Речедвигательные упражнения и самомассаж в работе с детьми с нарушениями речи

Использование самомассажа детьми с тяжелыми нарушениями речи
статья по коррекционной педагогике

В статье содержится материал по использованию самомассажа детьми дошкольного возраста: цели и задачи, виды массажа, упражнения и много интересной информации.

Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Скачать:

Вложение Размер
Самомассаж для детей дошкольного возраста 28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Использование самомассажа детьми

с тяжелыми нарушениями речи

Не циркач я и артист – сам себе я массажист!

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка), а также социальная напряженность в обществе и итенсификация процесса обучения. Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей.

Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. При переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти, еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев, поэтому самомассаж необходимо проводить в это время, так как это наиболее благоприятный период для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этом возрасте очень цепкая. Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в двух полушариях головного мозга. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку ребенку давать только на фоне «разогретых рук».

– создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих;

– научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью;

– разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней;

– сформировать привычку к здоровому образу жизни;

– привитие навыков элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т. д.

– обучение детей приемам самомассажа в игровой форме;

– общеукрепляющее воздействие функциональные системы ребенка;

– нормализация тонуса и эластичности мышц, повышение работоспособности;

– улучшение функционального состояния центральной нервной системы;

– мобилизация защитных и приспособительных сил организма;

– укрепление здоровья дошкольников.

Методика, приемы рекомендации к проведению самомассажа

Изучая эту тему и применяя методику самомассажа в подготовительной группе для детей с ТНР, я заметила интерес детей к выполняемым упражнениям, повышенный интерес к своему организму, его развитию и т.д.

Непременным условием выполнения самомассажа является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.

Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога.

При проведении самомассажа рук, пальцев, ног, стоп, головы, ушей, лица, спины используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев.

Самомассаж рекомендуется выполнять 2-3 раза в день по 5-10 минут в старшем дошкольном возрасте, используя 3-5 упражнений, между которыми следует проводить расслабление мышц. Каждое упражнение выполнять 8 раз: 4 раза для правой и 4 раза для левой руки. Все упражнения выполняются по направлению к лимфоузлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или стряхивание рук.

Выполняется самомассаж только чистыми, сухими теплыми руками, с коротко остриженными ногтями.

Противопоказания: лихорадочные состояния, воспалительные процессы, конъюнктивиты, заболевания кожных покровов и головы, увеличенные лимфоузлы.

Очень много различных видов массажа и выполнять упражнения можно с используя как традиционные, так и нетрадиционные материалы.

  • Хлопковый самомассаж – все части тела с головы до ног массируются ритмичными хлопками в такт стихотворному тексту.
  • Точечный (по А. Уманской) – массируются биологические активные точки лёгкими надавливаниями.
  • Самомассажи стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица – выполняется лёгкими поглаживающими, растирающими, похлопывающими и защипывающими движениями.
  • Парный – дети поочерёдно в парах или в подгруппе массируют друг другу спину как в произвольной, так и в стихотворной форме.
  • С массажными мячиками, массажерами Су Джок – все части тела массируются прямыми и круговыми движениями.
  • Песочный – с помощью песка массируются кисти рук, запястья, предплечья. Песок как природный материал даёт заряд положительной энергией.
  • Мыльный – руки до локтей массируются круговыми и растирающими движениями по густой мыльной пене. Осуществляется во время умывания, как жёсткой мочалкой, так и без неё.
  • С пробковыми массажёрами – массируются стопы, кисти рук, спина массажёрами из пластиковых крышек, нанизанных на верёвку или нашитых на клеёнчатую дорожку.
  • Бумажный – руки и ноги массируются шариками разного диаметра из жёсткой мятой бумаги.
  • Карандашный – руки и ноги массируют ребристым карандашом, катая его вверх – вниз и наоборот. Используется также в парном массаже спины.
  • Рукавичкой – части тела массируют рукавичкой из жёсткой махровой ткани или шерстяных ниток.
  • Используются упражнения: катание грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и т.д.
  • Можно использовать аппликаторы Ляпко, Кузнецова. В качестве одного из приемов самомассажа используются комплексы артикуляционных упражнений.
  • Для самомассажа лица, кистей, пальцев рук, головы, ушных раковин (он показан детям с раннего возраста) можно использовать различные игры и упражнения. Например:
  • «Стряпаем вместе» – имитация скатывания колобков

Мы постряпаем ватрушки, будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем будем маме помогать.

  • «Добываем огонь» – растирание ладоней друг о друга, чтоб стало горячо

Мы как древние индейцы добываем огонек:

Вот ладошки разотрем – будет нам тепло с огнем.

Очень холодно зимой, мерзнут ручки ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть, посильнее растереть.

  • «Пила» – ребром ладони одной руки «пилим по ладони, предплечью другой руки.

Пилим, пилим, мы бревно – очень толстое оно.

Надо сильно постараться и терпения набраться.

Использование сухового бассейна

Для этого берется коробка или миска (приблизительно 25 см в диаметре и высотой 12-15 см) и заполняется на 8 см, например, промытым и высушенным горохом, фасолью. Выполняются различные упражнения, руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными. Такой самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом, например:

  • Предлагаем ребенку опустить кисти в коробку, помешать горох, сжимать-разжимать пальцы рук внутри «бассейна».

В миску насыпали горох и пальцы запустили,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

  • «Месим тесто». Предлагаем ребенку опустить кисти в «бассейн» и «месить тесто» для пирожков или булочек.

Месим , месим тесто, есть в печи место.

Будут, будут из печи булочки и калачи.

  • «Зарядка». Предлагаем ребенку чередовать движения пальцев рук внутри «бассейна»: сжимать кулачки, затем широко расставлять пальцы в стороны.

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке будут буковки писать.

  • «Найди игрушку». Игрушки из киндер-сюрпризов «закопать» в «бассейне», предложить ребенку найти их и назвать. Вариация – делать то же самое с закрытыми глазами, предварительно рассмотрев эти фигурки.

В миске не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.

Пуговичный массаж кистей и стоп (игры с пуговицами)

Коробку (например, из-под обуви заполняем пуговицами, желательно побольше и разного размера). Потом выполняем упражнения типа:

  • Играем в «пуговичное море». Предлагаем ребенку опустить руки в коробку, поводить ладонями по поверхности пуговиц, захватить пуговицы руками, чуть приподнимая и разжимая руки.
  • Предлагаем малышу погрузить руки глубоко в «пуговичное море» и поплавать в нем, попробовать перетереть пуговицы между ладонями, набрать их в горсть и пересыпать их из ладошки в ладошку одной рукой, затем другой, потом обеими («переливать водичку»).
  • «Ищем ракушки». Предлагаем ребенку захватить «щепотку» пуговиц, отпустить, вытянуть самую большую, маленькую, круглую, квадратную и т.д.
  • «Ловим рыбку». Можно использовать пуговичный массаж и для стоп, выполняя круговые движения, глубоко погрузиться пошевелить пальцами, захватить пальцами и «выловить» из «пуговичного моря» красную или синюю «рыбку» и т.д.
  • «По дорожкам, по тропинкам» – хождение босыми ногами по пуговичным коврикам, дорожкам.
  • «Пуговки перебираем и стихи мы повторяем» – перебирать нанизанные на шнурок пуговицы пальцами с проговариванием стихотворений, чистоговорок и т.п.

Благодаря такому массажу мы активируем так называемый «мануальный интеллект», стимулируя кончики пальцев рук, ног, ладони и ступни.

Самомассаж лица и шеи

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

– перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки;

– движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятия в полном объёме;

– стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;

– удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз;

– ритм стиха задаёт ритм массажных движений;

– темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения.

Примером может служить стихотворение:

Ручки растираем ( потирание ладоней ) и разогреваем ( хлопки),

И лицо теплом своим мы умываем ( разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз),

Грабельки сгребают все плохие мысли ( граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаем ( нагибание ушных раковин кпереди),

Тянем вниз за мочки ( оттягивание вниз за мочки),

А потом уходим пальцами на щёчки ( пальцы перебегают на щёки).

Щёчки разминаем, чтобы надувались ( указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями )

Губки разминаем, чтобы улыбались ( большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу)

Как утята к утке, клювики потянем ( вытягивание обеих губ вперёд )

Разомнём их мягко, не задев ногтями ( большие и указательные пальцы разминают обе губы).

Уголками губ мы щёчки поднимаем ( средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),

А потом от носа мы к губам стекаем (с пиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам)

Губки пожуём мы, шарики надуем ( покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу).

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит (язык -под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе)

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит ( язык — под нижней губой и поколачивание по нижней губе).

Тянем подбородок и его щипаем ( разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

  • Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает в работе с детьми с ТНР, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат ребёнка и развивает речь.
  • Игровой самомассаж является прекрасным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная, зрительно моторная координация). В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей.
  • Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, простота, доступность, возможность использования приемов массажа в различной обстановке и в любое время, способствуют переходу ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это – гарантия успеха коррекционной и развивающей работы

Самомассаж для дошкольников с речевой патологией

Мерясева Ирина Владимировна
Самомассаж для дошкольников с речевой патологией

«Самомассаж для дошкольников с речевой патологией»

Составила и провела:

Здоровье — это то, что желает иметь каждый человек. Сложившиеся социальные условия не способствуют его сохранению. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Современное представление о здоровье ребенка неразрывно связано с его речевым развитием. Поэтому возникает необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить ситуацию. Одним из таких путей является организация коррекционно-образовательного процесса с использованием нетрадиционных форм работы, одной из которых является самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей.

Этот массаж, выполняется самим ребенком, имеющим речевую патологию. Его систематическое применение имеет целенаправленное, эффективное и безопасное воздействие на речевое развитие и на здоровье детей в целом.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. А все виды самомассажа проводятся только в игровой форме и вызывают у дошкольников положительные эмоции, приучают к дисциплине и самоконтролю. Даже гиперактивные дети при проведении игрового самомассажа способны сосредоточиться на выполнении упражнений и гораздо меньше отвлекаются. А потому при правильном, грамотном руководстве со стороны педагога, самомассаж через игру способен творить чудеса.

В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, целесообразно использовать такие виды самомассажа,как: самомассаж кистей рук, массаж жевательно-артикуляторных мышц, массаж аурикул (ушных раковин, лица, головы, шеи, СУ-джок массаж и т. д.

На первом этапе упражнения показывает логопед, дети при этом копируют их. Затем он выполняет их вместе с детьми. После этого дети выполняют самомассаж самостоятельно, по инструкции педагога. Самомассаж лучше сопровождать стихами.

Одним из главных условий проведения самомассажаявляется следующее правило: во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, все движения самомассажа должны приносить ребенку только удовольствие, радость и хорошее настроение. Для обучения детей приемам самомассажанеобходимо придерживаться определенных принципов построения работы с детьми:

От простого к сложному;

Учет индивидуального темпа детей;

Задания разного уровня сложности;

По речевой инструкции;

По аутокомандам (проговаривание ребенком своих действий (упражнений, помогая речевыми командами).

Существует большое количество видов самомассажа. Начинать работу необходимо с самого простого метода — самомассажа, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью, а все массажные движения выполняются строго по направлению к лимфатическим узлам — от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. В конце каждого упражнения делать расслабляющие поглаживания, встряхивания рук.

Самомассаж кистей и пальцев рук является связующим звеном между развитием тонких движений пальцев рук и развитием речи, т. е. речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, повышается тонус коры головного мозга. Так же самомассаж рук регулирует и работу всех внутренних органов (рефлекторных зон, согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи, развивает чувство ритма и координацию движений, подготавливает руку к письму, поднимает настроение ребенка. Выполнять его необходимо ежедневно. Формирование словесной речи ребенка с речевой патологией начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, поэтому развитие ручной моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Самомассажкистей и пальцев рук состоит из трех типов упражнений: Самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.Приведу несколько примеров:

1.«Мельница» — сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Быстро мука мелется.

2.«Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш,

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

3.«Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

Массаж жевательно-артикуляторных мышц — специальный комплекс упражнений,который помогает детям с нарушением речи укрепить многочисленные мышцы артикуляционного аппарата: жевательные, глотательные и мимические. Это упражнения для неба, языка, губ, направленные на улучшение произношения звуков и развитие речи в целом. Особенно эти комплексы артикуляционных мероприятий важны для детей с тяжелыми нарушениями речи, в том числе при дизартрии.

Массаж проводится ежедневно с периодичностью 5–7 раз. Каждое упражнение выполняют по 10–15 секунд.

1. «Улыбочка-хоботок».

Улыбайся народ, («Улыбка» — удержание губ в улыбке, зубы не видны)

Потом губы — вперед!

И так делаем раз шесть. Все! Хвалю! Начало есть!

2. «Хоботок»– вытягивание сомкнутых губ вперед.

3. «Лопаточка» — рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи

И лопатку подержи.

Самомассаж лица, разработанный Ф. Р. Ауглиным (Швейцария, направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта и что очень важно, развитие речи. Важным моментом в его использовании, как и любого другого вида самомассажа, является регулярное применение и правильное выполнение.

Самомассаж лица и шеи желательно проводить перед каждым занятием по артикуляционной гимнастике. Его продолжительность 3–5 минут. Очень важно, что перед массажем дети должны вымыть руки. Самомассаж необходимо обеспечить показом упражнений и одновременно проговариванием стихов, потешек, сопровождающих движения.

1. «Хорошее настроение».

Ручки растираем и разогреваем, (потереть ладошки, похлопать)

И лицо теплом своим мы умываем (ладошками провести по лицу сверху вниз).

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения от середины лба к вискам,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирающие движения ушек вверх-вниз).

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки (нагибание ушных раковин вперед, оттягивание вниз)

И потом уходим пальцами за щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались. (разминаем верхнюю и нижнюю губки)

Мы теперь утятки, клювики потянем, (губы вытянуть трубочкой) Разомнем их мягко, не задев ногтями (большой и указательный пальцы разминают обе губы).

2. «Мишка занимается». Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.

Чтобы мишка лучше видел.

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки,

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем.

Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать. Не отпуская, на счет до 20. Делать одну минуту.

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Там курносому мишутке

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. Выполнять по десять раз.

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой…

4. Аурикуломассаж (массаж ушных раковин) также происходит путем соприкосновения пальцев рук с ушными раковинами, т. е. устанавливается рефлекторная связь с органами и частями тела ребенка, идут импульсы к коре головного мозга. При его регулярном выполнении повышается и работа всей иммунной системы организма.Приведу пример:

«Гимнастика для мишки» — взявшись за середину ушной раковины (не за мочки, оттягивать ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10.

Оттяну вперед я ушки,

Словно плюшевые мишки

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Самомассаж ушных раковин является эффективным методом регуляции и мыслительной деятельности, так как способствует установлению сосредоточенности детей и внимательности, способствует заметному подъему работоспособности, что крайне важно для ребенка с ОВЗ. Проводить его необходимо одновременно с обеих сторон (сразу двух ушек) подушечками большого и указательного пальцев рук, с помощью приемов разминания, растирания, поглаживания, не более двух минут. Дыхание при самомассаже должно быть ровным, спокойным, темп составляет примерно 6–12 дыхательных движений (вдохов-выдохов в минуту). Выполнять его можно в любой удобной для ребенка позе (сидя, стоя, лежа).

СУ-джок массаж обладает высокой эффективностью, полной безопасностью, универсальностью и простотой. Его основой является традиционная акупунктура, которая является лучшей системой самооздоровления. При выполнении комплексов Су-джок массажа происходит стимуляция речевых зон коры головного мозга, что очень актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так же Су-джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Использование Су-джок массажеров – массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических представлений способствует повышению умственной работоспособности детей, формирует базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, что дает возможность для эффективной целенаправленной речевой работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями. На ладони находится множество биологически активных точек, поэтому массаж специальным шариком является действенным способом их стимуляции.Выполняют следующие действия:

1) Перебирать мячик пальчиками;

2) Сжимать мячик пальчиками;

3) Крутить мячик пальчиками;

4) Сжимать мячик в руках;

5) Подбрасывать и ловить мячик;

6) Перекидывать мячик из одной руки в другую;

7) Катать мячик в ладонях по кругу;

8) Катать мячик от кончиков пальцев к запястью.

Упражнение с шариком массажером Су-джок:

«На полянке, на лужайке»

На полянке, на лужайке (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве, (катать вперед-назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)

Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)

Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)

«С добрым утром!» — им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец).

Массаж эластичным кольцом так же помогает стимулировать работу внутренних органов, передавать импульсы к коре головного мозга, речевым центрам. Пружинные кольца ребенок надевает на пальчики, прокатывается по ним, массируя каждый палец до появления тепла, при этом проговаривая определенные слова (дети сопровождают действия с колечком стихотворными текстами).

Этот малыш — Илюша, (на большой палец)

Этот малыш — Ванюша, (указательный)

Этот малыш — Алеша, (средний)

Этот малыш — Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья. (мизинец).

Хорошо развитая речь является одним из важнейших условий всестороннего развития личности. Чем грамотнее и правильнее речь ребенка, тем легче высказывать ему свои мысли, тем обширнее его возможности в познании и адаптации в окружающем мире, полноценнее и гармоничней отношения со сверстниками и взрослыми, стабильней происходит формирование его психических процессов, благодаря чему индивид, в частности, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, увереннее занимает свою личностную позицию в социуме. Поэтому в настоящее время так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте, правильности, предупреждая и исправляя различные речевые нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Применение базовых, традиционных педагогических методов с обязательным использованием нетрадиционных методик проведения коррекционно-образовательного процесса, одним из которых и является самомассаж, оказывающий общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, которые играют основную роль в речедвигательном процессе.

В заключении можно сделать вывод о том, что использование нетрадиционных оздоровительных видов самомассажа способствует:

Нормализации мышечного тонуса;

Коррекции дизартрических расстройств;

Развитию тактильных ощущений и мелкой моторики, интеллектуальных способностей;

Снятию усталости, раздражительности;

Является мощным стимулом речевого развития;

Мотивацией к учебной деятельности ребенка;

Вызывает интерес и потребность в общении;

Улучшает общее состояние;

Ускоряет процесс коррекции речевых нарушений у дошкольников.

1. Амосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями // Логопед, 2015, № 6, С. 78–82

2. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений,СПб: Детство-Пресс, 2016

3. Громова О. Е. Инновация в логопедическую практику; методическое пособие для ДОУ, Линка-пресс, 2008 Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед, 2015, № 1, С. 36–38

4. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств, СПб, ИД Литера, 2016

5. Новиковская О. А. Веселая зарядка для язычка, М. :АСТ, СПб. : Сова, 2012

6. Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда, М. :АСТ:Астрель: Полиграфиздат,2016 Пак Чже Ву Сборник: Суджок терапия, М. : Су-Джок Академия, 2016

«Поиграем с ушками». Игровой детский точечный самомассаж ушных раковин с использованием стихотворений Игровой детский самомассаж проводится после гимнастики пробуждения. Дети точечный массаж делают с удовольствием, текст и движения заучиваются.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Музыкально-речевой проект «О чём рассказывает музыка» .

Речедвигательные упражнения и самомассаж в работе с детьми с нарушениями речи

Проблема нарушения речи у детей волнует многих родителей. Пока малыши трогательно лопочут, дефекты их речи умиляют взрослых, но к трем годам становится понятно, какие звуки у них не получаются. А ведь речь является основным средством общения маленького человечка со всем миром. У большинства малышей с годами и с практикой это может пройти само собой, а у некоторых такие расстройства речи обусловлены нарушениями нормальной работы артикуляционных мышц, и носят физиологический характер.

Этим деткам нужна помощь. На своих занятиях логопеды используют респираторные и произносительные упражнения. Если их недостаточно, специалисты обычно предлагают специфический, довольно действенный метод – логопедический массаж для детей в домашних условиях. Воздействие любого массирования благоприятно для организма, особенно для обменных процессов, кровообращения и нервной системы. Лечебные и профилактические качества логопедического массажа способствуют нормализации речи и улучшению эмоционального состояния малыша.

Логопедический массаж

Мастерство исцеления людей, разминая особые точки их тел, существует несколько тысячелетий. Уже в древности эскулапы постигли достоинства массажа, позволяющего побеждать серьезные недуги. Логопедический массаж возник гораздо позже, но основан тоже на практических знаниях.

Источниками появления вербальных сбоев является множество причин. Расстройства звукопроизношения бывают обусловлены наследственными факторами, аномальной беременностью, замедленным психическим развитием, нарушением речевого аппарата. Диагноз может определить только специалист. Исходя из специфики расстройства, логопед устанавливает тип сбоя и назначает лечение.

Нарушения привычной работы артикуляционных мышц мешают ребенку точно произносить звуки и слова. В состав речевого аппарата входят язык, губы и лицевые нервы. Все это играет важную роль в речевом развитии малышей. Лого массаж детский относится к местным видам массажа, так как он проводится исключительно на артикуляционных мышцах.

Проведение полного курса поможет ребенку овладеть всем звуковым комплексом речи и усилит его артикуляционный аппарат. Обычно в результате наступают положительные изменения. При наличии явных речевых погрешностей следует выполнять рекомендации специалиста, который, прежде чем выбрать тактику и вид манипуляции, исследует методом пальпации состояние всех мышц, задействованных в формировании речи.

Показания к проведению логопедического массажа

Логопед выбирает нужный вид массирования, способного активизировать те участки вербального аппарата, которые не работали, что помогает поэтапно наладить тонус всех мышц, ответственных за речевую деятельность. Такие возможности позволяют применять методику логопедического массажа при лечении дизартрии, дислалии, ринолалии и других недугов. Эти манипуляции допускается осуществлять с 2 месяцев, хотя в такие сроки они являются профилактическими мероприятиями, просто препятствуют появлению нарушений.

В серьезных случаях расстройств используется логопедический массаж, восстанавливающий голосовые возможности, тонизирующий мускулы речевой системы, сокращающий срок становления произношения. Даже явные неврологические симптомы поддаются этой методике и дают неплохие результаты.

Воздействие на значимые центры речи – язык, губы, мочки ушей, шею – назначается детям со следующими врожденными и приобретенными сбоями:

  • c частичной потерей или неполным расстройством голоса;
  • c различными речевыми аномалиями;
  • c излишней интенсивностью лицевых мышц;
  • c избыточным рефлективным слюнотечением;
  • со сбоем всей произносительной стороны речи;
  • с детским церебральным параличом;
  • с дефектами формирования артикуляционной мускулатуры;
  • со всеми разновидностями логопатии.

Все эти недостатки нуждаются в непременном и срочном исправлении, длительном и трудоемком, но необходимом, потому что в перспективе некачественная дикция воспрепятствует многим видам деятельности, которыми захочет заниматься выросший ребенок. Серьезные нарушения даже могут привести к инвалидности. Поэтому следует знать, как делать логопедический массаж лица ребенку-инвалиду.

Цели логопедического массажа

Основными задачами, которые ставит перед собой логопедический массаж лица для детей и с которыми он умеет справляться, можно назвать:

  • исправление точной артикуляции звуков;
  • совершенствование ситуации с голосовыми связками;
  • упорядочение респирации в момент разговора;
  • предотвращение душевного напряжения в результате речевых дефектов;
  • суммарное повышение качества всего речевого аппарата и самой речи.

Подобная процедура служит и для снижения, часто встречающегося у детей избыточного количества вырабатываемой слюны, что также мешает правильной дикции.

Категорическими противопоказаниями для проведения манипуляций являются недуги и инфекции различных областей лица:

  • простудные и респираторные болезни;
  • воспаление слизистой оболочки десен и глаз;
  • стоматиты;
  • увеличенные лимфоузлы;
  • герпес.

Очень бережно осуществляется массаж у детей с судорожными диагнозами, при дцп, аутизме, синдроме Дауна. При проведении процедуры массажа необходима серьезная концентрация внимания, аккуратность и профессионализм.

Специфика логомассажа в условиях дома

В момент выполнения массажа малыш должен испытывать комфорт и доверие, не ощущать тревогу, поэтому всегда следует найти к нему подход, поговорить с ним, отвлечь чем-нибудь. Малышам проводят сеанс в коляске или на коленях у мамы. Позднее дети привыкают к манипуляциям специалиста и успокаиваются.

Время проведения сеанса – через 2 часа после еды. Детский рот рекомендуется тщательно прополоскать.

Виды логопедического воздействия

Есть несколько типов манипуляций со сферой речевых мышц.

  • Классический массаж включает обычные массажные приемы: поглаживание, растирание, разминание и вибрацию. Он служит для активизации и стимуляции мышечного тонуса.
  • Точечный массаж занимается биологически активными точками со скоплением сосудов и нервных окончаний.
  • В аппаратном массаже используются вакуумные или вибрационные приспособления. Особый его вид – зондовый – разработан по авторскому методу Е.В. Новиковой. Одну из признанных методик – массаж Дьяковой – применяют многие логопеды.

Самомассаж ребенком выполняется собственноручно. Он представляет собой занятия, предусматривающие массирование лица и языка, например, проталкивание языка через соединенные зубы.

Предварительная разминка

Логопедическое воздействие начинается с общего массажа лица, которое продолжается несколько минут. Главные приемы – приятные ребенку легкие поглаживания и вибрирующие движения. Направления самые разнообразные:

  • лоб массируют снизу вверх и от середины в сторону висков;
  • нижнее веко – начиная с наружного угла к носу, верхнее – наоборот;
  • от носа до височной области и от углов рта до ушей;
  • от подбородка до мочки уха.

Для расслабления шейной мускулатуры и корня языка следует произвести раскачивание детской головки, плавно поворачивая ее с одной стороны в другую. Теперь желательно переходить к массированию губ и языка.

Методика массажа

Сниженный мышечный тонус, вызванный рахитом, синдромом Дауна и другими заболеваниями, требует активизации мускульных групп. Начинают манипуляции с обработки мускулов лица, переходя затем к остальным. Применяют классические приемы с постепенно увеличивающейся силой надавливания, стараясь не причинять ребенку неприятных ощущений. Актуальны поглаживания лба, растирания щек. Заканчивается все легким постукиванием и пощипыванием. Губную мускулатуру разминают от центра до уголков губ – каждую губу особо, затем носогубную складку.

При увеличенном мускульном возбуждении, вызванном травмой мозга в процессе родов или в период внутриутробного развития, а также гипоксии, краснухи, родовых травмах, применяется расслабляющая техника. Она состоит из классического поглаживания и вибраций. Начинается сеанс в воротниковом и плечевом отделах, продолжается обработкой лица, губ и языка. Релаксация осуществляется замедленными, плавными и слегка давящими передвижениями, повторяющимися 8-10 раз.

Массирование язычка профессионал выполняет, применяя специальные приспособления. В условиях дома используют ложку или просто указательный палец, которым поглаживают, начиная с кончика язычка по направлению к корню. В процессе выполнения массажа чайными ложками, выпуклой стороной инструмента проводятся поглаживания и растирания лба, висков, щек, области рта и шеи, подбородка и скул.

Избавить малыша от речевого расстройства и научить безупречно разговаривать могут родители, для этого они должны вовремя заметить проблему и приложить все силы для ее устранения. Поможет им в этом логопедический массаж, который должен быть назначен педиатром при наличии определенного диагноза. Проводить его можно со специалистом, а также в домашних условиях, предварительно познакомившись с правилами и техникой выполнения.

Журнал Педагог

Автор: Козиева Люзия Гаязовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад № 75″Светлячок”
Населённый пункт: г.Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Исползование речедвигательных упражнений и самомассажа в работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование

Работа подготовлена Козиевой Люзиёй Гаязовной Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 75 «Светлячок» г. Смоленск Аннотация:  В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с ОВЗ.  Возросла необходимость совершенствования системы квалифицированной коррекции тяжелых нарушений речи.  Назрела необходимость осуществления индивидуализации образования. Обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития РФ. Получение образования детьми данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в профессии. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. А речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция. К завершению дошкольного образования ребенок должен хорошо понимать устную речь и выражать свои мысли и желания. Необходимо сть вс е сторонней и тщательной п р о р а б о т к и организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиления ее превентивных (профилактических) аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Коррекционная работа логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, превращается в серьёзнейшую задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей
длительной, кропотливой работы логопеда, взаимодействия воспитателей, родителей и самого ребенка. А количественный рост таких детей определяет обозначенную проблему как социально значимую.
Использование речедвигательных упражнений и

самомассажа в работе с детьми с нарушениями речи
П р и современном образе жизни все чаще наблюдается вполне закономерное явление – развитый мозг и не развитая рука, нормальное умственное развитие и плохо развитая речь. Дошкольный возраст – это период формирования и развития речи человека. а для старших дошкольников это еще и подготовка к школе. Это важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. Мы прекрасно понимаем, что задумываться об этом надо как можно раньше: не за один-два года до начала обучения, а тогда, «когда ребенок лежит в коляске». Тогда будет возможность значительно облегчить этот процесс и предотвратить в будущем множество трудностей. Речь – высшая психическая функция человека. Так можно ли говорить о здоровье ребенка, если одна из психических функций нарушена? Современное общество рассчитывает на здоровьесберегающую направленность логопедических методик и технологий, к о т о р ы е по содержанию носят инновационный характер. Критерии здоровьесберегающих технологий должны быть внесены в традиционное по ст ро ение логопедических занятий и в повседневную жизнь детей. Работа по коррекции звукопроизношения у детей, предполагает то обстоятельство, что у некоторых детей помимо недостатков развития речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно — психологической сфере. Необходимость модифицировать привычные, традиционные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы заставляет искать дополнительные средства и приемы, повышающие эффективность
работы
,
апробировать новые, вариативные, смешанные технологии (традиционные логопедические технологии с использованием нововведений), что в совокупности позволяет полнее использовать потенциальные или скрытые резервы коррекционно-педагогического воздействия. К дополнительным направлениям коррекционной работы по формированию речевой деятельности необходимым для преодоления и или профилактики вторичных нарушений в структуре дефекта, преодоления нарушений первоначальных нейропсихологических предпосылок относятся: – совершенствование моторной сферы, мимической и артикуляционной моторики. Многими исследователями подчёркивается взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики. У здорового ребёнка овладение звуковой системой происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений пальцев рук Использование системы речедвигательных игровых упражнений и упражнений самомассажа в работе логопеда как раз и дают возможность внедрения и использования здоровьесберегающих технологий в практику работы по коррекции звукопроизношения и интеллектуального развития детей. Таким образом, возрастают и социальная, и педагогическая значимость здоровья ребёнка: не только его сохранение, но и «приумножение». При преодолении речевых проблем опора делается на осознанные действия пальцев рук и формировании у ребенка способности адекватно воспринимать информацию, осуществлять соответствующие действия с последующим оречевлением. В процессе планомерной, целенаправленной работы дети приобретают практические навыки в умении манипулировать тонкими движениями пальцев рук, что оказывает влияние на их интеллектуальное развитие.
Таким образом, задачи умственного развития решаются в сочетании с тренировкой мелкой моторики пальцев рук. Особенно важно формирование психофизиологической базы речи детей на начальном этапе формирования навыков звукопроизношения. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев. Поэтому, развивая речь, и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Таким образом, очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать все органы чувств и руки, а не бить по рукам, когда малыш ищет возможность через руки развить интеллект и поэтому «сует их, куда не следует». Ребенок мыслит телом, движениями. Через позвоночник идет огромный поток информации. Поэтому «ловкий ребенок – умный ребенок». Целенаправленное, систематическое и поэтапное развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста уже на начальном этапе работы повышает работоспособность за счет тонизирующего воздействия
на кору больших полушарий с одновременным развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук. Это в первую очередь касается детей с дизартрией, у которых тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Это проявляется преимущественно при выполнении движений в быстром темпе, при скоростном переключении движений. При этом отмечаются скованность, несоразмерность движений, синкинезии Вышеперечисленные нарушения тонкой моторики у дошкольников затрудняют овладение манипулятивной, конструктивной деятельностью, рисованием и т.д. (а в дальнейшем и письмом) и нуждаются в своевременной коррекции. Практика работы показывает, что коррекционную работу с детьми дошкольного возраста целесообразнее проводить с использованием ведущего вида деятельности – игры как одной из форм обучающего воздействия на ребёнка. Через неё легче происходит усвоение знаний, умений и навыков, развиваются речевые возможности ребёнка. Время занятия используется более эффективно.Чем меньше ребёнок, тем больше используется игровая мотивация. Система двигательных упражнения с оречевлением действийбудет не только способствовать развитию моторики малыша, но так же поможет работать над привычными логопеду понятиями: ЗВУК, СЛОГ, ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ, ОБЩЕНИЕ, СЛОВАРЬ, ЛЕКСИКА. Задания, упражнения, которые сопровождаются речью в
СТИХОТВОРНОЙ

ФОРМЕ
, в заданном ритме и у ж е с п у с т я незначительное время, дети способны самостоятельно озвучивать выполняемые движения Основные задачи коррекционной работы с использованием речедвигательных упражнений и упражнений самомассажа: 1.Стимуляция речевой и психической активности.
2. Развитие эмоционального общения со взрослым. 3.Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников (в том числе, речевому подражанию). 4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д. 5.Формирования мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности Условия для проведения:  Эмоциональный фон совместной деятельности логопеда и ребёнка.  Опора на разные виды деятельности в течение занятия.  Вариативность наглядного и дидактического материала для детей.  Использование элементов соревнования.  Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребёнка.  Активное и привлечение внимания ребёнка к артикуляции и жестикуляции логопеда. Стимуляция процесса естественного развития ребёнка. Игры и упражнения можно разбить по направлениям на развитие: – ориентировки в пространстве; – мелкой моторики; – фонематического восприятия, закрепление пра вильного произношения, дифференциацию звуков; – обобщение и расширение словарного запаса, р а з в и т и е грамматического строя речи. Рекомендации к проведению:  спешить с подсказкой, торопить ребенка;  показывать свое неудовлетворение, неудовольствие;  подчеркивать отрицательные результаты;  анализировать результаты с родителями в присутствии ребенка. При оценке выполнения дошкольником заданий необходимо учитывать, что результаты снижаются в случаях:  боязни контакта с малознакомыми взрослыми;
 страха получить низкую оценку взрослого;  неспособности ребенка в специально смоделированной ситуации (обследования) сконцентрировать внимание, сосредоточиться;  медлительности ребенка или усталости;  плохого самочувствия ребенка. Речь ребенка – важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной. От взрослых нужно совсем мало – создать такую среду, такую обстановку вокруг ребенка, чтобы он мог реализовать заложенные в него Природой желания к познанию через органы чувств, через руку, через движения

Как развивать речь малыша

Изучите простые, но эффективные упражнения, которые помогут малышу научиться правильно и чисто говорить, разовьют его артикуляционный аппарат и навыки речи.

  • Как развивать речь ребенка
  • Пассивная гимнастика (массаж)
  • Активная гимнастика: игры для развития речи с помощью мелкой моторики
  • Пальчиковый театр
  • Потешки для мелкой моторики
  • Пальчиковые игры для развития речи
  • Артикуляционная гимнастика для малышей
  • Логоритмика

Как развивать речь ребенка

Движения организма и органов, участвующих в воспроизведении речи, имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно по этой причине пальчиковая гимнастика для развития речи малышей должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.

Тренировка движений пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых 5 месяцев. Подробнее о мелкой моторике мы рассказываем здесь.

А теперь давайте посмотрим, как можно помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей.

Помните: занятия должны проходить в максимально легкой, веселой и игровой форме. Тогда они и принесут реальную пользу, и доставят настоящее удовольствие вам обоим.

Комплекс мер по развитию речи (для проведения в домашних условиях):

  • Развитие мелкой моторики
  • Речевая гимнастика
  • Логоритмика

Мы не упоминаем здесь такие направления работы по развитию речи, как логопедический массаж, специальные упражнения на отработку различных звуков, на развитие фонематического слуха и некоторые другие. Они являются областью применения исключительно профессиональных знаний и умений. Здесь лучше довериться специалисту, а не пытаться справиться с этой задачей самостоятельно. Пособия для развития мелкой моторики:

  • Матрешки
  • Бархатная бумага
  • Пластилин
  • Мозаика
  • Шнуровки
  • Фасоль, горох
  • Манная крупа
  • Соленое тесто
  • Счетные палочки
  • Разноцветные прищепки
  • Бусины
  • Тряпочки с пришитыми пуговицами
  • Трафареты
  • Массажный мячик
  • Деревянные конструкторы
  • Пассивная гимнастика — массаж для развития мелкой моторики.
  • Активная гимнастика — игры для развития мелкой моторики: стихи и потешки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.

Пассивная гимнастика (массаж)

Лучше, если технику массажа вам покажет опытный профессионал, однако самые простые приемы вы можете освоить сами.

Массаж выполняется одной рукой, другая придерживает массируемую кисть. Продолжительность сеанса — 3 – 5 минут; проводится несколько раз в день.

Массаж включает в себя следующие типы движений:

  • Поглаживание — совершается в разных направлениях;
  • Растирание — отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
  • Вибрация — нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев;
  • Массаж с помощью специального мячика — мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик нужно использовать твердый, то есть он не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным);
  • Сгибание-разгибание пальцев — пальцы изначально сжаты в кулак, каждый по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Мы подробнее рассказываем о массаже здесь.

Активная гимнастика: игры для развития речи с помощью мелкой моторики

Пособия для игр:

  • Бабочки из цветной бумаги
  • Листочки из цветной бумаги
  • Вертушка
  • Ватные шарики
  • Бумажный кораблик

Игры для детей от 2 месяцев:

  • Вот какие разные. Ребенку вкладывают в руку различные по фактуре и форме предметы. Малыш должен схватить предмет и удержать его некоторое время. Такое упражнение развивает не только моторику, но и тактильные ощущения. Хорошо, если вы будете при этом комментировать происходящее: «Этот шарик гладкий», «Этот ежик колючий» и т. д.

Игры для детей от 9 месяцев:

  • Сборные матрешки. Сначала нужно собирать одну куколку, затем постепенно усложнять игру; после 2 лет это должна быть уже тройная матрешка.
  • Пирамидки. Для начала нужно использовать классическую пирамидку, размер колец которой уменьшается к вершине.
  • Обведи по контуру. Нужно сделать карточки с изображениями известных малышу предметов, например домика, дерева, машинки, и обклеить их контуры бархатной бумагой. Суть игры: взрослый ведет пальчик малыша по контуру и называет предмет. Потом контур обклеивают бусинами или горошинами и повторяют игру.
  • Чашки-ложки. Ребенок пересыпает ложкой сахар или манную крупу из одной чашки в другую. Можно также перекладывать рукой фасоль, горох или орехи.
  • Лепка из пластилина. Начинать надо с цилиндра, а со временем усложнять задания: шарик, морковка, змейка.

Во время проведения игр не забывайте комментировать свои действия и объясняйте ребенку все, что вы делаете.

Игры для детей от 1 года:

  • Сильные ладошки. Ребенок сжимает резиновые игрушки. Самое лучшее — резиновый ежик: иголки воздействуют как массажер.
  • Мозаика. Сначала нужно выкладывать простые фигуры: дорожки, цветочки, квадратики, — а затем переходить к более сложным: домики, машинки, елочки.
  • Конструктор. Величина деталей и сложность конструкции зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций, например с построения башенки.
  • Бусины. Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем размер деталей нужно постепенно уменьшать, переходя к настоящим бусинам. Для упражнения используются уже нанизанные бусы средней величины. Цель — научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов. Например, можно выложить круг, квадрат, сердечко, спираль и т. д.
  • Шнуровки. Так как шнуровки бывают разными по содержанию, имеет смысл обыграть процесс шнурования — например, попросить ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать обувь (шнуровка-ботинок).
  • Волшебный поднос. На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем малышу показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 – 3 лет можно рисовать цифры и буквы.
  • Разноцветные прищепки. Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки, а чтобы игра была интересной, можно делать это по тематическому принципу: лучики — к солнцу, иголки — к ежику, дождик — к тучке, травку — к земле. Конечно, для этого вам сначала предстоит сделать заготовки. Это довольно сложное задание для ребенка. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала возьмите руки крохи в свои и выполните упражнение вместе с ним.
  • Золушка. Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
  • Забавные картинки. По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
  • Счетные палочки. Покажите малышу, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые: это служит дополнительным массажем для пальчиков.
  • Маленький скульптор. Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1/2 стакана соли, немного воды). Преимущество теста перед пластилином в данном случае заключается в том, что поделки впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
  • Застегни пуговку. Вам понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашейте три пуговицы разного диаметра, во втором прорежьте соответствующие по размеру петли. Сначала покажите малышу, как надо застегивать пуговки, комментируя свои действия: «Большую пуговицу мы вставляем в большую петельку, среднюю пуговку — в среднюю, а маленькую — в маленькую». Затем возьмите руки ребенка в свои и повторите упражнение. После этого можно предложить малышу самостоятельно попробовать застегнуть пуговицы. Не настаивайте, если кроха не захочет или у него не будет получаться. Это очень сложное упражнение, и для его успешного выполнения требуется тренировка.
  • Трафареты. Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (круг или квадрат). Практический совет: вы можете приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Дело в том, что большинство стандартных трафаретов имеет маленькую толщину, и ребенку неудобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть достаточно объемными. Хороший выход — вырезать их из куска линолеума или обувной коробки.

Пальчиковый театр

Пальчиковый театр — это увлекательная игра, которая:

  • Стимулирует развитие мелкой моторики;
  • Знакомит ребенка с такими понятиями формы, цвета, размера;
  • Помогает развивать пространственное восприятие (понятия «справа», «слева», «рядом», «друг за другом» и т. д.);
  • Развивает воображение, память, мышление и внимание;
  • Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
  • Формирует творческие способности и артистические умения;
  • Знакомит с элементарными математическими понятиями.

Для детей в возрасте 1 – 2 года (на примере сказки «Колобок»):

  • Сначала познакомьте ребенка с персонажами сказки. Предложите малышу рассмотреть и потрогать фигурки. Затем наденьте по очереди каждый персонаж себе на палец и опишите его.
  • Познакомьте ребенка с названием каждого пальца на руке. Например, можно сказать так: «На указательном пальце у меня сидит Колобок».
  • Затем разыграйте перед малышом сказку. Наденьте персонажи себе на пальцы и скрестите руки в замок. Начинайте рассказывать сказку, поднимая пальцы с действующими лицами по ходу действия. Например, сказку «Колобок» можно начать рассказывать следующим образом. Поднимите вверх палец с персонажем «бабка». Скажите малышу о том, что сегодня этот герой будет выпекать Колобка. Ритмично постукивайте друг о друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. При этом говорите: «Бабушка тесто замешивает». По такому же принципу обыграйте появление каждого персонажа.

Для детей в возрасте 2 – 4 лет (на примере сказки «Колобок»):

  • Поинтересуйтесь у ребенка, помнит ли он сказку «Колобок». При необходимости напомните ему.
  • Затем попросите малыша выставить персонажей на столе в порядке их появления в сказке. При этом попросите дать характеристику каждому из них по принципу: «Бабка — старая, добрая заботливая; Колобок — круглый румяный, озорной» и т. д.
  • Задайте ребенку вопросы по сказке. Например: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встретился ему на пути?»
  • Затем разыграйте перед маленьким зрителем сказку с помощью пальчикового театра.
  • В конце попросите ребенка самостоятельно разыграть перед вами сказку, используя пальчиковый театр. При необходимости подсказывайте ему.

Потешки для мелкой моторики

– Ладушки, ладушки! Где были?

Кашку поели, бражку попили,

(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)

Приёмы самомассажа при речевых нарушениях

Самомассаж – это совокупность приёмов механического воздействия на различные участки поверхности тела, осуществляемых ребёнком самостоятельно после показа соответствующих действий логопедом. При систематическом выполнении самомассажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами органов речевого аппарата. Массажные движения оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении всего организма в целом, что весьма важно для детей с речевой патологией.

В комплексной системе логокоррекционных мероприятий самомассаж стоп, рук и лица рекомендуется проводить перед артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастикой, чтобы улучшить качество выполнения данных упражнений и повысить эффективность логопедической работы. Японские специалисты насчитывают 148 точек, расположенных только на ушной раковине, ладони и стопы также имеют многочисленные биологически активные зоны – проекции органов человека, механическая активация которых необходима при речевых нарушениях.

Самомассаж пальцев рук благотворно сказывается как на развитии мелкой моторики ребенка, так и на общем развитии речи. В то время как аурикулярный массаж ушных раковин непосредственно стимулирует речевые зоны коры головного мозга (височную область). Самомассаж лица нормализует мышечный тонус органов речи, улучшает артикуляционную моторику.

Картография проекции органов на кисти и ушной раковине

По моим многочисленным наблюдениям, результативность логокоррекционной работы значительно возрастает при использовании элементов самомассажа с активным включением ребёнка в этот процесс. В особенности, если у ребёнка выражена моторная неловкость, отмечается смазанность речи, т.е. присутствует дизартрический компонент. Эти несложные массажные приёмы я также настоятельно рекомендую использовать родителям ребёнка на дому перед выполнением комплекса артикуляционной гимнастики.
Нижеприведённый комплекс массажных приёмов доступен и прост в обучении: к каждому движению я подключила свои авторские стихи, которые облегчают запоминание детьми инструкций, т.к. обучение происходит в игровой форме.

Примерный комплекс самомассажа для детей с речевой патологией

Самомассаж рук

Массажные приёмы: поглаживание, растирание, разминание, выжимание.

Последовательность массажных движений:

1. Подушечки пальцев правой руки устанавливаются у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями кожа смещается на 1 см вперёд-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же самое необходимо проделать и для правой руки.

Наши пальцы ехали-ехали сверху по руке
и в вагончике приехали
к станции Браслетовой у запястья на руке.

2. Кисть и предплечье левой руки располагаются на столе. Ребром ладони правой руки имитируется «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделать то же для другой руки.

Пилим-пилим мы дрова,
Пилим, много пилим,
Значит всё с тобой осилим.

3. Фалангами сжатых в кулак пальцев производятся движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Проделать то же для другой руки.

Буравчик мы крутим,
вращаем в ладошке.
Поможем ладошке работать быстрей:
буравчик мы включим совсем на немножко,
но это поможет ладошке моей.

4. Кисть и предплечье левой руки располагаются на столе. Согнутым указательным и средним пальцами правой руки делаются хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделать то же для другой руки.

Наши пальцы не устали,
Они только братцев ждали,
Вот они к ним и пришли:
подходили, обнимали,
дружно пальцы руки жали –
рады встрече были мы.

5. Выполняются движения, как при растирании замёрзших рук.

Ручки наши мы согреем,
а ладошки разотрём.
Станут ручки всех сильнее,
Это мы с тобой поймём.

Самомассаж ушных раковин

1. Детям предлагается массировать мочки ушей. Затем всю ушную раковину. Растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины.

  1. 2. Оттянуть уши вперёд, затем назад, медленно считая до десяти. Начинать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами. Повторить 7 раз.

Разомнём мы ушки наши:
разотрём руками,
нежно ушки мы свернём,
ушки развернутся сами.
Ушки тянем мы вперёд-назад
словно слоник невпопад.
Ушки наши покраснеют,
потому что руки наши их согреют.

Самомассаж лица

1. Одну минуту массировать щёки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.

Крутим вертим мы спирали
и рисуем мы круги.
Чтобы щёчки не устали,
мы кружочки рисовали,
пальцы в этом помогли:
К подбородку зашагали
и кружочки рисовали,
И на лобик поскакали –
всё кружками расписали.

2. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз – 1 мин.

Глазки мы погладили,
Глазки мы расслабили.

3. Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей – 20 раз.

Носик-носик, человечек!
Готовился к радостной встрече.
К нему братья приезжали,
долго-долго обнимали,
веселились, танцевали.

4. Открыть рот и нижней челюстью делать движения, сначала слева направо, затем наоборот – 10 раз.

Ветер, ветер, ветерок,
всем устроил он урок:
Ротик-дверцу отворял,
вправо-влево всё качал.

5. Проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; затем «разгладить» лоб от центра к вискам.

Речедвигательная гимнастика на степах как средство коррекции речи детей

Половникова Татьяна Васильевна,

МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»

Педагогический стаж 36 лет

Высшая квалификационная категория

Цель: применение речедвигательной гимнастики, как средства коррекции речи дошкольников.

Задачи: познакомить педагогов с приемами речедвигательной гимнастики.

Ход практикума

Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Естественнонаучная основа речедвигательной ритмики складывается из комплекса научных дисциплин (анатомия, физиология, невропатология, специальная педагогика и психология, дефектология), которые располагают необходимыми данными о взаимодействии движения и речи.

Средствами речедвигательной ритмики являются двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, чёткость и дифференцированность движений; упражнения на развитие дыхания.

Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно – регулирующих функций речи и движения.

У детей имеющих нарушение речи наблюдается скованность и замедленность движений, недостаточно развито чувство ритма, нарушение ориентировки в пространстве, недостаток резерва дыхательной системы.

Одним из средств преодоления недостатков физического развития и речевых нарушений могут стать степ-платформы.

Речедвигательные упражнения с использованием степов развивают дыхательную систему, все виды моторики.

Для получения коррекционного эффекта игры и упражнения должны проводиться в системе, с постепенным усложнением речевого материала.

Для разработки комплексов я изучила работы А.Я. Мухиной Речедвигательная ритмика и Т.Л.БарабашРечедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов.

Выполнение детьми упражнений с проговариванием незатейливых стихотворных строчек на степах позволяет шаг за шагом нормализовать речь ребёнка и положительно повлиять на двигательную систему.

Структура занятия:

1.Артикуляция гласных звуков с движением рук.

2. Чистоговорки с движением рук.

3. Упражнения на степах

4. Подвижные игры

Освоение речедвигательных упражнений мы начинаем с произношением гласных звуков, вырабатываем речевое дыхание. При выполнении этих упражнений, раскрывается диафрагма.Речевое дыхание становится правильным, а звуки чистыми.

1. Упражнения на артикуляцию гласных звуков

А – разводим руки в стороны

О – поднимаем руки вверх

У – вытягиваем руки, вперед показывая указательный палец

И – поднимаем руки, вверх показывая указательный палец

Ы. – руки согнуты в локтях, у груди сжаты пальчики в кулак, разводим кулаки в стороны

Э – поднимаем руки вверх и касаемся плечиков

Эти звуки мы можем произносить: громко, тихо, быстро, медленно

2. Упражнения на проговаривание слогов

Разводим руками в стороны

Уходи домой коза

Грозим указательным пальчиком перед собой и разводим руки в стороны

Выпрямляем руки вперед

Наклон туловища вперёд делаем моторчик

Потерял петух перо

Поднимаем руки вверх

Упражнения на формирование речевого выдоха, плавной воздушной струи.

На выдохе произносим звуки и слоги

Па – па – па – па – па

Говориммедленно, руки сжаты в кулак

Говорим быстрее, после каждого выдоха расслабляемся

Ещё быстрее произносим слоги

Руки сжаты в кулак, напряглись и громко проговариваем, движением руки как бы бросая на пол одновременно топая ногой, расслабились.

Сжатый кулак, поднимая, немного вверх и опуская, вниз проговариваем медленно, а затем с ускорением

3. Упражнения со степами

Упражнение 1

Ходьба по залу со словами:

Так – так – так – так

Ходят ноженьки вот так

Упражнение 2 (на степах)

Топали, да топали,

встаем на степ руки, на пояс

Дотопали до тополя,

спускаемся со степа, руки опускаем вниз

Дотопали до тополя,

встаём на степ, руки, на пояс

Да ноги-то оттопали

спускаемся со степа, опускаем руки вниз

Для упражнений на степах подойдут любые скороговорки, считалки, короткие стихи и попевки. Движения каждый педагог может придумать свои. Данные упражнения будут прекрасным дополнением на занятиях логоритмикой.Для речедвигательной гимнастики прекрасно подходят песни Е.Железновой. Они ритмичны, ритм удобен для выполнения детьми, текст песен прост и понятен детям, легко запоминается. Движения выполняются по тексту.

Упражнение 3

Одно из таких упражнений – танцевальное упражнение «Тук – тук – туки – ток».

Бьёт кулак, как молоток

Сначала стучит один кулачок, затем второй

Застучали две руки

Оба кулачка стучат друг о друга

Застучал мой каблучок

Сначала топает одна ножка – шаг на степ, приставили ногу,

затем вторая – шаг на степ, приставили ногу

топаем ногами – возле степа

Две ноги и две руки

Одновременно работают руки и ноги, изображаем молоточек и делаем приставные шаги на степ как во 2 куплете

4. Подвижная игра со степами

Быстрые ножки по залу бегут, Быстрые ножки степ свой займут.

Когда проговаривается последнее слово «Займут», дети быстро занимают свой степ, кому не хватило степа – выходят из игры.

5. Релаксация

И.П. – сидя на степах, ноги выпрямлены, руки в упоре сзади. Педагог проговаривает слова: Мы прекрасно загораем, ноги выше поднимаем – сгибаем ноги в коленях, постепенно опускаем, свои ножки расслабляем.

Используя степы, дети с удовольствием выполняют речевые игры. Развитие речи происходит в движении и с положительными эмоциями. Можно предположить, что коррекционно-педагогический потенциал речедвигательной ритмики увеличивается путём интенсивного развития ритмических способностей и мотивационной сферы детей в игровой деятельности.Всё вместе даёт большой развивающий и коррекционный эффект.

Барабаш Т.Л. и др. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов.

  1. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5–7 лет. Методическое пособие – М.: ТЦСфера, 2006.
  2. Долганова В.Г. Речедвигательная гимнастика, как элементы комплексной работы по преодолению речевых нарушений.
  3. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Хлоп–топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедическойработы с детьми 6–10 лет. – М.: «Гном и Д», 2008.
  4. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика, Московский Государственный Гуманитарный университет им. М.А.Шолохова, Москва, Редакционно-издательский центр, 2008.

“Свидетельство о публикации в СМИ”: Серия А № 0004371

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Читайте также:
Годовой план работы учителя-логопеда СОШ
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: