Рисование песком в работе логопеда

Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда

В современном мире всестороннее развитие детей, которое также включает в себя и коррекционно-развивающее обучение, невозможно без использования современных образовательных технологий.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. Эти методы становятся частью общепринятых проверенных временем традиционных технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Одна из таких технологий, применяемая мной в процессе коррекции речевых нарушений, – это частичный перенос логопедических занятий в песочницу . Она оказывает большой воспитательный и образовательный эффект, усиливает желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, развивает тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта». В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – логопедов – речь и моторика. Также совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Песок способствует развитию мелкой моторики рук. Дети более старшего возраста, играя в песочнике, выполняют движения или задания по описанию, собственному опыту или по подражанию, а вот малыши только учатся, и поэтому на первоначальных этапах применяется метод действия «рука в руке».

Игры и задания с песком, используемые мной на логопедических занятиях

«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевна) – положить ладоши на песок, закрыть глазки, почувствовать, какой он на ощупь. Открыть глазки и рассказать о своих ощущениях. Сделать то же самое, повернув ладошки тыльной стороной.

«Необыкновенные следы» – пройтись ладошками по песку, как медвежата (дети кулачками силой надавливают на песок); попрыгать как зайцы (кончиками пальцев дети ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях); проползти как змейки (дети расслабленными (напряженными) пальцами делают поверхность песка волнистой); пробежать как жучки-паучки (дети двигают всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погрузить ладони в песок)).

Различные действия с песком (сжать его в кулачке, а потом разжать; сжать песок, но при этом кулачок приподнять над поверхность песочницы; захватить песок в щепотку и мелко перебирая пальцами, потихоньку высыпать его из пальцев; высыпая песок, образовывать дорожки из песка; засыпать палец или ладонь другой руки песком; перетирать песок между ладонями и т.д.).

Отыскивать в песочнице предметы (мелкие пуговицы, бусины и т.д.). Но первоначально предметы могут использоваться и достаточно крупные, с учетом неразвитости детских пальчиков, например каштаны, крупные пуговицы, фигурки животных и т.д.

Отыскать конкретный предмет, с определенными характеристиками (гладкие – шершавые, большие – маленькие, какой-либо формы).

Охарактеризовать предметы , расположенные в определенном месте. Например, отыщи предметы, расположенные в правом верхнем углу песочницы и расскажи о них).

Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

Выложить фишками, камешками геометрическую фигуру.

Рисование на песке: дорожки – начинаем с простых прямых линий, например, «дорожка для слоненка к его домику», затем постепенно переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и протяженности; заборчики – которыми огораживаем все, что лежит в песочнице; дожди – вертикальные линии; лесенки – для разных существ или самых разных размеров научат совмещать вертикальные и горизонтальные линии.

Работа с контурами и шаблонами. Обведение пальцами контура или шаблона вплотную подводит ребенка к овладению письмом; насыпание песка на шаблон.

Можно печатать буквы на песке, с целью закрепления их образа, писать слова печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Работа в песочнице не только позволяет развивать мелкую моторику детей, но также позволяет работать над фонематическим слухом, успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки .

Для развития фонематического слуха детям можно предложить выбрать фигурки (животных, птиц, растений и т.д.) из песка с определенным звуком. Для автоматизации то же задание можно использовать с активным называнием слов (фигурок). Например, собери в зоопарк (магазин, лес и т.д.) только тех животных, в названии которых есть звук «Л»: слон, крокодил, волк, козел, осел, лось, лань, лошадь, белка и т.д. Естественно перенося фигурки животных в песочницу, ребенок их называет.

Сюжет с зоопарком можно использовать и в работе по дифференциации звуков. Например, дифференциация «С» – «Ш». Выставляются вперемешку фигурки или изображения совы, суслика, мишки, лисы, лягушки, мыши и т.п. После их рассмотрения ребенок должен разделить пространство песочницы и заселить одну часть животными с одним звуком, а другую часть – животными со звуком-оппозиуионером.

Продолжая работу над звуковой стороной речи и развитием фонематического слуха, можно ограничить ребенка и предложить выбирать животных с определенным звуком в определенном месте слова (в начале, середине или конце).

Похожие сюжеты можно разыгрывать с растениями, предметами мебели и посуды и т.д.

Играя с песком, можно работать и над развитием лексико-грамматической стороны речи . В песочнице, во-первых, можно расширять и активизировать лексику, связанную с песочницей: песок, песчинка, песочек, а так же дюны, барханы, караваны и многие другие слова.

Читайте также:
Педагогическое обследование слуха у детей

Во-вторых, можно обогащать словарь детей соответствующими материалу глаголами (сыпать, гладить, грести, превращать и т.п. В песочнице речь ребенка можно обогатить прилагательными (причастиями), в том числе и с отвлеченными значениями: песочный, песчаный, легкий, сыпучий, сухой, золотой, золотистый и т.д.

В-третьих, на базе песочницы можно проводить работу по закреплению и активизации словаря. Используя сюжеты игр «Зоопарк», «Магазин», «Покупаем продукты», можно побуждать детей к повторению (закреплению) новых или редких слов.

Выполнение действий с песком, их повторение и называние (проговаривание), будет способствовать лучшему запоминанию, пониманию и усвоению данных действий. Конечно, наряду с выполнением действий дети упражняются в употреблении приставок, образуя новые слова и конструкции (насыпать, пересыпать, засыпать и т.д.). Можно модифицировать и предлагать отработку понимания и употребления каждой приставки с различными корнями: насыпать, накрыть, написать и т.д.

В основе возможностей формирования фразовой речи лежит соединение методики цепного текста В.К. Воробьевой с активным действием (игрой) ребенка в песочнице. Мы заменяем выстраивание цепной схемы текста реальными действиями. Иногда первичный рассказ, который мы предлагаем детям, имеет вид сказки, иногда это рассказ, где главным героем выступает сам ребенок. Первоначально количество героев и совершенных ими действий будет ограничено, так как мы прежде всего решаем вербальные задачи, т.е. не поразить воображение ребенка, а выявить его реальные возможности последующего воспроизведения услышанного.

Для повышения мотивации можно предложить ребенку по ходу рассказа создавать декорацию сюжета (деревья, дома, мебель) и, естественно, совершать все действия главного героя. После первичного рассказа, ребенку предлагается повторить сказку (рассказ) для какого-нибудь игрового персонажа.

Логопед может применять несколько стратегий поведения: наблюдатель, любознательный путешественник и провокатор. Вначале он вполне может создавать на глазах ребенка сказку или рассказ, выступая в роли наблюдателя-рассказчика. Ребенок в это время слушает, переживает и при несогласии с высказыванием взрослого обязательно возразит (вербально или паралингвистически). А вот в положении любознательного путешественника логопед может задавать множество уточняющих вопросов, выяснять имена и названия, цвет, форму, величину, чувства, предметы, выстраивать диалог. Развивая связную речь, мы порой увлекаемся формированием монологической речи, незаслуженно забывая о диалоге. Диалог – это более ранняя форма речи, и для ребенка с речевыми нарушениями она более проста. Начиная со стандартного разговора между персонажами, мы создаем ребенку мотив для активного говорения и ставим его в ситуацию успеха. Позднее, когда ребенок достаточно развит для довольно длительного и распространенного самостоятельного высказывания, можно попробовать использовать стратегию провокатора. Когда в ходе высказывания логопед может попытаться изменить ход сюжета, внеся в повествование интригу. Это слова типа «Вдруг…», «И вот, когда все собрались, то увидели, что …» и т.п.

Проигрывания (драматизации) литературных произведений с последующим их пересказов детьми – еще одна возможность развития речи с использованием песочницы. Здесь можно применять как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Очень подходят народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок» и д.р. К тому же сказки, как правило, хорошо известны детям, что, безусловно, поможет ребенку с нарушенным речевым развитием.

Таким образом, опыт работы показал, что использование игр с песком в коррекции речевых нарушений, как нетрадиционный метод в логопедической работе дает положительные результаты:

у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

дети чувствуют себя более успешными;

повышается мотивация речевого общения;

развиваются первичные произносительные умения и навыки;

пополняется и активизируется словарь;

корректируется грамматический строй речи, связная речь;

развивается мелкая моторика и зрительное восприятие;

лучше формируются навыки чтения и письма.

Естественно, главным в работе коррекционного педагога, по-прежнему, остается индивидуальный подход к каждому ребенку. Об этом следуем помнить, выбирая способы, методы и формы работы.

Использование песочной терапии в коррекционной работе логопеда

Сам принцип терапии песком был предложен ещё Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психологом и философом, основателем аналитической терапии. Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии.

Основные преимущества метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе:

  • развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями; *существенно повышается мотивация и интерес к коррекционно-развивающей деятельности;
  • стабилизируется эмоциональное состояние детей, дольше сохраняется работоспособность;
  • расширяется словарный запас слов, вырабатывается навык связного высказывания, развиваются фонематический слух и восприятие, осваиваются навыки звуко-слогового анализа и синтеза; закрепляется навык правильного звукопроизношения;
  • более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – речь и моторика; совершенствуются коммуникативные навыки ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, я стараюсь сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи, над фонетико-фонематической стороной речи, развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Организация игрового процесса включает 5 шагов:

Первый шаг – демонстрация песочницы

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, бора символизируют небо. У песочницы есть ещё один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь всё подвластно вашей фантазии».

Читайте также:
Конспект занятия: Дифференциация согласных К – Г в устной и письменной речи

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».

Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке

Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.

РИТУАЛ «ВХОДА» В «ПЕСОЧНУЮ СТРАНУ».

В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А ещё желательно
Делать всё внимательно!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря —
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня!

Четвёртый шаг – формулирование темы занятия, инструкции к играм, основное содержание занятия

Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задаёт тему занятия, от его лица ведётся увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки…

Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода

Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

РИТУАЛ «ВЫХОДА» ИЗ «ПЕСОЧНОЙ СТРАНЫ».

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок.
Хочу привести вам примеры игр и упражнений по использованию песочной терапии.

Развитие дыхания.

  • «Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой;
  • «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение;
  • «Помоги зайцу» — в песке делается три-четыре углубления- «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалёку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы не обнаружила зайца.

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.

  • положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочерёдно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

Артикуляционные упражнения

  • «Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
  • «Часики» — языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
  • «Накажи непослушный язычок» — губами ритмично шлёпать по высунутому языку со звуками «пя-пя-пя», ладонями обеих рук легко похлопывать по песку.

Автоматизация звуков

  • «Сильный мотор»- произносить звук[ р] , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р , произнося одновременно звук[ Р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
  • «Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку.
  • «Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком[ Ш]: мышку, мишку, матрёшку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребёнку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук[ Ш]. Ребёнок, называет игрушку, раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребёнком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха

  • «Весёлые прятки»- прятать ладошки в песке, услышав заданный звук. На другие звуки – руки держать над песочницей.
  • «Песочный дождик» — учитель-логопед произносит слоговые сочетания, затем слова, а ребёнок, повторяя их, пересыпает песок из ладошки в ладошку.
    Слоговые сочетания: ба-па,та-да, са — за, ма — на — ма, да — та – да.
    Слова: кот – год – кот; том – дом — ком; басня – башня – пашня.
  • «Новоселье» — в песочнице нарисованы два домика. Под толстым слоем песка спрятаны игрушечные животные. Ребёнок откапывает их и расселяет в разные дома ( например, в «дом С» и «дом Ш»).

Формирование слоговой структуры слова

  • «Назови предмет»- учитель-логопед ставит в песочницу игрушки. Затем предлагает ребёнку вырыть одну ямку возле предмета, в названии которого один слог, вырыть две ямки, возле предмета, в названии которого два слога …- «Весёлый поезд»- учитель-логопед рисует на песке поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыплёнок), каждый в своём вагоне. В первом – те, в названии которых один слог, во втором – два, в третьем—три слога.

Совершенствование грамматического строя речи

  • «Кто знает больше слов?» (на подбор и согласование существительных с прилагательными). Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (огурец – овальный, зелёный; ёлка – пластмассовая , колючая и т.д.).
  • «Расставь игрушки» (на употребление в речи предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «МЕЖДУ»). Учитель-логопед предлагает ребёнку рассадить гостей у Зайки на дне рождении, проговаривая свои действия (за куклой щенок, перед куклой слонёнок и т.д.)
Читайте также:
ОптиМьюзик в работе логопеда

Звуковой анализ слова и предложения

  • «Слово рассыпалось». Ребёнок пишет или ищет в песке разные буквы, затем составляет из них слова.
  • «Волшебные превращения». Учитель-логопед предлагает детям написать слово (1, 2-сложное), а затем превратить его в другое, заменив один звук (букву) (рак-мак).
  • «Секретное письмо». Учитель-логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения. Затем учитель-логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.

Обучение грамоте

  • «Напиши на песке»- ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребёнок читает.

Развитие связной речи

  • «Дорисуй картинку и составь предложение» — логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение. («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
  • «Начни предложение» — ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребёнок) заканчивает фразу.

Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно — развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:

  • у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
  • успешно автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки;
  • пополняется и активизируется словарь;
  • корректируется грамматический строй речи, связная речь;
  • формируются навыки чтения и письма;
  • развивается мелкая моторика;

В перспективе планирую: пополнить оборудование и создать альбом фотографий.

Сальникова Ирина Александровна
учитель-логопед, МДОУ детский сад №2 «Солнышко»
Пензенская область, село Наровчат

Рисование песком в работе логопеда

Автор: Дроздова Ирина Викторовна

Организация: МБДОУ Детский сад № 14 «Улыбка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Богородск

Список ключевых слов: песочная терапия , артетрапия, артикуляционные упражнения, связная речь.

Краткая аннотация: Актуальность, цели и задачи песочной терапии в работе логопеда. Разработки дидактического материала по теме. Опыт работы с воспитанниками.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Введение :
Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

При наличии нарушений связной речи у дошкольников с ОНР выявляются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствием ограничения речевой практики выступает задержка формирования коммуникативных навыков и развитие эмоционально-волевой сферы. Следовательно, дошкольникам указанной категории необходима целенаправленная логопедическая коррекционная работа по формированию навыков связной монологической речи.

В настоящее время игровое моделирование на песке – одна из наиболее известных и широко применяемых арттерапевтических технологий.

Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Метод используется в качестве самостоятельного или как составная часть следующих направлений лечения:

памяти и внимания;

терапия, направленная на развитие самоосознания,

уважения к себе;

выявление негативных мыслей,

обучение справляться с ними;

воздействие на нескольких членов семьи с целью коррекции поведенческих расстройств; детский психоанализ.

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным

Песочная терапия – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении

Э Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций..

  • наступает момент, когда можно заметить в поведении ребенка изменения. Он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт.

Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно, уверенность в себе.

Одним из вариантов песочной терапии является

– замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки

– непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда

– изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, -великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения)

Читайте также:
Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами - конспект и презентация

– поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний и

– развитие связного высказывания у детей;

– развитие связной речи дошкольников с ОНР;

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Я предлагаю свой опыт работы при развитии связной речи у детей с ОНР 6-7 лет.

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).

При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)

На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар: – Я круглый.

Шар: – Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч: – А если по мне ударят — я высоко подскачу.

Шар: – На мне нарисован красивый цветок.

Мяч: – А я украшен разноцветными полосками

Шар: – Меня надувают воздухом.

Мяч: – И у меня внутри воздух.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ

Можно просто играть в песок вместе с ребенком. Класть ладони на песок и рассказывать ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделает отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдется» по песку каждым пальчиком поочередно.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

Можно оборудовать маленьку зона для игры с песком: на парте расположить песочницу, рядом в ящике на колесах положить цветной песок, формочки, мелкие игрушки, карточки. И самое главное это фантазия детей и их учителя.

Тема “Ударение” обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке “Волшебную палочку”, он дотрагивается до нужного места в схеме слова палочкой и оставляет над ней след ударения.

Тема “Деление слов на слоги” осваивается с помощью игры “Построй ступеньки”. На подносе с одним куличиком выкладываются односложные карточки – слова; с двумя – двухсложные; с тремя куличиками – трехсложные.

Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару.

Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.) Заселяя их в замок определенного цвета.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ .

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.

Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения — рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения — выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Читайте также:
Конспект НОД по теме: Человек и части его тела, для детей с ОНР

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«РАЗДЕЛИ СЛОВО НА СЛОГИ»

Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги

– Использование песочной терапии дает положительные результаты:

– У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

– Обучающиеся чувствуют себя более успешными;

– Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям;

песка, ,овобождается от самостоятельно.

1. Глухов А.П.Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: учебно-метод.пособие для пед.и гуманит.вузов.М.: МГТУ им.М.А.Шолохова, 2007.312 с.

2. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб.для студентов сред.и высш.пед.учеб.заведений.М.: Academia, 2001.246 c.

3. Кудрина Л.В., Панфиленко Г.И., Бондаренко Т.А., Григорян К.И.Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар.науч.конф.(г.Чита, июнь 2012 г.).Чита: Молодой ученый, 2012.169 с.

4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии.СПб.: Речь, 2005.340 с.

5. Венгер Л.А.Восприятие и обучение.М.: Просвещение, 1969.365 с.

6. Эльконин Д.Б.Развитие речи в дошкольном возрасте.М.: Изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1959.240 с.

7 Запорожец А.В.Избранные психологические труды: в 2 т.Т.I: Психическое развитие ребенка.М.: Педагогика, 1986.320 с.

8 Дахин А.Н.Технология реализации модели образовательной компетентности / под ред.А.Ж.Жафярова.Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015.202 с.

9. Панфилова А.П.Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / под общ.ред.В.А.Сластёнина, И.А.Колесниковой.3-е изд., испр.М.: Академия, 2008.368 с.

Рисование песком в работе логопеда

Все игры, с использованием песочной анимации, делятся на три направления: обучающие, познавательные и проективные игры.

Бесплатные занятия с логопедом

На сегодняшний день перспективным средством коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда являются нетрадиционные методы. Они помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, глина-, воско-, кристаллотерапия- и др.). На наш взгляд песочная терапия является наиболее целесообразной и эффективной, т.к. ребенка с раннего детства привлекает песок и игры с ним, для него это – доступная и естественная форма деятельности.
Говоря от истории создания метода песочной терапии необходимо отметить, что началом использования подноса с песком в психологической и педагогической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная Карлом Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретическая основа песочной терапии. В Швеции Шарлотта Бюлер разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. Она назвала свою методику – техника «построения мира». В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Вначале она использовала песочную терапию с детьми, а затем и с взрослыми людьми.
Игры c песком, со светом, игрушками и предметами — прямое назначение светового стола или планшета. Это приспособление представляет собой ящик, может быть выполнен из таких материалов как дерево, фанера, пластик, ДСП. Главное отличие песочного стола и планшета — наличие или отсутствие ножек. Приспособление имеет бортики, которые не позволят материалу высыпаться. Добавляет удобства в использовании «начинка» стола: отсек для хранения остатков сыпучего материала; небьющееся матовое стекло (полимерный материал); подсветка, состоящая из светодиодной ленты; кварцевый песок. Педагоги и психологи рекомендуют применять экраны с подсветкой, которые имеют прямоугольную форму, т.к. прямоугольник не сдерживает формат рисунка.
Все игры, с использованием песочной анимации, делятся на три направления: обучающие, познавательные и проективные игры. Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Познавательные игры помогают познавать многогранность нашего мира. Проективные игры направлены на осуществление психологической диагностики, коррекции и развитие ребенка.
Применять световой стол с песком можно по всем направлениям коррекционной работы. Например, цель игры «Путешествие» — развитие диафрагмального дыхания. На световом столе с песком божья коровка и лист — плоскостные изображения. Предлагаем ребёнку подуть на божью коровку так, чтобы она полетела и села на лист. В игре «Лошадка» развивается артикуляционная моторика. Ребёнку необходимо щелкать языком и одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам языка, «скакать по песку». Цель игры «Сильный мотор» — автоматизация звука [р]. Ребёнок произносит звук [р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этой игры – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук [р]. В игре «Спрячь руки» развивается фонематический слух. Ребёнку необходимо спрятать руки в песок, услышав заданный звук. В игре «Полоски» формируется слоговая структура слова. Ребёнок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству подбирает слово. На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности. Развитие грамматических категорий происходит в игре «Подбери слово». Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик — легкий, блюдце — пластмассовое). В игре «Дорисуй картинку и составь предложение» развивается связная речь детей. Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение (Таня держит в руках воздушный шар). Фраза проговаривается в момент действия. Закрепление зрительного образа буквы осуществляется в игре «Вылечи букву». Логопед пишет на песке любую букву, а затем стирает какую-либо её часть, но так, чтобы буква осталась узнаваемой. Просит ребёнка вылечить «больную» букву, дорисовав недостающий элемент.
Световой стол с песком можно использовать, как на индивидуальных занятиях с детьми, так и на подгрупповых, фронтальных.
Основные преимущества использования светового стола с песком: усиление желания ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно; развивается тактильная чувствительность, как основа «ручного интеллекта»; развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.
Таким образом, мощный ресурс для коррекционной работы с детьми с нарушением речи — использование светового стола с песком. Использование песочной терапии дает положительные результаты. У дошкольников значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. Воспитанники чувствуют себя более успешными. На занятиях нет места монотонности и скуке.

Читайте также:
Особенности работы по формированию словаря в разновозрастной группе

Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию. Кто из нас не любил в детстве часами возиться с песком?

У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии.

Идеальные размеры песочницы для песочной терапии – 49,5 * 72,5 *7 см. Лучше её изготовить из дерева, изнутри окрасить в голубой цвет (символ неба и воды), но можно использовать и пластик. Песок для занятий должен быть крупный, приятного желтоватого оттенка. Можно приобрести песок в зоомагазине (для шиншилл) или кварцевый песок в аптеке. Если вы берёте строительный или морской песок, его обязательно нужно промыть и прокалить в духовом шкафу.

Для игр-занятий в песочнице понадобятся множество фигурок высотой не более 8 см по разным лексическим темам. Это люди, животные, транспорт, морские обитатели и т. д. наверняка в каждом доме, где есть ребёнок, найдутся игрушки из «Киндер-сюрпризов». Подойдёт также различный природный материал (палочки, плоды, семена, ракушки и д.).

На наш взгляд использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Мы используем игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:

— развитие диафрагмального дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— совершенствование грамматического строя речи;

— автоматизация поставленных звуков;

— развитие связной речи;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Я хочу поделиться несложными в организации логопедическими играми, которые можно использовать в песочнице.

Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

Словарная работа

«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

Совершенствование грамматического строя речи

«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

Читайте также:
Игры для обучения правильному дыханию дошкольников

Развитие фонематических представлений

Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

«Два города». Тазик с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.

«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

«Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Формирование слоговой структуры слова

«Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

Развитие связной речи

«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Обучение грамоте

«Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

Развитие мелкой моторики

«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

Упражнение «Необыкновенные следы»:

— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.

Автор:
Ольга Шипитько, учитель-логопед
Краснодарский край, г. Ейск
МДОУ ДСКВ № 11 города Ейска мо Ейский район.

Статья размещена в авторской редакции

конспект НОД для детей средней группы “На день рождения к зайчику”

Эрлих Галина Александровна,

воспитатель первой категории

МАДОУ д/с № 42 города Тюмени

Цели:

область «Познание»:

– формировать целостную картину;

– побуждать устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе: растаял снег. Появились лужи, люди заменили тёплую одежду на облегчённую;

– закрепить знания о садовых и огородных растений, вкусовых качествах овощей и фруктов;

– формировать знания детей о том, что весной в огороде сажают овощи, в саду растут фрукты;

– закрепить знания о диких и домашних животных;

– развивать умение определять цвет, величину предметов, расположение их по отношению к себе (далеко, близко; высокий, низкий);

– формировать умение группировать хорошо знакомые предметы: посуда чайная, тарелки, ложки;

область «Коммуникация»:

– развивать способность слышать речь взрослого, обращённую к группе детей;

– побуждать отвечать на вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общении;

– обогащать словарь за счёт названий объектов природы и их действий;

Область «Социализация»:

– стимулировать развитие интереса к совместной деятельности со взрослыми и детьми;

– развивать эмоциональную отзывчивость, разделить радость с другими, сделать приятное.

область «Физическая культура»:

– развивать двигательную активность детей в прыжках через лужу, преодоление препятствий;

– формировать умение согласовывать свои действия со сверстниками, быть аккуратными в движениях.

область «Безопасность»:

– соблюдать правила безопасности в ходе проведения организованной деятельности детей.

область «Здоровье»:

-закрепить представление об овощах и фруктах, как о полезной для здоровья человека пище;

-развивать потребность в удобной, красивой одежде; уметь использовать одежду сезонного и праздничного предназначения.

область «Художественное творчество»:

– формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности;

– формировать практические навыки по работе с изобретательными материалами;

-закрепить оранжевый и серый цвета.

Оборудование: Мягкая игрушка-зайчик ,конверт, картинки: Одежда, дикие животные, »Овощи», дерево яблоньки с яблочками, грушевое дерево с грушами, детская посуда, салфетки, свежая морковь, огурец, лук, яблоко. Белый лист, цветная бумага, клей ПВА, кисточки, заготовки для цветов.

Читайте также:
Годовой план работы учителя-логопеда

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно?

( давайте прочитаем, что же пишет нам зайчик )

«Дорогие ребята! Приглашаю вас к себе в гости на день рождения. С нетерпением жду!.

Воспитатель- Ну что, ребята, поедем в гости к зайчику?

(ответы детей)

Воспитатель-Тогда давайте собираться. Скажите, когда ходят в гости, как одеваются?

Воспитатель-Но, ребята, только в нарядной одежде мы не поедем в гости, потому что на улице холодно. Какое сейчас время года?

(ответы детей)

Воспитатель-Подойдите все к столу. На столе разложены картинки с одеждой. Каждый может выбрать по одной картинке, то, в чём вам больше всего хочется поехать.

(дети выбирают туфли, шляпку, брюки, рубашку, куртку, шапочку)

Воспитатель-Молодцы, ребята, вы правильно оделись, и мы можем отправляться в гости. Как вы думаете, ребята, зайчик наш живёт далеко или близко?

Воспитатель-Где?

Воспитатель-А на чём мы отправимся к зайчику?

(дети перебирают разные варианты и приходят к единому мнению- на автобусе) А кто нас повезёт?

(ответы детей)

Воспитатель-Тогда поехали.

(дети садятся в выстроенный автобус)

Воспитатель-Посмотрите, что вы видите из окошек автобуса?

(Показываю картинки «Строим новый дом») Кто строит дом?

Воспитатель-Теперь что мы видим?

Воспитатель-Кто работает в магазине?

Воспитатель-Ну, вот ,ребят , мы и приехали. Выходите из автобуса. Сколько здесь луж и кочек. Придётся нам через лужи перепрыгивать и через кочки перешагивать. Будьте осторожны.

(дети перепрыгивают через лужи, перешагивают через кочки )

Воспитатель-А вот и дорожки, которые ведут в лес. Посмотрите, здесь две дорожки. Они одинаковые или разные?

(Одна широкая, а другая узкая ) Мы с вами пойдём по широкой или по узкой дорожке?

Воспитатель-Почему?

(Потому что нас много, нам удобно идти по широкой) Пойдёмте, ребята, ещё чуть-чуть, и мы окажемся в лесу.

Воспитатель-Ну, вот и пришли в лес. Сколько сказок и чудес! Ребята, а вы слышали, как разговаривает лес?

Воспитатель-Какие деревья в лесу знаете?

Воспитатель-А деревья все одинаковые?

(ответы детей) Пойдёмте дальше.

Воспитатель-А вот мы вышли на полянку. Кто живёт здесь на полянке?

Воспитатель-Давайте споём песенку про ёжика

Воспитатель-Каких ещё знаете животных?

Воспитатель-Как можно называть этих животных одним словом?

(дикие. Подвожу детей к фланелеграфу, разделённому на две части. Одна часть ыланелеграфа обозначена ёлочкой (лес), а другая часть домиком (дом). На столе разложены картинки диких и домашних животных. Предлагаю детям взять по одному животному и поместить на нужную часть фланелеграфа. Если это дикое животное, помещаем на ту часть, где лес, если домашнее, где домик.)

Воспитатель-На этой полянке можно отдохнуть и поиграть. Давайте будем зайчиками.

(дети играют в игру « Лиса и зайцы» 2 раза) Ой, как хорошо отдохнули! Идёмте дальше, зайчик нас уже ждёт. Осталось ещё чуть-чуть.

Воспитатель-А вот и зайчика домик. Посмотрите, возле домика у заиньки есть огород. Что растёт на огороде?

Воспитатель- Только зайка так был занят своим днём рождения, что не успел посадить овощи в своём огороде. Давайте мы ему поможем

Воспитатель- Какой овощ ты посадил?

Воспитатель-А ты… Ой, посмотрите, ребята, тут у заиньки ещё и сад есть. Что растёт в саду?

Воспитатель-А что растёт на деревьях?

Воспитатель-А какие фрукты вы знаете?

Воспитатель-Давайте посчитаем, сколько на яблоньке?

Воспитатель-А сколько груш на грушевом дереве?

Воспитатель-Чего больше?

Воспитатель-Чего больше?

Зашагали деток ножки

Прямо к дому по дорожке.

Перед дверью дети встали

И тихонько постучали: тук, тук.

Ты пусти нас, зайка, в дом,

Мы тихонечко войдём.

Воспитатель-Здравствуй, Заинька. Поздравляем тебя с днём рождения. Ребята посмотрите, как красиво накрыт стол. Что стоит на столе?

Воспитатель-Как это всё назвать одним словом?

Воспитатель-На столе лежат салфетки. Какого они цвета?

Воспитатель-Заинька приготовил вам угощение. Что это?

Воспитатель-Давайте угощайтесь.

Воспитатель-Чем, ребята, полезны эти фрукты и овощи?

Воспитатель-Спасибо, Заинька, за угощенье. Мы в честь твоего рождения хотим подарить тебе цветы.

Воспитатель-Ну, вот, ребята, погостили, пора и домой ехать.

Список используемой литературы

1.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Н.В.Алёшина

2.Конспекты интегрированных занятий во 2 младшей группе. А.В.Аджи

3.Занятия по формированию элементарных экологических представлений. О.А.Соломенникова

4.Занятия по формированию элементарных математических представлений 3+ И.А.Пономарёва

5.Основы безопасности детей дошкольного возраста Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Ф.Б.Стёркина

6.Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. О.Н.Моргунова

7.Аппликация с детьми 3-4 лет Д.Н.Колдина

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002408

Штрих код (№ квитанции) 62502670052117 Дата отправки 26 февраля 2014 г

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Читайте также:
Индивидуальный коррекционный логопедический маршрут для учащегося 4 класса с ЗПР

Конспект занятия со старшими дошкольниками на тему: «День рожденье есть у всех, у всех ребят»

Автор: Горлова Евгения Владимировна, воспитатель высшей категории, МДОУ ЦРР детский сад №12 «Теремок», пгт. Первомайский, Шилкинский район, Забайкальского края

Занятие проводится как итоговое по защите проекта «Трудный ребенок» с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: Развивать в детях позитивное представление о себе, уверенность, обучая навыкам общения и взаимодействия. Способствовать полноценному становлению личности, ее умению жить в изменяющемся и сложном мире.

Предполагаемый результат:

Дети становятся более коммуникабельными и раскрепощенными, умеют решать конфликтные ситуации, оценивая не только чужие поступки, но и свои. Считаются с мнениями и взглядами окружающих, сопереживая детям и взрослым. У детей возрастает уверенность в себе и умение общаться с другими. Происходит безболезненная адаптация ребенка в окружающем мире.

Конспект проведения занятия на тему: «День рожденье есть у всех, у всех ребят»

Цель: учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей; способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми. Создать атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Интеграция областей:

Задачи:

· Обеспечить рациональную организацию двигательной активности детей;

· Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни;

· Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

· Формировать знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;

· Развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям к себе, включать детей в различные виды сотрудничества.

Оборудование: искусственное дерево; нарисованные лица девочек и мальчиков, по количеству детей; часть комнаты, где стоит стол с посудой, стул, вокруг на полу разбросаны бумажки, фантики от конфет.

Предварительная работа: чтение произведений о дружбе, беседа на тему: «кого можно назвать другом»; проведение «дня рождения» у детей.

Действующие лица:

Дети старшего дошкольного возраста

Ход: в центре зала стоит дерево, на нем висят нарисованные лица девочек и мальчиков. Дети под музыку становятся вокруг дерева.

Педагог. – ребята, вы верите в чудеса? А наши гости верят в чудо?

Если в чудо веришь ты –

Мы о нем расскажем,

Если в чудо веришь ты –

Чудеса повсюду есть

Всех их нам не перечесть,

Но для вас особое есть, есть!

1 – й ребенок

На свете много есть чудес,

Но обойди весь свет –

Такого чуда как у нас,

На целом свете нет!

2-й ребенок

Его растила детвора

Не месяц и не два,

Ему шептали мы всегда

Лишь добрые слова

3-й ребенок

И наше дерево росло,

И день сегодняшний настал,

И все мы волновались.

4-й ребенок

Оно так медленно растет.

Ну стань еще повыше!

5-й ребенок

А если станет вот таким,

Ломать придется крышу?

6-й ребенок

При чем тут крыша? Погляди,

И так на каждой ветке

Сегодня утром расцвели

Педагог. – Давайте, ребята поделимся с гостями своим хорошим настроением! (дети дарят изображения лиц)

Появляется мальчик неряшливо одетый, плачет.

Педагог. Если плачет кто-то рядом,

Если слезы льются градом

Подойдите вы к нему

И спросите: – Почему?

Пойдемте, спросим, что случилось (подходят). Здравствуй, мальчик. Почему ты плачешь?

Мальчик. – Почему, почему?! Потому, что у меня сегодня день рождения. А ко мне никто не пришел и подарки не подарил!

Педагог.– Успокойся, расскажи все по порядку. Как тебя зовут?

Мальчик. – Андрюха! Мне сегодня 6 лет исполнилось! А вчера вышел я во двор и всем знакомым ребятам говорил, что у меня будет день рождения. Вот я и говорю: «Приходите в гости, да сначала дома поешьте, чтобы мне торта побольше досталось. Да подарки не забудьте, да побольше, побольше». А не то как дам! (кулак показывает). Ждал, ждал – никто и не пришел! (плачет)

Педагог. Мы, конечно, поздравляем тебя с днем рождением. Но, ребята, как вы думаете, придет кто-нибудь к Андрею на день рождения? Почему? (дети отвечают)

Андрей, а ты веришь в чудо?

Андрей.– Не-а, чудес на свете не бывает?

Педагог.- А что ты сейчас хочешь больше всего на свете?

Андрей. -Хочу, хочу.. .хочу, чтобы у меня было настоящее день рождение!

Педагог. – Ну что ж, ребята, возьмемся за это трудное дело? Ведь в нашем саду мы всегда дружно поздравляем именинников.

Андрей. – Ну, давайте, пробуйте, а я посмотрю, что из этого получится!

Педагог. – Ребята, кто самый главный на дне рожденье? (именинник). Посмотрим на нашего именинника. Андрюша, ты в таком виде собираешься встречать гостей, да и вокруг, прямо скажем – не порядок.

Андрей. – Не хочу я мыть посуду

Лучше про нее забуду (берет веник, но передумывает)

Пол бы надо подмести,

Да салфетки потрясти.

Везде крошки, пыль да сор,

Хоть бы кто-нибудь подмел.

Умывался я когда?

Толь сегодня, толь вчера?

Ай, да ладно, что гадать,

Лучше лягу я поспать (садится за стол, кладет голову на сложенные руки. спит).

Читайте также:
Путешествие в мир профессий - конспект интегрированного занятия

Педагог. (Будит мальчика)- Андрюша, проснись. С таким настроением к тебе и на следующий год никто не придет и через 10 лет.

Андрей. – И что у меня никогда не будет дня рождения?

Педагог. – ты должен сам потрудиться, а мы с ребятами тебе поможем.

Андрей. – хорошо, я согласен.

Проводится аттракцион «Убери сор»

Педагог. – Чистота, красота! (именинник в это время переодевается). Ну, совсем другое дело. А теперь надо угощение приготовить.

Андрей. – Нет, я не смогу, не умею, да и один я.

Педагог. – Как это один? Ведь на то и нужны настоящие друзья, чтобы помогать.

Андрей. – Друзья? А кто это? У меня никогда не было друзей.

Педагог. – А вот мы с ребятами и расскажем кто такие настоящие друзья. Мы сейчас будем подавать друг другу руки и говорить кого можно назвать другом (дети говорят)

Андрей.(тоже встает в круг) – друг всегда делится подарком.

Педагог. – Андрейка, опять ты за свое, но, в общем-то, ты прав: друг рад поделиться чем-нибудь с другом.

Ребенок

Хорошо, когда с тобою рядом друг

Я люблю его улыбку и тепло его рук

Друг всегда со мной играет,

Понимает и прощает.

Хорошо, когда со мною рядом друг!

Педагог. – Андрей, ты понял, какими бывают друзья?

Андрей. – Понял!

Педагог. – Тогда за дело! Чтобы быстрее дело спорилось, разделимся на две команды (объяснение правил). Внимание, внимание, открываем кондитерские соревнования! Кто быстрее напечет, тому слава и почет!

Аттракцион «кто быстрее накроет на стол»

Андрей. – Наш стол готов. Спасибо вам друзья.

Педагог. -Как здорово, у Андрея появились настоящие друзья. А еще я предлагаю испечь необычный торт. Беритесь за руки. (Дети держаться за руки и оборачиваются вокруг ведущего).

Андрей. – А торт у вас с чем? (дети отвечают). А еще со свечками! Дружно поднимаем руки: 1,2,3 свечи все зажги! Ура!

Педагог. – давайте дружно поздравим Андрея с его днем рождения.

Все. – поздравляем! (3 раза)

Педагог. – Самые приятные поздравления – это добрые пожелания (дети встают вокруг мальчика и говорят ему свои пожелания)

Педагог. – Андрейка, мне кажется на нашем «чудо-дереве» что- то осталось (шарик, мальчик берет шарик и передает ведущему, он лопается, оттуда выпадает картинка с клоуном )

Андрей. – Это не я, он сам лопнул!

(звучит веселая музыка, появляется клоун с шарами)

Клоун Клепа.

Я, ребята, к вам на праздник

Так спешил, так бежал.

И прошу у всех прощенья,

Что немного опоздал.

– Я клоун – Клепа. Здравствуйте, друзья. Где именинник? (дети отвечают). «Поздравлялки» были? (да), «желалки» были? (да), а «кричалки» были? (нет) Клоун проводит игру.

Игра с чупа-чупсом (звучит музыка, дети передают друг другу большой чупа-чупс, когда музыка останавливается, тот ребенок, у которого в руках чупа-чупс, должен поздравить именинника без слов).

Клепа. – А сейчас захлопайте так, чтобы я не слышал (затопайте, засмейтесь). Андрей, вот тебе подарок (вытаскивает пистолет). Знаешь, как обращаться.

Андрей. – Конечно, знаю, целишься в кого-нибудь и стреляешь.

Клепа. – нет, скажем мы волшебные слова:

Пуля в мыло превратись.

И стреляй, стреляй, стреляй

(Все произносят слова и кружатся с закрытыми словами, в это время пистолет наполняется мыльной водой, и выпускаются пузыри). Ура!

Андрей. – И я хочу приготовить сюрприз для ребят. Клёпа, ты настоящий друг? Тогда ты мне поможешь. Пойдем! (уходят)

Педагог. – Пока нам Андрей с Клепой что-то готовит, мы тоже ему приготовим подарки. Каждый из вас возьмет по воздушному шарику и нарисует свое настроение. Главное не подарок, главное внимание. Вместе с воздушными шариками поделимся своими лучшими качествами.

Появляется Андрейка. Дети дарят каждый свой воздушный шарик и говорят:

– я хочу поделиться с тобой силой , я хочу поделится с тобой весельем и т.д.

Андрей. – я стал в 100 раз сильней, добрей, веселей и т.д.

Спасибо за праздник,

Сегодня так рад

И счастлив здесь я.

А вот и мой сюрприз (закатывает торт). Я сам постарался, а Клепа помог.

Педагог. – Загадывай, Андрей, желание.

Андрей. – А вы будете моими друзьями? (конечно будем). Звучит музыка, все идут пить чай.

Литература:

1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 88 с.

2. Крюкова С. В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного возраста: Практическое пособие – М.: «Генезис, 2007. – 208 с.

3. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. – М.: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ «Лада»», 2005. – 192 с.

4. Шипицина Л.М. Защиринская О.В., Воронина А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 – 384

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: