Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей по лексической теме ‘Посуда’

Взаимодействие учителя – логопеда с воспитателем по лексической теме “Посуда”
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Материал содержит рекомендации учителя – логопеда воспитателю подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи по развитию словаря, формированию лексико – грамматических категорий в рамках темы “Посуда”

Скачать:

Вложение Размер
posuda_._vzaimod._s_vospit.docx 19.12 КБ

Предварительный просмотр:

месяц ____________ подготовительная группа

неделя ___________ Тема: Посуда

Раз, два, три, четыре

( удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши )

Мы посуду перемыли.

( одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку.

Мы посуду перемыли

( ладонь скользит по ладони)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть – чуть сломали

Так мы маме помогали.

( удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши )

Координация речи с движением:

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный , как начальник ( дети надувают живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик )

Вот фарфоровые чашки

Очень хрупкие бедняжки

( приседают, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца

Только стукни – разобьются ( кружатся, рисуя руками круг ).

Вот серебряные ложки

Голова на тонкой ножке

( потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой )

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес

( делают большой круг руками)

Ведро, кастрюля, чайник, сковорода, бак, ковш, дуршлаг, поварешка, сито, таз, самовар, фляга, жаровня, противень, тарелка, вилка, ложка, чашка, стакан, блюдце, салатница, ваза, блюдо, сухарница, хлебница, кофейник, молочник, соусница, масленка, солонка, перечница, бокал, фужер, рюмка, поднос, сервиз, носик, ручка, крышка, дно, стенка …

Мыть, чистить, готовить, расставлять, приносить, уносить, сервировать, наливать, готовить, стряпать, покупать, разбивать, беречь …

Кухонная, столовая, чайная, кофейная, стеклянная, глиняная, металлическая, медная фарфоровая, хрустальная, красивая, керамическая, хрупкая, эмалированная, деревянная, бьющаяся, лакированная, чистая, блестящая, глубокая, мелкая, повседневная, праздничная, фамильная…

Чашка ( какая?)- красивая, тонкая, голубая, детская, фарфоровая, легкая, чайная, праздничная …

Д/и « Подбери действия»

Чашка ( что делает?)- стоит, бьётся, ломается, украшает, разбивается …

  • Д/и « Назови ласково»
  • Д/и « Один – много»

кастрюля – кастрюли – кастрюль

стакан – стаканы – стаканов

  • « Посчитай посуду»

один дуршлаг стакан поднос

  • Составление предложений с предлогом В

В какую посуду кладут хлеб?

(горчицу, перец, салат, конфеты)

Что кладут в салатницу?

(соусник, масленку, сахарницу)

Что наливают в соусник? молочник, кофейник, чайник)

  • Составление предложений с союзом А

В стакане кефир, а в чашке …

Кастрюля сделана из железа, а чашка ( из фарфора ).

Ложка сделана из дерева, а стакан

  • Составление предложений с предлогом С

С чем ведро, если в нем …

( вода, молоко, белье, бумага )

С чем кастрюля, если в ней …

( суп, борщ, картошка )

С чем чашка, если в ней …

( кофе, кисель, молоко, какао)

  • Подбор предметов к признакам

хрустальный стакан, фужер, бокал..

хрустальная ваза, салатница …

хрустальное блюдо, ведерко …

  • Д/и « Что с чем?»

чайник с … ( носиком )

тёрка к с …( дырками )

кастрюля с …( крышкой)

Суп наливают из …( кастрюли)

Мясо берут из …( сковородки)

Кофе пьют из …( чашки )

Кашу ем из …( тарелки )

  • Д/и « чего не бывает?»

Не бывает чайника без…(носика)

Не бывает тёрки без… (дырочек )

Не бывает ножа без …( лезвия )

Не бывает сковороды без …( дна )

  • Образование признаков

чай – чайная, железо – железная, фарфор – … глина – …, дерево -…

  • Согласование существительных с личными местоимениями

мой –стакан, фужер, нож, поднос. моя – кастрюля, рюмка, ложка … мои – тарелки, чашки, блюдца …

* название предмета посуды

* из каких частей состоит?

* из чего изготовлен?

«Сказка о чайнике»

Жил- был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый- препузатый. У него были : ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей.

Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.

Вопросы к сказке :

– с кем жил чайник?

– какой он был по размеру?

– какие части есть у чайника?

– из чего сделан чайник?

– почему его люди любили?

Беседа о посуде:

– Как одним словом можно назвать все эти предметы?

– Какие предметы посуды вы еще знаете?

– Назовите столовые приборы, которыми вы пользуетесь для еды?

( ложка, вилка, нож)

– В какой посуде готовят пищу?

( кастрюля, сковорода, противень, жаровня, казан , утятница )

– Как называется эта посуда? ( кухонная)

-Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? ( чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница)

– Как называется эта посуда? ( чайная )

-Как называется посуда, из которой мы едим?

– Назовите столовую посуду. ( тарелка, супница, салатница, солонка, селедочница, соусник …)

Чуковский К.И. «Федор но горе», « Муха –цокотуха»,

Носов Н. « Мишкина каша»

Хармс Д. «Иван Иваныч Самовар»

Бр.Гримм « Горшок каши»

Р.Н.С. « Лиса и журавль»

На моей тарелочке

Чтоб была она видна

Всё съедаю я до дна.

  • Экскурсия на кухню
  • Рисование

Иллюстрации к сказке

  • Конструирование

Из бумаги и бросового материала посуды для ролевых игр.

  • Заучивание наизусть :

Жила- была посуда6

Чайник, чашка и блюдо,

Ножик, вилка и ложка,

Кастрюля и поварешка.

Посуда дружила с едой

Посуда дружила с водой

И с человеком дружила.

Его она вкусно кормила.

  • Дидактические игры:

*Эхо», « Что из чего?»,

* « сервируем стол к обеду»

* «Сто забыл нарисовать художник?»

  • Загадывание загадок

Из горячего колодца

Через нос водица льется

а хвост на заборе (половник)

Сама не ем, а людей кормлю

Ходит он из края в край

Режет черный каравай

  • Пословицы и поговорки :

Пустая посуда громче гремит.

Не пугайся наливать с верхом.

Посуда бьется – к счастью.

У грязнули – и тарелка грязна, у чистюли – и сковородка чиста

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по реализации коррекционных задач (на примере лексической темы «Космос»).

Эффективное развитие интегративных качеств детей с ТНР возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работевсех .

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя. Лексическая тема: “Сад. Огород” в средней группе с ОНР.

Консультация для воспитателей по лексической теме “Сад.Огород”.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической теме – “Профессии на транспорте”

Представлены рекомендации воспитателям для закрепления речевых навыков у детей по лексической теме “Профессии на транспорте”.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей по лексической теме “Части тела”

Ежедневные задания по коррекии ОНР у дошкольников.

Взаимодействие логопеда и воспитателя. Рекомендации к работе по лексической теме «Посуда»

Наталья Юрьевна Жупанина
Взаимодействие логопеда и воспитателя. Рекомендации к работе по лексической теме «Посуда»

Лексическая тема: «Посуда»

Понедельник

1. Дидактические игры:

– «Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)

тарелка – тарелки, кастрюля – кастрюли, ложка – ложки, вилка – вилки, стакан – стаканы, половник – половники и т. д.

– «Назови ласково» (образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов).

сковорода – сковородочка, тарелка – тарелочка, стакан – стаканчик, чашка – чашечка, поднос, сервиз, половник, солонка, маслёнка и т. д.

– «Сосчитай посуду» (согласование существительного с числительным)

Один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей, шесть ножей и т. д.

Можно взять слова для счета – стакан, половник, вилка, ложка и т. д.

– «Какая бывает посуда?» (образование относительных прилагательных)

Посуда из стекла – стеклянная; из металла – металлическая; из фарфора – фарфоровая; из глины – глиняная, из пластмассы – пластмассовая и т. д.

Посуда для сахара – сахарница, для соли -, хлеба, супа, молока, масла, конфет и т. д.

Чашка и кружка – они круглые, гладкие, устойчивые, белого цвета,; из них можно пить, у них есть ручка.

Чашка и кружка – чашка сделана из фарфора, а кружка – из железа; чашка бьётся, а кружка – нет; фарфор плохо проводит тепло – из чашки хорошо пить чай, не обожжёшь губы кипятком; железо быстро нагревается, и горячий чай из кружки сразу пить нельзя, можно обжечься.

Задание 2. Отгадать загадки о посуде.

– Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

– Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)

– Ходит он из края в край, режет чёрный каравай. (Нож)

– Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор, называюсь я … (Фарфор)

Задание 3. Пословицы и поговорки (обсудить).

– Посуда бьётся – к счастью.

– Без труда не отмоешь добела.

– Не пытайся налить с верхом.

4. Подбери признаки (не менее трех признаков):

Чашка (какая) – … чайник (какой) — …

5. Образуй признаки (от предмета): пластмасса — … стекло — … глина — … дерево — …

праздник — … чай — … кофе — … кухня — …

6. Назови ласково: чашка – чашечка ложка — … чайник — … тарелка — … кастрюля — …и т. д

7. Есть – нет (родительный падеж): чайник –нет чайника, ложка — … сковорода — … стакан — … блюдце -… сервиз — … донышко -… кухня -… посуда — …

8. Что где лежит? сахар – в сахарнице масло — … хлеб — … сухари — … соль — … перец —

9. Назови посуду: чайную — …. столовую — … кухонную — …

10. Исправь предложения: Суп разлили по стаканам. На чайнике кипит чай. В сахарницу насыпали хлеб.

1. Грамматический строй

1). «Назови ласково? (образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме)

Тарелка – тарелочка (кофейник, чайник, кружка, чашка, ложка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце, солонка, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, казан, графин).

2). «Один – много» (согласование числительных с

существительными в роде, числе и падеже)Одна ложка, две ложки, пять ложек

Кофейник, чайник, кружка, чашка, ложка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце, солонка, сахарница, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, графин, казан, селедочница, терка, крышка.

3). «Родственные слова» (образование однокоренных слов)

Кофе – кофейник – кофеварка – кофемолка – кофейный

Чай -. (чайник – чайный)

Суп -. (супчик – супница – суповой)

4). «Материал» (образование притяжательных

Посуда из стекла – стеклянная

Посуда из фарфора -.

Посуда из металла -.

Посуда из пластика -.

Посуда из дерева -.

Посуда из пластмассы -.

Посуда из бумаги -.

1).«Где живут продукты?»

Сахар живет в сахарнице

(соль, сухари, масло, перец, чай, кофе, селедка, конфеты, салат, суп)

2). Послушай сказку, выучи ее:

«Сказка о чайнике»

Жил – был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый – препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.

3)Теперь придумай такую же сказку о каком – либо предмете посуды.

Нарисуй чашку и блюдце из одного чайного сервиза.

3. Игра «Сосчитай посуду»:

один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей.

4. Игра «Гномик и великан»

Кастрюля. У гнома – кастрюлька, а у великана – кастрюлище.

Стакан. У гнома – стаканчик, а у великана – стаканище.

Нож. У гнома – ножичек, а у великана – ножище.

5. Игра “Составь предложения с предлогом “С”

С чем ведро, если в нем. (вода, молоко, морковь, картошка. ?

С чем кастрюля, если в ней. (суп, борщ, картошка. ?

С чем чашка, если в ней. (чай, кисель, кофе, молоко. ?

С чем банка, если в ней. (капуста, варенье, мед, мука. ?

6. Назови предмет посуды на звук:

[ч] – чайник, … [б] – … [н] – … [вь] – … [л] – … [к] – … [с] – … [т] – … [мь] – …

7. «Объясни, что делает этот предмет?»

мясорубка – рубит мясо

8. «Назови эту посуду»

Чайная посуда – это самовар, …

Кофейная посуда – это кофейник, …

Столовая посуда – это супница, …

Кухонная посуда – это кастрюля, …

9. «У какого предмета посуды есть это?»

Одна ручка есть у …

Две ручки есть у …

Четыре зуба есть у …

10. Дидактическая игра «Какая посуда?»

Стакан из стекла – стеклянный стакан.

Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.

Кувшин из глины – глиняный кувшин.

Скалка из дерева – деревянная скалка.

Поднос из пластмассы – пластмассовый поднос.

Ложка из металла – металлическая ложка.

11. Выучить название специальной посуды. Скажи, что откуда возьмешь?

Посуда для соли – солонка. Соль беру из….

Посуда для сахара – сахарница. Сахар беру из….

Посуда для перца – перечница…

Посуда для масла – маслёнка…

Посуда для хлеба – хлебница…

Посуда для рыбы – рыбница…

Посуда для фруктов – фруктовница….

Посуда для конфет – конфетница…

Посуда для салата – салатник или салатница….

12. Описательный рассказ:

какая посуда есть у вас на кухне.

Из какого материала сделана?

Из каких частей состоит? (стенки, дно, крышка, ручки, носик)

Для чего нужна посуда?

1. Загадки про посуду:

Сама не ем, а людей кормлю. — Ложка.

Из горячего колодца через нос водица льется. — Чайник.

Рыба в море, а хвост на заборе. — Ковш.

Деревянная темница, а в ней хлебушек хранится. — Хлебница.

Круглая, как блин, а сверху ручка. — Сковородка.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода скипела!» (чайник)

И в столовой, и на кухне,

В ресторане – и везде:

Если варят – то в кастрюле,

Жарят – на …. (сковороде)

По моей тарелочке

Отправляю в рот. (ложка)

Среди ложек я полковник

И зовут меня … (половник)

– Как одним словом назвать все эти предметы?

2. Употребление существительных в родительном падеже. Игра «Чего не стало?». Выставляются 5—6 предметов посуды. Детей просят закрыть глаза, Незнайка прячет один предмет. Дети догадываются и отвечают, какой. Не стало кастрюли, чайника, сковородки, стакана, чашки, тарелки, ложки, вилки, блюдца.

3. Образование относительных прилагательных.

Воспитатель напоминает произведение К. И. Чуковского «Федорино горе». «Прибежала посуда и к нам, да так вся перепуталась: тут и для чая. Давайте все вместе разберем ее». Воспитатель берет кастрюлю, сковороду, большой чайник, половник, терку, нож, дуршлаг. «Для чего эта посуда нам нужна? —

Эта посуда нужна для приготовления пищи. — Где готовим пищу? — На кухне. Это кухонная посуда!»

Воспитатель берет тарелки глубокие и мелкие, ложки, вилки, ножи, хлебницу. «Для чего нужна эта посуда? Да, она нужна для готовой пищи, в нее кладут готовую еду, а потом обедают. Это обеденная посуда или столовая!»

Воспитатель берет чайное блюдце, чашку, чайную ложечку, заварной чайничек, сахарницу, конфетницу. «Для чего нужна эта посуда? Да, ее расставляют, когда пьют чай. Подумайте, как она называется? Чайная!»

4. Развитие логического мышления. Игра «Четвертый — лишний».

Например: чашка, блюдце, дуршлаг, ложка.

Чайник, кастрюля, хлеб, тарелка

Стакан, стол, тарелка, ложка.

Ложка, вилка, чашка, нож.

Кастрюля, сковорода, чашка, ковш.

1. Физкультминутка. Дети ходят по группе. По команде воспитателя изображают, стоя на месте, посуду:

Самовар — руки в боки

Кастрюля — руки к плечам

Чайник — одна рука в бок, другая поднята под углом

Ложка — руки соединены вверху, над головой.

2. Расширение словаря прилагательных. «Кто больше скажет слов?»

Чайник (какой) — фарфоровый, красивый, пузатый, маленький, новый, чистый.

Кувшин (какой) — стеклянный, прозрачный, высокий, узкий, голубой, чистый, новый, любимый.

Хлебница (какая) — металлическая, круглая, чистая, старая, узорчатая, блестящая, ажурная.

3. Развитие мышления и воображения. Игра «Наоборот».

Новая кастрюля — старая кастрюля

Полная сахарница — пустая сахарница

Чистая ложка — грязная ложка

Горячая сковорода — холодная сковорода

Прочная салатница — хрупкая салатница

Мелкая тарелка — глубокая тарелка

Высокая ваза — низкая ваза

Светлый чайник — темный чайник

Мокрая чашка — сухая чашка

4. Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Раз, два, три, четыре, Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и

хлопают в ладоши.

Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.

Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики, по одному, на каждое

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили, Снова загибают пальчики.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. Попеременно ритмично ударяют кулачок об

кулачок и хлопают в ладоши.

5. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Ложка чистая – ложка грязная.

Тарелка глубокая – тарелка мелкая.

Чашка большая – чашка маленькая.

Сковорода тяжелая – сковорода легкая.

Ножик старый – ножик новый.

6. Скороговорки. Развитие общих речевых навыков — правильного звукопроизношения, четкости дикции, речевого дыхания.

Выпил Яшка чаю чашку,

Мало чашки чая Яшке.

Взял Валерка тарелку,

Взял Валерка поднос.

Мне тарелку Валерка

На подносе принес.

1. Упражнение «У БЕЛОЧКИ В ГОСТЯХ». Развитие связной речи. Развитие зрительного внимания.

Воспитатель помещает на магнитную доску изображения белочки и праздничного стола. Он объясняет, что белочка ждет гостей и накрывает на стол, и просит детей запомнить, что белочка поставила на стол. Затем дети должны закрыть глаза, а воспитатель — поменять местами посуду на столе. Открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось. Например:

Белочка поменяла местами сахарницу и масленку.

Вместо чайника белочка поставила на стол кофейник.

2. Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «МАШИНА КАША».

Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.)

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку, (Загибают по одному пальчику на левой руки.)

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)

3. Упражнение «ПОСУДА». Координация речи с движением.

Вот большой стеклянный чайник (Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг.)

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки сомкнули над головой.)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос. (Легли на ковер, вытянулись.)

Он посуду нам принес.

«Поможем бабушке Федоре». Итоговое мероприятие по лексической теме «Посуда» Цель мероприятия: Закреплять представления детей о посуде. Развивать слуховое, зрительное восприятие, тактильные ощущения. Поддерживать.

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Посуда» Конспект фронтального занятия по лексической теме: «Посуда» Цель: Расширение словаря по теме «Посуда». Задачи: 1. Научить употреблять категории.

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «Посуда» Тема: Автоматизация звука [С] в предложениях. Лексическая тема: «Посуда». Цель: формирование правильного звукопроизношения. Задачи: образование.

ОД «В гостях у сказки» по лексической теме «Посуда» Цель: закреплять знания детей о чайной посуде. Задачи. Образовательные: формировать навыки счета в пределах десяти,уточнить понятие слов.

Презентация по лексической теме «Посуда» для старших дошкольников Я,практикующий логопед, постоянно нахожусь в поиске, стаж работы 15 лет. Хочу представить на ваш суд одну из своих работ. Презентация по.

Рекомендации для родителей по лексической теме «Посуда» Лексическая тема: “Посуда”Закрепляем словарь по теме: Существительные: тарелка, чашка, блюдце, кастрюля, сковорода, чайник, ложка, вилка,.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Мебель» Лексическая тема: «Мебель» 1. Рассмотрите вместе с ребёнком мебель, которая есть у вас дома. Нарисуйте вместе с ребёнком или приклейте картинки.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Осень» Лексическая тема “Осень. Признаки осени” 1. Ответить на вопросы: – Какое сейчас время года? – Назови осенние месяцы. – Какая погода на.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Овощи. Огород» Лексическая тема “Овощи. Огород” Задание 1. Родителям рекомендуется: Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: Объяснить, что всё.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Семья» 1. Посмотреть с ребенком семейные фотографии (фильмы). Дети должны усвоить: семья, ее состав, функции членов семьи. Какая должна быть семья?.

Посуда Презентация подготовлена Макаровой Натальей Александровной, учителем-логопедом ЦРР ГБДОУ 37 Приморского района Санкт-Петербурга. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемТамара Шульгина

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Посуда Презентация подготовлена Макаровой Натальей Александровной, учителем-логопедом ЦРР ГБДОУ 37 Приморского района Санкт-Петербурга.” — Транскрипт:

2 Презентация подготовлена Макаровой Натальей Александровной, учителем-логопедом ЦРР ГБДОУ 37 Приморского района Санкт-Петербурга

3 Как работать с презентацией Презентация состоит из игр, которые помогут ребенку с вашей помощью закрепить свои знания по лексической теме «Посуда». Помните, что игры на компьютере никогда не заменят живого непосредственного общения. Пусть эти игры послужат вам идеей, на основе которой вы сможете придумать много аналогичных и очень нужных ребенку игр. Поэтому читайте, запоминайте и играйте со своими детьми не только за компьютером, но и во время прогулок, по дороге в детский сад и в другое удобное для вас время. такой значок вы найдете на каждой странице с играми и обозначает он «методические рекомендации для родителей». Вам будет легче разобраться в правилах, если вы сначала нажмете на этот значок и прочитаете то, что адресовано вам. Нажатие этого же значка вернет вас обратно к игре. перейти к другой игре в этом разделе. перейти в главное меню для выбора другого раздела.

4 Главное меню ПОМОЖЕМ МАМЕ ЗАГАДКИ ПОМОГИ КУКЛАМ ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ В ГОСТЯХ У БАБУШКИ ФЕДОРЫ РАССМОТРИ И НАЗОВИ ЧЕГО НЕ СТАЛО РЕБУСЫ ИГРЫ МЕЖДУ ДЕЛОМ

5 «Поможем маме» Помоги разложить продукты в соответствующую посуду. Скажи, как называется посуда, в которую надо положить: конфеты, сахар, соль, хлеб, масло, сухари?

6 Уважаемые родители! Задача этой игры – формировать грамматический строй речи, учить ребенка образовывать новые слова – название посуды при помощи суффиксов. Обогащать словарный запас по лексической теме «Посуда». Как играть. При щелчке мыши на экране появляется картинка с едой. Ребенку необходимо ее назвать. Например «Конфеты». Второй щелчок мышки показывает нам посуду, в которой традиционно хранятся эти продукты («конфетница»). Задача ребенка – дать название посуды. Для этого ему надо либо вспомнить уже знакомое слово, либо образовать его при помощи суффиксов. Важно, чтобы ребенок не просто называл подходящее слово (например, «вазочка»), а образовывал слова от имеющихся. Если необходимо, дайте ему речевой пример. Не спешите давать названия быстрее ребенка или вместо него. Дайте возможность малышу поработать самому, так он получит гораздо большее удовлетворение от игры. Подсказка для родителей : конфеты – конфетница, сахар – сахарница, соль – солонка, хлеб – хлебница, масло – масленка, сухари – сухарница.

7 «Поставим на стол посуду» Покажи все картинки с изображением чайной посуды. Проверь себя, нажав на кнопку мышки. Как можно назвать одним словом ту посуду, которая не обведена кружком?

8 Уважаемые родители! Задача этой игры – развитие грамматического строя речи (образование относительных прилагательных); активизация, расширение и уточнение словарного запаса ребенка по теме «Посуда». Как играть. Предложите ребенка показать и назвать все предметы, относящиеся к чайной посуде. Спросите у него, что такое чайная посуда, почему она так называется. Если малыш затрудняется, объясните ему, приведите примеры. После этого дайте ребенку возможность проверить себя, щелкнув мышкой. Чайная посуда при этом будет обведена кружками. А теперь спросите, как называется посуда, которая не обведена кружком. Как можно назвать ее одним словом ( столовая )? Подсказка для родителей : чайная посуда: конфетница, заварочный чайник, чашка, сахарница, стакан в подстаканнике; столовая посуда: столовый нож, кувшин, вилка, салатница, селедочница, супница, солонка, тарелка.

9 «Помоги куклам» Кукол зовут Ира и Алла. Помоги им выбрать посуду. Для Иры выбери посуду, в названии которой есть звук «р», для Аллы – звук «л». Начинай сверху. Проверяй себя щелчком мыши. У кого посуды больше: у Аллы или у Иры? Ира Алла

10 Уважаемые родители! Задача этой игры – тренировать ребенка в дифференцировании звуков «р» и «л», совершенствовать фонематические процессы, упражнять в умении определять позицию звуков «р» и «л» в словах, развивать фонематический слух, слуховую и зрительную память, внимание. Как играть. На картинке две куклы: Алла и Ира. Проговорите с ребенком, какие звуки слышатся в середине этих имен. У Аллы – «л». Все предмет, в которых есть звук «л», это ее предметы. У Иры – «р», значит ее предметы те, у которых есть звук «р». Теперь посмотрите на предметы посуды. Попросите ребенка назвать первый предмет (молочник). А теперь его задача отгадать, какой кукле принадлежит этот предмет. В начале работы просите ребенка объяснять, почему он так решил. Подсказка для родителей: молочник, терка, противень, вилка, кружка, ложка, сковорода.

11 «Четвертый лишний» Что здесь лишнее?

13 Уважаемые родители! Задача этой игры – развитие мышления дошкольников, формирование словаря. Как играть? На экране появляются четыре картинки. Вы говорите: «Посмотри, здесь 4 картинки. Три из них имеют что-то общее, чем-то похожи. А одна к ним не подходит, она лишняя. Как ты думаешь, какая?» Сначала ребенку необходимо произнести ответ. Уточните, почему он считает, что именно эта картинка лишняя. После этого он может проверить себя нажатием клавиши мыши. Если ребенок ошибся, попросите его подумать и объяснить, почему лишняя та картинка, которая исчезла. Только при необходимости помогите ему.

14 «Рассмотри и назови» Рассмотри рисунок. Какие предметы спрятались на картинке? Назови их. А как можно назвать их одним словом?

16 Уважаемые родители! Эта игра поможет потренировать внимание вашего ребенка, его усидчивость, целенаправленность деятельности. Вариант 1 : необходимо найти все предметы, которые «спрятались» на картинке и указать на них курсором мыши. Вариант 2 : если вашему сыну или дочке трудно найти все предметы на экране (или вы просто не хотите, чтобы ребенок долго сидел у монитора), то можно распечатать этот лист на принтере и предложить ребенку раскрасить (или обвести) разными цветами все предметы, которые он нашел. Проверяйте, правильно ли ребенок называет посуду. Обратите внимание, что мы очень рекомендуем прибегнуть ко второму варианту, если ребенку сложно найти все предметы на экране.

17 «В гостях у бабушки Федоры» На кухне у бабушки Федоры хранится много разной посуды. Найди одинаковую посуду. Посчитай и назови, сколько и каких предметов посуды у Федоры?

18 Уважаемые родители! Задача – закрепление правильного употребления грамматических категорий, практическое усвоение согласования числительных с существительными. Ребенку необходимо сосчитать все одинаковые предметы, нарисованные на картинке. Не спешите с подсказками! Дайте ребенку возможность сделать это самому. Важно: – обязательно называть числительное вместе с существительным (правильный ответ: «одна чашка»; неправильный ответ: «раз»). – следить, чтобы ребенок правильно согласовывал числительные с существительными.

19 «Чего не стало?» Назови и запомни предметы посуды. Потом закрой глаза, а мама, щелкнув мышью, «убирает» один предмет. Открой глаза, скажи, чего не стало? Важно, чтобы ребенок называл исчезнувшие предметы в родительном падеже. Например: «Не стало чайника…»

25 «Чего не стало?» Назови и запомни предметы посуды. Потом закрой глаза, а мама, щелкнув мышью, «убирает» один предмет. Открой глаза, скажи, чего не стало? Важно, чтобы ребенок называл исчезнувшие предметы во множественном числе в родительном падеже. Например: «Не стало тарелок…»

29 Уважаемые родители! В этой игре потребуется внимание и хорошая память. Как играть? Рассмотрите и назовите с ребенком все предметы посуды, изображенные на картинке. Затем, малыш в течение 30 секунд запоминает изображенные на картинке предметы (попросите его об этом). Потом закрывает глаза. В этот момент вы, щелкнув мышью, «убираете» один из представленных в ряду предметов посуды. Открыв глаза, ребенок должен сказать чего не стало. Важно, чтобы ребенок называл исчезнувший предмет в родительном падеже. Например: «Не стало кувшина». Во втором варианте игры важно, чтобы ребенок называл исчезнувшие картинки во множественном числе в родительном падеже: «не стало тарелок», «не стало ножей», «не стало ложек», «не стало сковород».

30 «Ребусы» Что нарисовано на картинке? (Вата). Назови каждый звук отдельно в этом слове (В А Т А). Какой первый звук, …второй, …третий, …четвертый? Сколько всего звуков в слове? Какой звук находится перед звуком – т -?, …после звука -т-?, … между звуками -в- и -т-? Поменяй в слове «вата» третий звук на звук -з-, какое слово получилось? Проверь себя нажатием клавиши «мышки».

31 «Ребусы» Кто нарисован на картинке? (Чайка). Какой первый звук в слове? Какой – последний? Какой звук находится перед звуком -к-? Поменяй этот звук в слове «чайка» на звук -ш-. Какое слово у тебя получилось? Проверь свой ответ нажатием клавиши «мышки».

32 Загадки Скажите, как назвать ее: Все в дырках зубы у нее, Но свеклу, редьку, хрен, морковку Она перетирает ловко.

33 Загадки Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!»

34 Загадки С поварёшкой она дружит, Кашу сварит нам на ужин, Её любит мама Юля. Как зовут её?

35 Уважаемые родители! Теперь мы предлагаем вам загадать ребенку загадки, связанные с предметами посуды. Читайте их четко и выразительно. При первом щелчке мыши на экране появится загадка. Следующее нажатие кнопки мыши необходимо в двух случаях: 1)ребенок никак не может отгадать загадку (даже при повторном прочтении) 2)отгадка есть и необходимо себя проверить. Второй щелчок даст подсказку-картинку. Загадки очень полезны для развития мышления детей, поэтому играйте с ними чаще. Помните: можно не только отгадывать уже имеющиеся загадки, но и придумывать свои, причем не только взрослому, но и ребенку.

36 Игры между делом Название Содержание «Сосчитай от одного до пяти» Предложите ребенку сосчитать предметы посуды от одного до пяти. Например: Одна фарфоровая тарелка, две…, пять… Одна чайная ложка, две…, пять… Один хрустальный бокал, два…, пять… Одно фаянсовое блюдце, два…, пять…. «Скажи наоборот» Предложите ребенку закончить предложение, сказав наоборот. Эта ложка чистая, а эта – грязная. Вот тарелка глубокая, а вот – …(мелкая). Эта чашка большая, а эта – …(маленькая). Вот сковорода тяжелая, а вот – …(легкая). Этот нож старый, а этот – …(новый). «Почему так называют?» Спросите у ребенка, почему так называют предметы посуды: Солонка, терка, масленка, хлебница, соусник, кофейник, салатник, селедочница, конфетница, молочник, скороварка?

37 Уважаемые родители! В этом разделе мы предложим вам несколько игр, в которые можно играть с ребенком в любом месте: по дороге в детский сад, на прогулке, на кухне и даже в очереди в магазине. Пусть наши игры послужат идеей придумывания ваших собственных игр! Никогда не скучайте с ребенком!

38 Для подготовки презентации использованы книги: О.И. Крупенчук. Пособие по логопедии для детей и родителей. «Научите меня говорить правильно!» – СПб: «Литера», 2003 г. Н.Э. Теремкова. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» – М: «ГНОМ и Д», 2005 г. И.А. Михеева, С.В. Чешева. «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» – СПб: «КАРО», 2009 г. Н.В. Нищева. «Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР» – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007 г.

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

1. Вместе с ребенком рассмотрите посуду – кухонную, чайную, столовую.

2. Закрепите с ребенком названия предметов и слова, определяющие их назначение.

3. Покажите, где дома хранится посуда (шкаф, сервант, буфет).

4. Рассмотрите посуду и объясните, что посуда бывает двух видов: из которой едят и в которой готовят пищу.

5. Сравните посуду (большие и маленькие ложки, мелкие и глубокие тарелки. ).

6. Упражнение “Посчитай!” на согласование числительных с существительными.
Например: одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек.

7. Упражнение “Какая посуда?” на согласование прилагательных с существительными.
Например: ложка для чая (какая?) – чайная, ложка для кофе (какая?) – кофейная и т.д.

8. Упражнение “Назови ласково!” на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например:
тарелка – тарелочка,
ложка – ложечка,
блюдце – блюдечко
и т.д..

9. Упражнение “Скажи, когда много!” на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Например:
одна вилка – много вилок,
один стакан – много стаканов,
одна чашка – много чашек
и т.д.

10. Упражнение “Какая бывает посуда?” на образование относительных прилагательных.
Например: чашка из стекла – стеклянная чашка, тарелка из фарфора – фарфоровая тарелка.

11. Упражнение “Для чего посуда?” на образование существительных с помощью суффиксов.
Например:
посуда, в которую кладут хлеб – хлебница,
посуда, в которую кладут салат – салатница,
варенье – в вареньицу,
селедку – в селедочницу,
суп наливают – . (в супницу),
перец хранят – . (в перечнице),
соль насыпают – . (в солонку),
горчицу кладут – . (в горчичницу),
конфеты – . (в конфетницу),
сухари – . (в сухарницу),
масло – . (в масленку).

12. Объяснить ребенку значение сложных слов “картофелечистка”, “овощерезка”, “кофеварка”, “соковыжималка”, “мясорубка”, “соковарка”, “пароварка”, “скороварка”.

13. Прочитать ребенку произведение К. Чуковского “Федорино горе”.

14. Упражнения на развитие мелкой моторики.

    Раз, два, три, четрые,
    (удар кулачками друг о друга)
    Мы посуду перемыли.
    (одна ладонь скользит по другой по кругу)
    Чайник, чашку, ковшик, ложку
    И большую поварешку.
    (загибать пальчики по одному, начиная с большого пальца)
    Мы посуду перемыли,
    Только чашку мы разбили,
    Ковшик тоже развалился,
    Нос у чайника отбился,
    (загибать пальчики по одному, начиная с большого пальца)
    Ложку мы чуть-чуть сломали,
    Так мы маме помогали.
    (удар кулачками друг о друга)

1. Повторите понимание обобщающего понятия “посуда”.

2. Уточните, какую посуду знает ребенок. Объясните значение слова “сервиз”. Введите слово в активный словарь ребенка.

3. Уточнить название деталей посуды (носик, крышка, ручки, края, стенки, донышко).

4. Закрепите понятия “столовая посуда”, “чайная посуда”, “кофейная посуда”, кухонная посуда”.

5. Упражнение “Посчитай посуду!” на согласование числительных с существительными.

6. Упражнение “Назови ласково!” на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

7. Упражнение “Скажи, когда много” на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

8. Упражнение “Какая бывает посуда” на образование относительных прилагательных.
ложка из серебра – серебряная ложка,
чашка из стекла – . стеклянная чашка,
нож из стали – .
кувшин из глины – .
тарелка из картона – .
и т.д.

9. Упражнение “Подбирай, называй, запоминай!”.
Закончи предложение, подбирая и называя как можно больше глаголов:
– Покупая в магазине посуду, покупатель (что делает?) выбирает, рассматривает и т.д.
– Ухаживая за посудой, человек (что делает?) – .

10. Познакомьте ребенка с многозначными словами и объяснить их значение. Попросите подобрать самостоятельно слова, которые имеют несколько лексических значений.
Например: ручка, носик, горлышко.

11. Уточните понимание сложных слов “кофеварка”, “соковыжималка”, “овощечистка” и т.д.

12.. Упражнение “Закончи предложение”. Мама попросила помочь разложить продукты. Соль надо насыпать в . хлеб убрать в . и т.д.

13. Прочитайте произведение К. Чуковского ” Федорино горе”.

14.. Выучите наизусть отрывок из этого произведения:

    . И помчалися по улице ножи:
    “Эй, держи, держи, держи, держи, держи!”
    И кастрюля на бегу
    Закричала утюгу:
    “Я бегу, бегу, бегу,
    Удержаться не могу!”
    Вот и чайник за кофейником бежит,
    Тараторит, тараторит, дребезжит.

15. Упражнения на развитие мелкой моторики.
Вылепить из пластилина (глины) посуду: чашку, блюдце.
Также см. выше упражнение 14 для детей 4-5 лет.

Комментарии к статьям
Развитие речи. Февраль

08.02.2007, 18:27
Фогель Альбина

Спасибо Вам большое за эту рубрику! Я студентка 4 курса дефектологического факультета. С завтрашнего дня начинается мой первый рабочий день в детском саду, в должности дефектолога,еслибы не Вы я бы не смогла подготовиться к занятию, т.к. от переживаний все мысли путались и не знала с чего начать. 08.02.2007, 23:11
Людмила

Большое спасибо за интересные занятия!Я их распечатываю и предлагаю учителям нашего дошкольного учреждения в помощь. 22.02.2008, 18:55
мария

спасибо за ваши интересные занятия. моя старшая девочка не ходит в сад и есть небольшая проблема- это ее развитие. все книги и программы, что я искала не подходили, мне нужно по неделям и это я нашла у вас. с понедельника начну, расскажу о результатах.
до свиданья. 20.07.2019, 09:50
Наталья

Очень интересные и полезные занятия.

Домашнее задание для дошкольников по лексической теме “Посуда”

Содержимое разработки

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ПОСУДА»

1). Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли» (Н. Нищева )

Раз, два, три четыре, (сжимать и разжимать кулачки)
Мы посуду перемыли: (вращательные движения ладонями, трение)
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку (загибать пальцы, начиная с мизинца)
Мы посуду перемыли, (потереть ладони)
Только чашку мы разбили, (хлопок)
Ковшик тоже развалился, (хлопок, ладони развести в стороны)
Нос у чайника отбился. (хлопок)
Ложку мы чуть-чуть сломали — Так мы маме помогали. (поднять плечи, руки развести в стороны, удивиться)
2). Мимические упражнения по теме «Посуда»
Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды.
Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.
Чудесные превращения: изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.
3). Упражнения для щек и губ
Кувшины с узким и широким горлышком: вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».
Самовар: надувать обе щеки одновременно.
4). Упражнения для языка
Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. – Чья «чашечка» глубже? Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.
Чашка и блюдце на столе: чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».
Острый ножик и глубокий ковшик: чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».
Ручка чайника: спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.
Пирожок: рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».

5). Развитие речевого дыхания и голоса
Пьем коктейль через трубочку (Вдох.) – Вытянуть губы узкой « воронкой ». (Выдох.)
Дуем на горячий чай. – Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).
Пыхтящий чайник. – Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»

6). Послушать стихотворение и выполнить действия в соответствии с его содержанием.
Пельмени
Я три горсточки муки сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко, размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру, тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки, делаю я колобочки.
Мясорубку покручу, фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку, на кружок кладу я горку,
Я края соединяю, пальчиками их сжимаю,
Покажу свое уменье — Вылеплю я сто пельменей!

7). Дидактические игры:

Грамматический строй

1). «Назови ласково? (образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме)

Тарелка – тарелочка, (кофейник, чайник, кружка, чашка, ложка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце, солонка, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, казан, графин).

2). «Один – много» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже)

Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек .

Кофейник, чайник, кружка, чашка, ложка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце, солонка, сахарница, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, графин, казан, селедочница, терка, крышка.

3). «Материал» (образование притяжательных прилагательных)

Посуда из стекла какая? – стеклянная

Посуда из фарфора – .

Посуда из металла – .

Посуда из пластика – .

Посуда из дерева – .

Посуда из пластмассы – .

Посуда из бумаги – .

4). Игра «Гномик и великан»

Стакан. У гнома – стаканчик, а у великана – стаканище.

Нож. У гнома – ножичек, а у великана – ножище.

Самовар. У гнома – самоварчик, а у великана – самоварище.

Кастрюля. У гнома – кастрюлька, а у великана – кастрюлище.

Тарелка. У гнома – тарелочка, а у великана – тарелище.

Ложка. У гнома – ложечка, а у великана – ложище.

Кружка. У гнома – кружечка, а у великана – кружище.

Вилка. У гнома – вилочка, а у великана – вилище.

5). Игра «Объясни, что делает этот предмет?»

мясорубка – рубит мясо

6). Загадки про посуду:

– Сама не ем, а людей кормлю. — Ложка.

– Из горячего колодца через нос водица льется. — Чайник.

– Рыба в море, а хвост на заборе. — Ковш.

– Деревянная темница, а в ней хлебушек хранится. — Хлебница.

– Круглая, как блин, а сверху ручка. — Сковородка.

– Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода скипела!» (чайник)

– И в столовой, и на кухне, в ресторане – и везде:

Если варят – то в кастрюле, жарят – на …. сковороде)

– По моей тарелочке лодочка плывет.

Лодочку с едою отправляю в рот. (ложка)

– Среди ложек я полковник и зовут меня … (половник)

– Как одним словом назвать все эти предметы? (ПОСУДА)

Физкультминутка: дети ходят по группе, по команде воспитателя изображают, стоя на месте, посуду:

Самовар — руки в боки

Кастрюля — руки к плечам

Чайник — одна рука в бок, другая поднята под углом

Ложка — руки соединены вверху, над головой.

Скороговорки. Развитие общих речевых навыков — правильного звукопроизношения, четкости дикции, речевого дыхания.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

Тетрадь взаимосвязи

учителя-логопеда и воспитателей

(рекомендации)

Старшая группа

Рекомендации воспитателям по выполнению заданий логопеда:

В соответствии с перспективным планом логопедической работы логопед определяет лексическую тему на неделю для закрепления с детьми материала воспитателями.

Описываются игры и упражнения для занятий с детьми (с примерами выполнения)

Еженедельно логопед указывает игры и упражнения, которые рекомендуется провести с детьми по данной лексической теме. Воспитатель на свое усмотрение распределяет предложенные игры на неделю и проводит их с детьми (желательно одну и ту же игру проводить несколько раз в неделю для получения лучшего результата).

Кроме того, ежедневно логопед рекомендует проводить с некоторыми детьми артикуляционные, дыхательные и другие упражнения по индивидуальным планам работы (по индивидуальным тетрадям, закрепляя выполненные на логопедическом занятии упражнения). Имена (и Фамилии) этих детей указываются ежедневно. В случае, если воспитатель сомневается в методике проведения того или иного упражнения, логопед консультирует воспитателей.

Графа «Отметка о выполнении». В данной графе воспитатель оценивает уровень выполнения упражнений ребенком (качество выполнения) и записывает результат, например: «выполнено», «не справился», «отлично», «хорошо», «выполнил в полном объеме», «справился», «значительные трудности» и др.

Лексическая тема «Фрукты»

1. Артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Трубочка», «Заборчик», «Качели», «Часики», «Лопаточка»

2. Д. игра с мячом «Один – много» Например: апельсин – апельсины – много апельсинов

3. Д. игра с мячом «Назови ласково» Например: яблоко – яблочко, груша – грушка

4. Д. и. «Про что можно так сказать?». Дети подбирают слова-предметы к словам-признакам: вкусный (что?)…, ароматный (что?), румяное…, сочная…, полезный, витаминная, круглое, овальный, гладкая…

5. Д. игра с мячом «Жадина»: Например: мандарин – мой мандарин, груша – моя груша…

6. Упражнение «Сосчитай до пяти слова»: яблоко, груша, апельсин, банан, ананас, персик, абрикос, мандарин. Например: один банан, два банана… пять бананов

7. Игра «Поварята»

Сок из яблок – яблочный, варенье из абрикосов – …, компот из груши – …, сок из винограда – …, мармелад из апельсина – …, чипсы из банана – …, пирог с ананасом – …, компот из персика – …

8. Д. игра «Мой, моя, моё, мои»: мой (что?) – апельсин,… моё (что?) – ….

Моя (что?) – … мои (что?) – …

9. Повторять чистоговорки:

Ва-ва-ва – слива Ко-ко-ко – яблоко Мон-мон-мон – лимон Син-син-син – апельсин.

10. Составление рассказов-описаний о фруктах с опорой на картинно-графический план:

1. Что это?

2. Где растет (сад, огород, лес)?

3. Какой фрукт на вкус? Какой на ощупь?

4. Какой формы фрукт?

5. Какого цвета?

6. Что из него можно приготовить?

Например: Это яблоко. Яблоко – это фрукт. Оно желтое и круглое. Яблоко сочное, вкусное, сладкое, твердое и гладкое. Яблоко растет в саду на дереве. Из яблок можно приготовить яблочный сок, яблочный компот, яблочное варенье, яблочную начинку для пирогов… Еще яблоки можно есть сырыми.

11. Д. игра «Отгадай предмет по звуку»

12. Д. игра «Чей голос?»

13. Пальчиковая гимнастика «Фруктовый сад»

Дети в сад фруктовый вышли.

Персик, слива, груша, вишня,

Апельсин и мандарин

Их встречают как один.

Загибают пальцы левой руки по одному (5-2).

Загибают пальцы правой руки по одному (5-2).

Загибают по очереди большие пальцы.

Руки пожимают друг друга.

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексическая тема «Овощи. Огород»

1. Артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Трубочка», «Заборчик», «Качели», «Часики», «Лопаточка»

2. Д. игра с мячом «Один – много». Например: помидор – помидоры, огурец – огурцы.

3. Д. игра с мячом «Назови ласково» Например: картошка – картошечка

4. Д. игра «Узнай по описанию» (круглый, красный, сочный, полезный, мягкий – помидор)

5. Д. игра с мячом «Жадина»: Например: капуста – моя капуста, чеснок – мой чеснок…

6. Упражнение «Сосчитай до пяти слова»: редиска, морковка, картошка, тыква, перец, луковица, свёкла, огурец, кабачок.

Например: одна редиска, две редиски… пять редисок

7. Игра «Поварята»

Каша с тыквой – тыквенная, суп с горохом – …, оладьи из картошки – …, салат из огурца – огуречный, печенье с морковью – …, икра из кабачков – …

8. Д. игра «Мой, моя, моё, мои»: мой (что?) – кабачок,… мои (что?) – …

9. Повторять чистоговорки:

Ец-ец-ец – огурец Та-та-та – капуста Ка-ка-ка – редиска (морковка)

Овь-овь-овь – морковь Ошка-ошка – картошка Чок-чок-чок – кабачок

10. Д. игра «Живое – неживое».

11. Составление рассказов-описаний о фруктах с опорой на картинно-графический план:

1. Что это?

2. Где растет (сад, огород, лес)?

3. Какой овощ на вкус? Какой на ощупь?

4. Какой формы овощ?

5. Какого цвета овощ?

6. Что из него можно приготовить?

12. Пальчиковая гимнастика «Огород»

В огород пойдем – урожай соберем.

Лук, картошка, кабачок,

Репа, тыква, чесночок,

Редис, перец и горох

Урожай у нас не плох.

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лексическая тема «Осень. Уборка урожая»

1. Артикуляционные и дыхательно-звуковые упражнения:

«Трубочка» – «Заборчик» – упражнение для губ на переключение

«Греем язычок на солнышке» (лопаточка) – упражнение для языка (под счет до 5-7)

«Вот так урожай!»: а) вдох – улыбнувшись, развести руки в стороны;

б) выдох – хлопок перед грудью: «Ах!».

2. Д. игра «Узнай по описанию» (круглый, красный, сочный, полезный, мягкий – помидор)

3. Д. игра с мячом «Жадина»: Например: капуста – моя капуста, чеснок – мой чеснок…

4. Дидактическая игра «Про что можно сказать?».

Логопед предлагает детям послушать и сказать, про какие фрукты или овощи так говорят?

– вкусный (что?), ароматный (что?), румяное (что?), сочная (что?), полезный (что?), витаминная (что?), круглый, овальный, хрустящая, хрустящий, горький, полезный, острый, съедобная… и т. д.

5. Упражнение «Сосчитай до пяти слова»: редиска, яблоко, картошка, персик, перец, луковица, банан, груша, огурец, кабачок.

Например: одна редиска, две редиски… пять редисок

6. Игра «Поварята»

Каша с тыквой – тыквенная, суп с горохом – …, оладьи из картошки – …, салат из огурца – огуречный, печенье с морковью – …, икра из кабачков – …, сок из апельсинов, варенье из яблок, компот из слив…

7. Д. игра «Мой, моя, моё, мои»: мой (что?) – кабачок,… мои (что?) – …

8. «Расскажи, как собирают урожай» Что выкапывают? Что выдергивают? Что срывают? Что срезают?

9. Игра «Слушай и считай». Воспитатель произносит предложение, дети считают количество слов в нем. Например: Наступила золотая осень. Часто идет мелкий дождь. Земля покрыта листьями. Трава пожелтела. Солнце светит реже. Дни стали короче. Вдали видна стая перелетных птиц».

10. Игра «Измени предложение» Воспитатель произносит предложение из трех слов, дети дополняют его словом-определением. Например: Папа копает картошку. – Папа копает молодую картошку.

– Петя срывает помидоры. – Петя срывает красные помидоры и т. д.

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лексическая тема «Признаки осени. Деревья. Лес»

1. Артикуляционные и дыхательно-звуковые упражнения:

«Улыбка» – «Трубочка» – упражнение для губ на переключение

«Лопаточка» – «Иголочка» – упражнение для языка на переключение (под счет до 5-7)

«Понюхаем листочки!»: а) вдох – втянуть воздух через нос, не поднимая плечи;

б) выдох – через рот: «Ах!».

2. Упражнение «Осень какая?» Дети должны ответить на вопрос «Осень какая?» (Золотая, нарядная, разноцветная, ранняя, поздняя, дождливая, пасмурная, богатая, плодородная и т. д.)

3. Упражнение «Подбери слова-действия». Лист (что делает?) – … (желтеет, опадает, растет, летит, кружится и т. д.) Дерево (что делает?) – … (стоит, качается, растет, падает)

Ветки (что делают?) – …

4. Д. игра с мячом «Скажи наоборот» Зима – лето, весна – …, тепло – …, мокро – …, улетают – …, пасмурно – …

5. Д. игры с мячом «Жадина» (например: осина – моя осина); «Один-много» (например: дерево – деревья – много деревьев, клён – клёны– много клёнов)

6. Упражнение «Сосчитай-ка»: высокое дерево, сосновая ветка, желтый лист, березовая ветка, красный листочек, молодая осина, рябиновая ветка.

Например: одно высокое дерево, два высоких дерева… пять высоких деревьев.

7. Д. игра с мячом «Чей лист (ветка?)»: ветка ели – еловая, ветка сосны – …, ветка липы – …, лист березы – березовый лист, лист ивы – …, лист рябины – …, лист клена – …, лист дуба – …, лист каштана – …

8. Игра «Поймай звук» Воспитатель произносит различные звуки, слоги, слова, а дети хлопают в ладоши, когда слышат звук А. Например: к, о, А, и, м, ы, А, А, по, ам, ит, ка, обувь, айва, ура, ананас, умный, артист, Англия, осень, индюк, адвокат и т. д.

9. Игра «Выдели звук» Воспитатель произносит слова, дети выделяют в них первый звук: утка, Аня, облако, иглы, Оля, Ира, Инна, Уля.

10. Пальчиковая гимнастика «Листочки»

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лексическая тема «Осень. Грибы»

1. Артикуляционные упражнения:

«Лопаточка» – «Иголочка» – упражнение для языка на переключение (под счет до 5-7)

«Чашечка», «Горка», «Маляр», «Чистим зубки» (справа налево и сверху вниз и наоборот)

2. Упражнение «Отгадай гриб» Дети должны ответить на вопрос: Гриб, который растет под березой – подберезовик, под осиной -…, название гриба похоже на название дикого животного – …, на пнях растут – … и т. д.

3. Д. игра с мячом «Скажи наоборот». Старый гриб большой, а молодой гриб – …, у подосиновика толстая ножка, а у опёнка – …, сыроежка – съедобный гриб, а мухомор – … и т. д.

4. Упражнение «Сосчитай-ка»: боровик, маленькая сыроежка, ядовитый мухомор, бледная поганка, съедобный гриб, грибная ножка, большой подберезовик и т. д.

Например: одна маленькая сыроежка, две маленькие сыроежки, пять маленьких сыроежек

5. Упражнение «Объясни слово». Побеседуйте с детьми о многозначных словах: ШЛЯПКА, НОЖКА на материале картинок. Например: Ножка – у ребенка, у гриба, у стула…, Шляпка – у гриба, головной убор.

6. Д. игра с мячом «Назови ласково»: гриб – …, подберезовик – …, боровик…, опята – …, опенок – …, сыроежка… и т. д.

7. Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай».

Для переработки грибов нужны разные предметы. Как человек использует эти предметы (подбери и назови как можно больше слов-действий)? (Ножом грибы срезают, чистят, разрезают … и т. д.). Обговариваются следующие предметы: сковорода, кастрюля, бочка, банка, нож. Для игры можно использовать картинки посуды.

8. Чтение и пересказ произведения В. Сутеева «Под грибом».

9. Игра «Поймай звук» Воспитатель произносит различные звуки, слоги, слова, а дети хлопают в ладоши, когда слышат звук А. Например: к, о, А, и, м, ы, А, А, по, ам, ит, ка, обувь, айва, ура, ананас, умный, артист, Англия, осень, индюк, адвокат и т. д.

10. Игра «Найди звук А». Воспитатель произносит слова, дети определяют в них наличие/отсутствие звука А и место звука в слове: начало, середина, конец. Слова: арбуз, утка, Аня, облако, ослик, осы, оса, игла, Оля, Ира, антенна, книга, мозаика, самокат.

11. Пальчиковая гимнастика «Грибы».

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План-конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме “Посуда”

  • Художественно-эстетическое развитие (1)
  • Познавательная деятельность (3)
  • Речевое развитие (4)
  • Проектная деятельность (2)

План-конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме “Посуда”

План-конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Посуда»

(подгрупповая)

Тема: расширение словарного запаса по лексической теме.

Цель: расширение активного и пассивного словаря.

– развитие знания детей по теме «Посуда»;

– формирование понятия чайная, столовая и кухонная посуда;

– употребление существительных единственного числа в родительном падеже;

– употребление числительных с существительными;

– расширение словаря антонимов;

– развитие звукового анализа;

– формировать умение образовывать относительные прилагательные;

– упражнять детей в практическом использовании данных существительных в винительном, родительном, предложном падежах;

– развитие фонематического слуха.

– развитие грамматического строя речи;

– развитие произвольности внимания, зрительную память;

– развитие наглядно-образного мышления;

– развитие зрительного восприятия;

– развитие общей моторики;

– обогащение эмоциональной сферы детей положительными эмоциями;

– воспитание волевых качеств личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность).

1. Организационный момент

Приветствие с детьми.

Логопед: Сейчас сядет тот, кто образует мне новое слово:

– Кофта из шерсти, какая кофта? (шерстяная)

– Жилет из кожи, какой жилет? (кожаный)

– Рубашка из трикотажа, какая рубашка? (трикотажная)

– Брюки из вельвета, какие брюки? (вельветовые)

– Блузка из ситца, какая блузка? (ситцевая)

– Шуба из меха, какая шуба? (меховая)

– Юбка из шифона, какая юбка? (шифоновая)

– Платье из шёлка, какое платье? (шёлковое)

2. Основной этап

Логопед : Я буду называть 3 слова, вам нужно запомнить только первое слово и назвать его.

Слова : тарелка, весна, книга. (Дети должны назвать «тарелка»).

Логопед вешает картинку «тарелка» на доску.

Слова : чайник, тетрадь, стол. (Дети должны назвать «чайник»).

Логопед вешает соответствующую картинку на доску.

Слова : кастрюля, коробка, лиса. (Дети должны назвать «кастрюля»).

Логопед вешает соответствующую картинку на доску.

Логопед : Вы догадались, как звучит наша тема занятия?

Стук в дверь. Заходит кукла Маша. Кукла шепчет что-то на ушко логопеду.

Логопед: Ребята, кукла Маша работает в магазине, где продаётся посуда. Она хочет показать её вам.

Логопед вешает большую картину, где изображено 3 полки с посудой.

Логопед: Перечислите мне, пожалуйста, какая посуда находится на верхней полке? (чашка, чайник, блюдце, сахарница, маленькая ложечка).

Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Эту посуду называют чайной. Повторите! (дети повторяют)

– Перечислите мне посуду, которая находится на второй полке? (тарелка, ложка, супница, солонка).

– Правильно. Это посудой пользуются за столом во время обеда. Её называют столовой посудой. Повторите!

– Перечислите мне посуду, которая находится на нижней полке? (кастрюля, сковорода, терка, дуршлаг)

– Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Её называют кухонная посуда. Повторите это название! Повторите еще раз, как называется посуда на каждой полке.

– Поиграем в игру «Угадай, какая посуда?»

– Ребята, обратите внимание из чего сделана эта посуда.

ü Если стакан из стекла, значит, он какой? (стеклянный)

ü Если блюдце из керамики, какое блюдце? (керамическое)

ü Кастрюля из металла, какая кастрюля? (металлическая)

ü Тарелка из фарфора, какая тарелка? (фарфоровая)

ü Ложка из дерева, какая ложка? (деревянная)

ü Солонка из глины, какая солонка? (глиняная)

– Поиграем в игру «В магазине». Проводится пальчиковая гимнастика.

Мы в новом магазине посуду покупали:

(руки на столе ладонями вниз, разводить

пальцы в стороны и соединять)

Тарелки, блюдца, чашки

(поднимать поочереди пальцы правой руки)

На полках выбирали.

Красивую кастрюлю, молочник и солонку,

(поднимать поочереди пальцы лево руки)

Набор ножей и вилок,

Шумовку и маслёнку.

Логопед : кукла Маша принесла для вас картинки, которые лежат у вас на подносах. Эти картинки нарисовал художник, но он кое-что забыл нарисовать. Посмотрите, внимательно и скажите, что забыл нарисовать художник?

Картинки : У чайника нет носика. У чашки нет ручки. У кастрюли нет крышки. У сковородки нет ручки.

Логопед : найдите недостающие предметы на подносах и приложите к предметам.

– Возьмите у себя на столах картинку с разной посудой и положите перед собой. Рассмотрите картинку. Найдите и сосчитайте все стаканы, кастрюли, ложки, чашки. И ответьте на вопрос:

ü Сколько синих чашек? (две синие чашки)

ü Сколько красных тарелок? (три красные тарелки)

ü Сколько зеленых кастрюль? (пять зеленых кастрюль)

ü Сколько прозрачных стаканов? (четыре прозрачных стакана)

ü Сколько деревянных ложек? (одна деревянная ложка)

ü Сколько металлических вилок? (две металлические вилки)

Логопед: Встаньте на коврик в одну шеренгу. Каждый из вас поочереди будет называть любой предмет посуды и прыгать вперед столько раз сколько слогов в этом слове, называя каждый слог. И сказать, сколько слогов в этом слове. Например: ложка – прыгнуть вперед два раза и сказать, что в этом слове 2 слога.

Дети выполняют упражнение.

– Молодцы, вы справились с заданием.

Дети садятся на свои места.

Логопед : кукла Маша хочет с вами поиграть в игру «Назови нужное слово»

Маша будет называть слово несколько раз, а одно слово один раз. Нужно назвать слово, которое прозвучало один раз.

Слова: Молоко, молоко, молоко, миска.

Голоса, тарелка, голоса, голоса.

Вилка, стол, стол, стол.

Ветка, ветка, чашка, ветка.

Дидактическая игра «Наоборот»

Логопед : Я буду называть словосочетания, а вы будете отвечать «наоборот».

Новая кастрюля -…(старая кастрюля)

Полная сахарница – …(пустая сахарница)

Чистая ложка – …(грязная ложка)

Горячая сковорода – …(холодная сковорода)

Мелкая тарелка – …(глубокая тарелка)

Мокрая чашка – …(сухая чашка)

Высокая ваза – …(низкая ваза)

3. Заключительный этап

Логопед: О чем мы говорили сегодня на занятии?

Какая бывает посуда?

Из чего может быть сделана посуда?

Логопед хвалит всех детей, можно выделить тех, кто работал лучше всех.

Читайте также:
Конспект занятия: Дифференциация звуков З’-С’
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: