Речевая карта для логопункта ДОУ.
методическая разработка по логопедии по теме
Речевая карта для детей 5-7 лет, посещающих дошкольный логопункт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_dlya_logopunkta.docx | 47.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта (5-7 лет)
(для логопункта ДОУ)
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________________
Дата зачисления на логопункт___________________________________________________________
Сведения о родителях
Мать (Ф.И.О., возраст, место работы)____________________________________________________
Отец (Ф.И.О., возраст, место работы)_____________________________________________________
Протекание беременности и родов (резус – конфликт, токсикоз, инф. заболевания)______________
Вскармливание (естественное (до какого возраста), искусственное)___________________________
Перенесенные ребёнком заболевания до 3 лет_____________________________________________
Речевое развитие ребёнка (медленно, постепенно, быстро) __________________________________
Состояние артикуляционного аппарата (подчеркнуть)
Губы: нормальное строение, толстые, тонкие, хейлоскиз (расщелина), прохейлия (увеличение верхней губы)
Зубы: нормальное строение, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение
Прикус: ортогнатический (норма), прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперёд), прогения
(нижний зубной ряд выступает вперёд), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга),
перекрёстный (смещение челюстей относительно друг друга), открытый (отсутствие смыкания
между зубными рядами), сужение челюстей, микрогения (малые размеры нижней челюсти)
Твёрдое нёбо: нормальное строение, палатосхиз (расщелины нёба), послеоперационные рубцы,
высокое (готическое, куполообразное, глубокое), узкое
Мягкое нёбо: нормальное строение, длинное, короткое, с послеоперационными рубцами,
субмукозная щель, раздвоенное
Язык: нормальное строение, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий,
массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка
Объективные данные о состоянии здоровья
Неврологический статус (невропатолог) __________________________________________________
Состояние слуха (отоларинголог) _______________________________________________________
Состояние зрения (окулист) ____________________________________________________________
Состояние интеллекта (психоневролог)___________________________________________________
Общее состояние здоровья (педиатр)_____________________________________________________
Общее развитие ребёнка (подчеркнуть): соответствует возрасту, в пределах возрастной нормы,
не соответствует возрасту.
Воспроизведение слоговых рядов
Воспроизведение слов – паронимов
Выделение звука в начале слова
Выделение последнего звука в слове
Составление слов из звуков, данных в правильной последовательности
Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности
Подобрать слово на заданный звук
Отобрать картинки с заданным звуком
Слоговая структура слова
Произношение слов сложного слогового состава
Водопроводчик чинит водопровод.
Птенчик весело щебечет.
Экскурсовод проводит экскурсию.
Велосипедист едет по тротуару.
Милиционер регулирует движение.
Грамматический строй речи
Преобразование существительных ед.ч. во мн.ч.
Изменение по падежам ( род. п. мн.ч.)
Книги (много чего?)
Согласование числительных 2 и 5 с существительными:
Уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных
Образование прилагательных от существительных
лопата из железа –
Образование глаголов движения с помощью приставок
Назвать по восприятию
Сколько тебе лет?
С кем ты живёшь?
Кто работает в твоей семье? А кто учится?
Есть ли у тебя брат (сестра)?
Помогаешь ли ты взрослым дома?
С кем ты дружишь в детском саду?
Какая у тебя любимая сказка? О чём она?
Чем ты больше всего любишь заниматься?
Рассказ по сюжетной картинке
Рассказ по серии сюжетных картинок
Речевая карта (для логопункта) – Приложение 1 .
В строчке напротив задания записываются ответы ребёнка. Затем ответы оцениваются в соответствии с указанными уровнями.
Критерии для определения уровня выполнения задания.
Высокий – Ответ даёт верный. Самостоятельно выполняет задание. Активен в общении, умеет слушать, строить общение с учетом ситуации, легко входит в контакт, ясно и последовательно выражает свои мысли.
Достаточный – Ответ верный при стимулирующей помощи взрослого. Ошибки исправляет самостоятельно или после небольшой помощи взрослого.
Средний – Не более двух ошибок в каждой серии заданий, которые исправляются после помощи стимулирующего характера. Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других. Умение пользоваться ранее приобретёнными знаниями сформировано недостаточно.
Критический – Все задания выполняются со значительной помощью взрослого. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и взрослыми, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.
Недопустимый – Затрудняется в понимании задания. Ответ дан неверно.
Результаты логопедического обследования отображаются в диаграмме ( Приложение 2 ). Диаграмма позволяет дать полное и точное заключение состояния речи ребёнка, подойти системно к анализу нарушения, определить относительно сохранные функции и процессы. Это позволяет логопеду выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.
Пример речевых карт обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
Содержимое публикации
Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.
Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович Дата рождения 00.00.0000 г.
Родители (законные представители) ____________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, лепетная речь
2. Речеязыковая компетенция
2.1. Уровень сформированности лексикона
Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, лепетная речь
Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, лепетная речь
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, предлогов нет; грубые ошибки формообразования; лепетная речь
Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; словообразовательных операций не сформированы; стойкий морфемный аграмматизм
Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; лепетная речь
2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа
Продуцирование текстане доступно
Репродуцирование текстане доступно
2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме
Состояние фонематического слуха не сформирован, полиморфные замены всех фонем раннего генеза
Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове
Слоговая структура слова грубо нарушена
Звукопроизношение нарушено: отсутствуют все труднопроизносимые звуки, а также отмечаются полиморфные замены всех звуков раннего генеза
1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи
3. Состояние артикуляционного аппарата
3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей
3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии, гиперсаливация
3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушения ритма речевого дыхания нет; голосообразование нарушено (голос тихий и слабый, грубо нарушена модулированность)
4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; грубые ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объединения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи
5. Двигательное развитие
5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики
5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипотонус кистей рук
6. Психологическая база речи
6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме
6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом
6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций
7. Дополнительная информация
7.1. Особенности раннего речевого развития к 3-м годам появились аморфные и усечённые слова
7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья, двое детей
7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность ограничена грубым нарушением экспрессивной речи
7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – задержка речевого развития
7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРЗ, ОРВИ, травм и ушибов головы не было
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (I уровень речевого недоразвития)
РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом
Учитель-логопед _____________________________________________________ /________________/
Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «00» __________________ 20_____г.
Фамилия, имя, отчество Иванов Иван Иванович Дата рождения00.00.0000г.
Родители (законные представители) ____________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире
2. Речеязыковая компетенция
2.1. Уровень сформированности лексикона
Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи
Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже
Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм
Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа
2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа
Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа
Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме
2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме
Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (ц – с, р – в, рь – й, рь – ль, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь, й – ль)
Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове
Слоговая структура слова грубо нарушена
Звукопроизношение нарушено: отсутствует твёрдый свистящий Ц; отсутствуют твёрдые шипящие и мягкий шипящий Щ; ротацизм; ламбдацизм (Л)
1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи
3. Состояние артикуляционного аппарата
3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей
3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии
3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушений ритма речевого дыхания и голосообразования нет
4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; допускает ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объеденения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи
5. Двигательное развитие
5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики
5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипертонус кистей рук
6. Психологическая база речи
6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме
6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом
6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций
7. Дополнительная информация
7.1. Особенности раннего речевого развития гуление – 2,5 месяца, лепет – 5,5, первые слова к 1 году, первые фразы – 2.5 года, фразовая речь – 3 года 3 месяца (со слов мамы)
7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья
7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность
7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – отставание в речевом развитии
7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРВи, отит, ринофарингит, обструктивный бронхит, конъюнктивит
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (II уровень речевого недоразвития)
РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом
Учитель-логопед ____________________________________________________ /_________________/
Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.
Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович ……Дата рождения 00.00.0000 г.
Родители (законные представители) ____________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире
2. Речеязыковая компетенция
2.1. Уровень сформированности лексикона
Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи
Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже
Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм
Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа
2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа
Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа
Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме
2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме
Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (р – в, рь – й, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь)
Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове
Слоговая структура слова грубо нарушена
Звукопроизношение нарушено: свистящие звуки отсутствуют (среднее положение языка) (кроме звука Ц), твёрдые шипящие отсутствуют (среднее положение языка); необходима автоматизация звуков Р и РЬ
Речевые карты для дошкольников с ОНР и школьного логопункта
Речевая карта является документом и представляет собой бланки диагностических заданий, которые заполняет учитель-логопед на каждого ребенка при поступлении в логопедический детский сад или речевую группу массового детского сада). Речевая карта ведется логопедом в течение всего срока пребывания ребенка в компенсирующем саду. В неё вносятся анамнестические данные о ребенке, результаты тестирования логопедом до начала коррекции, промежуточные результаты и после коррекции. Заносятся заключение логопедической комиссии, рекомендации логопеда.
Речевые карты ведутся и хранятся в кабинете логопеда до решения ПМПК о выпуске ребенка из логопедической группы. Срок хранения 10 лет имеют протоколы заседаний ПМПК по набору и выпуску детей, 5 лет — справки о результатах проверок логопедической работы и отчеты логопеда, 3 года хранятся годовые планы работы.
Структура речевой карты
Речевая карта — это структурированный внутренний документ, включающий следующие разделы:
- логопедическое обследование;
- логопедическое заключение;
- перспективный план коррекционной работы;
- наличие динамики логопедической коррекции и ее особенности;
- анализ результатов коррекционного воздействия.
В первые две недели учебного года логопедом проводится комплексная диагностика речи детей. В этот период вносятся все имеющиеся сведения о речевом развитии ребенка и состояние речевой функции на данный момент времени.
Речевые карты скачать бесплатно
Карты составлены разными авторами с учетом разделов программы Т. Б.Филичевой, Г. В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»: лексика, грамматика, связная речь. Специалисты постоянно совершенствуют процесс диагностики и бланки обследования. Поэтому на выбор предлагается несколько вариантов речевых карт для дошкольного ОУ и для школьного логопункта.
Образец речевой карты (облегченный вариант)
Речевая карта для дошкольника с ОНР
Речевая карта для дошкольников с ОНР (комплексное обследование)
Школьная речевая карта
Инструкция: скачать электронную форму документа. Последовательного задать вопросы ребенку, результаты занести в карту. После заполнения всех пунктов карта выводится в печать и подписывается учителем-логопедом.
Речевая карта для обследования речи ребенка дошкольного возраста
Фамилия, имя, отчество ребенка ___________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________
Домашний адрес ____________________________________________________________
Дата поступления в логопедическую группу ____________________________________________________________
Заключение медико-педагогической комиссии __________________________________________________________
Сведения о родителях
Мать(Ф.И,О. возраст, образование) _______________________________________________________
Жалобы родителей _________________________________________________________
Речь родителей и других членов семьи _____________________________________________________________
Наличие других членов семьи _____________________________________________________________
Анамнез
Наследственные и хронические заболевания родителей _____________________________________________________
От какой беременности и родов ребенок ___________________________________________________________
Протекание беременности ______________________________________________________
Крик ____________________________ Наличие асфиксии _________________ Вес и рост ребенка при рождении __________________________________________________________
Как взял грудь __________________________ Вскармливание до ___________
Отклонения в поведении и заболевания до года ______________________________________________________________
Удержание головы _________________ Ползание _______________________ Сидит ______________ Ходит _____________________
Характер моторики раннего возраста ___________________________________________________________
Гуление ___________ Лепет ______________Первые слова __________ Первые фразы ____________________________
Использование жестов _________________ Двуязычие _________________________________
Речевая среда _____________________________
Адаптация в детском саду
Аппетит ____________________________________ Сон ___________________
Взаимоотношения со взрослыми _________________________________________________________
Взаимоотношения с детьми ____________________________________________________________
Игровая активность _________________________________________________________
Преобладающее настроение ________________________________________________________
Первичная беседа
Как тебя зовут? ________________ Сколько тебе лет? ____________________
С кем ты пришел в д/с? ______________________________________________
Где ты живешь? ____________________________________________________
С кем ты живешь? __________________________________________________________
Как зовут твоих родителей? ________________________________________________________
Сколько пальцев у тебя на руке? _________ Покажи один _______ Покажи много __________________________________________________________
Общая характеристика речи (отсутствует, звукоподражания, лепетная речь, отдельные слова, фразовая речь) ______________________________________________________________
Рисунок ребенка
Умение держать карандаш ________________ Уровень развитие предметного рисунка: чирканье, каракули, предметное изображение ___________________
Нарисуй дом, дерево, человека.
Исследование неречевых психических функций
Узнавание и соотнесение цвета _______________________________________
Различение и соотнесение плоскостных фигур ___________________________
Оптико-пространственный гнозис и праксис
Складывание картинки из частей ______________________________________
Выкладывание фигур из палочек по образцу ____________________________
Ориентировка в пространстве _________________________________________
Слуховое внимание
Дифференциация неречевых звуков ___________________________________
Определение направления звука ______________________________________
Динамический праксис
! !_______ ! !!_______! ! !!_________ !! !_________!! !!________ ! . ________
. ! __________ ! !! !! ____________ . !! ________ ! ! !! ___________!! . ___
Исследование моторики
Общая моторика
Обёъм ___________________ Переключаемость _________________________
Темп ______________________ Координация ____________________________
Ручная моторика
Объем движений _______________ Переключаемость _____________________
Ведущая рука ______________________________________________________
Навык работы с карандашом _________________________________________
Способность к манипуляции с предметами _____________________________
Мимическая мускулатура
Закрыть, правый, левый глаз _________________________________________
Поднять, нахмурить брови ___________________________________________
Наморщить нос ____________________________________________________
Надуть щеки _______________________________________________________
Втянуть щеки _______________________________________________________
Артикуляционная моторика
Открыть, закрыть рот ________________________________________________
Подвигать нижней челюстью вправо-влево _____________________________
Подвигать языком влево-вправо(«Маятник»)____________________________
«Качели» (Язык на верхнюю –нижнюю губу)____________________________
«Качели» (Язык вверх и низ за зубы)___________________________________
Особенности анатомического строения артикуляционного аппарата _______
Дыхательная и голосовая функция
Тип дыхания___________________Объем дыхания_______________________
Продолжительность речевого выдоха__________________________________
Сила голоса___________________ Модуляция голоса_____________________
Просодические компоненты речи
Темп _______________ Ритм_______________ Паузация__________________
Употребление основных видов интонации______________________________
Состояние звукопроизношения
звук | изолированно | В словах | Во фразах | В предложениях |
А | ||||
О | ||||
У | ||||
Ы | ||||
И | ||||
Э | ||||
Б | ||||
БЬ | ||||
П | ||||
ПЬ | ||||
В | ||||
ВЬ | ||||
Ф | ||||
ФЬ | ||||
Т | ||||
ТЬ | ||||
Д | ||||
ДЬ | ||||
К | ||||
КЬ | ||||
Г | ||||
ГЬ | ||||
Х | ||||
ХЬ | ||||
М | ||||
МЬ | ||||
Н | ||||
НЬ | ||||
Й | ||||
Л | ||||
ЛЬ | ||||
Р | ||||
РЬ | ||||
С | ||||
СЬ | ||||
З | ||||
ЗЬ | ||||
Ш | ||||
Щ | ||||
Ж | ||||
Ч | ||||
Ц |
Фонематические процессы
Фонематическое восприятие
Различение оппозиционных звуков
Повтори АИ_____ ОА_______ЫИ__________ УО_________ АОИ____________
ПА-БА_________ ДА-ТА ___________ КА-ГА _________ ВА-ФА-ВА___________
КА-ТА____________ АК-АТ____________АТ-АК______ ТУ-КУ-ТУ_____________
ТА-ТЯ__________ НЯ-НА________МЫ-МИ-МЫ___________ БУ-БЮ-БУ_______
Покажи на картинках
СУП-ЗУБ__________ БОЧКА-ПОЧКА____________ БАК-МАК________________
Фонематический анализ
Выделение заданного звука на фоне слова_____________________________
Выделение первого гласного в слове (в 5 лет) __________________________
Выделение последнего согласного в слове (в 6 лет)______________________
Определение первого согласного в слове(6 лет)_________________________
Определение количества звуков АУ____ АМ____ МУ____ДОМ____ ВАТА____
Звуковая структура слова
Слоговая структура слова
4 года: кот____ вода______мост_____ банка____фантик_______окно______
5лет: самолет____________ микстура________ помидоры_______________
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Словарь имён существительных
дверь______ цветок______ книга_______ самолет_______________________
Играет______ прыгает______ поёт______ поливает_______ едет___________
смотрит_______ продает______ готовит________ катит______ тянет________
Словарь имён прилагательных
Короткий – длинный _______________________________________________
Апельсиновый сок из чего? __________________________________________
Волчья лапа у кого? _________________________________________________
Понимание сложных грамматических конструкций
Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?________________________
Положи карандаш между книгами.____________________________________
Положи тетрадь под книгу.___________________________________________
Положи мячик перед коробкой._______________________________________
Положи мячик в коробку.____________________________________________
Послушай и покажи соответствующую картинку.
Три грибочка на иголках тянут ёжики под ёлку.__________________________
Лист и груши на иголках тянут ёжики под ёлку.__________________________
Послушай и ответь на вопросы.
Мая и Тая моют окна.
Про кого здесь говорится — про девочек или мальчиков?__________________
Как зовут первую девочку?_________________ вторую?___________________
Девочки моют одно окно или несколько?_______________________________
Вика и Ваня пошли в лес собирать грибы и ягоды. Вика грибы не собирала.
Что собирал Ваня?________________________________________________
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Словообразование
У кошки котята. У козы______________ У утки__________ У лисы_________
У льва___________ У медведя____________ У кролика__________________
Варенье из яблок________________ компот из вишни___________________
Кисель из клюквы_________________ Суп из гороха______________________
Пюре из картофеля____________________ Суп из фасоли_________________
Горка изо льда_____________________ Стул из дерева___________________
Лист дуба______________________ Лист березы_________________________
У собаки лапа – собачья. У медведя лапа _______________________________
У льва хвост ______________ У зайца уши ______________________________
Словоизменение
Преобразование единственного числа во множественное
Стол — _________. Шапка ____________ Жук ____________Дом ____________
Окно ____________ Полотенце __________________
Согласование с числительными
Один дом. Две _________________ Пять_____________________________
Одна утка. Две ___________ Пять __________________________________
Один конь. Два __________________ Пять коней________________________
Одна коза. Две _________________ Пять _____________________________
Одна змея. Две змея ________________ Пять змей______________________
Один воробей. Два ________________________ Пять_____________________
Составление предложений по картинкам
Повторение предложений
Попугай пьет воду.__________________________________________________
Таня причесывает куклу Барби.________________________________________
Ване купили новые ботинки.__________________________________________
В саду было много красных яблок._____________________________________
Бабушка связала внучке теплые рукавицы.______________________________
Лена сказала, что не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.___________________________________________________________
Повторение рифмовок
Би-би-би- гудит машина: Жук и Мишуткою играют
Не поеду без бензина. Мячик по полу катают.
Перессказ
Петушок поет. Курицу с цыплятами зовет. Петушок зернышки нашел, сам не съел – цыплятам отдал.
Коля и Петя купались в реке. Петя заплыл далеко от берега. Он устал и стал тонуть. Коля не умел плавать. Он кричал и звал на помощь. Мимо шел Ваня. Он бросился в воду. Ваня быстро вытащил Петю на берег.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Нашли ежа»
Вывод
Заключение
Никандрова Елена Георгиевна учитель-логопед д/с №28 г. Волосово, Ленинградская обл.
РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
-
Любовь Галецкая 5 лет назад Просмотров:
1 РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Ф.И. РЕБЕНКА ГРУППЫ ДАТА ЗАЧИСЛЕНИЯ ДАТА ВЫПУСКА
2 РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Фамилия, имя: _ Возраст: Домашний адрес: Откуда поступил ребенок: СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ Ф.И.О. родителей, место работы, должность: Мать Отец ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ И ПРОСОДИКИ Общее звучание речи: голос нормальный ( тихий, звонкий, хриплый, монотонный, назализованный); четкая (невнятная, смазанная); темп нормальный (быстрый, замедленный); чрезмерно быстрая; малоразговорчив; паузы и ударения употребляет правильно. Тип дыхания: диафрагмальный; речевое дыхание плавное (недостаточно плавное); речевой выдох продолжительный (не продолжительный). Строение артикуляционного аппарата: строение языка не нарушено; нарушения толстый, маленький, массивный, узкий, раздвоенный, укороченная связка. подвижность языка не нарушена; нарушения гиперкинезы, тремор, девиация; объем артикуляционных движений ограничен; малоподвижный; испытывает трудности в удержании и переключении позы; нарушены движения кончика языка; саливация; спастичность, гипотония, дистония.
3 строение неба не нарушено. прикус правильный; нарушения передний открытый, боковой открытый, перекрестный, прогнатия, прогения. подъязычная связка укорочена. строение зубов нормальное; нарушения крупные, мелкие, редкие, кривые, диастема, отсутствие резцов (верхних/нижних), кариес. строение губ нормальное; нарушения массивные, наличие расщелины, послеоперационных рубцов. подвижность губ не нарушена/нарушена Состояние общей моторики (координация движений, состояние мелкой моторики, доминантность): Состояние артикуляционной моторики: развита достаточно/в пределах нормы/недостаточно. Выполняет основные артикуляционные движения губами, языком. Движения замедленные. Трудность в удержании артикуляционной позы. Нарушена координация движений языка и губ. Объем движений языка полный/неполный. Тонус нормальный/вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Синкенезии, замены движений не отмечаются/отмечаются. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА Разговорно-описательная беседа. Как тебя зовут? Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)? Где ты живешь? Как зовут маму? Как зовут папу? Есть ли у тебя друзья? Кто они? Конструктивная деятельность: Счѐт прямой ; обратный (с 6 лет) Счѐтные операции: Геометрические формы: Величина: большой – маленький, низкий высокий; широкий узкий, толстый тонкий. Основные цвета (4-5 лет): Оттеночные цвета (5-7 лет): Выделение четвертого лишнего: Ориентировка во времени (времена года, времена суток, дни недели): Ориентировка в пространстве: верх низ, лево право, спереди сзади
4 Понимание речи нарушено (ограничено в пределах ситуации; на бытовом уровне; выполняет речевые инструкции в полном объеме) Понимание сложноподчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций (5-6 лет): – Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади? – Папа читал газету после того, как пообедал. Когда папа читал газету: до обеда или после? ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ начало середина конец С С З З Ц Ш
5 Ж Щ Ч Л Л Р Р Й Т
6 Т Д Дь К Кь Г Гь В
7 Вь Ф Фь М Мь Н Нь Х Хь
8 Б Бь П Пь СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА 4 года Ребята слепили снеговика. Мотоциклист едет на мотоцикле.
9 5 лет Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. 6 лет Экскурсовод проводит экскурсию. Регулировщик стоит на перекрестке.
10 ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Дифференциация звуков: С-З С-Ш Ш-Ж Ж-З Ш-Щ Ш-СЬ Ц-С Ц-ТЬ Ч-С Ч-ТЬ Ч-Ш Щ-Ж Л-Р П-Б Т-Д К-Х Ы-И Повторение: та-да-та _ са-ша ба-па да-та-та _за-жа _да-та ка-га-га _ ла-ра _ га-ка кот – год кот бочка почка том дом ком усы уши лак рак гора кора Выделение определенного звука из ряда других звуков: _ Выделение звука из ряда слов: Отобрать картинки на заданный звук: _ Выделение первого звука в слове: Алик утка Оля эхо Выделение последнего звука в слове: Пух мука нос луна шары кот Назови все звуки в слове (6 лет) МАК _ Составь слово из звуков (6 лет) Д О М ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ Образование множественного числа имен существительных:
11 4 года 5 лет
13 Образование уменьшительно-ласкательных форм: 4 года 5 лет 6 лет
14 Согласование существительных с числительными: 4 года 5 лет
15 6 лет Префиксальное словообразование: шѐл едет летел Предложно-падежные конструкции: Где лежит карандаш? (в ) Откуда я достала карандаш? (из ) Где лежит книга? (под, над ) Откуда я достала книгу? (из-за ) Где находится книга (между ) СЛОВАРЬ Объяснить значение слов: Холодильник – Листопад – Пылесос – Винегрет – Спица –
16 Назвать части предметов и показать их: Чайник: донышко, носик, ручка, крышка Стул: сиденье, спинка, ножки Машина: кабина, кузов, колѐса, стекло, сиденье, руль Уровень обобщений: Яблоко, персик, груша, слива, апельсин – Помидор, огурец, репа, свѐкла, лук – Кукла, кубики, машинка, юла, солдатики – Свитер, платье, шорты, юбка, шуба, рубашка – Блюдце, кастрюля, сковорода, ложка, чашка – Шкаф, стол, диван, кресло, тумбочка – Корова, коза, свинья, лошадь, овца – Волк, медведь, лиса, ѐж, заяц, белка – _ Петух, курица, утка, индюк, гусь – Воробей, ворона, сорока, голубь – Автобус, троллейбус, поезд, самолѐт – Детѐныши / птенцы у: коровы – свиньи – утки – лошади – собаки – гуся – козы – _ кошки – индюшки – овцы – _ курицы – _ лисы – _ зайца – ежа – медведя – _ волка – белки – Подбор прилагательных к им. существительному: Лимон какой? _ Платье какое? Лиса какая? Ёж какой? Чай какой? Цветы какие?
17 Подбор антонимов: широкий – сухой – длинный – высокий – прямой – большой – весѐлый – молодой – светлый – больной – Образование притяжательных прилагательных: чей хвост? чья морда?_ чей дом? Образование прилагательных от имен существительных: Матрешка из дерева – Сумка из кожи – Ручка из пластмассы – Стакан из стекла – Сок из клюквы – Варенье из вишни – Сапоги из резины – Дом из кирпича – Что делает? Повар Врач Почтальон Учительница Строитель Водитель _ Кто как голос подает? утка собака кошка гусь корова _ свинья
18 петух _ мышь _ лягушка Согласование прилагательных с существительными: СВЯЗНАЯ РЕЧЬ 4 года Составление простых предложений по картинке. 5 лет Составление рассказа по сюжетной картинке. 6 лет Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Речевая карта для дошкольников 4-7 лет
Речевая карта по Крупенчук, сокращенный вариант, удобный для диагностики речевых нарушений дошкольников 4-7 лет
Просмотр содержимого документа
«Речевая карта для дошкольников 4-7 лет»
Протокол обследования ребенка (по речевой карте О.И.Крупенчук)
Фамилия, имя ребенка _____________________________________дата рож-я ______________________
1.Состояние речевого аппарата
Губы ______________________________________________ зубы _________________________________ прикус ______________________
Нёбо _______________________________________язык ____________________________________голос ______________________________
Просодика. Темп _________________ритм______________________паузация_________________интонация___________________________
2.Мимическая и артикуляционная мускулатура
поднять брови_____________ нахмуриться ____________закрыть правый глаз _____________закрыть левый глаз__________
«Толстячки» _____________ «Худышки»____________ «Улыбочка»_____________«Трубочка» ____________«Лопаточка» _____________
«Иголочка» ________ «Чашечка» __________«Мостик»_________ «Улыбочка — трубочка»___________«Парус — мостик»_____________
3.Звукопроизношение
Другие звуки, примечания
4 года 4.Слоговая структура (повтори слова)
Пуговица __________________ мостик________________капуста__________________дружба________________свисток________________
Ребята слепили снеговика.__________________________________________________Вероника ест помидоры._________________________
_____________________________. Мотоциклист едет на мотоцикле .________________________________________________. Слава стоит на мостике_______________________________________________________________________________________________
5.Фонематические процессы. Есть ли звук Р в слове? Бобы________ горох___________капуста___________помидор___________
Покажи на картинках: рак — лак___________ мишка-миска_____________ Марина-малина_____________ коза — коса_________________ жевать — зевать______________ тёлка-чёлка_________________ вечер-ветер___________________машет — мажет____________________
6.Грамматический строй. Словоизменение
ед. – мн. число: стол – ________________шапка-____________________кольцо- ____________________жук-__________________________
согласование с числительными: 1дом, 2__________________, 5 _________________; 1утка, 2__________________, 5 ___________________
согласование падежных окончаний: лиса ёжик рысь
И. – У тебя есть (кто?)____________________________________________________________________________________________________
Р. У них нет (кого?) ______________________________________________________________________________________________________
Д. Корм даю (кому?) ____________________________________________________________________________________________________
В. Любишь (кого?) ______________________________________________________________________________________________________
Т. Доволен (кем?) _______________________________________________________________________________________________________
П. Рассказ (о ком) _______________________________________________________________________________________________________
Словообразование образование уменьшительно-ласкательных форм
дом – __________________кукла – _________________________книга – ________________________мяч – _________________________
Согласование с предлогами: в _________________ на ____________________ над _____________________ под ___________________
7.Лексический запас
Уровень классификации. Назови одним словом Голубь, ворона, воробей — это _____________________________
Назови животных _______________________________________ Назови игрушки ________________________________________________
Назови детёнышей: У кошки – __________________________ У утки -_________________________У лисы – _________________________
Скажи наоборот: хороший – _______________________большой- ____________________________худой – ___________________________
Кто что делает? Птица ________________________рыба _________________________ ___________
8.Обследование понимания речи
Где заяц идёт за кошкой, а где – кошка за зайцем? ____________Женя потеряла мишку, которого взяла у Вали. Чей был мишка? _________
Покажи мамину дочку _________д очкину маму. ____________Лошадь обогнала осла. Кто впереди, кто отстал? _______________________
9.Связная речь. Составление предложений по предметной картинке
10.Что неправильно нарисовал художник?
Логопедическое заключение__________________________________________________________________________________________________________
Дата________________________ учитель-логопед: _______________________________________________________________________
5 лет 4. Слоговая структура (повтори слова)
Сквозняк___________________Водопроводчик чинит водопровод.__________________________________________________Всеволод едет на велосипеде.___________________________________________. Волосы подстригают в парикмахерской.___________________________
_______________________. На сковороде тушатся голубцы.___________________________________________________________________.
5.Фонематические процессы. Назови первый звук в слове: Аня ________ Оля _________ ухо________Ира __________
Покажи на картинках: рак — лак___________ мишка-миска_____________ Марина-малина_____________ коза — коса_________________ жевать — зевать______________ тёлка-чёлка_________________ вечер-ветер___________________машет — мажет____________________
6.Грамматический строй. Словоизменение
ед. – мн. число: дом – _____________ крот-________________окно- _______________лист-________________дятел-____________________
согласование с числительными: 1конь, 2__________________, 5 _________________; 1коза, 2__________________, 5 ___________________
согласование падежных окончаний: лиса ёжик рысь
И. – У тебя есть (кто?)____________________________________________________________________________________________________
Р. У них нет (кого?) ______________________________________________________________________________________________________
Д. Корм даю (кому?) ____________________________________________________________________________________________________
В. Любишь (кого?) ______________________________________________________________________________________________________
Т. Доволен (кем?) _______________________________________________________________________________________________________
П. Рассказ (о ком) _______________________________________________________________________________________________________
Словообразование образование уменьшительно-ласкательных форм
шкаф – __________________ковёр – _________________________одеяло – ________________________сапог – _________________________
Согласование с предлогами: за _____________ с ________________ к _________________ из ___________________
7.Лексический запас Уровень классификации. Назови одним словом
свитер, юбка, брюки — это _____________________________груша, яблоко, лимон — это _________________________________________
Назови птиц _______________________________________ Назови посуду ______________________________________________________
Назови детёнышей: У козы – __________________________ У волка -_____________________________ У собаки – ____________________
широкий – __________свет – ____________подниматься – ____________далеко – ____________ высоко – __________умный – ____________
Кто что делает? Змея ________________________ заяц _________________________ лошадь ________________________________________
8.Обследование понимания речи
Где заяц идёт за кошкой, а где – кошка за зайцем? ____________Женя потеряла мишку, которого взяла у Вали. Чей был мишка? _________
Покажи мамину дочку _________д очкину маму. ____________Лошадь обогнала осла. Кто впереди, кто отстал? _______________________
9.Связная речь. Составление рассказа по сюжетной картинке
10.Что неправильно нарисовал художник?
Логопедическое заключение__________________________________________________________________________________________________________
Дата________________________ учитель-логопед: _______________________________________________________________________
6 лет 4.Слоговая структура (повтори слова)
Регулировщик стоит на перекрёстке. __________________________________________________ У парикмахера расчёска и ножницы. ____________________________________________________. Экскурсовод проводит экскурсию.___________________________________________________
_____________________Чернослив и курага – сухофрукты. ___________________________________________________________________________________
5.Фонематические процессы. Назови все звуки в слове МАК ________. Сколько звуков в слове СУП? _____. Составь слово из звуков: Д,О, М. __________
Покажи на картинках: рак — лак___________ мишка-миска_____________ Марина-малина_____________ коза — коса_________________ жевать — зевать______________ тёлка-чёлка_________________ вечер-ветер___________________машет — мажет____________________
6.Грамматический строй. Словоизменение
ед. – мн. число: лампа – ___________ олень-_____________пень- ______________воробей-________________колесо-____________________
согласование с числительными: 1змея, 2______________, 5 _________________; 1воробей, 2__________________, 5 ___________________
согласование падежных окончаний: лиса ёжик рысь
И. – У тебя есть (кто?)____________________________________________________________________________________________________
Р. У них нет (кого?) ______________________________________________________________________________________________________
Д. Корм даю (кому?) ____________________________________________________________________________________________________
В. Любишь (кого?) ______________________________________________________________________________________________________
Т. Доволен (кем?) _______________________________________________________________________________________________________
П. Рассказ (о ком) _______________________________________________________________________________________________________
Словообразование образование уменьшительно-ласкательных форм
кружка – _________________платье – ______________________гнездо – ________________________дерево – _________________________
Согласование с предлогами: перед _____________ около ________________ из-за_________________ из-под _________________________
Образование прилагательных Из снега-______________________, из бумаги – __________________, из дерева – ________________________
Хвост волка – волчий, ухо волка – ___________________________, лапы волка – _________________________
Префиксальное словообразование Во ___________, вы_____________, за__________, пере____________, подо____________, ото___________
7.Лексический запас
Уровень классификации. Назови одним словом
Сапоги, туфли, кеды — это _____________________________молоко, хлеб, колбаса — это ________________________________________________________
Назови фрукты ____________________________________________________Назови мебель _______________________________________________________
Назови детёнышей: У курицы – _______________У коровы -________________У свиньи – ______________У овцы – _____________У лошади______________
Скажи наоборот:весёлый – __________доброта – ______________здороваться – _____________чисто – ____________ сухо – __________терять – ___________
Кто что делает? Врач ________________________ Учитель _________________________ Повар _________________Художник__________________________
8.Обследование понимания речи
Где заяц идёт за кошкой, а где – кошка за зайцем? ____________Женя потеряла мишку, которого взяла у Вали. Чей был мишка? ________________________
Покажи мамину дочку _________д очкину маму. ____________Лошадь обогнала осла. Кто впереди, кто отстал? ______________________________________
9.Связная речь.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
10.Что неправильно нарисовал художник?
Логопедическое заключение__________________________________________________________________________________________________________
Дата________________________ учитель-логопед: _______________________________________________________________________
Речевая карта воспитанника дошкольного логопедического пункта
ФИ_________________________________________ВОЗРАСТ ___________ ГРУППА__________
ДАТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ______________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
1. Губы (толстые, тонкие, вялые, укороченные, норма)
- Зубы (редкие, мелкие, кривые, лишние, крупные, нарушение зубного ряда, кариозные, недоразвитые, отсутствие, норма)
- Язык (толстый, узкий, напряженный, маленький, длинный, раздвоенный, распластанный, норма)
- Подъязычная уздечка (укороченная, приращенная, натянутая, норма)
- Маленький язычок (отсутствует, укороченный, раздвоен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняются в сторону)
- Твердое небо (готическое, низкое, наличие расщелины, норма)
- Мягкое небо (длинное, короткое, подвижное, малоподвижное, отклонение увули, норма)
- Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, норма)
- Саливация (наличие, отсутствие).
- Гиперкинезы (наличие, отсутствие)
- Синкинезии (наличие, отсутствие)
ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
1. Удержание рта закрытым вне еды и речи____________________________________________________________
- Подвижность губ
· вытягивание губ вперёд_____________________________________________
- Подвижность языка
· высовывание распластанного языка____________________________________________________________
· подъём кончика языка на верхнюю губу______________________________________________________________
· опускание кончика языка на нижнюю губу______________________________________________________________
· движения кончика языка вправо-влево ________________________________
· высовывание узкого языка___________________________________________
- Подвижность мягкого неба
· произнесение «А» с открытым ртом_____________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
- Голос (сильный, слабый, глухой, звонкий, затухающий, крикливый, сиплый, назализованный, дрожащий, немодулированный, норма)
- Темп речи (замедленный, быстрый, плавный, заикание, запинки, норма)
- Мелодико-интонационная сторона речи (выразительная речь, маловыразительная, монотонная)
- Дыхание (свободное, шумное, затрудненное, поверхностное, неровное, неритмичное, ротовой выдох укороченный, вдох неглубокий, дифференциация носового и ротового выдоха нарушена (не нарушена), норма)
ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1. Удержание позы _______________________________________________________
2. Переключение при выполнении движений _________________________________
3. Выполнение движений обеими руками ____________________________________
4. Темп выполнения движений _____________________________________________
5. Качество выполнения движений _________________________________________
6.Напряжённость, скованность движений ____________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
1. Удержание позы _______________________________________________________
2. Переключение при выполнении движений _________________________________
3. Темп выполнения движений _____________________________________________
4.. Качество выполнения движений _________________________________________
5.Напряжённость, скованность движений ____________________________________
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
(ПОНИМАНИЕ РЕЧИ)
1.Понимание ситуативной речи (выполнение инструкций):
открой (закрой) _________________ сними (надень) ___________________
принеси (отнеси) ________________ завяжи (развяжи) __________________
2. Лексика
1)Предметный словарь
а) «Покажи предметы»:
девочка ________стол _______ книга ________ хлеб _______
телевизор _______ машина _________часы _______
б) «Покажи части тела»:
нос ______ голова _____ глаз ______ губы ______ уши _______ лоб ______
шея ________ рука ______ пальцы _____ колено _______
2) Предикативный словарь
«Покажи, где девочка»:
спит __________ ест (кушает) ____________ пьёт ____________
поёт _______________ танцует ________________ играет ______________
3) Словарь прилагательных
* большой (мяч) __________ маленький (мячик) __________
* высокий (дом) __________ низкий (домик) _____________
*длинная (лента) ____________ короткая (лента) ____________
* красный ______ * синий _______ * желтый ______ * зелёный _______
4) Исследование уровня обобщения
*Мама ____ папа ____ дочь _____ сын ____ бабушка ______ дедушка ____
*Помидор ___ огурец ____ морковь ____ лук ___ свёкла _____ репа _____
*Яблоко ____ груша _____лимон ____ апельсин _____ банан _____
*Тапочки ____ ботинки _____ туфли _____ сапоги _____ валенки _____
*Стол ____ стул ____ кровать _____ шкаф _____ кресло _____
*Платье _____ юбка ____ рубашка ____ брюки ____ куртка _______
*Тарелка ____ кастрюля ______ вилка _____ ложка ______ чайник _______
*Корабль _____ поезд ____ самолёт _______ автобус _______ машина ______
*Кошка ____ корова ____ собака____ коза_____ свинья_____ лошадь ______
*Лиса _____ заяц_____ медведь_____ белка______ ёж_____
2. Грамматический строй речи
* Мальчик играет _________________________________
* Мальчик бросает мяч _____________________________
* Мальчик гладит утюгом бельё _____________________
План работы учителя-логопеда
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
План работы
учителя-логопеда Деревягиной МС.
на 2018–2019 учебный год
Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.
-знакомство с методическими рекомендациями по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС у/о от 11.03.2016г, образовательными программами и их анализ ;
-диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности (устной и письменной речи) обучающихся;
-разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся, принятых на логопедические занятия;
-разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития для детей с системным недоразвитием речи с учётом структуры речевого дефекта;
-разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей;
Приоритетные направления деятельности:
-совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям (разработка рабочих программ коррекционной работы в соответствии с методическими рекомендациями по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ);
-структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне них;
-систематизация учебно-методического материала.
Мероприятия
Сроки проведения
I. Организационная работа.
1. Подготовка кабинета к новому учебному году.
2. Первичное и углублённое обследование устной и письменной речи детей (в начале и в конце года).
С 01 по 15 сентября, с 15 по 31 мая
3. Изучение документации детей, вновь принятых на логопедические занятия.
С 01 по 15 сентября
4. Проведение мониторинга устной и письменной речи детей 1-5 классов.
С 01 по 15 сентября, с 15 по 31 мая
5. Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года.
С 01 по 15 сентября, с 15 по 31 мая
6. Зачисление обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи, в речевые группы с учетом возраста и речевого дефекта, группы закрепить приказом по школе.
С 01 по 15 сентября
7. Составление расписания логопедических занятий и согласование его с администрацией школы.
С 01 по 15 сентября
8. Оформление общешкольного логопедического уголка и обновление материала для педагогов школы и родителей на общешкольных стендах и уголка логопеда в методическом кабинете школы.
Один раз в четверть
9. Оказание помощи в оформлении логопедических уголков в классах.
10. Подготовка раздаточного материала для коррекции дисграфии.
11. Приобретение наглядности для оформления логопедического кабинета.
12. Продолжение работы по накоплению специальных компьютерных программ для коррекции речи и психических процессов, а также систематизации методического материала в электронном виде.
13. Оформление логопедических характеристик обучающихся, направляемых на ПМПК.
14. Анализ коррекционной работы.
II. Коррекционная работа.
1. Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени.
С 15 сентября по 15 мая
2. Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени.
С 15 сентября по 15 мая
III. Научно-методическая работа.
1. Прохождение аттестации
2. Подготовка и выступление-отчет по самообразованию на районном МО «Методические рекомендации учителям по работе с родителями для детей с ОВЗ по теме «Коррекционная работа по устранению нарушений письма у детей с ЗПР на лексическом уровне»
3. Разработка рабочих программ коррекционной работы в соответствии с методическими рекомендациями по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ
4. Консультации учителей и воспитателей на темы:
«Особенности речевого развития младших школьников с ЗПР».
«Шпаргалка для педагога. Артикуляционная гимнастика».
5. Консультации учителей «Динамика речевого развития обучающихся,
занимающихся на логопункте».
4. Работа с родителями
а) Выступления на родительских собраниях на тему:
“Роль общения в семье для успешного обучения в школе ”.
б) Оформление стенда «Для вас, родители».
в) семинар-практикум для родителей «»Учите детей говорить правильно. Упражнения по работе над дикцией. »