Рекомендации родителям по закреплению поставленных звуков

Статьи

Семенникова Татьяна Александровна

Постановка звуков достаточно длительный по времени процесс, требующий приложения усилий нескольких сторон: логопеда, ребенка и родителя. Закрепление поставленных звуков, может оказаться делом не менее затратным по временным показателям. Давайте более подробно остановимся на закреплении звука на материале слов.

1. Утрированно произносим прорабатываемый звук. Повторяем слова по одному.

2. Повторяем слова из речевого материала парами, а затем тройками. Это задание также направлено на расширение объема слухоречевой памяти и внимания.

3. С заданными словами играем в игру-шутку “Ответь одним словом”. Кроме закрепления звука мы прорабатываем грамматику.

Мы просим ребенка отвечать одним выбранным словом на все вопросы взрослого.

1 Без чего ты не можешь прожить и дня?

2 На чем ты любишь кататься?

3 Что ты ел на завтрак?

4 Чем ты обычно рисуешь?

5 О чем ты видел сегодня сон?

4. Можно посчитать слово от 1 до 10. Например, одна рыбка, две рыбки, три рыбки и т.д.

5. Составляем предложение с двумя заданными словами на отрабатываемый звук.

6. Уточняем значение всех встречающихся слов, объясняем новые слова.

Конечно, можно воспользоваться и готовыми печатными изданиями. Но приведенные выше задания также достаточно глубоки по своей сути.

Рекомендую книгу О.А. Новиковской ” Логопедическая грамматика для детей 4 -6 лет”

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ:

Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар.Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

3. «Восстанови пропущенное слово»

Ребенку зачитываются 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова — теленок; близким по звучанию, например стол —стон); ребенок должен найти ошибку.

4. «Рыба, птица, зверь»

Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица. » Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя.

5. «Повтори и продолжи»

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный (и т.д.)»). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

6. «Запомни нужные слова»

Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

7. «Зашифруй предложение»

Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например; «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе» и т.д.
Попросите ребенка «зашифровать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например: волк + елка + стрелка и т. п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2 — 3 фраз.

Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.

9 «Придумай, как запомнить слова»

Объясните ребенку, что, для того чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.
Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко; машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.

Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой рассказ в течение 1 — 2 мин. В это время он должен обозначать:
· события (действия) — карточками с картинками, подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа;
· каждое предложение — чертой и затем указывать количество предложений в рассказе;
· каждое слово — одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе.

Читайте также:
Нарушение слоговой структуры слова у детей с ФФН - поэтапная работа

11. «Цепочка ассоциаций»

Необходимо запомнить 30 — 40 не связанных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. «Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и т.д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала.

Необходимо научить ребенка таким широко известным мнемотехникам, как «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (очередность цветов радуги), «Сегодня мы видим Землю много южнее склона Урала и Нептун с Плутоном» (порядок расположения планет Солнечной системы) и т.д.

Памятка для родителей: Введение звуков в речь

Аннотация: статья рассчитана на родителей, раскрывает подходы и некоторые особенности введения в речь поставленных звуков. Информация поможет родителям ввести поставленные звуки в речь в более короткие сроки.

Консультация для родителей

«Памятка для родителей. Введение звуков в речь»

Автоматизация – это введение в речь поставленных звуков, закрепление чистого произношения звуков не только изолированно, под контролем взрослого, но и во всей речи самостоятельно, чтобы ребенок сам начинал следить за свои правильным произношением, без помощи и напоминаний взрослого.

Автоматизация является последним этапом приведения речи в порядок, после подготовительного этапа (усиленная артикуляционная гимнастика, работа над выдохом и др.) и этапа постановки звуков. Вместе с тем лишь 2-3 ребенка из десяти не нуждаются в автоматизации, они сами сразу начинают следить за собой, контролируют собственное правильное произношение, замечают неправильное. Все остальные дети (около 80 %) нуждаются в автоматизации, без неё поставленные звуки скорее всего никогда не войдут в речь.

Этап автоматизации может занять и две недели, и полгода; срок зависит и от количества нарушенных звуков, и от индивидуальных особенностей ребенка, и, самое главное, от объема прилагаемых усилий. Чем больше работаете, тем быстрее будет результат. Занимаемся на начальном этапе по логопедическим тетрадям одну- две недели.

Что касается автоматизации звуков Л, Ль, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь ( и любых других звуков), показано на примере звука Л. Сначала нужно напомнить ребенку (перед зеркалом), что звук получается наверху, за передними верхними зубами (резцами), напомните изолированное произнесение Л-Л-Л, произнесите ЛА-ЛА-ЛА несколько раз для разминки. Кончик языка должен надавливать на альвеолы, а не зависать в воздухе. Затем произнесите серии слогов: ЛЭ-ЛЭ-ЛЭ-ЛЭ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ. ЛО-ЛО-ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ. Этим мы напоминаем мозгу и языку, как получается правильный звук, делаем его послушнее, связываем с разными гласными, учим язык переключаться. Затем переходим к п.1-п.3..

Что же поможет закрепить звуки в речи? Это:

1. Счёт до 10-15 (и больше) слов со звуком Л в начале и середине слова: одна лапа, две лапы, три лапы… десять лап.

Одна полоска, две полоски,…десять полосок. Пять-шесть слов в день.

Следим, чтобы кончик языка на каждый «Л» надавливал на альвеолы.

Когда ребенок многократно повторит звук Л при счете, язык привыкает проговаривать звук все легче и легче. Ещё одна большая польза счёта – это возможность следить за меняющимися окончаниями слов, исправляя, если ребёнок ошибается. Это и есть работа над грамматическим строем речи, согласованием между разными частями речи.

При счёте не брать пока слова с Л в конце слова (пол, стол и др.), это самая сложная для работы ситуация, эти слова появятся позже.

Через 1-2 недели работы можно попробовать считать словосочетания:

Одно белое облако, два белых облака,…десять белых облаков.

2. Игра «Исправь взрослого»:

Взрослый изображает неправильное произношение ребенка, ребенок его исправляет (как будто ребенок-логопед, а взрослый-ребенок с речевыми проблемами).

…апата, …ось, …астока, ко…одец (лопата, лось, ласточка, колодец). Слова нужно приготовить заранее, по возможности менять слова, не повторяться (10-15 слов в день).

3. Читать небольшие тексты, правильно проговаривая каждый Л, который встречается. Эта работа для мозга очень сложна, сначала идёт анализ увиденного, затем синтезируется, складывается прочитанное слово, а тут надо ещё и за языком следить, не пропустить произнесение правильного Л. Но чем сложнее работа, тем выше результат. Буквально через неделю такого «правильного» чтения звук станет намного легче.

4. Через одну-две недели работы по п.1-3 можно попробовать «перевести на новые рельсы» знакомые стихи и песни. Не спеша проговаривать знакомые стихи, уже правильно произнося звук Л. То же самое относится к песням. Стихи рассказывать несколько раз в день.

5. Ещё через 1-2 недели можно заучивать новые стихи и песни, сразу же заучивая слова уже с правильным звуком Л. Стихи рассказываем.

6. Когда звук «окрепнет», переходим к самостоятельной речи. Сначала исправляем после высказывания-ребенок сказал 2-3 предложения, вы услышали неправильные звуки Л, ваши слова: «Сейчас ты повторишь всё сначала, но все Л проговори правильно».

Читайте также:
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи с использованием здоровьсберегающих технологий

Затем приходит время для исправления до высказывания — вы видите, что ребенок собирается что-то сказать, останавливаете его и говорите: «Сейчас ты будешь говорить, все Л сразу же говори правильно».

Несколько раз в день.

Если у ребенка нарушены много звуков, начинать автоматизацию лучше всего с одного звука (со звука Л или Ш) и одну-две недели заниматься только одним звуком. Затем подключаем следующий один звук и постепенно неделя за неделей круг отрабатываемых звуков расширяется. Всё получится!

Вестник Педагога

Автор: Недбайло Наталья Максимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №24 “Космос”
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, ХМАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Рекомендации для родителей по закреплению навыков правильной речи в домашних условиях”
Раздел: среднее профессиональное

Рекомендации учителя-логопеда для родителей

по закреплению навыков правильной речи в домашних условиях.
Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у ребён- ка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушаются все компо- ненты речевой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающих- ся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчи- вость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отстава- ние в развитии словесно-логического мышления. Эти особенности не позволяют детям усвоить в полном объёме те знания и умения, которым их обучают в детском саду. Это диктует необходимость закрепления полученных знаний, умений и навыков в домашних условиях. Невозможно решить задачу улучшения качества детской речи без активного участия родителей. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, показал, что современные родители не всегда имеют представление о том, как общаться с ребенком, о чём с ними можно говорить, в какие игры играть, что вообще дошкольник должен знать и уметь. Предлагаемые рекомендации позволяют повысить педагогическую культуру ро- дителей, закрепить изученный материал, способствуют овладению детьми различными речевыми умениями и навыками, позволяют подготовить ребёнка к школе. Каждую неделю дети получают задание по лексической теме и подготовке к обу- чению грамоте. Выполняя задания по лексической теме, дети накапливают и обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, развивают навыки связ- ной речи. В ходе выполнения заданий по подготовке детей к обучению грамоте у детей раз- вивается фонематическое восприятие, формируются навыки фонематического анализа и синтеза, закрепляются знания о звуках, происходит знакомство с их графическим обозначением на письме (буквами). Рекомендации логопеда помогут развить мелкую моторику руки (разукрашивание, печатанье букв, обводка по контуру, штриховка, вырезание букв), психические процес- сы (внимание, память, мышление). Родители выпускников отмечают, что систематическое выполнение заданий выра- батывает у детей усидчивость, организованность, терпеливость, т.е. учебную мотива- цию. Дети, уходя на летние каникулы, настолько привыкают к учебной деятельности, что требуют от родителей новых заданий. Таким образом, систематическое выполнение логопедических заданий, соблюде- ние рекомендаций помогут преодолеть речевые нарушения у ребёнка и успешно подго- товить его к обучению в школе. Вот примерные рекомендации логопеда для родителей.

Рекомендации по выполнению домашних логопедических заданий:
 Выполнять задания ребёнок должен вместе с родителями. Родители читают задания, обсуждают их с ребёнком.  Задания выполнять нужно регулярно!  Выполнять артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию звуков нужно ежедневно!  Задания по лексическим темам и обучению грамоте не следует выполнять все в один день. Не перегружайте ребёнка. Сегодня разберите 2-3 задания, 2-3 задания на следу – ющий день.  Все ответы детей записывает взрослый шариковой ручкой. Записываем так, как ребёнок говорит. Это нужно для того, чтобы вы научились слышать речь ребёнка и поправлять его при необходимости. Записи помогают отследить то, как исправляется речь ребёнка со временем.  Разукрашивают, штрихуют рисунки, вырезают и приклеивают буквы дети, а не взрослые. Развиваем руку ребёнка!  В тетради (в папке) ребёнок работает только карандашами. Карандаш должен быть шестигранный. Штриховка, прописывание букв, повторение рисунка по клеточкам выполняется простым карандашом. Цветными карандашами ребёнок раскрашивает рисунки, звуковые схемы слов.  Вырезать буквы следует крупные, чтобы ребёнок почувствовал контр буквы (вы- резать из заголовок газет, статей в журналах).  Папка выдаётся в пятницу, сдаётся в среду (утром). Вечером (в среду, четверг) не за- будьте проверить папку (возможно, ваш логопед уже её посмотрел и положил вам но- вое задание) – тогда у вас будет больше времени для занятий с ребёнком.  Не нужно копировать задания и заставлять ребёнка предварительно прописывать их в «черновике». Поверьте, со временем работы будут выполняться аккуратнее! Просто будьте рядом и напоминайте, чтобы ребёнок при штриховке не выходил за контур, соблюдал промежутки между полосками, раскрашивал аккуратно, и т. д. Не забы- вайте хвалить! – «Сегодня у тебя получилось лучше, аккуратнее, чем вчера! Завтра будет ещё лучше!»  Не сравнивайте достижения ребёнка с успехами других детей. Сравнивайте ребёнка только с самим собой (тем, как он выполнил задание вчера и, возможно выполнит завтра – «ещё лучше», «так же хорошо», «завтра ты постараешься, и у тебя полу- чится лучше»).  Если какое-то задание (речевое) ребёнку даётся с трудом, проговорите его ещё раз; повторите на следующий день.  Ребёнка следует заранее подготовить к занятиям. Нельзя резко отрывать его от ин – тересной игры либо какого-то дела. Лучше сказать: «Поиграй ещё 10 – 20 минут, а потом мы будем заниматься», по истечении времени предупредить: «Время заканчи- вается, пора собирать игрушки». Или заранее познакомить с планом на вечер «Сей- час мы погуляем, потом придём домой выполним два задания, после ты немножко поиграешь».  Лучше если занятия с ребёнком будут проходить в одно и то же время в специально отведённом месте.  Показывайте ребёнку, что вы цените его успехи, отмечаете его достижения!

Читайте также:
Взаимодействие логопеда с родителями

Тема: «Фрукты».
1) Рассмотреть фрукты, во время экскурсии в магазин, на рынок, дома. Знать, что фрукты растут в саду на деревьях. Уметь называть и показывать фрукты: яблоко, грушу, виноград, апельсин, лимон, персик, сливу. Из фруктов варят компот, делают сок. Развиваем осязание (предложите ребёнку закрыть глаза и на ощупь угадывать фрукты); обоняние (разрежьте фрукты, понюхайте как они пахнут, предложите ребёнку закрыть глаза и по запаху узнать фрукт); вкусовые качества (разрежьте фрукты на ма- ленькие кусочки и предложите ребёнку с закрытыми глазами узнать фрукт по вкусу). Приготовьте вместе с ребёнком фруктовый салат, сварите компот. Закрепить обобщаю- щее слово «фрукты» (Яблоко, груша, лимон – назови одним словом что это). 2) Какого цвета бывают фрукты. Раскрась картинки цветными карандашами. Сравни фрукты по размеру. Крупные фрукты соедини линией с большим кружочком, средние со средним, мелкие с маленьким.
3)
«Какой, какая?»
– согласование существительных с прилагательными (цвет , раз- мер, форма, вкус). Яблоко – красное, жёлтое, зелёное, крупное, среднее, круглое, сладкое, кислое. Груша – __________________________________________________________________ Слива – __________________________________________________________________ Виноград – _______________________________________________________________ Персик – _________________________________________________________________ Апельсин – _______________________________________________________________ Лимон – _________________________________________________________________ 4)
Игра «Какой сок?»
– образование относительных прилагательных. Из яблок – яблочный. Из апельсинов – ____________________________ Из персиков – ______________________________ Из винограда – _____________________________ Из слив – __________________________________ Из груш – _________________________________ 5)
Игра «Жадина» –
согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моё, моя. Яблоко – яблоко моё. Слива – _____________________________________ Персик – ____________________________________ Груша – _____________________________________ Лимон – _____________________________________ Апельсин – __________________________________ Виноград – __________________________________ Банан – _____________________________________ 6)
Заштрихуй по образцу

фрукты
– простым или цветным карандашом (красным, жёлтым или зелёным). 7)
Игра «Один – несколько – много».
Образование множественного числа существительных. Для выполнения этого задания лучше нарисо- вать или подобрать картинки. Задавайте ребёнку вопросы: Что это? Что это? Много чего? Груша – груши – много груш. Лимон – _________________________________________________________________ Яблоко – _________________________________________________________________ Слива – __________________________________________________________________ Апельсин – _______________________________________________________________ Персик – _________________________________________________________________

Тема: «Защитники Отечества».

Беседа:
Расскажите ребёнку о празднике – Дне защитника Отечества. Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили наши отцы, деды и прадеды. День защитника Отечества – это праздник всех военных. Военные – это люди, которые защищают нас, наш народ, нашу страну, наше Отечество, нашу Родину. Мы называем Родиной то место, где мы родились и живём.
2. Отгадай загадку:
Он знаком ребятам всем, Со звездою носит шлем, За спиной его винтовка. Бьёт врагов он очень ловко. _______________________
3. «Каким должен быть солдат?» – образование

имён прилагательных от существительных.
Сила – сильный. Храбрость – _____________________________ Смелость – ______________________________ Быстрота – ______________________________ Ловкость – ______________________________ Находчивость – __________________________ Ум – ___________________________________ Отвага – ________________________________ Выносливость – __________________________ Обведи пунктир.
4. «Один – много» – образование множественного числа существительных в имени-

тельном и родительном падежах.
Пушка – пушки – много пушек. Самолёт – __________________________________________________________________ Ракета – ____________________________________________________________________ Танк – ______________________________________________________________________ Пилотка – __________________________________________________________________ Лодка – ____________________________________________________________________ Воин – _____________________________________________________________________ Солдат – ____________________________________________________________________
5. «Один – три – пять» – согласование существительных с числительными.
Один солдат – три солдата – пять солдат. Один матрос – _______________________________________________________________ Один лётчик – _______________________________________________________________ Одна пушка – _______________________________________________________________ Один танкист – ______________________________________________________________ Один пистолет – _____________________________________________________________

6. «Кто что делает?» – поиск соответствующего понятия.
Пограничник – охраняет границу. Танкист управляет танком. Военные моряки ____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Ракетчики – _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Артиллеристы – _____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Десантники _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Сапёры – ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Военные лётчики – __________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
7. «Четвёртый лишний» .
Рассмотри внимательно головные уборы. Лишний предмет обведи в кружок. Объясни, почему он лишний. ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Расскажите ребёнку, что у разных во- енных разная форма. На картинках нарисованы головные уборы военных разных спе- циальностей: бескозырка, каска, фуражка. Предложите ребёнку показать, где бескозыр- ка, где каска, где фуражка.
8. «Кто чем управляет?»
Защищать наше Отечество военным помогает современная техника, которой оснащена наша армия. Военные следят за этой техникой, держат её в порядке и постоянно прово- дят учения. Кто управляет военной техникой? Танком – танкист. Самолётом – ________________________________ Пулёмётом – ________________________________ Вертолётом – ________________________________ Военным кораблём – __________________________ Ракетами – ___________________________________ Артиллериёй – ________________________________

Читайте также:
Многофункциональное логопедическое пособие 'Волшебное дерево'

Тема: Звук и буква «А».
1
.
Артикуляция звука [А]: – губы в спокойном состоянии; – рот широко открыт; – язык спокойно лежит во рту; – горлышко «работает» 2. Характеристика звука [А]: Звук «А» – гласный. Его можно петь, так как воздух на своём пути не встречает пре- граду (язык, губы, зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Гласные звуки обозначаются красным цветом. Это домик звука «а». Раскрась окошко домика красным цветом.

3. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [А]; слог со звуком [А].  А, И, П, А, У, А, Н, О, А, Ы, …  СА, СУ, МО, МА, НУ, НО, НА … 4. Обведи красным кружком картинки, названия которых начинаются со звука [А]. 5. Обведи, заштрихуй, раскрась.
6. Обведи буквы по контуру, пропиши строчку до конца. 7. Прочитайте ребёнку стишки. Ребёнок должен подчеркнуть в тексте все буквы А. А – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать её легко: Ноги ставит широко. А – шагает гордо: А – алфавита голова. Знает Вова, знает Света, Что похожа буква А На летящую ракету И на крышу теремка. 8. Вклей в контур буквы А, буквы А, вырезанные из газет, старых журналов (или разрезной азбуки – главное, что- бы буквы были достаточно крупны- ми).
Тема: Звуки [ П ], [ ПЬ]. Буква П.

1. Артикуляция звука [П]:
– вначале губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха; – горлышко «молчит».
2. Характеристика звуков [П], [ПЬ]:
Звуки [П] – согласный. Его нельзя петь, так как губки создают преграду воздуху. Он твёрдый (твёрдые звуки обозначаются синим цветом). Он глухой (приложите тыльную сторону ладони к горлышку, вибрации нет). Звук [ПЬ] – согласный, мягкий (мягкие звуки обозначаем зелёным цветом), глухой. В этом домике живут два брата звуки [П] и [ПЬ]. В домике две комнаты. В одной ком- нате живёт звук [П] – раскрась одно окошко синим цветом, а в другой звук [ПЬ] – рас- крась второе окошко зелёным цветом. Посмотри на крышу домика два разных звука [П] и [ПЬ] обозначаются одной буквой.
3. «Скажи наоборот
»
– взрослый произносит слог с мягким звуком [ПЬ], а ребёнок

с твёрдым [П]. И наоборот.
ПЯ – _______ ПЁ – _______ ПЮ – _______ ПИ – _______ ПЕ – ________ ПА – _______ ПО – _______ ПУ – _______ ПЫ – _______ ПЭ – ________
4. Послушай внимательно серию слогов и назови лишний слог:
ПА-ПА-
ПУ
-ПА, ПО-
ПУ
-ПО-ПО,
ПЮ
-ПУ-ПУ-ПУ, ПИ-ПИ-ПИ-
БИ
,
ПЭ
-ПЫ-ПЫ-ПЫ, ПО-ПО-ПО-
БО
, ПЯ-ПЯ-
ПА
-ПЯ, ПО-
ПЁ
-ПО-ПО.
5. Замени первый звук в слове на звук [П]. Какое новое слово получилось?
УШКИ – …УШКИ У ЛЯ – …УЛЯ О ЛЯ – …ОЛЯ
6. «Преврати звуки в слово». Взрослый произносит отдельно звуки (рот закрывает-

ся экраном), а ребёнок называет слово целиком.
П – У – Х, С – У – П, П – О – Т, ПЬ – Э – НЬ, С – Н – О – П, К – А – Р – П, П – А – Р – К, ПЬ – И – Л – А, Л – А – П – А, П – А – У – К.
7. Звуковой анализ слова.
Что нарисовано на картинке? Назови первый звук, второй, третий, четвёртый. Раскрась клеточки в соответствующие цвета. Сколько звуков в слове «паук»? Сколько в слове гласных звуков? _________ Сколько согласных? __________ Сколько в слове слогов? __________ 8. Обведи, заштрихуй, раскрась.
9. Обведи буквы по контору, пропиши строчку до конца. 10. Прочитайте ребёнку стихотворение. Путь он найдёт и подчеркнёт в тексте все буквы П.
Буква П на мост похожа,

По мосту идёт прохожий,

А внизу, через проход,

Проплывает пароход.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

– Ну-ка, милый, не ленись –

Подойди и подтянись.
11. Вклей в контур буквы П, буквы П, вырезанные из газет, старых журналов (или разрезной азбуки – главное, чтобы буквы были достаточно крупными).

Консультация для родителей

Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук.

Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произноси его речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими. Параллельно вы сможете развить внимание , память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения. Предлагаемые вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребёнка навыка контроля за своей речью и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке. Игровые упражнения – незаменимое средство воспитания у детей творческих начал, особенно таких качеств, как инициатива, настойчивость, самоанализ, самоконтроль, самооценка, которые в дополнение к интеллекту, приобретённым умениям и навыкам, в том числе навыкам правильной речи, составляют творческую направленность личности.

Читайте также:
Характеристика на ребенка для ПМПК - рекомендации воспитателям

Планируя занятия, помните, что:

  • они должны быть систематическим, так как у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время;
  • правильно выбирайте время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему;
  • старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут;
  • ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты – «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»;
  • главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит вы не сумели объяснить, чего вы хотите; инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам; резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».
  • Обязательно начинайте с простых, посильных даже для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы ему предоставите выбор, например: «яблоко, фрукт или овощ?»

• Предлагаемые игры и игровые упражнения помогут автоматизировать (закрепить) звук, который ваш ребёнок научился правильно произносить, а так же будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.

• «Звук потерялся». Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным. Например, для звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба, _олики, _оща; кома_, кефи_, севе_, бисе_, мухомо_. Для звука «Ж»: _ук, _ара, _асмин, _ареный. Для звука «Ч»: _ай, _ашка, _улан, _инить, _айка; клю_, кала_, скрипа_, пе_ь, бере_ь, полно_ ь и др.

• «Назови маленький предмет». Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лодка – лодочка, полка – … , угол – … , лошадь – … , лужа – … (для звука «Л»); шар – … , кошка – … , шкаф – … , шарф – … , ухо – … , карандаш – … , шуба – … , мешок – … и др. (для звука «Ш»).

• «Назови ласково». Для звука «Р»: рука – … , сестра – … , брат – … , игрушка – … , курица – … , рябина – … . берёза – … ; для звука «Щ» – щенок – … , щётка – … , вещь – … , плащ – … , угощенье – … и др.

• Аналогично предыдущим проводятся игровые упражнения «Один – много» и «Скажи, чего много». В первом случае ребёнок учится изменять слова по числам одновременно с закреплением звука : роза – розы, друг – … , сестра – … , ковёр – … , муравей – … , рот – … , метро – … , кенгуру – … (звук «Р»). Обратите внимание на слова, которые не изменяются. Во втором случае предложите назвать много предметов, употребляя слово «много»: друг – много друзей, игрушка – много … , карандаш – много … , грузовик – много …(звук «Р»). В этих играх детям необходим образец. Не забывайте поощрять правильное произношение. В случае ошибки пусть ребёнок попробует выбрать правильный вариант, например: «Как правильно – много братов или много братьев?». Можно обыграть ситуацию: «Представь, что у тебя есть волшебная палочка. Она может превратить один предмет в несколько. Я назову один предмет, а ты преврати их во множество. Не забудь красиво говорить звук …».

• «Доскажи словечко». «Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.), чу… (до, жой, кча, лан). Если ребёнок умеет читать, можно написать слово и закрыть его, пока оно не будет угадано, а затем предложить прочитать. В начале загадывайте хорошо знакомые ребёнку слова, после чего подумайте вместе, какие ещё слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых, например: ру… (рубанок, рукав, русый, руно, рудник и др.). Можно за правильно угаданное слово засчитывать 1 очко, меняясь с ребёнком ролями. Когда он задумывает слово, попросите его записать так, чтобы вы не видели. Проверив правильность вашей отгадки, вы сможете оценить не только графические навыки ребёнка, но и уровень сформированности звуко-буквенного анализа. Если слово не понятно из-за пропусков и перестановок букв, значит необходима тщательная работа в этом направлении.

Читайте также:
Звуки Б — БЬ - конспект занятия

• Предложите ребёнку назвать как можно больше предметов со звуком. Который он научился правильно произносить. Это может быть игра «Магазин»: «Представь. Что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р» (или другой). Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше. Можно поиграть в игру «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад. Полезна игра-соревнование «Что вокруг», в которой вы с ребёнком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов ( крышка, карман, рама, ручка), а так же признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия, которые можно совершать с предметами или с их помощью: резать, рисовать, красить, сверлить, вытирать и др. Выигрывает назвавший слово последним. Другие варианты игры: назвать как можно больше (или не меньше 5) слов со звуком «Р» («Л», «С», «Ж» и др.), относящихся к обобщающим понятиям: овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, мебель, геометрические фигуры, цвета. Кроме того, рассматривая иллюстрации в детских книгах или журналах, предложите ребёнку назвать предметы, героев и т.д. с нужным звуком. Предложите ему подумать, есть ли этот звук в именах, фамилиях, отчествах родственников или знакомых, придумать клички животным, имена куклам.

• При закреплении звука в речи важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово. Для этой цели хорошо подходят загадки, которые позволяют развить мыслительные процессы. Как вы уже догадались, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам текст загадки был насыщен нужным звуком. Например:

Я землю копала, ничуть не устала,

А кто мной копал, тот и устал.

Тогда ребёнок, выучив загадку, сам сможет загадать её кому-то, правильно проговаривая звук.

Часто родители бывают огорчены тем, что их сын или дочь, научившись правильно произносить звук, пропускают или искажают его даже после продолжительных занятий. Чисто проговорив загадку, стихотворение, скороговорку, малыш возвращается к неправильному произношению, когда его речь не отработана заранее. Объяснение просто: звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребёнку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие того самого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса, а лучше – поиграйте в фанты. Правила просты: договорившись, сто сейчас вы будете беседовать с ребёнком, задайте ему вопросы или попросите пересказать сказку, мультфильм (помогайте наводящими вопросами), но при этом вы будете внимательно следить за речью малыша. Как только он ошибётся (неправильно произнесёт звук), он должен отдать вам фант (фишку, игрушку и т.п.). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был звук (Ве р а р исует. Р екс р ычит. Ба р сук р оет но р у.) Последнее задание сложное, предлагать его можно, если ребёнок знаком с понятием «предложение». Можно каждый фант «обменять» на небольшое стихотворение или чисто говорку. Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков отрабатывать надо именно чистоговорку, а не скороговорку. Разница между ними только в темпе произнесения. Главное – не быстрота, а правильность.

Предлагаемые чистоговорки помогут закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш. Проговаривание должно быть осознанным. После тренировок вы можете устроить соревнование, кто больше вспомнит чистоговорок. Не требуйте произнесения в быстром темпе. Можно попросить ребёнка сосчитать, сколько всего слов в чистоговорке, сколько слов с определённым звуком, какая чистоговорка самая длинная, предложите вспомнить всё предложение по подсказке, например: «Расскажи чистоговорку про жука, мышат и т.д.

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (Р) в начале слога и слова

Звуки «Р», «Р`»

• На дворе трава, на траве дрова, у дров детвора.

• Раз дрова, два дрова, три дрова.

• У Кондрата куртка коротковата.

• Повтори без запинки: на осинке росинки

Засверкали утром перламутром.

• Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

• Шёл Егорка по пригорку и учил скороговорку.

Звук «Л»

• У ёлки иголки колки.

• Дятел дуб долбил да не додолбил.

• Мила искала булавку, а булавка упала под лавку.

• Кот молоко лакал, а Слава булку в молоко макал.

Звуки «С», «С`»

• Я несу суп-суп. А кому? Псу-псу.

• У Сени и Сани в сетях сом с усами.

• Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

• Ест киска суп из миски, сыта киска – пуста миска.

• Снег засыпал стайку сосен, это вовсе вам не осень.

Звуки «З», «З`»

• У зайки Бубы заболели зубы

• Зимним утром от мороза

На заре звенят березы

• На березе стрекоза – изумрудные глаза

Звуки «Ш», «Ж»

• Жужжит над жимолостью жук,

Тяжелый на жуке кожух.

• У ежа – ежата, а у ужа – ужата.

• Ежата с ежами на ужин бежали.

• Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка.

• Шесть мышат в шалаше шуршат.

Звуки «Щ»

• Щипцы и клещи – вот наши вещи.

• Усищи, глазищи, когтищи, хвостище,

А моется всех чище. Это кот – котище.

• Три щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке.

• В березовой роще, в чернеющей чаще

и спрятаться проще и ягоды слаще.

Звуки «Ч»

• Кузнечик стрекочет – молчать не хочет.

• Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

• Речка течет, а печка печет.

• Шубка овечки теплей любой печки.

Чтобы спустя какое–то время ребенок не потерял интерес к уже выученной чистоговорке, нарисуйте схематически щенка, кошку, жука, булавку и т.д. и попросите малыша вспомнить, из какой они чистоговорки. Поменяйтесь ролями.

Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для вас не менее интересны, чем для вашего ребенка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные. Труднее предложенных пар будет связать по смыслу слова часы и речка, щука и щегол, слива и автобус. Можно сравнить предметы, выясняя их сходства и различия. Ход рассуждения может быть таким: «Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности (сходство). Ручка может быть железной или пластмассовой, а карандаш – деревянный. У ручки можно заменить стержень, а у карандаша – нет. Карандаш можно заточить, а ручку – нет (различия)». Производя мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и закрепляет правильное произношение.

Игра «Закончи предложение» поможет развить творческие начала и у ребенка, и у взрослого. Предложите закончить ваше высказывание, добавив слово (или несколько) с закрепляемым звуком:

На ветку села … . Рома рисует … . В зоопарке мы видели… . Утром я … (что делал?).

Игра «Узнай по описанию», потребует от вас активизировать словарный запас, а ребенок сможет узнать и научится употреблять в речи новые слова. Скажите, что вы, задумали предмет, но не назовете его, а расскажите о нем. В загаданном слове должен быть закрепляемый звук: Она маленькая, рыжая, пушистая, шустрая. Живет в лесу, умеет прыгать по деревьям. Или: Он зеленый, длинный, растет на грядке. Его солят в банках и едят свежим.

Когда ребенок отгадает, о чем или о ком идет речь, попросите его повторить вашу загадку. Затем он может попробовать с вашей помощью выступать в роли ведущего. Объясните ему, что нужно рассказать о предмете: размеры, форма, цвет, вкус (если это продукт); если это предмет неживой – что им можно делать, на что он похож.

1. Н.В. Новоторцева. Развитие речи детей. – Ярославль. – Академия развития, 1996

2. И.С. Лопухина. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М. – Аквариум, 1996

3. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский. Учитесь правильно говорить. – М.- Просвещение, 1993.

4. В. Волина. Учимся, играя. – М.- Новая школа, 1994.

5. Т.А. Ткаченко. В 1-ый класс без дефектов речи. – С.-П. – Детство – Пресс,1996.

6. О.И. Крупенчук. Стихи для развития речи. – С.-П. – Литера, 2003.

Консультация для родителей «Закрепление поставленных звуков в речи»

Ирина Захарова
Консультация для родителей «Закрепление поставленных звуков в речи»

Очень часто при исправлении звукопроизношения родители и логопед сталкиваются с таким явлением, как «кабинетная речь». Вот вроде бы хорошо говорит и «шипит»«рычит» на занятии с педагогом, а дома так и пропускает поставленные звуки.

Читайте также:
Предметно-развивающая среда логопедической группы

Нередко ребенок сам изолированно произносит верно звук или с радостью показывает его окружающим, но в речи не использует его. Наступает самый важный момент – закрепление поставленного звука в речи.Для успешного данного этапа коррекции можно выделить три составляющих:

понимание важности закрепления звука ребенком (развитие самоконтроля).

контроль за правильным произношением родителями (и теми людьми, кто часто общается с ребенком).

контроль за правильным произношением в детском саду.

Насколько постановка звука кропотливый труд учителя-логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими. Параллельно вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения.

Введение звука в свободную речь – это сложный процесс, требующий постоянных тренировок. Важно, чтобы ребенок слышал правильную речь, исправлял свои ошибки и постепенно станет сам говорить правильно. Здесь перед Вами – родителями, стоит важная задача – помочь ребенку правильно говорить звук, но при этом – не давить, а тактично исправлять ошибки.

Дети зачастую очень ревностно относятся к ошибкам, могут начинаться «зажиматься» и бывает, что пропадает желание заниматься как дома с родителями, так и в детском саду с логопедом (никто не любит когда нас критикуют). Для спокойного прохождения этапа закрепления звука в речи можно предложить несколько видов взаимодействия родителей и ребенка:

1. Если ребенок что-то сказал неправильно, спросите «А ты правильно сказал? А как будет правильно?» Тем самым Вы учите ребенка анализировать свою речь и искать ошибки.

2. Предложите ребенку такую игру «Я знаю 5 слов со звуком «Р». Если ребенок говорит слово неправильно, предложите ему каждый раз называть пять новых слов с «проблемным» звуком. Очень часто детям надоедает каждый раз придумывать новые слова и они тщательнее следят за своей речью.

3. Возможно применение такой тактики «Я не знаю такого слова «сапка». Когда ребенок делает ошибку, обратите внимание и спросите – что за слово такое непонятное. Ребенок постарается себя исправить.

Важно: если у ребенка не получается сказать слово правильно, он не понимает где у него ошибка – предложите правильный вариант, очень четко произнеся нужный звук, повторите вместе с ребенком и предложите ему самому сказать. Главное – чтобы не возникало негативных реакций.

Скорость введения звуков в речи у всех детей индивидуальна, некоторым детям достаточно всего нескольких занятий и звук закреплен в самостоятельной речи, а у других этот процесс затягивается на долгое время – зависит это, прежде всего от индивидуальных особенностей ребёнка:

1)От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей–дизартриков. Дизартрия – говорит о нарушении или недостаточной чувствительности мышц, которые отвечают за работу органов артикуляции, т. е. нервные клетки, которые обеспечивают движения данной мышцы, еще не достаточно созрели, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. 2)От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.

Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения должны быть ежедневными.Данную работу можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок. Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка.

Таким образом: исправление речи – длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи – это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Консультация «Приемы закрепления поставленных звуков у детей с дизартрией» Уважаемые родители, помните! Автоматизация (закрепление) поставленных звуков при дизартрии – это сложный и длительный процесс, поэтому.

Рекомендации родителям по автоматизации поставленных звуков Рекомендации родителям по автоматизации (закреплению правильного произношения) поставленных звуков. Основная цель – включить ребёнка в.

Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников» Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников». У маленького ребенка с несформированным.

Консультация для родителей «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков» “Роль семьи в автоматизации поставленных звуков” Уважаемые родители! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или.

Консультация для родителей «В мире звуков» В окружении звуков Возможно, люди прошлого были в чем-то счастливее нас. Но в одном нам, несомненно, повезло больше: у нас есть музыка.

Консультация-практикум для родителей «Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях» Дорогие мамы и папы! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение.

Мастер-класс «Рисунки для развития мелкой моторики рук дошкольников и автоматизации поставленных звуков». Основная цель, данного мастер-класса, это донести до родителей, что можно использовать множество предметов, чтобы разнообразить этап автоматизации,.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ

Модель занятия по обучению грамоте «Закрепление звуков» в старшей группе Программное содержание: выявление уровня знаний детей, готовность к школе; закрепить знание букв русского алфавита; развивать фонетическое.

Папка-передвижка для педагогов дошкольного образования «Автоматизация поставленных звуков» Папка – передвижка для педагогов дошкольного образования. Цель: автоматизация поставленных звуков. Задачи: 1. формирование звукового анализа.

Родительское собрание «Автоматизация поставленных звуков» Как вы думаете, уважаемые родители, что же такое автоматизация звуков? (ответы родителей). Автоматизировать звук – значит довести приобретенный.

Автоматизация звуков в речи. Консультация для родителей

Когда «поставлен» звук, то есть сформирован навык правильной артикуляции и ребёнок может изолированно правильно произнести звук (например, [с], [л] или [р]), наступает этап автоматизации.

Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Нужно последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь.

Здесь перед Вами – родителями – стоит непростая задача: ребёнку надо помочь закрепить новый навык в речи и скорее «затормозить», «забыть» дефектное произношение. В детском саду и логопед, и воспитатели бесконечно «поправляют» речь ребёнка и очень важно, чтобы дома требования к речи ваших детей были такие же.

Необходимо соблюдать следующие этапы по автоматизации звуков.
Последовательность автоматизации звуков: автоматизация изолированного звука, автоматизация звука в слогах, автоматизация звука в словах, автоматизация звука в словосочетаниях, фразах, автоматизация звука в стихах, автоматизация звука в текстах, рассказах, автоматизация звука в самостоятельной речи.
1) Сначала звук необходимо закрепить изолированно, т.е. отдельно от всех других звуков. Нередко нормально слышащие дети неправильно произносят некоторые звуки потому, что не различают их на слух. Тогда на первых порах преимущественно пользуются зрительным анализатором, т.е. показывают ребенку артикуляцию звука и одновременно произносят звук. Сидя перед зеркалом, чтобы ребенок видел лицо взрослого и свое лицо, и контролируя правильность артикуляции. Разумеется, автоматизировать звук изолированно нужно в игровой форме: «Как шипит змея? А чья змея шипит дольше – твоя или моя? ШШШШШ».

2) Потом закрепляем произношение звуков в слогах. При автоматизации в слогах, мы соединяем согласный звук с гласными. Например, звук [c]:
– сначала в прямые слоги: са, со, су, сы;
– затем в обратные: ас, ыс, ос, ус;
– далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асо, асы, ысы, ыса, и, наконец,
– в слоги со стечением согласных (берутся те согласные, которые не нарушены у ребёнка): ста, спа, смы, смо, сну, ско и т.п.
Автоматизацию звука в слогах проводим в форме игровых упражнений. Приведу примеры:
«Здравствуй, пальчик!»
Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными пальчиками, при этом ребёнок каждый раз произносит одинаковые или различные приветствия: слоги су, сы, са или другие.
«Закончи слово»
Взрослый заранее подбирает и раскладывает 6 – 8 картинок, названия которых заканчиваются су, сы, са, со. Он произносит начало слова, а ребёнок договаривает последний слог и берёт картинку себе. Если он ошибается, картинку забирает взрослый. Примерные картинки для игры: ли – са, ве – сы, ча – сы, о – са, бу – сы, коле – со, колба – са и др. Можно обойтись и без картинок, в таком случае взрослый начинает слово, а ребёнок договаривает.

3) Автоматизация звуков в словах – принцип тот же, что и в слогах: берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). Чтобы автоматизация звука в словах прошла успешно, ребёнку должно быть предложено не менее 60 – 90 картинок, т.е. за занятие он должен произнести столько слов с автоматизируемым звуком. Здесь можно применять следующие игры:
«Посчитай предметы»
Нужно сосчитать до 10 (или больше, в зависимости от возможностей ребёнка) предметы, изображённые на картинках (если показываются картинки) или названные слова (если картинок нет), например: одна рубашка, две рубашки, три рубашки… и так далее.
«Собираем бусы»
Перебирать бусы, нанизывать бусы, при этом одновременно произносить слова с автоматизируемым звуком.

4) Автоматизация звуков в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности, в какой автоматизировались слова. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребёнком звуки.

Сначала взрослый придумывает предложение, а ребёнок повторяет его. Затем ребёнок по предложенной картинке самостоятельно составляет предложение. Если ребёнок затрудняется в составлении предложений, то задаются наводящие вопросы. Необходимо приучать ребёнка точно выражать свои мысли, составлять полные, распространённые предложения, разнообразные по содержанию и структуре. Так одновременно с автоматизацией звука в предложениях производится работа над их структурой, над преодолением аграмматизмов.

5) Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях подбирается соответствующий материал. Придумывать чистоговорки можно вместе с ребёнком. Например: «Са-са-са – у Сони длинная коса» – говорит взрослый. Потом он только называет слоги (са-са-са), а ребёнок в рифму придумывает свое предложение («Под сосной сидит лиса»).

Читайте также:
Звук (И) - конспект занятия

6) Вся эта работа способствует развитию речи, а также памяти, мышления. Некоторые дети уже после введения звука в потешки, стихотворения начинают правильно употреблять его в собственной речи. Другим же необходима автоматизация звука в рассказах. Из различных сборников подбираются небольшие по объёму рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Взрослый читает рассказ, потом задаёт ребёнку вопросы, требуя полных ответов. Затем ребёнок пересказывает текст. Постепенно у него формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии последовательных картинок, из личного опыта.

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему

«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;

продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику;

продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье. »,

А. К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. »,

А.Н. Плещеева «Осень наступила. »,

Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. »

картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников)

сюжетные картинки для составления рассказов

1. Организационный момент. Рассказ-загадка.

Воспитатель. Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто – то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

Воспитатель. Ребята, о каком времени года здесь говорится?

Назовите месяца осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

Обозначим план рассказа.

Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.

Трава пожелтела, птицы стали улетать.

-Вос. А кто еще знает признаки наступления осени?

Дети Осенью часто идут дожди.

-Осенью начинает холодать.

-Бывают первые заморозки.

Вос. А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»

Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Вос. – листья осенью (что делают?) –

Дети Листья осенью желтеют и опадают.

Вос. -дождь осенью (что делает?) –

Дети. Дождь осенью моросит, идет.

Вос. -урожай осенью (что делают?) –

Дети Урожай осенью убирают.

Вос. – птицы осенью(что делают?) —

Дети. Птицы осенью улетают.

Вос. -деревья осенью(что делают?) —

Дети Деревья осенью роняют листья.

Вос. -звери осенью (что делают?)—

Дети .Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультминутка «Осенние листья»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

А теперь внимательно посмотрите на картинки. (На доске картинки с приметами осени). Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Вот такая она – ранняя осень!

Предлагаю послушать стихотворение Плещеева А.Н.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: