Речевые нарушения младших школьников

Речевые нарушения младших школьников

Нарушение речи может быть первичным дефектом, а может и наслаиваться на недоразвитие сенсорных, моторных функций, интеллектуальную недостаточность.

Бесплатные занятия с логопедом

Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранённом слухе тогда не выделялись в особую проблему). В дефектологической науке важнейшим является учение Л. С. Выготского о системном строении любого дефекта [5].

Нарушение речи может быть первичным дефектом, а может и наслаиваться на недоразвитие сенсорных, моторных функций, интеллектуальную недостаточность. В любом случае речевые нарушения требуют специально организованной профессиональной коррекции.

Эффективность коррекционного обучения по предупреждению нарушений речи у младших школьников с общим недоразвитием речи, может быть обеспечена только в том случае, если содержание и методы коррекции речевой функции тесно увязываются с работой по преодолению вторичного дефекта, то есть нормализации психических функций и процессов, обусловливающих нормальный процесс овладения речью [3].

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Термин ОНР появился в 50х-60х годах XX века. Ввела в употребление основоположник дошкольной логопедии в России Левина Р.Е. и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) [2].

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

– Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;

– Речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена;

– Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

– Речь детей с ОНР малопонятна [7].

Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка у детей с ОНР:

– I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами.

– II уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, «лябока» вместо «яблоко».

– III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено.

– IV уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту». Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» – вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). Но все ошибки детей, которые можно отнести к 4 уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор [4].

Речевые нарушения, проявляющиеся в несформированности языковых средств, можно условно разделить на три большие группы:

– Первая группа – фонетические нарушения речи. Они выражаются в дефектах произношения отдельных звуков.

– Вторая группа – фонематические нарушения. Они выражаются

в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустически артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают новым составом слова и делают специфические ошибки при письме.

– Третья группа – общее недоразвитие речи. Оно выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую, так и на смысловую сторону речи. Если такому ребенку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полноценно овладеть грамотой.

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста [8].

Характеристика речи детей с ЗПР.

Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух [8].

Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества. С учетом характера нарушений речи коррекционная работа в школе должна проводиться над речевой системой в целом [4].

Основные направления коррекционной работы:

– В работе с первым уровнем речевого развития главные задачи: развитие понимания речи, развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний, развитие внимания и памяти;

– Детей на втором уровне развития речи обучают умению отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их друг другу. В процессе диалога закрепляются элементарные формы речи, доступные детям словосочетания. Предложения, составленные детьми по вопросам, объединяются в короткие рассказы и заучиваются.

– Для детей третьего уровня развития речи: дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного произношения, подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи. Например, коррекцию нарушения произношения звука с (на этапе автоматизации) с учетом программы по русскому языку следует сочетать с работой над предлогом с (с братом, с мамой), уточняя семантику предлога (значение совместности действия), выделяя с как самостоятельное слово предложения. При этом, отрабатывается анализ структуры предложения. В процессе автоматизации звука с можно рекомендовать (также с учетом программы) и работу над приставкой с- (бегал – сбегал, писал – списал). При этом необходимо проводить работу по сравнению двух слов как по семантике, так и по звуковому оформлению. Для развития и уточнения лексики рекомендуются задания: назвать слова, обозначающие действия, признаки предметов, включающие звук с и т.п.[6].

Читайте также:
Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки

Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы – они не только соответствовать интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ума.

1. Наглядные приемы – показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий – способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению. В коррекционной работе следует соблюдать принцип многообразного предъявления одного и того же предмета и речевого материала в вариациях. Это могут быть большие картинки, настольно-печатные игры, иллюстрации в книгах.

2. В логопедической практике используется прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Из словесных приемов можно выделить следующие: словесный образец; одновременное произнесение звука ребенком и логопедом; повторение; объяснение; указание; словесные упражнения; вопрос как стимул речевой активности ребенка; оценка детской речи [6].

3. Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные взрослым или каким-либо персонажем, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.

4. Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.

5. Каждый комплекс артикуляционной гимнастики, входящий в то или иное занятие, включает в себя несколько обязательных заданий: мимические упражнения; упражнения для губ; упражнения для языка; фонетическая зарядка на развитие переключаемости мышц органов артикуляции. Так же необходима работа над постановкой звука [4].

Нарушение письменной речи у младших школьников

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 23.09.2019 2019-09-23

Статья просмотрена: 1000 раз

Библиографическое описание:

Филенкова, С. А. Нарушение письменной речи у младших школьников / С. А. Филенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 272-274. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62555/ (дата обращения: 18.01.2022).

В настоящее время проблемы изучения, диагностики и коррекции нарушений письменной речи у детей являются одними из самых актуальных задач педагогики и логопедии. В настоящей статье анализируются основные причины проявления стойких специфических ошибок в письменных работах младших школьников, приводится классификация дисграфий, а также описываются направления коррекционной работы с детьми, имеющими данные нарушения.

Проблема нарушений письменной речи у школьников является одной из самых актуальных для школьного обучения. Около 40 % детей от общего количества учащихся начальных классов имеют тот или иной вид нарушения письменной речи (дисграфии). Поэтому проблема оказания помощи детям с нарушениями письма остаётся остроактуальной. В данной связи, цель настоящей статьи заключается в комплексном анализе основных нарушений письменной речи у младших школьников.

Итак, процесс освоения письменной речью находится в тесном взаимодействии со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Отсюда следует, что причиной дисграфии могут быть те же функциональные и органические нарушения, которые вызывают нарушения устной речи.

Также в развитии дисграфии можно отметить социально-психологические факторы, такие как дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение грамоте при отсутствии у ребенка психологической готовности, которые способствую возникновению нарушений освоения письменной речи.

Залог успешного овладения письмом заключается в достаточно высоком уровне развития устной речи. Но стоит отметить, что в отличие от устной речи, письменная может развиваться лишь при условии систематичного и целенаправленного обучения [1, с. 7].

Главным признаком дисграфии являются типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. В качестве таких ошибок можно назвать: смешение и замену графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков (б-п, д-т, г-к, ш-ж); искажение буквенно-слоговой структуры слова (пропуски, перестановки, добавление букв и слогов); нарушение слитности и раздельности написания слов; аграмматизмы на письме (нарушение слово­изменения и согласования слов в предложении). Дети с дисграфией имеют низкую скорость письма, трудноразличимыйпочерк, колебания высоты и наклона букв, соскальзывание со строки и др. Наличие дисграфии диагностируется в возрасте 8–9 лет [4, с. 131].

Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учётом нарушенных анализаторов, не сформированности операций письма, психических функций. Таким образом, выделяют следующие виды:

  1. Артикуляторно- акустическая. Данные нарушения связана с тем, что дети неправильно произносят звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывают. Для лечения данного вида дисграфии необходимо работать и над правильным произношением звуков.
  2. Акустическая. Здесь дети правильно произносят звуки, но путают их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не способны различить мягкость отдельных звуков).
  3. Оптическая. Дети с оптической дисграфией затрудняются в написании и различии букв: добавляют лишние элементы (палочки, чёрточки, кружочки), пропускают нужные, могут писать зеркально в обратную сторону).
  4. Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Дети с такой проблемой на письме могут пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путать приставки и предлоги у существительных, прикреплять к одному слову часть следующего слова и др.).
  5. Аграмматическая дисграфия. Такие нарушения выявляются после 1–2 класса, так как требуют больших знаний правил написания слов. Данная проблемасвязана с тем, что дети не могут правильно склонять слова по родам и падежам, не могут согласовать прилагательное и существительное («хороший собака», «красивый поле» и т. д.). Эту проблему можно наблюдать в двуязычных (билингвальных) семьях, а также, когда ребёнок обучается на неродном языке [2, с. 56].

Преодоление дисграфии требует слаженной работы невролога, логопеда, педагога, ребенка и его родителей. Нарушения письменной речи самостоятельно не исчезнет, необходима обязательная работа по устранению данного дефекта. Для того, чтобы наладить письменную речь ребенка, необходимо диагностировать и восполнить пробелы в произношении звуков, фонематическом восприятии, развить грамматическую сторону речи и расширить словарный запас ребенка.

В занятия по коррекции дисграфии входят:

− работа над правильной артикуляцией и воспроизведением звуков;

− тренировка фонематического слуха;

Читайте также:
Нарушение письма – что это?

− анализ звуков, а также работа над пониманием звукобуквенного состава слова;

− тренировка письма включает регулярное проведение диктантов, поиск указанных педагогом букв в тексте, игры в слова, запоминание написания букв;

− важное место занимает также упражнения для мелкой моторики и улучшению межполушарных связей [3, с. 135].

Все логопедические занятия строятся с обязательным учетом психологических особенностей ребенка, его речевого развития и типа проявлений дисграфии. Кроме того, важно выработать у учащегося положительный настрой к работе и психологическую составляющую речи, стимулировать его к занятиям и достижению результата.

Безусловно, важное место отводится профилактике нарушений. Профилактику дисграфии необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Профилактическая работа должна включать в себя целенаправленное развитие высших психических процессов, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференциаций, графомоторных навыков. Огромное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи.

Итак, нарушения письма (дисграфия) у детей младшего школьного возраста изучаются давно, но и сейчас это одна из самых актуальных проблем в педагогике и логопедии, ведь дисграфия является одной из самых распространенных форм речевой патологии у младших школьников. Нарушения письма оказывают влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми.

  1. Дубынина Т. Е. Причины возникновения дисграфии у младших школьников // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. № 12(16). — Новосибирск: СибАК, 2018. — С. 7–10.
  2. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. — 3-е изд. — СПб.: Гиппократ, 2012. — 224 с.
  3. Мелюханова Е. Е. Коррекция дисграфии у младших школьников // Инновационная наука. — 2017. — № 5. — С. 132–137.
  4. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М., 1997.– 300 с.

Речевые нарушения у детей и дислексия: медико-психологические аспекты

Время прочтения 11 мин

Содержание
  1. Речевые нарушения у детей
  2. Эпидемиология
  3. Причины дизонтогенеза
  4. Парциальное ПНР
  5. Тотальное ПНР
  6. Коморбидность
  7. Дислексия глазами врача
  8. Эпидемиология дислексии
  9. Церебральные механизмы дислексии
  10. Психопатологическая симптоматика при дислексии
  11. Реабилитация детей с дислексией
  12. Программно-аппаратный комплекс SLOGY

Нарушение развития речи у детей (дизонтогенез) – это серьезная проблема, которая часто сопряжена с трудностью освоения чтения, то есть дислексией. Об этом важно говорить, так как даже медицинские работники не имеют полного представления о всей серьезности патологии. Чаще нарушением речи занимаются логопеды, между тем такие дети нуждаются в наблюдении врачей и медикаментозных методах лечения.

Речевые нарушения у детей

Все формы речевой патологии изначально были описаны врачами, потому что первичные описания предполагают клиническое вмешательство. Однако это единичные исследования (С.С. Мнухин, Е.И. Кириченко, А.Н. Корнев). Дети с различными жалобами на нарушение речи нередко сначала попадают к врачу, который их потом направляет к логопеду. Соответственно, все исследования о нарушении речи находятся в сфере логопедии.

В отличии от взрослых, дети самостоятельно и спонтанно осваивают язык, находясь в полноценной языковой среде. Это тяжелая и серьезная работа, требующая использования широкого круга когнитивных способностей:

  1. языковых и интеллектуальных возможностей;
  2. навыков планирования;
  3. способности концентрировать и переключать внимание;
  4. состояния артикуляционного праксиса и т.д.

Все это необходимо, чтобы освоить язык. Если когнитивные способности ограничены и не зрелы, то ребенку будет непросто самостоятельно научиться говорить без помощи специалиста.

Эпидемиология

Детей с нарушением речи в России весьма много:

Россия Англоязычные страны
5-6 лет 25-30% 4-5%
7-8 лет 17-20% 3%
Старше 8 лет 1% 1%
Мальчики/девочки 3:1 2:1

В таблице указано процентное соотношение именно тех детей, которые имеют недостатки речи, при которых требуется вмешательство специалиста. Примерно к 6 годам дети в полной мере осваивают навыки пользования речью в плане произношения и грамматики. До этого им позволительно совершать определенные ошибки, согласно их возрасту. Однако важно понимать, что в каждом возрасте имеются свои допустимые и недопустимые речевые ошибки.

Если провести сравнение с англоязычными странами, то разница весьма заметна. Такой большой разрыв связан с критериями диагностики, а не со способностями детей. Тем не менее количество детей с речевыми нарушениями довольно большое. Чаще всего от патологии страдают мальчики.

Причины дизонтогенеза

Природа развития патологий речи традиционна. К причинам относится:

  1. Конституциональные (наследственные) формы. Встречается чаще всего, большинство нарушений речи имеют наследственный фактор.
  2. Соматогенные формы. Ребенок в 1-2 года перенес какие-либо тяжелые для своего возраста заболевания. Если болезнь пришлась на сенситивный для речи период, то это может повлиять на полноценность развития речи.
  3. Церебрально-органические формы. Развиваются вследствие патологий в период беременности либо тяжелых родов.
  4. Депривационные формы. Эмоциональная и коммуникативная депривация, которая в большинстве случаев встречается среди воспитанников домов ребенка и детских домов.
  5. Формы смешанного генеза. Сочетают в себе две и более вышеперечисленных формы.

Парциальное ПНР

ПНР расшифровывается, как первичное недоразвитие речи. Классификация парциального ПНР:

  • Функциональная дислалия. Это дефекты отдельных звуков, которые легко устраняются (за пару недель/месяцев).
  • Артикуляционная диспраксия (дисфонетическая, дисфонологическая и динамическая формы). Представляет собой полиморфные нарушения произношения, которые связаны с нарушением церебрального обеспечения, т.е. с неполноценностью на нейробиологическом уровне. Диспраксия может сопровождаться нарушениями лексики и грамматики. Требует более длительной коррекции.
  • Дизартрия развития. Причины дизартрии – патологии в период беременности и родовая травма.
  • Ринолалия. Это серьезные речевые нарушения, произошедшие из-за неправильного строения зубочелюстного аппарата.
  • Дисграмматизм. Проявляется в избирательном нарушении правил грамматики, согласования слов по роду, числу, падежам и т.д. Отражает исключительно грамматическую сторону.

Данная классификация примечательна тем, что имеет клиническую ориентированность. То есть ею могут пользоваться как логопеды, так и врачи.

Помимо парциальных ПНР, выделяют вторичное недоразвитие речи. Они связаны с патологиями физического и психического развития (к примеру, с нарушениями слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью и т.д.).

Тотальное ПНР

При тотальном нарушении речи (ТНР) недостатки имеются во всех сферах языка: в фонологии, звукопроизношении, грамматике и лексике. У ребенка в целом нарушено овладение всеми языковыми средствами.

Расстройства, представленные в классификации, относятся к категории тяжелых:

1. Алалический вариант (моторная и сенсорная алалия). При моторной алалии ребенок до 4-7 лет не пользуется речью, кроме набора лепетных слов (например, гав-гав, ко-ко, би-би). Ребенок не может полноценно общаться, что влечет за собой серьезные нарушения коммуникативных возможностей. Встречается сравнительно редко – 0,5%.

Сенсорная алалия – еще более тяжелое состояние, при котором ребенок не понимает обращенную речь и не связывает слова со смыслом. Заболевание мало изучено и трудно диагностируется. Вовремя не начатая коррекция (с 2-3 лет) может вызвать серьезную дезадаптацию и привести к инвалидности.

2. Параалалический вариант ТНР. По симптомам и признакам похож на моторную алалию, но протекает намного легче и быстрее преодолевается (за 2-3 года).

3. Клинические формы со сложным типом нарушения («миксты»).

Если к концу дошкольного возраста не удастся справиться с дизонтогенезом, ребенка направляют учиться в речевую школу. Чтобы добиться заметных результатов, коррекционная работа должна продолжаться не менее 5-6 лет. Обычная школа может только усугубить состояние ребенка: возникнут серьезные трудности в учебе, недостаток устной речи вызывает недостатки письменной речи.

Коморбидность

Тотальное ПНР характеризуется высоким показателем коморбидности. 60-70% детей с нарушением звукопроизношения имеют проблемы с вниманием, памятью и эмоциональной сферой. Нарушения устной речи имеют 50% детей с дислексией и 60-80% детей с ЗПР или умственной отсталостью.

Нарушение речи довольно часто сопровождается множеством нарушений:

1. Когнитивный дефицит:

  1. оперативной памяти;
  2. вербально-логических функций (способность категориально мыслить с использованием обобщающих понятий);
  3. сукцессивных операций;
  4. пальцевого и артикуляционного праксиса;
  5. внимания (слухового, редко – зрительного);
  6. незрелость игровой компетенции.

2. Личностная сфера:

  1. поверхность социальных связей;
  2. незрелость эмоционально-волевой сферы.

3. Коммуникативная компетенция:

  1. слабое владение диалогом (особенно монологом);
  2. трудности в установлении партнерских отношений.

Дефицит языковых средств ограничивает возможность освоения вербально-логических навыков в мышлении. Это может сказаться на личностной сфере, потому что возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Если ребенок получил своевременную и комплексную помощь, то исход будет более благополучным. Под комплексной помощью подразумевается, как участие логопеда, так и участие врачей.

Дизонтогенез опасен негативными последствиями. У ребенка возникают сложности в обучении по основным предметам, происходит неполноценность социо-культурального дискурса и нарушение поведения. Отдельно стоит поговорить про дислексию и дисграфию, так как это самые серьезные нарушения, которые идут следом за нарушением речи.

Дислексия глазами врача

Впервые дислексия как самостоятельное нарушение была описана в конце 19 века английскими офтальмологами. Патологию определяли, как словесную слепоту – ребенок интеллектуально развит, однако не может распознавать слова. В России первыми такие случаи описали Р.А.Ткачев и С.С. Мнухин.

Дислексия представляет собой специфическое нарушение чтения. Порядка 10% детей испытывают трудности, осваивая чтение в школьные годы. По сравнению с другими детьми они оказываются не способны научиться читать в должные сроки. Закончив школу, многие из них остаются полуграмотными.

Критерии диагностики по МКБ-10 – F81.0. Специфическое расстройство чтения.

  • Техника чтения и/или понимание прочитанного ниже ожидаемого при данном интеллектуальном развитии. Сначала идет медленное освоение слогового чтения, а потом медленное чтение словами, что значительно затрудняет понимание текстов. Что в младших классах, что в старших ребенок автоматизировано большую часть слов читает по слогам.
  • Расстройство не является прямым следствием дефекта зрения или слуха, или невротического расстройства.

Симптоматика дислексии зависит от языка. В английском языке дислексика можно распознать по неправильному прочтению и огромному количеству ошибок, в русском языке – по крайней замедленности и автоматизированности.

Эпидемиология дислексии

Данная патология в России изучена слабо, в то время как в англоязычных странах на тему дислексии написаны миллионы книг и статей, а в США проблема обсуждалась на уровне Конгресса. Результаты анкетирования, которое проводила Ассоциация родителей дислексиков, показали, что подавляющее большинство родителей и больше половины учителей в России не имеют ни малейшего понятия о дислексии. По факту дети-дислексики предоставлены сами себе и не получают необходимой помощи. Таких детей очень много:

  1. в российской популяции детей школьного возраста 5-6%;
  2. соотношение д/м: тяжелые формы – 1:4,5, средней ф. тяж. – 1:1,5;
  3. среди детей с ЗПР – 50%
  4. среди детей с недоразвитием речи – 40-50%.

Для дислексии характерен половой диморфизм в пользу мальчиков. Мальчиков-дислексиков встречается в разы чаще по сравнению с девочками.

Церебральные механизмы дислексии

Чтение – довольно трудоемкий процесс, который развивает определенные структуры мозга. Дислексикам плохо дается чтение по той причине, что их мозг имеет серьезные особенности развития – мальформации или эктопии, когда нейроны расположены не в том месте, где им положено быть. Данное исследование было проведено Галабурдой в 1985 году. Посмотрите на рис. 1 – все, что обозначено красным цветом, являются многочисленными зонами эктопий.

Мозг дислексика имеет признаки дизэмбриогенеза. Благодаря МРТ можно определить типичные повторяющиеся отклонения в определенных зонах мозга. На рис. 2 желто-красным цветом показано снижение плотности серого вещества у дислексиков, а синим цветом – повышение. Это тоже признаки дизонтогенеза, которые чаще всего обнаруживаются в левой височной доле задней части средней височной извилины.

При помощи функционального МРТ можно определить ключевые зоны мозга, вовлеченные в обработку текста. Посмотрите на рис. 3 – во время чтения у нормально читающего ребенка активируются 3 ключевые зоны, выделенные красным цветом: верхняя височная, лобная и нижняя височно-затылочная. У дислексиков выделена только одна зона, а височные и височно-затылочные не вовлечены в обработку информации – это верный признак того, что мозг работает несовершенно. Улучшить состояние при дислексии можно при помощи специальных упражнений и реабилитации.

На рис. 4 показан график изменений темпа чтения. В 6 классе дети выходят на плато, то есть чтение по темпу и скорости не меняется и остается малопродуктивным вплоть до окончания школы.

Психопатологическая симптоматика при дислексии

Данная патология протекает совместно с разными психопатологическими синдромами. Среди них:

  1. церебрастения;
  2. синдром дефицита внимания;
  3. синдромы психического инфантилизма;
  4. СДВГ;
  5. интеллектуально-мнестическая недостаточность;
  6. неврозоподобные и невротические синдромы;
  7. фобия чтения;
  8. школьная фобия;
  9. делинквентность.

Все эти проблемы возникают вследствие психологической дезадаптации. Стойкие проблемы могут деформировать личность в процессе ее формирования и привести к печальным результатам. Дислексия препятствует процессу обучения, и дети болезненно переживают такие трудности. Особенности социальной ситуации ребенка-дислексика:

  1. хроническая неуспешность;
  2. хроническая фрустрация (фобия чтения, школьная фобия);
  3. дисгармония детско-родительских отношений (вторичная);
  4. низкий социальный статус среди сверстников;
  5. ограничение в выборе профессии;
  6. недоступность высшего образования.

К сожалению, в школе зачастую не замечают, что у ребенка имеются проблемы и не идут навстречу. Даже родители не осознают всю опасность ситуации и добавляют проблем ребенку, раздражаясь и ругая его за неуспеваемость. В результате дезадаптация ребенка только усиливается.

По статистике социальный статус взрослых с дислексией намного ниже, чем у остальных людей. Это вполне закономерно, ведь освоение профессии и конкуренция на рынке труда для дислексиков представляют собой жесткую среду, где они проигрывают. Особенности социальной ситуации взрослого дислексика:

  1. культурное развитие личности – как в дописьменную эпоху;
  2. культурная депривация в связи с лишением культурного дискурса посредством текстов;
  3. социальная дискриминация, которая обусловлена безграмотностью.

Реабилитация детей с дислексией

Важно своевременно, в 1-2 классах, начать оказывать помощь, чтобы компенсировать дислексию и предотвратить социальную дезадаптацию. Помощь должна быть комплексной:

  1. психолого-педагогическая коррекция нарушений чтения;
  2. медикаментозное лечение: ноотропы (Ноотропил, Фенотропил, Пантогам, Кортексин, Семакс и т.д.);
  3. психотерапевтическая помощь в семье.

Чтобы овладеть навыками чтения, ребенку необходимо заниматься со специалистами и дополнительно делать задания дома. Все это можно совместить на онлайн-платформе SLOGY.RU, где учеба проходит в дистанционном формате.

Программно-аппаратный комплекс SLOGY

SLOGY – это методика коррекции дислексии на основе полуглобального метода обучения чтению, которая создавалась на протяжении 30 лет и апробировалась на группах детей с разными формами отклонений в развитии: дислексия, дети с задержкой психического развития, дети с недоразвитием речи. Методика разрабатывалась профессором, доктором психологических наук А.Н. Корневым.

Платформа SLOGY.RU доступна в масштабах всей России и предоставляет ребенку возможность работать самостоятельно либо в сочетании с логопедической помощью. В основе проекта лежит методика формирования комплекса психологических предпосылок, необходимых для полноценного овладения чтением.

Уроки проходят ежедневно и быстро, буквально 5-7 минут. В коррекции таких детей важно не перегружать их мозг, так как усвоенные навыки автоматизируются очень медленно. Для достижения значительной компенсации нужен длительный срок – 3-4 года.

Методика уникальна тем, что может подстроиться под индивидуальные возможности каждого ребенка. Она не обеспечивает всех детей одинаковыми упражнениями и формами помощи, а именно подстраивается под темп развития ребенка. Это более гибкое обучение, если сравнивать со школой.

Основные принципы методики, использованные в SLOGY:

  1. регулярность и систематичность занятий;
  2. диагностический мониторинг усвоения навыков;
  3. опора на непроизвольное запоминание слогов и слов;
  4. полуглобальный метод освоения слогового чтения;
  5. постепенное укрупнение оперативных единиц чтения: слои типа СГ и ГС, затем СГС и ССГ, после ССГС;
  6. формирование навыков устного синтеза слов из слогов.

Внимание: речь! Как помочь первокласснику с логопедическими нарушениями успешно учиться в массовой школе

Итак, перед нами новоиспеченные первоклассники. Робкие, непоседливые, у многих только что молочные зубы выпали, и говорят они смешно: то слова сглатывают, то звуки не выговаривают, то просто шалят… Присмотритесь повнимательнее: вдруг им действительно трудно овладеть речью? Нет ли здесь нарушений, которые впоследствии обернутся серьезной проблемой и для ученика, и для учителя?

О том, как распознать серьезные логопедические нарушения у детей, чем помочь и что сказать родителям, рассказывает учитель-логопед с 15-летним стажем Марина Владимировна Хорева.

Массовая школа или «логопедическая»?

Сейчас больше половины российских первоклассников имеют логопедические нарушения разной степени тяжести. Однако не всякое нарушение является препятствием для обучения в массовой школе.

Как правило, серьезные нарушения речи не возникают сами по себе, а развиваются на фоне нарушенного интеллекта, родовой травмы, перенесенного тяжелого заболевания или серьезной педагогической запущенности. Обычно дети с такими расстройствами к семи годам уже находятся под пристальным наблюдением врача-невропатолога и поликлинического логопеда.

Решение о том, что ребенку нужно идти в специальную школу, принимается по итогам психолого-медико-педагогической экспертизы. Обратите внимание, что школьный логопед не уполномочен принимать подобные решения: он может всего лишь обратить внимание родителей на то, что их ребенку, возможно, будет тяжело успевать по программе массовой школы из-за логопедических нарушений.

Нарушения речи, с которыми дети не могут учиться в массовой школе

Алалия. У ребенка полностью или почти полностью отсутствует речь при хорошем физическом слухе. Как правило, причина алалии – поражение речевых областей головного мозга. Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии ребенок не может произносить звуки, слова, соединять их в предложения, не чувствует грамматики языка. При сенсорной алалии не различает или очень плохо различает чужую речь, словно с ним говорят на иностранном языке.

Дизартрия. Это нарушение именно произношения: все звуки ребенок произносит нечетко, смазанно, у него либо слабый, либо резкий голос, которым он не вполне владеет. Темп речи либо замедлен, либо слишком ускорен, речь недостаточно плавная. Такие нарушения бывают у детей с ДЦП, серьезными поражениями нервной системы.

Общее недоразвитие речи (ОНР). В это понятие входят самые разные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Страдает и лексика, и грамматика, и фонетика, при этом слух и интеллект остаются сохранными. Признаки ОНР – аграмматичная, малопонятная речь, крайне скудный словарный запас, явные затруднения при выражении своих мыслей.

Нарушения речи, при которых ребенок, скорее всего, будет учиться в массовой школе

Задержка психического развития (ЗПР). Ранее этим детям ставили диагноз «задержка речевого развития». В первом классе этих детей отличает инфантильность, общая незрелость поведения, они говорят так, как другие дети говорили в четыре-пять лет. Как правило, к 4-му классу происходит компенсация и дети «выравниваются».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ситуация, когда у ребенка нарушены и звуковой анализ, и звукопроизношение. Он не может составить целое слово из последовательности звуков, не может последовательно назвать все звуки слова. Бывает, что в собственной речи ребенок все звуки произносит верно, но на письме совершает характерные ошибки, например путает глухие согласные с парными звонкими: «зуб» и «суп», «дуб» и «туп» для него одно и то же.

Неисправленные элементы общего недоразвития речи (ОНР). Как правило, ребенок хорошо произносит и различает звуки, но у него нарушены звуковой анализ и синтез. Встречаются такие элементы ОНР:

  • Аграмматизмы в речи: несогласования слов по роду, числу и падежу.
  • Нарушена слоговая структура слова: ребенок пропускает гласные в сложных словах и произносит слово как бы в укороченной форме.
  • Недостаточно связная речь: возникают трудности с составлением рассказа по картинке или с составлением развернутого ответа на вопрос.
  • Скудный словарный запас, односложные ответы на вопросы.

Дислалия – нарушение звукопроизношения. Это очень распространенная проблема: из-за легкомыслия родителей или недостаточно добросовестной работы педагогов ДОУ дети к семи годам продолжают неправильно выговаривать те или иные звуки. «Чемпионами» среди сложных звуков оказываются «л» и «ль», «ч», «ш», «с», «з», «р». Как правило, поставить ребенку звуки – наименее серьезная логопедическая проблема, если за ней не стоит более серьезное нарушение.

Ринолалия – нарушение устной речи, связанное с излишним или недостаточным резонированием в носовой полости. Как правило, причина тому – механическое нарушение речевого аппарата, например расщелина на нёбе. Такие нарушения обнаруживаются еще в раннем детстве. На бытовом уровне это звучит как излишняя гнусавость и часто не вызывает тревоги у родителей. Однако, если в течение долгого времени ребенок слышит собственную искаженную речь, со временем это оказывает влияние на его звуковосприятие. Дети с ринолалией часто учатся слабее других, но это не повод ставить вопрос о переводе в особую школу.

Заикание. Частое повторение или пролонгация звуков, слогов, нарушение ритма речи, частые остановки. Часто заикание имеет невротическую природу, поэтому ребенка с этим нарушением речи наблюдает не только логопед, но и невролог. Заикание – из тех нарушений, которые заметны сразу, поэтому часто родители готовы активно помогать ребенку, заниматься с ним, водить к специалистам и т. д.

Всегда ли сразу ясно, что у ребенка нарушение речи?

Нет и нет! Часто учитель, взяв первый класс, в течение примерно полугода не может распознать, что у кого-то из его учеников есть логопедическое нарушение. Конечно, о нарушенном звукопроизношении, заикании и других проблемах, которые лежат на поверхности, вы узнаете сразу, однако более глубокие нарушения не проявят себя до тех пор, пока вы не начнете писать с детьми диктанты и просить их читать вслух.

Что может насторожить учителя?

Все перечисленные ниже сигналы могут оказаться и ложной тревогой: часто ребенок просто не понимает принципа, стесняется или слабо подготовлен к школе. Но, к сожалению, зачастую дело оказывается именно в логопедическом нарушении, которое гораздо легче исправить на начальных этапах. Присмотритесь к ученику повнимательнее, если он:

  • не может выделить гласные в словах, «прохлопать», «простучать» слово;
  • не может дифференцировать твердость и мягкость согласных: звук «л» и «ль» для него одно и то же, причем он может произносить все звуки правильно и делать ошибки только на этапе анализа;
  • не может распознать букву по образу (оптическая дисграфия): естественно, на этот сигнал стоит обратить внимание, если вы точно знаете, что ребенку уже неоднократно показывали буквы;
  • систематически пишет приставки отдельно от слов, а предлоги – слитно;
  • пишет слитно все слова в предложении, без пробелов – одним длинным словом;
  • не чувствует границ предложения: не ставит заглавную букву в начале и игнорирует точку в конце предложения.

Обычно первый же короткий диктант может принести вам много подобных «сюрпризов». Потребуются вся ваша чуткость и внимание, чтобы понять, что это: недостаточное овладение материалом или первый знак упущенной логопедической проблемы. Для самого ребенка лучше, если эта проблема будет выявлена как можно раньше. Во втором классе, когда ребенок начнет гораздо больше читать и писать, ему будет значительно сложнее усваивать программу, а к четвертому безобидная на первый взгляд проблема будет грозить дисграфией.

Что делать, если вы замечаете у одного из своих учеников нарушение речи?

Итак, вы практически уверены, что у вашего ученика есть логопедические нарушения. Не стоит удивляться, что до вас этого никто не замечал. Как мы уже говорили, не все нарушения речи сразу заметны: возможно, пока ребенок не пытался читать и писать, проблемы были неочевидны.

К тому же логопедические нарушения имеют свойство прогрессировать со временем. Часто родители обнаруживают у ребенка-дошкольника задержку речевого развития, начинают водить его к специалисту и прекращают занятия, как только ребенок достигает видимых результатов. Проходит год, и все неприятности возвращаются.

Чтобы принять решение о том, насколько тяжелые нарушения речи наблюдаются у ребенка, вы можете инициировать созыв школьной комиссии, состоящей из завуча, школьного логопеда и психолога. Комиссия посещает ваши уроки, наблюдает за ребенком и затем принимает решение о переводе ребенка в специальную школу, о формировании для него индивидуального плана и т. д.

Однако начать стоит с более мягкой меры: поговорите с родителями ребенка, укажите на тревожные сигналы, которые вы заметили, и убедите родителей показать ребенка логопеду.

5 аргументов, которые вы смело можете использовать, когда советуете родителям найти для ребенка логопеда:

Речь – это ключ к успешной жизни. «Заговори, чтобы я тебя увидел» – эта сократовская фраза и теперь актуальна как никогда. О человеке всегда судят по тому, как он изъясняет свои мысли, легко ли ему выходить на контакт с людьми, может ли он объяснить, что ему нужно. Не всегда, чтобы правильно говорить, достаточно уметь произносить «р» и «ш».

Логопедические нарушения – серьезное препятствие для успешной учебы. Иногда нам кажется: ребенок в седьмом классе пишет с ужасными ошибками, потому что ленится, не старается, не хочет выучить правило. А на самом деле он просто не может писать грамотно, потому что не так воспринимает речь. Неграмотные сочинения и изложения, проваленные устные экзамены, а потом сложности при написании писем, как личных, так и деловых – это самые поверхностные нарушения качества жизни человека, который вовремя не освоил грамотную речь.

Неисправленные речевые нарушения снижают качество жизни человека. Наиболее частые осложнения речевых отклонений – дислексия и дисграфия. Ребенок может до старости читать по складам, испытывать огромные сложности при написании любой простой записки. Со временем к этим осложнениям добавляются психологические трудности – избегание текста, публичных выступлений и т. д.

На раннем этапе все можно исправить. А если не исправить до конца, то научиться поддерживать в таком состоянии, чтобы ребенок мог продолжать учиться, не испытывать постоянного дискомфорта.

А вот чего учителю делать не стоит:

Игнорировать проблему. Поверьте, ребенок упорно делает по десять ошибок в диктантах, пропускает буквы, не слышит гласные не потому, что плохо подготовился. Скорее всего, он действительно нуждается в профессиональной помощи.

Делать выводы об интеллекте ребенка. Логопедические нарушения часто развиваются на фоне сохранного и даже очень яркого интеллекта. Не позволяйте себе мысль, что ребенок, который плохо говорит, читает и пишет, глуп: скорее всего, это просто неправда.

Винить себя. Даже блестящему педагогу бывает крайне сложно научить чему-то ребенка, у которого выявлены логопедические нарушения. В том, что ребенок не успевает, нет вашей вины, а помочь ему должен специалист – учитель-логопед.

Пытаться самостоятельно решить проблему. Стихи, скороговорки и другие речевые упражнения, показанные здоровым детям, могут только помешать ребенку с логопедическим нарушением. Не пытайтесь ставить ребенку звуки, которые он неправильно произносит. Если ребенок переставляет слоги в словах и не может запомнить буквы, не давайте ему как можно больше читать на уроках – так вы только закрепите ошибки.

Жалеть ребенка и игнорировать его ошибки. Бывает, педагог, жалея ребенка, говорит ему «молодец» даже тогда, когда он явно сильно ошибся. Такой метод не полезен: обычно ребенок и сам отлично понимает, что у него не все получилось. Обязательно сообщайте об ошибках, хвалите в случае успехов – ваша объективность пригодится нам тогда, когда ребенок справится со своими логопедическими проблемами и станет учиться наравне со всеми.

Шпаргалка логопеда для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи»

Наталья Викторовна Удовыченко
Шпаргалка логопеда для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи»

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи.

1. «Листопад»: Сдувать листочки с ладони или листочки закреплённые в тетради на нитке. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Инструкция: вдох через нос (плечи не поднимать, выдох через рот – подули на листочки (щёки не раздувать).

2. «УЗНАЙ ОВОЩ»

Ребёнок рассматривает овощи (лук, чеснок, огурец, называет их. Затем на овощах делаются надрезы. Ребёнок нюхает овощи, запоминает запахи. Далее взрослый завязывает глаза ребёнку и он должен по запаху узнать предложенный овощ. Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, плавный выдох через нос.

3. «УЗНАЙ ФРУКТ»

Ребёнок рассматривает фрукты (апельсин, лимон, яблоко, называет их. Затем на фруктах делаются надрезы. Ребёнок нюхает фрукты, запоминает ароматы. После с завязанными глазами узнаёт фрукт по запаху. Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, плавный выдох через нос.

4. «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Предложить ребёнку выдувать мыльные пузыри. Если у него не получается, надо постараться помочь подобрать разные рамки и трубочки для выдувания, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Инструкция: вдох через нос (плечи не поднимать, выдох через рот – дунуть на трубочку с рамкой (щёки не раздувать).

5. «НАДУЕМ ШАРЫ»

Показать ребёнку, как надо надуть шар. Набирать воздух через нос и медленно выдыхать его через рот в отверстие шара. Научить ребёнка правильно держать шар, чтобы из него не выходил воздух. Эту игру предлагать только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Инструкция: вдох через нос и медленно выдыхать его через рот в отверстие шара.

1 вариант. Из комочка ваты скатать шарик – это мяч. Поставить 2 кубика – это ворота. Дуть на «мяч» пытаясь «забить гол».

2 вариант. Два игрока, сидя друг напротив друга, длительным, сильным выдохом в коктейльную трубочку, должны переместить горошины на поле соперника и забить гол в ворота. Выигрывает тот, кто забьёт больше голов. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, сильный выдох – дуем на мяч.

7. «ВЕРТУШКИ»

На улице показать ребёнку, как вертушка начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложить подуть на вертушку. Вот как завертелась! Подуйте ещё сильнее – вертушка вертится ещё быстрее. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, плавный выдох через рот – подуть на вертушку.

8. «ПОДУЙ В ДУДОЧКУ»

Предложить ребёнку поиграть на дудочке. – Давай устроим музыкальный парад! Бери дудочку – начинаем играть! Если не получается извлечь из дудочки звук, нужно проследить, правильно ли он дует. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы,для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.

9. «ЧЕЙ ОДУВАНЧИК ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?»

Предложить подуть на одуванчик, который закреплён на нитке.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, плавный выдох через рот – подуть на одуванчик (щёки не раздувать).

10. «Снегопад»

Предложить подуть на бумажные снежинки на ленточках, прикрепленным к листочку или на тренажёре.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, сильный выдох через рот – подуть на снежинки (щёки не раздувать).

11. «ЛЕТИ, БАБОЧКА»

Предложить подуть на бабочек. Необходимо следить, чтобы дети стояли прямо, при выдохе не поднимали плечи. Дуть на одном выдохе, не добирая воздух, не надувая щёки. Губы слегка выдвигать вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, плавный длительный выдох через рот – подуть на бабочку (щёки не раздувать).

12. «КАТИСЬ, КАРАНДАШ»

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ребёнок сидит за столом, на столе на расстоянии 20 см от ребёнка лежит карандаш, взрослый предлагает с силой подуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Можно устроить соревнование. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатится дальше. Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, плавный длительный выдох через рот – подуть на карандаш (щёки не раздувать).

13. «БУРЯ В СТАКАНЕ»

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного размера.

Давай устроим бурю! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо – получится маленькая буря. А если подуть сильно, то получится сильная буря!

По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. Ребенок может держать трубочку в губах, вдыхать воздух через нос. Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, сильный ротовой выдох через рот – дуть через трубочку (щёки не раздувать).

Игровые упражнения на развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ Упражнение № 4.1 «Подуй на вертушку». Улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу, дуть на вертушку, произнося звук (Ф, вырабатывая.

Игровые упражнения в стихах для развития речевого дыхания Игровые упражнения в стихах для развития речевого дыхания учитель-логопед Еловикова И. Г. Физиологическое дыхание – рефлекторное действие,.

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания Правильное речевое дыхание – один из важных компонентов в развитии речи ребенка дошкольного возраста, ее энергетическая база. Дыхание влияет.

Игры и упражнения для развития дыхания Консультация для педагогов Игры и упражнения для развития дыхания Каждое упражнение отрабатывается такое количество раз, сколько нужно.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Выполнила: воспитатель Петрова Лилия Владимировна Представляю.

Игры для развития речевого дыхания из картона и бумаги Хочу представить вам свои работы, направленные на развитие правильного речевого дыхания у детей. Развитие правильного речевого дыхания очень.

Консультация для родителей «Упражнения для развития речевого дыхания» Упражнения для развития речевого дыхания Для того чтобы речь лилась свободно, легко и была разнообразной, необходимо владеть правильным,.

Консультация для родителей «Игры, которые лечат. Игровые упражнения при заболеваниях системы дыхания» В условии модернизации дошкольного образования и поиска путей повышения его качества нельзя оставить без внимания здоровье детей. Мы все.

Логопедическое пособие для развития воздушной струи «Лютики» из бросового материала Одной из логопедических задач является развитие плавной воздушной струи. Для её решения логопеды используют различные пособия. Часто требуется.

Рекомендации логопеда для родителей по выработке у детей сильной целенаправленной воздушной струи «Что делать, если…»…у ребенка не выработана воздушная струя… и это мешает формированию правильного произношения многих звуков? Чтобы.

Логопедическая шпаргалка для родителей
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Презентация “Логопедическая шпаргалка для родителей”. Для родителей дошкольников, посещающих речевую группу детского сада. Рекомендуется использовать на родительских собраниях и индивидуальных логопедических консультациях.

Скачать:

Вложение Размер
Логопедическая шпаргалка для родителей 172.34 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация Памятка для родителей «Логопедическая шпаргалка» учителя-логопеды МБДОУ № 268 Петренко И.В. Серик О.В.

Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Для правильного воспитания педагоги предоставили в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы. Я.А.Коменский в помощь матерям создал первую в мире энциклопедию, И.Г.Песталоцци – руководство для матерей. К.Д.Ушинский считал, что родители должны читать педагогическию литературу, а так же приобретать знания в общении с педагогами. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детсад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Как отмечал Л.С.Выготский , «в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно.»

Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятия с детьми дома. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. В нашем ДОУ есть речевая группа, а так же более 20ти детей из разных физиологических групп занимаются с логопедом в рамках инклюзивного образования. Работа в условиях речевой группы дает возможность более тесно взаимодействовать с родителями, но в условиях инклюзии это часто бывает затруднительно. Поэтому для более качественного взаимодействия учителя-логопеда с родителями нами была разработана памятка для родителей.

Памятка содержит информацию: направления взаимодействия специалистов ДОУ с детьми и родителями, Информация о плане коррекционной работы с ребенком на учебный год, общие методические рекомендации родителям. А так же шпаргалку для родителей по обучению грамоте.

Памятка для родителей «Логопедическая шпаргалка»

Предисловие Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который поддерживает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для всех детей с особыми потребностями. 8 принципов инклюзивного образования: – ценостность человека не зависит от его особенностей и достижений; – каждый человек способен чувствовать и думать; – каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

– все люди нуждаются друг в друге; – подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; – все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; – для всех обучающихся достижение процесса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; – разнообразие усиливает все стороны в жизни человека. МБДОУ №268 является площадкой для инклюзивного образования уже несколько лет . I Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи ребёнка с ТНР Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько родители добросовестно относятся к выполнению детьми домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителя может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит дальнейшему полноценному школьному обучению.

На данной схеме представлены направления взаимодействия специалистов детского учреждения, работающих с детьми, имеющими недостаток речи . Логопед Воспитатель психолог преподаватель ИЗО Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуре Родители Дети

II Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком на учебный год. Продолжительность учебного года – 40 недель ( с сентября по май). В нем есть 3 периода. I период – сентябрь, октябрь, ноябрь II период – декабрь, январь, февраль III период – март, апрель, май . Продолжительность подгрупповых логопедических занятий в средней группе – 20 минут, в старшей группе – 20 минут, в подготовительной к школе группе – 25 минут. Индивидуальные занятия – 15-20 минут. Подгрупповые логопедические занятия не проводят в первые две недели сентября, первой половине января, в первую неделю мая и в июне. В сентябре логопед обследует детей, проводит диагностику и индивидуальные занятия. В первой половине января и в первую неделю мая у детей каникулы.

В рабочие дни, выдающиеся на эти периоды, логопед занимается только индивидуальной работой с детьми. В июне логопед организует совместную деятельность с детьми и индивидуальные занятия по закреплению пройденного материала. Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершению обследования и условно делится на несколько этапов . а) Подготовительный этап – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к кропотливой и длительной коррекционной работе; б) Формирование произносительных умений и навыков устранять дефектное звукопроизношение, развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически, формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе. Постановка звуков. Работа по постановке звуков проводится только индивидуально. Автоматизация поставленного звука в слогах: Автоматизация каждого исправленного звука по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе детей со сходным дефектом. Автоматизация звуков в словах. Автоматизация поставленных звуков в предложениях. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в монологах и диалогах, играх, развлечениях, экскурсиях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности).

в) Совершенствование фонематических процессов и звуковой аналитическо-синтетической деятельности параллельно с коррекцией звукопроизношения у ребенка. г) Развитие (совершенствование) психологической базы речи ребенка на отработанном в правильном произношении лексическом материале. д) Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых ребёнком звуков на основе лексико-грамматических упражнений, заданий для развития просодической стороны речи, при обучении рассказыванию и т.д. Закрепление правильного произношения ребенка в самостоятельной ( не заученной, не повторяемой вслед за взрослыми!) речи происходит на последнем этапе. Пока ребенок не будет правильно употреблять звуки в самостоятельной речи, их автоматизация не может считаться законченной, а произношение исправленным.

Поэтому на заключительном этапе автоматизация звуков речи очень важен контроль за правильным произношением со стороны родителей. Он необходим в тех случаях, когда самоконтроль ребенка за речью еще не сформирован. К концу III периода обучения в подготовительной к школе группе ребенок должен знать и уметь: – исключать 4-ю лишнюю; – выполнять звукослоговой анализ слов типа СГССГ, СьГСГС , СГСГ, СГСьГС . Умел характеризовать звуки. Делить слова на слоги; – придумывать предложения из 5-6 слов ( например: слово признак, слово предмет, слово действие, предлог, слово предмет); – составлять рассказ по серии предложенных картинок, самостоятельно выкладывать логическую цепочку, озаглавливать рассказ;

– находить предыдущее и последующее число. (больше – меньше на один); – Составлять и решать арифметическую задачу ( на сложение и вычитание), выделяя ее части; – рассказывать стихотворения; Чаще всего затруднения возникают при выполнении звукослогового анализа слова. Для того, чтобы помочь родителям в выполнении этого задания предлагается данная «Шпаргалка для родителей»

Шпаргалка для родителей. Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:  Наша речь состоит из предложений.  Предложение — это законченная мысль.  Предложения состоят из слов.  Слова состоят из звуков.  Звук — это то, что мы слышим и произносим.  Буква — это то, что мы видим и пишем.  Звук на письме обозначается буквой.  Звуки бывают гласные и согласные.  Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.  В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].  На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.  Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

 Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» — соответствуют звукам.  Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [ йа ], «ю» — [ йу ], «е» — [ йэ ],«ё» — [ йо ]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла) ; после гласного звука (маяк, заюшка ) ; после мягкого и твердого знаков (семья, подъем) . В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о] (береза, мяч) .  Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.  Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло. .

 Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].  Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].  Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.  Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).  Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].  Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].  Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.  Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом

Уважаемые родители! Дополнением к данной шпаргалке и для более полного и наглядного освоения материала по обучению грамоте учителями-логопедами МБДОУ №268 была разработана дидактическая игра «Играем вместе».

Для родителей

Консультации для родителей

Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и качества выполнения домашних заданий.

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Задача родителей – вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Дошкольный возраст – решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.

Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
Развитие речи – сложный процесс. Целью домашних занятий является закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, а также общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Цель: познакомить родителей с особенности и речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей ребенка.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Характеристика речевого развития

  • Уровень развития речи детей в 2 года
  • Уровень развития речи детей в 3 года
  • Уровень развития речи детей в 4 года
  • Уровень развития речи детей в возрасте 5 лет
  • Уровень развития речи детей в возрасте 6 лет

Памятки для родителей

  • Полезные советы для неравнодушных родителей
  • Требования к речи первоклассников
  • Комплексы артикуляционной гимнастики
  • Рекомендации по выполнению заданий логопеда
  • Обогащаем словарный запас
  • Рекомендации логопеда на летний период
  • Правила занятий с ребенком дома

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

Когда ребенок должен начать говорить?

Примерно с шести – семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» – это тоже слова!)

К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

Когда следует начинать занятия?

Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

Календарь посещения логопеда

  1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
  2. В возрасте 1 года – логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
  3. В возрасте 2ух лет – логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
  4. В 3 года – логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
  5. В 4 года – логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
  6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

    «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

    • Главная |
    • Для родителей
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: