Речевые нарушения у детей – кто поможет их преодолеть

Речевые нарушения у детей – кто поможет их преодолеть

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

С детьми, имеющими речевые нарушения, надо обязательно заниматься, и делать это усиленно.

Бесплатные занятия с логопедом

Почему целенаправленная коррекция речевого развития – это важно

С детьми, имеющими речевые нарушения, надо обязательно заниматься, и делать это усиленно. Без нормально развитого артикуляционного аппарата ребенок в дальнейшем не сможет нормально учиться и развиваться. Иногда детей, с которыми не занимаются, считают умственно отсталыми. Из-за ошибки диагностики и лени родителей ребенок может навсегда получить неверный диагноз, который сломает ему жизнь. Допускать этого нельзя.

Детки с тяжелыми нарушениями речи учатся в саду по адаптированной образовательной программе. С ними усиленно занимается логопед. Для детсадовцев с ТНР есть специальные игры, логоритмические упражнения и другие занятия, которые в целом укрепляют здоровье, развивают мелкую моторику (она непосредственно влияет на мозг и речь), тренирует артикуляционный аппарат.

Хочу посоветовать литературу, которая поможет занятиям с ребенком дома и в детсаду. Издания направлены на устранение недостатков речи, моторики и решение других попутных проблем. Их составляли профессиональные дефектологи и логопеды. Детям будет интересно!

  • «Здоровьесбережение в коррекционной и образовательной деятельности с дошкольниками с ТНР 4-7 лет» . Поможет ознакомить деток с темами здорового образа жизни: расскажет о чистоте, режиме дня, аппетите, вирусах и микробах
  • «Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 4 до 5 лет» . Название говорит само за себя, книга поможет развивать детей физически. Подвижные игры дополняются речевым сопровождением. Они соответствуют изучаемым лексическим темам.
  • «Решение коррекционных задач в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» . Ознакомление детей с предметами русского быта и культуры с попутным устранением недостатков речи.
  • «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет» . Практическое руководство поможет логопедам при подготовке старшей группы детсадовцев к школе.

Что такое тяжелые нарушения речи

Как развивается речь малыша? Языком он овладевает постепенно: развивается фонематический слух, навыки произнесения звуков, улучшается словарный запас и понимание смысла слов. Овладение закономерностями языка начинается к 1,5-3 годам и завершается к 6-7 годам. В школе навыки совершенствуются. Разговаривать и понимать ребенок учится под воздействием родителей и окружающей среды, ему нужна практика говорения.

Нарушения речи могут быть связаны с разными ее компонентами: внятностью (звукопроизношениям), способностью слышать звуковой состав (фонематическим слухом), наполненностью словарного запаса или неумением строить предложения. Общее недоразвитие речи можно отнести к одному из 3-х уровней:

  1. Отсутствие словесного общения или его резкое ограничение в 4-5 лет. Есть отдельные слоги и звуки, которые ребенок может пытаться дополнить жестами, но слов обычно нет.
  2. В арсенале ребенка есть некоторые слова, но умение произносить их отстает от возрастных норм.
  3. У малыша есть нормальная фразовая речь. Он стремиться общаться, но это проблематично из-за малого словарного запаса, плохой способности воспринимать на слух и произносить звуки.

Тяжелые нарушения речи – это устойчивые разлады в формировании речевой системы. Сюда относят сложные случаи заикания, сенсорную алалию, дизартрию в тяжелой степени, закрытую ринолалию, афазию. Часто детям с такими проблемами присваивают статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

К тяжелым относят нарушения, не позволяющие ребенку пойти в обычную школу. Деткам с такими проблемами обязательно нужна помощь логопеда. Специальные занятия помогают многим детям пойти в результате в общеобразовательную школу. Другим же приходится искать школу для учеников с ТНР. Перейти из нее в обычную очень сложно, в вузы такие дети не поступают.

В последние десятилетия изменились особенности дефектов речи у детей. Проблемы возникают чаще и глубже. Наблюдаются сложности с произнесением звуков и связной речью. Специалисты связывают это с распространением телевидения и, особенно, мобильных телефонов. Дети реже играют и разговаривают между собой, зато чаще взаимодействуют с планшетом и телефоном. Происходит это не с помощью речи, а с помощью картинок, кнопок, букв.

Почему с тяжелыми нарушениями речи надо работать

Речевые проблемы – это не просто «ребенок все понимает, но сказать не может». У «тяжелых» деток наряду с дефектами речи идут другие. Недоразвита их познавательная деятельность (умение воспринимать, мыслить, запоминать). То есть интеллектуальное отставание наблюдается, но оно вторично и поддается коррекции. Особенно, если вовремя подключить специалистов.

Читайте также:
Профилактика задержки развития речи

Для деток с речевыми проблемами характерны такие психологические особенности:

  • Неустойчивость внимания. Малыши с трудом включаются, переключаются и распределяют внимание. Они запоминают меньший объем информации, быстрее забывают – особенно материал, который получили со слов.
  • Плохая способность абстрагироваться и обобщать.
  • Недостаточно развитый самоконтроль.
  • Нежелание заниматься познавательной деятельностью, недостаточная внимательность и наблюдательность.
  • Утомляемость и плохая работоспособность.
  • Нестандартное зрительно-пространственное восприятие. Легче выполнять задачи, поставленные в виде картинок, а не на словах. Нарушения пространственного восприятия часто провоцируют дислексию или дисграфию.
  • Неспособность мотивировать себя к обучению.
  • Часто встречаются двигательные расстройства: неловкость, неуклюжесть, склонность к хаотичным или импульсивным движения.
  • Наблюдаются такие личностные черты, как замкнутость и нежелание налаживать контакты с ровесниками, агрессивность и раздражительность, неуверенность в себе и обидчивость, негативизм.

Полноценно развитая речь – один из важных факторов нормального развития ребенка. Родителям стоит запомнить: до 5 лет они должны заметить, а потом при помощи специалистов правильно диагностировать все речевые недостатки. Чем раньше, тем лучше. И найти детсад либо другое заведение, где ребенку помогут.

Как учат деток с ТНР в детском саду?

Дошкольники с ТНР могут обучаться в ДОУ специализированных, а также в обычных детсадах, где есть логопед-профи. Для работы с ними дошкольное учреждение разрабатывает Адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (АООП ТНР). Она создается на базе примерной адаптированной основной программы по ФГОС. Эта программа действительна только для конкретного детсада.

Она должна учитывать особенности психофизического и речевого развития, индивидуальные возможности ребенка, предусматривать коррекцию и социальную адаптацию. То есть происходит то, о чем писалось в одной из предыдущих статей: детсад берет одну из примерных общегосударственных программ и адаптирует ее под себя (в данном случае – под одного или нескольких учащихся). Документ утверждается заведующей и согласовывается с управляющим советом.

В одном саду может действовать несколько адаптированных программ: например, для деток с ТНР, задержкой психического развития и т.д. В документе должно быть несколько важных разделов, среди которых:

  • запланированные результаты освоения программы;
  • система оценки достижений;
  • перечисление предметов и действий для достижения цели;
  • программа внеучебной деятельности.

Почему стоит отдавать ребенка с ТНР в детсад, где до этого уже обучался ребенок с похожими проблемами? Потому, что воспитатели с этим уже сталкивались, имеют наработанный опыт и знают, в каком направлении двигаться. Скорее всего, под нового ребенка с ОВЗ будет разработана новая программа с учетом его индивидуальных особенностей.

Для деток с ТНР есть смысл обучаться в общеобразовательном ДОУ по адаптированной образовательной программе. Особенно, если среди воспитателей есть специалист по нарушениям речи. Ребенок будет постоянно в коллективе с обычными детками. Тут два плюса: он сможет чему-то от них научиться и не будет находиться в «теплице» специализированного ДОУ.

Сочетание коррекционной и общей развивающей программ

Напомню: дети с ТНР имеют только речевые отставания, но не психические. Их нужно развивать и обучать так же, как обычных дошкольников, при этом не забывая о коррекции. Основная задача программы для детей с ТНР в ДОУ – совместить два направления. Для этого и создается АОП в детсаду. Кстати, при ее разработке за основу могут быть приняты две и даже три примерные программы.

Готовность к школе в значительной мере зависит от того, насколько успешно будут преодолены речевые нарушения. Заниматься с ними по АООП ТНР очень важно. После поступления в первый класс это поможет преодолеть школьную дезадаптацию. Программа помогает адаптироваться в общество, развиваться соответственно возрасту. При этом дети получают психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение, а их родители – консультативную помощь.

Коррекция проводится индивидуально или в группе, в зависимости от особенностей ребенка и обстоятельств. Не стоит думать, что индивидуальные занятия всегда лучше. Иногда групповые – продуктивнее, особенно для детей, лишенных мотивации.

Программа ставит определенные цели. Например, добиться, чтобы к трем годам ребенок понимал речь, заинтересовался играми со сверстниками, научился повторению за взрослым предложения из 2-3 слов. К шести годам – смог использовать слова в соответствии с их значением, пересказывать небольшие рассказы, продуктивно работать и не отвлекаться, различать на слух правильно и неправильно произнесенные звуки. Конечно, цели вырабатываются индивидуально.

Читайте также:
Если ребенок долго не говорит

Задача родителей – помогать специалистам

Родители обязательно должны включаться в процесс развития речи своего ребенка и помогать педагогам. Приготовьтесь, что трудиться придется долго, целенаправленно и постоянно. Успешность коррекции существенно зависит от желания семьи работать с проблемой. Важный момент – надо вести себя аккуратно и сделать так, чтобы не отбить у ребенка желание разговаривать.

Деткам с заиканием нужно организовать дома спокойные условия. Не заставлять их много разговаривать, укладывать днем спать. Лучше помогать малышу договорить слово, если он застопорился. Приветствуется «режим молчания», рекомендуют разговаривать шепотом. При ребенке не стоит обсуждать его дефект, особенно с посторонними.

При алалии ребенок плохо разговаривает или вовсе не может этого делать из-за повреждения речевых участков мозга. Такие поражения бывают из-за родовой травмы или других причин. При сенсорной алалии рекомендуют ограничить общение ребенка с окружающими, выключать радио и ТВ. Помогает создание искусственного зрительного голода. Как бы странно это не звучало, но нужно ограничить игрушки и картинки. Такой спокойный фон поможет специалисту в коррекционной работе.

В случае дизартрии первостепенное внимание нужно уделить чередованию сна и бодрствования. У малышей с дизартрией есть проблемы с моторикой пальчиков и кистей: они с трудом сами одеваются, делают гигиенические процедуры, держат ложку, оперируют предметами. Родители должны учить деток правильно захватывать руками вещи, держать их, перекладывать. За успехи надо ободрять и хвалить. Задача родителей – терпеливо и методично учить детей навыкам самообслуживания.

При закрытой ринолалии страдает тембр голоса и произношение звуков. Это случается, если есть непроходимость в носовой полости из-за аденоидов, полипов, искривленной носовой перегородки. Если доктор советует их устранить, стоит прислушаться к его мнению – вместе с дефектом могут исчезнуть сложности произношения.

Есть и открытая ринолалия из-за расщелин неба. Таким малышам рекомендуют реконструктивную операцию до оформления в школу. Начинать заниматься стоит до операции, это поможет правильно сформировать артикулирующие органы.

Нарушения речи у детей. Как помочь ребенку?

В настоящее время рекомендуется проходить медицинские осмотры ребенку каждый раз, когда начинается новый этап в жизни подрастающего человека. Будь то садик или школа, требуются заключения врачей. И вроде бы все прекрасно, как вдруг всплывает диагноз типа ЗРР или ОНР. Три буквы и столько переживаний для мамы. В данной статье, попробуем в этом разобраться.

ЗРР или Задержка речевого развития

Понятие задержка речевого развития включает все формы и разновидности речевых нарушений как функционального, так и органического происхождения. Причиной задержки речевого развития могут быть органические поражения коры головного мозга или задержка ее созревания. Задержка речевого развития выражается, прежде всего, в позднем начале развития речи у детей, в грубых нарушениях фонематического строя речи ребенка, в бедности и крайней ограниченности словарного запаса, в затруднениях в овладении грамматикой.

Речь таких детей относительно сформирована, но, в отличие от речи обычно развивающихся детей, она характеризуется нарушением звукопроизношения, неправильным подбором слов, нарушением связи слов (согласование, управление).

Несмотря на то, что определение довольно страшно звучит, но в какой бы степени это нарушение ни проявлялось, ЗРР носит временный характер. Хорошая новость состоит в том, что с этой проблемой можно справиться, благодаря дополнительной работе по специальной методике.

Если с ребенком с диагнозом ЗРР не заниматься в дошкольном возрасте, то при обследовании в школу или логопедом в школе будет поставлен диагноз ОНР.

ОНР или Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне.

Р.Е. Левина – советский педагог, психолог, основоположник отечественной логопедии, свела все многообразие недоразвитий речи к трем уровням речевого развития. В них отражается типичное состояние всех компонентов языка у детей с ОНР.

Первый уровень – это так называемые «безречевые дети». Это дети, которые используют только лепетные слова и звукоподражание, жесты и мимику. Например, «би-би» может означать весь транспорт, а звук похожий на рычание животного – всех животных способных рычать.

Второй уровень – к лепетным словам добавляются искаженные аналоги слов, нарушение слоговой структуры слов. Например, «яблоко» может быть «бака», «лябака». Здесь наблюдается фразовая речь. Ответы на вопросы по картинкам, но понимание обращенной к ребенку речи, остается не полным.

Читайте также:
Как попасть в логопедический детский сад

Третий уровень – уже развернутая обиходная речь без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. Наблюдается неточное знание и употребление многих слов, дети вступают в разговор только в присутствии знакомых людей.

Чтобы справиться с общим недоразвитием речи необходима работа с логопедом по следующим направлениям:

– При работе с детьми с первым уровнем речевого развития обращаем внимание на развитие понимания речи, развиваем активную подражательную способность (необходимо произносить любые сочетания звуков), помним о необходимости развития внимания и памяти;

– С детьми на втором уровне развития необходимо работать над умением отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Необходимо вывести ребенка на диалог, процессе которого закрепляются все формы речи, которые понятны и просты для детей, всевозможные и необходимые словосочетания. Составляем с детьми предложения по вопросам, а потом объединяем эти предложения в короткие рассказы. Заучиваем то, что получилось и просто стихотворения.

– С детьми на третьем уровне развиваем и продолжаем совершенствовать связную речь, стараемся на практике усвоить лексические и грамматические средства языка, необходимо продолжать работу над правильным звукопроизношением. Так же можно начинать осваивать элементами грамоты. Готовимся к школе.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие это нарушение процессов формирования произносительной стороны речи у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).

В данном случае у ребёнка в норме слух и интеллект. В пять лет у него хорошо развита фразовая речь, он интересно рассказывает об увиденном и услышанном, но при этом не совсем верно произносит какие-то звуки. При диагностике он не различает на слух некоторые из них и не может повторить последовательность звуков в слове.

Если ребенок с таким диагнозом вовремя не пройдет курс обучения с логопедом, то в школе его ожидают проблемы: дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма), а нарушение звукопроизношения остаётся с ним на всю жизнь.

Очень похожее на ФФНР, но имеет всего три буквы в названии – это ФНР или Фонетическое недоразвитие речи.

Фонетическое нарушение речи (ФНР) нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается (моторное нарушение речи).

Данное нарушение довольно легко устраняется специальными артикуляционными упражнениями, которые помогают не только поставить отсутствующий в речи звук, но и улучшить дикцию в целом.

Фонематическое нарушение речи (ФНР) вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха, ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно (сенсорное нарушение речи).

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

  • Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
  • Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.

Данное нарушение, может привести к трудностям в школе – обучении письму, написанию диктантов и чтению. Поэтому необходимо вовремя провести работу с этим нарушением.

Говорите со своими детьми и слушайте их ответы. Обращайте внимание на ошибки и вовремя обращайтесь к специалистам. Тогда результаты не заставят вас ждать. Любите своих детей. Удачи.

Для записи к специалисту на консультацию и занятия звоните

Дефекты речи. Задержка речевого развития.

Что такое дефект речи?

Это хорошо различимые на слух звуки, их чёткое произношение, при котором слова и предложения выговариваются отчетливо и плавно и в одном языковом темпе. Дефектом речи будет отклонением от данной нормы.

Причины задержки речевого развития или дефекта речи.

В России в последнее время увеличилось число детей с дефектами речи ( задержка речевого развития ). Каждый пятый ребенок в нашей стране имеет нарушения в развитии речи.

К сожалению, врачи констатируют, что большинство детей имеет дефицит внимания со стороны взрослых, что приводит либо к неправильному формированию детской речи, либо к задержке, конечно, если это не вызвано травмами, либо патологиями.

Мы всегда заняты и у нас очень много дел, даже проводя время рядом с ребенком большинство из нас редко с ним говорят, а обычно просто присутствуют в комнате и включают малышу мультики. А ведь у кого ему учиться говорить, как не у родителей? Часто родители думают, что в садике ребенок разговориться среди других детей и от части они правы, но нашим детям свойственно копировать поведение и произношения других детей. Случаются ситуации, когда совершенно здоровый малыш начинает ходить в садик и у него возникает искажение речи, например, начинает шепелявить, либо коверкать слова, а все потому что его друг Васька, от рождения шепелявит и ему это кажется правильным и он начинает копировать произношение другого ребенка.

Читайте также:
Артикуляционные упражнения, артикуляционная гимнастика

Важно! Старайтесь чаще разговаривать с ребенком! Он должен слышать от Вас грамотную речь и следить за тем как вы строите предложения!

Что такое задержка речевого развития?

Задержка речевого развития – патология при которой речевые возможности ребенка отстают по времени, либо качеству от нормы развития речи здорового ребенка. Проблемы с речью у ребенка могут проявляться по-разному и существует различная вариация заболеваний, таких как

Виды речевых дефектов:

  • Алалия — полное или частичное отсутствие речи. Возникает при повреждении мозговой области, отвечающей за речевое воспроизведение. Причина алалии — повреждение мозга при родах или из-за серьезной травмы в младенческом возрасте, которая произошла до начала формирования навыков речи. При этом слух и интеллект ребенка остаются без отклонений.
  • Дислалия — искажение, замена или отсутствие звуков при произнесении слов. Нарушение не связано с отклонениями центральной нервной системы. В логопедии это один из самых распространенных дефектов дикции у дошкольников. Встречается у 25-30% детей. Основные причины — отклонения от нормы в артикуляционном аппарате.
  • Заикание — зацикленное или затянутое произношение звуков и слогов, ненормированные паузы и прерывание речи. Заиканию также сопутствуют неверные звуковые ударения в словах, аномальная интонация, темп и ритм речи. Возникает по причине судорожного состояния мышц речевого аппарата. Может возникнуть вследствие сильного стресса или испуга, перенесенного инфекционного заболевания, задержки в речевом развитии или, наоборот, при чересчур раннем и чрезмерном накоплении словарного запаса в детском возрасте.
  • Дизартрия — сильное нарушение речи, звуки произносятся невнятно, с большим затруднением. У человека нарушается дыхание. Дизартрия возникает вследствие поражения ЦНС и прерыванием связи с речевым аппаратом. В ⅔ случаев этот дефект проявляется при наличии ДЦП.
  • Картавость — невозможность четкого произнесения звука “Р”. Искажение проговариваемых слов при этом не сильное. Как правило, возникает из-за короткой уздечки языка, нарушении слуха или неактивности некоторых языковых мышц.
  • Шепелявость — неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом речь человека в целом хорошо понятна и слова узнаваемы. Может возникнуть в результате неправильного прикуса, наличии межзубной щели, короткой уздечки или малой подвижности языка.
  • Ринолалия — нарушение при котором звуки произносятся “гнусаво”, будто человек говорит “в нос”. Возникает при нарушении в небно-глоточном смыкании.
  • Брадилалия — замедление темпа и ритма речи по причине затруднения в произношении отдельных звуков.

Когда стоит беспокоится по поводу задержки речевого развития (ЗРР)?

Взрослые часто пытаются игнорировать проблему боясь даже подумать, что их ребенок, какой-то не такой, как другие дети или переложить свою ответственность на советы других людей, а ведь многим из них нет дела до Ваших проблем, а больше половины с ними и не сталкивались. Очень часто молодые родители слушают советы друзей — знакомых, которые на отмашку могут сказать: «Ничего страшного, ребенок сам заговорит, дайте ему время».

И когда время проходит, а ребенок продолжает с трудом говорить, эти советчики обычно растворяются в воздухе и оставляют Вас с Вашей проблемой один на один.

Ребенок должен начать говорить в 1,5 – 2 года отдельные слова и даже возможно пытаться строить предложения. Если к 3 годам ребенок не начнет строить фразы, а его словарный запас будет состоять из пары десятков слов, то в этом случае стоит уже бить тревогу и обращаться к грамотному специалисту, мы рекомендуем показать ребенка врачу остеопату и логопеду.

Частые ошибки родителей при задержки речевого развития:

Ждать до 3 лет или дольше надеясь, что проблема пройдет без лишних вмешательств со стороны врачей, далее, когда видят, что время идет, а проблема остается, они идут к педиатру, педиатр направляет их к неврологу, невролог берет под наблюдение и направляет к логопеду, а время идет…. И уже ребенку примерно 3,5 – 4 года, когда родители видят, что результатов особых нет в лечении и речевое развитие ребенка не прогрессирует, вот тут и происходит обращение к врачу остеопату уже на довольно запущенной стадии, ведь как мы понимаем, в раннем возрасте проще исправить задержки речевого развития, чем в более позднем. Остеопат в свою очередь снимает напряжения и разблокирует нервы, чтобы ребенок смог нормально начать говорить.

Читайте также:
Скороговорки для тренировки звука Р

По нашим наблюдениям процент успешного лечения ЗРР это совокупность действия всех специалистов единовременно.

Что такое речевые проблемы? Чем может помочь остеопат?

Рождается ребенок и постепенно начинается развитие его двигательных навыков. Вот он перевернулся, пополз, сел. Все это происходит за счет постепенного развития отдельных участков головного мозга. Так же и с речью. Участок, отвечающий за развитие речи, находится на границе лобной и височной косточек. При нарушении подвижности этих костей, этот участок, испытывает дискомфорт, он сжат, он плохо развивается, как следствие ребенок отстает от своих сверстников в речевом развитии. Остеопат в этом случае, работая с этими косточками, восстанавливает хорошую подвижность и соответственно создает комфортные условия для развития речевых зон.
Логопеды в процессе своей работы часто применяют массаж, упражнения для формирования правильной речи у малышей, если от этого результат не достаточен, то скорее всего тут присутствуют проблемы остеопатические, связанные с затылочной костью. Проблемы так же могут быть следствием родовых повреждений, и травм полученных в быту. Это проблемы с 12 (подъязычным нервом) и 9 парами (языкоглоточным нервом), они отвечают за иннервацию структур таких как язык, глотка, гортань. Наш врач, используя уникальный набор остеопатических техник может освободить данные структуры, тем самым упростить и ускорить работу логопеда.

Упражнения на стимуляцию речевых навыков при задержки речевого развития у ребенка:

  • Часто ребенку проще ткнуть на предмет и показать, что он хочет нежели сказать, и взрослые должны вовремя заметить это и начать делать следующие упражнения для развития своего малыша. Например, сделайте вид, что не понимаете, что хочет Ваш малыш и старайтесь, чтобы, он произнес это вслух. Первое время ребенок может проявлять характер и начать истерику, плакать, кричать, но родителям в данном случае нужно проявить спокойствие и заставить ребенка говорить, какою игрушку, например, он хочет, а не просто показывать на нее пальцем.
  • Занимайтесь со своим ребенком перед зеркалом. Сядьте рядом с ребенком перед зеркалом и начните с простой улыбки в виде заборчика и смотрите, чтобы ребенок за Вами повторял. Играйте с языком, делайте простые движения вверх – вниз, вправо- влево. Сделайте упражнения с губами сомкните, подожмите их и втягивайте сначала по очереди, а потом одновременно. Спросите ребенка, как цокает лошадка или как мычит коровка.
  • Делайте дыхательные упражнения. Дуйте на воду, свечку, листочек, перышко, комочек бумажки маленький слепите или легкий шарик найдите и на столе сделайте воображаемые ворота и пусть ребенок загоняет туда этот комочек или шарик. Еще можно на блюдечко налить водички и положить перышко и пусть ребенок дует на него.
  • Развивайте внимание у ребенка. Положите перед ребенком игрушки и предметы, чтобы он их запомнил, а потом уберите один и спросите у ребенка, какой игрушки тут не хватает.
  • Делайте задания на координацию. Ходите по ленточке, ходите на пяточках, на носочках, старайтесь удержать равновесие, наклоны и приседания, например, за игрушками.

Все эти упражнения простые и, казалось бы, ничего сложного в них нет, но при постоянном воздействие и проработке в комплексе они оказывают колоссальное воздействие на центры головного мозга ответственные за двигательные и речевые навыки ребенка.

Профилактика задержки речевого развития

Мы рекомендуем в случае тяжелых родов или наличие травм у малыша, показать его врачу остеопату, чтобы избежать в дальнейшем проблем с развитием речи, для Вас это не займет много времени, а жизнь Вашему малышу в дальнейшем сделает более комфортной. Обычно хватает несколько сеансов для коррекции задержки речевого развития, а результат можно уже увидеть через 1,5 – 2 недели.

Истории болезни

Мальчик Костя 3 года – не мог составлять предложения. Глаголы отсутствовали. Наблюдалось небольшое заикание. Получалась бессвязная речь. Занятия с логопедом улучшали состояние речи Кости, но каких-то прорывов значительных родители не наблюдали. В конечном итоге, решено было Костю показать врачу- остеопату.

Результат: Костя за 2 месяца посещения остеопата, смог научиться говорить без запинок, строить предложения и догнал своих сверстников в речевом развитии. Дополнительно у Кости появилась концентрация внимания и была снижена психоэмоциональная напряженность. В данном случае успех был достигнут за счет совместного посещения остеопата и логопеда одновременно.

Сейчас Косте уже 4 года, и он не испытывает никаких проблем в общении со своими сверстниками. Проблемы с дефектами речевого развития остались в прошлом.

Читайте также:
Что делать, чтобы ребенок заговорил?

Мальчик Сережа 4,2 года — У Сережи была родовая травма и мальчик отставал в развитие от своих сверстников. К сожалению, в данном случае, родители и врачи, наблюдавшие Сережу, упустили много времени, прежде чем обратиться к врачу-остеопату. Сережа в свои 4,2 года не мог строить предложения, говорить четко слова, в основном у Сережи получалось больше мычать и показывать пальцем на те вещи, которые он хочет. Занятия с логопедом не приносили успехов, врачи просто оставляли ситуацию под наблюдением.

Результат: в связи с запущенным состоянием, Сережи, потребовалось больше времени, чтобы ребенок стал нормально говорить. Период его реабилитации проходил в течении 5-6 месяцев. Были все усилия направлены на восстановление речевых дефектов у Сережи. В данном случае, удалось добиться 95% восстановления речевых дефектов. Спустя полгода Сережа смог нормально общаться с родителями и сверстниками.

Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям

Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.

Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.

логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria

Что нужно ребенку для развития речи?

Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:

  • ребенок должен понимать инструкцию: «дай мне мяч», «принеси книгу»;
  • использовать лепет: «па-па-па», «да-да-да»;
  • общаться жестами: указательный жест, жест просьбы – «дай-дай», жест прощания – «пока-пока»;
  • правильно жевать и глотать.

Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.

Для этого необходимы:

  • желание ребенка общаться со взрослым;
  • желание взрослого общаться с ребенком;
  • ситуация, когда взрослый доброжелательно реагирует на инициативы ребенка, но иногда не понимает или делает вид, что не понимает, что именно ребенок просит.

Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?

  1. Формируйте указательный жест.
  2. Учите ребенка кивать головой как ответ «да» и махать головой как ответ «нет».
  3. Важное умение для речи – научиться соблюдать очередность: научите малыша по очереди стучать ложками, бросать мячик, строить башню из кубиков; говорите по очереди: говорит папа – пауза – говорит мама.
  4. Используйте простые и понятные слова. Например, идет кот: «мяу-мяу», «топ-топ».
  5. Говорите с ребенком громко, медленно и четко, убрав «слова-шумы»: «Дай мне мяч!» вместо «Ой, Ванечка, дай маме, пожалуйста, вот этот синенький маленький мячик!».
  6. Говорите эмоционально – интонацию и мимику ребенок считывает лучше смысла слов.
  7. Проговаривайте и озвучивайте все действия ребенка, комментируйте все, что с ним происходит, повторяйте, что он произносит.
  8. Стройте диалог с ребенком, даже если он еще не говорит – задавайте вопрос и делайте паузу – смотрите в глаза.
  9. Читайте много раз одни и те же сказки, стихи.
  10. Катайте ребенка на качелях, каруселях, крутите на гамаке, чаще ходите на детскую площадку. Доказано, что развитие вестибулярной системы способствует интеллектуальному развитию.

Как распознать задержку речевого развития?

За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.

При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.

Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.

В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.

В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.

В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.

В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.

Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.

Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?

Можно начать с осмотра специалистов:

  • сурдолога;
  • невролога;
  • психиатра;
  • генетика;
  • психолога;
  • грамотного логопеда.

Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.

Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.

Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.

Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.

При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.

К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:

  1. легко и быстро возбуждается и трудно успокаивается;
  2. плохо спит;
  3. мало ест;
  4. плохо набирает вес;
  5. обильно срыгивает;
  6. испытывает судороги;
  7. часто и сильно плачет без видимых причин.

Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.

Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.

Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:

  • частые истерики;
  • агрессивность;
  • фобии;
  • гиперактивность, с которой родителям трудно справиться;
  • нарушение сна;
  • психотравма;
  • тики др.

Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:

  • не смотрит в глаза;
  • не откликается на имя;
  • не выполняет простые инструкции;
  • не взаимодействует с родителями;
  • достаточно активно и как-то нецелесообразно бегает и др.

Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.

Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.

Когда поздно что-то предпринимать?

Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.

Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.

Задержка развития речи (ЗРР) у детей: симптомы, причины, лечение и прогноз

Что такое задержка речевого развития?

Задержка развития речи (ЗРР) – это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. Она характеризуется недостаточной сформированностью экспрессивной речи, недоразвитием словарного запаса (качественным и количественным).

То есть дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в общепринятые возрастные нормативы.

Задержка темпов речевого развития говорит о том, что у ребенка нарушен нормальный процесс усвоения элементарного словарного запаса. Он должен быть сформирован у детей в достаточно раннем возрасте – 3-4 года.

Какие есть нормы развития речи?

Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.

Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.

Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.

  • Лепет – появляется в 4-5 месяцев.
  • Лепетные слова – примерно с 8 месяца.
  • Первые слова – появляются в интервале 9 – 12 месяцев. Исследователями доказано, что половая принадлежность ребенка играет роль во времени появления первых слов. Девочки развиваются быстрее, поэтому первые слова у них появляются раньше, чем у мальчиков.

Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами.

С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.

В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»).

После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно).

Именно возраст 2-3 года считается пограничным. Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет. Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь. Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи.

Основные причины задержки развития речи

Задержка развития речи у детей негативно отражается на развитии их психических процессов. Именно поэтому, часто наблюдается совместное присутствие ЗРР и ЗПР (задержка психического развития). Оно обозначается как «задержка психо-речевого развития» (ЗПРР).

Причины ЗПРР подразделяются на органические и социальные факторы. К органическим факторам относятся:

  • ППЦНС (перинатальное поражение центральной нервной системы). Как правило, в анамнезе у детей прослеживается гипоксия во время родов, недоношенность, родовые травмы или внутриутробные инфекции.
  • Нарушения слуха (тугоухость). Слух крайне важен для правильного формирования речи у ребенка, поэтому важно провериться у детского отоларинголога в случае возникновения подозрений на эту проблему.
  • Инфекционные заболевания в раннем возрасте: энцефалиты, менингиты, длительные заболевания, которые ослабили иммунитет ребенка.
  • Наследственный фактор. Если один из родителей начал поздно говорить, то есть вероятность того, что аналогичная проблема появится и у ребенка.

Социальные факторы также могут стать причиной задержки речевого развития. К ним относятся:

  • Невостребованность речи. Если в семье не развита культура общения между родителями и ребенком, то у ребенка попросту не будет потребности в том, чтобы что-то говорить.
  • Педагогическая запущенность. Она является следствием отсутствия внимания со стороны родителей, которые должны заботиться о своем ребенке, чаще с ним играть, разговаривать с ним.
  • Общий неблагоприятный климат в семье. Если малыш часто наблюдает ссоры, либо на него самого кричат родители, то у него копится стресс, который может спровоцировать ЗРР.
  • Дисгармоничные стили воспитания (педагогическая непоследовательность, доминирующая гиперпроекция и т.д.).
  • Сильный испуг и психологические травмы в раннем возрасте. Часто ЗРР диагностируется у детей, которые побывали в зоне военных действий.
  • Билингвизм у ребенка. Помимо очевидных плюсов, двуязычие у ребенка может стать следствием сложностей с освоением грамматических норм родного языка, коммуникативным и другим проблемам.

Симптомы задержки речевого развития

Для задержки речевого развития характерна следующая симптоматика:

  • Отличное от принятых норм протекание доречевого периода (ребенок мало издает звуков, мало лепечет и гулит).
  • Дети до 1 года не реагируют на общение близкого им человека, они не улыбаются.
  • Первое слово появилось только после 1 года.
  • Эхолалия в возрасте 1,5 лет.
  • Ребенок в возрасте двух лет не понимает элементарных просьб, может не реагировать на своем имя.
  • Невозможность соединения слов в простые фразы (2,5-3 года).
  • В 3 года у ребенка отсутствует собственная речь, т.е. он может говорить, но то, что он произносит – это заученные фразы, которые он услышал из мультфильма или сказки.
  • Использование мимики и жестов как основных средств коммуникации. Ребенок не говорит, а показывает, что ему нужно и т.д.

Готов ли Ваш ребенок к письму?
тест (подготовительная группа) на тему

ТЕСТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Готов ли Ваш ребенок к письму?

Научить ребенка красиво и правильно писать непростая задача. Задолго до школы родители должны заняться развитием и тренировкой детской руки, сделать ее ловкой и уверенной. Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности ребенка овладевать навыками письма.

Скачать:

Вложение Размер
gotov_li_vash_rebenok_k_pismu.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Готов ли Ваш ребенок к письму?

Научить ребенка красиво и правильно писать непростая задача. Задолго до школы родители должны заняться развитием и тренировкой детской руки, сделать ее ловкой и уверенной. Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности ребенка овладевать навыками письма.

1. Ваш ребенок хорошо ориентируется, где лево, а где право?

а) всегда; б) от случая к случаю; в) никак не может запомнить.

2. Как Ваш малыш относится к предложению порисовать?

а) с неохотой, но приступив, увлечется;

б) с огромным удовольствием;

в) с заявлением: “у меня не получится” и категорично отказывается.

3. Рисунки Вашего ребенка отличаются:

а) наличием дрожащих, прерывистых линий, небрежностъю;

б) оригинальностью, некоторой размашистостью;

в) аккуратностью и четкостью линий.

4. При рисовании шариковой ручкой Вы замечаете, что ребенок:

а) держит ее, как взрослый;

б) его кисть напряжена либо дрожит, ручка постоянно выскальзывает;

в) держит её непривычным образом, порисует уверенно.

5. Ваш ребенок, играя в школу, копирует:

а) буквы и предметы соответственно предложенному обращу, соблюдая размеры и форму;

б) изображая с небольшими неточностями;

в) со множеством ошибок либо совершенно неразборчиво.

6. При написании букв Ваш малыш переворачивает их в обратную сторону?

а) часто, почти всегда; б) иногда; в) никогда, очень редко.

7. Работая с ножницами и бумагой, Ваш ребенок делает:

а) замечательные поделки;

б) примитивные и очень неаккуратные поделки;

в) самые элементарные вещи с помощью взрослых.

8. Вы считаете, что Ваш ребенок:

а) рассеян, но старается быть аккуратным;

б) невнимательный и нетерпеливый, постоянно сбивается, нарушает правила;

в) расторопный и внимательный, умеющий работать по правилам.

9. В подвижных играх о Вашем ребенке можно сказать так:

а) его ловкости можно позавидовать;

б) у него неплохо получается;

в) постоянно путается, совершенно неуклюж.

10 . Придя в магазин, Ваш ребенок предпочел бы, чтобы Вы купили:

а) мозаику или конструктор;

б) книгу для раскрашивания;

в) куклу, машинку.

Подсчитайте общее количество баллов, согласно ключу.

Вашему ребенку, к сожалению, будет трудно овладеть письмом. Поскольку мышцы его руки (кисти) не натренированы. Возможно, поэтому он избегает письменных работ либо рисования. Пока не поздно займитесь развитием ловкости мелких движений руки у ребенка.

Уровень развития графических навыков и пространственной ориентировки Вашего ребенка достаточно неплохой. Однако не лишним будет развивающие графические занятия.

Ваш малыш отлично подготовлен к овладению письмом. У него хорошая координация графических движений, уверенное владение шариковой ручкой, это обеспечит ему успех при письме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Готов ли Ваш ребенок к школе”

Консультация для родителей по подготовке детей к школьному обучению. Может использоваться как папка-передвижка в уголке для родителей.

Презентация родительского урока “Готов ли Ваш ребенок к школе?”

Презентация для родителей о психологической, физической и педагогической готовности детей к школьному обучению.

Статья: “Готов ли ваш ребенок к школе?”

Уже скоро наступит первый для вашего ребенка учебный год. с замиранием сердца вы проводите таких уже взрослых, но таких еще маленьких и беззащитных детей в школу. Как узнать ,готовы ли они к обу.

Готов ли ваш ребенок к школе?

Консультация для родителей.

Рекомендации и тесты для родителей “Готов ли ваш ребенок к школе”

Данный материал поможет родителям не только проверить знания своего ребенка, но и послужит ориентиром при подготовке ребенка к школьному обучению. Обучение первоклассника в школе.

Готов ли Ваш ребенок к школе? Что должен уметь ребенок к 1 классу?

Готов ли ваш ребенок к школе? Что должен уметь ребенок к первому классу.

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе.

Готов ли ваш ребёнок к чтению и письму??

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Предлагаем Вам ряд несложных вопросов, ответив на которые Вы сможете самостоятельно оценить уровень готовности малыша к обучению чтению и письму.

Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к чтению?»

Многие родители считают, что чем быстрее ребенок научится читать, тем успешнее он будет учиться в школе. Так ли это?

  • Во-первых,способность к чтению не возникает на пустом месте, ей предшествует развитие ряда других способностей.
  • Во-вторых,учить читать необходимо без принуждения.
  • Во-третьих,читать малыш должен осознанно.

Именно этот тест может оценить готовность Вашего ребенка

к осознанному чтению.

1. Вашего ребенка больше интересует содержание сказки, чем картинки в книге?

10. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?

2. Овладев буквами и словами он пытается читать самостоятельно?

11. В разговоре он оперирует развернутыми предложениями?

3. У Вашего малыша нет логопедических проблем?

12. Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?

4. Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал?

13. Пытается ли Ваш ребенок “писать” собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?

5. Внимателен ли Ваш ребенок во время Вашего чтения ему?

14. Способен ли их пересказать?

6. Ваш малыш знает много стихов и песен?

15. Он аккуратно хранит свои любимые книги?

7. Он понимает смысл большинства сложных слов?

16. Возникает ли у ребенка желание рассматривать книги самостоятельно?

8. Чтение для него приносит удовольствие?

17. Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?

9. Любит ли Ваш малыш слушать сказки и рассказы?

18. Ваш малыш с радостью учится читать?

20. Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?

19. Ваш малыш хорошо различает похожие звуки?

Если Вы ответили более чем на 60% вопросов утвердительно, поздравляем, Ваш ребёнок готов к чтению!

Т ест для родителей «Готов ли ваш ребенок к письму?»

Как научить ребенка красиво и правильно писать?

Это непростая задача.

Задолго до школы родители должны заняться развитием и тренировкой детской руки, сделать ее ловкой и уверенной.

Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности ребенка овладевать навыками письма.

1. Ваш ребенок, играя в школу, копирует:

  • со множеством ошибок либо совершенно неразборчиво;
  • буквы и предметы соответственно предложенному образцу, соблюдая размеры и форму;
  • изображая с небольшими неточностями.

2. Вы считаете, что Ваш ребенок:

  • невнимательный и нетерпеливый, постоянно сбивается, нарушает правила;
  • расторопный и внимательный, умеющий работать по правилам;
  • рассеян, но старается быть аккуратным.

3. При написании букв Ваш малыш переворачивает их в обратную сторону?

  • никогда, очень редко;
  • иногда;
  • часто, почти всегда.

4. Как Ваш малыш относится к предложению порисовать?

  • с неохотой, но приступив, увлечется;
  • с огромным удовольствием;
  • с заявлением: “у меня не получится” и категорично отказывается.

5. Ваш ребенок хорошо ориентируется, где лево, а где право?

  • никак не может запомнить;
  • от случая к случаю;
  • всегда.

6. В подвижных играх о Вашем ребенке можно сказать так:

  • у него неплохо получается;
  • его ловкости можно позавидовать;
  • постоянно путается, совершенно неуклюж;

7. Рисунки Вашего ребенка отличаются:

  • наличием дрожащих, прерывистых линий, небрежностъю;
  • оригинальностью, некоторой размашистостью;
  • аккуратностью и четкостью линий.

8. Работая с ножницами и бумагой, Ваш ребенок делает:

  • примитивные и очень неаккуратные поделки;
  • самые элементарные вещи с помощью взрослых;
  • замечательные поделки.

9. Придя в магазин, Ваш ребенок предпочел бы, чтобы Вы купили:

  • куклу, машинку;
  • мозаику или конструктор;
  • книгу для раскрашивания.

10. При рисовании шариковой ручкой Вы замечаете, что ребенок:

  • держит её непривычным образом, но рисует уверенно;
  • его кисть напряжена либо дрожит, ручка постоянно выскальзывает;
  • держит ее, как взрослый.

Если Вы ответили более чем на 60% вопросов утвердительно, поздравляем, Ваш ребёнок готов к письму!

материал подготовила учитель-логопед О.А. Савельева

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: