Речевое дыхание и связная речь

Речевое дыхание и связная речь

Речевое дыхание и связная речь

Одним из важнейших факторов, оказывающих непосредственное влияние на то, как быстро у детей будут развиваться навыки связной речи, является речевое дыхание.

Что такое речевое дыхание:

Это наша речь , поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких.

Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.

Развитие связной речи неразрывно связано с постановкой правильного речевого дыхания, именно поэтому специалист-логопед в первую очередь проанализирует, то, как ребёнок дышит во время разговора, какой силы он осуществляет вдохи и выдохи, как координирует соотношение пауз в речевом потоке.

Проблемы в развитии речевого дыхания

1. Нерациональный расход выдыхаемого воздуха

Часто родители могут быть свидетелями такой картины: малыш, который только начал говорить, пытаясь что-то сказать, делает вдох, начинает произносить нужные слова, но не может закончить предложение до конца, так как ему не хватает набранного в лёгкие объёма воздуха.

Он останавливается, чтобы набрать воздух, возникает пауза, во время которой ребёнок может забыть, о чём он говорил в начале разговора. Ему приходится вспоминать – и длина паузы увеличивается.

Такая картина свидетельствует о нерациональном расходовании воздуха. Это же может послужить причиной того, что говорящий ребёнок конец фразы произносит на пониженных тонах, иногда практически шёпотом.

2. Слабое развитие дыхательного аппарата

Ещё один пример нарушения в развитии речевого дыхания: дыхательный аппарат дошкольника развит плохо, у него слабый вдох и такой же выдох. Из-за этого он говорит тихо, нечётко и редко договаривает фразу до конца. Либо, пытаясь успеть сказать нужные слова на вдохе, малыш говорит торопясь, от чего страдает интонация, не соблюдается расстановка логических пауз.

Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников тесно связано с их физическим состоянием, наличием хронических заболеваний дыхательных путей (синуситы, гаймориты) и малоподвижным образом жизни.

Как развить речевое дыхание

Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены

упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

Формируем правильный выдох.

Основные моменты правильного речевого дыхания:

  • Короткий сильный вдох через нос, взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребёнка.
  • Выдох осуществляется плавно, желательно избегать толчков. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Для того чтобы малышу было понятнее, нужно показать ему пропев букву «О».
  • Выдох сопровождается выходом воздуха через рот, а не через нос, обязательно проконтролируйте этот момент!
  • Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха необходимо делать паузу на 2-3 секунды

Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.

Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут. Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.

Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха.

Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи.

Развиваем силу и длительность выдоха

Упражнения и игры:

Разноцветный дождик.

Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см. Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные.

Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки»), устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние, комочки мятой бумаги.

Карандашики.

Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.

Побеждает тот карандаш, который быстрее доберётся до линии финиша.

После того как ребёнок научился делать глубокие плавные выдохи нужно переходить к заданиям, которые стимулируют эффективное развитие собственно речевого дыхания.

Отрабатываем произношение гласных звуков и слогов.

Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох:

Дождь закапал за окном – кап, кап, кап;

Кукла Маша просит кушать – А-ааа, у-ууу;

Мишка топает за шишкой – Топ, топ, топ;

Учим короткие стихи.

Во время их декламации и заучивания необходимо следить за правильной координацией вдохов – выдохов, осуществляемых ребёнком в течение того времени, за которое он произносит каждую строфу.

Игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики

  • дуть на горошину через соломинку, стараясь попасть в ворота.
  • язык чашечкой, сдувать ватку с носа.
  • выдох со звуком х-х-хо.
  • выдох со звуком ф-ф-ф.
  • сдувать бумажную бабочку с цветка.
  • пускать через соломинку воздух в стакане воды.
  • Для углубленного вдоха предлагается «понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.
  • дуть на бумажные самолетики.
  • Раздуть шарики из пенопласта.
  • Дуть на лодочки, которые плавают в воде.
  • Приготовить емкость с водой – море. На столе разложить ракушки. Нужно сдуть их в воду и украсить ими морское дно.
  • Дуть на снежинку, которая лежит на рукавичке.
  • Дуть на перышки.
Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме «Насекомые»

Задания даются ребенку только в игровой форме, не забывая о том, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых.

Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох — с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов. Эти упражнения необходимо делать по 4-8 раз, лучше включить их в комплекс ежедневной физической зарядки.

Говорящий человек считает свою способность разговаривать совершенно естественной, не задумываясь о том, что в этом процессе участвует сразу несколько важных систем человеческого организма. Дыхательная система обеспечивает образование и развитие звуков речи, которые впоследствии преобразуются в произносимые человеком слова. Именно поэтому родители должны уделить большое внимание постановке правильного речевого дыхания у детей, которые только начинают разговаривать. Это поможет развить речь ребенка без патологий.

Речевое дыхание и связная речь

В норме у детей параллельно с физиологическим дыханием, формируется и речевое дыхание.

Бесплатные занятия с логопедом

Дыхание – основа жизни и здоровья человека. В норме у детей параллельно с физиологическим дыханием, формируется и речевое дыхание. В чем же отличие речевого дыхания от обычного? Физиологическое дыхание непроизвольное, вдох и выдох одинаковые по продолжительности, и осуществляются через нос. Речевое дыхание – процесс управляемый, при котором вдох происходит через рот и нос, а выдох идет через рот, при этом вдох значительно короче выдоха. Таким образом, для речи обычного дыхания не хватает.

Правильное речевое дыхание обеспечивает:
— нормальное голосообразование;
— четкое звукообразование;
— создает условия для поддержания нормальной громкости, плавности, интонационной выразительности, четкого соблюдения пауз.

У дошкольников, особенно у детей с ОВЗ часто наблюдается несформированность речевого дыхания, в силу их возрастных особенностей и соматической ослабленности.
Это проявляется в следующем:
— слабый вдох;
— недостаточный объем выдыхаемого воздуха, выдох слабой силы, короткий, прерывистый (речь звучит то громко, то тихо, едва слышно);

— неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха (ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, или не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы);

— неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя приводит к искажению звуков.

Различают 3 главных способа дыхания:

1) верхнее дыхание (ключичное);

2) среднее дыхание (грудное или межреберное);

3) нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. При этом активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Правильное речевое дыхание у дошкольников обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Поэтому так важно формировать у ребенка правильное речевое дыхания, для этого существует множество игр и упражнений. Рассмотрим некоторые из них.

Условия для проведения игр и упражнений на дыхание.
• Заниматься в чистой, проветренной комнате с нормальной влажностью воздуха.
• Заниматься не раньше чем через 1,5 – 2 часа после еды.
• Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
• Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
• Дозировать количество и темп проведения упражнений.

Этапы формирования речевого дыхания

1 этап – формирование неречевого дыхания.

  1. Игра «Султанчик»(султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу).

Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.

Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

Задача: развивать продолжительность ротового выдоха.

Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из тонкой бумаги, как ветерок,сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дуй скорей, наш ветерочек.

Читайте также:
Демонстрационный материал к упражнениям по развитию зрительно-пространственного восприятия

Задача: развивать у ребенка продолжительность ротового выдоха.

Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке, чтобы он быстрее остыл.(Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается тонкой бумагой и прикрепляется к чашке с помощью скотча).

Ребенок дует на «пар». Если правильно дует, то «пар» отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую на чай».

Задача: формировать длительный ротовой выдох.
Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.

  1. Упражнение «Загони мяч в ворота»

Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) «мячик», ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.

Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.

  1. Игра «Чей паровоз громче гудит»

Задача: развивать продолжительный и целенаправленный выдох (не надувая при этом щеки).

Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).

Задача: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

Взрослый предлагает ребенку погреть свои или мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).

Задача: различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха.

Взрослый читает стихотворный текст:

«Зайке холодно сидеть
Надо лапоньки погреть. (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).
Лапку заинька обжег.
На нее подуй, дружок.» (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха). Затем предлагается ребенку так же подуть.

  1. Игра «Отгадай по запаху»

Задача: формировать носовой вдох.

Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.

А. «Парные коробочки»: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.

Б. «Поставь по порядку»: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: «Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную».

Усложнение: за счет увеличения количества коробочек.

Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох).

Проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).

Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.

Ребенок дует через трубочку, свернутую из плотной бумаги (или через соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе.

Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Проводится с готовой игрушкой, купленной в магазине.

Взрослый знакомит ребенка со способом действия игрушки и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.

2 этап – формирование речевого дыхания.

  1. Игра «У кого длиннее звук (слог)?»

Задача: формирование речевого выдоха.

Взрослый и ребёнок произносят на одном выдохе звук (слог).

Задача: формирование речевого выдоха.

Оборудование: 3-5 предметных картинок.

Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.

  1. Игра «Повтори предложение»

Задача: формирование плавной слитной речи.

Взрослый произносит предложение, пословицу (поговорку, ребенок повторяет на одном выдохе.

  1. Игра «Мой веселый звонкий мяч»

Задача: формирование плавной слитной речи.

Ребенок рассказывает любое стихотворение и в конце каждой фразы ударяет мячом об пол.

Речевое и фонационное дыхание — это основа правильной речи

Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека. Мы не задумываемся о его важности, а между тем, правильное речевое дыхание является основой четкой дикции, от него зависит сила голоса и темп речи.

Если вам интересно, в чем особенности речевого дыхания, чем оно отличается от физиологического и как ему научиться, читайте нашу статью.

Особенности речевого дыхания

Для речевого (или фонационного) дыхания характерны быстрый энергичный вдох, небольшая пауза и продолжительный ровный выдох. Это и есть основное его отличие от физиологического.

Ведь как обычно мы дышим? Короткие и равные по продолжительности вдох и выдох, затем пауза. Делаем это, не задумываясь. Речевым же дыханием мы управляем.

Вдох должен быть бесшумным, а выдох — плавным, без толчков. Умение контролировать выдох — это рациональное использование запаса воздуха в процессе говорения, выдержанные паузы, ровный темп и благозвучность нашей речи.

Читайте также:
Экспертный лист по оценке профессиональной деятельности учителя-логопеда

Формирование речевого дыхания в логопедии

При речевых дефектах одним из важных этапов коррекции является развитие речевого дыхания. Особенно это актуально для дошкольников, потому что большинство нарушений речи проявляется в детском возрасте.

Чтобы выработать сильную воздушную струю, уметь ею управлять, не захлебываться при разговоре, соблюдать паузы, поддерживать плавность речи, освоить произношение звуков, над речевым дыханием придется поработать.

Постановка речевого дыхания состоит из трех этапов:

  1. Формирование диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха.
  2. Различение носового и ротового выдохов.
  3. Развитие речевого дыхания.

На первом этапе осваивается навык дышать глубоко, задействуя все отделы легких. Это возможно при участии диафрагмы в процессе дыхания. Напряжение межреберных мышц, плавное движение диафрагмы обеспечивают ровный и продолжительный выдох, незаметный со стороны.

На втором этапе происходит подготовка дыхательного аппарата к голосообразованию, приходит умение различать направление воздушной струи, чувствовать работу дыхательных мышц.

Третий этап учит равномерно распределять воздух на выдохе и осуществлять его добор в процессе речи. Это важно для того, чтобы разделить фразу на интонационно-смысловые отрезки.

А сейчас рассмотрим, какие упражнения на каждой стадии помогут в постановке речевого дыхания.

Но сначала напомним о простых правилах:

  • помещение, где проходит занятие, необходимо проветрить;
  • дыхательные упражнения выполнять до еды;
  • одежда должна быть свободная, не стесняющая движений;
  • во время выполнения упражнений на вдохе следить, чтобы не поднимались плечи, а на выдохе — не надувались щеки.

Этап формирования диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха

Все занятия по надуванию чего бы то ни было, например, шаров, мыльных пузырей; по созданию бури в стакане воды, настольному футболу с мячом из ваты.

Также хорошо помогает развитию фонационного дыхания игра на духовых музыкальных инструментах, это помогает разрабатывать дыхательные мышцы и легкие, учит дышать животом.

Автоматизировать этот процесс помогает произношение на удлиненном выдохе гласных звуков и слогов, шепотом и с участием голоса.

Если организовать занятия с детьми в форме игры, это позволит создать непринужденную атмосферу, обеспечит их активность, разбудит интерес и поможет быстрее получить желаемый результат.

Различение носового и ротового выдохов

Чтобы дифференцировать выдох через нос и рот, полезно выполнять следующие упражнения:

  • сделать вдох и выдох через нос;
  • вдохнуть носом, выдохнуть ртом;
  • вобрать воздух ртом, а выдохнуть через нос;
  • вдыхать и выдыхать через рот.

А это — динамические дыхательные упражнения, сочетающие дыхание с движениями тела:

Развитие речевого дыхания

Умение рационально распределять выдох нарабатывается при произношении слогов. Слоги произносятся на выдохе громко, ровно, раздельно. Их количество постепенно увеличивается.

НУ-НО ВИ-ВО ЛУ-ЛЭ ПА-ПО

После освоения этого навыка можно переходить к произношению слов и словосочетаний, также увеличивая их число на одном выдохе.

Добор воздуха в процессе произношения хорошо тренировать на стихотворном материале во время пауз между строками. Делать его надо энергично и бесшумно. Для контроля дыхания можно держать ладонь на животе, чтобы чувствовать движение диафрагмы.

Закрепляется приобретенный навык речевого дыхания во время общения в повседневной жизни. Должно пройти некоторое время, чтобы умение правильно дышать во время речи вошло в привычку.

Если использовать это время, развивая познавательные способности ребенка, его кругозор, словарный запас, совершенствуя его дикцию и технику речи, то новые умения значительно быстрее войдут в его жизнь.

А с ними сойдут на нет психоэмоциональное напряжение, неуверенность, страх общения.

Как работать над постановкой речевого дыхания взрослым

Если вам приходится выступать на сцене, проблем с произношением у вас нет, но речевое дыхание доставляет вам массу неудобств, дополнительно к используемым в логопедии приемам можно добавить следующие:

  • произнесите предложение, медленно выговаривая каждое слово;
  • говорите в обычном для вас темпе максимально долго на одном дыхании;
  • тяните на выдохе согласный “М” так, чтобы он звучал протяжно и отзывался в груди;
  • плавно произнесите на одном выдохе “Ааааа ооооо уууууу ааааа”;
  • задуйте воображаемую свечу, наблюдая, как при этом естественно и ровно выходит из легких воздух, как постепенно опадает грудная клетка; запомните эти ощущения и сверяйтесь с ними, когда находитесь на сцене;
  • читайте скороговорки на одном выдохе;
  • произнесите текст, обращая внимание на то, где происходит добор воздуха;
  • освойте полное дыхание, объединяющее ключичное, грудное и диафрагмальное, которое позволяет использовать весь объем легких для силы воздушной струи;
  • во время выступлений держите спину прямой, плечи развернутыми, шею свободной от напряжения, а позу удобной и естественной, чтобы не препятствовать глубокому вдоху.

Правильное речевое дыхание и качество жизни

Работая над речевым дыханием, вы не сможете не заметить, как меняется ваше эмоциональное состояние. Оно становится стабильным, появляются непринужденность, открытость, оптимизм, дружелюбие.

Страхи, связанные с трудностями в общении и профессиональной деятельности, уступают место уверенному речевому поведению. Жизнь начинает играть красками.

Формирование правильного речевого дыхания как способ развития связной речи дошкольников

Жанна Кудрявцева
Формирование правильного речевого дыхания как способ развития связной речи дошкольников

Читайте также:
Организация ННОД учителем-логопедом в условиях реализации ФГТ

Очень много сказано о пользе и необходимости артикуляционной гимнастики для развития четкого звукопроизношения. Но не менее важен правильно сформированный речевой выдох.

Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, которое позволяет человеку добиваться максимального звука и плавности. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из – за нехватки воздуха дети не договаривают фразу до конца. Из – за неправильно выдыхаемого воздуха, могут искажаться звуки в речи.

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо научить его правильно дышать. Правильное дыхание – это короткий глубокий вдох и плавный экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. необходимо планомерно работать над формированием речевого дыхания, начиная с легких дыхательных упражнений, переходя к более сложным. Наиболее эффективными методами являются дыхательные упражнения.Они позволяют:

– ускорить процесс постановки и автоматизации звуков в речи,

-увеличить количество слов, которые ребенок произносит на одном выдохе,

-сформировать внятную связную речь,

-скоординировать процессы речи, дыхания и движения.

Рекомендуемые упражнения для развития речевого дыхания :

«Зайчики прыгают» – сдувание легких кусочков ваты со стола.

«Листопад, листопад, листья желтые летят» – из цветной бумаги вырезать листочки, упражнение выполняется аналогично.

«Мореплаватели» – дуем на предметы, находящиеся в воде.

«Мыльные пузыри», «Задуй свечу», «Лети, перышко».

Тренировка дыхания с применением речевого материала:

-укачиваем малыша – «А- а – а – а!»

– воет волк – «У- у- у!»

– дождик капает – «Кап – кап – кап»

– работает насос – «С – с – с»

Таким образом, формирование речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной речи дошкольников.

Дидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольников Все знают, как важно развивать речевое дыхание детям с задержкой речевого развития, для освоения детьми правильного звукопроизношения. У.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание – это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Консультация для родителей «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста» Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система.

Мастер-класс по изготовлению ангела своими руками из бумаги (пособие для развития правильного дыхания) Во все времена олицетворением Рождества считались ангелы, поэтому всевозможные сувениры с их символикой всегда были и будут самым актуальным.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники. На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей Попова Валентина Работа по развитию речевого дыхания очень важна с детьми дошкольниками, особенно с теми, у кого существуют проблемы с.

“Речевое дыхание и связная речь”
консультация

Консультация для родителей и педагогов

Скачать:

Вложение Размер
rechevoe_dyhanie_i_svyaznaya_rech.docx 20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое дыхание и связная речь.

Одним из важнейших факторов, оказывающих непосредственное влияние на то, как быстро у детей будут развиваться навыки связной речи, является речевое дыхание.

Что такое речевое дыхание:

Это наша речь , поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких. Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.

Развитие связной речи неразрывно связано с постановкой правильного речевого дыхания, именно поэтому специалист-логопед в первую очередь проанализирует, то, как ребёнок дышит во время разговора, какой силы он осуществляет вдохи и выдохи, как координирует соотношение пауз в речевом потоке.

Проблемы в развитии речевого дыхания

  1. Нерациональный расход выдыхаемого воздуха

Часто родители могут быть свидетелями такой картины: малыш, который только начал говорить, пытаясь что-то сказать, делает вдох, начинает произносить нужные слова, но не может закончить предложение до конца, так как ему не хватает набранного в лёгкие объёма воздуха.

Он останавливается, чтобы набрать воздух, возникает пауза, во время которой ребёнок может забыть, о чём он говорил в начале разговора. Ему приходится вспоминать – и длина паузы увеличивается.

Такая картина свидетельствует о нерациональном расходовании воздуха. Это же может послужить причиной того, что говорящий ребёнок конец фразы произносит на пониженных тонах, иногда практически шёпотом.

  1. Слабое развитие дыхательного аппарата

Ещё один пример нарушения в развитии речевого дыхания: дыхательный аппарат дошкольника развит плохо, у него слабый вдох и такой же выдох. Из-за этого он говорит тихо, нечётко и редко договаривает фразу до конца. Либо, пытаясь успеть сказать нужные слова на вдохе, малыш говорит торопясь, от чего страдает интонация, не соблюдается расстановка логических пауз.

Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников тесно связано с их физическим состоянием, наличием хронических заболеваний дыхательных путей (синуситы, гаймориты) и малоподвижным образом жизни.

Как развить речевое дыхание.

Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

Формируем правильный выдох.

Основные моменты правильного речевого дыхания:

Короткий сильный вдох через нос, взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребёнка.

Выдох осуществляется плавно, желательно избегать толчков. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Для того чтобы малышу было понятнее, нужно показать ему пропев букву «О».

Выдох сопровождается выходом воздуха через рот, а не через нос, обязательно проконтролируйте этот момент!

Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха необходимо делать паузу на 2-3 секунды

Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.

Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут . Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.

Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха

Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи

Развиваем силу и длительность выдоха

упражнения и игры:

Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см. Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные.

Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки»), устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние, комочки мятой бумаги.

Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.

Побеждает тот карандаш, который быстрее доберётся до линии финиша.

После того как ребёнок научился делать глубокие плавные выдохи нужно переходить к заданиям, которые стимулируют эффективное развитие собственно речевого дыхания.

Отрабатываем произношение гласных звуков и слогов

Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох:

Дождь закапал за окном – кап, кап, кап;

Кукла Маша просит кушать – А-ааа, у-ууу;

Мишка топает за шишкой – Топ, топ, топ;

Учим короткие стихи.

Во время их декламации и заучивания необходимо следить за правильной координацией вдохов – выдохов, осуществляемых ребёнком в течение того времени, за которое он произносит каждую строфу.

Игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики

дуть на горошину через соломинку, стараясь попасть в ворота.

язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

выдох со звуком х-х-хо.

выдох со звуком ф-ф-ф.

сдувать бумажную бабочку с цветка.

пускать через соломинку воздух в стакане воды.

Для углубленного вдоха предлагается «понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.

дуть на бумажные самолетики.

Раздуть шарики из пенопласта.

Дуть на лодочки, которые плавают в воде.

Приготовить емкость с водой – море. На столе разложить ракушки. Нужно сдуть их в воду и украсить ими морское дно.

Дуть на снежинку, которая лежит на рукавичке.

Дуть на перышки.

Задания даются ребенку только в игровой форме, не забывая о том, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте. При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох – с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов. Эти упражнения необходимо делать по 4-8 раз, лучше включить их в комплекс ежедневной физической зарядки.

Говорящий человек считает свою способность разговаривать совершенно естественной, не задумываясь о том, что в этом процессе участвует сразу несколько важных систем человеческого организма. Дыхательная система обеспечивает образование и развитие звуков речи, которые впоследствии преобразуются в произносимые человеком слова. Именно поэтому родители должны уделить большое внимание постановке правильного речевого дыхания у детей, которые только начинают разговаривать. Это поможет развить речь ребенка без патологий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильное речевое дыхание – основа звучащей речи.

В данной статье говорится о роли дыхания в развитии речи детей. Приводятся параметры правильного ротового выдоха, рекомндации к проведению дыхательной гимнастики.

Консультация для родителей “Речевое дыхание – основа правильной речи”

Изложены упражнения на развитие речевого дыхания.

Консультация – практикум для родителей “Речевое дыхание – основа правильной речи детей с ОНР.”

Приступая к развитию у ребенка речегого дыхания необходимо развить бесшумный, спокойный вдох , не поднимая плеч , а также сформировать плавный ротовой выдох. При проведении игр.

Мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи»

Мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи» .

Правильное речевое дыхание- основа красивой речи

Умеете ли Вы правильно дышать? Умеют ли Ваши дети правильно дышать! Давайте учиться вместе! Для Вас мастер-класс по постановке речевого дыхания! Попробуйте, это увлекательно и очень полезно! Кстати, э.

«Речевое дыхание-основа правильной речи»

Консультация для родителей на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи&raquo.

Консультация для родителей Речевое дыхание – основа правильной речи.

Консультация для родителей Речевое дыхание – основа правильной речи.

Использование монофонов при восстановлении речи у больных с афазией, дизартрией и логоневрозом

Аннотация: В предлагаемой статье описана методика работы с монофонами, используемая авторами при восстановлении речи у пациентов с разными формами афазии, дизартрии (средней и лёгкой степени выраженности) и логоневрозом.. Монофоны помогут в занимательной форме закрепить звучание и артикуляцию разных звуков, расширить словарный запас и объем фразовой речи. В логопедической работе со взрослыми заикающимися монофоны позволят закрепить навыки плавной речи. Отмечаются положительные изменения в состоянии других высших психических функций: улучшается состояние зрительного гнозиса, сглаживается проявление нарушений нейродинамического аспекта психической деятельности в виде аспонтанности, инертности, инактивности.

Использование монофонов при восстановлении речи у больных с афазией, дизартрией и логоневрозом

В условиях суточного стационара в Центре патологии речи и нейрореабилитации проходят лечение больные с последствиями органических поражений головного мозга, преимущественно после тяжелых инсультов, черепно-мозговых травм, нейроинфекций и другой органической патологии. Это пациенты с нарушениями высших психических функций, в том числе речи, разной степени выраженности.

В случаях, когда бытовая речь вернулась к потерявшим ее, и общение с окружающими перестало быть проблемой, нужна ювелирная огранка речи. Для этой цели наряду с принятыми в нашем Центре методиками, разработанными Т.Г. Визель и В.М. Шкловским, мы применяем и работу с монофонами, о чем хотим рассказать в этой статье.

Монофон – это предложение или связный рассказ, все слова которого начинаются на один и тот же звук. Этот прием входит в число занимательных способов обыгрывания звуков речи и используется нами для работы с пациентами, имеющими нарушения речи по типу разных форм афазии и дизартрии (средней и лёгкой степени выраженности) и логоневрозов.

В книге Ревенко М.Н. и Захаровой О.В. «Монофоны в логопедической практике» в текстах слова начинаются со звуков как в сильной, так и в слабой позиции. Из-за несовпадения звучания и орфографии нужно ориентировать пациентов на письменный вариант монофонов. Фразы расположены в порядке возрастания их длины и сложности.

При каждой из форм афазии монофоны могут способствовать устранению специфичных для нее дефектов речи.

При афферентной моторной афазии монофоны могут помочь в работе по преодолению литеральных парафазий и поисков артикулем, их автоматизации в словах с различной слогоритмической структурой, а также при отработке чистоты произнесения отдельных звуков в речевом потоке. Этому способствуют следующие упражнения: вставить отрабатываемую букву в словосочетания, предложения и тексты; чтение предложенных словосочетаний, предложений, текстов, повторение их со слуха, придумывание собственных монофонов на заданную букву.

Предложения на букву А:

1. _збук_.
2. _збук_ _бориген_.
4. _нфил_д_ _рок.
5. _нтичный _кведук.)

Пациентамс эфферентной моторной афазиейчтениемонофонов можетбытьпредложено с цельюоблегченияартикуляторныхпереключений. Поскольку среди предлагаемых монофонов имеются варианты, содержащиеслова с болееилименеесложнойслоговойструктурой, можно выбрать нужныйуровень сложности для конкретного пациента:

Алиментщик-Алекс/Альберт/Александр/Андрей – аморальный американец/ австриец/ австралиец/ астраханец/архангелогородец.

При обеих формах моторных афазий (афферентной и эфферентной) монофоны могут быть использованы для восстановления связи «артикулема—фонема». Для этого пациенты должны находить заданные буквы и подчеркивать их.

Пациентам со средней степенью выраженности речевых нарушений на начальном этапе работы с монофонами для активизации и расширения словарного запаса предлагается задания на произвольный подбор слов: записывать существительные на заданную букву (бык, бусы, берёза, белка…), затем прилагательные (красный, крупный, классный, красивый) и глаголы (идёт, ищет, играет), словосочетания (белая берёза; красивый кот; искрящийся иней…) и предложения — монофоны (Бешеный бык бушевал. Красивый кот кувыркался, кусался. Искрящийся иней играет).

При акустико-мнестической афазии монофоны можно использовать для тренировки слухо-речевой памяти: удержания на слух и повторения сначала коротких, а затем всё более длинных фраз из набора предложений на одну букву или постепенно наращиваемых фраз, например:

1. Бобёр
2. Бобёр бежал
3. Большой бобёр бежал
4. Большой бурый бобёр бежал
5. Большой бурый бобёр быстро бежал
6. Большой бурый бобёр быстро бежал берегом
7. Большой бурый бобёр быстро бежал безлесым берегом
8. Большой бурый бобёр быстро бежал болотистым безлесым берегом
9.Большойбурыйбобёрбыстробежалболотистымбезлесым беломорским берегом.

Использование монофонов в работе с больными с негрубой сенсорной афазией способствует стабилизации звуковых образов слов, что актуально в целях преодоления лабильности слуховой сферы. Л.С. Цветкова описывала похожий приём для восстановления восприятия фонемы и вариаций её звучания, когда отрабатываемые звуки выступают в середине, конце слова (Л.С. Цветкова «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга», 2010г., с. 265).

При динамической афазии монофоны являются одним из средств повышения мотивации к речи. Это обусловлено занимательностью заданий по отысканию в них одинаковых букв и придумыванию собственных монофонов.
Пациентам даётся задание написать 5-7 предложений, объединённых одной темой.

Приведем пример рассказа пациента с динамической афазией.

«Летний лес
Летом лесник Леонид любит лежать и любоваться лесом. Над лесом летали ласточки. Лиса ловила лупоглазую лягушку. Лягушка лавировала в лопухах. Лоси лакомились листвой. Ливень лился на лиловую лаванду».

Больные с семантической афазией, у которых остаются трудности употребления некорневых морфем, включая предлоги, получают в виде монофонов дополнительные опоры на сходство их звуко-буквенного выражения применительно к разным речевым ситуациям, что служит уточнению их грамматических значений.

Например, ПОД пальмами пели песни папуасы; и ПОД подушкой Петр прятал платочек Полины.

После прочтения монофонов можно дать задание, для закрепления материала, схематично изобразить данную речевую ситуацию.

При всех формах афазии на этапе работы по восстановлению фразовой речи на материале монофонов полезны задания заполнить пропуски во фразах (Например: Бешеный бык (как?) … бодался), подобрать синонимы (Сорванец Сережка спрыгнул / соскочил / слез с сосны) или завершить предложения разными словами, подходящими по смыслу (Вас видели вчера в …вестибюле / вокзале / во Владимире. Будущее будет более …благоприятным / благополучным / богатым. Лена любит … леденцы / ласку / ландыши).

На этапе восстановления навыка развернутой письменной речи можно использовать письмо монофонных предложений:

а) по памяти,
б) под диктовку.

В работе по преодолению аграмматизмов на формально-грамматическом уровне с целью оживления чувства языка предлагается улавливание грамматических искажений во фразах — флективных, предложных и т.д. (например, «Дятел долбил … дереве», «Соня … сестрой спали»), а также восполнение в словах пропущенных грамматических элементов, например, «Под подушк… Петр прятал платоч… Полин…»; Раиса Разумовская …учивала / репетировала роль.

Пациентам с дизартрией монофоны полезны как речевой материал по закреплению четкого произнесения звуков речи в звуковом потоке, а также для дозировки объемов речевого дыхания, выработки навыка добора воздуха в длинных фразах, и, кроме того, восстановления мелодико-интонационной стороны речи. Данным пациентам предлагается работа с карандашом для расстановки в предложениях и текстах необходимых для них разметок по речевому дыханию, обозначение синтагм для выразительной передачи смысла фразы. Момент отдыха в конце фразы тоже указывается карандашом. Данные графические опоры помогают формированию навыков самоконтроля за правильным дыханием и интонационным оформлением фраз.

Часто в работе с пациентами (как с афатиками, так и с дизартриками) мы используем не только чтение предложений, но и даём различные задания на преодоление нарушений нейродинамического аспекта психической деятельности: подчеркнуть заданную букву в предложениях, текстах; зачеркнуть, подчеркнуть или обвести заданные буквы.

Бойцы брали Белосток; бомбардировщики бомбили Берлин.

Всем названным выше категориям пациентов после ознакомления с готовыми монофонами полезно давать задания придумывать свои фразы-монофоны. Можно применять такой прием работы на групповых занятиях, где каждый участник будет добавлять свое слово.

Монофоны могут быть применены и в процессе занятий со взрослыми заикающимися (чтение, воспроизведение по памяти, самостоятельное сочинение). При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности фиксации пациента на трудностях произнесения гласных и согласных звуков и тем самым выстраивать последовательность подачи заданий с монофонами.

В Центре патологии речи и нейрореабилитации в отделении логоневрозов работа с заикающимися с использованием монофонов была описана в книге логопеда Исагулиева П.И. «Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания». Рассказы, где все слова начинаются на один и тот же звук, предназначены для преодоления фиксации на произношении трудных звуков.

В книге «Монофоны в логопедической практике» приведены графические работы современного московского художника-символиста Александра Лаврухина. Данные иллюстрации мы рекомендуем использовать на логопедических занятиях с пациентами в качестве наглядного материала для восстановления зрительного гнозиса (в том числе и буквенного). Пациенту предлагается сначала отыскать в рисунках все возможные буквы; выписать их в тетрадь. Затем, в зависимости от степени выраженности дефекта, составить и записать существительные, прилагательные, глаголы на найденные буквы. Можно усложнить задание и попросить пациента составить и записать словосочетания-монофоны, предложения-монофоны и тексты-монофоны.

Веселые, а подчас смешные фразы и занимательные иллюстрации, делают приятной работу над речью, повышают мотивацию к занятиям, а также пробуждают творческие возможности наших пациентов.

Пример сочинения пациента с эфферентной моторной афазией по иллюстрации А. Лаврухина:

«Было это году в 60-ом. Тогда молодежи было модно хипповать. И я, молодой дурак, этому движению поддался. Взял брюки-дудочкой, ботинки на «манной каше», подошва так называлась. Как «почесал»!! Словом – хорош! А на ботинках, на подошве, вырезал две буквы Д и Т, так что получилась сплошная фирма. Иду это я по улице и буквы печатаю: ать – два, ать – два! По лужам стараюсь топать, чтобы четко получалось. Во как! Только вдруг два амбала нарисовались. Так я еще нарочно мимо них протопал. Те посмотрели мутными глазами друг на друга:

– Ты чего тут ходишь?

– Это ты как — ничего? Ты что же, гад, делаешь? А ну, Федя, погляди у него в карманах!

Тут я вспомнил дедовы заветы: лучше быть три минуты трусом, чем всю жизнь покойником. Недолго думая, решил дать тягу…»

Таким образом, при каждой из форм афазии монофоны способствуют устранению специфичных для нее дефектов речи. В результате проводимой работы нами были отмечены следующие положительные изменения в состоянии пациентов:

  1. сокращается количество литеральных парафазий и поисков артикулем;
  2. улучшаются артикуляторные переключения;
  3. укрепляется связь «артикулема—фонема»;
  4. активизируется и расширяется словарный запас;
  5. расширяется объем слухо-речевой памяти;
  6. повышается речевая инициатива;
  7. сокращается количество аграмматизмов в устной и письменной речи.

У пациентов с дизартрией повышается четкость произнесения звуков в речевом потоке, закрепляется навык добора воздуха в длинных фразах, улучшается состояние мелодико-интонационной стороны речи. Улучшается состояние зрительного гнозиса. Также сглаживается проявление нарушений нейродинамического аспекта психической деятельности в виде аспонтанности, инертности, инактивности. Более устойчивым становится произвольное внимание.

1. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. «Восстановление речи у больных с афазией». — М.,1982.
2. Исагулиев П.И. «Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания». — М.: В. Секачёв, НИИ Школьных технологий, 2009.
3. Ревенко М.Н. и Захарова О.В. «Монофоны в логопедической практике». — М.: В. Секачёв, 2016.
4. Л.С. Цветкова «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга».- М. — В., 2010.
5. Шкловский В.М., Визель Т.Г. «Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии». — М.: «Ассоциация дефектологов», В. Секачев, 2000.

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1997.
2. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. / АН СССР, Институт русского языка; Под ред. А. П. Евгеньевой. — Л.: Наука, 1970.
3. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка: Более 2000 антоним. пар / Под ред. Л. А. Новикова. — 4-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1988.
4. Орфографический словарь русского языка / Под ред. С. Г. Бархударова, С. И. Ожегова, А. Б. Шапиро. — М., 1956.
5. Гребенева Ю. Н. Словарь омонимов, омоформ и омографов русского языка. — М.: Мир и Образование, 2015.

Авторы:
1) Ревенко Марина Николаевна, логопед
2) Захарова Ольга Владимировна, логопед

Использование монофонов при восстановлении речи

В теории и практике восстановительного обучения больных с афазией известны случаи отсутствия в течение длитель­ного времени положительного эффекта восстановления речевой функции, что приводит к серьезным последствиям в виде со­циальной дезадаптации больных, невозможности их полноцен­ного существования в обществе, т. е. к нарушению функции коммуникации.

Поскольку речевые средства общения с окружающими ста­новятся недоступными данному контингенту больных, в логопе­дическую практику) введена доступная большинству из них си­стема невербальной коммуникации, состоящая в использова­нии набора жестов и пиктограмм (рисованных знаков».

Под невербальной коммуникацией при афазии понимается замещение или дополнение отсутствующего или неправильного вербального выражения у больного невербальными средствами: мимикой, жестами, пантомимой, интонацией голоса, рисунком.т.е. совокупностью всех невербальных выражений мысли.

Содержание средств невербальной коммуникации (CHK) опре­делено универсальными для всех больных коммуникативны­ми потребностями. Они заменяют слово или предложение, имеют общую зрительно-смысловую основу) с обозначаемыми предметами, действи­ями, понятиями. Так, знаковое, схематичное изображение чело­века сводится к рисунку, состоящему из круга и расположенного под ним треугольника, что напоминает фигуру человека: слово «спать» символически изображается в виде кровати и т. д. Для изображения понятий, которые трудно обозначить реаль­ными изображениями, используются абстрактные знаки. Это небольшая группа рисунков, подобранных произвольно, может иметь несколько вариантов изображения.

Кроме того, каждому рисованному знаку соответствует жест, уточняющий представленное понятие. Использование жеста в восстановлении речи у больных с афазией, также как и рисован­ного знака, построено на жестком принципе связи знака и жеста. Так, слово «пить» можно изобразить жестами, иллюстри­рующими питье из чашки или изображением рукой формы чашки. Система жестовой коммуникации, предназначенная для больных с афазией, отражает внутреннюю структуру естествен­ного разговора языка.

Таким образом, с помощью СНК больной может выразить ту или иную коммуникативную потребность, и таким образом хотя бы частично компенсировать утраченные способности к речевой коммуникации.

Однако сфера применения ПК этим не ограничивается. Активное пользование набором жестов и пиктограмм ока­зывает растормаживающее действие на собственную устную и письменную речь больных. В процессе занятий у большинства из них начинают появляться слова и простые фразы.

В связи с этим основной целью использования СНК явля­ется расширение рамок коммуникации, а также растормаживание устной и письменной речи больных.

Таким образом применение предлагаемых невербальных средств, как и другие виды логопедической работы, направлено в конечном счете на восстановление собственной (устной и письменной) речи больных.

Кроме того, данная методикаспособствует решению и дру­гой задачи, связанной с восстановлением неречевых функций больного: это выявление, уточнение и использование сохранных неречевых паралингвистических возможностей больного:

— восстановление двигательных возможностей руки;

— коррекция мимических возможностей больного:

— восстановление сомато-пространственной ориентации больного:

— преодоление апраксических расстройств, выраженных полимодально.

Программа логопедических занятий с использо­ванием средств невербальной коммуникации строится по прин­ципу постепенно усложняемых заданий на каждом из этапов обучения, а также повышения активности больного в исполь­зовании невербальных средств обучения.

Методика использования средств невербальной коммуника­ции для больных с грубой степенью выраженности речевого дефекта предусматривает параллельное использование рисован­ною знака (пиктограммы) и соответствующего ему жеста и предназначена для так называемых «безречевых» больных при условии отсутствия у них выраженных оптико-простран­ственных, апрактических расстройств и грубых нарушений памяти.

Данная методика применяется для индиви­дуальной работы с больными. Она рассчитана на 4—5-недельный курс восстановительных занятий. Основное содержание предлагаемой методики составляет обучение больного набору жестовых и рисованных знаков (пиктограмм). При этом обязательным условием обучения является постоянное, последо­вательное «оречевление» невербальных изображений и дейст­вий. Несоблюдение этого условия может «увести» больного от речи, переключить его полностью на невербальный спо­соб общения. Вместе с тем постоянное речевое сопровождение невербальных операций способствует активизации невер­бально-вербальных связей.

Благодаря этому процесс восста­новления неречевых и речевой функции становится неразрыв­ным, что обеспечивает наиболее полную компенсацию всех нару­шенных звеньев высшей психической деятельности.

На 1-ом этапе важным моментом является подготовка больных к новому виду занятий. Больным объясняется воз­можность замены «звучащего» слова жестом или рисунком, позволяющая сохранить общение с окружающими на бытовом уровне. Демонстрируются приемы такого способа общения, стимулирующие растормаживание устной речи.

На занятиях предлагаются следующие виды работ:

1. Выбор знака (рисунок или жест», воспринятого на слух («где изображено слово пить?». «Покажите жестом слово ..пить”»):

2. Выбор знака по письменному стимулу («подберите ри­сунок к написанному слову», «покажите жестом написанное слово»I:

3. Раскладывание подписей под рисованными знаками, подбор письменного эквивалента показанному жесту («под­берите соответствующее знаку написанное слово»):

4. Выбор рисованного знака к предлагаемому жесту («под­берите рисованный знак, соответствующий жесту ..спать”»»:

5. Жестовое исполнение по предъявляемом) рисованному знаку («покажите жестом рисованный знак»):

6 Самостоятельное рисование знака по слову, восприня­тому на слух («нарисуйте знак ..пить”‘»), по прочитанному слову («прочитайте слово и нарисуйте его в форме символа»»: по показанном) жесту («нарисуйте, что я показала»).

7. Дополнение письменного и четного варианта фразы жестом или рисованным знаком («ночью надо. »’):

8. Диктанты — выкладывание цепочек из рисованных зна­ков по заданию, воспринятому на слух («найдите карточку с рисованным знаком ..я”, рядом положите знак ..дай” и т. д.); по жестовому предъявлению («найдите карточку со знаком, который я покажу»): («посмотрите и найдите рисованное изо­бражение следующего жеста» и т. д.);

9. Ответы больного на вопросы логопеда жестом или ри­суночным знаком («кто сегодня занимался с логопедом?»; «Вы хотите заниматься?» и т. д.».

На 11 этапе продолжается тренировка в запоминании но­вых знаков, а также начинается работа над формированием фразы по образцу. Больному демонстрируется способ кодирова­ния фразы «Я люблю гулять». Первой на стол кладется кар­точка со знаком «Я» (круг и расположенный под ним треуголь­ник», затем карточка со знаком «люблю» (контур фигуры.которой принято изображать сердце), затем — карточка со зна­ком (схематично изображенные шагающие ноги)_Подкаждой карточкой кладется другая карточка с соответствующим словом, написанным крупным шрифтом.

Обучающий последовательно указывает пальцем на соответ­ствующий знак и прочитывает подпись к нему. Показывает жестовый вариант этой фразы. Для работы над знаковой фра­зой предлагаются следующие задания:

1. Выбор больным карточки с готовым «знаковым» пред­ложением, воспринятым на слух, показанным жестами, предъ­явленным в письменном варианте («найдите предложение „я хочу пить”, найдите предложение, которое я показала; най­дите предложение, которое здесь написано и т. д.).

2. Составление предложений из отдельных рисованных зна­ков, воспринятых на слух и показанных жестами («составьте предложение „я хочу пить”; посмотрите, что я показала, составьте это предложение из рисованных знаков» и т. д.).

3. Составление предложений из отдельных знаков (рисован­ных или жестовых) по предъявленному письменному образцу («составьте предложение, которое здесь написано»).

4. Анализ составленной из рисованных знаков фразы (ко­личество слов, 1-е, 2-е, последнее слово). («Сколько слов в предложении?», «Найдите и покажите первое слово», «Где нарисовано слово „Я”?» и т. д.).

5. Жестовое «проговаривание» фразы, воспринятой на слух или с письменного образца («Покажите жестами предложение „Я иду гулять”»; «Покажите жестами предложение, которое здесь написано» и т. д.).

6. Заполнение больными пропусков во фразе, составленной из рисованных знаков. Например, дается задание «запомнить пропуск во фразе „Я хочу пить’*». Перед больным кладется карточка со знаком «Я», затем на некотором расстоянии кар­точка со знаком «пить» (стакан с водой). В промежуток меж­ду этими карточками больной должен поместить недостающую и самостоятельно выбранную из набора карточку со знаком «хочу» (стрелка, направленная острием на предмет).

На первых двух этапах работа ведется преимущественно в импрессивном варианте, т. е. допускается манипулирование больным знаками молча. Упражнения носят в основном тре­нировочный характер, но при этом поощряется использование средств невербальной коммуникации и в коммуникативных целях.

IIIэтап — это переход более активным видам «знаковой» речи, предполагающий использование ее преимущественно в коммуникативных целях с активным стимулированием речевой продукции больного. Основной вид работы — это по заданию логопеда высказать знаками свое желание («Сообщите, что Вы больны», «. что Вы хотите пить» и т. д.).

Большое значе­ние придается и такому виду работы, как ответы на вопросы. Отвечая на вопросы, больной может воспользоваться следую­щими способами:

— выбор карточки с готовым знаковым предложением;

— ответы с помощью жестов;

— ответы с помощью рисунка.

1. Куда Вы идете?

I. «Я иду домой»: три линейно расположенные карточки со знаками «Я», «иду», «домой» (схема­тичный рисунок дома).

2. Что у Вас болит?

2. «Болит голова» (на лице гримаса боли, здороваярука прижата к голове).

3. Что Вы делали?

3. «Я ходил к врачу». Три карточки со знаками:«Я», «ходил» (шагающие ноги), «к врачу» (голова в шапочке, на которой красный крест).

Грамматические элементы на этом этапе работы опускаются. В дальнейшем возможна маскировка грамматической формы слова различными способами. Например, окончание существи­тельного м

ожет быть написано рядом с рисунком более мелким, как бы дополняющим знак, шрифтом.

Работа над фразой позволяет подвести больного к невер­бальному диалогу. Вопросы задаются как в вербальной форме, так и в форме предложений, составленных из рисуночных или жестовых знаков. Одновременно больные стимулируются к использованию вопросной формы, которая является наиболее активным видом речевой деятельности («Спросите, который час»), («Спросите, болит ли голова у соседа»).

Активно исполь­зуются диалоги этюдного характера. На всех этапах занятий стимулируются и поощряются правильно выбранные сопрово­дительные гностические и праксические операции, а также вербальные проявления больного, проявляющуюся экспрес­сивную речь, которая сопровождает его невербальную дея­тельность.

Употребление средств невербальной коммуникации в реа­билитации больных с афазией не ограничивается случаями грубых расстройств речевой функции. Они могут быть исполь­зованы также с другими целями. Например, пиктограмма мо­жет служить мнемонической (способствующей запоминанию) опорой при работе по преодолению зрительных агнозий, ам-нестической афазии. Кроме того, пиктограмма, являясь знакомчего-либо, способствует формированию понятий; абстракции.позволяет вычленить и наглядно представить тот или иной признак предмета, понятия.

Иначе говоря, пиктограмма как знаковая единица является средством активизации определен­ных видов мнестико-интеллектуальной деятельности больного.

Использование жеста как невербального средства выражения может рассматриваться как один из способов преодоления мануальной (ручной) апраксии.

Таким образом, преодоление нарушений «неречевых» функ­ций при афазии нередко является самостоятельной задачей восстановительного обучения. В тех случаях, когда нарушение «неречевой» функции лежит в основе речевого расстройства, его устранение подчинено основной, первостепенной задаче восстановления речи. Наконец, возможно обращение к сохран­ным «неречевым», невербальным возможностям больного для расширения рамок компенсации коммуникации с окружающими.

Кроме того, использование невербальных видов деятельно­сти может быть направлено на решение социально-психоло­гических задач реабилитации, в рамках которой наиболее важными являются бытовая и трудовая реабилитация.

Системный охват расстройств речевой и «неречевых» функ­ций при афазии, определение места каждого из компонентов в общей структуре восстановительного обучения в значительной мере способствует повышению его конечного эффекта.

Список использованной литературы:

1. Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных по­ражениях мозга. — М., 1972.

2. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 1985.

3. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. — М., 1988.

4. Ш о х о р-Т р о ц к а я М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. — М., 1972.

5. Оппель В.В. Восстановление речи после инсульта Издательство «Медицина» Ленинградское отделение 1972.

6. Бейн Э.С. Столярова Л.Г. Шохор – Троцкая М.К. Визель Т.Г. Реабилитация больных с афазией, возникшей вследствие мозгового инсульта. (методические рекомендации). М., 1977.

КГБУЗ “Городская больница №7” логопед неврологического отделения Федорова С.П.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: