Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста

Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста

Барматина Ольга Валентиновна
Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста

Всестороннее обследование детей с нарушениями речи – первый и основополагающий этап в логокоррекционной работе.

Логопед должен максимально подробно и объективно составить картину развития речи ребёнка и определить факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на эту картину.

Существенный вклад в логопедическую диагностику дошкольников вносит онтогенетический подход. Отклонения от нормального хода развития речи могут регистрироваться только в сопоставлении с данными онтогенеза. Современная диагностика общего недоразвития речи предполагает оценку развития разных сторон лингвистической системы. Логопеды исследуют не только дыхание, голосовой аппарат, артикуляционные органы, но и звукопроизношение, состояние фонематической системы, лексики, грамматического строя речи, связной устной речи.

Процедура и методы обследования должны варьироваться в соответствии с возрастом и психологическими особенностями ребёнка. Логопед может проводить обследование в присутствии родителей или без них, может опираться на предметы окружающей обстановки, игрушки, картинки, может менять речевой материал.

Логопедическое обследование включает два этапа: предварительный этап и этап актуального обследования.

На предварительном этапе логопед собирает общие сведения, заключения врачей, данные анамнеза. Общие сведения включают фамилию, имя, отчество ребёнка и родителей, дату рождения, домашний адрес, сведения о времени поступления в логопедическую группу, об основаниях для приёма. По данным врачей-специалистов оценивается биологическая сохранность речевой системы. Для оценки характера развития речи важными являются сведения о раннем психомоторном и речевом развитии ребёнка. Отставание в развитии указывает на недостаточную способность к компенсации. Нормальный темп раннего развития при наличии неблагоприятных факторов в анамнезе показывает на хорошие компенсаторные возможности ребёнка. Первостепенное значение в дифференциальной диагностике имеют данные о состоянии слуха. При оценке уровня развития речи ребёнка в некоторых случаях имеет значение заключение психиатра об интеллектуальном развитии. Нарушения зрения могут влиять на формирование словаря, затруднять усвоение письма и чтения. Данные невропатолога важны для диагностики дизартрии, алалии, заикания.

На втором этапе проводится актуальное обследование. Первоначально даётся общая оценка речи. Общая характеристика речи включает оценку состояния импрессивной и экспрессивной речи. Импрессивная речь оценивается как способность понимания ситуативной и контекстной речи. При оценке экспрессивной речи принимается во внимание её наличие, развёрнутость (отдельные слова, фразы, связная речь, внятность, использование жестов в общении, специфические проявления.

Далее обследуется состояние анатомо-физиологической основы произношения – дыхания, фонации, строения артикуляционного аппарата, выполнение мимических и артикуляционных движений. Обследование состояния дыхания предполагает выявление типа дыхания, объёма речевого выдоха. Состояние фонации включает параметры голосоподачи, силу голоса (громкость, тембр голоса, модуляцию. Оценка строения артикуляционного аппарата предполагает выявление отклонений в анатомии губ, зубов, челюстей, языка, нёба. Обследование состояния артикуляционной моторики включает выявление подвижности и симметричности движений губ, языка, мягкого нёба. В процессе обследованияможет быть обнаружено наличие неврологической симптоматики в оральной области: повышенная саливация, нарушения тонуса мышц, тремор, девиация языка, синкинезии, гиперкинезы и др.

При обследовании состояния ручной моторики выявляется ведущая рука, координация работы обеих рук, пространственная организация движений. Можно увидеть состояние тонуса мышц. С помощью специальных упражнений можно выявить степень произвольности ручной моторики, статический и динамический праксис. Несформированность конструктивного праксиса характерна для всех видов отклонений в психическом и речевом развитии. Недостатки конструктивного праксиса могут влиять на усвоение лексико-грамматических компонентов языка, чтения и письма.

Ориентировка во времени также важна для усвоения лингвистики и письменной речи. Знания времени суток, времён года выявляются с опорой на соответствующие картинки. Кроме того, предлагается по памяти перечислить последовательность частей суток, дней недели, времён года. В процессе беседы выясняются представления детей о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра». Несформированность временных представлений характерна для всех видов отклонений в психическом и речевом развитии.

Исследование фонематической системы речи нужно провести с особой тщательностью. Это обследование включает выявление состояния слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа, синтеза и представлений. Состояние фонематического анализа слов оценивается по способности определять наличие звука в слове, выделять звук из слова, проводить количественный, последовательный (порядковый, позиционный звуковой анализ слов.

Состояние звуко- слоговой структуры слова оценивается по способности называть слова (с опорой на картинки, имеющие разную звуко-слоговую структуру. Фиксируются пропуски, замены, перестановки звуков и слогов.

Состояние звукопроизношения сначала проверяется в отражённой речи – ребёнку предлагается произнести звуки изолированно и в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных). Для обследования состояния звукопроизношения в словах и во фразах используется картинный материал. Картинки подбираются таким образом, чтобы ребёнок при их назывании продемонстрировал, как он произносит звуки в разных позициях – в начале, в середине, в конце слов. Ошибки звукопроизношения фиксируются в трёх видах: отсутствие звука, замена другим звуком, искажение звука.

Читайте также:
Программа 'Что за прелесть эти сказки'

Далее обследуется состояние лексической стороны речи.Для выявления уровня развития предметного словаря необходимо использовать вариативный материал: натуральные предметы, игрушки, картинки. Понимание и употребление ребёнком в активном словаре существительных, прилагательных, глаголов, наречий можно выявить в процессе беседы и совместной предметной деятельности. Несформированность лексики указывает на задержку речевого развития, общее недоразвитие речи, алалию.

Исследование грамматического строя речи предполагает выявление способности к выполнению грамматических операций словоизменения и словообразования. При исследовании способности словоизменения нужно выявить, как ребёнок владеет категориями числа, рода, падежа существительных и прилагательных, а также категориями числа, времени и рода глаголов.

Следует помнить, что наиболее ярко лексико-грамматические нарушения проявляются в связной речи. Для обследования состояния связной речи ребёнку предлагается составить рассказ с опорой на соответствующие картинки из логопедического альбома. В связной речи оценивается способность выстроить высказывание логично и последовательно, т. е. спланировать высказывание и придерживаться заданного плана. Кроме того, оценке подлежат языковые средства, которые определяют объём высказывания, его однословный либо фразовый характер, лексическое разнообразие, грамматические средства. Рассказ по серии сюжетных картин не требует от ребёнка планирования высказывания. Способность к планированию связного высказывания в более простом варианте обследуется при составлении рассказа по сюжетной картине, в более сложном варианте – при составлении описательного рассказа по предметной картинке.

Итак, логопедическое обследование должно быть комплексным, целостным и динамичным, основываться на фактических данных.

Процедура обследования завершается постановкой логопедического диагноза по психолого-педагогической классификации. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.

Мною обобщены авторские материалы, опыт работы ведущих учителей-логопедов и разработана данная речевая карта дошкольника 5-7 лет. (Приложение)

Речевая карта включает в себя все разделы логопедического обследования. В ней фиксируются ошибочные ответы детей,приводятся образцы детских высказываний с фонетическими,лексическими и грамматическими ошибками. Каждое диагностическое задание оценивается по пятибальной системе. Процедура обследования завершается постановкой логопедического диагноза по психолого-педагогической классификации. Составляется индивидуальный речевой профиль и индивидуальный план работы.

Логопеды имеют право на собственный выбор речевых карт – более или менее подробных. Критерием оценки всегда должна быть не форма карты, а её содержание и, главное, – точность логопедических диагнозов, позволяющих выстраивать эффективную систему коррекции речевого развития и прогнозировать развитие ребёнка в целом.

РЕЧЕВАЯ КАРТА

1. Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка ___

Дата рождения (число, месяц, год) ___

Дата обследования (число, месяц, год) ___

Возраст (на момент обследования) ___

Домашний адрес, телефон ___

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа) ___

Заключение ТПМПК ___

2. Сведения о родителях

Мать: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет ___

Отец: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет ___

Другие члены семьи, живущие в данной семье ___

Жалобы родителей, данные с их слов о психическом и речевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребенка в логопедической группе ___

Наследственные заболевания ___

Жалобы родителей ___

3. Общий анамнез

От какой беременности ребенок ___ родов ___

Возраст матери в период родов ___

Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери, токсикоз ___

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные ___

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция ___

Крик: был, нет, не сразу ___

Асфиксия: белая, синяя, нет___

Резус-фактор: отрицательный, совместимость ___

Вес и рост ребенка при рождении ___

Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью ___

Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до ___

Последующее вскармливание: смешанное, искусственное ___

Выписка из родильного дома на ___ день

Дополнительное пребывание в роддоме, причины ___

Особенности раннего развития: держит голову с ___ мес. ,

сидит с ___ мес. ,

стоит с ___ мес. ,

ходит с ___ мес.

Первые зубы с ___ мес., к году зубов ___

С года до 3-х лет ___

С 3-х до 7 лет ___

Ушибы и травмы головы ___

Судороги при высокой температуре ___

Соматические болезни: простудные заболевания, пневмония, воспалительные процессы уха и др. ___

Заключение психиатра или невропатолога ___

Состояние слуха и зрения ___

4. Данные о развитии речи

Гуление с ___ мес.

Лепет с ___ мес.

Первые слова ___

Первые фразы ___

Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих ___

Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм) ___

5. Психофизические процессы

Начало года Конец года Начало года Конец года

Читайте также:
НОД по формированию звукового анализа и синтеза для детей средней группы с ОНР

Речевая карта для дошкольников 4-7 лет

Речевая карта по Крупенчук, сокращенный вариант, удобный для диагностики речевых нарушений дошкольников 4-7 лет

Просмотр содержимого документа
«Речевая карта для дошкольников 4-7 лет»

Протокол обследования ребенка (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Фамилия, имя ребенка _____________________________________дата рож-я ______________________

1.Состояние речевого аппарата

Губы ______________________________________________ зубы _________________________________ прикус ______________________

Нёбо _______________________________________язык ____________________________________голос ______________________________

Просодика. Темп _________________ритм______________________паузация_________________интонация___________________________

2.Мимическая и артикуляционная мускулатура

поднять брови_____________ нахмуриться ____________закрыть правый глаз _____________закрыть левый глаз__________

«Толстячки» _____________ «Худышки»____________ «Улыбочка»_____________«Трубочка» ____________«Лопаточка» _____________

«Иголочка» ________ «Чашечка» __________«Мостик»_________ «Улыбочка — трубочка»___________«Парус — мостик»_____________

3.Звукопроизношение

Другие звуки, примечания

4 года 4.Слоговая структура (повтори слова)

Пуговица __________________ мостик________________капуста__________________дружба________________свисток________________

Ребята слепили снеговика.__________________________________________________Вероника ест помидоры._________________________

_____________________________. Мотоциклист едет на мотоцикле .________________________________________________. Слава стоит на мостике_______________________________________________________________________________________________

5.Фонематические процессы. Есть ли звук Р в слове? Бобы________ горох___________капуста___________помидор___________

Покажи на картинках: рак — лак___________ мишка-миска_____________ Марина-малина_____________ коза — коса_________________ жевать — зевать______________ тёлка-чёлка_________________ вечер-ветер___________________машет — мажет____________________

6.Грамматический строй. Словоизменение

ед. – мн. число: стол – ________________шапка-____________________кольцо- ____________________жук-__________________________

согласование с числительными: 1дом, 2__________________, 5 _________________; 1утка, 2__________________, 5 ___________________

согласование падежных окончаний: лиса ёжик рысь

И. – У тебя есть (кто?)____________________________________________________________________________________________________

Р. У них нет (кого?) ______________________________________________________________________________________________________

Д. Корм даю (кому?) ____________________________________________________________________________________________________

В. Любишь (кого?) ______________________________________________________________________________________________________

Т. Доволен (кем?) _______________________________________________________________________________________________________

П. Рассказ (о ком) _______________________________________________________________________________________________________

Словообразование образование уменьшительно-ласкательных форм

дом – __________________кукла – _________________________книга – ________________________мяч – _________________________

Согласование с предлогами: в _________________ на ____________________ над _____________________ под ___________________

7.Лексический запас

Уровень классификации. Назови одним словом Голубь, ворона, воробей — это _____________________________

Назови животных _______________________________________ Назови игрушки ________________________________________________

Назови детёнышей: У кошки – __________________________ У утки -_________________________У лисы – _________________________

Скажи наоборот: хороший – _______________________большой- ____________________________худой – ___________________________

Кто что делает? Птица ________________________рыба _________________________ ___________

8.Обследование понимания речи

Где заяц идёт за кошкой, а где – кошка за зайцем? ____________Женя потеряла мишку, которого взяла у Вали. Чей был мишка? _________

Покажи мамину дочку _________д очкину маму. ____________Лошадь обогнала осла. Кто впереди, кто отстал? _______________________

9.Связная речь. Составление предложений по предметной картинке

10.Что неправильно нарисовал художник?

Логопедическое заключение__________________________________________________________________________________________________________

Дата________________________ учитель-логопед: _______________________________________________________________________

5 лет 4. Слоговая структура (повтори слова)

Сквозняк___________________Водопроводчик чинит водопровод.__________________________________________________Всеволод едет на велосипеде.___________________________________________. Волосы подстригают в парикмахерской.___________________________

_______________________. На сковороде тушатся голубцы.___________________________________________________________________.

5.Фонематические процессы. Назови первый звук в слове: Аня ________ Оля _________ ухо________Ира __________

Покажи на картинках: рак — лак___________ мишка-миска_____________ Марина-малина_____________ коза — коса_________________ жевать — зевать______________ тёлка-чёлка_________________ вечер-ветер___________________машет — мажет____________________

6.Грамматический строй. Словоизменение

ед. – мн. число: дом – _____________ крот-________________окно- _______________лист-________________дятел-____________________

согласование с числительными: 1конь, 2__________________, 5 _________________; 1коза, 2__________________, 5 ___________________

согласование падежных окончаний: лиса ёжик рысь

И. – У тебя есть (кто?)____________________________________________________________________________________________________

Р. У них нет (кого?) ______________________________________________________________________________________________________

Д. Корм даю (кому?) ____________________________________________________________________________________________________

В. Любишь (кого?) ______________________________________________________________________________________________________

Т. Доволен (кем?) _______________________________________________________________________________________________________

П. Рассказ (о ком) _______________________________________________________________________________________________________

Словообразование образование уменьшительно-ласкательных форм

шкаф – __________________ковёр – _________________________одеяло – ________________________сапог – _________________________

Согласование с предлогами: за _____________ с ________________ к _________________ из ___________________

7.Лексический запас Уровень классификации. Назови одним словом

свитер, юбка, брюки — это _____________________________груша, яблоко, лимон — это _________________________________________

Назови птиц _______________________________________ Назови посуду ______________________________________________________

Назови детёнышей: У козы – __________________________ У волка -_____________________________ У собаки – ____________________

широкий – __________свет – ____________подниматься – ____________далеко – ____________ высоко – __________умный – ____________

Кто что делает? Змея ________________________ заяц _________________________ лошадь ________________________________________

8.Обследование понимания речи

Где заяц идёт за кошкой, а где – кошка за зайцем? ____________Женя потеряла мишку, которого взяла у Вали. Чей был мишка? _________

Покажи мамину дочку _________д очкину маму. ____________Лошадь обогнала осла. Кто впереди, кто отстал? _______________________

9.Связная речь. Составление рассказа по сюжетной картинке

10.Что неправильно нарисовал художник?

Логопедическое заключение__________________________________________________________________________________________________________

Дата________________________ учитель-логопед: _______________________________________________________________________

6 лет 4.Слоговая структура (повтори слова)

Регулировщик стоит на перекрёстке. __________________________________________________ У парикмахера расчёска и ножницы. ____________________________________________________. Экскурсовод проводит экскурсию.___________________________________________________

_____________________Чернослив и курага – сухофрукты. ___________________________________________________________________________________

5.Фонематические процессы. Назови все звуки в слове МАК ________. Сколько звуков в слове СУП? _____. Составь слово из звуков: Д,О, М. __________

Покажи на картинках: рак — лак___________ мишка-миска_____________ Марина-малина_____________ коза — коса_________________ жевать — зевать______________ тёлка-чёлка_________________ вечер-ветер___________________машет — мажет____________________

6.Грамматический строй. Словоизменение

ед. – мн. число: лампа – ___________ олень-_____________пень- ______________воробей-________________колесо-____________________

согласование с числительными: 1змея, 2______________, 5 _________________; 1воробей, 2__________________, 5 ___________________

согласование падежных окончаний: лиса ёжик рысь

И. – У тебя есть (кто?)____________________________________________________________________________________________________

Р. У них нет (кого?) ______________________________________________________________________________________________________

Д. Корм даю (кому?) ____________________________________________________________________________________________________

В. Любишь (кого?) ______________________________________________________________________________________________________

Читайте также:
Методическое пособие для воспитателей по развитию речи

Т. Доволен (кем?) _______________________________________________________________________________________________________

П. Рассказ (о ком) _______________________________________________________________________________________________________

Словообразование образование уменьшительно-ласкательных форм

кружка – _________________платье – ______________________гнездо – ________________________дерево – _________________________

Согласование с предлогами: перед _____________ около ________________ из-за_________________ из-под _________________________

Образование прилагательных Из снега-______________________, из бумаги – __________________, из дерева – ________________________

Хвост волка – волчий, ухо волка – ___________________________, лапы волка – _________________________

Префиксальное словообразование Во ___________, вы_____________, за__________, пере____________, подо____________, ото___________

7.Лексический запас

Уровень классификации. Назови одним словом

Сапоги, туфли, кеды — это _____________________________молоко, хлеб, колбаса — это ________________________________________________________

Назови фрукты ____________________________________________________Назови мебель _______________________________________________________

Назови детёнышей: У курицы – _______________У коровы -________________У свиньи – ______________У овцы – _____________У лошади______________

Скажи наоборот:весёлый – __________доброта – ______________здороваться – _____________чисто – ____________ сухо – __________терять – ___________

Кто что делает? Врач ________________________ Учитель _________________________ Повар _________________Художник__________________________

8.Обследование понимания речи

Где заяц идёт за кошкой, а где – кошка за зайцем? ____________Женя потеряла мишку, которого взяла у Вали. Чей был мишка? ________________________

Покажи мамину дочку _________д очкину маму. ____________Лошадь обогнала осла. Кто впереди, кто отстал? ______________________________________

9.Связная речь.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

10.Что неправильно нарисовал художник?

Логопедическое заключение__________________________________________________________________________________________________________

Дата________________________ учитель-логопед: _______________________________________________________________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Любовь Галецкая 5 лет назад Просмотров:

1 РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Ф.И. РЕБЕНКА ГРУППЫ ДАТА ЗАЧИСЛЕНИЯ ДАТА ВЫПУСКА

2 РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Фамилия, имя: _ Возраст: Домашний адрес: Откуда поступил ребенок: СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ Ф.И.О. родителей, место работы, должность: Мать Отец ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ И ПРОСОДИКИ Общее звучание речи: голос нормальный ( тихий, звонкий, хриплый, монотонный, назализованный); четкая (невнятная, смазанная); темп нормальный (быстрый, замедленный); чрезмерно быстрая; малоразговорчив; паузы и ударения употребляет правильно. Тип дыхания: диафрагмальный; речевое дыхание плавное (недостаточно плавное); речевой выдох продолжительный (не продолжительный). Строение артикуляционного аппарата: строение языка не нарушено; нарушения толстый, маленький, массивный, узкий, раздвоенный, укороченная связка. подвижность языка не нарушена; нарушения гиперкинезы, тремор, девиация; объем артикуляционных движений ограничен; малоподвижный; испытывает трудности в удержании и переключении позы; нарушены движения кончика языка; саливация; спастичность, гипотония, дистония.

3 строение неба не нарушено. прикус правильный; нарушения передний открытый, боковой открытый, перекрестный, прогнатия, прогения. подъязычная связка укорочена. строение зубов нормальное; нарушения крупные, мелкие, редкие, кривые, диастема, отсутствие резцов (верхних/нижних), кариес. строение губ нормальное; нарушения массивные, наличие расщелины, послеоперационных рубцов. подвижность губ не нарушена/нарушена Состояние общей моторики (координация движений, состояние мелкой моторики, доминантность): Состояние артикуляционной моторики: развита достаточно/в пределах нормы/недостаточно. Выполняет основные артикуляционные движения губами, языком. Движения замедленные. Трудность в удержании артикуляционной позы. Нарушена координация движений языка и губ. Объем движений языка полный/неполный. Тонус нормальный/вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Синкенезии, замены движений не отмечаются/отмечаются. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА Разговорно-описательная беседа. Как тебя зовут? Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)? Где ты живешь? Как зовут маму? Как зовут папу? Есть ли у тебя друзья? Кто они? Конструктивная деятельность: Счѐт прямой ; обратный (с 6 лет) Счѐтные операции: Геометрические формы: Величина: большой – маленький, низкий высокий; широкий узкий, толстый тонкий. Основные цвета (4-5 лет): Оттеночные цвета (5-7 лет): Выделение четвертого лишнего: Ориентировка во времени (времена года, времена суток, дни недели): Ориентировка в пространстве: верх низ, лево право, спереди сзади

4 Понимание речи нарушено (ограничено в пределах ситуации; на бытовом уровне; выполняет речевые инструкции в полном объеме) Понимание сложноподчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций (5-6 лет): – Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади? – Папа читал газету после того, как пообедал. Когда папа читал газету: до обеда или после? ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ начало середина конец С С З З Ц Ш

5 Ж Щ Ч Л Л Р Р Й Т

6 Т Д Дь К Кь Г Гь В

7 Вь Ф Фь М Мь Н Нь Х Хь

8 Б Бь П Пь СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА 4 года Ребята слепили снеговика. Мотоциклист едет на мотоцикле.

9 5 лет Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. 6 лет Экскурсовод проводит экскурсию. Регулировщик стоит на перекрестке.

10 ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Дифференциация звуков: С-З С-Ш Ш-Ж Ж-З Ш-Щ Ш-СЬ Ц-С Ц-ТЬ Ч-С Ч-ТЬ Ч-Ш Щ-Ж Л-Р П-Б Т-Д К-Х Ы-И Повторение: та-да-та _ са-ша ба-па да-та-та _за-жа _да-та ка-га-га _ ла-ра _ га-ка кот – год кот бочка почка том дом ком усы уши лак рак гора кора Выделение определенного звука из ряда других звуков: _ Выделение звука из ряда слов: Отобрать картинки на заданный звук: _ Выделение первого звука в слове: Алик утка Оля эхо Выделение последнего звука в слове: Пух мука нос луна шары кот Назови все звуки в слове (6 лет) МАК _ Составь слово из звуков (6 лет) Д О М ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ Образование множественного числа имен существительных:

Читайте также:
Самоанализ логопедического занятия во 2 классе: Звуки (Ж) и (Ш) и буквы Ж, Ш

11 4 года 5 лет

13 Образование уменьшительно-ласкательных форм: 4 года 5 лет 6 лет

14 Согласование существительных с числительными: 4 года 5 лет

15 6 лет Префиксальное словообразование: шѐл едет летел Предложно-падежные конструкции: Где лежит карандаш? (в ) Откуда я достала карандаш? (из ) Где лежит книга? (под, над ) Откуда я достала книгу? (из-за ) Где находится книга (между ) СЛОВАРЬ Объяснить значение слов: Холодильник – Листопад – Пылесос – Винегрет – Спица –

16 Назвать части предметов и показать их: Чайник: донышко, носик, ручка, крышка Стул: сиденье, спинка, ножки Машина: кабина, кузов, колѐса, стекло, сиденье, руль Уровень обобщений: Яблоко, персик, груша, слива, апельсин – Помидор, огурец, репа, свѐкла, лук – Кукла, кубики, машинка, юла, солдатики – Свитер, платье, шорты, юбка, шуба, рубашка – Блюдце, кастрюля, сковорода, ложка, чашка – Шкаф, стол, диван, кресло, тумбочка – Корова, коза, свинья, лошадь, овца – Волк, медведь, лиса, ѐж, заяц, белка – _ Петух, курица, утка, индюк, гусь – Воробей, ворона, сорока, голубь – Автобус, троллейбус, поезд, самолѐт – Детѐныши / птенцы у: коровы – свиньи – утки – лошади – собаки – гуся – козы – _ кошки – индюшки – овцы – _ курицы – _ лисы – _ зайца – ежа – медведя – _ волка – белки – Подбор прилагательных к им. существительному: Лимон какой? _ Платье какое? Лиса какая? Ёж какой? Чай какой? Цветы какие?

17 Подбор антонимов: широкий – сухой – длинный – высокий – прямой – большой – весѐлый – молодой – светлый – больной – Образование притяжательных прилагательных: чей хвост? чья морда?_ чей дом? Образование прилагательных от имен существительных: Матрешка из дерева – Сумка из кожи – Ручка из пластмассы – Стакан из стекла – Сок из клюквы – Варенье из вишни – Сапоги из резины – Дом из кирпича – Что делает? Повар Врач Почтальон Учительница Строитель Водитель _ Кто как голос подает? утка собака кошка гусь корова _ свинья

18 петух _ мышь _ лягушка Согласование прилагательных с существительными: СВЯЗНАЯ РЕЧЬ 4 года Составление простых предложений по картинке. 5 лет Составление рассказа по сюжетной картинке. 6 лет Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Речевая карта дошкольника (6 лет)

Речевая карта (6 лет)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать (Ф.И.О., возраст, номер телефона)________________________________

Отец (Ф.И.О., возраст, номер телефона)________________________________

Дата зачисления на логопункт__________________________________________________________

Заключение ТОПМПК__________________________________________________

Рекомендации специалистов:

Состояние артикуляционного аппарата:

Губы(норма, толстые, тонкие, вывернутые)___________________________________

Язык(норма, толстый, тонкий, маленький, массивный, географический, раздвоенный)

Прикус(норма, прогения, прогнатия, открытый)____________________________________

Подъязычная связка(норма, укороченная, короткая)_________________________________

Движения органов артик.аппарата: подвижность языка, точность, темп, объём и переключаемость позы_________________________________________________________

Общее звучание речи:

Разборчивость (норма, произн.смазанное)__________________________________________

Голос(норма, хриплый, назализованный)_________________________________________

Темп (норма, брадилалия, тахилалия)_____________________________________________

Сила голоса(норма, сильный, слабый, затухающий)_________________________________

Общее развитие ребёнка: геометрич.формы:

ориентация во времени и пространстве(части суток___ вр.года___дни недели___месяцы__

вправо-влево___ вверх-вниз___ впереди-сзади___),«4 лишний»____________________

Фонематический слух:

– Послушай слова, скажи, в каких из них есть звук [С] (шапка, светофор, цыпленок, роза, цапля, кактус, шорты)__________________________________________

– Какие слова начинаются со звука [ч]________________________________________

-Сколько звуков в слове «дом»________ «кран»_____________________

Вывод: Фонематический слух в норме, незначительно нарушен, грубо нарушен

Анализ звукового состава слова:

выделение первого звука в слове: Аня ____утка____ осень ___Ира ___банка _____танк_____

Выделение последнего звука: пух _____мак ____луна _____шары _____молоко_____

Выделение гласного после согласного:сок_____лак_____суп_____дом_____

Вывод: Фонематическое восприятие в норме, незначительно нарушено, грубо нарушено

Звукопроизношение:

1-изолир., 2-в словах, 3-в спонтан. речи.

Слоговая структура: Повтори слова и словосочетания:

Регулировщик стоит на перекрестке_________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод._.______________________________________

Всеволод едет на велосипеде.___________________________________

Чернослив и курага – сухофрукты._____________________________________________

Вывод: слоговая структура не нарушена, нарушена незначительно, грубо нарушена

Сапоги, туфли, кеды- это __________ назвать посуду_________________________________

Молоко, хлеб, колбаса – это______________ назвать мебель_________________________________

Груша, яблоко, лимон -_________________ назови лесных животных_________________________

Слова-антонимы: веселый___________ широкий __________________доброта_________

здороваться ______________________ чисто______________ терять_____________

Названия детёнышей животных: свиньи __________овцы __________коровы__________

Подбор прилагательных к существительным:

лимон какой?____________________________ платье какое?__________________________

Глагольный словарь: Кто что делает?

Кто как голос подает?

Вывод: словарь соответствует возрасту, ограничен, резко ограничен

Грамматический строй речи:

Словоизменение:

Сущ.ед.ч сущ.мн.ч ОНИ р.п ед.ч НЕТ р.п мн.ч МНОГО

Лампа ____________ _____________ ________________

Олень ____________ ____________ _______________

Пень ____________ ____________ ________________

Воробей ____________ _____________ _______________

Колесо ____________ _____________ _______________

– Скажи что нарисовано и сколько? 2 5

Змея ______________ ________________

Воробей ______________ ________________

Читайте также:
Конспект занятия во второй младшей группе по теме 'Посуда'

Конь ____________ ________________

– Изменение существительных по падежам:

У тебя есть (кто?) __________________ Любишь (кого?)__________________________

У них нет (кого?)____________________Доволен (кем?)___________________________

Корм даю (кому?)___________________Рассказ (о ком?)___________________________

Словообразование:

– сущ-е с уменьш.-ласкательным значением:

кружка _____________ гнездо_______________платье__________дерево______________

Нос лисы.чей?______________ уши зайца_____________ хвост белки_____________

лапа медведя_________________ пальто мамы ___________ботинки папы______________

Стул из дерева________________ стакан из стекла__________________________

Сумка из кожи__________________ дом из кирпича__________________________

– префиксальное словообразование слова ШЁЛ:

– понимание предлогов: К____ В____ НА___ ПЕРЕД___ ИЗ-ЗА____ ЗА_____ИЗ-ПОД__

Вывод: соответствует возрасту, редкие аграмматизмы, ошибки многочисленные, но типичные, ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невозможность образовывать формы слов.

Понимание речи

Где заяц идет за кошкой, а где кошка за зайцем?______________________________

Покажи мамину дочку, дочкину маму?_______________________________________

Женя потеряла мишку, которого взяла у Вали. Чей был мишка?_________________

Лошадь обогнала осла. Кто впереди, кто отстал?______________________________

Вывод: на уровне целостного текста, рассказа, для ответов на вопросы по смыслу требуется помощь взрослого, понимание грамматических форм на уровне фразы, ситуативное, на уровне знакомых слов, обращенная речь малопонятна для ребенка, не может выполнить и половины заданий.

Связная речь:

Составление предложений по сюжетной картине (предметное перечисление, простое предложение, распростр.)_______________________________________________

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (самостоятельно, по вопросам, не справился)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: без затруднений, рассказ бедный, требуется помощь взрослого, наводящие вопросы, нарушена последовательность в передаче сюжета, простая аграмматическая фраза, связной речи нет

Результаты логопедического обследования

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

1. Фамилия, имя, отчество

2. Дата рождения

3. Домашний адрес

4. Заключение психиатра (психоневролога)

5. Диагноз невропатолога

6. Состояние органов слуха и носоглотки

7. Данные окулиста

8. Посещал ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет)

9. Посещает (посещал ли) школу (специальную или нет), указать класс

10. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему речевому дефекту)

11. Жалобы родственников

12. Данные о родителях ребенка (возраст, здоровье родителей, профессия, их социальные условия)

13. Общий анамнез

а) от какой беременности ребенок

б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы, место работы, употребление алкоголя, курение)

в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, наложение щипцов, асфиксия)

г) вес и рост при рождении

д) на какие сутки был выписан из роддома

е) вскармливание (грудное, искусственное)

ё) особенности вскармливания (сосал активно, вяло; не было ли поперхивания, при каком положении головы кормление протекало свободнее, при каком затруднено, уставал ли в период кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое; как жует и глотает твердую и жидкую пищу)

ж) перенесенные ребенком заболевания, травмы, интоксикации

14. Ранее психомоторное развитие

а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками

б) когда стал держать голову

в) когда стал самостоятельно садиться, ходить

г) когда появились зубы

д) поведение ребенка до года (спокойный, беспокойный, как спал)

е) появление навыков самообслуживания

15. Речевой анамнез

а) гуление (время появления, характеристика)

б) лепет (время появления и его характер)

в) первые слова, фразы (время их появления и характеристика)

г) как шло развитие речи (скачкообразно, с перерывами, постепенно, причины и время отклонения в развитии)

д) с какого времени замечено нарушение речи.

е) речевая среда

ё) занимался ли с логопедом (с какого возраста и сколько времени, результаты занятий)

ж) характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями, воспитателями)

ВЫВОДЫ : анамнез нормальный; отягощенный.

II . Обследование состояния общей моторики

1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб

а) логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;
б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения

Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое

2. Исследование произвольного торможения движений

Маршировать и остановиться внезапно по сигналу

Отметить : плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу

3. Исследование статической координации движений

а) стоять с открытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по два раза для каждой ноги;
б) стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения – 5 секунд

Отметить : свободно удерживает позы или с напряжением, раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой; сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу

4. Исследование динамической координации движений

а) маршировать, чередую шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутке между шагами;

Читайте также:
Сценарий логопедического досуга - Веселое путешествие

б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках

Отметить : выполняет верно с первого раза, выполняет верно со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается

Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; становится на всю ступню

5. Исследование пространственной организации (по подражанию)

а) повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа;
б) то же самое слева;
в) по словесной инструкции проделать эти же задания

Отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения

6. Исследование темпа

а) в течение определенного времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить;
б) письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в сторону в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный

7. Исследование ритмического чувства

а) простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок (III II, II III, II, III I III II, I III II III);
б) музыкальное эхо. Логопед ударяет в определенном темпе по ударному инструменту (бубен, барабан и т. д.), ребенок должен точно повторить услышанное

Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка: повторяет в ускоренном или замедленном или замедленном, по сравнению с образцом темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке

ВЫВОДЫ: Характеризуются нарушенные и сохранные стороны общей моторики.

III . Исследование произвольной моторики пальцев рук

Все предлагаемые задания проводятся по показу, затем по словесной инструкции
1.Выполнить по счет:
а) пальцы сжать в кулак – разжать (5-6 раз);
б) держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз);
в) сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-6 раз);
г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно

Отмечается плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); нарушение переключаемости от одного движения к другому, наличие синкинезий, гиперкинезов, невозможность удержания созданной позы, невыполнение движения.

2. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый (5-6 раз)

3. На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5-6 раз)

4. Те же задания выполнить по словесной инструкции

ВЫВОДЫ : характеризуются нарушенные и сохранные стороны моторики пальцев рук.

IV. Обследование артикуляционного аппарата.

Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.

1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата

начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.

Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.

Губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма)

Зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма)

Прикус (открытый передний, открытый боковой, норма)

Строение челюсти (прогения, прогнатия, норма)

Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма)

Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, норма)

Маленький язычок: отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону

Небо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма)

ВЫВОДЫ : строение артикуляционного аппарата нормальное; с отклонениями.

2. Обследование моторики артикуляционного аппарата.

Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата

Все задания должны проводиться при многократном повторении требуемого движения
1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу

а) сомкнуть губы;
б) округлить губы как при произношении звука «О» – удержать позу;
в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу;
г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их);
д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу;
е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы;
ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы;
ж) одновременно поднять верхнюю, опустить нижнюю;
з) многократное повторение произношения губных звуков б-б-б, п-п-п

Читайте также:
Речевое развитие детей второго года жизни в условиях дома ребенка

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор, саливации, гиперкинезы; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается

2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции

а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а» и закрыть;
б) сделать движение нижней челюстью вправо;
в) сделать движение влево;
г) сделать движение нижней челюстью вперед

Отметить: выполнение правильное; движения челюстью недостаточного объема; нет ли содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается

3. Исследование двигательных функция языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и по словесной инструкции

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;
г) высунуть язык «лопатой», «жалом»;
д) оттопырить правую, затем левую щеку языком;
е) поднять кончик языка к верхним зубам подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам;
ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу;
ж) движения языком вперед-назад

Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; нет ли тремора, гиперкинезов языка; не проявляется ли саливация; движение не удается

4. Исследование двигательной функции мягкого неба

а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается);
б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс);
в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи

Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается

5. Исследование продолжительности и силы выдоха

а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.);
б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.

Отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)

ВЫВОДЫ : движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение, истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются.

Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата

Все предъявляемые пробы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений
1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот

Отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются; легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую, с одной фонемы на другую и одного звукового ряда на другой

2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу

3. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот

4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку

5. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его

6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется)
А-И-У; У-И-А; КА-ПА-ТА; ПА-КА-ТА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО; РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ; СКЛА-ВЗМА-ЗДРА

ВЫВОДЫ : движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный; замена движений есть, отсутствует; последовательность от одного движения к другому есть, нет; наблюдаются гиперкинезы, саливация, тремор; моторная напряженность; двигательная активность, расторможенность.

3. Обследование мимической мускулатуры

1.Исследование объема и качества движений мышц лба

а) нахмурить брови;
б) поднять брови;
в) наморщить лоб

Отметить: выполнение правильное; движения выполняются с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.); движение не удается

2. Исследование объема и качества движений глаз

а) легко сомкнуть веки;
б) плотно сомкнуть веки;
в) закрыть правый глаз, затем левый;
г) подмигнуть

Читайте также:
Коррекционно-развивающее занятие для детей с НЧП, обусловленное НВОНР, ФФН, скачать презентацию на тему Весна

Отметить: выполнение правильное; движение не удается; возникают содружественные движения

3.Исследование объема и качества движений мышц щек

а) надуть левую щеку;
б) надуть правую щеку;
в) надуть обе щеки одновременно

Отметить: выполнение правильное; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпяченная щека

4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз

Выразить мимикой лица:
а) удивление;
б) радость;
в) испуг;
г) грусть;
д) сердитое лицо

Отметить: правильное выполнение мимических поз; движение не удается; мимическая картина нечеткая

5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции

а) свист;
б) поцелуй;
в) улыбка;
г) оскал;
д) плевок;
е) цоканье

Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, симметричность носогубных складок; появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движение не удается

Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражения черепно-мозговых нервов и установить наличие бульбарной или псевдобульбарной дизартрии. Предлагаемые пробы проводятся в начале по показу, а затем по словесной инструкции.

ВЫВОДЫ : поражение черепно-мозговой иннервации отсутствует; отмечается поражение черепно-мозговых нервов.

V . Обследование фонетической стороны речи

1. Обследование произношения звуков

При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных.

У детей-олигофренов с детским церебральным параличом произношение одного и того же звука в речи часто является неодинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других заменяет, в-третьих, произносит искаженно. Кроме того, у этих детей с большим трудом протекает процесс автоматизации, т.е. закрепления звуков в речи. Это приводит к тому, что в речи звук произносится неправильно, хотя он поставлен у ребенка изолированно.

В связи с этим при обследовании звукопроизношения особенно важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стертой» дизартрии.

Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметы и сюжетные картинки, в названии которых должны быть такие слова, где исследуемый звук стоит в начале, в середине и в конце слова. Проверяются следующие группы звуков:

а) гласные: А, О, У, Э, И, Ы;

б) свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч;

в) сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;

г) глухие и звонкие парные: П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В в твердом и мягком звучании (п’-б’, т’-д’, к’-г’, ф’-в’).

При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как произносится проверяемый звук (изолированно, в слогах, в словах) и как используется он в самостоятельной связной речи.

На основе полученных данных определяется характер нарушения произношения:

а) отсутствие звуков (рама – ама);

б) искажение звуков (с – межзубный);

в) замена звуков (ж – заменяется межзубным с; звук ч заменяется ть);

г) смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы – тясы). На каждого ребенка должен быть составлен протокол обследования произношения.

Протокол обследования звукопроизношения

Оптический раздражитель (картинка)

Речевая реакция на оптический раздражитель (на картинку)

Речевая реакция на акустический раздражитель (воспринимается по слуху)

Употребление звуков в собственной речи (по сюжетным картин.)

Речевая карта для обследования речи у детей

Содержимое публикации

РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фамилия, имя: Горбунков Андрей

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ И ПРОСОДИКИ

Общее звучание речи:

голос нормальный ( тихий, звонкий, хриплый, монотонный, назализованный);

четкая (невнятная, смазанная);

темп нормальный (быстрый, замедленный);

паузы и ударения употребляет правильно.

Тип дыхания:

речевое дыхание плавное (недостаточно плавное);

 речевой выдох продолжительный (не продолжительный).

Строение артикуляционного аппарата:

строениеязыка не нарушено; нарушения – толстый, маленький, массивный, узкий, раздвоенный, укороченная связка.

подвижность языка не нарушена; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация; объем артикуляционных движений ограничен; малоподвижный; испытывает трудности в удержании и переключении позы; нарушены движения кончика языка; саливация; спастичность, гипотония, дистония.

строение неба не нарушено.

 прикус правильный; нарушения – передний открытый, боковой открытый, перекрестный, прогнатия, прогения.

подъязычная связка не укорочена.

строение зубов нормальное; нарушения – крупные, мелкие, редкие, кривые, диастема, отсутствие резцов (верхних/нижних), кариес.

строение губ нормальное; нарушения массивные, наличие расщелины, послеоперационных рубцов.

Читайте также:
Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики

подвижность губ не нарушена,/нарушена Состояние общей моторики (координация движений, состояние мелкой моторики, доминантность): Состояние артикуляционной моторики: развита достаточно/в пределах нормы/недостаточно.

Выполняет основные артикуляционные движения губами, языком. Движения замедленные. Трудность в удержании артикуляционной позы. Нарушена координация движений языка и губ. Объем движений языка полный/неполный. Тонус нормальный/вялый.

Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Синкенезии, замены движений не отмечаются/отмечаются.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Дифференциация звуков: С-З С-Ш Ш-Ж Ж-З Ш-Щ Ш-СЬ Ц-С Ц-ТЬ Ч-С Ч-ТЬ Ч-Ш Щ-Ж Л-Р П-Б Т-Д К-Х Ы-И

та-да-та __та-та-та____________

са-ша ___са-ша_____________

ба-па ___ба-па______________

да-та-та _-та-та-та____________

за-жа ___ за-жа____________

да-та ____та-та_______________

ка-га-га __ка-га-га____________

ла-ра ____ла-ра__________

кот – год – кот ___кот-год-кот______

бочка – почка ___бочка-почка_____

том – дом – ком __том-дом-ком_____

лак – рак_____лак-рак______

гора – кора _____гора-кора_____

 Выделение определенного звука из ряда других звуков: определил все звуки, кроме д-т

 Отобрать картинки на заданный звук: все картинки отобрал правильно

 Выделение первого звука в слове:

 Выделение последнего звука в слове:

Пух __Х__

мука__А_____

нос___С____

луна __А____

шары__Ы____

кот ____Д____

 Назови все звуки в слове (6 лет) МАК __М____А_______К___________________________

1.Уровень обобщений:

Яблоко, персик, груша, слива, апельсин – фрукты

Помидор, огурец, репа, свѐкла, лук – овощи

Кукла, кубики, машинка, юла, солдатики – игрушки

Свитер, платье, шорты, юбка, шуба, рубашка – одежда

Блюдце, кастрюля, сковорода, ложка, чашка – посуда

Шкаф, стол, диван, кресло, тумбочка – мебель

Корова, коза, свинья, лошадь, овца – домашние животные

Волк, медведь, лиса, ѐж, заяц, белка – дикие животные

Петух, курица, утка, индюк, гусь – домашние птицы

Воробей, ворона, сорока, голубь – дикие птицы

Автобус, троллейбус, поезд, самолѐт – транспорт

2.Детѐныши / птенцы у:

коровы – телёнок

свиньи– поросёнок

утки – утёнок

лошади – жеребёнок

собаки – щенок

гуся –гусёнок

козы – козлёнок

кошки– котёнок

курицы – цыплёнок

3.Подбор антонимов:

4.Подбор прилагательных к им. существительному:

Лимон какой? Кислый,жёлтый

Платье какое? Красивое, мягкое

Лиса какая? Хитрая,рыжая

Ёж какой? Колючий, маленький

Чай какой? Горячий, вкусный

Цветы какие? Красивые, разноцветные

РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фамилия, имя: Сенченко Алина

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ И ПРОСОДИКИ

Общее звучание речи:

 голос нормальный ( тихий, звонкий, хриплый, монотонный, назализованный);

четкая (невнятная, смазанная);

 темп нормальный (быстрый, замедленный);

паузы и ударения употребляет правильно.

Тип дыхания:

речевое дыхание плавное (недостаточно плавное);

речевой выдох продолжительный (не продолжительный).

Строение артикуляционного аппарата:

строениеязыка не нарушено; нарушения – толстый, маленький, массивный, узкий, раздвоенный, укороченная связка.

подвижность языка не нарушена; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация; объем артикуляционных движений ограничен; малоподвижный; испытывает трудности в удержании и переключении позы; нарушены движения кончика языка; саливация; спастичность, гипотония, дистония.

строение неба не нарушено.

 прикус правильный; нарушения – передний открытый, боковой открытый, перекрестный, прогнатия, прогения.

подъязычная связка не укорочена.

строение зубов нормальное; нарушения – крупные, мелкие, редкие, кривые, диастема, отсутствие резцов (верхних/нижних), кариес.

строение губ нормальное; нарушения массивные, наличие расщелины, послеоперационных рубцов.

подвижность губ не нарушена,/нарушена Состояние общей моторики (координация движений, состояние мелкой моторики, доминантность): Состояние артикуляционной моторики: развита достаточно/в пределах нормы/недостаточно.

Выполняет основные артикуляционные движения губами, языком. Движения замедленные. Трудность в удержании артикуляционной позы. Нарушена координация движений языка и губ. Объем движений языка полный/неполный. Тонус нормальный/вялый.

Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Синкенезии, замены движений не отмечаются/отмечаются.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Дифференциация звуков: С-З С-Ш Ш-Ж Ж-З Ш-Щ Ш-СЬ Ц-С Ц-ТЬ Ч-С Ч-ТЬ Ч-Ш Щ-Ж Л-Р П-Б Т-Д К-Х Ы-И

та-да-та __та-та-та____________

са-ша ___са-ша_____________

ба-па ___ба-па______________

да-та-та _-та-та-та____________

за-жа ___ за-жа____________

да-та ____та-та_______________

ка-га-га __ка-га-га____________

ла-ра ____ла-ра__________

кот – год – кот ___кот-год-кот______

бочка – почка ___бочка-почка_____

том – дом – ком __том-дом-ком_____

лак – рак_____лак-рак______

гора – кора _____гора-кора_____

 Выделение определенного звука из ряда других звуков: определил все звуки, кроме д-т

 Отобрать картинки на заданный звук: все картинки отобрал правильно

 Выделение первого звука в слове:

Читайте также:
Конспект логопедического праздника для детей с ФФНР

 Выделение последнего звука в слове:

Пух __Х__

мука__А_____

нос___С____

луна __А____

шары__Ы____

кот ____Д____

 Назови все звуки в слове (6 лет) МАК __М____А_______К___________________________

1.Уровень обобщений:

Яблоко, персик, груша, слива, апельсин – фрукты

Помидор, огурец, репа, свѐкла, лук – овощи

Кукла, кубики, машинка, юла, солдатики – игрушки

Свитер, платье, шорты, юбка, шуба, рубашка – одежда

Блюдце, кастрюля, сковорода, ложка, чашка – посуда

Шкаф, стол, диван, кресло, тумбочка – мебель

Корова, коза, свинья, лошадь, овца – домашние животные

Волк, медведь, лиса, ѐж, заяц, белка – дикие животные

Петух, курица, утка, индюк, гусь – домашние птицы

Воробей, ворона, сорока, голубь – дикие птицы

Автобус, троллейбус, поезд, самолѐт – транспорт

2.Детѐныши / птенцы у:

коровы – телёнок

свиньи– поросёнок

утки – утёнок

лошади – жеребёнок

собаки – щенок

гуся –гусёнок

козы – козлёнок

кошки– котёнок

курицы – цыплёнок

3.Подбор антонимов:

4.Подбор прилагательных к им. существительному:

Рекомендации для родителей по лексической теме: “Одежда. Обувь. Головные уборы”.
материал (старшая группа)

Рекомендации для родителей по лексической теме: “Одежда. Обувь. Головные уборы”.

Скачать:

Вложение Размер
rekomendatsii_roditelyam-odezhda.doc 28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы».

1. Поговорите с ребенком об одежде, покажите и назовите детали одежды: (воротник, манжеты, брючину, рукав, карманы и т. д.). 2. Рассмотрите материалы, из которых шьют одежду. Познакомьте ребенка с их названиями. 3. Расскажите ребенку, кто шьёт одежду. Какие инструменты и материалы используются в работе.

4. Уточните обобщающие понятия: «Одежда», «Обувь», «Головные уборы».

5. Поиграйте с ребенком в Словесную игру «Из чего – какой?» Мама сшила разную одежду. Назови, что и из каких материалов сшила мама . Закончи предложение. (Брюки сшили …из шерсти. Они …шерстяные. Платье сшили из шелка. Оно… шелковое. И т. д.. ) 6.Словесная игра «Какой? какая? какое?» Платье из кожи (какое) – кожаное платье. Футболка из трикотажа- Пальто из вельвета – Сарафан из шелка- Шапка из шерсти – Шорты из Джинса-

7. Дидактическая игра : «Четвертый – лишний» (назвать в цепочке лишнее слово и объяснить свой выбор)
Платье, кукла , шарф, шапка.
Шуба, пальто, санки , штаны
Валенки, лыжи , сапоги, ботинки
Куртка, майка, туфли , юбка.
Кроссовки, носки , чешки, босоножки.
Шляпа, шапка, кепка, шарф .

8. Составьте с ребёнком рассказ-описание о его любимой одежде по плану , чтобы получился небольшой рассказ. -Моя любимая одежда – это ? -Какого она цвета? -Из какой ткани она сшита? -Чем она отличается от другой одежды ? -Почему она любимая?

9. Поиграйте с ребёнком в игру «Назови ласково»

Тапки – тапочки , куртка – курточка

Ботинки – ботиночки и т.д., юбка – юбочка и т.д.

10 . Нарисуйте вместе с ребёнком или приклейте картинки с изображением одежды , обуви, головных уборов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация в уголок для родителей по лексическим темам: “Одежда и обувь”, “Фрукты”

Материал преднозначен для родителей дошкольников с ОВЗ, а так же раннего и младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей по теме недели “Одежда, обувь, головные уборы (сезонная, домашняя, уличная одежда)”.

Родителям даны рекомендации в рамках образовательной работы, Предлагаются задания, которые можно выполнить в домашних условиях.

Методические рекомендации для родителей по лексической теме: «Одежда»

Данные рекомендации предназначены для закрепления материала по лексическим темам, отработанным с детьми на занятиях в детском саду и формирования всех грамматических категорий у ребенка до.

Конспект совместного досуга с родителями по лексическим темам: Одежда.Обувь. Головные уборы.”Мода из комода”

Конспект совместного досуга с родителями по лексическим темам: Одежда. Обувь. Головные уборы. “Мода из комода”. Для детей старшего дошкольного возраста.

Материал для родителей по теме недели «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Рекомендации для родителей по теме недели “Одежда, обувь, головные уборы&quot.

Рекомендации для родителей по лексической теме “Одежда”

Рекомендуемые упражнения для закрепления материала по пройденной лексической теме.

Рекомендации для родителей по лексической теме « Одежда. Головные уборы. Обувь»

Родителям рекомендуется: – обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью; – объяснить, почему в разные сезоны люд.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: