Речевая карта обследования детей логопедической группы

Речевые карты для дошкольников с ОНР и школьного логопункта

Речевая карта является документом и представляет собой бланки диагностических заданий, которые заполняет учитель-логопед на каждого ребенка при поступлении в логопедический детский сад или речевую группу массового детского сада). Речевая карта ведется логопедом в течение всего срока пребывания ребенка в компенсирующем саду. В неё вносятся анамнестические данные о ребенке, результаты тестирования логопедом до начала коррекции, промежуточные результаты и после коррекции. Заносятся заключение логопедической комиссии, рекомендации логопеда.

Речевые карты ведутся и хранятся в кабинете логопеда до решения ПМПК о выпуске ребенка из логопедической группы. Срок хранения 10 лет имеют протоколы заседаний ПМПК по набору и выпуску детей, 5 лет — справки о результатах проверок логопедической работы и отчеты логопеда, 3 года хранятся годовые планы работы.

Структура речевой карты

Речевая карта — это структурированный внутренний документ, включающий следующие разделы:

  • логопедическое обследование;
  • логопедическое заключение;
  • перспективный план коррекционной работы;
  • наличие динамики логопедической коррекции и ее особенности;
  • анализ результатов коррекционного воздействия.

В первые две недели учебного года логопедом проводится комплексная диагностика речи детей. В этот период вносятся все имеющиеся сведения о речевом развитии ребенка и состояние речевой функции на данный момент времени.

Речевые карты скачать бесплатно

Карты составлены разными авторами с учетом разделов программы Т. Б.Филичевой, Г. В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»: лексика, грамматика, связная речь. Специалисты постоянно совершенствуют процесс диагностики и бланки обследования. Поэтому на выбор предлагается несколько вариантов речевых карт для дошкольного ОУ и для школьного логопункта.

Образец речевой карты (облегченный вариант)

Речевая карта для дошкольника с ОНР

Речевая карта для дошкольников с ОНР (комплексное обследование)

Школьная речевая карта

Инструкция: скачать электронную форму документа. Последовательного задать вопросы ребенку, результаты занести в карту. После заполнения всех пунктов карта выводится в печать и подписывается учителем-логопедом.

Речевая карта для обследования речи ребенка дошкольного возраста

Фамилия, имя, отчество ребенка ___________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________

Домашний адрес ____________________________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу ____________________________________________________________

Заключение медико-педагогической комиссии __________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать(Ф.И,О. возраст, образование) _______________________________________________________

Жалобы родителей _________________________________________________________

Речь родителей и других членов семьи _____________________________________________________________

Наличие других членов семьи _____________________________________________________________

Анамнез

Наследственные и хронические заболевания родителей _____________________________________________________

От какой беременности и родов ребенок ___________________________________________________________

Протекание беременности ______________________________________________________

Крик ____________________________ Наличие асфиксии _________________ Вес и рост ребенка при рождении __________________________________________________________

Как взял грудь __________________________ Вскармливание до ___________

Отклонения в поведении и заболевания до года ______________________________________________________________

Удержание головы _________________ Ползание _______________________ Сидит ______________ Ходит _____________________

Характер моторики раннего возраста ___________________________________________________________

Гуление ___________ Лепет ______________Первые слова __________ Первые фразы ____________________________

Использование жестов _________________ Двуязычие _________________________________

Речевая среда _____________________________

Адаптация в детском саду

Аппетит ____________________________________ Сон ___________________

Взаимоотношения со взрослыми _________________________________________________________

Взаимоотношения с детьми ____________________________________________________________

Игровая активность _________________________________________________________

Преобладающее настроение ________________________________________________________

Первичная беседа

Как тебя зовут? ________________ Сколько тебе лет? ____________________

С кем ты пришел в д/с? ______________________________________________

Где ты живешь? ____________________________________________________

С кем ты живешь? __________________________________________________________

Как зовут твоих родителей? ________________________________________________________

Сколько пальцев у тебя на руке? _________ Покажи один _______ Покажи много __________________________________________________________

Общая характеристика речи (отсутствует, звукоподражания, лепетная речь, отдельные слова, фразовая речь) ______________________________________________________________

Рисунок ребенка

Умение держать карандаш ________________ Уровень развитие предметного рисунка: чирканье, каракули, предметное изображение ___________________

Нарисуй дом, дерево, человека.

Исследование неречевых психических функций

Узнавание и соотнесение цвета _______________________________________

Различение и соотнесение плоскостных фигур ___________________________

Оптико-пространственный гнозис и праксис

Складывание картинки из частей ______________________________________

Выкладывание фигур из палочек по образцу ____________________________

Ориентировка в пространстве _________________________________________

Слуховое внимание

Дифференциация неречевых звуков ___________________________________

Определение направления звука ______________________________________

Динамический праксис

! !_______ ! !!_______! ! !!_________ !! !_________!! !!________ ! . ________

. ! __________ ! !! !! ____________ . !! ________ ! ! !! ___________!! . ___

Исследование моторики

Общая моторика

Обёъм ___________________ Переключаемость _________________________

Темп ______________________ Координация ____________________________

Ручная моторика

Объем движений _______________ Переключаемость _____________________

Ведущая рука ______________________________________________________

Навык работы с карандашом _________________________________________

Способность к манипуляции с предметами _____________________________

Мимическая мускулатура

Закрыть, правый, левый глаз _________________________________________

Поднять, нахмурить брови ___________________________________________

Наморщить нос ____________________________________________________

Надуть щеки _______________________________________________________

Втянуть щеки _______________________________________________________

Артикуляционная моторика

Открыть, закрыть рот ________________________________________________

Подвигать нижней челюстью вправо-влево _____________________________

Подвигать языком влево-вправо(«Маятник»)____________________________

«Качели» (Язык на верхнюю –нижнюю губу)____________________________

«Качели» (Язык вверх и низ за зубы)___________________________________

Особенности анатомического строения артикуляционного аппарата _______

Дыхательная и голосовая функция

Тип дыхания___________________Объем дыхания_______________________

Продолжительность речевого выдоха__________________________________

Сила голоса___________________ Модуляция голоса_____________________

Просодические компоненты речи

Темп _______________ Ритм_______________ Паузация__________________

Употребление основных видов интонации______________________________

Состояние звукопроизношения

звук изолированно В словах Во фразах В предложениях
А
О
У
Ы
И
Э
Б
БЬ
П
ПЬ
В
ВЬ
Ф
ФЬ
Т
ТЬ
Д
ДЬ
К
КЬ
Г
ГЬ
Х
ХЬ
М
МЬ
Н
НЬ
Й
Л
ЛЬ
Р
РЬ
С
СЬ
З
ЗЬ
Ш
Щ
Ж
Ч
Ц

Фонематические процессы

Фонематическое восприятие

Различение оппозиционных звуков

Повтори АИ_____ ОА_______ЫИ__________ УО_________ АОИ____________

ПА-БА_________ ДА-ТА ___________ КА-ГА _________ ВА-ФА-ВА___________

КА-ТА____________ АК-АТ____________АТ-АК______ ТУ-КУ-ТУ_____________

ТА-ТЯ__________ НЯ-НА________МЫ-МИ-МЫ___________ БУ-БЮ-БУ_______

Покажи на картинках

СУП-ЗУБ__________ БОЧКА-ПОЧКА____________ БАК-МАК________________

Фонематический анализ

Выделение заданного звука на фоне слова_____________________________

Выделение первого гласного в слове (в 5 лет) __________________________

Выделение последнего согласного в слове (в 6 лет)______________________

Определение первого согласного в слове(6 лет)_________________________

Определение количества звуков АУ____ АМ____ МУ____ДОМ____ ВАТА____

Звуковая структура слова
Слоговая структура слова

4 года: кот____ вода______мост_____ банка____фантик_______окно______

Читайте также:
Конспект ООД по обучению грамоте с детьми c ЗПР в старшей подгруппе

5лет: самолет____________ микстура________ помидоры_______________

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Словарь имён существительных

дверь______ цветок______ книга_______ самолет_______________________

Играет______ прыгает______ поёт______ поливает_______ едет___________

смотрит_______ продает______ готовит________ катит______ тянет________

Словарь имён прилагательных

Короткий – длинный _______________________________________________

Апельсиновый сок из чего? __________________________________________

Волчья лапа у кого? _________________________________________________

Понимание сложных грамматических конструкций

Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?________________________

Положи карандаш между книгами.____________________________________

Положи тетрадь под книгу.___________________________________________

Положи мячик перед коробкой._______________________________________

Положи мячик в коробку.____________________________________________

Послушай и покажи соответствующую картинку.

Три грибочка на иголках тянут ёжики под ёлку.__________________________

Лист и груши на иголках тянут ёжики под ёлку.__________________________

Послушай и ответь на вопросы.

Мая и Тая моют окна.

Про кого здесь говорится — про девочек или мальчиков?__________________

Как зовут первую девочку?_________________ вторую?___________________

Девочки моют одно окно или несколько?_______________________________

Вика и Ваня пошли в лес собирать грибы и ягоды. Вика грибы не собирала.

Что собирал Ваня?________________________________________________

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Словообразование

У кошки котята. У козы______________ У утки__________ У лисы_________

У льва___________ У медведя____________ У кролика__________________

Варенье из яблок________________ компот из вишни___________________

Кисель из клюквы_________________ Суп из гороха______________________

Пюре из картофеля____________________ Суп из фасоли_________________

Горка изо льда_____________________ Стул из дерева___________________

Лист дуба______________________ Лист березы_________________________

У собаки лапа – собачья. У медведя лапа _______________________________

У льва хвост ______________ У зайца уши ______________________________

Словоизменение

Преобразование единственного числа во множественное

Стол — _________. Шапка ____________ Жук ____________Дом ____________

Окно ____________ Полотенце __________________

Согласование с числительными

Один дом. Две _________________ Пять_____________________________

Одна утка. Две ___________ Пять __________________________________

Один конь. Два __________________ Пять коней________________________

Одна коза. Две _________________ Пять _____________________________

Одна змея. Две змея ________________ Пять змей______________________

Один воробей. Два ________________________ Пять_____________________

Составление предложений по картинкам
Повторение предложений

Попугай пьет воду.__________________________________________________

Таня причесывает куклу Барби.________________________________________

Ване купили новые ботинки.__________________________________________

В саду было много красных яблок._____________________________________

Бабушка связала внучке теплые рукавицы.______________________________

Лена сказала, что не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.___________________________________________________________

Повторение рифмовок

Би-би-би- гудит машина: Жук и Мишуткою играют

Не поеду без бензина. Мячик по полу катают.

Перессказ

Петушок поет. Курицу с цыплятами зовет. Петушок зернышки нашел, сам не съел – цыплятам отдал.

Коля и Петя купались в реке. Петя заплыл далеко от берега. Он устал и стал тонуть. Коля не умел плавать. Он кричал и звал на помощь. Мимо шел Ваня. Он бросился в воду. Ваня быстро вытащил Петю на берег.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Нашли ежа»

Вывод

Заключение

Никандрова Елена Георгиевна учитель-логопед д/с №28 г. Волосово, Ленинградская обл.

Пример речевых карт обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

Содержимое публикации

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович Дата рождения 00.00.0000 г.

Родители (законные представители) ____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, лепетная речь

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, предлогов нет; грубые ошибки формообразования; лепетная речь

Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; словообразовательных операций не сформированы; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; лепетная речь

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстане доступно

Репродуцирование текстане доступно

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, полиморфные замены всех фонем раннего генеза

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура слова грубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: отсутствуют все труднопроизносимые звуки, а также отмечаются полиморфные замены всех звуков раннего генеза

1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи

3. Состояние артикуляционного аппарата

3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии, гиперсаливация

3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушения ритма речевого дыхания нет; голосообразование нарушено (голос тихий и слабый, грубо нарушена модулированность)

4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; грубые ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объединения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

5. Двигательное развитие

5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипотонус кистей рук

6. Психологическая база речи

6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

7. Дополнительная информация

Читайте также:
Проблема развития моторной сферы детей дошкольного возраста

7.1. Особенности раннего речевого развития к 3-м годам появились аморфные и усечённые слова

7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья, двое детей

7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность ограничена грубым нарушением экспрессивной речи

7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – задержка речевого развития

7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРЗ, ОРВИ, травм и ушибов головы не было

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (I уровень речевого недоразвития)

РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

Учитель-логопед _____________________________________________________ /________________/

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» __________________ 20_____г.

Фамилия, имя, отчество Иванов Иван Иванович Дата рождения00.00.0000г.

Родители (законные представители) ____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (ц – с, р – в, рь – й, рь – ль, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь, й – ль)

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура слова грубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: отсутствует твёрдый свистящий Ц; отсутствуют твёрдые шипящие и мягкий шипящий Щ; ротацизм; ламбдацизм (Л)

1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи

3. Состояние артикуляционного аппарата

3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии

3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушений ритма речевого дыхания и голосообразования нет

4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; допускает ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объеденения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

5. Двигательное развитие

5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипертонус кистей рук

6. Психологическая база речи

6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

7. Дополнительная информация

7.1. Особенности раннего речевого развития гуление – 2,5 месяца, лепет – 5,5, первые слова к 1 году, первые фразы – 2.5 года, фразовая речь – 3 года 3 месяца (со слов мамы)

7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья

7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность

7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – отставание в речевом развитии

7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРВи, отит, ринофарингит, обструктивный бронхит, конъюнктивит

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (II уровень речевого недоразвития)

РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

Учитель-логопед ____________________________________________________ /_________________/

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович ……Дата рождения 00.00.0000 г.

Родители (законные представители) ____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

Читайте также:
Проект Моя малая Родина

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (р – в, рь – й, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь)

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура слова грубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: свистящие звуки отсутствуют (среднее положение языка) (кроме звука Ц), твёрдые шипящие отсутствуют (среднее положение языка); необходима автоматизация звуков Р и РЬ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

1. Фамилия, имя, отчество

2. Дата рождения

3. Домашний адрес

4. Заключение психиатра (психоневролога)

5. Диагноз невропатолога

6. Состояние органов слуха и носоглотки

7. Данные окулиста

8. Посещал ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет)

9. Посещает (посещал ли) школу (специальную или нет), указать класс

10. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему речевому дефекту)

11. Жалобы родственников

12. Данные о родителях ребенка (возраст, здоровье родителей, профессия, их социальные условия)

13. Общий анамнез

а) от какой беременности ребенок

б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы, место работы, употребление алкоголя, курение)

в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, наложение щипцов, асфиксия)

г) вес и рост при рождении

д) на какие сутки был выписан из роддома

е) вскармливание (грудное, искусственное)

ё) особенности вскармливания (сосал активно, вяло; не было ли поперхивания, при каком положении головы кормление протекало свободнее, при каком затруднено, уставал ли в период кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое; как жует и глотает твердую и жидкую пищу)

ж) перенесенные ребенком заболевания, травмы, интоксикации

14. Ранее психомоторное развитие

а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками

б) когда стал держать голову

в) когда стал самостоятельно садиться, ходить

г) когда появились зубы

д) поведение ребенка до года (спокойный, беспокойный, как спал)

е) появление навыков самообслуживания

15. Речевой анамнез

а) гуление (время появления, характеристика)

б) лепет (время появления и его характер)

в) первые слова, фразы (время их появления и характеристика)

г) как шло развитие речи (скачкообразно, с перерывами, постепенно, причины и время отклонения в развитии)

д) с какого времени замечено нарушение речи.

е) речевая среда

ё) занимался ли с логопедом (с какого возраста и сколько времени, результаты занятий)

ж) характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями, воспитателями)

ВЫВОДЫ : анамнез нормальный; отягощенный.

II . Обследование состояния общей моторики

1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб

а) логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;
б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения

Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое

2. Исследование произвольного торможения движений

Маршировать и остановиться внезапно по сигналу

Отметить : плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу

3. Исследование статической координации движений

а) стоять с открытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по два раза для каждой ноги;
б) стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения – 5 секунд

Отметить : свободно удерживает позы или с напряжением, раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой; сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу

4. Исследование динамической координации движений

а) маршировать, чередую шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутке между шагами;

б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках

Отметить : выполняет верно с первого раза, выполняет верно со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается

Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; становится на всю ступню

5. Исследование пространственной организации (по подражанию)

а) повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа;
б) то же самое слева;
в) по словесной инструкции проделать эти же задания

Отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения

6. Исследование темпа

а) в течение определенного времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить;
б) письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в сторону в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе

Читайте также:
Использование коррекционного комплекса 'Буквы. Цифры. Цвет' с видеобиоуправлением ТИМОККО (TIMOKKO)

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный

7. Исследование ритмического чувства

а) простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок (III II, II III, II, III I III II, I III II III);
б) музыкальное эхо. Логопед ударяет в определенном темпе по ударному инструменту (бубен, барабан и т. д.), ребенок должен точно повторить услышанное

Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка: повторяет в ускоренном или замедленном или замедленном, по сравнению с образцом темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке

ВЫВОДЫ: Характеризуются нарушенные и сохранные стороны общей моторики.

III . Исследование произвольной моторики пальцев рук

Все предлагаемые задания проводятся по показу, затем по словесной инструкции
1.Выполнить по счет:
а) пальцы сжать в кулак – разжать (5-6 раз);
б) держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз);
в) сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-6 раз);
г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно

Отмечается плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); нарушение переключаемости от одного движения к другому, наличие синкинезий, гиперкинезов, невозможность удержания созданной позы, невыполнение движения.

2. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый (5-6 раз)

3. На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5-6 раз)

4. Те же задания выполнить по словесной инструкции

ВЫВОДЫ : характеризуются нарушенные и сохранные стороны моторики пальцев рук.

IV. Обследование артикуляционного аппарата.

Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.

1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата

начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.

Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.

Губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма)

Зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма)

Прикус (открытый передний, открытый боковой, норма)

Строение челюсти (прогения, прогнатия, норма)

Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма)

Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, норма)

Маленький язычок: отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону

Небо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма)

ВЫВОДЫ : строение артикуляционного аппарата нормальное; с отклонениями.

2. Обследование моторики артикуляционного аппарата.

Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата

Все задания должны проводиться при многократном повторении требуемого движения
1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу

а) сомкнуть губы;
б) округлить губы как при произношении звука «О» – удержать позу;
в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу;
г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их);
д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу;
е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы;
ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы;
ж) одновременно поднять верхнюю, опустить нижнюю;
з) многократное повторение произношения губных звуков б-б-б, п-п-п

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор, саливации, гиперкинезы; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается

2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции

а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а» и закрыть;
б) сделать движение нижней челюстью вправо;
в) сделать движение влево;
г) сделать движение нижней челюстью вперед

Отметить: выполнение правильное; движения челюстью недостаточного объема; нет ли содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается

3. Исследование двигательных функция языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и по словесной инструкции

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;
г) высунуть язык «лопатой», «жалом»;
д) оттопырить правую, затем левую щеку языком;
е) поднять кончик языка к верхним зубам подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам;
ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу;
ж) движения языком вперед-назад

Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; нет ли тремора, гиперкинезов языка; не проявляется ли саливация; движение не удается

Читайте также:
Логопедическое обследование больных в остром периоде инсульта

4. Исследование двигательной функции мягкого неба

а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается);
б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс);
в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи

Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается

5. Исследование продолжительности и силы выдоха

а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.);
б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.

Отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)

ВЫВОДЫ : движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение, истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются.

Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата

Все предъявляемые пробы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений
1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот

Отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются; легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую, с одной фонемы на другую и одного звукового ряда на другой

2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу

3. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот

4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку

5. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его

6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется)
А-И-У; У-И-А; КА-ПА-ТА; ПА-КА-ТА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО; РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ; СКЛА-ВЗМА-ЗДРА

ВЫВОДЫ : движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный; замена движений есть, отсутствует; последовательность от одного движения к другому есть, нет; наблюдаются гиперкинезы, саливация, тремор; моторная напряженность; двигательная активность, расторможенность.

3. Обследование мимической мускулатуры

1.Исследование объема и качества движений мышц лба

а) нахмурить брови;
б) поднять брови;
в) наморщить лоб

Отметить: выполнение правильное; движения выполняются с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.); движение не удается

2. Исследование объема и качества движений глаз

а) легко сомкнуть веки;
б) плотно сомкнуть веки;
в) закрыть правый глаз, затем левый;
г) подмигнуть

Отметить: выполнение правильное; движение не удается; возникают содружественные движения

3.Исследование объема и качества движений мышц щек

а) надуть левую щеку;
б) надуть правую щеку;
в) надуть обе щеки одновременно

Отметить: выполнение правильное; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпяченная щека

4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз

Выразить мимикой лица:
а) удивление;
б) радость;
в) испуг;
г) грусть;
д) сердитое лицо

Отметить: правильное выполнение мимических поз; движение не удается; мимическая картина нечеткая

5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции

а) свист;
б) поцелуй;
в) улыбка;
г) оскал;
д) плевок;
е) цоканье

Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, симметричность носогубных складок; появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движение не удается

Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражения черепно-мозговых нервов и установить наличие бульбарной или псевдобульбарной дизартрии. Предлагаемые пробы проводятся в начале по показу, а затем по словесной инструкции.

ВЫВОДЫ : поражение черепно-мозговой иннервации отсутствует; отмечается поражение черепно-мозговых нервов.

V . Обследование фонетической стороны речи

1. Обследование произношения звуков

При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных.

У детей-олигофренов с детским церебральным параличом произношение одного и того же звука в речи часто является неодинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других заменяет, в-третьих, произносит искаженно. Кроме того, у этих детей с большим трудом протекает процесс автоматизации, т.е. закрепления звуков в речи. Это приводит к тому, что в речи звук произносится неправильно, хотя он поставлен у ребенка изолированно.

В связи с этим при обследовании звукопроизношения особенно важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стертой» дизартрии.

Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметы и сюжетные картинки, в названии которых должны быть такие слова, где исследуемый звук стоит в начале, в середине и в конце слова. Проверяются следующие группы звуков:

а) гласные: А, О, У, Э, И, Ы;

б) свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч;

Читайте также:
Составление творческого рассказа: Что можно сделать для нашего аула для его процветания?

в) сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;

г) глухие и звонкие парные: П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В в твердом и мягком звучании (п’-б’, т’-д’, к’-г’, ф’-в’).

При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как произносится проверяемый звук (изолированно, в слогах, в словах) и как используется он в самостоятельной связной речи.

На основе полученных данных определяется характер нарушения произношения:

а) отсутствие звуков (рама – ама);

б) искажение звуков (с – межзубный);

в) замена звуков (ж – заменяется межзубным с; звук ч заменяется ть);

г) смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы – тясы). На каждого ребенка должен быть составлен протокол обследования произношения.

Протокол обследования звукопроизношения

Оптический раздражитель (картинка)

Речевая реакция на оптический раздражитель (на картинку)

Речевая реакция на акустический раздражитель (воспринимается по слуху)

Употребление звуков в собственной речи (по сюжетным картин.)

Речевая карта для детей 5-7 лет к альбому О.Б. Иншаковой

Образовательное учреждение: МДОУ д/с №1 г. Юрюзани________________________________________

Дата заполнения «__» _______ 201__г.

Фамилия, имя ребенка_______________________________________ Дата рождения_________ Возраст______

Родители (законные представители) _______________________________________________________

    1. Жалобы родителей_____________________________________________________________
    2. Данные о ходе речевого развития
      2.1. Гуление _____________________ Лепет _____________________ Первые слова _________________
      Фраза ________________________
      2.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок___________________________________
    3. Общее звучание речи
      3.1 Голос _______________________ Тембр _____________________ Разборчивость _________________
      Темп ________________________
    4. Слух __________________________________________________________________________
    5. Общее развитие ребенка __________________________________________________________
      5.1. Воcприятие, представление:
      пространства: верх–низ ___ впереди–сзади ___ правая–левая сторона ___
      цвета: осн. _______ оттен. ________
      формы: плоскостные ф. _____ объемные т. ______
      времени: времена года ______ дни недели _______ ч.суток ______
      5.2 Память:зрительная _________ слуховая __________ словесно–логическая ___________________________
      5.3 Мышление: обобщение________________ исключение _______________ счет _______________
      причинно-следственные связи ___________________________________________________________________
      5.4 Внимание, работоспособность____________________________________________________________
    6. Двигательное развитие ________________________________________________________________
      6.1 Мелкая моторика ___________________________________________________________________________
    7. Состояние артикуляционного аппарата
      7.1. Строение артикуляционного аппарата____________________________________________________
      Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) __________________________________________________________
      Зубы ( редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие, двойной ряд зубов) _____________________________
      Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка) __________________
      Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ___________
      Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный) ____________________________
      Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) ____________________
      Мягкое небо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ______________________________
      7.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата_________________________________________
      7.3. Речевое дыхание и голосообразование________________________________________________________
    8. Звукопроизношение (1 – изолированно, 2 – в словах, 3 – в спонтанной речи)

9. Состояние фонематического восприятия

Речевая карта на основе картинного материала «Альбома логопеда» Иншаковой О. Б. для старшей-подготовительной группы

Приложение: Картинный материал (цветная вставка)

О книге «Альбом для логопеда» О. Б. Иншакова

Если ваш ребенок испытывает проблемы с речью, не огорчайтесь! Все исправимо. Логопед Ольга Иншакова знает, как вам помочь. Книга «Альбом для логопеда» представляет собой иллюстрированный альбом, с помощью которого работать с детьми становится в разы легче. Результаты не заставят себя долго ждать.

Альбом поможет отследить устную речь малышей и выявить нарушения, начиная со старшего дошкольного и заканчивая младшим школьным возрастом. Если ребенок неправильно произносит звуки, коверкает и искажает слова, с этим надо что-то делать. Без помощи взрослых не обойтись. Поэтому мы рекомендуем читать книгу взрослым, а только после этого заниматься с ребенком.

Специалист своего дела Ольга Иншакова разработала этот альбом в первую очередь для логопедов специализированных и обычных школ и детских садов. Если у вас нет возможности доверить это ответственное дело специалисту, вы вполне можете заниматься с детьми сами. Как известно, именно родители, дедушки и бабушки являются лучшим примером для ребенка.

Перед вами второе издание книги с исправлениями и дополнениями. Альбом изобилует картинками, которые очень удобно использовать в качестве наглядного пособия.

Нарушение речи – серьезная проблема, требующая немедленного исправления. Не стоит надеяться на авось и ждать пока ребенок сам «выговорится». Ольга Иншакова доступно и понятно показывает, как самостоятельно можно устранить множество недостатков произношения.

Информация подается блоками. В первой части особое внимание уделяется наглядным картинкам и звукам. Во второй — обследуется фонематическое восприятие, синтез и фонематическое представление. В третьей – показана слоговая структура слов. В четвертой – выявляется словарный запас ребенка. В пятой – обследуется грамматический строй. В завершающей части упор делается на самостоятельную речь.

Из небольших минусов можно отметить некоторые устаревшие изображения, такие как проводной телефон с диском, с которым многие дети не знакомы. Но, с другой стороны, у вас появляется отличная возможность объяснить правильными красивыми словами предназначение данного предмета, а также выслушать мнение ребенка о нем.

«Альбом для логопеда» должен быть в каждом доме, где растут дети, в каждой школе и детском саду. Полезный кладезь информации, обращается к которому вы будете довольно часто. Читать такую литературу не только интересно, но и полезно. Успехов вам и вашим детям!

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Альбом для логопеда» О. Б. Иншакова в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Читайте также:
Использование нетрадиционных коррекционно-развивающих игр в обучении старших дошкольников и младших школьников

Обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Наталья Образцова

Обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен все звуки родного языка произносить правильно, т. е. правильно использовать их в собственной речи и не смешивать между собой.

Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звукдолжен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом просят ребенка придумать короткую фразу с этим словом. Если ему трудно – помогают. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто просят ребенка повторить слова с разными звуками.

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (л, л’, р, р,, j, заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’, звонкие (в, з, ж, б, д, г, мягкие (т,, д,, н,)

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное, или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное, или полиморфное.

В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

— искаженное произношение звука.

— отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его

— замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка.

Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:

— фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмы, а фонематические — парасигматизмы — от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с;

— фонетические нарушения звуков л и л’ называются ламбдацизмы, а фонематические — параламбдацизмы — от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л;

— фонетические нарушения звуков р и р’ называются ротацизмы, а фонематические — параротацизмы — от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р;

— фонетические нарушения звука j называются йотацизмы, а фонематические — парайотацизмы — от названия греческой буквы йота, обозначающей звук;

— фонематические — паракаппацизмы — от названия греческой буквы каппа, обозначающей звук к фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмы.

Нарушения групп звонких и мягких звуков специальных терминов не имеют —их называют:

Чтобы определить характер нарушения той или иной группы звуков (свистящих, шипящих и др., надо четко знать эти разновидности, а также выработать у себя необходимые для обследования звукопроизношения умения и навыки:

умение слушать, т. е. выделять из речевого потока дефектный звук и определять, как он нарушен;

умение фиксировать работу органов артикуляционного аппарата при произнесении нарушенного звука: видеть, какие движения не получаются, какое участие принимают губы, нижняя челюсть, каждая часть левой и правой половины языка;

умения и навыки общения с детьми, страдающими нарушениями речи (умение вызвать ребенка на беседу, в процессе которой проверяется произношение звуков в речевом потоке, в отдельных словах, при их изолированном произнесении).

Целесообразно придерживаться определенного порядка проверки, чтобы ничего не пропустить и собрать необходимый материал, на основе которого можно будет составить план работы по исправлению у ребенка недостатков звукопроизношения.

Проводя индивидуальное обследование, логопед все ответы детей записывает в речевую карту с указанием даты обследования. В индивидуальной тетради каждого ребенка отводят одну-две страницы для описания результатов обследования. Там педагог отмечает наличие грубых, видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата, затем записывает состояние звукопроизношения

Рассмотрим подробнее процедуру обследования звукопроизношения:

1) Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Проверяются следующие группы звуков:

— гласные А, О, У, Э, И, Ы;

— свистящие, шипящие, аффрикаты (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ)

— сонорные звуки (Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ)

— глухие и звонкие парные (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В)

в твёрдом и мягком звучании
(П-БЬ, ТЬ-ДЬ, КЬ-ГЬ, ФЬ-ВЬ)
;

— мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т. е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ)

При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребёнком изолированных звуков, указав характер нарушения (например, С-Ш (замена)

Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, облегчающие артикулярное переключение с одного звука на другой.

Полезным для логопедического анализа является и повторение вразбивку 2-х звуков или слогов, предполагающее чёткое артикуляционное переключение (например, КАП-ПАК)

. Сначала предъявляются
звуки, резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем более близкие.
При этом отмечаются случаи, когда детям не удаётся моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий. Отмечается также и появление «усреднённой»

артикуляции (например, Т и Д – передаются одним и тем же полузвонким, Т и ТЬ – полумягким).

2) Затем логопед выясняет, как ребёнок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, смешения, пропуски звуков. С этой целью обследуется произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков. Отбираются слова различной слоговой структуры. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях.

Читайте также:
Как помочь детям с нарушением письма и чтения - семинар-практикум для учителей начальных классов

3) Проверяется умение произносить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных.

Выявленные дефекты звуков группируются в соответствии с фонетической классификацией.

Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей:

1. «Волшебный колпачок». На игровом поле находятся «лунки», где нарисованы картинки, в названии которых имеется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.

2. «Вертолина». Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.

3. «Веселый рыболов». В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет их.

4. «Кто самый внимательный». На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.

5. «Волшебная ромашка». На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, «открывая» лепестки, называет соответствующие картинки.

6. «Загадочный сундучок». В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.

7. «Украсим нашу елку». На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.

8. Игра «Наоборот». Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком.

9. «Найди свою пару». На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого — с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку.

10. «Собери осенний букет». В группе «растет дерево», на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как только музыка прекращается,логопед произносит: «Листья падают, летят, наступает листопад». Дети быстро берут листья и подходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу.

1. М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения, — М., -1999.

2. Л. Н. Ефименокова. Формирование речи у дошкольников. — М. ,1995.

3. Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович. Основы теории и практики логопедии. – М., 1998

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Т. В. Воло-совец — М.: Издательский

5. Грибова, О. Е. Технологии организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 96 с.

6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.

Карта диагностического обследования речи детей 2-3 лет.

Карта диагностического обследования речи детей 2-3 лет

Ф.И. ребенка_____________________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты_________________________________________________________

Решение ПМПК от_________ протокол №________ принят на срок___________________________

Решением ПМПК от ________ протокол №________ продлен срок пребывания в логопедической группе, на срок _______ Заключение ПМПК_______________________________________________

– Сведения о родителях (законных представителях):

Наличие речевой патологии в семье______________________________________________________

Возраст матери во время беременности_____ беременность по счёту________

Как протекала беременность (нормально, тошнота, рвота, повышение АД, ОРЗ, ОРВИ, краснуха, грипп, прием лекарств, психическая травма, профессиональные вредности, ушибы плода, курение, прием алкоголя) ______________________________________________________________________

Роды по счёту____________ роды были (в срок, преждевременные, стремительные, затяжные, переношенные) _______________________________________________________________________

Вес при рождении ____________были применены стимуляция, выдавливание, наложение щипцов, кесарево сечение, поворот за ножку______________________________________________________

Асфиксия (цвет ребёнка при рождении бордовый, синий, белый) _____________________________

Ребенок родился доношенный, недоношенный, переношенный_______________________________

Закричал сразу или нет __________________были ли судороги_______________________________

Особенности при рождении (родовая травма, гематома на голове, обвитие пуповиной вокруг шеи, предлежание ягодичное, головное) ______________________________________________________

Оценка по шкале Апгар________________________________________________________________

Первый год жизни

Грудное вскармливание в течении ___мес., частые срыгивания_______________________________

Перенесённые заболевания до года_______________________________________________________

Ушибы, травмы головы________________________________________________________________

Отмечались ли судороги (указать возраст, частота, при каких обстоятельствах) _____________________________________________________________________________________

Голову держит с ________________________________________________________ (в N с 1,5 мес.)

Сидит самостоятельно_____________________________________________________ (в N с 6 мес.)

Ползает ________________________________________________________________ (в N с 6-7 мес.)

Ходит __________________________________________________________________ (в N с 1 года)

Первые зубы появились в ________________________________________________ (в N в 6-8 мес.)

Количество зубов к году ___________________________________________________ (в N 8 зубов)

– Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)

Гуление ___________________________________________________________________(в N 2 мес.)

Лепет ______________________________________________________________( в N от 4 до 6 мес.)

Первые слова __________________________________________________________(в N около года)

Первые фразы ______________________________________________________ ( в N от 1,5 до 2 лет)

Общая активность на первом году жизни (подвижный, любознательный, заторможенный, спокойный – любит сам заниматься игрушками, беспокойный – требует постоянного внимания взрослых) ___________________________________________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) ______________________________________

Стимулировалось ли речевое развитие____________________________________________________

Использование жестов (замена речи, дополнение речи) _____________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) ____________________

Читайте также:
Звук и Буква О - конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ

1. Поведение и эмоциональная сфера.

Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

Характер игровой деятельности :

(Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)

2. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)

1. Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).

2. Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов).

4. Прикус (прогнатия, прогнетия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный).

5. Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).

6. Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).

7. Язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

3. Состояние речевой моторики

1. Состояние мимической мускулатуры:

  • Поднять брови вверх (удивиться)._______________________________________
  • Нахмурить брови (рассердиться)._______________________________________
  • Прищурить глаза.____________________________________________________
  • Надуть щеки (толстячок).____________________________________________
  • Втянуть (худышка)._________________________________________________

Отметить наличие или сглаженность носогубных складок.

2. Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию:

  • Губы –улыбка –трубочка.__________________________________
  • Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»._________________________
  • Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.____________________________

4 . Обследование неречевых психических функций.

Слуховое восприятие : (контрастное звучание 2-х игрушек)

Молоточек – дудочка ___________ Колокольчик – свисток ________________

Зрительное восприятие : величина (большой – маленький)

Большой мяч___________ маленький мячик _________

Большой дом__________ маленький домик_____________

Цвета (покажи)

Красный ________________ Синий ________________________

Зеленый _________________ Желтый ________________________

Геометрические формы (покажи)

Круг_________, квадрат__________, треугольник_________, прямоугольник_________

Разрезные картинки из 2-х частей по образцу

Юла_________________ Платье_________________ Чашка____________________

5. Исследование пассивного словаря.

По словесной инструкции логопеда:

  • Показать предметы:
  • стол, яблоко, кукла, чашка.__________________________________________
  • Части предмета:
  • ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.___________________________
  • Понимание обобщающих слов

Выбирать картинки по темам:

  • Понимание действий.

Показать, где девочка:

  • Выполнить поручения по речевой инструкции:
  • дай куклу____________________________,
  • покорми куклу_______________________,
  • посади куклу.__________________________

6. Исследование грамматического строя импрессивной речи (в пассиве)

  • Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках:
  • чашка-чашки____________________,
  • гриб-грибы_______________________,
  • кукла-куклы_____________________,
  • мяч-мячи_________________________.
  • Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под.

Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.

  • Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках:
  • дом-домик____________________________,
  • ложка-ложечка__________________________,
  • мяч-мячик______________________________,
  • кукла-куколка__________________________________.

7. Состояние словарного запаса (эксперессивная речь)

Лексическая тема «Инструменты»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: молоток, топор, пила, дрель, болт, гайка, шуруп, отвертка, плоскогубцы, ключ, гвоздь, клещи, иголка, ножницы, нож, сверло, дерево, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень, тиски, рубанок, лопата, грабли, наперсток, гвоздь, дрова, винт, железо, золото, серебро, пух, вата, шерсть, ситец, капрон; глаголов: прибить, забить, оторвать, распилить, отпилить, открутить, просверлить. Забивать, рубить, пилить, откручивать, закручивать, шить, резать, копать, зажимать, собирать, разбирать, вскапывать, закапывать, выкапывать, перекапывать; прилагательных: кожаный, металлический, острый, серебряный, нейлоновый, дровяной, пуховый, стеклянный; наречий: быстро, легко, красиво, высоко, далеко, близко, вкусно, сильно, крепко, прочно, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро.

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

Образование существительных множественного числа в име¬нительном и родительном падежах «Один — много»
Лопата – лопаты – много лопат
Топор Пила
Метла Вилы
Молоток Отвёртка

Образование существительных И. и Р.п. с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
молоток — молоточек – молоточков;
ключ — . нож — .
гайка — . гвоздь — .
топор — . грабли — .
наперсток — …

Образование существительных от глаголов. «Кто что делает?»

Молотком – стучат, забивают
Пилой – пилят
Топором – рубят

Образование существительных с помощью суффикса «ищ» (топор – топорище).

Образование относительных прилагательных: «Из чего — какой?»

Из чугуна — чугунный;
из металла — . из бумаги — .
из стали — . из резины — .
из камня — . из серебра — .
из пластика — . из золота — .
из дуба — . из синтетики — .
из глины — . из полиэтилена — .
Из дерева — . из железа — .
из стекла —… из пластмассы —…
из кожи — . из меха — .
из шерсти — .

Согласование числительных с существительными (2 пилы, 5 пил).
Усложнение: Один острый нож, два острых ножа. пять острых ножей.
Одни длинные ножницы.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Согласование существительных с притяжательными местоимениями «моя, мое, мои».

Составление предложения по опорным картинкам с предлогом, и определить первое, второе, третье слово в предложении.

Составление предложений с предлогами.

ЛУЧШЕ ДЕЛА НЕ НАЙТИ
Для меня без молотка
Жизнь была бы несладка.
Без рубанка и пилы
Дни бы стали немилы.
Так и лезли бы с утра
Скука и зевота
Без клещей, без топора, без коловорота.
Хорошо, что в мастерской
Все, что надо, под рукой.
Строгай, теши — От всей души!
Сверли, колоти —
Лучше дела не найти!

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Пила
Поставьте ладонь ребром на стол и начинайте «пилить», двигая: ею вперед-назад.

Едет, едет взад-вперед,
На две части разоймет.
С ней работать я привык.
Вжик – вжик, вжик – вжик,

Рубанок
Положите ладонь на стол и сделайте несколько быстрых скользящих движений вперед-назад. Когда рука будет двигаться назад, приподнимите слегка ладонь над столом, не касаясь его поверхности.

Чтобы доски стали гладки,
Постругайте их, ребятки.
Струг-струг, струг-струг,
Стружки падают вокруг.

Молоток.
Сожмите руку в кулак и постучите им по столу.

Сам худ, Голова с пуд,
Стучит: «Тук, тук, Тук, тук».

Клещи
Указательный и большой пальцы правой руки слегка округлите и соедините — это «клещи». Остальные пальцы сожмите в кулак. В левой, руке будут «гвозди». Сожмите левую руку в кулак и поочередно, начиная с большого, распрямляйте пальцы — это «гвозди». «Клещами» захватите каждый «гвоздь» («захватывать» нужно кончик пальца), потяните его, а затем отпустите.

Читайте также:
Методическая разработка по лексической теме 'Бытовая техника'

Отвёртка.
Сожмите правую руку в кулак, указательный палец выпрямите. Совершите им несколько вращательных движений вокруг своей оси.

Надо нам отвертку взять
И вращать, вращать, вращать.

Загадка
Если гвозди не на месте, покажите «клещи» и несколько раз
Приготовить надо клещи сожмите и разожмите их
Тащи гвозди — раз, два, три захватывайте каждый пальчик, начиная с большого
Все достали — посмотри покажите ладонь левой руки с растопыренными пальцами

Придумай предложения с парами слов:

гвоздь — молоток;
игла — ткань;
пила — дрова;
лопата — яма.

Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать.
Зубы есть, а хлеба не ест. (Пила)
Без головы, а в шляпе, Одна нога, да и та без сапога. (Гвоздь).
Что бывает:

каменным — дом;
стеклянным — .
бумажным — .
металлическим

Опиши какой-нибудь инструмент, не называя его, а другие попробуют отгадать.

Какие инструменты и для чего ты взял бы с собой в поход?

Что делают:

топором — . молотком — .
лопатой — . граблями — .
ножницами .

Придумай предложения с парами слов:
строитель — дом; маляр — кисть; крановщик — кран.

МИНУТКА ОТДЫХА

Скороговорки

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб.
Сено граблями, краб, грабь!

Возле грядки —
Две лопатки.
Возле кадки —
Два ведра.

После утренней зарядки
Мы работали на грядке —
И посадки
Все в порядке.
Их теперь
Полить пора!

Стихотворения для автоматизации поставленных звуков

Молоток (звуки Л, Ш, С, Р)

Почему ты так жесток?

Бьёшь по пальцам ты шутя,

Словно рядом нет нет гвоздя.

Стук твой слышен за версту-

Ты растёшь и я расту.

Ведь во всём нужна сноровка-

Забиваю гвозди ловко.

Молоток для ловких рук

Был всегда надёжный друг. Людмила Ильиных

Молоток (звуки К, С, Л)

Тук-тук-тук! – в столярке деда –

Молоток не привереда.

Смастерит нам стул, лоточек

И забьёт любой гвоздочек. Ольга-Влада Скобелкина

Пассатижи (звуки Л, Ж, З)

Гвоздик был на всех обижен:

Стал кривым, из дела — прочь!

Тут явились пассатижи

И смогли ему помочь!

Гвоздик снова прям и строен,

Дела важного достоин! Татьяна Уманская

Молоток (звуки Л, С, Р)

– Гвозди бью легко, без страха.

Я — ударных дел знаток,

Побеждаю их с размаха!

Как-то сцену для игры

Поправлял я в ресторане

И мечтаю с той поры

Постучать на барабане! Татьяна Уманская

Грабли (звуки Л, З, Р)

В полутьме вздыхали Грабли:

– Что-то за день мы ослабли.

Целый день в работе были,

Землю зубьями рыхлили.

Будут славными посадки!

Поскучаем – зубья в стену,

И в жару пойдём на сено! Татьяна Уманская

Ножницы (звуки Ш, Ж, С, Р)

Мы сапожные, портняжные,

Мы стальные, очень важные.

Вжик-вжик-вжик: и ткань, и кожа

С лоскутками теперь схожи.

Вместе сложит их портной

Иль сапожник в мастерской,

И начнут они строчить,

На машинке что-то шить.

А ещё из самых разных лоскутков,

Из обрезков разноцветных и кусков,

Шьют картины знаменитые художницы.

А в руках у них сверкающие. (ножницы) Дедушка Володя

Молоток (звуки Л, Ш, С, Р)

Строил дедушка избушку

Возле леса на опушке.

Всё привез на место стройки:

Бревна, доски, балки, стойки.

Как-то раз привёз с утра

Дрель, пилу, два топора,

Гвозди, паклю, мох с болота.

Смотрит: все же нет чего-то.

Чем, к примеру, вас спросить,

Гвоздь ему в доску забить?

Сел подумать на пенёк.

– “Вспомнил! Это ж. (молоток)!” Дедушка Володя

Клещи (звуки С, З, Р, Щ)

Если в стенке гвоздь торчащий

Хочешь вытащить скорей,

Ну, а он, такой упрямый,

Не желает вылезать,

– Я скажу тебе: “Не надо

Звать на помощь всех друзей,

И оставь в покое маму,

Надо просто в руки взять. “

Нет зубастей и клыкастей

Этой крепкой нужной вещи.

Гвозди рвёт своею пастью!

Как её названье? . (клещи). Дедушка Володя

Пила (звуки Л, Ч, С, Р)

Я возьму её за тело,

Чтоб не гнулась, и не пела,

И начну её точить,

Всё напильничком водить.

Слева – зуб, потом и справа.

Разведу – найду управу!

Чтоб зубастою была

Та, что все зовут. (пила) Дедушка Володя

Рубанок (звуки Ш, С, Л, Р)

Шик и шик, слетают стружки,

Из-под острого ножа.

Станут гладкими все доски:

Ни щербинки, ни занозки

На скамейке, табуретке,

Лавке, полке и банкетке.

Настрогаю стопку планок,

У меня в руках – . (рубанок)! Дедушка Володя

Топор (звуки С, Р)

Есть инструмент у плотника, у мастера-работника,

Несёт он в своём ящичке пилу и молоток,

Стамеску и линейку, киянку, клещи, рейку,

Но чем он собирается срубить большой сучок?

Бревно все сучковатое, как чудище рогатое,

Лежит и усмехается. Как это называется?

Подходят лесорубы к нам: “О чем тут разговор?

Всё ясно, мастер-плотник, возьми-ка ты. (топор)!” Дедушка Володя

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: