Рекомендации родителям по лексическим темам
Загадки
• Я, сознаюсь, виновата:
я хитра и плутовата.
Я в курятник вечерком
часто бегаю тайком. (Лиса)
• Под соснами, под елками
живет клубок с иголками. (Еж)
• Быстрый маленький зверек
по деревьям скок-поскок. (Белка)
• Серый байковый зверюшка,
косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
и морковку ему дай. (Заяц)
• Кто зимой холодной
ходит злой голодный? (Волк)
• Летом по лесу гуляет,
зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Дидактическое задание «Угадай, кто это?»
(подобрать существительные к прилагательным).
Бурый, косолапый, неуклюжий, всеядный – . .
Серый, зубастый, страшный, хищный – .
Хитрая, пушистая, рыжая, хищная – .
Маленький, длинноухий, пугливый, серенький/беленький – .
Маленький, колючий, быстрый –
Дидактическое задание «У кого – кто?»
(упражняем в словообразовании существительного с помощью суффиксов):
медведь – медвежонок/медвежата
волк – волчонок/волчата
лиса – лисёнок/лисята
ёж – ежонок/ежата
лось – лосёнок/лосята
бобр – бобрёнок/бобрята
олень – оленёнок/оленята
рысь – рысёнок/рысята
белка – бельчонок/бельчата
Дидактическое задание «Назови маму»
(упражняем в употреблении родительного падежа существительных):
у медвежонка мама медведица
у лисёнка мама лисица
у рысёнка мама рысь
у лосёнка мама лосиха….
Дидактическое задание «Кто где живет?»
(упражняем в употреблении именительного падежа существительных).
Кто живет в норе? В норе живёт лиса.
Кто живет в берлоге? В берлоге живёт медведь.
Кто живет под кустом? Под кустом живёт заяц.
(в дупле – белка, в логове – волк)
Дидактическое задание «Чей хвост?»
(упражняем в образовании притяжательных прилагательных) – желательно использовать картинки с изображением хвостов животных:
Вариант №1.
Однажды утром звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца – хвост волка, у волка – хвост лисы, у лисы – хвост медведя. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?»
Вариант №2.
Упражнение «Измени слова по образцу»:
нос лисы – лисий нос, лапы зайца – заячьи лапы
след медведя – медвежьи следы, рога лося – лосиные рога
Упражнение на координацию речи с движениями
Я как белка в колесе прыгаю на месте, (Ребенок совершает прыжки на месте.)
Чтобы было веселей, поскакали вместе.
Раз, два, три, четыре, пять – начал заинька скакать. (Под счет ребенок прыгает 5 раз.)
Прыгать серенький горазд – он подпрыгнул десять раз. (После слов «он подпрыгнул десять раз» ребенок прыгает 10 раз.)
Составить описательный рассказ о диком животном нашего леса (по выбору) по плану:
Название животного.
Где живет?
Жилище.
Внешний вид (части тела).
Чем питается?
Детеныши.
Ознакомление с художественной литературой
– Вспомнить русские народные сказки, в которых упоминаются животные наших лесов.
– Прочитать украинскую народную сказку “Рукавичка”. Уточнить какую сказку она напоминает. (“Теремок”) Что общего в этих сказках? В чем различие?- Прочитать сказку “Лиса и волк”.
Упражнение “Посчитай” на согласование числительного с существительным
Один волк, два волка, 3 . 4 . 5 .
Одна волчица, две волчицы, 3 . 4 . 5 .
Один волчонок, два волчонка, 3 . 4 . 5 .
И т.д.
Составить предложения со словосочетаниями: “две белки”, “пять белок”, “два волка”, “пять волков” и т. д. (развитие связной устной речи).
Упражнение “Наоборот” – учимся подбирать антонимы.
Лось большой, а заяц – .
Белка слабая, а волк – .
У волка хвост длинный, а у медведя – .
Лиса – хищное животное, а заяц – .
Развитие связной устной речи без опоры на вопросы и наглядность «Заяц»
«У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче от врагов скрываться. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе».
В случае, если этот рассказ для ребенка окажется сложным, сначала разберите рассказ, предлагая ребенку вопросы. Если же и с опорой на вопросы ребенок не может справиться с заданием, тогда попробуйте другой рассказ и при работе над пересказом используйте опорные вопросы.
«Заяц зимой»
«Заяц к зиме не готовится. Он спит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза не закрывает. Запасов заяц на зиму не делает, он питается травой, которую отыскивает под снегом и корой молодой осины. Заяц боится своих врагов: лисы, волка и охотника. От врагов его спасают быстрее ноги и острый слух»
Где спит зимой заяц?
– Чем питается зимой заяц?
– Кто враги зайца?
– Что спасает зайца от врагов
Пальчиковая гимнастика
Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке – сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца)
Кому в платок,
Кому в зубок,
Кому в лапочку.
(Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)
Лексическая тема “Инструменты”
- Лексические темы (старший дошкольный возраст) (1)
- Домашние задания (Лексические темы) (30)
- МалышОК (Клуб раннего развития) (1)
- Видеоролики о лете; обогащение словарного запаса (4)
- Бессмертный полк 2020 (1)
- Интерактивные игры. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (3)
- Пальчиковая гимнастика. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (1)
- Развиваем фонематическое восприятие. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (7)
- Делим на слоги. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (1)
- Автоматизация звуков. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (5)
- Занятия во время САМОИЗОЛЯЦИИ.Развиваем Лексико-грамматический строй речи (34)
- Игры для детей младшего возраста (1)
- Развитие графомоторных навыков (1)
- Автоматизация звуков (6)
- Изучаем мир вокруг (5)
Лексическая тема “Инструменты”
Рекомендации для родителей: покажите ребенку инструменты, имеющиеся у вас дома (по возможности), внимательно рассмотрите их вместе с ребенком.
Расскажите, к какой группе инструментов относится каждый из них (рабочие, музыкальные, сельскохозяйственные).
Познакомьте ребенка с их использованием.
Рассмотрите, какого цвета, из каких частей и материалов сделан тот или иной инструмент.
Поиграйте в речевые игры
Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, сверло, гвозди, ключ, гайка, болт, кисть, краска, валик, раствор, мастерок, нож, расческа, нитки, мел, лопата, грабли, тяпка, дрель, наперсток, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень; музыкальные инструменты: гитара, скрипка, балалайка, пианино, барабан и др.
Прилагательные: н ужный, необходимый, острый, металлический, разный, различный, стеклянный, бумажный, деревянный, пластмассовый, резиновый, кожаный, каменный, кирпичный, острый, тяжёлый.
Глаголы: забивать, рубить, пилить, чинить, строить, собирать, разбирать, вскапывать, откручивать, закручивать, шить, вбивать, точить, отвинчивать, красить, штукатурить, подстригать, шить, готовить, исполнять, резать, копать, сгребать, зажимать, собирать, разбирать, вскапывать, закапывать, выкапывать, перекапывать.
1. ИГРА «Сосчитай до пяти» – согласование существительных и прилагательных с числительными в роде, числе
Один острый нож, …пять острых ножей.
Одни длинные ножницы, …
Один большой топор. новая пила. хорошая метла. тонкая иголка. тонкая кисть.
2. ИГРА «Назови действие» – расширение словаря слов-действий (глаголов)
Иглой (что делают?) – шьют, вышивают, зашивают.
Пилой (что делают?) – пилят, отпиливают, распиливают.
Отверткой (Что делают?) — . косой (Что делают?) — …
Граблями (что делают?) — . лопатой – копают.
метлой – подметают, метут; топором – рубят;
молотком – вбивают, забивают;
ножом – режут, отрезают, разрезают и т.д.
ножницами – разрезают, стригут. ключом закручивают (гайку); кистью – …
3. ИГРА «Мой новый» – составь словосочетания со словами мой новый, моя новая, мое новое, мои новые (согласование с местоимениями)
моя новая балалайка
(Музыкальные: гитара, скрипка, балалайка, пианино, барабан
Сельскохозяйственные: грабли, лопата, тяпка, вилы, коса.)
4. ИГРА «Назови ласково»
Г рабли – грабельки , молоток – молоточек , топор — топорик
Скрипка — . дудка – . л опата — . к люч – . гайка – . гвоздь – …
Наперсток – . игла — . метла — . и т.п.
со словами: пила, тяпка, отвертка, иголка, ножницы, рубанок, болт, кисть, карандаш, ручка, краска, расческа, нитки, нож.
5. ИГРА «Музыкант» – образование названий профессий
На пианино играет — пианист , на скрипке играет – скрипач
На балалайке — . на гармони — . на гитаре — . на барабане — … .
6. ИГРА «Что можно сделать…»
Лопатой – выкопать яму (под -, от -, за -, пере – );
Ножом – перерезать верёвку (от -, с -, под -, на -, про – )
7. Выложи по образцу из счетных палочек
8. ИГРА «Что лишнее и почему?»
Грабли, яма, лопата.
Синий, меховой, кожаный.
Иголка, шёлк, ножницы напёрсток.
Топор, пила, дрова, рубанок.
9. ИГРА «Какое слово не подходит?»
Лопата, лопаточка, лопать, перелопатить.
Шерсть, шесть, шерстяной, шерстка.
10. ИГРА «Придумай предложения с парами слов»
Гвоздь – молоток; игла – ткань;
Пила – дрова; лопата – яма.
11. ИГРА «Исправь предложения»
Дыркой сверлят сверло.
Гаечный ключ откручивают гайкой.
Стекло упало потому, что разбилось.
12. ИГРА «Из чего – какой?» – образование относительных прилагательных
Пила, напильник из металла — (какие?) . (металлические)
Лопата, линейка из дерева — (какие?) .
Молоток, гвозди из железа — (какие?) .
Лупа из стекла — (какая?) .
Линейка, ведро из пластмассы — (какие?) .
Из чугуна – чугунный; из металла – . из стали – …
Из резины – . из камня – . из серебра – …
Из пластика – . из золота – …
13. ИГРА «Придумай загадку»
Составление рассказа – загадки – описания об инструменте по плану.
Человеку какой профессии он принадлежит?
Из какого материала изготовлен инструмент?
Пользовался ли ты сам этим инструментом?
Отгадка (название инструмента)
Образец: Это инструмент врача. Он им слушает дыхание или работу сердца у человека. Этот инструмент состоит из круглой металлической детали и резиновых трубочек. Я сам этим инструментом не пользовался, но очень бы хотел попробовать послушать. (фонендоскоп)
ИГРА «Посчитай» – слоговой анализ
Разделить на слоги некоторые названия инструментов
Мо-ло-ток, то-пор, пи-ла, кле-щи, и-гол-ка, нож-ни-цы, тис-ки, ру-ба-нок, свер-ло, гвоз-ди, ключ, болт, кисть, крас-ка, ва-лик, мас-те-рок, нож, рас-чес-ка, нит-ки, ло-па-та, граб-ли, дрель, ги-та-ра, скрип-ка, ба-ра-бан.
Развитие фонематического слуха
В словах из предыдущего задания определить первый и последний звуки
Задания на развитие внимания и графомоторных навыков.
Называть все предметы, которые “спрятались” на картинке.
“ Кому, что нужно?” (профессия). Назвать, раскрасить любой предмет по выбору
Картотека речевых игр и заданий для родителей по лексическим темам «Инструменты» (подготовительная группа)
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Дидактические игры и упражнения для выполнения дома с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instrumenty_kartoteka_rechevyh_igr_i_zadaniy_dlya_roditeley.docx | 891.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека речевых игр и заданий для родителей
по лексическим темам « Инструменты »
Лексическая тема: Профессиональные инструменты.
Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, сверло, гвозди, ключ, гайка, болт, кисть, краска, валик, раствор, мастерок, нож, расческа, нитки, мел, лопата, грабли, тяпка, дрель, наперсток, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень; музыкальные инструменты: гитара, скрипка, балалайка, пианино, барабан и др.
Прилагательные: нужный, необходимый, острый, металлический, разный, различный, стеклянный, бумажный, деревянный, пластмассовый, резиновый, кожаный, каменный, кирпичный, острый, тяжёлый.
Глаголы: забивать, рубить, пилить, чинить, строить, собирать, разбирать, вскапывать, откручивать, закручивать, шить, вбивать, точить, отвинчивать, красить, штукатурить, подстригать, шить, готовить, исполнять, резать, копать, сгребать, зажимать, собирать, разбирать, вскапывать, закапывать, выкапывать, перекапывать.
Задание 1. Покажите ребенку инструменты, имеющиеся у Вас дома, внимательно рассмотрите их вместе с ребенком.
Расскажите, к какой группе инструментов относится каждый из них (рабочие, музыкальные, сельскохозяйственные).
Познакомьте ребенка с их использованием.
Рассмотрите, какого цвета, из каких частей и материалов сделан тот или иной инструмент.
Задание 2. «Сосчитай: 1 – 3 – 5 » (согласование существительных с числительными в роде, числе)
Один острый нож, …пять острых ножей.
Одни длинные ножницы, …
Один топор, три топора, пять топоров
(рабочие инструменты: нож, пила, метла, карандаш, отвертка, иголка, кисть, коса, ключ, валик, молоток, рубанок, дрель, указка, фен).
Задание 3. «Назови действие» ( подбор слов – действий к словам)
Иглой (что делают?) – шьют, вышивают, зашивают.
Пилой (что делают?) – пилят, отпиливают, распиливают.
Отверткой (Что делают?) — …
Косой (Что делают?) — …
Граблями (что делают?) — …
метлой – подметают, метут;
молотком – вбивают, забивают;
ножницами – разрезают, стригут;
ключом закручивают (гайку);
Задание 4. Игра «Мой новый» ( составь словосочетания со словами мой новый, моя новая, мое новое, мои новые)
моя новая балалайка
(Музыкальные: гитара, скрипка, балалайка, пианино, барабан
Сельскохозяйственные: грабли, лопата, тяпка, вилы, коса.)
Задание 5. Игра «Назови ласково».
Слова: пила, тяпка, отвертка, иголка, ножницы, рубанок, болт, кисть, карандаш, ручка, краска, расческа, нитки, нож.
Задание 6. Игра «Музыкант».
На пианино играет — пианист
На скрипке играет – скрипач
Задание 7. Дид/упр. «Подбери пару и объясни свой выбор».
голова – … (каска) первый защищает палец, вторая – голову.
Задание 8. «Где лежит? Откуда достаю?»
Тебя папа попросил принести из мастерский инструменты. Посмотри на картинку. Составь предложения с парами предлогов на – с(со), под – из – под, за – из – за, используя схемы.
Задание 9. «Что можно сделать…»:
Лопатой – выкопать яму (под -, от -, за -, пере – );
Ножом – перерезать верёвку (от -, с -, под -, на -, про – )
Задание 10. Отгадай загадки и нарисуй понравившуюся отгадку.
а зубной боли не знают
Зубастые, а не кусаются. (Грабли)
Пролезла другой в ушко.
(Иголка с ниткой)
Конь стальной, хвост льняной. (Игла с ниткой)
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой)
Быть мне нужно очень колкой:
как иначе шить …(иголкой)!
У них тяжёлый труд –
всё время что-то жмут. (Тиски)
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб. (Пила)
Два конца, два кольца,
а посередине гвоздик. (Ножницы)
Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.
Когда они встречаются,
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.
А сама не глотает.
На кол посажена,
А по улице пляшет.
Без головы, а в шляпе,
Одна нога, да и та в сапоге.
Толстый тонкого побьет.
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток и гвоздь)
Сам худ, а голова с пуд.
Зубы есть, а хлеб не ест.
придёт домой – растянется.
Листья падают в саду,
я их быстренько смету.
Я землю копала — ничуть не устала.
А кто мною копал, тот и устал. (Лопата)
Задание 11. Выложить «отгадки» из счётных палочек (спичек) по образцу.
Задание 12. «Что лишнее и почему?»
Грабли, яма, лопата.
Синий, меховой, кожаный.
Иголка, шёлк, ножницы напёрсток.
Топор, пила, дрова, рубанок.
Задание 13. «Какое слово не подходит?»
Лопата, лопаточка, лопать, перелопатить.
Шерсть, шесть, шерстяной, шерстка.
Задание 14. «Придумай предложения с парами слов».
Гвоздь – молоток; игла – ткань;
Пила – дрова; лопата – яма.
Задание 15. «Исправь предложения».
Дыркой сверлят сверло.
Гаечный ключ откручивают гайкой.
Стекло упало потому, что разбилось.
Задание 16. Дид/упр. «Раздели словечко»
Разделить на слоги некоторые названия инструментов
Мо-ло-ток, то-пор, пи-ла, кле-щи, и-гол-ка, нож-ни-цы, тис-ки, ру-ба-нок, свер-ло, гвоз-ди, ключ, болт, кисть, крас-ка, ва-лик, мас-те-рок, нож, рас-чес-ка, нит-ки, ло-па-та, граб-ли, дрель, ги-та-ра, скрип-ка, ба-ра-бан.
Задание 17. Дид/упр. «Составь схему»
Сделать звуковой анализ слов:
топор, пила, клещи, тиски, гвозди, ключ, болт, нож, лопата, гитара, барабан.
Задание 18. «Что бывает…»:
Задание 19. «Какой? Какая? Какие?»
Пила, напильник из металла — (какие?) . (металлические)
лексическая тема ИНСТРУМЕНТЫ
![]() |
Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, лопата, грабли, наперсток, гвоздь, нож, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень. забивать, рубить, пилить, чинить, строить, собирать, разбирать, вскапывать, откручивать, закручивать, шить, резать, копать, сгребать. кожаный, металлический, кирпичный, стеклянный, острый, тяжёлый. Цели: обогащать предикативный словарь, развивать слуховое внимание, логическое мышление. ХОД игры. Воспитатель читает детям текст, дети договаривают пропущенные глаголы. Сегодня в нашем саду субботник. Все папы и мамы вышли работать на участок. Митин папа взял пилу. Он . ветки. Машина мама принесла кисточку и краску. Она . забор. Сашиному папе выдали косу. Он . траву. Родители Димы пришли с лопатами. Они . землю и высевают семена. А мы с папой принесли молоток. Мы . гвозди — ремонтируем скамейку. Все поработали дружно, и теперь на участке чисто и красиво. И . Михеева , С . Чешева Игра « Стихи — небылицы » Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Инструменты». Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение и найти в нём ошибки. Кистью гвозди забивают, Землю ножиком копают, Ну а пилят топором. Цели: развивать зрительное внимание, логическое мышление, актуализировать словарный запас по темам Ход игры. Ребенок рисует инструменты, относящиеся к определенной профессии. Другие дети должны отгадать название этой профессии. Игра «Назови ласково» Цель: развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать ласково различные орудия труда и инструменты. Например: молоток — молоточек топор — . Игра «Какой? Какая? Какие?» Цели: формировать грамматический строй речи: учить образовывать относительные прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Ход игры. Детям предлагается ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? — подбирая слова-определения к предметам из металла, дерева, стекла, пластмассы. Пила, напильник из металла — (какие?) . Лопата, линейка из дерева — (какие?) . Молоток, гвозди из железа — (какие?) . Лупа из стекла — (какая?) . Линейка, ведро из пластмассы — ( какие ?) . Даётся задание составить предложения с полученными словами-определениями. Игра «Отгадай, какое слово задумано» Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление. Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями инстру ментов. Воспитатель называет первый и последний звуки в cло- ве, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображением задуманного. Выигрывав” тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек. Слова: ножницы, топор, пила, лопата, иголка, грабли, молоток, тиски, рубанок, напёрсток. Игра «Назови слово» Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять количество и последовательность гласных звуков в Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки и схемы слов с обозначенными на них гласными звуками, дети отгадывают название инструмента по схеме. Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки), расширять запас существительных в активном словаре детей по теме «Инструменты». Ход игры. Дети сидят полукругом па стульчиках. На столе раскладывается несколько инструментов. О каждом инструменте воспитатель загадывает загадку, а дети должны отгадать, о каком инструменте идет речь, и объяснить, как они догадались. Зубастые , а не кусаются. (Грабли) Сам худ, а голова с пуд. На кол посажена, А по улице пляшет. Маленького роста я, Наклонилась над рекой — Тонкая и острая. Уговор у них такой: Носом путь себе ищу, Обменяет ей река За собою хвост тащу. Окунька на червяка. (Иголка с ниткой) Конь стальной, хвост льняной. (Игла с ниткой) А сама не глотает. Текст для пересказа На верстаке лежит дубовая доска. Она вся в трещинах. Цвет у неё как у гнилого сена. Но Алёша видит не только это. Он видит, что в доске скрыт столик на острых точёных ножках. Началась работа. Инструменты в порядке. Алёша первый раз в жизни строгал брусок. Рубанок полз тяжело. Дерево сопротивлялось. Но как приятно чувствовать, как рождается новая вещь. Какая доска лежала на верстаке? Опишите её. Что увидел в доске Алёша? Как началась работа? Почему Алёше было приятно?
|