Рекомендации по преодолению заикания

Рекомендации по преодолению заикания

Рекомендации родителям по устранению заикания.

Автор-составитель: учитель-логопед Федосова М.А.

Обычно заикание (логоневроз) у детей появляется в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще недостаточно сформирована, поэтому происходит ее «поломка». По сравнению с девочками заикание у мальчиков возникает в 3-4 раза чаще, что объясняется их меньшей эмоциональной устойчивостью.
Такие речевые запинки могут продолжаться в течение какого-то периода, потом на время проходить и опять возвращаться. Это может продолжаться до четырех-пяти лет и редко затягивается до школьного возраста.

Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Оно может появиться внезапно и постепенно усиливаться. В речи заикающегося наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки. Различают тонические судороги (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи) и клонические (повторение отдельных слогов либо звуков, обычно в начале слова). Также нередко встречается тоно-клоническое заикание. Логоневроз у детей может длительное время не проявляться и возникнуть только в стрессовой ситуации.

Прежде чем искать решение, как вылечить заикание у ребенка, необходимо понимать, что данное нарушение появляется по целому ряду причин. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д. В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы после перенесения тифа, кори, коклюша, рахита.

Психологические
Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, у детей может быть вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг. Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потери родителей, одиночества и т.д. Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.
Социальные
Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту. Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу. Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой.

Обычно приступы заикания учащаются при переутомлении, во время болезни, в случае семейных или школьных неприятностей. Наблюдается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания. Интересно, что избыток белковой пищи усиливает проявление заикания. Также развитие нарушений наблюдается в период роста зубов и в переходном возрасте. Сравнительно часто возникновение заикания провоцируют инфекционные заболевания. Хронические заболевания не считаются причиной развития нарушений речи, но они могут усилить уже существующие. Например, при аденоидных разрастаниях затрудняется носовое дыхание, и у ребенка появляются проблемы с речью.

Как и любой другой невроз, заикание сильно нагружает нервную систему. Поэтому прежде, чем пойти с ребенком к врачу, следует снизить его эмоциональную нагрузку к минимуму.
Причем действовать надо как можно быстрее, чтобы у вашего маленького человечка навык заикания не закрепился надолго. Если вы четко будете следовать правилам общения с ребенком, начавшим заикаться, то врач вам может вообще не понадобится.
Соблюдать распорядок дня
Для ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет и старше – 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Следует исключить просмотр телевизора перед сном.
Создавать благоприятную психологическую обстановку
Постоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Должны быть исключены ссоры и шумное поведение в присутствии ребенка. Родители не должны показывать малышу свои волнения по поводу его речи. Не торопите ребенка во время ответов и чаще хвалите, доставляя положительные эмоции.
Помогать ребенку в ежедневном общении
Ребенок должен слушать правильную речь. Говорите ласково, медленно и спокойно, так как малыш быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. При выраженном заикании говорите с ребенком нараспев. Нельзя заставлять малыша проговаривать трудные слова по нескольку раз.
Укреплять общее здоровье
Родители должны позаботиться об ослаблении нервного напряжения ребенка, исключить шумные компании и переутомление. Рекомендуются закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т.д. Чтобы снять эмоциональное напряжение малыша, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте.
Соблюдать правила
• Попробуйте первыми не обращаться к ребенку с какими-либо просьбами, не начинайте с ним разговор. Заикание — это нарушение коммуникативной функции речи. Разговаривая и играя сами с собой, дети редко заикаются. Говорите с ребенком медленно, плавно, почти нараспев. Старайтесь не обсуждать ничего при ребенке слишком эмоционально, на повышенных тонах.
• Ограничьте время просмотра телевизора. Если не получится полностью отказаться от мультиков (для многих детей это может быть дополнительным стрессом), то постарайтесь хотя бы не давать смотреть новые. Книги рекомендуется читать только хорошо знакомые. И не спешите разучивать стихи — для этого еще будет более подходящее время.
• Играть лучше в спокойные игры, очень хорошо, если они будут проводиться на воде, так как она воздействует на детскую психику очень благотворно. Если есть возможность посещения дельфинария — это будет большим плюсом. Хороши игры с песком и лепка из пластилина. Если ребенок очень подвижен, то не стоит ему запрещать бегать и прыгать, но сами не спешите играть в «догонялки».

Читайте также:
Тесты по изучению психомоторики у детей со стертой дизартрией

Основные методы лечения заикания у детей

Использование традиционного метода лечения заикания у детей позволяет сделать голос естественнее и свободнее. Упражнения благопр иятно воздействуют на всю дыхательную систему. Благодаря занятиям малыш тренирует диафрагму, заставляя ее участвовать в процессе голосообразования, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее, что дает им возможность тесно смыкаться при разговоре. Методы лечения заикания у детей с помощью дыхательных упражнений могут быть до полнены релаксацией. Наиболее распространенной является дыхательная программа разработанная специалистом Стрельниковой. Эти упражнения очень похожи на утреннюю гимнастику и считаются наиболее эффективными в борьбе с заиканием, независимо от возраста им страдающего. Они благотворно влияют на всю дыхательную систему, учат дышать глубоко, на всю грудь. Дыхательная гимнастика тренирует диафрагму человека, заставляя ее принимать активное участие в голосообразовании, благодаря чему голосовые связки становятся максимально подвижными. Связки тесно смыкаются во время разговора, делая речь плавной и ритмичной.
Упражнение №1: «Насос»
• 1. Для начала встаньте прямо, во весь рост.
• 2. Слегка наклонитесь вперед, округлив спину и опустив вниз голову и руки. Очень важно, чтобы шея во время этого упражнения была максимально расслаблена.
• 3. Теперь сделайте сильный наклон к полу, как будто Вы накачиваете шину, одновременно быстро и шумно вдохнув на полную грудь через нос.
• 4. Выпрямляясь, свободно выдохните, как Вам удобно. Однако не распрямляйте спину полностью, вернитесь в положение №2.
• 5. Теперь снова наклонитесь, быстро и шумно вдохнув. И так далее. Это дыхательное упражнение, а потому напрягать какие-либо мышцы не нужно, делайте его легко, не нагружая поясницу. Повторите упражнение 8 раз.
• 6. Отдохните несколько секунд, восстановив привычное дыхание, и снова повторите 8 раз.
В идеале это упражнение нужно делать по 8 вдохов в 12 подходов. Однако не торопитесь выполнять норму в первый же день, такая нагрузка резко плохо повлиять на самочувствие. Поэтому в первые несколько дней делайте по 6-8 подходов, постепенно увеличивая их количество до 12 раз.
Упражнение №2: «Повороты»
• 1. Встаньте прямо, поставив ноги на ширину плеч, а руки положив на пояс. Примите удобное положение.
• 2. Теперь сделайте поворот головы влево, и быстро и шумно вдохните.
• 3. Выдыхать нужно на повороте головы в другую сторону. Выдохните, не останавливаясь посередине.
• 4. Развернув голову вправо, сделайте еще один вдох.
• 5. Повторите упражнение в обратном порядке и так 8 вдохов. Для начала этого будет достаточно. Постепенно нужно будет увеличивать, доведя повторение упражнения до 32 вдохов, то есть трех подходов по 8 раз с перерывами на несколько секунд.
Дыхательные упражнения необходимо делать дважды на день, ежедневно перед завтраком и после ужина. Уже через 2-3 месяца Вы заметите первые результаты, а со временем дыхание полностью освободится и голос станет естественным. Следует отметить, что любые упражнения тренирующие диафрагму заикающимся людям весьма полезны.
Точечный массаж
Задаваясь вопросом, как вылечить заикание у ребенка, следует обратиться и к практике нетрадиционной медицины, например, к массажу. Курс лечения с помощью точечного массажа выбирается в зависимости от сложности случая. Во время процедур специалист воздействует на точки, располагающиеся на спине, лице, грудной клетке и ногах. Первые результаты лечения могут быть заметны уже после одного курса, все зависит от формы заикания и возраста ребенка. Благодаря точечному массажу восстанавливается нервная регуляция речи, поэтому занятия необходимо проводить постоянно.Связь между точками на человеческом теле и внутренними органами известна всем. Альтернативная медицина успешно использует точечный массаж в борьбе с заиканием. Это довольно длительное лечение, но несмотря на сложность и продолжительность процесса весьма эффективное. Для полного избавления от заикания Вам понадобиться несколько курсов, каждый из которых содержит 15 ежедневных процедур. Между первым и вторым курсами необходимо делать двухнедельный перерыв, между вторым курсом и третьим интервал должен составлять порядка шести месяцев. Далее можно продолжать сначала, в случае если запинания возобновились ранее наступления следующего курса лечения, к нему разрешено приступить ранее. Занятия нельзя бросать, их необходимо проводить регулярно, потому что точечный лечебный массаж восстанавливает нарушенную нервную регуляцию речи – верный способ того, как избавиться от заикания навсегда.
Лечебные точки расположены по всему телу, но в большей степени на лице и спине, поэтому выполнять массаж самостоятельно самому себе не представляется возможным. Вам понадобится помощник или специалист точечного массажа. Полный курс содержит 17 точек, но приступать нужно постепенно, вовлекая все больше ответственных областей. Для их нахождения воспользуйтесь схемой. В первые двое суток Вам пригодятся только первая и вторая точки. Потом нужно будет добавлять ежедневно по две новых, пока не вовлечете все 17. Напоминаем, что общая продолжительность одного курса составляет 15 дней.
Лечебный массаж:

• 1. Найдите нужную точку и надавите на нее подушечкой пальца. Верным признаком того, что это получилось у Вас правильно, будет болезненное ощущение у массажируемого. Однако непосредственно во время массажа таких ощущений быть не должно.
• 2. Массируйте точку круговыми движениями, подушечкой указательного или большого пальца 3-5 минут. Постепенно усиливайте давление на точку, а потом наоборот ослабляйте его. Важно, чтобы в процессе массажа человек был максимально расслаблен.
Положительные результаты Вы можете получить уже после первого же курса. Это зависит от возраста и формы заикания. Однако останавливаться и прекращать лечение не следует. Иначе через некоторый период времени заикание может вернуться.
Медикаментозное лечение
Медикаментозное лечение детей является вспомогательным в комплексе общего курса. Ребенок может принимать противосудорожные препараты, транквилизаторы, препараты, которые способствуют нейтрализации блокирующего действия веществ, мешающих нормальному функционированию нервных центров, а также анксиолитические ноотропные препараты. При необходимости курс лечения дополняется приемом успокаивающих отваров и настоек трав, например, отвара пустырника.
Логопедические занятия
Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи заикающегося ребенка от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Сначала ребенок выполняет задания совместно с логопедом, потом самостоятельно упражняется в устном рассказе. Закрепить полученные навыки малыш должен в обиходном разговоре с окружающими. Возрастание сложности упражнений, выбранных для лечения, зависит от степени речевой самостоятельности ребенка.
Компьютерные программы
Достаточно эффективны методы лечения заикания у детей, предполагающие использование специальных компьютерных программ, которые синхронизируют слуховой и речевой центры ребенка. Малыш произносит слова в микрофон, а программа автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, ребенок слышит собственный голос с задержкой и пытается под него подстроиться. Речь малыша становится непрерывной и плавной. С помощью программы можно проигрывать определенные ситуации, которые возникают при общении, например, возражение, гнев, недовольство. Ребенок должен ответить в микрофон. Затем программа оценивает, как малыш справился с задачей, и подсказывает, что необходимо улучшить.

Читайте также:
Дидактический раздаточный материал по теме: Дифференциация п – б в словах

Самое важное! Никогда не зацикливайте внимание ребенка на его недуге. Он заикается не специально. Не надо его поправлять и требовать сказать фразу правильно. И возможно, вопрос как избавиться от заикания решится сам собой.

Заикание у детей

Причины, симптомы
и методы коррекции

Содержание статьи:

Что такое заикание?

Логоневроз или по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Логоневроз или, по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Основные причины заикания у детей

Единого мнения по поводу точной причины развития логоневроза нет. Но первые исследователи этого феномена уже указывали на нервно-психическую природу. В частности, об этом говорил Г.Д. Неткачев в своей работе «Заикание» 1909 года.

Есть определенные факторы, которые влияет на развитие данной патологии:

  • Патологии при вынашивании плода (инфекционные процессы, кислородное голодание).
  • Ранние роды и травмы в процессе рождения.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Лабильная нервная система, которая выражается в ранимости, повышенной раздражительности и нервозности.
  • Индивидуальные особенности речевого развития. К примеру, раннее изучение иностранного языка может спровоцировать данное расстройство по причине того, что ребенок элементарно еще не освоил свой собственный язык.

Причины заикания также кроются в психологических и социальных факторах.

  • Излишне требовательное отношение к малышу, постоянный контроль и придирки.
  • Отсутствие единой стратегии в воспитании.
  • Сильные эмоциональные переживания.
  • Личные страхи малыша. Дети могут бояться темноты, наказаний со стороны родителей.
  • Сильный испуг, вызванный разными факторами.
  • Отсутствие эмоционального контакта с родителями, их недостаточное внимание в период формирования речевой функции.
  • Резкая смена обстановки. Малыш может негативно воспринять изменение привычных для него условий: смена детского сада, места жительства и т.д.
  • Различные стрессы и психотравмы, вызванные особенностями обстановки, в которой существует ребенок (частые ссоры внутри семьи, непростые отношения между детьми и т.д.).

Иногда в речи детей может наблюдаться такой феномен как «ложное заикание». Это состояние нельзя назвать патологическим, ведь ребенок может просто копировать речь своих родителей. Иными словами, если папа или мама заикаются, то малыш может повторять за ними услышанные звуки и особенности речи.

«Заикание: симптоматика и современные методы коррекции»

Ведущие эксперты портала Лого-Эксперт быстро погрузят в тему и научат дифференцировать итерации и истинное заикание, применять инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного возраста и использовать современные методы коррекции.

Своим опытом делятся профессора и специалисты высшей категории – Шевцова Е. Е., Архипова Е. Ф., Садовникова Е. Н. иШутова Н. Г.

Симптомы логоневроза

Заикание у детей легко диагностируется по симптомам, характерным для этого расстройства. Эта патология выражается в нарушении темпа дыхания и речи, которая характеризуется вынужденными остановками, непроизвольным повторением звуков и отдельных слогов. Помимо характерных нарушений речевой функции, специалисты выделяют три категории симптомов:

  1. Невротические – страх, сильная тревожность, снижение аппетита, бессонница, эмоциональное напряжение, потливость, чувство собственной неполноценности и т.д.
  2. Сопутствующие – дрожание губ, нервный тик, тремор рук, моргание, мышечное напряжение.
  3. Ощущение нехватки воздуха. Часто при попытке произнести какое-то слово, ребенок чувствует, что ему не хватает воздуха, что вызвано дыхательными судорогами.

Симптоматика развивается по мере прогрессирования заболевания. На начальной стадии нарушения носят эпизодический характер, но если не предпринимать никаких действий, то симптомы появляются чаще, а после становятся постоянными. Отсутствие лечения чревато развитием другого серьезного речевого расстройства – логофобии, которая характеризуется навязчивым страхом перед речью, связанной с заиканием.

Формы и типы заикания у детей

Формально принято выделять две формы заикания:

  • тоническую, связанную с длительным напряжением мышц, из-за чего возникает непроизвольная пауза в речи, либо какой-то звук растягивается;
  • клоническую , характеризующуюся частыми и навязчивыми повторениями отдельных звуков, слогов или слов.
Читайте также:
Обследование речевой функции у детей 5-6 летнего возраста с ОНР III уровня

Встречаются и смешанные формы, объединяющие в себе тонический и клонический тип заикания.

По клиническим формам эта патология делится на невротический и неврозоподобный тип.Невротический тип заикания развивается на фоне эмоционального напряжения или сильного волнения, при этом когда стрессовая ситуация отсутствует, то ребенок не заикается. Это говорит о том, что мозговые структуры не нарушены, поэтому патология лучше поддается терапии. Для неврозоподобного типа характерно постоянное речевое расстройство, вызванное нарушениями психического или физического развития. В данном случае, коррекция вызывает определенные сложности.

Заикание классифицируется и по степени тяжести:

  1. Легкое заикание. Повторения слогов и запинки происходят в спонтанной речи.
  2. Среднее. Форма более выражена, ребенок заикается во время диалогов и монологов.
  3. Тяжелое. Достаточно сильное заикание, которое сопровождается судорогами гортани, лицевых мышц. Ребенок может ощущать нехватку воздуха при каждой попытке что-либо сказать.

Подробнее об особенностях логопсиходиагностики для заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассказала Елена Николаевна Садовникова на вебинаре. Подробнее ➜

Как скорректировать заикание у ребенка в раннем возрасте?

Коррекция заикания у детей подразумевает привлечение детского психолога. Крайне важно выяснить точную причину патологии для составления грамотной схемы терапии. Если будет выявлена проблема в семье, то родителей могут направить к семейному психологу, ведь если она не будет решена, то ребенок вновь окажется в неблагоприятном микроклимате.

Заикание корректируется комплексно, т.е. используются различные методики, которые в совокупности позволяют достичь хорошего результата.
Отметим основные из них:

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика положительно сказывается на ребенке, делая его голос свободнее и естественнее. В ходе упражнения развивается диафрагма, которая участвует в процессе голособразования. Голосовые связки становятся более эластичными, поэтому при разговоре они плотнее смыкаются.

Полезные упражнения:

  • Насос. Делаются медленные и глубокие вдохи, выдохи с вытягиванием губ в виде дудочки.
  • Ладони. Руки сгибаются в локтях, при этом ладони должны быть расположены вниз. Далее делается спокойный выдох при выпрямлении рук и быстрый вдох, когда руки возвращаются в исходное положение.
  • Уши. Голову наклоняют до полного смыкания уха с плечом, при этом все это сопровождается вдохом. Во время обратного движения – выдох.

Логопедический массаж при заикании используется перед всеми остальными способами логопедического воздействия. Во время процедуры специалист воздействует на точки, расположенные не только в ротовой полости, но и в области шеи, головы и плечевого пояса.

Важно проводить массаж регулярно, ведь только так можно добиться восстановления нервной регуляции речи. Помимо точечного воздействия на биологически активные точки, специалист проводит сегментарный массаж, подразумевающий растирания, поглаживания и разминания.

Использование специальных компьютерных программ также показывает определенную положительную динамику при комплексном подходе. Их суть – в синхронизации речевых и слуховых центров головного мозга.

Ребенок говорит определенные слова в микрофон, программа их обрабатывает, но воспроизводит их с небольшой задержкой в несколько секунд. Он слышит свой голос, что помогает ему подстроиться под его звучание. Как результат – речь становится плавной, но здесь также важна регулярность занятий.

Занятия с логопедом

Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:

  • освобождение речи малыша от излишнего напряжения;
  • устранение неправильности произношения;
  • формирование четкой артикуляции, правильной и выразительной речи.

Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.

Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:

  1. Планирование своего высказывания. В самом начале работы лучше избегать импровизаций в речи, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда ребенок знает, что он хочет сказать, он становится более расслабленным, уходит эмоциональное напряжение.
  1. Дыхание. Каждое произношение слова должно происходить на выдохе.
  2. Паузы в речи. Небольшая остановка позволяет набрать запас воздуха, при этом заикающийся может обдумывать то, что он хочет сказать далее. Паузы можно делать и внутри длинных предложений.

Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.

Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.

Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.

Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!

Вы научитесь:

1. дифференцировать итерации и истинное заикание;

2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.

3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;

4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.

Заикание у взрослых: причины и основные методы коррекции

Среди нарушений речи, встречающихся сегодня, одним из самых распространенных и сложных является заикание. Оно возникает из-за судорог мышц речевого аппарата и сопровождается заминками, повторениями отдельных звуков и введением в речь добавочных слов.

Читайте также:
Программа логопедической работы по коррекции смешанной дислексии у обучающихся 2-х классов с ОНР

Эта патология развивается в детстве, первые симптомы можно заметить у ребенка в возрасте 4-5 лет, но некоторые люди начинают заикаться в более зрелом возрасте. Заики часто сами считают свое заболевание неизлечимым, поскольку походы к логопедам не увенчались успехом. Однако заикание не приговор – при правильном подходе к коррекции можно избавиться от этого дефекта речи. В этой статье мы рассмотрим возможные способы лечения заикания.

Немного истории и причины возникновения

Заикание, как патология речи, возникла очень давно. Заики встречались среди древних инков, персидских царей, греческих фараонов и т.д. Нередко заиканием страдали известные и умнейшие люди своего времени. Они самостоятельно пытались избавиться от собственного недуга различными способами.

Наиболее известна нам история Демосфена. Этот древнегреческий философ разработал собственную систему дыхательных упражнений, которые выполнял перед зеркалом, произносил длинные фразы в затрудненных условиях (при подъеме на возвышенности, при сильном шуме морских волн, с камешками во рту и т.д.). Демосфен также уделял огромное внимание психогенной тренировке. Он был человеком весьма робким и впечатлительным, но благодаря титаническому труду он стал великим оратором, способным произносить длинные речи перед многотысячной толпой.

История Демосфена, описанная Плутархом, является ярким примером того, что избавиться от заикания можно, но для этого нужно потратить колоссальные усилия. Однако на причины возникновения заикания она свет не проливает.

С тех давних времен многие исследователи пытались заниматься проблемой лечения от заикания. По их мнению, это нарушение речи может быть обусловлено такими факторами:

  • стрессовая ситуация. В некоторых случаях нарушение темпа речи становится заметно в раннем возрасте, но многие такие дети разговаривали вполне нормально до определенного момента. Заикание резко возникло на фоне психотравмирующей ситуации, например, сильного испуга. Однако страх в детстве испытывали многие, а заиками становится около 2-3% населения земного шара. Вероятно, эти люди имели некую предрасположенность;
  • неврологическая патология. Нарушения в работе отделов ЦНС, отвечающих за речевую функцию, могут возникнуть на фоне травм, контузии, после перенесенных инфекционных заболеваний. Патология также может развиться из-за некоторых вялотекущих хронических заболеваний;
  • наследственная предрасположенность. Если в семье есть заики, то вероятность развития данного расстройства речи становится более высокой. Считается, что генетически обусловленное заикание должно проявить себя в первые семь лет жизни. Если этого не произошло, значит, подобных нарушений в речи у человека уже не будет. Как правило, передается заикание через поколение, но иногда дети просто подражают «неряшливой» речи людей из близкого окружения.

Описанные выше причины объединяет одно обстоятельство: все они приводят к ослаблению нервной системы. У кого-то психика страдает под воздействием внешних факторов, а кто-то уже родился с ослабленной нервной системой, например, из-за неблагоприятного протекания беременности. В любом случае начинать лечение заикания лучше всего с консультации у невролога.

Особенности патологии

Сложность в лечении заикания состоит также в том, что эта патология имеет большое количество форм. Такая неоднородность свидетельствует о сложности происхождения заикания. Данное нарушение речи часто сопровождается нарушениями в работе мышечного аппарата. Заика может испытывать общее напряжение, быть скован и угловат или же, наоборот, излишне подвижен.

Есть у заикающихся людей и общие психологические особенности:

  1. Чрезмерная впечатлительность.
  2. В присутствии незнакомых людей излишняя робость и смущение.
  3. Яркая фантазия, оказывающая влияние на усиление речевого дефекта.
  4. Ослабленная волевая сторона характера.
  5. Страх перед необходимостью говорить в присутствии большого количества людей.

Как правило, все заики сильно фокусируются на своем дефекте. И, чем сильнее человек ожидает приступа заикания, тем сильнее он становится.

У взрослых людей заикание часто сопровождается психологическими проблемами. Этот дефект сильно осложняет им жизнь. Многие заики не могут устроиться на хорошую работу, им недоступен карьерный рост, они не в состоянии построить взаимоотношения с противоположным полом. Все это приводит к тому, что заикающийся человек становится еще более замкнутым. Он испытывает чувство одиночества, на фоне которого могут развиться нефроз, депрессия и другие психические расстройства.

Исходя из причин возникновения, заикание делят на два вида.

Эволюционным называют расстройство речи, возникающее в раннем возрасте (от 2 до 5 лет). Оно может развиваться постепенно, а также возникнуть внезапно в результате индивидуальной предрасположенности или психической травмы. Эволюционное заикание обычно называют невротическим (логоневроз) и неврозоподобным.

Второй тип заикания является вторичным или симптоматическим. Такая патология речи возникает на фоне других заболеваний, например, травмы головы, эпилепсии и т.д.

Методы коррекции

Заикание, как и другие заболевания, легче поддается исправлению на ранних стадиях. В некоторых случаях избавиться от этого нарушения речи удается всего за несколько недель. Но чаще всего это требует намного больше времени.

Как уже упоминалось выше, начинать лечение нужно с визита к невропатологу. Врач проведет обследование, целью которого будет обнаружение причин речевой дисфункции. Если заикание обусловлено сбоем в работе центральной или периферической нервной системы, то пациенту будет назначено адекватное медикаментозное лечение. Кроме того, лечением заикания будут заниматься такие специалисты:

  • рефлексотерапевт. Для устранения заикания важно избавиться от мышечных зажимов, локализующихся в области плечевого пояса, шеи и живота;
  • психотерапевт. Современные психотерапевтические методики помогут выявить психологические причины проблемы и устранить их. В результате можно не только нормализовать речь, но и полностью изменить свою жизнь к лучшему. Стать более уверенным в собственных силах, научиться выходить из сложных жизненных ситуаций, наладить отношения с окружающими людьми и т.д.;
  • логопед. Специальные логопедические упражнения позволят выработать правильное речевое дыхание, научиться произносить звуки, контролировать скорость речи и ее темп.
Читайте также:
Логоритмика в комплексной терапии заикания у взрослых

Комплексное лечение и постоянная работа над собой позволит добиться устойчивого результата в максимально короткие сроки.

Следует помнить, что разовый поход к логопеду не поможет. Не стоит также рассчитывать на то, что врач даст «чудо-пилюльку» и заикание исчезнет. Это нарушение речи пройдет только в том случае, если заикающийся будет неукоснительно выполнять рекомендации всех специалистов на протяжении всего курса лечения.

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов. Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов.

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.

Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие. При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.

Современные методики

Лечение заикания по традиционной схеме, используемой большим количеством специалистов, требует длительного времени. К тому же далеко не во всех случаях оно позволяет достичь желаемого результата. Поэтому многие заики пытаются самостоятельно искать способы избавления от этого нарушения речи.

На сегодняшний день большую популярность приобрела книга Андрея Кузнецова «Заикание: ставка – жизнь», в которой автор рассказывает о собственном опыте. Андрей заикался с детства, так же как его старший брат и дед, считая свое заболевание неизлечимым. Это расстройство сильно осложняло жизнь молодому человеку, поэтому в возрасте 25 лет он начал самостоятельно изучать эту проблему. В результате Андрей пришел к выводу, что всю жизнь его учили заикаться, вместо того, чтобы учить разговаривать! Работа Кузнецова увенчалась разработкой уникальной методики избавления от заикания.

Есть что-то схожее и в методике академика Снежко Р.А. Он также считает, что заикание возникает в результате того, что человек не знает, как правильно произносить звуки. На своих сеансах Роман Алексеевич учит пациентов различать названия букв от произношения звуков, правильно ставить ударение, делить слова на слоги и т.д.

Занятия по обеим методикам будут полезны всем без исключения. Но если заикание обусловлено поражением ЦНС, то без помощи невропатолога обойтись вряд ли получится.

Релаксация и самомассаж

Попытаться самостоятельно избавиться от заикания можно. Первое, на что стоит обратить внимание, это мышечная и эмоциональная раскованность. Эти две составляющие обеспечивают нормальную естественную речь. Поэтому заика должен, прежде всего, научиться произвольно расслаблять мышцы, избавляясь от избыточного напряжения.

В этом помогут приемы релаксации. Можно выполнять упражнения на напряжение и мгновенное расслабление мышц, они помогут создать ощущение контраста между напряжением и расслабленным состояние. Для выполнения необходимо сильно напрячь, например, шею, а затем максимально ее расслабить. Упражнение можно выполнять на любую группу мышц.

Существуют целые комплексы занятий, которые помогут научиться расслаблять собственную мускулатуру. Чтобы добиться нужного эффекта, при их выполнении следует придерживаться определенных правил:

  • контролируйте силу напряжения мышц не только при помощи телесных ощущений. Выполняйте упражнения перед зеркалом, контролируя движения мышц визуально, это позволит легче перейти к глубокому расслаблению;
  • упражнения нужно выполнять ежедневно в течение 5–7 минут. В результате не будет возникать перенапряжение при использовании речевой мускулатуры при разговоре;
  • комплекс должен включать упражнения не только для речевого аппарата. При заикании важно снизить тонус мышц в области рук, живота, плеч и шеи;
  • заниматься нужно неторопливо, ритмично выполняя упражнения. Не допускайте переутомления;
  • обращайте внимание на дыхание – оно должно быть свободным.

После того как все упражнения будут освоены, можно их немного усложнить, добавив фонацию. Начинайте говорить в момент расслабления, плавно и протяжно произнося гласные звуки и их сочетания. После переходите к проговариванию слогов и целых слов.

Читайте также:
Развитие мыслительных процессов у дошкольников с ОНР

Избавиться от напряжения или, наоборот, повысить тонус слабых мышц, поможет самомассаж. Он бывает двух типов: гигиенический и вибрационный. В первом случае процедура выполняется поглаживанием. Тем самым активизируются нервные окончания, расположенные близко к коже, и нормализуется тонус лицевых и мимических мышц. Вибрационный массаж предусматривает использование энергичных постукиваний для активизации глубинных нервных окончаний.

Научиться приемам релаксации и самомассажа можно самостоятельно, например, при помощи интернета. Но также можно обратиться за помощью к специалистам. Опытный врач не только покажет основные приемы, но и проконтролирует правильность выполнения процедур, укажет на ошибки, а также подберет наиболее эффективные упражнения и методы.

Психотерапия

Заикание является патологией речи. Но для ее устранения у взрослых людей часто необходима помощь психотерапевта. Если описать проблему просто, то получается, что человек умеет правильно говорить, но из-за внутренних страхов или других психологических проблем возникает мышечный спазм, провоцирующий нарушение речи.

Таких примеров огромное количество, например, заикание было у Элвиса Пресли. Как только король рок-н-ролла начинал волноваться, слова словно застревали в горле, но стоило ему успокоиться, как речь становилась нормальной. В некоторых записях слышно, как певец заикается при общении со зрителями между песнями, но вовремя пения дефект отсутствует. Существует версия, что заниматься пением юному Пресли посоветовал врач, но точного подтверждения этому нет.

Именно поэтому при работе со взрослыми пациентами большую роль отводят психотерапии. Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия при заикании является гипнотерапия. Во время сеанса гипноза врач старается усилить веру пациента в собственные силы, устранить его страхи и переживания. Для достижения этих целей также могут быть использованы и другие методы психотерапии. Их выбор зависит от индивидуальных особенностей пациента, выявлены причин и тяжести расстройства.

Достаточно часто коррекция заикания начинается с устранения иных расстройств, симптомом которого оно выступает. Нарушение речи может быть спровоцировано деменцией, фобиями, тревожными расстройствами, неврозами и даже шизофренией. Естественно, в этом случае усилия враче бывают направлены на устранение основного заболевания, а заикание рассматривается как второстепенный симптом. Если удается успешно излечиться от основной патологии, то и заикание проходит само по себе.

Бывают случаи, когда исцелившийся пациент начинает снова заикаться через некоторое время. Избежать рецидива помогает когнитивно-поведенческая терапия. Данная методика заключается в выявлении нерациональных мыслей и убеждений пациента, осознании их нерациональности и замене их рациональными установками. В результате такой работы пациент не только избавляется от существующих психологических проблем, но и учится противостоять им в будущем.

Позитивный взгляд на жизнь и правильные внутренние установки обеспечивают психическое здоровье, а значит, причин для заикания больше не будет!

Рекомендации по преодолению заикания

Современные технологии формирования плавной речи заикающихся в структуре направленного обучения

Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся

перейти к оглавлению

Cогласно современным педагогическим теориям представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, ис . Глава 3

Современные технологии формирования плавной речи заикающихся в структуре направленного обучения

Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся

перейти к оглавлению

Cогласно современным педагогическим теориям представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитального процесса. Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы, определения ее эффективности необходимо правильное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения, которое должно быть комплексным, включать в себя психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования.

Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние заикающегося. Логопед обследует состояние его речи, особенности личности, моторику. Прежде, чем логопед приступит к обследованию, он тщательно должен изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию. Эта документация может содержать данные заключения состояния интеллекта, слуха, зрения (заключение специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога и др.). Кроме этого, документация может включать характеристики, составленные воспитателем, учителем, психологом и другими специалистами.

Обследование обычно состоит из двух этапов: 1) сбор анамнестических данных; 2) обследование состояния речи и моторики; 3) изучение личностных особенностей заикающегося.

Анамнестические данные об индивидуальных особенностях развития речи и моторики каждого заикающегося дают возможность логопеду правильно оценить его состояние, а затем спланировать работу с ним.

Основным компонентом логопедического обследования является составление логопедом на каждого заикающегося характеристики речевого состояния – так называемого «речевого статуса» перед началом коррекционной работы. Изучение личностных особенностей заикающегося может проводиться как логопедом, так и психологом.

Основы методики логопедического обследования заикающихся и способы регистрации его результатов представлены в приложении 3.

Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся

При реабилитации заикающихся должен быть использован комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера.

Комплексный подход к преодолению заикания подразумевает два аспекта. Во-первых, сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которое направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.

Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, психоневролога, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Круг участвующих в реабилитационном процессе может быть и более широким.

В настоящее время в педагогической литературе представлены как отдельные приемы логопедической работы с заикающимися, так и ряд комплексных реабилитационных систем. Их использование зависит от типа учреждения, в котором получают помощь заикающиеся, от количества специалистов, принимающих участие в реабилитационном процессе, от уровня их профессиональной подготовки и пр.

Выработка устойчивой плавности речи представляет собой основную цель реабилитационной работы с заикающимися, достижение которой возможно благодаря решению трех основных задач:

Читайте также:
Методы восстановления письма при эфферентной моторной афазии

формирование навыка плавной речи;

воспитание личности заикающегося;

профилактика рецидивов и хронификации заикания.

Решение первой – связано с применением целого ряда логопедических технологий:

торможение патологических речедвигательных стереотипов;

регуляция эмоционального состояния;

развитие координации и ритмизации движений;

формирование речевого дыхания;

формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;

развитие просодической стороны речи;

развитие планирующей функции речи.

Решение второй – связано с психолого-педагогической работой, направленной на воспитание и перевоспитание отношения к себе, к своему речевому дефекту и формирование социальной активности. Это осуществляется с помощью психотерапии, психологических тренингов, функциональных тренировок и логопедических занятий.

Реализация данных задач входит в той или иной степени в каждую из известных комплексных систем реабилитации заикающихся любой возрастной группы. Последовательность применения различных технологий для решения этих задач может быть разной. В большинстве случаев они используются одновременно, усложняясь в соответствии с этапами коррекционно-педагогической работы.

Успех коррекционной работы проверяется катамнестически, т. е. показателем ее эффективности является отсутствие рецидивов заикания, что

обеспечивается решением третьей задачи. •

Комплексный метод реабилитации заикающихся реализуется поэтапно. В понятие поэтапности в педагогике входит положение о том, что все виды коррекционной работы должны идти от простого к сложному, и это должно быть обязательно учтено при проведении логопедических, логоритмических, психотерапевтических и других мероприятий.•

Для детей школьного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:

было ли утяжеление или рецидив заикания при поступлении в школу?

как проходит адаптация в школе;

как проявляется заикание в учебных ситуациях (ответ с места и у доски, переход на письменный ответ и т. п.)? Какой из способов ответа на уроке предпочитается ребенком?

о характере контактов со сверстниками;

о характере взаимоотношений с родителями;

о наличии «трудных» звуков и страхе перед речью.

Для подростков в анамнестические сведения включаются дополнительно следующие пункты:

1) наличие логофобии и возраст, в котором она появилась;

2) какие меры принимались для коррекции заикания;

3) какие приемы использовались в целях уменьшения речевых судорог и страха речи.

Согласно современным педагогическим теориям представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитательного процесса.

Все логопедические техники решают единую задачу — выработку плавной речи. Обучение им происходит практически одновременно, т. е. техники направлены не на расчленение психофизиологических параметров, составляющих устную речь, а, напротив, на их объединение и их координацию. Логопед должен учитывать, что динамика обучения навыкам плавной речи состоит не в последовательности применения той или иной техники, а в последовательном усложнении речевых задач: от произнесения изолированных звуков до контекстной монологической речи.

Одной из первых комплексных систем коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в отечественной логопедии является система, предложенная Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау, которая не потеряла актуальности до настоящего времени.

Авторами впервые обосновывается ряд принципов комплексного метода реабилитации заикающихся:

до начала коррекционной работы необходимо проведение тщательного медико-психолого-педагогического обследования;

коррекционные воздействия должны направляться не только на развитие навыка плавной речи, но и на весь организм и личность заикающегося в целом;

логопедической работе по развитию навыка плавной речи должен предшествовать «охранительный речевой режим»;

развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение «степени самостоятельности речи»: сопряженная, отраженная, краткие ответы на вопросы по знакомой картине, самостоятельное описание ее, пересказ прослушанного небольшого рассказа, рассказ по знакомой картине и речь в беседе (спонтанная).

Рекомендации по преодолению заикания

В нашем центре, при диагностике причин заикания, используются психологические, нейропсихологические методики, электрофизиологические методы исследования.

При лечении заикания используются уникальные методики, как психотерапевтического, логопедического так и медикаментозного воздействия с ориентацией на индивидуальность каждого пациента.

Очень важно не пропустить первые признаки заикания и во время обратиться к специалистам.

Для получения более подробной информации звоните по телефону: +7 (812) 764-27-10


Заикание
– это нарушение темпа, ритма и плавности речи, которое обусловлено судорогами в различных частях речевого аппарата.

Заикание – одна из самых сложных форм речевой патологии. Заикание влияет на формировании личности и поведение ребенка, затрудняет адаптацию.
Наиболее часто заикание возникает в детстве в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этом возрасте является наиболее уязвимой и ранимой областью в работе высшей нервной деятельности ребенка.

Заикание, возникнув в раннем детстве, при неблагоприятном стечении обстоятельств речи может зафиксироваться по механизму условно-рефлекторной связи. Усиление заикания наблюдается в школьный период обучения (обычно в первый год), затем в подростковом возрасте.

Причины заикания у детей.

Причиной появления заикания обычно выступает ослабленность нервной системы, обусловленная действием сочетания неблагоприятных факторов: нервные болезни родителей, алкоголизм и курение матери, вызывающие интоксикацию нервной системы плода, нарушение мозгового кровообращения плода; сразу после рождения у ребенка могут возникнуть нарушения сна, раздражительность, плаксивость; в раннем детстве ночные страхи, повышенные эмоциональные реакции, энурез, физическая ослабленность. Также заикание может быть спровоцировано нарушением моторики, упрямством, негативизмом.

На этом неблагоприятном фоне непосредственными причинами возникновения заикания могут послужить: ушибы головы с сотрясением мозга, истощение или переутомление нервной системы в результате инфекционных заболеваний, задержка развития речи, испуг. Также обострение эмоционального напряжения как следствие острой обиды, ревности, перегрузка способных, но нервных детей речевым материалом и другие являются провокаторами заикания.

Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки заикания и своевременно обратиться к специалистам: психологу, психоневрологу, логопеду.

При появлении заикания ребенок начинает повторять отдельные звуки в начале или в середине слова (Д-д-дай кук-к-к-лу!), протяжно произносить гласные, употреблять лишние гласные звуки (а,и) перед отдельными словами или в начале фразы (А-а-а я хочу пить!) – это клонические судороги. Заикание ребенка может проявляться задержками на согласных звуках с поcледующим спазмом и внезапным его прерыванием (Дддд-ай ккк-уклу!) – это тонические судороги. При заикании возможно также сочетание судорог разного вида.

Читайте также:
Функциональные тренировки в коррекции заикания

Очень важно не пропустить первые признаки заикания и во время обратиться к специалистам: психоневрологу и логопеду.

Рекомендации при заикании:

1. Режим дня. При заикании необходимо соблюдать режим дня, особое внимание следует обратить на режим сна – не меньше 8-9 часов. С целью углубления ночного сна использовать теплые водные процедуры (теплый душ, релаксирующие ванны – хвойные, валерьяновые и т.д.), расслабляющий массаж. Перед сном при заикании исключить активные занятия; не рекомендуется смотреть телевизор и играть в различные компьютерные игры.

2. Режим питания. При заикании рацион должен состоять из молочной, растительной пищи, с ограничением мясного белка, жирных колбас, острого, соленого, перченого, с исключением шоколада, крепкого чая и кофе.

3. Общий щадящий охранительный режим. Необходимо исключить жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать, что может усугубить заикание.

Детям, страдающим заиканием необходимо ограничить просмотр мультфильмов, телепередач, не включать телевизор, радио, музыку на высокой громкости, поскольку громкие звуки утомляют нервную систему. При заикании возможен просмотр спокойных (не вызывающих сильные эмоции) телевизионных программ и фильмов.

При заикании по возможности избегать, скопления людей, пребывания в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах; не желательно посещение шумных мероприятий: театра, кино, массовых праздников и т.д. Это оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие и усугубляет степень заикания.

В семье необходимо создать спокойную доброжелательную атмосферу. В обращении с ребенком, с проблемами заикания, будьте выдержаны: не потакайте капризам ребенка, а требовательность не доводите до резкости.

4. Охранительный речевой режим. Необходимо снизить речевую нагрузку ребенка, ограничить его речевое общение. Не требовать рассказов об увиденном и услышанном, пересказа сказок, рассказов, чтения стихов. Предпочтительно задавать вопросы, требующие простых, однословных ответов. Дома создать обстановку занятости: помогать по дому, играть в спокойные, тихие игры (можно молча лепить, рисовать, собирать конструктор и т.д.). Давать возможность поиграть спокойно ребенку одному, возможно в присутствии взрослого: игры без вмешательства взрослых, когда ребенок сам комментирует свои действия, снимают заикание. Для лечения заикания полезно проводить игры молчанки (продолжительность 10-40 мин.). Досуг ребенка необходимо организовать так, чтобы он как можно меньше занимался шумными и подвижными играми, провоцирующих заикание.

5. Общение с взрослыми. Речь родителей и окружающих ребенка людей должна быть плавной, неторопливой, на пониженных тонах голоса, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев. Взрослый демонстрирует ребенку неспешный темп речи, спокойную интонацию в сочетании с неспешными движениями. Не допустимы в общении резкие и грубые окрики. Если ребенку вследствие заикания трудно начать говорить, помогите ему, произнося одновременно с ним начало фразы.

6. Прогулка. При заикании рекомендуется ежедневно бывать на свежем воздухе. Исключить активные спортивные игры и бег. Исключить азартные спортивные игры, такие как командные и соревновательные игры.

Афазия у левшей

Абсолютными правшами являются лишь 40-42% насе­ления. Абсолютными левшами — 5-8%, остальные 50% —.. либо скрытые, латентные, парциальные, переученные с ле­вой руки на правую левши, либо правши с признаками лев- с шества. Нередко афазические нарушения у лиц, переученных с левой руки на правую, редуцируются спонтанно в течение 1-7 дней, в связи с чем эти больные в логопедичес­кой помощи не нуждаются. Левши со стойкими речевыми расстройствами составляют около 30% от общего числа боль­ных с афазией.

Афазии у левшей, возникающие при поражении правого полушария, менее выражены, что объясняется высокими компенсаторными возможностями левого полушария. Бо­лее грубо у левшей проявляются речевые расстройства при поражении левого полушария, что объясняется, вероятно, тем, что в процессе переучивания ребенка-левши с левой руки на правую и обучения его письму правой рукой у него в левом полушарии формируются дополнительные речевые зоны в премоторной, постцентральной и височной долях го­ловного мозга.

Ряд афазических нарушений у переученных или парци­альных левшей несколько отличается от тех же форм афа­зий у правшей. Прежде всего это касается афазий, возника­ющих при поражении вторичных полей коры головного мозга, при которых возникают афферентная («проводнико­вая») моторная афазия, эфферентная моторная афазия и акустико-гностическая афазия (Бурлакова М. К., 1988, 1989, 1997). В связи с этим их следует называть парциаль­ной афферентной моторной афазией, парциальной эффе­рентной моторной афазией и парциальной акустико-гностической афазией у левшей.

Истинная акустико-гностическая афазия у левшей прак­тически не наблюдается в связи с высокой взаимозаменяе­мостью функций височных долей обоих полушарий. Одна­ко у левшей иногда при поражении височной доли возникает своеобразная сенсорная афазия, получившая в классичес­кой классификации название транскортикальной сенсор­ной афазии. При этом варианте акустико-гностической афа­зии возникает диссоциация между полным непониманием речи, относительной сохранности понимания читаемого тек­ста, возможности записи слов под диктовку без понимания значения слова. В речи этих больных отсутствует жаргонофазия и литеральные парафазии. Речь аграмматична.

Парциально-афферентная и эфферентная моторные афа­зии у левшей характеризуются относительной сохранностью ситуативной, клишеобразной речи при невозможности со­ставления фразы по картинке. Более того, при афферентной («проводниковой» по классической классификации) мотор­ной афазии выявляется наряду с сохранной собственной ре­чью грубейшая апраксия артикуляционного аппарата, при­водящая к полному нарушению повторения слов (даже только что свободно произнесенных больным), полной невозможно­стью из-за артикуляторных трудностей называния предмет­ных рисунков, составления фразы по картинке, чтение вслух и записи слов под диктовку. У этих больных может наблюдаться грубейшее нарушение счета даже в пределах первого десятка, что не наблюдается у правшей с той же формой афазии, и грубейшее нарушение понимания всех средств языка, передающих пространственно-временные отношения предме­тов и понятий, антонимов, предлогов, наречий. При полной сохранности фонематического слуха возникают трудности в ориентации в пространстве при показе предметов и рисунков. Эти грубые нарушения в пространстве распространяются на «механизмы» чтения и письма не только в связи с возможностью зеркального написания отдельных букв, но и в тенденции читать слова справа налево и писать сначала ко­нечные слоги слова. Так проявляются у этих больных в на­выках письма, чтения и понимания нарушения конструктивно-пространственного праксиса. В связи с нарушением ситуативной речи и амнестических трудностей эти больные похожи на больных с височными афазиями, однако сохран­ность у них фонематического слуха и слухоречевой памяти, грубые нарушения конструктивного праксиса и апраксия артикуляционного аппарата указывают на нижнетеменную локализацию речевого расстройства. В некоторых случаях у левшей наблюдается комплексная афферентная («проводничковая») афазия и акустико-мнестическая афазия.

Читайте также:
Многофункциональный логопедический тренажер Веселые катушки

При парциальной эфферентной моторной афазии у лев­шей основные трудности возникают при составлении фразы по сюжетной картинке. Наблюдаются негрубая аграфия персеверации в устной речи и письме при значительной сохранности ситуативной речи, реализуемой как и при «проводниковой» афазии сохранным у этих больных первично доминантным по речи правым полушарием (М. К. Бурлакова, 1990, 1997).

При парциальных эфферентной и афферентной моторной афазиях у левшей на стадиях средних и поздних этапов восстановления наблюдается феномен дограмматического письма, при котором выявляется утрата всех элементарных навыков письма: правописания предлогов и приставок, бе­зударных гласных, употребления мягкого знака, заглавных букв в личных именах, зеркальное написание некоторых букв и т. д. Например, такой больной пишет: «малчик приехал фдиревню гбабушке». «Дограмматическое» письмо от­мечается только у больных левшей с афазией, но не наблю­дается у правшей и не имеет ничего общего с дисграфией или аграфией при всех формах афазии.

При этих формах афазии у левшей перспективы восста­новления речевых функций несколько лучше, чем у прав­шей. Методы коррекционно-педагогической работы при афа­зии у левшей и правшей одинаковы. Без преодоления апраксии артикуляционного аппарата при так называемой «проводниковой» афазии невозможно преодолеть аграфию и алексию, восстановить функции повторения и называния. Однако у левшей с акустико-мнестической и семантической афазией речевые расстройства остаются стойкими и трудно преодолимыми. Динамическая афазия у левшей практичес­ки не наблюдается, что объясняется высокой взаимозаме­няемостью у них функций заднелобных отделов головного мозга (М. К. Бурлакова, 1997).

Очень редко наблюдается так называемая перекрестная афазия, т. е. истинная картина непарциальной афферент­ной моторной афазии у левшей при поражении левого полу­шария у левшей и правого полушария у правшей. У этих больных речь отсутствует полностью до тех пор, пока с ними не будут начаты систематические логопедические занятия.

Исследование высших корковых функций при афазии проводит­ся по следующей схеме:

1. Исследование общей способности к речевой коммуникации — беседа с целью выяснения полноты собственной речи больно­го, понимания им ситуативной, обиходной речи, степени ре­чевой активности.

2. Исследование понимания речи. Предъявляются на слух спе­циальные одно- и многозвеньевые инструкции; задания по нахождению предметов; предлагается пересказ прослушанных коротких текстов; решение логико-грамматических конструк­ций. Исследуется фонематический слух; слухоречевая память, понимание смысла пословиц.

Исследование экспрессивной речи: автоматизированной речи, повторения звуков, слогов, слов различной степени сложнос­ти, называния предметных картинок, называния действий, составления фраз и текстов по сюжетным картинкам, пересказ прочитанного текста.

4. Исследование чтения, письма и счета.

5. Исследование орального, пространственного и динамического праксиса.

6. Исследование акустического и оптического гнозиса.

Обследование «рукости» (т. е. тесты на левшество-правшество) у взрослых больных с афазией

1. Фамилия, имя, отчество. 2. Сторона поражения головного мозга. 3. Имеется ли левшество в роду? Кто левша? 4. Считает ли себя левшой, амбидекстром, правшой? 5. Переучивался ли в детстве, в школе с левой руки на правую? Кого в семье сам переучивал?» 6. Были ли в детстве или позже травмы, ожоги или другие заболевания правой руки? 7. Имеется ли в семье заикание? Заикался ли сам?’ Когда начал говорить? Были ли трудности обучения русскому языку; и письму в начальной школе? 8. Нейропсихологические тесты на определение левшества-правшества: а) ведущий, целевой глаз (Л, П)> б) переплетение пальцев рук: верхнее положение большого пальца (Л, П); в) «поза Наполеона»: верхняя рука (Л, П); г) аплодированивы верхняя ладонь; д) величина лона ногтя большого пальца или мичзинца (Л, П); е) развитость венозной системы на руках (Л, П); ж) какая кисть руки длиннее на 1—2 мм; з) ведущая нога в спорте (Л, П).1 Наличие ряда психологических тестов по признакам левшества-правшества говорит о степени парциальности «рукости». 9. Далее иссле­дуется наличие трудовых и бытовых навыков, в которых больной пользовался левой рукой: а) какой рукой держит ложку, чашку, карандаш; б) может писать, чертить, рисовать; в) шить, вязать, выжи­мать белье;г) чистит зубы, одежду, обувь; д) какой рукой причесывается, с какой стороны пробор на голове; е) какой рукой удобно мыть посуду, окна, отпирать дверь, стричь бумагу, ногти; ж) какой рукой метет пол, копает, пилит, забивает гвозди, ввинчивает л. почку; 3) какой рукой лучше играет на музыкальном инструменте.

При подведении итогов обследования высших корковых функций составляется общая характеристика речи больного при соблюдении следующего плана: наличие левшества (по А. Р. Лурии, 1969), степень контактности страдающего афа­зией, ориентированность его в окружающем, его истощаемость. Характеризуется степень нарушения понимания речи и того, что преобладает в картине нарушения понимания: фо­нематический слух, импрессивный аграмматизм, персевераторность при выполнении заданий, понимание сложных ин­струкций и отдельных слов, фразеологических оборотов, особенности слухоречевой памяти. Фиксируется степень рас­пада экспрессивной речи, наличие персевераций, характер вербальных и литеральных парафазии; возможность повто­рения отдельных звуков, слов, серий слов и предложений; возможность называния, составления фразы по простой сю­жетной и по серии сюжетных картинок. Отмечается возмож­ность чтения про себя, выполнения письменных инструкций, узнавания отдельных слов при грубом нарушении чтения, запись букв, слов и фраз под диктовку, самостоятельное пись­мо, обязательно отмечается наличие литеральных и вербаль­ных парафазии, пропусков и перестановок букв, слогов и слов в предложении, наличие персевераций.

Читайте также:
Диагностика дисграфических ошибок у детей с НВОНР - мастер-класс

Проверяется выполнение больным плана математических действий, возможность перехода через десяток, наличие оральной и артикуляторной апраксии, динамической или конструктивно-пространственной апраксии, сохранность оп­тического и акустического гнозиса. Проводится тщательное обследование у больного (опрос, тесты) наличия левшества.

На основании анализа нейропсихологического комплек­сного обследования делается результирующее заключение о форме афазии, степени распада всех функций. Эти же тесты проводятся с ближайшими родственника ми больного.

Основными признаками левшества является наличие гене­тически обусловленного левшества у родственников больного по линиям отца и матери, выявление при помощи тестов веду­щих глаза и руки, а также ряда профессиональных навыков.

Афатические расстройства у пациентов с высоко активным правым полушарием головного мозга: проявления и методы комплексной нейрореабилитации

Афазия у левшей: особенности афатических проявлений при разных формах афазии; задачи и методы комплексной нейрореабилитации. Афатические расстройства у пациентов с высоко активным правым полушарием головного мозга: проявления и методы комплексной нейрореабилитации.

Левое полушарие играет значительную роль при наиболее сложных произвольных формах речи и других психических функциях, основанных на системе речевых связей, тогда как правое полушарие у детей старше 5 лет начинает специализироваться на абстрактных, эмоциональных образах — музыкальных, художественных, неречевых компонентах речи и речевых автоматизмах.

Левши отличаются от правшей по частоте афазий и по-иному связаны с поражениями правого или левого полушарий.

Исследуя нарушения речи у некоторых больных с поражением правого полушария головного мозга, Брока предположил существование больных, у которых главенство правого полушария мозга меняет явление отношения ведущей руки и размещение одного из центров речи на противоположное. В литературу это вошло как «правило Брока»: полушарие, контролирующее речь, расположено на стороне, противоположной ведущей руке.

Зачастую проявления афазии у больных, переученных в детстве с левой руки на правую сокращаются самопроизвольно в течение первых нескольких дней после инсульта, такие больные не нуждаются в помощи логопеда.

Афатические проявления у левшей при травме левого полушария могут быть ощутимыми, представлять значительные трудности как в преодолении речевых расстройств, так и в преодолении аграфии, алексии и акалькулии.

Выраженность афазии у левшей находится в зависимости от степени проявления левшества и от того, в какое полушарие головного мозга пострадало в результате травмы или нарушения мозгового кровообращения.

При поражениях височной доли иногда возникает сенсорная афазия, получившая название в «классической» классификации «транскортикальной» сенсорной афазии. В данном варианте акустико-гностической афазии проявляется такой вид нарушения речевой функции, при котором отмечается непонимание больным обращенной речи, относительная сохранность понимания предъявляемого для чтения текста, возможность записи слов под диктовку без понимания значения слова. В речи этих больных отсутствуют литеральные парафазии, однако, речь аграмматична.

При парциально-афферентной и эфферентной моторной афазии у левшей ситуативная речь остается относительно сохранной, отмечается невозможность составления фразы по картинке.

При афферентной («проводниковой» по классической классификации) моторной афазии при сохранной собственной речи отмечается грубая апраксия артикуляционного аппарата, значительно нарушающая возможность произвольного повторения слов, называния предметных рисунков, составления фразы по картинке, чтения вслух и записи слов под диктовку, грубое нарушение счета даже в пределах первого десятка, чего не отмечается у правшей при той же форме афазии. Больные испытывают значительные трудности понимания пространственно-временных отношений, антонимов, предлогов, наречий, они похожи на больных с височными афазиями (нарушение ситуативной речи и амнестические трудности). Фонематический слух и слухоречевая память остаются сохранными, но отмечаются грубые нарушения конструктивного праксиса и апраксия артикуляционного аппарата.

При парциальных эфферентной и афферентной моторной афазиях у левшей на более поздних этапах восстановления, наблюдается явление «дограмматического» письма. Больные испытывают трудности правописания предлогов и приставок, заглавных букв в личных именах, отмечается зеркальное написание некоторых букв. «Дограматическое» письмо у больных с афазией левшей, не наблюдается у правшей.

Динамическая афазия у левшей практически не встречается, вследствие высокой взаимозаменяемости у левшей функций заднелобных отделов головного мозга.

Методы коррекционно-педагогической работы при афазии у левшей и правшей одинаковы: без преодоления апраксии артикуляционного аппарата при так называемой «проводниковой» афазии невозможно преодолеть аграфию и алексию, восстановить функции повторения и называния. Однако у левшей с акустико-мнестической и семантической афазией речевые расстройства остаются стойкими и труднопреодолимыми.

Задачи восстановительного обучения

Л.С. Цветкова (1985 г.) выделяет основные задачи восстановительного обучения, учитывающие природу, механизмы и структуру дефекта:

  • Восстановление речи как психической функции, а не приспособление больного к дефекту
  • Восстановление деятельности речевого общения, а не изолированных сенсомоторных операций речи
  • Восстановление, прежде всего, коммуникативной функции речи, а не отдельных ее сторон (повторения, называния и т.д.)
  • Возвращение больного в нормальную социальную среду, а не в упрощенную.

А. Р. Лурия, 1948, 1962, 1975, 1979г.г., Я. И. Жинкин, 1964г.,М.К. Бурлакова1990,1997г.г., Л. С. Цветкова, 1972, 1985г.г.; Т. В. Ахутина, 1975, 1989г.г.М.К. Шохор-Троцкая М. 2002г., Шаховская, М. К. Шохор-Троцкая 2007г.

1) Дубинец Елена Августовна,
Логопед-нейродефектолог,
Центр патологии речи и нейрореабилитации г. Москва

2) Елисеева Юлия Александровна,
Логопед-нейродефектолог,
Центр патологии речи и нейрореабилитации г. Москва

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: