Речевая карта от 8 мес до 1 г 3 мес

Карта логопедического обследования детей раннего возраста
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Карты логопедического обследования детей от 1г 6 мес до 2х лет, от 2х до 3х лет.

Скачать:

Вложение Размер
rech_karta_16-2.docx 17.1 КБ
rech_karta_2-3goda.docx 34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Карта логопедического обследования детей раннего возраста

1г 6 мес – 2 года

Фамилия, имя ребенка ____________________________ Группа _____________________

Дата рождения _____________________________ Возраст __________________________

Дата заполнения речевой карты н.г.____________/к.г.____________

1. Понимание несложного рассказа по сюжетной картинке. Ответы на вопросы

  • Материал: Сюжетные картинки

Покажи, где: _________________________________________________________________

2. Понимание предложно-падежных конструкций (ПОД)

  • Материал: коробка с крышкой, кубик

Спрячь кубик под крышку _____________________ под стол _______________________

Под стул _______________________________ под кровать __________________________

3. Понимание предложных конструкций (У, С) (1 год 10 мес)

  • Материал: шарик, коробка с крышкой, дощечка – скат.

Покати шарик с горки _______________________ со стола ___________________

Положи шарик у коробки _________________________ у книжки ___________________

4. Понимание единственного и множественного числа существительных

Материал: картинки (стол – столы, мяч – мячи и т.п., с окончаниями Ы, И) не менее 5.

Покажи, где: _________________________________________________________________

5. Понимание слов-действий, выраженных в категории возвратности глагола (1 год 9 мес)

Материал: картинки (мишка моет руки – мишка моется) не менее 3-х пар.

Покажи, где: моет _______________________; моется ____________________________

5. Понимание суффиксальных отношений. Суффикс уменьшительности

  • Материал: 4 пары игрушек – большая/маленькая

Покажи, где машина _________________________ машинка ______________________

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Различение звуков речи

  • Материал: 2 кошки, 2 собаки, 2 коровы, 2 петуха

Угадай, кто тебя позвал? ______________________________________________________

1. Обозначение своих действий словами и двухсловными предложениями (в естественной ситуации, в игре, на занятиях) _______________________________________

2. Слоговая структура (1 год 9 мес.)

Двухсложные слова: дети – ________, диван – _______, мебель – _______, банка – _______, ветка – _________, тюльпан – __________, кнопка – ____________.

Односложные слова – дом – _______, мак – ________, стол – _______, шкаф – ________, стол – _______, зонт – __________.

3. Употребление Винительного падежа (с 2-х лет)

  • Материал: картинки (девочка, мишка и т.п.)

Кого ты видишь на картинке? _________________________________________________

4. Употребление предложного падежа

  • Материал: предметы, игрушки (мишка)

Скажи, на чем сидит мишка? ____________________________________________

Лежит мячик? _________________________________________________________

Лежит книжка? ________________________________________________________

5. Употребление слов с суффиксом уменьшительности

  • Материал: 4 пары игрушек – большая/маленькая

Машина ____________________________ машинка __________________________

6. Практическое употребление существительных именительного падежа во множественном числе (с окончаниями Ы, И)

Материал: картинки (стол – столы, мяч – мячи)

7. Слоговая структура (3-х сложные слова без стечения)

малина – ____________, телефон – _____________, бегемот – ____________.

Предварительный просмотр:

Карта логопедического обследования детей раннего возраста

Фамилия, имя ребенка ____________________________Группа _____________________

Дата рождения _____________________________ Возраст ________________________

Дата заполнения речевой карты н.г.________________/к.г.______________

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Различение слов близких по звучанию . Покажи, где:

мышка – мишка _______________________ стол – стул____________________________

баба – папа ___________________________ крыса – крыша ________________________

Слуховое внимание и понимание инструкций.

«Дай мячик кукле»

«Возьми мячик и покатай его»

«Дай мне куклу, а кубик возьми себе»

1. Воспроизведение звукоподражаний

Кукла плачет: а-а-а

Мышка пищит: пи-пи-пи

Заблудились в лесу: ау-ау

Корова мычит: му-у

Собака лает: ав-ав

Поезд гудит: у-у-у

Бабушка охает: о-о-о

Ребенок плачет: уа-уа

Кошка мяукает: мяу-мяу

1. Словарь существительных (активный и пассивный).

Словарь по лексическим темам (60 проб).

Пробы (назови; покажи)

Узнавание предметов по назначению

Пробы (назови; покажи)

Из чего мы пьем?

Что мы надеваем?

Чем открываем дверь?

Чем можно играть?

Чем мы причесываемся?

На чем можно сидеть?

2. Словарь глаголов (активный и пассивный).

Понимание префиксальных отношений. Глаголы с различными приставками (вышел, пошел, зашел)

Покажи, где : _________________________________________________________________

3. Словарь прилагательных (активный и пассивный).

горячо _____________________________ холодно ________________________________

темно _______________________ светло ____________

4. Понимание предлогов (ЗА, ПОД, ПО, ДО, НАД) Материал: шарик, кубик, коробка с крышкой________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Понимание единственного и множественного числа прилагательных

  • Материал: картинки (синий флажок – синие флажки)

Покажи, где __________________________________________________________________

Понимание префиксальных отношений. Глаголы с различными приставками (вышел, пошел, зашел)

Покажи, где : _________________________________________________________________

3. Словарь прилагательных (активный и пассивный): 2,7 – 3 года

Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста

Барматина Ольга Валентиновна
Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста

Всестороннее обследование детей с нарушениями речи – первый и основополагающий этап в логокоррекционной работе.

Логопед должен максимально подробно и объективно составить картину развития речи ребёнка и определить факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на эту картину.

Существенный вклад в логопедическую диагностику дошкольников вносит онтогенетический подход. Отклонения от нормального хода развития речи могут регистрироваться только в сопоставлении с данными онтогенеза. Современная диагностика общего недоразвития речи предполагает оценку развития разных сторон лингвистической системы. Логопеды исследуют не только дыхание, голосовой аппарат, артикуляционные органы, но и звукопроизношение, состояние фонематической системы, лексики, грамматического строя речи, связной устной речи.

Процедура и методы обследования должны варьироваться в соответствии с возрастом и психологическими особенностями ребёнка. Логопед может проводить обследование в присутствии родителей или без них, может опираться на предметы окружающей обстановки, игрушки, картинки, может менять речевой материал.

Логопедическое обследование включает два этапа: предварительный этап и этап актуального обследования.

На предварительном этапе логопед собирает общие сведения, заключения врачей, данные анамнеза. Общие сведения включают фамилию, имя, отчество ребёнка и родителей, дату рождения, домашний адрес, сведения о времени поступления в логопедическую группу, об основаниях для приёма. По данным врачей-специалистов оценивается биологическая сохранность речевой системы. Для оценки характера развития речи важными являются сведения о раннем психомоторном и речевом развитии ребёнка. Отставание в развитии указывает на недостаточную способность к компенсации. Нормальный темп раннего развития при наличии неблагоприятных факторов в анамнезе показывает на хорошие компенсаторные возможности ребёнка. Первостепенное значение в дифференциальной диагностике имеют данные о состоянии слуха. При оценке уровня развития речи ребёнка в некоторых случаях имеет значение заключение психиатра об интеллектуальном развитии. Нарушения зрения могут влиять на формирование словаря, затруднять усвоение письма и чтения. Данные невропатолога важны для диагностики дизартрии, алалии, заикания.

На втором этапе проводится актуальное обследование. Первоначально даётся общая оценка речи. Общая характеристика речи включает оценку состояния импрессивной и экспрессивной речи. Импрессивная речь оценивается как способность понимания ситуативной и контекстной речи. При оценке экспрессивной речи принимается во внимание её наличие, развёрнутость (отдельные слова, фразы, связная речь, внятность, использование жестов в общении, специфические проявления.

Далее обследуется состояние анатомо-физиологической основы произношения – дыхания, фонации, строения артикуляционного аппарата, выполнение мимических и артикуляционных движений. Обследование состояния дыхания предполагает выявление типа дыхания, объёма речевого выдоха. Состояние фонации включает параметры голосоподачи, силу голоса (громкость, тембр голоса, модуляцию. Оценка строения артикуляционного аппарата предполагает выявление отклонений в анатомии губ, зубов, челюстей, языка, нёба. Обследование состояния артикуляционной моторики включает выявление подвижности и симметричности движений губ, языка, мягкого нёба. В процессе обследованияможет быть обнаружено наличие неврологической симптоматики в оральной области: повышенная саливация, нарушения тонуса мышц, тремор, девиация языка, синкинезии, гиперкинезы и др.

При обследовании состояния ручной моторики выявляется ведущая рука, координация работы обеих рук, пространственная организация движений. Можно увидеть состояние тонуса мышц. С помощью специальных упражнений можно выявить степень произвольности ручной моторики, статический и динамический праксис. Несформированность конструктивного праксиса характерна для всех видов отклонений в психическом и речевом развитии. Недостатки конструктивного праксиса могут влиять на усвоение лексико-грамматических компонентов языка, чтения и письма.

Ориентировка во времени также важна для усвоения лингвистики и письменной речи. Знания времени суток, времён года выявляются с опорой на соответствующие картинки. Кроме того, предлагается по памяти перечислить последовательность частей суток, дней недели, времён года. В процессе беседы выясняются представления детей о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра». Несформированность временных представлений характерна для всех видов отклонений в психическом и речевом развитии.

Исследование фонематической системы речи нужно провести с особой тщательностью. Это обследование включает выявление состояния слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа, синтеза и представлений. Состояние фонематического анализа слов оценивается по способности определять наличие звука в слове, выделять звук из слова, проводить количественный, последовательный (порядковый, позиционный звуковой анализ слов.

Состояние звуко- слоговой структуры слова оценивается по способности называть слова (с опорой на картинки, имеющие разную звуко-слоговую структуру. Фиксируются пропуски, замены, перестановки звуков и слогов.

Состояние звукопроизношения сначала проверяется в отражённой речи – ребёнку предлагается произнести звуки изолированно и в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных). Для обследования состояния звукопроизношения в словах и во фразах используется картинный материал. Картинки подбираются таким образом, чтобы ребёнок при их назывании продемонстрировал, как он произносит звуки в разных позициях – в начале, в середине, в конце слов. Ошибки звукопроизношения фиксируются в трёх видах: отсутствие звука, замена другим звуком, искажение звука.

Далее обследуется состояние лексической стороны речи.Для выявления уровня развития предметного словаря необходимо использовать вариативный материал: натуральные предметы, игрушки, картинки. Понимание и употребление ребёнком в активном словаре существительных, прилагательных, глаголов, наречий можно выявить в процессе беседы и совместной предметной деятельности. Несформированность лексики указывает на задержку речевого развития, общее недоразвитие речи, алалию.

Исследование грамматического строя речи предполагает выявление способности к выполнению грамматических операций словоизменения и словообразования. При исследовании способности словоизменения нужно выявить, как ребёнок владеет категориями числа, рода, падежа существительных и прилагательных, а также категориями числа, времени и рода глаголов.

Следует помнить, что наиболее ярко лексико-грамматические нарушения проявляются в связной речи. Для обследования состояния связной речи ребёнку предлагается составить рассказ с опорой на соответствующие картинки из логопедического альбома. В связной речи оценивается способность выстроить высказывание логично и последовательно, т. е. спланировать высказывание и придерживаться заданного плана. Кроме того, оценке подлежат языковые средства, которые определяют объём высказывания, его однословный либо фразовый характер, лексическое разнообразие, грамматические средства. Рассказ по серии сюжетных картин не требует от ребёнка планирования высказывания. Способность к планированию связного высказывания в более простом варианте обследуется при составлении рассказа по сюжетной картине, в более сложном варианте – при составлении описательного рассказа по предметной картинке.

Итак, логопедическое обследование должно быть комплексным, целостным и динамичным, основываться на фактических данных.

Процедура обследования завершается постановкой логопедического диагноза по психолого-педагогической классификации. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.

Мною обобщены авторские материалы, опыт работы ведущих учителей-логопедов и разработана данная речевая карта дошкольника 5-7 лет. (Приложение)

Речевая карта включает в себя все разделы логопедического обследования. В ней фиксируются ошибочные ответы детей,приводятся образцы детских высказываний с фонетическими,лексическими и грамматическими ошибками. Каждое диагностическое задание оценивается по пятибальной системе. Процедура обследования завершается постановкой логопедического диагноза по психолого-педагогической классификации. Составляется индивидуальный речевой профиль и индивидуальный план работы.

Логопеды имеют право на собственный выбор речевых карт – более или менее подробных. Критерием оценки всегда должна быть не форма карты, а её содержание и, главное, – точность логопедических диагнозов, позволяющих выстраивать эффективную систему коррекции речевого развития и прогнозировать развитие ребёнка в целом.

РЕЧЕВАЯ КАРТА

1. Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка ___

Дата рождения (число, месяц, год) ___

Дата обследования (число, месяц, год) ___

Возраст (на момент обследования) ___

Домашний адрес, телефон ___

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа) ___

Заключение ТПМПК ___

2. Сведения о родителях

Мать: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет ___

Отец: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет ___

Другие члены семьи, живущие в данной семье ___

Жалобы родителей, данные с их слов о психическом и речевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребенка в логопедической группе ___

Наследственные заболевания ___

Жалобы родителей ___

3. Общий анамнез

От какой беременности ребенок ___ родов ___

Возраст матери в период родов ___

Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери, токсикоз ___

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные ___

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция ___

Крик: был, нет, не сразу ___

Асфиксия: белая, синяя, нет___

Резус-фактор: отрицательный, совместимость ___

Вес и рост ребенка при рождении ___

Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью ___

Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до ___

Последующее вскармливание: смешанное, искусственное ___

Выписка из родильного дома на ___ день

Дополнительное пребывание в роддоме, причины ___

Особенности раннего развития: держит голову с ___ мес. ,

сидит с ___ мес. ,

стоит с ___ мес. ,

ходит с ___ мес.

Первые зубы с ___ мес., к году зубов ___

С года до 3-х лет ___

С 3-х до 7 лет ___

Ушибы и травмы головы ___

Судороги при высокой температуре ___

Соматические болезни: простудные заболевания, пневмония, воспалительные процессы уха и др. ___

Заключение психиатра или невропатолога ___

Состояние слуха и зрения ___

4. Данные о развитии речи

Гуление с ___ мес.

Лепет с ___ мес.

Первые слова ___

Первые фразы ___

Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих ___

Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм) ___

5. Психофизические процессы

Начало года Конец года Начало года Конец года

Логопедическая диагностика детей до 1 года

Развития речи ребёнка требует внимания на всех этапах. Если наблюдаются задержки, необходимо своевременно определить их и начать методичную работу по их коррекции. В этой статье мы расскажем, по каким критериям оценивать ранее развитие речи, и как проходит логопедическое обследование.

Шкала оценки нервно-психической сферы

Ребёнок реагирует на общение с ним, перестаёт плакать и начинает улыбаться знакомому взрослому при зрительном контакте. Стадия фонации.

Стадия гуления, ребенок вступает в голосовой контакт, если услышит обращенный к нему ласковый голос. Появляются гласные и согласные звуки. Слух: реагирует на звук пищалки.

Появляется визг, смех . Речь: новые звуки, певучее гуление, лепет. Узнаёт знакомые голоса и понимает интонации, различает мимику взрослого, некоторые его движения и действия. Слух – реакция на звук пищалки и манки.

Канонический лепет, стремится привлечь к себе внимание звуками, развивается отраженный лепет (повторения слоговых цепей). Слух – реакция на все звуковые сигналы.

9-11 месяцев

Активно общается с помощью жестов. Может использовать 1-2 лепетных слова. Ползает, манипулирует предметами: пробует их, обследует. Способен выполнять простые одноступенчатые инструкции. Начинает понимать социальные свойства предметов. Отзывается на имя.

Ребёнок понимает 30-50 слов; инструкции, сопровождаемые жестами. Начинает ходить и исследовать территорию. Реагирует на запрет.

Логопедическое обследование: алгоритм и структура

Диагностика проходит в 2 этапа:

1. Сбор анамнеза за все периоды развития – во время беременности, родов и в первые недели жизни ребёнка. Изучение медицинской документации, моторного профиля.

2. Собственно процедура логопедического обследования (30 – 40 минут).

Желательно проводить тестирование на территории ребенка, где он может свободно передвигаться и чувствовать себя в безопасности.

Тестирование

Тесты направлены на обследование контактности, артикуляционного аппарата, слухового и зрительного восприятия (способности визуально следить за объектом, реагировать на его исчезновение и возвращение, показывать его часть), вокализации (способности повторять за экспериментатором), ментальных операций.

Рекомендованное оборудование:

– картонная коробка: 10 – 10 – 10 см
– ткань или салфетка
– машинка яркого цвета: 12,5 см
– двигающиеся механические игрушки яркого цвета: 10-15 см
– баночки с манкой, горохом, гречкой
– юла яркого цвета
– кубики разного цвета 10 шт. 2,5 – 2,5 – 2,5 см
– мяч яркого цвета 10 см в диаметре
– звучащие игрушки: колокольчик – 5 см в диаметре и 10 см высотой
– молоточек

Примеры тестовых заданий

Что в результате тестирования?

Проведя комплексную оценку состояния развития ребёнка, логопед формирует индивидуальную программу коррекции. Она строится на базе сохранных нейрофизиологических механизмов, и направлена на доведение до возрастной нормы и последующее совершенствование “уязвимых” сфер. В коррекцию входит:

  • развитие коммуникативной сферы
  • логопедические занятия
  • паллиатив, фармакотерапия
  • обучение родителей правильному речевому общению с малышом, создание правильной речевой среды

    Специалисты нашего центра проводят комплексную диагностику речевого и общего развития детей до 1 года, а также коррекционные и развивающие занятия. Будем рады помочь!

    Чтобы записаться на занятие и/или получить более детальную информацию, пришлите нам запрос через форму на сайте или позвоните по телефону 8-911-093-83-09

    • Главная
    • О центре
    • Наши специалисты
    • Цены
    • Ваши вопросы
    • Онлайн-занятия
    • Отзывы
    • Коллегам
    • Публикации
    • Логопед взрослым
    • Логопед детям
    • Логопедический массаж
    • БОС
    • Новости
    • Контакты
    • Психолог

    © « Центр коррекции речи Анны Белик »

    Санкт-Петербург , пр. Просвещения, 15 ; пр. Сизова, 25 .
    Часы работы: Пн-Пт 10-20, Сб-Вс 10-16 .
    Т. +7(921) 995-61-57 , +7(911) 093-83-09, logoped@belikcenter.ru , Skype: Beliklogocenter

    Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам

    Речевая карта от 8 мес до 1 г 3 мес

    Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

    От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

    Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.

    Стадии речевого развития

    Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

    1. Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
    2. Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
    3. Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
    4. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.

    Возрастные нормы по месяцам

    Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

    1. Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
    2. На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
    3. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
    4. На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
    5. На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
    6. К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.

    Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

    Как способствовать речевому развитию ребёнка

    Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:

    • генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода;
    • стрессовые перегрузки во время беременности;
    • воздействие никотина и алкоголя на организм матери;
    • недостаточное питание мамы;
    • нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов;
    • отрицательный резус-фактор;
    • негативное действие инфекций и хронических патологий.

    У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.

    Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.

    Речь годовалого ребёнка включает в себя:

    • активный словарь – от 8 до 12 слов, которые он может произнести;
    • пассивный словарь — слова, значение которых малыш понимает.

    Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.

    Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.

    Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.

    Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).

    Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.

    Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.

    Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).

    Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.

    Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:

    1. крупная или общая моторика – умение сесть, наклониться, подойти, встать;
    2. мелкая моторика – ощупывание предметов, пинцетный захват (двумя пальчиками) мелких игрушек, катание машинки, рисование «каракулей».

    Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.

    Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».

    При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.

    Отклонения от нормы

    В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

    Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.

    Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:

    • у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
    • нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
    • запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
    • «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
    • язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
    • к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
    • ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
    • у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
    • ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
    • к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.

    При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.

    Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

    Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

    • расширение словарного запаса;
    • исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
    • обучение умению правильного построения высказываний;
    • внимательное отношение к детским вопросам.

    В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

    Схема логопедического обследования ребенка 1-го года жизни

    6.1. Череп – стигмы дизэмбриогенеза черепа

    Наличие стигм дизэмбриогенеза

    Наличие-отсутствие симметрии мимической мускулатуры

    Наличие пареза, паралича

    • живая, выразительная;
    • вялая, маловыразительная;
    • лицо амимичное.

    Тонус мимических мышц (тонус мышц определяется при совместном осмотре ребенка невропатологом и логопедом):

    • физиологический;
    • снижен (гипотонус);
    • повышен (гипертонус);
    • дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).
    • строение не нарушено;
    • деформация носа;
    • западение спинки носа;
    • атрезии ноздрей: полные; неполные; односторонние; двусторонние;
    • атрезии хоан: полные; неполные; односторонние; двусторонние;
    • другие аномалии строения

    6.3. Безусловные рефлексы, рефлексы орального автоматизма (для детей с органическим поражение ЦНС, синдромом ДЦП)

    6.4. Артикуляционный аппарат:

    Верхняя челюсть – строение:

    • без особенностей;
    • наличие расщелины;
    • справа;
    • слева;
    • полная;
    • неполная;
    • двусторонняя: полная; неполная;
    • другие аномалии строения

    Нижняя челюсть – строение: аномалии

    Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования):

    • в полном объеме;
    • ограничено опускание челюсти;
    • ограничены боковые движения;
    • ограничены движения при открывании рта;
    • ограничены движения при закрывании рта;
    • нарушено откусывание;
    • нарушено жевание;
    • другие нарушения движений

    Тонус мышц нижней челюсти:

    • физиологический;
    • снижен (гипотонус);
    • повышен (гипертонус);
    • дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).

    Соотношение между верхней и нижней челюстью:

    • не нарушено;
    • тенденция к формированию прогении;
    • тенденция к формированию прогнатии.
    • без особенностей;
    • толстые;
    • тонкие;
    • наличие расщелины: односторонняя; справа; слева; полная; неполная; двусторонняя: полная; неполная;
    • наличие пареза мышц губ;
    • деформация верхней губы;
    • деформация нижней губы;
    • укорочение верхней губной уздечки;
    • другие аномалии строения

    Положение губ в покое:

    • губы сомкнуты;
    • спастическое напряжение губ;
    • плотное смыкание рта;
    • губы плотно не смыкаются;
    • рот полуоткрыт;
    • губы вялые;
    • перетягивание угла рта в одну сторону: вправо; влево;
    • опускание угла рта вниз: справа; слева;

    Непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования):

    • движения в полном объеме;
    • губы не округляются при присасывании;
    • пища подтекает из угла рта: справа; слева; с двух сторон;
    • ребенок быстро устает во время еды;
    • не снимает пищу губами;
    • при крике (или других звуковых реакциях) перетягивается угол рта вверх: справа; слева;
    • при крике (или других звуковых реакциях) опускается угол рта: справа; слева;
    • другие нарушения движений

    Мышечный тонус губ, круговой мышцы рта:

    • физиологический;
    • снижен (гипотонус);
    • повышен (гипертонус);
    • дистония (меняющийся характер мышечного тонуса);
    • насильственные движения в мышцах губ:
    • тремор;
    • гиперкинезы.
    • без особенностей;
    • толстый;
    • тонкий;
    • большой, массивный;
    • узкий, “игольчатый”;
    • складчатый;
    • кончик языка не выражен;
    • кончик языка раздвоен;
    • другие аномалии строения языка

    Наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка

    Положение языка в покое:

    • язык по средней линии;
    • язык тонкий, распластан в полости рта;
    • напряженный, отодвинут назад (кзади);
    • спинка языка приподнята;
    • спинка языка спастически изогнута, приподнята вверх;
    • кончик языка приподнят кверху;
    • кончик языка не выражен;
    • язык отклоняется в правую сторону;
    • язык отклоняется в левую сторону;
    • синюшный цвет языка;

    Непроизвольные движения языка:

    • движения в полном объеме;
    • ограничены движения в правую сторону;
    • ограничены движения в левую сторону;
    • ограничены движения кверху;
    • ограничены движения книзу;
    • ограничены движения кзади;
    • ограничены движения кончика языка вперед;
    • складывается “лодочкой”;
    • упирается кончиком в твердое небо;
    • другие нарушения движений

    Синеет при непроизвольных движениях:

    • больше справа;
    • больше слева;
    • кончик языка;
    • весь язык.

    Насильственные движения языка:

    • тремор;
    • гиперкинезы;
    • фибриллярные подергивания.
    • без особенностей;
    • укорочена;
    • укороченная уздечка с массивным тяжем;
    • наличие двух и более укороченных тяжей;
    • другие аномалии строения

    Мышечный тонус языка:

    • физиологический;
    • снижен (гипотонус);
    • повышен (гипертонус);
    • дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).
    • без особенностей;
    • высокое;
    • узкое;
    • уплощенное;
    • широкое;
    • плоское;
    • наличие расщелины;
    • другие аномалии строения
    • без особенностей;
    • наличие расщелины;
    • другие аномалии строения
    • отклонение увуля от средней линии вправо (при крике);
    • отклонение увуля от средней линии влево (при крике);
    • провисание всей небной занавески;

    Непроизвольные движения мягкого неба:

    • движения в полном объеме;
    • затруднено глотание;
    • поперхивание при глотании;
    • попадание пищи в нос;
    • появление саливации в вертикальном положении на руках у взрослого (4 мес.);
    • слюна подтекает преимущественно: справа; слева; с двух сторон;
    • интенсивность саливации: незначительная; умеренная; обильная; усиливающаяся при определенных условиях

    6.5. Наличие оральных синкинезий

    6.6. Дыхательный аппарат

    • брюшное дыхание (до 6 мес.);
    • смешанное дыхание (после 6 мес.);
    • инфантильное дыхание (преобладание брюшного дыхания, большая частота дыхания,
    • недостаточная глубина);
    • стридорозное дыхание.
    • без особенностей;
    • дискоординация вдоха и выдоха;
    • нарушение ритма дыхания, сосания, глотания;
    • нарушение ритма дыхания, жевания, глотания;
    • нарушение ритма дыхания, фонации, артикуляции;
    • поверхностный вдох;
    • укороченный, слабый выдох;
    • наличие утечки воздуха через носовые ходы.

    6.7. Первые звуковые безусловно-рефлекторные реакции:

    • громкий;
    • звонкий;
    • достаточно сильный;
    • интонационно-выразительный (с 2-3-месячного возраста);
    • наличие интонации в крике, оттенков недовольства, радости и т.д. (с 4-месячного возраста);
    • тихий;
    • маловыразительный;
    • слабый, но с коротким вдохом и удлиненным выдохом;
    • захлебывающийся;
    • истощающийся;
    • визгливый;
    • прерывающийся;
    • сдавленный;
    • пронзительный;
    • болезненный;
    • с носовым оттенком;
    • отдельные всхлипывания на вдохе;
    • отдельные вскрикивания на вдохе;
    • крик афоничный;
    • вместо крика гримаса на лице;
    • другие особенности крика
    • крик отсутствует;
    • раздражители, вызывающие крик:
    • физиологическая реакция (после сна, перед кормлением, реакция на дискомфорт и т.д.);
    • часто беспричинно;
    • кричит постоянно, не успокаивается в позе “под грудью”, при виде пищи, ощущении соски, соски бутылки.

    Плач (со слезотечением с 2 месячного возраста):

    • громкий;
    • звонкий;
    • достаточной силы;
    • тихий;
    • слабый;
    • захлебывающийся;
    • истощающийся;
    • с носовым оттенком (нозализованный);
    • плач афоничный;
    • другие особенности плача
    • активное;
    • слабое;
    • нет звуков кряхтенья.
    • активное;
    • слабое;
    • нет звуков причмокивания.

    Наличие голосовых модуляций (с 4 -5-месячного возраста):

    • активное;
    • слабое;
    • нет звуков повизгивания.
    • активное;
    • слабое;
    • нет звуков хныканья.
    • активные;
    • слабые;
    • нет звуков.
    • радостные возгласы, смех в ответ на эмоционально-речевое общение;
    • нет радостных возгласов и смеха.

    6.8. Предпосылки формирования активной речи.

    Звуки гуканья, гыканья (с 1 мес):

    • издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним;
    • активное, частое гуканье;
    • редкие звуки гуканья;
    • звуки гуканья:

    Раздражители, вызывающие гуканье:

    • непроизвольно;
    • на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
    • на эмоционально-речевое общение со взрослым;
    • на звук игрушки;
    • на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
    • на тактильное прикосновение взрослого;
    • при сочетании ряда раздражителей
    • только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
    • звуков гуканья нет.

    Звуки гуления (с 2 мес):

    • повторно произносит отдельные звуки (2 мес, методика выявления в диагностике нервно-психического развития детей 1-го года жизни);
    • гулит (4 мес.);
    • активное, частое гуление;
    • редкие звуки гуления;
    • звуки гуления

    Раздражители, вызывающие гуление:

    • непроизвольно;
    • в комплексе оживления (с 3 мес);
    • на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
    • на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
    • на эмоционально-речевое общение со взрослым;
    • на звук игрушки;
    • на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
    • на тактильное прикосновение взрослого;
    • при сочетании ряда раздражителей:
    • только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
    • звуков гуления нет.

    Певучее гуление (с 5 мес.):

    • активное певучее гуление;
    • редкие звуки певучего гуления;
    • звуки певучего гуления

    Раздражители, вызывающие певучее гуление:

    • непроизвольно;
    • на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
    • на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
    • на эмоционально-речевое общение со взрослым;
    • на звук игрушки; на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
    • на тактильное прикосновение взрослого;
    • при сочетании ряда раздражителей
    • только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
    • звуков певучего гуления нет.

    Произносит отдельные слоги лепета – начало лепета (6 мес):

    • интонированный;
    • однообразные слоги лепета;
    • неинтонированный;
    • отдельные слоги лепета
    • нет отдельных слогов лепета;

    Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (7 мес):

    • лепет интонированный;
    • лепет неинтонированный;
    • слоги лепета:
    • нет слогов лепета;

    Громко, четко и повторно произносит различные слоги (8 мес):

    • слоги лепета разнообразные;
    • слоги лепета однообразные;
    • лепет интонированный;
    • лепет неинтонированный;
    • слоги лепета
    • нет слогов лепета;

    Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете (9 мес.):

    • слоги лепета разнообразные;
    • слоги лепета однообразные;
    • произосит слоговые цепочки;
    • произносит отдельные слоги лепета;
    • редкие слоги лепета;
    • недифференцированные звуки;
    • лепет интонированый;
    • лепет неинтонированный;
    • произносимые слоги, звуки:

    Раздражители, вызывающие лепет:

    • непроизвольно;
    • в ходе предметно-делового общения со взрослым;
    • на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
    • на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
    • на эмоционально-речевое общение со взрослым;
    • на звук игрушки;
    • на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
    • на тактильное прикосновение взрослого;
    • при сочетании ряда раздражителей
    • только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
    • не подражает взрослому, не повторяет за ним слоги;
    • звуков лепета нет;

    Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете (10 мес.):

    • не подражает взрослому, не повторяет за ним новые слоги.

    Первые лепетные слова (с 11 мес.):

    • наряду с лепетом пользуется лепетными словами;
    • редко пользуется лепетными словами;
    • произносимые лепетные слова
    • нет первых лепетных слов;
    • легко подражает новым слогам, произносит 5-10 облегченных слов (с 12 мес);
    • не подражает новым слогам, не произносит облегченные слова.

    Звуковая активность ребенка повышается:

    • в ходе тактильно-эмоционального общения взрослого и ребенка;
    • в ходе эмоционально-речевого общения ребенка и взрослого;
    • в ходе предметно-действенного общения ребенка и взрослого;
    • при сочетании различных форм общения.

    6.9. Предпосылки формирования понимания речи (7-12 мес.)

    6.10. Слуховые ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.)

    6.11. Зрительные ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.)

    6.12. Эмоции и эмоциональное поведение (1-12 мес.)

    6.13. Движения руки и действия с предметами (с 3 мес.)

    Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук

    Мышечный тонус рук:

    • гипотонус;
    • гипертонус;
    • дистония;

    Положение кисти рук:

    • ротация кнаружи;
    • ротация вовнутрь;

    Положение пальцев рук:

    • сжаты в кулаки, большие пальцы лежат под четырьмя остальными;
    • сжаты в кулаки, большие пальцы лежат сверху остальных;
    • пальцы разведены;

    Зрительно-моторная координация рук:

    • приближение рук ко рту, сосание пальцев (с 2 мес.);
    • приближение руки к глазу или носу (с 2 мес.);
    • фиксация своей руки, захватывание руки (с 3 мес.);
    • наличие реакции ощупывания своих рук (с 3,5 мес.);
    • перекладывание игрушки из руки в руку (с 5 мес.);

    Формирование дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук:

    • ладонный захват;
    • захват нижней третью пальцев рук;
    • захват верхней третью пальцев рук;
    • захват двумя пальцами большим и указательным (с 8 мес.);
    • захват тремя пальцами (с 10 мес.);
    • указательный жест (с 9 мес.).

    6.14. Движения общие

    Задачи (рекомендации) логопедической работы:

    Пример речевых карт обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

    Содержимое публикации

    Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

    РЕЧЕВАЯ КАРТА

    Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

    Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович Дата рождения 00.00.0000 г.

    Родители (законные представители) ____________________________________________________

    1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

    2. Речеязыковая компетенция

    2.1. Уровень сформированности лексикона

    Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

    Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, лепетная речь

    2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

    Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, предлогов нет; грубые ошибки формообразования; лепетная речь

    Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; словообразовательных операций не сформированы; стойкий морфемный аграмматизм

    Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; лепетная речь

    2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

    Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

    Продуцирование текстане доступно

    Репродуцирование текстане доступно

    2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

    Состояние фонематического слуха не сформирован, полиморфные замены всех фонем раннего генеза

    Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

    Слоговая структура слова грубо нарушена

    Звукопроизношение нарушено: отсутствуют все труднопроизносимые звуки, а также отмечаются полиморфные замены всех звуков раннего генеза

    1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи

    3. Состояние артикуляционного аппарата

    3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей

    3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии, гиперсаливация

    3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушения ритма речевого дыхания нет; голосообразование нарушено (голос тихий и слабый, грубо нарушена модулированность)

    4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; грубые ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объединения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

    5. Двигательное развитие

    5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

    5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипотонус кистей рук

    6. Психологическая база речи

    6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

    6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

    6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

    7. Дополнительная информация

    7.1. Особенности раннего речевого развития к 3-м годам появились аморфные и усечённые слова

    7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья, двое детей

    7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность ограничена грубым нарушением экспрессивной речи

    7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – задержка речевого развития

    7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРЗ, ОРВИ, травм и ушибов головы не было

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (I уровень речевого недоразвития)

    РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

    Учитель-логопед _____________________________________________________ /________________/

    Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

    РЕЧЕВАЯ КАРТА

    Дата заполнения «00» __________________ 20_____г.

    Фамилия, имя, отчество Иванов Иван Иванович Дата рождения00.00.0000г.

    Родители (законные представители) ____________________________________________________

    1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

    2. Речеязыковая компетенция

    2.1. Уровень сформированности лексикона

    Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

    Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

    2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

    Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

    Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

    Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

    2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

    Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

    Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

    Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

    2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

    Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (ц – с, р – в, рь – й, рь – ль, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь, й – ль)

    Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

    Слоговая структура слова грубо нарушена

    Звукопроизношение нарушено: отсутствует твёрдый свистящий Ц; отсутствуют твёрдые шипящие и мягкий шипящий Щ; ротацизм; ламбдацизм (Л)

    1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи

    3. Состояние артикуляционного аппарата

    3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей

    3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии

    3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушений ритма речевого дыхания и голосообразования нет

    4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; допускает ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объеденения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

    5. Двигательное развитие

    5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

    5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипертонус кистей рук

    6. Психологическая база речи

    6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

    6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

    6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

    7. Дополнительная информация

    7.1. Особенности раннего речевого развития гуление – 2,5 месяца, лепет – 5,5, первые слова к 1 году, первые фразы – 2.5 года, фразовая речь – 3 года 3 месяца (со слов мамы)

    7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья

    7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность

    7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – отставание в речевом развитии

    7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРВи, отит, ринофарингит, обструктивный бронхит, конъюнктивит

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (II уровень речевого недоразвития)

    РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

    Учитель-логопед ____________________________________________________ /_________________/

    Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

    РЕЧЕВАЯ КАРТА

    Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

    Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович ……Дата рождения 00.00.0000 г.

    Родители (законные представители) ____________________________________________________

    1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

    2. Речеязыковая компетенция

    2.1. Уровень сформированности лексикона

    Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

    Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

    2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

    Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

    Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

    Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

    2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

    Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

    Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

    Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

    2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

    Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (р – в, рь – й, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь)

    Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

    Слоговая структура слова грубо нарушена

    Звукопроизношение нарушено: свистящие звуки отсутствуют (среднее положение языка) (кроме звука Ц), твёрдые шипящие отсутствуют (среднее положение языка); необходима автоматизация звуков Р и РЬ

    Карта диагностического обследования речи детей 2-3 лет.

    Карта диагностического обследования речи детей 2-3 лет

    Ф.И. ребенка_____________________________________________________________

    Дата рождения___________________________________________________________

    Дата заполнения речевой карты_________________________________________________________

    Решение ПМПК от_________ протокол №________ принят на срок___________________________

    Решением ПМПК от ________ протокол №________ продлен срок пребывания в логопедической группе, на срок _______ Заключение ПМПК_______________________________________________

    – Сведения о родителях (законных представителях):

    Наличие речевой патологии в семье______________________________________________________

    Возраст матери во время беременности_____ беременность по счёту________

    Как протекала беременность (нормально, тошнота, рвота, повышение АД, ОРЗ, ОРВИ, краснуха, грипп, прием лекарств, психическая травма, профессиональные вредности, ушибы плода, курение, прием алкоголя) ______________________________________________________________________

    Роды по счёту____________ роды были (в срок, преждевременные, стремительные, затяжные, переношенные) _______________________________________________________________________

    Вес при рождении ____________были применены стимуляция, выдавливание, наложение щипцов, кесарево сечение, поворот за ножку______________________________________________________

    Асфиксия (цвет ребёнка при рождении бордовый, синий, белый) _____________________________

    Ребенок родился доношенный, недоношенный, переношенный_______________________________

    Закричал сразу или нет __________________были ли судороги_______________________________

    Особенности при рождении (родовая травма, гематома на голове, обвитие пуповиной вокруг шеи, предлежание ягодичное, головное) ______________________________________________________

    Оценка по шкале Апгар________________________________________________________________

    Первый год жизни

    Грудное вскармливание в течении ___мес., частые срыгивания_______________________________

    Перенесённые заболевания до года_______________________________________________________

    Ушибы, травмы головы________________________________________________________________

    Отмечались ли судороги (указать возраст, частота, при каких обстоятельствах) _____________________________________________________________________________________

    Голову держит с ________________________________________________________ (в N с 1,5 мес.)

    Сидит самостоятельно_____________________________________________________ (в N с 6 мес.)

    Ползает ________________________________________________________________ (в N с 6-7 мес.)

    Ходит __________________________________________________________________ (в N с 1 года)

    Первые зубы появились в ________________________________________________ (в N в 6-8 мес.)

    Количество зубов к году ___________________________________________________ (в N 8 зубов)

    – Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)

    Гуление ___________________________________________________________________(в N 2 мес.)

    Лепет ______________________________________________________________( в N от 4 до 6 мес.)

    Первые слова __________________________________________________________(в N около года)

    Первые фразы ______________________________________________________ ( в N от 1,5 до 2 лет)

    Общая активность на первом году жизни (подвижный, любознательный, заторможенный, спокойный – любит сам заниматься игрушками, беспокойный – требует постоянного внимания взрослых) ___________________________________________________________________________

    Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) ______________________________________

    Стимулировалось ли речевое развитие____________________________________________________

    Использование жестов (замена речи, дополнение речи) _____________________________________

    Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) ____________________

    1. Поведение и эмоциональная сфера.

    Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

    Характер игровой деятельности :

    (Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)

    2. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)

    1. Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).

    2. Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов).

    4. Прикус (прогнатия, прогнетия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный).

    5. Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).

    6. Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).

    7. Язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

    3. Состояние речевой моторики

    1. Состояние мимической мускулатуры:

    • Поднять брови вверх (удивиться)._______________________________________
    • Нахмурить брови (рассердиться)._______________________________________
    • Прищурить глаза.____________________________________________________
    • Надуть щеки (толстячок).____________________________________________
    • Втянуть (худышка)._________________________________________________

    Отметить наличие или сглаженность носогубных складок.

    2. Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию:

    • Губы –улыбка –трубочка.__________________________________
    • Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»._________________________
    • Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.____________________________

    4 . Обследование неречевых психических функций.

    Слуховое восприятие : (контрастное звучание 2-х игрушек)

    Молоточек – дудочка ___________ Колокольчик – свисток ________________

    Зрительное восприятие : величина (большой – маленький)

    Большой мяч___________ маленький мячик _________

    Большой дом__________ маленький домик_____________

    Цвета (покажи)

    Красный ________________ Синий ________________________

    Зеленый _________________ Желтый ________________________

    Геометрические формы (покажи)

    Круг_________, квадрат__________, треугольник_________, прямоугольник_________

    Разрезные картинки из 2-х частей по образцу

    Юла_________________ Платье_________________ Чашка____________________

    5. Исследование пассивного словаря.

    По словесной инструкции логопеда:

    • Показать предметы:
    • стол, яблоко, кукла, чашка.__________________________________________
    • Части предмета:
    • ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.___________________________
    • Понимание обобщающих слов

    Выбирать картинки по темам:

    • Понимание действий.

    Показать, где девочка:

    • Выполнить поручения по речевой инструкции:
    • дай куклу____________________________,
    • покорми куклу_______________________,
    • посади куклу.__________________________

    6. Исследование грамматического строя импрессивной речи (в пассиве)

    • Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках:
    • чашка-чашки____________________,
    • гриб-грибы_______________________,
    • кукла-куклы_____________________,
    • мяч-мячи_________________________.
    • Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под.

    Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.

    • Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках:
    • дом-домик____________________________,
    • ложка-ложечка__________________________,
    • мяч-мячик______________________________,
    • кукла-куколка__________________________________.

    7. Состояние словарного запаса (эксперессивная речь)

    Читайте также:
    Весенняя одежда - конспект занятия по развитию связной речи в средней группе для детей с ОНР
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: