Речевые игры как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи

Речевые игры как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи

Речевые игры являются одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативной компетентности дошкольников с нарушениями речи.

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека, которое строится в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, где основным результатом деятельности образовательной организации становится не система знаний, умений, навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. В дошкольном возрасте начинают закладываться ключевые компетентности, основной из которых является коммуникативная. Проблема формирования коммуникативной компетентности находится в центре внимания педагогов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

Формирование коммуникативной компетентности у детей с нарушениями речи затруднено, т.к. речевое недоразвитие является первичным в структуре дефекта данной категории детей. Наблюдения за воспитанниками в детском саду позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Они не умеют выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, спокойно отстаивать свою точку зрения. Также отмечается недостаточность общей культуры поведения. Дошкольники не могут вести разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме. С учетом этого очевидна актуальность проблемы формирования у дошкольников с речевыми нарушениями коммуникативной компетентности.

Однако в педагогической практике на современном этапе образования обозначился ряд противоречий:

  • противоречия между традиционными подходами к воспитанию детей с речевыми нарушениями и новыми требованиями к образовательному процессу, изложенными в ФГОС ДО;
  • организация образовательного процесса предполагает активное включение в социально-коммуникативное развитие ребёнка родителей, однако позиция современного родителя демонстрирует равнодушное отношение к образовательному процессу;
  • современной идеологией образования, ориентирующего личность на самостоятельный поиск новых решений, непрерывное образование «через всю жизнь», и недостаточно развитой мотивацией общения, низким уровнем самостоятельной познавательной, речевой деятельности у детей с нарушением речи.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.

Условиями, необходимыми для развития коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями являются:

  • социальная ситуация развития ребенка;
  • совместная деятельность (ведущая игровая);
  • обучение (на основе игровой деятельности).

На основе проведенного анализа, можно сформулировать проблему: самостоятельно у детей с нарушениями речи не формируется коммуникативная компетентность, следовательно, необходима систематическая работа по овладению коммуникативными универсальными учебными действиями. А учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативной компетентности дошкольников с нарушениями речи.

Таким образом, целью деятельности педагога (логопеда, воспитателя) является формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с речевыми нарушениями в игре.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

  • использование новых форм работы по формированию коммуникативной компетентности;
  • привлечение внимания и активное включение в образовательный процесс родителей дошкольника;
  • создание условий для реализации коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения.

В процессе совместной образовательной деятельности у дошкольников с нарушениями речи необходимо сформировать следующие коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения;
  • умение оформлять коммуникативное намерение высказывания в соответствии с определенным видом общения и речевым жанром;
  • умение ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета;
  • умение позитивно реагировать, используя средства невербального общения в речевой ситуации, для достижения положительного результата;
  • умение корректировать собственное речевое поведение.

Коммуникативная деятельность осуществляется в процессе использования ситуаций реального общения; при организации активной творческой деятельности; в коллективных формах работы; в проблемных ситуациях; в речевых играх; в творческих заданиях, предусматривающих вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.

Этапы работы по формированию коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи.

Основная задача первого этапа – вызвать коммуникативную потребность. Данная задача реализуется при соблюдении следующих условий:

  • смена авторитарного стиля общения на демократический;
  • соблюдение определенной системы правил, постепенно вводимых в образовательный процесс;
  • активное участие детей в организации совместной деятельности, выборе вида деятельности;
  • проведение рефлексии – обсуждение с детьми основных моментов деятельности, выяснение их мнения.

Первый этап работы включает:

  • формирование положительного настроя на совместную деятельность;
  • привлечение внимания к сверстникам;
  • обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;
  • введение невербальных средств общения.

Основная задача второго этапа – формирование представлений о правилах и способах эффективного общения.

Второй этап работы включает:

  • дальнейшее развитие невербальных средств общения;
  • обогащение способов эмоционального реагирования;
  • формирование представлений о правилах общественного поведения и умения осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений.

Задача третьего этапа – автоматизация выработанных умений в игровой и свободной деятельности.

Коммуникативные умения третьего этапа работы:

  • активно вступать в диалог;
  • уметь задавать вопросы, слушать и понимать речь;
  • строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт;
  • ясно и последовательно выражать свои мысли;
  • пользоваться формами речевого этикета;
  • регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.

У детей дошкольного возраста с нарушениями речи не сформирована коммуникативная компетентность, недостаточно определены и целевые ориентиры. Поэтому педагогу необходимы новые формы работы.

Одной из таких форм являются речевые игры. Игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Организация игровой деятельности в образовательном процессе является требованием ФГОС ДО. Использование речевых игр в коррекционно-развивающей работе имеет свои особенности и преимущества:

  • соответствие дидактическим принципам:
  • развивающего образования;
  • практической применимости;
  • полноты, необходимости и достаточности (речевой материал подобран с учетом возраста детей);
  • интеграции образовательных областей;
  • комплексно-тематического построения образовательного процесса;
  • наглядность (картинки, презентации);
  • эффективное использование полученных знаний;
  • возможность удерживать внимание и интерес дошкольников;
  • подходят для использования в совместной деятельности взрослых и детей;
  • возможность учитывать индивидуальные особенности детей.
Читайте также:
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития ребенка

Речевые игры могут быть направлены на:

  • развитие умения устанавливать контакт с собеседником: «Как можно нас назвать по-разному?», «Комплимент»;
  • своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;
  • развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
  • развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;
  • развитие умения выслушать собеседника: «Испорченный телефон»;
  • регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
  • развитие умения понимать эмоциональное состояние собеседника: разговор по телефону со сказочными персонажами; произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично;
  • развитие умения подмечать желания другого человека: «Подари подарок другу»
  • развитие умения вести диалог с взрослым или сверстником: диалог с дежурным, диалог с поваром;
  • развитие умения получать необходимую информацию в общении: «Составь рассказ по плану».

Следует отметить, что наиболее результативной будет та деятельность, в которой отмечается преемственность между педагогами и родителями.

Таким образом, речевые игры должны быть включены в образовательный процесс, так как они являются средствами формирования коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, в обществе. Формирование данных компетентностей — важное условие нормального психического развития ребенка с нарушением речи, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

  1. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы //Дошкольное воспитание. 1998. № 6, с.86 — 89.
  2. Волков Б.С. Воспитание в ребенке самостоятельности, решительности и ответственности //Воспитатель. 2011. № 4, с. 114-120.
  3. Ворошинина Л.В. Совершенствование творческого рассказывания детей шестого года жизни // Воспитатель. 2011. № 5, с. 73-76.
  4. Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О.Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. 2003. №2, с.12-16.
  5. Ельцова О. Детское речевое творчество как условие полноценного общения // Дошкольное воспитание. 2009. № 12, с. 21-24.
  6. Емельянова Н.И. Воспитание положительного отношения детей к школе // Воспитатель. 2010. № 10, с. 61-67.
  7. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010.
  8. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2005.
  9. Меркулова О.Н. Игровые задания по развитию речи и плоскостному ориентированию // Ребенок в детском саду. 2012. № 2, с.9-10.
  10. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.3049-13.
  12. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Программно-методические рекомендации. – М., 2009.
  13. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М., 2008.
  14. Чаладзе Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи / intel. innovation in education /

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 29.06.2014

Статья просмотрена: 6489 раз

Библиографическое описание:

Красовская, Е. В. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. В. Красовская, А. Н. Данилова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5948/ (дата обращения: 18.01.2022).

Проблема компетентности и ее формирования стало актуальной в последние годы в связи с введением в теорию и практику образования компетентного подхода. Большой вклад в разработку проблем компетентности в целом внесли отечественные исследователи: Л. П. Алексеева, И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.

Термин «компетентность» означает разный смысл и понятие «компетентность» этимологически связано с понятием «компетенция». Втолковом словаре под редакцией Д. И. Ушакова видны различия между понятиями компетентность и компетенция:

«компетентность» — осведомленность, авторитетность;

«компетенция» — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий [7].

В последнее время, как в зарубежной, так и в отечественной психологии достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражаются в понятии «коммуникативной компетентности».

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова) [2, с.5].

Коммуникативнаякомпетенция является сложным, многокомпонентным образованием, которая начинает свое развитие в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте приобретает большое значение развитие личности в системе образования, ее базисных черт: детской компетентности, креативности, инициативности, активности, самостоятельности, коммуникабельности.

Читайте также:
Задания логопеда по теме (Осень)

Коммуникабельность — это [лат. communicatio — общаться] — готовность и умение легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими [7].

Термин «коммуникация» многозначен и определяется в исследованиях по-разному. В работах С. Л. Рубинштейна под коммуникацией понимается сообщение или передача при помощи языка некоторого мысленного содержания [6]. И. А. Зимняя считает, что коммуникация — процесс двухстороннего обмена информации, ведущей к взаимному пониманию [4].

По мнению М. И. Лисиной [5], развитие общения со сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов, качественно преобразуясь на каждом из них: первый этап — эмоционально-практическая форма общения (2–4 года жизни); второй — ситуативно-деловая форма общения (4–6 год жизни); третий — внеситуативно-деловая форма общения (6–7 лет). В основе этого преобразования лежит изменение содержания коммуникативной потребности.

Коммуникация может быть речевой и неречевой. Речевая коммуникация происходит в рамках коммуникативной ситуации (Арушанова А. Г.). Коммуникативная ситуация — это ситуация речевого общения двух и более людей. Речевое общение происходит по законам того или иного языка, который представляет собой целостную систему фонетических (графических), лексических, грамматических и синтаксических средств и соответствующих им правил речевого общения (правил речевой коммуникации). Именно формирование функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи — диалога и монолога [1].

Коммуникативная компетенция включает в себя следующие компоненты:

– коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);

– способность к эмпатии (умение сопереживать, чувствовать другого);

– способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);

– культура вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, техникой аргументации и введение спора, соблюдение речевой дисциплины, использование невербальных средств).

Особого внимания заслуживает особенности формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Дети данной категории даже в большой степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции, т. к. нарушения речевой функции приводят к нарушению процесса коммуникаций, что в свою очередь ведет к недоразвитию коммуникативной компетентности в целом. Проблемой общего недоразвития речи занимались многие исследователи, среди них Л. С. Волкова, Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина и др. [3].

Л. С. Волкова, Н. С. Жукова в своих исследованиях показали, что под общим недоразвитием речи понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При общем недоразвитии речи наблюдается позднее проявление речи, скудный запас слов, дефекты произношения и фонемообразования.

Р. Е. Левина отмечает, что речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя языка) у детей с нормальным слухом и относительно сохраненным интеллектом. В группу с ОНР объединяются дети с различными формами речевых нарушений (дизартрия, алалии, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по указанным компонентам. Отметим, что недостатки речевого развития (фонематического и словарного) детей с ОНР поддаются коррекции и развитию, но это происходит более медленными темпами, чем развитие других коммуникативных навыков, таких как — контактность в общении, инициативность, доброжелательность, взаимодействие, использование невербальных средств общения.

К особенностям коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР относятся:

– наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики, фразеологии;

– характерно меточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактно — обобщенным значением;

– словарный запас ниже, чем у детей без речевой патологии;

– трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;

– недостаточная дифференциация звуков на слух;

– низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту.

– нарушение фонематического восприятия;

– снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи) незаинтересованность в контактах и т. д.

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников является: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослым и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

Свою работу мы строим в соответствии со следующими задачами:

– формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;

– усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств её выражения;

– обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.

Система развития коммуникативной компетенции дошкольников с ОНР включает в себя: диагностический материал по развитию связной речи, формированию коммуникативных навыков, формированию языковой и речевой компетентности старших дошкольников; план логопеда и воспитателя по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР. В планах описывается включение дошкольников с ОНР в различные формы ознакомления с коммуникативными навыками, повышение коммуникативной культуры. Одним из разделов плана является раздел, посвященный работе с родителями.

Читайте также:
Характеристика речи воспитанника

В процессе работы с детьми создается коммуникативно-игровая среда, воздействующая на личность ребенка. Коммуникативно-игровая среда представляет собой игровое пространство, смоделированное таким образом, что дети были вынуждены вступать в общение. Сначала педагоги учат ребенка использовать материалы коммуникативно-игровой среды, обучают их определенным совместным действиям, что способствует активизации общения.

Перечислим методы и формы работы с дошкольниками с ОНР, которые активно используются в работе: игры — соревнования, игры — драматизации, подвижные игры, творческие игры, игры — инсценировки, сюжетно — ролевые игры, беседы, инсценировки, свободное и тематическое рисование, чтение художественных произведений и обсуждение стихов; импровизация; рассказы детей; мини-конкурсы, литературные викторины и др.

Дети имеют возможность заниматься какой-либо деятельностью в присутствии сверстника. Опыт такого свободного контактирования способствует взаимодействию в ситуации, когда несколько детей выполняют одну и ту же работу (рисуют, делают поделки, играют). Более тесный физический контакт побуждает к возникновению разговоров, а нередко к согласованию замыслов, действий.

Следует отметить, что наибольшую ценность представляет, прежде всего, игра- импровизация по мотивам сказки. Именно в ней дети проявляют самостоятельность в наибольшей мере. Детям нравится многократно возвращаться к одним и тем же текстам, особенно если появляются новые элементы костюма, декорации, игрушки. Это способствует хорошему запоминанию диалога. Также используются задания по составлению рассказов. Педагоги побуждают детей к высказываниям из личного опыта. Это разнообразные вопросы: «У кого зайчик просил помощи?», «Кто повстречался с зайчиком?», «А если ты повстречаешься с зайчиком, что ты скажешь?» (инсценирование русской народной сказки «Лубяная избушка»).

Детям старшего дошкольного возраста очень нравится сочинять истории по типу народных сказок, где главный персонаж по очереди встречает разных зверей и разговаривает с ними: «Как медвежонок искал друга», «Чья мама?» и др. Здесь возникают повторяющиеся диалоги персонажи, которые помогают детям импровизировать на заданную тему.

Таким образом, предпочитаемым видом коммуникативной деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи является ежедневное общение, выступающее на фоне совместной игровой деятельности. Коммуникативная активность дошкольников с ОНР представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, планирование ситуации общения) с учетом специфики протекания речевого нарушения.

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Метод. пособие для воспитателя.- 2-е изд., испр. и доп.- М.,2005.- 128 с.

2. Детский сад: теория и практика № 3/2013 (журнал). Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

3. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: «Просвещение», 1990. — 239 с.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. — 384 с.

5. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997.- с.291–300.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие / С. Л. Рубинштейн — СПб.: Питер Ком, 1999. — 418 с.

Речевые игры, как средство развития коммуникативной компетентности у воспитанников детского дома в дошкольном возрасте

Краевое государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Специальный (коррекционный) Детский дом № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

(КГКОУ Детский дом 2)

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Коммуникативная компетентность рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности. Дошкольники, воспитывающиеся в детском доме, как правило, отличаются низкой сформированностью коммуникативных умений и навыков. Это объясняется в первую очередь состоянием детей, характеризующимся задержками психического развития и тяжелыми нарушениями речи. Поэтому необходима специальная коррекционная помощь детям, которая строится по принципу учета ведущей деятельности.

К оммуникативная компетентность представляет собой единое сложное образование, состоящее из трех компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого. Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение, а также эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми. Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию , внимание к переживаниям и действиям окружающих людей ( эмпатию ). Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность , адекватность в общении, организаторские способности. Следовательно, под коммуникативной компетентностью понимается адекватная реакция детей на происходящее вокруг, их адекватный эмоциональный отклик на возникающие ситуации в общении , проявление своих эмоциональных состояний принятыми в человеческом обществе средствами и адекватным социальным поведением. Именно вышеперечисленные составляющие являются необходимым условием успешности развития ребенка с задержкой психического развития ( ЗПР ), его подлинной интеграции в общество и, прежде всего, подготовленности к школьному обучению.

Коммуникативная готовность воспитанников детского дома с ЗПР имеет свои особенности, обусловленные не только нарушениями интеллектуального и речевого развития, но и предрасположенностью к закреплению дезадаптивных форм поведения, препятствующих становлению общения с окружающими людьми. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими.

Возможно ли формирование коммуникативной компетентности детей данной категории на протяжении старшего дошкольного возраста? Опыт работы с детьми детского дома показывает, что успешное овладение речевыми средствами повышает уровень не только речевого, но и когнитивного, эмоционального развития ребенка, которые в свою очередь формирует его коммуникативную компетентность.

Читайте также:
Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях

Значительным потенциалом в формировании коммуникативной деятельности обладают речевые игры и упражнения, поскольку в них ребенок не просто выполняет общие для всех правила, задания, но и активно взаимодействует со сверстниками и педагогом. Посредством применения игры и отдельных игровых действий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в развитии коммуникативных навыков у детей, воспитывающихся в детском доме.

Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач:

1. Психологически готовят детей к речевому общению.

2. Тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

3.Формируют поведение дошкольников в ситуации общения.

Речевые игры и упражнения стимулируют инициативу и самостоятельность детей. У детей формируется умение ориентироваться в ситуации общения, умение поддержать и установить контакт с педагогом, перенять знания друг у друга.

Можно сделать вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Любая задержка в речевом развитии является препятствием для полноценного общения ребенка. Речевые игры, упражнения являются эффективным средством не только для коррекции речевых недостатков, но и для формирования коммуникативных навыков.

ИГРЫ С ГРАММАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ.

Цель. Воспитывать у детей инициативность, организаторские способности, эмоции самовыражения. Образовывать наименования действующего лица по роду деятельности.

Материал. Игрушки: дударь, вышивальщица, плясунья, хокке­ист, моряк, рыболов, турист (пешеход) и т. д. Микрофон, указка.

На столе игрушки.

— Сегодня будет экскурсия в наш музей игрушек. Это иг­рушки не простые. Их делали художники, чтобы ими любо­ваться, дарить друзьям на память как сувенир.

— В музее, на выставке обычно бывает экскурсовод, ко­торый рассказывает об экспонатах выставки. Проходите на выставку, рассмотрите экспонаты. (Дети рассматривают. Переговариваются.) Кто из вас хочет быть экскурсоводом? Пожалуйста, вот указка, микрофон. Расскажи о какой-нибудь одной игрушке. Какая она? Из чего сделана? Как называется?

Так по очереди дети становятся гидами и рассказывают об игрушках.

— Сейчас мы с вами тоже станем игрушками. Будем за­водными игрушками. Придумайте, кто какой игрушкой будет. Когда заводную игрушку заводят, она начинает двигаться. До­гадайтесь, как игрушка называется. Дети по очереди изображают характерные движения. Ос­тальные отгадывают, кого изобразил ребенок. В случае за­труднения педагог подсказывает ребенку, какое движе­ние он мог бы изобразить.

В дальнейшем игра в загадки проводится как самостоятельная игра, в которой дети сами загадывают загадки друг другу и педагогу. Для активизации детей вводится правило: следующую загадку загадывает тот, кто правильно отгадал предыдущую.

— Посмотрите на картинки. Кто хочет получить картин­ку—пусть расскажет об этом предмете: что это, какой он, что умеет делать или, что с ним можно делать. (Педагог вызывает желающих. В случае необходимости оказы­вает помощь, задавая наводящие вопросы или подсказывая начало фразы.)

Педагог раздает детям картинки.

— Поиграем с картинками по-другому. Я буду задавать раз­ные вопросы. Отвечать на них можно только тем словом, которое называет вашу картинку. Например: у меня на кар­тинке «самолет». Что я ела на завтрак? — Самолет. Сколько мне лет? Пятьдесят самолетов. Поняли?

— Сколько тебе лет?

— Чего у тебя много?

— Сколько у тебя ног?

— Сколько у тебя волос на голове?

— Что ты ел на завтрак?

— Чем ты умывался?

— Что ты подаришь своему другу?

— Сколько лет твоей бабушке?

— Сколько у тебя друзей? И так далее.

По желанию роль ведущего выполняют дети. Педагог подсказывает в случае затруднения.

Цель. Формировать у детей умение внимательно слушать, с оотносить собственные действия с действиями других. Упражнять в составлении предложений по струк­турной схеме.

Каждый ребенок изображает слово. Воспитатель:

— Пусть Петя изображает слово «медвежонок», Оля—слово «лю­бит». Какое третье слово выберем? (Мед.) Прочитаем предложе­ние: «Медвежонок любит мед». Поменяем местами второе и тре­тье слово. Что получилось? (Медвежонок мед любит.) Пусть теперь первое слою станет последним. Что получится? (Мед любит мед­вежонок.) Заменим слово «мед» другим. Коля будет теперь сло­вом «кувыркаться». Прочитайте предложение. (Кувыркаться лю­бит медвежонок.) А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться.)

— Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, медвежонок любит малину, медвежо­нок спит. )

Разговор по телефону

Цель. Формировать поведение ребёнка в совместных действиях, в ситуации общения. Образовывать формы глагола звонить.

Материал. Медвежонок, ослик, кровать, телефон.

Педагог обращается к детям:

— Расскажу вам историю, которая приключилась с медве­жонком. Спит наш медвежонок в постели и не слышит, что телефон звонит. Мишка спит и спит, а телефон звонит и зво­нит. Мишка, телефон звонит! Не слышит. Скажем громко вместе: «Мишка, телефон звонит».

— Молодцы, громко сказали. Только Мишка все равно не услышал. Повернулся на другой бок и спит. Мишка спит, а телефон звонит. Давайте скажем Мишке громко: «Телефон звонит». (Повторяют все вместе.)

— Ну что ты будешь делать! Снова не слышит. Разоспал­ся медведь. Спрятал голову под подушку. Не хочет просы­паться. Ну-ка, Сережа, растормоши медведя, скажи ему: «Про­сыпайся, Мишка, телефон звонит». Давайте еще раз скажем: «Телефон звонит».

-Ну вот, наконец-то проснулся. Вставай, лежебока. Те­лефон звонит.

Медвежонок. Алло! Слушаю.

Ослик. Здравствуй, Мишка. Почему так долго не под­ходил к телефону?

Медвежонок. Я спал.

Ослик. Давай с тобой сегодня пойдем в зоопарк.

Педагог предлагает медвежонка кому-нибудь из де­тей, чтобы тот говорил за него. За ослика говорит взрос­ лый. Если ребенок молчит, педагог задает ему наводя­щие вопросы: «Ты был когда-нибудь в зоопарке? А кого ты там видел? Хочешь посмотреть обезьян? Знаешь, что они умеют делать? Видел ли ты в зоопарке слона? А тигра?». И так далее.

Читайте также:
Зачем лисе хвост - конспект и презентация

Цель. Учить детей п редвидеть поведение другого человека. Понимать и соотносить с движением глаголы, образованные приставочным способом.

Выбирают Смешинку при помощи считалки:

Между нами вышел спор.

Кто затеял, позабыли

И не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

Ребенок, которому досталась эта роль, смешит других де­тей: копирует движения медведя, хитрой лисы, трусливого зайца, неожиданно чихает, поет, говорит смешное стихотворение и т. д. Дети должны не поддаваться. Сме­шинке – тот, кто засмеется, платит фант. Если фантов око­ло десяти, их разыгрывают. Педагог придумывает движе­ния-задания: пройти прямо, спуститься вниз, влезть, залезть, пролезть, спрыгнуть, наклониться, перешагнуть, перепрыгнуть, присесть и пр. Ребенок, ко­торый неправильно выполняет заданное действие, не полу­чает фант. В этом случае фант разыгрывается повторно ли­бo на помощь приходит второй ребенок, который сумеет выполнить задание.

Все игры с разыгрыванием фантов интереснее проходят и осваиваются в разновозрастном коллективе, когда игровой опыт естественным образом передается от старшего ребенка к млад­шему. Поэтому жела­тельно организовывать такую игру, приглашая к общению детей из разных групп (на участке, в музыкальном зале). Если игры органи­зуются сразу с малышами, в них поначалу взрослый сам берет на себя как организацию, так и придумывание заданий.

Все наоборот

Цель. Учить э ффективно решать различные проблемы. Образовывать глаголы с противоположным значе­нием при помощи приставок.

Материал. Две обезьянки.

Педагог обращается к детям:

– Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей.

Вот послушайте (рассказ сопровождается движениями игрушек): «У мамы-обезьяны были две дочери. Старшую звали Послуш­ница, а младшую Упрямица. Упрямица любила все делать на­оборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица. откроет».

Интонацией незавершенности педагог стимулирует детей к ответу. Аналогично обыгрываются пары слов: прине­сет – унесет, пришьет – оторвет, вычистит – испачкает, по­весит – снимет, замолчит – заговорит и т. д.

Можно продолжить стихотворением В. Берестова «Непо­слушная кукла»:

Ее просят танцевать,

Она лезет под кровать.

Что за воспитание!

Все играть – она лежать,

Все лежать – она бежать.

Что за воспитание!

– Дети, с кем бы вы хотели играть – с Послушницей или Упрямицей? А что же делать Упрямице? (Высказывания детей.) Сейчас я прочитаю стихотворение, в котором писательница предлагает упрямым детям исправиться.

Читает стихотворение «Делайте наоборот»:

Если ВЫ очень УПРЯМЫ,

­Не вам помогает мама,

ВЫ помогаете! Вот.

-Теперь Упрямица станет помогать маме, и ее не будут больше так называть.

Мы – ЭРУДИТЫ

Цель. Развитие адекватности в общении. Учить детей рассуждать, аргументировано высказываться; образовывать наименования с уменьшительно-ла­скательными суффиксами.

Материал. Фланелеграф. Картинки: кошка, собака, кури­ца, цыпленок, лягушка, белка, санки, сосульки, почки, ба­бочки, раки, кит. Синий и зеленый кружок. Мяч.

Дети делятся на две команды. Педагог загадывает загадки, за отгадывание которых игроки получают очки. При этом сле­дует не только назвать отгадку, но и объяснить ее. В конце игры определяется команда-победительница.

Развитие речи через коммуникативные игры

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 4 ,г.Лыткарино

учителя – логопеда Михеевой С.В.

“Развитие речи через коммуникативные игры”

“Развитие речи через коммуникативные игры”

Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. При нарушении связной речи часто отмечаются коммуникативные трудности, отклонения в познавательном развитии. Для гармоничного развития ребёнка необходимо комплексное воздействие на речевые и личностные сферы . Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, а также для ускорения процесса постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, необходимо включать логопедическую работу использование различных коммуникативных игр. Педагогическая целесообразность использования коммуникативных игр в обучении и воспитании позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.

Развитие речи и профилактика речевых нарушений через общение в процессе игры. Развитие умения общаться друг с другом, со взрослыми.

– активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй ;

– дать элементарные сведения о культуре общения через коммуникативно – речевые ситуации, игры и упражнения, стимулировать развитие диалогической и монологической речи;

– развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи;

– создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через игру;

– углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;

-совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди учителей и родителей.

Участники:

учащиеся 1 класса школы , учитель-логопед, учителя начальных классов, музыкальный руководитель, педагог психолог, воспитатель ГПД, родители.

Приёмы и методы:

Наглядные (использование макетов, пособий, дидактических игр, предметных, сюжетных картинок) ; практические ( упражнения, моделирование, игровые приемы) ; словесные ( беседы, рассказы, инсценировки).

Длительность: краткосрочный – 1 месяц ( 2 раза в неделю).

I Этап. Подготовительно-информационный.

1. Календарно-тематическое планирование на месяц.

Читайте также:
Звук и буква Б - Конспект фронтального логопедического занятия

Подгрупповые занятия. Всего – 8 часов ( 2 раза в неделю).

Игры и упражнения

Различение гласных звуков и букв.

Звуки Р-РЬ в речи.

Домашние животные и их детёныши.

Дифференциация звуков и букв.

Закреплять понятия “гласные -согласные”,различать гласные буквы и звуки, определять последовательность и место звука в слове.

Расширять и систематизировать словарь по теме, закреплять правильное употребление падежных окончаний, развивать связную речь. составлять описания по схеме.

Закреплять правильное произношение звука Р словах,фразах. Определять место звука в слове,развивать фонематическое восприятие.

Расширять словарь по теме. Правильно согласовывать слова в речи. Образовывать относительные прилагательные.

Расширять и обогащать словарь, по теме,образовывать родственные слова, составлять связный текст по серии картинок.

Закреплять правильное произношение звуков в связной речи. Развивать силу голоса, интонацию. Учиться работать коллективно.

Расширять словарь по теме. Правильно согласовывать слова в речи, составлять распространенные предложения. Учиться составлять рассказ-описание.

Закреплять умение находить заданный звук в слове, определять последовательность звуков в слове, развивать навык звукового анализа и синтеза.

Д/И и упражнения:

“Угадай слово”, “Найди место звуку”, “Собери цепочку”, “Найди себе пару”. Логоритмика. Д/и “Кто где живёт”, лото- “Дикие животные”, игра “Опиши и расскажи”, игра-пантомима-“Покажи и отгадай”

Д/И “Найди картинку”,”Эхо, звуковое лото, игра “Договори фразу”, Логоритмика.

Д/И”Опиши предмет”, “Одень товарища”, “Один-много”, “Что из чего”, “Собери чемодан”.

Серия картинок по теме для коллективной работы. Логоритмические упражнения.

Д/И “Что где растет”.

Серия слайдов по рассказу “Рома и огород”

Д/И “Домашние животные”, “Загадай загадку”, лото- домашние животные, игра-пантомима-“Покажи и отгадай”.

Д/И “Собери слово”, “Собери цепочку из слов”. Коллективная игра “Живое слово”.

2. Взаимодействие с педагогами гимназии .

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса, а также за счет совместного решения образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Это взаимодействие между : учителем – логопедом; учителем начальных классов; педагогом-психологом; музыкальным руководителем; воспитателем ГПД (группы продленного дня); родителями.

1. Учитель совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом изучают детей.

Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей .

2. Воспитатель ГПД использует во внеурочное время игры, чтение литературы, инсценировки сказок, отработанных на коррекционных занятиях с детьми.

3.Учитель музыки на своих уроках и во время внеурочной деятельности использует игры, стихи, потешки, чистоговорки а также логоритмические упражнения, чтобы расскрыть и реализовать возможности детей, посещающих коррекционные занятия.

4. При взаимодействии с родителями, основная задача педагогов помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-логопед и о единстве требований педагогов и родителей.

3. Методы и приёмы на развитие коммуникации.

1. Наглядные методы:

– рассматривание предметных, сюжетных, серий картин;

– использование макетов и пособий;

– прослушивание магнитофонных записей.

2. Словесные методы:

3. Практические методы:

– моделирование знаков, схем ;

II Этап. Практический – познавательный.

1. Особенности речевого развития учащихся.

Учащиеся 1 классов ( 6-7 летнего возраста ) имеют в основном нерезко выраженное ОНР или ОНР III уровня.

Отличительной особенностью детей с ОНР этого уровня является нарушение формирования навыков связной речи, обусловленное недоразвитием основных компонентов языковой системы, фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов, а также недостаточной сформированностью звуковой и смысловой стороны речи.

В целом в речи этих детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звукослоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков.

Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно обогащается за счет существительных и глаголов. Вместе с тем в процессе речевого общения часто имеет место неточный подбор слов.

Дети этого уровня речевого развития используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих временные, пространственные, причинно-следственные отношения, появляются выраженные нарушения.

Характерными для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается еще большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа, смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах, замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже, склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода, неправильные падежные окончания слов женского, ошибочные ударения в слове, нарушение дифференциации вида глаголов, ошибки в беспредложном и предложном управлении, неправильное согласование существительного и прилагательного.

На этом уровне речевого развития наблюдаются и нарушения словообразования. Эти нарушения проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование.

Звуковая сторона речи детей, находящихся на этом уровне речевого развития, незначительно нарушена. Исчезает смазанность, диффузность произношения артикуляторно простых звуков. Остаются лишь нарушения произношения некоторых артикуляторно сложных звуков. Слоговая структура слова воспроизводится правильно, однако еще остаются искажения звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных . Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов.

Фонематическое развитие характеризуется отставанием, что проявляется в трудностях овладения чтением и письмом.

2.Перечень методик коммуникативного развития:

– Методика изучения коммуникативных умений детей (М. В. Корепанова, Е. В.Харламова,Москва(2005г.); – Развитие коммуникативной компетентности через диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры; И.А. Лыкова(2008); – Методика«Маски». М. В. Корепанова, Е. В. Харламова, Москва (2005г.); – Здоровьесберегающая коммуникативная среда. В.Н. Чиркова (2005); – Рыбак Е. В. Игротека. Оздоровительные игры и упражнения для детей и взрослых. Методические рекомендации. 1997. ; – Игра, как средством формирования коммуникативной компетентности. Г.А. Саитова, 2012; Н.Н. Кулиш, 2011; С.С. Мальцева, 2012; С.А. Мурзина, 2011); – Методики, которые за основу своей работы берут народную сказку. Они считают, что одним из способов расширения языкового поведения, формирования коммуникативных умений личности дошкольника является диалогическое общение на основе произведений устного народного творчества. Д.Н. Дубина, Ю.А. Судаплатова (2013); – Рыбак Е. В. Игротека. Речевые ритмические и коммуникативные игры для дошкольников. Методические рекомендации . 1996 – Рыбак Е. В. Вместе. Программа развития коммуникативной сферы старших дошкольников средствами эмоционального воздействия. 1997.

Читайте также:
Развивающие игры Никитиных в работе с детьми с нарушениями речи

3. Картотека коммуникативных игр.

Цепочка слов

Цель: развитие слухового восприятия.

Возраст: 5-7 лет. Для детей с ОНР, ФФН.

– Собери чемодан

Цель: развитие слухового восприятия.

Возраст: 5-7 лет. Для детей с ОНР, нарушением произношения.

Цель: развитие слухового восприятия.

Возраст: 5-7 лет. Для детей с ОНР , ФН, ФФН.

Взаимное цитирование

Цель: развитие слухового восприятия, памяти.

Возраст: 5-7 лет. Для детей с ОНР, заикающихся.

Цель: учить детей задавать открытые и закрытые вопросы

Возраст: 5-7 лет. Для детей с ОНР.

Картинная галерея

Цель: учить детей задавать открытые и закрытые вопросы

Возраст: 5-7 лет. Для детей с ОНР.

Объясни Незнайке!

Цель: учить детей перефразировать сказанное, оставив главный смысл.

Возраст: 5-7 лет. Для детей с ОНР.

Назови слово

Цель: учиться излагать свои мысли, объяснять слова, явления.

Возраст:5-7 лет. Для детей с ОНР.

Художник слова

Цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично, описывать предмет.

Возраст: 5-7 лет. Для детей с ОНР, ФФН.

-Холодно – горячо

Цель: развивать связную речь, учиться описывать предмет, взаимодействовать с товарищем.

Возраст: 5- 7 лет. Для детей с ОНР.

– Поймай слово

Цель: развивать фонематический слух и восприятие, учиться взаимодействовать.

Возраст: 6-7 лет. Для детей с ФФН.

Цель: развитие выдержки и самоконтроля.

Возраст: 6-7 лет. Для конфликтных, гиперактивных детей.

– Сложи картинку

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Возраст: 5-7 лет. Для детей с ОНР.

– Руки знакомятся, мирятся, ссорятся

Цель: развивать умение выражать свои чувства, понимать чувства другого человека.

Возраст : 5-7 лет. Для детей с ОНР.

– Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Для детей с ОНР.

– Игра-ситуация

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

– Пойми меня

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

4. Фронтальное логопедическое занятие по теме:

“Звук Р в словах, словосочетаниях, предложениях” ( подгрупповое логопедическое занятие для младших школьников 7 лет)

Дата проведения : 21.02.2018 г.

Продолжительность : 45 мин.

Цель: автоматизировать звук Р в словах, словосочетаниях, предложениях;

развивать связную речь учащихся.

коррекционно-развивающие:– корригировать произношение; корригировать и развивать связную устную речь ( обогащение активного словарного запаса, развитие монологической речи через формирование связного высказывания); корригировать речевое дыхание; корригировать и развивать зрительное восприятие; корригировать и развивать слуховое восприятие; развивать общую и мелкую моторику (формирование умения согласовывать речь с движением, развитие ритмичности, плавности движений) ; развивать память, внимание, логическое мышление (установление логических и причинно-следственных связей).

образовательные: расширять словарь по теме “Овощи-фрукты”; совершенствовать навык словообразования; учить правильно согласовывать разные части речи в предложении; закреплять навык чтения.

воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение работать в сотрудничестве со сверстниками: воспитывать нравственные качества (взаимопонимание, трудолюбие, усидчивость).

Материал : демонстрационный – игрушка-мельница, схемы для описания предметов, схемы слов, слайды картинок для рассказа “Рома и огород”. Раздаточный – предметные картинки, таблички с именами, , Д/И “Что где растёт”, мяч.

Речевые игры как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи

Современные исследования в области теории и практики коррекционной педагогики демонстрируют существенно возросший научный интерес к проблеме междисциплинарного рассмотрения внутренней картины дефекта у детей с общим недоразвитием речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Н. Волковская, Т.И. Дубровина и др.) [3]. В связи с этим одной из актуальных задач исследования можно назвать поиск путей и условий формирования оптимальной коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности. Важность этой проблематики обусловлена, с одной стороны, возрастающим количеством таких детей, а с другой – активно протекающими процессами их интеграции в общеобразовательную среду.

Потребность ребенка с ОНР в освоении новых социальных ролей, новых действий, необходимость развития у них собственных социальных умений сочетается в дошкольном возрасте с его неспособностью овладевать в полном объеме коммуникацией как видом деятельности. Последствием этого могут стать множественные вторичные и третичные нарушения, в частности, ограничения в социально значимых контактах, замкнутость детей, чрезмерная конфликтность, неумение выразить и реализовать свои потребности, неготовность к обучению в школе, а затем – низкая успеваемость и многое другое.

В связи со сказанным была поставлена цель – изучить, обобщить и реализовать условия, повышающие эффективность формирования коммуникации дошкольников с ОНР (3 уровень) в процессе игровой деятельности.

Исследования в области специальной педагогики демонстрируют вариативные подходы к изучаемой проблеме. Так, Г.В. Чиркина приводит следующие данные об основных показателях сформированности коммуникативных умений у детей:

  • Ребенок проявляет осознанный интерес к общению
  • Ребенок активен, самостоятелен, общается в полную меру своих речевых возможностей и активно использует их для решения коммуникативных задач
  • Ребенок способен оказывать помощь партнеру по общению и прислушиваться к совету
  • Ребенок критически относится к результатам общения, правильно оценивает вклад каждого участника
Читайте также:
Особенности коррекционной работы по преодолению нарушений звуко-ритмической стороны речи

Каждому из перечисленных показателей условно соответствуют различные уровни сформированности умений:

  • Высокий – качества проявляются стабильно;
  • Средний – качества проявляются в результате напоминания, просьбы, требования;
  • Низкий – качества проявляются очень редко или отсутствуют [4].

Сравнительный анализ коммуникативной компетентности детей с сохранным и нарушенным развитием позволил О.В. Дзюба выделить следующие особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

  • снижение потребности в общении,
  • несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи),
  • незаинтересованность в контактах,
  • неумение ориентироваться в ситуации общения,
  • негативизм [1].

В то же время Л.Г. Соловьевой выделено два типа нарушения коммуникативного общения со взрослым у детей с речевыми нарушениями. Нарушение коммуникативной компетенции по первому типу отличается:

  • неактивностью детей в ходе диалога, низким количеством инициативных высказываний и неспособностью дать реактивную реплику, способную стимулировать собеседника к продолжению разговора (предпочтение невербальных и односложных ответов);
  • односторонним характером диалога, который поддерживается только за счет участия в нем взрослого;
  • неизменностью позиций в общении (взрослый – говорящий, ребенок – слушающий);
  • особенностями поведения детей в ситуации общения: робостью, неуверенностью, скованностью.

Вторая модель коммуникативной недостаточности имеет полярную симптоматику и характеризуется:

  • выраженной активностью детей в ходе беседы за счет появления большого количества инициативных высказываний и развернутого характера реакций;
  • снижением внимания к словам собеседника, что обусловило неадекватность реакции и инициаций;
  • нарушением структуры диалога, определяемым отсутствием речевой выдержки, преждевременностью речевых реакций, склонностью перебивать собеседника;
  • возможностью смены позиций “говорящий – слушающий” за счет появления собственных инициаций;
  • особенностями поведения детей в ситуации общения: импульсивностью, некоторой многословностью, суетливостью.

При этом, по мнению Л.Г. Соловьевой, степень выраженности речевого дефекта является важным, но не единственным фактором, обуславливающим формирование коммуникативного поведения детей по первому или второму типу [2].

Анализируя все вышеизложенное, можно говорить о вариативных проявлениях нарушения коммуникативной компетенции при общем недоразвитии речи. Такая сложная картина дефекта при ОНР приводит к дизонтогенезу процесса общения, что, безусловно, отрицательно сказывается на установлении и поддержании контактов со сверстниками и взрослыми. Следуя логике научного анализа, можно с большой долей вероятности предположить, что обозначенная выше проблема будет иметь серьезные негативные последствия на всем пути воспитания детей с ОНР как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

Теоретический анализ собранных материалов определил содержание и организацию экспериментального исследования состояния коммуникативных, речеязыковых и игровых умений дошкольников с общим недоразвитием речи. В его основу легли известные методики дифференциальной диагностики детей с ОНР (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова), социометрические методики, проективная диагностическая методика «Игровая комната» (А.М. Щетинина[5]), а также наблюдение за детьми в процессе их пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

По результатам выполнения диагностической программы составлялась социометрическая карта коллектива с выделением наиболее популярных и непринимаемых детей в группе, оценивалась деятельность детей по следующим критериям: мотивация к общению, инициативность и потребность в общении, развитие игровых навыков, способы разрешения конфликтной ситуации, использование вербальных и невербальных средств коммуникации.

Для качественной оценки взаимосвязи выбранных параметров был проведен корреляционный анализ полученных данных с использованием линейного коэффициента корреляции. Результаты анализа представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Показатели корреляции критериев оценки коммуникации, речи и игровой деятельности.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2018

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Коммуникативная компетенция- основное развитие ребенка, важнейший фактор формирования личности. Развитие коммуникативной компетенции является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умение вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние на становление личности ребенка-дошкольника.

На своеобразие коммуникативной компетенции детей с нарушением речи указывают такие ученые, как Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, Л.Г.Соловьева. В исследованиях этих ученых доказана необходимость проведения коррекционной работы по формированию коммуникативной компетенции у детей с нарушениями речи. Но, несмотря на постоянный интерес ученых к проблеме коммуникативного формирования детей дошкольного возраста и оптимизации коррекционной работы, существуют определенные противоречия разработанности методики коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня.

Коммуникативная компетенция- это целая система, методически и психологически организованная. В этой системе достигается единство средств и способов общения. Процесс коммуникативной компетенции индивидуален и динамичен. Он характеризует интеллектуальные способности личности. Эти способности проявляются в деятельности, где необходимым компонентом являются речевые акты.

У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня в силу дефекта речи снижена потребность в общении, отмечаются недостатки вербальных и невербальных средств коммуникации; нарушение формирования базовых коммуникативных функций; недостатки социо-эмоциональных навыков; нарушение диалоговых навыков.

В исследовании мы рассматриваем коммуникативную компетенцию как:

Совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими;

Умение организовать общение;

Умение слушать собеседника;

Умение эмоционально сопереживать;

Умение решать конфликт.

В процессе исследования мы выделили следующие особенности коммуникативной компетенции:

Читайте также:
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с ОНР

Умение вступать во взаимодействие и сотрудничество в процессе общения;

Организаторские умения детей в совместной деятельности;

Использование вербальных и невербальных средств общения.

Для обследования уровня сформированности коммуникативной компетенции в данном исследовании мы использовали следующие диагностические методики:

1)методика «Общение детей со сверстниками в процессе взаимодействия» («Рукавички») (Г.А. Цукерман);

2) методика «Изучение организаторских умений детей в совместной деятельности» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);

3) методика изучения вербальных средств общения, умений вести диалог со сверстниками (И.А. Бизикова);

4) методика «Определение частотности использования детьми невербальных средств общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Проблемы в развитии коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня спонтанно не преодолевается. Для этого необходима специально организованная работа по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружение ребенка в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками.

Проанализировав результаты исследования сформированности коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, мы составили логопедическую работу по формировании коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Логопедическая работа была рассчитана на детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Занятия по формированию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня проводились в первой половине дня 3 раза в неделю, продолжительностью по 20 мин, в течение двух месяцев. Всего было проведено 24 занятий.

Логопедическая работа по формированию коммуникативной компетенции у детей осуществлялась в тесной взаимосвязи логопеда с воспитателем, Занятия проводились как логопедом, так и воспитателем в группе. Каждому ребенку была представлена возможность проявить себя, быть открытым, не бояться.

Работа по формированию коммуникативной компетенции у детей с ОНР III уровня осуществлялась в игровой деятельности, которая является ведущей для детей дошкольного возраста. В игре развивается речь ребенка, он учится планировать и регулировать свои действия партнеров по игре.

Организация игровой деятельности в образовательном процессе является требованием ФГОС ДО.

Коррекционная работа по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в игровой деятельности проводилась в системе. Она включала в себя целенаправленную работу с педагогами и родителями.

РИС. Взаимодействие семьи и ДОУ

В начале работы нами были поставлены следующие задачи в соответствии с выявленными особенностями во второй главе.

Научить детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умению взаимодействовать и сотрудничать в процессе общения:

а) уметь договариваться, приходить к общему решению;

б) уметь осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности;

в) уметь устанавливать обратную взаимосвязь при взаимодействии с другими детьми;

г) уметь разрешать возникающие конфликты мирным путем.

2. Обучить детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня организаторским умениям в совместной деятельности:

а) уметь предложить цель деятельности и спланировать ее содержание;

б) уметь выбрать средства для осуществления деятельность;

в) уметь объективно оценить общий результат и вклад каждого;

г) уметь соотнести полученный результат с планируемым;

д) уметь учитывать мнение партнера, подчиняться его требованиям;

е) уметь распределять обязанности с учетом возможностей и интересов каждого ребенка;

ж) уметь решать спорный вопрос без вмешательства взрослого;

з) уметь объективно оценит отношение партнера к порученному делу;

и) уметь проявить самокритичность, вовремя заметить и исправить ошибки.

3. Научить детей использовать вербальные и невербальные средства общения:

а) уметь задавать вопросы и отвечать на них в соответствии с темой и ситуацией общения;

в) уметь сообщать собеседникам свое мнение;

г) уметь выражать просьбы, советы, предложения;

д) уметь сообщать свои чувства, делиться новостями;

е) уметь вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета.

Игры по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня проводились в системе и были поделены на четыре блока.

I блок. Игры на формирование умения слышать, понимать и подчиняться правилам. К этому блоку мы отнесли такие игры, как: «Право-лево», «Холодно-горячо», «Менялки», «Связующая нить».

Эти игры направлены на умение контролировать движения и работать по инструкции.

В этих играх у детей воспитывалось:

– доверие друг к другу;

– чувство ответственности за другого.

Во II блок вошли игры на умение активно слушать.

В этих играх формировалось умение:

– общаться на вербальном и невербальном уровнях;

– определять эмоциональное состояние других детей;

– выражать свои чувства;

– перефразировать сказанное (сохранив главный смысл);

– выделять основную идею высказывания, подводить итог;

– использование такого приема «агрессивный слушатель», как развитие собеседника.

К этому блоку мы отнесли такие игры, как «Телефон», «Скажи по – другому», «Мое начало – твой конец», «Цепочка слов», « О чем я сказала?».

III блок- игры на умение перерабатывать информацию. Например: « Я бросаю тебе мяч», « Хорошо – плохо», «Бывает – не бывает».

В этих играх формировалось умение:

– понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации;

-аргументировать свою точку зрения;

IV блок. Игры на умение конструировать «текст для другого» (умение говорить самому). Это такие игры: «Знакомство», «Угадай, кто я», «Опиши друга».

В этих играх формировалось умение устанавливать «обратную связь при взаимодействии с другими детьми».

Нами было составлено календарно-тематическое планирование по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в игровой деятельности, которое представлено ниже (См. Таблица №1).

Читайте также:
Конспект логопедического развлечения для детей с ОНР

Календарно-тематическое планирование по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в игровой деятельности

Статья “РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ТНР ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ”. Автор: Шевченко Мария Александровна.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ТНР ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Человек с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

С началом становления инклюзивного образования в России все больше детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) попадают в массовые дошкольные учреждения. Важную роль в процессе социальной адаптации в детских садах таких детей играет умение оперировать всем спектром коммуникативных возможностей и социально-бытовых навыков, необходимых в самообслуживании и повседневной деятельности.

Все педагоги, работающие с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, пытаются найти наиболее эффективные пути коррекции речевого недоразвития и как можно лучше подготовить детей к школе. Поэтому работа с данными детьми заставляет искать те формы, которыми можно облегчить детскую деятельность сделать процесс более интересным и полезным.

Игровые технологии подходят к комплексному решению речевых задач. Для того , чтобы научить детей связному, последовательному рассказыванию необходимо развивать не только речевые навыки детей, но и такие психические процессы, как воображение, память, мышление. Игровые технологии способствуют развитию активных форм мышления, создают предпосылки для системного видения мира, развивают фантазию, позволяют успешно формировать коммуникативно-речевую компетентность детей с тяжёлыми нарушениями речи через усвоение ими моделей и алгоритмов действий. Игровые технологии предусматривают широкое использование интерактивных форм и приёмов обучения.

У дошкольников с ТНР отмечаются специфические особенности коммуникативных навыков:

– недостатки вербальных и невербальных средств коммуникации;

– нарушения формирования базовых коммуникативных функций;

– недостатки социо-эмоциональных навыков;

– нарушения диалоговых навыков.

Таким образом, в современной логопедии факт несовершенства коммуникативных процессов у дошкольников с речевой патологией является общепризнанным.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обшир ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр .

Игровая технология является наиболее эффективным методом коррекционного воздействия и строится ка к целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем:

в нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

при этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого педагога.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Данные цели привели к постановке и решению следующих задач :

Изучить и проанализировать литературу по теме.

Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР.

Подобрать методические пособия по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР с использованием игровых технологий в логопедической практике.

Разработать конспекты занятий в игровой форме, игровые презентации, позволяющие закрепить полученные навыки.

Оказывать методическую помощь воспитателям по ведению профилактической работы с использованием игр.

Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

Коррекционное воздействие включает три этапа :

I. развитие мотивационно-потребностной сферы;

II. формирование представлений о правилах эффективного общения;

III. овладение коммуникативными умениями .

I. Развитие мотивационно-потребностной сферы.

Основная задача первого направления работы – вызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение , инициативность и стремление к общению друг с другом.

Особое место на первом этапе занимает комплекс игр «Мои чувства» , помогающий научить детей понимать по выражению лица эмоциональное состояние человека, познакомить с невербальными средствами общения : мимикой, жестами, позами и научить применять их на практике.

II. Второй этап работы по развитию коммуникативной компетентности у детей с ТНР заключается в формировании представлений о правилах и способах эффективного общения.

III. Третий этап посвящается автоматизации приобретенных умений и навыков на специальных занятиях и в условиях свободной деятельности, то есть умения говорить .

Преимущества нашего сервиса

1. По ФГОС

Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

2. Быстро

Результаты олимпиад доступны моментально . Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня..

3. Честно

Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: