Речь и мышление ребенка с ОВЗ с общим недоразвитием речи

Особенности развития детей с задержкой речи и общим недоразвитием речи в инклюзивном пространстве

В течение длительного времени в России наблюдается ухудшение здоровья детей, снижение уровня их физического развития, психического и физического состояний [3].

О.В. Горбунова, В.А. Первеева пишут, что дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья и физического развития. Тем не менее, заболеваемость дошкольников имеет тенденцию к увеличению. Тенденция к речевым нарушениям наблюдается у детей 5–6 лет [6, с. 3].

Известно, что все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление и целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Дети с нарушениями речевого развития – это особая кате­гория детей с отклонениями в развитии. Однако у них сохранен слух и интеллект. Исследования С.А. Албошкиной, О.Д. Рейпольской показывают, что поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии [2].

Для категории детей, имеющих отклонения в развитии речи, характерны общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, прежде всего в координации движений, недоразвитие мелкой моторики, неуверенность в выполнении дозированных движений, пониженная скорость и ловкость выполнения заданий (Е.М. Мастюкова, Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина, И.Ю. Горская) [47, с. 3].

В.А.Первеева, со ссылкой на М.Н.Аксенову, пишет, что от 45–55% детей шестилетнего возраста имеют недостаточное устойчивое внимание, а 25-26% из них оказываются совершенно неспособными к произвольному сосредоточению внимания [6].

Эта тенденция увеличивается от года к году. По данным исследования В.А. Первеевой, количество детей с нарушениями функций речи (разного характера, при условии сохранного интеллекта) и двигательного аппарата увеличивается с каждым годом. В 1992 году показатель заболеваемости составлял 23% от числа обследуемых детей, в 1995 году – 52%, в 2001 году 68% [6]. У детей с диагнозом общее недоразвитие речи выделяют несколько групп нарушений:

1. Двигательные расстройства (мелкая и общая моторика).

2. Недоразвитие фонематического слуха.

3. Отсутствие правильного речевого дыхания.

4. Проблема коллективного взаимоотношения [6].

С.А. Албошкина уточняет, что для детей 4–5 лет внешние проявления недоразвития речи сопровождаются значительными отличиями от нормы скорости протекания нейро-психофизиологических процессов и вследствие этого уровень развития внимания и высших психических функций – восприятия, представления, памяти, мышления у них снижен [2].

Г.А. Волкова дополняет, что у детей с дефектами речи отмечаются отклонения в физическом развитии, задержка моторного развития и созревания биоэлектрической активности головного мозга (С. Billard, M. Zorman). В исследовании [58] приводятся данные о том, что у детей со стертыми формами дизартрии (которые часто расценивают как дислалию), отмечаются различные нарушения в физическом, неврологическом и психологическом статусе. У этих детей чаще определяются Ш-я (77,4 %) и IV-я (14,3 %) группы здоровья при незначительном количестве И-ой (8,3 %) и отсутствии 1-ой группы. У них выявлено наличие сопутствующей патологии, в основном со стороны 4-х систем органов: центральной нервной системы, JIOP-органов, сердечно-сосудистой и костно-мышечной.

Особенности психического развития также раскрываются на примерах с детьми, имеющих задержки речевого развития и общее недоразвитие. О.Е. Громова отмечает, что дети с ограниченным словарным запасом, имеющие нормальный слух и сохранные предпосылки интеллектуального развития, достаточно ярко выделяются среди своих сверстников уже в раннем возрасте. Главной особенностью развития речи этих детей является выраженная дефицитарность экспрессивного словаря и связанная с ней «задержка речевого развития» [4, с. 3].

У детей с задержкой речи отмечаются как общие, так и специфические особенности речевого развития. Прежде всего, это нарушения коммуникативной функции речи. Ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения «Я» и других личных местоимений в первом лице.

Характерной для всех вариантов речевого недоразвития является в той или иной форме выраженная стереотипность речи; часта склонность к словотворчеству, «неологизмам». Почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий, частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.

При общем нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи возможно увлечение отдельными речевыми формами, постоянная игра звуками, слогами и словами, рифмование, пение, коверканье слов, декламация стихов наизусть «километрами». Но для дела используется только скудный набор речевых штампов.

То, что в норме является основой организации речевого взаимодействия у детей с нормальным развитием речи, для детей с задержкой речи становится объектом особого внимания, источником аутостимуляции – у них отсутствует активное словотворчества, свободная игры с речевыми формами. Развиваются речевые стереотипии (однообразные действия), позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатления.

Читайте также:
Конспект фронтального занятия Дом, квартира, мебель

В.А. Первеева пишет, что часто встречается сегодня заболевание с диагнозом «общее недоразвитие речи» и, как правило, сопутствующие ему мышечная слабость, дискоординация [6, c. 8].

Е.Ю. Смирнова обращает внимание на то, что дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психолого-педа­гогических особенностей, затрудняющих их социальную адапта­цию и требующих целенаправленной коррекции [51]. Неполноценная речевая деятельность отражается на формиро­вании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-воле­вой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, огра­ниченные возможности его распределения. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышле­ния. Обладая полноценными предпосылками для овладения мы­слительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладева­ют анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы — плохая координа­ция движений, снижение скорости и ловкости при их выполне­нии. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движе­ний по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мел­кой моторики.

Одни из них касаются только процес­сов произношения и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влеку­щим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют со­бой коммуникативные нарушения , которые могут препятствовать обучению ребёнка в школе и его социальной адаптации.

В исследовании О.В. Горбуновой, посвященной детям 5–6 лет с общим недоразвитием речи, обосновано, что они имеют низкий уровень координационных способностей (Р Оставить комментарий

Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи

Под общим недоразвитием речи (ОНР) в логопедии понимают нарушение формирования всех компонентов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной, при сохранности слуха и интеллекта. Работа логопеда с детьми с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. Рассмотрим их.

Уровни речевого развития и их особенности

Первый уровень речевого развития

Для первого уровня характерна ограниченность речевых средств общения. Ребенок произносит несколько слов и звукоподражаний, и то нечетко. Речь в основном лепетная, предложения однословны. В общении малыш использует мимику и жесты. В основном звуки он произносит неправильно, при этом в слове не может выделить ни отдельные звуки, ни слоги.

Одними и теми же словами ребенок выражает и действия, и предметы. Например, может назвать кровать словом «пат» (спать), а вместо «открой» сказать «дев» (дверь). Он не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значений предлогов. Пассивный словарный запас при этом шире активного.

Второй уровень речевого развития

Речевая активность ребенка на этом уровне более высокая. Он хорошо понимает обращенную речь, в которой различает единственное и множественное число существительных и глаголов, мужскую и женскую форму глаголов прошедшего времени. Хуже распознает прилагательные.

В арсенале малыша есть общеупотребительные слова. Он уже выделяет предметы и их признаки, действия, использует местоимения и простые предлоги. Предложения включают по 2–3 слова. Однако ребенок затрудняется назвать части тела, предметы одежды, мебели.

Малыш способен ответить на простые вопросы: как тебя зовут, как зовут маму и папу, что нарисовано на картинке. При этом испытывает трудности в определении цвета предмета, его формы и размера.

На этом уровне у ребенка присутствуют грамматические ошибки: неправильное употребление падежей («нет шаик» вместо «нет шарика»), неверное изменение по числам («ти вика» вместо «три вилки»), пропуск предлогов или их замена («мама ша аботу» вместо «мама пошла на работу»).

Ребенок искажает многие звуки, заменяет и смешивает их. Особенную трудность вызывают шипящие и свистящие, аффрикаты. Ребенок часто переставляет слоги и звуки («кукина» — «клубника», «габимот» — «бегемот»), редуцирует длинные слова («фета» — «конфета», «сипет» — «велосипед»).

Третий уровень речевого развития

На третьем уровне у ребенка появляется развернутая фразовая речь с преобладанием существительных и глаголов. Ребенок использует простые нераспространенные предложения. Обращенную речь понимает на уровне нормы.

При этом у него сохраняется лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие. Остаются сложности с произношением свистящих, шипящих, сонорных согласных, твердые согласные заменяются мягкими («сётка» — «щётка», «сяпка» — «шапка»). Часто наблюдается искажение и сокращение слов из трех-четырех слогов, перестановка и замена звуков и слогов.

Читайте также:
Конспект занятия по теме: Звуки (Л)-(Ль), Буква Л

Возникают трудности при использовании однокоренных слов, образовании новых форм с помощью суффиксов и приставок. Ребенок может путать схожие по звучанию слова, неправильно согласовывать числительные с существительными, ошибаться в предлогах. Он с трудом различает морфологические элементы, выражающие значение рода и числа, временные, причинно-следственные и пространственные отношения.

Все эти пробелы создают трудности при обучении в школе, в первую очередь в овладении письмом и чтением.

Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 1 уровня

Задачи логопеда:

  • развивать понимание речи;
  • формировать самостоятельную речь на основе подражания;
  • учить двусоставным простым предложениям.

Занятия можно проводить как индивидуально, так и с 2–3 детьми, в форме игры.

Развитие понимания речи (пассивная речь)

Расширяйте представление об окружающих детей предметах и явлениях, развивайте понимание слов и выражений, описывающих знакомые ситуации.

Говорите короткими фразами, по два-четыре слова, повторяя одни и те же слова в разных грамматических формах. Используйте игрушки, посуду, муляжи продуктов питания, картинки.

Обращайте особое внимание на умение различать:

  • единственное и множественное число существительных и глаголов (яблоко — яблоки, возьми — возьмите);
  • близкие по звучанию глаголы (купается — катается, копает — покупает);
  • близкие по смыслу действия (пишет — рисует, несет — везет);
  • противоположные действия (надень — сними, включи — выключи).

Понимание речевых конструкций ребенок демонстрирует, выполняя действие или указывая на соответствующую картинку.

Формирование самостоятельной речи

На этом этапе формируйте активный лексический запас, не ставя задачу добиться правильной фонетики. Учите ребенка называть близких людей (мама, папа), простые имена (Таня, Коля, Яна), выражать просьбы (на, дай, иди).

Как только ребенок начинает активно повторять за взрослым, учите произносить сначала односложные, а затем двухсложные слова с одинаковым последним слогом (пал-ка, руч-ка, кош-ка), добиваясь точного воспроизведения ритмико-интонационного рисунка. Можно отстукивать ритм карандашом или хлопать в ладоши.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) в логопедии: коррекционная работа и занятия

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты.

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Избирательные нарушения речевой системы, тяжелые нарушения речи развиваются в связи с органическими поражениями мозга.

ТНР – это стойкие специфические отклонения в формировании всех компонентов речи (грамматического строя, звукопроизношения, фонематических процессов и т.д.). Диагноз «тяжелое нарушение речи» ставится на основании заключения ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии.

К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития), заикание, ринолалия.

Диагнозы, которые относятся к ОНР

ТНР – это не какой-то один диагноз, а собирательный термин, который включает в себя различные нарушения. Соответственно, коррекция должна основываться на конкретном дефекте, который выявлен у ребенка.

К тяжелым нарушениям речи относятся:

Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическим поражением речевых центров мозга. При этом нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.

Дизартрия – это речевое нарушение связано с поражением двигательных отделов центральной нервной системы. При дизартрии нарушается произносительная сторона речи, звукопроизношение и просодия. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия характеризуется поздним развитием речи. В дальнейшем речь плохо понятна для окружающих. Самая тяжелая дизартрия бывает у детей с детским церебральным параличом. При дизартрии нарушается и звукопроизношение, и интонационно-выразительная сторона речи. Дизартрия проявляется в разных формах и степенях. Наиболее распространенной в настоящее время является «стертая степень» дизартрии. Ребенок со стертой дизартрией имеет нарушения звуковой и интонационно-выразительной сторон речи. Голос и дыхание во время речи у таких детей ослаблены. Речь часто ускорена, а голос тихий. Нарушены модуляции голоса по высоте и силе. Ребенок затрудняется в произнесении слов усложненной слоговой структуры. Разборчивость речи ухудшается в зависимости от объема речевого материала. Поэтому дети не могут выступать на детских праздниках и читать стихи. Самым заметным дефектом является нарушенное звукопроизношение. У ребенка могут быть изолированно поставлены все звуки, но в речи ребенок по-прежнему их искажает. Даже поставленные звуки не используются в речи и не закрепляются при их автоматизации.

Читайте также:
Взаимодействие логопеда и остеопата в коррекции тяжёлых нарушений речи

Афазия – частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон мозга. Этот диагноз ставится только детям старше 3-4 лет (т.е. речь должна быть уже сформирована).

Заикание (логоневроз)– речевое нарушение, которое в большинстве случаев возникает в раннем возрасте. Представляет собой нарушение темпо-ритмической стороны речи, для которого характерно повторение слогов, слов, частые запинки и т.д.

ОНР (общее недоразвитие речи). К тяжелым нарушениям речи относится первая и вторая степень ОНР. Для первой степени характерно полное отсутствие речи, поэтому ребенок изъясняется только жестами, мимикой и т.д. При второй степени ОНР речь находится в зачаточном состоянии. Ребенок использует искаженные слова, он может строить лепетные предложения.

Ринолалия. Самой сложной и тяжелой формой является «открытая» ринолалия, возникающая вследствие врожденного расщепления мягкого или твердого неба. При этом дефекте отмечается позднее появление речи. Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива из-за носового оттенка. Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов. Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи. Все это затрудняет развитие социализации и коммуникативных функций у ребенка с ринолалией.

В некоторых источниках к ТНР относят и другие нарушения:

Дисфония (нарушение высоты, силы и тембра голоса).

Тахилалия (патологически ускоренный темп речи) и брадилалия (замедленная речь).

Каждое из этих нарушений может быть разной степени тяжести. В ряде случаев расстройство настолько тяжелое, что ребенок признается комиссией ограниченным в своих возможностях. Это уже является поводом к назначению группы инвалидности.

Речь и мышление ребенка с ОВЗ с общим недоразвитием речи

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Дети с ограниченными возможностями здоровья, поступающие в 1 класс общеобразовательной школы, имеют различные речевые нарушения, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи.

Бесплатные занятия с логопедом

Дети с ограниченными возможностями здоровья, поступающие в 1 класс общеобразовательной школы, имеют различные речевые нарушения, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи. Чтобы помочь адаптироваться в школе таким детям, учитель должен знать особенности ребенка с общим недоразвитием речи.

Речь и мышление ребенка с ОВЗ с общим недоразвитием речи

Инклюзивное образование в школе дало детям с ограниченными возможностями учиться в общеобразовательных учреждениях. Наиболее распространенная группа представлена детьми с различными речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи. И речь таких детей, как неотъемлемый процесс мышления, является предметом исследования ученых.

В современных адаптированных программах обучения детей с ограниченными возможностями указывается, что, обладая предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии мышления и без специального обучения с трудом овладевают нужными навыками для усвоения школьной программы.

Для развития мышления и речи детей с ограниченными возможностями необходимо проведение специально организованной коррекционной работы, включающей использование специально подобранных упражнений и заданий.

В процессе обучения в школе ребенок получает знания о свойствах предметов и явлений, закономерных связей между ними. Мыслительная деятельность заключается не только в умении познать окружающий мир, но и в умении действовать адекватно поставленной цели. Орудием мышления является речевая деятельность.

Мышление ребенка всегда направлено на решение какой-либо задачи. Это практическая и умственная работа, включающая в себя действия ориентировочно-исследовательского и познавательного характера.

Мышление человека появилось вместе с речью. И тезис о единстве мышления и речи является основополагающим. Речь является средством общения, необходимым для вовлечения ребенка в социальную среду. Если ребенок не владеет фразовой речью, если он не может планировать свое высказывание, то он не может утвердиться в детском социуме. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на психику ребенка и становление его личностных качеств.

Довольно часто встречающимся видом нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья является общее недоразвитие речи (ОНР). При общем недоразвитии речи у детей отмечается скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, нарушение слоговой структуры слова.

Нормально развивающийся ребенок, к моменту поступления в школу владеет всей системой родного языка: говорит связно; полно излагает свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения; без труда пересказывает рассказы и сказки; повторяет слова сложной слоговой структуры (регулировщик, виолончель); правильно определяет место звука в слове; составляет из заданных звуков слова.

Читайте также:
Сценарий логопедического утренника: Праздник правильной речи

Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. У них эти речевые функции недоразвиты. В речи ребенка слова характеризуются неточностью значения и звукового оформления. У детей нарушается согласование глагола и существительного в числе («кончилась уроки», «девочка сидят»), в роде («папа купила», «девочка пошел»). Прилагательные употребляются детьми крайне редко и не согласуются с существительными в роде и числе («красный варежка», «вкусная яблоко»).

Звуковая сторона речи также характеризуется существенными нарушениями. Это касается прежде всего звуков, сложных по артикуляции (свистящих, шипящих, плавных сонорных и др.). В речи детей воспроизводится контур двухсложных, трехсложных слов.

Однако четырех- и пятисложные слова воспроизводятся искаженно, количество слогов сокращается (милиционер — «мианей»,). При воспроизведении слов со стечением согласных наблюдаются пропуски согласных звуков, добавления гласных внутри стечения и другие искажения (облако — «олако», вилка— «вика»,). Фонематическое развитие детей значительно отстает от нормы.

У некоторых детей с общим недоразвитием речи отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. В целом в речи этих детей наблюдаются искажения звукослоговой структуры сложных слов, недостатки произношения. Дети используют в речи в основном простые предложения. Они допускают следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа («стулы», «ведры») смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах («висит ореха»).

Дефекты звуковой стороны речи детей также являются достаточно стойкими и тормозят успешное овладение речевыми коммуникативными умениями.

Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов. Фонематическое развитие отстает от нормального развития, что создает трудности для овладения чтением и письмом.

У детей с недоразвитием речи отмечается недоразвитие всех психических процессов, в том числе и мышления. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результаты мыслительной деятельности. Вопрос о развитии мышления является одним из вопросов развития познавательной сферы детей. Для части детей с недоразвитием речи характерно замедление темпа мыслительного процесса. Отрицательно влияют на процесс и результаты мышления эмоциональная возбудимость, двигательная расторможенность, отвлекаемость, невнимательность.

Они часто испытывают затруднения при классификации, особенно в случае сравнения двух и более признаков, с трудом восстанавливают последовательность событий, у них ограничены возможности удержания в памяти словесного образца, затруднены счетные операции.

Дети, у которых нарушается речевая сфера, с большими затруднениями усваивают действия мышления. Затруднения во многом определяются недоразвитием обобщающей функция речи и обычно успешно компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

Важная роль речи в развитии психической деятельности определяет необходимость комплексного подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья с общим недоразвитием речи. Этот ребенок нуждается в целой системе логопедических и психологических занятий, направленных на формирование всех функций речи, мышления, восприятия, представлений, на развитие памяти, интеллекта и целенаправленной деятельности.

Особенности речевых нарушений у детей с ОВЗ

  • Педагогический совет (1)
  • Кейсы (1)
  • Развитие ребенка от рождения до 5 лет (3)
  • Психологическая помощь (1)
  • Речевые патологии (1)
  • Использование информационно-коммуникационных технологий (1)
  • Формирование и развитие речи (1)
  • Дети с синдромом Дауна (1)
  • Расстройства аутистического спектра (7)
  • Все о развитии моторных навыков и умений (2)
  • Высшие психические функции (2)
  • Воспитание и обучение детей с ОВЗ (2)

Особенности речевых нарушений у детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: “дети с проблемами”, “дети с особыми нуждами”, “нетипичные дети”, “дети с трудностями в обучении”, “аномальные дети”, “исключительные дети”. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

· Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

· Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

· Дети с нарушением речи (логопаты);

· Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

· Дети с умственной отсталостью;

· Дети с задержкой психического развития;

· Дети с нарушением поведения и общения;

· Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Читайте также:
Конспект НОД 'Спортивная азбука'

Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья

У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте он с большим трудом понимает чужую речь. Со временем ребенок станет лучше понимать обращенную к нему речь, однако очень долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом.

Собственная речь детей появляется поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.

Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из штампованных фраз, в этих случаях принято говорить о пустой, эхолаличной речи.

Остановимся на речевых нарушениях умственно отсталых детей

Общие сведения о развитии речи детей с нарушением интеллекта

Недостатки познавательной дея­тельности у детей с интеллектуальной недостаточностью отражаются в их речи. Задерживает речевое развитие умственно отсталых детей и отставание в усвоении семантической стороны родного языка. Замедленное и нередко неправильное понимание речи и окружающих людей отрицательно сказывается на формировании фонематического слуха ребенка, затормаживая и качественно изменяя его речевое развитие.

Уже на ранних этапах жизни особую значимость приобретает активизация речевого общения ребенка с окружающими, особенно с матерью. Такая активизация предполагает постоянную, многократно повторяющуюся, четкую по произношению, простейшую по содержанию и построению, эмоционально насыщенную речь взрослого, обращенную к ребенку, непосредственно связанную с ним самим, с тем, что является для него жизненно важным. Возникновение и закрепление положительных эмоций на обращенную речь и на собственные попытки говорить служат основой для появления у ребенка внимания к звучащей речи, желание пользоваться ею. Существенная роль принадлежит практической деятельности ребенка, расширяющей его жизненный опыт и способствующей возникновению новых потребностей и интересов, что приводит к необходимости речевого общения со взрослыми и товарищами, повышает мотивацию речевой деятельности, побуждает к общению.

Характеристика нарушений речи у детей с нарушением интеллекта

По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи детей с нарушением интеллекта является слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах. В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.

Развитие моторики, в том числе и речевой, протекает замедленно, недифференцированно.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. Оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности.

При умственной отсталости в различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный).

Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизм речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего недоразвития мозговых систем, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речи.
У детей с умственной отсталостью встречаются все формы расстройств речи, как и у нормальных детей (дислалия, ринолалия, дисфония, дизартрия, алалия, дислексия, дисграфия, заикание, афазия и др.). Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект. Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.

Нарушение фонетической стороны речи

Фонетически неправильная речь создает препятствия для общения ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками, следствием чего становится речевая замкнутость, нерешительность, излишняя застенчивость, резко обнаруживается неуверенность в своих знаниях. Эти личностные черты усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития, снижают и без того слабую любознательность, не способствуют появлению новых интересов. Не четко воспринимая слова, имеющие сходно звучащие фонемы, умственно отсталый ребенок не замечает различий между этими словами и не усваивает значения каждого из них. Также трудно воспринимаются безударные и, следовательно, недостаточно отчетливо звучащие окончания. Это существенно замедляет овладение словарным составом и грамматическим строем языка, затормаживает продвижение в вербальном развитии.

Читайте также:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте

Поставленный звук умственно отсталые дети в течение долгого времени в спонтанной речи не используют, продолжая говорить неправильно. Это одно из проявлений инертности процессов высшей нервной деятельности, свойственной таким детям.

Овладение фонетически правильной речью затрудняется также и тем, что у детей с интеллектуальной недостаточностью не сформирована мотивация учебной деятельности.

Следующей особенностью нарушений звукопроизношения у таких детей является большая трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляторных установок. Наиболее распространенным является неумение произносить звук и правильно его использовать в самостоятельной речи.

Большое количество замен обусловлено не только трудностями тонкой моторной дифференциации, но и нарушениями слуховой дифференциации звуков, несформированностью операций слухового и кинестетического контроля, а также операции выбора фонем. Умственно отсталые дети часто заменяют один из согласных стечения фонетически сходным звуком. При воспроизведении стечении согласных заменяется, как правило, первый звук, особенно если это артикуляторно сложный звук ( цветы – “светы”).

Замены чаще всего осуществляются по признаку артикуляторно-акустического или акустического сходства ( р’ – л’, т’ – с’, ‘ ш – х, т – с, к – п, в – л, к – т). И лишь небольшое количество замен можно объяснить артикуляторным сходством звуков. Это свидетельствует о том, что важной причиной неправильного воспроизведения стечения согласных является неточность их слухового различения в слове.

Искажения структуры отдельного слога у умственно отсталых детей проявляются и в перестановках звуков соседних слогов ( кипарис – “пикарис). Гласные воспроизводятся правильно, а согласные переставляются. Искажения слоговой структуры на уровне слова проявляются в большинстве своем в пропусках слогов ( санитар – “сатар”). Пропуски слога наблюдаются в основном в середине слова ( медвежонок – “межонок”) или в начале слова (аптечка – “течка”).

Искажения слоговой структуры слова проявляются, начиная с 3-5 сложных слов, чаще в словах со стечением согласных. Многосложные слова, хорошо знакомые детям и часто употребляемые, реже искажаются, чем слова, мало знакомые и редко употребляемые.

Речь детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков. В одних случаях замедленная, в других – ускоренная. У заторможенных детей, голос тихий, слабый, немодулированный, а у возбудимых – крикливый, резкий.

Особенно выраженными являются нарушения просодической стороны речи у детей с болезнью Дауна. Темп речи замедленный, скандированный. Наблюдается брадилалия и неврозоподобное заикание. Распространенными у этих детей являются и голосовые расстройства (дисфония). Голос слабый, тусклый, сиплый, глухой, нарушена координация движений дыхательного, голосового, артикуляторного аппарата.

Недостатки лексической стороны речи

Словарный запас , которым располагают умственно отсталые дети, весьма ограничен. Это говорит о недостатках познавательной деятельности, слабом умении осмысливать, обобщать и отражать в речи окружающую действительность, а также свидетельствует о своеобразии общего психического развития.

Ограниченность словаря отчетливо обнаруживается при назывании детьми предметов и явлений окружающего мира, их внешних и функциональных свойств, выполняемых действий. Дети далеко не всегда знают названия многих, постоянно встречающихся им объектов, таких как перчатки, будильник, подоконник и др. В словаре мало слов, имеющих обобщающие значения, таких как « мебель», «одежда», «обувь» и т.п. Употребляя эти слова, дети далеко не всегда понимают их значения. В этом проявляется неумение обобщать объекты по основному признаку. Очень редко встречаются в речи слова, имеющие абстрактные значения. Их можно услышать преимущественно тогда, когда дети произносят механически заученные словосочетания. Весьма ограниченным кругом слов располагают для обозначения действий.

Чрезвычайно беден словарь словами, характеризующими свойства и качества предметов. Они обычно называют 2-3 признака рассматриваемого объекта или его изображения, но, пересказывая текст, пропускают встречающиеся в нем имена прилагательные. Особенно редко пользуются словами, характеризующими внутренние качества человека. Весьма не богат запас наречий и предлогов.

Часто смешивают наречия, выражающие пространственные отношения ( «вверху», «внизу», «близко», «далеко», «справа», «слева» и т.п.). Они заменяют их местоимениями « здесь», «там» и дополняют указательными жестами. Указательные местоимения «эта», «этот», «тот» нередко заменяют собой названия предметов. Слабо дифференцируют предлоги, частично сходные по своим значениям: « из» и «от», «на» и «в», «на» и «над» и др.

Положительных результатов можно добиться, подсказывая начальные буквы или первые слоги нужных слов, а также используя систему целесообразно составленных вопросов.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Пересказ фрагментов сказки Три поросёнка

Расширение, уточнение, активизация словарного запаса требует проведения целенаправленной работы, постоянного использования действенных и наглядных приемов обучения, а также системы специальных упражнений, вызывающих интерес и положительные эмоции, побуждающих активно употреблять приобретенные слова, закрепляя их в речи.

Нарушения грамматического строя речи

У умственно отсталых детей наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения.
Выявляются искажения в употреблении падежей. Наиболее сформированными оказываются формы именительного, винительного и родительного падежей имени существительного. Наибольшее количество ошибок встречается в употреблении творительного и всех предложно-падежных конструкций. Творительный падеж часто заменяется именительным , родительным, формой предложного падежа, предложный падеж – винительным. Нарушения использования предложно-падежных конструкций проявляются в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний.
Неправильное употребление падежей с предлогами наблюдается у умственно отсталых детей гораздо чаще, чем неправильное понимание тех же конструкций с предлогами.

Отмечаются нарушения в словосочетании наречия много и существительного, неправильное согласование существительного и числительного, существительного и прилагательного.

Дети неправильно употребляют форму родительного падежа множественного числа существительных: “много девочки”, “много курицы”. В некоторых случаях смешиваются окончания родительного падежа множественного числа различных склонений (” много рыбков”). Допускаются ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде, числе и падеже, особенно прилагательного с существительным в среднем роде (” красная платье”).

Характерными ошибками являются замены полной формы прилагательного краткой формой (” красны цветок“). В косвенных падежах отмечаются замены прилагательного именительным падежом (” на столике маленький”).
Средний род глаголов прошедшего времени в самостоятельной речи употребляется крайне редко, как и средний род существительных.
Функция словообразования у умственно отсталых детей является менее сформированной, чем словоизменение. Несформированность словообразования проявляется в трудности образования прилагательных от формы существительного ( камень – каменный), уменьшительно-ласкательных форм, глаголов с приставками ( влил – вылил – налил). В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов при этом очень незначительно (-ик, -очек, -чик, -онок, -енок, -от, -як, -к).

Характерными являются простые нераспространенные предложения. Употребляются и простые распространенные предложения, включающие чаще всего прямое дополнение ( Девочка рвет цветы), иногда обстоятельства места (Дети идут в школу).

В самостоятельной речи детей частыми являются фрагментарные предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо и подлежащего и сказуемого. Например, рассказ по картине: ” Мальчик рыбу ловит. Бросил. Побежал. На лодке катаются”.

Речь как правило, состоит из коротких, часто неполных простых предложений, в которых встречаются нарушения синтаксической структуры и предложно-падежных конструкций. Их рассказы представляют собой как бы цепочку из грамматически равнозначных предложений. Например, первоклассница говорит: « Я была на горке. Снег. Там каталась. Дима упал».

Переход к употреблению сложных предложений осуществляется медленно.

Нарушение связной речи

Становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. В процессе формирования связных высказываний умственно отсталые дети нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в подсказке. Особенно трудной для этих детей является контекстная форма речи. Ситуативная речь, т. е. с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию, осуществляется ими гораздо легче.
Связные высказывания мало развернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.
Более легко, чем самостоятельный рассказ, осуществляется у умственно отсталых детей пересказ. Но и их пересказ имеет ряд особенностей. Так, они пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. Обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений. На основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте.

Диалогическая речь не является полноценной. Потребность в общении у них снижена, побуждения к речи быстро исчерпываются.

Диалог возможен только при условии, если каждый из участвующих в нем слушает друг друга и откликается на реплики собеседника. Неустойчивость и слабая концентрация внимания мешают им воспринимать чужую речь.

Словесное оформление пересказов весьма несовершенно и имеет многие черты, присущие ситуативной (диалогической) речи. Дети пользуются преимущественно простыми, далеко не всегда правильно построенными и законченными предложениями. Словарь их беден. Наблюдаются многократное, назойливое повторение одних и тех же слов, неадекватные замены имен существительных личными и указательными местоимениями.

Читайте также:
Подгрупповое логопедическое занятие для детей 3-4 лет: Осень, Деревья

Особенности речевого развития у детей с ОВЗ

Содержимое публикации

Особенности речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического развития, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: “дети с особыми нуждами”, “нетипичные дети”, “дети с трудностями в обучении”, “исключительные дети”.

Дети с ограниченными возможностями здоровья это дети с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании:

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

Дети с нарушением речи (логопаты);

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Дети с умственной отсталостью;

Дети с задержкой психического развития;

Дети с нарушением поведения и общения;

Дети с множественными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Как правило, эти дети понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается дефект в произношении по причине недоразвития языка или голосовых связок, неправильного расположения зубов и пр. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи.

У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из штампованных фраз, они повторяют речь взрослого бессознательно (эхолалия).

Развитие детей с ОВЗ идет по тем же этапам, что и развитие нормотипичных детей, но в иных временных отрезках и со своими специфическими особенностями, характерными для того или иного заболевания/состояния.

Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР). Главное отличие ЗПР от умственной отсталости заключается в обратимости имеющихся у ребенка особенностей развития. Потенциальные возможности детей с задержкой психического развития достаточно высокие.

Особенности детей с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность, синдром Дауна) – медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, используются заученные речевые шаблоны; – дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации; – ребенок долгое время общается только вопросно-ответной формой, контекстная речь формируется с трудом; – внимание к речи окружающих и контроль за своей речью у детей снижены; – новые сведения усваиваются медленно.

Особенности детей с нарушением развития эмоционально-волевой сферы при раннем детском аутизме (РДА) Нарушение общения, контакта ребенка с окружающими. Феномен тождества Стереотипии Особенности речевого развития : мутизм, эхолалии, большое количество слов-штампов и фраз-штампов, фонографичность(«попугайность») речи, отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге.

Особенности детей с ДЦП Нарушение мышечного тонуса. Ограничение или невозможность произвольных движений. Наличие насильственных движений. Нарушения равновесия и координации движений. Нарушение ощущений движений. Синкинезии.

От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, педагогами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ

Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ.

Особенности речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка.

В российской и зарубежной специальной литературе широко представлены данные, свидетельствующие о том, что дети с нарушением интеллекта , не имея ни повреждений слуха, ни резких аномалий строения речевых органов, овладевают речью значительно позднее своих нормально развивающихся сверстников.

По данным М. Зеемана, У. Касселя, А. Шлезингера более 40% детей с нарушением интеллекта начинают говорить после трех лет. У таких детей задерживается не только развитие активной речи. Они значительно хуже своих нормальных сверстников понимают обращенную к ним речь. У ребенка с нарушением интеллекта ко времени поступления в школу, т.е. к 7 годам, практика речевого общения занимает меньший отрезок времени – всего три-четыре года. Причем темп развития его речи все эти годы резко замедлен, а речевая активность недостаточна. Разговорно-бытовая речь ребенка оказывается слаборазвитой. Это затрудняет его общение со взрослыми. Ребенок редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно. Значительно осложненным оказывается также выполнение поручений и заданий.

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме: Дом, Строительство

Специфика нарушений речи и их коррекция у детей с нарушением интеллекта определяется особенностями их высшей нервной деятельности и психического развития.

Структура речевого дефекта у детей с нарушением интеллекта обусловлена сложным взаимодействием биологических и социальных факторов.

У этих детей снижена регулирующая функция речи, которая в норме очень рано начинает играть важную роль в поведении ребенка. В процессе овладения навыками и умениями отсталые дети опираются больше на наглядный материал, чем на словесную инструкцию. Эти особенности являются основными причинами недоразвития речи у детей с нарушением интеллекта (В.Г.Петрова, В.И.Лубовский и другие).

Развитие речевой моторики у детей с нарушением интеллекта осуществляется замедленно, недифференцированно; затруднена координация дыхательных, фонаторных и артикуляционных движений в процессе речи.

Неточным, несформированным оказывается у детей как слуховой, так и кинестетический контроль за правильностью речевых движений.

Отмеченные ранние особенности психического развития детей данной категории существенно нарушают процесс овладения речевой функцией. Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия.

Нарушение познавательной деятельности приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка.

В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у детей с нарушением интеллекта с большим трудом формируются языковые обобщения, усваиваются закономерности языка.

У них так же отмечается резкое снижение потребности в речевом общении, что приводит к ограниченности речевых контактов и отрицательно сказывается на процессе овладения речью.

Таким образом, сложное взаимодействие анатомо-физиологических, психологических и социальных факторов определяет качественное своеобразие процесса речевого развития, большую распространенность и стойкость нарушений речи у детей с нарушением интеллекта .

Когнитивное и речевое развитие тесно связаны между собой, однако отсутствует непосредственная корреляция между степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи. Уровень речевого недоразвития большинства детей данной категории гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие.

В связи с этим Г.В.Сухарева выделила две группы олигофрений:

1. Олигофрения с недоразвитием речи;

2. Атипичная олигофрения, осложненная речевым расстройством.

Таким образом, у части детей с нарушением интеллекта отмечается недоразвитие речи, целиком обусловленное уровнем интеллектуального недоразвития, у большинства, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, отмечается тяжелое нарушение речевого развития, включающее разнообразные речевые расстройства.

Р.И. Лалаева (1988г.) отмечает, что у детей с нарушением интеллекта встречаются все формы нарушений речи, как и у нормальных детей. Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект.

Нарушения речи у таких детей носят системный характер, т.е. отмечается недоразвитие речи как целостной функциональной системы.

Рассмотрим нарушения речи детей с нарушением интеллекта более подробно.

Нарушения фонетической стороны речи.

Среди младших школьников с нарушением интеллекта такие нарушения наблюдаются у 40% – 60% всех учащихся младшего возраста школ VIII вида.

У таких детей, как и у детей в норме, чаще нарушаются артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, л-ль, р-рь. Наряду с искажением звуков отмечается большое количество замен, трудности использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляционных установок. Замены часто бывают вариативными: один и тот же звук умственно отсталый ребенок в одних случаях произносит правильно, а в других – пропускает или искажает в зависимости от звуко – слоговой структуры слова.

Искажение звуко – слоговой структуры слова проявляется как в нарушении количества, последовательности слогов, так и в нарушении структуры отдельного слога, особенно со стечением согласных. Искажения звуко – слоговой структуры слова разнообразны по своему характеру.

Речь детей с нарушением интеллекта часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная. У детей с синдромом Дауна темп речи замедленный, иногда отмечается скандированная речь. Часто у этих детей наблюдаются нарушения ритма речи органического генеза, голосовые расстройства.

Нарушения лексико-грамматической стороны речи.

У детей с нарушениями интеллекта наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным, нарушение процесса организации семантических полей. Они не знают названий многих предметов, частей предметов, в их словаре доминируют существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных, наречий, преобладают замены слов по семантическому сходству. Пассивный словарь шире активного, но он с трудом актуализируется; часто для его воспроизведения требуется наводящий вопрос; многие слова так и не становятся понятиями.

Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизме, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений, выявляются искажения в употреблении падежей, смешения предлогов, неправильные согласования существительного и числительного, существительного и прилагательного.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по экологии: Природа и мы

Функция словообразования менее сформирована, чем словоизменение. Для высказываний детей характерны простые, нераспространенные предложения, часто структурно не оформленные, с пропусками главных членов. Увеличение длины предложения происходит за счет перечисления событий, объединения предложений с помощью интонации и союза «и».

Формирование связной речи у данной категории детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Дети долго задерживаются на вопросно-ответной и ситуативной речи.

В процессе порождения связных высказываний они нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи в виде вопросов или подсказок. Особенно трудной для детей является контекстная форма речи. Недостаточно сформирована диалогическая речь из-за слабой ориентированности на собеседника.

Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными частями.

Более легко дается детям пересказ, однако не без издержек: пропускаются важные части текста, упрощенно передается содержание, дети не понимают причинно-следственные, временные и пространственные связи.

В дефектологической литературе имеются сведения о том, что учащиеся с нарушением интеллекта сложные предложения начинают употреблять в письменной речи раньше, чем в устной.

Нарушение аналитико-синтетической деятельности проявляется у таких детей в анализе морфологической структуры слова и предложения, звуковой структуре слов. Нечеткость представлений о звуко – слоговой структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв. Смутные представления о морфологической структуре слова на письме обуславливают множество аграмматизмов, искажений префиксов, суффиксов, окончаний, особенно в самостоятельном письме. Нарушение анализа структуры предложения обнаруживается в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова.

По мере перехода из класса в класс их письменная речь постепенно совершенствуется.

Исходя из всего вышесказанного, встает вопрос о коррекции недостатков развития речи детей с нарушением интеллекта .

Таким образом, у школьников с нарушением интеллекта наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения.

У детей с нарушением интеллекта чрезвычайно бедны и нечетки морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова и о синтаксических связях слов в предложении, недостаточно сформирована система грамматических значений. Недоразвитие лексико-грамматического строя речи особенно резко проявляется в связной речи.

Становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями.

Т.о., если сравнить речь детей в норме и речь детей с ОВЗ, можно выявить следующее. При нормальном речевом развитии дети свободно владеют фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют большой словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. У детей младшего школьного возраста сформировано правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

У детей с нарушением интеллекта наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным, нарушение процесса организации семантических полей. Они не знают названий многих предметов, частей предметов, в их словаре доминируют существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных, наречий, преобладают замены слов по семантическому сходству.

Следовательно, развитие связной речи младших школьников с ОВЗ – одна из важных задач, решаемых в образовательном процессе.

Используемая литература.

Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у учащихся с нарушением интеллекта на специальных уроках. (Аксенова А.К., Якубовская Э.В.// Дефектология. 1987- № 6).

Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, СВ. Зорина. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004

Лубовский В.И. Специальная психология.- М.- Академия, 2003

Петрова В.Г. Развитие речи умственно отсталых учеников // Дети с ограниченными возможностями: Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2007

Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении), т. 3. М., 1965

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: