Речевая карта от 0 до 8 мес (логопедическое обследование в Доме ребенка)

Схема логопедического обследования ребёнка раннего возраста

Ирина Черень
Схема логопедического обследования ребёнка раннего возраста

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО

И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(от 2 до 4 лет)

Фамилия, имя ребенка ___

Дата рождения, возраст ___

Национальный язык, двуязычие (если есть) ___

Домашний адрес ___

Дата заполнения речевой карты___

Логопед ___

(возраст при рождении ребенка)

Отец ___ (возраст при рождении ребенка)

Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей ___

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников

От которой по счету беременности ребенок ___

Протекание беременности (токсикоз 1й половины, 2й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ___

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)

Когда закричал ребенок ___

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___

Резус фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка) ___

Вес и рост ребенка при рождении ___

Вскармливание: когда принесли кормить ___

как взял грудь ___

как сосал (наблюдались ли срыгивания, поперхивания) ___

Грудное вскармливание до ___

Когда выписали из роддома ___

если задержались, то почему ___

Раннее развитие

Голову держит с ___

(в N с 1,5 мес.)

(в N с 6 мес.)

(в N с 11-12 мес.)

(в N с 1 года)

Первые зубы ___

(в N в 6-8 мес.)

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,

судороги при высокой температуре)

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время

(в соответствии с данными медицинской карты)

Раннее речевое развитие

Гуление ___ (в N 2-3 мес.)

(в N от 4 до 8 мес.)

Характер лепета ___

Первые слова ___

(в N около года)

Первые фразы ___

(в N от 1,5 до 2 лет)

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)

Использование жестов ___

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) ___

Занимались ли с логопедом (с какого возраста) ___

Результаты логопедической работы ___

I. Исследование неречевых психических функций

1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:

а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);

б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);

в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);

г) индивидуальные особенности.

2.Состояние слухового внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек;

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки).

3.Исследование зрительного восприятия:

а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой – маленький;

б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):

2-3 года – красный, синий, желтый, зеленый;

3-4 года – красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;

в) восприятие формы (с3 лет.):

различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).

4.Исследование зрительно – пространственного гнозиса праксиса:

а) ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади);

б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);

в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).

5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).

Для детей от 2 до 3 лет:

– пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;

– перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;

– медленно покружиться на месте;

– бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;

– поймать брошенный мяч;

– подпрыгнуть на двух ногах на месте;

– выполнить наклоны вперед и в сторон.

Для детей от 3 до 4 лет:

– пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;

– перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;

– пройти по положенному на пол шнуру;

– прыгнуть в длину с места;

– переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой);

6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).

«покормить» куколку;

– слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;

– уметь самостоятельно пользоваться ложкой.

– расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;

– рисовать горизонтальные и вертикальные линии;

– рисовать круг, тело человека;

– складывать крупную мозаику.

II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)

Повторить за логопедом:

Кукла плачет: а-а-а.Мышка пищит: и-и-и

Ребенок плачет: уа.Собака лает: ав.

Поезд гудит: у-у-у.Заблудились в лесу: ау.

Ослик кричит: иа.Кошка мяукает: мяу.

Исследование звуко – слоговой структуры слов (с 3 лет)

Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);

д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подязычной связкой).

Читайте также:
Взаимосвязь речевых и коммуникативных умений

Состояние речевой моторики

1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):

– поднять брови вверх («удивиться»);

– нахмурить брови («рассердиться»);

– надуть щеки («толстячок»);

– втянуть щеки («худышка»);

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение по подражанию):

а) губы – «улыбка»«трубочка»;

б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

Отметить следующие параметры движений:

а) наличие или отсутствие движений;

б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);

в) объем движений (полный, неполный);

г) способность к переключению от одного движения к другому;

д) замены движений;

е) добавочные и лишние движения (синкинезия);

ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет)

1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.).

объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);

в) атака голоса (мягкая, твердая);

г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Особенности просодической стороны речи

(при наличии фразовой речи):

а) темп (нормальный, быстрый, медленный);

б) ритм (нормальный, аритмия);

в) паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);

г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)

1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

стол – стул, косы – козы;

папа – баба, горка – корка;

точка – дочка, миска – мишка.

2. Показать собачку,когда она зарычит : р-р-р (из ряда звуков).

IV. Исследование лексики и грамматического строя

а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т. п. ;

б) понимание обобщающих слов (с 3 лет):выбрать предметы или картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;

– показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т. д. (на картинках);

– выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла – куклы, мяч – мячи).

3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами на, в, под, за с 3 лет). («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т. п.).

4. Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка).

V. Исследование лексики и грамматического строя

1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).

а) существительные (назвать предметы,картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т. д. ;

б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик,по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т. д.);

в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).

3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи);

а)употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

стол – столы рука – руки

мяч – мячи шар – шары

кукла – куклы глаз – глаза

б) употребление имен существительных в именительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». – «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т. д.);

в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

Это хвост кого? – Лисы.

Это сумка кого? – Мамы.

Это машина кого? – Мальчика.

Это уши кого? – Зайца;

г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар – красный, карандаш – синий, машина – красная, чашка – синяя);

д) употребление предложно – падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);

е) употребление существительных с уменьшительно –ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):

стол – столик ложка – …

VI. Состояние связной речи

(обследуется при наличии фразовой речи)

Карта логопедического обследования детей раннего возраста
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Карты логопедического обследования детей от 1г 6 мес до 2х лет, от 2х до 3х лет.

Скачать:

Вложение Размер
rech_karta_16-2.docx 17.1 КБ
rech_karta_2-3goda.docx 34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Карта логопедического обследования детей раннего возраста

1г 6 мес – 2 года

Фамилия, имя ребенка ____________________________ Группа _____________________

Дата рождения _____________________________ Возраст __________________________

Дата заполнения речевой карты н.г.____________/к.г.____________

1. Понимание несложного рассказа по сюжетной картинке. Ответы на вопросы

  • Материал: Сюжетные картинки

Покажи, где: _________________________________________________________________

2. Понимание предложно-падежных конструкций (ПОД)

  • Материал: коробка с крышкой, кубик

Спрячь кубик под крышку _____________________ под стол _______________________

Под стул _______________________________ под кровать __________________________

3. Понимание предложных конструкций (У, С) (1 год 10 мес)

  • Материал: шарик, коробка с крышкой, дощечка – скат.

Покати шарик с горки _______________________ со стола ___________________

Положи шарик у коробки _________________________ у книжки ___________________

4. Понимание единственного и множественного числа существительных

Материал: картинки (стол – столы, мяч – мячи и т.п., с окончаниями Ы, И) не менее 5.

Покажи, где: _________________________________________________________________

5. Понимание слов-действий, выраженных в категории возвратности глагола (1 год 9 мес)

Материал: картинки (мишка моет руки – мишка моется) не менее 3-х пар.

Покажи, где: моет _______________________; моется ____________________________

5. Понимание суффиксальных отношений. Суффикс уменьшительности

  • Материал: 4 пары игрушек – большая/маленькая

Покажи, где машина _________________________ машинка ______________________

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Различение звуков речи

  • Материал: 2 кошки, 2 собаки, 2 коровы, 2 петуха

Угадай, кто тебя позвал? ______________________________________________________

1. Обозначение своих действий словами и двухсловными предложениями (в естественной ситуации, в игре, на занятиях) _______________________________________

2. Слоговая структура (1 год 9 мес.)

Двухсложные слова: дети – ________, диван – _______, мебель – _______, банка – _______, ветка – _________, тюльпан – __________, кнопка – ____________.

Односложные слова – дом – _______, мак – ________, стол – _______, шкаф – ________, стол – _______, зонт – __________.

3. Употребление Винительного падежа (с 2-х лет)

  • Материал: картинки (девочка, мишка и т.п.)

Кого ты видишь на картинке? _________________________________________________

4. Употребление предложного падежа

  • Материал: предметы, игрушки (мишка)

Скажи, на чем сидит мишка? ____________________________________________

Лежит мячик? _________________________________________________________

Лежит книжка? ________________________________________________________

5. Употребление слов с суффиксом уменьшительности

  • Материал: 4 пары игрушек – большая/маленькая

Машина ____________________________ машинка __________________________

6. Практическое употребление существительных именительного падежа во множественном числе (с окончаниями Ы, И)

Материал: картинки (стол – столы, мяч – мячи)

7. Слоговая структура (3-х сложные слова без стечения)

малина – ____________, телефон – _____________, бегемот – ____________.

Предварительный просмотр:

Карта логопедического обследования детей раннего возраста

Фамилия, имя ребенка ____________________________Группа _____________________

Дата рождения _____________________________ Возраст ________________________

Дата заполнения речевой карты н.г.________________/к.г.______________

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Различение слов близких по звучанию . Покажи, где:

мышка – мишка _______________________ стол – стул____________________________

баба – папа ___________________________ крыса – крыша ________________________

Слуховое внимание и понимание инструкций.

«Дай мячик кукле»

«Возьми мячик и покатай его»

«Дай мне куклу, а кубик возьми себе»

1. Воспроизведение звукоподражаний

Кукла плачет: а-а-а

Мышка пищит: пи-пи-пи

Заблудились в лесу: ау-ау

Корова мычит: му-у

Собака лает: ав-ав

Поезд гудит: у-у-у

Бабушка охает: о-о-о

Ребенок плачет: уа-уа

Кошка мяукает: мяу-мяу

1. Словарь существительных (активный и пассивный).

Словарь по лексическим темам (60 проб).

Пробы (назови; покажи)

Узнавание предметов по назначению

Пробы (назови; покажи)

Из чего мы пьем?

Что мы надеваем?

Чем открываем дверь?

Чем можно играть?

Чем мы причесываемся?

На чем можно сидеть?

2. Словарь глаголов (активный и пассивный).

Понимание префиксальных отношений. Глаголы с различными приставками (вышел, пошел, зашел)

Покажи, где : _________________________________________________________________

3. Словарь прилагательных (активный и пассивный).

горячо _____________________________ холодно ________________________________

темно _______________________ светло ____________

4. Понимание предлогов (ЗА, ПОД, ПО, ДО, НАД) Материал: шарик, кубик, коробка с крышкой________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Понимание единственного и множественного числа прилагательных

  • Материал: картинки (синий флажок – синие флажки)

Покажи, где __________________________________________________________________

Понимание префиксальных отношений. Глаголы с различными приставками (вышел, пошел, зашел)

Покажи, где : _________________________________________________________________

3. Словарь прилагательных (активный и пассивный): 2,7 – 3 года

Логопедическая диагностика детей до 1 года

Развития речи ребёнка требует внимания на всех этапах. Если наблюдаются задержки, необходимо своевременно определить их и начать методичную работу по их коррекции. В этой статье мы расскажем, по каким критериям оценивать ранее развитие речи, и как проходит логопедическое обследование.

Шкала оценки нервно-психической сферы

Ребёнок реагирует на общение с ним, перестаёт плакать и начинает улыбаться знакомому взрослому при зрительном контакте. Стадия фонации.

Стадия гуления, ребенок вступает в голосовой контакт, если услышит обращенный к нему ласковый голос. Появляются гласные и согласные звуки. Слух: реагирует на звук пищалки.

Появляется визг, смех . Речь: новые звуки, певучее гуление, лепет. Узнаёт знакомые голоса и понимает интонации, различает мимику взрослого, некоторые его движения и действия. Слух – реакция на звук пищалки и манки.

Канонический лепет, стремится привлечь к себе внимание звуками, развивается отраженный лепет (повторения слоговых цепей). Слух – реакция на все звуковые сигналы.

9-11 месяцев

Активно общается с помощью жестов. Может использовать 1-2 лепетных слова. Ползает, манипулирует предметами: пробует их, обследует. Способен выполнять простые одноступенчатые инструкции. Начинает понимать социальные свойства предметов. Отзывается на имя.

Ребёнок понимает 30-50 слов; инструкции, сопровождаемые жестами. Начинает ходить и исследовать территорию. Реагирует на запрет.

Логопедическое обследование: алгоритм и структура

Диагностика проходит в 2 этапа:

1. Сбор анамнеза за все периоды развития – во время беременности, родов и в первые недели жизни ребёнка. Изучение медицинской документации, моторного профиля.

2. Собственно процедура логопедического обследования (30 – 40 минут).

Желательно проводить тестирование на территории ребенка, где он может свободно передвигаться и чувствовать себя в безопасности.

Тестирование

Тесты направлены на обследование контактности, артикуляционного аппарата, слухового и зрительного восприятия (способности визуально следить за объектом, реагировать на его исчезновение и возвращение, показывать его часть), вокализации (способности повторять за экспериментатором), ментальных операций.

Рекомендованное оборудование:

– картонная коробка: 10 – 10 – 10 см
– ткань или салфетка
– машинка яркого цвета: 12,5 см
– двигающиеся механические игрушки яркого цвета: 10-15 см
– баночки с манкой, горохом, гречкой
– юла яркого цвета
– кубики разного цвета 10 шт. 2,5 – 2,5 – 2,5 см
– мяч яркого цвета 10 см в диаметре
– звучащие игрушки: колокольчик – 5 см в диаметре и 10 см высотой
– молоточек

Примеры тестовых заданий

Что в результате тестирования?

Проведя комплексную оценку состояния развития ребёнка, логопед формирует индивидуальную программу коррекции. Она строится на базе сохранных нейрофизиологических механизмов, и направлена на доведение до возрастной нормы и последующее совершенствование “уязвимых” сфер. В коррекцию входит:

  • развитие коммуникативной сферы
  • логопедические занятия
  • паллиатив, фармакотерапия
  • обучение родителей правильному речевому общению с малышом, создание правильной речевой среды

    Специалисты нашего центра проводят комплексную диагностику речевого и общего развития детей до 1 года, а также коррекционные и развивающие занятия. Будем рады помочь!

    Чтобы записаться на занятие и/или получить более детальную информацию, пришлите нам запрос через форму на сайте или позвоните по телефону 8-911-093-83-09

    • Главная
    • О центре
    • Наши специалисты
    • Цены
    • Ваши вопросы
    • Онлайн-занятия
    • Отзывы
    • Коллегам
    • Публикации
    • Логопед взрослым
    • Логопед детям
    • Логопедический массаж
    • БОС
    • Новости
    • Контакты
    • Психолог

    © « Центр коррекции речи Анны Белик »

    Санкт-Петербург , пр. Просвещения, 15 ; пр. Сизова, 25 .
    Часы работы: Пн-Пт 10-20, Сб-Вс 10-16 .
    Т. +7(921) 995-61-57 , +7(911) 093-83-09, logoped@belikcenter.ru , Skype: Beliklogocenter

    Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам

    Схема логопедического обследования ребенка 1-го года жизни

    6.1. Череп – стигмы дизэмбриогенеза черепа

    Наличие стигм дизэмбриогенеза

    Наличие-отсутствие симметрии мимической мускулатуры

    Наличие пареза, паралича

    • живая, выразительная;
    • вялая, маловыразительная;
    • лицо амимичное.

    Тонус мимических мышц (тонус мышц определяется при совместном осмотре ребенка невропатологом и логопедом):

    • физиологический;
    • снижен (гипотонус);
    • повышен (гипертонус);
    • дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).
    • строение не нарушено;
    • деформация носа;
    • западение спинки носа;
    • атрезии ноздрей: полные; неполные; односторонние; двусторонние;
    • атрезии хоан: полные; неполные; односторонние; двусторонние;
    • другие аномалии строения

    6.3. Безусловные рефлексы, рефлексы орального автоматизма (для детей с органическим поражение ЦНС, синдромом ДЦП)

    6.4. Артикуляционный аппарат:

    Верхняя челюсть – строение:

    • без особенностей;
    • наличие расщелины;
    • справа;
    • слева;
    • полная;
    • неполная;
    • двусторонняя: полная; неполная;
    • другие аномалии строения

    Нижняя челюсть – строение: аномалии

    Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования):

    • в полном объеме;
    • ограничено опускание челюсти;
    • ограничены боковые движения;
    • ограничены движения при открывании рта;
    • ограничены движения при закрывании рта;
    • нарушено откусывание;
    • нарушено жевание;
    • другие нарушения движений

    Тонус мышц нижней челюсти:

    • физиологический;
    • снижен (гипотонус);
    • повышен (гипертонус);
    • дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).

    Соотношение между верхней и нижней челюстью:

    • не нарушено;
    • тенденция к формированию прогении;
    • тенденция к формированию прогнатии.
    • без особенностей;
    • толстые;
    • тонкие;
    • наличие расщелины: односторонняя; справа; слева; полная; неполная; двусторонняя: полная; неполная;
    • наличие пареза мышц губ;
    • деформация верхней губы;
    • деформация нижней губы;
    • укорочение верхней губной уздечки;
    • другие аномалии строения

    Положение губ в покое:

    • губы сомкнуты;
    • спастическое напряжение губ;
    • плотное смыкание рта;
    • губы плотно не смыкаются;
    • рот полуоткрыт;
    • губы вялые;
    • перетягивание угла рта в одну сторону: вправо; влево;
    • опускание угла рта вниз: справа; слева;

    Непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования):

    • движения в полном объеме;
    • губы не округляются при присасывании;
    • пища подтекает из угла рта: справа; слева; с двух сторон;
    • ребенок быстро устает во время еды;
    • не снимает пищу губами;
    • при крике (или других звуковых реакциях) перетягивается угол рта вверх: справа; слева;
    • при крике (или других звуковых реакциях) опускается угол рта: справа; слева;
    • другие нарушения движений

    Мышечный тонус губ, круговой мышцы рта:

    • физиологический;
    • снижен (гипотонус);
    • повышен (гипертонус);
    • дистония (меняющийся характер мышечного тонуса);
    • насильственные движения в мышцах губ:
    • тремор;
    • гиперкинезы.
    • без особенностей;
    • толстый;
    • тонкий;
    • большой, массивный;
    • узкий, “игольчатый”;
    • складчатый;
    • кончик языка не выражен;
    • кончик языка раздвоен;
    • другие аномалии строения языка

    Наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка

    Положение языка в покое:

    • язык по средней линии;
    • язык тонкий, распластан в полости рта;
    • напряженный, отодвинут назад (кзади);
    • спинка языка приподнята;
    • спинка языка спастически изогнута, приподнята вверх;
    • кончик языка приподнят кверху;
    • кончик языка не выражен;
    • язык отклоняется в правую сторону;
    • язык отклоняется в левую сторону;
    • синюшный цвет языка;

    Непроизвольные движения языка:

    • движения в полном объеме;
    • ограничены движения в правую сторону;
    • ограничены движения в левую сторону;
    • ограничены движения кверху;
    • ограничены движения книзу;
    • ограничены движения кзади;
    • ограничены движения кончика языка вперед;
    • складывается “лодочкой”;
    • упирается кончиком в твердое небо;
    • другие нарушения движений

    Синеет при непроизвольных движениях:

    • больше справа;
    • больше слева;
    • кончик языка;
    • весь язык.

    Насильственные движения языка:

    • тремор;
    • гиперкинезы;
    • фибриллярные подергивания.
    • без особенностей;
    • укорочена;
    • укороченная уздечка с массивным тяжем;
    • наличие двух и более укороченных тяжей;
    • другие аномалии строения

    Мышечный тонус языка:

    • физиологический;
    • снижен (гипотонус);
    • повышен (гипертонус);
    • дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).
    • без особенностей;
    • высокое;
    • узкое;
    • уплощенное;
    • широкое;
    • плоское;
    • наличие расщелины;
    • другие аномалии строения
    • без особенностей;
    • наличие расщелины;
    • другие аномалии строения
    • отклонение увуля от средней линии вправо (при крике);
    • отклонение увуля от средней линии влево (при крике);
    • провисание всей небной занавески;

    Непроизвольные движения мягкого неба:

    • движения в полном объеме;
    • затруднено глотание;
    • поперхивание при глотании;
    • попадание пищи в нос;
    • появление саливации в вертикальном положении на руках у взрослого (4 мес.);
    • слюна подтекает преимущественно: справа; слева; с двух сторон;
    • интенсивность саливации: незначительная; умеренная; обильная; усиливающаяся при определенных условиях

    6.5. Наличие оральных синкинезий

    6.6. Дыхательный аппарат

    • брюшное дыхание (до 6 мес.);
    • смешанное дыхание (после 6 мес.);
    • инфантильное дыхание (преобладание брюшного дыхания, большая частота дыхания,
    • недостаточная глубина);
    • стридорозное дыхание.
    • без особенностей;
    • дискоординация вдоха и выдоха;
    • нарушение ритма дыхания, сосания, глотания;
    • нарушение ритма дыхания, жевания, глотания;
    • нарушение ритма дыхания, фонации, артикуляции;
    • поверхностный вдох;
    • укороченный, слабый выдох;
    • наличие утечки воздуха через носовые ходы.

    6.7. Первые звуковые безусловно-рефлекторные реакции:

    • громкий;
    • звонкий;
    • достаточно сильный;
    • интонационно-выразительный (с 2-3-месячного возраста);
    • наличие интонации в крике, оттенков недовольства, радости и т.д. (с 4-месячного возраста);
    • тихий;
    • маловыразительный;
    • слабый, но с коротким вдохом и удлиненным выдохом;
    • захлебывающийся;
    • истощающийся;
    • визгливый;
    • прерывающийся;
    • сдавленный;
    • пронзительный;
    • болезненный;
    • с носовым оттенком;
    • отдельные всхлипывания на вдохе;
    • отдельные вскрикивания на вдохе;
    • крик афоничный;
    • вместо крика гримаса на лице;
    • другие особенности крика
    • крик отсутствует;
    • раздражители, вызывающие крик:
    • физиологическая реакция (после сна, перед кормлением, реакция на дискомфорт и т.д.);
    • часто беспричинно;
    • кричит постоянно, не успокаивается в позе “под грудью”, при виде пищи, ощущении соски, соски бутылки.

    Плач (со слезотечением с 2 месячного возраста):

    • громкий;
    • звонкий;
    • достаточной силы;
    • тихий;
    • слабый;
    • захлебывающийся;
    • истощающийся;
    • с носовым оттенком (нозализованный);
    • плач афоничный;
    • другие особенности плача
    • активное;
    • слабое;
    • нет звуков кряхтенья.
    • активное;
    • слабое;
    • нет звуков причмокивания.

    Наличие голосовых модуляций (с 4 -5-месячного возраста):

    • активное;
    • слабое;
    • нет звуков повизгивания.
    • активное;
    • слабое;
    • нет звуков хныканья.
    • активные;
    • слабые;
    • нет звуков.
    • радостные возгласы, смех в ответ на эмоционально-речевое общение;
    • нет радостных возгласов и смеха.

    6.8. Предпосылки формирования активной речи.

    Звуки гуканья, гыканья (с 1 мес):

    • издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним;
    • активное, частое гуканье;
    • редкие звуки гуканья;
    • звуки гуканья:

    Раздражители, вызывающие гуканье:

    • непроизвольно;
    • на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
    • на эмоционально-речевое общение со взрослым;
    • на звук игрушки;
    • на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
    • на тактильное прикосновение взрослого;
    • при сочетании ряда раздражителей
    • только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
    • звуков гуканья нет.

    Звуки гуления (с 2 мес):

    • повторно произносит отдельные звуки (2 мес, методика выявления в диагностике нервно-психического развития детей 1-го года жизни);
    • гулит (4 мес.);
    • активное, частое гуление;
    • редкие звуки гуления;
    • звуки гуления

    Раздражители, вызывающие гуление:

    • непроизвольно;
    • в комплексе оживления (с 3 мес);
    • на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
    • на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
    • на эмоционально-речевое общение со взрослым;
    • на звук игрушки;
    • на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
    • на тактильное прикосновение взрослого;
    • при сочетании ряда раздражителей:
    • только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
    • звуков гуления нет.

    Певучее гуление (с 5 мес.):

    • активное певучее гуление;
    • редкие звуки певучего гуления;
    • звуки певучего гуления

    Раздражители, вызывающие певучее гуление:

    • непроизвольно;
    • на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
    • на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
    • на эмоционально-речевое общение со взрослым;
    • на звук игрушки; на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
    • на тактильное прикосновение взрослого;
    • при сочетании ряда раздражителей
    • только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
    • звуков певучего гуления нет.

    Произносит отдельные слоги лепета – начало лепета (6 мес):

    • интонированный;
    • однообразные слоги лепета;
    • неинтонированный;
    • отдельные слоги лепета
    • нет отдельных слогов лепета;

    Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (7 мес):

    • лепет интонированный;
    • лепет неинтонированный;
    • слоги лепета:
    • нет слогов лепета;

    Громко, четко и повторно произносит различные слоги (8 мес):

    • слоги лепета разнообразные;
    • слоги лепета однообразные;
    • лепет интонированный;
    • лепет неинтонированный;
    • слоги лепета
    • нет слогов лепета;

    Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете (9 мес.):

    • слоги лепета разнообразные;
    • слоги лепета однообразные;
    • произосит слоговые цепочки;
    • произносит отдельные слоги лепета;
    • редкие слоги лепета;
    • недифференцированные звуки;
    • лепет интонированый;
    • лепет неинтонированный;
    • произносимые слоги, звуки:

    Раздражители, вызывающие лепет:

    • непроизвольно;
    • в ходе предметно-делового общения со взрослым;
    • на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
    • на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
    • на эмоционально-речевое общение со взрослым;
    • на звук игрушки;
    • на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
    • на тактильное прикосновение взрослого;
    • при сочетании ряда раздражителей
    • только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
    • не подражает взрослому, не повторяет за ним слоги;
    • звуков лепета нет;

    Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете (10 мес.):

    • не подражает взрослому, не повторяет за ним новые слоги.

    Первые лепетные слова (с 11 мес.):

    • наряду с лепетом пользуется лепетными словами;
    • редко пользуется лепетными словами;
    • произносимые лепетные слова
    • нет первых лепетных слов;
    • легко подражает новым слогам, произносит 5-10 облегченных слов (с 12 мес);
    • не подражает новым слогам, не произносит облегченные слова.

    Звуковая активность ребенка повышается:

    • в ходе тактильно-эмоционального общения взрослого и ребенка;
    • в ходе эмоционально-речевого общения ребенка и взрослого;
    • в ходе предметно-действенного общения ребенка и взрослого;
    • при сочетании различных форм общения.

    6.9. Предпосылки формирования понимания речи (7-12 мес.)

    6.10. Слуховые ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.)

    6.11. Зрительные ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.)

    6.12. Эмоции и эмоциональное поведение (1-12 мес.)

    6.13. Движения руки и действия с предметами (с 3 мес.)

    Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук

    Мышечный тонус рук:

    • гипотонус;
    • гипертонус;
    • дистония;

    Положение кисти рук:

    • ротация кнаружи;
    • ротация вовнутрь;

    Положение пальцев рук:

    • сжаты в кулаки, большие пальцы лежат под четырьмя остальными;
    • сжаты в кулаки, большие пальцы лежат сверху остальных;
    • пальцы разведены;

    Зрительно-моторная координация рук:

    • приближение рук ко рту, сосание пальцев (с 2 мес.);
    • приближение руки к глазу или носу (с 2 мес.);
    • фиксация своей руки, захватывание руки (с 3 мес.);
    • наличие реакции ощупывания своих рук (с 3,5 мес.);
    • перекладывание игрушки из руки в руку (с 5 мес.);

    Формирование дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук:

    • ладонный захват;
    • захват нижней третью пальцев рук;
    • захват верхней третью пальцев рук;
    • захват двумя пальцами большим и указательным (с 8 мес.);
    • захват тремя пальцами (с 10 мес.);
    • указательный жест (с 9 мес.).

    6.14. Движения общие

    Задачи (рекомендации) логопедической работы:

    Речевые карты для дошкольников с ОНР и школьного логопункта

    Речевая карта является документом и представляет собой бланки диагностических заданий, которые заполняет учитель-логопед на каждого ребенка при поступлении в логопедический детский сад или речевую группу массового детского сада). Речевая карта ведется логопедом в течение всего срока пребывания ребенка в компенсирующем саду. В неё вносятся анамнестические данные о ребенке, результаты тестирования логопедом до начала коррекции, промежуточные результаты и после коррекции. Заносятся заключение логопедической комиссии, рекомендации логопеда.

    Речевые карты ведутся и хранятся в кабинете логопеда до решения ПМПК о выпуске ребенка из логопедической группы. Срок хранения 10 лет имеют протоколы заседаний ПМПК по набору и выпуску детей, 5 лет — справки о результатах проверок логопедической работы и отчеты логопеда, 3 года хранятся годовые планы работы.

    Структура речевой карты

    Речевая карта — это структурированный внутренний документ, включающий следующие разделы:

    • логопедическое обследование;
    • логопедическое заключение;
    • перспективный план коррекционной работы;
    • наличие динамики логопедической коррекции и ее особенности;
    • анализ результатов коррекционного воздействия.

    В первые две недели учебного года логопедом проводится комплексная диагностика речи детей. В этот период вносятся все имеющиеся сведения о речевом развитии ребенка и состояние речевой функции на данный момент времени.

    Речевые карты скачать бесплатно

    Карты составлены разными авторами с учетом разделов программы Т. Б.Филичевой, Г. В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»: лексика, грамматика, связная речь. Специалисты постоянно совершенствуют процесс диагностики и бланки обследования. Поэтому на выбор предлагается несколько вариантов речевых карт для дошкольного ОУ и для школьного логопункта.

    Образец речевой карты (облегченный вариант)

    Речевая карта для дошкольника с ОНР

    Речевая карта для дошкольников с ОНР (комплексное обследование)

    Школьная речевая карта

    Инструкция: скачать электронную форму документа. Последовательного задать вопросы ребенку, результаты занести в карту. После заполнения всех пунктов карта выводится в печать и подписывается учителем-логопедом.

    Речевая карта для обследования речи ребенка дошкольного возраста

    Фамилия, имя, отчество ребенка ___________________________________________________________

    Дата рождения ________________________________________________

    Домашний адрес ____________________________________________________________

    Дата поступления в логопедическую группу ____________________________________________________________

    Заключение медико-педагогической комиссии __________________________________________________________

    Сведения о родителях

    Мать(Ф.И,О. возраст, образование) _______________________________________________________

    Жалобы родителей _________________________________________________________

    Речь родителей и других членов семьи _____________________________________________________________

    Наличие других членов семьи _____________________________________________________________

    Анамнез

    Наследственные и хронические заболевания родителей _____________________________________________________

    От какой беременности и родов ребенок ___________________________________________________________

    Протекание беременности ______________________________________________________

    Крик ____________________________ Наличие асфиксии _________________ Вес и рост ребенка при рождении __________________________________________________________

    Как взял грудь __________________________ Вскармливание до ___________

    Отклонения в поведении и заболевания до года ______________________________________________________________

    Удержание головы _________________ Ползание _______________________ Сидит ______________ Ходит _____________________

    Характер моторики раннего возраста ___________________________________________________________

    Гуление ___________ Лепет ______________Первые слова __________ Первые фразы ____________________________

    Использование жестов _________________ Двуязычие _________________________________

    Речевая среда _____________________________

    Адаптация в детском саду

    Аппетит ____________________________________ Сон ___________________

    Взаимоотношения со взрослыми _________________________________________________________

    Взаимоотношения с детьми ____________________________________________________________

    Игровая активность _________________________________________________________

    Преобладающее настроение ________________________________________________________

    Первичная беседа

    Как тебя зовут? ________________ Сколько тебе лет? ____________________

    С кем ты пришел в д/с? ______________________________________________

    Где ты живешь? ____________________________________________________

    С кем ты живешь? __________________________________________________________

    Как зовут твоих родителей? ________________________________________________________

    Сколько пальцев у тебя на руке? _________ Покажи один _______ Покажи много __________________________________________________________

    Общая характеристика речи (отсутствует, звукоподражания, лепетная речь, отдельные слова, фразовая речь) ______________________________________________________________

    Рисунок ребенка

    Умение держать карандаш ________________ Уровень развитие предметного рисунка: чирканье, каракули, предметное изображение ___________________

    Нарисуй дом, дерево, человека.

    Исследование неречевых психических функций

    Узнавание и соотнесение цвета _______________________________________

    Различение и соотнесение плоскостных фигур ___________________________

    Оптико-пространственный гнозис и праксис

    Складывание картинки из частей ______________________________________

    Выкладывание фигур из палочек по образцу ____________________________

    Ориентировка в пространстве _________________________________________

    Слуховое внимание

    Дифференциация неречевых звуков ___________________________________

    Определение направления звука ______________________________________

    Динамический праксис

    ! !_______ ! !!_______! ! !!_________ !! !_________!! !!________ ! . ________

    . ! __________ ! !! !! ____________ . !! ________ ! ! !! ___________!! . ___

    Исследование моторики

    Общая моторика

    Обёъм ___________________ Переключаемость _________________________

    Темп ______________________ Координация ____________________________

    Ручная моторика

    Объем движений _______________ Переключаемость _____________________

    Ведущая рука ______________________________________________________

    Навык работы с карандашом _________________________________________

    Способность к манипуляции с предметами _____________________________

    Мимическая мускулатура

    Закрыть, правый, левый глаз _________________________________________

    Поднять, нахмурить брови ___________________________________________

    Наморщить нос ____________________________________________________

    Надуть щеки _______________________________________________________

    Втянуть щеки _______________________________________________________

    Артикуляционная моторика

    Открыть, закрыть рот ________________________________________________

    Подвигать нижней челюстью вправо-влево _____________________________

    Подвигать языком влево-вправо(«Маятник»)____________________________

    «Качели» (Язык на верхнюю –нижнюю губу)____________________________

    «Качели» (Язык вверх и низ за зубы)___________________________________

    Особенности анатомического строения артикуляционного аппарата _______

    Дыхательная и голосовая функция

    Тип дыхания___________________Объем дыхания_______________________

    Продолжительность речевого выдоха__________________________________

    Сила голоса___________________ Модуляция голоса_____________________

    Просодические компоненты речи

    Темп _______________ Ритм_______________ Паузация__________________

    Употребление основных видов интонации______________________________

    Состояние звукопроизношения

    звук изолированно В словах Во фразах В предложениях
    А
    О
    У
    Ы
    И
    Э
    Б
    БЬ
    П
    ПЬ
    В
    ВЬ
    Ф
    ФЬ
    Т
    ТЬ
    Д
    ДЬ
    К
    КЬ
    Г
    ГЬ
    Х
    ХЬ
    М
    МЬ
    Н
    НЬ
    Й
    Л
    ЛЬ
    Р
    РЬ
    С
    СЬ
    З
    ЗЬ
    Ш
    Щ
    Ж
    Ч
    Ц

    Фонематические процессы

    Фонематическое восприятие

    Различение оппозиционных звуков

    Повтори АИ_____ ОА_______ЫИ__________ УО_________ АОИ____________

    ПА-БА_________ ДА-ТА ___________ КА-ГА _________ ВА-ФА-ВА___________

    КА-ТА____________ АК-АТ____________АТ-АК______ ТУ-КУ-ТУ_____________

    ТА-ТЯ__________ НЯ-НА________МЫ-МИ-МЫ___________ БУ-БЮ-БУ_______

    Покажи на картинках

    СУП-ЗУБ__________ БОЧКА-ПОЧКА____________ БАК-МАК________________

    Фонематический анализ

    Выделение заданного звука на фоне слова_____________________________

    Выделение первого гласного в слове (в 5 лет) __________________________

    Выделение последнего согласного в слове (в 6 лет)______________________

    Определение первого согласного в слове(6 лет)_________________________

    Определение количества звуков АУ____ АМ____ МУ____ДОМ____ ВАТА____

    Звуковая структура слова
    Слоговая структура слова

    4 года: кот____ вода______мост_____ банка____фантик_______окно______

    5лет: самолет____________ микстура________ помидоры_______________

    ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

    Словарь имён существительных

    дверь______ цветок______ книга_______ самолет_______________________

    Играет______ прыгает______ поёт______ поливает_______ едет___________

    смотрит_______ продает______ готовит________ катит______ тянет________

    Словарь имён прилагательных

    Короткий – длинный _______________________________________________

    Апельсиновый сок из чего? __________________________________________

    Волчья лапа у кого? _________________________________________________

    Понимание сложных грамматических конструкций

    Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?________________________

    Положи карандаш между книгами.____________________________________

    Положи тетрадь под книгу.___________________________________________

    Положи мячик перед коробкой._______________________________________

    Положи мячик в коробку.____________________________________________

    Послушай и покажи соответствующую картинку.

    Три грибочка на иголках тянут ёжики под ёлку.__________________________

    Лист и груши на иголках тянут ёжики под ёлку.__________________________

    Послушай и ответь на вопросы.

    Мая и Тая моют окна.

    Про кого здесь говорится — про девочек или мальчиков?__________________

    Как зовут первую девочку?_________________ вторую?___________________

    Девочки моют одно окно или несколько?_______________________________

    Вика и Ваня пошли в лес собирать грибы и ягоды. Вика грибы не собирала.

    Что собирал Ваня?________________________________________________

    ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

    Словообразование

    У кошки котята. У козы______________ У утки__________ У лисы_________

    У льва___________ У медведя____________ У кролика__________________

    Варенье из яблок________________ компот из вишни___________________

    Кисель из клюквы_________________ Суп из гороха______________________

    Пюре из картофеля____________________ Суп из фасоли_________________

    Горка изо льда_____________________ Стул из дерева___________________

    Лист дуба______________________ Лист березы_________________________

    У собаки лапа – собачья. У медведя лапа _______________________________

    У льва хвост ______________ У зайца уши ______________________________

    Словоизменение

    Преобразование единственного числа во множественное

    Стол — _________. Шапка ____________ Жук ____________Дом ____________

    Окно ____________ Полотенце __________________

    Согласование с числительными

    Один дом. Две _________________ Пять_____________________________

    Одна утка. Две ___________ Пять __________________________________

    Один конь. Два __________________ Пять коней________________________

    Одна коза. Две _________________ Пять _____________________________

    Одна змея. Две змея ________________ Пять змей______________________

    Один воробей. Два ________________________ Пять_____________________

    Составление предложений по картинкам
    Повторение предложений

    Попугай пьет воду.__________________________________________________

    Таня причесывает куклу Барби.________________________________________

    Ване купили новые ботинки.__________________________________________

    В саду было много красных яблок._____________________________________

    Бабушка связала внучке теплые рукавицы.______________________________

    Лена сказала, что не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.___________________________________________________________

    Повторение рифмовок

    Би-би-би- гудит машина: Жук и Мишуткою играют

    Не поеду без бензина. Мячик по полу катают.

    Перессказ

    Петушок поет. Курицу с цыплятами зовет. Петушок зернышки нашел, сам не съел – цыплятам отдал.

    Коля и Петя купались в реке. Петя заплыл далеко от берега. Он устал и стал тонуть. Коля не умел плавать. Он кричал и звал на помощь. Мимо шел Ваня. Он бросился в воду. Ваня быстро вытащил Петю на берег.

    Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Нашли ежа»

    Вывод

    Заключение

    Никандрова Елена Георгиевна учитель-логопед д/с №28 г. Волосово, Ленинградская обл.

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

    1. Фамилия, имя, отчество

    2. Дата рождения

    3. Домашний адрес

    4. Заключение психиатра (психоневролога)

    5. Диагноз невропатолога

    6. Состояние органов слуха и носоглотки

    7. Данные окулиста

    8. Посещал ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет)

    9. Посещает (посещал ли) школу (специальную или нет), указать класс

    10. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему речевому дефекту)

    11. Жалобы родственников

    12. Данные о родителях ребенка (возраст, здоровье родителей, профессия, их социальные условия)

    13. Общий анамнез

    а) от какой беременности ребенок

    б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы, место работы, употребление алкоголя, курение)

    в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, наложение щипцов, асфиксия)

    г) вес и рост при рождении

    д) на какие сутки был выписан из роддома

    е) вскармливание (грудное, искусственное)

    ё) особенности вскармливания (сосал активно, вяло; не было ли поперхивания, при каком положении головы кормление протекало свободнее, при каком затруднено, уставал ли в период кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое; как жует и глотает твердую и жидкую пищу)

    ж) перенесенные ребенком заболевания, травмы, интоксикации

    14. Ранее психомоторное развитие

    а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками

    б) когда стал держать голову

    в) когда стал самостоятельно садиться, ходить

    г) когда появились зубы

    д) поведение ребенка до года (спокойный, беспокойный, как спал)

    е) появление навыков самообслуживания

    15. Речевой анамнез

    а) гуление (время появления, характеристика)

    б) лепет (время появления и его характер)

    в) первые слова, фразы (время их появления и характеристика)

    г) как шло развитие речи (скачкообразно, с перерывами, постепенно, причины и время отклонения в развитии)

    д) с какого времени замечено нарушение речи.

    е) речевая среда

    ё) занимался ли с логопедом (с какого возраста и сколько времени, результаты занятий)

    ж) характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями, воспитателями)

    ВЫВОДЫ : анамнез нормальный; отягощенный.

    II . Обследование состояния общей моторики

    1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб

    а) логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;
    б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения

    Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое

    2. Исследование произвольного торможения движений

    Маршировать и остановиться внезапно по сигналу

    Отметить : плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу

    3. Исследование статической координации движений

    а) стоять с открытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по два раза для каждой ноги;
    б) стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения – 5 секунд

    Отметить : свободно удерживает позы или с напряжением, раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой; сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу

    4. Исследование динамической координации движений

    а) маршировать, чередую шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутке между шагами;

    б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках

    Отметить : выполняет верно с первого раза, выполняет верно со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается

    Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; становится на всю ступню

    5. Исследование пространственной организации (по подражанию)

    а) повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа;
    б) то же самое слева;
    в) по словесной инструкции проделать эти же задания

    Отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения

    6. Исследование темпа

    а) в течение определенного времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить;
    б) письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в сторону в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе

    Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный

    Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный

    7. Исследование ритмического чувства

    а) простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок (III II, II III, II, III I III II, I III II III);
    б) музыкальное эхо. Логопед ударяет в определенном темпе по ударному инструменту (бубен, барабан и т. д.), ребенок должен точно повторить услышанное

    Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка: повторяет в ускоренном или замедленном или замедленном, по сравнению с образцом темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке

    ВЫВОДЫ: Характеризуются нарушенные и сохранные стороны общей моторики.

    III . Исследование произвольной моторики пальцев рук

    Все предлагаемые задания проводятся по показу, затем по словесной инструкции
    1.Выполнить по счет:
    а) пальцы сжать в кулак – разжать (5-6 раз);
    б) держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз);
    в) сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-6 раз);
    г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно

    Отмечается плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); нарушение переключаемости от одного движения к другому, наличие синкинезий, гиперкинезов, невозможность удержания созданной позы, невыполнение движения.

    2. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый (5-6 раз)

    3. На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5-6 раз)

    4. Те же задания выполнить по словесной инструкции

    ВЫВОДЫ : характеризуются нарушенные и сохранные стороны моторики пальцев рук.

    IV. Обследование артикуляционного аппарата.

    Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.

    1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата

    начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.

    Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.

    Губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма)

    Зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма)

    Прикус (открытый передний, открытый боковой, норма)

    Строение челюсти (прогения, прогнатия, норма)

    Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма)

    Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, норма)

    Маленький язычок: отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону

    Небо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма)

    ВЫВОДЫ : строение артикуляционного аппарата нормальное; с отклонениями.

    2. Обследование моторики артикуляционного аппарата.

    Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата

    Все задания должны проводиться при многократном повторении требуемого движения
    1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу

    а) сомкнуть губы;
    б) округлить губы как при произношении звука «О» – удержать позу;
    в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу;
    г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их);
    д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу;
    е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы;
    ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы;
    ж) одновременно поднять верхнюю, опустить нижнюю;
    з) многократное повторение произношения губных звуков б-б-б, п-п-п

    Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор, саливации, гиперкинезы; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается

    2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции

    а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а» и закрыть;
    б) сделать движение нижней челюстью вправо;
    в) сделать движение влево;
    г) сделать движение нижней челюстью вперед

    Отметить: выполнение правильное; движения челюстью недостаточного объема; нет ли содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается

    3. Исследование двигательных функция языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и по словесной инструкции

    а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
    б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
    в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;
    г) высунуть язык «лопатой», «жалом»;
    д) оттопырить правую, затем левую щеку языком;
    е) поднять кончик языка к верхним зубам подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам;
    ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу;
    ж) движения языком вперед-назад

    Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; нет ли тремора, гиперкинезов языка; не проявляется ли саливация; движение не удается

    4. Исследование двигательной функции мягкого неба

    а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается);
    б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс);
    в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи

    Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается

    5. Исследование продолжительности и силы выдоха

    а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.);
    б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.

    Отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)

    ВЫВОДЫ : движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение, истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются.

    Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата

    Все предъявляемые пробы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений
    1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот

    Отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются; легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую, с одной фонемы на другую и одного звукового ряда на другой

    2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу

    3. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот

    4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку

    5. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его

    6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется)
    А-И-У; У-И-А; КА-ПА-ТА; ПА-КА-ТА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО; РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ; СКЛА-ВЗМА-ЗДРА

    ВЫВОДЫ : движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный; замена движений есть, отсутствует; последовательность от одного движения к другому есть, нет; наблюдаются гиперкинезы, саливация, тремор; моторная напряженность; двигательная активность, расторможенность.

    3. Обследование мимической мускулатуры

    1.Исследование объема и качества движений мышц лба

    а) нахмурить брови;
    б) поднять брови;
    в) наморщить лоб

    Отметить: выполнение правильное; движения выполняются с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.); движение не удается

    2. Исследование объема и качества движений глаз

    а) легко сомкнуть веки;
    б) плотно сомкнуть веки;
    в) закрыть правый глаз, затем левый;
    г) подмигнуть

    Отметить: выполнение правильное; движение не удается; возникают содружественные движения

    3.Исследование объема и качества движений мышц щек

    а) надуть левую щеку;
    б) надуть правую щеку;
    в) надуть обе щеки одновременно

    Отметить: выполнение правильное; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпяченная щека

    4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз

    Выразить мимикой лица:
    а) удивление;
    б) радость;
    в) испуг;
    г) грусть;
    д) сердитое лицо

    Отметить: правильное выполнение мимических поз; движение не удается; мимическая картина нечеткая

    5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции

    а) свист;
    б) поцелуй;
    в) улыбка;
    г) оскал;
    д) плевок;
    е) цоканье

    Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, симметричность носогубных складок; появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движение не удается

    Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражения черепно-мозговых нервов и установить наличие бульбарной или псевдобульбарной дизартрии. Предлагаемые пробы проводятся в начале по показу, а затем по словесной инструкции.

    ВЫВОДЫ : поражение черепно-мозговой иннервации отсутствует; отмечается поражение черепно-мозговых нервов.

    V . Обследование фонетической стороны речи

    1. Обследование произношения звуков

    При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных.

    У детей-олигофренов с детским церебральным параличом произношение одного и того же звука в речи часто является неодинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других заменяет, в-третьих, произносит искаженно. Кроме того, у этих детей с большим трудом протекает процесс автоматизации, т.е. закрепления звуков в речи. Это приводит к тому, что в речи звук произносится неправильно, хотя он поставлен у ребенка изолированно.

    В связи с этим при обследовании звукопроизношения особенно важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стертой» дизартрии.

    Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметы и сюжетные картинки, в названии которых должны быть такие слова, где исследуемый звук стоит в начале, в середине и в конце слова. Проверяются следующие группы звуков:

    а) гласные: А, О, У, Э, И, Ы;

    б) свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч;

    в) сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;

    г) глухие и звонкие парные: П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В в твердом и мягком звучании (п’-б’, т’-д’, к’-г’, ф’-в’).

    При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как произносится проверяемый звук (изолированно, в слогах, в словах) и как используется он в самостоятельной связной речи.

    На основе полученных данных определяется характер нарушения произношения:

    а) отсутствие звуков (рама – ама);

    б) искажение звуков (с – межзубный);

    в) замена звуков (ж – заменяется межзубным с; звук ч заменяется ть);

    г) смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы – тясы). На каждого ребенка должен быть составлен протокол обследования произношения.

    Протокол обследования звукопроизношения

    Оптический раздражитель (картинка)

    Речевая реакция на оптический раздражитель (на картинку)

    Речевая реакция на акустический раздражитель (воспринимается по слуху)

    Употребление звуков в собственной речи (по сюжетным картин.)

    Карта диагностического обследования речи детей 2-3 лет.

    Карта диагностического обследования речи детей 2-3 лет

    Ф.И. ребенка_____________________________________________________________

    Дата рождения___________________________________________________________

    Дата заполнения речевой карты_________________________________________________________

    Решение ПМПК от_________ протокол №________ принят на срок___________________________

    Решением ПМПК от ________ протокол №________ продлен срок пребывания в логопедической группе, на срок _______ Заключение ПМПК_______________________________________________

    – Сведения о родителях (законных представителях):

    Наличие речевой патологии в семье______________________________________________________

    Возраст матери во время беременности_____ беременность по счёту________

    Как протекала беременность (нормально, тошнота, рвота, повышение АД, ОРЗ, ОРВИ, краснуха, грипп, прием лекарств, психическая травма, профессиональные вредности, ушибы плода, курение, прием алкоголя) ______________________________________________________________________

    Роды по счёту____________ роды были (в срок, преждевременные, стремительные, затяжные, переношенные) _______________________________________________________________________

    Вес при рождении ____________были применены стимуляция, выдавливание, наложение щипцов, кесарево сечение, поворот за ножку______________________________________________________

    Асфиксия (цвет ребёнка при рождении бордовый, синий, белый) _____________________________

    Ребенок родился доношенный, недоношенный, переношенный_______________________________

    Закричал сразу или нет __________________были ли судороги_______________________________

    Особенности при рождении (родовая травма, гематома на голове, обвитие пуповиной вокруг шеи, предлежание ягодичное, головное) ______________________________________________________

    Оценка по шкале Апгар________________________________________________________________

    Первый год жизни

    Грудное вскармливание в течении ___мес., частые срыгивания_______________________________

    Перенесённые заболевания до года_______________________________________________________

    Ушибы, травмы головы________________________________________________________________

    Отмечались ли судороги (указать возраст, частота, при каких обстоятельствах) _____________________________________________________________________________________

    Голову держит с ________________________________________________________ (в N с 1,5 мес.)

    Сидит самостоятельно_____________________________________________________ (в N с 6 мес.)

    Ползает ________________________________________________________________ (в N с 6-7 мес.)

    Ходит __________________________________________________________________ (в N с 1 года)

    Первые зубы появились в ________________________________________________ (в N в 6-8 мес.)

    Количество зубов к году ___________________________________________________ (в N 8 зубов)

    – Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)

    Гуление ___________________________________________________________________(в N 2 мес.)

    Лепет ______________________________________________________________( в N от 4 до 6 мес.)

    Первые слова __________________________________________________________(в N около года)

    Первые фразы ______________________________________________________ ( в N от 1,5 до 2 лет)

    Общая активность на первом году жизни (подвижный, любознательный, заторможенный, спокойный – любит сам заниматься игрушками, беспокойный – требует постоянного внимания взрослых) ___________________________________________________________________________

    Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) ______________________________________

    Стимулировалось ли речевое развитие____________________________________________________

    Использование жестов (замена речи, дополнение речи) _____________________________________

    Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) ____________________

    1. Поведение и эмоциональная сфера.

    Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

    Характер игровой деятельности :

    (Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)

    2. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)

    1. Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).

    2. Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов).

    4. Прикус (прогнатия, прогнетия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный).

    5. Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).

    6. Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).

    7. Язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

    3. Состояние речевой моторики

    1. Состояние мимической мускулатуры:

    • Поднять брови вверх (удивиться)._______________________________________
    • Нахмурить брови (рассердиться)._______________________________________
    • Прищурить глаза.____________________________________________________
    • Надуть щеки (толстячок).____________________________________________
    • Втянуть (худышка)._________________________________________________

    Отметить наличие или сглаженность носогубных складок.

    2. Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию:

    • Губы –улыбка –трубочка.__________________________________
    • Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»._________________________
    • Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.____________________________

    4 . Обследование неречевых психических функций.

    Слуховое восприятие : (контрастное звучание 2-х игрушек)

    Молоточек – дудочка ___________ Колокольчик – свисток ________________

    Зрительное восприятие : величина (большой – маленький)

    Большой мяч___________ маленький мячик _________

    Большой дом__________ маленький домик_____________

    Цвета (покажи)

    Красный ________________ Синий ________________________

    Зеленый _________________ Желтый ________________________

    Геометрические формы (покажи)

    Круг_________, квадрат__________, треугольник_________, прямоугольник_________

    Разрезные картинки из 2-х частей по образцу

    Юла_________________ Платье_________________ Чашка____________________

    5. Исследование пассивного словаря.

    По словесной инструкции логопеда:

    • Показать предметы:
    • стол, яблоко, кукла, чашка.__________________________________________
    • Части предмета:
    • ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.___________________________
    • Понимание обобщающих слов

    Выбирать картинки по темам:

    • Понимание действий.

    Показать, где девочка:

    • Выполнить поручения по речевой инструкции:
    • дай куклу____________________________,
    • покорми куклу_______________________,
    • посади куклу.__________________________

    6. Исследование грамматического строя импрессивной речи (в пассиве)

    • Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках:
    • чашка-чашки____________________,
    • гриб-грибы_______________________,
    • кукла-куклы_____________________,
    • мяч-мячи_________________________.
    • Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под.

    Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.

    • Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках:
    • дом-домик____________________________,
    • ложка-ложечка__________________________,
    • мяч-мячик______________________________,
    • кукла-куколка__________________________________.

    7. Состояние словарного запаса (эксперессивная речь)

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: