Рекомендации учителя-логопеда воспитателям и родителям, имеющих детей с нарушениями речи

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям и родителям, имеющих детей с нарушениями речи

Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

И это закономерно. Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова доказала, что движение пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы, ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.

Игры и пособия для логопедической группы и кабинета

Первое, с чем встречается ребенок при попадании в группу, — это предметно-развивающая среда.

В речевой группе на свободном доступе должно находиться много игр, пособий, игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними.

Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик можно предложить:

  • Мячи (каучуковые, колючие, рифленые, плюшевые, соксы – вязаные и набитые пластмассовыми пульками);
  • Пробки от пластмассовых бутылок красные, синие, зеленые – для звукового анализа. Всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов, просверленные посередине – для нанизывания бус;
  • Веревки капроновые плетеные – для завязывания узлов и уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
  • Кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
  • Прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
  • Щетки для волос, аппликатор Кузнецова, коврики типа «травка» — для массажа и самомассажа ладоней;
  • Клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • Кастаньеты – для отстукивания ритмов;
  • Шаблоны по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штрихования;
  • Игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами;
  • Игрушки из «киндер — сюрпризов» — для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
  • «Сухие бассейны» — емкости, наполненные горохом или фасолью, — для самомассажа кистей;
  • Грецкие орехи – для самомассажа кистей;
  • Игры типа «китайских шаров».

Часть этого материала может находиться в кабинете логопеда, но логопед использует его для организации движений, сочетаемых с речью.

Движения, сочетаемые с речью

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

Весь материал, в котором предполагаются движения лучше давать в стихах, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, оречевление деятельности дает большой эффект. Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики.

Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

1.​ Массаж ладоней щеткой для волос, аппликатором Кузнецова.

2.​ Самомассаж подушечек пальцев.

3.​ Самомассаж фаланг пальцев. Порядок движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.

4.​ Массаж подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо – влево.

5.​ «Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец опускают, и он со стуком падает вниз.

6.​ «Китайские шары». Каждому ребенку даем по паре каучуковых мячиков или грецких орехов. Дети кладут их в одну руку и стараются обвести один мяч вокруг другого.

Читайте также:
Развитие связной речи детей с ОНР дошкольного возраста с использованием картинно-графических планов и схем

7.​ Эспандеры. Даем каждому ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца.

8.​ Соединение одноименных пальцев.

9.​ «Колечки». Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы левой руки – от большого до мизинца. Затем смена рук.

10.​ Прищепки. Бельевой прищепкой поочередно кусаем ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно.

11.​ «Тесто». Дети запускают руки в «сухой бассейн» и имитируют замешивание теста.

Игры с мячами

Игры с мячом необоснованно мало используются в работе логопеда, между тем это прекрасный инструмент в коррекционной практике. Эти игры развивают не только мелкую моторику, но и общую, а также глазомер, ловкость и быстроту реакции.

Кинезиологические упражнения

В последние годы увеличилось количество детей с трудностями в обучении и адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Можно предложить детям следующие упражнения:

  1. Кулак – ладонь.
  2. «Оладушки».
  3. Поочередное соединение всех пальцев с большим пальцем.
  4. Кулак – ребро – ладонь.

Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Описание игры. Учитель – логопед рассказывает детям сказку, а они показывают ее персонажей руками, не произнося ни слова.

Цель: развитие сенсомоторной координации и тонкой моторики пальцев рук.

Описание игры. Учитель – логопед предлагает ребенку придумать и создать узор, продевая шнурок в дырочки.

«Расскажи сказку пальчиками».

Цель: совершенствование кинестетического навыка.

Описание игры. Ребенок рассказывает сказку и одновременно выполняет манипуляции пальцами, изображая того персонажа, о котором говорит (фото).

Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Описание игры. Ребенок из отдельно взятых частей составляет целое изображение.

Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Описание игры. Ребенок наматывает на карандаш верёвочку, привязанную к машинке, таким образом заставляя её подъехать к себе.

Игра «Волшебный шнурочек».

Цель: закрепление лексических тем.

Описание игры. Ребенок называет слова – предметы по определенным лексическим темам, одновременно нанизывая на шнурок, вырезанные из кожи круги.

Герасимова Ирина Ганижановна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Ромашка»
посёлка Прохоровка Белгородской области

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями

Екатерина Дудникова
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями

Уважаемые родители!

Несмотря на то, что большую часть дня ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие всё – таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители.

Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребёнку специальной помощи, и от её своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребёнка к обучению в школе.

Если у Вашего ребенка выявлено нарушение речи, то данные советы помогут его преодолеть.

Согласовывайте с учителем-логопедом и педагогами группы всю работу по воспитанию правильной речи.

Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно.

Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось.

Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его.Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.

Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

Не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания.

Необходимо ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 – 4 раза в день по 3 – 5 минут, 2 – 3 упражнения за раз. Каждое упражнение выполняется по 5 – 7 раз, статические упражнения выполняются по 10 – 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, спина должна быть прямой, тело не напряжено, руки и ноги в спокойном положении.

Читайте также:
Календарно-тематическое планирование занятий с нерезко выраженным общим недоразвитием речи

Используйте упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика). Доказано, что, чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

Совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий.

Не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям.

Не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его.

Работу с логопедом (и по рекомендации логопеда) не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка.

Если необходимо, покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК).

Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в то, что он будет правильно и красиво говорить.

сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Исправление звуков проводится поэтапно:

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.

Консультация «Рекомендации логопеда родителям по выполнению домашнего задания» Рекомендации логопеда родителям по выполнению домашнего задания. Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности.

Методические рекомендации «Речевое развития детей 3–4 лет». Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» г. Вуктыла Методические рекомендации «Речевое развития.

Методические рекомендации «Речевое развития детей 4–5 лет». Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» г. Вуктыла Методические рекомендации «Речевое развития.

Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи» Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного.

Рекомендации логопеда родителям, имеющим детей с речевой патологией Как правило, на первый план для родителей выходят речевые трудности. Часто от родителей можно слышать: «мой ребенок не говорит», «мой ребенок.

Рекомендации учителя-дефектолога родителям на лето Рекомендации учителя-дефектолога родителям на лето. Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям.

Читайте также:
НОД по теме Звуки (C, C’)

Рекомендации логопеда родителям Советы логопеда родителям. Для достижения результата логопедических занятий необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся: – игры.

Советы учителя-логопеда родителям СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями В последние годы проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. В результате многих неблагоприятных факторов окружающей среды.

Статья Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями. Автор: Петрушкова Наталья Сергеевна

Автор: Петрушкова Наталья Сергеевна
Рекомендации для родителей.

Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.

Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.

Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.

Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.

Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.

Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.

Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Автор: Петрушкова Наталья Сергеевна

Рекомендации логопеда родителям

1. Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.

2. Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.

3. Первый образец речи для ребёнка — это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья – первая школа.

4. Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова – это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.

5. Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова – заменители, такие как ням – ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.

6. При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребёнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.

7. Следите за появлением и развитием речи вашего ребёнка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребёнка обращайтесь к специалистам.

8. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребёнка.

9. Не перегружайте ребёнка речевым материалом. При чтении объясняйте ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.

Кратко о речевом развитии ребенка

– ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие( ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

Читайте также:
Использование ИКТ в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

– словарный запас: 250-700 слов, ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и возраст; употребляет в предложении простые предлоги и союзы: потому что, если, когда. Правильно произносит звуки: с, з.

– в речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

– словарный запас увеличивается до 2500-3000 единиц. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

– словарь увеличивается до 3500 слов, усваиваются грамматические правила.
Если отклонения от нормы у вашего малыша достаточно велики, советуем обратиться за консультацией к логопеду .

Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического рbазвития . Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями

Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.

Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.

Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.

Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.

Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.

Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.

Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Исправление звуков проводится поэтапно:

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи .

Читайте также:
Пособие 'Волшебный стол'

Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда

Желаем успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!

Как заниматься со своим ребенком с нарушениями речи. Советы учителя-логопеда родителям

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями.

Несмотря на то, что большую часть дня ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие всё – таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители.

Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребёнку специальной помощи, и от её своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребёнка к обучению в школе.

Если у Вашего ребенка выявлено нарушение речи, то данные советы помогут его преодолеть.

Согласовывайте с учителем-логопедом и педагогами группы всю работу по воспитанию правильной речи.

Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно.

Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось.

Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.

Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

Не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания.

Необходимо ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 – 4 раза в день по 3 – 5 минут, 2 – 3 упражнения за раз. Каждое упражнение выполняется по 5 – 7 раз, статические упражнения выполняются по 10 – 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, спина должна быть прямой, тело не напряжено, руки и ноги в спокойном положении.

Используйте упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика). Доказано, что, чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

Совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий.

Не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям.

Не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его.

Работу с логопедом (и по рекомендации логопеда) не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка.

Если необходимо, покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК).

Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в то, что он будет правильно и красиво говорить.

  1. сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
  2. по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Исправление звуков проводится поэтапно:

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.

Читайте также:
Диагностическая карта и приложение к обследованию речевого развития детей младшего возраста

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям и родителям, имеющих детей с нарушениями речи

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Совершенствование психолого-педагогической работы по выявлению детей, имеющих особые образовательные и воспитательные потребности и создание оптимальных условий для их развития и воспитания.

Бесплатные занятия с логопедом

Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Речевая патология особенно тяжелые ее формы часто влекут за собой личностные проблемы у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей, одним словом препятствуют своевременной социализации детей.

Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Трудности, возникающие у детей с нарушениями речи

Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа и синтеза), дети с нарушениями речи могут отставать в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевать мыслительными операциями.

В овладении словарным запасом и грамматическим строем родного языка, что задерживает процесс развития связной речи, перестройку ее форм, и, прежде всего своевременный переход от диалогической формы к контекстной.

В формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Исследование функции внимания выявило, что дети с нарушениями речи быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. У ряда детей отмечается недостаточная устойчивость внимания.

Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей рассматриваемой категории по сравнению с нормально говорящими детьми заметно ниже возможности запоминания вербального материала, продуктивность запоминания. Нередки ошибки привнесения, приторное называние предметов, картинок. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые), элементы и последовательность предложенных заданий.

Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части.

Несовершенство речевых умений затрудняет формирование основных функций речи – коммуникативной, познавательной, обобщающей, регулирующей.

Коммуникативная функция речи является одной из наиболее ранних и способствует развитию контактности ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения,эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Обусловленная недостатками развития языковой системы, коммуникативная деятельность детей с нарушениями речи ограничена, они неохотно вступают в контакт с взрослыми и сверстниками, не умеют четко и правильно сформулировать мысль. У них обнаруживается беспомощность при выражении мысли в связном высказывании. Речевая активность снижена, не формируется языковая способность. Неясная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с окружающими людьми и не способствует активности речи.

Познавательная функция речи связана с возможностью общения ребенка с окружающими. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, т.к. ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. Ребенок часто нуждается в наглядной ситуации и ему понятна только информация, связанная со знакомыми, наглядно воспринимаемыми предметами, людьми в игровой ситуацией. Передача новых знаний, сведений, способов действий, личных переживаний затруднена.

Читайте также:
Звуки (Л) - (Л’) - конспект занятия

Формирование обобщающей функции связано со становлением и развитием речевой деятельности. Недостаточная речевая способность детей с нарушениями речи не дает возможность правильно воспринимать информацию и расширять ее при речевом общении с окружающими. Исследователи считают, что задержка одного компонента мышления, приводит к задержке развития другого. Ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется выполнять анализ и синтез поступающей информации.

Формирование регулирующей функции речи связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, программированием интеллектуальной деятельности. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корригирует эту деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении определенных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, переключается на несущественные раздражители, не может затормозить побочных ассоциаций.

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, воспитателю следует учитывать:

психологические и возрастные возможности детей данной категории (неполная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимание, память, словесно-логическое мышление, пальцевая моторика и игровая деятельность)

Осуществляя работу, воспитатель, помимо реализации основных и коррекционных задач связанных с развитием и закреплением речевых навыков, так же должен уделять внимание:

Становлению и развитию у детей игровой деятельности;

Развитию у детей внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью;

Совершенствованию словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;

Развитию у детей пальцевой моторики;

Эмоционально-волевой сфере (следствием нарушения речи часто становится: неуверенность, легкая возбудимость, негативизм, неспособность к длительным волевым усилиям);

Обучению расслабляющим упражнениям для мышечной и эмоциональной раскованности (умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение и т.п.)

Развитие у детей игровой деятельности

Если нормально развивающимся детям достаточно лишь создать условия для игры (зону, атрибуты, спокойную обстановку), то детей с нарушениями речи и ОНР часто приходится учить играть. Игра большинства таких детей бывает процессуальной, лишенной творчества; дети не всегда умеют договариваться во время игры, распределять роли, они не в состоянии длительно играть. Игра таких детей, как правило, примитивна, не отражает действительности в полной мере, не всегда является ведущей формой деятельности, как это положено в дошкольном возрасте. Поэтому воспитателю приходится обучать детей игре. В первую очередь следует создать базу – подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни. Ни в коем случае не руководить игрой, а участвуя в ней, увлекать детей, предотвращать возможные конфликты. Как показывает опыт, ведущие роли, выполняемые воспитателем, неохотно поддерживаются детьми. С гораздо большей готовностью они включаются в игру, если воспитатель играет любые второстепенные роли. А диалог, который происходит между воспитателем и любым из играющих, непроизвольно вызывает у всех детей повышенный интерес. Воспитатель играет с ними на равных! Дети легко расковываются в такой игре, становятся активнее, смелее, изобретательнее! Включаясь в игру, воспитатель должен помнить, что помимо обогащения игровой деятельности детей, желательно максимально повышать их умственную и речевую активность. Так, будут полезны вопросы воспитателя во время различных ролевых игр. (“Доктор почему Вы бинтуете мне руку?”).

Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у детей

Успех коррекционно-воспитательной работы в группе для детей с нарушениями речи определяется продуманной системой, которая пронизывает весь учебно-воспитательный процесса.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей, в результате которой выделяются следующие основные направления:

  • коррекционно-воспитательное;
  • общеобразовательное.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

Читайте также:
Зачем лисе хвост - конспект и презентация

У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. И исключить прямое дублирование воспитателем занятий логопеда. Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

В соответствии с этими задачами следует разделить функции логопеда и воспитателя

• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

• Устранение недостатков слоговой структуры слова.

• Формирование послогового чтения.

• Отработка новых лексико-грамматических категорий.

• Обучение связной речи.

• Предупреждение нарушений письма и чтения.

• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).

• Закрепление навыков чтения и письма.

• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.
Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.

Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине. На вечерние логопедические занятия приглашается 5-7 детей.

Рекомендуются следующие виды упражнений:

  • закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
  • повторение стихотворений, рассказов;
  • упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление,
  • фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
  • активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы .

В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, в свободное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Мы предлагаем детям шарики Су-джок, со стихотворным сопровождением.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

( катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения .б. пальца)

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

Читайте также:
Программа 'Что за прелесть эти сказки'

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

(массажные движения мизинца)

Этот пальчик — в лес пошёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик — гриб нашёл,

(надеваем на безымянный палец)

Этот пальчик — занял место,

(надеваем на средний палец)

Этот пальчик — ляжет тесно,

(надеваем на указательный палец)

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

Разнообразят работу с детьми камушки марблс и кинетический песок.

Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями. Так же положительно влияет на развитие мелкой моторики и закрепление речевого материала сухой бассейн с различными наполнителями ( фасоль , горох .орехи и т.д.), игры с прищепками, карандашами, зубными щетками, пробками.

Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.

Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.
Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координации движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.
Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре — также необходимый элемент его педагогической деятельности. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.А так же возможность проконтролировать поставленные звуки на этапе автоматизации их в спонтанной речи.

Основываясь на все сказанное, можно сделать следующие выводы:

  1. Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях.
  2. Воспитатель в специализированных детских садах выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых состоит в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных недостатками речевого дефекта. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию интереса к познанию.
  3. Педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной обстановки в специализированной группе детского сада. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
  4. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая этим самым базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
  5. В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями.
  6. Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера.
Читайте также:
Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением картинок символов артикуляции звуков

Мошкина Анна Юрьевна
учитель — логопед
г. Ярославль

Для педагога

Автор: Цицер Светлана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад “Радуга”
Населённый пункт: Ямало-ненецкий автономный округ, п. Тазовский
Наименование материала: Рекомендации учителя – логопеда воспитателям для проведения индивидуальных занятий по совершенствованию речи дошкольников
Тема: Рекомендации учителя – логопеда воспитателям для проведения индивидуальных занятий по совершенствованию речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование

МБДОУ детский сад «Радуга»

Цицер Светлана Владимировна

ЯНАО, п. Тазовский

воспитателя

фонетической стороны речи.

компонентами речи, звукопроизношением, звукослоговой структурой слова.

Работа над просодическими компонентами речи

Формирование правильного речевого дыхания. Связь между собой общих

речевых навыков (дыхание, артикуляция и голосообразование) предполагает

а) воспитание диафрагмально-реберного дыхания по подражанию, когда

ладонь ребенка для контроля правильности выполнения задания кладется на

способствовать тренировке ритма речевого дыхания, с непременной паузой

– вдох и выдох через нос;

– вдох через нос, выдох через рот;

– вдох через рот, выдох через нос;

– вдох и выдох через рот;

произнесении сначала отдельных звуков, далее слов, фраз, текстов и другого

с опорой на контроль ладонью, затем без этой опоры. Задания должны быть

подражанию или словесной инструкции;

г) воспитание направленной воздушной струи через середину ротовой

упражнений («Футбол», «Сдуй снежинку» и др.) параллельно с работой по

развитию артикуляторной моторики. Данное сочетание упражнений будет

произношение значительного количества звуков требует правильного выхода

участвуют щеки, гуды и язык.

Формирование ритмической организации высказывания.

Восприятие ритмических структур. Предлагается прослушать серии

ко р от к и м и

д л и н н ы м и

количественные ии качественные характеристики ударов.

прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное.

Формирование ритмической организации высказывания:

а) восприятие и воспроизведение ритмических контуров с ударением в

разных частях отрезка;

б) отстукивание ритмического рисунка слова, фразы, стихотворения;

г) копирование акцентной структуры слова и предложения.

Формирование темповой организации высказывания.

Восприятие различного темпа речи.

Воспроизведение различного темпа речи:

а) воспроизведение темповой характеристики фразы сопряжено с

вслед за воспитателем;

в) самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы.

а) повторение фраз в заданном темпе;

отстукивание каждого слога (слова) или под удары метронома;

в) ответы на вопросы воспитателя: сначала шепотом в заданном темпе,

затем вслух – ритмично и с заданным темпом;

г) проговаривание стихов и скороговорок в заданном темпе;

д) проговаривание фраз под музыку;

е) речевые игры с проговариванием слов в заданном темпе

ж) рассказы по картине в заданном темпе.

Формирование интонационной выразительности речи.

Восприятие различных видов интонации.

а) общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп,

ритм, высота, и тон голоса, логическое ударение);

б) совершенствование восприятия интонации повествовательного типа;

в) формирование навыка восприятия интонации вопросительного типа;

г) развитие навыка восприятия интонации восклицательного типа;

д) дифференциация различных видов интонации.

2. Формирование интонационной выразительности речи.

а) восприятие и определение силы (тихий, громкий), высоты (низкий,

высокий) голоса при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и

звуков голосом средней громкости;

артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале отдельных

гласных звуков и сочетаний из двух-трех гласных звуков;

постепенным усилением голоса;

д) при произнесении отдельных гласных звуков, сочетаний из двух-трех

гласных звуков, слогов постепенное повышение и понижение голоса;

ж) постепенное повышение голоса с последующим его понижением

при произнесении гласных звуков.

последовательности типам интонационно-мелодических структур:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: