имени, которое его характеризует. (Например: Анна –активная и т. д.)

Воспитатель знакомит с целями, задачами на новый учебный год, запланированными мероприятиями с участием родителей. Далее слово предоставляется учителю-логопеду, который рассказывает о своей деятельности в группе.

Воспитатель. Для того, чтобы нам можно было работать в более тесном контакте, мы сейчас с Вами немного поиграем.

Игра « Хвастовство». Каждый из участников должен похвастаться каким – либо качеством или умение своего ребенка. Каждый родитель говорит о своем ребенке. ( Например: мой Миша лучше всех завязывает шнурки и т. д.)

Воспитатель: Вот мы узнали ваших детей немного ближе.

IV. Особенности образовательного процесса в старшей логопедической группе.

1. Сообщение воспитателя

Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения, об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий).

2. Обратная связь с родителями

Родители задают интересующие их вопросы, высказывай предложения по улучшению качества образовательного процесса.

Ознакомление родителей с целями и задачами МБДОУ на новый учебный год.

V. Выступление учителя-логопеда «Специфические особенности детей с ОНР».

Игра «Пожелания». (Конверт, листы бумаги А5 каждому участнику).

Воспитатель: Я прошу Вас сложить в этот конверт Ваши пожелания, каким каждый из вас хочет видеть своего ребенка по окончании детского сада.

Каким качеством Вы хотите наградить своего ребенка или воспитать в нем? Чего, по вашему мнению, не хватает вашему ребенку?

VI. Выборы состава родительского комитета

    Работа родительского комитета группы регламентируется документом «Положение о родительском комитете муниципального дошкольного образовательного учреждения».

Родителям предлагается обсудить кандидатуры. Родительские голоса подсчитываются, оглашаются результаты, проходит обсуждение персонального состава родительского комитета группы. Прямым голосованием родительский комитет утверждается.

Вывод. В любой команде очень важны понимание, добры отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимна терпимость.

Родителям предлагается заполнить анкету (см. приложение №2).

VIII. Заключительная часть

Всего доброго. Спасибо за сотрудничество!

Решение родительского собрания:

Председателем родительского коллектива группы избрать: Утвердить родительский комитет в следующем составе: Принять к исполнению правила для родителей. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи — созданию благоприятных условий для образования детей в сложившемся коллективе.

Анкета для родителей

Считаете ли Вы необходимой совместную работу д/с и семьи _____________________________________________________ Какие проблемы воспитания ребенка Вы хотели бы обсудить с педагогами ДОУ? _____________________________________________ Испытываете ли Вы трудности в общения воспитателями? ____________________________________________________________ Каковы причины этих трудностей:

    недостаток знаний неумение вступать в диалог излишняя застенчивость, робость непонимание воспитателя

другие________________________________________________________ Какие мероприятия вы могли бы провести для своих детей совместно с воспитателями? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Готовы ли вы участвовать в мероприятиях, которые предлагает коллектив ДОУ? _______________________________________________ Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшней встречи? __________________________________________________________________________________________________________________________

Речевое развитие дошкольника

как приоритетная задача ФГОС ДО,

создание педагогических условий.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества

В этом возрасте дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения – создание и воплощение замысла – начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.

Родительское собрание как форма организации работы с родителями по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста

Как бы ни был хорош детский сад, насколько бы квалифицированные специалисты там не работали, основным фактором, определяющим особенности развития ребенка, была и остается семья. Чтобы родители могли успешно способствовать коррекции речевых нарушений ребенка им необходима поддержка со стороны педагогов ДОУ и желание помочь своему малышу. Материалы родительского собрания “Что нужно знать родителям о проблемах речевого развития детей?” помогут педагогам и родителям в решении речевых проблем детей дошкольного возраста.

Материалы родительского собрания

“Что нужно знать родителям о проблемах речевого развития детей?”

Цель: педагогическое просвещение родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста

План проведения:

  1. Вступительное слово.
  2. Причины задержки речевого развития.
  3. Проблемы речевого развития дошкольников.
  4. Речевая азбука для родителей и дошкольников (советы логопеда).
  5. Педагогическая шкатулка.

1. Из толкового словаря: речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

2. Овладение речью – сложный многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат достигли определенного уровня развития.

Для того, чтобы у ребенка появилась – а в дальнейшем и развивалась – речь, необходима речевая среда. Кроме того, важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью.

Многие родители считают, что у их малыша созданы все необходимые условия для развития, но почему же, какие-то проблемы все-таки возникают. Понятно одно – “какие-то” проблемы с речью – задержка речевого развития.

В идеале к двум годам у ребенка уже приличный словарный запас (от 100 до 300 слов), он активно строит предложения из двух-четырех слов, употребляет различные части речи. Иногда речь отсутствует вообще, либо словарный запас очень мал.

Для внимательных родителей диагноз “задержка речевого развития” ставят малышам до трех лет. Кроме очевидных социальных причин такой задержки (с детьми просто никто не общается столько, сколько это необходимо для полноценного развития), причины могут быть и соматические. Ребенок может какое-то время отставать в речевом развитии, если у матери было неблагоприятное течение беременности или родов (например, гипоксия или асфиксия плода, стремительные или затяжные роды). Если в первые годы жизни малыш часто болел, имел сниженный иммунитет или хронические заболевания, значительно отстает от сверстников по весу, росту или показателям моторного развития – тоже попадает в группу риска по ЗРР. Черепно-мозговые травмы и серьезные интоксикации также влияют на развитие речи.

3. Задержка речевого развития у ребенка – это отставание от нормы речевого развития детей в возрасте до четырех лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи, так же как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

К сожалению, задержка речевого развития иногда является залогом речевых проблем и в более старшем возрасте, но даже в этом случае раннее начало занятий с ребенком, если и не решит все его проблемы, то, как минимум смягчит проявление речевых недостатков в будущем.

ОНР – общее недоразвитие речи. Это совсем не диагноз, а скорее логопедическое заключение. Недоразвитие речи может быть у любого ребенка. В целом, ОНР представляет собой нарушение всех компонентов речи – фонетики, грамматики, лексики: нарушена слоговая структура слов (ребенок переставляет слоги “коломо” вместо “молоко”, “титики” вместо “часики”), неправильно произносятся звуки (не один-два, а пять, десять, двенадцать). ОНР бывает трех уровней.

1 уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или 1-2 сильно искаженных предложения.

Основной контингент дошкольников в группах ОНР составляют дети с 2 и 3 уровнями речевого развития.

На 2 уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют.

Наиболее распространен у детей 5-6 летнего возраста с ОНР 3 уровень речевого развития. Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.

Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.

Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводу недоразвития речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Так же от развития речи зависит и развитие познавательных процессов ребенка: память, мышление, внимание, воображение.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Чем же мы взрослые можем помочь детям, имеющим различные речевые нарушения?

4. Советы логопеда.

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь не приемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как “детские”, так и “взрослые” слова (Это машина – би-би. А вот собака – ав-ав!). Контролируйте речь малыша, не позволяйте говорить быстро.
Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно знакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок растет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи дошкольников. Научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!)

Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать “жестовую” речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

“Золотая серединка” – вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный.

Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, – прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

Леворукость – это не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.

Мелкая моторика – так обычно называют движение кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть это будет массаж пальчиков, игры типа “Сорока, сорока”, затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.

Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.

Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) небо, которое отрицательно влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова – после 2 лет, фраза – после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения – заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

ВНИМАНИЕ, родители! Чем раньше будет начата работа по преодолению речевых нарушений у детей, тем эффективнее будут результаты!

5. Педагогическая шкатулка.

Памятка для родителей.

Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию ряд игр, которые можно использовать для развития речи детей!

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Определение звучания игрушек. Возьмите 3 – 5 звучащих по – разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, пищащие и заводные игрушки :), предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (3-5 метров), поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и указать на звучащую игрушку (назвать) (воспроизвести ее звучание.

  • Определение голосов членов семьи, птиц, животных.
  • Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машины, трамвай, дождь:)
  • Перемещение предметов по заданию, например, взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, под шкаф :)
  • На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать Вам сразу 2 предмета. В дальнейшем задание можно усложнить: попросите подать одновременно 4 предмета и т.д.
  • Повторение сочетаний звуков и слогов: А,У,И, А-У, А-И, О-А, ТА, ПА, ТА-ТА, МА-МА-МА, ТА-МА-СА и т.д.
  • Повторение слов, словосочетаний, небольших предложений. Для усложнения: ребенок стоит спиной к говорящему и повторяет за ним все словосочетания, сохраняя их количество и порядок.

Дыхательные и голосовые упражнения

  • Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, ватку:.
  • Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы и длины, стараясь сдвинуть их с места
  • Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике, тарелке, миске с водой
  • Надувать резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, дуть в дудочку, свистульку.
  • Надувать мыльные пузыри

– для лица: надуть щеки, сделать лицо веселое, удивленное:

– для губ: выпячивание губ трубочкой, щелконье плотно сжатыми губами

– для языка: показать широкий и узкий язык, облизывание верхней и нижней губы, движение языком вправо и влево, пощелкивание языком (“лошадка”)

Развитие правильного звукоподражания

Звуковое подражание: укачиваю ребенка (а-а-а), гудит паровоз (у-у-у), плач ребенка (уа-уа-уа), крик в лесу (ау-ау)

Подражание голосам птиц, животных (мяу, му, ква, пи-пи, га-га)

Подражание звукам транспорта (би-би, тук-тук, тик-так)

Упражнения на развитие мелкой моторики

Перебирание крупы, гороха, фасоли, выбирая мусор, испорченные зерна.

Разложить пуговицы по величине, цвету, форме:

Разобрать монеты по величине.

Надевать и снимать перчатки, рукавички.

Нанизывать на толстую нитку, проволоку бусинки, ягоды рябины.

Работа с пластилином, карандашами, кистью. Конструирование.

Игры со сказками

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

“Отгадай название сказки”

Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Сивка: Заюшкина: Конек: Гадкий: Мороз: Царевна: Гуси: Мальчик: Красная: Крошечка: Дюй: Цветик:
Аленький: Золотой: Бременские: Доктор:

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка “Лиса и заяц”).
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка “Репка”).
Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка “Гуси – лебеди”).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка “По – щучьему веленью”).
Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( “Сказка о рыбаке и рыбке”).

Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.

Игра с мячом “Скажи наоборот”.

Зима – лето, Жара – холод, Правда – ложь, Богач – бедняк, Горький – сладкий, Полезный – вредный:

“Волшебная палочка феи Словарины”

Для игры необходима “волшебная” палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.
Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.
Дом – домик – домище, Мост – мостик – мостище, Дождь – дождик – дождище, Кот – котик – котище:

Желаем приятного досуга!

Литература

  1. О.В. Елецкая, Е.Ю. Вареница День за днем говорим и растем. – М., ООО “ТЦ Сфера”, 2005

Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Школа-России»).

Скачать:

Вложение Размер
programma_uchitelya-logopeda.docx 71.49 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты- Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа имени В. Г. Подпругина с. Троица»

по коррекции нарушений устной и письменной речи

Уровень образования (класс): начальное общее, класс 1-4

Южакова Наталья Григорьевна,

учитель начальных классов,

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Школа-России»).

Рабочая программа составлена с учётом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.и Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:

  1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями)
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; (с изменениями и дополнениями)
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015″Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16
  5. Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утвержении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ(с изменениями и дополнениями)
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”.
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи, помощь в успешном освоении программы по русскому языку и чтению обучающимся 1- 4 классов.

Общая характеристика учебного курса

Частичное расстройство письма, в настоящее время достаточно часто встречающееся у детей младшего школьного возраста, обозначают термином дисграфия. По мнению автора, у детей этой возрастной категории наблюдается не столько расстройство письма, сколько трудности в овладении письменной речью.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательных школ не связано ни со снижением слуха и зрения, ни с пропусками занятий по болезни. Часто дисграфия сочетается с дислексией (нарушением чтения). Ошибки чтения и письма не являются постоянными или единичными для конкретного слова. Поэтому один фактор не может быть основой для постановки заключения «дисграфия».

Коррекция дисграфии производится по определенному плану, который учитывает механизм нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии. В процессе коррекционного обучения наряду с общими задачами логопедии должны решаться также частные задачи:

— формирование фонематического восприятия;

— формирование навыков фонематического анализа и синтеза;

— формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;

— формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза;

— формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях;

— развитие пространственно-временной ориентации;

— развитие зрительного и слухового восприятия;

— развитие связной речи;

— развитие процессов чтения и письма.

Одной из главных задач логопеда, работающего с детьми-дисграфиками, является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого зависят методы и продолжительность обучения.

Процесс коррекции дисграфии тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися правил грамматики.

Учитывая, что дети с дисграфией отстают в письме с первого класса, необходимо начинать работу по устранению нарушений письменной речи с начала второго учебного года (2-го класса) по Программе 1-4.

Необходимо отметить, что отсутствие в настоящее время коррекционной программы для детей с нарушением письма и чтения, а также недостаточное количество методических разработок и практических пособий осложняют работу логопедов и позволяют говорить об актуальности данной проблемы. Предложенная автором программа коррекционной работы с детьми, страдающими дисграфией, состоит из разделов, каждый из которых посвящен одной из форм дисграфии:

— дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания;

— дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза;

Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, включение игровых моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение физминуток. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей.Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма проводится на уровне:

Курс коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем разделам русского языка (фонетике, лексике, грамматике, развитию речи).Дети, зачисленные на занятия к логопеду, наряду с «логопедическими» темами, изучаемыми на коррекционных занятиях, закрепляют знания, полученные в классе: графическое оформление предложений, правописание имен собственных, правописание гласных в корне слова и после шипящих Ж-Ш-Ч-Щ-Ц, правописание ЧН-ЧК, употребление Ь. Последняя тема изучается на занятиях во время знакомства с мягкими и твердыми согласными, так как является частью программы по изучению твердых и мягких согласных и дифференциации этих звуков на письме.

При подборе лексического материала учитывается знание детьми таких понятий как «часть речи», «грамматические формы рода, числа, падежа» и т.д. Кроме того, дети изучают различные по цели высказывания предложения; знакомятся со строением и основными признаками текста; изучают морфологическое строение слова; строят словосочетания и предложения и т.д.

Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» – курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Распределение учебных часов по годам обучения для обучающихся по программе НОО

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: