Родители и логопед – партнеры

“Родители и логопед – партнеры”

Речь Вашего ребенка намного отличается от речи сверстников?

В первую очередь необходима консультация специалистов. Вам помогут педиатр, психиатр, невролог, логопед,психолог. Возможно, понадобится посетить сурдологопеда, окулиста, эндокринолога, врача – генетика.

Когда следует обратиться за помощью? Если возник такой вопрос, скорее всего, Ваша тревога обоснована – нужно было сделать это еще Вчера!

Вы не только решили обратиться к специалистам, но и сами хотите помочь ребенку.

Для конструктивного подхода в решении проблем Вам предлагается:

– наблюдать за ребенком и фиксировать в « Записной книжке»

его состояние – происходящие с ним изменения, трудности и

– принимать активное практическое участие в речевом развитии

Записная книжка родителей.

Ваши наблюдения помогут оптимально организовать взаимодействие специалистов ( логопеда, психолога, воспитателя, детского психиатра, невролога ) и родителей, выяснить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно – развивающую программу.

Определите, что именно Вас тревожит. Отметьте, что

происходит с ребенком в течение дня. Подчеркните, что

беспокоит Вас в его поведении: вялость, возбужденность,

резкий протест при необходимости отвлечься от какого- то занятия, непослушание.

Вы считаете, что у ребенка речевые проблемы?

Начните с оценки сложившейся ситуации. Внимательно

Прочитайте варианты речевых трудностей и отметьте свойственные Вашему ребенку.

Речевые трудности у детей

  1. 1.Ребенок не говорит совсем.

Отсутствие речи в три года – непросто запаздывание – это сигнал о грубом речевом

Нарушении!

Необходимо срочно обратиться к ЛОГОПЕДУ!

  1. 2.Задержка на стадии называния.

Ребенок называет предметы в конкретной ситуации ( как правило, только под влиянием образца взрослого ), долго

Остается на уровне их обозначения, предложений в речи нет.

В реальном общении с людьми вместо речи – жесты, движения, требовательные возгласы и т. п.

  1. 3.Говорит, как маленький.
  2. 4.Невнятная речь.
  3. 5.Не хочет говорить.
  4. 6.В речи появились запинки.

Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть поставлен диагноз. Родные и близкие ребенка могут помочь в этом специалистам.

Материал с требованиями к оформлению речевых центров

1 Програмный материал по развитию познавательной деятельности.

Развитие сенсомоторной сферы

– Восприятие основных цветов спектра: различение, называние,

Классификация по цвету.

– Восприятие геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник и т.д. Различение, называние, классификация. Сравнение и рядообразование по величине.

– Восприятие пространственных отношений: вверх – вниз, право – лево, впереди – сзади по отношению к себе.

– Восприятие фактуры предметов: твердое – мягкое, гладкое – шероховатое.

– Слуховое восприятие неречевых звуков: различение звучания игрушек

Развитие мышления

– Складывание разрезных картин, фигур, картин на кубиках из 2-4 и более (элементов)

– Классификация объектов по одному признаку.

– Классификация объектов по категориям.

-Исключение предметов («4- й лишний»).

Развитие внимания и памяти

– «Чего не стало?», «Что изменилось?» ( с применением до 6 элементов ) учитывая возраст.

Игры типа «Угадай, что звучит», «Угадай, кто позвал».

Заучивание поговорок, стихов.и.т.д.

Развитие словаря и грамматического строя речи

1 – Набор предметных картинок для понимания и употребления слов. В наборе должны быть представлены разные части речи:

– Существительные ( по возрасту)

– Глаголы: – действия , движения.

. качественные н/р ( высокий, черный, тяжелый и.т.д.)

. притяжательные н/р ( бабушкин, медвежий, птичий и.тд.)

. относительные н/р ( апельсиновый, бумажный пластилиновый и.тд.)

Простые количественные ( один, два, три)

Порядковые: ( первый, второй, третий)

– Предлоги: Н/Р ( птица в клетке, птица на клетке, птица над клеткой, птица под клеткой, птица у клетки, птица перед клеткой, птица за клеткой) и. т.д.

2 Набор предметных картинок для понимания и употребления грамматических категорий.

Рода:

– существительных, например скамейка, дерево, стол;

– прилагательных, например красная ягода, красный шар, красное платье;

Числа:

– существительных, например стол – столы, стул – стулья;

– прилагательных, например красный шар – красные шары;

– глаголов, например идет – идут

3 Набор картинок для выявления способности словообразования.

– Суффиксальным способом, например: гриб –грибок – грибочек, кукла – куколка, дом – домик – домище

– Префиксальным способом, например: шел – подошел – перешел – отошел – пришел – зашел – вышел.

Д/ игры игровые упражнения на развитие словаря, грамматического строя речи.

Для развития связной речи

– Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений

– Серии сюжетных картинок разной сложности для составления рассказов

Читайте также:
Конспект занятия Творческий пересказ рассказа ‘Мой город Клин’

– Сюжетные картинки для составления рассказов

Дидактический материал по обучению грамоте

– для обозначения гласных звуков – красные кружки;

– для обозначения согласных твердых звонких звуков –синие кружки с наклеенными колокольчиками;

– для обозначения согласных твердых глухих звуков – синие кружки без колокольчиков;

– для обозначения согласных мягких звонких звуков –зеленые кружки с колокольчиками;

– для обозначения согласных мягких глухих звуков – зеленые кружки без колокольчиков

– Карточки для нахождение места звука в словах;

– Схемы разбора предложений

– Буквы гласные, согласные ( на каждого ребенка)

– Тетрадь в крупную клетку ( для выполнения письменных работ, под руководством взрослого ребенок учится читать и писать печатными буквами короткие слова и предложения)

Печатаем гласные буквы кранной пастой, согласные синей пастой (а не простым карандашом)

– Для выполнения звукового анализа ( карточки – картинки на каждого ребенка)

Карточки – картинки позволяют детям определить количество звуков в словах т.е. ( количественный анализ), определить последовательность звуков в словах, определить место звука в словах: ( начало, середина, конец)

-Демонстрационный материал ( для воспитателей карточки – картинки для звукового анализа)

– Раздаточный материал – для развития фонематического представления Н/Р ( отобрать картинки, в названии которых

Есть 3, 4, 5 звуков

Д/игры и игровые упражнения, предметные и сюжетные картинки для развития звукослоговой структуры слов.

Д/материал для автоматизации и дифференциации звукопроизношения

Д/игры по обучению грамоте.

Д/игры с буквами (см. сборникЗ.Е.Агронович)

Наборы карточек, игр по преодолению дисграфии ( все возрастные группы).

Д/игры и игровые упражнения по ЗКР ( все возрастные группы)

Подбор диагностического материала по обследованию речи детей

РОДИТЕЛИ И ЛОГОПЕД – ПАРТНЁРЫ

Разработка приложения

Построение физической модели

Параметры каждой таблицы базы данных указаны ниже.

«client»

Имя поля Ключевое поле Обязательное поле Тип данных Размер поля Подпись поля
Inn_cl Да Да Текстовый Номер клиента
Dengi Нет Нет Текстовый Деньги
Nam_pr_t Нет Нет Текстовый Намерение преобр товра

«personal»

Имя поля Ключевое поле Обязательное поле Тип данных Размер поля Подпись поля
Inn_p Да Да Текстовый ИНН поставщика
Fam Нет Нет Текстовый Фамилия
adres Нет Нет Текстовый Адрес
Dolzn Нет Нет Текстовый Должность
Name Нет Нет Текстовый Имя
Otchestvo Нет Нет Текстовый Отчество
Oklad Нет Нет Текстовый Оклад
otch Нет Нет Текстовый Отчет
Имя поля Ключевое поле Обязательное поле Тип данных Размер поля Подпись поля
Naz_p Да Да Текстовый Название поставщика
Telephon Нет Нет Текстовый Телефон
fam Нет Нет Текстовый Фамилия
Name Нет Нет Текстовый Имя
Otches Нет Нет Текстовый Отчество
tovar Нет Нет Текстовый Товар
Имя поля Ключевое поле Обязательное поле Тип данных Размер поля Подпись поля
Id_nom Да Да Числовой Длинное число Идентиф номер
Naim_tov Нет Нет Текстовый Наименование товара
kolich Нет Нет Текстовый Количество
Stoimost Нет Нет Денежный Стоимость
Inn_p Да Да Числовой Длинное число Длинное число
Inn_cl Да Да Числовой Длинное число Длинное число
Data Нет Нет Текстовый Дата
Nazv_org Нет Нет Текстовый Название организации
Имя поля Ключевое поле Обязательное поле Тип данных Размер поля Подпись поля
Nom_n Да Да Числовой Длинное число Номер накладной
Naom_tov Нет Нет Текстовый Наименование товара
Kolich Нет Нет Текстовый Количество
Stoimost Нет Нет Денежный Стоимость
Data Да Да Текстовый Дата
Inn_p Да Да Числовой Длинное число ИНН поставщика
Naz_p Нет Нет Текстовый Название поставщика

Для удобства использования базы данных «Продавец магазина» необходимо создать формы приложения. Для этого создадим формы для составленных запросов и таблиц, а также объединим созданные формы в единое приложение

Форма «Договор». Данная форма строится с помощью встроенного в Microsoft Access мастера форм по созданной ранее таблице «Чек(chek)». Но не выводится информация о коде билета и состоянии. Внешний вид формы «Продажа» в конструкторе и в режиме формы после некоторых преобразований показан на рисунках 2.3 и 2.4 соответственно.

Рисунок 2.3. Запрос по форме “Договор”

Форма «chek» строится с помощью встроенного в Microsoft Access мастера форм по созданному заранее запросу. Внешний вид формы в конструкторе и в режиме формы после некоторых преобразований показан на рисунках 2.6 и 2.7 соответственно.

Кнопка «Добавить запись» позволяет поместить текущую запись в таблицу «chek».

Читайте также:
Использование основ экологической культуры в коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ

Рисунок 2.6. Вид формы «Чек» в режиме конструктора

Рисунок 2.7. Вид запроса «Чека»

Рисунок 2.8 запрос по базе данных “Чек” и “Клиент”

Рисунок 2.9 Отчет по данному запросу

Рисунок 2.10 Отчет по данному запросу путем добавления новых данных.

После создания всех нужных форм и отчетов можно приступить к разработке приложения. Приложение СУБД Access разрабатывается как комплекс взаимосвязанных объектов. Наиболее часто приложения СУБД Access используют интерфейс в виде кнопочной формы, соответствующей меню и подменю предоставляемых функций обработки, а также специальные панели инструментов. Для построения кнопочной формы приложения следует разработать иерархическую структуру взаимосвязи объектов базы данных. На рисунке 2.11 представлена схема приложения.

Рисунок 2.11 Иерархическая структура приложения

Для построения кнопочной формы служит Диспетчер кнопочных форм. В нём необходимо создать форму: «Отчёты» (рис 2.12), на которой расположены переходы на ранее созданные нами отчеты.

Рисунок 2.12 Вид кнопочной формы

Рисунок 2.13 Окно параметров запуска приложения.

После определения всех параметров приложение создано.

Заключение

В ходе работы над данным курсовым проектом была изучена предметная область «АРМ Продавца магазина», освоены принципы создания информационной системы, созданы информационная система для заданной предметной области и пользовательский интерфейс для этой системы. Созданная база данных позволяет в минимальные сроки произвести максимум обработки данных. Она легка в использовании, благодаря удобному интерфейсу.

Создание базы данных проведено с использованием СУБД Access. В ходе разработки базы, были задействованы все основные средства управления и отображения информации (таблицы, запросы, формы, отчёты).

Созданная база данных удобна в использовании имеет простой графический интерфейс. При создании интерфейса использовался встроенный язык программирования VBA, язык поисковых запросов SQL.

Основные запросы составлялись с использованием графического языка программирования QBE.

В дальнейшем предполагается развитие базы данных перевод ее на MSSQLServer.

Список литературы:

1. Абанина А.В., Бурлак Г.Н., Волков С.И. Волосков Н.И. Дипломное и курсовое проектирование по машинной обработке экономической информации. Под редакцией Тельнова Ю.Ф., М., «Финансы и статистика», 1985. 239с.

2. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных. – 7-е изд. М.-С-Пт.- Киев.: Вильямс. 2001. 1072с.

3. Карпова Т. Базы данных. Модели, разработка, реализация. /Учебник. Из-во «Питер», 2001. – 303 с.

4. Лобова О.Е. Базы данных. Курс лекций. Сочи. Учебные материалы. 2005.

5. Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. – М.: «Финансы и статистика», 2000. – 239 с.

6. Острейковский В.А. Информатика: Учебник для вузов. М., 2000

7. Петров В.Н. Информационные системы/Учебник. С-Пт.Из-во «Питер». 2002, 687с.

8. Семенов М.И. Трубилин И.Т.и др. Автоматизированные информационные техн

9. ,0ологии в экономике. Учебник . М.: «Финансы и статистика». 2002. 414с.

10. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А. Тельнов Ю.Ю. Проектирование экономических информационных систем. Учебник, М, «Финансы и статистика», 2002 г.

11. Ульям Джеффри., Уидом Дженнифер. Введение в системы баз данных. М. Из-во «Лори». 2000. 375с.

12. Диго С.М. Базы данных: проектирование и использование /Учебник – М.: Финансы и статистика, 2005.-592 с.

13. Власова В.М. Первичные документы. В 3-х выпусках. – М.: Финансы и статистика, 1995.

14. ГОСТ 19.101-77 ЕСПД. Виды программ и программных документов.

15. ГОСТ 19.103-77 ЕСПД. Обозначение программ и программных документов.

16. ГОСТ 19.401-78 ЕСПД. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению.

17. ГОСТ 19.402-78 ЕСПД. Описание программы.

18. ГОСТ 19.505-79 ЕСПД. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению.

19. ГОСТ 19.701-90 ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила оформления.

20. ГОСТ 34.201-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем.

21. РД 50-34.698-90. Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию и оформлению документов.

22. Проектирование пользовательского интерфейса на персональных компьютерах. Стандарт фирмы IBM. Под ред. М.Дадашова. – DBS LTD, Вильнюс, 1992.

23. Дж.Джонс. Access 97. Книга ответов. – С.Птб: Изд. “ПИТЕР”, 1998.

24. СУБД MS ACCESS 2.0. Практическое пособие. – М.: ЭКОМ, 1995. – 272с.

Речь Вашего ребенка намного отличается от речи сверстников?

В первую очередь необходима консультация специалистов. Вам помогут педиатр, психиатр, невролог, логопед, психолог. Возможно понадобиться посетить сурдолога, окулиста, эндокринолога, врача-генетика.

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме: «Продукты питания. Посуда»

Когда следует обраться за помощью?

Если возник такой вопрос, скорее всего, Ваша тревога обоснована – нужно было сделать это еще ВЧЕРА!

Вы не только решили обратиться к специалистам, но и сами хотите помочь ребенку.

Для конструктивного подхода в решении проблем Вам предлагается:

· Наблюдать за ребенком и фиксировать в «Записной книжке» его состояние – происходящие с ним изменения, трудности и достижения;

· Принимать активное практическое участие в речевом развитии ребенка.

Ваши наблюдения помогут оптимально организовать взаимодействие специалистов и родителей, выявить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно-развивающую программу.

· Определите, что именно Вас тревожит. Отметьте, что происходит с ребенком в течении дня. Подчеркните, что беспокоит Вас в его поведении: вялость, возбужденность, резкий протест при необходимости отвлечься от какого-то занятие, непослушание.

· Вы считаете, что у ребенка речевые проблемы? Начните с оценки сложившейся ситуации. Внимательно прочитайте варианты речевых трудностей и отметьте свойственные Вашему ребенку.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Логопедический проект “Логопед и родители -партнеры”
проект на тему

Скачать:

Вложение Размер
proekt_logoped-roditeli.docx 30.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Логопед и родители – партнеры»

Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах развития речи ребенка – дошкольника.

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией.
При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей. Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.

В ходе коррекционно-образовательного процесса необходимо:

  • помочь родителям понять, как важно своевременно и правильно формировать речь детей,
  • разъяснить и показать им, в чем состоит суть взаимоработы логопеда, воспитателя и родителей,
  • подчеркнуть единство требований к ребенку-логопату, необходимость закрепления достигнутых на занятиях результатов.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-образовательном процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители,воспитатели.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции проблем речевого развития детей – логопатов.

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  • заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим уголком «Советы логопеда»
  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
  1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по корреции речевых недостатков детей в домашних условиях.
  2. Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического уголка «Советы логопеда»
  3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Эффективность данных результатов

положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.

положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.

положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов

благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

  • Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
  • Создание рабочих групп по интересам.
  • Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
  • Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
  • Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1 ). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах развития речи у детей с ТНР, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2 этап — основной (практический).

  • разработать систему педагогических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

Средства и методы проекта :

  • проведение семинаров-практикумов, круглых столов; мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой.
  • проведение индивидуальных консультаций для родителей с детьми (по необходимости);
  • создание информационно-методического уголка «Советы логопеда»
  • Сбор и изучение информации (использование медиаресурсов сети Интернет).
  • подготовка отчета о работе и оформление результатов работы (презентации, публикации и т.п.)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли первых «учителей» своих детей в обучении и воспитании.

3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
  • Проанализировать эффективность коррекционно-образовательной работы с детьми и просветительской работы с родителями.
  • Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов на заседаниях методических объединений.

Сотрудничество логопеда и семьи в современных условиях

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 04.07.2014

Статья просмотрена: 1481 раз

Библиографическое описание:

Лукашевич, В. А. Сотрудничество логопеда и семьи в современных условиях / В. А. Лукашевич. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 201-204. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5970/ (дата обращения: 18.01.2022).

С первых дней рождения общение становится для человека основной формой его жизнедеятельности. Фундаментом формирования общения ребенка с окружающим миром вступает определенный уровень развития сенсорных и моторных процессов в их тесной связи с развитием речи. Этапы развития общения у нормально развивающего ребенка и ребенка с отклонениями идут в соответствии с одними и теми же закономерностями, но если эти закономерности нарушаются, речевая система ребенка формируется непоследовательно, и, как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведет к речевой патологии, исправить которую может только логопед, опираясь на помощь и поддержку родителей. Семья — первая ступень овладения ребенком родным языком — средством и источником эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

Еще Л. С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье. Где с первых дней рождения ребенка происходит полноценное развитие его личности, его социализация.

В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 18, п. 1). Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Сегодня проблема заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников образовательных учреждений, в том числе и логопедов.

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации, высокой занятости родителей бытовыми, а чаще всего финансовыми проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Отсутствие живого общения, это катастрофа подрастающего поколения.

Поэтому в последние годы резко увеличилось количество детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями. Доля детей с речевыми дефектами различной степени тяжести в массовых группах ДОУ составляет около 65 %. Это статистика соответствует общероссийским показателям (О. В. Бачина, В. А. Калягин, О. А. Степанова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др.).

Данный факт обуславливает необходимость оптимизации коррекционно-развивающей работы учителя — логопеда в общеобразовательных учреждениях. Известно, что успех коррекционно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с речевой патологией во много зависит от слаженности в работе педагогического коллектива и семьи воспитанников.

Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» своих сверстников, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при оказании квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с нарушением в развитии речи. Необходима разработка и внедрение в практику дошкольных организации эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями) с целью ее активного включения в процесс воспитания и создания на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала изолированно от семьи. Полностью принимала на себя проблемы обучения, воспитания детей, недооценивала роль семейного воспитания. В настоящее время психолого-педагогические исследования доказывают необходимость осознанного включения родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка.

Многие, из родителей часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической работы. Проблема формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с речевыми нарушениями на современном этапе актуальна.

Сотрудничество педагогов, родителей на основе принципов партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости — важнейшая проблема современной образовательной ситуации.

В основе современного взгляда на взаимодействие с семьей заложен приоритет семейного воспитания. Новизна этих отношений выражается в мотивации, сотрудничестве, взаимодействии. Необходимо обновить и систематизировать эффективные подходы, формы, принципы с учетом изменившейся ситуации.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно — сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

На актуальность данного направления указывает и то, что с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009г.) изменяется форма и структура образовательной программы ДОУ и согласно пунктам 2.11, 2.12 в общий объем обязательной части Программы включается время (примерно от 2 до 3 часов) на взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ и коррекционно-образовательной.

Для организации коррекционно-логопедической работы с семьями необходимо знать их особенности, а также трудности, с которыми им приходиться сталкиваться. Например, в психологии еще не до конца сформировалось представление о роли родителей в этом процессе, их психологической готовности к взаимодействию с ребенком, имеющим речевые нарушения. Как правило, чем сложнее нарушения в развитии, чем чаще родители не могут принять сведения об их наличии у ребенка. Легкие же речевые нарушения часто не вызывают беспокойства у родителей, которые связывают как правило с возрастными особенностями, в сущности не владея знаниями о возрастных нормах развития речи. В настоящее время имеется большое количество изданий, связанных с вопросами семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи. Часть из них хорошо зарекомендовала себя в течение длительного времени, некоторые источники не так известны, хотя представленный в них материал может эффективно использоваться логопедами, педагогами ДОУ и школ при организации взаимодействия с семьей.

Содержание работы с семьей по своей сути очень специфично, оно постоянно меняется под влиянием экономических, социокультурных и др. трансформаций в обществе. Сегодня семья рассматривается не как носитель социальной функции, а как субъект, имеющий собственное отношение к воспитательно-образовательной, коррекционной деятельности и к собственному месту в этой деятельности. Поэтому очень важно ориентироваться в работе с семьей на субъект-субъектное межличностное общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи в коррекционно-педагогическом просвещении и консультировании.

К основным задачам сотрудничества логопеда и родителей относятся формирование у них мотивации к коррекционной работе с детьми, разъяснения, как правильно развивать речь детей, поддерживать и закреплять речевые умения и навыки, полученные на логопедических занятиях в дошкольных учреждениях.

Формы работы с семьей многогранны. Выделяют традиционные формы — индивидуальные беседы, сбор анамнестических данных, анкетирование, заочные консультации, выступление на родительских собраниях, организация библиотеки для родителей, открытые логопедические занятия; а также и современные — фотосессии, индивидуальный видео-журнал ребенка, выпуск газет для родителей и детей с видео приложением, оформление шпаргалок и буклетов для родителей, страничка логопеда на сайте ДОУ. Применение традиционных и новых с привлечением инновационных форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений. Все эти формы хорошо себя зарекомендовали в логопедической практике, и получают положительные отзывы. Родители, как правило, включаются в работу, но предпочитают быть «ведомыми». А результат возможен только в том случае, если все участники педагогического процесса, имея общую цель, будут не только действовать согласовано, но и проявлять инициативу. Только такое совместное взаимодействие окажет влияние на коррекцию речевых нарушений и общее развитие ребенка.

Специалистам образовательных учреждений необходимо обладать собственными профессионально компетентными представлениями о содержании различных видов помощи родителям, а также о формах, методах ее оказания, всесторонне изучать семью, отслеживать результаты и вносить необходимые изменения.

При всем разнообразии форм проведения работы с родителями главными остаются следующие принципы: систематичность проведения работы; целевое ее планирование; ориентированность на конечную цель; учет родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия.

Активизация эмоционального, воспитательного, реабилитационного потенциала семьи и включение ее как полноправного партнера в коррекционо-образовательный процесс помогают решить важную проблему успешной интеграции и социализации нестандартного ребенка в обществе.

1. Стреблова Е. А.. Закрепина А. В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. 2005. № 1.

2. Хватцев М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей. М., 2001

3. Работа учителя — логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. / Под ред. Л. С. Вакуленко. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2012

Родители и логопед – партнеры

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.

Бесплатные занятия с логопедом

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.

Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

1. ПРИНЦИПЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.

Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Перед учителем-логопедом и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.

Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

сотрудничество – учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;

индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;

непрерывность и эффективность обратной связи – осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;

комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:

· Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

· Объединить усилия для развития и воспитания детей;

· Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

· Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

· Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

· Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

1.3. Направления работы педагога с родителями

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Основными направлениями логопедической работы с родителями являются:

В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:

· Ознакомление с результатами логопедического обследования.

· Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития.

· Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.

· Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях.

· Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств.

· Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.

· Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения.

· Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Коррекционно-обучающая работа предполагает:

· Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства.

· Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия.

· Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.

· Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.

К мониторинговой работе относится:

· Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.

· Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы.

· Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.

· Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.

· Анализ качества двухстороннего сотрудничества.

Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:

Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями

· Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!

· Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!

· Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

· Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

· Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!

· То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

· Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сама проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат – это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей – важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

Ламинированные картинки

Статья посвящена интенсификации обучающего процесса в группах дошкольных образовательных учреждениях.

Ламинированные картинки в работе учителя-логопеда

Я — практикующий учитель-логопед. Работаю в обычном московском дошкольном образовательном учреждении.

Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что учебные пособия либо дорогие, не соответствуют той или иной теме занятий, либо очень быстро изнашиваются в детских ручках.

При желании, неформальном отношении к делу и располагая минимумом времени, подходящие пособия можно «соорудить» своими руками.

Картинки подходящего сюжета и размера можно просто нарисовать, а можно напечатать на компьютерном принтере. Далее картинки ламинируем или самостоятельно оклеиваем их с обеих сторон прозрачной клейкой плёнкой, которая продаётся в любом хозяйственном магазине. Теперь на картинках можно рисовать фломастером и стирать дорисовки тряпочкой. Таким образом, мы получили картинки многоразового и многофункционального использования.

Вот несколько примеров из моей практики, которые показали себя весьма эффективными. Предлагаемые задания рассчитаны на детей разных возрастов (от 2 до 7 лет) и уровней речевого развития.

Например, картинку «Улитка» использую на этапе закрепления звука. Ребенок ставит фломастер на середину «Улитки» и протягивает звук, правильно его произнося, как можно дольше, стараясь добраться до хвоста (наподобие игр типа «лабиринт»).

Так же можно называть и слоги или слова. Фломастером ведём по линии, четко попадая по ней, или между линий, стараясь не задевать их, а вести точно по «дорожке». Задания можно разнообразить и усложнить при помощи стихов, чистоговорок, скороговорок.

На иллюстрации «Дети» помимо основного задания: «Дорисуй детей», «Чего у них не хватает?», «Как можно украсить платье девочки? Костюм мальчика?» Использую задания на развитие пространственных представлений: «Нарисуй домик слева от девочки», «Нарисуй дерево справа от мальчика», «Что может находиться над детьми?», а «Что под ними?»

Картинку «Бабочки» чаще всего я использую для закрепления или уточнения представлений о геометрических фигурах: «Укрась крылья бабочек кругами, овалами и т.д.» (Кстати, это можно сделать с помощью цветного пластилина). «На двух правых крыльях нарисуй синие квадраты, а на двух левых — желтые прямоугольники».
Ребенок во время выполнения задания развивает речевое внимание, цветовосприятие и пространственные термины.

Во время рисования можно сделать паузу, использовать пальчиковую гимнастику: «Покажи, как летает бабочка, как ползает улитка». Рассказали стишок, спели чистоговорку – пальчики отдохнули.

Такие картинки не надоедают детям, можно легко стереть ошибку, начать заново. Каждый раз получается новый «шедевр», каждый раз ребенок придумывает все более интересные и сложные узоры для крыльев бабочки или панциря черепахи. Может и сам придумать рисунок-заготовку.

В конце работы надо обсудить с детьми: что удалось хорошо, что можно доработать. Можно составить небольшой рассказ по картинке, придумать историю, сказку или, в зависимости от возраста детей, просто закончить, начатое педагогом, предложение.

На таких иллюстрациях можно не только много раз рисовать и стирать, но и, как я отмечала выше, использовать пластилин, который так же легко снимается стекой. Использую и работу со шнурком, изгибая его по контуру. Или дополняя узор, выкладываем его пуговицами, счетными палочками, геометрическими фигурами из набора «Учусь считать».

Замечено, что работа с такими ламинированными картинками удобна и интересна. Их легко изготовить и просто использовать.

Подводя итоги можно сказать, что ламинированные картинки дают следующий эффект:

коррекционно-образовательный:

  • обучение правильному укладу пальцев рук при рисовании;
  • закрепление представлений о геометрических фигурах;

коррекционно-развивающий:

1) развивитие воображения, зрительной памяти, внимания к деталям, ориентировки в
пространстве;
2) обогащение словарного запаса, развиватие речи, развиватие творческих способностей;

коррекционно-воспитательный:

1) воспитание любви к природе;
2) аккуратность при работе.

Логопедическое пособие «Речевичок»

Терёхина Елена Александровна,

МАДОУ детский сад № 133 города Тюмени

Логопедическое пособие «Речевичок»

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;

– развитие и совершенствование грамматического строя речи;

– автоматизация звуков в речи;

– развитие зрительного гнозиса;

– учить устанавливать логические связи между предметами;

– развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;

– развитие навыков связной речи;

– развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;

– развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

– развитие мелкой моторики.

Основная работа учителя – логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

Пособие «Речевичок», соответствует системно-деятельному подходу, доступное и безопасное. Альбом на липучках помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.

В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 3 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.

«Речевичок» может быть использован воспитателями на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Этот факт очень важен, потому что учитель – логопед имеет возможность рекомендовать закрепление определённых речевых умений и помочь в подборе наглядного материала (взаимодействие с воспитателями и специалистами детского сада).

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.

Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.

Ниже приводятся примеры использования пособия «Речевичок».

Игра «Приклей сам цветы и бабочки»

Цель: обучение и закрепление цвета, развитие мышления, развитие концентрации зрительного внимания.

Ребенку нужно найти по цвету картинку и приклеить к домику или цветку.

Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Какая картинка лишняя?», «Кто-что?», «Составь предложение».

Игра «Какие фрукты и ягоды ты знаешь?»


«Какие овощи ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по темам «Овощи, Фрукты и ягоды», соотнесение картинки с тенью. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Назови ласково». «Какой-какая?», «Какая картинка лишняя?», «Разложи по корзинкам».

Игра «Каких диких и домашних животных ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по лексическим темам «Дикие и домашние животные», «Животные тёплых стран». Закрепление навыков нахождения предметов по заданному силуэту, развитие зрительного восприятия. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Назови ласково», «Посчитай животных», «Накорми животных», «Большой – маленький», «Четвёртый лишний», «Составь предложение».

Игра «Сосчитай сам!»

Цель: обучение и закрепление счёта до 10. Закрепить порядковый счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развитие логического мышления.

Игра «Налево – направо»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Разложить картинки. Составление предложения. Например: Танк едет направо. Самолёт летит налево. Ребёнок считает предметы (один самолёт – два самолёта). Можно поиграть «Кто лишний?»

Игра «Домики»

Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука в словах, дифференциация звуков.

На дым выкладываются буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [С] и [З], Л-Р, С-Ш, ) называет картинки или подбирают игрушки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно подбирать мягкие и твёрдые согласные, звонкие и глухие.

Игра «Он, она, оно»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Определять существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.

Игра «Подбери орешки»

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, цвете. Развитие зрительного восприятия, наблюдательности. Логического мышления.

«Алфавит»

Цель: обучение алфавиту, определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».

В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, середина, конец).

Игра «Где звук С?», «Где звук Р?»

Цель: развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза определение места звука в слове;

Игра: «Волшебное дерево»

Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».

Ребёнок выкладывает на изображение дерева разных цветов листья, сов, жёлуди, яблоки и т.д. Автоматизация звуков в словах, в словосочетаниях, в предложениях. Закрепление согласования числительных с существительными. Например: одна сова, две совы, ..5 сов. Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблок и т.д.

Игра «Помоги фее», «Какой? Какая? Какое?»

Цель: Развивать навык согласования прилагательного и существительного. Развивать фонематическое восприятие, обогащение словаря. Обучение звуко-буквенному анализу и синтезу.

Игра «Найди картинку со звуком Л и Р»

Цель: Дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи.

Игра «Ромашка»

Цель: Расширение и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи. Соотнесение числа с предметами, закрепление навыков употребления числительных с существительными. Так же можно играть в игры на автоматизацию звуков (1 мяч-2 мяча-5 мячей), игра «Один-много» (мяч-мячи).

Игра: «Помоги белкам собрать грибы»

Цель: соотнесение цифры и числа, развитие мышления и восприятия. Развитие связной речи.

Игра: «Насекомые»

Цель: обогащение словаря по лексической теме «Насекомые», формирование грамматического строя речи (формирование фразы, словоизменения). Согласование числительного с существительными в разных падежах. Закрепление предлогов.

Игра «Дни недели -поровозик»

Цель: закрепление знаний о днях недели и их порядку. Закрепляем цвета.

Игра: «Помоги ослику»

Цель: автоматизация звука Г в словах, обогащение словаря. Развитие мелкой моторики.

Игра: «Самолёт»

Цель: автоматизация звука С в словах, обогащение словаря. Развитие связной речи.

Авторским является само пособие (и некоторые задания к пособию), позволяющее учителю – логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях с детьми.

Вывод: При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятиях.

Работа не прекращается, и я продолжаю совершенствовать свой «Речевичок»

Уважаемые коллеги! Желаю Вам удачи и творческих успехов в работе!

l«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004982

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: